«Битва за Англию.

(в России принято название "Битва за Англию") в исторической литературе называют период интенсивных воздушных ударов немецких ВВС по Великобритании и борьбы английских воздушных сил по их отражению (август 1940 года — май 1941 года) во Второй мировой войне. Целью германских бомбардировок было вывести Англию из войны и создать благоприятные условия для готовящегося нападения на СССР.

Битва за Британию: хроники пикирующих "Юнкерсов" 15 сентября англичане будут отмечать День битвы за Британию, в юбилейный, 75-раз. В этот день, в 1940 году королевские ВВС сбили более 50 самолетов люфтваффе. В ходе этой ожесточенной компании Второй мировой немцы потерпели поражение и перенесли свою агрессию на СССР. Вспоминает Сергей Варшавчик.

Летом 1940 года правительство фашистской Германии с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пыталось заключить мир с Великобританией, но успеха не достигло. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву № 16 о подготовке операции "Морской лев" против Англии (предусматривалось внезапное форсирование Ла-Манша и высадка на южном побережье Англии 25 дивизий с целью оккупировать Великобританию), а 1 августа директиву № 17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции.

Для этого были выделены 2-й, 3-й воздушные флоты и частично 5-й (свыше 2,6 тысячи самолетов). Британские силы противовоздушной обороны (ПВО) насчитывали свыше 700 истребителей, до двух тысяч зенитных орудий, около 1,5 тысячи аэростатов заграждения. Вдоль восточного побережья страны располагались радиолокационные станции, что позволяло английскому командованию заблаговременно обнаруживать воздушного противника и своевременно организовывать отражение налетов.

В воздушном наступлении немецких ВВС на Англию можно выделить три этапа. Первый начался с середины августа и длился до 7 сентября. В это время военно-воздушные силы Германии наносили удары непосредственно по английской истребительной авиации, по аэродромам, командным пунктам и радиолокационным станциям.

12 и 13 августа 1940 года немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам.

Германское командование, стремясь добиться капитуляции Англии, 5 сентября отдало приказ перенести центр тяжести бомбардировок с авиационных объектов на наиболее крупные административные центры страны, прежде всего на Лондон.

Второй этап воздушного наступления начался 7 сентября 1940 года, когда немецкие военно-воздушные силы нанесли бомбовый удар по Лондону. После этого германские бомбардировщики стали регулярно появляться над городом. Особенно сильным был налет 15 сентября, когда немецкое командование послало на Лондон свыше 1000 самолетов. Над городом разыгралось воздушное сражение, в котором английская истребительная авиация и зенитная артиллерия, спешно стянутая к столице, оказали немцам сильное противодействие.

Противник потерял 60 самолетов, а англичане — 26. После 15 сентября напряженность воздушных боев над Лондоном и в целом над Англией стала несколько спадать.

Немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе, так как перенос бомбардировок с аэродромов и других авиационных объектов на крупные города дал возможность английской истребительной авиации в какой-то степени оправиться от понесенных потерь и усилить сопротивление противнику. С августа по октябрь 1940 года английской ПВО было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета).

Фашистское командование было вынуждено вновь изменить тактику воздушного наступления. Оно резко ограничило дневные налеты и сосредоточило внимание на ночных бомбардировках крупных промышленных центров страны — Белфаста, Бирмингема, Бристоля, Кардиффа, Манчестера и других. Этот третий этап воздушного наступления начался в ночь на 15 ноября массированным налетом на город Ковентри, который был почти целиком разрушен.

С середины ноября 1940 года до середины февраля 1941 года из 31 крупного налета немецкой авиации 14 налетов были проведены на порты, девять — на промышленные города в глубине Англии и восемь налетов — на Лондон. Кроме того, совершались многочисленные налеты небольших групп немецких бомбардировщиков на различные города и порты, чтобы помешать проведению восстановительных работ.

С февраля 1941 года стали менее интенсивными и ночные бомбардировки. Во второй половине апреля и в начале мая 1941 года немецкая авиация совершила три массированных налета на Лондон, сбросив на город рекордное количество фугасных бомб. После этого налеты на Англию приняли эпизодический характер: основные силы немецких ВВС перебрасывались на восток.

Всего немецкая авиация совершила свыше 46 тысяч самолето-вылетов и сбросила около 60 тысяч тонн бомб, потеряв при этом 1733 самолета (англичане — 915 самолетов). Жертвы среди населения Великобритании составили свыше 86 тысяч человек (в том числе около 40 тысяч убитыми), повреждено и разрушено свыше одного миллиона зданий, ряд городов был сильно разрушен.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль считал, что 15 сентября стало переломным моментом в "Битве за Британию". По его мнению, немецкое командование военно-воздушных сил, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне. Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы.

В результате немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе. Поэтому операция "Морской лев" не состоялась, путь для нее расчистить не удалось. Тем более не удалось принудить англичан сдаться. 17 сентября 1940 года Гитлер отложил операцию "Морской лев" "до дальнейшего извещения".

