Есть ли интернатура в году. В медвузах отменяется интернатура

Выпускники высших медицинских учебных заведений обязаны пройти первичную последипломную подготовку – ординатуру. С ее помощью будущим врачам удается сформировать самостоятельные навыки и достичь определенного уровня мастерства в столь нелегком деле, как оказание срочной медицинской помощи населению.

Ординатура 2017 включает не только тестирование по медицинским специальностям, но и проводит отборочный этап на основе сдачи экзаменов. Ординаторское образование признано дорогим, так как стоимость за год сопоставима с оплатой вперед 2-3 курсов в медицинском учреждении.

Последние новости об ординатуре

С 2016 г. выпускники медицинских учебных заведений по некоторым специальностям могут сразу оправиться на работу, минуя годы учебы в интернатуре. Ее отмена в системе здравоохранения позволит будущим врачам ограничиться двухлетним ординаторским обучением. Однако перед поступлением в ординатуру студент обязан отработать три года в медицинском учреждении.

Как только три года трудового стажа будут пройдены, будущий дипломированный специалист имеет право подать соответствующие документы на обучение в ординатуре. Чиновники Государственной Думы РФ предлагают новую реформу здравоохранения. Согласно их мнению, ординатура — обязательная сфера последипломного образования молодых врачей. Ведь на этапе присвоения ординаторского образования студент получит узкую специализацию. Однако новости об ординатуре 2017 в предоставлении узкопрофессиональных направлений находятся на стадии доработки.

Особенности ординаторского образования

Студенты медицинских вузов обязаны пройти отборочный этап, на основе которого отсеиваются малоквалифицированные кадры. Получение образования в ординатуре открывает двери только для тех студентов, которые успешно сдали вступительные экзамены. Предварительный отбор кандидатов в ординатуре жесткий и беспринципный. Рассчитывать на обучение могут те лица, кто на «пятерочку» сдал все экзамены и прошел серьезное собеседование с докторами и профессорами медицинских наук.

Стоимость ординатуры в 2017 году – удовольствие не из дешевых. Один год обучения в ординатуре равен трем годам оплаты в медицинском университете. На стоимость образовательных услуг влияет следующий перечень факторов:

  • специализация абитуриента;
  • территориальная принадлежность вуза (округ федерального значения);
  • престиж медицинского университета;
  • наличие компетентного преподавательского состава и др.

В отличие от интернатуры ординаторское обучение специализируется на выпуске врачей индивидуальной практики. Такие доктора открывают свои узконаправленные клиники и лечат людей на практике вместо того, чтобы читать медицинскую литературу и углубляться в теоретические знания.

Какие ожидаются изменения в 2017 году

Уже с 2017 года в ординатуре стоит ждать весомых перемен. По отдельным специальностям обучение составит один год. Однако за это время студент медицинского университета наберется практических знаний, опыта и опробует свои навыки и силы в качестве компетентного медперсонала.

Изменения в ординатуре с 2017 года тесным образом затронут багаж знаний выпускников. Обучающая программа по подготовке врачей-специалистов будет жесткой и сложной. Однако, как уверяют эксперты, таким способом добьешься катастрофической нехватки врачей по разным специальностям.

Изменения в ординатуре скажутся на быстрой подготовке докторов. Теперь вечные студенты перейдут в разряд практиков и научатся оказывать первую медицинскую помощь. Однако с 2017 года ординаторское обучение станет модульным. Для нейрохирургов, кардиохирургов и пластических специалистов период обучения составит до пяти лет.

Получение диплома в медицинском ВУЗе еще не означает, что можно приступать к самостоятельной работе: прежде чем, начать карьеру врача, от молодого специалиста требуется обязательное прохождение интернатуры по одной из многочисленных врачебных специальностей. Занимает это от одного до двух лет и требует определенных разноплановых усилий, так как молодого врача могут не устраивать специальность, место прохождения интернатуры, необходимость платы за обучение

Платное и бесплатное прохождение интернатуры

Если Вы обучаетесь в ВУЗе по контракту, то рассчитывайте, что, скорее всего прохождение интернатуры будет также платное, без каких-либо гарантий трудоустройства. Учеба на бюджетной основе обычно подразумевает дальнейшее бесплатное обучение в интернатуре, с последующим обязательным трудоустройством.

