Центральная евразия в первом тысячелетии нашей эры. Проблемы этногенеза восточных славян

ДРЕВНИЕ КАРЕЛЫ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н. Э.

Вот на первый день нагнулся

Тот кователь Илмаринен;

Он нагнулся, чтоб увидеть

На пылавшем дне горнила,

Что из пламени там вышло,

Из огня что поднялося.

Лук из пламени явился.

На другой день вновь нагнулся

Тот кователь Илмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня челнок там вышел,

Вышла лодка - красный парус.

Вот на третий день нагнулся

Тот кователь Илмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня корова вышла.

На четвертый день нагнулся

Тот кователь Илмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня там плуг выходит.

И кузнец тот, Илмаринен,

Вековечный тот кователь,

Стал тогда ковать скорее,

Молотком стучать сильнее

И выковывает Сампо.

И с рассвета мелет меру,

Мелет меру на потребу,

А другую - для продажи,

Третью меру - для пирушки.

Рис. 2. Предметы вооружения из памятников I тысячелетия н. э.

В I тысячелетии н. э. происходило формирование древнекарельской народности - начинали вырабатываться характерные особенности, которые потом будут отличать карел от вепсов, хотя они жили (и живут) в одинаковых географических условиях и на протяжении многих веков вступали в контакты с другими народами. На долю карел выпали тяжкие испытания, но они сохранили свой язык, обряды, предания, сказки, загадки, богатейшую фольклорно-эпическую традицию, т. е. все те проявления культуры, которые являются национальными особенностями.

В процессе формирования и развития древние карелы сохраняли в материальной культуре ряд черт, которые были свойственны также древнему населению Финляндии и Эстонии. Общность с эстонцами, финнами, водью Прослеживается и в фольклоре - в единой (калевальской) поэтической форме. Это - обычное явление в жизни соседних народов, принадлежавших одной языковой семье, обитавших поблизости друг от друга в схожих экологических и исторических условиях. Некоторые традиции обрядности сохранились у древних карел и позднее - в XII–XV вв.: использование одних и тех же мест для кладбищ, применение каменных кладок над могилами, наличие в захоронении бытовых вещей и т. д.

Материальную культуру карел указанного периода отличает особая восприимчивость к влияниям извне наряду с некоторыми специфическими чертами, свойственными только населению Приладожья. Например, общие типы предметов вооружения - мечи, копья, топоры, наконечники стрел - характерны не только для карел, но и для жителей ряда областей Северной Европы. Связи со Швецией, Финляндией и Прибалтикой, а также с древнерусскими территориями прослеживаются по предметам украшения, обнаруженным в древнекарельских археологических памятниках. Некоторые изделия ювелирного производства (серебряные пластинчатые фибулы, спиральные перстни, отдельные типы подвесок и застежек, спиральки) и, кроме того, топоры с широким лезвием, косы, серпы, которыми пользовалась корела в I тысячелетии н. э., с небольшими изменениями дожили до XV в. И все-таки в XII–XV вв. у древних карел отмечено возникновение таких явлений, которые на ранних этапах не прослеживаются. Причем интересно, что подобный скачок в материальной культуре наблюдается не только у соседей карел - эстов и ливов, но и у населения обширных регионов Северной Европы. Различие между двумя хронологическими периодами (I тысячелетие и XII–XV вв.) объясняется не только этническим развитием общества, но и в первую очередь разным социально-экономическим уровнем. Процесс медленного количественного накопления изменений во всех сферах общественно-экономической жизни привел в начале II тысячелетия к глубокому качественному различию уровней развития общества.

В эпиграфе к настоящему разделу в поэтической форме говорится о динамике изобретений корелы, завершившейся появлением чудесной мельницы Сампо - воплощения мечты о счастливой жизни. Трудно сказать, когда корела приобщилась к производящему виду хозяйства - земледелию. Корни его уходят в глубокое прошлое, а раскопки не всегда в состоянии выявить их. Большинство исследователей склоняются к мысли, что земледелие на севере европейской части СССР существовало до прихода славян. По лингвистическим данным, некоторые термины балт-ского происхождения в карельской лексике, связанные с примитивным земледелием и скотоводством, относятся к I тысячелетию до н. э. О более продуктивном и прогрессивном пашенном земледелии, а также о животноводстве свидетельствуют перенятые от древнегерманских племен слова, вошедшие в карельский язык позднее. Но археологическими материалами столь ранние даты пока не подтвердились.

У населения Северо-Западного Приладожья, как и у его соседей - эстов, в первой половине I тысячелетия н. э. подсечное земледелие, вероятно, становится традиционным занятием. Переход от ручного подсечного земледелия к пашенному с применением тягловой силы животных произошел в центральных районах Карельского перешейка, по-видимому, во второй половине I тысячелетия н. э.

С производством железа в примитивных горнах население познакомилось во второй половине I тысячелетия до н. э. Но еще долгое время для изготовления орудий труда использовались камень и кость. Варианты карельских эпических песен сохранили упоминания о каменных орудиях труда как о вполне обычных, а железные на первых порах воспринимались создателями устного народного творчества в качестве привлекательного новшества. Пример этого в «Калевале» - старый, мудрый Вяйнямёй-нен не знал заклинания против железного топора, поранившего его. С конца I тысячелетия н. э. сельскохозяйственный инвентарь, рабочие и бытовые инструменты, оружие изготовлялись уже из железа. Как можно судить по рунам, кузнец в зависимости от времени года выполнял различные виды работ: занимался земледелием, ловил рыбу, делал сани, лодки и т. д. В железоделательном производстве, продукция которого изготовлялась на заказ, а не на рынок, не было специализации. Герой карельского эпоса Илмаринен мог выковать все: оружие и орудия труда, предметы украшения и даже жену. Постепенно производство железа и кузнечное дело, спрос на продукцию которого был велик, стали отделяться от земледелия.

Значительную долю в хозяйстве занимали охота и рыболовство. Коллективное рыболовство и охота - наиболее ранние сюжеты в карельских эпических песнях. В общественном пользовании были не только орудия труда и средства передвижения, но и полученная в результате совместных усилий продукция. Руны отразили и первобытнообщинный характер скотоводства, в частности коневодства.