Затем (директивой от 12 октября) отложил на весну — лето 1941 года. Продолжавшиеся мероприятия по плану "Морской лев" превратились исключительно в средство стратегической маскировки подготовки нападения на СССР. Судьба Великобритании, по расчетам фашистского руководства, должна была решиться в результате "победоносного похода" против СССР.

Поэтому в Великобритании считается решающим днем, когда англичане избавились от опасности вторжения.

Битва за Британию, в которой участвовали прежде всего британские военно-воздушные силы, стала ключевым сражением в ходе Второй мировой войны для Великобритании. Наряду с британскими летчиками, в битве участвовали военные из Польши, Чехословакии, Австралии, Канады, Новой Зеландии, США, Бельгии, Франции, Ирландии, Родезии, ЮАР и Ямайки.

В сентябре 2005 года в Лондоне был открыт памятник в честь 65-летия Битвы за Британию. Монумент на набережной Виктории открыли принц Уэльский Чарльз и его супруга герцогиня Корнуоллская Камилла, а также министр обороны Великобритании. Кроме них на церемонии присутствовали министры обороны Австралии и Чехии, а также послы всех стран, которые участвовали в Битве за Британию 1940 года.

Официальную церемонию его открытия завершил пролет раритетных самолетов Королевских ВВС Великобритании "Спитфайр" (Spitfire), "Ураган" (Hurricane), и "Тайфун" (Typhoon).

(Дополнительный

Летом и осенью 1940-го года Военно-воздушные силы Германии провели тысячи бомбардировок, атаковав военные и гражданские объекты Великобритании. В попытке завоевать превосходство в воздухе Гитлеровские силы готовили операцию по вторжению в Великобританию под кодовым названием «Операция Морской Лев». Поначалу они бомбили только военные и промышленные объекты. Но после того как Британские ВВС ударили по Берлину ответными ударами в сентябре, немцы начали бомбить гражданские объекты. За период июль-декабрь 1940 года погибли около 23 тысяч британцев. В сражении были задействованы тысячи пилотов и экипажей в небесах над Британией, Германией и Ла-Маншем, каждая сторона потеряла более 1500 самолетов к концу года. Британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей августовской речи сказал о британских пилотах следующее: «Никогда за историю конфликтов не было такого преимущества малого числа над большим». Оборона Великобритании выстояла, а операция «Морской лев» отложена в октябре, хотя бомбардировки продолжались еще задолго после этого.

(Всего 45 фото)

1. Неповрежденный купол собора святого Павла в клубах дыма и огня от окружающих зданий во время бомбардировки немецкими самолетами Лондона 29 декабря 1940 года. (AP Photo/U.S. Office of War Information)

2. Немецкие бомбардировщики «Heinkel He 111» на малых высотах пролетают над волнами Ла-Манша в 1940 году.

3. Три зенитки в темноте в Лондоне 20 сентября 1940 года во время обстрела немецких самолетов. Ряды снарядов уложены за орудиями. (AP Photo)

4. Эти лондонские школьники в самый разгар учений поведения во время воздушного полета, проводимых Лондонским отделом народного образования, так как у учащихся было слишком мало времени, чтобы покинуть здания в убежища, 20 июля 1940 года. Им велели отправиться на середину классной комнаты, подальше от окон, и закрыть уши руками. (AP Photo)

5. Двухдвигательный тяжелый истребитель «Мессершмитт Bf.110», прозванный «Летающей акулой», над Ла-Маншем в августе 1940 года. (AP Photo)

6. Инверсионный след немецких и британских истребителей во время воздушного сражения в небе над Кентом вдоль юго-восточного побережья Англии 3 сентября 1940 года. (AP Photo)

7. Пожар от немецких бомб в доках на реке Темзе в Лондоне 7 сентября 1940 года. Торговые корабли лежат в лондонских доках самого серьезного порта столицы. Британские источники сообщали, что бомбардировка в ту ночь была сильнейшей в той войне. (AP Photo)

8. Огромный столб дыма от пожара в Плимуте в ноябре 1940 года после бомбардировки. (AP Photo)

9. Хвост и часть фюзеляжа немецкого самолета «Dornier», упавшего на крышу лондонского здания 21 сентября 1940 года, после того как британские истребители подстрелили его 15 сентября. Оставшаяся часть самолета упала на станцию Виктория. (AP Photo)

10. Рабочие устанавливают параболоиды в звукоулавливатель для использования в зенитных батареях, охраняющих Англию, на заводе где-то на территории страны 30 июля 1940 года. (AP Photo)

11. Крупнейший порт для снабжения продовольствием Тилбери был целью многочисленных немецких бомбардировок. Бомбы упали на порт 4 октября 1940 года. Первая группа бомб потопила корабли на Темзе, вторая – свалила доки. (AP Photo)

12. Два немецких бомбардировщика «Ju 87 Stuka» возвращаются из операции против Великобритании на южном ее побережье во время Битвы за Британию 19 августа 1940 года. (AP Photo)

13. Бомбу вставляют под крыло британского самолета-нарушителя перед началом налет на Берлин 24 октября 1940 года. (AP Photo)

