Потребительское отношение к природе современного человека. Концепция потребительского отношения к природе

В рассказе С. Алексеева «Рой» мужики,выполняя план лесозаготовок, беспощадно вырубают тайгу. В итоге многие из них получили премии, почётные звания,повышения по службе. Но бездумная вырубка леса привела к тому,что в тайге образовались целые улицы из никому не нужных срубленных и брошенных столетних кедров. Лоси,»гуляя» по этим улицам,ломают себе ноги, гибнут.Природа будто бы мстит за такое отношение к себе.Теперь уже не люди,а пожары уничтожают тайгу, выгоняя всё живое с насиженных мест. Однако проходит время и на месте гарей появляются медоносные луга. Кажется,жить бы человеку и радоваться целебному сибирскому мёду. Но и здесь он не может успокоится. Луга распахиваются под приусадебные хозяйства. И опять природа мстит человеку. На месте распашки образуются болота, и тысячи никому не нужный земли пугают своей необъятной пустынностью. Нарушая биологический баланс, люди не думают о том,что губят место своего обитания. Читая произведения С. Алексеева, понимаешь,что природа-это живое сущесво и её надо беречь.

Проблема Семьи:

проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?)

Фрейд писал в своей работе "Леонардо да Винчи", что воспоминания детства и на них построенные фантазии всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека.

Понятие "детство" связано не только с возрастом человека, но и с периодом формирования отношений, основанных на чувству ответственности каждого человека за людей, ему близких.
Роман "Один летний сезон" Маргарет Дрэббл яркий тому пример. Герои достигают зрелости по мере того, как постигают важность взаимовнимания и взаимопомощи - основы крепкой семейной жизни и мудрости в отношениях с людьми.

В большинстве романах Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становление каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман "Девид Копперфилд". Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт.

Шефнер Вадим Сергеевич считает,что Детство - тяжёлая пора напряжённой учёбы, пора освоения мира, осмысления всего того, что происходит вокруг человека, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности.

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о нём?» -восклицает Лев Нико­лаевич Толстой в первой части автобиографической трилогии. И в этих словах мы слышим голос человека с сердцем ребёнка, стре­мящегося «невозвратное» воскресить в своём воображении. Люди любят вспоминать своё детство.

Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что светлые воспоминания детства мо­гут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удер­жать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора.

Время не останавливается. Годы идут за годами, века - за ве­ками, тысячелетия - за тысячелетиями. Но неумолимо через толщу лет доходят до нас истинные ценности человеческой души.Вера и уважение, милосердие, честь, совесть, долг - все нравст­венные и моральные ценности закладываются в детстве.

Детство - самая важная пора в жизни человека, когда про­исходит его нравственное становление, формирование личности. И так важно в это время общение с книгой, мудрыми людьми, ко­торые оставляют в душе человека «живой след» и способствуют формированию характера.

Современная публицистика, киноискусство поднимают во­прос о необходимости более внимательного взгляда на эту проблему. Замечательный фильм «Сволочи» показывает, как на на­ших глазах формируется новое поколение. И наше будущее зави­сит от того, какие книги читают, кинофильмы смотрят сего­дняшние дети.

«Мы все родом из детства», и, выходя во взрослую жизнь, необходимо сохранить добро и мудрость книг и людей, любимых в детстве.

Известный педагог и публицист Василий Александрович Сухомлинский в книгах "Сердце отдаю детям","Рождение гражданина" и "Письма к сыну"утверждал, что проблема воспитания ребёнка занимает центральное место. Решая ее, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т. д.), а с другой - те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, труд, т. е. его микросреда). "Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями".Эти качества закладываются ещё в детстве. Весьма важно и то, какие люди окружают ребёнка, какие книги читает он.

Проблема памяти о сових истоках,о своём детстве(Почему,повзрослев,человек ощущает связь с домом своего детства, с миром свогего детства?)

Л.Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства – «Детство», «Отрочество», «Юность», где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности.


проблема исторической памяти (зачем человек хранит память о прошлом? Что значит любить свою семью,свою родину? )

А. Чехов. «Вишневый сад».

