Бодлер годы жизни. Биография шарля бодлера

Шарль Бодлер - знаменитый критик, поэт и классик французской литературы. Участник Революции 1848 года. Считается предшественником французского символизма. В этой статье вам будет представлена его краткая биография. Итак, приступим.

Детство

Шарль Бодлер, биография которого известна всем любителям родился в Париже в 1821 году. В будущем он будет называть брак собственных родителей «несуразным, старческим и патологическим». Ведь отец был старше матери на целых тридцать лет. Франсуа Бодлер рисовал картины и с детства прививал сыну любовь к искусству. Он часто ходил с Шарлем в различные галереи и музеи, а также знакомил его с коллегами-художниками. Франсуа скончался, когда мальчику едва минуло шесть лет. Через год мать Шарля вновь вышла замуж. Её избранником стал генерал Олик, с которым у будущего поэта сразу не сложились отношения. Второй брак матери нарушил Шарля. У него развивался классический Из-за этого будущий поэт совершил в юности множество шокирующих для общества поступков.

Учёба

В возрасте 11 лет Шарль Бодлер, биография которого есть сейчас во многих литературных энциклопедиях, переехал вместе с семьёй в Лион. Там его определили в пансион, а после - в Королевский колледж. В 1836 году семья вернулась обратно в Париж, и Шарль поступил в лицей Позже мальчика выгнали оттуда за проступок. В 1839 он шокировал родителей заявлением о том, что хочет посвятить свою жизнь литературе. Тем не менее Шарль всё же поступил в школу Хартий, но появлялся там очень редко. Будущего поэта больше всего влекла студенческая жизнь Латинского квартала. Именно там он наделал кучу долгов и получил наркотическую зависимость. Но самым щедрым «подарком» Латинского квартала стал сифилис. Именно от него Бодлер и умрёт спустя четверть века.

Путешествие

Видя, как сын «катится» по наклонной, родители решили взять ситуацию в свои руки. Индия - вот куда по наставлению отчима должен был отправиться на корабле Шарль Бодлер. Плавание продлилось всего два месяца, так как судно попало в шторм, доехав лишь до острова Маврикий. Там поэт попросил капитана отправить его обратно во Францию. Всё же короткое путешествие оказало определённое влияние на творчество Бодлера. В его будущих произведениях будут прослеживаться морские запахи, звуки и тропические пейзажи. В 1842 году Шарль Бодлер, биография которого была насыщена разными событиями, достиг совершеннолетия и обрёл право на владение наследством. Полученные 75 тысяч франков позволили молодому человеку вести беззаботную жизнь светского денди. Спустя два года половина наследства была растрачена, и мать в судебном порядке установила опеку над оставшимися финансами.

Участие в революции

Бодлера глубоко оскорбило её поведение. Он рассматривал поступок матери, как посягательство на собственную свободу. Ограничение в деньгах отрицательно повлияло на его жизнь. Шарлю нечем было заплатить кредиторам, которые будут преследовать поэта до конца дней. Всё это усилило бунтарские настроения молодого человека. В 1848 году поэт Шарль Бодлер проникся духом Февральской революции и принял участие в баррикадных боях. Его мнение по данному вопросу изменил декабрьский переворот 1851 года. Молодой человек почувствовал к политике отвращение и полностью потерял к ней интерес.

Творчество

Литературная деятельность поэта началась с написания критических статей о французских живописцах (Делакруа и Давиде). Первое опубликованное сочинение Шарля называлось «Салон 1845 года». Огромное влияние на молодого поэта оказали произведения Эдгара По. Шарль Бодлер, книги которого ещё не издавались, писал о нём критические статьи. Также он переводил сочинения По. Причём интерес к творчеству этого автора Бодлер сохранил до конца жизни. С 1857 по 1867 год в периодической печати вышло довольно много стихотворений в прозе, написанных Шарлем. Уже после его смерти их собрали в единый цикл «Парижский сплин» и опубликовали в 1869 году.

Психоделические опыты

Герою этой статьи принадлежит самое внятное для того времени описание человека. Также существует гипотеза, что есть ряд произведений, которые, находясь под воздействием психотропных препаратов, написал Шарль Бодлер («Разрушение» и др.). Но она является неподтверждённой.

С 1844 по 1848 поэт был постоянным посетителем «Клуба гашишистов», основанного Жозефом-Жаком Моро. В основном Шарль употреблял давамеск. Другой член клуба - Теофиль Готье рассказывал, что Бодлер не принимал его на постоянной основе, а делал это лишь для экспериментальных целей. Да и сам гашиш был поэту отвратителен. Впоследствии Шарль пристрастился к опиуму, но в начале 50-х смог преодолеть эту пагубную привычку. Позже он создал цикл из трёх статей под названием «Искусственный рай», где подробно описал свои психоделические опыты.

Два произведения, которые сочинил Бодлер Шарль («Поэма о гашише», «Вино и гашиш»), были полностью посвящены каннабиноидам. Герой этой статьи считал интересным воздействие данных веществ на организм, но был против их приёма для стимуляции творческой деятельности. По мнению поэта, вино могло сделать человека общительным и счастливым. Наркотик же изолировал его. «Вино, скорее, превозносит волю, а гашиш просто её уничтожает» - именно так говорил Шарль Бодлер. Соответствия этим словам, можно отыскать в тематических статьях поэта. Хотя там он старался рассуждать максимально объективно, не впадая в морализаторство и не преувеличивая психотропные эффекты гашиша. Именно поэтому большая часть читателей доверяла сделанным им выводам.

