Что такое адаптация в психологии. Понятие «адаптация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Политическая наука: Словарь-справочник

Адаптация

процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной, политической экономической; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Современный экономический словарь. 1999

АДАПТАЦИЯ

(от лат. adaptatio - приспособление)

приспособление экономической системы и ее отдельных субъектов, работников, к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни. Например, при переходе от централизованной экономики к рыночной необходима адаптация предприятий и их работников к рыночной среде и к рыночным отношениям.

Словарь Военных Терминов

Адаптация

приспособление человеческого организма к воздействию новых раздражителей нлп к изменившимся условиям деятельности н жизни в целом. К основным видам А. относят биологическую, физиологическую, психологическую п социальную. А, имеет свою специфику и широко проявляется в воинской деятель» ностн.

Адаптация

(лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание). Приспособление текста для недостаточно подготовленных читателей (например, "облегчение" текста литературно-художественного произведения для начинающих изучать иностранные языки).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Адаптация

(от лат. adaptare - приспосабливать, позднелат. Adaptatio - приспособление) - приспособление функций и строения организма к условиям существования в результате комплекса морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида. Адаптацией называют и сам процес выработки приспособлений. Различают две группы приспособлений - аккомодацию (например, аккомодацию глаза к ясному видению предметов, находящихся на разных расстояниях) и эволюционную адаптацию (обусловленную естественным отбором).

Антропологический толковый словарь

Адаптация

(от лат. adaptare приспособлять) - приспособление строения и функций организма к условиям среды (процесс и результат этого процесса). Обычно понимается как наследственно закрепленное приспособление, чем отличается от акклиматизации. В зависимости от контекста термин имеет множество значений (подробнее см. тему 9).

Функциональное приспособление организма или популяции к окружающей среде. Адаптация является результатом эволюционных изменений (в особенности, результатом естественного отбора).

Педагогический терминологический словарь

Адаптация

(от лат. adaptatio - приспособлять, прилаживать; adaptio - приспосабливание, приноравливание)

В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5-м классе в пубертатный период (см. ), когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую, стрессовую реакцию организма ребёнка.

Нарушения А. рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей возникают вредные привычки: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей и пр. В период неустойчивой А. дети чаще болеют простудными заболеваниями, у них снижается масса тела и т.п.

А. учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, правильный режим дня, питание, организация учебных занятий в школе и дома и т.д.). В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после каникул - в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки неустойчивой дезадаптации или отсутствия А., составляют группу риска по отношению к нервно-психическим и соматическим заболеваниям и нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 11-12)

способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе А. лежат реакции организма, напправленные на сохранение постоянства его внутренней среды. А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса А. ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественное учебно-воспитательное учреждение (дет. сад, школа), при вхождении в новый коллектив.

(Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 9)

многокомпонентный процесс, обеспечивающий развитие субъекта и включающий три релевантных признака:

во-первых, процесс приспосабливания субъекта к новой среде,

во-вторых, отношение равновесия между субъектом и средой,

в-третьих, результат приспособительного процесса.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 126)

процесс и результат становления индивида социальным существом.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

приспособление личности к изменениям образовательного процесса.

(Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства. - СПб., 2002. С. 135)

Словарь лингвистических терминов

Адаптация

1. Социолингв .: Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной среды: социальной, этнической, культурной, языковой – зачастую при смене места проживания

Как следствие – может развиваться индивидуальный или коллективный билингвизм, смена языка, формирование двойного культурно-языкового сознания, усвоение новых навыков речевого поведения.

2. (лат. : adaptatio – приспособление) Освоение, приспособление иноязычного слова к системе нового для него языка.

А. может быть:

1) семантической;

2) графической;

3) фонетической;

4) орфоэпической;

5) орфографической;

6) словообразовательной;

7) грамматической и т.п.

Словарь социолингвистических терминов

Адаптация

Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной социальной, этнической, культурной и языковой среды, обычно при смене места проживания. Имеет следствием развитие индивидуального и (или) коллективного билингвизма, смену языка, смену или формирование двойного культурно-языкового сознания, усвоение новых навыков поведения, в том числе речевого. Соотв. различают языковую, социальную, культурную (то же, что и аккультурация) адаптацию, в зависимости от того, на каком именно из аспектов изменения сознания и поведения индивида (коллектива) ставится смысловой акцент. Напр., адаптация русских эмигрантов к условиям новой страны проживания.

 аккультурация

См. также: ,

Словарь антонимов русского языка

Адаптация

отвыкание

Словарь экономических терминов

Адаптация

(от лат. adaptatio - приспособление)

приспособление экономической системы и ее отдельных субъектов, работников к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни. Например, при переходе от централизованной экономики к рыночной необходима адаптация предприятий и их работников к рыночной среде и к рыночным отношениям.

