Эмоциональная уравновешенность. Эмоциональная устойчивость (средняя)

В разном возрасте, при различных обстоятельствах палитра эмоционального мира человека меняется. Иногда эта палитра наполнена яркими красками, а иногда мрачными, подчас совершенно неожиданными не только для окружения, но и для него самого.

«Человеческие эмоции - говорил К.К. Платонов, - представляют весьма многогранные и тонкие реакции личности на физическую и социальную среду: они развиваются и качественно усложняются как в процессе воздействия на человека внешнего мира, так и активного, целенаправленного воздействия человека на внешний мир, на других людей и на самого себя»

В процессе развития человечества сложилось мнение, что без эмоции человек будет подобен роботу. Такому человеку неизвестны ни печаль, ни радость, ни удовлетворение, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей; лишенную эмоций, - писал академик П. К.Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!»

На пути развития психологии эмоций не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными состояниями и показать, различные комплексы органических признаков, сопровождающих различные эмоциональные процессы. Первая попытка была предпринята Ч. Дарвином (1872) в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Согласно данной теории, телесные изменения, сопровождающие различные эмоции, есть не что иное, как реальные приспособительные реакции организма. В общей психологии существует еще немало теорий, отдающих предпочтение физиологическому объяснению эмоций (теория В.Вундта; Кеннона-Барда; концепция Линдсея-Хебба и др.). И сегодня уже не отрицается, что эмоция, переживаемая человеком, всегда вызывает физиологические изменения в его организме. Однако на сегодняшний день эмоции изучаются и в рамках социальной и педагогической психологии. Эмоции где понимаются как организующий и мотивационный фактор поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Подчеркивается роль эмоций в общении, в восприятии и познании людьми друг друга.

В развитие теоретических знаний о природе эмоций огромный вклад внесли представители когнитивной психологии (К. Роджерс, Г. Арнольд и др.). К когнитивным теориям эмоций и личности можно отнести по меньшей мере два больших класса теорий. Это так называемые теории «Я», или теории самосознания, и теории, полагающие первопричиной или компонентом эмоции когнитивные процессы. Центральным и преобладающим понятием всех теорий «Я» является понятие Я-концепции, которое трактуется как целостный, интегрированный феномен, складывающийся из восприятия и познания индивидом самого себя, и именно ему придается большое значение в теориях «Я». Чем глубже восприятие или познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции: «Угроза Я-концепции вызывает у человека страх, вынуждает его защищаться, тогда как подтверждение и одобрение Я-концепции вызывает у человека радость и заинтересованность».

Современные теории рассматривают эмоцию в основном как реакцию или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами. Подобный взгляд на природу эмоций, возможно, обусловлен теми представлениями о природе человека, которые уходят истоками к Аристотелю, Дидро, Канту и другим философам. Эти представления состоят в том, что человек, изначально - существо рациональное, эмоциональное мешает ему, и разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. Наиболее разработанной из теорий эмоций и личности, является теория Г. Арнольд. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия некой последовательности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок. В данном случае «воспринять» объект - значит «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. Для того чтобы представленный в сознании образ получил эмоциональную окраску, объект необходимо оценить с точки зрения его влияния на воспринимающего. Эмоция таким образом не является оценкой, хотя и может нести ее в себе как неотъемлемую, необходимую составляющую. То есть эмоция представляет собой неосознаваемое влечение к объекту или отторжение его, возникшее в результате оценки объекта как хорошего или плохого для индивида. Вызванные эмоцией тенденции к действию оказывают организующее влияние на процесс дальнейшего восприятия и оценки.

Для того чтобы лучше понять суть теории, давайте обратим внимание на схему №1

Событие 1

Восприятие

Негативная

Событие 2

Событие 3

Понимание

Позитивная

Эмоциональная

устойчивость

Стрессоустойчивость

Психологическая устойчивость

Жизнестойкость

Эмоционально – волевая устойчивость

адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций»

это сознательно выбранные реакции, позволяющие субъекту сохранять эмоциональную стабильность, умение ясно мыслить, принимать правильно решения

способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров

целостное интегральное качество личности проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в стрессовых ситуациях

Систему убеждений человека о себе, о мире, которая способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом.

Способность личности подбирать нужную и адекватную эмоцию и реакции в широком спектре эмоции и реакции, которые возникают в стрессовых ситуациях

Способность личности правильно отражать действительность, при этом личность признает возможность отрицательных событий и воспринимает их как менее травматические события. При этом личность сохраняет активность для дальнейшего функционирования

При исследовании эмоционального компонента психологического здоровья нами использовались методики: «Тревожность» (Тейлор), «Эмоциональная устойчивость» (Г. Айзенк), и шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» методики «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром).

