Днем вершу я дела суеты анализ. Анализ стихотворения Блока “Днем вершу я дела суеты…”

Действие повести происходит в 1833 г. в Москве, Главному герою – Володе – шестнадцать лет, он живет с родителями на даче и готовится к поступлению в университет. Вскоре в бедный флигель по соседству въезжает семья княгини Засекиной. Володя случайно видит княжну и очень хочет с ней познакомиться. На следующий день его мать получает от княгини Засекиной безграмотное письмо с просьбой оказать ей покровительство. Матушка посылает к княгине Володю с устным приглашением пожаловать к ней в дом. Там Володя знакомится с княжной – Зинаидой Александровной, которая старше его на пять лет. Княжна тут же зовет его к себе в комнату распутывать шерсть, кокетничает с ним, но быстро теряет к нему интерес. В тот же день княгиня Засекина наносит визит его матери и производит на нее крайне неблагоприятное впечатление. Однако, несмотря на это, мать приглашает ее вместе с дочерью на обед. Во время обеда княгиня шумно нюхает табак, ерзает на стуле, вертится, жалуется на бедность и рассказывает про свои бесконечные векселя, а княжна, напротив, величава – весь обед разговаривает с Володиным отцом по-французски, но смотрит на него враждебно. На Володю она не обращает внимания, однако, уходя, шепчет ему, чтобы он приходил к ним вечером.

Явившись к Засекиным, Володя знакомится с поклонниками княжны: доктором Лушиным, поэтом Майдановым, графом Малевским, отставным капитаном Нирмацким и гусаром Беловзоровым. Вечер проходит бурно и весело. Володя чувствует себя счастливым: ему выпадает жребий поцеловать Зинаиде ручку, весь вечер Зинаида не отпускает его от себя и оказывает ему предпочтение перед другими. На следующий день отец выспрашивает его про Засекиных, затем сам идет к ним. После обеда Володя отправляется в гости к Зинаиде, но она к нему не выходит. С этого дня начинаются Володины мучения.

В отсутствие Зинаиды он изнывает, но и в ее присутствии ему не становится легче, он ревнует, обижается, но не может без нее жить. Зинаида без труда догадывается, что он в нее влюблен. В дом Володиных родителей Зинаида ходит редко: матушке она не нравится, отец с ней говорит мало, но как-то особенно умно и значительно.

Неожиданно Зинаида сильно меняется. Она уходит гулять одна и гуляет долго, иногда гостям не показывается вовсе: часами сидит у себя в комнате. Володя догадывается, что она влюблена, но не понимает – в кого.

Как-то раз Володя сидит на стене полуразвалившейся оранжереи. Внизу на дороге появляется Зинаида. Увидев его, она приказывает ему спрыгнуть на дорогу, если он действительно любит ее. Володя немедленно прыгает и на мгновение лишается чувств. Встревоженная Зинаида хлопочет вокруг него и вдруг начинает его целовать, однако, догадавшись, что он пришел в себя, встает и, запретив ему следовать за собой, удаляется. Володя счастлив, но на следующий день, когда он встречается с Зинаидой, она держится очень просто, словно ничего не произошло.

Однажды они встречаются в саду: Володя хочет пройти мимо, но Зинаида сама останавливает его. Она мила, тиха и любезна с ним, предлагает ему быть ее другом и жалует звание своего пажа. Между Володей и графом Малевским происходит разговор, в котором Малевский говорит, что пажи должны все знать о своих королевах и следовать за ними неотступно и днем, и ночью. Неизвестно, придавал ли Малевский особенное значение тому, что говорил, но Володя решает ночью идти в сад караулить, взяв с собою английский ножик. В саду он видит своего отца, очень пугается, теряет ножик и сразу возвращается домой. На следующий день Володя пытается поговорить обо всем с Зинаидой, но к ней приезжает двенадцатилетний брат-кадет, и Зинаида поручает Володе его развлекать. Вечером этого же дня Зинаида, отыскав Володю в саду, неосторожно спрашивает его, почему он так печален. Володя плачет и укоряет ее в том, что она им играет. Зинаида просит прощения, утешает его, и через четверть часа он уже бегает с Зинаидой и кадетом взапуски и смеется.

