Доступность целей педагогической деятельности учащимися. Постановка целей обучения как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ

Целеполагание на уроке

Цель обучения - это системообразующий компонент процесса обучения, от поставленной цели зависит выбор остальных компонентов процесса, их согласование между собой, установление таких связей, которые обеспечивают целостность и оптимальность самого процесса и его результатов.

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей :

1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

    Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

    Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

    Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­ разования, в Концепции модернизации российского образо­ вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель . Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

    Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Цели должны быть:

    Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

    Конкретные.

    Понятные.

    Осознанные .

    Описывающие желаемый результат .

    Реальные.

    Побудительные (побуждать к действию) .

    Точные.

Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

Модель выпускника задает ведущие функции обучения, отражающиеся в его целях: обучающую; развивающую; воспитывающую.

Обучающая функция заключается в формировании общей, предметной и надпредметной компетентности обучающегося на основе усвоения им в процессе обучения системы научных знаний, умений и навыков. Система знаний формируется по каждой дидактической единице учебного материала в соответствии с требованиями стандарта образования к уровню подготовки обучающегося.

Развивающая функция обучения проявляется в его направленности на развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической сферы личности обучающегося в процессе познания, решения учебных задач, управления своей учебной деятельностью (в целеполагании, рефлексии). Особенностью реализации развивающей функции становится постановка и решение в процессе обучения специальным дисциплинам развивающих задач, ориентации на учебную деятельность обучающихся, организация учебной деятельности на основе наиболее эффективных, с точки зрения их интеллектуальной и творческой эффективности теории и технологии: теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина), проблемного обучения (А.Н. Матюшкина, М.И. Махмутов), теории учебной деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Воспитывающая функция заключается в реализации воспитательного потенциала процесса обучения, направленного на социализацию и профессионализацию личности специалиста, становление его как носителя общей и профессиональной культуры. Воспитанность человека определяется, прежде всего, системой его отношений к миру и к самому себе, проявляющихся в ценностных ориентациях, установках, взглядах, мировоззрениях, а следовательно, в потребностях и интересах, целях и мотивах деятельности. Таким образом, воспитательная функция обучения обеспечивает формирование надпредметных качеств.

Вышеназванные функции обучения находят отражение в постановке преподавателем триединой цели обучения: дидактической, развивающей и воспитывающей. Все три цели обеспечивают реализацию образовательной цели обучения.

Обучающие цели

урока включают в себя овладение уча­щимися системой знаний, практическими умениями и навыка­ми

В обучающей цели необходимо формировать цели соответствующие всем этапам урока:

Этап изучения нового материала:

«Изучить…» 1 урок;

«Объяснить …»;

«Дать понятие о …» 2 урок;

«Ознакомить…»;

«Формировать…».

Этап совершенствования и закрепления ЗУН:

«Закрепить знания (умения) учащихся …»;

«Усовершенствовать умения …. Знания, навыки…»;

«Формировать навыки учащихся…»;

«Расширить знания учащихся…»;

«Углубить знания учащихся…».

Этап повторения и обобщения учебного материала:

«Повторить …»;

«Обобщить…»;

«Систематизировать знания, умения…», «Привести в систему…».

Этап контроля:

«Проверить..»;

«Оценить..».

Обучающая цель должна указывать на каком уровне усвоения формируются ЗУН.

Эта цель предполагает формирование и развитие у учащихся интеллектуальной и индивидуальной сферы личности. Содержание учебного материала в эту цель попадать не должно. При формулировке цели нельзя использовать глаголы совершенного вида (что сделать?) Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом :

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Формулировка развивающей цели:

Приведем пример: урок истории по теме «Реформы Петра I ». Учитель поставил цели:

1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти.

2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.

3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.

Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.

Вместо этого учебные цели должны звучать так:

1.Выберите государственные реформы, проведенные Петром I .

2.Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.

3.Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I .

Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.

Воспитывающие цели

способствуют: воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек­ватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

прививать, укреплять... навыки.

Эта цель предполагает формирование у учащихся социально – психологических и морально – нравственных качеств личности:

Воспитывать мировоззрение учащихся;

Воспитывать коллективизм, дружбу и готовность к социальному общению;

Воспитывать дисциплинированность добросовестность, ответственность, инициативность, нормы и правила поведения в учебном заведении;

Воспитывать морально – нравственные качества;

Формировать у учащихся экологическую культуру, экономическую культуру, эстетическую культуру, физическую, патриотическую культуру.

На уроке должна быть поставлена и развивающая цель.

