Что сейчас находится на ходынском поле. История и причины давки на ходынском поле

Экскурсия 9. Ходынское поле
Маршрут экскурсии

1. Ходынское поле в Москве обычно называют Ходынкой. Это слово навсегда приобрело мрачный оттенок после давки, случившейся 18 мая 1896 года, в дни коронования Николая II. Тогда погибло, по официальным данным, 1360 человек, похороненных в братской могиле на Ваганьковском кладбище. Аналогичную славу в Минске после 1999 года приобрёл топоним Немига . Ещё их роднит тот факт, что и Ходынка, и Немига происходят от имён небольших речек, сейчас текущих в трубах под землёй.

2. Ходынская трагедия оборвала многолетнюю традицию проведения на поле увеселительных мероприятий. А началась эта традиция в 1775 году, когда Екатерина II решила отметить заключение крайне выгодного Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. По рисункам великого Василия Баженова поле было распланировано в виде берегов Чёрного моря. В местах, где располагались турецкие крепости, были устроены различные увеселительные заведения: театры, балаганы, закусочные и пр.

3. Все строения были выполнены с размахом, но после окончания праздника пошли на слом, так как были построены из дерева.

4. Ещё одной важной вехой в истории поля как места для проведения массовых мероприятий, стала Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года. Для неё место выделили в северо-восточном углу поля, примерно напротив нынешнего метро «Динамо».

5. Громадная экспозиция разместилась на площади в 30 га в роскошных павильонах, выполненных в русском стиле. Так, например, выглядел павильон Товарищества А. И. Абрикосова сыновей, производившего шоколад в 1847 года. Сейчас Товарищество возрождено, и даже презентовало свой шоколад правнуку основателя, лауреату Нобелевской премии Алексею Абрикосову.

6. А так выглядел стенд пивных заводов, установленный в главном павильоне выставки. В журнале у sontucio есть подробный рассказ о выставке.

7. На карте 1890 года место выставки было отмечено отдельно. Вся южная часть поля отошла под конские скачки, впервые проведённые там в 1834 году. Трагические торжества по случаю коронования Николая II проходили севернее, напротив Путевого дворца. А что же скрывается под таинственной надписью «Ходынская водокачка» посреди поля?

8. Водокачку в формах псевдоготики построили в 1871 году, когда Мытищинский водопровод перестал справляться со своей задачей. К сожалению, качество местной воды оказалось недостаточным, и водокачку упразднили одновременно с введением в строй Рублёвского водопровода в начале XX века. Сейчас от комплекса сохранилось только одно небольшое здание, а её имя оказалось забыто.

9. Во время коронации Николая II и Александры Фёдоровны на поле воздвигли деревянный Царский павильон, с которого 18 мая члены правящей фамилии и их гости наблюдали за торжественным парадом. Трупы с поля к этому моменту уже успели убрать.

10. 3 октября 1910 года на всю северную часть поля, в том числе и место коронационных торжеств, отдали под аэродром Московского общества воздухоплавания. Поначалу аэродром был продолжателем развлекательных традиций - полёты тихоходных бипланов были тогда одним из популярнейших зрелищ.

11. С приходом Советской власти веселье прекратилось, и с аэродрома начали выполняться регулярные междугородние рейсы. В 1930-е годы были построены аэровокзал и бетонная ВПП, а окружающая территория стала застраиваться заводами ведущих авиационных КБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева...

12. К концу XX века Ходынка утратила значение главного аэродрома, и в последние годы использовалась только окружающими её предприятиями. Последний вылет отсюда состоялся 3 июля 2003 года, это был турбовинтовой самолёт Ильюшина. Введение в историю поля на этом заканчивается.

13. Экскурсия начинается на Ленинградском проспекте, у здания нынешней гостиницы «Советская». С 1836 года на этом месте находился самый известный в Москве ресторан - «Яр», перебравшийся сюда с Кузнецкого моста.

14. В 1895 году владельцем ресторана становится А. А. Судаков, который заказывает в 1910 году архитектору Эрихсону постройку нового здания в модном тогда стиле модерн.

15. По соседству решил поселиться и сам архитектор. Дом Адольфа Эрихсона до сих пор стоит по правую руку от гостиницы.

16. После революции здание отдали Клубу лётчиков Ходынского аэродрома. В 1939 году конце здание переделали по проекту архитектора П. Н. Рагулина в сталинском стиле. Фасад украсили строгой колоннадой и портретами знаменитых лётчиков (например, слева виден бюст Луи Блерио).

17. В 1952 году здание ещё раз перестроили, добавили крыло с гостиничными номерами, а в старой части снова открылся ресторан. Годы прошли, ресторан - снова «Яръ». Залы старого ресторана были настолько большими, что в одном из них смог поместиться театр «Ромэн». На фото запечатлён момент покорения скульптурной группы на крыше группой руферов, отчёты которых можно посмотреть и .

18. В доме на противоположной стороне проспекта работает ставшая знаменитой в 2009 году шашлычная «Антисоветская». В результате раздражавшую ветеранов вывеску сняли, а «Наши» обрели повод для травили правозащитника А. П. Подрабинека. Впрочем, модерновый фасад шашлычной так и украшен литерами «АС».

19. Чуть дальше по улице стоит известный у москвичей дом, прозванный «Ажурным». Его уникальность в том, что построен не из кирпича, а из редчайших на год постройки (1940) железобетонных панелей. Такой вид могли бы иметь дома в районах массовой жилой застройки.

20. Дом построили по проекту архитекторов А. К. Бурова и Б. Н. Блохина.

21. Лоджии в нём закрыты литыми бетонными решётками, выполненными по эскизам знаменитого графика Владимира Фаворского.

22. Прямо от Ажурного дома в сторону Ипподрома протянулась Беговая аллея. Начало аллеи отмечено скульптурной группой, напоминающая укротителей коней на Аничковом мосту в Петербурге. Их установили в 1899 году, а выполнены они были по чертежам барона Петра Клодта его внуком, К. А. Клодтом, при участии С. М. Волнухина.

Беговая аллея уходит прямо к зданию Ипподрома, но мы останемся ненадолго вблизи Ленинградского проспекта, чтобы осмотреть несколько объектов, часть из которых связана с конным спортом.

23. По другую сторону от Ажурного дома начинается Скаковая аллея. На этой улице в глаза бросается здание с башенкой и огромной аркой посередине. Это бывшие конюшни Л. А. Манташёва, известного коннозаводчика. Фасад этого здания в начале XX века проектировали будущие классики советской архитектуры - братья Веснины.

24. В 1930-х годах конюшни приспособили под грузовой гараж Москоммунхоза, позже - под институт Коневодства. Сейчас внутрь не попасть - идёт ремонт.

25. В глубине территории прячется особняк Леона Манташёва. Так он выглядел в 1989 году, когда территория была бесхозной.

26. Над двором усадьбы сейчас сооружён огромный навес неясного назначения. Формально территорию передали театру балета, но вместо репетиций под навесом, кажется, ремонтируют машины.

27. Неподалёку расположено ещё одно примечательное здание района, которое трудно обойти стороной в нашей экскурсии. Это один из нескольких в Москве «домов на ножках». В нём давали квартиры работникам авиационного завода «Знамя Труда», за что дом получил прозвище «Дом авиаторов».

