Что такое цейтнот в шахматах и как с ним бороться? Не тратить время на готовку.

Ох уж эти квартальные отчеты, завершения проектов, срочная подача документации… все это сваливается в одну кучу и становится причиной огромного стресса, который вряд ли можно считать полезным для организма. Цейтнот на работе – синоним слова “аврал”: вам приходится проводить на рабочем месте по 12-14 часов без выходных. Цейтнот похож на стихийное бедствие, ведь возникает обычно неожиданно и заставляет понервничать всех, даже самых добросовестных работников.

Цейтнот – обычное явление не только для тех, кто трудится в офисе и имеет дело с бумагами и документами. Милиционеры, библиотекари, аптекари, шахтеры и т.п. тоже часто становятся его жертвами. Само же понятие “цейтнот” (zeit – “время”, not – “нужда”) пришло к нам из шахматных турниров. Так гроссмейстеры называют ситуацию, когда для обдумывания хода не остается ни минуты. Врачи, которые работают с шахматистами, убеждены, что именно дефицит времени приводит к нервным срывам у их подопечных.

Цейтнот на работе может быть вызван нехваткой времени из-за обычной привычки откладывать все на последний момент. Также в современном мире бизнеса цейтнот может возникнуть из-за стремительного роста рынка и постоянно увеличивающегося потока информации, изменения законов, курсов валюты и налоговых ставок. Поэтому срочные задания падают как снег на голову, а реагировать нужно немедленно, иначе, как говорится, кто не успел, тот опоздал.

Перенапряжение, которое вызвано цейтнотом, можно узнать , если вы стали чувствовать, что делаете не то, чего хочется; каждый в день ощущаете нехватку времени; постоянно хотите спать; стали больше обычного курить и употреблять алкоголя; часто конфликтуете в семье; постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью и собой; не испытываете желания, да и не представляете с кем поговорить о своих проблемах; одалживаете деньги, не зная, как будете их отдавать.

Хотя цейтнот – дело сложное, оно – решаемое. Во-первых, постарайтесь относиться к нему, как к чему-то само собой разумеющемуся. Не обращайтесь к шефу с претензиями, что в вашем контракте отсутствует пункт под названием “работа в экстремальных условиях”. Цейтнот был, есть и будет – это закон любого успешного бизнеса. Cохраняйте спокойствие, попробуйте внести порядок в тот хаос, который уже успел натворить в наших делах цейтнот.

Как бы ни странно звучало, но чем больше мы спешим, тем в итоге меньше успеваем . Хватаемся за все сразу, переключаемся с одного задания на другое, а в результате теряем драгоценное время. Поэтому заранее – с вечера или с утра – определите круг задач на день и действуйте согласно ему. По мере решения вопросов отмечайте сделанные дела. Это поможет вам лучше сориентироваться в стрессовой ситуации и не делать лишних движений.

Оградите себя от ненужных встреч и телефонных звонков, не отвлекайтесь на посторонние ситуации , научитесь говорить “нет” решительно и без всяких объяснений. Каждый день наводите порядок на рабочем столе – все лишние бумаги, несвежие газеты и другой мусор – выбрасывайте. Распределяйте работу на всех сотрудников отдела, доверяйте им, нельзя же все делать самому, хотя иногда кажется, что так надежнее.

Начальство, конечно, очень не любит, когда ему сообщают о проблемах. Но вы должны в письменном виде оповестить администрацию, если видите явную угрозу срыва поставленных сроков. А еще лучше – никогда не принимайтесь за работу, если не уверены в том, что выполните ее в предложенные сроки . И не забывайте о том, что для продуктивной работы, вашему организму нужны силы, это – здоровый сон (идеально – 7 часов), полноценное питание и прогулки на свежем воздухе.

«Когда в Японии построили первую железную дорогу, мудрецы отнеслись к этому современному явлению крайне отрицательно: «Раньше человек путешествовал целую неделю, и у него оставалось время подумать, отдохнуть. С появлением железной дороги у нас совсем не хватает времени, только сел в поезд - и уже на месте».