Разложению первобытно-общинного строя и зарождению феодальных отношений способствовали рост производительных сил, усиление, особенно к концу I тысячелетия н. э., торговых связей, но конкретные проявления феодальных отношений на археологическом материале проследить очень трудно. Элементы патриархального рабства, которые возникли на стадии родового строя, отмечены в устном народном творчестве. Судя по карельским эпическим песням, повествующим об ограниченности рабского труда, его непроизводительности, рабство у карел не получило широкого распространения.

Военная знать появляется в конце X - начале XI в. Руны «Калевалы», характеризующие этот период, в отличие от более ранних рун, что воспевали мир, труд, простые человеческие радости, прославляют оружие и военные подвиги, добытое в сражениях богатство.

Я паду на поле битвы,

Я погибну в битве храбрых.

Хорошо погибнуть в битве,

Умереть под звон оружья!

На войне скончаться славно.

(36:29-S3)

Имущественная и социальная дифференциация карел нашла отражение в появлении кладов серебряных монет и вещей. Источником личного обогащения была земля, постепенно переходящая в частную собственность, что послужило одной из главных причин разложения первобытно-общинных отношений. Создаются условия для постепенного перехода от родовой общины к соседской. Выделившиеся племенные старейшины и просто влиятельные люди племени (в карельских рунах это кунингасы) исподволь сосредоточивают в своих руках политическую и экономическую власть над рядовым населением. Однако формированию классового общества предшествовал длительный переходный этап.

В период разложения первобытно-общинного строя и возникновения феодальных отношений сама корела как определенная этническая общность прошла сложный и длительный путь развития. Поначалу примитивный уровень подсечного земледелия, охоты и рыболовства, слаборазвитые внутренние и внешние экономические связи затрудняли сближение разделенных большими пространствами племенных групп. Зафиксированные во второй половине I тысячелетия н. э. контакты с финно-угорскими племенами Прибалтики, Финляндии и севера европейской части СССР не отличались постоянством.

Начало II тысячелетия на берегах Ладожского озера было временем формирования древнекарельской народности, когда вырабатывались единые этнокультурные черты, а привнесенные извне элементы, трансформируясь в соответствии с мировоззрением населения, органически входили в обиход. С другой стороны, и соседи испытали на себе влияние корелы. Обнаруженный на Карельском перешейке клад монет в районе пос. Вещево свидетельствует о торговле фризского купца с новгородской Карелией, хотя говорить о прямых торговых контактах нет оснований. Вероятно, жители Карельского перешейка постепенно проникали на территорию Финляндии или выступали в роли торговых посредников. Четыре арабские монеты и серебряные браслеты, датирующиеся X в. и найденные в Южном Саво, завезены из Северо-Западной Руси или с Ижорского плато.

Указанный период был интересен не только консолидацией древнекарельских групп. В контактирующих зонах намечается сближение корелы и населения Олонецкого перешейка, выразившееся в формировании гибридной культуры, в которой присутствуют черты двух этнических групп: древних карел и веси, что можно расценить как одну из ступеней в сложном и многоэтапном формировании современной карельской народности. В памятниках XI–XII вв. появляются вещи, свидетельствующие о прочных и крепнущих связях с Новгородом, соседними финно-угорскими племенами, и особенно с древними эстами.

Издревле корелой был проложен путь к Ботническому заливу и в Лапландию, где торговцы покупали драгоценные меха. Некоторые западно-европейские вещи попали в Северо-Западное Приладожье, вероятно, кружным путем - из Новгорода, Ладоги и Прибалтики.2 И, конечно же, в начале II тысячелетия н. э. связи корелы с древнерусскими городами были значительнее, важнее и весомее по степени воздействия, по конечным положительным результатам в политической, экономической и духовной сфере, чем западно-европейские.

Рис. 3. Предметы украшения Х^ХП вв. из цветного металла.

В XII–XV вв. с переходом к феодальной формации племенное объединение корела трансформируется в древнекарельскую народность с едиными территорией, охватывающей северо-западные берега Ладоги с Карельским перешейком и юго-восточную часть Финляндии (район Мик-кельских озер и г. Лаппеэнранта), языком и общей материальной культурой. Это время расцвета древнекарельской культуры, характеризующейся яркими самобытными чертами.

Из книги Колесницы богов автора Дэникен Эрих фон

Древние фантазии и легенды или древние факты? Как я уже говорил, в древности встречались вещи, которые никак не могли существовать при уровне знаний того периода. И по мере того как копились факты, я продолжал испытывать пыл исследователя.Почему? Да хотя бы потому, что

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Многие «древние астрономические наблюдения» могли быть вычислены позднесредневековыми астрономами, а затем вписаны ими как «наблюдения» в древние хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной истории» средневековые хронологи могли обращаться и к

Из книги Империя. Собирание земель русских автора Голденков Михаил Анатольевич

«Братья карелы» и «священный город» Однажды мне попалась статья некоего советского историка 1953 г., пламенно и с коммунистическим задором повествующая, как карелы вместе с «русскими братьями» воевали за свою свободу против шведов и их союзных финнов-суоми на протяжении

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Ханаан в III и II тысячелетии до н. э Палестина и прилегающие к ней области Финикии уже в III тысячелетии до н. э. представляли собой определенное культурно-историческое единство, хотя здесь и не было единого и более или менее прочного государства. Хананеи, населявшие эту

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

ВАВИЛОНИЯ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. Время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н. э., когда в Вавилонии установилось господство касситских царей, называют старовавилонским периодом. После падения III династии Ура в стране возникло много местных династий аморейского

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы Примерно в то время, когда жрец Манефа составлял «роспись египетских царей» (280…270 г. до н. э.), в Вавилоне один из жрецов Ваала - Бероз писал на греческом языке историю своего народа. К сожалению, до нас дошли только отрывки этого

Из книги Древний Восток автора

Аравия в I тысячелетии до н. э Расселение арабов В ходе великого движения арамеев из Сирийской степи в Северную Сирию и Месопотамию (XI–X вв. до н. э.) в Северной Аравии освободились обширные территории, и с юга сюда стали проникать лишь недавно одомашнившие верблюда и