28. Дом должны были построить на берегу Химкинского водохранилища, затем и «оторвали» его от земли. Перед Олимпиадой, в 1978 году было принято решение построить его в районе Динамо, чтобы украсить футуристической постройкой вид города со стороны Ленинградского шоссе. Вместо планировавшихся шестнадцати этажей дом получился на три этажа ниже.

29. Лестницы в доме вынесены в отдельные «башни», соединяющиеся с этажами открытыми мостиками. Хотя дом собран из плит, лестницы заливались бетоном в деревянной опалубке. Этот дом был одной из первых работ архитектора А. Д. Меерсона.

30. Рядом с «Домом авиаторов» сохранился стадион юных пионеров - один из последних островков развлечений на Ходынке. Да и он фактически перестал быть стадионом: зимой на нём заливают каток, а летом он поделен на теннисные корты и поля для мини-футбола.

31. Дом номер 3 по Беговой аллее - обычный «обдирный» дом 1958 года, не получивший отделки из-за постановления «о борьбе с излишествами в архитектуре» 1955 года. Примечателен дом тем фактом, что в 1963 году в нём жил Владимир Высоцкий.

32. Вернёмся на Скаковую аллею. Влево от неё начинается Скаковая улица, интересной особенностью которой является нумерация домов. Дело в том, что в Москве на всех радиальных улицах нумерация ведётся от центра, и лишь на немногих - в обратном направлении.

33. Скаковая улица проложена прямо над коллектором небольшой речки Пресни, или Синички, в 1908 году полностью заключённой в коллектор. Нумерацию домов на улице установили вдоль течения речки - в сторону центра.

34. Длина Пресни - 4,5 км. Её коллектор имеет разнообразную форму на разных участках течения и изобилует небольшими водопадами. В бассейне Пресни лежат пруды Московского зоопарка, а Горбатый мостик у Белого дома был перекинут именно через эту речку.

35. Чуть дальше по Скаковой аллее за металлическим забором скрывается первая постройка знаменитого архитектора И. В. Жолтовского. Это дом Императорского Скакового общества.

36. Конкурс на постройку здания был объявлен в 1903 году. По тогдашним представлениям конный спорт ассоциировался с Англией, поэтому проект должен был быть выполнен в готическом стиле. Выиграв конкурс, Жолтовский сам изменил стиль на классицизм, которому был верен всю жизнь.

37. Так выглядел главный зал Скакового общества в начале XX века. Позже картины и скульптуры отсюда попали в собрание Третьяковской галереи и музея Коневодства. А в каком состоянии расписной кессонированный потолок, покрытым росписями - неизвестно.

38. Долгое время здание принадлежало военным, сейчас закрыто на ремонт.

39. В двух минутах ходьбы от первой работы находится одна из последних работ Жолтовского - главное здание Московского ипподрома.

40. Первоначально здание было построено в в 1889-1894 годах по проекту малоизвестных архитекторов И. Т. Барютина и С. Ф. Кулагина и называлось «Беговой беседкой». Небольшой портик здания фланкировался двумя конными группами-квадригами.

41. В 1950-е годы назрела необходимость реконструировать трибуны, заодно по проекту Жолтовского перестроили здание. Оно обогатилось башенкой со шпилем-флюгером и массивнейшим портиком классического ордера.

42. Одну квадригу установили посередине портика, вторую же разрезали, разместив коней в разных частях крыши. Что стало с бронзовым возницей - неизвестно.

43. Совсем по-другому здание выглядит со стороны бегового стадиона.

44. Железобетонные трибуны вмещают до четырёх тысяч зрителей.

45.

46.

47. Рядом с ипподромом расположена трёхзвёздочная гостиница «Бега».

48. А немного дальше, во дворах, сохранилась старинная конюшня Скакового общества. Когда-то всю правую сторону Скаковой аллеи занимали четыре таких постройки. Сохранилась только одна, да и она заброшена.

49. В сквере перед ипподромом установлена работа скульптора Кириллова «Купание лошадей».

50. Ещё один памятник в сквере - в. И. Ленину, выступавшему здесь в 1918 году перед рабочими Пресненского

51. Застроенная в середине XX века монументальными домами Беговая улица сейчас - участок Третьего транспортного кольца.

52. А в начале века от ипподрома до самой Солдатенковской больницы было ровное поле. На снимке 1920-х годов с самолёта можно различить и Ходынскую водокачку, и остатки выставки 1882 года.

53. Средства на строительство больницы завещал скончавшийся в 1901 году текстильный фабрикант, купец и книгоиздатель К. Т. Солдатенков. По тогдашней традиции больнице было присвоено имя жертвователя. Первые корпуса возводились по проектам И. А. Иванова-Шица, много работавшего по общественным зданиям в Москве.

54. Тот же зодчий возвёл больничную церковь, которая в честь Козьмы Терентьевича Солдатенкова была освящена во имя Космы и Дамиана. Внутри был установлен двухъярусный дубовый иконостас. В советское время здание превратили в морг.

55. Самой больнице присвоили имя выдающегося врача С. П. Боткина, никогда не имевшего к ней никакого отношения. Территория постепенно была застроена новыми корпусами.

56. С обратной стороны больничной территории сохранился уникальный памятник, мало известный москвичам. Это церковь Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и утешение», построенная как «храм-памятник русской скорби» в честь великого князя Сергея Александровича (московского генерал-губернатора, павшего от бомбы террориста-эсера И. П. Каляева), а так же «всех убиенных за царя и отечество крамолою 1905 года».

57. Нарядный храм в советское время чудом уцелел. Вероятно, этому способствовала малая известность храма как памятника событиям 1905 года.

58. Сейчас церковь снова открыта, ведётся внутренняя отделка.

59. Ватопедская церковь числилась при Николаевских казармах, чьи корпуса и поныне стоят шеренгой в сторону Хорошёвского шоссе. По преемственности их занимает кадетский корпус для дочерей военнослужащих. Казармы были одной из первых построек архитектора С. У. Соловьёва, одной из последних стало здание Высших женских курсов на Девичьем поле.

60. Окружающая больницу территория Ходынского поля занята военными частями и авиационными предприятиями. Прямо напротив Ватопедского храма находится столовая «Сухого».

61. По улице Поликарпова уходим из промзоны в район жилой застройки.

62. На правой стороне улицы стоят корпуса центральной станции переливания крови.

63. А противоположная сторона застроена сталинскими домами с интересной историей. Эти дома - прямые предшественники «хрущёвок». Они построены на излёте эпохи кирпичного домостроения, в 1947-51 годах, из крупных панелей на железобетонном каркасе. Панели заливали в металлические формы прямо на стройплощадке, поэтому укладывались в 60 рабочих дней, в то время как аналогичные кирпичные постройки могли возводить до года. Авторами проекта были знаменитые архитекторы М. В. Посохин и А. А. Мдоянц (обогатившие Москву Новым Арбатом) и не менее знаменитый инженер В. П. Лагутенко, создатель «хрущёвок».

