Археология.

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2010, № 1, с. 163-167

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

А. И. Мартынов. Археология. М.: Высшая школа, 2005. 447 с.

Рецензируемый учебник представляет собой 5-е переработанное издание, рекомендованное Минобразования РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "История".

Достоинством учебника является его полиграфическое качество. Внешне он выглядит лучше учебников А.В. Арциховско-го (1954) и Д.А. Авдусина (1977; 1989). Появился новый раздел "Введение в археологию". В виде приложений представлены обобщающие синхронистические и хронологические таблицы и словарь терминов. Появилась серия цветных иллюстраций. Все это, конечно, хорошо, но...

Первое издание этой книги вышло в 1973 г. как учебное пособие для педагогических институтов (Мартынов, 1973). Опубликованы три рецензии (Окладников, 1974; Троицкая, 1974; Даркевич и др., 1976). В них были и похвалы, и вполне обоснованная критика. Критику автор проигнорировал. В каждом новом издании увеличивался объем и приумножались фактические ошибки, логические и стилистические несуразности. К пятому изданию все это достигло неприемлемой для такого учебника величины и привело к его полной непригодности.

Неудачно название книги, претенциозное, но не соответствующее содержанию. Такое название подходит для многотомных обзоров или энциклопедий. Было бы уместнее название "Археология Евразии" или, как у А.В. Арциховского, "Основы археологии".

Лекционный курс археологии читается один - полтора семестра на 1-м курсе института вчерашним школьникам. Большинству из них нужно только самое общее представление о новой для них науке. Специализацию "археология" выберут не более 10%. На старших курсах у них будут углубленные спецкурсы и спецсеминары. Очевидно, что вчерашний средний школьник не в состоянии за один семестр осилить такой учебник. С учетом рекомендованной к каждой главе литературы это вообще немыслимо, поскольку в предложенных списках, подобранных по неясному принципу и перегруженных, указаны десятки узкоспециальных монографий, понятных только профессионалам (например, "Корреляция среднепалеолити-ческих индустрий Ближнего Востока и Кавказа"). При этом в списке по палеолиту нет простых и богато иллюстрированных книг Я. Елинека и Г. Томаса. В список литературы по бронзовому веку включено двухтомное сочинение Т.В. Гамкрелидзе и Вяч.Вс. Иванова объемом более 1000 страниц, в котором 1-ый том - сплошная лингвистика, а 2-ой - анализ праязыка. Подобные примеры встречаются в каждой главе.

Часть I (главы 1-3). "Введение в археологию" на самом деле таковым не является (с. 11-53). "Введение" - отдельный полусеместровый курс лекций, который знакомит студента с новой для него наукой, с ее краткой историей, основными понятиями, археологическими учреждениями, видами памятников, археологической документацией, литературой и т.д. Ничего такого в этой части нет. Зато в ней много ошибок, туманных фраз и неопределенных понятий. Раздел "Введение в археологию" не вводит студента в науку, а скорее уводит неясно куда. На первых же страницах говорится, что археологический памятник

(он же источник) - это некий резервуар, из которого нужно извлекать информацию, для чего якобы есть определенные "методы извлечения информации" (с. 15, 33, 43 и многие другие). Однако что это за методы, остается тайной. Проблема источников информации в археологии обсуждается в литературе (подробнее см.: Шер, 2004), но осталась неизвестной А.И. Мартынову.

Во "Введении" большое количество наукообразных по форме, но нелепых по смыслу или просто бессмысленных фраз. Например: "археология - это начало культурогенеза" (с. 8), т.е. это какой-то отрезок времени (неясной продолжительности), когда начинается культурогенез. "Археологизированное прошлое", "археологизированные остатки", "археология -это наука, изучающая историческое прошлое человечества в основном по археологизированным памятникам прошлого и вещественным источникам" (с. 11), "материализованные предметы духовной культуры" (с. 12). Разве бывают немате-риализованные предметы? "Начало археологического периода истории" (?!).

