Ощущение незащищенности. Невроз и невротизм: психические расстройства у здоровых людей

ФОТО Getty Images

Ставить материальные ценности во главу угла могут и люди небольшого достатка, и миллионеры. Но всеми ими движет неудовлетворенная потребность в безопасности, утверждает специалист по психологии материализма Тим Кассер (Tim Kasser) 1 . Термин «материализм» он употребляет не в привычном нам смысле «учение о первичности материи», а в значении «приоритет материальных благ». Такой можно рассматривать и как симптом внутренней неуверенности в себе, и как стратегию выживания (хотя и не всегда эффективную), которую используют те, кто пытается избавиться от мучительного чувства тревоги.

Что формирует чувство незащищенности?

Стиль воспитания в семье

Ряд психологических исследований, в том числе и собственные исследования Тима Кассера, подтверждают, что менее заботливый и внимательный стиль воспитания заставляет ребенка испытывать неуверенность в себе, а в дальнейшей жизни преследовать материалистические цели.

Родители подростков, слишком ориентированных на материальные ценности, обладают тремя общими характеристиками:

  • чрезмерно контролируют своих детей, а то и вовсе обращаются с ними как с собственностью, пребывая в убеждении, что те неспособны позаботиться о себе самостоятельно;
  • если ребенок плохо себя ведет, применяют жесткие меры наказания;
  • ведут себя непоследовательно: правила и наказания используются ими без какой-либо системы, понятной ребенку.

В целом эти родители не прилагают максимум усилий для того, чтобы их дети чувствовали себя защищенными и самодостаточными. А те, в свою очередь, начинают преследовать материальные цели, считая, что именно их достижение поможет им получить столь желанное одобрение.

Статус родительской семьи

Обычно принято считать, что чем богаче родители, тем корыстнее ребенок, так как дети из богатых семей имеют все, что можно пожелать, а при этом хотят еще большего. Однако исследования показывают, что это не так. Когда ребенок не уверен, что его завтра накормят обедом, что у него будет крыша надо головой и что можно, ничего не опасаясь, спокойно выйти на улицу, это нередко приводит к хроническому ощущению незащищенности. Это чувство может сохраниться на всю жизнь, и, даже если финансовое положение стабилизируется, по-прежнему проявляется в четких материалистических тенденциях.

Развод родителей

Исследования Арика Риндфляйша (Aric Rindfleisch) и его коллег показали, что в результате развода ребенок обычно получает меньше любви и заботы 2 . Пытаясь восполнить этот пробел и почувствовать себя в безопасности, защищенными и связанными с окружающими тесными узами, дети начинают активно преследовать материалистические цели, считая, что богатство обеспечит им это.

Женщины в поисках богатых мужчин

Справедливо ли утверждение: «Женщине в жизни нужны четыре животных: норка в шкафу, «ягуар» в гараже, тигр в постели и осел, который за все это заплатит»? Это известное клише подтверждается десятками психологических исследований, проведенных в разных странах, пишет Тим Кассер. Когда респондентов спрашивают, какие характеристики они желают видеть в партнере, женщины гораздо чаще, чем мужчины, отдают предпочтение богатству, амбициозности и высокому статусу.

Исследования Тима Кассера и Ядики Шармы (Yadika Sharma) показывают: там, где у женщин меньше шансов получить образование, они менее уверены в том, что смогут обеспечить себя сами; чувствуя себя незащищенными, они подходят к выбору партнера с более материалистических позиций 3 .

Незащищенность и низкая самооценка

Как уже было сказано, материалисты часто вырастают в семьях с жестким стилем воспитания. Такая среда обычно негативно влияет на самоуважение человека. Неудивительно, что материалистические ценности часто сочетаются с низкой самооценкой. Если такой человек добивается своих целей - делает карьеру, зарабатывает миллион, он испытывает к себе позитивные чувства. Но они, увы, недолговечны, а его самоуважение неустойчиво. Скоро перед ним встают новые вызовы и угрозы, которые легко могут «уронить» его самооценку. Это так называемое условное самоуважение, которое зависит от внешних факторов, таких как деньги, статус, восхищение окружающих.

Относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности. В противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Особое значение стабильное переживание собственной психологической защищенности имеет в детском возрасте и в целом на протяжении всей эры восхождения личности к социальной зрелости, прежде всего, в связи с тем, что отсутствие подобного позитивного эмоционального состояния совершенно закономерно на этом этапе онтогенеза кардинально обостряет чувство одиночества, неуверенности в своих силах, порождает страх и необоснованное чувство вины.

Говоря о проблеме психологической защищенности, важно помнить, что «Фрейд определял защитные механизмы Эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны супер-Эго. Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума»1.

Совершенно очевидно, что при таком понимании защитные механизмы личности находятся в тесной, но обратной взаимосвязи с социально-психологическими аспектами защищенности - чем более безопасной воспринимается внешняя среда, тем более открытым и естественным будет поведение индивида и, наоборот, при наличии внешней угрозы для Эго (реальной или иллюзорной) - активизируются защитные механизмы. Причем на первый план выступают не столько объективные характеристики внешней среды по параметрам «безопасность - угроза», «приятие - неприятие» и т. п., сколько ее субъективное восприятие индивидом. Последнее, по мнению целого ряда авторитетных исследователей, обусловлено, прежде всего, качественными особенностями контактов ребенка с матерью на первом году жизни.

На сегодняшний день, большинство авторов выделяют первичные, или примитивные защиты и вторичные, «зрелые» защиты. При этом, «как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты “низшего порядка” относятся те, что имеют дело с границей между собственным “я” и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым, или к защитам “высшего порядка”, “работают” с внутренними границами - между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго»2. В этой связи, с точки зрения социальной психологии, наибольший интерес представляют, естественно, первичные защитные механизмы. К ним традиционно относят: примитивную изоляцию; отрицание; всемогущий контроль; примитивную идеализацию (и обесценивание); проекцию, интроекцию и проективную идентификацию; расщепление Эго; диссоциацию.

Примитивная изоляция представляет собой психологический уход из ситуации за счет изменения состояния сознания. Это самый ранний, скорее всего врожденный способ справиться с трудностями: «Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает. ... Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции»3. Про таких людей обычно говорят «он ушел в себя» или «витает в облаках». В своих крайних проявлениях изоляция может принимать форму аутизма. Понятно, что даже в «умеренных дозах» изоляция существенно осложняет социальные контакты и адаптацию индивида практически в любой группе, не говоря уже о риске возникновения химической зависимости. Однако было бы явно неверным оценивать примитивную изоляцию как исключительно дисфункциональную форму психологической защиты. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного»1.

Отрицание, в отличие от изоляции, напротив, часто связано с существенным искажением реальной картины, поскольку уходит корнями «...в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит это не случилось”»2. Классическим проявлением отрицания является реакция типа «Этого не может быть потому, что не может быть никогда» в ответ на какое-либо неприятное известие или факт. В социальном контексте отрицание нередко провоцирует полную неспособность воспринимать любые доводы и действия партнера, не укладывающиеся в ожидаемую и желательную для индивида схему взаимодействия. Вместе с тем, в целом ряде случаев отрицание может играть позитивную роль, позволяя сохранять дееспособность и целеустремленность при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах. Особенно отчетливо это проявляется в экстремальных ситуациях: «В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. ... Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей»3.

Всемогущий контроль берет начало «...в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества...» Эти фантазии восходят к начальной стадии развития личности, когда младенец еще не способен к идентификации и воспринимает себя и мир как единое целое. В своих здоровых проявлениях всемогущий контроль как защитный механизм связан с интернальным локусом контроля и необходим для поддержания чувства компетентности и уверенности индивида. Но патологическая потребность обладать всемогущим контролем и властью над окружающим миром крайне опасна: «Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем все этические и практические соображения отходят на второй план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую»... Перешагивать через других - вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает всемогущий контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели - проявить свое влияние»4.

