Cочинение «Жанровое своеобразие поэмы "Анна Снегина" Есенина С.А.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ 2000281 21 Аудиокнига. Краткое изложение произведений. 11 класc. Есенин С. Анна Снегина

    ✪ Анна Снегина краткое содержание (С. Есенин). 5 класс

    ✪ Анна Снегина

    ✪ ДВЕНАДЦАТЬ. Александр Блок

    Субтитры

Действующие лица

Сюжет

Молодой поэт (подразумевается сам автор) возвращается в родное село Радово (сам же поэт приезжал в родное Константиново летом - годов ), устав от бурных революционных событий . Герой отмечает, какие изменения произошли в его селе. Вскоре он встречается с крестьянами из Криуши, в частности с Проном Оглоблиным. Те расспрашивают знаменитого поэта, приехавшего из столицы, о положении дел, о том, кто же такой Ленин . Позже к поэту приезжает молодая помещица Анна Снегина, в которую он был влюблён в шестнадцатилетнем возрасте. Они вспоминают прошлое, молодость, свои мечты. Спустя какое-то время, Сергуша приезжает в Криушу по просьбе Прона и оказывается вовлечённым в бунт : криушские крестьяне требуют от Снегиной отдать землю. Приходит известие о том, что на войне убили Борю - мужа Снегиной. Снегина в гневе на поэта, которому доверяла. Земля достаётся крестьянам. Проходит время. Анна, попросив прощение за обиду, уезжает вместе с матерью. Главный герой возвращается в Петербург . А через некоторое время получает письмо от мельника, в котором говорится, что Прон Оглоблин был расстрелян отрядом Деникина . Приехав навестить мельника, поэт получает второе письмо, от Анны из Лондона .

История создания

Поэма «Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. В ходе этой поездки Есенин бывал в Баку , Тифлисе , Батуми . Черновой автограф поэмы содержит пометку: «1925 г. Батум».

Тициан Табидзе, цитируя слова Кнута Гамсуна, пишет, что «русские императоры возвели в обычай ссылать опальных поэтов на Кавказ, но Кавказ из места ссылки превращался для поэтов в источник вдохновения» . То же было и с С. Есениным. По словам Табидзе, «пример Пушкина влёк его на Кавказ». Состояние поэта до поездки так описывает Табидзе:

До этого С. Есенин уже успел побывать в Европе и Америке. Но что могла дать его мятущейся душе иссушенная поэзия Запада? Он сам рассказывал, что никогда раньше не чувствовал такой суеты и холода, как именно в тот период.

Внешний успех на западе не излечил его внутреннего кризиса, и он вместо успокоения чувствовал какое-то ожесточение. Ему хотелось сразу наверстать пропущенное вдохновение, он чувствовал неиссякаемый творческий голод.

Т. Табидзе. «С. Есенин в Грузии», 1927

Хотя, находясь за границей, Есенин работал над поэмами «Страна негодяев » и «Чёрный человек » и написал несколько лирических стихов, сам поэт позже, в письме Г.А.Бениславской , подчёркивал творческую пустоту этого периода : «ведь я почти 2 года ничего не писал, когда был за границей».

Поездки Есенина на Кавказ в 1924-1925 гг. действительно стали весьма плодотворным временем в жизни Есенина. Есенин выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Был написан цикл стихотворений «Персидские мотивы », стихи из сборников «Русь Советская», «Страна Советская», поэмы «Анна Снегина», «Цветы» и др. Позже, по утверждению Т. Табидзе в своих мемуарах, С. Есенин писал ему, что «зима в Тифлисе навсегда останется лучшим воспоминанием» .

По мнению издателей «Полного собрания сочинений в семи томах» С. Есенина, замысел поэмы «Анна Снегина» возник, вероятнее всего, после поездок в родное село Константиново, в конце мая - начале июня и в августе 1924 г. Писатель Ю. Н. Либединский вспоминал о впечатлениях, которыми делился с ним Есенин после поездки в Константиново в августе этого года: «- Знаешь, я сейчас из деревни... ‹...› А всё Ленин! Знал, какое слово надо сказать деревне, чтобы она сдвинулась. Что за сила в нём, а? ‹...› И всё, что он мне тут же рассказал о деревенских делах, потом, словно процеженное, превратилось в его знаменитых стихах о деревне и в „Анне Снегиной“ в чистое и ясное слово поэзии».

К поэме «Анна Снегина» С.Есенин приступил в конце 1924 г. Ещё работая над поэмой «Цветы», он уже уделял внимание «Анне Снегиной». 14 декабря 1924 г. поэт сообщил П. Чагину : «Теперь сижу в Батуме . Работаю и скоро пришлю Вам поэму, по-моему, лучше всего, что я написал», там же он восхищается Бакинской погодой: «Здесь такие чудные дни, как в мой первый приезд в Баку». В письме Г.А.Бениславской от 17 декабря 1924 Есенин писал об этом времени : «Работается и пишется мне дьявольски хорошо». Через 3 дня ей же он пишет :

Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра.

Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия. ‹...› Я скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко.

Не смотря на значительный размер, поэма «Анна Снегина» была написана в короткий срок. 20 января Есенин просил Г.А.Бениславскую : «Скажите Вардину, может ли он купить у меня поэму 1000 строк. Лиро-эпическая. Очень хорошая». О завершении работы над «Анной Снегиной» Есенин сообщил также в письме к Н. К. Вержбицкому от 26 января: «Сейчас заканчиваю писать очень большую поэму. Приеду, почитаю». Уже в феврале Есенин сообщает Г. А. Бениславской : «Скажите Вардину, поэму высылаю».

Живя в Батуми, С. Есенин большинство времени находился в относительном уединении, пытаясь покончить со старой бурной жизнью, кабаками и пьянками, об этом он сам пишет в своих письмах. Этому поспособствовал и журналист Лев Повицкий, который запирал его на ключ с утра до 3-х часов дня, чтобы Есенин спокойно работал и никто его не беспокоил . Но, если в начале Есенин восхищался Батумским солнышком и «чудным дням» , то уже вскоре Есенину наскучил этот маленький город и сырая холодная погода, пришедшая в Батуми позже, на что он неоднократно жаловался в своих письмах: «Здесь очень скверно. Выпал снег. Ужасно большой занос. Потом было землетрясение. Я страшно скучаю. Батум хуже деревни» (20 января) ; «Мне дьявольски было трудно в моём летнем пальто при неожиданной батумской погоде» (между 3 и 7 марта) .

В этот же период, в последние два месяца 1924 года и в январе 1925-го, Есенин написал, кроме нескольких стихотворений из «Персидских мотивов», ещё ряд стихов-посланий, некоторые из которых писатели Ст. и С. Куняевы называют «самыми пессимистическими, самыми безнадёжными страницами поэзии Есенина», а весь цикл - «запредельно пессимистическим» . В этих стихах Есенин впадает в «грех уныния». Поэта одолевает отчаяние. Куняевы называют поэму «Анна Снегина» «неведомым для него душевным подвигом», который поэт совершает, чтобы преодолеть отчаяние. «Воспоминание о безответной, но счастливой любви стало для него „роковой зацепкой за жизнь“ на переломе 1924-1925 годов, когда его, казалось, оставили все душевные силы», - пишут Куняевы.

Вернувшись 1 марта в Москву, Есенин набело переписал поэму и сдал А.К.Воронскому в «Красную Новь ». Между 3 и 7 марта Есенин пишет в письме П.И.Чагину : «вышли деньги мне за поэму, которую тебе посылаю - „Анна Снегина“ ‹...› „Анна Снегина“ через два месяца выйдет в 3 № «Кр<асной> нови». Печатай скорей. Вещь для меня оч<ень> выигрышная, и через два-три месяца ты увидишь её на рынке отдельной книгой». Но при жизни поэта «Анна Снегина» не была издана отдельной книгой. Впервые «Анна Снегина» была напечатана в газете «Бакинский рабочий » в 2-х частях: 1 мая в № 95 и 3 мая в № 96. В Красной Нови поэма была напечатана в 4-м номере, в мае.

Отражение в культуре

Являясь одним из крупнейших творений Есенина, поэма «Анна Снегина» нашла широкое отражение в культуре.

В 1968 поэма была записана на пластинку во Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» , текст читал Народный артист РСФСР Алексей Консовский . Также, поэму под запись читали С.М. Леонтьев , Сергей Юрский. Также, был записан радиоспектакль «Анна Снегина» (режиссёр - Евгений Агафонов).

Поэма неоднократно инсценировалась. В 1966 г. композитор А.Н. Холминов написал по поэме С. А. Есенина одноимённую оперу. Эта опера (с либретто А. Машистова) ставилась в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1967), в оперных театрах г. Горького , Улан-Удэ , народном театре Астрахани , Югочешском театре из Чешских Будейовиц (1976) . Другой советский композитор В.Г. Агафонников в 1968 г. также написал по поэме одноимённую оперу . По его опере (либретто Г. Шапиро) в 1969 г. был снят телефильм - телеопера «Анна Снегина», с Виталием Безруковым в роли Есенина и Ёлой Санько в роли Анны Снегиной. Это было первое воплощение образа Есенина в кино в истории российского кинематографа . В 1979-1982 поэма ставилась в театрах Рязани, Риги и в Италии .