Автор критикует советских археологов, которые "работали по схеме: открыл памятник, провел раскопки, опубликовал полученные материалы. При этом формировалось характерное для тоталитарного идеологизированного общества безразличное отношение к самим памятникам археологии, которые в большинстве своем являются общечеловеческим культурно-историческим наследием" (с. 14). Чему автор учит такой фразой студентов-первокурсников?

"Кромлехи связаны с космическими наблюдениями..." (с. 23). Что такое кромлехи, сказано в учебном пособии, соавтором которого числится А.И. Мартынов (Мартынов, Шер, 1988; 2002), но меньшее, чем космические просторы, его не устраивает.

"Памятники наскального искусства находятся на поверхности, поэтому не являются в полной мере археологическими" (с. 23). Тогда и афинский акрополь, и Стоунхендж, и каменные изваяния, и многие другие памятники, находящиеся на поверхности, тоже не в полной мере археологические? А какова "полная мера"? Архитектурно-археологические памятники "делятся на исчезнувшие, разрушенные и не существующие (курсив мой. - Я.Ш.) по той или иной причине" (с. 25).

Отважно критикуется марксизм (с. 51-53), но рекомендуются чисто марксистские книги В.Ф. Генинга и А.Д. Пряхина, а на с. 74 и др. автор сам использует марксистскую терминологию - "производительные силы первобытного общества". Это в среднем палеолите (?!). И еще на с. 67 отмечено, что Олду-вай - община (у австралопитеков?!).

Часть II "Эпоха камня" (главы 4-7). В тексте об антропогенезе (с. 57-58) полная путаница и неразбериха в фактах и понятиях. Антропогенез - это "появление человека", а не его происхождение, как всем известно. Человек ". как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса" (с. 59). В этом лозунге отрицается современная теория эволюции, по которой появление homo sapiens

sapiens вовсе не было предопределено как некая финальная фаза.

Вопрос о прародине человека изложен на уровне знаний 40-летней давности (с. 60-63). Австралопитеки не были "основой дальнейшего развития человека" (с. 61), они вымерли около 1 млн. лет назад. Начало истории можно с натяжкой отсчитывать от неандертальца, но не от австралопитека. Недопустима для учебника неразбериха и путаница в номенклатуре гоминид: архантропы, питекантропы, атлантропы, синантропы и т.п. упоминаются вместе с хабилисами, эректусами и кроманьонцами. К учебнику приложен словарь, что само по себе похвально, но там нет объяснения данных понятий. Интересно, как возможна по законам природы "трансформация" неандертальцев в сапиенсов? В отношении черепов неандертальцев из Староселья (с. 63) давно установлено, что череп и кости мальчика современные.

Утверждается, что "радиокарбонным методом были получены" (с. 64) датировки Олдувая. Здесь имеет место двойная грубая ошибка: 1) автор многократно переиздаваемого учебника обязан знать, что "радиокарбон" "не работает" на глубину больше, чем 50 тыс. лет (практически на 40-35 тыс. лет), и поэтому все плейстоценовые находки датируются по "долго-живущим" изотопам; 2) на с. 64 Олдувай датирован 1.7-2.8; 1.9-1.7 млн. лет, а на с. 68 - 2500-1900 тыс. лет. Что принимать на веру? На стр. 70-77, 80-90, 96-142 и многих других приводится подробное описание технологии изготовления каменных орудий на всех этапах каменного века, а также различных археологических культур неолита и бронзового века. Эти подробности, но с исправлением допущенных ошибок, были бы уместны на спецсеминарах со студентами 4-го-5-го курсов, но не для первокурсника. Попытка разделить палеолитические изображения на ранние и поздние (с. 93) смехотворна для специалистов и вводит в заблуждение студентов. По технологии AMS, которая осталась неизвестной автору, уже датировано более сотни изображений пещерной живописи.

Вся глава 5 (с. 96-107) о мезолите изобилует ошибками и ненужными для первокурсника подробностями. Начало мезолита - пребореал (у автора "предбореал"), а не дриас (у автора "дриал"). Дриас - это поздний плейстоцен, 13-10 тыс. л.н. По А.И. Мартынову, "в мезолите начался переход от присваивающего хозяйства к производящему". Это было бы важным открытием и его следовало бы изложить более подробно. Но скорее это просто незнание или непонимание сути ни мезолита, ни производящего хозяйства.

