Берега нила. III

На берегах Нила – священной реки для египтян около шести тысяч лет назад на Африканском континенте началась история существования древней цивилизации Египет, возраст которого не уступал Шумерийскому государству.

Возникновение Древнего Египта и его население

Древние говорили, что без Нила Египет был не смог существовать. Он является единственным источником пресной воды, жизни и продородия в стране. Русло Нила наполняется чистейшей родниковой водой сотни ручейков с гор Центральной части Африки. Течение его, если смотреть на географическую карту, происходит снизу вверх, к Средиземному морю.

Именно поэтому разделение страны, принятое в истории древних времен, на Верхний Египет (южная нижняя часть) и Нижний Египет (северная верхняя часть), объяснялось не географическим положением государства, а течением реки.

В верхней части континента Нил образует разветвленную дельту и впадает в Средиземное море. Погодные условия со времен древнего царства не изменился: лето и зима в Египте солнечные и жаркие. Осадки выпадают крайне редко, случится кратковременный дождик может один раз в четыре-пять лет. 95 процентов территории страны предствляют собой пустыни. И только 5 процентов, в основном рядом с плодородными землями возле Нила, заселены. Ежегодно воды реки выходили из берегов, оставляя после разлива илистый осадок, который означал богатый урожай для египтян. Если этого не случалось, люди Египта страдали от недостатка пропитания и это порой служило причиной народных восстаний, поскольку считалось, что фараон не справлялся со своими обязанностями как всемогущий наместник на земле.

На берегах Нила возникла культура Древнего Египта. Местные жители перевозили по Нилу продовольствие и материалы для строительства. Они научились строить корабли, небольшие лодки из тростника – папируса, который рос на реке, так зародилось ремесло. Затем нильский папирус стали использовать для написания . Так на берегах Нила возникла история древней египетской письменности.

Имя «Египет» стране дали греки. Еще в древнем мире цивилизация прославилась как страна загадок и сокровищницы тайных знаний всего человечества. Культура и традиции Древнего Египта вызывали интерес у таких крупных держав того времени как Римская империя и Древняя Греция. Первая археологическая экспедиция была проведена в Египте в начале XIX века. В их составе участвовали исследовали с Франции, Англии. Первая русская книга об истории Древнего Египта была написана ученым-путешественником Б.Тураевым.


Земледелие на реке Нил

Искусство древних египтян ведения сельского хозяйства вызывает восхищение и у современников. Они делили год на три сезона в зависимости от времени разлива реки. С июля по ноябрь Нил выходил из берегов. К этому времени все должно было быть готовым для посадки урожая: выстраивались специальные каналы с насыпями, которые позволяли удерживать воду. В другое время, свободное от работ на Ниле, местное население было занято в строительстве. История жизни местного населения в Древнем Египте, написанная на стенах архитектурных памятников, повествует о том, что по приказу фараона мужчины устремлялись на заработки: возведение , дорог, гробниц.

Середина ноября была отмечена как сезон пахоты. Землю бороздили при помощи плуга, в который запрягали животных – волов или вручную. Примечательно то, что местные жители долгое время не использовали в хозяйстве как рабочую силу лошадей. В Африке они появились только спустя полторы тысячи лет с приходом иноземных завоевателей.

Основными сельско-хозяйственными культурами в Древнем Египте были ячмень и пшеница. Также они выращивали фасоль, огурцы, горох, оливки, финики, гранаты, инжир, рис. Сезон урожая наступал весной, с марта по апрель месяцы. В Ниле было также полно рыбы, которую ловили при помощи сетей. Древние египтяне производили лен и являлись основными его поставщиками в другие страны.

История зарождение государства Древний Египет. Зарождение государственного устройства на берегах Нила за счет объединения многочисленных разрозненных племен началось около 6000 г. до н.э. Сначала они образовали города-поселения, которые называли «номы». Всего их насчитывалось около сорока. Единства между ними не было, каждый пытался занять б’ольшую территорию. В результате многочисленных междоусобных войн они разделились на Верхний и Нижний Египет, окончательная победа досталась государству, находящемуся в центре Африканского континента. Около третьего тысячелетия до н.э. первый царь объединенного государства Древний Египет по имени Мина взял руководство над всей страной. Столицей цивилизации был провозглашен . Глава государства получил наследственный титул фараона, который сопровождает всю историю Древнего Египта.