64. По непроверенной информации, квартал возводился немецкими военнопленными. „Вермахт разрушил, - вермахт строит...”

65. «Изюминкой» квартала являются бетонные скульптуры во дворах. В центре клумбы - лоси.

66. На пешеходной дорожке - пионерки.

67. А во дворе бывшей школы № 689, а нынче колледжа № 8, наиболее сохранившаяся из скульптур: девочка с кроликом и ланью.

68. Над сталинскими пятиэтажками замаячили бесконечные башни «Дома на Беговой», а это значит, что мы подошли к станции метро «Беговая», и наша сегодняшняя экскурсия закончилась.

При подготовке экскурсии использовались материалы:
1. Книга А. В. Рогачёва «Окраины старой Москвы».
2.

Россия каждый год широко вспоминает Октябрьскую революцию, позабыв однако, что в мае 1896 года произошло событие, которое внесло заметные изменения в народные настроения и во многом поколебало веру в царя-батюшку.

В советской историографии события на Ходынском поле регулярно ставились в один ряд с другими «кровавыми преступлениями царизма» и особенно Николая II. Меж тем задумывалось все очень неплохо и даже здорово. 14 мая 1896 года в старой столице России, Москве, состоялась коронация нового императора - Николая II. Событие было неординарное, и народные торжества по этому случаю обещали быть грандиозными.

Место для этого мероприятия в тогдашней Москве имелось. Это Ходынское поле, которое служило учебным плацем для войск Московского гарнизона. Длина поля составляла около одного километра, рядом был овраг, да и на самом поле было много колдобин и ям. Как отмечал известный знаток Москвы Владимир Алексеевич Гиляровский, эти ямы остались от предыдущих павильонов, которые потом отправили на Нижегородскую ярмарку.

Готовились к коронационным торжествам с размахом. Выстроили новые павильоны, балаганы, временные «театры», лавки и специальные бараки для бесплатной раздачи 30 000 ведер пива и 10 000 ведер меда и 150 ларьков для раздачи бесплатных сувениров, «царских гостинцев». Планировалось раздать 400 000 подарочных наборов, в которые уложили: памятную эмалированную кружку с царскими вензелями, булку от Филиппова, полфунта (227 грамм) колбасы, пряник с вензелями, конфеты и грецкие орехи. А еще кто-то из чиновных умников предложил бросать в толпу специальные памятные жетоны. Ко всему прочему все это сокровище упаковывалось в специальный юбилейный платок, изготовленный на Прохоровской мануфактуре.

Теперь представьте, что в наши дни в какой-нибудь из праздников будут выдавать пакет с бесплатными подарками, куда войдет пачка гречки, бутылка подсолнечного масла, кружка с портретом, бутылка водки… Какая будет Ходынка! Страшное слово «халява» может сделать больше, чем дивизия агитаторов.

Народный праздник решили начать 18 мая в 10 часов утра. Но уже с вечера 17 мая со всей Москвы и округи на Ходынское поле двинулись тысячи людей и многие целыми семьями. В 5 часов утра на поле собралось более 500 000 человек. Самое страшное началось, когда в толпе пополз слух, что буфетчики раздают подарки по своим и всем не хватит. Начался штурм, давка захлестнула всех. Те, кто обслуживали палатки, понимая, что не смогут сдержать напор, начали бросать кульки с подарками в толпу и еще больше подлили масла в огонь.

Нельзя сказать, что организаторы не готовились к чему-то подобному. На мероприятии было 1800 полицейских, но они оказались каплей в море разбушевавшегося народа. Полицейские были попросту сметены. На «праздничном» поле боя осталось 1379 человек убитыми и более 900 раненых.

Естественно, все было доложено дяде царя, великому князю Сергею Александровичу, и новоиспеченному императору. Место бойни было очищено от следов трагедии, и запланированная программа продолжилась. В 14:00 на поле прибыл Николай II, для которого играл оркестр под управлением известного дирижера В. И. Сафонова. Народ кричал «ура» и пел гимн.

А дальше император поступил не слишком красиво. Вечером торжества продолжились в Кремлевском дворце, а затем начался бал у французского посла. Многие здравомыслящие люди предположили, что бал будет отменен или император не будет на нем присутствовать, но царь решил, что катастрофа не должна омрачать праздник, и праздник продолжился. Вот так и начался путь последнего русского царя …

Уже потом прошли «разборы полетов». Своих постов лишились московский обер-полицмейстер и его помощник. Министр двора И. И. Воронцов, который отвечал за проведение торжеств, был понижен в должности. На Ваганьковском кладбище был установлен памятник жертвам давки на Ходынском поле.

И последнее. Императорская семья пожертвовала в пользу пострадавших 90 000 рублей и, что очень важно, разослала по больницам тысячу бутылок мадеры для пострадавших…

Ходынка - это слово давно нарицательное. Нелепая катастрфа с чудовищными жертвами в день, предназначенный для радости по государю. Но история Ходынского поля одной этой трагедией не исчерпывается, и по концетрации космическоиго духа этот район не уступает показанному Останкино. Не будет преувеличением сказать, что именно на Ходынском поле космонавтика отпочковалась от авиации.

Ходынский луг к северо-западу от Москвы впервые упоминается ещё в грамотах Дмитрия Донского под 1389 годом, а полем сделался где-то в 16-17 веках, когда его отдали в пахотные угодия ямщикам Тверской слободы. Кровью его впервые залило в 1608 году, во время битвы Василия Шуйского с "тушинским вором" Лжедмитрием II (см. ). Со временем Ходынка превратилась в пехотный плац для московских гарнизонов, а народные гуляния здесь впервые прошли в 1775 году по случаю Кючук-Кайнарджинского мира, когда Крым впервые стал наш, да так и остались традицией, неизменным атрибутом любых торжеств национального масштаба, будь то воинские победы или коронации императоров, проходившие в первопрестольной Москве. Так было и в 1892 году на коронации Николая II, и кажется, власти тогда не учли главный (на мой географический взгляд) фактор, спустя 23 года разорвавший империю в клочья - демографический взрыв. "Царских кульков", то есть простеньких подарков с кружкой (впоследствии прозванной "кубок скорби"), юбилейной монетой (в нынешних ценах рублей на 300) и всякой съестной ерундой было заготовлено 400 000, а народу собралось полмиллиона уже к 5 утра. Толпа продолжила пребывать, "кульков" бы явно на всех не хватило, а тут ещё кто-то слух пустил, будто буфетчики их себе решили притырить. И вот сотни тысяч мужиков с бабами и детками ломанулись к буфетам. Буфетчики, понимая, что их сейчас просто сметут, принялись кидать кульки в толпу, и ведь не голод двигал людьми, а азарт.... На поле же были овраги да траншеи, и люди падали в них, а толпа сзади напирала... В Ходынской трагедии больше 1300 человек - едва ли не крупнейшая, помимо стихийных бедствий и войн, единоразовая катастрофа в истории России. Что русские люди начинают делать в такой ситуации? Конечно же, кликать царя-батюшку, который придёт и утешит да покарает злых бояр, но Его Величество в это время был на балу у французского посла, и в тогдашней России это было ни что иное, как встреча должника с кредитором. ... Но в народной ли памяти Ходынка осталась тем, чем она осталась - или же в памяти борцов с самодержавием? Трупы убрали, гуляние продолжилось, и в последующие годы на политом кровью поле открылось немало увеселительных заведений. В 1910 году на Ходынке появилось и вовсе диво дивное - аэродром, определивший её историю на следующие десятилетия. И чёрный корпус за Ленинградским проспектом приндлежит ныне почти мёртвому предприятию, возникшему в 1909 году как "Дукс" - один из первых авиазаводов России:

2.

