Что происходит в голове подростка. Развитие мозга в подростковом возрасте

По сути - это сборник цитат и ссылок на информацию из разных источников, которая поможет вам понять и объяснить многое в поведении ребенка в подростковом возрасте.

Эпиграф

Практически все ненормальные особенности мозга при шизофрении напоминают обычные для подросткового возраста, но зашедшие слишком далеко изменения. Вот на интерактивной презентации вы увидите этапы созревания тканей головного мозга (вы можете сдвигать курсор, наблюдая изменения).

Кора мозга

Важнейший участок головного мозга называется кора. В ней происходит процесс мышления. Кора обрабатывает информацию о том, что мы видим, слышим, нюхаем и чувствуем. Под ней находятся слои, которые имеют дело с более фундаментальными вещами - голодом, жаждой, сексом и эмоциями. Вы используете кору, даже когда читаете эти строки.

Префронтальная кора

Важный участок головного мозга, примыкающий к коре, называется префронтальная кора - отвечает за процессы, лежащие в основе подростковых проблем, связанные с принятием решений, следованием правилам и пониманием последствий своих действий. Эту область описывают, как обитель разума.

Эта часть мозга отвечает за такие вещи, как заучивание правил, понимание последствий, рабочую память и восприятие эмоций. Префронтальная кора подростка работает не в полную силу, не до конца соединена с соседними отделами до тех пор, пока человеку не исполнится примерно двадцать лет.

Мозолистое тело

Большой пучок волокон - информационная магистраль соединяющая левое и правое полушария мозга, почти полностью состоит из белого вещества. Это еще одна трудность, с которой приходится иметь дело подросткам. В то время, как у взрослых высокоскоростное соединение между полушариями мозга, у подростков эти связи работают очень медленно.

Мы можем лазать по мысленным интернет-страницам, и они загружаются практически мгновенно, а подросткам приходится ждать загрузки "сайта" гораздо дольше (когда нам кажется, что наши дети "тупят" - тупят не они, а их мозолистое тело).

Миндалевидное тело или миндалина (амигдала)

Следующая важная часть мозга. Она отвечает за интуицию и эмоции - не вызывает эмоции, а обрабатывает полученный эмоциональный опыт. Миндалины играют ключевую роль в распознавании эмоций других людей и позволяют расшифровать выражения лица, чтобы мы могли понять, счастливы эти люди, печальны, сердиты или напуганы.

Также они выполняют важнейшую роль в эмоциональном реагировании и поведении в стрессовых ситуациях.

Нам нужно, например, "знать", что чувствуют окружающие, чтобы контролировать наше поведение и понимать, что происходит вокруг. Особенно интересно то, что для правильного распознавания чужих эмоций важно взаимодействие или даже сотрудничество между миндалинами и префронтальной корой головного мозга.

Временное несоответствие в развитии разных частей мозга считается одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречия в сознании подростка.

В то время, как эмоции вашего ребенка находятся на своем пике, его мозг еще недостаточно развит для того, чтобы заранее планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия. Т. е. миндалина обслуживает экстремальные эмоции и импульсы подростка, но ПФК (префронтальная кора) развита не достаточно, чтобы направлять их в правильное русло. В качестве примера представьте, что ваша правая нога бежит, а левая не может даже пошевелиться

Способность подростков распознавать эмоции других людей еще развивается, и они склонны делать неверные выводы. К тому же, они стремятся реагировать, используя эмоциональные центры, а не прислушиваясь к префронтальной коре, которая помогает принимать рациональные, взвешенные решения.

Белое вещество

Это миелин, жирное вещество, защищающее нервные клетки.

Миелин выполняет такую же функцию, как пластмассовая изоляция в кабеле, которая предотвращает утечку тока из провода.

Нервные импульсы проходят по нервным клеткам почти так же, как ток по проводам. Наличие миелина значительно повышает эффективность передачи нервных импульсов по мозгу. У подростков белое вещество всё еще формируется, и этот процесс оканчивается только к тридцати годам.

Гормоны

Поднять подростка утром в школу - испытание для многих родителей. Это не лень. Виной всему - пора гормонов. Кровь подростка наполнена половыми гормонами, гормонами роста и гормонами стресса. Половые гормоны (тестостерон и эстроген) действуют в той части мозга, которая контролирует выработку особенного вещества, называемого "серотонин".

Серотонин способствует хорошему настроению и воздействует на управляемые гормонами биологические часы организма.

Непрерывный переизбыток гормонов переворачивает биологические часы подростков с ног на голову, поэтому они не спят всю ночь, а днем хотят спать. Они не столько ленивы, сколько часто страдают от гормонального "похмелья".

Нейронные связи

Пластичность мозга делает подростковый период опасным и в то же время открытым для массы возможностей. Используемые нейронные связи разрастаются и укрепляются. Неиспользуемые - вытесняются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени.

Что посмотреть:

Чудесное выступление на TED Сара-Джейн Блэкмор: Секреты работы мозга в подростковом возрасте .

  • Джон Готтман - ребенка;
  • Джон Арден - Укрощение амигдалы;
  • Эми Бэнкс - На одной волне;
  • М. Фабер - Как говорить, чтобы подростки слушали;
  • Маршалл Розенберг - Язык жизни; (для психологов) - Е.Емельянова - психологические проблемы современных подростков.
Введите e-mail адрес:

С самого первого дня, когда вы взяли на руки своего малыша и до дня нынешнего ребенок проходит определенные этапы развития и изменений. Превращение крохи - грудничка в малыша, а затем в озорного и любознательного ребенка и, наконец, период взросления - единый, поистине увлекательный процесс.