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он – живое воплощение беспамятства

И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

Базаров, который пренебрежительно относится к «ста­ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустя­ковой царапины. И этот драматический финал показывает без­жизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое­ го народа.\

Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».про память

В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом корабле. Они летят много лет, и новое поколение не знает, куда летит корабль, где находится конечный пункт их многовекового путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена пели. Этот рассказ - тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти

Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказы­вает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»

Человек должен дорожить памятью своих предков. «У кого нет памяти, у того нет жизни», - так справедливо считает старуха Дарья в повести Распутина В. «Прощание с Матёрой». Символом памяти, связи с прошлым для нее является дом и родные могилы. И стремится героиня сохранить эти могилы и в тот момент, когда их разоряют чужие люди, и тогда, когда остров должен навсегда уйти под воду. Однако обстоятельства оказываются сильнее Дарьи. Могилы спасти нельзя, но можно проститься с ними. Так читатель становится свидетелем мысленно разговора старухи Дарьи с теми, кто жил до нее, наставлял ее в жизни и кто ушел из жизни, оставив после себя память. И пока жива эта память, непорвется нить, связывающая поколение. В. А. Сухомлинский считает, что, если в душе нет прошлого, не может быть и будущего, потому что человек не только мыслящее и чувствующее существо, но и живое звено в вечной цепи поколений. Память соединяет ушедшие поколения с будущими. Только потому, что человек в своем отце, деде и прадеде видит корень своего бытия, своей чести, достоинства, только благодаря тому, что наша героическая современность не мыслится без славы отцов, у нас есть Отечество, которое мы любим и оберегаем.

* К.Бальмонтписал:

Можно всё заветное покинуть,

Можно всё бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть.

Известныйпублицист Д.С..Лихачёв писал, что «память-одно из важнейших свойств бытия:материального, духовного, просто человеческого.

Человек и природа: созвучие или диссонанс.

Проблема потребительского отношения к природе

⁠аргументы к сочинению

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

⁠Другие сочинения по теме на нашем сайте:

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы должны понимать, что наша судьба напрямую связана с судьбой природы.

противопоставляет двух героев: любящего природу Акима, и Гогу Герцева, для которого природа – источник наживы, поэтому Гога, не задумываясь, истребляет её богатства. И природа отвечает: Гога трагично умирает. Астафьев прямо говорит нам, что расплата за потребительское, бездушное отношение к природе неминуема.

представлена история взаимоотношений старого рыбака и его кормильца - моря. Хемингуэй подчеркивает единение главного героя и природы. Глаза его были голубые, как море, а руки мозолисты, тверды и в трещинах, как сама земля. Хотя он и зарабатывает себе на жизнь рыбной ловлей, делает он это с благодарностью и уважением. Поймав рыбу, он просит у неё прощения. Именно такое благородное отношение к окружающему миру и есть самое естественное и правильное, потому что мы его неотъемлемая часть. Мы живы благодаря щедрости природы. Но не только за щедрость мы должны благодарить природу, но, в первую очередь, за то, что она будит в человеческих душах все самое лучшее: любовь, веру, надежду, заботу, доброту, сострадание и многое другое.
является история об изменении привычного уклада жизни людей в связи со строительством огромных промышленных комплексов. Но в первую очередь это история о полном неуважении к земле и отрыве от её истоков. Люди используют природные богатства, строят заводы, плотины и электростанции и даже не благодарят за это. А ведь любое вмешательство в мир природы требует ответственного подхода и ответной заботы. Иначе получится, что

Почему люди не понимают, что делая хуже земле, они и себя обрекают на смерть? Смерть не столько физическую, сколько духовную. По мнению Распутина, люди, утрачивая связь с природой, перестав любоваться её красотой и гармонией, перестав получать эмоциональную поддержку от неё и перестав благодарить её за дары, оскудевают душой и черствеют. Именно это и произошло с главной героиней рассказа - Пашутой. Новая жизнь,

мир, в котором приходится выживать, а не жить, - всё это привело её к тому, что она тоже забывает о такой

А душа, лишённая красоты и чистоты, перестает чувствовать. Это хорошо понимала мать Пашуты, Аксинья Егоровна, которая ни за что не хотела уезжать из своей деревни, хотя силы уже не позволяли ей жить там одной.