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Иран и Мидия в I тысячелетии до н. э Ранние государства мидян и «авестийских ариев» Первая половина I тысячелетия до н. э. была временем нарастающей ассимиляции аборигенного населения и на Западе, и на Востоке Ирана. На основе взаимодействия пришлых иранцев с местными

автора Бадак Александр Николаевич

Глава 2. Вавилон во II тысячелетии до н. э От политической раздробленности к созданию единого централизованного государства Возникновению и возвышению Вавилона, который почти на два предстоящих тысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Верхнее Поволжье во II тысячелетии до н. э Мы уже упоминали о расселении в верховьях Волги и в Волго-Окском междуречье племен, пришедших, возможно, с верхнего течения Днепра и оставивших потомкам так называемые фатьяновские могильники. Эти племена принесли в названные

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Западная Европа во II тысячелетии до н. э На территории Франции в бронзовом веке существовали две группы племен с отличными одна от другой культурами - материковая и северная приморская. Эта последняя кажется нам более богатой. Она характеризуется широким

Из книги Я послал тебе бересту автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 4 «Послали карелы на Каяно море…» В лето 1957 года, оказавшееся для археологов одним из самых удачных, принесло целый ворох новых берестяных писем. Шестьдесят девять грамот! Бывали дни, когда в горячей воде отмокало сразу по три-четыре куска исписанной бересты.

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Славяне в I тысячелетии Славянские народы составляли вместе с германцами и балтами единую неолитическую культуру. К началу I тыс. они осели на территории Центральной и Юго-Восточной Европы. Продвижение германских племен, Великое переселение народов в III–IV вв. вызвали

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

9.8. ИНДИЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н. Э. Перейдем теперь к рассмотрению истории другой великой цивилизации – индийской. Современные исследователи нередко отмечают, что в Древней Индии отсутствовали исторические хроники, и если даже они существовали, то ни одна из них не дошла до

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4.3. Многие «древние» астрономические наблюдения могли быть теоретически рассчитаны поздне-средневековыми астрономами, а потом вписаны ими как якобы «реальные наблюдения» в якобы «древние» хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной скалигеровской истории»

Из книги Введение в историческую уралистику автора Напольских Владимир Владимирович

Карелы Самоназвание - karjalaizet (мн. ч.) означает буквально «скотник, пастух», от karja «стадо». Это самоназвание, однако, характерно для северных карел, живущих севернее Ладожского и Онежского озёр, и выполняет роль общенационального в силу своей распространённости в

Исторические события, повлиявшие на развитие славянской ис­тории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей. Все историческое пространство от Европы и Ближ­него Востока до Парфии в Средней Азии было связано общностью су­деб. Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселе­нием народов» (III – IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огром­ном пространстве Европы и Средней Азии.

24 августа 410 года вестготский король Алярих вступил в Рим. Победа варваров произвела огромное впечатление на правящую вер­хушку империи, ее охватил ужас. Церковный писатель Иероним так выразил эти чувства: «Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой, и был я глубоко унижен».

Победа варваров была не просто победой над римскими легиона­ми. Начиналась новая страница истории. Римские рабы вышли ночью из темных подвалов и с радостью и надеждой открыли ворота вестго­там.

Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 году. Но еще до этого, в 455 году, вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.

В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV веке создали сильный союз гуннских племен и в 70-х годах IV века обрушились на славян и готов.

Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просто­ров и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая раз­личия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей за­сеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.

В V веке вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался. В 451 году ос­татки римлян в союзе с варварами – франками, вестготами и бургун­дами – остановили Аттилу, на Каталунасской равнине близ города Труа (Франция). Более двухсот тысяч воинов пало с обеих сторон. «Завязывается битва – жестокая и повсеместная, ужасная, отчаян­ная…, – писал в следующем веке про эту бойню готский историк. – Если верить рассказам стариков, протекавший… в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных». Могущество гуннов было подорвано. Гуннская держава распалась. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.

В конце VI века в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кав­казе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.

Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.

Хазарское государство сложилось в VII веке в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х века были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.

Около VIII века на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX веке они прош­ли на Дунай, где основали свое государство.

Родственные хазарам болгары в VII веке кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные болгары, третьи в конце VII века пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских пле­мен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – сереб­ряные болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила мест­ные племена и создала государство Волжская Булгария, просущество­вавшее до XIII века.

Сильным государством периода раннего средневековья остава­лась Византия. После падения Рима в V веке, восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI веке Византия представляла собой огромное государс­тво, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При импера­торе Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь При­черноморья, в земли славян. ответили на это, прорвав ук­репления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднест­ровья и Приднепровья, а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?

Цит. по: Евразия в середине 1 тысячелетия нашей эры // История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие/Под ред. В. Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 6 – 8.

Письменные источники IX-XIV вв. довольно четко определяют территории, занимаемые отдельными племенами юго-восточной Прибалтики (бывш. Восточной Пруссии). Наиболее полную картину этнического состава населения сохранили хроники крестоносцев XIII-XIV вв.

Согласно хронике П. Дусбургского (1326 г.), современная Калининградская область и часть мазовецких земель Польши были заняты большой группой балтийских племен - пруссами. Древний пруссов под именем «брусы» знает еще в X в. (965 г.) испанский еврей Ибн Якуб, помещающий их на Балтийском побережье. Часть пруссов, концентрирующихся вблизи Янтарного берега, П. Дусбургский, так же как некоторые более ранние источники (Саксон Грамматик - 1204 г., Адам Бременский - 1075 г.), называет самбами. Соседями пруссов с юга были галинды и судины, с востока - курши.

В более раннее время пруссы упоминаются под собирательным именем эстии, под которым они известны Тациту в I в. (98 г.), Кассидору в VI в. (551 г.) и Вульфстану в IX в. (890 г.) . В настоящей работе делаются попытки наметить некоторые вехи в истории древних пруссов в I тысячелетии н. э., на основании критического пересмотра многочисленной, но в общем, крайне тенденциозной буржуазной археологической литературы, а также пользуясь итогами небольших работ по исследованию поселений, проведенных автором в 1949-1951 гг.