Будучи родителями, мы пытаемся осмыслить каждый из этапов и учесть возрастные особенности нашего ребенка, чтобы помочь ему и улучшить наши взаимоотношения и связь с ним. Однако приходит подростковый период, и над пониманием его особенностей родителям приходится поломать голову.

Важные моменты для понимания подростка

Мозг подростка похож на губку. Он впитывает столько информации, сколько вы ему предоставите. Как родитель вы должны проявить особую заботу о своем ребенке-подростке, так как это тот возраст, когда формируются привычки, которые останутся с ним на всю жизнь, и ваша ответственность заключается в том, чтобы привить ему лучшие из них. Очень важно следить за ребенком, контролировать и направлять его на протяжении всего подросткового периода.

  • Подростковый возраст - это тот период, когда мозг ребенка уже достаточно развит, но не настолько, чтобы независимо от ситуации поступать зрело. Большинство родителей считают, что это один из самых трудных периодов как для детей, так и для них - родителей.
  • В подростковом возрасте наступает решающий момент в развитии вашего ребенка. Это время самых больших изменений тела, энергетического потенциала и ума ребенка. И чаще всего это время противоречий, приводящих к беспорядку и путанице в голове подростка, что, по сути, является возрастной нормой.
  • Ситуацию усугубляет тот факт, что большинство родителей не имеют достаточных знаний о характерных эмоциональных и других переменах и, следовательно, не могут в полной мере понять своего ребенка.

Спросите у родителей подростка, что они чувствуют по отношению к своему ребенку, и они в большинстве случаев ответят, что чувствуют беспокойство и страх за него. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему подростки ведут себя подобным образом? Ответ заключается в особенностях развития их головного мозга.

Как функционирует мозг подростка?

Развитие мозга у подростков включает в себя различные этапы и стадии, поэтому, чтобы лучше понимать поведение подростка, важно сначала изучить их.

Все еще на стадии формирования. Мозг подростка находится в состоянии незавершенного строительства, в стадии формирования. К этому времени некоторые участки мозга уже подверглись развитию и стали более зрелыми, но остальные участки все еще остаются на уровне детского развития. Это приводит к совершенно экстремальным реакциям и поведению - иногда очень взрослому, а иногда абсолютно по-детски незрелому.

  • Родители должны понимать принципы развития мозга их подростка, чтобы помочь себе иметь дело со взлетами и падениями, позитивными и негативными моментами подросткового возраста.
  • В этот период наравне с ростом и изменением тела подростка растут и изменяются его жизненно важные органы. Хотя большинство родителей замечают лишь физические (телесные) изменения, важно научиться определять также и различные этапы развития мозга своего ребенка.

В детстве мозг развивается почти на 95%. Тем не менее в подростковом возрасте мозг проходит через некую реконструкцию. Эта реконструкция начинается с периода полового созревания и продолжается до 24-25-ти лет. В младшем возрасте мозг ребенка проходит этап стремительного развития, но позже в некоторых участках мозга это развитие останавливается и начинается новый процесс - процесс увеличения их эффективности.

Префронтальная кора и миндалина. Префронтальная кора (ПФК) расположена в передней части лобных долей головного мозга. В определенном смысле она является основным контроллером нашего мозга. ПФК помогает нам планировать, координировать и организовывать, принимать решения и регулировать свое социальное поведение, а также предоставляет нам рабочую память. У каждого ребенка развитие ПФК происходит в свое время. В некоторых случаях она продолжает развиваться и становится зрелой только к 24-м годам!

Миндалина (мозжечковая миндалина, миндалевидное тело) - это еще одна структурная часть мозга, расположенная внутри височной доли и напоминающая по форме грецкий орех. Принято считать, что миндалина созревает и развивается раньше, чем ПФК. Она отвечает за наши эмоции, как положительные, так и отрицательные, рефлекторные реакции и агрессию.

Временное несоответствие в развитии разных частей мозга считается одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречия в сознании подростка. В то время как эмоции вашего ребенка находятся на своем пике, его мозг еще не достаточно развит для того, чтобы заранее планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия. Т. е. миндалина обслуживает экстремальные эмоции и импульсы подростка, но ПФК развита не достаточно, чтобы направлять их в правильное русло. В качестве примера представьте, что ваша правая нога бежит, а левая не может даже пошевелиться.

Вам как родителю очень важно помочь подростку притормозить, успокоиться и научиться правильным суждениям. Дайте ему понять то, что он делает, и к чему это может привести впоследствии. Учите ребенка житейской мудрости.

Исследования показывают, что большинство подростков из-за высокого уровня энергии привыкают ложиться спать поздно. Это приводит к нехватке сна и усталости. Врачи настоятельно рекомендуют подросткам ложиться спать в надлежащее время. Это помогает контролировать крайности и импульсивность их поведения. Помните: подросток переживает личностный переход из возраста зависимости в возраст независимости. Сделайте этот переход легким и полезным и станьте хорошим другом своему ребенку!

Из-за того, что мозг подростков созревает неравномерно, их поведение может становиться рискованным, но в то же время они способны совершать резкие скачки в мышлении и быстро приспосабливаться к различным обстоятельствам.

Раньше нейробиологи объясняли рискованное, агрессивное или просто странное поведение подростков сбоями в работе мозга. Однако в последнее десятилетие появились важные исследования, опровергающие такую точку зрения. Подростковое поведение не объясняется незрелостью мозга или нарушениями в его работе. В процессе эволюции мозг подростков приобрел функциональные отличия от мозга ребенка или взрослого.