Города Древнего Египта

С возникновенем государственного строя стали образовываться административные единицы – города. Фараоны устраивали в крупнейших из них резиденции, украшенные красивейшими садами Древнего Египта, где нередко водились дикие животные и росли прекрасные цветы. Залы дворцов были расписаны талантливыми художниками.

Дома местные жители строили из сырцового кирпича. Мебели в их домах почти не было. Одежду хранили в сундуках.

Состоятельные граждане отличались одеждой из дорогих тканей и многочисленными украшениями. Как для мужчин, так и женщин было принято одевать парики и ярко подкрашивать глаза.

Денежных единиц и монет в Древнем Египте не было, оценка осуществлялась согласно товарного обмена и в соотношение к количеству зерна. Ремесленник менял предмет мебели на продовольствие торговца.

На столе у древних египтян был хлеб, суп из зерна, мясо, птица, овощи, фрукты и напитки, вино и пиво. Традиция варения пива зародилась впервые в истории Древнего Египта. С помощью него местные жители утоляли жажду и поправляли здоровье: хмель способствовал выведению из почек известняка, который содержится в больших количествах в воде Нила.

Институт семьи в древнеегипетском обществе

Во времена существования древней цивилизации Египет семья являлась основной составляющей общества и высоко ценилась. Женщины обладали имущественными и гражданскими правами: они имели право на собственность, могли обращаться с заявлениями в суд.

Для мальчиков были организованы школы, где они изучали ремесло, религию, получали навыки письменности. Самые талантливые из них имели возможность получить высокое положение в обществе на службе во дворе фараона Древнего Египта.

Цель урока: 1. Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. 1. Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. 2. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации. 2. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации. 3. Обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация». 3. Обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация». 4. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками. 4. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.




Изучение нового материала. Самостоятельная работа. Задание. 1. Прочитать материал учебника на странице Подготовить ответ на вопрос: что называется цивилизацией? От первобытности к цивилизации. Цивилизация это такой период развития людей (общества), когда существует госуда- рство, города, письменность. Люди более качественно обрабатывают землю, но одни из них богаты, другие бедны.








Изучение нового материала. Вопрос. 3. Чем защищен Египет с запада? 4. Чем защищена восточная часть страны? 5. Каким морем омывается северная часть страны? Страна Египет. 3. Ливийской пустыней. 4. Рекой и пустыней с илистыми местами, или «безднами». 5. Средиземным морем.




Изучение нового материала. Вопрос. 7. О какой реке идет речь в документе? 8. Где берет свое начало река Нил? 9. Куда впадает Нил? 10. Что такое дельта реки? Страна Египет. 7. Река Нил. 8. В центральной Африке. 9. Впадает в Средиземное море. 10. Место, где река делится на рукава


Изучение нового материала. Вопрос. 11. Что происходит с рекой, когда на- чинается летнее солнцестояние? 12. Какие занятия существовали у жи- телей Египта (см. п. 34 документа)? 13. Кто управлял Египтом? Страна Египет. 11. Начинается разлив Нила. 12. Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, занимались земледелием, скотоводством. 13. Управляли цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.






Изучение нового материала. Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил оконча- тельно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис. Объединение Египта.


Закрепление изученного материала: Реши задачу. Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот? Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное за- нятие египтян земледелие, а это основа будущей цивилизации.


1. Оказывается, можно за пол-урока получить много информации, работая и историческим источни- ком и картой. 2. Благоприятная геогра- фическая среда ускорила процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, в последствии и классо- вого государства. Итог урока.