Глава 6 о неолите (с. 107-142) имеет странное с точки зрения научной терминологии, а также семантики и стилистики русского языка название: "Археологические культуры производящего хозяйства". То же относится и к следующей главе 7: "Культуры присваивающего неолита...". Производящее или присваивающее хозяйство создают люди, а не культуры. Неолит - это эпоха, т.е. период времени. Что может производить или присваивать эпоха? Длинное перечисление разных культур: льяловская, нарвская, неманская, сперрингс, днепро-до-нецкая (с ошибками в названиях) и многие другие по Северо-Западу, Уралу, Сибири, Дальнему Востоку, - было бы уместно в спецкурсах, но не здесь.

"С раннего палеолита люди пользовались в хозяйстве посудой из коры и дерева, корзинами из прутьев" (с. 109). Что такое "ранний палеолит"? Олдувай? Но это австралопитеки! "Селекция" (выведение новых пород животных или сортов растений) путается с "доместикацией" (с. 112, 113), т.е. с одомашниванием диких животных и растений. Сначала происходит доместикация, а потом начинается селекционная работа. Где в эпоху мезолита "островки производящего хозяйства"? Откуда

взялась дата Иерихона VIII-VII тыс. до н.э. (с. 113)? Она списана без ссылки (Массон, 1989. С. 34), но эта дата относится к Иерихону А, т.е. к докерамическому неолиту, а производящее хозяйство начинается в Иерихоне Б, и то не сразу, а к VI тыс. до н.э.

Введено новое понятие "присваивающий неолит" (с. 120), нелепое по содержанию и без объяснения в тексте и словаре. Глава о неолите, как в учебнике А.В. Арциховского, не должна превышать 12-15 стр.

Неолитическое искусство (с. 134-140). "На обращенных к югу скалистых

ЗОТКИНА Л.В. - 2014 г.

  • ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСКУССТВА ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОГО СКИФСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

    КАНТОРОВИЧ АНАТОЛИЙ РОБЕРТОВИЧ - 2015 г.

  • Археология: Учебник/А.И. Мартынов. - 5-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2005. - 447 с.: ил.
    ISBN 5-06-005131-5

    Эта книга по археологии Евразии от палеолита до средневековья. В основе ее лежат археологические материалы нашей страны и соседних территорий. Материалы по археологии излагаются не изолированно, а на фоне археологии и истории всех континентов: здесь и древнейшие находки в Африке, и археологические свидетельства Великого переселения народов, и многое другое. Значительное место в учебнике занимает древнее искусство и различные технологические, этнические, социальные, культурологические реконструкции, сделанные на основании археологических материалов. Книга снабжена словарем основных терминов и таблицей периодизации археологических эпох, периодов и культур.

    Учебник предназначен для студентов и преподавателей исторических факультетов вузов, колледжей, школ, изучающих историю, археологию, культурологию, и всех интересующихся историческим прошлым нашей страны.

    Часть II ЭПОХА КАМНЯ
    Глава 4. — 57
    § 1. Проблемы происхождения человека. Антропогенез и расогенез — 58
    § 2. Олдувайская культура — 64
    § 3. Нижний палеолит Евразии, ашельская культура — 67
    § 4. Мустьерская эпоха — 73
    § 5. Верхний палеолит Восточной Европы и Северной Азии — 79
    § 6. Миграции в палеолите как фактор мировой истории — 88
    § 7. Палеолитическое искусство — 90
    Глава 5. — 96
    § 1. Изменения природной среды, изобретения эпохи мезолита — 96
    § 2. Мезолит Крыма, Кавказа, Средней Азии — 100
    § 3. Мезолит послеледниковой Восточной Европы — 101
    § 4. Мезолит Сибири и Дальнего Востока — 104
    Глава 6. — 107
    § 1. Общие черты неолитической эпохи — 107
    § 2. Неолитическая революция. Культуры производящего неолита — 111
    Глава 7. — 120
    § 1. Неолит лесной территории Восточной Европы — 120
    § 2. Неолит Урала и Сибири — 124
    § 3. Неолит Дальнего Востока — 129
    § 4. Неолитическое искусство — 134