Неделю Володя продолжает общаться с Зинаидой, отгоняя от себя все мысли и воспоминания. Наконец, вернувшись однажды к обеду, он узнает, что между отцом и матерью произошла сцена, что мать упрекала отца в связи с Зинаидой и что узнала она об этом из анонимного письма. На следующий день матушка объявляет, что переезжает в город. Перед отъездом Володя решает проститься с Зинаидой и говорит ей, что будет любить и обожать ее до конца дней.

Володя еще раз случайно видит Зинаиду. Они с отцом едут на верховую прогулку, и вдруг отец, спешившись и отдав ему поводья своего коня, исчезает в переулке. Спустя некоторое время Володя идет за ним вслед и видит, что он через окно разговаривает с Зинаидой. Отец на чем-то настаивает, Зинаида не соглашается, наконец она протягивает ему руку, и тут отец поднимает хлыст и резко бьет ее по обнаженной руке. Зинаида вздрагивает и, молча поднеся руку к губам, целует рубец. Володя бежит прочь.

Некоторое время спустя Володя с родителями переезжает в Петербург, поступает в университет, а через полгода отец его умирает от удара, за несколько дней до смерти получив письмо из Москвы, чрезвычайно его взволновавшее. После его смерти жена посылает в Москву довольно значительную сумму денег.

Четыре года спустя Володя встречает в театре Майданова, который рассказывает ему, что Зинаида сейчас в Петербурге, она счастливо вышла замуж и собирается за границу. Хотя, добавляет Майданов, после той истории ей нелегко было составить себе партию; были последствия… но с ее умом все возможно. Майданов дает Володе адрес Зинаиды, но тот едет к ней только через несколько недель и узнает, что она четыре дня назад внезапно умерла от родов.

Вариант 2

События происходят в Москве, в 1833году, когда Володе исполнилось шестнадцать лет. Он жил со своими родителями на даче, и готовился поступать в университет. Однажды, в небогатый домик, по соседству, въехало семейство княгини Засекиной. Володя увидел молодую дочку княгини, и захотел с ней познакомиться.

Как-то вечером, он пришел к ним домой, и познакомился с ухажерами молодой девушки. Вечер прошел весело и бурно. Зина оказывала Володе внимание, больше чем другим, и он оказался влюблен в девушку. На следующий день он снова пошел к Засекиным, но Зина отказалась выходить.

После этого, они виделись еще несколько раз, но Володя увидел перемены, произошедшие в Зинаиде. Он понял, что девушка влюбилась, но не знал в кого.

В один прекрасный день, Володя сидел на стене полуразвалившегося здания. Проходящая мимо Зина, сказала, чтобы он спрыгнул, если любит ее. Он прыгнул и на несколько мгновений потерял сознание. Зина стала его целовать, но когда он очнулся, девушка отстранилась. На следующий день она вела себя так, как – будто ничего не произошло.

Спустя некоторое время, они встретились в саду. Зина предлагает стать ему пажом. Володя разговаривает с отцом, графом Милевским, который говорит, что пажи должны защищать своих королев, и знать о них все. Парень берет ножик, и ночь идет в сад. Там он увидел отца и быстро убежал домой.

Затем он встречается с Зиной, и говорит, что она просто играет с ним. Парень начинает плакать, а девушка его успокаивает. После этого они снова бегают вместе, играя втроем с младшим братом Зинаиды в догонялки.

Володя продолжает общаться с Зиной, но дома он услышал разговор матери с отцом, которая подозревала его в связи с Зиной. После этого парень видит, как Зина разговаривает через окно с его отцом.

Через некоторое время, мать с отцом решают переехать жить в Петербург. Володя поступил в университет, через несколько месяцев умер отец от удара. Перед этим он прочитал какое-то письмо из Москвы.