Провозвестник символизма

«Цветы зла» - вот сборник стихов, благодаря которому прославился Шарль Бодлер («Гимн красоте» - одно из самых известных его произведений, которое туда входило). Он был издан в середине 1857 года. Против типографов, издателя и автора сразу возбудили уголовный процесс. Их обвиняли в кощунстве и непристойности. В итоге целых шесть произведений изъял из своего сборника Шарль Бодлер («Гимн красоте» не входил в их число), а также заплатил 300 франков штрафа. Убранные стихи будут опубликованы в Бельгии в 1866 году (во Франции цензуру на них снимут лишь к 1949 году). В 1861 году было опубликовано 2-е издание «Цветов зла», куда вошли тридцать новых произведений. Также Бодлер решил поменять содержание, разделив его на шесть глав. Теперь сборник превратился в своеобразную автобиографию поэта.

Самой длинной стала первая глава «Идеал и Сплин». В ней Бодлера «разрывают» противоборствующие мысли: с целью обрести внутреннюю гармонию, он молится и Сатане (животное начало) и Богу (духовное начало). Вторая глава «Парижские картины» переносит читатели на улицы столицы Франции, по которым Шарль бродит целые сутки напролёт, терзаясь своими бедами. В третьей главе Бодлер пытается успокоить себя с помощью наркотиков или вина. В четвёртой главе «Цветов зла» описываются бесчисленные грехи и искушения, перед которыми Шарль не смог устоять. В пятой главе поэт яростно бунтует против собственного удела. Последняя глава под названием «Смерть» - это конец странствий Бодлера. Описанное в ней море становится символом освобождения души.

Любовная лирика

Жанна Дюваль стала первой девушкой, для которой начал писать Шарль Бодлер. Стихи о любви посвящались ей регулярно. В 1852 году поэт временно расстался с этой роковой мулаткой, которая постоянно доводила его до самоубийства неверностью и злобными выходками. Новой музой Бодлера стала Апполония Сабатье, работавшая ранее натурщицей и дружившая со многими художниками. Её с поэтом связывали исключительно платонические отношения.

Болезнь

В 1865 году Шарль Бодлер, биография которого была представлена в этой статье, уехал в Бельгию. Жизнь там казалась скучной. Тем не менее поэт провёл в этой стране почти два с половиной года. Здоровье Шарля постоянно ухудшалось. Однажды он потерял сознание прямо в церкви и упал на каменные ступени.

В 1866 году поэт тяжело заболел. Свой недуг Шарль описывал врачу так: наступило удушье, путались мысли, возникало ощущение падения, кружилась и болела голова, проступал холодный пот, появилась апатия. О сифилисе по понятным причинам он не упоминал. Шли дни, и здоровье Шарля постепенно ухудшалось. В начале апреля его доставили в Брюссельскую больницу в тяжёлом состоянии. Но после приезда матери Бодлера перевезли в гостиницу. Поэт выглядел ужасно: отсутствующий взгляд, перекошенный рот, невозможность произносить слова. Болезнь быстро прогрессировала и доктора говорили, что должно произойти какое-то чудо, чтобы выздоровел Шарль Бодлер. Смерть поэта наступила в конце августа 1867 года.

  • В течение 17 лет Бодлер переводил на французский произведения Эдгара По. Шарль считал его своим духовным братом.
  • Поэт застал грандиозный период перестройки столицы Франции, инициатором которой был барон Осман.
  • В Париже поэт проживал примерно по 40 адресам.

Шарль Бодлер - цитаты

  • «Развлекаться не так скучно, как работать».
  • «И почему женщинам разрешают заходить в церковь? Интересно, о чём они говорят с Богом?».
  • «Жизнь можно сравнить с больницей, где каждый пациент пытается перебраться на более удобную кровать».
  • «Женщина является приглашением к счастью».
  • «Самая сложная работа - это та, которую никак не решаешься начать. Она становится для тебя кошмаром».

Бодлер біографія коротко французького поета і критика викладена в цій статті.

Шарль Бодлер коротка біографія

Шарль П’єр Бодлер народився 9 квітня 1821 в Парижі в сім’ї сенатора. Коли Шарлю ще не було шести років, його батько, який, був на 34 роки старший за свою дружину, помер. А мати вийшла заміж за командира батальйону Жана Опіка, з яким Бодлер не знайшов спільної мови.

У 1833 сім’я переїхала в Ліон, а хлопчика віддали на навчання в пансіон (інтернат). Після його закінчення послідували роки навчання в Ліонському Королівському коледжі і Паризькому коледжі Святого Людовіка. Правда, з останнього Бодлер був з ганьбою виключений за погану успішність. Студентські роки Шарля Бодлера були дуже буйними, він вліз у борги, заразився сифілісом (який і стане причиною його смерті), і навіть пристрастився до наркотиків. Саме в цей час він і шокував своїх рідних заявою про те, що бажає присвятити своє життя літературі.

Щоб наставити сина на шлях істинний батьки відправляють Шарля в подорож до Індії. Правда, вже через два місяці, так і не допливши до місця призначення, Бодлер повернувся на батьківщину. Але ця коротка подорож знайшла відображення в творах поета.

Незабаром після повернення Шарль вступив в право успадкування і почав дуже швидко і бездумно витрачати батьківські гроші. Матері не залишалося нічого іншого, як відсудити спадок собі, в результаті чого юнак зміг отримувати лише невелику щомісячну суму на кишенькові витрати. Для нього це був удар.