Военно-морской Словарь

Адаптация

приспосабливаемость организма, личности к воздействию новых раздражителей или изменившихся условий деятельности и жизни в целом. Понятие адаптация распространяется и на сложные технические системы автоматического управления.

Словарь экологических терминов и определений

Адаптация

Толковый сельскохозяйственный словарь

Адаптация

приспособляемость пород и сортов к почвенно-климатическим условиям.

Глоссарий суицидологических терминов

Адаптация

состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к Изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза. Адаптация - основной способ жизнедеятельности и выживания организма (вида).

Для человека специфической формой адаптации является социально-психологическая адаптация, обеспечивающая его личностное развитие путем направленного, активного взаимодействия с природными и социальными условиями существования.

Словарь терминов МЧС

Адаптация

приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Представляет собой единый процесс, в который вовлечены механизмы всех структурных уровней: от молекулярного до психического и социального. Выделяют различные виды адаптационного реагирования - клеточные, тканевые, отдельного органа, отдельной системы органов, целостного организма, психологические, поведенческие, социальные. Решающую роль в оптимизации процесса А. играет психическое состояние и морально-волевые качества человека. Нервно-психическим механизмам принадлежит одно из ведущих мест. А. не только в начальных этапах адаптационного процесса, но и в социальной адаптации человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в том числе и в результате чрезвычайных ситуации. Они являются необходимым элементом общей адаптации человека, определяют не только его поведение, психическую устойчивость, но и становление микроколлектива, взаимоотношения между людьми, оптимальное выполнение социальных функций.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Адаптация

Адаптация

♦ Adaptation

Изменение того, что поддается изменению, при столкновении с тем, что изменению не поддается. Например, учит Декарт, легче изменить свои желания, чем существующий миропорядок. Умный марксист сказал бы, что легче изменить общество, чем человеческую природу.

Вот почему жизнь есть адаптация к закону реальной действительности, который гласит: изменение или смерть.

Энциклопедия «Биология»

Адаптация

приспособление организма, популяции или биологического вида к условиям окружающей среды. Включает морфологические, физиологические, поведенческие и др. изменения (или их совокупность), обеспечивающие выживание в данных условиях. Адаптации подразделяют на обратимые и необратимые. Первые более кратковременные и не влияют на процесс естественного отбора (напр., временное усиление интенсивности сокращения сердца человека или животного во время бега, увядание листа при недостатке влаги и возвращение его в прежнее состояние при насыщении ею). Вторые, наследственные, закреплённые естественным отбором, становятся видовой или популяционной характеристикой (напр., хобот сайгака, фильтрующий пыль при быстром беге, видоизменённый лист кактуса – колючка, уменьшающий транспирацию в условиях пустыни). К наследственным адаптациям относятся также различные типы окраски – покровительственная, предупреждающая и др.

Толковый переводоведческий словарь

Адаптация

1. Прием для создания соответствий путем изменения описываемой ситуации с целью достижения одинакового воздействия на рецептора.

2. Под адаптацией понимается обычно разнообразная обработка текста: упрощение его содержания и формы, а также сокращение текста в целях приспособления его для восприятия читателями, которые не подготовлены к знакомству с ним в его подлинном виде.

3. Приспособление текста для недостаточно подготовленных читателей. Например, "облегчение" текста литературно-художественного произведения для начинающих изучать иностранные языки.

Термины и понятия лингвистики. Синтаксис: Словарь-справочник

Адаптация

(лат. : adaptatio – приспособление

Словари русского языка

    Введение

    Общее представление о понятии адаптация

    Адаптация в различных науках

    Адаптация в психологии

    Факторы, определяющие эффективность адаптационного процесса

    Расстройство адаптации

Введение

Жизнедеятельность человека не может происходить в отрыве от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный, вредоносный характер. Условия нормального функционирования человека весьма жестки. Изменение температуры тела всего на один градус приводит к ощущению значительного дискомфорта. Изменение температуры на пять-шесть градусов могут привести к гибели организма. Человек, как и другие животные, в своей эволюции прошел суровый естественный отбор, но все равно остается довольно ранимым существом. Адаптация организма позволяет сгладить многие неприятные последствия резкого изменения физических и физиологических параметров существования.

Начиная с рождения и до самой смерти человеку приходиться адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Так и психическое здоровье населения России не остается без внимания обеспокоенных экспертов уже в течение нескольких лет. Около 30% россиян на сегодняшний день нуждаются в лечебной или консультативной помощи психиатра или психолога, так как не могут адекватно адаптироваться. Именно поэтому тема адаптации является поистине актуальной на сегодняшний день.