Спустя четыре года, Володя видится в театре с Майдановым, другом Зинаиды, который говорит, что Зина вышла удачно замуж, хотя она уже была беременна. А через несколько недель, Володя узнает, что Зина умерла при родах.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Впотьмах Главными героями повести Куприна “Впотьмах”, являются инженер Аларин, заводчик Кашперов и Зинаида Павловна. Вначале описывается встреча Аларина с Зинаидой Павловнй. Они встретились в одном вагоне поезда, который направлялся в город Р. Аларин ехал туда на работу, а Зинаида Павловна, Read More ......
  2. Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описания природы, ее влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их душу, характеры, поступки. И. С. Тургенев известен читателям как большой мастер пейзажа. И хотя в повести Read More ......
  3. Нахлебник В ожидании молодой помещицы Елецкой, которая вышла замуж за питерского чиновника, вся усадьба гудит от приготовлений. Наконец, молодые приезжают. Им подготовили с хлеб-соль и музыкантов. Елецкий сразу берет командование, намереваясь вести дела усадьбы. К обеду собрались гости и “проживающие Read More ......
  4. Повесть “Первая любовь” – автобиографическое произведение Тургенева. Прототипом молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: “Этот мальчик ваш покорный слуга”. Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в Read More ......
  5. Ася Н. Н., немолодой светский человек, вспоминает историю, которая приключилась, когда ему было лет двадцать пять. Н. Н. тогда путешествовал без цели и без плана и на пути своем остановился в тихом немецком городке N. Однажды Н. Н., придя на Read More ......
  6. Повесть ” Первая любовь”- автобиографическое произведение Тургенева. Прототином молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: “Этот мальчик ваш покорный слуга”. Прототипом Зинаиды стала поэтэсса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в Read More ......
  7. Все будет в порядке Пятиклассник Володя живет обычной жизнью школьника. Семья у него не полная, отца он никогда не знал, а потому часто мечтал о встрече с ним. Нехватка отцовского внимания возбудила в Володе потребность в старшем товарище, которого он Read More ......
  8. Лебедянь Лет пять тому назад я попал в Лебедянь в самый разгар ярмарки. Я остановился в гостинице, переоделся и отправился на ярмарку. Половой в гостинице успел мне сообщить, что у них остановился князь Н. и много других господ. Мне хотелось Read More ......
Краткое содержание Первая любовь Тургенев

Александр Александрович Блок

Днем вершу я дела суеты,
Зажигаю огни ввечеру.
Безысходно туманная — ты
Предо мной затеваешь игру.

Я люблю эту ложь, этот блеск,
Твой манящий девичий наряд,
Вечный гомон и уличный треск,
Фонарей убегающий ряд.

Я люблю, и любуюсь, и жду
Переливчатых красок и слов.
Подойду и опять отойду
В глубины протекающих снов.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь..
Завершая дневные дела,
Знаю — вечером снова придешь.

В произведениях, созданных весной 1902 г. и вошедших в число «Стихов о Прекрасной Даме», вместе с изображением городского пейзажа возникают новые диссонансные мотивы. Последние связаны с двойственной сущностью лирического субъекта и его возлюбленной, выступающей в земной ипостаси. В стихотворении «Люблю высокие соборы…» герой пытается утаить под «священной броней» свою темную сторону. Однако «дикий и дьявольский» облик прорывается из-под «маски лицемерной», вызывая ужас у благопристойной паствы.

В поэтическом тексте «Днем вершу я дела суеты…» также фигурирует маска, на этот раз женская. Сквозная тема загадочных вечерних встреч с подругой-«царевной», перенесенная в обманчивый мир сумрачного города, насыщается новыми красками. «Огненная игра» влюбленных теряет гармоничность и напоминает не романтическое свидание, а погоню за ускользающей маской.

Жизнь лирического героя делится на два периода: дневной, наполненный «делами суеты», и вечерний, таинственно-мистический. Стихотворение посвящено описанию второго из них. В сумерках возникают огни — знаковый атрибут темы земных встреч. Если раньше к категории пламени была близка невеста, то теперь к ней причастен мужской образ, который инициирует появление света. Героиня, которая раньше была «огневой», теперь приобретает характеристику «туманная». Другой становится игра влюбленных: в ней возникает новый мотив обмана.

Блестящий и привлекательный облик маски-героини созвучен городской атмосфере — шумной и призрачной. Метафора «убегающий ряд», относящаяся к уличным светильникам, вторит движению легкой фигуры, которая стремится раствориться в урбанистическом пространстве.

Лексемы «ложь»/«лжива» повторяются в небольшом тексте три раза. С их помощью рождается оригинальная катахреза «белая ложь», которая определяет суть женского образа, противопоставленного небесной «белизне» иной «дамской» ипостаси — возвышенно-религиозной.

Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

Кольцевая композиция намекает на бесконечность ежевечерней погони за иллюзорной фигурой. Подобным образом замыкается текст «Люблю высокие соборы…». Художественный прием усиливает внутренний драматизм лирической ситуации и констатирует ее безысходность.