Развивающие цели содействуют: формированию обще­учебных и специальных умений; совершенствованию мысли­тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности.

Развитие рациональных приемов мышления

Развивать умение учащихся анализировать; развивать умение учащихся сравнивать; систематизировать, классифицировать, обобщать, устанавливать причину следственной связи, абстрагировать (составлять технологическую карту), делать выводы.

Развитие различных видов мышления

Развивать логическое мышление учащихся, образное мышление, творческое мышление, техническое, технологическое, теоретическое, художественное, абстрактное.

Развитие конкурентоспособности личности, формирование качеств конкурентоспособности

Развивать интерес к предмету, умение работать с учебной (справочной) литературой, навыки ведения конспекта, умение вести рабочую тетрадь, стремление к самосовершенствованию.

Развитие познавательных процессов

Развивать внимание учащихся, воображение, восприятие, память, речь.

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятель­ность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не­обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит де­фицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив­ной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, дос­тижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гиб­кими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и воз­можности их достижения. Но это не является гарантией вы­сокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало по­может практике, если учитель не будет иметь правильного пред­ставления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных дей­ствий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учите­ля и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

    Тема-вопрос

    Работа над понятием

    Ситуация яркого пятна

    Исключение

    Домысливание

    Проблемная ситуация

    Группировка.

2. Аудиальные:

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

    Повторить знания об имени прилагательном.
    2. Определить, с какими частями речи сочетается.
    3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
    4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:

3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

(63 + 7)/10
24/(16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:

12 * 6 14 * 3
32: 16 3 * 16
15 * 4 50: 10
70: 7 81: 27

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

- Отсроченная отгадка . Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? "нце одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова, "вится удивительным. как удивительное. тодической литерату» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

«На понимание и синтез»

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

« На понимание и применение»

- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Источники информации

1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http :// www . eidos . . ru .

6.Целеполагание при проектировании урока. http :// nmc , nevarono . ru .

Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Цели обучения — организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.

Субъект обучения — центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения.

Содержание и цели обучения: стандарты, планы, программы, учебники

Под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образования со стороны личности, общества и государства и адаптируется, приспосабливается к условиям данной образовательной системы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствующим образом перестраивает содержание обучения.

Основными документами, определяющими содержание обучения в современных образовательных системах, являются стандарты, учебные планы, программы и учебники.

При определении содержания обучения обращается внимание на выполнение следующих основных требований, предъявляемых к этому важнейшему компоненту процесса обучения:

1. дидактическая обработка учебного материала, его адаптация, приспособление к условиям обучения, реальному бюджету времени. Это требование предполагает тщательный учет тех существенных различий, которые всегда имеются между той или иной наукой и соответствующим учебным предметом. Учебная дисциплина отличается от конкретной науки как совокупностью понятий, так и самой логикой изложения. Мастерство преподавателя, его высокий профессионализм проявляется не только в глубоком знании содержания научной дисциплины, но и в искусстве селекции, отбора из него той части, которая соответствует конкретным условиям обучения. Наука превращается в учебный предмет только при условии ее синтеза, слияния с дидактикой;

2. психологизация содержания обучения предполагает, что при отборе учебной информации для ее эффективного усвоения обязательно нужно учитывать психологические особенности обучаемых, их возрастные характеристики и уровень подготовки.

Но при этом как дидактическая, так и психологическая обработка материала науки ни в коем случае не должна осуществляться в ущерб его объективности, научности, с чем и связана одна из главных трудностей разработки содержания обучения;

3. обеспечение связи теории с практикой, обучения с воспитанием предполагает, что даже при определении содержания теоретических дисциплин, таких, как математика, философия и др., не следует отвлекаться от реальной действительности. Даже отвлеченная, абстрактная теория в учебном процессе по возможности должна сочетаться с формированием умений, навыков, приобретением творческого опыта, способности правильно оценивать действительность;

Цели обучения

Проблема целей обучения заслуживает того, чтобы на ней остановиться подробнее. Цель обучения — это его определяющее, всепроникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства. Известное замечание римского философа Сенеки о том, что для корабля, не имеющего гавани, никакой ветер не будет попутным, применимо и к целеполаганию в системе образования. Бесцельное обучение неизбежно будет и безрезультатным. В разные исторические периоды, в разных странах перед обучением ставились самые разнообразные цели в зависимости от специфики разных эпох, народов и цивилизаций. Цели отличались и по своим масштабам, они могли быть общечеловеческими, социально-групповыми, индивидуально-личностными. Однако в любой образовательной системе выделялась главная цель, которой подчинялись все остальные, и которая определяла весь характер данной воспитательной системы. Именно цели обучения отличают одну воспитательную систему от другой.