показаны два подхода по отношению к природе: уважительный и потребительский. Воплощены они в образах главного героя – Егора Полушкина и его двоюродного брата Фёдора Ипатовича Бурьянова. Бурьянов, несмотря на то, что сам работает егерем в заповеднике, не стесняется незаконно вырубать там лес, возить на рыбалку и охоту туристов, обдирать на лыко липовую рощу. Для него главное – собственная выгода. Не таков Егор Полушкин, хотя его и прозвали Бедоносцем (потому что не может «урвать», халтурить, работать без сердца, а значит, частенько сидит без работы и денег), он человек очень совестливый, природа для него - что-то очень родное, то, что нельзя обидеть. Поэтому и траншею он роет так, чтоб не трогать муравейник, попавшийся на дороге, а позднее, став лесничим вместо Бурьянова, ухаживает за заповедными лесом и озером, как за родными детьми (стихи вместо запретительных надписей, указательные столбы в виде фигур животных, лебеди, купленные в Москве, чтобы озеро вновь называлось Лебяжьим, а не Чёрным). И погибает Егор там же, на озере, защищая его от браконьеров.

Человек одарён качествами, которые резко выделяют его среди живой природы. Одно из них - он наделён разумом и благодаря ему многого достиг. Это породило у людей представление о собственном всемогуществе. Наши современники продолжают подчинять природу своим потребностям. Немногие готовы ограничиться тем, что «необходимо и достаточно», и думать о глобальных последствиях своих действий.
Численность человечества растёт. Оно требует всё новых и новых ресурсов. Где их взять? Только у Природы, больше негде. Но у неё-то они небезграничны. И тогда кто-то говорит, например:

«Кому он нужен, этот лес?»



Выжигание или вырубки лесов - обычное дело в Азии, Африке, Латинской Америке. Леса, как правило, заменяются сельхозугодьями - пастбищами, плантациями хлопчатника, масличной пальмы, бананов и т.п. Но ведь человеку нужны не только еда и одежда, но и оптимальная для дыхания атмосфера, мягкий климат, чистая вода - то, что как раз и обеспечивают обширные леса.
Результат массового сведения лесов - глобальное потепление, смыв дождями плодородного слоя почвы. Климат становится суше, падает уровень подземных вод, мелеют водоёмы. К примеру, из-за вырубки 90% естественных лесов некогда цветущий Мадагаскар стремительно опустынивается и уже не в состоянии обеспечить себя ни продовольствием, ни пресной водой.

Фауна на прицеле



Казалось бы, одомашнивание животных и растений, должна умерить аппетиты людей в эксплуатации дикой природы. Но в представлении многих её ресурсы по-прежнему ничейные и неисчерпаемые, а эгоизм человека не позволяет ему отказаться от прибыли и удовольствий.

В 1986 г. Международный китобойный комитет ввёл запрет на коммерческий промысел китов. Акцию поддержало большинство стран, которые его вели. Япония же объявила, что продолжит отстрел «с научными целями». За истекшие с тех пор годы японские китобои добыли 10 тысяч китов, в том числе несколько тысяч малых полосатиков - вида, включённого в Красную книгу.

В 2014 г. Международный суд ООН признал японскую программу добычи китов ненаучной и запретил Японии их добычу. Напомним - речь идёт о стране, которая отнюдь не голодает. Стране, наука и технологии которой вполне могут найти замену китовому жиру и прочим продуктам промысла.

Из одной лишь Кении для капризных модниц контрабандисты вывозят ежегодно 50 000 меховых шкур хищников (пантер, гепардов и т.п.). Браконьеры вырезают бивни убитых ими слонов и рога носорогов и в джунглях туши в несколько тонн весом. Во Франции вовсю идёт охота на журавлей, лебедей, аистов, охраняемых розовых фламинго.

Если человек не способен отказаться от убийства животных ради своего удовольствия, трудно ожидать, что он сделает это в ущерб собственным доходам. Увы, помимо разумности, люди наделены ещё и легкомыслием и жадностью.