Анализ ахроматизмов в произведениях А.Блока

Белый цвет – для А. Блока в первую очередь цвет снега. Слова, принадлежащие данной группе (белый и его производные, серебряный и однокоренные ему, седой и его производные), могут употребляться в номинативном значении без комбинаторных приращений смысла или с реализацией дополнительных контекстуальных сем и индивидуально-авторских коннотаций. В ряде случаев наблюдается символическое и образное употребление данных лексем. Переносное употребление в тематической группе белого цвета не зафиксировано. Семантический сдвиг в значении лексем группы белый может идти по двум основным направлениям.

1) Развивается значение белого как совершенного синтеза всех цветов (тогда реализуются контекстуальные смыслы «принадлежность к высшему миру духа, святость», «служение, вера, аскеза», «невинность, душевная чистота и подобные). Так, например, распространённым в произведениях А. Блока является сочетание лексемы белый, употреблённой символически, со словами, принадлежащими тематической группе звуки (белый звук, белые слова, белый зов). Синестезия вообще характерна для творчества символистов, и в поэзии А. Блока отразилась ещё и в создании таких сложных, синкретических по своей природе цветообозначений, как плотно-белый, звонко-синий и других. В таких сочетаниях колоратив обычно сопровождается положительной коннотацией и актуализирует такие семы, как «близость наступления священной гармонии, соединения с идеалом», «душевная чистота». Так, например, в «Неоконченной поэме» белые слова как предвестье священной гармонии противопоставлены «вечернему хаосу»:


Ещё мерцал вечерний хаос –

Восторг, достигший торжества, –

Но всё, что в пурпур облекалось,

Шептало белые слова.

И жизнь казалась смутной тайной…

Что в утре раннем, полном сна,

Я вскрыл, мудрец необычайный,

Чья усмехнулась глубина?


В сочетании со словами из тематической группы птицы (белые птицы, белые перья, белые крылья), белый также приобретает дополнительный смысл «святость, принадлежность к высшему духовному миру». Колоратив как бы сигнализирует: в данном тексте птица – не просто птица, а послание горнего мира Духа. Так, в стихотворении «Царица смотрела заставки…» белые птицы, прилетающие к Царевне, – знак её тесной связи с высшим миром и духовного превосходства её невинности над любомудрием царицы:


Протекали над книгой Глубинной

Синие ночи царицы.

А к Царевне с вышки голубиной

Прилетали белые птицы.

Рассыпала Царевна зёрна

И плескались белые перья.

Голуби ворковали покорно

В терему – под узорчатой дверью.


2) Развивается значение белого как пустоты, отсутствия цвета (реализуются контекстуальные смыслы «смерть», «опустошение», «забвение», «стихийная страсть», «безумие и подобные), и тогда белый цвет входит в поля «Стихия», «Гибель»:


Вот – я с ней лишь связан…

Вот – закрыта дверь…

А она не слышит –

Слышит – не глядит,

Тихая – не дышит,

Белая – молчит («На чердаке»).


В некоторых случаях контекстуальные смыслы лексем группы белого цвета претерпевают «инверсию»: смысл, обычно сопровождавшийся положительной коннотацией, на определённом этапе творчества начинает оцениваться отрицательно и наоборот, например, в стихотворении «Балаганчик» контекстуальное значение святости переосмысляется иронически: это воображаемая, кажущаяся святость «картонной», кукольной королевы:

М а л ь ч и к

Он спасётся от чёрного гнева

Мановением белой руки.

Посмотри: огоньки

Приближаются слева…

Видишь факелы? видишь дымки?

Это, верно, сама королева…

Д е в о ч к а

Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?

Это – адская свита…

Вдруг паяц перегнулся за рампу

И кричит: «Помогите!

Истекаю я клюквенным соком!..и т.д.


Другое возможное переосмысление этого значения – трагическое, порождённое предчувствием, что надежда обманет, белая святость обернётся ложью, Дева, Заря, Купина «изменит облик», ощущением, что высший идеал недостижим:

Как ты лжива и как ты бела!

Мне же по сердцу белая ложь…

Завершая дневные дела,

Знаю, вечером снова придешь («Днём вершу я дела суеты…»);

Я любил твое белое платье,

Утончённость мечты разлюбив.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло…

И твоё золотое весло («Мы встречались с тобой на закате…»).

В последнем стихотворении белое платье, белый стан – знаки святости, «утончённой мечты», но святость обманула, мечта умерла, знак ничего не означает больше, он – тоже «белая ложь».