Всю историю педагогики можно представить как цепь сменяющих друг друга целей воспитания, их зарождения, осуществления и отмирания. Целей воспитания одинаково пригодных для всех времен и народов не существует. Как и все в мире, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Они задаются, детерминируются уровнем экономического и культурного развития общества, достижениями философской и педагогической мысли, возможностями существующей системы учебно-воспитательных учреждений, кадров преподавателей.

Два противоположных по целям типа воспитания сложились в Древней Греции. Они основывались на полярных представлениях о сравнительной ценности личности и общества.

Спартанский тип был ориентирован в первую очередь на потребности общества и подчинение им интересов личности.

Афинский тип в качестве главной цели воспитания рассматривал личность, всестороннее развитие способностей, заложенных в ней природой. Уже тогда этот второй тип воспитания обнаружил свою высокую жизнеспособность. Однако в его рамках по мере исторического развития оформились два разных варианта определения целей и задач обучения:

  • «сообщающее», «репродуктивное» обучение, рассматривающее в качестве главной цели обучения усвоение основ наук, полезных для жизни знаний. Это направление, сохранившееся до сих пор, иногда называют академическим;
  • «развивающее», «продуктивное» обучение, в качестве главной цели обучения указывает на развитие мышления, логики, творческих способностей личности.

Истина в этом споре, по-видимому, расположена где-то посредине. Сегодня большинство специалистов по теории обучения приходят к выводу, что развивать творческие способности человека, не создав ему прочной базы в виде определенной суммы научных знаний, невозможно. Опираясь на богатый исторический опыт определения конструктивных целей обучения, современная дидактика формулирует их в виде совокупности следующих задач:

  • усвоение обучаемыми определенного объема знании о самом себе, других людях, природе. Причем речь идет не только о какой-то сумме фактов, но и о необходимости объяснения связей между ними, а также об умении применять знания в конкретных ситуациях, а в идеале — об умении решать проблемы с опорой на знания из разных областей;
  • развитие способностей обучаемых, их мышления, логики, памяти, воображения, чувств, воли, познавательных и практических умений; первостепенное значение при этом придается формированию способности к самообразованию, что особенно важно в современную эпоху, когда полученные знания быстро устаревают и становится необходимым непрерывное обучение, в том числе и путем самостоятельного обучения;
  • овладение профессиональными знаниями по избранной специальности, подготовка к творческой работе по своей профессии с цслыо достижения в ней высокого уровня мастерства, зрелости профессионализма;
  • развитие культурных потребностей, гражданских, нравственных, эстетических мотиваций и интересов.

Постановка целей обучения ориентирует преподавателей и учащихся на достижение конечного результата обучения. Ясная цель позволяет точно отбирать содержание обучения, выделять в нем основные дидактические единицы и соответствующие им методы обучения, упорядочивает всс стороны процесса обучения, придает ему необходимую целостность и единство.

Свидетельством определяющей роли целеполагания является процесс развития отечественною образования. В течение более чем семидесяти лет советская педагогика провозглашала высокие демократические цели: воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, сочетающей в себе высокое умственное развитие, моральную чистоту и физическое совершенство. Однако слова часто расходились с делом. В реальной жизни происходило подавление прав и свобод личности, осуществлялось жесткое подчинение всей системы воспитания монопольно господствующей идеологии.

Однако сегодня нет оснований отказываться от ранее провозглашенной цели, поскольку ей нет разумной альтернативы. Но при ее реализации необходимо учесть ранее допущенные ошибки.

Кроме того, должны быть смещены некоторые ее акценты. Если раньше в качестве основной цели обучения и воспитания выдвигалась подготовка специалиста, способного работать на благо государства и общества, то сегодня акцент смешается на задачу самореализации личности, удовлетворение ее потребностей. Эти изменения способствуют воссоединению современного российского образования с мировой и отечественной гуманистической традицией воспитания.

Национальной особенностью российской культуры и образования издавна было усиленное внимание к внутреннему миру человека, его индивидуальной нравственной позиции. Выдающийся философ XVIII в. Г.С. Сковорода (1722-1794) призывал своих читателей:

Брось коперникански сферы.

Глянь в душевные пещеры...

Важнейшее тебе

Найдешь ты сам в себе.