Примитивная идеализация (и обесценивание) берет начало в присущей в определенный момент развития всем детям убежденности в том, что «мой папа - самый сильный», а «моя мама - самая красивая». Оборотной стороной этой примитивной веры в чье-то внешнее совершенство и всемогущество, замещающей еще более архаичные фантазии о собственном всемогуществе, является неизбежное разочарование в более старшем возрасте, когда с опытом накапливается «критическая масса» факторов, указывающих на несовершенство родителей, которую уже невозможно игнорировать, прибегая к отрицанию. С точки зрения многих исследователей, «нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И проявляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации-индивидуации»1.

При этом следует учитывать, что объектом как идеализации, так и обесценивания для нарциссических личностей в равной степени могут выступать и отдельные индивиды, и группы. В этой связи они могут оказывать серьезное негативное влияние на процесс группового развития, а также обычно оказываются неспособны к подлинному сотрудничеству и партнерству в межличностных отношениях.

Проекция, интроекция, проективная идентификация. Согласно современным представлениям, «проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт»2. В то же время проекция часто приводит к существенным искажениям восприятия реальности, тем самым осложняя процесс взаимодействия и часто являясь подлинной причиной деструктивных конфликтов. Интроекция - «...это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими»3. Механизм интроекции существенно ускоряет процесс социального научения, а также способствует сближению людей в процессе взаимодействия за счет «подстройки» партнеров друг к другу. Вместе с тем, в своих деструктивных проявлениях он может быть причиной виктимного поведения, идентификации с агрессором (как это имеет место, например, при «стокгольмском синдроме»), а также может существенно осложнять переживание горя.

Понятно, что проекция и интроекция являются, по сути дела, двумя сторонами одной медали. В определенных условиях они могут сливаться, образуя механизм проективной идентификации. В этом случае индивид «...не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно этим объектам - как если бы у него были те же самые интроекты»4. Проективная идентификация представляет особый интерес с точки зрения социальной психологии, поскольку именно она часто является определяющим фактором при формировании неформальной структуры группы на первом этапе ее жизненного цикла. Кроме того, механизм проективной идентификации лежит в основе социально-психологического феномена, широко известного как «самоактуализирующееся пророчество».

Расщепление Эго как механизм психологической защиты основано на «черно-белом» видении окружающего мира, берущим свое начало в довербальном периоде развития, когда ребенок еще не в состоянии осознать амбивалентность, присущую объектам окружающего мира, и воспринимает их как исключительно «хорошие» либо, напротив, как исключительно «плохие». При этом «в повседневной жизни взрослого расщепление остается мощным и привлекательным средством осмысления сложных переживаний, особенно если они являются неясными или угрожающими»1. В своих деструктивных формах расщепление способствует формированию негативных политических, этнических и социальных стереотипов. Исследование «авторитарной личности», проведенное Т. Адорно и рядом других ученых, показало, что тотальная фиксация на расщеплении была свойственна наиболее зловещим персонажам в человеческой истории и по сей день лежит в основе как правого, так и левого экстремизма.

Диссоциация - «...это “нормальная” реакция на травму...» по принципу «меня здесь нет» или «это происходит не со мной». ... Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти»... Вместе с тем, «Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию»2.

Поскольку, как уже отмечалось, вторичные психологические защиты имеют лишь опосредствованное отношение к социально-психологическим процессам, мы не станем их подробно рассматривать, ограничившись лишь перечислением. К ним относятся: репрессия (вытеснение); регрессия; изоляция; интеллектуализация; рационализация; морализация; компартментализация (раздельное мышление); аннулирование; поворот против себя; смещение; реактивное образование; реверсия; идентификация; отреагирование; сексуализация; сублимация.