14. Фото с 90-минутной задержкой, сделанное с крыши здания на Флит-Стрит, во время обстрела Лондона 2 сентября 1940 года. Лучи прожектора справа поймали вражеский самолет. Горизонтальные отметки на фото – от звезд, а небольшие «волны» на них был образованы зенитным огнем, сотрясавшим камеру. Немецкий пилот выпустил ракету, которая оставила яркий след вверху слева, за церковью Сент-Брайд. (AP Photo)

15. Люди в укрытии на платформе и рельсах в метро станции Олдвич после раздавшихся сирен, знаменовавших начало обстрела Лондона, 8 октября 1940 года. (AP Photo)

16. Силуэт Вестминстерского дворца в Лондоне на фоне света от снарядов. (Library of Congress)

18. Грязная, но счастливая девушка радуется тому, что осталась жива, 23 октября 1940 года, после того как ее достали из-под обломков здания после атаки немецких самолетов. (AP Photo)

19. Пожарные тушат поврежденные в воздушном обстреле здания недалеко от Лондонского моста в районе Сити 9 сентября. (AP Photo)

20. Сотни людей, многие из которых потеряли свои дома в результате бомбардировок, живут в пещерах в Хастингсе, юго-восточном английском городке. Отдельные помещения в этом убежище отведены под игры и отдых, а несколько людей сделали здесь свой дом, принеся собственные кровати. (AP Photo)

21. Владелец открывает магазин с выбитой витриной после ночного обстрела в Лондоне. Надпись на табличке: «Работаем как обычно». (AP Photo)

22. Все что осталось от немецкого бомбардировщика на юго-восточном побережье 13 июля 1940 года. Самолет испещрен дырами от пуль, а двигатель свернут. (AP Photo)

23. Британские рабочие склада металлолома ломают останки немецких самолетов, подстреленных над Англией, 26 августа. (AP Photo)

24. Огромный склад металлолома немецких самолетов, подбитых над Великобританией, 27 августа 1940 года. Огромное количество подбитых немецких самолетов внесли свой вклад в национальную кампанию по сбору металлолома. (AP Photo)

25. Нацистский бомбардировщик «Heinkel He 111» над Лондоном осенью 1940 года. Внизу река Темза. (AP Photo/British Official Photo)

26. 24-летняя миссис Мэри Каучмэн прикрывает троих маленьких детей, среди которых есть ее сын, во время обстрела с воздуха 18 октября 1940 года. Дети играли на улице, когда вдруг раздались сирены. Бомбы начали падать, когда она побежала к ним, чтобы хоть как-то прикрыть собой. В ответ на похвалу она скромно сказала: «Пустяки. Кто-то же должен был защитить их». (AP Photo)

27. Два аэростата заграждения в огне, подстреленные немецкими боевыми самолетами, во время обстрела Кента 30 августа. (AP Photo)

28. Последствия обстрела с воздуха – когда-то это был знаменитый британский двухэтажный автобус. (AP Photo)

29. Разруха и разорение в районе Докленд после атаки немецких бомбардировщиков 17 сентября. (AP Photo)

30. Оставшийся один мальчик с плюшевой игрушкой среди развалин после обстрела. (Toni Frissell/LOC)

32. Один из многочисленных пожаров, начавшихся в доках Сюррея, после сильного обстрела 7 сентября. (AP Photo/Staff/Worth)

33. Пожары в Лондоне после того, как один немецкий самолет сбросил зажигательные бомбы недалеко от самого сердца города 1 сентября. (AP Photo)

34. Лондонские дети во время рождественского ужина 25 декабря в подземном убежище. (AP Photo)

35. Последствия крупной концентрированной атаки немецких самолетов на лондонский порт и промышленные районы 7 сентября. Заводы и склады серьезно пострадали, на мельницах (внизу слева) начался сильный пожар. (AP Photo)

36. Освещенное огнем здание государственного архива в Лондоне. (LOC)

37. Принцесса Елизавета (в центре) – 11-летняя наследница британского трона, дебютирует на радио, выдав трехминутную речь для британских мальчиков и девочек, эвакуированных за границу, 22 октября, в Лондоне. К пожеланиям спокойной ночи слушателям присоединилась ее сестра Маргарет Роз. (AP Photo)

38. Солдаты с хвостом самолета «Мессершмитт Bf.110», подстреленного в Эссексе, 3 сентября. (AP Photo)

39. Несмотря на бомбардировки и сирены, театр «Windmill Theatre» продолжал показывать представления для измученных войной лондонцев. На фото: артистки спят на матрасах, живут и кушают в театре. Вот типичная сцена за кулисами – одна из девушек умывается, пока другие спят на полу после выступления. (AP Photo)

41. Огромный кратер на дороге у «Elephant & Castle» в Лондоне 7 сентября после ночного воздушного налета. (AP Photo/Staff/Worth)

42. Две девочки на южном побережье Англии смотрят на пляж через колючую проволоку, возведенную в рамках оборонительной кампании. (LOC)

43. Худжница Этель Габэн, нанятая Министерством информации для зарисовки исторических военных картин, за работой среди обломков и разрухи в районе Ист-Энд 28 ноября. (AP Photo)

44. Передовой пулеметчик в носу немецкого бомбардировщика «Heinkel He 111» на пути в Англию в ноябре 1940 года. (AP Photo)