Чёрный – цвет сажи, цвет ночной темноты – обычно воспринимается негативно, колоративы со значением чёрного цвета несут отрицательные коннотации. Чёрный цвет в поэтическом мире А. Блока может обладать признаком силы (цвет, закрашивающий все остальные), а может и не обладать им. Лексемы ТГ «чёрный (чёрный и производные от неё, а также смолистый) употребляются А. Блоком номинативно (с реализацией контекстуальных смыслов и без неё), в переносном значении, образно и символически. Смысловые возможности колоративов этой группы в идиостиле поэта велики, но, по укоренившейся в русском литературном языке традиции, переносные значения, контекстуальные смыслы и символическое содержание слова чёрный обычно негативны: чёрный связан со злом, грехом, страхом, страданием, смертью, утратой идеала, необузданными страстями, слабостью. Так, например, в стихотворении «Из царства сна выходит безнадежность…(«Три стихотворения») лексема чёрный, описывающая цвет птиц, сопоставляется с колоративами серый и голубой, причем серый соотносится с безнадежностью, чёрный – со страданием, голубой – с освобождением (ср. с образами белых птиц у А. Блока):

Из царства сна выходит безнадежность –

Как птица серая – туман.

В явь ото сна умчит меня безбрежность,

Как ураган.

Здесь – все года, все боли, все тревоги,

Как птицы чёрные в полях.

Там нет предела голубой дороге –

Один размах.

При описании цвета неба колоратив чёрный также сопровождается отрицательной коннотацией. Чёрный цвет неба, туч – плохой знак, у колоратива актуализированы семы «угроза», «дурное предзнаменование», «смерть»:


В чёрном небе означается

Над водой подъёмный кран,

И один фонарь качается

На оснеженном берегу.

И матрос, на борт не принятый,

Идёт, шатаясь, сквозь буран.

Всё потеряно, всё выпито!

Довольно – больше не могу…

А берег опустелой гавани



Уж первый лёгкий снег занес…

В самом чистом, самом нежном саване

Сладко ли спать тебе, матрос?

Поздней осенью из гавани…»).


В этом стихотворении чёрное небо одновременно и признак приближающегося снегопада, и предвестье смерти. Актуализированы также семы «враждебность(мира – к человеку: чёрное небо засыпает пьяного матроса снегом, убивает) и «отчаяние(чёрное небо – своеобразное отражение душевного состояния матроса).

Смерть предвещает и чёрная туча в стихотворении «Петроградское небо мутилось дождём…»:

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,


Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под чёрною тучей весёлый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Громыханье колёс и охрипший свисток

Заглушило ура [выделено А. Блоком] без конца.

В отличие от стихотворения «Поздней осенью из гавани…», в этом контексте состояние людей не соответствует состоянию окружающего мира, скорее вступает с ним в противоречие, ср.:

весёлый горнист под ветром взлетел опадающий лист

ура без конца фонарь замигал

под чёрною тучей

заплакал рожок

охрипший свисток

Этот контраст и вызывает тревожное чувство, которым пронизано стихотворение; читатель, несмотря на песни и крики «ура», понимает, что все знаки указывают на скорую гибель уходящих на войну солдат, и наиболее внятным и угрожающим знаком является чёрная туча.

В некоторых контекстах чёрный цвет неба связан с опустошённостью, утратой идеала (в противоположность голубому, лазурному цвету):


Слова? – Их не было. – Что ж было?–

Ни сон, и явь. Вдали, вдали

Звенело, гасло, уходило

И отделялось от земли…

И умерло. А губы пели.

Прошли часы или года…

(Лишь телеграфные звенели

На чёрном небе провода…)


(«Идут часы, и дни, и годы…»).

Даже в тех случаях, когда чёрный цвет осознаётся как красивый (в описании внешности героини), контекстуальный смысл колоратива нельзя определить как положительный: семам «красота и «страсть сопутствует сема «гибельная»:


И змеи окрутили

Мой ум и дух высокий

Распяли на кресте.

И в вихре снежной пыли

Я верен черноокой

Змеиной красоте

(«Она пришла с заката…»).


Наконец, серый цвет, цвет пепла, тусклый и слабый цвет, играет менее важную роль в цветовой картине мира поэта и оценивается им негативно. Этот цвет воспринимается им как бледный, неприятный, часто противопоставляется всем другим цветам как «не-цвет вообще. Контекстуальные смыслы колоративов этой группы – «слабость», «болезнь», «пошлость», «опустошённость», «тоска и «безнадёжность Так, например, в стихотворении «В неуверенном, зыбком полете…серый связан с пустотой, бездушностью. Серое небо – антоним лазури, одухотворённой и обитаемой, в нём нет никого и ничего, только пустое серое пространство, в котором неоткуда ждать спасения:


Как ты можешь летать и кружиться

Без любви, без души, без лица?