Прямая профессиональная обязанность практического социального психолога состоит, в частности, и в том, чтобы выявить в интересующем его сообществе тех людей, которые страдают, чувствуя себя психологически незащищенными, и при этом либо таким образом воздействовать на социальное окружение, чтобы у конкретной личности не было оснований чувствовать себя личностно и социально уязвимой, либо провести соответствующую работу по восстановлению ее адекватного самовосприятия.

Просмотров: 4370
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »

Максим пришел ко мне по совету своего друга бизнесмена, с которым я в течение двух месяцев занимался, чтобы тот смог обрести психологическую силу и уверенность в себе и решить многочисленные проблемы с партнерами по бизнесу и с рэкетом. Постепенно его ситуация улучшилась, многие из проблем отпали, и бизнесмен решил направить ко мне Максима - преподавателя вуза, человека, весьма далекого от бизнеса. В разговоре выяснилось, что Максим с болезненной чувствительностью реагирует буквально на все, начиная с внезапного шороха за спиной и кончая случайным взглядом коллеги по работе. Мы вместе попытались выяснить, почему Максим так восприимчив, и не смогли этого сделать. Сам Максим утверждал, что он родился "с чувством "тонкой кожи". Такими же были и его мать, и его сестра, которую он привел ко мне после того, как мы нарастили вокруг него "невидимую броню защищённости".

Подобная врожденная, генетическая незащищённость, которую можно наблюдать у некоторых людей, с моей точки зрения, есть побочный продукт кармы человека, по тем или иным причинам не сумевшего собрать в чашу накоплений достаточное количество духовной силы. Немалую роль здесь играет и наследственный фактор - что собой представляют родители и ближайшие родственники человека? Как правило, в таких случаях можно говорить не только о незащищённости индивида, но и о незащищённости всего рода. Психогенетическое направление в психологии, разработанное американским ученым Куртом Чампионом Тойнчем, подтверждает реальность таких феноменов. Да и каждый человек способен вспомнить подобные неудачные семьи, представители которых слишком болезненно воспринимали отношения людей, жизненные проблемы и удары судьбы. Если проанализировать судьбу таких родов на примере некогда известных и знатных, но потом деградировавших семей, то можно обнаружить некую общую ошибочную жизненную установку. Однако решающую роль, согласно эзотеризму, при условии серьезного принятия доктрины реинкарнаций, играет все же индивидуальная кармическая программа человека, имеющая корни в прошлых жизнях. Если человек в течение длительного времени поступал неправильно, а затем получил удар, под которым прогнулся и так и не смог оправиться, травма может сохраниться и в тонком мире, а затем проявиться и в следующей жизни. Таким образом, многие люди, не понимающие, откуда у них идущее с ранних лет ощущение слабости и травм, на самом деле "пробиты" еще в прежних существованиях. Но это не избавляет их от необходимости исправлять последствия данного удара в текущей жизни.

Другая причина незащищённости и травмированности находит свое объяснение во впечатлениях раннего детства. Сцены насилия и жестокости, с которыми ребенок сталкивался в семье, оставляют в его сознании неизгладимый след. Родители, подавляющие волю своего сына или дочери, допускающие хамское обращение с детьми, совершают тягчайшее преступление и нередко пробивают ауру ребенка, превращая его в беззащитное существо. В моей практике было немало случаев, когда, пытаясь докопаться до истоков психологической или аурической слабости человека, мы сталкивались с травмами, корнями уходящими в раннее детство, где человек сталкивался с мощным психологическим насилием и давлением. Далеко не всегда эта травма была получена в семье - школа, дворовая компания, издевательства, насмешки также нередко порождали в ребенке чувство уязвленности, обиды и бессилия. Семья нередко бывала повинна в другом - тепличное воспитание превращало детей в неженок, которые, лишь только им приходилось выйти в открытую жизнь, испытывали самые невероятные психологические стрессы и даже заболевали.

