А ты не летчик…. Браслет в рыбацкой сети

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944). Его служба в качестве пилота самолета-разведчика была постоянным вызовом здравому смыслу: Сент-Экзюпери с трудом втискивал в тесную кабину свое грузное, изломанное в многочисленных катастрофах тело, на земле он страдал от 40-градусной алжирской жары, в небе, на высоте десять тысяч метров, - от боли в плохо сросшихся костях. Он был чересчур стар для военной авиации, внимание и реакция подводили его - Сент-Экзюпери калечил дорогие самолеты, чудом оставаясь живым, но с маниакальным упрямством вновь поднимался в небо. Закончилось это так, как должно было закончиться: во французских авиационных частях зачитают приказ о подвиге и награждении бесследно исчезнувшего майора де Сент-Экзюпери.


Мир потерял удивительно светлого человека. Пилоты группы дальней разведки вспоминали, что весной и летом 1944 года Сент-Экзюпери казался "потерявшимся на этой планете" - он по-прежнему умел делать счастливыми других, но сам был глубоко несчастен. А друзья говорили, что в 44-м опасность была ему нужна, "как таблетка болеутоляющего"; Сент-Экзюпери и раньше никогда не боялся смерти, теперь же он ее искал.

Маленький принц бежал с Земли на свою планетку: одна-единственная роза казалась ему дороже всех богатств Земли. Такая планетка была и у Сент-Экзюпери: он постоянно вспоминал детство - потерянный рай, куда не было возврата. Майор все время просил дать ему для патрулирования район Аннесси и, окутанный облачками от разрывов зенитных снарядов, скользил над родным Лионом, над замком Сент-Морис де Реман, когда-то принадлежавшим его матери. С тех пор прошла не одна - несколько жизней, но только здесь он был по-настоящему счастлив.

Серые стены, увитые плющом, высокая каменная башня - в раннем средневековье ее сложили из больших круглых валунов, а в XVIII веке перестроили. Когда-то господа де Сент-Экзюпери пересиживали здесь набеги английских лучников, рыцарей-разбойников и собственных крестьян, а в начале XX века изрядно обветшавший замок приютил овдовевшую графиню Мари де Сент-Экзюпери и ее пятерых детей. Мать и дочери заняли первый этаж, мальчики обосновались на третьем. Огромная входная зала и зеркальная гостиная, портреты предков, рыцарские латы, драгоценные гобелены, обитая штофом мебель с полустершейся позолотой - старый дом был полон сокровищ, но маленького Антуана (в семье все звали его Тонио) привлекало не это. За домом был сеновал, за сеновалом - огромный парк, за парком тянулись поля, все еще принадлежащие его роду. На сеновале рожала черная кошка, в парке жили ласточки, в поле кувыркались кролики и шныряли крошечные мыши, для которых он строил домики из щепок, - живность занимала его больше всего на свете. Он пробовал приручать кузнечиков (Тонио сажал их в картонные коробки, и они погибали), выкармливал птенцов ласточки смоченным в вине хлебом и рыдал над опустевшим мышиным домиком - свобода оказалась дороже ежедневной порции крошек. Тонио дразнил брата, не слушал гувернантку и вопил на весь дом, когда мать шлепала его сафьяновой туфлей. Маленький граф любил все, что его окружало, и все любили его. Он пропадал в поле, отправлялся в дальние походы вместе с лесником и думал, что так будет продолжаться вечно.

Детьми занималась гувернантка, на домашних праздниках они танцевали, одетые в камзолы XVIII века; их воспитывали в закрытых колледжах - образование Антуан завершил в Швейцарии...

Но мадам де Сент-Экзюпери знала цену этой благодати: положение семьи было отчаянным. Граф Жан де Сент-Экзюпери скончался, когда Тонио не было и четырех лет, состояния он не оставил, а имение приносило все меньший доход. Заботиться о своем будущем детям предстояло самим - взрослый мир, поджидавший разорившихся аристократов за воротами замка, был холоден, равнодушен и пошл.

До 16 лет юный граф жил совершенно беззаботно - Тонио притаскивал домой животных, возился с моделями моторов, дразнил брата и изводил учительницу сестер. Мыши все время разбегались - и он принес в замок белую крысу; зверюшка оказалась на удивление ласковой, но в один скверный день с ней разделался не переносивший грызунов садовник. Потом в нем проснулся Эдисон, и он принялся собирать механизмы. Телефон из жестянок и консервных банок работал отлично, а паровой двигатель взорвался прямо в руках - от ужаса и боли он потерял сознание. Затем Тонио увлекся гипнозом и терроризировал бонну, обожавшую сладкое, - наткнувшись на повелительный взгляд ужасного ребенка, несчастная старая дева замирала над коробкой вишни в шоколаде, как кролик перед удавом. Антуан был проказлив и очарователен - ладный, крепкий, со светло-русой кудрявой головой и мило вздернутым носом...

Детство кончилось, когда от лихорадки умер любимый брат Франсуа. Он завещал Антуану велосипед и ружье, причастился и отошел в мир иной - Сент-Экзюпери навсегда запомнил его спокойное и строгое лицо. Тонио уже семнадцать - впереди военная служба, а затем надо думать о карьере. Детство кончилось - и вместе с ним исчез прежний золотоволосый Тонио. Антуан вытянулся и подурнел: волосы распрямились, глаза округлились, брови почернели - теперь он был похож на совенка. В большой мир вышел нескладный, застенчивый, нищий, не приспособленный к самостоятельной жизни, исполненный любви и веры юнец - и мир тут же набил ему шишки.

Антуана де Сент-Экзюпери призвали в армию. Он выбрал авиацию и отправился служить в Страсбург. Мать давала ему денег на квартиру: сто двадцать франков в месяц (для мадам де Сент-Экзюпери это была очень большая сумма!), и у сына появилось пристанище. Антуан принимал ванну, пил кофе и звонил домой по своему собственному телефону. Теперь у него было время для досуга, и он не мог не влюбиться.

Мадам де Вильморен была настоящей светской дамой - молодая вдова со связями, состоянием и большими амбициями. Ее дочь Луиза славилась умом, образованностью и нежной красотой. Правда, она не отличалась крепким здоровьем и около года провела в постели, но это только добавляло ей очарования. Луиза, утопая в подушках, принимала гостей в тончайшем пеньюаре - и двухметровый здоровяк Сент-Экзюпери совершенно потерял голову. Он написал матери, что встретил девушку своей мечты, и вскоре сделал предложение.