45. Мальчик среди развалин лондонского книжного магазина после воздушного налета 8 октября 1940 года читает книгу под названием «История Лондона». (AP Photo)

Битва за Англию 1940-41

под таким названием вошло в историю 2-й мировой войны 1939-45 воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 - мае 1941. Летом 1940 правительство фашистской Германии с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пыталось заключить мир с Великобританией, но успеха не достигло. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву № 16 о подготовке операции «Морской лев » против Англии, а 1 августа директиву № 17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на С.-З. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на С.-В. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолётов, в том числе 1600 бомбардировщиков. Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолёта, в том числе 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налёты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолёто-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолёто-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолётов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолёто-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налёт 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолёта (англичане потеряли 642 самолёта). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутхемптон, Ливерпул, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен г. Ковентри. В дальнейшем налёты стали слабее, за исключением отдельных (например, налёт 685 самолётов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налётов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель - вывести Великобританию из войны - достигнута не была, т.к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжёлые потери. Немаловажное значение имело то, что немецко-фашистское командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.

Лит.: Вторая мировая война, М., 1958; Ричардс Р. и Сондерс Х., Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне. 1939-1945, пер. с англ., М., 1963.

И. Е. Зайцев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Битва за Англию 1940-41" в других словарях:

    Битва за Британию 1940 г - Битва за Британию - принятое в исторической литературе название периода интенсивных воздушных ударов немецкой авиации по Британии и действий английских средств ПВО по их отражению во Второй мировой войне. Основная цель воздушных ударов… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Битва за Британию (1940-1941) - В Великобритании 15 сентября отмечают День Битвы за Британию (Battle of Britain). Битвой за Британию (в России принято название Битва за Англию) в исторической литературе называют период интенсивных воздушных ударов немецких ВВС по… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Битва за Англию - (Britain, battle of) (авг. окт. 1940 г.), серия возд. сражений ВВС Великобритании и Германии над терр. Британских о вов. Оккупировав Францию, Германия начала бомбардировки англ, судов береговой обороны, провоцируя вылеты англ, истребительной… … Всемирная история

    Во время 2 й мировой войны воздушная борьба над Британскими о вами в августе 1940 мае 1941. Немецко фашистское командование пыталось массированными воздушными налетами добиться капитуляции Великобритании и этим обеспечить себе тыл в готовившейся… … Большой Энциклопедический словарь

    - «БИТВА ЗА АНГЛИЮ», во время Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) воздушная борьба над Британскими островами в августе 1940 мае 1941. Немецко фашистское командование пыталось массированными воздушными налетами добиться капитуляции… … Энциклопедический словарь

    Битва за Британию Вторая мировая война Наблюдатель на крыше в Лондоне Дата 9 июля 1940 … Википедия

    Битва за Британию Вторая мировая война Наблюдатель на крыше в Лондоне Дата 9 июля 1940 … Википедия

    - (Britain, Battle of) 2 я мировая война 10 июля 1940 нем. самолеты начали бомбить суда в Ла Манше, в рамках подготовки к операции Морской Лев, запланированному вторжению на Британские о ва силами до 20 дивизий. Ранее в июле Гитлер отдал приказ о… … Энциклопедия битв мировой истории

    Битва за Англию - Под таким названием вошло в историю 2 й мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но… … Энциклопедия Третьего рейха

Книги

  • Линейный крейсер "Михаил Фрунзе" , Коваленко Владимир Эдуардович. Книга в жанре альтернативной истории, повествующая о действиях линейного крейсера "Михаил Фрунзе" в Эгейском море в 1940 году. Еще гремит" Битва за Англию", но Германия ее уже проиграла.…

В июле 1940 года Британская империя оказалась на грани гибели.

Вермахт превосходил сухопутные войска гордых островитян в 3 раза.После капитуляции Франции немцы получили господство в воздухе

Но их разделял Ла-Манш.Вся битва за Англию теперь зависела от того кто выиграет битву за небо.

В Британии были крайне слабы позиции 5 колонны.Британская элита большей частью и мысли не допускала об оккупации своей страны нацистами

Гитлер не мог расчитывать на предателей в руководстве Британии,теперь ему приходилось воевать по честному

Судьба Королевства была в руках немецких асов и их противников—асов королевских ВВС.

ГИТЛЕР ХОТЕЛ…..МИРА.

20 мая 1940 г. после занятия Аббевилля, Гитлер заявил, что готов подписать сепаратный мир с Англией в любое время.

Вскоре последовало еще одно очень существенное высказывание.

2 июня Гитлер заявил командующему группы армий "А" Рунштедту, что если Англия сейчас пожелает закончить войну и даст согласие на разумный мир, которое он от неё ожидает, то он (Гитлер) был бы, во всяком случае, свободен для выполнения своей настоящей большой задачи - борьбы с Большевизмом..

В июне 1940 г. произошел ряд событий укрепивших Гитлера в решимости проведения военной компании против СССР - ноты Прибалтийским государствам 14/16 июня и, особенно, решение "бессарабского" вопроса 23-28 июня.

22 июня сдалась Франция и Гитлер наложил запрет Luftwaffe на полеты над Британией, чтобы не провоцировать англичан. Геринг разрешил своим пилотам пересекать запрещалось.