Бывшее Ходынское поле простирается на несколько километров между "зелёной" и "фиолетовой" линиями метро, и я покажу лишь ту часть, что примыкает к нему с севера. Ближайшая станция метро - "Динамо" (1938), и именно к аэропорту тогда тянули "зелёную" ветку метро.

2а.

Два вестибюля глядят в разные стороны, а недавно рядом открылась ещё и станция "Петровский парк". Настолько недавно, что из двух моих приездов (в начале феврале - хмурый, в середине марта - солнечный) в первый этой станции ещё не было, а во второй я на неё и приезжал.

3.

Над вестибюлями стоит грохот стройки, носится речь на языках Хайама и Навои, и нависает стадион "Динамо", после реконструкции ставший похожим на дирижабль. Внизу, тем не менее, видна конструктивистская основа (1926-29). Реконструируют его, как ни странно, вовсе не к Мундиалю:

4.

С другой стороны начинается Петровский парк, на опушке которого - тяговая подстанция 1930-х годов:

5.

Но пока не по нему пойдём, а выберемся на шумную многополосную Ленинградку. В какой-то момент шоссе ныряет под землю, оставляя две дороги по бокам да паркинг между ними.

6.

Пара домов справа примечательна тем, что жили в них именитые лётчики - в сталинке (1937) отчаянная Валентина Гризодубова , в многоэтажном "Красном камне" (1973) - Екатерина Рябова и генерал-майор Григорий Сивков. Гризодобувой мы на самом деле обязаны многим - это она, вместе с основателем Лётного института в Жуковском Михаилом Громовым, ходайствовала за возврат с Колымы Сергея Королёва (см. прошлую часть).

7.

Улица, на которой стоит Красный камень, названа в честь лётчика Владимира Серёгина, разбившегося 50 лет назад под Киржачом вместе с Гагариным. На другой её стороне - зловещая дача Берии, столь видать секретная, что никакой информации о ней я не нашёл:

8.

Впрочем, мы отклонились от маршрута. Поэтому пока что просто перейдём Ленинградский проспект у метро - к бывшему аэропорту. Надо заметить, авиация в начале ХХ века стала увлечением действительно массовым, а Российская империя на волне промышленного бума накопила достаточную базу, чтобы быстро освоить новую отрасль. Поэтому аэродромы в стране возникали и раньше, а в Кучино (близ Реутова) с 1906 года и вовсе действовала первая в мире аэродинамическая лаборатория. Но именно Ходынка выросла в первый полноценный аэропорт:

9а.

Пончалу он не сильно отличался от современных аэродромов малой авиации - пустынное полё без твёрдного покрытия, ангары владельцев аэропланов, жужжание винтов на потеху публике. Но постепенно аэродром обзаводился всё большим число атрибутов современной воздушной гавани, и вот 3 мая 1922 года отсюда впервые в истории России улетел регулярный пассажирский борт - в Берлин с промежуточной посадкой в Кёнигсберге, его старейшем в мире (1919) . Год спустя открылся рейс в Нижний Новгород (тогда ещё даже не Горький!), но спрос явно был невелик - мелкие самолёты, 400 километров преодолевавшие за 2,5 часа, брали на борт всего 4 пассажиров. С берлинских рейсов Ходынка стала Центральным аэродромом , в 1923-26 годах имени Троцкого, затем - имени Фрунзе. Вокруг разрастались одна за другой организации, имевшие хоть какое-то отношение к авиации, и впервые очередь - опытные авиазаводы ведущих советских КБ: Сухого (Су), Микояна (МиГ), Ильюшина (Ил), Яковлева (Як), образовавшие в итоге конгломерат из трёх авиазаводов. Здесь же шли испытания самолётов, на одном из которых погиб Валерий Чкалов, этот прото-Гагарин довоенной эпохи (см. ). Испытатели постепенно и вытеснили пассажиров - с конца 1940-х годов общедоступные рейсы начали выводиться на аэропорты Подмосковья. В 2003 году последний самолёт улетел с Центрального аэродрома на экспорт в Индию, а затем его площадка, как водится, пошла под застройку. Чуть дольше действовал построенный в 1960-х годах Московский аэровокзал , откуда пассажиров, уже прошедших регистрацию и сдавших багаж, автобусы доставляли к трапам самолётов на загородных аэропортах, но обесцененный московским пробками, в 2005 году он был закрыт, а с полгода назад снесён.

9.

Однако осталось от аэропорта немало построек разных эпох. Вот на Ленинграде дома 1930-х годов совершенно дореволюционного вида. В этом обитает метеослужба Минобороны, а в 1960 году жил Первый отряд космонавтов.

10.

За красным домиком - короткая и весьма внезапная своим названием улица Чавеса: это не герой-однофамилец времён гражданской войны в Испании, а вполне себе "тот самый" Уго из Венесуэлы... в честь которого бы точно называли улицы, если бы на дворе был Советский Союз.

11.

У подножья гостиницы "Аэростар" 1980-х годов в заснеженном сквере притаился небольшой домик. В нём сложно признать первый советский аэровокзал (с контрольно-диспетчерским пунктом), где ждали вылета пассажиры берлинско-кёнигсбергских рейсов.

12.

Увы, ничего не нашёл о времени его постройки, но скорее всего под терминал приспособили какое-нибудь дореволюционное здание Ходынского аэродрома:

12а.

Полноценный аэровокзал открылся в 1931 году, но занят теперь штаб-квартирой ОДКБ (такое недо-НАТО из нескольких постсоветских стран) и стоит в глубине сквера, поэтому вот лишь архивное фото:

12б.

А прямо напротив улицы Чавеса распласталось по земле и раскинуло крылья огромное здание совершенно фантастического вида - Петровский путевой дворец:

13.

Несмотря на название, Пётр I не причём - дворец был построен для Екатерины II на землях Высокопетровского монастыря в 1776-80 годах, после тех самых "кючук-кайнарджинских" гуляний. Дворец замышлялся как путевой, но сама Екатерина останавливалась в нём лишь дважды (причём второй раз - по дороге в Крым, когда его присоединили, упразднив ханство, окончательно). Для последующих монархов здесь традиционно была последняя остановка и ночь приготовлений перед коронацией в кремле, и даже с появлением железной дороги царская процессия сначала ехала сюда, чтобы утром торжественно войти в Москву. На обратном пути новоявленный хозяин Земли Русской являлся пред собиравшимся на Ходынке народом, и думаю, несложно представить у этих ворот толпу, кидающую шапки вверх при виде Государя:

14.