Давайте разберёмся, а хватает ли нам времени на все запланированные дела? Не откладываем ли мы на завтра то, что можем выполнить сегодня?

Цейтнот - недостаток времени, завал в делах на работе, неумение организовать своё время и использовать его рационально.

Ваш завал на работе и в личных делах (цейтнот) имеет несколько постоянных и устойчивых признаков:

Вы можете ощущать, что вам физически не хватает времени
-После обеда вас клонит в сон, а ночью мучает бессонница

Сновидения беспорядочные и многочисленные, снятся кошмары
-Присутствует ощущение, что вы постоянно делаете не то что вам хочется, а то что нужно, тоже не исполняете

Конфликты дома и на работе возникают всё чаще
-Отсутствие положительных эмоций в вашей жизни

Ощущение что вас недооценивают на работе и дома
-Коллеги и члены семьи вызывают у вас жуткое раздражение

Цейтнот это вечный стресс

Постоянная нехватка времени может сильно травмировать нервную систему, создавая себе дополнительные условия для стресса. Организм реагирует на стресс вырабатывая «стрессовые гормоны» - адреналин, норадреналин, кортизол.

Эти гормоны призваны отвечать за нашу способность противостоять стрессовым ситуациям. Они заставляют организм мобилизовать все силы в нужный момент. В таких состояниях может повышаться кровяное давление, учащается сердцебиение и т. д.

Такая реакция помогла человеку выжить во враждебном мире: защитные механизмы работают на полную мощность и мы справляемся с экстремальными ситуациями.

Проблема возникает в том случае, если человек существует в состоянии стресса уже продолжительное время. Ресурсов нашего организма хватит максимум недели на три. Если вовремя не обеспечить себе адекватный отдых, расплата не заставит себя ждать. Депрессия, усталость и обострение хронических заболеваний напомнят нам о том, что мы слишком торопимся, забывая о главном.

Философия цейтнота и распределение времени

Если мы вспомним времена своего детства, то наверняка всплывёт такая замечательная вещь, как дневник, куда мы записывали расписание своих уроков и прочие важные для нас вещи.

Попробуйте записывать свои планы в маленький блокнот, составляя расписание на ближайшее время. Освободите свой письменный стол от ненужного хлама, а если есть возможность, то и офис/квартиру. Порядок на рабочем месте способствует дисциплине и помогает внутренне её развивать.

При возникновении чувства полной беспомощности или фиаско, подумайте о том что любой спад влечёт за особой подъём энергии. Вдохновитесь этим принципом, никто не совершенен!

Дата публикации 07.02.2006

Английское слово deadline (по-русски произносится и пишется как «дедлайн») прочно вошло в русский лексикон. Оно означает «время, к которому нужно что-то приготовить». Например, если вам нужно приготовить отчет к четвергу, то говорят: «В четверг у меня – дедлайн». Или если нужно уволиться до 5 марта, чтобы устроиться на другую работу, то говорят: «5 марта – мой дедлайн». И если дедлайн не за горами, а вы не справляетесь, то это – цейтнот. Недаром говорят, что цейтнот и дедлайн – близкие «родственники».

Как побыстрее устроиться на службу

Дедлайн может стоять как перед человеком, который только-только начинает свою карьеру, так и перед тем, кто до сих пор на работу так и не устроился. Например, вы решили до 1 марта перейти на новую работу, потому что ваша старая фирма закрывается. Вы начинаете лихорадочно искать вакансии. Покупаете кучу газет, обзваниваете массу фирм. И никакого результата: дедлайн все ближе и ближе. Вы начинаете беспокоиться. Ходите с собеседования на собеседование. У вас начинает болеть голова. Вам кажется, что вы ни на что не способны и что все работодатели сговорились мучить вас. Один говорит: «Я рассмотрю ваше резюме в течение недели». Другой: «Позвоните мне через 10 рабочих дней». Третий и вовсе не обнадеживает: «Я сам найду вас, когда понадобится». Как же быть, если желаемой работы нет, а время поджимает?