Следует также учитывать, что цены на обучение (в том числе прохождение интернатуры) в разных медицинских ВУЗах (и даже на различные специальности) могут существенно отличаться. Поэтому при возможности сравните их заранее (в том числе с помощью интернета).

Ориентируйтесь на то, что ежегодно сумма оплаты за обучение в интернатуре увеличивается на 5-15%, и если Вам предстоит учиться полтора или два года, позаботьтесь, чтобы в контракте оговаривалось, что сумма меняться не будет. К тому же можно сразу внести оплату за весь период прохождения интернатуры.

Вместе с тем, даже при обучении в ВУЗе по контракту есть теоретическая возможность прохождения интернатуры бесплатно. Для этого надо найти лечебное учреждение, администрация которого готова взять Вас к себе на работу по определенной специальности и оплатить обучение в интернатуре. Да, обычно это отдаленные от областных центров места и специальности не самые престижные, но зато бесплатно!

Кстати, если Вы согласитесь на такой вариант, совсем не обязательно после прохождения интернатуры ехать в эти дали на работу. Поступление на учебу в клиническую ординатуру или на очную форму аспирантуры освобождает от обязательной отработки трех лет по месту распределения. Правда при этом администрация больницы может взыскать с Вас деньги за обучение в интернатуре, но такое случается крайне редко, обычно есть все возможности расстаться мирно.

Значительно проще, если Вы закончили обучение в ВУЗе на бюджетной основе. В таком случае прохождение интернатуры должно быть бесплатным, плюс обязательная ежемесячная выплата зарплаты врача-интерна (сумма достаточно символическая, но все-таки).

Тем не менее, бдительности не теряйте! Вполне может быть, что бесплатное обучение в интернатуре Вы пройдете, а на работу поедете очень далеко от своего дома. Или наоборот: Вы житель областного центра, на период прохождения интернатуры остаетесь в родном городе с последующим трудоустройством, но специальность - совсем не то, о чем Вы очень и очень мечтали. Вот здесь и может пригодиться обучение в интернатуре по контракту, как запасной вариант, чтобы остаться дома и с желаемой специализацией.

Прохождение интернатуры: очная и заочная часть

Очная часть обучения в интернатуре всегда проводится на базе профильной кафедры медицинского ВУЗа, а значит в крупных городах, чаще областного значения.

Но даже здесь могут быть свои отличия, если, например, обучение в интернатуре предлагают две (или более) конкурирующие кафедры, с разным уровнем оснащенности оборудованием и укомплектованности подготовленным персоналом больницы. Поэтому надо заранее узнать (в том числе у предыдущих поколений врачей-интернов), где прохождение интернатуры будет оптимальным, и продумать, как это осуществить.

Сложнее с заочной частью обучения в интернатуре: ведь в начале карьеры врача Вас могут направить как в центральные районные больницы, так и в больницы небольших городов.

Страшного в этом вроде бы и ничего нет, но, попав для прохождения интернатуры в город «на краю географии», Вам дополнительно надо будет решать как минимум вопрос проживания и поездок домой. Ну а как максимум - объективно сравнивать уровень районной и областной больниц, мягко говоря, не корректно.

Поэтому - опять же заранее - лучше продумать варианты, как остаться для заочного прохождения интернатуры в областном центре.

Прохождение интернатуры – как, чему и у кого учиться?

Следующий вопрос, логично вытекающий из предыдущего обсуждения - кто и чему научит молодого врача в начале карьеры?

А вот тут все или почти все зависит от Вашей инициативы, настойчивости, любознательности, работоспособности. Потому что когда у врача-интерна есть стремление пройти обучение в интернатуре с максимальной пользой, он изыщет для этого возможности в любой, даже в самой, казалось бы, неподходящей обстановке. И, соответственно, наоборот.