В рамках ежегодного фестиваля «Музыкальное лето в Константиново», проходящего на территории Государственного музея-заповедника С.А.Есенина , в родном селе поэта, неоднократно ставился спектакль «Анна Снегина», где Есенина играл актёр Московского театра им. Н. Гоголя Сергей Карякин , а Анну Снегину - актриса МХАТ им. Горького Е. Лисовая . Премьера состоялась в 2002 . В 2003 спектакль был снят на камеру и по его материалам выпущен фильм-спектакль.

В 2007 свой спектакль по поэме Есенина поставил Народный артист Белоруссии и Заслуженный артист РСФСР Владимир Гостюхин . Спектакль 5 раз с аншлагом прошёл в Минске на сцене Театра-студии киноактёра . Спектакль потом неоднократно был показан в других городах в рамках различных фестивалей и встреч.

В 1995 году, к 100-летию со дня рождения Сергея Есенина в доме Л. И. Кашиной был открыт «Музей есенинской поэмы „Анна Снегина“» .

Примечания

  1. Текст произведения с комментариями на сайте Lib.ru
  2. Есенин С. А. Примечания. Анна Снегина // Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Составление и подготовка текстов Н.И.Шубниковой-Гусевой, комментарии Е.А.Самоделовой, Н.И.Шубниковой-Гусевой. - М. : Наука - Голос, 1998. - Т. 3. Поэмы. - С. 642-677. - 720 с. - ISBN 5-02-011245-5 .
  3. Трофимов А. За строками «Анны Снегиной» // газ. «Сов. культура». - М. , 1980. - Вып. 21 окт. . - № 85 .
  4. Тициан Табидзе. С. Есенин в Грузии . - 1927.