Лучше, конечно, начать комплексное наступление на фронте трудоустройства. Вы можете начать с размещения своего резюме в Интернете, например, на нашем сайте. Там вы сможете указать все свои успехи, показать, где вы учились, что умеете. Стандартные «окна», которые вам будет предложено заполнить, помогут вам: не нужно будет напрягать фантазию и думать, что и в какой последовательности писать – о вас уже позаботились разработчики сайта. Кстати, там же вы сможете узнать о ваших конкурентах: кто еще претендует на такую же вакансию, что и вы, какими знаниями обладает эти люди. И еще: на сайте можно будет посмотреть требования работодателей, поскольку там выложены вакансии крупных компаний.

Следующий ваш шагом – обращение в кадровые агентства. Вы можете «закидать» их своими резюме. Заодно неплохо было бы посоветоваться с профессиональными рекрутерами: насколько вы можете быть востребованы на рынке труда и реально ли найти вам достойную работу в сжатые сроки.

Еще один шанс – посещение ярмарок вакансий. Об их проведении вы можете узнать в районном центре занятости. На таких ярмарках собираются работодатели, у которых свой дедлайн: они тоже ищут работников, причем очень срочно.

Для соискателей:

Как быть, если вы ищете работу, дедлайн не за горами, а вы так и сидите ни с чем:

1. Будьте готовы к временным заработкам. Посмотрите смежные (похожие) с желаемой вакансии. Несколько раз пролистайте газету и разбейте вакансии на условные категории:

  • работа, на которую вы ни за что не согласитесь;
  • работа, на которую вы пойдете в крайнем случае;
  • вполне неплохие вакансии, на которые вы прежде почему-то не обращали внимания.

2. Проанализируйте, может, вы слишком завысили требования к вакансии? Может, с вашими знаниями и навыками вам не предложат того, что вы хотите – во всяком случае, в ближайшее время? Если так, то попробуйте последовательно снижать собственные требования к:

  • зарплате;
  • продолжительности рабочего дня;
  • удаленности работы от вашего дома.

3. Относитесь к карьере как к длинному пути, на котором могут быть взлеты и падения. Поймите сущность «карьерной лестницы»: иногда вы можете «взлететь» по ней на несколько пролетов вверх, а иногда – с грохотом «рухнуть» на пару этажей вниз. Соблюдайте постепенность, не требуйте невозможного прямо сейчас, но стремитесь к нему в отдаленной перспективе.

Цейтнот на работе

Дедлайн может быть назначен вам и на работе, если вы трудитесь на должности, которая предполагает выполнение некоторых заданий. Например, вам нужно закончить изготовление детали к определенному числу. Или к какому-то времени требуется выучить иностранный язык.

При этом дедлайн на работе всегда увязан с деньгами: от вас потребуется максимум усилий, для того чтобы не упустить премию, предусмотренную за выполнение плана в срок. Не исключено также, что вам могут уменьшить зарплату за то, что вы не укладываетесь в определенные временные рамки. Вы можете подвести коллег, работа которых увязана с вашей. Вам могут вкатать «штраф» за то, что вы нерасторопны (хотя штрафы Трудовым кодексом не предусмотрены, работодатель всегда способен найти предлог, под которым не выплатит вам часть зарплаты). Наконец, вас могут просто уволить за непрофессионализм (а вернее, подвести ваше увольнение под существующие в Трудовом кодексе статьи, позволяющие расстаться с вами на законном основании).

Цейтнот на работе иногда бывает постоянным: когда труд носит авральный характер, когда он неправильно организован и полный «расслабон» в фирме чередуется с жуткими «напрягами». В этом случае, конечно, стоит задуматься: стоит ли работать в такой фирме.

Для действующих работников:

Как быть, если вы в цейтноте и не укладываетесь в рабочий график:

1. Никогда не принимайтесь за работу, если не уверены в том, что выполните ее в предложенные сроки.

2.Старайтесь не браться за все сами, делегируйте ответственность подчиненным. Разбейте выполнение работы на участки, за которые будут отвечать конкретные люди. Не допускайте «размытия» ответственности: когда несколько человек отвечают за одно и то же – кто-то обязательно должен быть главным.