    Часть III ЭПОХА ПАЛЕОМЕТАЛЛА

    Часть VI АРХЕОЛОГИЯ СЛАВЯН, ФИННО-УГРОВ, ТЮРОК И НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

    Предисловие

    Археология - это начало культурогенеза, которое возможно изучить и понять только через археологические материалы. Учебный курс археологии прежде всего призван сформировать конкретные знания в области археологии, представление о процедуре научного исследования, Вместе с тем он играет значительную роль в формировании у будущего специалиста исторического мышления, гуманистических взглядов на развитие истории и культуры. Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные, глубинные проблемы мировой истории, дает представление о единстве мировой культуры и изначальных корнях мировой цивилизации. Археология раскрывает органическую связь истории человечества и природной среды.

    Археология - наука историческая по своим целям и задачам. Однако в отличие от истории, где в основе исторического процесса лежат социальные отношения, событийные факторы и экономические изменения, археология изучает исторический процесс как развитие общечеловеческих ценностей культуры в двух аспектах - материальная культура и духовная культура в ее конкретных проявлениях. Поэтому археологию уже нельзя рассматривать как узкую специальную дисциплину в системе высшего гуманитарного образования или как вспомогательную историческую дисциплину, каковой ее считали раньше. Совсем наоборот: современная археология - это одна из основных учебных дисциплин в системе высшего гуманитарного образования.

    Место археологии в системе исторического образования постоянно возрастает еще потому, что определенную роль здесь играет фактор ежегодных открытий, постоянное увеличение количества археологических источников, эффект динамического развития науки, органическая связь археологии как учебной дисциплины с научным поиском, живое участие в этом учебно-научном процессе студентов.

    Настоящая книга - учебник для вузов. Поэтому, приступая к изучению материала, полезно знать некоторые наиболее характерные особенности отечественной археологии как части мировой науки. Отечественная археология развивалась как историческая наука, основываясь на прочных методологических построениях об эволюционно-последовательном развитии материальной и духовной культуры человечества. Археология своими достижениями внесла неоценимый вклад в отечественную и мировую историческую науку.

    Учебник написан по материалам археологии России, государств Средней Азии, Кавказа, Прибалтики, а также Украины, Белоруссии и Молдовы. Читатель скажет: ведь это же территории бывшего СССР! Совершенно верно. Но какое это имеет значение для археологического прошлого, когда не было ни СССР, ни стран, которые выделились из него. При этом следует обратить внимание на весьма важные обстоятельства. В географическом отношении - это Восточная Европа и Северная Азия, т. е. значительная часть Евразийского континента. В то же время эта территория состоит из нескольких природно-исторических макрозон: степная Евразия, лесная зона, своеобразные историко-географические зоны Средней Азии, Прибалтики или, скажем, Дальнего Востока, Кавказа. По ним можно было бы написать отдельные учебники по археологии, но их, к сожалению, почти нет. Есть учебник по археологии Украины, Азербайджана, учебные пособия по археологии Дальнего Востока, Сибири. Вместе с тем надо признать, что всю эту территорию можно охарактеризовать как зону русской археологии, имея в виду как дореволюционную, так и советскую науку. Это подразумевает и ведущую роль русских научных центров, оказавших влияние на создание собственных научных школ в регионах, и связь последних с русскими научными центрами, и то, что подавляющее большинство научных публикаций выходило на русском языке. Однако археологию Восточной Европы и Северной Азии невозможно рассматривать замкнуто даже в этих обширных границах. Это часть мировой археологии и истории, и поэтому по каждой археологической эпохе мы обращаемся к материалам зарубежной Азии, Европы, а иногда Африки и Америки. Такой подход позволяет глубже понять происходившие исторические процессы.

    В то же время надо учитывать, что настоящая книга - всего лишь учебник и как всякий учебник он в значительной степени схематичен. Нельзя в рамках учебника изложить весь научный материал, который накопила археология и процесс накопления которого продолжается.