Проведенный анализ уровня тревожности показывает, что среднее значение данного показателя по выборке составил 19 баллов, это соответствует среднему уровню с тенденцией к высокому, что в целом характеризует группу как чувствительную, эмоционально реагирующую на сообщения о неудаче. Ощущение опасения перевешивает возможную неудачу. Сообщение о неудачи не стимулирует к действиям, а заставляет сникнуть и отойти в сторону.

Результаты выраженности тревожности отражены в таблице №3 и рисунке 4.

Таблица 3 - Значение результатов методики «Тревожность» (Дж . Тейлор)

Рис. 4 Результаты методики «Тревожность»

Из таблицы 3 и рисунка 4 видно, что лишь только 3% из числа респондентов испытывают низкий уровень тревожности, то есть, эти люди испытывают тревожность, но исключительно в ситуациях когда она действительно таит в себе опасность. В этом случае, тревога, по мнению автора методики, даже полезна, так как помогает быть осторожнее и избежать неприятных последствий. Большинство респондентов (75%) испытывают средний уровень тревожности, но используемая нами методика позволяет дифференцировать данный показатель на две тенденции: средний уровень тревожности с тенденций к низкому и средний уровень тревожности с тенденций к высокому. Таким образом, людей получивших показатель «средний уровень с тенденцией к низкому» 30%. Этим людям, так же как и представителями результатов «низкий уровень», свойственно отсутствие излишней напряженности и долгих переживаний. Они испытывают эмоциональное напряжение и беспокойство в конкретной экстремальной или стрессовой обстановке. По интенсивности она не слишком выражена и во времени не продолжительна, так как человек склонен рационально подходить к ситуации. Результат «средний уровень с тенденций к высокому» выявлен почти у половины опрашиваемых (45%), у таких людей наблюдается беспокойство при самых различных обстоятельствах это доставляет определенный психологический дискомфорт человеку. Достаточно большой процент, почти четверть исследуемых (22%), испытывает высокий уровень тревожности. У таких людей тревожность возникает, «на пустом месте», это мешает человеку нормально жить и работать, делает его нервным и доставляет психологический дискомфорт не только ему, но и окружающим. Такой человек испытывает озабоченность, нервозность, находится в ожидании негативных событий. Боязнь неудачи доминирует над стремлением к достижению успеха.

Для исследования эмоциональной стабильности нами использовалась шкала «Эмоциональная устойчивость» методики Г. Айзенка. Данная характеристика позволяет определить способность эмоциональной сферы сохранять стабильное состояние под влиянием деструктивных процессов протекающих во внутренних и внешних условиях. По выборке, среднее значение данного показателя - 15 баллов. Следовательно, в целом, группе свойственно эмоциональная не устойчивость, что вырежется в их чувствительности, эмоциональности, тревожности, в склонности болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Результаты исследования эмоциональной устойчивости отражены в таблице 4.

Таблица 4 - Значение результатов методики «Эмоциональная устойчивость» (Г. Айзенк)

Рис. 5 Результаты методики «Эмоциональная устойчивость»

При рассмотрении показателя «эмоциональная устойчивость», в зависимости от уровня (таблица 4) можно констатировать, при исследовании у двух трети группы респондентов выявлена эмоциональная неустойчивость (66%). Это характеризует их как импульсивных, раздражительных, быстро утомляемых. Такие люди находятся под влиянием своих чувств, переменчивы в настроении, легко расстраивается, проявляют неустойчивость в интересах. Средняя степень выраженности эмоциональной устойчивости (3%) характеризуется переходностью от устойчивости эмоционального состояния к неустойчивому. Они легко расстраиваются, эмоционально менее устойчивы, но в состоянии трезво оценивать действительность. Высокий уровень эмоциональной устойчивости выявлен у 31% опрошенных. Таким людям свойственна эмоциональная зрелость, невозмутимость, устойчивость в интересах, работоспособность, ориентированность на реальность. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Они не склонны к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, часто вызывают доверие у других людей и имеют склонность к лидерству, обладают терпением.

Для изучения эмоционального компонента психологического здоровья нами была использована методика «Самоактуализационный тест» Э. Шострома, с выбором конкретных шкал. В данном компоненте психологического здоровья нами анализировались шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» (таблица 5, рисунок 6).