Императоры во дворце бывали не только всероссийские - именно здесь укрылся от московского пожара Наполеон Бонапарт. Французы простояли на Ходынке недолго, но пользуясь смутой, после их ухода дворец разграбили и разгромили мужики из окрестных деревень, скорее всего те самые, что 11-ю годами ранее плакали здесь от счастья. Так что и облик дворца определили две эпохи - снаружи "ложная готика" с масонскими элементами Василия Баженова и Матвея Казакова, внутри - довольно лаконичное убранство времён Николая I, когда дворец наконец сподобились восстановить. Туда в принципе бывают экскурсии, но судя по чужим фотографиям , по-настоящему впечатляет лишь главный зал под огромным куполом, сохранивший изначальную лепнину.

15.

Из всех деталей дворца едва ли не самая впеатляющая - кручёные дымоходы. Я бы сказал, что внешне Петровский путевой дворец ничем не уступает куда более известному дворцу в Царицыно, но в отличие от последнего, полностью аутентичен. То есть это - крупнейший памятник столь странной и столь русской "ложной готики":

16.

При Советах же сюда распространилось влияние аэродрома: с 1923 года дворец занимала Военно-воздушная академия имени Николая Жуковского. Вернее, таковой она стала в 1925-м, а тогда была просто Академией Воздушного флота, выросшей из основанного в 1919 году Московского авиатехникума. Позже академия не раз меняла название, в войну дворец оказался нужнее штабам дальней авиации, а после войны не в меру красное здание стало Дворцом Красной армии и вернулось к ВВА.

17.

И хотя академия подготовила немало славных лётчиков, всё же главными её выпускниками были космонавты - именно здесь в 1960-61 годах обучелся принципиально новой профессии Первый отряд . Конкурс был жесточайший: набирали в космонавты строго лётчиков-истребителей до 35 лет, ростом до 175 сантиметров и весом до 75 килограмм, и документы подали 3461 человек, до первичного собеседования дошли 347, прошли его (а также первичный медосмотр) 206 лётчиков, из которых ещё 105 срезались на дальнейших проверках, а 72 и вовсе поняли, что космос не для них. Позже отсеялись ещё 9 - в итоге конкурс вышел 170 человек на место. В отряд поступили всего 20 человек, в том числе Юрий Гагарин, Герман Титов, Алексей Леонов и ряд других знаменитых имён. Они жили в доме метеослужбы напротив, обучались может быть и в каких-то других корпусах по соседству, но именно из Петровского дворца курировалось их обучение. Непосредственно к первому полёту отобрали из 20 шестерых, и они продолжили подготовку в подмосковном , где я уже показывал заброшенное здание их учебного центра. Академия дала всего один выпуск - в те же годы был создан специализированный Центр подготовки космонавтов в Звёздном городке, но все герои "времени первых" - отсюда.

17а.

Главным корпусом академии Дворец оставался до 1998 года, а затем перешёл в собственность города, и ныне служит Залом приёмов московской мэрии и гостиницей. Это впечатляет - ведь постояльцами заведения были 9 императоров (включая Наполеона) и Михаил Лермонтов (в 1841 году по пути на Кавказ), а специальным гостём - Гагарин! Представьте такой баннер у ворот...

18.

Служебный корпус дворца с парой мощных башен глядит в Петровский парк, обустроенный в 1827 году как продолжение весёлого Ходынского поля. Он расположен как раз между метро "Динамо" и улицей Серёгина, а круглый сквер перед дворцом, где когда-то стоял "воксал" (деревянный музыкальный павильон) ныне назван площадью Космонавта Комарова - выпускник ВВА Владимир Комаров разбился 24 апреля 1967 года в степях Оренбужья на спускаемом аппарате "Союза-1", став первым человеком, погибшим в космическом полёте.
С другой стороны парка - обычный советский город. По окрестным кварталам немерено отличного конструктивизма, но к deletant .

19.

Почти что у метро - бетонная "коробка" Научно-исследовательского института авиационной и космической медицины (1974):

20.

В её дворе - грустный старый дом, в котором очень сложно опознать гремевший некогда на всю Москву ресторан "Мавритания" (1898), где падшая женщина Катюша Маслова отравила купца и попала на суд - это из "Воскресения", последнего романа Льва Толстого. Судя по всему, у дореволюционной Ходынки не было мрачного ореала трагедии, так как близ неё стояли самые пафосные рестораны Первопрестольной, будь то знаменитый "Яр" или "Стрельна" и "Мавритания" купца Ивана Натрускина. "Мавритания" действовала только летом, но зато её газон из хитро подобранных экзотических растений цвёл непрерывно с мая по октябрь, а к ресторану примыкала целая ферма, прямо из которой мясо, молоко, овощи и фрукты поступали гостям на стол. Здесь же был парк с тёмными аллеями, таинственными гротами, прудами - сейчас что-то подобное сложно представить в тесной Москве, но я могу вспомнить, например, "Чинару" . Здание ресторана было деревянным, а нынешнее каменное построил в 1912 году сын Натрускина Сергей. Но исправно пережив Ходынскую трагедию, здешнее веселье кончилось в с Мировой войной, а к концу Гражданской от "Мавритании" остались лишь стены.

20а.

Примнение которым советская власть нашла далеко не сразу: в конце 1940-х здесь разместилась Военно-медицинская академия, а в 1948 - столь уместный близ аэропорта институт авиационной медицины. Внутри него с момента основаня начал зреть будущий Институт медико-биологических проблем, отделившийся в 1963 году и переехавший на другую сторону Ходынского поля, к "Полежаевской": . Там занимаются космической медициной, но зарождалась эта наука именно здесь, а как известно, люди в космос пошли по собачьем следу. На роль четвероногих космонавтов "набирали" (проще говоря - ловили по улицам) маленьких неприхотливых дворняжек фотогеничных на чёрно-белой плёнке цветов, и подготовив да обследовав в местном питомнике, отправляли, неизменно парами, на Капустин Яр. Пионерами космоса стали собаки Дезик и Цыган , 22 июля 1951 года совершившие суборбитальный полёт на геофизической ракете Р-1В . Всего таких полётов было 29, и погибло в них суммарно 15 собак. У исследователей во главе с "отцом космобиологии" Олегом Газенко с собаками устанавливались свои, особые, почти человеческие отношения, и о погибших они скорбели почти как о людях. После одного, максимум двух полётов дворняжек ждала долгая счастливая жизнь в институтских питомнике, а некоторых из них сотрудники забирали в свой дом.

21.