Знаете, какое самое большое в мире сооружение, созданное цивилизацией? Нью-Йоркская свалка! Особенно, она была проблемой в начале 70-х. В 2001 году свалку закрыли, но тут же создали на её месте новый свалочный полигон, где ежедневно сбрасывается 13000 тонн мусора.

С давних пор человек все отходы своей деятельности оставлял природе. А уж она их хранила, транспортировала, обезвреживала и разлагала. Но объём и характер отходов современного общества уже становится природе не под силу. Из-за массы отходов в 1969 г. загорелась река в США, в 2014 г. - в Китае. Огромные острова из миллионов тонн пластика и прочего мусора дрейфуют в океанах.
Пестициды и радиоактивные отходы, целые облака газов, выброшенных промышленностью и транспортом - люди уверен, что природа всё примет и всё как-то утрясётся. Близорукое потребительство оборачивается ухудшением качества жизни.

Человек привык смотреть на природу как на универсальную кладовую и свалку. Ему не приходит в голову, что он в этой же природе и живёт и что она, собственно, его дом. Любой дом немало даёт жильцам, но он требует ещё и поддержки и заботы. Иначе он становится малопригодным для жилья. Разве кто-то хочет жить на заброшенном складе или на свалке?

Концепции

Концепции отношения общества к природе

Концепция потребительского отношения к природе.

Суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества. «На наш век хватит», «После нас хоть потоп» - вот лозунги, под которыми осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного развития. Закономерным результатом потребительского отношения к природе раньше или позже является ее истощение, деградация, что соответствующим образом отражается на человеке и обществе.

Концепция невмешательства в природу. Она противоположна предыдущей концепции и может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов («природа знает лучше») и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

Учение о ноосфере. При характеристике концепций отношения общества к природе в историческом аспекте следует указать на теоретическую концепцию, вытекающую из учения о ноосфере, разработанного русским академиком В.И. Вернадским, французским философом Тейяр де Шарденом и др. В.И. Вернадский уже в первые годы XX в. поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в общепланетарном развитии. По утверждению В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу, и, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы.

Учение о ноосфере подчеркивает значение идей естественного права и естественной справедливости, указывающих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой, обеспечить равновесие и гармонию в их взаимоотношении. Осваивая природу, человек преобразовывает себя в соответствии с законами природы, природными императивами. Благодаря этому он способен сохранять за собой меняющиеся на каждом историческом этапе функции регуляции и контроля над социальными и естественными процессами.

Учение о ноосфере, разработанное еще в первой половине XX в., на практике оказывается нереализованным. Оно несет огромный потенциал, особенно в условиях глобального экологического кризиса. По признанию теоретиков права, учение о ноосфере может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем*.

Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения. Их появление в 60-70-е гг. явилось реакцией на истощение природных ресурсов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концепций исходят из возможности экологического «коллапса» и связанной с этим гибелью человеческого общества, основываются на системе расчетов, включающей экстраполяцию современных темпов развития общества. Так, Д. Медоуз и др для предупреждения неблагоприятных перспектив дальнейшего развития человечества при сохранении современных его темпов и направлений.

Эта концепция была подвергнута резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития человечества оценивались как утопичные и реакционные.

Изложенные идеи созвучны концепции устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития - одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы.

Центральное место в этом документе занимает концепция устойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности*. Устойчивое развитие включает два ключевых понятия :

понятие потребностей (в частности, необходимых для существования беднейших слоев населения), которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

понятие ограничений , обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

В контексте развития каждое общество должно взяться за решение сложных задач, связанных с сохранением долгосрочного потенциала своих природных ресурсов. Необходимо обеспечить баланс между конкурирующими потребностями и интересами. Нынешние социальные и экономические потребности должны удовлетворяться таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб долгосрочному наличию этих ресурсов или жизнеспособности экосистем, от которых зависит и наша жизнь, и жизнь будущих поколений»*. Концепция устойчивого развития получает закрепление и развитие в российском законодательстве об окружающей среде. Необходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных указах Президента РФ - от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ».