Таблица 5 - Значение шкал «Самоуважение» и «Самопринятие» методики «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром),%

Самоуважение

Самопринятие

Ср. знач.

Рис. 6 Результаты методики «Самоактуализационный тест»

В ходе анализа нами выявлено, что среднее значение показателей «Самоуважение» и «Самопринятие» по группе выражено на среднем уровне, следовательно группа испытывает уважение к своему «Я» и принимает свои личностные качества, не зависимости от их полярности (положительной или отрицательной).

Самоуважение, которое подразумевает способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них не свойственно 3% респондентов, т.е. они не признают и не принимают себя в качестве значимой, достойной уважения личности. Такие люди податливы, они легко подвергаются внешнему воздействию. У них очень сильно выражена потребность в социальном признании и внимании. Они болезненно ощущают пренебрежение со стороны окружающих. У 99% респондентов (высокий и средний уровни) присутствуют чувства уважения и собственного достоинства.

Самопринятие это категория, основанная на относительно объективной оценке собственных способностей и общих достоинств, реалистического признания своих ограничений и богатого чувства удовлетворения, как самими талантами, так и их пределами. Из таблицы 5 видно, что респондентов, не испытывающих подобные чувства выявлено 19%. Остальным опрошенным (81%) свойственно данное чувство в форме среднего и высокого уровня выраженности, что проявляется в различной степени принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а возможно и вопреки последним.

Таким образом, анализируя результаты проведенных исследований, можно констатировать, что эмоциональный компонент психологического здоровья представлен в таблице №6. Так же анализ выраженности данного компонента, в зависимости от гендерных особенностей представлен в таблице 7.

Таблица 6 - Эмоциональный компонент психологического здоровья, %

Рис. 7 Распределение уровней эмоционального компонента психологического здоровья

Таким образом, низкий уровень эмоционального компонента выявлен у 18% респондентов. Следовательно они не переживают о состоянии здоровья, а также не признают важную роль эмоционального состояния на возникающие ухудшения физического или психического самочувствия человека.

Таблица 7 - Эмоциональный компонент психологического здоровья, в зависимости от гендерного фактора, %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 8 Распределение уровней эмоционального компонента психологического здоровья, в зависимости от гендерного фактора

На основании результатов, представленных в таблице №7, можем констатировать, что различий в выраженности эмоционального компонента, по гендерному фактору, ярко не выражено.

Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание

Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ как психолого – педагогическая проблема.

Теории эмоций. Эмоциональная устойчивость и её психофизиологические особенности

Сущность и содержание подготовки к ЕНТ

Структурно – содержательная модель формирования эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ

Опытно – педагогическая работа по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ

Диагностика эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Программа ОПР. Задачи и этапы ОПР

Результаты опытно – педагогической работы

Актуальность исследования. Основанием для исследования проблемы влияния образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости старшеклассников явилась недостаточная разработанность вопросов системы подготовки учащихся к ЕНТ. Ситуации социальной нестабильности, напряженный учебный процесс, Подготовка к ЕНТ, физиологические особенности юношеского возраста, страх перед будущим, все это требует повышенной эмоциональной устойчивости. При этом устойчивость должна проявляться как к внешним факторам так и к внутренним противоречиям.

Проблема психологической устойчивости личности нашла отражение в исследованиях Л.М. Аболина, Л.В. Куликова, К. Левина, Ф. Хоппе, Кузуб М. А, В. Э. Эриксона и др. Анализ психолого – педагогической литературы различных направлений показал, что многие авторы к важным составляющим психологической устойчивости личности относят устойчивость (стабильность) эмоциональную, которая обеспечивает возможность противодействовать нежелательному влиянию среды.

В Российской психологии возникновение термина «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в области прикладной психологии: авиационной, инженерной, психологии спорта. Изучению механизмов формирования эмоциональной устойчивости в онтогенезе, психологических методов её диагностики, выявлению факторов окружающей среды, благоприятно или неблагоприятно влияющих на данную характеристику личности, посвящены работы Л.М. Аболина, Л.П. Баданиной, Е.В. Веселовой и других.

Цель исследования : разработка теоретических основ системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ и апробация ее в учебно – воспитательном процессе школы.

Объект исследования : процесс профессиональной деятельности педагога – психолога в школе.

Предмет исследования : формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Гипотеза: Если спроектировать и разработать теоретические основы системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ, то будет психологически эффективно пройден этап сдачи экзамена ЕНТ, поскольку система основывается на психолого – педагогических концепциях (фасилитации, психотерапии, позитивного мышления)

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы

1. Раскрыть сущность основных понятий: «эмоциональная устойчивость», система деятельности педагога — психолога

2. Разработать систему деятельности педагога- психолога по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ.