Главная особенность подросткового мозга - способность изменять связи между разными отделами в ответ на воздействия окружающей среды. Такая пластичность на самом деле- палка о двух концах. С одной стороны, она позволяет совершить огромный прорыв в мышлении и социализации. С другой стороны, постоянное изменение структуры повышает вероятность появления опасного поведения и психических расстройств.

Как показывают результаты последних исследований, рискованное поведение возникает из-за несбалансированности работы лимбической системы и префронтальной коры. Лимбическая система отвечает за эмоции, она становится сверхактивной в период полового созревания. Префронтальная кора контролирует импульсивность и обеспечивает разумность суждений; сейчас мы знаем, что она продолжает развиваться до 20 лет. Кроме того, в наше время половое созревание начинается раньше, поэтому период такой несбалансированности увеличивается.

Для появления взрослого поведения важен не размер этих структур, как считалось ранее, а пластичность связей между ними. Зная, что у молодых людей происходит усиление разрыва между эмоциональными и отвечающими за здравый смысл отделами мозга, можно помочь родителям, учителям, воспитателям и самим подросткам понять, что рискованность действий, поиск острых ощущений, разлад в семье и со сверстниками не означает наличия умственных или эмоциональных проблем. Это естественный результат развития мозга, часть об учения подростка знанию о том, как справляться со сложностями окружающего мира.

У 15-летней девушки вкусы в одежде, музыке или политике могут резко отличаться от родительских и даже приводить в ужас маму и папу, однако это не признак психического отклонения. Юноша в 16 лет катается на скейтборде без шлема и принимает рискованные вызовы от своих приятелей скорее всего не из желания себе навредить, а просто потому, что он подвержен влиянию со стороны сверстников и не задумывается о последствиях. А вот другие проявления исследовательской или агрессивной активности, напротив, могут оказаться тревожным сигналом. Чем больше мы знаем об особенностях мозга подростка, тем проще отличить необычное, но свойственное возрасту поведение от симптомов заболевания. Кроме того, такая информация может быть полезна обществу для борьбы с подростковой наркоманией, венерическими заболеваниями, нежелательными беременностями, убийствами, депрессиями и суицидом.

Усиление связей

Скорее всего, родители не удивятся, услышав, что мозг 16-летнего подростка отличается от мозга восьмилетнего ребенка. Однако ученые с большим трудом смогли доказать это утверждение. Мозг окружен плотными оболочками, слоем жидкости и костями, которые надежно защищают его от различных повреждений, а также от любопытства специалистов.

Серьезный прогресс в исследовании мозга был достигнут, когда появилась компьютерная и позитронно-эмисионная томография, однако применять их для исследования мозга детей и подростков было неэтично из-за ионизирующего излучения. Приподнять завесу тайны удалось после появления магнито-резонансной томографии (МРТ) - безопасного метода для изучения анатомии и физиологии мозга людей всех возрастов. Сейчас идут работы, в процессе которых исследуют тысячи обычных людей на протяжении всей их жизни. Выясняется, что созревание мозга проявляется не в увеличении размера, а в росте числа связей между разными его отделами и усилении их специализации.

На МРТ-изображении этот рост связанности определяется по увеличению объема белого вещества. Аксоны, длинные отростки, отходящие от тела нервной клетки, окружены изолирующей липидсодержащей оболочкой из миелина. Именно он и делает вещество белым. Процесс формирования такой оболочки называется миелинизацией, она начинается с детства и заканчивается по достижении зрелости. Миелинизированные волокна могут проводить нервные импульсы значительно быстрее (в 100 раз), чем немиелинизированные.

Аксоны, покрытые мислиновой оболочкой, быстрее восстанавливаются после проведения импульса и готовы к передаче следующего, что ускоряет процессы обработки информации в мозге. Более быстрое восстановление увеличивает частоту передачи информации в 30 раз. Сочетание скоростного проведения и быстрого восстановления увеличивает вычислительные возможности взрослого мозга в 3 тыс. раз, что позволяет устанавливать протяженные и сложные связи между разными отделами.

В недавних исследованиях была описана еще одна роль миелина. Нейрон, получающий информацию от других нервных клеток, сам сможет сгенерировать импульс, только если пришедший сигнал превысит определенный электрический порог. Когда между нейронами передается сигнал, в синапсе, соединяющем эти клетки, происходят некоторые молекулярные изменения, благодаря которым в следующий раз сигнал проходит легче.

Такие изменения лежат в основе любого обучения. Сейчас ученые исследуют механизм, благодаря которому одновременно возникшие сигналы от близко и далеко расположенных нейронов приходят к цели синхронно. Оказывается, в этой точной настройке важную роль играет миелин. Когда ребенок становится подростком, быстрое образование миелина приводит к росту связей и координации активности разных отделов мозга при выполнении самых разных задач.

Для того чтобы описать, как меняются связи, ученые начали использовать теорию графов - раздел математики, позволяющий количественно оценить соотношения между узлами и ребрами любой сети. В качестве узла может выступать любой наблюдаемый объект, будь то нейрон или структура мозга, например гиппокамп, или даже большой отдел - префронтальная кора. Ребром может быть любая связь между узлами, от физического контакта, например синапса между нейронами, до статистической корреляции, например когда две структуры мозга сходным образом активируются в процессе выполнения той или иной задачи.