Такая партия была бы идеальной для обедневшего аристократа, но мадам де Вильморен будущий зять пришелся не по вкусу. У юноши нет ни состояния, ни профессии, а вот странностей хоть отбавляй - и ее дочь всерьез собирается сделать эту глупость! Госпожа Вильморен плохо знала свое дитя: Луизе, конечно, нравилась роль невесты графа, но замуж она не спешила. Все кончилось, когда Сент-Экзюпери, взявшийся без ведома начальства испытывать новый самолет, рухнул на землю через несколько минут после взлета. Он пролежал в больнице несколько месяцев, и за это время Луизе надоело ждать, у нее появились новые поклонники; девушка подумала и решила, что мать, пожалуй, права.

Сент-Экзюпери будет помнить ее всю жизнь. Шли годы, но он все писал Луизе, что по-прежнему ее помнит, что она все так же ему нужна... Луиза уже жила в Лас-Вегасе: туда ее увез муж, занимавшийся торговлей. Он месяцами пропадал по своим делам, в городке то и дело бушевали пыльные бури, и когда Луиза выходила из дома, ковбои спешивались и свистели вслед. Ее жизнь не удалась, а Антуана, к этому времени уже известного писателя, изводили просьбами об автографах... Луизе это казалось странным недоразумением: бывший жених казался ей самым большим неудачником из всех, кого она знала.

Армейская служба подошла к концу, и Сент-Экзюпери отправился в Париж. Годы, последовавшие за этим, стали сплошной цепью неудач, разочарований и унижений. Он с треском провалил экзамен в Морскую академию и, по установленным во Франции правилам, потерял право на высшее образование. Бессмысленные и бесплодные занятия архитектурой, жизнь за счет матери (на этот раз она сняла ему очень плохую квартиру - деньги семьи кончались), обеды у знакомых, завтраки в дешевых кафе и ужины на светских раутах, удручающе однообразные Колетты и Полетты - вскоре Антуан устал и от них, и от себя самого. Он жил как птица небесная: поселившись у великосветских знакомых, граф мог уснуть в ванне, затопить нижний этаж и, проснувшись от яростного вопля хозяйки, спросить ее с трогательным укором: "Почему ты так ужасно ко мне относишься?" Антуан поступил на службу в контору черепичного завода и, уснув посреди рабочего дня, пугал сослуживцев криком: "Мама!" Наконец чаша директорского терпения переполнилась, и потомок рыцаря Святого Грааля, в чьем роду были управляющий королевским двором, архиепископы и полководцы, стал коммивояжером. И прежняя и нынешняя работа внушала ему глубокое отвращение; из дома по-прежнему приходили деньги, и он тратил их на частные уроки, которые брал у профессоров Сорбонны.

А потом мать написала Антуану, что ей придется продать замок... И милый парижский шалопай, считавший себя законченным неудачником, ступил на путь, приведший его к славе.

Дидье Дора, директор авиакомпании "Лакоэтер", вспоминал, как в его кабинет вошел "рослый молодец с приятным голосом и сосредоточенным взглядом", "оскорбленный и разочарованный мечтатель", решивший стать пилотом. Дора отправил графа де Сент-Экзюпери к механикам, где тот с наслаждением принялся возиться с моторами, пачкая руки в смазке: впервые после замка Сент-Морис де Реман он чувствовал себя по-настоящему счастливым.

Молитвенная скамеечка, обтянутая потертым красным бархатом, кувшин с горячей водой, мягкая постель, любимый зеленый стульчик, который он повсюду таскал за собой, ища по замку мать, старый парк - все это снилось ему в Париже, а в аэропорту Кап-Джуби, зажатом песками Аравийской пустыни, как-то забылось. Он спал на двери, положенной на два пустых ящика, писал и ел на перевернутой бочке, читал при свете керосиновой лампы и жил в ладу с собой - для внутреннего равновесия ему были необходимы ощущение постоянной опасности и возможность совершить подвиг. Дидье Дора был мудрым человеком: он знал, что у него есть пилоты и получше Экзюпери, но никто из них не может повести за собой других людей. С Антуаном чувствовали себя легко и свободно самые разные люди: ему были интересны все, и к каждому он находил свой ключ. Дора сделал его начальником аэропорта в Кап-Джуби, и в написанном через несколько лет представлении к ордену Почетного легиона о Сент-Экзюпери говорилось: "...Пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела, проявлял замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность, провел несколько блестящих операций. Неоднократно летал над наиболее опасными районами, разыскивая взятых в плен враждебными племенами летчиков Рене и Серра. Спас раненый экипаж испанского самолета, едва не попавший в руки мавров. Без колебаний переносил суровые условия жизни в пустыне, постоянно рискуя жизнью..."

Когда Сент-Экзюпери уезжал в Африку, за плечами у него был один-единственный опубликованный рассказ. В пустыне он начал писать: его первый роман "Южный почтовый" принес ему известность. Во Францию он вернулся знаменитым писателем - с ним заключили договор на семь книг сразу, у него появились деньги. Из авиации он ушел, после того как потерял работу его друг и начальник Дидье Дора. К этому времени Антуан де Сент-Экзюпери был женатым человеком...

Они встретились в Буэнос-Айресе, куда Сент-Экзюпери перевели с повышением - техническим директором компании "Аэропоста Аргентина". Консуэло Гомес Каррило была крошечной, неистовой, стремительной и непостоянной - она успела дважды побывать в браке (ее второй муж покончил жизнь самоубийством), любила приврать и обожала Францию. Под конец жизни она и сама запуталась в версиях собственной биографии: существуют четыре версии, описывающие их первый поцелуй.

С буэнос-айресского аэродрома взмывает самолет и делает круг над городом: Сент-Экзюпери отрывается от штурвала, наклоняется к Консуэло и просит его поцеловать. В ответ пассажирка говорит, что: а) она же вдова, б) в ее стране целуют только тех, кого любят, в) некоторые цветы, если к ним приблизиться чересчур резко, сразу закрываются, г) она никого никогда не целовала против своей воли. Сент-Экзюпери пригрозил спикировать в реку, и она поцеловала его в щеку - через несколько месяцев Консуэло получила восьмистраничное письмо, заканчивавшееся словами: "С вашего разрешения ваш супруг".

Потом она прилетела к нему в Париж. Они поженились, а вскоре Антуана перевели в Касабланку - теперь он был по-настоящему счастлив. Консуэло была законченной мифоманкой и лгала так же естественно, как дышала, зато она могла увидеть в шляпе удава, проглотившего слона... Она была очаровательно непоседлива и, по словам друзей Сент-Экзюпери, "в беседе перепрыгивала с темы на тему, как козочка". Сутью этой верткой, слегка безумной девушки были ветреность и непостоянство, зато ее надо было опекать и защищать. Сент-Экзюпери чувствовал себя в своей стихии: в замке Сент-Морис де Реман он приручал кроликов, в пустыне - лис, газелей и пум, теперь ему предстояло опробовать свой дар на этом полудиком, неверном, прелестном существе.