«Анна Снегина», как считают исследователи творчества поэта,- наиболее зрелое произведение Есенина и в художественном отношении, и по глубине исторического мышления. По жанру «Анна Снегина» - поэма, её жанровое своеобразие - в соединении лирического и эпического повествования. Сюжетообразующей является история непростых взаимоотношений лирического героя, поэта, которому Есенин дал своё имя - Сергей, и Анны Снегиной. Когда-то, в юности, они были влюблены друг в друга, и герой-рассказчик хранит грустное и светлое воспоминание об этом: Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!». Далёкие, милые были. Тот образ во мне не угас... Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. (1) Это воспоминание является как бы экспозицией поэмы. Завязка сюжета происходит, когда летом 1917 года главный герой приезжает в родные места и снова встречается с Анной: она навещает его во время болезни. Они оба изменились, что отмечает Анна: Я важная дама стала, А вы - знаменитый поэт. (3) Любовь не просыпается в герое снова, но ему приятно вспоминать о прошлом: И в сердце хоть прошлого нет. По-странному был я полон Наплывом шестнадцати лет. (3) Кульминация наступает в сцене, когда Анна получает известие с фронта о смерти мужа-офицера и вне себя от горя упрекает поэта в трусости. Герой же в этой сцене ведёт себя очень достойно: он не спорит, не оправдывается, он просто уходит из дома Анны. Второй кульминацией и одновременно развязкой становится последнее объяснение героев. Мельник как-то вечером привозит Анну и её мать, местную помещицу, к себе в дом, так как крестьяне захватили господский хутор и выгнали двух женщин на улицу. Анна просит прощение у Сергея за свои обидные слова, высказанные при последней встрече (она не могла контролировать своё поведение, узнав о смерти мужа), и вдруг признаётся, что в юности, когда сказала будущему поэту: «Нет!», любила его. Она, как и Сергей, всю жизнь помнит про свою полудетскую, но такую поэтичную любовь: Это было в детстве... Другой... Не осенний рассвет... Мы с вами сидели вместе... Нам по шестнадцати лет. (4) После этого герои расстаются навсегда: Анна уезжает, а поэт не останавливает её, даже не спрашивает о её планах на будущее. Сам он тоже...быстро умчался в Питер Развеять тоску и сон. (4) Эпилогом в истории любви становится письмо Анны из Лондона, в котором она говорит о далёкой родине и своей любви: Дорога моя ясна... Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна. (5) Образ героини, созданный в поэме, привлекателен благодаря не только внешней красоте - «стройный лик» (3), «красивый и чувственный рот» (4), лебединые руки (4), но и душевному обаянию. Она навешает больного героя, просит прощение за обиду, она не жалуется на судьбу, когда её выгоняют из родного дома. Её письмо из Англии доказывает, что перед нами не избалованная, капризная барыня, но умная и сильная женщина, которая с достоинством переносит свои несчастья: ведь она потеряла мужа, отчий дом, родину. В эмиграции она думает о России без злобы, с нежностью вспоминает любимые окрестности Радова: Теперь я от вас далёко... В России теперь апрель. И синею заволокой Покрыта берёза и ель. (5) Таким образом, лирическое содержание поэмы - это история любви двух хороших, но несчастливых людей. При этом герой понимает своё преимущество перед Анной: он живёт на родине, его личная неустроенность сглаживается вполне осознанным чувством радости от того, что он может приехать в родную деревню, увидеть знакомые с детства места, общаться с друзьями, родственниками. Иными словами, проблема человеческого счастья решается в поэме в широком социальном смысле: Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. (2) В поэме лирический герой не только переживает любовь-воспоминание, но и заинтересованно всматривается в происходящие вокруг него события, выражает своё отношение к ним. Время, которое описывается в поэме,- эпоха общественных потрясений: идёт Первая мировая война, совершаются две русские революции 1917 года. Поэтому содержание произведения никак нельзя ограничить историей любви. В поэме важны и отношения героя-рассказчика с большим социальным миром. Лирический герой весьма эмоционально выражает свою оценку «мировой бойни» и сознательно идёт на дезертирство: Нет, нет! Не пойду навеки За то, что какая-то мразь Бросает солдату-калеке Пятак или гривенник в грязь. (2) Большой социальный мир - это ещё и народ. Охотно рассказывает герой о своих встречах с крестьянами: они откровенно беседуют о сельских проблемах, поэт с интересом следит за их судьбами. Таким образом, эпические картины жизни деревни проникнуты откровенной авторской симпатией (лирическим чувством) и показывают прямое участие главного героя в деревенских событиях. В поэме отразились революционные настроения крестьянства, классовая борьба на селе, результатом которой стала ликвидация помещичьего землевладения. Поэтому в произведении много реалистически нарисованных персонажей:разговорчивый возница, который хитро вымогает у героя-поэта лишний рубль;хлопотливый и оборотистый мельник, его деловитая жена; Прон Оглоблин и его брат Лабутя; множество безымянных мужиков. Среди пёстрой деревенской толпы показан и сам герой-рассказчик: он неотделим от народа, от народных забот и надежд. Недаром, приехав в деревню, он сразу же Пошёл мужикам поклониться, Как старый знакомый и гость. (2) Самый яркий образ крестьянина в поэме, конечно, образ Прона Оглоблина, бедняка из деревни Криуши. Это решительный, смелый, мужественный человек, который не боится прийти к помещице и требовать землю. Услышав, что «В России теперь Советы» (4), он сразу заявляет, что организует в своей деревне коммуну. Когда на Криушу нагрянули деникинцы, он не стал прятаться в солому, подобно Лабуте, и был убит как активный сторонник советской власти. Прон в поэме ругается последними словами, пьёт, в ярости убивает старшину, мельничиха называет его «булдыжник, драчун, грубиян» (2), но герой-рассказчик видит за внешней грубостью этого крестьянина сердечность, сильный характер, желание послужить народу. Серьёзность личности Прона подчёркивается через сравнение его с братом Лабутей - пустым хвастуном, который после революции быстро пристроился в деревенский Совет, чтобы ничего не делать, а жить припеваючи. Лирический герой поэмы сочувствует«мужицкой правде» и считает действия Прона справедливыми, но что-то удерживает его «над схваткой». Поэт остаётся наблюдателем, а не активным участником событий. Ему под стать и Анна. Они оба тяжело переживают жестокость своего времени и не могут примириться с ней. Лирический герой считает необходимыми большевистские преобразования в деревне, но при этом с грустью и нежностью думает о деревенской барышне, дочери помещицы, которая уехала от революции в Англию. Он оценивает окружающих людей не с классовых позиций, а с точки зрения доброты, отзывчивости, порядочности, то есть с точки зрения общечеловеческих нравственных критериев. Композиционное построение подтверждает данное вначале определение жанрового своеобразия поэмы. Во-первых, в «Анне Снегиной» лирическое и эпическое повествование развиваются параллельно: они лишь иногда соприкасаются, но не сталкиваются. Это соприкосновение наблюдается тогда, когда герой находится в гуще деревенской жизни (например, его разговор с крестьянами о Ленине на сходе). Но в поэме подобных сцен совсем немного. Во-вторых, особенностью поэмы является кольцевая композиция, которая подчёркивает первостепенную важность лирического содержания в сравнении с эпическим (социальным). В первой и пятой главах встречаются строфы, которые почти полностью совпадают. Различаются они лишь последней строчкой: сначала - «Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас», в конце - «Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас». Эта разница знаменательна: в начале поэмы герой с горечью вспоминает об отказе девушки в белой накидке, а в конце, после «беспричинного» (5) письма из Англии, он испытывает «светлую печаль», ибо знает, что и в далёкой юности, и сейчас он любим. Итак, в «Анне Снегиной» совмещаются, образуя сложное единство, два типа повествования. Что же важнее в поэме - эпос или лирика? Известно, что сначала Есенин предполагал в названии поэмы - «Радовцы» - акцентировать эпическое содержание, но в конце концов автор остановился на лирическом варианте названия - «Анна Снегина», подчёркивая тем самым первостепенную важность лирических переживаний героев в своём произведении. Иными словами, основу сюжета поэмы составляет не развитие событий, но чувства лирического героя, вызванные этими событиями, а также общением с природой, воспоминаниями о юности. Эпические сцены в поэме - это важный жизненный фон для раскрытия душевных переживаний главного героя, хотя следует признать, что развитие лирического сюжета подталкивается именно эпическими событиями: две революции 1917 года изменили социальную обстановку в России и сделали неизбежным расставание поэта и Анны. Переломная историческая эпоха бросает драматический отсвет на историю любви героев. Сюжетно-композиционные особенности «Анны Снегиной» обусловлены жанровым своеобразием произведения. Композиция поэмы представляет собой логически последовательный монтаж отдельных законченных сцен, которые демонстрируют признаки исторического времени, взаимоотношения действующих лиц, их внутренние переживания. Лиризм произведения подчёркивается кольцевым построением.