Але життя багатого ледаря дало свої плоди і стало початком творчого шляху Бодлера. Його перші вірші («Малабарська дівчина», «Дама креолка», «Дон Жуан у пеклі») були надруковані в журналі «Артист» за 1843-44 рр. За віршами пішов ряд статей, присвячених живопису Делакруа і Давида. А через кілька років в друк вийшли збірка «Штучний рай», що оповіда про вплив наркотиків на життя і творчість.

У 1848 поет бере участь у повстанні Паризької комуни, стає співредактором демократичної газети «Салю Публік».

Майже 17 років життя Бодлер присвятив перекладу на французьку мову творів Едгара По, якого вважав своїм духовним братом, а також видав дві книги, присвячені його творчості.

В історію літератури Шарль Бодлер увійшов, як автор поетичної збірки «Квіти зла », виданої в червні 1857. Книга настільки шокувала публіку, що на неї тут же наклали цензурну заборону, а самому авторові довелося вилучити 6 віршів і виплатити чималий штраф.

У 1860 році Бодлер опублікував збірку «Паризький сплін», що складався з віршів у прозі. У 1861 вийшло друге видання «Квітів зла», перероблене і розширене автором.

«Поэт, который знает, что жизнь представляет собою мрак и боль,

что она сложна, полна бездн» А. В. Луначарский

… Но, если ум твой в безднах бродит,

Ища обетованный рай,

Скорбит, зовет и не находит, -

Тогда... О, брат! тогда читай

И братским чувством сожаленья

Откликнись на мои мученья!..

«Вечно недовольным собой» молодым человеком с «непопулярным типом мышления», «принцем падали» виделся Шарль Бодлер своим современникам и близким людям - матери, отчиму, возлюбленной, друзьям. Его отовсюду гнали и нигде не принимали – ни в учебном заведении, ни в ходе путешествия-ссылки, ни в семье, ни в обществе. Лишь в ХХ столетии с него были сняты обвинения, а произведения получили право на существование. Как заметил критик А. Карте, в кризисный XX век, когда «сам мир стал трагическим», бодлеровское «трагическое видение человека» выступило «с зловещим блеском».

Свою судьбу Бодлер смог бы охарактеризовать своим излюбленным термином, который он применял ко всему, что происходило вокруг – «упадок». Многие из его стихотворений написаны под знаком сплина, хотя лишь некоторые сохранили в своем названии природу их породившую. Но по мнению Жан Поля Сартра незавидная и печальная судьба Бодлера – страдальца, изгнанника – сознательный выбор самого поэта, вызванный желанием отгородиться от внешнего мира, остаться до конца независимой личностью, остаться наедине с собой, в своем личном маленьком мире, где можно было бы без помех предаваться самосозерцанию. Подтверждение этой мысли можно найти в стихотворении «Непоправимое», где есть следующие строки:

…Душа одна в мерцанье тьмы

В себя, как в зеркало, глядится…

Если следовать теории Сартра далее, то, по его мнению, Шарль Бодлер сам искал и провоцировал ситуации, которые бы вели к отчуждению, а затем к страданию – «дендизм», используемый дабы подчеркнуть свое отличие и непохожесть на других; создание не всегда доступной для пониманию поэзии; нарочитое нарушение запретов; отчужденность близких; бедность и долги, наличие которых Бодлер объяснял не иначе как высокой требовательностью к себе и высокими помыслами, вследствие чего он всего себя без остатка отдавал творчеству, и у него не оставалось сил на хитрости при общении с издателем, путем которых посредственные литераторы имели коммерческий успех; даже «дурная» болезнь могла быть намеренной. Таким образом, можно сделать вывод, что горестная жизнь автора «Цветов зла» «была тщательно соткана им самим» и являлась ярким отображением идеи о том, что «свободный выбор, который человек совершает в отношении своего «я», абсолютно соответствует тому, что мы называем его судьбой», ведь для Бодлера страдания были своего рода наградой, свидетельствовавшей о причастности к людям, находящимся на верхней ступени «человеческой иерархии».

Но чем же так печальна была судьба Шарля Бодлера? Шарль Пьер Бодлер появился на свет в Париже 9 апреля 1821 года. Его отцу, Франсуа Бодлеру, было 62 года, а матери 27. Маленький Бодлер горячо любил своего отца, интеллигента-гуманитария просветительско-революционной эпохи, знатока культуры XVIII века, привившего своему сыну любовь к «великим мужам». Бодлер-старший был художником и часто посещал с сыном музеи и галереи, знакомил со своими друзьями, тем самым вводя Шарля в мир искусства. Но когда Бодлеру-младшему исполнилось шесть лет, его отец скончался, что стало невозместимой потерей для будущего поэта.

Через год у мальчика появился отчим – майор, дослужившийся затем до генеральского чина, французский посол в Испании и сенатор - Опик. По-солдатски прямолинейный, сторонник жесткой дисциплины, Опик, так и не смог сблизится с пасынком, они всегда были чужими друг для другу, хотя Шарль и пытался убедить мать в своем уважении к отчиму. Мать Бодлера была на стороне мужа и одобряла методы, которые тот применял дабы обуздать дикий и самобытный нрав пасынка.

Сначала это было воспитание в коллеже Людовика Великого, где царила суровая дисциплина, но из которого Шарля Бодлера отчислили незадолго до окончания учебы в связи с обстоятельствами, о которых можно узнать из письма директора коллежа: «Этим утром ваш сын, у которого помощник директора потребовал письмо, переданное одним из товарищей, отказался его отдать, разорвал на клочки и проглотил. Вызванный ко мне, он заявил, что предпочитает любое наказание выдаче тайны товарища, и на просьбу объясниться в интересах последнего, подверженного самым неприятным подозрениям, ответил мне насмешками, наглость которых я не обязан терпеть. Отсылаю вам этого молодого человека, одаренного довольно заметными способностями, но все испортившего дурным нравом, который установленный порядок коллежа и так неоднократно терпел».