Он был уверен, что у него получится: Сент-Экзюпери приручал всех, кто его окружал. Его обожали дети - он делал для них забавные бумажные вертолетики и отскакивавшие от земли мыльные пузыри с глицерином. Его любили взрослые, он славился как талантливый гипнотизер и виртуозный карточный фокусник; говорили, что последним он обязан своим необычайно ловким рукам, а разгадка между тем была в другом. Антуан моментально понимал, кто перед ним: скряга, ханжа или безалаберный добряк - и тут же чувствовал, какую карту тот загадает. Он никогда не ошибался, его суждения о людях были абсолютно верными - со стороны Сент-Экзюпери казался настоящим волшебником.

Он был необычайно добр: когда у него водились деньги, давал в долг направо и налево, когда они заканчивались - жил за счет друзей. Сент-Экзюпери мог запросто приехать к знакомым в полтретьего ночи, в пять утра позвонить семейным людям и начать читать только что написанную главу. Ему прощали все, ведь он и сам отдал бы другу последнюю рубашку. Возмужав, он стал необычайно привлекателен: чудесные глаза, фигура, словно сошедшая с древнеегипетских фресок: широкие плечи и узкие бедра образовывали почти идеальный треугольник... Такой мужчина, как он, мог сделать счастливой любую женщину - кроме Консуэлы Гомес Каррило.

Бедняжка вообще не могла быть счастливой: она постоянно жаждала новых приключений и потихоньку сходила с ума. Это еще больше привязывало к ней Сент-Экзюпери: за взрывами беспричинного гнева он видел скрытую нежность, за предательством - слабость, за безумием - ранимую душу. Роза из "Маленького принца" была списана с Консуэло - портрет получился точным, хотя и сильно идеализированным.

Первое время вид этой пары радовал душу: когда мсье и мадам де Сент-Экзюпери покинули Касабланку, местное общество словно осиротело. А Консуэло все позже приходила домой: у нее появились собственные друзья, и она стала завсегдатаем ночных клубов и артистических кафе. Она делалась все более странной: на прием графиня де Сент-Экзюпери могла прийти в лыжном костюме и горных ботинках. На одном из коктейлей она юркнула под стол и провела там весь вечер - на свет божий время от времени показывалась лишь ее рука с опустевшим бокалом.

О скандалах, разыгрывавшихся в доме Сент-Экзюпери, судачил весь Париж: Антуан никому не говорил о своих личных проблемах, зато Консуэло сообщала о них каждому встречному. Знаменитая авиакатастрофа 1935 года, когда Сент-Экзюпери во время перелета Париж-Сайгон на скорости 270 километров врезался в песок Ливийской пустыни, тоже была результатом домашних склок: вместо того чтобы выспаться перед вылетом, он полночи искал Консуэло по барам. Сент-Экзюпери сбился с маршрута, упал в двухстах километрах от Каира, встретил Новый год среди раскаленных песков, шагая вперед - под палящим солнцем, без воды и пищи. Его спас случайно встретившийся арабский караван. В Париже победителя пустыни ждали восторженные газетчики и вечно недовольная жена.

К началу Второй мировой войны Антуан был уже надломленным человеком: его измотала личная жизнь. Он искал утешение у других женщин. Но оставить Консуэло не мог - ее он любил, а любовь всегда сродни безумию. Уйти он мог только на войну: в 1940 году Сент-Экзюпери пилотирует высотный разведчик "Блох" и снова наслаждается скоростью, свободой и облачками разрывов зенитных снарядов вокруг своего самолета.

Фронт прорван, немецкие танки рвутся к Парижу, дороги забиты толпами обезумевших беженцев. Сент-Экзюпери перегоняет в Алжир старый "Фарман", в который каким-то чудом уместились все летчики его эскадрильи. Из Африки он возвращается в Париж, а затем эмигрирует: Антуан не может жить в оккупированной стране. Но и в Нью-Йорке ему нет покоя - он пишет очень похожего на "последнее прости" "Маленького принца", не учит английский и тоскует по Консуэло. Жена приезжает - и возвращается ад: друзья рассказывают, как на одном из званых вечеров она битый час бросала ему в голову тарелки. Сент-Экзюпери с вежливой улыбкой ловил посуду, ни на секунду не прекращая говорить, - рассказчик он, как известно, был превосходный.

Консуэло всем и каждому жаловалась на его импотенцию: почему она должна расплачиваться за постоянные аварии мужа и его страсть к высоте?! Но других женщин это не смущало: у Сент-Экзюпери завязались романы с молодой актрисой Натали Пали, художницей Хеддой Стерни, бежавшей в Америку из Румынии; ему была готова посвятить жизнь юная Сильвия Рейнхардт. И хотя он не знал ни слова по-английски, а Сильвия не владела французским, им все же было хорошо вместе: она дарила ему тепло и покой, он читал ей свои рукописи, и то, в чем обвиняла мужа Консуэло, девушку совершенно не волновало. Сент-Экзюпери проводил у Сильвии все вечера, а на ночь возвращался домой и волновался, когда не находил там Консуэло, - он не мог с ней жить, но и обойтись без нее был не в состоянии.

На войну он отправился так же, как Маленький принц в путешествие по другим планетам, - ясно сознавая, что назад дороги нет. Понимало это и военное начальство, сделавшее все, чтобы Сент-Экзюпери не сел за штурвал самолета-разведчика, - в авиации его легендарная рассеянность стала притчей во языцех. Он и в молодости летал не по расчету, а по инстинкту, забывал захлопнуть дверцу, убрать шасси, подключал пустой бензобак и садился не на те дорожки. Но тогда его выручало исключительное внутреннее чутье, помогавшее спастись даже в самых безвыходных ситуациях, а теперь он был немолод, несчастен и очень нездоров - каждый пустяк превращался для него в мучение.

Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Они тряслись над ним, как нянька над ребенком, к самолету его постоянно сопровождал встревоженный эскорт. На него натягивают комбинезон, а он не отрывается от детектива, ему что-то говорят, а он, по-прежнему не выпуская из рук книжку, поднимается в самолет, захлопывает дверь кабины... И летчики молятся о том, чтобы он отложил ее хотя бы в воздухе.

Грузный, стонущий во сне, с криво висящими орденом Почетного легиона и Военным крестом, в бесформенной фуражке - всем, кто был вокруг, хотелось его спасти, но Сент-Экзюпери слишком сильно рвался в воздух.

Он требовал, чтобы все вылеты в район Аннесси, где прошло его детство, остались за ним. Но ни один из них не прошел благополучно, и там же оборвался последний полет майора де Сент-Экзюпери. В первый раз он едва ускользнул от истребителей, во второй - сдал кислородный прибор и ему пришлось спуститься на опасную для безоружного разведчика высоту, в третий - отказал один из моторов. Перед четвертым вылетом гадалка предсказала, что он погибнет в морской воде, и Сент-Экзюпери, со смехом рассказывая об этом друзьям, заметил, что она скорее всего приняла его за моряка.