Общее представление о понятии адаптации

Понятие адаптации - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе "человек-среда". Французский физиолог К. Бернар выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. Это сохранение происходит благодаря работе сложных механизмов саморегулирования (которые впоследствии были названы гомеостатическими). Бернар первый сформулировал идею о том, что постоянство внутренней среды - условие любой жизни. В дальнейшем американский физиолог У. Кэннон развил эту теорию и назвал идеальное состояние гомеостазом. Гомеостаз - это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая устойчивая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние. Если нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает страдать. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах. Организм, таким образом, не только способен вернуть идеальные параметры, но и будет пробовать приспособиться к новым, не идеальным. В этом случае общее состояние организма будет отличаться от идеального. Хроническое заболевание - характерный пример временного равновесия. Жизнедеятельность человека обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Организм не просто окружен средой, он обменивается с ней. Он вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм старается всеми доступными средствами не только вернуть свое внутреннее состояние к идеальному, но и приспособиться к среде, сделав процесс обмена наиболее эффективным. Другими словами адаптация есть процесс приспособления внутренней среды организма к внешним условиям его жизнедеятельности, то есть оптимизация взаимодействия «внешнего» и «внутреннего» в целях сохранения и поддержания жизни.

Адаптация в различных науках

Понятие «адаптация» возникло изначально в биологии («биологическая адаптация»-приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие), но также оно может быть отнесено и к общенаучным понятиям, которые возникают на «стыках» наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Понятие «адаптация», как общенаучное понятие, содействует объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем.

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального.

В развитие современной теории адаптации в физиологии, биологии и медицине внес значительный вклад Г. Селье. Его концепция стресса органично дополняет теорию адаптации. Стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса, поскольку включают и непосредственную реакцию на воздействие, требую­щее адаптационной перестройки (стадия тревоги, аларм-реакция), и период максимально эффективной адаптации (стадия резистентности), и (в случае недостаточности адаптационных механизмов) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). Универсальный характер указанных законо­мерностей дает возможность аналогичным образом рассматривать зависимость между психической адаптацией и психическим (эмоциональным) стрессом.

Явление стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Вопросы адаптации изучались на клеточном, органном, организменном, популяционном и видовом уровнях. В.Ю. Верещагин выделяет, в частности, медико-биологическое, эволюционно-генетическое и экологическое направления в исследовании проблемы адаптации человека, соответственно по разному определяемой. Так, Г. Селье отождествляет постоянно протекающий процесс адаптации с понятием жизни. А.Д. Слоним определяет адаптацию как совокупность физиологических особенностей, обусловливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды. В.П. Казначеев рассматривает физиологическую адаптацию как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды. Согласно Ф.З. Меерсону, адаптация представляет собой процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. По его мнению, помимо генотипической адаптации, которая выработалась в процессе эволюционного развития и передается по наследству, существует фенотипическая адаптация, приобретенная в ходе индивидуальной жизни. Фенотипическая адаптация определена как процесс, в результате которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору внешней среды. Ф.З. Меерсон рассматривает поэтапность этих процессов, переход срочной адаптации в гарантированную, обеспечивающую фиксацию сложившихся адаптационных систем. Изучая соотношение памяти и адаптации, исследователь приходит к справедливому выводу, что память является основной, необходимой предпосылкой адаптации, но не тождественна ей.

Так как в процессе индивидуального развития человека у него вырабатываются механизмы адаптации, основанные, прежде всего на перестройке социальных отношений между людьми, В.Г. Асеев считает, что данная концепция может использоваться для определения научных подходов к изучению социальной адаптации.

Н. Никитина определяет социальную адаптацию как интеграцию личности в сложившуюся систему социальных отношений. Такое определение не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Сходное понятие об адаптации использовал Ж. Пиаже, который определял ее как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них обеспечивает модификацию поведения субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схемы поведения субъекта.

По мнению Т.Н. Вершининой, если социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности.

Ф.Б. Березин считает, что решающую роль в жизни человека играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние на адаптационные процессы. Ю.А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, которая обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них.

Адаптация в психологии

Психологическая адаптация - это тот аспект адаптации, где человека рассматривают как личность, затрагивая структурные составляющие, особенности личности, ее активность. Источником психологической адаптации выступает взаимодействие между личностью и обществом, а средством осуществления - усвоение норм, ценностей, требований данного общества человеком. При этом следует отметить, что критерием эффективности адаптационного процесса является внутренняя структурированность личности, ее потребностей, мотивов, установок и т.д. в соответствии с требованиями общества проживания. Основным механизмом этой адаптации являются изменения в структурных связях и отношениях тех свойств и качеств, которые определяются личностью, т.е. их интеграцию в единую систему.