Археологические памятники, в частности могильники, свидетельствующие о неизменности этнического состава населения, позволяют отнести расселение балтийских племен, зафиксированное письменными памятниками, к первым векам н. э.

В первой половине I тысячелетия н. э. для юго-восточной Прибалтики характерен большой расцвет культуры. Население ее по сравнению с предшествующим периодом возрастает.

Наиболее передовым населением были племена пруссов, сконцентрированные близ Янтарного берега.

Их поселения (еще очень мало изученные) размещались на высоких берегах первых надпойменных террас. Это обычные мысовые или расположенные на изолированных холмах городища с сравнительно небольшими площадками (Грачевка, Русское I, Заозерье и др. ). Наряду с укрепленными, существовали открытые поселения, занимающие большую площадь; селище в Кострово (Блюдау) занимало пространство свыше 1 га, селище в Янтарном (Пальмникен) - 1,5 га .

Собранные для реконструкции жилищ материалы еще незначительны, и мы можем представить жилище пруссов лишь в общих очертаниях. Это наземные постройки; в Грачевке сохранились следы каменных завалинок и очаги, диаметром до 1 м, сложенные из булыжников, а также куски обожженной глиняной обмазки стен. На городище Янтарный обнаружены остатки столбов и следы большого, возможно, общественного помещения .

По археологическим данным бесспорно устанавливается, что основным занятием пруссов с первых веков н. э. было земледелие. В Грачевке на площади не менее 30 кв. м обнаружен слой обожженной мягкой пшеницы. Там же в сосудах найдено обгорелое метельчатое просо. С повсеместным распространением земледелия у пруссов связаны зернотерки, известные по находкам в Регенен и Гребитен , слабо изогнутые серпы и косы, встречающиеся в мужских погребениях . Уже в конце I в. н. э. Тацит подчеркивал земледельческий характер культуры древних обитателей Янтарного берега. Он пишет: «Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением, чем это соответствует обычной лености германцев» .

Скотоводство, охота, рыболовство и др., существуя как подсобные отрасли, играют еще большую роль в хозяйственной жизни пруссов. В Грачевке найдено много обломков сосудов, служивших для изготовления сыра. Они слабо обожжены, с биконическим туловом, с проткнутыми дырочками.

Захоронения коней, а особенно предметы конского убора, часто встречающиеся в богатых погребениях, дают возможность судить о широком развитии коневодства. Нередко среди могильного инвентаря попадались ножницы для стрижки овец . В Тенкиттен найдено интересное орудие для ловли крупных рыб - большая острога из пяти железных гарпунов, соединенных втулкой .

Изделия, обнаруженные на поселениях и в погребениях, характеризуют пруссов первой половины I тысячелетия н. э. как население с развитым домашним производством. Это относится, в первую очередь, к выделке разнообразной керамики. В Грачевке большую группу составили крупные сосуды, предназначенные для хранения запасов и выделанные из грубого глиняного теста с обильной примесью дресвы. Среди этой керамики - обломок сосуда для хранения жидкости, внутренняя поверхность его глянцевитая, наружная - обмазанная глиной. Группа кухонной посуды (со следами нагара) включает миски, горшки и банки. Весьма разнообразна столовая посуда, две трети которой составляет лощеная керамика (рис. 11). Это черные и желтые, хорошо выделанные тонкостенные горшочки, миски небольших размеров. Встречаются одноручные лощеные сосуды.

Своеобразна погребальная керамика: урны и так называемые сосуды-«приставки». Во II-III вв. н. э. урны были в форме горшков с цилиндрической или слегка выгнутой шейкой и с округлым, нередко шероховатым туловом. Сосуды-«приставки» - одноручные или без ручек, иногда на поддоне. Начиная с III в. урны характеризуются короткой цилиндрической шейкой и удлиненным, нередко ребристым, туловом. Широко распространяются урны типа найденных в могильнике Гребитен, с широкими и высокими плечиками. Сосуды-«приставки» разнообразны по форме и встречаются в виде горшочков, мисок, банок и т. д. Некоторые из них снабжены ручкой.

Орнаментированы сосуды защипами, валиками, геометрическим узором, На сосудах первых веков н. э. воспроизводится орнамент металлических латенских форм .

Среди различных отраслей домашнего производства немалую роль играла обработка железа. Уже в относящихся к последним векам до н. э. могильных памятниках железные изделия принадлежат к числу частых находок (Сальское) .

С первых веков н. э. численность железных изделий значительно возрастает. Из железа сделаны основные орудия - ножи, ножницы, долота, струги, рыболовные крючки и др.; в мужских погребениях, для которых характерно оружие, встречаются втульчатые и обушные топоры, наконечники копий и стрел, умбоны щитов, шпоры и удила. С III в. начинают широко распространяться железные фибулы, выделанные в подражание фибулам из благородных и цветных металлов.

Массовость железных изделий, преемственность их основных форм (ножи, топоры, наконечники копий) и форм соответствующих изделий последних веков до н. э., находка шлаков на поселениях - все это дает основание считать железоделательное и железообрабатывающее производство пруссов одним из ведущих домашних производств.

Новые формы и разнообразные технические приемы характерны для обработки бронзовых вещей, которыми так богаты могильники пруссов. Судя по кладу близ бывш. с. Литаусдорф и другим находкам на Калининградском полуострове - заготовкам и полуфабрикатам из бронзы, - местное население занималось литьем и обработкой этого металла еще в конце II - начале I тысячелетия до н. э.

Трудно даже вкратце перечислить основные виды украшений и других изделий из бронзы, реже из серебра, которые сохранила культура пруссов в первой половине I тысячелетия н. э. Для II-III вв. н. э. характерны: глазчатые и профилированные фибулы, гривны с трубовидными концами, браслеты с фигурными окончаниями, большие ажурные пряжки, овальные накладки от поясов, профилированные ременные язычки и многое другое.