3. Разработать и апробировать в ходе опытно – педагогической работы программу тренинга по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ и разработать. рекомендации по теме исследования

Методологическую основу исследования составляют положения деятельностного, личностного и системного подхода, теории эмоции, теория эмоционального интеллекта.

Методы исследования: методика изучения уровня тревожности и познавательной активности Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой), тест — опросник мотивации успехов и неудач (МУН) А. Реана, модифицированная методика исследования уровня субъективного

Ценностные ориентации (М Рокич), шкала депрессии, Акцентуации личности и нервно – психологическая неустойчивость, анкетирование, тестирование, опрос, беседа.

Источник:
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости
http://studfiles.net/preview/3535399/

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 .

Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» в других словарях:

Эмоциональная устойчивость - выражается в способности личности обеспечивать возможность сохранения определенной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем самым содействовать профессиональной успешности. Эмоциональная… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Эмоциональная устойчивость - Способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. Э. у. определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Эмоциональная устойчивость - характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний) … Психология человека: словарь терминов

Эмоциональная устойчивость - способность человека противостоять дезорганизующему влиянию эмоций. НТС … Термины психологии

УСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРА - способность оператора стабильно выполнять задание функции под влиянием мешающих факторов внешней среды, профессиональной деятельности, утомления. У. о. подразделяется на специфическую и неспецифическую (общую). Спецификация У. о. связана с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

УСТОЙЧИВОСТЬ - (англ. tolerance, stability). 1. У. внимания. См. Внимание. 2. Помехоустойчивость. См. Помехоустойчивость оператора. 3. Нравственная У. личности способность человека регулировать свое поведение исходя из принятых и усвоенных им нравственных … Большая психологическая энциклопедия

Эмоциональная стабильность - устойчивость настроения. НТС … Термины психологии

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - – неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. У.э. – интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Профессионально-психологическая устойчивость - Важный компонент профессионально психологической подготовленности сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения качества и эффективности действий. ППУ –… … Энциклопедия современной юридической психологии

Педагогическое общение: гибкость - сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 . Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» в других словарях: Эмоциональная устойчивость - выражается в способности
http://psychology_pedagogy.academic.ru/21215/%D0%AD%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%A3%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%99%D0%A7%D0%98%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC

Эмоциональная устойчивость и толерантность

Эмоциональная устойчивость - способность человека успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, без существенного отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность.

Как свидетельствует анализ литературы, единого мнения в определении эмоциональной устойчивости нет.

Приведем классификацию существующих определений:

Эмоциональная устойчивость - это свойство, качество или особенность, характе­ризующая темперамент.

Эмоциональная устойчивость - это свойство личности, способствующее успешно­му осуществлению деятельности и характеризующееся увеличением работоспособности в эмоциогенной обстановке.

Эмоциональная устойчивость - невосприимчивость нервной системы к неприят­ным впечатлениям.

Эмоциональная устойчивость - константность моторных, психических функций.

Эмоциональная устойчивость - степень волевого владения излишним эмоциональ­ным возбуждением.

Эмоциональная устойчивость - устойчивость эмоций, эмоциональная стабиль­ность, отсутствие склонности к частой смене интенсивных не­гативных эмоций.

Эмоциональная устойчивость - надежное выполнение сложной задачи.

Эмоциональная устойчивость - оптимальное сочетание эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных, волевых, психофизических и дру­гих особенностей.

Таким образом, далеко не всегда взгляд какого-либо автора можно отнести к какому-нибудь классу, множество определе­ний не имеют законченной формы, являются «рабочими».

Нервно-психическая устойчивость - способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды (в т. ч. экстремальным), не снижая продуктивности деятельности и не нанося ущерба своему здоровью (синоним – стрессоустойчивость).

В структуру эмоциональной устойчивости (В.И. Селивановым, А.С. Чебыкиным, Е.А. Милеряном, О.В. Дашкевичем, А.В. Мирошиным и другими) было предложено включить, как способности субъекта к произвольной мобилизации и возможностей своего организма для преодоления негативных эмоциональных реакций состояний новое качество, получившее название эмоционально-волевая устойчивость .