В более поздний период жизни в качестве главных причин незащищённости выступали неправильные установки человека, и из них вытекала ошибочная самооценка: либо слишком сниженная, приводящая к тому, что человек слабо держит удар, либо завышенная, притягивающая излишнее количество ударов к тому, кто чересчур высовывается. Психологическая слабость обычно связана со слабостью психоэнергетической, или аурической, которая в свою очередь порождена недостаточно глубоким контактом человека с духовным миром. Иначе говоря, причины незащищённости порождены тем, что в человеке нарушена здоровая и естественная координация между личностным (энергетическим) и духовным уровнями.

Чтобы стать сильным и защищённым, человек должен найти "ахиллесову пяту" своей незащищённости и сделать все, чтобы вылечить пробой на самом глубинном уровне. Лучше сделать это самостоятельно. Но когда подобная цель недостижима, следует прибегнуть к опытному специалисту, который поможет устранить причину психотравмы и не будет понапрасну бороться против следствия.

Незащищённые люди берутся из прошлого. Если вы не хотите, чтобы в будущем из-за вашего настоящего жизнь превратила вас в мальчика для битья, - учитесь силе и защищённости прямо сейчас. В дальнейшем ваше настоящее со всеми его проблемами и результативными ударами судьбы станет прошлым.

Достаточно посмотреть новости по телевизору, и станет ясно: в этом мире от нас мало что зависит. Однако даже если не вспоминать о глобальных вещах, типа войн, терроризма, дефолтов, цунами, каждого человека постоянно преследуют беспощадные житейские мелочи - от капризных детей до плохой погоды. Если вы педант и аккуратист, т. е. по тем или иным причинам любите держать все под контролем, делать вовремя и так, как надо, - тогда вам не позавидуешь! Чувство станет одним из главных несчастий вашей жизни!

Мы можем лишь повторить извечную народную мудрость: в жизни бывает всякое. Большинство из происходящего от нас не зависит. Однако от нас зависит, как мы на все это реагируем, а, следовательно, как любое событие влияет на нас эмоционально, физически, финансово и т. п. Приводимые ниже советы помогут вам хотя бы в какой-то мере избавиться от , даже когда кажется, будто весь мир катится в тартарары. Изучайте 11 способов избавиться от чувства беспомощности.

Как избавиться от беспомощности?

1. Локус-контроль.

Прежде всего, научитесь различать контролируемое и неконтролируемое. Потом старайтесь реально влиять на первое и смиряться со вторым. Этот подход может показаться несколько упрощенным, однако вы поразитесь, сколько людей до сих пор считает, что в состоянии контролировать уличное движение, погоду, биржевые ставки, своего начальства.

Составьте перечень того, что не зависит от вас, несмотря на все ваши старания. Повесьте его на видное место. И смиритесь. Конечно, вы можете думать об этих событиях и стараться хоть как-нибудь повлиять на них. Однако важно другое: разорвать с ними эмоциональную связь - перестать волноваться по их поводу.

2. Простая инвентаризация.

Когда ситуация выходит из-под контроля, разбирайтесь в шкафу или столе. Это хорошо помогает психотерапевту Ребекке Фуллер Уорд, автору книги «Как сохранить брак, не сойдя с ума». Когда мать Ребекки госпитализировали с инфарктом, она принялась наводить порядок в кладовке. «Вот это от меня точно зависит», - шептала Ребекка.

3. Обучение и развлечение.

Найдите новое хобби. Освоение незнакомого занятия возвращает чувство контроля над собственной жизнью. Когда случается что-то плохое, подумайте и запишите, где вы могли . такого самоанализа не самобичевание. Это лишний шанс сказать самому себе: я не могу контролировать все, но я управляю самим собой!

4. Далёк от идеала.