Пилот "Мессершмитта", патрулировавшего этот район, отрапортовал о том, что расстрелял безоружный "Лайтнинг П-38" (точно такой же, и у Сент-Экзюпери), - подбитый самолет отвернул, задымил и рухнул в море. Люфтваффе не засчитало ему победу: свидетелей боя не оказалось, а обломков сбитого самолета не нашли. И красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжала жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам - так же, как и его Маленький принц...

Тайна гибели Антуана де Сент-Экзюпери, гениального писателя, патриота и антифашиста, но плохого пилота.

31 июля 1944 года не стало летчика Антуана де Сент-Экзюпери. Одновременно не стало и великого писателя, одна только повесть которого «Маленький принц» была переведена на 180 языков, а ее общий тираж уже превысил 134 млн экземпляров, что уступает только «Библии». Но вот обстоятельства гибели этого яркого человека до сих пор вызывают споры. В ряде источников утверждается, что он был «незаурядным летчиком», что он «геройски погиб на боевом посту», «за штурвалом военного самолета», «в бою с фашистами» и т. д. Но так ли все это было на самом деле?

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе в семье графа Жана-Марка де Сент-Экзюпери и Мари Бойе де Фонколомб. В 12-летнем возрасте он впервые увидел самолеты, и юному Антуану повезло - он упросил пилота (а это был знаменитый Габриэль Вроблевски-Сальвез) взять его с собой в полет. При этом он испытал такое блаженство, что больше не мыслил себя без неба. В 21 год он начал службу во 2-м авиационном полку, базировавшемся в Страсбурге. Служил он механиком, а уроки пилотажа брал за свой счет.

Первый полет Экзюпери совершил 9 июля 1921 года. А весной 1923 года с ним случилась первая серьезная авария. Он получил тяжелую травму головы, и после этого его вообще комиссовали из армии по состоянию здоровья. Следующие два года Экзюпери работал мелким чиновником в заводской конторе. Однако не летать он уже не мог, а посему в 26 лет поступил на работу в фирму «Латекоэр» (будущую «Аэропосталь») - в службу доставки авиапочты из Тулузы в Дакар.

Не прошло и года, как его назначили начальником промежуточного аэродрома в Кап-Джюби в Марокко. Он совершал длительные и сложные полеты, он не раз и не два попадал в аварии, чудом избегая гибели. В воспоминаниях коллег он остался летчиком рассеянным, забывчивым, часто терявшимся в бесконечности воздушного пространства. Параллельно он писал книги, сделавшие его знаменитым.

На фото: ТЯЖЕЛЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Р-38 LIGHTNING, НА КОТОРОМ ЛЕТАЛ АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ


СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ - ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК

В сентябре 1939 года Экзюпери был вновь мобилизован и произведен в капитаны. Со здоровьем у него были большие проблемы, плюс в свои годы он уже считался безнадежно старым для военного летчика. Тем не менее он приложил максимум усилий, чтобы участвовать в боевых действиях. «Антуан, - уговаривали его друзья, - тебе уже 39 лет, у Франции тысячи пилотов и только один Сент-Экзюпери, не рискуй собой». Но все напрасно. Скрыв реальное состояние своего здоровья, ему удалось добиться зачисления во французские ВВС. Он оказался в составе разведывательной авиа-

Группы, вооруженной самолетами Bloch-174.

Но война была на удивление быстро проиграна, и Сент-Экзюпери покинул Францию, уехав в США (там, кстати, он и написал своего «Маленького принца»).

Однако уже в ноябре 1942 года, когда войска союзников высадились в Северной Африке, писатель начал добиваться назначения в ВВС созданной генералом де Голлем «Сражающейся Франции». В апреле 1943 года он возобновил службу в Тунисе, где собрались уцелевшие французские летчики, рвавшиеся в бой. Потом он попал в разведывательную авиагруппу II/33, базировавшуюся на Сардинии.

К этому времени авиагруппа II/33 была перевооружена и оснащена новейшими высотными самолетами-разведчиками F-4 Lightning и F-5 Lightning, оснащенными фотооборудованием. Это были лишенные вооружения модификации тяжелого двухмоторного истребителя P-38 Lightning американской фирмы «Локхид».

Длительные полеты на большой высоте требовали от пилотов «Лайтнингов» особой физической выносливости. Американским командованием даже был установлен возрастной ценз - 35 лет. Экзюпери же уже было 43 года, и он с трудом втискивался в узкую кабину самолета-разведчика. Тем не менее он добился своего, и ему разрешили летать.

Первый разведывательный полет прошел без проблем, а вот во время второго (1 августа 1943 года) при посадке Экзюпери немного не рассчитал, и самолет проскочил посадочную полосу, уткнувшись в виноградник и получив повреждения. Потом (5 ноября 1943 года) имел место еще один несчастный случай. Этого оказалось достаточно, чтобы «незаурядного летчика» отстранили от боевых полетов.

Для Сент-Экзюпери это было равносильно катастрофе.

«Я уже устал сам от себя, - писал он чуть позже. - От своих запутанных мыслей по всякому поводу. Я словно сам у себя в тюрьме. И в других отношениях я тоже заключен в символическую тюрьму <…> Я совершенно пал духом. <…> Никогда еще я не испытывал подобного бесплодного изнурения. Это ужасно. Эх, всего два месяца назад так здорово было вылетать на «Лайтнинге» на задания! Эти болваны американцы сами не знают, что они со мной делают, лишая меня полетов».

Однако ему помог полковник Лионель-Макс Шассэн, который, став командиром 31 й эскадрильи бомбардировщиков, добился назначения майора Экзюпери своим заместителем. Произошло это весной 1944 года. Но его другу Сент-Эксу не по душе были бомбардировщики, он хотел вернуться в воздушную разведку. И в конце концов его снова перевели в авиагруппу II/33 - правда, «в порядке исключения».

В результате Экзюпери пять раз вылетал на разведку на F-5 Lightning (все время на разных машинах). Выполнив пять «разрешенных» вылетов, он стал настаивать на новых заданиях. Своим молодым сослуживцам он при этом говорил: «Для всех вас одним вылетом больше, одним меньше - не имеет никакого значения. Вы должны понимать, что летать мне осталось совсем недолго, так что для меня каждый вылет очень важен».

КАРТА ПЕРЕМЕЩЕНИЙ САМОЛЕТА ЭКЗЮПЕРИ


ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

17 июля 1944 года авиагруппа II/33 обосновалась на Корсике - в Борго, что неподалеку от Бастии. Сент-Экс к тому времени совершил еще три вылета, а 31 июля он должен был совершить свой девятый вылет с соседнего аэродрома в Поретта. Его задачей была фотосъемка района Гренобль-Шамбери-Анси, необходимая для подготовки десанта союзников в Провансе (он был предусмотрен на 15 августа).