Толерантность непосредственно связана с устойчивостью : при­обретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Большинство работ посвящено изучению толерантности как эмоциональному нереагированию на события, снижению порога чувствительности к воздействующему объекту (Г.У. Солдатова). Исследования толерантности в отечественной психологии долгое время огра­ничивались изучением эмоциональной устойчивости (А.Е. Оль-шанникова, О.А. Сиротин, О.А. Черникова, А.С. Чебыкин, Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, А.В. Мирошин и др.).

Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Инструкция: Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать – отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».

На выполнение задания отводится 30 минут.

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливее всего я бываю, когда я один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я люблю сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.

60. Я человек нервный и легковозбудимый.

61.Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других(не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризным и раздражительным.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.

82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.

83. У меня были приводы в милицию.

84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.

Обработка результатов. Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».

Что такое эмоциональная устойчивость?

Эмоциональная устойчивость - это способность адаптироваться к стрессовым ситуациям или кризисам. Более устойчивые люди умеют «катиться с помощью ударов» и приспосабливаться к неблагоприятным ситуациям без длительных трудностей; Менее устойчивые люди испытывают затруднения со стрессом и изменениями в жизни, как крупными, так и средней тяжести. Было обнаружено, что те, кто имеет дело с небольшими стрессами, легче и с большей легкостью справляются с основными кризисами, поэтому устойчивость имеет свои преимущества как для повседневной жизни, так и для редкой крупной катастрофы.

Факторы эмоциональной устойчивости

Что влияет на эмоциональную устойчивость?


Эмоциональная и физическая устойчивость - это, в какой-то степени, то, с чем вы родились. Некоторые люди, по своей природе, менее расстраиваются изменениями и неожиданностями - это можно наблюдать в младенчестве и, как правило, стабильно на протяжении всей жизни. Эмоциональная устойчивость также связана с некоторыми факторами, которые не находятся под вашим контролем, такими как возраст, пол и подверженность травмам. Однако устойчивость может быть улучшена небольшими усилиями. Если вы знаете, что делать, вы можете стать более устойчивыми, даже если вы, естественно, более чувствительны к жизненным трудностям.

Каковы признаки эмоциональной устойчивости?

Устойчивость - это качество, которым вы либо обладаете, либо не обладаете; Есть разные степени того, насколько хорошо человек способен справляться со стрессом. Тем не менее, есть определенные характеристики, к которым склонны приспосабливаться устойчивые люди.

Некоторые из основных характеристик:

Эмоциональная осведомленность : люди с эмоциональным осознанием понимают, что они чувствуют и почему. Они также лучше понимают чувства других людей, потому что они больше связаны со своей внутренней жизнью.

Упорство : работают ли они в направлении внешних целей или на внутренних стратегиях преодоления трудностей, они ориентированы на действия - они доверяют процессу и не сдаются.

Внутренний голос контроля : они считают, что они, а не внешние силы, контролируют свою собственную жизнь. Эта черта связана с меньшим стрессом, потому что люди с внутренним голосом контроля и реалистичным взглядом на мир могут быть более активными в работе со стрессорами в своей жизни, более ориентированными на решение и могут чувствовать большее чувство контроля, которое приносит меньший .

Оптимизм : они видят положительные моменты в большинстве ситуаций и верят в свои силы. Это может изменить то, как они решают проблемы от менталитета жертвы до уполномоченного решить их проблему, и для них всегда открывается больше вариантов.

Поддержка : Хотя они, как правило, сильные люди, они знают ценность социальной поддержки и способны окружить себя поддержкой друзей и семьи.

Чувство юмора : люди с сильной эмоциональной стойкостью способны смеяться над жизненными трудностями. Это может быть огромным преимуществом, так как чувство юмора меняет точку зрения, позволяет видеть вещи в другом свете, не как угрозу или вызов, и это изменяет реакцию организма на стресс. Они смеются чаще и это тоже огромный плюс.

Перспектива . Устойчивые люди могут учиться на своих ошибках (а не отрицать их), видеть препятствия как вызовы и позволять невзгодам делать их сильнее. Они также могут найти смысл в жизненных проблемах, а не видеть себя жертвами.

Духовность : быть связанным со своей духовной стороной - значит быть с более сильной эмоциональной сопротивляемостью, особенно если вы внутренне связаны, а не просто получаете набор посещаемых услуг. (Это не означает, что люди, которые не являются духовными, не могут быть устойчивыми, просто эта связь найдена.)

Как стать более эмоционально устойчивым?

Как уже упоминалось, эмоциональная устойчивость может быть развита. А поскольку стресс и перемены являются частью жизни, всегда есть возможности попрактиковаться в устойчивости - выигрыши от этого значительны. Все, что требуется, это интерес и приверженность процессу, а также небольшая информация о том, как разработать и укрепить способности к восстановлению.