30 июня Ф. Гальдер встречался с госсекретрем Министерства Иностранных Дел Вайцзеккером, который сообщил, что внимание Гитлера обращено на Восток . Однако, если Англия по- прежнему не будет проявлять желания заключить мир, вероятно, потребуется еще одна демонстрация военной силы.

1 июля начальники штабов Ф.Гальдер (OKH) и Шнивинд (OKM) обсуждали практические проблемы высадки. На следующий день эти вопросы обсуждались с главнокомандующим сухопутными силами на совещании в Фонтенбло.

3 июля, в дневнике Франца Гальдера появляется запись об оперативных задачах Генштаба - помимо Британии, "восточная проблема" выдвигается на первое место .

Можно сказать, что уже к началу июля Россия прочно заняла свое место в планах германских военных по прямому и неоднократному указанию А. Гитлера.

Важный факт:

Планирование агрессии против СССР началось ещё летом 1940 года…очередное опровержении версии о превентивном нападении Германии

13 июля на совещании высшего военного руководства пришли к общему мнению, что Англия не идет на заключение мира, т.к. надеется на Россию.

ПЕРЕД БИТВОЙ

Угроза оккупации заставила сплотится прежних противников.

Советский посол в Англии с удивлением сообщал, что

«Среди кое-кого из коммунистов вырастает примерно такая концепция---нынешняя война, вопреки воле ее инициаторов, превращается в войну оборонительную и справедливую со всеми вытекающими отсюда последствиями… Все думают только об одном — как бы отбить предстоящую германскую атаку…

Чтобы сломить единство островитян Гитлер приказал люфтваффе делать то что они умели лучше всего—бомбить мирное население

Но патриотические настроения масс не изменились и после начала систематических бомбардировок Лондона и гибели тысяч, а затем и десятков тысяч мирных жителей.

«Сегодня шестой день концентрированной воздушной атаки на Лондон… Не подлежит сомнению, что немцы бьют не только и даже не столько по военным объектам, сколько по широким массам населения.

Иначе нельзя объяснить тот факт, что они широко разбрасывают бомбы по всем частям города, и притом, что особенно характерно, бомбы малого калибра, в 10–15 кг, которые явно не пригодны для удара по целям военного порядка. Сброшено также большое количество зажигательных бомб… На каждом шагу разрушенные дома, развороченные мостовые, выбитые стекла…

Паники не было и нет. Немалую роль тут сыграла твердая позиция, занятая британским правительством. Конечно, беспокойство, тревога, неуверенность в завтрашнем дне остались, однако какого-либо пораженчества пока не заметно»

БОМБЁЖКИ

Начиная с 7 сентября Лондон бомбили 65 дней подряд.В ночь на 15 ноября 1940 года в ходе одного массированного авианалета 437 бомбардировщиков люфтваффе сбросили на город Ковентри 394 тонны фугасных и 56 тонн зажигательных бомб.

В целом, до конца января 1941 года потери гражданского населения составили 86 тысяч человек, было разрушено более 1 млн жилых домов — но пораженческие настроения так и не появились.

СООТНОШЕНИЕ СИЛ

Черчилль писал свои знаменитые слова:

«Никогда за всю историю конфликтов столько граждан не были обязаны столь многим такой малой горстке людей».

И он был прав.Только асы королевских ВВС могли остановить Гитлера

10 июля 1940 года в распоряжении Истребительного командования было 49 эскадрилий, к 15 сентября это число несколько выросло — до 52 эскадрилий. Большая часть (33 эскадрильи) была вооружена «Харрикейнами», и только 19 эскадрилий — «Спитфайрами».

Англичанам удалось, несмотря на средние ежедневные потери в 15–20 самолетов, поддерживать на начальном этапе сражения численность боеготовых истребителей в диапазоне от 704 (17 августа) до 754 (31 августа) самолетов.

Hurricane 565

Spitfire 239

Defiant 22

Blenheim78

Итого—896 истребителей 1 класса

Противник --2-й, 3-й, 5-й Воздушные флота люфтваффе располагали следующими силами:

Бомбардировщики («He-111», «Do-17», «Ju-88»)1736 ,Пикировщики («Ju-87»)360 ,Истребители («Bf-109»)1226 ,Многоцелевые истребители («Me-110»)319

Итого---1542 истребителей 1 класса

НАЧАЛО БИТВЫ

В первом официальном исследовании, посвященном Битве за Британию, вышедшем в свет в первой половине 1941 г. , период воздушного сражения определялся с 8 августа по 31 октября 1940 г. Там же выделяют 4 фазы сражения:

Британские лётчики с первых дней боёв показали своё превосходство над люфтваффе

За первые десять дней над Великобританией были сбиты 367 самолетов Люфтваффе, тогда как англичане потеряли 183 машины.

Но силы были слишком не равны….В то же время большая часть их аэродромов была разрушена, а половина радаров и оружейных заводов были выведены из строя..

24 августа Англия стояла на грани катастрофы, когда немецкий летчик сбросил бомбы на лондонский пригород. Этот просчет оказался куда более серьезным, чем может показаться на первый взгляд… На самом деле он, сам того не желая, изменил ход всей войны.