Чтобы прохождение интернатуры оказалось достойным началом карьеры врача, постарайтесь в отделении, за которым Вы закреплены на заочной интернатуре, определить одного-двух «идеальных специалистов». Это те, кто работают не менее пяти-десяти лет, пользуются заслуженным авторитетом у коллег и пациентов, не потеряли интерес к тому новому, что происходит в медицине, и при этом охотно отвечают на вопросы профессионального характера и вообще делятся врачебными знаниями и опытом.

Чем больше Вы будете находиться рядом с ними на работе (включая и ночные дежурства, посещение которых при прохождении интернатуры не ограниченно), тем быстрее сможете войти в доверие (в хорошем смысле этого слова). Потому что иначе выполнение многих манипуляций в период прохождения интернатуры вообще могут не доверить, так как за врачебные ошибки интерна ответственность несет заведующий отделением и кафедральный куратор интернатуры.

Но в начале карьеры врача лучше несколько месяцев простоять в операционной вторым или третьим ассистентом хирурга, чем знать ход выполнения операции только по книгам или конспектам.

А если врач видит, что интерн проявляет искренний интерес к своей будущей профессии - появляется реальная возможность научиться многому не только в теории, но и на практике. Тем более что минимальный срок обучения в интернатуре - один год, половина из которого приходится на заочную часть, а этого уже достаточно, чтобы освоить азы специальности.

Успехов Вам и удачи!

Перед студентами последних курсов медицинских университетов и институтов нередко встают различные вопросы: «В чем разница между интернатурой и ординатурой?» или «Зачем вообще медику последипломное образование?» Разобраться в этом вопросе достаточно просто.

Учебный процесс в любом высшем образовательном заведении считается полностью завершенным, когда выпускник получит соответствующий диплом, подтверждающий уровень его профессиональных знаний. Документ об образовании гособразца в первую очередь говорит о том, что новоиспеченному квалифицированному специалисту открыта прямая дорога на рынок труда и вакансий.

вуза после выпуска

Однако с выпуском студентов высших медицинских учреждений дело обстоит несколько иначе. Здесь каждому выпускнику придется узнать, чем отличается интернатура и ординатура. Самостоятельно принимать ответственные решения, связанные с лечением больных, человеку, окончившему вуз, пусть даже с красным дипломом, сразу не позволят.

И хотя трудоустроиться вчерашнему студенту в поликлинику или больницу вполне реально, выполнять свои врачебные обязанности он сможет только под пристальным вниманием своего куратора, научного руководителя. Вот тогда и начинается следующий переходный период от студенческой скамьи к профессиональной трудовой деятельности - ординатура и интернатура. Разница между этими двумя понятиями невелика.

Значение прохождения интернатуры и ординатуры

На самом деле и то, и другое является прохождением этапа становления индивидуализма и независимости доктора после вручения диплома. Кроме того, такой подход закреплен на законодательном уровне ещё в 1994 году. Приказ Министерства здравоохранения РФ утвердил порядок допуска специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности. Чтобы отправиться в независимую врачебно-профессиональную жизнь, выпускник вуза должен получить ещё одну важную корочку - сертификат о профпригодности, который и станет символичным пропуском в самостоятельное врачевание.

Ординатура и интернатура (что это такое, знают все студенты медицинских учебных учреждений и ждут с нетерпением начала прохождения данных этапов) - основная задача, стоящая перед дипломированными специалистами, выполнение которой необходимо для завершения последипломного образования и комплексной профессиональной подготовки.

Более подробно об интернах

Интернатурой называют первостепенное прохождение послевузовской подготовки состоявшихся молодых специалистов, выпускников учебных образовательных заведений высших уровней аккредитации медицинского или фармацевтического профиля. Нередко поступали в интернатуру бывшие студенты специализированных формы собственности. Как правило, интернатуру проходят в местах, где максимально совмещены элементы практического обучения специалистов, и лечение амбулаторных и стационарных больных.

Что такое интернатура и ординатура в стоматологии, проще понять на примере Именно здесь проходят завершающий этап учебы по соответствующим направлениям будущие дантисты высочайшего класса. Получив сертификат на право занятия данной деятельностью, бывшие интерны могут трудоустроиться в любую стоматологическую клинику частной или государственной форм собственности или открыть свое лечебное учреждение.