Время от времени мы все чувствуем, что неспособны контролировать свои эмоции, и причины могут быть разными: сложные отношения с другим человеком, выматывающая обстановка на работе, общение с родственниками. Но даже если мы чувствуем, что эмоции берут верх, важно помнить, что управлять ими можно самостоятельно, потому что наше сознание чувствует лишь то, что решает чувствовать. Эмоциональной стабильности можно достичь в любой ситуации, просто для этого нужно проанализировать свои чувства и немного потренироваться.

Шаги

Часть 1

Измените эмоциональные реакции

    Научитесь смотреть на ситуацию со стороны. В отличие от веры своей интуиции, эмоционально стабильны не те люди, которые игнорируют свои эмоции, а также не те, кто глубоко чувствуют и проживают каждое чувство от начала до конца. Результаты недавних исследований говорят о том, что наиболее стабильны люди, которые способны оценить ситуацию заново. А это значит, что они могут направлять свои мысли в более позитивное русло.

    • Может показаться, что это не так просто. Чтобы изменить ход своих мыслей, задайте себе следующие вопросы:
      • Что хорошего есть в этой ситуации?
      • Как еще можно посмотреть на эту ситуацию? Объективно ли мое восприятие?
      • Могу ли я воспринимать эту ситуацию как стимул к изменениям, а не проблему?
  1. Поймите, что ваши эмоции - это не погода. Многие люди воспринимают эмоции и скачки настроения как неизбежную часть жизни человека, но это так лишь отчасти: вы можете управлять своими эмоциями. Вам может быть сложно в это поверить, но если вы не хотите что-то чувствовать, вы не будете это чувствовать. В следующий раз, когда вас посетит чувство, которое вам не нравится, подумайте о том, что это ваше сознание без вашего согласия решило, что вам следует сейчас ощущать эти эмоции. У вас есть право аннулировать это решение и выбрать другие чувства.

    • Предположим, на работе кто-то подшутил над тем, как вы смеетесь. Вы могли бы принять это близко к сердцу, свернуться в комок в углу и никогда больше не смеяться на людях из страха публичного унижения и стыда. Вы можете быть склонны переживать такие эмоции, но если вы заново посмотрите на всю ситуацию, вы поймете, что не бывает "неудачного" смеха, что никто не может вас оценивать и никто не может навязывать вам свое мнение. На смену желанию забиться в угол придет спокойствие и уравновешенность.
  2. Стабилизируйте себя в целом . Исследования указывают на то, что положительные эмоции, позитивное общение и физическое здоровье взаимосвязаны, и чем больше у вас чего-то одного, тем больше будет всего остального, а это поможет вам чувствовать себя счастливым. Иными словами, если вы хотите привести в порядок свои эмоции, вы не сможете игнорировать друзей и не обращать внимание на здоровье. Нельзя браться за один аспект жизни, забывать об остальных и надеяться, что все изменится. Стремитесь сделать всю свою жизнь более ровной, а не только настроение.

    • Вам следует правильно питаться, заниматься спортом и делать то, что вам нравится (одному или с другими людьми). Старайтесь выделить время для себя ежедневно, чтобы вы могли отдохнуть и восстановиться.
  3. Не оставайтесь за бортом. Эмоционально стабильные люди обычно абмициозны и решительны. Они отказываются признавать поражение, даже если все настроены против них. Нет ничего проще, чем жаловаться, причитать и жалеть себя, однако при правильном настрое вы сможете понять, что вы справитесь со всем, с чем вас ни столкнет жизнь. Все плохое пройдет. Знаете почему? Потому что у вас все будет хорошо. Плохое обязательно пройдет .

    • Загляните в себя. Вы склонны жаловаться и думать о том, что вы не знаете, что вам делать? Вас выводят из себя мелочи, а важные вещи вы просто не замечаете? Что вы можете сделать для того, чтобы понять, что вы способны всем управлять?
  4. Изучите шкалу эмоциональной стабильности. Ученые постоянно анализируют человеческие эмоции и не намерены останавливаться. Недавно им удалось разработать так называемую шкалу эмоциональной стабильности и проработать аспекты человеческого характера, которые определяют показатели в этой шкале. Присмотритесь к этим качествам и подумайте, какие из них ведут к стабильности, а какие - к хаосу.