Вскоре после этого Бодлер заявил родным о своем желании посвятить себя литературе, но все же поступил в школу Хартий, учеба в которой ничуть его не интересовала. Поэту была более интересна атмосфера Латинского квартала, где он вошел в круг богемы, пристрастился к наркотикам и наделал долгов, которые затем были оплачены его отчимом, а сам Бодлер отправлен в путешествие в Индию, с целью оградить его от пагубного влияния богемы. Но уже через несколько месяцев Шарль Пьер Бодлер был выгнан с корабля за опасные вольнодумные речи.

Став совершеннолетним, он получает свою часть отцовского наследства, большой части которого не стало уже через несколько лет. В этот период Бодлер ни в чем себе не отказывал, любил эпатировать публику как внешним видом (к примеру, мог гулять по улицам элегантно одетым, но с выкрашенными в зеленый цвет волосами), так и своими произведениями. Супруги Опик, не понимая сына-пасынка, считая, что он ведет праздную рассеянную жизнь и может окончательно промотать состояние, в судебном порядке добились учреждения над поэтом опеки. Это больно ударило по гордости и самолюбию Бодлера, но принятые меры не смогли уберечь его от вечной нужды и долгов – ежемесячное содержание было настолько мало, что его с трудом хватало на жизнь, не то что на выплаты кредиторам. Именно тогда появилась первая мысль о самоубийстве: «Убиваю [здесь и далее курсив Шарля Бодлера] себя — без печали. - Не испытываю ни одного из тех потрясений, что люди называют печалью. - ...Я убиваю себя потому, что не могу больше жить, потому, что невыносимо устал каждый раз засыпать и просыпаться. Убиваю себя потому, что я бесполезен другим - и опасен для себя самого», а и без того трудные отношения с матерью, которая «никогда не ценила и не понимала» душу своего сына, стали еще тяжелее.

Можно приводить много эпизодов из жизни поэта, подтверждающих, что он сам был творцом мучительных для себя ситуаций, но, пожалуй, одной из самых любопытных и характерных может являться история о странном желании и попытках Шарля Пьера Бодлера получить место во Французской Академии.

«Говоря по всей правде, основное соображение, побуждающее меня добиваться Ваших голосов, состоит в том, что если бы я решился добиваться их, лишь почувствовав себя того достойным, то я не стал бы добиваться этого никогда. Я подумал, что, быть может, лучше попытаться немедленно; если имя мое известно некоторым из Вас, может статься, дерзость моя найдет хороший прием и несколько чудом полученных голосов послужат мне великодушным ободрением и повелением достичь большего». Так писал Бодлер в письме 1861 года к Абелю Вильмену, непременному секретарю Французской Академии, сообщая о своем намерении «быть внесенным в список кандидатов, претендующих на одно из свободных сейчас в Академии кресел». Но дерзость его не встретила широкой поддержки, а напротив принесла автору письма измученность и усталость, что, впрочем не удивило Бодлера, он словно предчувствовал и ожидал такой реакции, о чем сообщает в своем письме к поэту и академику Виктору Лапраду: «как будто у меня мало было неприятностей в жизни, и без того нелегкой, и как будто я хотел подвергнуться новым нападкам» .

Согласно традиции, Бодлер наносил визиты и вел переписку с академиками, дабы рассказать о себе (многие из академиков впервые услышат о поэте в ходе его «предвыборной кампании») и заручиться их поддержкой. Но с каждым новым визитом, с каждым новым письмом Бодлер все ближе подходил к краю пропасти – к срыву. Своим друзьям он сообщал, что смертельно устал, что «бессмертные» (академики) словно «призраки вокруг живых Энея или Данте в Чистилище: реальные человеческие фигуры во плоти вызывают в них удивление и страх. ...они не принадлежат к моему времени и свое отжили», что все происходящее – кошмар, что у него «расшатаны нервы». Но не смотря на бесплотность попыток, на уговоры друзей оставить эту безумную идею, Бодлер упорствовал до последнего и лишь за десять дней до голосования официально попросил вычеркнуть свое имя из списков. Еще одно поражение на жизненном пути Бодлера, а Академия и ее члены отныне и навсегда будут ассоциироваться с затхлым болотом, полным жаб и червей, образ которого создан в сонете «Романтический закат», который был отправлен Альфреду де Виньи, академику, сочувствующему Бодлеру.