Реализация процесса психической адаптации, по словам Ф.Б. Березина, обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно психологическими (социально-психологическими и собственно психическими) или физиологическими механизмами. В общей системе психический адаптации выделяется три основных уровня или подсистемы: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. При этом задачами собственно психической адаптации является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья, социально-психологической - организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологической адаптации - оптимальное формирование психофизиологических соотношений и сохранение физического здоровья. Исследование показателей психической адаптации поэтому предполагает комплексный подход и одновременную оценку соответственно актуального психического состояния, особенностей микросоциального взаимодействия, церебральной активности и вегетативного регулирования. Показателем успешности психической адаптации является достижение возможности выполнения основных задач деятельности. В качестве критериев адаптации чаще всего использовались две их группы: объективные и субъективные. Ф.Б. Березин подчеркивает, что эффективность адаптации нельзя оценивать независимо от затратных показателей, и определяет психическую адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды». Факторы, определяющие эффективность адаптационного процесса

Нарушения гомеостаза и состояния равновесия в системе человек - среда могут вызываться различными факторами. В зависимости от аспекта, в котором рассматривался процесс адаптации, рядом авторов исследовалось влияние либо биологических, либо социальных факторов. По мнению В.Г. Асеева, социальные факторы (производственные и межличностные отношения, социальные связи, общение и т.д.) являются такими же объективными формами воздействия на человека, как и факторы биологические, причем решающую роль в адаптационных механизмах играют социальные факторы. Очевидно, что действие биологических и социальных факторов может быть взаимоопосредованным: «можно с уверенностью утверждать, что такие факторы прогресса, как, например, ускорение темпов жизни, интенсификация производственных процессов, урбанизация, «отчуждение», комплекс социально -психологических и культурно-исторических условий нашей эпохи - действуют на биологию человека не прямо, а опосредованно, преломившись через нейропсихическую сферу».

В.И. Медведев описывает три группы факторов (детерминаторов) адаптационного процесса, находящихся в тесной взаимосвязи между собой. По его мнению, на человека действует комплекс как природных адаптогенных факторов, так и социальных, обусловленных типом выполняемой деятельности и стоящими перед ней социальными задачами. Третьей группой факторов являются внутренние условия выполнения деятельности, т.е. состояние процессов, обеспечивающих адаптацию. Г.М. Зараковский выделяет три группы таких процессов: операциональные - составляющие непосредственное содержание тех действий, которые выполняет человек для достижения цели деятельности; процессы обеспечения (энергетические, пластические и др.), которые создают условия выполнения деятельности; регуляторные процессы - организующие, направляющие деятельность в целом и управляющие функционированием первых двух групп.

Ф.Б. Березиным исследовалось влияние акцентуаций характера на процесс адаптации. По его мнению, акцентуированные личности не обнаруживают нарушений психической адаптации, т.к. личностные черты, определяющие их поведение, способствуют психической адаптации, если они отвечают требованиям среды. Однако, если длительное напряжение адаптационных механизмов приводит к нежелательному заострению акцентированных черт, адаптивные возможности индивида снижаются и эти черты облегчают возникновение интрапсихических и межличностных конфликтов.

Расстройство адаптации

Расстройство адаптации является дезадаптивной реакцией на отчетливо обнаруживаемый психосоциальный стресс или стрессы, проявляющейся через 3 мес после начала действия стресса. Данная патологическая реакция может восприниматься субъектом как личное несчастье, это не обострение психического заболевания, которое отвечает другим критериям. Расстройство, как правило, прекращается вскоре после того, как прекращается действие стресса, или же, если стресс остается, достигается новый уровень адаптации. Реакция является дезадаптивной из - за нарушений в социальной или профессиональной деятельности или из - за проявлений, выходящих за рамки нормальных, обычных, ожидаемых реакций на подобный стресс. Следовательно, данный диагноз не должен ставиться, если больной отвечает критериям более специфического расстройства.

Расстройства адаптации усиливаются при наличии одного или более стрессов. Тяжесть стресса или стрессов не всегда обусловливает тяжесть расстройства адаптации. Личностная организация и культурные или общественные нормы и ценности вносят свой вклад в неадекватную реакцию на стресс. Ее тяжесть является комплексной функцией степени, количества, продолжительности, обратимости, окружающей среды и личностных отношений.