Теория графов помогла нам понять, как идет созревание в разных областях мозга, как развиваются связи между ними и как это соотносится с изменением в поведении и мышлении. Изменения в мозге не ограничиваются подростковым периодом. Большинство нейронных сетей формируются еще в утробе матери, и многие из них продолжают изменяться в течение всей жизни. Однако оказывается, что в подростковый период происходит значительное увеличение связей в структурах, отвечающих за наши способности принимать взвешенные решения, ладить с окружающими и осуществлять долгосрочное планирование, что значительно влияет на нашу дальнейшую жизнь.

Период специализации

В мозге подростка по мере развития белого вещества наблюдаются и другие изменения. В формировании мозга, как и во многих других сложных процессах в природе, чередуются периоды чрезмерного развития с последующим выборочным сокращением. Подобно тому, как Микеланджело из глыбы мрамора высекал статую Давида, многие наши умственные способности возникают в результате удаления неиспользуемых или неадекватных нейронных связей. Часто используемые связи, наоборот, усиливаются. Процессы сокращения ненужных и закрепления нужных связей происходят в течение всей жизни, но в подростковом возрасте наблюдается сдвиг в сторону удаления, поскольку именно в этот период мозг приспосабливается к конкретным требованиям окружающей среды.

По мере того как неиспользуемые связи отмирают, уменьшая объем серого вещества, возникает специализация. Серое вещество состоит в основном из немиелинизированных структур (таких как тела нейронов), дендритов (ветвистых отростков, по которым информация приходит в клетку) и некоторых типов аксонов. Количество серого вещества увеличивается в детстве, достигая максимума в десять лет, а затем снижается в ходе взросления. У взрослого человека объем серого вещества практически не меняется, и лишь к старости его становится меньше. Похожий процесс происходит и с рецепторами на поверхности нейронов: со временем изменяется количество молекул, связывающихся с нейромедиаторами. такими, например, как дофамин, серотонин или глутамат, и обеспечивающих передачу сигнала между клетками.

Несмотря на то что общее количество серого вещества достигает максимума к моменту начала полового созревания, разные отделы мозга развиваются неравномерно. Раньше всего серое вещество формируется в первичных сенсорных зонах, как называют области, отвечающие за наши чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Позже всех развивается управляющий отдел мозга- префронтальная кора, отвечающая за многие наши способности, такие, например, как организованность, принятие решений, планирование, а также контроль над эмоциями.

Важная особенность префронтальной коры - способность создавать представления типа «что было бы, если…» с помощью мысленного путешествия во времени, т.е. рассматривать прошлое, настоящее и предполагаемые будущие последствия, моделируя это в уме, вместо того чтобы подвергать нас потенциально опасной реальной проверке. Как заметил однажды философ Карл Поппер, надо «позволить этим теориям умереть вместо себя». Когда мы взрослеем, управляющий отдел мозга дает нам возможность выбирать большое вознаграждение в долгосрочной перспективе вместо маленького сиюминутного. Кроме того, префронтальная кора необходима для формирования социального знания - способности ориентироваться в сложных отношениях между членами сообщества, отличать друзей от врагов, искать поддержку в группе и осуществлять главную задачу подросткового возраста - привлечение полового партнера.

Таким образом, изменения происходят и в белом и в сером веществе, и мозг подростка принимает структуру, характерную для взрослого человека. Неверно утверждать, что у подростков совсем не работает префронтальная кора, просто ее функции еще не устоялись. Поэтому пока человек не повзрослеет, у него будут возникать проблемы с контролированием импульсивного поведения и оценкой риска и выгоды.

Несбалансированность взросления

В отличие от префронтальной коры лимбическая система под воздействием гормонов начинает сильно меняться как раз с началом полового созревания (обычно между десятью и 12 годами). Эта система отвечает за эмоции и получение подкрепления. Взаимодействуя с префронтальной корой, она провоцирует подростка к поиску новых впечатлений и риску, а также повышает интерес к отношениям со сверстниками. Такое поведение биологически обусловлено и наблюдается у всех социальных млекопитающих. Оно заставляет молодых особей покидать комфортные и безопасные семьи и исследовать новые территории в поисках новых отношений. Такое поведение генетически улучшает популяцию, препятствуя близкородственному скрещиванию (инбридингу), но оно же и представляет опасность, особенно если встреча с такими современными соблазнами, как наркотики, огнестрельное оружие, быстрая езда, не сдерживается
здравым смыслом.

На поведение подростка влияет не столько позднее развитие управляющих функций или раннее развитие эмоционального поведения, сколько несовпадение во времени этих двух процессов. Лимбическая система запускает у молодого человека эмоциональное поведение, а контроль префронтальной коры работает еще не так хорошо, поэтому получается, что на протяжении почти десяти лет процессы в голове подростка разбалансированы. Более того, во всем мире половое созревание наступает все раньше и раньше и период проявления рискованного поведения и поиска новых ощущений удлиняется.

Различие между социальным и биологическим пониманием термина «подростковый возраст» тоже способствует увеличению данного периода. Общество определяет подростковый возраст с момента начала полового созревания до момента, когда человек становится независимым и принимает на себя взрослую роль. Сейчас в США человек начинает взрослое поведение, т.е. вступает в брак, заводит детей, приобретает собственный дом, на пять лет позже, чем в 1970-х гг.

Поскольку на определение того, кого считать взрослым, сильно влияют социальные факторы, психологи пришли к выводу, что подростковый возраст в большей степени определяется изменениями в воспитании детей, произошедшими со времен промышленной революции, чем биологическими причинами. Однако исследования влияния генов и окружающей среды, выполненные на близнецах, растущих в разных условиях, этого не подтверждают. Несмотря на то что окружающая среда немного влияет на темпы созревания белого и серого вещества мозга, сроки принципиальных этапов развития мозга находятся под биологическим контролем. С этим согласны и социологи: склонность к риску, поиск новых ощущений и уход к сверстникам встречаются во всех культурах.