А в обустройстве этого внутреннего мира человека главной задачей воспитания является утверждение позитивного отношения к миру и людям, идеалов добра и справедливости в качестве высших ценностей. «Мы смело высказываем убеждение, — писал К.Д. Ушинский , — что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Другой известный русский педагог М.И. Демков считал, что громадную роль в жизни людей играют религия и нравственность. Укрепление их влияния составляет задачу нравственно-религиозного воспитания.

Отказываться от этих традиционных для России целей воспитания сегодня нет никаких оснований. Необходимо лишь создать условия для их осуществления.

  • стандарты;
  • планы;
  • программы;
  • учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

1. Стандарты образования , устанавливаемые, как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).

В них указывается объем времени, необходимый для обучения, перечень изучаемых дисциплин, перечень дидактических единиц, определяющих минимум содержания каждой из них. При этом перечень дисциплин обычно подразделяется на циклы социально-гуманитарных, естественно-научных, специальных и других дисциплин. По соотношению времени, отводимого на изучение этих циклов, можно судить о целевых установках данной образовательной системы. Так, увеличение времени на гуманитарный цикл свидетельствует о целевой установке на гуманизацию, демократизацию, что и характеризует в настоящее время российское образование.

Стандарт — исходная и наиболее стабильная часть содержания обучения, на ней базируется все его содержание.

Через создание и внедрение стандартов государство реализует свою руководящую роль в системе образования. Соблюдение стандартов обязательно для всех типов учебных заведений независимо от форм собственности. Главная цель их введения состоит в том, чтобы не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования для всех типов учебных заведений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников. На основе стандарта осуществляется равное для всех измерение качества обучен- ности, а для выпускников общеобразовательных школ — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Государственный образовательный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения.

2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план , на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подготовки указываются федеральный, региональный и индивидуальный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, областей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии соблюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образовательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализуется важнейший принцип социального развития: единство в многообразии.

Рабочий учебный план — это основной документ учебного заведения, определяющий общую продолжительность , длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учебного заведения.

3. Учебная программа — еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данного предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий, перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую литературу. Основной частью программы является перечень подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими документами для работы преподавателя.

Одна из современных новаций в этом деле — предоставление права отдельным преподавателям создавать в одном и том же учебном заведении альтернативные учебные программы, учитывающие особенности различных по уровню развития и характеру интересов групп учащихся. Однако способы практического применения подобных программ разработаны еще слабо.

4. Учебник - еше один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стандартом и программой по данной дисциплине, что обычно удостоверяется соответствующим грифом государственного надзорного органа. Сегодня учебник может быть представлен не только в печатной, но и в электронной форме. Электронные учебники, так называемые компьютерные обучающие программы (КОПРы) особенно широко используются в дистанционной форме обучения в виде кассет, дисков, а также сайтов Интернета.

Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций:

  • информационную , состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа;
  • обучающую , с помощью которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания:
  • контрольную , которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п.

В идеале учебник должен выполнять роль модели всего учебного процесса.

Во всяком случае, хороший учебник должен отвечать таким элементарным требованиям, как краткость, доступность, структурированность, т.е. четкое разделение на блоки, модули и т.п.

К сожалению, многие современные учебники, как печатные, так и электронные, ограничиваются только первой из указанных функций, т.е. дают лишь учебную информацию и не показывают, как с ней нужно работать, предоставляя это решать самому читателю, который к этому не всегда готов.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справочники, книги для дополнительною чтения, атласы, сборники задач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во многом зависят результаты обучения. Признается необходимость комплексного применения различных видов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, так как каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Следует подчеркнуть, что при всем значении содержания обучения для общих результатов образовательной деятельности этот фактор все же не является самым важным. Признается, что из трех основных факторов, влияющих на качество обучения, — качество работы преподавателя, уровень активности обучаемых и содержание обучения — этот последний фактор по своей значимости занимает лишь третье место. На первом же месте оказывается эффективность деятельности преподавателя. Именно преподаватель является центральной фигурой всего учебного процесса.

«В воспитании, — говорил Ушинский, — все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Поэтому наряду с содержанием обучения еще одной и более важной дидактической проблемой является проблема качества деятельности преподавателя, применяемых им методов обучения, от чего прежде всего зависит общая эффективность любой сис темы образования.

Академия дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки

Учитель математики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (620)

Дисциплина: Педагогика

Практическое задание 1, Модуль 1. Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики

Выполнил:

Слушатель Стрельникова Елена Сергеевна

Преподаватель:

Сухоруков Александр Александрович

Г. Курган – 2017

Задание 1.