Бомбардировка Лондона не на шутку разозлила англичан. И в первую очередь - Черчилля. Премьер-министр Ее Величества посчитал произошедшее намеренным маневром Люфтваффе и буквально вскипел от гнева: Гитлер посмел ударить по мирному населению!

Поэтому он решил провести контратаку. 26 августа Черчилль отдал королевским ВВС приказ сбросить бомбы на Германию и уничтожить Берлин. Это «абсурдное решение» называли по-разному, однако оно оказалось чрезвычайно эффективным в долгосрочной перспективе. Назад на британские аэродромы смогла вернуться лишь треть из 81 британского самолета, которые вылетели в рейд на Берлин.

Если оперировать цифрами, авианалет на Берлин окончился полным провалом. Тем не менее, нужно принять в расчет и его психологические последствия для немцев, которые оказались просто огромными: впервые с начала войны рейху пришлось защищаться на его собственной территории.

Гитлер был не на шутку уязвлен. Как и Черчилль за несколько дней до этого, он потерял терпение и приказал летчикам ударить в ответ по английским агломерациям. Эмоции, безусловно, взяли верх над стратегией.

«Мы уничтожим большие города - заявил Гитлер в берлинском дворце спорта.

С 6 сентября 1940 года самолеты Люфтваффе начали сбрасывать бомбы на Лондон, Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер.

ЧЁРНЫЙ СЕНТЯБРЬ

Уже с середины сентября 1940 года немецкое командование вынуждено было отказаться от массированных дневных рейдов и перейти к террористическим ночным бомбардировкам английских городов.

Это позволило вывести из сражения остатки истребительных групп и резко снизить потери бомбардировщиков,за три месяца — октябрь, ноябрь, декабрь — было потеряно «всего» 283 бомбардировщика…

15 сентября немецкие эскадрильи были обнаружены на радарах, и их операцию ждал оглушительный провал. Британские летчики вывели из строя около полусотни истребителей и бомбардировщиков Люфтваффе.

Но если немцы рассчитывали бомбардировкой сотен самолетов в течение всего дня показать англичанам их беспомощность предотвратить разрушительные налеты на столицу, то британское правительство, со своей стороны, заявив о победе, показало свою решимость продолжать борьбу даже перед лицом возможных крупных разрушений и жертв (рейтинг Черчилля в октябре - 89%,)

АНТИФАШИСТСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

Лучшей эскадрилья королевских ВВС было—501-я летавшая на «Харрикейнах»--за 35 дней сбившая 43 немецких самолёта

Но мало кто знает что в королевских ВВС сражались и герои антифашистского интернационала.

Подданными английской королевы были люди самых разных языков, вер и рас.

Летом 1940 года в небе Британской империи сражался подлинный «антифашистский интернационал». Среди летчиков Королевских ВВС были поляки, чехи, французы, новозеландцы, канадцы, южноафриканцы, австралийцы…

Четвертая по результативности эскадрилья Истребительного командования — «польская» 303-я (за 6 недель, летая на «Харрикейнах», эскадрилья сбила 44 самолета противника):

Четвертый по результативности ас «битвы за Британию» — чех Йозеф Франтишек (17 побед).

Среди «поляков» обнаруживается летчик по фамилии Шапошников (8 побед).

Станислав Скальский родился в России, первый немецкий самолет сбил в небе Польши в первый день войны — 1 сентября 1939 года, воевал в Королевских ВВС до конца войны (21 победа).

Еще один «поляк» — князь по фамилии Голицын.

Князь Голицын стал знаменит тем, что исхитрился сбить «Мессершмитт» на….высоте более 10 км — сделать такое на «Харрикейне» технически невозможно, но….как говорят французы, noblesseoblige (благородное происхождение обязывает…)….

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

Данный факт уничтожил надежду Гитлера на возможность принудить Англию к миру бомбардировками, а также угрозой высадки, поэтому не удивительно, что на очередном совещании 17 сентября (соответственно, высадка могла быть назначена на 27-е), было решено определиться в сроках позднее.

Для сохранения десантных средств от дальнейшего уничтожения во время регулярных налетов Бомбардировочного Командования, Гитлер приказал рассредоточить по удаленным портам, однако с расчетом, что их вновь можно будет собрать в 10-дневный срок. Факт рассредоточения был установлен фоторазведчиками 23 сентября.

Между 18 и 30 сентября британские фоторазведчики зафиксировали 30% уменьшение количества сосредоточенных для высадки барж.

Впрочем, авиаторы только подтвердили то, что уже вечером 17 сентября знал Черчилль - из перехватов "Ультра" стало известно о распоряжениях отданных инстанциями Luftwaffe о свертывании транспортного обеспечения вторжения. Угроза высадки миновала.

ЧЕРЧИЛЬ ВЫБРАЛ ДАТУ ОКОНЧАНИЯ

С датой окончания всё сложнее. Немцы её не определили. Англичане выбрали 31 октября 1940 г.

Очевидно, что Черчилль был свободен в выборе даты окончания Битвы за Британию, и это могла быть любая дата, начиная с 18 сентября.