Аналитический урок литературы

Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина»

Цель урока: обнаружить в поэме «Анна Снегина» признаки произведения лироэпического жанра через раскрытие художественного многообразия тем поэмы и систему образов ее героев.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
(«Несказанное, синее, нежное» 1925)

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
- Мы подходим к заключительному этапу изучения творчества Есенина. Предметом обсуждения на этом уроке станет поэма С.А. Есе-ни-на «Анна Сне-ги-на». Это про-из-ве-де-ние со-зда-но в 1925 году в по-след-ние годы жизни поэта, наполненные глубокими переживаниями и поиском ответа на вопрос «нужен ли он России?»
- Дома вы прочитали поэму. Поделитесь своими впечатлениями. Понравилась ли она вам?
- Можно ли ска-зать, что поэт отож-деств-ля-ет себя с ли-ри-че-ским ге-ро-ем поэмы? (Скорее, да)
- Несмотря на то, что поэт лирического героя поэмы нарекает Сер-ге-ем, это событие не стоит вос-при-ни-мать бук-валь-но. Однако герой, безусловно, на-де-лен неко-то-ры-ми чер-та-ми, ко-то-рые при-су-щи и са-мо-му ав-то-ру.
- Ясно одно, что поэма «Анна Сне-ги-на» - про-из-ве-де-ние, в котором автор как будто под-во-дит итоги, раз-мыш-ляя не только о своей жизни, но и о судь-бе стра-ны.
- Я думаю, что у вас возникло много вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы в рамках изучения поэмы.
- Сформулируйте свои вопросы, чтобы определить цели нашего сегодняшнего урока. (От каждой группы 1-2 вопроса. Художественное своеобразие, тема поэмы и способы её выражения, время действия в поэме, система образов)
  1. Изучение нового материала.
А) Словарная работа.
- Я предлагаю начать изучение этого произведения с определения его жанра.
- Сам поэт определял свое произведение «Анна Снегина» как лироэпическую поэму .
- Как вы понимаете это определение ? (Лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое - присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).
Но есть и другие взгляды литературовед, В. Турбин, к примеру, называет произведение «повестью в стихах» и находит сходство с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина.
Еще одно определение предложил А.П. Квятковский, утверждая, что это стихотворная новелла , то есть повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой.
Б) Аналитическая беседа.
- Все эти определения указывают на различные особенности произведения, среди которых ярче выделяются лирическое и эпическое начала.
- Давайте вместе определим признаки эпического произведения в поэме Есенина (работаем с 1-й главой).
- Известно, что в эпическом произведении автор больше всего внимания уделяет описанию событий.
- О каких событиях идет речь в 1 главе поэмы? (Из его повествования узнаем о противостоянии двух сел: Радово, которому «...счастье дано», и Криуши, где «житье у них было плохое». Однажды в скандале («украдкой они рубили / из нашего леса дрова») был убит старшина. Десятерых из Криуш «услали в Сибирь», но и в Радово «скатилась со счастья вожжа»)
- Скажите, а раз в поэме описано столько разноплановых событий можем ли мы считать, что сюжет находится в постоянном развитии и продолжении? (Безусловно, сюжет динамичен).
- Но во внутрь динамично развивающегося сюжета Есенин включает один совершенно нехарактерный для эпического произведения прием.
- Снова обратимся к сюжету поэмы. О чем самом важном повествует это произведение? (История несостоявшейся любви героев, (в поэме он едва намечен, и развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы
- Есенин включает в сюжет поэмы - лирический план, в основе которого лежит судьба главных героев - Анны Снегиной и Поэта.
- Расскажите о главных героях поэмы?
(Глав-ным ге-ро-ем поэмы яв-ля-ет-ся Сер-гей, он вышел из де-рев-ни, вырос в де-ревне, но сумел стать ли-те-ра-то-ром, пи-са-те-лем. Когда ему было 16 лет, он был влюб-лен в одну де-вуш-ку, ту самую Анну Сне-ги-ну, позже он был вы-нуж-ден уехать из своей де-рев-ни, но спу-стя дол-гое время вер-нул-ся в род-ные края и снова встре-тил-ся с Анной. Де-вуш-ка за это время успе-ла выйти замуж, да еще и за офи-це-ра).
- Вернемся к лирическому сюжету. Ис-то-рия любви все-та-ки несбыв-ша-я-ся: Анна и Сер-гей ис-пы-ты-ва-ют чув-ства к друг другу, про-ис-хо-дят встре-чи, ино-гда слу-ча-ют-ся ссоры, их то от-тал-ки-ва-ет, то при-тя-ги-ва-ет друг к другу. За-вер-ша-ет-ся все тем, что Анна, муж ко-то-рой погиб на войне, эми-гри-ру-ет, а Сер-гей оста-ет-ся на Ро-дине и в конце поэмы по-лу-ча-ет пись-мо из Лон-до-на.
-Что же ме-ша-ет ге-ро-ям быть вме-сте? Зачитать. В первую оче-редь раз-ни-ца в со-ци-аль-ном по-ло-же-нии, раз-ни-ца в вос-пи-та-нии, у них со-вер-шен-но раз-ные жиз-нен-ные пути. Они не могут пре-одо-леть ка-кие-то услов-но-сти, со-здан-ные их про-ис-хож-де-ни-ем, об-сто-я-тель-ства, и эти об-сто-я-тель-ства ста-но-вят-ся для них ба-рье-ром.
- Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны — пропасть между “белой” и “черной” костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: “лирике” помешал “эпос”. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.
- А определите время действия в поэме (основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. Действие в поэме кончается 1923 годом.)
- События в поэме даны эскизно, и Есенину важны не сами события, а выражение его собственного отношения и его героев к ним.
- А является ли это доказательством, что в поэме присутствуют признаки лирического произведения.
- Подведем итог. Так почему поэма "Анна Снегина" - это лироэпическое произведение? (Потому что сочетает в себе динамичный событийный сюжет и лирический план чувственных отношений главных героев).
- Запишем в рабочие листы (тетрадь).