Он принял у техника самолет-разведчик F-5B-1-LO LAC 2734, модификацию истребителя P-38 Lightning, и поднялся в воздух.

Какое-то время его сопровождала находившаяся неподалеку РЛС, но перед пересечением французского побережья самолет Сент-Экса вышел из зоны ее видимости. В расчетное время (13.00) он не вернулся, и последние надежды на благополучный исход полета исчезли в 14.30, когда в баках «Лайтнинга» Экзюпери должно было закончиться топливо. Вечером того же дня был составлен рапорт о том, что пилот с задания не вернулся и его следует считать пропавшим без вести.

Друзья не хотели верить в гибель Сент-Экса, надеялись, что он совершил где-то вынужденную посадку или в худшем случае его сбили и он попал в плен. Но летчик бесследно исчез вместе со своим самолетом, и в апреле 1948 года майор Антуан де Сент-Экзюпери был официально признан «погибшим за Францию».

«СВИДЕТЕЛИ» ПРОИЗОШЕДШЕГО

Долгое время об обстоятельствах смерти знаменитого писателя ничего не было известно. Естественно, рассматривалось несколько вер сий исчезновения «Лайтнинга»: от аварии до самоубийства пилота, здоровье которого после нескольких серьезных аварий было сильно подорвано.

По одним версиям, самолет создателя «Ночного полета», «Планеты людей» и «Маленького принца» упал в море на большой скорости и почти вертикально. Якобы в момент столкновения с водой произошел взрыв. Обломки машины разметало под водой на огромном пространстве. В любом случае ни одного фрагмента человеческих останков так и не было обнаружено.

Тем не менее уже в 1950 году один пастор из Экс-ла-Шапель вдруг заявил, что самолет Экзюпери был сбит немецким «Фокке-Вульфом». Потом, в 1972 году, последовало посмертное свидетельство немецкого офицера Роберта Хейшеля, что это именно его Focke-Wulf 190 сбил Экзюпери.

Затем один человек объявил, что якобы лично наблюдал воздушный бой 31 июля 1944 года. Он рассказал, что тогда ему было 15 лет и он жил с родителями в «южном городе Бриньоле». Якобы в тот день он видел, как на «Лайтнинг» напали два немецких истребителя. Но имело ли это отношение к Экзюпери? Вряд ли, ибо Бриньоль расположен примерно в 40 км от ближайшего побережья.

Потом, уже в начале 1990 х годов, последовало сообщение одной жительницы Каркерана, что она якобы видела, как сбили «Лайтнинг». Она утверждала также, что потом море выбросило на берег труп неизвестного летчика и его похоронили на местном кладбище. Но был ли это Экзюпери? Установить это не удалось.

СЕНСАЦИОННАЯ НАХОДКА МАРСЕЛЬСКОГО РЫБАКА

Наконец 7 сентября 1998 года марсельский рыбак Жан-Клод Бьянко обнаружил в сетях необычный предмет. Он находился в море на борту своего корабля «Горизонт». Около полудня его люди вытащили трал с рыбой, и в нем оказался серебряный браслет, на котором было выгравировано: Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) - c/o Reynal and Hitchcock Inc.- 386 4th Ave N. Y. City - USA. Это имя и фамилия Экзюпери, имя его жены, а также название и адрес американского издательства, выпустившего книгу «Маленький принц».

Естественно, находка стала настоящей сенсацией. Прежде всего обратились к наследникам писателя, и Фредерик де Жиро д’Аге, его внучатый племянник, вспомнил, что Экзюпери действительно носил подобный браслет. Подлинность находки подтвердили и эксперты. Но никто не мог понять, как этот браслет оказался в море недалеко от Марселя? Вскоре в прессе стали появляться сообщения о том, что браслет фальшивый. Потом в подлинности браслета засомневались даже наследники Экзюпери. Дело едва не закончилось судебным иском против Жана-Клода Бьянко, обвиненного в мошенничестве…

И вновь посыпались версии. Была составлена компьютерная модель падения самолета. Стали говорить о том, что Экзюпери, впав в депрессию, сам направил свой самолет в пике, желая таким образом покончить с собой. Приводились его последние строки, написанные перед последним вылетом Пьеру Даллозу, умершему в мае 1992 года: «Если я погибну, я ни о чем не буду сожалеть. Муравейник будущего внушает мне ужас. И я ненавижу добродетель роботов…»

ПРИЗНАНИЕ ХОРСТА РИППЕРТА

А в марте 2008 года ведущие мировые информационные агентства сообщили: бывший пилот Люфтваффе Хорст Рипперт, родившийся в 1922 году, признался, что это он сбил самолет Экзюпери.

Якобы именно он 31 июля 1944 года поднялся в воздух на истребителе Messerschmitt Bf 109. Примерно в полдень в 3000 м под собой он увидел истребитель с французскими опознавательными знаками. Пилот, похоже, не заметил противника и не предпринял никаких маневров, чтобы уйти или принять бой. И немецкий ас с первого захода поразил «француза». Это был 28 й самолет, сбитый Риппертом в той войне, и произошло это над Средиземным морем, неподалеку от Тулона.

85-летний Хорст Рипперт заявил, что не видел лица человека, который сидел за штурвалом, и что он никогда не стал бы стрелять в Экзюпери.

«Сначала я его преследовал, - сказал Рипперт, - потом сказал себе: если ты будешь уклоняться от боя, я тебя собью. Я выстрелил, задел его, самолет рухнул. Прямо в воду».

Далее Рипперт признался, что в молодости обожал книги Экзюпери, что потом он понял, чей самолет сбил, хотя долго надеялся, что это был кто-то другой, а теперь якобы захотел «подвести итог жизни, пусть даже мучительный».

Признание Рипперта было сделано под нотариальное обязательство не разглашать его имя, пока он жив. Но вот можно ли верить таким «свидетельствам»?

Прежде всего причем тут Тулон? Во-вторых, в документах «Люфтваффе» (а немцы всегда были очень аккуратными людьми) 31 июля 1944 года не было зафиксировано ни одного сбитого французского самолета в районе исчезновения Экзюпери. В-третьих, найденные на дне моря обломки его самолета не имели явных следов обстрела.

ФАКТ УСТАНОВЛЕН: НАЙДЕНЫ ОБЛОМКИ САМОЛЕТА

Стоп, а что это за найденные обломки?