3. Начальство, конечно, очень не любит, когда ему сообщают о проблемах. Но вы должны в письменном виде оповестить администрацию, если видите явную угрозу срыва поставленных сроков.

4. Обязательно разбейте работу на этапы. Сделайте надзор за выполнением работ наглядным: рисуйте и вывешивайте графики выполнения (их, кстати, очень удобно распечатывать на компьютере), подписанные ответственными лицами, чтобы было понятно кто на каком этапе находится.

5. Проанализируйте, почему наступает цейтнот. Например, это может быть ошибка в чьих-то расчетах. Или намеренное желание вас «подставить»: когда вам дают заведомо невыполнимое задание, чтобы скомпрометировать вас и сместить с занимаемой должности.

Родион ЧЕПАЛОВ,
специалист по персоналу,
бизнес-тренер



Предыдущая статья: ->>

В последнее время вектор жалоб на нехватку времени сместился с профессионального на личный. И если в бизнесе проблему повсюду решает автоматизация, то возможностями для упрощения повседневной жизни пользуется далеко не каждый.

Алексей Жарков, основатель сообщества Business Family и сервиса по автоматизации продаж BINDX , собрал подборку сервисов, которые помогут сэкономить вам драгоценное время.

1. Не тратить время на парковку

Что: про такси вы все уже знаете, поэтому поговорим про каршеринги – сервисы краткосрочной аренды автомобиля по концепции all inclusive: парковка, бензин и страховка уже включены в стоимость.

Преимущества: зачастую подобные сервисы предлагают новые автомобили и бонусы за заправку. А сама заправка осуществляется по топливным картам за счет сервиса.

Недостатки: в часы пик могут возникнуть трудности с поиском свободного автомобиля. Каршеринг - довольно новое явление для России, и далеко не все воспринимают его как безопасный сервис, опасаясь ответственности за непредвиденные происшествия на дороге.

Экономия: каршеринг позволит не тратить время на поиск бесплатного парковочного места - около 15 минут в день - машину можно оставить везде, где нет соответствующего запрета. Что касается сравнения с такси - каршеринг выиграет лишь в деньгах, так как время на ожидание машины придется потратить на дорогу до ближайшего автомобиля.

2. Не тратить время на уборку

Что: клининг-сервисы с широким спектром предоставляемых услуг – от мытья окон до генеральной уборки квартиры после ремонта.

Преимущества: оплата возможна как онлайн, так и после завершения всех работ, есть системы скидок.

Недостатки: необходимость контроля клининговых специалистов. Возможны непредвиденные проблемы в виде повреждений поверхностей или мебели.

Экономия: если отталкиваться от шестидневной уборки в 30 минут и еженедельной генеральной в 2-3 часа, то в неделю вы высвободите 5-6 часов .

3. Не тратить время на готовку

Что: сервисы по доставке питания с возможностью выбора меню.

Преимущества: некоторые сервисы предоставляют бесплатную доставку, привозят готовые, свежие блюда.

Недостатки: может отсутствовать вегетарианское меню, а также невозможно исключить или заменить продукты, вызывающие аллергическую реакцию.

Экономия: полтора-два часа уйдут на составление меню и подсчет необходимого количества калорий - это единоразовая экономия. В среднем приготовление еды занимает суммарно 2 часа в день (завтрак+обед+перекус+ужин), соответственно, при пятидневном меню вы сэкономите около 10 часов .

4. Не тратить время на поход к врачу

Что: мобильные клиники, предоставляющие услуги вызова врача на дом.

Преимущества: услуги мобильной клиники обойдутся дешевле аналогов в медицинских центрах. Оперативный выезд на прием - специалисты гарантируют, что врач подъедет по указанному адресу в течение двух часов. Некоторые сервисы принимают заказы на необходимые лекарства в аптеках-партнерах, а также осуществляет забор анализов на дому.

Недостатки: не все специальности представлены в сервисах, вызов врача на дом доступен не во всех городах.