Но было здесь единственное исключение - Лайка. 30-й полёт собаки должен был пройти на первом же искусственном спутнике Земли, и технологии его посадки тогда ещё были попросту не готовы. Накануне полёта, своеобразного перерождения, собакам давали новые клички, и вот отобранную для великого дела дворняжку Кудрявку назвали Лайка, то ли из-за звонкого лая, то ли потому, что эта кличка будет особенно красива в англоязычных СМИ. Перед полётом ей сделали операцию, вживив несколько датчиков, и вот 3 ноября 1957 года "Спутник-2" унёс собаку в небо, и конструкторы да чиновники пили шампанское, а биологи грустили - для них Лайка была личностью, и они эту личность послали на верную гибель. Причём куда более быструю, чем ожидалось - биореактор "Спутника-2" был рассчитан на неделю работы, после чего собаку должны были усыпить. Но из-за какой-то ошибки под лучами Солнца аппарат разогрелся до 40 градусов, и Лайка умерла от перегрева уже через несколько часов. Пока Советы выясняли, что же именно пошло не так (заморив при этом ещё двух собак), западная пресса бушевала: мало того, что "русские" посмели обогнать американцев в космической гонке, так ещё и собачку не пощадили! "Самая лохматая, самая одинокая, самая несчастная в мире собака" - писала тогда "Нью-Йорк Таймс", а добропорядочные граждане лишь показывали друг другу фотографии собаки в тюрьмы герметичной кабины да ужасались. Лайка - безусловно, самый известный на Западе русский космонавт , и по сей день герой песен, книг, фильмов и мультиков, где порой она появлятся в дальнем космосе выжившей и разумной. У нас же больше запомнили Белку и Стрелку, три года спустя благополучно вернувшихся с орбиты, и памятник Лайке у проходной института (2008) даже не первый в мире:

22.

За постаментом в виде ни то ракеты, ни то ладони - стихи "члена Союза писателей России В. Запрягаева", яндексу впрочем не известного:

Простая русская дворняжка,
Ей великая выпала честь.
От жизни собачьей тяжкой,
В космос победно пролезть.

Великая Лайка не знала.
Ведь это сложно собаке понять.
Что жизнь ее подвигом стала,
И славу у нее не отнять.

Она над планетой летела.
Пожертвовав честно собой.
И ради науки сгорела,
Оставшись навеки звездой .

В историях космических собак в принципе есть что-то очень филосфское - вот превосходящая сила выбирает тебя и только тебя для некоего дела, которое ты никогда не сможешь понять, и посылает на вероятную, а в случае Лайки и верную гибель. Ведь точно так же Судьба выбирает и нас...

22а.

Но главным итогом собачьих полётов стало то, что все животные, которым удалось благополучно приземлиться, быстро приходили в себе, жили долго и оставляли здоровых щенков. Значит - очередь за людьми, и именно этот институт руководил отбором и медицинской подготовкой космонавтов Первого отряда. в музее Первого полёта хранится барокамера отсюда... впрочем, не совсем "та самая": первая барокамера сгорела в марте 1961 года вместе с молодым кандидатом в космонавты Валентином Бондаренко...

23.

От Института пойдём по опушке Петровского парка. Недалеко от дворца - сквозь ветки похожий на его часть Благовещенским храм (1846-47). Парадные ворота (2016) заперты и заметены снегом:

24.

Что интересно, это стилизация не под "ложную готику" Петровского дворца, а вполне себе нарыкшинское барокко - фундаторами храма были Нарышкины, ведь этот род существовал и в 19 веке.

25.

В ограде - маленькая церковка Новомучеников Российских, не зная посвящения которой, можно подумать, что это вполне дореволюционный храм, например в память о жертвах Ходынки.

26.

На самом деле она построена в 2000-2002 годах, но металлическая дверь явно гораздо старше:

26а.

Впереди, перпендикулярно нам - уже знакомая улица Серёгина, и Красный камень с дачей Берии будут слева. Впереди - построенный на месте "Стрельны" конструктивистский "профессорский дом" (1930) для преподавателей академии и её же Офицерский клуб...

27.

В бывшем ресторане "Эльдорадо" (1909):

28.

Потрясающе красивое здание:

29.

29а.

Ниже по улице Серёгина - ещё какие-то бывшие корпуса ВВА. Сейчас тут что-то очень серьёзное, и думаю, в съёмке этого кадра через забор была доля риска. Из железной двери то и дело выходили офицеры в грандиозных фуражках, прощались крепкими рукопожатиями, а табличка гласила, что здесь - испытательный центр робототехники. О русских роботах повышенной живучести я писал за последнее время не раз, или , и всё же никак вылетит окно да выйдет из него взбунтовавшаяся машина-убийца...

30.

На соседней Планетной (!) улице за высоким забором одиноко стоит мощный сталинский портик. Академии Жуковского сейчас не существует - она попала под сердюковские сокращения и в 2011 году переехала в Воронеж, объединившись с аналогичным заведением там. Её площадку, ясен пень, отдали под застройку, и это - не ДК, а почему-то сохранённая часть снесённого главного корпуса.

31.

В офицерских квартирах уже очень давно жилой дом. Вот его двор:

32.

А за спиной на кадре выше - ворота, которые часто бывают открыты. За теми воротами - очередной "шарик", причём не от "Востока", а от "Биона" - спутника для биологических экспериментов: пассажиры этих капсул - не люди, а животные вплоть до обезьян. Решётка перед ним - стабилизатор от системы аварийного спасения космического корабля "Союз", катапультирующей отсек с людьми, если на старте вдруг подведёт ракета.

33.

Двор принадлежит Дому авиации и космонавтики при ДОСААФ, с 1927 года занимающему очередной старо-ходынский ресторан с вполне космическим название "Аполло". По сути дела тут два разных музея с общим билетом - в ближнем доме авиация, а в дальнем, входом с торца - космонавтика:

34.

Но я этого не знал, и первым делом зашёл на авиационную половину. В тёмном холле а меня повеяло пылью, подгнившим паркетом, старыми вещами... кажется, что сам воздух здесь не менялся с 1980-х годов. Примешивался запах гречки с тушёнкой - кассир, типаж советского инженера под сокращением, обедал на рабочем месте.

35.

И я понял, что мне будет искренне жаль, если этот музей закроют на ремонт на пару лет, а откроют гладким и блестящим: его главный экспонат - это Дух Эпохи.

36.

Вот только кабинет Гагарина заперт и опечатан - вход туда только с экскурсией, а экскурсии бывают нечасто.

37.

Экспозицию открывает стенд о воздухоплавании, содержащий в том числе позорный фейк про Крякутного - разоблачённая ещё до революции мистифкация про нерехтинского подъячего, запустившего в Рязани воздушный шар ("фурвин") в 1731 году, задолго до братьев Монгольфье. Но в рамках борьбы с космополитизмом и это сойдёт, ведь развенчать обман всё равно некому. В итоге подобные вещи оказались миной замедленного действия: в Перестройку рычаг "Мы изобрели" переключился в общественном сознании с позиции "ВСЁ на позицию "НИЧЕГО". Братья Черепановы сделали свой паровоз после стажировки в Англии (и это, вообще-то, по тем временам уже очень немало!), Крякутного не было вовсе, а значит поди и Попов радио не изобретал, и автомат Калашникова у немцев слямзин...
Лучше смотреть на макет жестяного дирижабля Циолковского (см. ), так похожего на ракету.

38.

41.

Таким же ветхим и допотопным выглядит и отдел космонавтики:

42.

Но до чего хороши интерьеры!

43.

Космический отдел, созданный явно гораздо позже, может быть в 1980-х или даже 1990-х, занимает всего пару залов. В первом - стандартный набор макетов, в том числе конический "Спутник-2", а рядом с ним герметичная кабина для Лайки:

44.

Основной зал, в уголке которого две смотрительницы болтали за жизнь:

45.