    В этот день:

    • Дни рождения
    • 1909 Родился Артур Дейл Трендал - австралийский историк искусства и археолог античности, специалист по древнегреческим вазописцам.
    • Дни смерти
    • 1984 Умер Андрей Васильевич Куза - советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
    • 1992 Умер Николас Платон - греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
    • 1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл - американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».

    В учебнике излагается история человечества на протяжении почти трех миллионов лет, показан вклад людей археологических эпох в процесс исторического развития, акцентируется внимание на их открытиях и новациях. В учебнике представлена информация о древнем искусстве и различных технологических, этнических, социальных реконструкциях, сделанных на основании археологических материалов, раскрывается связь археологического прошлого с современностью, рассматривается методика исследования разных видов археологических памятников. Содержание учебника соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям. Для студентов исторических факультетов вузов, обучающихся по программам бакалавриата, слушателей колледжей, школ, изучающих историю, археологию, культурологию, и всех интересующихся историей нашей страны.

    Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

    Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

    Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

    Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

    На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

    Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

    Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

    1. Безналичный способ:
      • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
      • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
        Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
      • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
    2. В учебнике излагается история человечества на протяжении почти трех миллионов лет, показан вклад людей археологических эпох в процесс исторического развития, акцентируется внимание на их открытиях и новациях. В учебнике представлена информация о древнем искусстве и различных технологических, этнических, социальных реконструкциях, сделанных на основании археологических материалов, раскрывается связь археологического прошлого с современностью, рассматривается методика исследования разных видов археологических памятников. Содержание учебника соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям.

      Для студентов исторических факультетов вузов, обучающихся по программам бакалавриата, слушателей колледжей, школ, изучающих историю, археологию, культурологию, и всех интересующихся историей нашей страны.

      Издательство: Юрайт, 2011 г.

      ISBN 978-5-9916-1495-5

      Количество страниц: 464.