…Сырой, холодный мрак пропитан трупным смрадом,

Дрожу от страха я с гнилым болотом рядом,

И под ногой моей - то жаба, то слизняк…

Не менее трагична и личная жизнь Бодлера – в возрасте 23 или 25 лет он увидел и отчаянно влюбился в гаитянскую актрису и балерину Жанну Дюваль. Их отношения были странными до чрезвычайности, но никто не хотел их заканчивать. До встречи с Жанной Бодлер относился к женщинам как к существам низким, со злыми намерениями, в которых бушуют инстинкты, поэтому вел себя с ними крайне пренебрежительно. Но теперь роли поменялись – это Дюваль пренебрегала обществом Бодлера, насмехалась над его творчеством, изменяла ему, а потом с упоением рассказывала о своих романах, требовала денег, никогда не отвечала взаимностью поэту, но Бодлер содержал ее до конца своих дней, несмотря на подобное к себе отношение. Она была его музой, его любовницей. И хотя Шарль Бодлер до конца был связан с Жанной Дюваль, его отношение к ней не всегда было однозначным: так, вначале он боготворил ее, называл «единственным существом, в котором я обрел некоторый покой» , но затем стал отмечать ее «невыносимую вздорность» , говорить, что «раньше в ней были некоторые достоинства, но затем она их утратила». Бодлер прекрасно понимал, что он для нее скорее способ получить легкие деньги, нежели человек близкий по духу, и это тяготило его: «Жить с существом, которое не признательно ни за одно ваше усилие; которое им препятствует по нечуткости или постоянной озлобленности; которое считает вас только своим слугой и своей собственностью; с которым нельзя поговорить ни о политике, ни о литературе; созданием, которое ничему не хочет научиться, хотя вы и предлагаете свои услуги; созданием, которое не восхищается мною, даже не интересуется моими занятиями; которое швырнуло бы мои рукописи в огонь, если бы это принесло больше денег, чем публикация» . Но и Бодлер не был безгрешен перед Жанной, подтверждения чему можно найти в одном из его писем к матери, когда Жанна Дюваль тяжело заболела и была парализована: «Она меня заставляла страдать... Но перед подобным разрушением и такой глубокой печалью я чувствую, как мои глаза наполняются слезами и - чтобы быть до конца откровенным - сердце угрызениями. Дважды я закладывал ее драгоценности и мебель, заставлял влезать для меня в долги, подписывать векселя, избил ее и, наконец, вместо того чтобы показать ей, как должен вести себя такой человек, как я, всегда подавал пример распутства и беспорядочной жизни. Она страдает - и она молчит. - Разве нет причины для угрызений? Разве не я виноват в этом, как и во всем остальном?».

О том, как закончилась жизнь Жанны Дюваль доподлинно ничего не известно, но совершенно ясно, что эта не самая достойная женщина подарила не менее порочному Шарлю Бодлеру самые яркие воспоминания его жизни и была вдохновителем его самых известных стихов, в том числе и скандального сборника «Цветы зла».

…Тебя, как свод ночной, безумно я люблю,

Тебя, великую молчальницу мою!

Ты - урна горести; ты сердце услаждаешь,

Когда насмешливо меня вдруг покидаешь,

И недоступнее мне кажется в тот миг

Бездонная лазурь, краса ночей моих!

Я как на приступ рвусь тогда к тебе, бессильный,

Ползу, как клуб червей, почуя труп могильный.

Как ты, холодная, желанна мне! Поверь, -

Неумолимая, как беспощадный зверь!..

«Цветы зла» стали самой главной книгой в жизни Бодлера, книгой, над которой он продолжал работать долгие годы, и хотя он неоднократно подчеркивал, что его поэзия «намеренно имперсональна», но в одном из своих писем поэт признается, что именно «...в эту жестокую книгу я вложил все мое сердце, всю мою веру в маскарадном наряде, всю мою ненависть... Конечно, я буду говорить противоположное, буду клясться всеми святыми, что это произведение чистого искусства, имитация, жонглерство, и это будет наглая ложь».

«Цветы зла» не хаотичный сборник стихов, а напротив, книга имеющая четко выверенную структуру, и признание этого факта Бодлер счел бы для себя похвалой. Все новые стихи, которые добавлялись в последующих изданиях, были написаны таким образом, чтобы они смогли органично вписаться в «своеобразную композицию», созданную Шарлем Бодлером.

Книга вышла в свет в 1857 году и сразу же стала «прОклятой книгой». Полиция нравов, а точнее прокурор Эрнест Пинар, выступавший незадолго до выхода «Цветов зла» за обвинение и запрет книги Гюстава Флобера «Госпожа Бавари», настоял на том, чтобы Бодлер был оштрафован на 300 франков, что было в полтора раза больше, чем ежемесячное содержание поэта, а шесть стихотворений, наиболее «оскорбляющих общественную нравственность» были изъяты из книги.

…Этот ласковый лоск чрева, чресел и ног,

Лебединый изгиб ненаглядного сада

Восхищали меня, но дороже залог -

Груди-гроздья, краса моего винограда;

Этих прелестей рать краше вкрадчивых грез;

Кротче ангелов зла на меня нападала,

Угрожая разбить мой хрустальный утес,

Где спокойно душа до сих пор восседала…

Книга в обществе была принята чрезвычайно резко, даже мать Бодлера высказала свое неудовольствие и присоединилась к общим нападкам. Шарль Бодлер остро чувствовал на себе «клеймо», жаловался, что его «словно забросали грязью» и все видят в нем лишь чудовище, «оборотня». Но делиться своими мыслями после выхода «Цветов зла» Бодлеру было почти не с кем – ему пришлось тщательно пересмотреть список своих друзей, ибо не каждый из них встал на сторону поэта. Среди сторонников были Гюстав Флобер и Виктор Гюго, часть друзей делала вид, что сборника стихов не существует, а некоторые были настроены весьма враждебно и не скрывали своих мыслей. Так карикатурист, журналист и фотограф Феликс Надар, которого Бодлер считал одним из самых близких друзей, изобразил поэта в виде «Принца Падали».