В) Определение основных тем поэмы.
- Жанр поэмы раскрывается и через многогранность тем. Попытаемся раскрыть их.
- Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? Зачитать (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями - бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова.
- Какая тема просматривается уже в 1 главе поэмы? Тема крестьянства
- О чем сообщает лирический герой в 1 главе, в чем признается? «Другую я явил отвагу - Был первый в стране дезертир»
- Почему герой самовольно возвращается с войны? Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать - тоже не геройство.
- Какая тема просматривается в этом признании? Одна из главных тем поэмы - осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны .
- Как вы думаете, почему тема крестьянства и тема гражданской войны «идут след в след»?
Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея».
Г) Анализ системы образов.
- Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.
- Раз-вер-ты-вая сю-жет-ную линию поэмы, С. Есе-нин со-зда-ет образ де-ре-вен-ско-го во-жа-ка - Прона Ог-лоб-ли-на, во-пло-тив-ше-го в себе ве-ко-вой гнев на-ро-да про-тив при-тес-ни-те-лей и ми-ро-едов, сво-е-го рода Пу-га-че-ва. Вот как ис-то-рию об Ог-лоб-лине рас-ска-зы-ва-ет одна из ге-ро-инь поэмы, ста-рая жена мель-ни-ка, к ко-то-ро-му Сер-гей при-бы-ва-ет на лето, по-ки-нув свою раз-гуль-ную жизнь в Москве: зачитать
У них там есть Прон Ог-лоб-лин,
Бул-дыж-ник, дра-чун, гру-би-ян.
Он вечно на всех озлоб-лен,
С утра по неде-лям пьян.

И нагло в тре-тье-вом годе,
Когда объ-яви-ли войну,
При всем чест-ном на-ро-де
Убил то-по-ром стар-ши-ну.

Таких те-перь ты-ся-чи стало
Тво-рить на сво-бо-де гнусь.
Про-па-ла Расея, про-па-ла...
По-гиб-ла кор-ми-ли-ца Русь...