    • Пессимизм и оптимизм
    • Беспокойство и спокойствие
    • Агрессия и толерантность
    • Зависимость и автономия
    • Эмоции и логика
    • Апатия и эмпатия

      Ниже пойдет речь об этих качествах. Если вам интересно, где в этой шкале ваше место, обратитесь к психотерапевту, и он предложит вам пройти соответствующий тест.

    Часть 2

    Скорректируйте образ мышления
    1. Научитесь разделять мысли. Эмоционально стабильные люди умеют разделять все свои мысли. Иными словами, они следят за тем, чтобы переживания из тех сфер жизни, в которых они подвергаются стрессу, не переходили в другие сферы жизни, где у них все хорошо, защищая тем самым хорошее. Поэтому если у вас на работе что-то не ладится, не приносите это домой. Помните о том, что неприятности в одной сфере жизни не значат, что вся ваша жизнь должна быть подчинена им.

      • Присмотритесь к себе и подумайте, что выводит вас из себя и вызывает сильные негативные эмоции. Вам не удастся изолировать напряжение, пока вы не поймете, откуда оно идет.
    2. Переосмыслите свои воспоминания. Памяти и воспоминаниям посвящено множество исследований, и самый главный вывод заключается в следующем: воспоминания меняются каждый раз , когда вы прокручиваете их в голове. Кроме того, меняется и то, как вы их прокручиваете. Что это значит? Это значит, что если вы вернетесь в прошлое и вспомните бывшего парня, который разбил ваше сердце, и подумаете, что он был одиноким, грустным и психически нестабильным, в следующий раз, когда вас посетят эти воспоминания, вы будете думать о тех же вещах. Со временем, как ни странно, настоящее воспоминание исчезнет - оно будет заменено вашими мыслями о воспоминании.

      • Предположим, вас просят представить парк. Вы представляете деревья, собаку, бегущую за фрисби, и пару на покрывале. На улице лето, светит солнце, а ветер колышет листву. Неделей позже вас просят представить этот же парк осенью. Ваше сознание воссоздает нечто похожее на первоначальную картинку и вносит туда соответствующие изменения. Конечно, это упрощение, но такой прием объясняет, как работает человеческий мозг.
    3. Думайте о хорошем. Чем позитивнее вы настроены, тем вы счастливее и тем проще вам мыслить логично и контролировать негативные эмоции. Хотя в первое время это будет требовать определенных усилий, когда это войдет у вас в привычку, вы всегда будете воспринимать все происходящее с оптимизмом автоматически.

      • Допустим, у вас проблема в отношениях. Это выводит вас из себя, вы чувствуете, что навязываетесь, и вы понимаете, что вы ведете себя не так, как хотели бы. Вместо того, чтобы накручивать себя, воспринимайте ситуацию как возможность научиться чему-то. Что в этих отношениях нужно исправить, чтобы все стало хорошо? Как вы можете наладить общение? Стало ли все слишком запутанным? Поможет ли вам посещение психотерапевта?
    4. Будьте разумны. Люди, которые понимают свои чувства, наиболее стабильны в эмоциональном плане. Они обладают спокойствием, потому что приняли все свои чувства и знают, что в большинстве случаев переживать не из-за чего. Психологи и исследователи называют такое поведение осознанным. Вам всего лишь нужно знать и понимать себя.

      • Хороший способ достичь такого понимания заключается в медитации. Сконцентрируйтесь на дыхании, не думайте ни о чем постороннем и отыщите свою сущность. Это позволит вам отвлечься от несущественных деталей и увидеть всю картину в целом.
    5. Стремитесь к всеобъемлющей, точной и тщательной оценке происходящего. Человеческое сознание обладает потрясающей способностью видеть, слышать и думать о том, о чем оно хочет, несмотря на действительность. Важно не забывать об этом, особенно тогда, когда вас посещают чувства, которых вы не хотите. Вы сами строите свою реальность, поэтому вы сами можете ее изменить!

      • Вот еще один пример: вы находитесь дома у своего парня, и вдруг в его телефоне загорается сообщение с незнакомого номера, в котором кто-то говорит, что вчерашний вечер был незабываемым, и просит его перезвонить. Вы сразу же решаете, что парень вам изменяет, и начинаете думать о том, как вы порвете с ним. Несколько дней проходят как в аду, вы не спите и не едите, а потом, наконец, решаете поговорить с парнем об этом, чтобы выплеснуть всю свою злость. Оказывается, что сообщение пришло от сестры . Он звонит по этому номеру, чтобы доказать вам это. Теперь вы понимаете, что тогда вам нужно было сделать несколько глубоких вдохов, принять тот факт, что вы случайно увидели сообщение, и мягко попросить парня объясниться. Всегда есть несколько способов интерпретировать ситуацию, поэтому не стоит выбирать самое удобное объяснение.