Естественно, в месте, где сети Жана-Клода Бьянко выловили браслет Экзюпери, начались поиски. В мае 2000 года французский аквалангист Люк Ванрелль обнаружил в море, к югу от Марселя, в восточном секторе острова Риу, обломки самолета типа P-38 Lightning. Они находились на 70-метровой глубине, причем фрагменты фюзеляжа были рассеяны на полосе длиной 1000 м и шириной 400 м. Люк Ванрелль знал о таинственном исчезновении Экзюпери и предположил, что эта машина могла принадлежать пропавшему без вести писателю. И он тут же сообщил в Департамент археологических подводных изысканий о своей находке.

Французское правительство почти сразу же запретило любые самодеятельные подводные работы в этом районе. Почему? Потому якобы, что не было никакой уверенности, что это обломки того самого самолета, и стране не нужны были ложные сенсации. В самом деле, во время военных действий у побережья Франции в море упали 12 самолетов типа P-38 Lightning. И четыре из них были той же модификации, что и машина Экзюпери. Правда, три случая гибели самолетов данной модификации были подробно документированы: ими управляли американские пилоты, и они были сбиты соответственно 30 июля, 14 августа и 15 августа 1944 года.

Для проведения экспертизы пригласили историка и опытного водолаза Филиппа Кастеллано - президента клуба, занимавшегося поиском и опознанием останков самолетов времен Второй мировой войны. И осенью 2003 года он и его люди подняли фрагменты самолета, в том числе обломок с заводской маркировкой, на котором четко были видны четыре цифры - 2734.

Поясним: фирма «Локхид» в каждом финансовом году выделяла номера каждой заказываемой партии самолетов, соответственно, в регистрационном номере 42-68223 «Лайтнинга» Экзюпери цифра «42» означала, что он изготовлен в 1942 году. Под этим номером самолет проходил во всех официальных документах. Но этот номер обычно наносился на фюзеляж краской, и за столько лет пребывания в морской воде он вряд ли мог сохраниться.

Однако фирма «Локхид» отмечала каждый свой самолет еще и индивидуальным номером, который наносился на определенных агрегатах чеканкой. «Лайтнинг», на котором Экзюпери ушел в свой последний полет, должен был иметь обозначение LAC 2734. Так вот, все поднятые обломки были тщательно изучены, и на корпусе нагнетателя двигателя был обнаружен именно этот выбитый номер - 2734.

На этом основании эксперты 7 апреля 2004 года заявили: да, это фрагмент именно самолета Экзюпери, упавшего в море примерно в километре от острова Риу. Но остров Риу находится далеко от района Гренобль-Шамбери-Анси, где должен был вести фотосъемку Сент-Экс, и он расположен гораздо западнее прямой линии, соединяющей этот район с Корсикой. То есть получается, что в день своего последнего полета Экзюпери сильно отклонился от предписанного ему маршрута, и он погиб совсем не там, где думали. И погиб весьма странно.

В официальном заявлении французского правительства было сказано, что самолет вошел в воду практически вертикально и что причина этого «никогда не будет доказательно установлена».

ВЕРСИИ ПРОИЗОШЕДШЕГО

В результате осталось несколько версий гибели великого писателя.

Скорее всего, версия о том, что Экзюпери погиб в бою с фашистами, не может считаться обоснованной. Во-первых, боя не могло быть по определению, так как самолет Экзюпери не имел вооружения. Во-вторых, после осмотра поднятых со дна моря деталей машины на них не нашли пробоин от пуль или снарядов. В-третьих, по данным немецких военных архивов, 31 июля 1944 года ни зенитные части, ни истребители Люфтваффе не сбивали в том районе какие-либо самолеты.

Есть версия, что Экзюпери потерял сознание, что стало следствием общего неважного состояния его здоровья. Дело в том, что по летным меркам он действительно был уже «староват». К полетам на высотных разведчиках (а практический потолок «Лайтнинга» составляет 13 410 м) его не хотели допускать не зря: врачи опасались, что он может просто не выдержать, и вполне вероятно, что они оказались правы. Более того, у Сент-Экса из-за старых травм плохо двигалась левая рука. Он даже не мог без посторонней помощи надеть летный комбинезон и парашют. Так что нельзя исключать, что и это сыграло свою роль в ситуации, когда дорога каждая секунда.

Еще одна версия - это поломка кислородного оборудования самолета. Тут проблема заключается в том, что летчик мог начать получать обедненную смесь, а это сразу не чувствуется. В таких случаях сначала тяжелеет голова, потом клонит в сон, а затем происходит полная потеря сознания. На самом деле в одном из вылетов (15 июня 1944 года) у Экзюпери уже были проблемы с кислородным оборудованием, но тогда все закончилось благополучно: ему в полуобморочном состоянии удалось спикировать до 4000 м и перевести самолет в горизонтальный режим полета. Так что не исключено, что 31 июля аналогичное пике закончилось трагически.

Упомянутый Филипп Кастеллано в интервью немецкому журналу «Шпигель» сказал:

«Я не думаю, что самолет был сбит. А причин гибели Экзюпери могло быть множество. Например, отказ двигателя или сбой в подаче топлива. Наконец, плохое самочувствие пилота в холодной кабине. Многочасовые полеты на пределе сил с трудом выдерживали и молодые летчики, а Экзюпери в ту пору было уже сорок четыре».

А вот Люк Ванрелль не сомневается в том, что это было самоубийство и романтик Экзюпери заранее выбрал чудесное по красоте место для ухода в вечность. Вот лишь несколько фактов. Незадолго до 31 июля он подарил сослуживцам свою пишущую машинку и любимые шахматы. Зачем? В разведывательные полеты вылетали рано, и летчиков будили ночью. Но Сент-Экса будить не пришлось. В ту ночь он вообще не ложился. Почему? А еще говорят, что его последний вылет был самовольным.

Якобы за штурвал первоначально должен был сесть другой летчик, а Экзюпери, страдавший головными болями и депрессиями, вызвался его заменить, не поставив в известность командира эскадрильи. Ему уже было сложно справляться со скоростной техникой. Это знал он, это знали все, кто служил с ним. Рене Гавуалль прибыл на аэродром после взлета Экзюпери, и якобы он был сильно возмущен его поступком.

По многим признакам получается, что Антуан де Сент-Экзюпери, находясь в подавленном состоянии, к тому же много раз терпевший аварии, которые окончательно подорвали его здоровье, мог думать, что этот полет - последний в его военной карьере. Но искал ли он смерти? Однозначно утверждать это нельзя. Но вполне может быть, что он (в отличие от Андреаса Лубица, угробившего 24 марта 2015 года Airbus A320 со 144 пассажирами на борту) вылетел без сложившегося в голове плана, а роковое решение пустить «Лайтнинг» в крутое пике принял в самый последний момент, поддавшись какому-то внезапному порыву.