- Вспомним историю, когда происходит дей-ствие поэмы? В пе-ри-од ре-во-лю-ции, в эпоху кре-стьян-ских бун-тов и на-сту-па-ю-ще-го тер-ро-ра.
- А вот Ог-лоб-лин от-ли-чил-ся еще в пе-ри-од мир-но-го вре-ме-ни, убив то-по-ром че-ло-ве-ка во время спора между кре-стья-на-ми из двух со-сед-них де-ре-вень за лес.
- Ин-те-рес-но то, как от-но-сит-ся к нему Есе-нин? С одной сто-ро-ны, он по-ни-ма-ет, что его герой - пло-хой че-ло-век и убий-ца, а с дру-гой сто-ро-ны, ли-ри-че-ский герой Сер-гей с Ог-лоб-ли-ным дру-жит. Они между собой свя-за-ны и го-во-рят на одном языке .
- Тема бунта, тема кре-стья-ни-на в его бун-тар-ских про-яв-ле-ни-ях вол-но-ва-ла Есе-ни-на давно. Эта тема ка-са-лась всех, так как кре-стьяне - ос-нов-ные жи-те-ли Рос-сии и аг-рар-ный во-прос был пер-вым в рус-ской по-ли-ти-ке и ли-те-ра-ту-ре дли-тель-ное время. Как вы зна-е-те, о на-род-ных бун-тах, о Пу-га-чев-щине писал и Пуш-кин.
- И тут мы снова воз-вра-ща-ем-ся к об-ра-зу Ог-лоб-ли-на, кого он на-по-ми-на-ет нам? Пуш-кин-ско-го Пу-га-че-ва, ко-то-рый, с одной сто-ро-ны, лихой че-ло-век, страш-ный и кро-ва-вый, а с дру-гой сто-ро-ны, в нем есть ка-кое-то оба-я-ние. Кроме того, важно от-ме-тить, что в дан-ном про-из-ве-де-нии Ог-лоб-лин ока-зы-ва-ет-ся жерт-вой ужас-ных со-бы-тий: в 1920 году этого героя уби-ва-ют де-ни-кин-цы.
- Кто является глав-ным ге-ро-ем за-хва-та, когда по-ме-щи-ки за-би-ра-ют землю у Сне-ги-ных? Ла-бу-тя - брат Прона.
- Какую характеристику дает ему автор? Зачитать
“Мужик — что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольским трус”. (Пятый туз — лишний туз в шулерской колоде).

Таким образом, оба плана поэмы - эпический и лирический раскрываются через тему осуждения (чувство - лирика) войны и тема крестьянства (историческая основа сюжета - эпос). Запишем.

Подумайте и сделайте вывод на основе выявленных тем и системы образов поэмы: каково от-но-ше-ние ав-то-ра ко всем этим со-бы-ти-ям? двой-ствен-ное: с одной сто-ро-ны, он вроде бы и за ре-во-лю-цию, за кре-стьян-скую прав-ду. Запишем.
«Скажи, кто такое Ленин?»
Я тихо от-ве-тил:
«Он - вы».
В этом и есть вся пре-лесть поэмы Есе-ни-на, в ней нет ка-те-го-рич-но-сти и жест-ко рас-став-лен-ных оце-нок.

V . Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.
- Прочитайте финал поэмы. Какие строки повторяются? Какой смысл вложен в них?
- Как соотносятся эти строки с эпиграфом к уроку. (Чтение эпиграфа)
В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь - эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.

  1. Итог урока.
- Мы рассмотрели в поэме «Анна Снегина» признаки произведения лироэпического жанра? (какие это признаки)
- Раскрыли ли художественного многообразия тем поэмы? Назовите эти темы?
- Смогли ли мы сегодня приблизиться к пониманию прелести поэмы Есенина (в ней нет ка-те-го-рич-но-сти и жест-ко рас-став-лен-ных оце-нок).
  1. Выставление отметок и домашнее задание .
  1. На-пи-ши-те раз-вер-ну-тый ответ: «От-но-ше-ние ав-то-ра к Ро-дине в поэме Есе-ни-на “Анна Сне-ги-на”»
  2. От-веть-те на во-про-сы:
  1. Как в поэме по-ка-за-на новая власть?
  2. Как по-ка-за-ны чув-ства ге-ро-ев: Анны и Сер-гея?

Поэма «Анна Снегина» написана в сти­хотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лириче­ского жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного изложения со­бытий. Они даны отдельными эпизода­ми, автора интересуют его собствен­ные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Ли­рический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюци­онного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминанием ав­тора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».

Развитие сюжета начинается в пер­вой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего от­сутствия. Свершилась февральская ре­волюция, но война продолжается, зем­ли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хо­чет остаться в стороне от них, отдох­нуть в общении с природой, вспомнить юность. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать».