Слабые и сильные стороны

С помощью МРТ у подростков выявляются изменения серого и белого вещества и развитие связей. Это означает, что главная особенность мозга подростка - происходящие в нем серьезные изменения. И хотя с возрастом такая пластичность снижается, все равно у людей она сохраняется гораздо дольше, чем у других видов.

Затянувшееся созревание и длительное поддержание пластичности позволяют нам иметь свободу выбора не только в рамках индивидуального развития, но и в процессе эволюции нашего вида. Мы благополучно живем везде, от холодного Северного полюса до жарких островов на экваторе. С помощью технологий, разработанных мозгом, мы можем обитать даже в космических аппаратах на орбите нашей планеты. Всего 10 тыс. лет тому назад (мгновение для эволюции) мы проводили большую часть жизни в поисках еды и крова. Сегодня многие из нас проводят большую часть времени, взаимодействуя со словами и символами, при том что читать человечество умеет всего 5 тыс. лет. Длительное сохранение пластичности отлично служит нашему виду, но имеет и свои негативные стороны. На подростковый возраст приходится пик возникновения некоторых видов психических расстройств, включая тревожные расстройства, биполярное расстройство, депрессию, нарушения пищевого поведения, психозы и наркоманию. У половины людей с психическими расстройствами симптомы заболевания проявляются до 14 лет, а у 75%-до 24 лет.

Связь между нормальными изменениями в мозге подростка и психическими расстройствами очень сложна, но ее можно описать метафорой «подвижные элементы ломаются». Идея в том. что интенсивный рост мозга и связей увеличивает вероятность возникновения какой-либо проблемы. Например, практически все ненормальные особенности мозга при шизофрении напоминают обычные для подросткового возраста, но зашедшие слишком далеко изменения.

Подростковый возраст по многим причинам — самое здоровое время в жизни. В этот период у большинства людей хорошая иммунная система, низкая вероятность раковых заболеваний, устойчивость к жаре и холоду и много других замечательных свойств. Однако, несмотря на хорошую физическую форму, серьезные заболевания и смертельные случаи среди подростков встречаются в два-три раза чаще, чем у детей. Главная причина - дорожно-транспортные происшествия, на их долю приходится половина всех подростковых смертей. Убийства и самоубийства занимают второе и третье место. На всю жизнь сильные жестокие отпечатки оставляют подростковая нежелательная беременность, венерические заболевания и поведение, приведшее к тюремному заключению.

Итак, что же могут с этим сделать врачи, родители, учителя, да и сами подростки? Поскольку новых психиатрических препаратов мало и мозг подростков интенсивно реагирует на внешние воздействия, лучше использовать немедикаментозное вмешательство, особенно в раннем возрасте, когда мозг еще быстро развивается. Примером может служить лечение обсессивно-компульсивного расстройства, когда пациента помещают в обстановку, вызывающую навязчивые мысли, и постепенно изменяют его реакцию на эту ситуацию. Такой метод весьма эффективен и может избавить пациента от дальнейших проблем. Поняв, что мозг меняется на всем протяжении подросткового периода, пора уже отказаться от представления, что «молодежь неисправима». К счастью, своевременным вмешательством можно поправить жизнь подростка.

Однако необходимы дополнительные исследования. В настоящее время нет подходящих условий для изучения подростков, финансирование данной темы минимально и крайне мало нейробиологов специализируются именно на этой возрастной группе. Обнадеживает, что по мере того, как проясняются механизмы и факторы, влияющие на развитие мозга в подростковом возрасте, все больше и больше ученых начинают интересоваться вопросами, как минимизировать риски для молодых людей и как использовать поразительную пластичность их мозга.

Понимая, что мозг в этом возрасте- уникальная быстро меняющаяся структура, родителям, обществу и самим подросткам будет легче управлять рискованным поведением, они смогут лучше использовать имеющиеся возможности. Родители, зная о том, что управляющие функции префронтальной коры еще не до конца развились, не будут принимать близко к сердцу выкрашенные в ярко-оранжевый цвет волосы своей дочери, по утешатся мыслью, что здравомыслие появится в дальнейшем. Благодаря высокой пластичности мозга подростка можно надеяться, что конструктивный разговор о вопросах свободы и обязанностей повлияет на развитие этих качеств.

Способность подростков легко адаптироваться заставляет задуматься о влиянии цифровой революции, крупнейшего технологического прорыва в истории. Компьютеры, сотовые телефоны, игры и приложения за последние 20 лет глубоко проникли в жизнь молодых людей. Им доступна любая информация в огромных количествах- однако разного качества. Главным навыком в будущем станет неумение запомнить нужную информацию, а способность критически оценить огромное пространство данных, выбрать из него суть и приложить к решению реальной задачи. Педагогам следует направить обучение подростка на решение задач цифрового века.

Большое общество предоставляет и большие возможности. Можно, например, использовать стремление к творчеству и находчивость, свойственные уникальному подростковому возрасту. Важно понимать: подростковые годы - это переломный момент, определяющий, вырастет ли человек мир ным или же агрессивным гражданином. Во всех культурах именно подростков проще всего завербовать в солдаты или в участники террористической организации, но. с другой стороны, в этом возрасте легко повлиять и на становление будущих учителей или инженеров. Судьям и присяжным тоже надо понимать, что происходит в мозге у подростка, чтобы принимать адекватные решения по уголовным делам.