С III в. появляются арбалетные фибулы, первоначально имеющие подогнутую ножку, которая в дальнейшем приобретает звездообразную, треугольную, трапециевидную и другие формы. Фибулы становятся излюбленным украшением пруссов на протяжении всего I тысячелетия н. э. В III в. появляются также гривны с обмотанными проволокой концами, овальные пряжки с пластиной и т. д.

Украшения из бронзы орнаментируются тиснением, гравировкой, накладкой серебряных и золотых пластинок и рубчатой зернью .

Немалую часть бронзовых вещей следует рассматривать как изделия местного производства; об этом свидетельствуют массовость находок, их серийность, одинаковые приемы обработки и орнаментации. На основе привозных образцов, особенно фибул, разрабатываются свои местные формы украшений.

Важнейшее значение для широкого развития внешних связей имел янтарь, который пруссы собирали на Балтийском побережье. В Грачевке, расположенной в 5 км от моря, обнаружено свыше 500 кусков янтаря, очень малое количество из них несет следы обработки, еще меньше готовых изделий - бус, довольно грубого изготовления (рис. 12-7-б).

Найденные куски янтаря, по-видимому, предназначались для обмена. Тацит сообщает, что обитатели Прибалтики, собирающие янтарь, обменивают его в необработанном виде. «Собирается он (янтарь. - Ф. Г.) в грубом виде, приносится (на рынок) без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением» .

В обмен на янтарь поступало сырье для изготовления изделий из цветных металлов, лощеная керамика, стеклянные бусы, стеклянные и металлические изделия из Причерноморья, Западной и Центральной Европы, Скандинавии и т. д. Интересно, что отдельные формы украшений переходят при посредстве пруссов к галиндам, куршам и другим балтийским племенам.

О широких внешних связях свидетельствует также большое количество римских бронзовых монет, появившихся на территории пруссов в III-V вв., причем монеты использовались местным населением в качестве украшений. В них часто проделывались дырочки или прикреплялись ушки для подвешивания .

Существенные изменения намечаются в погребальном обряде пруссов с I-II вв., особенно со II в. н. э. Курганы с коллективными трупосожжениями в урнах, характерные для последних веков до н. э. и рубежа н. э., сменяются грунтовыми могильниками, которые закладываются в непосредственном соседстве с курганами. В Лунино, Приморском, Кеймкален, Зортенен и др. грунтовые могильники примыкают к курганам предшествующей поры; в могильнике Пердолен многослойные камецные венцы и камеры воспроизводили соответствующие сооружения курганов . Сохранение обряда трупосожжения с помещением останков в урну и некоторые из находок (керамика, оружие, отдельные виды украшений) бесспорно убеждают в том, что курганы и грунтовые могильники принадлежат одному и тому же населению.

К новым чертам погребального обряда принадлежат: появление индивидуальных захоронений и частичное проникновение обряда трупоположения (II-III в. н. э.)

В мужских погребениях заметно возрастает количество оружия и появляются захоронения коней. Женские погребения характеризуются разнообразными украшениями.

Краткий обзор археологических памятников юго-восточной Прибалтики первой половины I тысячелетия н. э. дает основание утверждать, что в культуре пруссов, преемственно связанной с культурой предшествующей эпохи, происходят большие изменения. Превращение земледелия в основное занятие приводит к значительному увеличению населения. Развиваются многие отрасли домашних производств, среди которых особенно важна обработка железа. Чрезвычайно расширяются внешние связи.

Резкие изменения в экономике пруссов не могли не сказаться на их социальном строе. Заметный рост производительных сил расшатывал старую патриархально-родовую общину. Одним из примеров перехода родовой общины в общину соседскую может служить смена коллективных захоронений индивидуальными.

В свое время выборочная публикация буржуазными немецкими археологами лишь богатых погребений, известных на этой территории, создавала ложное впечатление богатства всех погребений.

Между тем, по могильным памятникам можно проследить имущественную дифференциацию населения уже во II-III вв. Например, в погребении 8 могильника Хрустальное (Викау) найдены: меч, семь наконечников копий, два боевых топора, нож, умбон щита, предметы конского убора, римская фибула, в то время как ряд синхронных погребений почти не имеет инвентаря . О далеко зашедшем имущественном расслоении свидетельствуют материалы могильника Гребитен, где из числа вскрытых 472 погребений и 132 никакого инвентаря кроме единичных сосудов нет, свыше 40 погребений снабжены незначительным количеством вещей и 20 погребений выделяются богатством оружия и личного убора и в ряде случаев сопровождаются захоронением коня . Имущественное неравенство проявляется в парных захоронениях, одно из которых обычно либо вовсе лишено инвентаря, либо сопровождается единичными вещами. Безынвентарные захоронения в парных погребениях, по-видимому, можно считать принадлежащими рабам.

Начиная с VI в. картина жизни населения юго-восточной Прибалтики резко меняется. Заселение территории пруссов сокращается, материальная культура становится значительно беднее. Оскудение ее особенно заметно по тем могильным памятникам, которые расположены на тех же местах, где совершались погребения в первой половине I тысячелетия н. э. В Коврове (Долькейм), где вскрыты богатые захоронения II-V вв., в могилах, относящихся ко времени, начиная с VI в., количество находок заметно уменьшается. Большая часть погребений теперь сопровождается лишь 1-2 сосудами и единичными предметами. Реже встречается оружие. По-прежнему господствует обряд трупосожжения, но кальцинированные кости лежат в земле (иногда в ямке).

Для керамики характерны длинногорлые, реже биконические сосуды и миски.

В числе украшений - некоторые типы арбалетных фибул, в частности, с крестовидной ножкой и с перекладинами в верхней и нижней частях. По¬являются отдельные типы пальчатых фибул .

При общем оскудении инвентаря особенно бросаются в глаза отдельные погребения с конем и с богатым инвентарем; таково например погребение VI в. у бывш. селения Варникам.

Причины обеднения культуры пруссов до сих пор неясны. Резкий упадок уровня жизни населения, возможно, объясняется усилившейся внешней опасностью. В северных хрониках сохранилось упоминание о том, что в конце VIII в. датский король завоевал страну самбов , т. е. пруссов Янтарного берега. Возможно, что набеги эти имели место и в более раннее время.