При наличии одновременного расстройства личности или органического поражения также может развиться нарушение адаптации. Подобная подверженность может также явиться результатом утраты родителя в детском возрасте. Хотя, по определению, расстройство адаптации наступает после стресса, симптомы необязательно начинаются немедленно, и точно так же они не сразу исчезают, когда прекращается стресс. При постоянно действующем стрессе расстройство может продолжаться всю жизнь. Оно может также наступать в любом возрасте. Его проявления очень многообразны, причем наиболее частыми у взрослых являются депрессивные, тревожные и смешанные симптомы.

Соматические симптомы наиболее часто наблюдаются у детей и пожилых лиц, но могут быть и у других. Иногда больные проявляют насилие и безрассудство, пьют, совершают правонарушения или изолируются от общества.

Диагностические критерии DSM - III - R для расстройств адаптации.

А. Реакция на явный психосоциальный стресс (или множественные стрессы), которая появляется в течение 3 мес после начала воздействия стресса(ов).

Б. На дезадаптивный характер реакции указывает один из следующих: 1) нарушение в профессиональной (включая школу) деятельности или в обычной социальной жизни или во взаимоотношениях с другими, 2) симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс. В. Расстройство является не просто примером чрезмерной реакции на стресс или обострением одного из ранее описанных психических расстройств.

Г. Реакция дезадаптации длится не более 6 мес.

Выводы

Проблема адаптации, будучи междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

Практически все авторы рассматривают адаптацию как процесс приспособления к различным состояниям внешней среды, в ходе которого приобретаются новые качества или свойства. В этом подчеркивается активность адаптивных процессов, которые постоянно сопровождают жизнь человека и способствуют его выживанию в различных условиях.

Но, несмотря на многочисленные исследования адаптации, остается еще много белых пятен в понимании сущности, видов и структуры этого феномена, а также факторов его определяющих.

Список литературы:

от лат. adaptatio - приспособлять, прилаживать; adaptio - приспосабливание, приноравливание). В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5-м классе в пубертатный период (см.Пубертатный скачок роста), когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую, стрессовую реакцию организма ребенка. Нарушения А. рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей возникают вредные привычки: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей и пр. В период неустойчивой А. дети чаще болеют простудными заболеваниями, у них снижается масса тела и т.п. А. учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, правильный режим дня, питание, организация учебных занятий в школе и дома и т.д.). В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после каникул - в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки неустойчивой дезадаптации или отсутствия А., составляют группу риска по отношению к нервно-психическим и соматическим заболеваниям и нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции. - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе А. лежат реакции организма, напправленные на сохранение постоянства его внутренней среды. А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса А. ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественное учебно-воспитательное учреждение (дет. сад, школа), при вхождении в новый коллектив. (Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998.) - многокомпонентный процесс, обеспечивающий развитие субъекта и включающий три релевантных признака: во-первых, процесс приспосабливания субъекта к новой среде, во-вторых, отношение равновесия между субъектом и средой, в-третьих, результат приспособительного процесса. (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001.) - процесс и результат становления индивида социальным существом. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.) - приспособление личности к изменениям образовательного процесса. (Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства. - СПб., 2002.) См. также Адаптация педагога, Адаптация школьная

Отличное определение

Неполное определение ↓

Адаптация – это приспособление к условиям окружающего мира. Относительно человека это понятие рассматривается в психологическом значении, биологическом. Важно иметь представление о том, какими механизмами обусловлена адаптация, не только биологам, но и психологам, психиатрам и психотерапевтам. Адаптация – важный аспект для руководителей предприятий, принимающих новых сотрудников, работников образовательных учреждений.

Общее представление

Биологическая адаптация – это явление, объединяющее человека и неразумную жизнь. Термином принято обозначать способность подстраиваться под меняющиеся внешние условия. Учитывают климат, внутренние изменения организма, уровень света и показатели давления окружающей среды, уровень влажности, вынужденную ограниченность реализации определенных функций. Внутренние изменения, к которым приходится адаптироваться, – это еще и различные заболевания.

Психологическая адаптация – это процесс подстройки личности под общественные требования, потребности себя самого, индивидуальный набор интересов. Социальная адаптация предполагает усвоение нормы, ценностей, актуальных для сообщества, в котором человек оказался. Это касается не только крупной общности, но и небольших социальных формирований, к примеру семьи.

Проявления и обучение

Социальная адаптация – это явление, которое можно наблюдать, отслеживая эволюцию взаимодействия человека и окружающих его особей. Чтобы оценить способности к адаптации, необходимо наблюдать активную деятельность особи. Социальный аспект рассматриваемого явления предполагает способность учиться, работать, создавать отношения с другими людьми и корректировать линию поведения, учитывая ожидания и требования иных участников социума.