      • 6 Предисловие
      • Часть I. ВВЕДЕНИЕ В АРХЕОЛОГИЮ
      • 11 Глава I. Предмет археологии. Археологические памятники и источники
        • 11 § 1. Предмет и задачи археологии
        • 14 § 2. Археологические памятники и их типология
        • 28 § 3. Археологические источники
      • 32 Глава 2. О процедуре научного исследования
        • 32 § 1. Три этапа исследования в археологии
        • 37 § 2. Периодизация и хронология
      • 43 Глава 3. Основные этапы развития археологии
      • Часть II. ЭПОХА КАМНЯ
      • 57 Глава 4. Плейстоцен. Начало антропогена. Палеолит
        • 58 § 1. Проблемы происхождения человека. Антропогенез и расогенез
        • 64 § 2. Олдувайская культура
        • 67 § 3. Нижний палеолит Евразии, ашельская культура
        • 73 § 4. Мустьерская эпоха
        • 79 § 5. Верхний палеолит Восточной Европы и Северной Азии
        • 88 § 6. Миграции в палеолите как фактор мировой истории
        • 90 § 7. Палеолитическое искусство
      • 96 Глава 5. Начало голоцена. Мезолит
        • 96 § 1. Изменения природной среды, изобретения эпохи мезолита
        • 100 § 2. Мезолит Крыма, Кавказа, Средней Азии
        • 101 § 3. Мезолит послеледниковой Восточной Европы
        • 104 § 4. Мезолит Сибири и Дальнего Востока
      • 107 Глава 6. Археологические культуры производящего хозяйства
        • 107 § 1. Общие черты неолитической эпохи
        • 111 § 2. Неолитическая революция. Культуры производящего неолита
      • 120 Глава 7. Культуры присваивающего неолита Восточной Европы и Северной Азии
        • 120 § 1. Неолит лесной территории Восточной Европы
        • 124 § 2. Неолит Урала и Сибири
        • 129 § 3. Неолит Дальнего Востока
        • 134 § 4. Неолитическое искусство
      • Часть III. ЭПОХА ПАЛЕОМЕТАЛЛА
      • 143 Глава 8. Основные изобретения и новации палеометаллической эпохи. Историческая обстановка
      • 147 Глава 9. Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов Восточной Европы и Средней Азии
      • 160 Глава 10. Энеолит скотоводов степной Евразии
      • 168 Глава П. Бронзовый век Кавказа и Средней Азии
        • 168 § 1. Кавказский центр металлургии. Культуры долин и гор
        • 176 § 2. Бронзовый век Средней Азии
      • 181 Глава 12. Бронзовый век евразийских степей
        • 181 § 1. Культурно-исторические общности развитой бронзы
        • 191 § 2. Поздняя бронза: культуры, миграции
      • 196 Глава 13. Бронзовый век лесной территории России
        • 196 § 1. Бронзовый век в лесной части Европейской России
        • 202 § 2. Культуры лесных и лесостепных территорий Сибири
      • 209 Глава 14. Искусство бронзового века Евразии
      • Часть IV. РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
      • 221 Глава 15. Закономерности и особенности археологии раннего железного века
        • 221 § 1. Освоение способа получения и изготовления изделий из железа
        • 223 § 2. Ранний железный век в контексте мировой истории
      • 225 Глава 16. Ранний железный век степной Евразии
        • 225 § 1. Скифо-сибирский мир
        • 233 § 2. Киммерийцы, скифы, греки и Передняя Азия
        • 245 § 3. Савроматы и саки
        • 251 § 4. Тагарская культура
        • 254 § 5. Горный Ачтай, Тува, Ордос в скифскую эпоху
        • 260 § 6. Древнейшие государства в степях. Скифо-сибирский мир — особый тип цивилизации
      • 266 Глава 17. Ранний железный век лесной Евразии
        • 266 § 1. Культура населения лесного севера Восточной Европы
        • 272 § 2. Культура племен лесной полосы Сибири и Дальнего Востока
      • 282 Глава IS. Начало Великого переселения народов. Гунно-сарматская эпоха
        • 283 § 1. Гунны Забайкалья, Монголии и Северного Китая
        • 285 § 2. Археологические культуры гунно-сарматской эпохи
      • 293 Глава 19. Искусство и мифология евразийского мира раннего железного века
        • 294 § 1. Искусство скифской эпохи
        • 301 § 2. Гунно-сарматское искусство
      • Часть V. АРХЕОЛОГИЯ ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ, КАВКАЗА И СРЕДНЕЙ АЗИИ
      • 307 Глава 20. Кавказ в раннем железном веке: территории, культуры, этносы и общества
        • 307 § 1. Археология Урарту
        • 310 § 2. Археологические памятники Кавказа в I тысячелетии до н. э. — I тысячелетии н. э.
      • 316 Глава 21. Археология античных городов Северного и Кавказского Причерноморья
        • 319 § 1. Города Боспора
        • 322 § 2. Ольвия
        • 325 § 3. Херсонес
      • 328 Глава 22. Археологические памятники земледельческих районов Средней Азии I тысячелетия до н. э. — первых веков н. э.
      • 339 Глава 23. Археология кушанского и раннемусульманского периодов Средней Азии
      • Часть VI. АРХЕОЛОГИЯ СЛАВЯН, ФИННО-УГРОВ, ТЮРОК И НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
      • 347 Глава 24. Археология средневековых кочевников Евразии. Номадизм
        • 347 § 1. Тюрки Южной Сибири и Средней Азии
        • 357 § 2. Кочевники Восточной Европы
        • 368 § 3. Народы русского Дальнего Востока в I тысячелетии н. э.
      • 373 Глава 25. Археологические памятники этногенеза и культурогенеза славян
        • 373 § 1. Протославянские культуры
        • 381 § 2. Восточные славяне в VI—VIII вв.
      • 392 Глава 26. Культура восточных славян периода Древнерусского государства
      • 396 Глава 27. Археология средневековых финно-угров, балтов, тюрок и других этносов середины I — начала II тысячелетия н. э.
        • 396 § 1. Археология балтов
        • 400 § 2. Археология финно-угров и других этносов
        • 407 § 3. Волжская Болгария
      • 412 Глава 28. Археологические и архитектурные памятники древнерусских городов
      • 435 Приложение 1
      • 436 Приложение 2
      • 439 Приложение 3


    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...