Слайд 2

Сегодня на уроке:

  • От первобытности к цивилизации.
  • Страна Египет.
  • Разливы Нила.
  • Объединение Египта.
  • Слайд 4

    1. От первобытности к цивилизации

    1. Вспомните, что называют эпохой первобытности?
    2. Первобытность – это время до появления первых государств, больших городов, письменности.
    3. Первые государства появились более пяти тысяч лет назад. С появлением государств начинается переход от первобытности к цивилизации.
    4. Прочитайте текст на с. 32 учебника и ответьте на вопрос:
    5. Что называют «цивилизацией»? При необходимости обратитесь к словарю.
    6. Цивилизация – это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
  • Слайд 5

    2. Страна Египет

    • Древние цивилизации возникали в долинах рек. Одна из древнейших цивилизаций мира – египетская.
    • Египет– страна, которая располагалась на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря
    • Современная политическая карта Африки
  • Слайд 6

    Запомним новые слова:

    Папирус – высокий тростник, растущий на берегах Нила, из которого египтяне делали похожий на бумагу писчий материал, также называемый папирусом.

    • Растение папирус
    • Древнеегипетский папирус
  • Слайд 7

    • Дельта – место впадения реки в другой водоем, где она делится на несколько рукавов, образующих треугольник.
    • Оазис – островки зелени среди песков пустыни, где растут пальмы и кустарники вокруг бьющей ключом из-под земли воды
  • Слайд 8

    3. Разливы Нила

    Нил – одна из великих рек мира

    Слайд 9

    • Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Подумайте, почему и прав ли он был?
    • «Охота на Ниле» Фрагмент стенной росписи из гробниц в Фивах. Середина II тысячелетия до н. э.
  • Слайд 10

    Египтяне возносили Нилу молитвы:

    "Слава тебе, Нил, приходящий в мир, чтобы дать жизнь Египту... Твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влагой; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают работы в мастерских. Ты – творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди, гибнут, стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется... Ты даешь всякому счастье по его желанию и никогда не отказываешь. Ты – царь, и приказы твои расходятся по всей земле".

  • Слайд 11

    4. Объединение Египта

    • Сначала на территории Египта возникло около 40 небольших царств, которые постоянно воевали между собой.
    • Затем долина Нила оказалась поделена на 2 больших царства: в дельте Нила – Северный (Нижний) Египет, а выше по течению – Южный (Верхний) Египет. Но и эти царства продолжили борьбу за влияние во всей долине Нила.
    • Короны царей Северного и Южного Египта
  • Слайд 12

    • Примерно за 3000 лет до н.э. царь Южного Египта подчинил себе Северный Египет, объединив всю страну.
    • Столицей Египетского государства стал город Мемфис.
    • Правителей всего Египта стали называть фараонами.
    • Факт существования двух царств не забывался никогда, и всех фараонов именовали "Повелителями Двух Стран" или "Царями Верхнего и Нижнего Египта".
    • Античные историки, цитирующие Манефона, называют первого правителя единого Египта Менесом, Геродот - Мином. Современные исследователи отождествляют этих фараонов с Нармером.
    • Двойная корона фараона
  • Итак, мы с вами не зря вспомнили время. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие во время более 5 тыс лет назад. Государства существовавшее в 4 тыс до н.э. – пер пол 1 тыс н.э на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии в исторической литературе принято называть древневосточными .

    Древневосточные гос-ва

    Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому они находились на Востоке.

    А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта.

    Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

    Давайте с вами представим египетское общество в виде весов – и на одну чашу поставим всех богатых (как называются богатые?), а на другую остальных людей (бедноту)

    (Изображение весов)

    — Как вы думаете, какая чаша перевесит?

    — Кого в обществе больше, богатых или бедных?

    А как можно уравновесить весы? Как стабилизировать общество? В этом помогает государство!

    Государство – помогает одной группе людей держать в подчинении остальную часть общества.

    Более 5 тыс лет назад появились гос-ва. Во главе гос-ва обычно стоял царь . Власть он получал по наследству, от отца к сыну. Царю служило войско.

    Каждое царство имело определенную территорию, на которой строились города. Главный город – столица, там располагался дворец. Во дворце находилась казна (что такое казна?) Чтобы подсчитывать хранившиеся во дворце сокровища и записывать царские приказы, была изобретена письменность.

    Люди научились строить оросительные каналы, осушать болота, но не все в одинаковой мере пользовались результатами этих достижений: одни были богаты и свободны, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.

    Одно из таких крупных гос-в возникло на берегах реки Нила.

    Карта в учебнике стр 31

    В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник-папирус.