Защитник

Я полностью согласна со словами (выводами) учащегося. Он верно подметил, что «цель обучения всегда открыта и должна быть понятна, привлекательна, значима для обучающегося. Он должен знать, понимать, куда его ведёт учитель, что от него требуется, и сознательно участвовать в этом процессе - быть субъектом учебной деятельности, помогая учителю, т.е. обучая самого себя». По новому федеральному государственному стандарту, мы, учителя, подводим ученика к теме и цели урока. Мы не говорим как раньше тему и цель урока, а задаем наводящие вопросы. Ребенок, таким образом, учится думать и выделять самое главное.

Согласна, что цель воспитания и сам процесс должны быть скрыты от ученика. Ребенок должен понять в момент воспитательного процесса, что от него именно требует учитель. Поняв и осознав, ребенок исправляет свои ошибки. Задача учителя подвести ребенка к осознанию его ошибок, не говоря прямо о них. Иначе, опять же соглашусь со словами, что «ребенок не хочет быть воспитуемым».

Оппонент

Я не совсем согласна со словами, что цель должна быть привлекательна для учащегося. Ведь может быть и наоборот. Точно также цель может быть и не значима для ребенка. Ребенок может и не понимать, куда же ведет его учитель, что же этот учитель хочет от воспитанника. Учащийся может учиться, но без интереса участвовать в процессе обучения, или не участвовать совсем. Многие дети не хотят заниматься самообразованием. Многие ученики не всегда понимают, что же требует от них учитель, какие цели он ставит перед учеником.

Задание 2.

Эссе на тему: «Один день учителя в школе»

Учитель- это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Авиценна

Вот и снова наступило первое сентября. Школьный двор озарило ярким, осенним солнцем. Сквозь лучики солнца заметны яркие, по-настоящему осенние листья. Погода ясная, на небе нет ни единого облачка. Тепло. Хотя нет, я бы сказала, жарко. Время подходит к десяти утра. В школу приходят дети с красивыми цветами. С детьми приходят их родители, бабушки и дедушки. Для первоклассников это самая первая в их школьной жизни линейка. Они еще такие маленькие, но такие разные. Кто – то напряженно думает о чем – то своем о том, что же ждет их впереди, чьи – то глаза смотрят вокруг с удивлением в ожидании чуда. Вот стоит белокурая девочка. Она еще не знает, внутри нее живет красавица, которая к выпускному балу покорит мужские сердца. А вот стоит конопатый мальчишка – разбойник, который наверняка лишит сна и покоя ни одного педагога, но все же станет спортсменом, гордостью школы и просто хорошим человеком. Они все такие разные, но все такие родные. Для учителя все ученики становятся своими. Учитель смотрит в их чистые глаза и понимает, а этот ребенок нуждается в моей помощи. Он нуждается в моем совете и поддержке. Это, наверно, и есть счастье…

Профессия учитель – это постоянный поиск новых методов обучения, творческого подхода к изложению нового, еще неопознанного и неизвестного для ребенка. На любом этапе развития ребенок приходит в школу не только для получения новых знаний, но и для общения с одноклассниками, учителями. Каждый ребенок со своими плюсами и минусами. И задача учителя принять ребенка таким, какой он есть. Все зависит от учителя, от его подготовки к уроку, от его методики преподавания. На сегодняшний день современный урок требует колоссальной подготовки.

Вот и закончилась торжественная линейка, прозвенел звонок и начались уроки. На пороге кабинета появились пятиклассники. Сегодня для них абсолютно новый урок. Для ребят не только новый урок, но и новый учитель. Ребята вспомнят таблицу умножения, научатся решать новые для них задачи. Урок начали с небольшого приветствия и представления учителя. Они с таким интересом разглядывают учителя. Так интересно за ними наблюдать. На уроке повторили таблицу умножения, повторили какие бывают арифметические действия, их свойства, вспомнили как решаются арифметические задачи. Урок прошел достаточно интересно и плодотворно. Дети получили хорошие оценки. Прозвенел звонок, началась перемена. Дети подошли к столу учителя, стали задавать вопросы, высказали свои пожелания, поблагодарили за урок.

Вот и подошел урок в шестом классе. Нужно успеть перестроиться. Сегодня будем не только повторять материал за пятый класс, но и изучать новую тему, разбирать сложные примеры и задачи. Богатый опыт приобретается учителем в работе с применением современной учебной техники: урок – презентация, использование интерактивной доски, использование видео – уроков. Урок проходит в виде диалога, совместного поиска в решении проблемы. Психологи говорят есть «трудные ученики», к ним тоже можно найти подход и заинтересовать уроком, их в первую очередь необходимо вовлекать в процесс диалога, где они могут высказать свою точку зрения, на какую – либо тему. И если такой ученик принимает активное участие в проведении урока, а чаще всего у них получается очень хорошо, то с такого урока уходишь вдохновленный, уверенный в своих возможностях. Знание психологии, педагогический опыт и такт, профессионализм, порядочность, терпение дают нам возможность решать конфликтные ситуации. Самое главное не допускать внутренний конфликт в душе ребенка.