поделиться:

Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger de Saint-Exupеry) родился 29 июня 1900 года в Лионе (Франция) в аристократической семье. Он был третьим ребенком графа Жана де Сент-Экзюпери.

Отец умер, когда Антуану было четыре года, и воспитанием мальчика занималась мать. Детство его прошло в поместье Сен-Морис близ Лиона, принадлежавшем его бабушке.

В 1909-1914 годах Антуан и его младший брат Франсуа учились в иезуитском коллеже Ле-Мана, затем в частном учебном заведении в Швейцарии.

Получив в коллеже степень бакалавра, несколько лет Антуан учился в Академии искусств на архитектурном отделении, затем поступил рядовым в авиационные войска. В 1923 году ему выдали удостоверение пилота.

В 1926 году его приняли на службу в Генеральную компанию авиационных предприятий, принадлежащую известному конструктору Латекоэру. В этом же году в печати появился и первый рассказ Антуана де Сент-Экзюпери "Летчик".

Сент-Экзюпери летал на почтовых линиях Тулуза — Касабланка, Касабланка — Дакар, затем стал начальником аэродрома в форте Кап-Джуби в Марокко (часть этой территории принадлежала французам) — на границе Сахары.

В 1929 году он на полгода вернулся во Францию и подписал договор с книгоиздателем Гастоном Гиллимаром на издание семи романов, в этом же году вышел в свет роман "Южный почтовый". В сентябре 1929 года Сент-Экзюпери был назначен директором отделения французской авиакомпании "Аэропосталь Аргентина" в Буэнос-Айресе.

В 1930 году был произведен в кавалеры Ордена Почетного легиона Франции, а в конце 1931 года стал лауреатом престижной литературной премии "Фемина" за роман "Ночной полет" (1931).

В 1933-1934 годах он был летчиком-испытателем, совершил ряд дальних перелетов, терпел аварии, несколько раз был тяжело ранен.

В 1934 году он подал первую заявку на изобретение новой системы посадки самолетов (всего у него было 10 изобретений на уровне научно-технических достижений своего времени).

В декабре 1935 года во время длительного перелета из Парижа в Сайгон самолет Антуана де Сент-Экзюпери разбился в Ливийской пустыне, он чудом остался жив.

С середины 1930-х годов работал как журналист: в апреле 1935 года в качестве специального корреспондента газеты "Пари-суар" побывал в Москве и описал этот визит в нескольких очерках; в 1936 году, будучи фронтовым корреспондентом, написал серию военных репортажей из Испании, где шла гражданская война.

В 1939 году Антуан де Сент-Экзюпери был произведен в офицеры ордена Почетного легиона Франции. В феврале вышла в свет его книга "Планета людей" (в русском переводе — "Земля людей"; американское название — "Ветер, песок и звезды"), которая представляет собой сборник автобиографических эссе. Книга была отмечена премией Французской академии и Национальной премией года в США.

Когда началась Вторая мировая война, капитан Сент-Экзюпери был мобилизован в армию, но его признали годным только для службы на земле. Используя все свои связи, Сент-Экзюпери добился назначения в авиационную разведгруппу.

В мае 1940 года на самолете "Блок-174" он совершил полет на разведку над Аррасом, за что был награжден Военным крестом "За боевые заслуги".

После оккупации Франции немецко-фашистскими войсками в 1940 году эмигрировал в США.

В феврале 1942 года его книга "Военный летчик" вышла в США и имела большой успех, после чего Сент-Экзюпери в конце весны получил заказ от издательства Рейналь-Хичхок написать сказку для детей. Он подписал контракт и начал работу над философско-лирической сказкой "Маленький принц" с авторскими иллюстрациями. В апреле 1943 года "Маленький принц" был опубликован в США, в этом же году вышла повесть "Письмо к заложнику". Затем Сент-Экзюпери работал над повестью "Цитадель" (не закончена, опубликована в 1948 году).

В 1943 году Сент-Экзюпери уехал из Америки в Алжир, где проходил курс лечения, откуда летом ввернулся в свою авиагруппу, базирующуюся в Марокко. После больших сложностей с получением разрешения на полеты, благодаря поддержке влиятельных деятелей французского сопротивления, Сент-Экзюпери было разрешено выполнить пять разведывательных полетов с аэрофотосъемкой коммуникаций и войск противника в районе его родного Прованса.

Утром 31 июля 1944 года Сент-Экзюпери на оборудованном фотокамерой и не имевшем вооружения самолете "Лайтнинг П-38" отправился в разведывательный полет с аэродрома Борго на острове Корсика. Его задачей в том вылете был сбор разведданных в рамках подготовки операции по высадке десанта на юге Франции, оккупированной фашистскими захватчиками. Самолет не вернулся на базу, и его пилот был объявлен пропавшим без вести.

Поиски останков самолета велись много лет, лишь в 1998 году марсельский рыбак Жан-Клод Бьянко случайно обнаружил близ Марселя серебряный браслет с именем писателя и его жены Консуэло.

В мае 2000 года профессиональный ныряльщик Люк Ванрель сообщил властям, что обнаружил на 70-метровой глубине останки самолета, на котором совершал свой последний полет Сент-Экзюпери. С ноября 2003 года по январь 2004 года специальная экспедиция извлекла со дна останки самолета, на одной из деталей удалось обнаружить маркировку "2374 Л", которая соответствовала самолету Сент-Экзюпери.

В марте 2008 года бывший летчик "Люфтваффе" 88-летний Хорст Рипперт заявил, что это он сбил этот самолет. Высказывания Рипперта подтверждаются некоторыми сведениями из других источников, но то же время в журналах германских ВВС не было найдено записей о самолете, сбитом в тот день в местности, где пропал Сент-Экзюпери, найденные обломки его самолета не имели явных следов обстрела.

Антуан де Сент-Экзюпери был женат на вдове аргентинского журналиста Консуэло Сунцин (1901-1979). После исчезновения писателя она жила в Нью-Йорке, затем переехала во Францию, где была известна как скульптор и художник. Много времени посвящала увековечению памяти Сент-Экзюпери.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Его короткая жизнь была нелегкой: в четыре года он потерял отца, который относился к династии графов, а все заботы в воспитании взяла на себя мать. За всю карьеру летчика он потерпел 15 аварий, был несколько раз серьезно травмирован, находясь на волосок от смерти. Однако, несмотря на все это, Экзюпери смог оставить свой след в истории не только как отличный летчик, но и как писатель, подаривший миру, например, «Маленького принца».

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион у графа Жана-Марка Сент-Экзюпери, который был страховым инспектором, и его супруги Мари Буаэ де Фонколомб. Семья происходила из старинного рода перигорских дворян.


Сначала будущий писатель учился в Мансе, в иезуитском колледже Сент-Круа. После этого — в Швеции в Фрибурге в католическом пансионе. Окончил образование в Академии изящных искусств на отделении архитектуры. В октябре 1919 года записывается вольнослушателем в Национальную высшую школу изящных искусств на отделение архитектуры.


Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию во Франции. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика.


В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. После Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.


Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл своё призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки.


19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби, на самом краю Сахары. Здесь он пишет своё первое произведение — «Южный почтовый». В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери уезжает в Южную Америку.

В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полёт» и знакомится со своей будущей женой Консуэло из Сальвадора.


Весной 1935 года Антуан стал корреспондентом газеты «Пари-Суар». Его отправили в командировку в СССР. После поездки Антуан написал и опубликовал очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия». Это произведение стало первой западной публикацией, в которой автор предпринял попытку осмыслить и понять строгий режим Сталина.


В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С. 630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж — Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, едва избежав гибели.


В январе 1938 года Экзюпери отправляется в Нью-Йорк. Здесь он переходит к работе над книгой «Планета людей». 15 февраля он начинает перелёт Нью-Йорк — Огненная Земля, но терпит тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.


Во время Второй мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест». В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц».


31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся. Долгое время о его гибели ничего не было известно, и думали, что он разбился в Альпах. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет.


В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров.


В 2008 году немецкий ветеран Люфтваффе 86-летний Хорст Рипперт заявил о том, что это именно он на своем истребителе «Мессершмитт Ме-109» сбил Антуана де Сент-Экзюпери. Согласно заявлениям Рипперта, признался он для того, чтобы очистить имя Сент-Экзюпери от обвинений в дезертирстве или самоубийстве. По его словам, он не стал бы стрелять, если бы знал, кто был за штурвалом самолета противника. Однако пилоты, служившие с Риппертом, выражают сомнение в правдивости его слов.


Французский музей авиации и космонавтики — самый старый авиационный музей в мире

Сейчас поднятые обломки самолёта Экзюпери находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

Родившийся в семье мелкого дворянина, Экзюпери не особенно преуспевал в школе и после неудачной попытки изучать архитектуру был призван служить в кавалерию. Вскоре его послали в авиашколу учиться на пилота-истребителя. Через два года он покинул ВВС и долгое время безуспешно пытался найти работу. Удача улыбнулась ему в 1926 году, когда он встретился с шефом летной службы авиакомпании «Aeropostale» Дидье Доро, предложившим ему работу пилота. В это время он работал вместе со знаменитым пилотом Жаном Мермо, без вести пропавшим в 1936 году при полете над морем. Экзюпери стоял у истоков создания коммерческой авиации в Аргентине,

Будучи техническим директором и пилотом авиакомпании «Aeroposta». В конце 1920-х годов слава Экзюпери как писателя росла, а его авиационная жизнь давала ему материал для новых произведений. Наиболее драматичное приключение Экзюпери, ставшее центральной темой книг «Планета людей» и «Маленький принц», произошло в 1935 году. Вместе со своим штурманом Андрэ Прево, он потерпел аварию в Ливийской Сахаре, когда пытался совершить рекордный перелет из Парижа в Сайгон и получить приз в 150 тысяч франков. После аварии у них остались только термос с кофе и несколько шоколадок и крекеров. Во время блуждания по пустыне пилоты испытывали слуховые и В первые годы после начала полетов авиацией занимались очень яркие личности, сочетавшие практицизм с романтикой. Экзюпери в равной степени обладал этими качествами, занимаясь и полетами, и литературным творчеством. зрительные галлюцинации. На третий день обезвоживание стало настолько сильным, что они перестали потеть. Оба авиатора были обречены на смерть, если бы на четвертый день их не нашли бедуины.

Экзюпери продолжал летать и писать до начала войны, во время которой он совершил несколько опасных разведывательных полетов и получил награду. После падения Франции, не желая жить в оккупации, Экзюпери перебрался в бывшие тогда нейтральными США. После организации ВВС «Свободной Франции», он хотел вернуться к летной работе, но его сочли слишком старым для полетов. Только после личного вмешательства генерала А. Икера Экзюпери позволили совершать разведывательные полеты над Францией. Его самолет-разведчик Lockheed F-5B не вернулся из полета 31 июля 1944 года. Сегодня более известный как писатель, а не как авиатор, Антуан де Сент-Экзюпери, прокладывал маршруты первых почтовых авиалиний. Не слишком везучий пилот, потерпевший несколько аварий, он отразил свои впечатления в ряде книг.

Антуан де Сент-Экзюпери биография

1900, 29 июня: Антуан де Сент-Экзю-пери родился в Лионе, Франция.
1912: впервые поднялся в воздух вместе с пилотом Габриелем Вроб-левски.
1921, 9 апреля: начал службу в кавалерии.
1921, 23 декабря: получил лицензию гражданского пилота.
1922, февраль: вернувшись в Истр из летной школы в Страсбурге, получает звание военного пилота.
1923, январь: терпит первую аварию в Ле-Бурже на самолете Hanriot HD.14.
1926: выходит первая книга Экзюпери - «Авиатор».
1926, декабрь: возвращается к полетам, работает на линии «Aeropostale» в Аликанте, а затем Тулуза-Дакар.
1929: становится техническим директором авиакомпании «Aeroposta Argentina».
1931: опубликована книга «Ночной полет», получившая премию «Феми-на» и принесшая Экзюпери широкую известность.
1931,11 апреля: Экзюпери женится на Консуэло Сунсин, сальвадорской писательнице и актрисе.
1935, ноябрь: налетывает 11 ООО км по Средиземноморью, работая на компанию «Air France».
1935,30 декабря: вместе со своим штурманом Андрэ Прево терпит аварию в пустыне Сахара.
1939, январь: Экзюпери становится кавалером ордена Почетного легиона.
1939, февраль: роман «Планета людей» получает американскую национальную книжную премию.
1939,4 сентября: мобилизован в качестве инструктора.
1939, ноябрь: после многочисленных требований переведен в боевое подразделение, разведывательную группу Groupe de Grande Reconnaissance 11/33.
1940,22 мая: выполняет разведывательный полет над Аррасом, позднее описанный в книге «Военный летчик».
1940,2 июня: награжден Военным Крестом с пальмами.
1940,21 декабря: переезжает в Нью-Йорк. 1942, ноябрь: пишет открытое письмо к французам, призывая к вооруженному сопротивлению.
1943,6 апреля: в Нью-Йорке опубликован «Маленький принц».
1943,4 мая: прибывает в Алжир для тренировок в переформированной GR11/33.
1944,17 июля: GR 11/33 переводят на Корсику.
1944, 31 июля: пропал без вести южнее Марселя.
1993,20 октября: изображен на банкноте в 50 франков.
2003, октябрь: обломки Lockheed F-5B Экзюпери подняты со дна моря.

Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...