Начиная с IX в. территория пруссов вновь заселяется. Для этого времени характерны хорошо укрепленные поселения. Большая часть их возникает на городища первой половины I тысячелетия н. э. (Грачевка, Заозерье и др.), наряду с этим появляются поселения, основанные на новых местах.

Городища мысового типа и расположенные на холмах характеризуются развитой оборонительной системой. Простые укрепленные поселения защищены с напольной стороны одним валом (Пионерск, Куликово Русское ) и в отдельных случаях дополнительным валом (Дружное (Медникен), городище на р. Дайме).

На некоторых городищах можно отметить усложненную систему сооружений, таковы Логиново I, Заозерье, Романово II, Окунево и др. Здесь отмечаются 2-3 напольных вала. Наиболее сложная система валов известна в Грачевке и Великолукском, где городище (мысовое) разделено надвое и каждая площадка обнесена валами и рвами. Исключительная по сложности система валов сохранилась на городищах Кумачево (Куменен) и Русское II, занимающих высокие горы. Здесь валы окружали и площадку городища и подступы к ней .

Несмотря на внушительную высоту валов (до 7-8 м), устройство их,
судя по разрезам в Куликово, Грачевке, Дружном, Богатом (Покальштейн)
и др., довольно примитивно. Внутренняя конструкция их состоит из нескольких рядов булыжных камней, присыпанных песком. Иногда встречаются следы деревянных конструкции .

Жилища пруссов представляли собой в то время прямоугольные в плане, наземные, ориентированные по странам
света постройки, площадью от 9 до 30 м2, с каменными «завалинками».

В центре жилища находился очаг.

В Грачевке эти очаги полностью воспроизводили очаги древнего горизонта.

Стены, по-видимому, были, промазаны глиной, о чем свидетельствуют куски обмазки.

Существенно важным в культуре пруссов X в. было внедрение гончарного круга. Керамика Логиново I представлена горшками гончарной работы, многие из которых лишь частично обработаны на круге . Гончарная керамика появляется и в могильном инвентаре.

Однако и в формах и в орнаменте лепной керамики наблюдается стремление изготовлять ее в подражание гончарной (Грачевка). Горшки с линейно-волнистым орнаментом на территории пруссов являются типично славянскими, это дает основание полагать, что гончарный круг и формы гончарной керамики заимствованы пруссаки у славян, вероятнее всего у славян Польши.

На поздних поселениях и в могильном инвентаре встречается очень много изделий из железа: орудия труда - лемех (рис. 13), серпы, пилы, топор; оружие - мечи, наконечники копий, боевые ножи; предметы конского убора - удила, бубенчики и колокольчики; предметы облачения всадника - шпоры, а также стремена, распространившиеся с VII-IX вв.

Погребальные памятники (как и в предшествующее время) располагались на месте более ранних. Таковы могильники: Коврово, Кострово, Экритен, Корнитен и многие другие. Единственным обрядом погребения по-прежнему остается трупосожжение, однако в этот период почти исчезают каменные кладки в грунтовых могильниках, увеличивается число погребений с конем, исчезают сосуды из погребений, вместо этого встречаются обломки керамики.

Яркую картину разлагающегося родового строя пруссов рисует Вульфстан, посетивший в 890 г. территорию современного Эльблонга. Он упоминает «королей» (cunning), «богатых людей» (pa ricostan men) и «людей высокого звания» (heahdungene men), а также неимущих (pa unspedigan) и рабов (pa peowan) .

Из числа имущих выделяются военачальники, занимающие укрепленные поселения и называемые Вульфстаном королями, и дружина, владеющая значительным имуществом. Этой группе населения следует приписывать многочисленные погребения с конями, которые распространяются с конца I тысячелетия.

Погребения, лишенные инвентаря, принадлежали, по-видимому, рабам. К названным «неимущими», вероятно, следует отнести часть погребений с оружием; Вульфстан пишет, что среди пруссов часты войны; воинственность пруссов подчеркивает также Ибн Якуб.

«…И славятся они храбростью; когда приходит к ним войско, то никто не ждет, чтобы к нему присоединился его товарищ… а рубит своим мечем пока не умрет» . В этих условиях, очевидно, часть населения оставалась вооруженной.

Таким образом; время с IX по XI вв., по данным не только археологических, но и письменных памятников, характеризуется как период изживания родового строя. Общество пруссов, в котором отчетливо наметились различные социальные слои, характеризуется постоянными военными столкновениями, столь типичными для последнего этапа существования родового строя.

В X-XI вв. в экономической жизни общества появляется феодальный уклад, что проявляется в возведении замков, выделении гончарства, а возможно, и обработки железа в отрасль ремесла.

Распространению феодализма у пруссов, по-видимому, немало способствовала соседняя Польша, в которой уже в X в. существовала государственность.

В заключение следует подчеркнуть, что археологические памятники юго-восточной Прибалтики I тысячелетия н. э. характеризуют самобытную культуру балтийских племен, тесно связанную с местной культурой предыдущего времени. Они помогают воссоздать картину жизни пруссов, культура которых достигает выдающегося расцвета в первой половине I ты¬сячелетия н. э.

Прогресс в обработке земли, плавка и обработка металла, интенсивные внешние связи способствуют тому, что уже в первых веках н. э. наиболее передовые слои населения юго-восточной Прибалтики вступают в последний период родоврго общества - период «военной демократии». Это проявляется в значительной имущественной дифференциации, в резком росте вооружений, что находит свое отражение в археологическом материале.

Этот процесс продолжается в течение почти всего I тысячелетия. В памятниках X-XI вв. отчетливо выступает уже феодальный уклад, проявляющийся в сооружении замков, выделении отдельных отраслей домашних производств, в частности гончарного ремесла и т. д.

Стремление показать население юго-восточной Прибалтики до появления здесь Ордена более примитивным и отсталым, чем оно было в действительности, культивировалось в историографии со времени первых хроник крестоносцев. Это идеологически оправдывало завоевание страны, якобы приобщавшее балтийское население к более высокой культуре.

Впоследствии теория отсталости экономического и социального строя балтийских племен становится одним из основных утверждений немецкой и прибалтийской буржуазной археологии.