Самих подростков новые нейробиологические открытия могут побудить начать интенсивно осваивать те навыки, которые они хотят закрепить на всю жизнь. У них есть восхитительная возможность сформировать свою личность и оптимизировать работу мозга в соответствии с тем будущим, которое они для себя выберут, - независимо от настоящего их родителей.

Метки: 6942

Невероятные факты

Они драматичны, иррациональны и агрессивны, порой, без причины. У них глубокая потребность как в ощущении себя независимыми, так и в нежности, заботе и любви.

Существует причина, которая объясняет такого рода поведение, как у детей ясельного возраста, так и у подростков: после младенчества, самый драматический всплеск роста мозга происходит именно в подростковом возрасте.

Ниже представлены 10 фактов о мозге подростка, о которых должен знать каждый родитель.


Критический период развития

Определяемый примерно между 11 и 19, подростковый возраст считается критическим временем развития, причем не только во внешних проявлениях. "Мозг продолжает изменяться на протяжении всей жизни человека, однако огромные скачки в развитии происходят именно в подростковом возрасте", - говорит Сара Джонсон (Sara Johnson), доцент университета Джонса Хопкинса.

"И так как подросток проходит через эти скачки и рывки, новые навыки и когнитивные способности также приходят к нему рывками и скачками", - объясняет Шерил Файнштейн (Sheryl Feinstein), автор книги "Внутри подросткового мозга: работа родителей продолжается". Родители должны понимать, что, несмотря на то, насколько высоким стал их сын или насколько укоротились платья их дочери, они по-прежнему находятся в важнейшем периоде развития, которое окажет огромное влияние на всю их дальнейшую жизнь.


Цветущий мозг

Раньше ученые полагали, что только мозг младенца обладает переизбытком нейронных связей, которые в течение первых трех лет жизни "укладываются" в определенную систему. Однако, сканирование мозга во время многочисленных исследований, показало, что в организме человека в период подросткового возраста происходит второй подобный всплеск роста нейронов, достигая своего пика у девочек в 11 лет, а у мальчиков в 12.

Джонсон отмечает, что приобретаемый подростками опыт и новые впечатления, начиная от чтения книги про вампиров и заканчивая получением водительских прав, в основном следует стратегии "используй эту энергию или потеряешь ее". Структурные перестройки, как полагают, будут продолжаться до 25 лет, затем на протяжении всей жизни также будут происходить некоторые изменения, но уже не в таких масштабах.


Новые навыки мышления

Благодаря увеличению количества серого вещества, мозг подростка становится более "связанным" и получает "вычислительную мощность". Подростки начинают показывать расчетные навыки, а также навыки принятия взрослых решений, если в их распоряжении есть время и соответствующая информация.

Однако, зачастую их решения могут чрезмерно зависеть от эмоций, поскольку их мозг больше полагается на работу лимбической системы (эмоциональная часть мозга), и гораздо меньше зависеть от рациональности, за которую отвечает префронтальная кора.

"Эта двойственность может сильно затруднять процесс понимания родителями своих детей", - сказал Джонсон, имея в виду, что иногда подростки делают вещи, к примеру, слишком быстро ездят, о вредном воздействии которых сами прекрасно знают.


Подростковые истерики

Подростки находятся в том возрасте, когда перед ними открываются двери новых навыков, особенно относительно социального поведения и абстрактного мышления. Но они еще не умеют ими пользоваться, поэтому должны экспериментировать, и иногда многие из них используют своих родителей в качестве подопытных кроликов. Большинство детей этого возраста рассматривают конфликт как тип самовыражения, и могут испытывать некоторые проблемы с фокусировкой на абстрактных идеях или с пониманием чужой точки зрения.


Также, как родитель ведет себя, когда его новорожденный ребенок плачет, также он должен и относиться к истерикам своего ребенка – подростка, то есть не воспринимать это как личное оскорбление. Подростки имеют дело с огромным количеством социальных, эмоциональных и когнитивных потоков, а способности справиться с ситуацией у них очень слабо развиты. Они нуждаются в своих родителях, людях с более стабильной работой мозга, которые должны им помочь, оставаться спокойными, всегда уметь выслушать и быть хорошим примером для подражания.


Интенсивные эмоции

"Половое созревание – это начало серьезных изменений в лимбической системе", - говорит Джонсон, ссылаясь на часть мозга, которая не только помогает регулировать частоту сердечных сокращений и уровень сахара в крови, но также играет решающую роль при формировании воспоминаний и эмоций.


Часть лимбической системы, миндалина, как полагают, "подключает" сенсорную информацию к эмоциональной реакции. Ее развитие, наряду с гормональными изменениями, может привести к возникновению новых интенсивных переживаний гнева, страха, агрессии (в том числе и по отношению к себе), возбуждения и сексуального влечения.

В период подросткового возраста, лимбическая система находится под контролем префронтальной коры, области мозга, которая связана с планированием, импульсным управлением и более высоким порядком мыслей. Когда дополнительные области мозга начинают помогать процессу восприятия эмоций, подростки старшего возраста получают некоторое равновесие, им легче становится понять другого человека. Но до тех пор, они не в состоянии правильно интерпретировать то, о чем говорят им родители и учителя.

"Вы должны быть максимально осторожными, однако, вам все равно не раз придется испытывать гнев или разочарование от того, что ваш ребенок не понимает того, о чем вы ему говорите", - добавила она.