Полётные и тренировочные костюмы:

46.

Один из которых принадлежал Валентине Терешковой:

46а.

Самый ценный экспонат, пожалуй - это кабина "Бурана", или вернее БТС-002 - его "двойника" с газотурбинными двигателями для испытаний лётных качеств в атмосфере. Сам ракетоплан ныне в Германии, в техническом музее города Шпейер .

47.

А вот странный твердотопливный двигатель принадлежал катапульте "Бурана", в основном на случай аварии при запуске:

47а.

Макеты - межпланетный аппарат "Фобос-2 " (1988) и орбитальный телескоп "Астрон " (1983). Техника - это космические фотоаппараты для съёмок поверхности Земли и ориентатор космического корабля "Алмаз".

48.

В общем, музей крошечный, но интересные вещи тут есть. В качестве интерактива можно ещё и постучать космическим молотком (который не даёт отдачи) по рельсу - разницы, впрочем, я не заметил, может слишком слабо бил. Отдельная достопримечательность - сувенирная лавка в подвале с обилием моделей для сборки да старых журналов и книг:

49.

А вот на неизменный "Космопит" не стоит вестись ни здесь, ни в других музеях - на самом деле вместо тюбиков космонавты давно уже пользуются вакуумной упаковкой и сублиматами, да и настоящая космическая еда не 300 рублей бы стоила, а гораздо больше.

50.

А что же само Ходынское поле? Оно теперь выглядит так - обычная судьба закрытых аэропортов в любую эпоху, и районы на их месте я уже видел в , . Там, среди этих многоэтажек, тоже немало исторических свидетельств, но к ним - не в этот раз.

51.

В следующих частях - об институтах и заводах, только я не решил пока, в каком порядке.

БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018 . Томилино и завод "Звезда".
и Николо-Угрешский монастырь.
и Быково.
. Старый город.
и Кратово.
и окрестности (Больше Вязёмы, Кубинка, парк "Патриот")
. Экспозиции о партизанах, Сирийском войне и космосе.
О скитаниях вечных и о Москве .
. Останкино.
Москва. Ходынка.
Москва. Институты и заводы.
Москва. Фили и Центр Хруничева.
Москва. Тушино и "Буран".
. ИКИ и ИМБП.

В техникуме, где я учусь, действует Музей, при котором есть секция исторического краеведения. Мы проводим исследования памятных мест Москвы, изучаем топонимику и историю улиц, площадей и памятников города. Наибольший интерес мы проявляли к объектам в Северном административном округе, где расположено отделение Полиграфического техникума. Осенью мы посетили Ходынское поле.
Лично для меня Ходынское - это часть семейной истории. Мой прадед, Тонковский Виктор Сергеевич был авиатором, так же, как и его отец. Для них Ходынское поле связано не только с трагическими событиями во время коронации Николая II, но и с историей русской и советской авиации, с ее победами и трагедиями. В далеком детстве я, еще не умея читать, часто рассматривала пожелтевшие страницы бортжурналов, представляя себя у штурвала.
Судьба этого места не оставила меня равнодушной, моя работа посвящена исследованию истории Ходынского поля, событиям, связанным с ним.