Все сколько-либо выдающиеся явления материальной культуры связывались исключительно с тем или иным внешним влиянием, главным образом германских племен (бургунды, готы, мазурско-германские племена норманны и т. д.). Между тем, археологические памятники, обнаруженньи на этой территории, дают возможность воссоздать картину последователь ного развития культуры родового общества пруссов, постепенно переходя щего в конце I тысячелетия к обществу классовому.

4-3 тыс. лет до н.э. – прародина праславян – среднее течение Дуная.

Середина 2 тыс. лет до н.э. – переход к оседлому образу жизни. На западе – реки Эльба и Одер, на севере – Балтийское море, на востоке – среднее течение Днепра, на юге – Причерноморье, нижнее и среднее течение Дуная. Т.е. практически вся Восточная Европа.

На рубеже 2-1 тыс. лет до н.э. славяне продолжают заселять Восточную Европу двумя потоками:

1. С южных берегов Балтики к берегам Волхова и Ладоги. Ассимиляция с угро-финнами.

2. Через Карпаты на Днепр.

Причины формирования Древнерусского государства:

1. Экономическое развитие – повышение уровня производительных сил, связанное с разделением труда (разделение скотоводов и земледельцев, выделение ремесленников, развитие торговли).

2. Социальные – появление неравенства и классов.

3. Политические – необходимость объединения против врагов.

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Поэтому не существует общепризнанной теории этногенеза восточных славян.

Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого времени можно говорить о формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканы, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевников авар в V-VII веке отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян (сербы, болгары, хорваты). Западные славяне (поляки, чехи, словаки) и восточные разделились еще раньше.Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. Местом их формирования явились, видимо, области в среднем течение Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польше. Этнической основой древнерусского государства Киевской Руси явились Восточные славяне. Они сплотились к середине первого тысячелетия нашей эры, в VI веке постепенно заселили Русскую равнину. Восточные славянские племена явились следствием смешения различных расовых линий: индоевропейской, арийской, урало-алтайской ветвей, монгольских, тюркских и финских народов. Они рассматривали себя как часть европейского мира, осознавали свою близость с ним.



Главным занятием славян было земледелие: сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Издавна они использовали железо, применяли железный топор, пахали сохой с железными наконечниками. У славян рано развилось пашенное земледелие. Это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало возможным после того, как люди овладели производством железа. Хлеб был главной пищей славян. Занимались также скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством.

Славяне жили родовыми общинами, которые объединялись в племена. Во главе племени стояли князья. К VI веку нашей эры восточные славяне были на стадии разложения первобытнообщинного строя, жили в условиях "Военной демократии", т.е. присутствовало социальное неравенство, возросла политическая активность, имели место военные конфликты. Известны походы славян на Византию в IX веке. К Каспийскому морю. "Повесть временных лет" называет основные славянские племена: поляне, древляне, северяне, радимичи.вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, уличи, ильменскиесловене. Историки предполагают, что летопись ведет речь не просто о племенах, а о более высоком типе объединения - племенных союзах. Такие формы организации были типичны для периода военной демократии и являются предгосударственной стадией развития народов.

Религия славян была языческой. Они поклонялись силам природы: Солнцу - Ярило, ветру - Стрибогу, грозе - Перуну, небесному огню - Сварогу, прародителям всего живого - Роду и Рожанице и др. Религи восточных славян несет следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований, так и чисто славянских, возникших под влиянием родной природы (лешии, водяные, русалки и т.п.).

Северо-западные области, примыкающие к и Норвежскому морям, были заселены племенами саамов (культура с керамикой “арктического” типа), промышлявшими, в основном, охотой.

Северные области Восточной Европы заселяли финно-угорские племена. Различные археологические культуры отождествляются с крупными племенными образованиями. Культуры каменных могильников, лууконсаари, позднебеломорская, позднекаргопольская, текстильной керамики и ее подразделение — дьяковская культура — составляют западную группу финских племен. Городецкая культура соответствует поволжско-финской общности, а пермско-финской общности — три культуры — азелинская, пьяноборская и гляденовская. Культуры керамики с фигурно-штамповой орнаментацией принадлежат племенам угорской языковой группы. Основой экономики финно-угров были преимущественно присваивающие формы хозяйствования (охота, рыболовство и собирательство), хотя в ряде регионов известны и скотоводство.

Юго-западными соседями финно-угров были балты, заселявшие лесные области от побережья Балтийского моря на западе до верховьев Днепра и Оки — на востоке. Ареал балтов дифференцировался на три части. Культура западнобалтских курганов соответствовала западным балтам, из среды которых вышли средневековые пруссы, ятвяги, галинды, курши и скальвы. Срединную часть составляла культура штрихованной керамики, в результате членения которой позднее образовались летто-литовские племена. Восточные области принадлежали днепровским балтам (культуры днепро-двинская, мощинская, почепская и киевская). Среди носителей последних двух культур имелись анклавы потомков скифо-сарматов. Основой экономики балтов было лесное земледелие и скотоводство при значительной роли охоты и рыбной ловли.

Южные степные и отчасти лесостепные области вплоть до нижнего Дуная заселяли сарматы, принадлежащие, как и их предшественники скифы, к иранской языковой группе. Они вели кочевой образ жизни, а в лесостепных областях процветало земледелие. В низовьях Днепра и в проживали поздние скифы, имевшие оседлый земледельческий быт.

На рубеже II и III вв. в Северном Причерноморье (от нижнего Дуная до Северского Донца) сложилась черняховская культура. Это, как и пшеворская культура Висло-Одерского региона, было полиэтническое образование. В составе населения черняховской культуры были местные сарматы и славяне, расселившиеся из Повисленья; готы и гепиды (германцы), продвинувшиеся с нижней Вислы; гето-даки, принадлежащие к фракийской языковой группе, — на западных окраинах ее территории. Готы концентрировались в двух регионах — в междуречье нижних течений Дуная и Днестра и на нижнем Днепре. В Подольско-Днепровском регионе черняховской культуры произошла славянизация сарматов и становление славянского диалектно-племенного образования антов. Здесь были развиты ремесла, земледелие высокого уровня и широкие торговые связи.