"Равное" удовольствие

Как только подростки начинают лучше мыслить абстрактно, увеличивается их степень социальной обеспокоенности. Абстрактное мышление позволяет им смотреть на себя глазами других. Подростки используют этот навык, чтобы размышлять о том, что о них думают другие. В частности, одобрение их персоны другими подростками действует на их мозг крайне положительно, это может в некоторой степени объяснить тот факт, почему подростки более склонны к риску, когда находятся в окружении себе подобных.

Наличие друзей также помогает подросткам развивать навыки ведения переговоров, поиска компромиссов и планирования чего-то. "Они практикуют взрослые социальные навыки в безопасной обстановке, естественно, что с самого начала у них далеко не все получается", - сказала Файнштейн. Поэтому даже если они просто сидят в окружении своих друзей, мозг подростка напряженно работает на приобретение важных жизненных навыков.


Измеряемый риск

"Торможение в работе мозга происходят несколько позже, чем ускорение в его функционировании", - говорит Джонсон, имея в виду развитие префронтальной коры и лимбической системы соответственно. В то же время, подростки нуждаются в более высоких дозах риска, для того, чтобы чувствовать те же эмоции, что и взрослые.

Вместе взятые, эти изменения могут сделать подростков уязвимыми перед лицом людей, практикующих рискованное поведение, к примеру, употребление наркотиков, небезопасные прыжки в воду или участие в драках. К концу переходного возраста, годам к 17, и после него, часть мозга, ответственная за контроль импульсов и обдуманные решения, становится более активной, что помогает им справляться с искушениями, которым они не в силах противостоять, находясь в среднем подростковом возрасте.

Что должен делать родитель в это время? Продолжать помогать своему ребенку. "Как и все дети, подростки обладают специфическим развитием уязвимостей, и они крайне нуждаются в родителях, которые могут повлиять на их поведение и в некоторой степени ограничить их", - говорит Джонсон.


Родители по-прежнему важны

По словам Файнштейн, изучение подростков показало, что 84 процента из них очень высокого мнения о своих матерях, и 89 процентов о своих отцах. Более, чем три четверти подростков предпочитают проводить время со своими родителями, 79 процентам очень нравится гулять с матерью, а 76 процентов подростков отметили, что любят часто заниматься совместной деятельностью с отцом.

Одна из задач подросткового возраста – это подготовка к самостоятельной жизни и создание в некоторой степени автономии, однако, это вовсе не означает, что они больше не нуждаются в родителях, даже если они и говорят об этом.

"Они все еще нуждаются в установлении определенного рода жизненной структуре и испытывают потребность в своих родителях, которые могут их этим обеспечить. Родитель, который начинает относиться к своему 16-ти или 17-ти летнему ребенку как ко взрослому, крайне неправильно поступает, так как он дает ребенку тем самым установку на неудачу", - говорит специалист.

Одним из самых действенных способов быть хорошим родителем вашему ребенку – это не только быть внимательным слушателем, но и быть хорошим примером для подражания, особенно при стрессовых ситуациях и других жизненных трудностях, это поможет ребенку развить свои собственные стратегии выживания, основываясь на родительские. "Ваш подросток наблюдает за вами", - отмечает Файнштейн.


Потребность в большем количестве сна

Это миф, что подросткам нужно меньше сна, чем маленьким детям. Им необходимо спать 9-10 часов в сутки, хотя большинство подростков не соблюдают этот график. Это частично объясняется тем, что в подростковом возрасте происходит смена циркадных ритмов: организму нужно позже ложиться и позже вставать.

Но из-за раннего начала занятий, многие подростки в течение всей недели страдают от легких когнитивных нарушений. Недостаток сна усугубляет нервозность и негативное отношение к происходящему, поэтому сон, как полагается, оказывает неоценимую помощь в реорганизации подросткового мозга. "Существует разрыв между потребностями организма подростка и обычными графиками сна и бодрствования взрослого человека".


"Я – центр Вселенной, но эта Вселенная никуда не годится!"

Гормональные изменения, происходящие в период полового созревания, оказывают огромное влияние на мозг, одним из которых является стимулирование выработки рецепторов окситоцина.

Хотя окситоцин часто называют "гормоном связи", повышенную чувствительность к его воздействию в лимбической системе также связывают с чувством самосознания, что заставляет подростка полагать, что все вокруг смотрят только на него. Это чувство максимально одолевает ребенка в возрасте 15 лет.

"Это первый раз, когда они начинают чувствовать себя частью мира", - отмечает Джонсон, то есть начинают видеть не только свою семью и школу, но и то, что находится за их пределами. Они впервые начинают задавать себе вопросы, типа: Каким человеком я хочу быть, и какое место в мире занять?

До тех пор, пока их мозг начнет отличать оттенки серого, ответы на эти вопросы могут быть весьма односторонними, но работа родителей в том и состоит, чтобы помочь своему ребенку изучить суть вопроса, но не решать за него.


Представьте: вы спите. Отец заходит в комнату, целует вас в лоб и говорит: «С добрым утром, милая. Что будешь на завтрак?» «Овсянку», - отвечаете вы. Спустя полчаса вы приходите на кухню - на столе вас ждет дымящаяся тарелка овсянки.

Так выглядело детство для многих: родители и другие близкие люди заботились о нас. Но в какой-то момент мы стали отдаляться от них. Мозг изменился, и мы решили отказаться от овсянки, приготовленной родителями.

Вот для чего людям нужен подростковый возраст. Природа меняет детский мозг, чтобы его обладатель не остался жить с мамой. В результате изменений ребенок отходит от привычного уклада жизни и отправляется навстречу новому, незнакомому и потенциально опасному. Так же меняются отношения подростка с людьми. Он отдаляется от родителей и сближается со сверстниками.