Ходынское поле (до XVII века «Ходынский луг») известно с XIV в, первое упоминание о нем датируется 1389 годом, когда Дмитрий Донской завещал подмосковный Ходынский луг своему сыну Юрию Дмитриевичу. Своё название поле получило по реке с названием Ходынь. Под этим именем она упоминается в писцовых книгах XVI в., что даёт основание предполагать существование первоначального названия в форме Хотынь, образованной от распространённой основы хот- (Хотча, Хотеичи, Хотьково и др. – от древнеславянского имени Хот). Менее вероятным представляется образование от основы ход- (река, по которой можно «ходить», в смысле «плавать»). Долгое время оно оставалось незастроенным, на нём располагались пахотные земли ямщиков Тверской слободы. В начале XVII века войска царя Василия Шуйского сражались здесь с отрядами Лжедмитрия II. При Екатерине II в 1775 году на Ходынке было проведено грандиозное народное гуляние по случаю окончания войны с Турцией и заключение весьма выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира.
В дальнейшем Ходынское поле неоднократно использовалось для массовых народных гуляний. Самое же знаменитое и трагическое «гуляние» пришлось на коронацию Николая II. (См. фото 1)
На 4-ый день после коронации, на субботу 18 мая, назначили гуляние на Ходынском поле, однако место, как указывают очевидцы, было выбрано неудачно для столь массового мероприятия. Хотя Ходынское поле, служившее учебным полигоном для Московского гарнизона, было достаточно большим (около 1 км²), однако рядом с ним проходил овраг, а на самом поле было много промоин и ям после добычи песка и глины.
В честь коронации была запланирована раздача царских подарков в количестве 400 тыс. штук. Уже с ночи близлежащие улицы были заполнены людьми; шли целыми семьями, рассчитывая попасть на Ходынку пораньше. Все надеялись получить царский подарок. Каждому пришедшему полагались гостинцы: колбаса, пряник, булка и кружка "На память Святого Коронования". Обещали бесплатно разливать пиво, но выпивку многие приносили собой. По краям поля рабочие установили 150 украшенных зелеными ветвями палаток, в которых и планировалось раздавать подарки. Рядом поставили еще двадцать небольших ларьков, в которых бы угощали пивом и вином.
Даже накануне гулянья было видно, что сюда стекается много народа, но не было предпринято экстренных мер, способных предотвратить катастрофу. Ночью в толпе прошёл слух, что буфетчики раздают праздничные наборы из-под прилавка своим, и на утро всем не хватит. Народ кинулся к палаткам, охрану раскидали, перепуганные буфетчики начали кидать подарки в толпу. Началась страшная давка, люди проваливаются в наспех закрытые досками рвы и траншеи полигона. Упавшие были обречены на смерть. Выжившие потом говорили: "Чувствуешь, что под тобой человек, что ты стоишь на его груди, весь дрожишь на месте, а податься некуда".
Погибло 1389 человек. Государю доложили, но гуляния не отменяют. До их начала не успели вывезти все тела. И на одном конце поля веселились, а на другом - грузили трупы в праздничных нарядах. (См. фото 2). Николай порывается ехать в монастырь, замаливать страшный грех, но вечером того же дня танцует на балу французского посла, - нельзя же обижать главных союзников.
Жертвы Ходынского «гуляния» похоронены в братской могиле на Ваганьковском кладбище. На обелиске – только дата: 18-го мая 1896. (см. фото 3). С тех пор в русском языке большая давка называется «Ходынкой».
* * *
В 1910 году в восточной части Ходынского поля был открыт аэродром, принадлежавший Московскому обществу воздухоплавания. Здесь совершали свои полеты выдающиеся русские летчики П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин. В окрестностях поля были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Илюшина, Поликарпова.
В советское время Ходынский аэродром, носивший сначала имя Троцкого, а с 1926 года – Фрунзе, имел неказистое, маловместительное здание аэропорта. И только к ноябрю 1931г. на Ходынке был открыт первый в СССР аэропорт, в то время один из самых больших в мире. (См. фото 4). Ближайшая станция метро получила название "Аэропорт". (А здание, которое мы видим на Ленинградке сейчас, было построено в 1965 году).
Ходынский аэродром - сгусток отечественной истории авиации. Это поле принимало всех наших легендарных пилотов, отсюда взлетали первые российские аэропланы, здесь закладывались ведущие авиационные и ракетные КБ. Здесь встречали и провожали многих наших великих современников, это место было свидетелем славных подвигов и трагедий.
18 мая 1835 года, по стечению обстоятельств, в годовщину Ходынской катастрофы, с аэродрома стартовал агитсамолет "Максим Горький". На борту находилось 11 человек команды и 35 пассажиров. Вскоре после взлета в самолет врезался истребитель сопровождения и «Максим Горький» упал в 4 километрах от аэродрома.
15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 здесь, на Центральном аэродроме, погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов. (См. фото 5). На месте его гибели установлен памятный камень.
Всего на летных испытаниях, проводимых на аэродроме, погибло около 150 человек.
В годы Великой Отечественной войны здесь, на аэродроме формировались воинские соединения. И именно сюда утром 9 мая 1945 г. летчик А.И. Семенов доставил акт о безоговорочной капитуляции Германии, а затем сюда было доставлено Знамя Победы. Здесь до 1960 года базировался авиационный полк, обеспечивающий полеты членов Политбюро. В 1971 году здесь "вставал на крыло" Ил-76, а в 1976 году начались полеты Ил-86.
В конце 1990-х здесь хотели устроить международный бизнес-аэропорт. Однако, 24 мая 2002 было принято постановление об исключении Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле из реестра действующих. Последний самолет взлетел с взлетно-посадочной полосы Ходынского поля 3 июля 2003 года. Это был Ил-38СД базовой авиации ВМС Индии.
Имеет Ходынское поле и спортивную историю. В 1970-х на поле было построено много спортивных сооружений ЦСКА - Дворец единоборств, Ледовый дворец, теннисный клуб и т.д. К московским Олимпийским играм на Ходынке построили модернистский универсальный спортивный комплекс, где соревновались гандболисты и баскетболисты.
Одним словом, у этого места действительно богатая история. Но современность оказалась для него в чем-то более трагичной, чем все предыдущие события…
* * *
Сейчас много говорится о возрождении патриотизма. Но события последних 10 лет вокруг застройки Ходынского поля оставляют нас в недоумении. Сначала радовали запланированные постройки: храма Сергия Радонежского, музея авиации, парка «Исторические ландшафты Москвы». На остатках взлетной полосы расположились легендарные самолеты. Они годами стояли под открытым небом, и это стало больше похоже на кладбище, а не на музей. (См. фото 6). Разбитые стекла кабин, выломанные люки и иллюминаторы, ржавчина и облезшая краска... Но даже на ту свалку железа приходили люди разных возрастов и платили по 100 рублей охранникам, чтобы иметь возможность рассмотреть самолёты. Если бы музей действительно построили, то поток интересующихся отечественной историей авиации и космонавтики стал бы постоянным.
Аллея деревьев вдоль Ходынского бульвара, узкая полоса озелененной территории - сегодня единственная существующая часть запланированного парка «Исторические ландшафты Москвы». В июне 2013 года на ней открылся первый памятник летчику-герою Водопьянову, который сохраняет дух и традиции (см. фото 7) характерные для памятников раннего советского периода. В планах – памятник Чкалову на противоположном конце аллеи.
Ходынка уже давно потеряла свой исторический облик, и это процесс закономерный: если мы будем пытаться оставить все так, как было, Москва перестанет развиваться. Жизнь идет вперед. Но и о прошлом забывать нельзя.
Вместо Музея авиации него строится огромный торговый центр с «авиационным» названием площадью 235 тыс. кв. метров. А еще - бизнес-центр с гостиницей и станция метро «Ходынское поле». А значит, земля здесь слишком дорога, чтобы строить на ней храмы и музеи. Да и традиционные представления о музее не укладываются в бизнес концепцию владельцев ТРЦ "Авиапарк". Зачем возиться со всяким старьем, если можно сделать современный музей, в котором будут установлены специальные симуляторы, позволяющие смоделировать высадку на Луну или Марс и почувствовать себя пилотом космического корабля. Только при чем здесь Луна и Марс? - Ничего удивительного, проект музея уже разработан американской компанией Land mark, а значит, подобный музей скорее более всего будет походить на парк аттракционов. И, правда, зачем нам знать свою историю, давайте изучать ее на примере американских фантастических фильмов. Здесь и море удовольствий и думать особо не надо. Жить по принципу – хлеба и зрелищ. Торгово-развлекательные комплексы для того и создаются.
Уже перед отправкой материала в газете «Метро» от 19 декабря 2014 года я прочитала статью «Утвержден проект парка», связанную с Ходынкой. Цитирую дословно: « В Москве появится новый городской парк – он разместится на Ходынском поле. Проект планировки территории был одобрен на заседании градостроительно-земельной комиссии. На взлетно-посадочной полосе аэродрома разместятся Государственный центр современного искусства, средняя школа, храм преподобного Сергия Радонежского и деловые объекты».

Показалось немного странным, что решение о создании парка принималось дважды. Что ж, будем надеяться, что исполнение не затянется на годы…

Русские авиаторы на Ходынском аэродроме. Москва. Ходынское поле в XVII — начале XX вв. название местности на северо западе Москвы, между современным, Беговой улицей, проспектом Маршала Жукова и Живописной улицей. До конца XIX в. обширное… … Москва (энциклопедия)

Обширное (св. 8 кв. вер.) луговое пространство под г. Москвою, между р. Москвой и Петербургским шоссе. Место лагерной стоянки расположенных в Москве и ее окрестностях войск. Скачки. В 1882 г. на X. поле была устроена Всероссийская худ. промышлен … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

У этого термина существуют и другие значения, см. Ходынское поле (значения). Эта статья или раздел статьи содержит информацию об ожидаемом событии или запланированном объект … Википедия

Ходынское поле: Ходынское поле местность на северо западе Москвы. Ходынское поле строящаяся станция Третьего пересадочного контура московского метро … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ходынка. Ходынка. Акварель Владимира Маковского. 1899 Ходынка, Ходынская катастрофа массовая давка, происшедша … Википедия

Ходынка давка, происшедшая 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни коронации императора Николая II, во время которой погибло и было покалечено… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Девичье поле (значения). Историческая местность в Москве Девичье поле … Википедия

Историческая местность в Москве Военное поле на карте окрестностей Москвы (1 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Сергия Радонежского. Православный храм Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле … Википедия

Историческая местность в Москве Октябрьское поле … Википедия

Книги

  • Матильда. Тайна Дома Романовых , Павлищева Наталья Павловна. Последний русский император и балерина, утвердившая славу русского балета. Страсть, которая могла изменить русскую историю. Любовь, ставшая легендой. В жизни каждого человека случаются…
  • Фогабал , Владимир Гиляровский. «Холодно. Побурела трава на опустелом ипподроме. Ни дверей, ни окон у остатков каменных зданий… Прежде отделялось высоким забором от Ходынского поля здание на дворике, где взвешивались на…


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...