«Цветы зла» были восприняты как манифест эстетики безобразного, чем-то аморальным, дерзким, несоответствующим общепринятым представлениям о добре и зле. Его стихи шокировали и пугали, ибо выражали то, что лежит за гранью поверхностного наблюдения, самые потаенные страсти человеческой души. В тоже время, из писем Бодлера можно понять, что сама действительность толкала его быть вне морали: Шарль Бодлер считал, что современная мораль – утилитарна, нацелена на извлечение выгоды и приземленные интересы буржуазии, а значит, искусство, несущее в себе мораль, неизбежно оказывается погруженной в пучину утилитаризма, становится корыстным, то есть утрачивает основную черту подлинного искусства – бескорыстие. Поэтому Бодлер решил быть «аморальным» и предоставить читателю самому уловить идею своей «странной поэзии», прорастающей из глубины души.

Сам же Бодлер охарактеризовал свою книгу как «сатурническую» (saturnien), придав ей тем самым двойное значение, которое сам же и расшифровал следующим образом: orgiaque – оргиастическая (полная чувственности, подобной той, что царила во время празднеств, сатурналий, посвященных древнеримскому богу Сатурну) и mélancolique – меланхолическая, имея в виду, что под знаком планеты Сатурн рождаются меланхолики. И чувственность, и меланхолия были вечным спутниками поэзии Бодлера.

Несмотря на общее неприятие, Бодлер продолжил работу над «Цветами зла» и решил заменить шесть осужденных стихотворений 20 новыми, но в итоге добавил 35, среди которых был новый сборник «Парижские картины» и поэма «Le Voyage». Второе издание вышло в 1861 году, после чего последовала работа над третьим, окончательным изданием сборника, в котором помимо стихов присутствовали авторское предисловие и эпилог. Оно вышло в 1868 году, через год после смерти поэта, но будучи подготовленным уже к 1865 году. Также Шарль Бодлер хотел издать «Биографию «Цветов зла», но не успел этого сделать.

В 1864 году Шарль Пьер Бодлер принял решение уехать из Парижа, где его так и не приняли, в Бельгию, надеясь заинтересовать потенциальных издателей и публику лекциями о литературе и искусстве, в основу которых были положены его собственные статьи. Но и здесь удача не улыбнулась автору «Цветов зла» - долги и болезнь вновь настигли его, а к ним добавились нелепые слухи о его слежке за Виктором Гюго, который добровольно ушел в изгнание, а также о том, что он агент полиции, а затем Бодлер «прослыл за корректора, присланного из Парижа, чтобы править гранки непристойных сочинений» . Поэт ощущал себя чужим в Бельгии, еще более ненужным, чем в Париже и признавался в одном из своем писем, что «плавает в бесчестье, как рыба в воде».

Но неприязнь была обоюдной – Бодлеру все было чуждо в Брюсселе – нездоровый климат; тяжелая атмосфера жизни; местные жители, про которых он говорил, что «бельгийцы – глупцы, лжецы и воры» , что их основные черты это «хитрость, подозрительность, ложная любезность, грубость, надувательство» ; что «не существует бельгийской кухни и что эти люди не умеют ни варить яйца, ни жарить мясо» ; про бельгийских женщин он говорил не иначе как об ужаснейших существах и добавлял, что «если бы Бог Эрос захотел мгновенно все свое пламя обратить в лед, ему достаточно было бы взглянуть в лицо какой-нибудь бельгийки». (Но ради справедливости стоит заметить, что и о Париже и о Франции Бодлер отзывался крайне нелестно: «Франция проходит фазу вульгарности. Париж – центр излучения всемирной глупости», «деградирующее племя парижан»).

Со временем болезнь усилилась, и в конце марта 1866 года Бодлера разбил паралич, поэт лишился речи, не смог передвигаться и даже читать. Его пытались лечить в Брюсселе и в Париже, но безуспешно. В последний год своей жизни Бодлер находил утешение в музыке, в так любимым им Вагнере, и в надежде на то, что «может быть, через несколько лет» люди «начнут понимать» «Цветы Зла».

31 августа 1867 года Шарль Пьер Бодлер скончался в одной из клиник Парижа, так и не получив сочувствия от своих современников. Всеобщее признание и понимание придут к Бодлеру именно после его смерти – будет издано третье издание «Цветов зла», а поэты второй половины ХIХ века станут его почитателями и последователями. Особый интерес к его стихам появится в годы Первой мировой войны и совпадет с 50-летним юбилеем со дня смерти поэта, таким же всплеском будет отмечено десятилетие после Второй мировой войны, но и сейчас интерес к творчеству Шарля Бодлера, «романтику по воспитанию, парнасцу по стилю, реалисту по приемам творчества» не угасает. Большое видится на расстоянии.

… Когда веленьем сил, создавших все земное,

Поэт явился в мир, унылый мир тоски,

Испуганная мать, кляня дитя родное,

На Бога в ярости воздела кулаки.

Такое чудище кормить! О, правый Боже,

Я лучше сотню змей родить бы предпочла,

Будь трижды проклято восторгов кратких ложе,

Где искупленье скверн во тьме я зачала!..

Светлана Волкова

Биография Шарля Бодлера

Шарль Пьер Бодлер – французский поэт, критик, один из выдающихся классиков мировой литературы.

Родился будущий поэт 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец, сенатор и художник по совместительству Франсуа Бодлер, с раннего детства водил сына по галереям и музеям, знакомил его со своими коллегами, прививал мальчику любовь к искусству. Франсуа скончался в возрасте 69 лет, оставив шестилетнего сына и молодую жену. Спустя год мать Шарля вновь вышла замуж, что наложило на характер мальчика тяжелый отпечаток. Не найдя общего языка с отчимом, Бодлер совершал такие поступки, которые шокировали не только его родных, но и все общество.