Пятый класс, адаптация. Адаптация – это сложно проходящий процесс для многих малышей. Как они вольются в новую для них жизнь? Каждый из них старается показать себя с лучшей стороны, только у кого – то получается, а у кого – то нет. В этот трудный момент для класса необходима поддержка классного руководителя, родителей, школьного психолога. От поддержки, взаимопонимания, уважения к учителю и к друг другу зависит, как ребята будут себя чувствовать в среднем звене, как они смогут себя найти в школьной среде. В работе классного руководителя сейчас самое главное дать возможность каждому ребенку проявить себя с лучшей стороны, не дать возможность сделать глупость, пресекать злобу и бестактность учеников в отношениях с одноклассниками.

На следующий урок придут девятиклассники. Эти ребята уже самостоятельные. Они делятся на группы. Каждая из групп получает свое задание. Они увлеченно обсуждают предложенные учителем темы, ищут ответы на вопросы в литературе, интернете. Они работают в группах, что дает возможность развивать в них сотрудничество, дружелюбие, умение выслушивать мнение других участников группы не только по своему вопросу. Это дает возможность выработать ответственное отношение к конечному результату своей работы.

Вот и подошли к концу уроки. Необходимо заполнить всю школьную документацию, заполнить журналы, продумать как будут проходить уроки на следующий день, что можно добавить нового и интересного. Еще нужно проверить самостоятельные работы учеников и сделать презентацию к завтрашнему уроку. А также предстоит перечитать и доработать конспект открытого урока, ведь скоро предстоит его провести.

Вот и подошел к концу сегодняшний день. Этот день дал много интересного и нового, и запоминающегося. Дал возможность к новому поиску чего – то нового и своего.

Автономная некоммерческая организация
«Академия дополнительного профессионального образования»

«Физическая культура. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС»

Дисциплина: Введение в педагогическую деятельность
Практическое задание 1, модуль 1

Выполнил:
слушатель Лебедь В.Ю.
Преподаватель:
к.п.н.Гладнева С.Г.

Г. Курган - 2017
Модуль 1. Сущность педагогической деятельности
Практическое задание 1 Лебедь В.Ю.

Задание 1. Познакомьтесь с выводами о доступности целей педагогической деятельности учащимся: «Цель обучения всегда открыта и должна быть понятна, привлекательна, значима для обучающегося. Он должен знать, понимать, куда его ведёт учитель, что от него требуется, и сознательноучаствовать в этом процессе - быть субъектом учебной деятельности, помогая учителю, т. е. обучая самого себя. Цель воспитания и сам процесс должны быть максимально скрыты от воспитанника. Ребёнок не хочет быть воспитуемым. Это воспринимается им всегда как насилие над собой» (В. П. Созонов).
Представьте себя вначале в роли защитника, затем в роли оппонента. Попробуйте с позиций защитника доказатьобоснованность представленных выводов, а с позиции оппонента аргументированно их опровергнуть.