Любой организм во время своего существования адаптируется к внешним условиям. Этот процесс беспрерывен и протекает с момента начала существования до биологической смерти. Один из аспектов программы адаптации – научение. Внутри него выделяют три подвида: реактивное, оперантное, когнитивное.

А если подробнее?

Особенности адаптации реактивного типа объясняются способностями организма отвечать на внешние факторы. В ходе взаимодействия происходит постепенное привыкание.

Оперантная адаптация существенно сложнее описанного выше реактивного метода. Она реализуема, когда у особи есть возможность взаимодействия и эксперимента, в ходе которого наблюдается отклик окружающего пространства. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи. Широко распространенный метод проб и ошибок – классический представитель этого вида адаптации. Сюда же относятся наблюдения, формирование ответных реакций.

Адаптация человека посредством когнитивного обучения предполагает выявление причинно-следственной связи между ситуациями с последующей оценкой происходящего. Для этого необходимо уметь анализировать полученный ранее опыт, а также обучиться предвидеть возможные последствия действий. Когнитивное обучение включает в себя латентное, инсайт, рассуждения и формирование психомоторных навыков.


Обучение: какое бывает?

Классический пример адаптации – научение посредством проб и ошибок. Он распространен и в человеческом обществе, и у животных. Объект, впервые встречая препятствие, пытается справиться с ним. Неэффективные действия отбрасываются, рано или поздно выявляется оптимальный вариант решения.

Формирование реакции – это в некоторой степени дрессировка. Такая адаптация предполагает награду за адекватную реакцию. Вознаграждение может быть физическим, эмоциональным. Некоторые психологи твердо убеждены, что детская адаптация наиболее эффективна именно таким путем. Едва малыш обучается произносить звуки, окружающие приходят в восторг от его лепета. Особенно ярко выражено это у матери, которой кажется, что чадо зовет именно ее.

Наблюдение – еще один путь обучения. Социальная человеческая активность во многом организована именно таким образом – особь наблюдает за тем, как ведут себя окружающие. Подражая им, человек учится. Особенность в том, что понимание значения действий и их последовательностей не предполагается.

Что еще возможно?

Викарная адаптация предполагает усвоение некоторой модели поведения, понимание ее актуальности и последствий совершаемых действий. Обычно наблюдается такая адаптация после знакомства с моделями поведения известных и знаменитых, успешных индивидуумов. Некоторые подражают персонажам фильмов или своим знакомым.

Латентная адаптация основана на получении сигналов окружающего пространства. Некоторые из них осознаются, другие воспринимаются нечетко, третьи вовсе не воспринимаются сознанием. Мозг формирует когнитивную карту мира, в котором особь вынуждена выживать, и определяет, какой ответ на ситуацию в новой обстановке будет оптимальным. Такое развитие адаптации подтверждено проведением экскрементов с крысами, способными обнаруживать путь к еде через лабиринт. В частности, ученые сперва обучали дороге, затем заливали лабиринт водой. Животное по-прежнему добиралось до пищи, хотя и вынуждено было для этого применить иные двигательные реакции.

Завершая рассмотрение

Один из методов обучения в рамках адаптации – инсайт. Термином принято обозначать ситуацию, когда индивидуум в разные моменты времени получает данные, которые затем формируются в единую картину. Полученная карта используется при необходимости выжить в условиях адаптации, то есть в ситуации, совершенно новой для особи. Инсайт в некоторой степени – творческий процесс. Решение, как правило, появляется непредсказуемо, спонтанно, является оригинальным.

Рассуждения – еще один актуальный метод адаптации. Прибегают к нему в случае, когда готовое решение отсутствует, пробы с возможным совершением ошибок представляются малоэффективным вариантом. Результат, который получает рассуждающая особь, в будущем применяется для выхода из различных ситуаций.

Работаем в коллективе: особенности

Для любого руководителя предприятия исключительно важный аспект внутренней политики – адаптация персонала. При безответственном отношении к этому вопросу текучесть кадров становится высокой, а активное развитие фирмы практически невозможно. Заниматься новыми работниками руководитель может не всегда – такой подход применим лишь в малом по масштабу бизнесе. Вместо этого приходится разрабатывать стандартные оптимальные процедуры, позволяющие помочь новому человеку встроиться в рабочий процесс предприятия.

Адаптация представляет собой знакомство индивидуума с внутренней организацией, корпоративной культурой. Новый сотрудник должен подстроиться под озвученные требования и встроиться в коллектив.