Вскоре семья переехала в Лион, а мальчика отдали на обучение в пансион. После его окончания последовали годы учебы в Лионском Королевском колледже и Парижском колледже Святого Людовика. Правда, из последнего Бодлер был с позором исключен за плохую успеваемость. Студенческие годы Шарля Бодлера были очень буйными, он наделал массу долгов, заразился сифилисом, который в будущем станет причиной его смерти, и даже пристрастился к наркотикам. Именно в это время он и шокировал своих родных заявлением о том, что желает посвятить свою жизнь литературе.

Дабы наставить непокорного отпрыска на путь истинный и избавить его от «дурного влияния местной богемы», родители отправляют Шарля в путешествие в Индию. Правда, уже через два месяца, так и не доплыв до места назначения, Бодлер вернулся на родину. Но это плавание не прошло напрасно и оставило след в тонко чувствующей душе юноши. Тропические звуки, запахи, пейзажи, опасность морского путешествия – все это нашло отражение в величайших творениях поэта. Но все это будет немного позже.

Вскоре после возвращения Шарль вступил в право наследования и начал очень быстро и бездумно тратить отцовские деньги. Матери не оставалось ничего другого, как отсудить наследство себе, в результате чего юноша смог получать лишь небольшую ежемесячную сумму на карманные расходы.

Бодлера такое поведение матери глубоко возмутило. Мало того, такое решение суда стало для него настоящей катастрофой: теперь молодой человек не мог выплачивать свои долги и вести нормальное существование!

Но жизнь богатого бездельника дала свои плоды и стала началом творческого пути Бодлера. Его первые стихи («Малабарская девушка», «Дама креолка», «Дон Жуан в аду») были напечатаны в журнале «Артист» за 1843-44 гг. За стихами последовал ряд статей, посвященных живописи Делакруа и Давида. А через несколько лет в печать вышли сборники «Парижский сплин» и «Искусственный рай», повествующий о влиянии наркотиков на жизнь и творчество.

В историю литературы Шарль Бодлер вошел, как автор поэтического сборника «Цветы зла» , изданного в июне 1857 года. Книга настолько шокировала публику, что на нее тут же наложили цензурный запрет, а самому автору пришлось изъять из своего творения 6 стихов и выплатить немалый штраф.

Помимо биографии Бодлера обратите внимание на следующие сочинения.

БОДЛЕР, ШАРЛЬ-ПЬЕР (Baudelaire Charles-Pierre) (1821–1867), крупнейший французский поэт 19 в.

Родился в Париже 9 апреля 1821. Сын Жозефа-Франсуа Бодлера (1759–1827), управляющего делами Сената, и Каролины Аршенбо-Дюфэ (1793–1871). Отец умер, когда сыну шел седьмой год. Его воспитывал отчим – офицер французской армии Жак Опик (1789–1857), сделавший впоследствии блестящую военную (генерал), дипломатическую (посол в Мадриде) и политическую (сенатор) карьеру. В 1832 семья переехала в Лион. В 1833 Шарль поступил в лионский Королевский коллеж; жил в пансионе. По возвращении семьи в Париж в 1836 продолжил образование в Лицее Людовика Великого; снова помещен в пансион, суровый режим которого отчим считал необходимым для воспитания непокорного пасынка. В 1837 написал свое первое стихотворение Несовместимость (Incompatibilité ). В апреле 1839 исключен из Лицея за отказ выдать товарища, но уже в августе сдал экзамены на бакалавра. В 1839–1841 слушал лекции по праву в Сорбонне. Сблизился с парижской богемой. В июне 1841 отправлен родителями, желавшими оторвать его от этой среды, в морское путешествие в Индию, однако в сентябре прервал плавание и несколько месяцев прожил на о. Маврикий. В феврале 1842 вернулся в Париж. В апреле 1842, по достижении совершеннолетия, унаследовал отцовское состояние в 75 тыс. франков. C 1843 начал сотрудничать в литературных журналах, в первую очередь как автор обзоров и рецензий о культурной жизни Парижа. Познакомился с ведущими писателями и поэтами Франции Оноре де Бальзаком , Жераром де Нервалем , Теофилем Готье , Сент-Бёвом , Виктором Гюго и Пьером Дюпоном. Богемный образ жизни и страсть к коллекционированию живописи вовлекли его в огромные траты. За два года промотал треть отцовского состояния; в июле 1844 по решению семейного совета над ним была установлена опека. Остро переживал унижение; в июне 1845 совершил попытку самоубийства, в конце 1845 окончательно порвал с отчимом. В том же году состоялся его первый литературный дебют: в журнале Художник (Artiste ) был опубликован сонет Даме креолке (A une dame créole ), сочиненный еще в период его пребывания на о. Маврикий. Тогда же он заявил о себе как о тонком ценителе живописи, написав эссе о художественном салоне 1845; с этого времени стал одним из ведущих литературных и художественных критиков своего времени. В 1846 вступил в Общество литераторов; в январе 1847 опубликовал в издаваемом Обществом Бюллетене свою первую поэму в прозе Фанфарло (La Fanfarlo ). Значительно расширил круг своих знакомств: помимо поэтов и писателей, в него вошли художники (Делакруа, Курбе, Домье, Мане), известный фотограф Надар и будущий издатель его поэтических сборников Пулэ-Маласси. Во время Февральской революции 1848 сражался на баррикадах против королевских войск. В дни государственного переворота Наполеона III (декабрь 1851) участвовал в уличных боях. В 1850-е активно пропагандировал во Франции творчество Эдгара По (переводы, исследования). 25 июня 1857 Пулэ-Маласси выпустил его поэтический сборник Цветы Зла (Freurs du Mal ), вызвавший громкий скандал. По решению властей тираж был арестован. 21 августа 1857 «за оскорбление общественной морали» был приговорен трибуналом департамента Сена к штрафу в 300 франков и к запрету шести наиболее «безнравственных» поэм. В то же время Виктор Гюго горячо приветствовал «могучий талант» Бодлера. В конце мая 1860 было опубликовано собрание кратких художественно-философских эссе Искусственный рай (Paradis artificiels ). В феврале 1861 вышло второе издание Цветов Зла , последнее при жизни поэта, в состав которого были включены тридцать пять новых стихотворений; оно удостоилось восторженного отзыва А.Ч.Суинберна . Однако попытка осуществить третье издание Цветов зла натолкнулась на отказ ведущих издательских домов Леви, Гарнье и Этцеля. В ноябре 1861 выдвинул свою кандидатуру во Французскую академию, но уже в январе 1862 снял ее, посчитав свой поступок недостойным поэта. В феврале 1864 журнал Фигаро (Figaro ) опубликовал шесть поэм в прозе под заглавием Парижский сплин (Spleen de Paris ). Спасаясь от кредиторов, в апреле 1864 уехал в Брюссель, надеясь заработать чтением лекций о Делакруа, Готье и Искусственном рае , однако не имел успеха у бельгийской аудитории. Тяжело болел; в 1865 у него обнаружились явные симптомы паралича речи. После сердечного приступа в марте 1866 мать увезла его в Париж и поместила в больницу доктора Дюваля. 31 августа 1867 после долгой агонии скончался на ее руках. Похоронен 2 сентября на кладбище Монпарнасс в Париже. В последний путь его провожала лишь небольшая группа друзей (П.Верлен, Т. де Банвиль).