Наиболее вероятно, что одной из главных причин, по которой не было объявлено о победе раньше, была угроза полномасштабных дневных бомбардировок по образцу 15 сентября.

Было просто неразумно объявлять населению, находящемуся практически каждый день и ночь под бомбами, сообщать, что свершилась победа.

К концу октября масштабы дневных налетов значительно уменьшились, перспективы борьбы с ночными приобрели внятные временные рамки.

Наступило 31 октября 1940 г., не было привычного завывания сирен воздушной тревоги, стояла странная тишина, которую не нарушал рев моторов ни своих ни вражеских самолетов, люди на аэродромах приготовились к очередному налету, который так никогда и не состоялся.

Отвага не только храбрых пилотов, но и всех тех, кто обеспечивал вылеты их истребителей, наводил на самолеты противника, не позволили Германии осуществить свои планы вторжения в Британию.

В этот день германская тактика кардинально изменилась, теперь планировалось уничтожить надежду в сердцах британцев постоянными бомбардировками их городов.

В этот день, 31 октября 1940 г. Королевские ВВС вырвали у Люфтваффе сердце и официально закончили последнюю фазу вторжения в Англию.

Битва за Британию закончилась

БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПОТЕРИ

К 6 октября безвозвратные потери люфтваффе составили: бомбардировщики всех типов--685 самолетов

Истребители всех типов--753 самолета,.

Общие итоги воздушной битвы:

Люфтваффе потеряло 1887 самолётов,королевские ВВС—1547….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Королевские ВВС несмотря на подавляющее приемущество противника-- сумели опровергнуть люфтваффе.

ПРЕЛЮДИЯ К ВТОРЖЕНИЮ НА БРИТАНСКИЕ ОСТРОВА

В реалиях Битва за Британию свелась к борьбе за господство в воздухе над Южной, Юго-Восточной Англией и проливом Ла-Манш (с начала июля по конец октября 1940 года).

Выражение «Битва за Британию» было придумано премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем вскоре после поражения английского экспедиционного корпуса во Франции и эвакуации его из Дюнкерка в метрополию. Это пафосное название имело своей целью сплотить нацию для противодействия немецкой агрессии.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЮФТВАФФЕ

Военно-воздушные силы фашистской Германии (люфтваффе) всеми силами старались добиться превосходства над Истребительным командованием Великобритании. В свою очередь, английские Королевские ВВС (RAF) старались сохранить собственную боеспособность и вывести из строя как можно больше немецких самолетов. Ситуация для англичан усугублялась еще и тем, что налеты на Соединенное Королевство противник мог осуществлять не только с территории Франции, но и из Германии, Бельгии, Норвегии, Дании и Нидерландов. Потенциально немцы и итальянцы могли совершать вылеты своей авиации на бомбежку из любой точки европейского побережья от Арктики до Пиренеев. Превосходство люфтваффе над RAF было подавляющим, но не все было таким однозначным, как казалось.

БРИТАНСКАЯ СИСТЕМА ПВО

Во-первых, еще в марте 1939 года британской спецслужбе МИ-6 удалось добыть секреты немецкой шифровальной машины «Энигма», и англичане в основном были в курсе планов немецкого верховного главнокомандования. Во-вторых, британцы создали эффективную систему раннего предупреждения о воздушном нападении. На первой линии обороны они разместили 18 радиолокационных станций высотного контроля (РСВК), которые в основном располагались на побережье Южной и Восточной Англии. Эти станции обнаруживали вражеские самолеты на средних и больших высотах на расстоянии до 200 км, однако очень приблизительно определяли их количество. Для обнаружения низколетящих самолетов были задействованы радиолокационные станции контроля за низкими высотами (РСНКУ). Они давали возможность следить за низколетящими самолетами в воздушном пространстве на дистанции до 70 км.

Радарные станции и посты наблюдения собирали обильную информацию о воздушном противнике, которая подвергалась тщательной фильтрации, чтобы исключить дублирование и ошибки. После этого она поступала в штабы авиагрупп, потом на командные пункты секторов обороны, которые и наводили эскадрильи английских истребителей на подлетающего противника. Весь процесс передачи и обработки информации занимал не более четырех минут, за которые немецкие бомбовозы пролетали лишь около 19 км. Поэтому направленные на врага британские истребители в большинстве случаев их перехватывали. Для того чтобы отслеживать передвижение своих эскадрилий, применялся специальный радиомаяк. Он монтировался на одном истребителе в каждой эскадрилье и регулярно, каждую минуту в течение 14 секунд, передавал опознавательный сигнал, с помощью которого на земле следили за местоположением подразделения, наводя его на цель.

В-третьих, 14 мая 1940 года британцы, наконец, образовали министерство авиационной промышленности (во главе с лордом Бивербруком), которое в бешеном темпе занялось производством английских боевых самолетов.

ПЕРВАЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

Самые первые налеты немецкая авиация совершила на Англию в ночь на 6 июня 1940 года (около 30 самолетов атаковали аэродромы и другие объекты, расположенные на восточном побережье Англии), затем наступило затишье. Но после капитуляции Франции (22 июня 1940 года) ночные налеты группами до 70 самолетов вновь возобновились.