Что надо сделать, чтобы неудобные ситуации не повторялись в будущем? Скажем, вас не ценят на работе. Бессмысленно винить в этом злодейку-судьбу или даже тупицу-шефа. «Лучше, - советует психолог Патриция Фаррелл, доктор философии, автор книги «Как быть собственным психотерапевтом», - подумать, можно ли измениться самому, чтобы добиться лучших результатов». Возможно, вам пора взглянуть на себя критично и поступать по-другому. Нужно вовремя приходить на службу, выполнять задания в срок и качественно. Правильно поняв свою роль в развитии ситуации, вы наверняка сделаете вывод: наш мир гораздо более управляем, чем казалось раньше.

5. Управление.

Когда все вокруг кажется неуправляемым, сделайте что-нибудь вам подвластное. Освойте комплекс новых . Сделайте запись в дневнике. Заплатите за квартиру. Отгоните автомобиль в мастерскую.

6. План Б.

Обходите неожиданные препятствия. Например, вы пригласили к себе на дачу много гостей, но в назначенный день начался затяжной дождь. Смиримся с тем, что погодой мы не управляем, но от нас зависит, где (скажем, в доме или беседке) и как (не обязательно жарить во дворе шашлыки) провести этот прием.

7. Составляйте список.

Самый эффективный способ вернуть себе контроль над происходящим - собрать все «надо, надо, надо…» и записать их в столбик. Потом составить : как выполнить каждый пункт из списка. Скажем, если вы хотите поздравить приятеля с днем рождения, прикиньте и запишите, что надо подарить, где эта вещь продается, когда вы за ней поедете. Решили устроить в доме генеральную уборку? Разбейте этот пункт на легко выполнимые подпункты. Например, в понедельник вы убираете кухню, во вторник - санузел и т. п.

8. Экспериментируйте.

Приучайте себя к бесконтрольным ситуациям. «Например, если обычно семейную машину водите вы, поезжайте куда-нибудь вместе со своей «половиной» передайте ей руль», - предлагает доктор психологии Ларина Кейс. В разговорах просите почаще вас перебивать. Пусть близкие составляют планы на выходные без вашего участия. Поручите кому-то из них (желательно повзрослее) оплату семейных счетов. Это поможет вам научиться, так сказать, смирению перед собственной .

9. Занимайтесь аутотренингом.

«Лучше, конечно, если рядом опытный гипнотизер или психотерапевт, но обычно приходится обходиться собственными силами», - говорит доктор Фаррелл. Учитесь говорить себе самому: «Все будет хорошо. Я справлюсь. И это тоже кончится» или хотя бы «Сейчас я пяток минут передохну, а потом соображу, как решить эту проблему».

10. Убеждайте себя, что вы контролируете события.

По мнению доктора Кейс, многие исследования говорят: главное - ваша собственная убежденность в подконтрольности происходящего. Реальное влияние на него не так важно. Классический пример - человеку гораздо легче терпеть тропическую жару, если он уверен, что всегда может, допустим, прыгнуть в холодный бассейн. Подумайте «чисто теоретически»: в самом деле, неужели вам негде взять денег, если вдруг окажетесь совсем на мели? Так чего же тогда бояться внезапного дефолта?!

11. Концентрируйте внимание на процессе, а не на результате.

Специфические операции или хотя бы движения нам обычно подвластны, а вот их общий итог - гораздо реже. Психотерапевт Майкл Крабтри предлагает нам вспомнить пример бейсболиста Марка Макгуайра из «Оклендских атлетов»: «У него были слабые результаты, так как он не просто отбивал мяч, а постоянно думал о не особо ему удававшейся круговой пробежке после удара. Когда он стал фокусироваться, прежде всего, на ударе, его подход к игре в корне изменился, и результаты заметно улучшились».

Когда впереди «крутой поворот», заранее расслабьтесь. Глубоко подышите, выпейте стаканчик чая. «Расслабление - это та область, которую вы контролируете», - напоминает доктор Фаррелл.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...