Ординатура - это...

Какая разница между интернатурой и ординатурой, можно узнать, выяснив значение и второй категории.

Ординатура также представляет собой вид профильной последипломной подготовки людей, завершивших обучение в медицинских высших образовательных учреждениях. Её основной направленностью считают стремление к достижению высочайших умений и навыков, необходимых для оказания полноценной специализированной помощи на должном уровне.

Получается, что послевузовскими периодами подготовки являются и ординатура, и интернатура. Разница между двумя понятиями содержится в утвержденной приказом министра здравоохранения РФ номенклатуре специальностей в медицинской и фармацевтической сфере.

Различия двух видов подготовки

Более подробно можно сказать о существующем разграничении между интернами и ординаторами, где первые проходят подготовку по основным специальностям, а вторые обучаются за период прохождения в ординатуре и получают углубленные знания.

Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит положение, подтверждающее, что ординатура и интернатура отличия имеют лишь в ходе последипломного обучающего процесса. Интерны и ординаторы, повышая свой квалификационный уровень, приобретают статус слушателей высших образовательных профильных заведений. По сути, они формально приравнены к статусу студентов вузов.

Чтобы понять наверняка, что такое ординатура и интернатура в медицине, следует обозначить цель прохождения данных видов подготовки.

Особенности прохождения интернатуры

В основном обучение в интернатуре предопределяет профессиональное будущее выпускника медицинского вуза. Интерн, получивший сертификат, как правило, продолжает свою врачебную деятельность в муниципальных или частных клиниках, в амбулаторных условиях.

К основным видам обучения, которые проходит выпускник медицинского университета, для того чтобы самостоятельно лечить людей, можно отнести следующие:

  • кураторство пациентов, заполнение соответствующей документации непосредственно под контролем руководителя интернатуры;
  • периодические дежурства с последующим предоставлением доклада на утренней «пятиминутке»;
  • приобретение опыта в работе диагностических подразделений медицинского учреждения, в блоках или интенсивной терапии.

Ординатура и интернатура (разница здесь не играет никакой роли) включают в себя обязательную наработку навыков выполнения лечебных процедур. Кроме того, и интернам, и ординаторам необходимо посещать научные общества, принимать активное участие в конференциях.

Специфика занятости ординаторов в ходе обучения

Стоит выделить еще несколько позиций, по которым отличаются ординатура и интернатура. Разница заключается, например, в том, что интерны проходят за год определенное количество аудиторных занятий, число часов которых суммарно не должно превышать 120. При этом готовят высококвалифицированных ординаторов согласно разработанным учебным планам.

Созданием таких учебных программ в основном занимаются выпускающие кафедры. Обязательными пунктами плана обучения являются:

  • самостоятельное кураторство больных пациентов;
  • так же, как и интерны, ординаторы приобретают много врачебного опыта в лабораторных, диагностических (УЗИ, КТ, МРТ, ЭКГ, энцефалография, эндоскопия и множество других видов обследования) отделениях;
  • для хирургов-ординаторов главным требованием в процессе прохождения ординатуры считают участие в проведении операций;
  • участие в практических семинарах.

Особенностью обучения в ординатуре также можно назвать то, что некоторые дни в неделе, согласно учебным программам, отводят для самостоятельного дисциплинарного изучения.

Различны сроки прохождения интернатуры и ординатуры. В течение 1 года проходит обучение в интернатуре, по истечении которого интерн сдает экзамены и получает соответствующий сертификат. Ординаторов готовят на протяжении 2 лет.

Что такое аспирантура

Интересным фактом является то, что многие люди до сих пор путают, что такое интернатура, ординатура и аспирантура. И если с первыми двумя терминами все определено, то в аспирантуру после окончания вуза могут поступить не только выпускники-медики. Этот вариант последипломного обучения подходит тем, кто решил связать своё будущее с научной работой и исследованиями в той или иной сфере. Написание диссертации, её защита и присвоение научной степени кандидата наук - то, что в итоге получат успешные и трудолюбивые аспиранты.