Адаптация персонала – это приспособление новых людей к условиям рабочего процесса и содержанию труда, к соцсреде на рабочем месте. Чтобы облегчить процесс, необходимо продумать, как сделать процесс знакомства с коллегами и обязанностями проще. Адаптация предполагает донесение принятых в коллективе стереотипов поведения. В области ответственности нового работника – ассимилироваться, приспособиться к окружающему пространству и начать идентифицировать общие цели и собственные интересы.

Теория…

Условия адаптации, правила этого процесса и особенности, регламентирующие его протекание, не раз становились объектом изучения видных умов нашего мира. За границей в настоящее время наиболее широко используется определение Айзенка, а также расширенные версии, сформированные его последователями. Этот подход предполагает трактовать адаптацию как состояние удовлетворения потребностей объекта и среды, а также процесс, в ходе которого такая гармония достигается. Таким образом, адаптация предполагает гармоничный баланс между природой и человеком, индивидуумом и средой.

Существует мнение, что психологическая адаптация на рабочем месте предполагает изменение процесса ознакомления нового работника с его обязательствами и с компанией в целом. Процесс необходимо подчинять требованиям окружающей среды.

Адаптация персонала, если следовать из заключений в работах Егоршина, представляет собой приспособление коллектива к условиям среды извне и внутри предприятия. Адаптация работника, соответственно, представляет собой результат процесса приспособления человека к коллегам и рабочему месту.


…И практика

Так сложилось, что в нашей стране адаптация нередко приравнивается к испытательному сроку, но на самом деле эти понятия отличаются. Адаптация для работника длится 1-6 месяцев. Испытательный срок – четверть года. Адаптационный период необходим для любого человека, а вот испытание при трудоустройстве нужно не всегда.

Во время испытания особенное внимание уделяется профессионализму сотрудника и его способности исполнять обязательства. Адаптация состоит из двух компонентов – это и профессионализация, и включение в микросоциум.

Хотя адаптация и испытательный срок не являются идентичными понятиями, нельзя назвать их и несовместимыми. Если при трудоустройстве в договоре прописывается необходимость испытательного срока, испытание и адаптация накладываются друг на друга.

Приходя на новое рабочее место, человек пытается вступить во внутренние отношения, свойственные компании. При этом одновременно ему приходится занимать разные позиции, которым присущи характерные правила поведения. Новый сотрудник – это коллега, подчиненный, для кого-то, возможно, руководитель, а также участник общественного формирования. Необходимо уметь вести себя так, как этого требует конкретная позиция. Одновременно новый работник должен следовать собственным целям, учитывать допустимость того или иного поведения с точки зрения личных приоритетов. Можно говорить о взаимосвязи адаптации, условий труда, мотивации.

Нюансы вопроса

Адаптация тем успешнее, чем в большей степени соответствуют друг другу ценности, нормы, актуальные для человека и коллектива. Это позволяет индивидууму быстрее принять и лучше понять, усвоить особенности новой для него среды.

Как говорят ученые, чтобы начать работать в меру своих сил и возможностей, необходимо потратить не менее 8 недель на привыкание к новым условиям. Для работников среднего звена необходимо 20 недель, а для руководства – от 26 недель и больше. Выбирая длительность периода адаптации в рамках предприятия, следует осознавать, что четверть года – достаточно продолжительный промежуток времени. Если за этот срок никакой отдачи от принятого на работу человека нет, вряд ли он подходит предприятию.

В то же время нужно помнить, что четверть года – период, для многих недостаточный, чтобы успешно социализироваться. Это заключается в сложности усвоения ценностей и правил поведения, принятых на предприятии. Следовательно, человеку сложно стать полноправным участников коллектива. Основная задача руководителя – различать адаптацию и испытание и осознавать, что процесс привыкания не может происходить мгновенно. Он состоит из последовательных этапов и растягивается на продолжительное время.

Между прочим, актуальность адаптации на рабочем месте хорошо доказывают статистические сведения. Как выявили исследователи, до 80 % работников, увольняющихся в первое полугодие после трудоустройства, принимают такое решение в первые 14 суток с момента вступления в должность.


Дети: особенный возраст, особенное отношение

Детская адаптация – особенно тонкий вопрос. Как правило, проблемы впервые возникают, когда ребенка нужно отправить в ясли, детский сад. Со временем приходит время собирать ребенка в школу, и родители и дети снова сталкиваются с проблемами адаптации. Сложнее всего проходят первые дни. Для облегчения этого этапа необходимо учитывать особенности возраста малыша. На помощь родителям приходят психологи, специализирующиеся на проблемах адаптации детей к образовательным учреждениям.