О, стальная, бесстрастная птица,

Чем ты можешь прославить творца?

В серых сферах летай и скитайся,

Пусть оркестр на трибуне гремит,

Но под лёгкую музыку вальса

Остановится сердце – и винт.


В сочетании со словами туман, дым, туча лексема серый реализует контекстуальные смыслы «будничность», «скука», «опустошённость». Опустошённость и скука связаны с отсутствием идеала: его забвением или недосягаемостью. Серый, таким образом, противопоставляется лазурному, белому, золотому, в некоторых случаях – красному цветам. Так, в стихотворении «Они живут под серой тучей…серая туча – знак отхода от идеала, забвения, а голубая лазурь – родина идеала, Прекрасной Дамы:


Они живут под серой тучей.

Я им чужда и не нужна.

Они не вспомнят тех созвучий,

Которым я научена.

Я всё молчу и всё тоскую.

Слова их бледны и темны.

Я вспоминаю голубую

Лазурь родимой стороны.


Так же в стихотворении «Сквозь серый дым от краю и до краю…контекстуальный смысл одного колоратива проясняется от сопоставления с другим: если багряный свет – весть из мира идеала, из рая, знак несбыточной надежды, то серый дым – символ опустошённости, безнадёжности, непробудного мёртвого сна, в котором нет места идеалу.

В поэме «Возмездие» сочетание серый туман несёт иную нагрузку. Здесь играет роль восприятие А. Блоком серого цвета как бледного, «слабого». В поэме колоратив реализует контекстуальный смысл «слабость, болезнь, ничтожность»:


Но тот, кто двигал, управляя

Марионетками всех стран, –

Тот знал, что делал, насылая

Гуманистический туман:

Там, в сером и гнилом тумане,

Увяла плоть, и дух погас.

И ангел сам священной брани,

Казалось, отлетел от нас…


А. Блок использует слово серый и для описания людей: как безликой массы (в стихотворении «Поднимались из тьмы погребов…»: «Встала улица, серым полна…»), так и отдельного человека – части толпы, слабо из неё выделяющейся. Смыслы «невыразительность», «неприметность сочетаются при таком употреблении с семой «сила»:


Поднимались из тьмы погребов.

Уходили их головы в плечи.

Тихо выросли шумы шагов,

Словеса незнакомых наречий.

Скоро прибыли толпы других,

Волочили кирки и лопаты.

Расползлись по камням мостовых,

Из земли воздвигая палаты.

Встала улица, серым полна,

Заткалась паутинною пряжей.

Шелестя, прибывала волна,

Затрудняя поток экипажей.


Использованные поэтом глаголы (поднимались, выросли, прибыли, расползлись, встала, прибывала) передают медленное, но неотвратимое нарастание серой силы – силы массы. Масса эта – народ – воспринимается как нечто однородное, безликое, и потому – непознаваемое, иррациональное и непобедимое. У новой силы нет никаких ярких, узнаваемых особенностей, нет имени – и нет слабостей. Её цвет серый – «никакой» цвет.

«Днем вершу я дела суеты…» Александр Блок

Днем вершу я дела суеты,
Зажигаю огни ввечеру.
Безысходно туманная — ты
Предо мной затеваешь игру.

Я люблю эту ложь, этот блеск,
Твой манящий девичий наряд,
Вечный гомон и уличный треск,
Фонарей убегающий ряд.

Я люблю, и любуюсь, и жду
Переливчатых красок и слов.
Подойду и опять отойду
В глубины протекающих снов.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь..
Завершая дневные дела,
Знаю — вечером снова придешь.

Анализ стихотворения Блока «Днем вершу я дела суеты…»

В произведениях, созданных весной 1902 г. и вошедших в число «Стихов о Прекрасной Даме», вместе с изображением городского пейзажа возникают новые диссонансные мотивы. Последние связаны с двойственной сущностью лирического субъекта и его возлюбленной, выступающей в земной ипостаси. В стихотворении «Люблю высокие соборы…» герой пытается утаить под «священной броней» свою темную сторону. Однако «дикий и дьявольский» облик прорывается из-под «маски лицемерной», вызывая ужас у благопристойной паствы.