2 июля 1940 года ВВС Германии получили приказ начать кампанию против Соединенного Королевства, целью которой было уничтожение английской боевой авиации, воспрещение торгового судоходства в проливе Ла-Манш, уничтожение сооружений в портах Англии и минирование подходов к ним. 4 июля немецкие самолеты напали на британские конвои в Ла-Манше и бомбардировали морскую базу в Портленде. 10 июля бомбардировщики Дорнье Do 17 под прикрытием двадцати «Мессершмиттов» атаковали конвой «Брэд».

Считается, что первая фаза Битвы за Британию началась 10 июля, а закончилась 11 августа 1940 года. К 8 августа британское Адмиралтейство потеряло от немецких бомбовых ударов два эскадренных миноносца и 18 транспортных и вспомогательных судов. За месяц дневных налетов фашисты потопили английские корабли общим тоннажем около 40 000 брт. Истребители RAF с 10 июля по 10 августа 1940 года сбили 227 самолетов противника (потеряв 96 своих).

ВТОРАЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

В дальнейшем, понимая, что атаками на английские корабли превосходства в воздухе им не завоевать, немцы изменили тактику. Теперь главными объектами атак стали британские самолеты, аэродромы, авиационные школы, предприятия, производящие самолеты, радарные станции.

С 19 августа командование RAF резко изменило тактику действий истребительной авиации — главной ее задачей стала защита собственных аэродромов. Летчикам предлагалось по возможности избегать вступления в бой с немецкими истребителями сопровождения, а нападать и уничтожать в первую очередь именно бомбардировщики. Силы английских ВВС таяли на глазах: большая часть аэродромов была сильно повреждена бомбежками, а летный состав RAF был совершенно вымотан непрерывными боевыми вылетами.

ЗАСЛУЖЕННАЯ ПОБЕДА БРИТАНСКИХ ЛЕТЧИКОВ

Летчики-истребители британских Королевских ВВС внесли огромный вклад в дело победы в Битве за Британию. Они позволили Соединенному Королевству сохранить свой суверенитет и разрушили планы Гитлера.

К началу сентября 1940 года ситуация для Англии сложилась просто критическая, потери в истребителях стали так велики, что промышленность не успевала их восполнять, а летные школы — готовить новых воздушных бойцов. И тут случилось чудо.

ТРЕТЬЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

С 7 сентября 1940 года началась третья фаза Битвы за Британию — люфтваффе оставили в покое Королевские ВВС и перешли к бомбардировкам Лондона и других густонаселенных городов Великобритании. А подоплека этих событий была такова… «Ночью 24 августа 1940 года немецкие самолеты по ошибке сбросили несколько бомб на Лондон. В следующую же ночь британские военно-воздушные силы ответили на это налетом на Берлин, в котором принимало участие 80 бомбардировщиков. Тогда взбешенный Гитлер приказал люфтваффе прекратить бомбежку наземных баз британской авиации и сосредоточиться на Лондоне… В этот самый трудный момент, когда британская противовоздушная оборона была почти преодолена и победа немцев в воздухе представлялась неминуемой, британская авиация получила возможность перевести дух и пополнить свои силы.

7 сентября немецкое командование подняло в воздух 348 бомбардировщиков под прикрытием 617 истребителей — самое большое количество самолетов с начала Битвы за Британию. С земли эта армада была похожа на огромную черную тучу, двигавшуюся к Лондону на высоте около трех километров. Большинство британских эскадрилий охраняли свои аэродромы, поэтому «Юнкерсы» и «Хейнкели» спокойно отбомбились по докам Вест-Хэма, Вуличскому арсеналу и другим промышленным объектам Лондона. Но это было еще не все. Примерно в 20 часов на столицу Британии обрушилась вторая волна бомбардировщиков, которые прекрасно ориентировались по пожарам в горящих кварталах города. В эту ночь 250 бомбовозов сбросили на город 300 тонн фугасных и 13 000 зажигательных бомб.

Но последующие бомбежки городов Великобритании проходили для немцев уже не так успешно. RAF оказывали им активное противодействие. 15 сентября 1940 года в воздушном сражении наконец наступил перелом. Около полудня большая группа бомбардировщиков «Дорнье» в сопровождении 150 истребителей прикрытия вошла в воздушное пространство Великобритании в районе Дандженесса. Почти сразу их встретили английские «Спитфайры», которые с ходу вступили в бой. Когда первые немецкие бомбардировщики оказались над пригородом Лондона, истребители прикрытия уже выработали в бою горючее, необходимое для сопровождения, и повернули назад, а пять британских эскадрилий из 12-й авиагруппы под руководством Дугласа Бадера (знаменитого английского безногого летчика) пошли в лобовую атаку на незащищенные «Дорнье». В это же время еще несколько истребительных эскадрилий атаковали немцев с других ракурсов. Немецкие экипажи стали поспешно избавляться от бомб и спасаться бегством. Через два часа атака повторилась — и снова с таким же результатом. В боях немцы потеряли 56 самолетов, а 22 машины были сильно повреждены. Потери британцев составили 20 истребителей сбитыми и 16 поврежденными.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...