Особенность адаптации в детском саду – обилие негативных эмоций в первое время. Малыши склонны капризничать и плакать, хныкать. Негативное состояние у некоторых выражено в страхе – чадо опасается неизвестного, новых людей, особенно взрослых. Стресс может спровоцировать гнев. Возможно проявление агрессии относительно кого и чего угодно. Некоторые дети в период адаптации проявляют депрессивные состояния, заторможенность, вялость.

Чтобы несколько сгладить переход, следует обеспечить позитивные эмоции, причем они должны быть связаны для ребенка с новым местом. Обильный вариант – подбор стимулов, игр, наград, которые малыш получает за адекватное поведение. Негативные эмоции со временем полностью уступят место позитивным. Родители должны быть готовы к тому, что первое время с момента начала посещения детского учреждения чадо будет плохо спать, даже если ранее таких сложностей не наблюдалось. Беспокойный сон, пробуждение в слезах или с криком – это проблема, которая самостоятельно исчерпывает себя к моменту завершения адаптационного этапа.

Особенности адаптационного периода

Социальная адаптация детей в период начала посещения образовательного учреждения обычно предполагает ухудшение аппетита. Психологи объясняют это нетипичным, непривычным вкусом пищи, новым режимом питания. Стресс приводит к нарушению работы рецепторов, ответственных за восприятие вкуса. Если аппетит приходит в норму, можно уверенно говорить об успешном привыкании к новому месту.

Иногда родители отмечают, что в детском возрасте адаптация сопровождается временным ухудшением словарного запаса. Психологи объясняют это склонностью человека использовать максимально простые вербальные конструкции в сложной стрессовой ситуации, когда необходимо привыкнуть к новой среде. В некоторой степени это защитный механизм. Паниковать не стоит: если адаптация протекает нормально, со временем словарный запас снова увеличивается, а функциональность речи полностью восстанавливается.

Еще одно проявление адаптации – ослабление активности, стремления познавать, снижение любопытства. Заторможенное состояние сменяется нормальной активностью к концу периода привыкания. Кроме того, первый месяц посещения нового учреждения обычно сопровождается ухудшением состояния иммунной системы. Многие подвержены простудам. Причины болезни психологические, гораздо реже – физиологические. Под влиянием стрессовой нагрузки защита организма слабеет, понижается способность сопротивляться агрессивным факторам. Как только удается добиться эмоциональной стабильности, склонность болеть проходит.

Польза и вред

Не стоит отправить ребенка в образовательное учреждение слишком рано. Даже если чадо может нормально перенести адаптацию, слишком скорое отлучение от матери не приносит ничего хорошего. Ученые выяснили, что посещение детского сада в двухлетнем возрасте гарантированно становится причиной сильного стресса, влияющего на физиологию, психику малыша. Такая практика может привести к невротическим реакциям, ведь возраст еще слишком мал, чтобы расставание с матерью прошло безболезненно. Следовательно, малыш медленно развивается, качество получаемых навыков также становится ниже.

Ребенок не может адекватно контактировать с родителями и доверять им, поскольку связь нарушилась слишком рано, не окрепнув. С годами проблемы лишь усугубляются, а малыши сталкиваются с проблемами взаимодействия со сверстниками. К четырехлетнему возрасту дети формируют группы для игр, а до этого момента предпочтительно играть в одиночестве. Оказавшись в условиях коллектива слишком рано, ребенок не может адекватно развиваться. Нередко это отрицательно сказывается на речевых функциях.

Опасности и адаптация

В ряде случаев врачи рекомендуют воздержаться от раннего посещения образовательного учреждения. Не следует отдавать ребенка в такое место слишком рано, если ребенок рожден недоношенным, слишком маленьким или очень тяжелым, если малыш сильно болел вскоре после рождения. К факторам риска, в силу которых адаптация осложняется, относится искусственное кормление и пассивное курение, материальное положение социальной ячейки.

Когда ребенок начинает посещать учреждение, первая сложность, с которой приходится сталкиваться и ему, и его родителям, – необходимость подстроиться под режим. Перестройка дается непросто. Чтобы облегчить процесс, стоит заранее ознакомиться с тем, как выбранное учреждение работает, и начать практиковать подходящий режим заранее, задолго до первого посещения. Психологи и педиатры рекомендуют установить ребенку распорядок дня по часам и тщательно следовать расписанию.


Особенного внимания заслуживает ночной сон. Недосып приводит к невротическим нарушениям, делающим адаптацию продолжительной и болезненной. Минимизировать это можно, если каждый вечер ложиться в одинаковое время, а пробуждаться в хорошем настроении.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...