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Но события сами врываются в его жизнь. Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителя­ми села Радова и деревни Криуши вспыхнула с новой силой. Появился у Криушей свой вожак - Прон Оглобин. Приехавший из Питера бывший одно­сельчанин, герой поэмы, встречен ими и с радостью, и «с любопытством». Он теперь «важная шишка», столичный по­эт, но все же «свойский, мужицкий, наш». От него ждут ответа на самые жгучие вопросы: «Скажи: отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?.. За что же тогда на фронте мы губим се­бя и других?» Но эти вопросы и для са­мого поэта еще недостаточно ясны.

Другие впечатления волнуют героя - романтические образы родной приро­ды и воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней - легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое. Прошлое все­гда прекрасно и поэтично.

От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Онегиной, помнит его. Он не ищет с ней встречи. Все измени­лось, изменились они сами. Ему не хо­чется разрушать образ, который остал­ся в памяти.

Да, теперь Анна Снегина - важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но живущий в памяти образ юной девушки в белом ему ми­лее, он не хочет утратить его из-за слу­чайной любовной интрижки.

Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ни­ми к помещице просить, чтобы она от­дала им землю без выкупа. Но в доме Онегиных горе - пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Наступает окончательный разрыв. «Он умер... А вот вы здесь», - упрекает о н а героя своего недолгого романа.

События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Иму­щество помещицы Онегиной конфис­ковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна лич­ными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских со­бытий. Она просит извинить ее за не­вольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: «Скажите, вам больно, Анна, за ваш хутор­ской разор?» Так жизнь разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна - в Лондон.

Последняя часть поэмы - это описа­ние суровых времен гражданской вой­ны. И на этом фоне - два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Прон Оглоблин. Другое - из Лондона, от Анны Снеги­ной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину.

Что же осталось от прежних впечатле­ний и переживаний? Все проходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспомина­ниями о Родине. Любовь, Родина, приро­да - вот истинные ценности, способные согреть и возвысить душу человека.

13. «Анна Снегина» С.Есенина. Проблематика, жанровые особенности

Поэма «Анна Снегина», написанная в конце 1924 – начале 1925года, - одно из наиболее крупных по значению и масштабу творений Есенина, произведение итоговое, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.

История отношений поэта Сергея и помещицы Анны Снегиной, развивавшаяся в контексте революционных событий, носила условно автобиографический характер, Анна Снегина=Л. И. Кашина. Поэт не скрывал сходства героя с собой (родился в семье зажиточн.крестьянина, дезертировал из армии Керенского и жил по подложным документам). В поэме очень точно описаны места, в которых действительно проживал Ес.

Поэма – лиро-эпическая. Взаимопереход эпического в лирическое - основной идейно-композиционный принцип.Главн.тема – личная, но ч-з судьбу поэта и глав.героини раскрываются эпическ.события. В основу поэмы легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с «девушкой в белой накидке»придает поэме лиризм. «Анна Снегина» - это одновременно и «объяснение с женщиной» и «объяснение с эпохой». При звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры. В мельнике и его жене сохранились традиционные национальные черты. В Проне проявился родившийся в пору революции национальный тип, он мятежник нового времени.

Поэма явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина о драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы - в рассказе возницы.

В центре поэмы - личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. Личная тема здесь главная. Само название говорит о том, что в центре - судьба чел-а, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно: Снегина - Онегина, перекликается с Пушкиным - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой черемухи и обозначает символ утраченной навсегда юности, мечты и гармонии. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

Драма Анны, потерявшей мужа и лишившейся родины, - это драма целого поколения русских людей. Героиня стала заложницей и жертвой эпохи. Все прекрасное, светлое, доброе сметается вихрем революции.

Поэма заканчивается воспоминанием о «девушке в белой накидке», о годах любви и надежды. Этот эпилог показывает, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны.

В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произв-ия, и как участник событий предреволюционного и революц.времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминания автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».

В «Анне Снегиной» поэт показывает разных «мужиков»: крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равноЙ степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но хар-ры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Ближе других поэту мельник, воплощение доброты и близости к природе. Мельник постоянно соединяет и мирит людей. Этот герой олицетворяет рус.хар-р, рус.душу, не искаженную историческими потрясениями. С образом мельника связан идеал поэта. Ес.верит, что духовное начало русской жизни, нравствен.ценности нельзя подменить социальными.

Для Ес.важны не классовая принадлежность чел-а, не его положение в об-ве, не его достаток, а его нарвствен.кач-ва.

Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина - первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!». Несмотря на воспоминания, автор понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина. Нынешняя Анна является лишь поводом для воспоминаний о прошлом. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Но несмотря на утрату автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод, что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет: « Далёкие милые были!..Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили. Но, значит, Любили и нас».

Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне;

образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси - действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, - ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Одна из главных тем поэмы - тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии.

Для Есенина главное - нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...