Эта концепция отражена также в ряде природоресурсных актов, Федеральный закон «О животном мире,Водноый кодексаРФ итд

Представляется, что концепция устойчивого развития, выработанная как реакция на ухудшающуюся экологическую ситуацию в мире, должна в своем названии выражать общую сущность. Более понятно и правильно говоритьо концепции экологически обоснованного устойчивого экономического и социального развития, имея в виду, что экономическое и социальное развитие общества является ведущим фактором отрицательного воздействия на природу.

Концепция устойчивого развития признана и постепенно реализуется в ряде экономически высокоразвитых государств.

После нас хоть трава не расти?

Духовная нищета нашего общества многообразна, и проявляется она при различных обстоятельствах. Это безразличие, с которым новые хозяева бывших государственных общежитий выбрасывают прямо на улицу вместе с детьми даже законопослушных жильцов. Равнодушие, с которым власть предержащие взирают на то, как гибнет отечественное село, и на ту колоссальную разницу в уровне жизни между жителями города и деревни. Была ли в истории Российского государства беда в таких масштабах, когда при живых родителях дети воспитываются в битком набитых детских домах? Только у нас в Асине за период "перестройки" открыто три (!) детских специальных учреждения. Все это, в конечном счете, и есть свидетельство духовной нищеты нашего постсоветского общества. Но еще более ярко и откровенно безобразно она проявляется в отношении людей к природе.

Еще "на заре туманной юности" я привык по утрам неизменно делать спортивные пробежки или совершать прогулки, нажимая на педали велосипеда. Всякий раз такая утренняя зарядка приводила меня куда-нибудь в расположенный поблизости лесок, на поляну или берег речки, где я, переводя дух, наслаждался красотой нашей сибирской природы. Знаете ли вы, какое это счастье! Наблюдать живую природу, радоваться ей и чувствовать, как она дышит и светится!

В последние годы я всерьез пристрастился к изучению трав, кустарников, деревьев, а также наблюдению за птицами и животными, населяющими боры и рощи Причулымья. Со временем я по-настоящему осознал одну очень простую и глубокую истину, которая, если призвать на помощь поэтический дар русского поэта "серебряного века" В. Хлебникова, состоит в том, что: "Мне мало надо: краюшка хлеба, капля молока, да это небо, да эти облака".

Конечно, современный человек не может жить, только восторгаясь природой, он хочет иметь хорошую высокооплачиваемую работу, собственное жилье, машину, сотовый телефон, компьютер. Достижения цивилизации делают жизнь интереснее, насыщеннее. Но она не будет полноценной, если человек будет жить только в городе, а на природу смотреть в экране телевизора. Но, увы, и горожанин, попавший в ближайшие леса, не ощутит поэтических восторгов, поскольку, как можно восторгаться тем, что осталось от природы, над которой варварски надругался человек...

К сожалению, отношение к лесу, его дарам, у нас бывает такое, что не укладывается ни в какие разумные рамки. Иной раз приходит ощущение, что правит закон джунглей. Хапнуть, урвать, удовлетворить свои эгоистические потребности, а остальное - как придется.

Браконьерство стало обыденным уродливым явлением, образом поведения. Рвем недозревшую ягоду: чернику, бруснику, клюкву. Колотим с кедров сырые шишки. Ловим в период нереста рыбу, а сколько губим ее запрещенными орудиями лова. А потом удивляемся, почему все чаще становятся неурожайными годы. И невдомек, что сами способствуем этому. Природа не прощает браконьерского отношения к себе. В результате люди собственными руками наносят вред и урон своему земному благополучию. Вроде азбучная истина, но как трудно пробивается через дебри человеческого сознания!

Посмотрите на некогда живописные окраины Асина: как минимум на десяток километров во все стороны от города великолепные и уникальные леса превращены в настоящие несанкционированные свалки бытового мусора и отхожие места. И все сами мы, люди! Не раз я был свидетелем того, как владелец дорогой иномарки, остановив ее прямо на дороге, вываливал целые мешки с мусором прямо в придорожный кювет. Так и хочется закричать: "Люди, остановитесь! Подумайте, что вы творите!"