Выступая в роли защитника выводов о доступности целей педагогической деятельности учащимся по В.П. Созонову, прежде всего, я бы хотел рассмотреть субъективную оценку самого ученика - «Что мне это даёт?».
В случае, если учащийся чётко знает и понимает цель обучения, он может рассчитывать на определённыеположительные результаты в будущем. Ясность его деятельности для него самого – ключ к активации его внутреннего резерва для достижения поставленной цели. Его деятельность приобретает мотивированный характер. А мотивация – движущая сила внутреннего настроя на решение задач разного характера.
Неясность целей деятельности может порождать сумбур и полное отсутствие желания выполнять поставленные задачи. «-Для чего мне это нужно? Непонятно. Тогда может заняться чем-то другим?» - такой может оказаться реакция учащегося на туманные и завуалированные цели.
Ясность и понимание делают процесс обучения сознательным и осознанным, ярким и продуктивным. Именно при этом условии, из объекта учебной деятельности он становится субъектом учебной деятельности обучая самого себя.
Относительно латентногохарактера цели воспитания, можно отметить очень положительный момент. А именно, отсутствие ощущения у учащегося, искусственного давления со стороны учителя в рамках воспитательного процесса. Ребёнок действительно не хочет быть воспитуемым и конечно, любой «силовой нажим» вызовет в нём отторжение и неприязнь.
Ключ к успеху, создать благоприятную ненавязчивую атмосферу взаимного общения.Выступая в роли оппонента, можно подвергнуть сомнению открытость цели обучения. В таком случае, каждый шаг к неизведанной цели будет являть для ученика нечто новое и отличное. Фактор неожиданности может пробуждать интерес открывателя. «Что там, за закрытой дверью?» Интерес пробуждает стимул к познанию и осмыслению.
Напротив, цель воспитания и сам процесс могут быть открыты для учащегося. Здесь возникаетфактор «закалки» личности и формирование гармоничного социокультурного поведения.
В заключении, исходя из собственного опыта, я остаюсь на стороне защиты доводов Созонова В.П., поскольку именно понятная и привлекательная сторона деятельности, которая направленна на достижение цели, сродни дороге на пути к лучезарному свету. Где ученик и учитель, рука об руку, идут вместе.
Задание 2. Напишите эссе«Один день учителя (педагога, воспитателя) в школе (в детском саду, в учреждении дополнительного образования)», отразив возможно большее количество функций, которые он должен выполнять. В тексте эссе назовите эти функции, указав их в скобках по ходу текста (там, где они описываются).

Нельзя войти в одну реку дважды – гласит известная поговорка....

Главное особенность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) - это повышенное внимание к результатам образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению. Следует отметить, что в Стандарте сформулированы общие требования к результатам освоения. В«Примерной программе по учебным предметам. География. 6-9 классы. - М. Просвещение, 2010» конкретные требования также отсутствуют, а дана характеристика основных видов деятельности ученика. Данная ситуация ставит учителя перед необходимостью самостоятельного определения требований к ожидаемым результатам обучения. Важно определять цели и задачи к разделу, теме и конкретно к каждому уроку. Причём эти цели необходимо задавать с учетом ожидаемого уровня формирования умений школьников: базового и повышенного.

Цель следует определить как ожидаемый результат обучения , складывающийся из описания поведения (действий), которые должен продемонстрировать ученик, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе.

Итак, заданные цели обучения — критерий для отбора содержания учебной работы школьников, используемых источников информации и методов обучения. Упражнения, контрольные вопросы, итоговые задания можно применять или составлять только тогда, когда заданы ожидаемые результаты обучения.

Без этого учитель не сможет грамотно организовать и контролировать учебный процесс, а

учащемуся постановка целей обучения помогает

- сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала,

- сознательно направлять усилия на достижение этих целей,

- прогнозировать и оценивать свои результаты .

Сообщить ученикам о цели обучения, значит пригласить их к разговору на равных, проявить к ним уважение и разделить с ними ответственность за результаты учебной работы.

Следует учитывать, что формулируя цели обучения в рамках урока, равно как и ожидаемые результаты обучения, учитель действует в рамках сложившихся в учебном заведении условий обучения и учитывает:

    особенности линий, УМК, по которым ведётся обучение,

    оснащение кабинета географии различными средствами обучения,

    существующие в школе профили обучения.

Формулирование цели обучения

Цель обучения определена, если её формулировка позволяет ответить на три вопроса:

    что сможет делать учащийся?

    при каких условиях он это сможет делать?

    каковы критерии оценки деятельности учащегося?

И если на каждый вопрос следует явный ответ, значит, цель определена достаточно полно.

Пример 1.

В федеральном компоненте стандарта основного общего образования по географии, утвержденного Министерством образования и науки, в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», зафиксирована такая цель обучения:

«В результате изучения географии ученик должен знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения».

Следует отметить, что слова «знать и понимать» описывают лишь состояние ученика, оценить которое не представляется возможным. Цель обучения должна содержать описание действий ученика, подлежащих оценке, т.е. выражаться с учётом специфики деятельностного обучения.

В ходе подготовки к уроку эта цель должна быть определена следующим образом:

«После изучения курса географии учащиеся основной школы смогут:

    перечислить не менее трех общих черт и не менее трех различий плана, глобуса и карты;

    указать в полученном списке географических карт те из них, которые относятся к тематическим, общегеографическим или являются планом местности;

    распознавать (называть) условные знаки (элементы легенды) на географической карте, плане, глобусе;

    соотносить объекты, отображённые на географической карте, плане, глобусе с их фотоизображениями;

    перечислить не менее трех способов картографического изображения объектов;

    выбрать карту необходимого масштаба для решения учебной задачи;

    аргументировать в письменной форме принципы выбора картографического источника для решения поставленных учебных задач».