Экономия: мобильная клиника позволит сэкономить несколько часов вашего времени , которое вы бы провели, добираясь в больницу и сдавая все необходимые анализы в порядке очереди.

5. Не тратить время на супермаркет

Что: сервисы доставки продуктов, бытовой химии, товаров для дома и канцелярии на дом.

Преимущества: отсутствие соблазнов сделать импульсивные покупки на кассе.

Недостатки: не знаю.

Экономия: в среднем на покупки в магазине уходит около часа . Добавим еще полчаса на дорогу до магазина и обратно.

режим работы при цейтноте

Альтернативные описания

Коллективное рвение после команды «свистать всех наверх»

Корабельная штурмовщина

Общая спешная работа

Перен. общая мобилизация для выполнения срочного задания, спешная работа

Почти полундра

Работа на корабле, выполняемая одновременно всем личным составом

Работа на судне, в которой участвует вся команда

Работа, которая делается срочно и поэтому часто плохо

Скоростной режим работы

Событие в застойные годы, завершающее месяц

Спешная работа, выполняемая всем коллективом

Общая спешная работа всей команды на судне

Производственная штурмовщина

Это начинается на корабле после команды «все наверх»

По-английски этот морской термин звучит как «over all» - «все наверх!», а как это слову звучит по-русски?

. «немедленная работа»

Работа, как на пожаре

Беготня по свистку боцмана

Работа по разгребанию завалов на работе

Какую работу начинают тогда, когда ее следовало бы заканчивать?

Штурмовая работа «за просто так»

Сверхсрочная работа

Запарка на судне

Когда много работы

Матросы, работы много!

Запарка у матросов

Работы невпроворот

Завал с отчетами

Запарка на работе

Срочная работа

Тону в работе!

Корабельная запарка

Много работы

Спешная работа

Судовая запарка

Много срочной работы

Работы выше крыши

Когда работы выше крыши

Работа по тревоге

Спешная работа на судне

Все наверх, работы много!

Работы тьма

Морская запарка

Спешка по-морскому

. «все наверх!»

Экстренная работа всем скопом

Свистать всех наверх!

Морская спешка

Напряг на корабле

Горячка на корабле

Генеральная судовая уборка

Генеральная уборка на корабле

Срочная корабельная работа

Работа для экипажа судна

Корабельный «субботник»

Судовая уборочная штурмовщина

Свехсрочная работа

Коллективный труд на судне

Запарка в конце месяца

Срочная работа матросов

Срочная работа на корабле

Коллективный труд в конце месяца

Спешная работа для моряков

Работа «со всех ног»

Запарка на корабле

Тревога во время шторма

Штурмовщина в конце месяца

Тревога на корабле

Полундра со швабрами

Чистка палубы

Общая работа на судне

Быстрая работа на судне

Спешное разгребание завалов

Работа повышенной скорости

Общая спешная работа на корабле

Мобилизация работников для выполнения срочного задания

Работа на корабле, выполняемая одновременно всем личным составом

Выполняемая всем коллективом спешная работа

Спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой

. "Все наверх!"

. "Немедленная работа"

Все наверх, работы много

Какую работу начинают тогда, когда ее следовало бы заканчивать

Коллективное рвение после команды "свистать всех наверх"

Корабельный "субботник"

Матросы, работы много

Оврал [не думаю вообще, чтобы мы обязаны были хранить чужое правописание в принятом слове; требование это несообразно.] морск. повелительное: пошел все наверх, на палубу; вызов всех должностных на работу, где это, по роду ее или при опасности, нужно: авральные работы: отдача якоря, съемка с якоря, уборка парусов в шквал и пр

По-английски этот морской термин звучит как "over all" - "все наверх!", а как это слову звучит по-русски

Работа "со всех ног"

Свистать всех наверх

Судовая срочность

Судовая суматоха

Тону в работе

Штурмовая работа "за просто так"

Это начинается на корабле после команды "все наверх"

Матросская запарка

Мешанина из букв слова "лавра"



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...