Ведь все эти полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и прочие банки и склянки из-под бытовой химии сотню лет вперед будут, разлагаясь, отравлять природу и со временем превратят сосновые боры-красавцы в обширные антропогенные пустоши. Когда наконец до нас дойдет, что сибирская природа хрупка, легкоранима, и что обращаться с ней нужно очень осторожно и брать у нее ровно столько, сколько она сама в состоянии воспроизвести.

Уникальные асиновские кедрачи - таежные "жемчужины" Асиновского района - сегодня, как и вчера, совершенно беззащитны перед лесорубами. Беззаконно и варварскими способами выхлестываются сотни кубометров хвойного "корабельного" леса. Прав Николай Шилов, заведующий биологической практикой Томского СХТИ, который в газете "Красное знамя" в статье "Кто остановит черных лесорубов?" прямо говорит: "Берегите лес!", ибо то, что сегодня происходит в лесу, - это настоящая катастрофа. Он предлагает объединить усилия депутатов и неравнодушных граждан, власти для последовательной и настойчивой деятельности по отстаиванию интересов матушки-природы.

Или те же дровяные лесозаготовки. Вблизи поселков, на обочинах полей, где удобнее и проще, с нарушением всех лесозаготовительных требований, выхлестывают самые лучшие деревья, разделку, как попало, ведут прямо на полях, отходы не убирают. Некоторые лесосеки выглядят так, как будто бурелом прошел. Больно, конечно, наблюдать это. Но еще больнее видеть, как из года в год уничтожают лесорубы хвойную "жемчужину" Причулымья - ее озоновые легкие. Один из героев романа "Русский лес" Л. Леонова произнес пророческие слова: "И как побьете до последнего деревца русские-то леса, тут и отправитесь, родимые, за хлебушком на чужую сторонку".

И еще одна беда обрушилась на сибирский лес. Это варварское уничтожение зверей и птиц вооруженными до зубов современными видами оружия с военными прицелами, "натовскими патронами", средствами связи и приборами ночного видения "охотниками-любителями". Такое ощущение, что едут не на охоту, а на войну с врагом. Особенно в этом преуспевают местные и заезжие "новые русские", устав пить водку, проводить время в ночных клубах и париться в баньках, целыми армиями устремились в лес... Видел я таких горе-охотников, хвастающих друг перед дружкой: мол, я только за одну поездку "добыл" целых два мешка... боровой дичи.

Зачем ему два мешка боровой дичи! Он что, голодный?!

Еще один удалец-охотник, оседлав американский снегоход "Бомбардир", убил за месяц... более 40 лис (целая стая!). Зачем?! Какой урон он нанес природе, сможет ли она залечить такие раны?

Вот почему, возвращаясь из очередной лесной прогулки, я ощущаю какую-то угнетенность и безысходность: ведь целый день бродил по лесу, а кругом только белое безмолвие, ни единого следа, и даже ворона не каркнет. Ни вспорхнет рябчик, не пролетит стая тетеревов, не выскачет заяц. Одни только следы от снегоходов...

Спросите любого старого охотника, и он с болью скажет, что такого беспредела, как в последние два десятка лет, не было. Нарушен неписаный охотничий закон: не губить самок птиц и животных, не уничтожать молодняк. Современные браконьеры - душегубы природы. Иной оценки они не заслуживают. Насмотрелся я на них. Кичатся друг перед другом своей удачей. А ведь этот, простите, хоббист не от голода пухнет, а от сытости. Пострелять из нарезного оружия с оптическим прицелом беззащитных птиц для него - спортивный кайф. Постыдились бы хоть перед простыми сельскими жителями, дурной пример заразителен.

Я сам стараюсь, насколько возможно, быть примером защитника природы. Вот уже более 15 лет каждую весну я высаживаю возле своего дома, что на окраине города, деревья и кустарники. Сколько именно? Я уже со счета сбился, ну не менее тысячи - это точно. Несколько последних отпусков я посвятил очистке прилегающей к дому территории, превращенной жителями в свалку. Природа отблагодарила: заиграла новыми красками, что сразу заметили жители ближайших домов, приходя полюбоваться на это чудо.