В 1868 издательский дом Леви, приобретший у Пулэ-Маласси права на публикацию произведений Бодлера, выпустил третье издание Цветов Зла , дополненное его последними стихотворениями, и сборник статей об искусстве Эстетические редкости (Curioosité esthétiques ), в 1869 – собрание литературных эссе Романтическое искусство (Art romantique ) и Маленькие поэмы в прозе (Petits poèmes en prose ), а затем сделанные им переводы Эдгара По.

Цветы зла Бодлера были реабилитированы только спустя восемьдесят два года после смерти поэта: Уголовная палата Кассационного суда 31 мая 1949 отменила приговор трибунала департамента Сена от 21 августа 1857.

Бодлера называют «последним романтиком». Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу – основное содержание его произведений. Однако он существенно отличается от своих предшественников и современников. Его главная книгаЦветы зла – представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер бесстрашно погружается в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования (смерть, ночные кошмары, унижающая нищета, запретная любовь, опьянение и пр.). Он не приемлет существующий порядок вещей и посягает даже на его основу – Бога, безразличного к страданиям людей; Бодлер желает разрушить этот порядок и ниспровергнуть установленные от века ценности (Отречение Св.Петра , Авель и Каин ). Восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе (Литания Сатане ). В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. Поэт – тот же изгой, «прóклятый», «сосланный с небес на землю» (Альбатрос ), чья участь особо драматична, ибо ему дан дар познания и прозрения. Предназначение искусства он видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине (Маяки ).

Бодлер открывает для поэзии не только новые области (а вместе с ними и «запретные» пласты языка), но и новый эстетический принцип: изображение «жестокой реальности» («atroce réalité») в совершенной поэтической форме; он стремится «извлечь красоту из Зла» («extraire la beauté du Mal»). Его поэзию отличают скульптурная отделанность каждой поэмы, точность и емкость слова и образа, строгость рифмы, величавость и звучность стиха. Его излюбленная форма – сонет, ограниченные размеры которого позволяют максимально насыщать текст мыслью и передать «красоту обработанного металла». Заглавие сборника Цветы зла предельно емко отражает смысл его творчества. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем – отрицательной действительности и мира прекрасного – говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения Бодлера.

Бодлеру принадлежат также два прозаических сборника. В Искусственном рае он исследует проблему воздействия на человека возбуждающих средств – вина, гашиша и опиума; произнося хвалу вину, он в то же время осуждает использование наркотических возбудителей; художник, от природы одаренный поэтическим воображением, не нуждается в искусственном генерировании образов. Маленькие поэмы в прозе – экспериментальная книга, включающая как переводы на прозаический язык стихотворных текстов, так и оригинальные поэмы в прозе. В стремлении установить более интимное общение между поэтом и читателем Бодлер размывает «условные» просодические барьеры, расширяя тем самым поэтический инструментарий.

Теоретические взгляды Бодлера представлены в Эстетических редкостях и Романтическом искусстве. Исследуя творчество близких ему по духу художников и писателей, в первую очередь Эжена Делакруа и Эдгара По, он формулирует свое понимание романтизма как «искусства современности», т.е. «самого актуального выражение прекрасного», характеризующегося «глубиной, духовностью и стремлением к бесконечному» («intimite, spiritualite, aspiration vers infini»); романтизм – не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования» («manière de sentir»).

В истории французской литературы творчество Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии (символизм , импрессионизм, сюрреализм).

Новейшие издания на русском языке: Цветы зла; Обломки; Парижский сплин; Искусственный рай; Эссе, дневники; Статьи об искусстве . М., 1997; Парижский сплин: Стихотворения в прозе . СПб., 1998; Проза . М., 2001.

Евгения Кривушина



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...