В восточной части Приазовья и на побережье проживали меоты. Центральные и восточные области Северного Кавказа характеризуются культурой курганных могильников с катакомбными погребениями — сложным образованием, в котором участвовали местные кавказские племена и пришлое ираноязычное население, сначала сарматы, а с III в. — аланы.

Вся южная половина Восточно-Европейской равнины в той или иной степени была затронута миграциями Великого переселения народов. Во второй половине IV в. азиатские кочевники-гунны, объединенные в большой племенной союз, вторглись в Юго-Восточную Европу. По пути к ним присоединились угорские племена и аланы. Сармато-аланы, проживавшие в Предкавказье и Подонье, не смогли оказать сопротивления гуннам, и последние в 375 г. вторглись в Северное Причерноморье. Гунны опустошили всю территорию черняховской культуры, разгромив готское государство Германариха и покорив население этих земель, они продолжили свое движение на запад.

Северо-западные области Восточной и Северной Европы были слабо заселены племенами саамов, ведшими охотничий образ жизни.

Обширные лесные территории севера Восточной Европы, по-прежнему, принадлежали финноязычным племенам. Среди культур этого ареала выделяются культуры эстов, ливов, нерасчлененная культура предков суоми, хяме и корелы, а также большой регион восточно-прибалтийско-финских племен (из него вышли весь, чудь заволочская). В бассейне Оки локализовалась культура , рязанско-окских могильников, принадлежащая местным финнам и пришлым балтам. В Волго-Камье выделяются культуры: поломская (предки ), ломоватовская (предки коми-пермяков) и ванвиздинская (предки коми-зырян). Отдельную группу образуют древности Печорского Приуралья.

Несколькими культурами представлены племена угорской языковой группы. Древности оронтурского типа в Нижнем Пообье принадлежат северной группе обских угров (предки северных групп и ). Другие культурные группы (бокальская, неволинская культуры и древности туманского типа) не соотносятся с известными угорскими племенами. Кушнаренковскую культуру исследователи связывают с венграми-мадьярами.

Территория западных балтов в результате миграции среднеевропейского населения сократилась. В землях, примыкающих к , формируются культурные особенности пруссов, скальвов, куршей, земгалов, жемайтов, латгалов, литвы и ятвягов. На восточной окраине древнего балтского ареала известны две культуры — мощинская (голядь) и колочинская.

Крупными миграциями в период Великого переселения народов была затронута и срединная полоса Восточно-Европейской равнины. Здесь расселились более или менее крупные группы переселенцев из Средней Европы, среди которых доминировали славяне.

В бассейнах озер Псковского и Ильменя складывается культура псковских длинных курганов (V-VIII вв.), определяемая как кривичская. Местное финское население, как и мигрировавшие в составе среднеевропейцев иные этносы, были постепенно славянизированы.

В Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье в условиях взаимодействия местных балтов со среднеевропейскими переселенцами сложилась тушемлинская культура (конец IV-VII вв.). В VIII в. здесь наблюдается приток кривичей с севера — формируется особая культура длинных курганов, которая отождествляется со смоленско-полоцкими кривичами.

В Волго-Клязьминском междуречье среднеевропейские переселенцы вместе с местными финнами создали мерянскую культуру (VI-IX вв.). Край постепенно славянизировался. Подобная ситуация была на средней Оке (культура муромы). В VIII в. в бассейне Ильменя формировалась культура сопок (словене ильменские).

Во время нашествия гуннов крупные группы славян из Волыни и Поднепровья переселились на среднюю Волгу, где сформировалась именьковская культура.

В результате вторжения кочевников-болгар в пределы именьковской культуры значительная часть ее населения переселилась в области междуречья Днепра и Дона, где складывалась волынцевская культура (конец VII-начало IX вв.), которая эволюционировала в роменскую, боршевскую и окскую (IX-X вв.), поглотившие колочинскую и мощинскую культуры днепровских балтов. Волынцевская культура отождествляется с русами — праславянским племенем, известным по письменным источникам IX в. Из него вышли северяне, вятичи и донские славяне, этноним которых остается неизвестным. На средней Волге оставшееся именьковское население позднее вошло в состав жителей Волжской Болгарии и со временем подверглось тюркизации. В бассейне Белой выделяется бахмутинская и турбаслинская культуры, которые сформировались в условиях расселения тюркских племен из Сибири.

После гуннского погрома основным населением юго-запада Восточной Европы стали славяне. В V-VII вв. по мере стабилизации жизни создаются и развиваются три славянские культуры:

1) пражско-корчакская, сложившаяся в Северном Прикарпатье, а затем на Волыни и в Правобережной Киевщине. В последних областях ее носителями были дулебы, из среды которых сформировались волыняне, древляне, поляне и дреговичи;

2) пеньковская, сформировавшаяся, в основном, на базе подольско-днепровского варианта черняховской культуры. Это были анты, в результате дифференциации которых образовались , тиверцы и уличи;

3) ипотешти-кындештская, в составе населения которой были славяне пражско-корчакской и пеньковской групп, а также местные романизированные жители Нижнего Подунавья.

В середине VI в. в степях Юго-Восточной Европы появились авары — кочевые племена тюрко- или группы. Первыми пострадали анты, но авары вскоре ушли на средний Дунай, где создали Аварский каганат.

Степи Приазовья и Северного Прикаспия заселили кочевые тюркоязычные племена, среди которых первое время доминировали болгары. В 30-х гг. VII в. приазовские болгары создали военно-политическое объединение “Великая ”. В 70-х гг. VII в. под давлением хазар одна из крупных болгарских орд переселилась в нижнедунайские земли. Другая болгарская орда ушла на среднюю Волгу. Оставшиеся болгары вошли в состав Хазарского каганата, население которого составляли хазары, болгары, аланы и славяне. На территории каганата формируется салтово-маяцкая культура (VIII-X вв.).

На выделяются культуры аланов и северокавказских племен.

Южнокрымская область была зоной византийской культуры, а с VIII в. в ее восточной части ощущается влияние салтово-маяцкой культуры.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...