Кстати, я тоже охотник (когда-то был вообще охотником-профессионалом, имел в тайге свои избушки, а добытого зверя сдавал государству), да и сейчас не расстаюсь с ружьем, но позволяю добывать только перелетных уток, иногда зайца. Пока и утки в наших водоемах, и зайцы в лесу еще встречаются и по сравнению с другими видами птиц и животных обладают способностью быстрого воспроизводства. А чтобы они и другие звери снова во множестве наполнили наши леса, по моему глубокому убеждению, в первую очередь необходимо ужесточение наказаний (по примеру европейских стран) по отношению к нарушителям существующих законов по экологии, лесопользованию и правил рыбной ловли и охоты.

Но меры надо все-таки принимать, и экстренные. По законодательству у нас нет "ничейной" земли, леса и воды, где бы браконьер чувствовал себя вольготно, оставался безнаказанным за свои грязные делишки. Все природопользование находится в ведении или федеральных, или местных властей, которые должны следить за порядком и наводить его.

На огромной площади нашей области имеется всего 18 госзаказников областного значения. Это крайне мало. Надо увеличивать их количество. Создавать новые там, где еще сохранились флора и фауна, чтобы сократить объем Красной книги Томской области. Необходимо, на мой взгляд, финансово подкрепить инициативу тех муниципальных образований, которые организуют на своих территориях экологические зоны для отдыха и туризма, а также для спортивной охоты и рыболовства. Всемерно поддерживать такие общественные организации, как экологический центр "Стриж", созданный в ТГУ, которые активно занимаются подвижнической природоохранной деятельностью, вовлекают в нее молодежь и школьников, формируют экологическое мышление у населения. Словом, форм и путей решения острой проблемы сохранения окружающей среды более чем достаточно, если только осознаем значимость ее для самих себя.

Кто тонко чувствует природу, тот хорошо понимает прямую зависимость людей от ее самочувствия. Она наглядно показывает это на себе. Вот непролазная чащоба, где сыро, холодно, мрачно, переплетено паутиной. А вот изумительный, солнечный пригорок с малинником. Природа тем самым как бы подсказывает: сравнивай и делай выбор, человек. Ты можешь обречь себя на трущобное существование, а если захочешь, то будешь жить на моей солнечной стороне.

Не случайно, наверное, все больше выходит фильмов об угрозах токсического апокалипсиса на земле. Она катастрофически теряет экологическую защиту, которую надо людям общими усилиями восстанавливать. На каждом земном пятачке. Но для этого необходимо преодолеть в себе социальный дарвинизм, потребительское отношение к природе и нравственное одичание.

У нас только в последние годы наметился реальный поворот в сторону обретения утраченных человеческих ценностей. А до этого все реформы шли в сторону денег. Впереди - рубль, за ним - человек. Наконец-то осознали, что надо переставить их местами, тогда мечты о сильной российской державе обретут прочную основу. Почему? Потому что морально-этические постулаты, такие как совесть, порядочность, патриотизм и другие, - это не голая абстракция, а вполне предметные свойства, проявляющиеся в поведении и поступках людей. Разве позволит себе культурный, воспитанный человек выбросить прямо на улицу пакет с бытовыми отходами или у дороги вывалить домашний хлам? У нас подобное безобразие творится сплошь и рядом. Так что вопрос о том, кто мы есть, остается злободневным. ...В конце прошлого года мы испытали огромную семейную радость. Младшая дочь родила двойняшек. Теперь у нас с женой, Светланой Петровной, семь внуков. Самое бесценное богатство! Конечно, я хочу, чтобы у них жизнь была лучше, чем у нас. Но какой вес будут иметь материальные ценности, если мы не сохраним для подрастающего поколения теплоту и красоту земной природы? Разве не убедительно сказано: небо без птиц - не небо, море без рыб - не море, земля без зверей - не земля, человек без души - дикарь?..

О. Громов, депутат Государственной Думы Томской области, председатель совета Асиновского РПС,
"Красное знамя", 18.01.2008



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...