    Течение Нила встречало на своем пути пороги – каменистые преграды, мешающие судоходству.

    Пройдя порог, река спокойно текла на север и впадала в море (карта)

    — Какое?

    Дельта – это место, где Нил впадает в Средиземное море

    Оазис – островки зелени где растут пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли

    Египет – страна, к-ая располагалась на берегах Нила от 1-го порога до Средиземного моря

    На стр 34 прочитайте «Хвалебные песни египтян Нилу» и ответьте на вопрос:

    Государство на берегах Нила

    Древнеегипетская цивилизация возникла в Северо-восточной Африке, в долине и дельте Нила (течет с юга на север, впадает в Средиземное море).

    Нил - одна из самых больших рек в мире (протяженность 1200 км.), окруженная пустынями. С запада к Нилу примыкает Ливийская пустыня, с востока - Аравийская пустыня, с юга - Нубийская пустыня.

    Предыстория

    Ежегодный разлив Нила делает почву плодородной. Возникают условия для занятий земледелием. (См. видео «Бог Хапи - создатель цивилизации Египта»).

    Необходимость совместных работ по строительству оросительных систем (сети каналов и дамб) способствует объединению сельских общин.

    Климат в Египте жаркий и сухой, поэтому приходилось поливать посевы речной водой. Со временем люди стали рыть каналы, по которым речная вода могла поступать на поля. Для выполнения этой сложной работы, которую трудно делать в одиночку, приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Руководил работами номарх, которого выбирали общинники. Постепенно он становился правителем нома - подвластной ему территории.

    Население Египта проживало и проживает вдоль русла Нила, вдоль дельты и в оазисах — островках зелени в пустыни; Фаюмский оазис — самый большой в Египте. К западу от Нила простиралась огромная Ливийская пустыня, к востоку — Аравийская пустыня, на юге, за первым порогом Нила (пороги — каменистый или скалистый участок в русле реки) располагалась Нубия (рис. 1).

    Жизнь людей полностью зависела от Нила. В начале лета проливные дожди напитывали реку, потоки воды устремлялись в долину Нила, неся с собой ил — частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. Каждый год в июле начинался разлив Нила (рис. 2). После разлива Нил возвращался в свое русло, оставляя на берегах плодородный ил. Иногда разливы были очень сильными или, наоборот, очень слабыми, в Египте начинался период тощих, голодных лет. Египтяне верили, что это гневается Нил. С июля по ноябрь — сезон разлива Нила — ахет; с ноября по март — сезон прорастания — перет, и с марта по июль — сезон засухи — хему.

    Рис. 2. Разлив Нила. Фотография XIX в. ()

    Чтобы задержать воду на полях, земледельцы строили плотины, чтобы отвести излишки воды с полей — рыли отводные каналы. Эта тяжелая работа требовала совместных усилий, поэтому земледельцы объединялись в общины . Общины объединялись в номы , которыми управляли номархи. Номы воевали друг с другом, стремясь покорить своих соседей. В конце концов, долина Нила оказалась поделенной на два больших царства: в низовьях реки, то есть в дельте, располагался Северный Египет, а выше по течению — Южный Египет.

    Царь Южного Египта носил белую корону, похожую на высокий шлем. Корона царя Северного Египта была красного цвета и имела возвышение сзади. Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Об этих войнах рассказывает египетский рельеф — выпуклое изображение на камне. На нем царь Верхнего Египта замахнулся на коленопреклоненного царя Нижнего Египта (рис. 3). Примерно 3 тыс. лет до н. э. Южный Египет окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну. Повелителей всего Египта называют фараонами , в Древнем Египте правителей называли per-oh, что буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Столицей Египетского государства стал город Мемфис.

    Рис. 3. Символическое изображение покорения Нижнего Египта ()

    Список литературы

    1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
    2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
    3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

    Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Египетские пирамиды ().
    2. Библиотекарь.ру ().
    3. Библиотекарь.ру ().

    Домашнее задание

    1. Найдите на карте дельту Нила, исток Нила, пороги Нила.
    2. Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия?
    3. Сколько лет назад возникло единое государство в Древнем Египте?


    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...