Мозг подростка претерпевает множество изменений, которые влияют на отношения с людьми. Вот несколько наиболее значимых.

Обострение эмоций

По мере приближения подросткового возраста эмоции ребенка становятся интенсивнее. Подростки часто хлопают дверьми и дуются на родителей - этому есть научное объяснение. Эмоции формируются при взаимодействии лимбической системы и стволовой части головного мозга. В организме подростка эти структуры сильнее влияют на принятия решений, нежели у детей и взрослых.

В одном из исследований поместили детей, подростков и взрослых в томограф. Участникам эксперимента показывали фотографии людей с нейтральным выражением лица или с ярко выраженными эмоциями. Ученые зафиксировали более сильный эмоциональный отклик у подростков и умеренный отклик среди взрослых и детей.

Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем

Также подростки склонны видеть эмоции в других людях, даже если их нет. Когда подросткам в томографе показывали фотографии с нейтральными эмоциями на лицах, их мозжечковая миндалина активировалась. Подросткам казалось, что человек на фотографии испытывает отрицательные эмоции.

Из-за повышенной эмоциональности подростков легко вывести из себя или расстроить. У них часто меняется настроение. Они сами себя плохо понимают. Один парень как-то мне сказал: «Объясните это взрослым. Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем». Это неплохой совет. Если взрослые наседают на подростков и пытаются наказать за излишнюю эмоциональность, это только отдаляет их.

Притягательность риска

В нашем организме есть нейротрансмиттер дофамин. Он участвует в совместной работе ствола мозга, лимбической доли и коры головного мозга. Именно благодаря дофамину мы хорошо себя чувствуем, когда получаем награду.

По сравнению с детьми и взрослыми у подростков ниже базовый уровень дофамина, но выше всплески при его выработке. Новизна - один из главных триггеров, запускающих выброс дофамина. За счет этого подростков привлекает все новое. Природа создала систему, которая заставлять стремиться к переменам и новизне, толкает к незнакомому и неопределенному. Однажды это заставит молодого человека покинуть родительский дом.

Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия

Когда уровень дофамина падает, подросткам становится скучно. Все старое и доброе их удручает. Это нужно учитывать при организации учебного процесса в средних и старших классах. Школы и учителя должны использовать внутреннюю тягу подростков к новизне, чтобы заинтересовать их.

Еще одна особенность подросткового мозга - изменение процесса оценки, что хорошо и что плохо. Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия.

Психологи называют такой тип мышления гиперрациональным. Оно заставляет подростков быстро ездить, принимать наркотики и вступать в опасные половые связи. Родители не зря беспокоятся о безопасности своих детей. Подростковый возраст - действительно опасный период.

Близость со сверстниками

Привязанности всех млекопитающих основаны на детских потребностях в заботе и безопасности. В первые годы жизни человека привязанность очень важна: малыш не выживет без заботы взрослых. Но по мере нашего взросления привязанность не исчезает, она изменяет свой фокус. Подросток меньше полагается на родителей и все больше на сверстников.

В подростковом возрасте мы активно сближаемся с друзьями - это естественный процесс. Именно на друзей мы будем полагаться, когда покинем родительский дом. В дикой природе млекопитающие редко выживают в одиночку. Взаимодействие со сверстниками для подростков воспринимается как вопрос выживания. Родители отходят на второй план и чувствуют себя отвергнутыми.

Главный недостаток такого изменения - близость с группой подростков или даже одним человеком кажется вопросом жизни и смерти. Миллионы лет эволюции заставляют подростка думать: «Если у меня не будет хотя бы одного близкого друга, я умру». Когда родители запрещают подростку идти на вечеринку, для него это становится трагедией.

Взрослым кажется, что это глупо. На самом деле глупость ни при чем, так заложено эволюцией. Когда вы запрещаете дочери идти на вечеринку или отказываетесь покупать новые туфли, подумайте, как это важно для нее. Это поможет укрепить отношения.

Выводы для взрослых

Взрослые должны уважать процесс взросления детей. Подростков захватывают эмоции и заставляют их выйти из-под родительского крыла, сблизиться со сверстниками и отправиться навстречу новому. Таким образом мозг помогает подросткам находить «овсянку» за пределами родительского дома. Подросток начинает сам заботиться о себе и искать других людей, которые будут о нем заботиться.

Это не значит, что в жизни подростка не остается места для родителей и других взрослых. Мозг ребенка изменяется, и это влияет на его отношения с окружающими. Родителям важно принять тот факт, что их роль в жизни ребенка тоже меняется. Взрослым стоит задуматься, чему можно научиться у подростков.

Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость

Сколько взрослых остались верны принципам подросткового периода, занимаются тем, что они любят? Кто остался социально активным, сохранил близких друзей? Кто продолжает пробовать новые вещи и не привязывается к старому, загружает свой мозг творческими изысканиями?

Нейробиологи установили, что мозг постоянно растет. Они называют это свойство нейоропластичностью. Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость. Все это - качества, присущие подростковому периоду.

Вспомните об этом, когда вам захочется подколоть подростка за его поведение или использовать слово «подросток» в уничижительной манере. Не высмеивайте их эмоциональность и непокорность, лучше сами побудьте немного подростком. Исследования предполагают - именно это нам нужно, чтобы сохранить ум острым и молодым.

Об авторе

(Daniel Siegel) - профессор психиатрии в Медицинской школе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, автор книг «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» и «Внимательный мозг».



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...