В поэтическом тексте «Днем вершу я дела суеты…» также фигурирует маска, на этот раз женская. Сквозная тема загадочных вечерних встреч с подругой-«царевной», перенесенная в обманчивый мир сумрачного города, насыщается новыми красками. «Огненная игра» влюбленных теряет гармоничность и напоминает не романтическое свидание, а погоню за ускользающей маской.

Жизнь лирического героя делится на два периода: дневной, наполненный «делами суеты», и вечерний, таинственно-мистический. Стихотворение посвящено описанию второго из них. В сумерках возникают огни - знаковый атрибут темы земных встреч. Если раньше к категории пламени была близка невеста, то теперь к ней причастен мужской образ, который инициирует появление света. Героиня, которая раньше была «огневой», теперь приобретает характеристику «туманная». Другой становится игра влюбленных: в ней возникает новый мотив обмана.

Блестящий и привлекательный облик маски-героини созвучен городской атмосфере - шумной и призрачной. Метафора «убегающий ряд», относящаяся к уличным светильникам, вторит движению легкой фигуры, которая стремится раствориться в урбанистическом пространстве.

Лексемы «ложь»/«лжива» повторяются в небольшом тексте три раза. С их помощью рождается оригинальная катахреза «белая ложь», которая определяет суть женского образа, противопоставленного небесной «белизне» иной «дамской» ипостаси - возвышенно-религиозной.

Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

Кольцевая композиция намекает на бесконечность ежевечерней погони за иллюзорной фигурой. Подобным образом замыкается текст «Люблю высокие соборы…» Художественный прием усиливает внутренний драматизм лирической ситуации и констатирует ее безысходность.

В произведениях, созданных весной 1902 г. и вошедших в число “Стихов о Прекрасной Даме”, вместе с изображением городского пейзажа возникают новые диссонансные мотивы. Последние связаны с двойственной сущностью лирического субъекта и его возлюбленной, выступающей в земной ипостаси. В стихотворении “Люблю высокие соборы…” герой пытается утаить под “священной броней” свою темную сторону. Однако “дикий и дьявольский” облик прорывается из-под “маски лицемерной”, вызывая ужас у благопристойной паствы.

В поэтическом тексте “Днем вершу я дела суеты…” также фигурирует маска, на этот раз женская. Сквозная тема загадочных вечерних встреч с подругой-“царевной”, перенесенная в обманчивый мир сумрачного города, насыщается новыми красками. “Огненная игра” влюбленных теряет гармоничность и напоминает не романтическое свидание, а погоню за ускользающей маской.

Жизнь лирического героя делится на два периода: дневной, наполненный “делами суеты”, и вечерний, таинственно-мистический. Стихотворение посвящено описанию второго из

них. В сумерках возникают огни – знаковый атрибут темы земных встреч. Если раньше к категории пламени была близка невеста, то теперь к ней причастен мужской образ, который инициирует появление света. Героиня, которая раньше была “огневой”, теперь приобретает характеристику “туманная”. Другой становится игра влюбленных: в ней возникает новый мотив обмана.

Блестящий и привлекательный облик маски-героини созвучен городской атмосфере – шумной и призрачной. Метафора “убегающий ряд”, относящаяся к уличным светильникам, вторит движению легкой фигуры, которая стремится раствориться в урбанистическом пространстве.

Лексемы “ложь”/”лжива” повторяются в небольшом тексте три раза. С их помощью рождается оригинальная катахреза “белая ложь”, которая определяет суть женского образа, противопоставленного небесной “белизне” иной “дамской” ипостаси – возвышенно-религиозной.

Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

Кольцевая композиция намекает на бесконечность ежевечерней погони за иллюзорной фигурой. Подобным образом замыкается текст “Люблю высокие соборы…” Художественный прием усиливает внутренний драматизм лирической ситуации и констатирует ее безысходность.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувст­во радости земной жизни. Лирический герой счастлив от созна­ния того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий...
  2. Произведение, созданное весной 1910 г. как поэтический отклик на кончину Врубеля, обнаруживает культурные связи с полотнами выдающегося модерниста. Еще одним источником аллюзий, возникающих в блоковском...
  3. В 1905 году была издана дебютная книга Блока – “Стихи о Прекрасной Даме”. Она рождалась под влиянием философских идей Соловьева и эстетики символизма. Посвящен сборник...


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...