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, научиться осуществлять деятельность.

Деятельность учителя заключается

в проектировании учебной деятельности ,

организации учебной деятельности,

управлении учебной деятельностью , а не в передаче знаний. (Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении // Educational Technology and Society. 2004.№7(2)).

Таким образом, специфика деятельностного обучения - не усвоение готового знания, а создание условий для его происхождения.

Пример 2 . В ходе работы над курсом «География материков и океанов» была описана цель обучения:

“Обучаемый должен распознать в предложенном ему тексте посвященном географическому положению Африки, ошибки, которые связаны с ложным представлением о географической карте мира до эпохи Великих географических открытий”.

Действие ученика, связанное с демонстрацией достижения этой цели, невозможно наблюдать непосредственно. Его необходимо операционализировать, т.е. выразить в явном виде, связать с “видимым” действием или индикатором.

В результате подобного уточнения целей обучения формулировка изменилась:

Обучаемый должен распознать (найти и выделить, подчеркнуть…, ) в предложенном ему тексте, посвященном географическому положению Африки, ошибки, которые связаны с ложным представлением о географической карте мира до эпохи Великих географических открытий”.

Таким образом, выполнено преобразование неявного исполнения в явное.

Условия реализации целей обучения

В ходе разработки ожидаемых результатов обучения, определяя условия выполнения действий учащегося, необходимо поставить следующие вопросы:

    Что разрешается использовать обучаемому в ходе исполнения ожидаемых от него действий?

    Включает ли описание целей обучения указания на эти действия?

    В какой форме могут быть представлены результаты действий?

Пример.

В процессе разработки целей обучения в курсе «География России» одна из них была сформулирована так: "Ученик должен определить показатель специализации района по какому-либо виду продукции".

Для учителя формулировка ясна. Однако для школьника надо привести пример. Тогда цель учебной деятельности будет выглядеть так: "Ученик на основе анализа статистических материалов должен рассчитать показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции с помощью формулы K=П/Н, где П - доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н - доля населения района в общем населении страны».

Условия достижения цели необходимо определять и для формирования индивидуальной траектории обучения школьников, изменяя сложность (уровень) задания. С помощью достаточно простого примера, описанного выше, решается задача формирования базовых учебных навыков работы с источниками информации, а первую очередь статистическими. Однако, если изменить условия в описании учебной задачи и предложить учащимся самостоятельно найти способ определения специализации района (на основе рекомендуемых источников информации), то это приведёт к изменению сложности задания, расширению формируемых учебных умений.

Критерии оценки реализации целей обучения

Критерии должны быть сообщены учащимся для того, чтобы зафиксировать, как будет оцениваться выполнение требуемого действия. Наиболее часто встречающийся критерий - точность (безошибочность) выполнения требуемых действий, которую можно определить по количеству ошибок. Быстрота выполнения действия — также типичный пример использования критерия в описании целей обучения.

Пример : «Установите соответствие между названием страны и её столицей в списке из 30 пар названий за 10 минут».

Критерии позволяют ученику самостоятельно оценить и скорректировать собственные результаты обучения.

Памятка для формулирования целей обучения.

Шаг 1. Выберите глагол, который лучше всего передает желаемое поведение обучаемого (исполнение). Исполнение описывается только таким словом, которое означает определенное действие. Глаголы “знать” и “понимать” описывают не действие, а состояние ученика, который “знает и понимает”. Напротив, глаголы «перечислять», «указывать», «выбирать», «выделять», «демонстрировать», «соотносить», «написать» и т.п. определяют желаемые действия школьника.

Шаг 2. Определите условия, при которых должно выполняться желаемое поведение. В условиях целесообразно указать:

    источники географический информации, к которым может обратиться учащийся для выполнения учебной задачи (например, «с помощью физической карты РФ»),

    способ, методику выполнения задания. Например, «в письменной форме дайте характеристику географического положения Уральских гор, используя материал таблицы №4 «Приём определения географического положения гор».

Шаг 3. Сделайте черновой набросок формулировки цели, используя выбранный вами глагол и условия.

Шаг 4. Напишите критерии, которым должно удовлетворять желаемое исполнение. Эта часть описания цели обучения поможет ребёнку самостоятельно оценить уровень выполнения здания.

Шаг 5. Отредактируйте получившуюся формулировку, стараясь сделать её, по возможности, ясной и лаконичной. Обратите внимание на соответствие исполнения и условий.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...