    Часть 3

    Измените привычки
    1. Налаживайте связи. Гораздо проще справляться с эмоциями, когда вам есть у кого попросить поддержки. Если человек знает, что есть люди, на которых он может положиться, ему будет гораздо проще пережить что-то, даже если он не будет просить у них помощи.

      • Терапевтические беседы - это очень эффективный способ борьбы с эмоциональными проблемами, и для того, чтобы выговориться, не обязательно идти на прием к психотерапевту. Если вы почувствуете, что вас охватили чувства, с которыми вы не можете справиться, расскажите о них. Давая волю словам, вы отпускаете и чувства.
    2. Общайтесь с эмоционально устойчивыми людьми. Хорошо иметь большой круг знакомых, однако вам стоит убедиться, что все эти люди позитивно смотрят на мир. Если вы все время общаетесь с людьми, подверженными смене настроения, лучше поищите себе другую компанию, потому что страдания заразны.

      • Находясь в обществе людей с негативными эмоциями, вы начинаете понимать, что ваше состояние нормально. Вы живете с тревожностью, недоверием и страхом. Вам будет сложно понять, что такая компания на вас негативно влияет, потому что вы и так все будете видеть в черном цвете. Если у вас есть друг или несколько друзей, которые вытягивают из вас всю энергию, такие отношения вредны для вас. Поищите на wikiHow статью о том, как положить конец такой дружбе.
    3. Будьте терпимы к другим. Скорее всего, вы уже слышали фразу о том, что никто не может разозлить вас, кроме вас самого, или что-то похожее. И это правда: вы решаете, что вам чувствовать, а не кто-то другой. Если кто-то врезался в вашу машину, это не означает, что этот человек разозлил вас. Конечно, он стал причиной негативных эмоций, но он не имеет никакого отношения к крошечным рецепторам, срабатывающим в вашем мозге. Если кто-нибудь когда-нибудь разозлит вас, успокойтесь. Чем терпимее вы будете, тем выше будет ваша эмоциональная устойчивость.

      • Есть множество вещей, которые могут вывести из себя, от человека, стоящего в очереди слишком близко к вам, до лицемеров и слепых фанатиков, которые видят только то, что хотят видеть. У каждого бывают случаи, когда он чувствует, что собеседник не прав или что он пытается убедить других в том, что не является правильным. В следующий раз, когда вы столкнетесь с этим, просто сделайте несколько глубоких вдохов. Не спорьте. Не оскорбляйте собеседника. Просто подумайте об этом и останьтесь при своем мнении.
    4. Занимайтесь своим делом. Конечно, всегда хочется знать, откуда придет беда, чтобы подготовиться к ней. Однако чаще всего все случается внезапно, и справляться с этим сложно. На самом деле, проблема не самой беде, а в том, что мы не можем повлиять на ситуацию, и именно эта беспомощность выводит нас из равновесия, делая эмоционально уязвимыми. Невозможно отразить все мелкие неприятности, но можно самому управлять своей жизнью. Чем крепче ваша независимость, тем проще вам справляться со сложностями.

      • Большинство людей сталкивается с неизбежными проблемами. У нас возникают сложности с деньгами, с отношениями, трудности с восприятием жизненных ситуаций, но мы не обязаны делать выводы о себе по мнению окружающих. Если кто-то другой управляет вашей жизнью, вы не сможете чувствовать себя уверенно, потому что у вас не будет власти над собой. Не позволяйте другим людям влиять на ваши эмоции - остановите это. Лишь вы сами способны сделать себя счастливым и никто другой.
    5. Переждите. Этот совет не предполагает активных действий, однако он не менее полезен, чем все предыдущие. Если вы вспомните возраст, в котором формировались основы вашей личности, вы поймете, что те годы были эмоциональным хаосом, сопровождавшимся постоянным чувством неуверенности в себе. Иными словами, чем старше человек, тем проще ему быть эмоционально устойчивым. С возрастом приходит не только мудрость, но и спокойствие. Если вы молоды, не будьте к себе слишком строги. Скорее всего, вашим ровесникам сейчас тоже приходится несладко.

      • Однако это не касается случаев психических расстройств. Если вы ничего не чувствуете, и это мешает вашей жизни, - это совсем другая проблема. Запишитесь на прием к психотерапевту и обсудите этот вопрос - вполне возможно, вы страдаете заболеванием, при котором показано активное лечение.


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...