Заключение

Достаточно много общих моментов в ходе обучения имеют ординатура и интернатура. Что это такое и для чего вообще необходимо проходить последипломную подготовку, станет понятно не только специалистам и выпускникам медицинских учреждений.

Для того чтобы брать на себя ответственность за здоровье пациентов, прогнозировать состояние больных и своевременно корректировать лечение, необходима качественная квалификационная подготовка. Именно поэтому интерны и ординаторы проходят долгий путь обучения.

Кардинальным образом изменилась схема обучения в медицинских вузах России. Из-за отмены интернатуры многие опасаются того, что в поликлиники придут недоучки. Внедрение новых медицинских стандартов разделило докторов на два сорта.

С 2016 года будущие участковые педиатры и терапевты начинают учиться по сокращенной программе, которая подразумевает шестилетнее обучение. Потенциальные же хирурги, кардиологи и прочие врачи-специалисты должны будут потратить на учебу от 8 до 11 лет.

Как было

Раньше все доктора учились семь-восемь лет. Шесть лет уходило на обучение в мединституте, а затем либо интернатура на год, либо двухгодовая ординатура. Причем, по некоторым специальностям нужно было пройти обе эти ступени. Однако для многих врачей-специалистов достаточно было одной интернатуры или ординатуры на выбор.

Интерн и ординатор считаются в лечебном учреждении кем-то вроде студентов, так как в штате не числятся, да и зарплаты не получают. Они занимаются по сути тем же, что и врач, с одной лишь разницей – все действия интерны и ординаторы выполняют под неусыпным приглядом старших коллег.

Не удивительно, что многие, стараясь побыстрее избавиться от этого половинчатого статуса, выбирают дальнейшим после ВУЗа шагом – годичную интернатуру. Однако с 2017 года выпускники-медики больше не будут терзаться подобным выбором.

Как будет

Теперь с 2017 года студентов медицинских университетов будут учить по новым образовательным стандартам. Сразу после института выпускники получат право сразу же, без никакой дополнительной подготовки, работать на участках в поликлиниках (терапевтами или педиатрами). В этих целях для обучения студентов ввели гораздо больше практических занятий, как с пациентами, так и на тренажерах.

Ректор Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова профессор Петр Глыбочко поделился своими соображениями на счет того, как будет внедрена новая система обучения:

«Теперь на первом курсе предполагается учебная практика по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля. В связи с этим предполагается ввести учебный модуль «Основы ухода за больными» в объеме 36 часов (24 часа будет выделено на отработку навыков на муляжах и тренажерах в собственном тренажерном учебном центре и 12 часов — на практику в клиниках). Второкурсники будут учиться «основам сестринского дела» в объеме 72 часов, у них тоже будет и работа, и практические занятия в тренажерном учебном центре».

Студентам третьих курсов хотят добавить часы практических курсов по оказанию неотложной медицинской помощи. Для четверокурсников и пятикурсников собираются разработать дополнительные учебные модули на профильных кафедрах хирургии, терапии, акушерства и гинекологии.

И здесь также нельзя обойтись без тренажеров и муляжей. На шестом курсе занятия на медицинских симуляторах будут проходить в форме консультаций с преподавателями кафедр выбранного профиля.

«Выпускник медвуза должен быть готов к самостоятельной работе сразу после получения диплома врача. Пусть это будет первичное звено здравоохранения — амбулаторно-поликлиническая сфера, — но наши выпускники будут подготовлены к этой работе уже в ходе стандартной вузовской программы», — подытожил ректор Первого медицинского университета.

Однако, столь радужные перспективы видят не все преподаватели в сфере медицины. Тренажеры и муляжи – это, конечно, хорошо, но живых пациентов им не заменить.

«На мой взгляд, сразу допускать выпускников к работе с больными будет большой ошибкой. Врачу для этого нужны определенные навыки», — высказал свои опасения декан медицинского факультета РУДН профессор Виктор Фролов.

Также подавляющее большинство специалистов серьезно сомневаются на счет продуктивной работы вчерашних студентов в поликлиниках. Вряд ли навыков, полученных в ВУЗе, будет хватать, а вот знаний после введения новых стандартов у выпускников будет еще меньше.

«Чтобы освободить время для практических занятий, нам пришлось сузить программы по отдельным областям медицины, таким как неврология или, например, хирургия. Эти курсы будут читаться в более общем, теоретическом виде», — объяснили в Минздравсоцразвития.

Получается, если раньше выпускник-медик был кем-то вроде «универсального солдата», который мог при помощи медицинского справочника разобраться в большинстве заболеваниях и патологиях, то сейчас сертифицированные участковые врачи о многих болезнях будут иметь лишь теоретическое представление.

А в ординатуру, необходимую для получения специализации, установлен высокий конкурс. При этом выпускники очного отделения будут попадать в больницы сразу.

В этом году Башгосмедуниверситет выпустил 107 специалистов вечернего отделения по профилю «лечебное дело». Это последний курс, на котором медицинское образование можно было получить на вечернем отделении: с прошлого года такая форма обучения была ликвидирована во всех медицинских вузах страны. Выпускники факультета «лечебное дело» этого года поступили в БГМУ в 2010 году: отучились три года на вечернем отделении, и потом еще три года очно, в феврале этого года они защитили дипломы. Когда они поступали в вуз, то планировали по завершении обучения год отучиться в интернатуре и начать работать врачами. Однако сейчас выяснилось, что такой возможности у них нет. Приказом Минздрава России утверждены новые правила: интернатура с этого года отменена. Теперь выпускники могут пойти учиться только в ординатуру – для получения узкой специализации. Однако шанс попасть туда имеют очень немногие.

— Число мест очень ограничено: 250 — на бюджете и 216 — на коммерции, а выпускников вместе с очниками более тысячи, — поясняет одна из выпускниц вечернего отделения Олеся Агадуллина . – Плюс ко всему на бюджет, например, будут зачисляться выпускники, которые шли по целевому набору, то есть итоговое число мест, на которые можем попасть мы, будет еще меньше. Нам в этой ситуации тем более обидно, так как мы учились на коммерческом отделении и платили в разные годы от 40 до 85 тысяч рублей в год. Сейчас может получиться, что мы потратили время и деньги зря.

Большинство выпускников вечернего отделения – практикующие специалисты младшего и среднего звена, они работали в больницах на протяжении всех лет обучения. А до поступления в вуз закончили еще и медицинские колледжи. Практика работы в больницах у многих – порядка десяти лет. Однако сейчас они оказались в худшей ситуации, чем выпускники очного отделения.

— Выпускники-очники этого года уже сейчас получили возможность работать в больнице, так как они прошли специальную аккредитацию, позволяющую начинать работу, — поясняет другой выпускник вечернего отделения Динар Файзрахманов . – Для вечерников такого нет. В итоге работать пойдут люди, которые только отучились шесть лет в вузе. А мы, закончившие колледжи, вуз и имеющие хорошую практику работы в лечебных учреждениях, остаемся фельдшерами и медсестрами. А все потому, что у нас нехватка врачей общей практики. Из-за этого Минздрав и ввел эти поправки.

Выпускники-вечерники готовы пойти учиться в ординатуру даже на коммерческой основе, хотя за это придется платить порядка 130 тысяч рублей в год. Все что они просят, чтобы их зачислили в ординатуру всех, а не только тех, кто пройдет большой конкурс.

— Выхода нет, нам уже за 30 лет, у многих семьи, дети, — поясняет выпускница вечернего отделения Гульфия Гарифуллина . – Хочется, наконец, закончить учиться.

Когда проблема с вечерниками вскрылась, руководство Башгосмедуниверситета обещало её решить, обратившись в минздрав с просьбой об увеличении числа коммерческих мест в ординатуре.

— Обещали сначала решить вопрос до середины марта, теперь сказали ждать до 15 июня, — говорит Олеся Агадуллина. – Заявления на поступления в ординатуру надо подавать с 1 по 20 июля, то есть времени впритык. Если мы не поступим в ординатуру в этом году, то же самое может произойти и в следующем, и через два, и через три года. Теоретически мы вообще лишаемся возможности стать врачами. О нас просто забыли, и как нам дальше быть — непонятно.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...