Галлер лев михайлович. Галлер Сергей Петрович

Лев Миха́йлович Га́ллер (17 ноября - 12 июля ) - советский военно-морской деятель, адмирал (с 4 июня 1940 года).

Биография

Родился в семье военного инженера полковника Михаила Фердинандовича фон-Галлера и дочери пастора Юлии Паукер (в браке с 1866 года). Родилось пять дочерей и два сына - Лев и Вернер Карл Эрнст. Вероисповедание - лютеране.

С отличием окончил тифлисскую гимназию и 1 сентября 1902 года по экзамену зачислен в младший специальный класс Морского Кадетского корпуса. В кампанию 1903 года - 92 дня плавания на учебном судне «Верный» под командованием капитана 1 ранга С. А. Воеводского. Кампания 1904 года - плавание на крейсерах «Адмирал Корнилов» и «Вестник». Старший унтер-офицер 3-й роты.

Карьера в Российском флоте

21 февраля 1905 года выпущен мичманом из Морского Кадетского корпуса (Высочайший приказ по морскому ведомству № 594). В приказе он именуется «Фон-Галлер». По старшинству выпуска - 26-й. 27 апреля 1905 года был назначен вахтенным начальником крейсера 2-го ранга «Азия» (командир капитан 2-го ранга А. А. Баженов) в плавании по Балтийскому морю.

В 1906 году - мичман 12-го флотского Ея величества Королевы Эллинов экипажа. Принимал участие в походе в Эстляндскую губернию в составе 1-го морского батальона капитана 2 ранга О. О. Рихтера. С 6.12.1905 по 9.3.1906 года командовал 4-м взводом. В рапорте начальника 4-го военного участка отмечалось: «Того числа (19-го января) мичман Галлер ездил с 10 матросами в имение Коло, где выпорол содержателя корчмы Александра Мосберга за различные угрозы управляющему того имения и крестьянина Ганса Трагова за хранение революционных книжек». И далее: «21 января мичман Галлер с 10-ю матросами ездил в имение Ойзо для розыска оружия в том районе, но ничего не нашел».

С 1937 года - заместитель начальника морских сил Наркомата обороны СССР . С 1938 года - начальник Главного морского штаба . С 1940 года - заместитель наркома ВМФ по кораблестроению и вооружению.

Во время Великой Отечественной войны руководил разработкой новых кораблей и строительством новых судов флота.

С 1947 года - начальник Военно-морской академии кораблестроения и вооружений имени А. Н. Крылова.

19 декабря 1947 года Галлер вместе с адмиралами Н. Г. Кузнецовым , В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым был предан «суду чести » по обвинению в том, что в 1942-1944 годах они передали Великобритании и США материалы по высотной парашютной торпеде, образцы этого оружия, карты двух островов и южного побережья Камчатки . Суд чести признал их виновными и передал дело в Военную коллегию Верховного суда СССР . 3 февраля 1948 года Галлер был приговорён к 4 годам лишения свободы по п. 17-а статьи 193 УК РСФСР. 20 февраля 1950 года он был помещён в Казанскую психиатрическую больницу МВД СССР , а 12 июля скончался . Похоронен на Арском кладбище .

В 1953 году реабилитирован.

Награды

  • четыре ордена Красного Знамени
  • два ордена Ушакова I степени (25.9.1944)

Награды Российской империи

  • орден Святого Станислава II степени с мечами (1916 год)
  • орден Святой Анны III степени (1913 год)
  • орден Святого Станислава III степени (1909 год)

См. также

  • Список флагманов 2-го ранга, флагманов 1-го ранга, флагманов флота 2-го ранга, флагманов флота 1-го ранга, МС РККА СССР (1935-1940)
  • Список адмиралов, вице-адмиралов, контр-адмиралов, ВМФ СССР (1940-1945)

Напишите отзыв о статье "Галлер, Лев Михайлович"

Примечания

Литература

  • Лурье В. М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и Советско-японской войн (1941-1945). - СПб. : Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001. - 280 с. - 1000 экз. - ISBN 5-86789-102-X .
  • Доценко В. Д. Морской биографический словарь. - Санкт-Петербург: Логос, 1995. - 496 с. - 3000 экз. - ISBN 5-87288-095-2 .
  • Зонин С. А. Адмирал Л. М. Галлер: Жизнь и флотоводческая деятельность. - М .: Воениздат , 1991. - 416 с. - (Советские полководцы и военачальники). - 50 000 экз. - ISBN 5-203-00865-5 . (в пер.)
  • Близниченко С. С. К 125-летию со дня рождения флагмана флота 2 ранга Льва Михайловича Галера// Военно-исторический архив. 2011. № 1. С.3-25.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Галлер, Лев Михайлович

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.
Когда еще государь был в Вильне, армия была разделена натрое: 1 я армия находилась под начальством Барклая де Толли, 2 я под начальством Багратиона, 3 я под начальством Тормасова. Государь находился при первой армии, но не в качестве главнокомандующего. В приказе не было сказано, что государь будет командовать, сказано только, что государь будет при армии. Кроме того, при государе лично не было штаба главнокомандующего, а был штаб императорской главной квартиры. При нем был начальник императорского штаба генерал квартирмейстер князь Волконский, генералы, флигель адъютанты, дипломатические чиновники и большое количество иностранцев, но не было штаба армии. Кроме того, без должности при государе находились: Аракчеев – бывший военный министр, граф Бенигсен – по чину старший из генералов, великий князь цесаревич Константин Павлович, граф Румянцев – канцлер, Штейн – бывший прусский министр, Армфельд – шведский генерал, Пфуль – главный составитель плана кампании, генерал адъютант Паулучи – сардинский выходец, Вольцоген и многие другие. Хотя эти лица и находились без военных должностей при армии, но по своему положению имели влияние, и часто корпусный начальник и даже главнокомандующий не знал, в качестве чего спрашивает или советует то или другое Бенигсен, или великий князь, или Аракчеев, или князь Волконский, и не знал, от его ли лица или от государя истекает такое то приказание в форме совета и нужно или не нужно исполнять его. Но это была внешняя обстановка, существенный же смысл присутствия государя и всех этих лиц, с придворной точки (а в присутствии государя все делаются придворными), всем был ясен. Он был следующий: государь не принимал на себя звания главнокомандующего, но распоряжался всеми армиями; люди, окружавшие его, были его помощники. Аракчеев был верный исполнитель блюститель порядка и телохранитель государя; Бенигсен был помещик Виленской губернии, который как будто делал les honneurs [был занят делом приема государя] края, а в сущности был хороший генерал, полезный для совета и для того, чтобы иметь его всегда наготове на смену Барклая. Великий князь был тут потому, что это было ему угодно. Бывший министр Штейн был тут потому, что он был полезен для совета, и потому, что император Александр высоко ценил его личные качества. Армфельд был злой ненавистник Наполеона и генерал, уверенный в себе, что имело всегда влияние на Александра. Паулучи был тут потому, что он был смел и решителен в речах, Генерал адъютанты были тут потому, что они везде были, где государь, и, наконец, – главное – Пфуль был тут потому, что он, составив план войны против Наполеона и заставив Александра поверить в целесообразность этого плана, руководил всем делом войны. При Пфуле был Вольцоген, передававший мысли Пфуля в более доступной форме, чем сам Пфуль, резкий, самоуверенный до презрения ко всему, кабинетный теоретик.
Кроме этих поименованных лиц, русских и иностранных (в особенности иностранцев, которые с смелостью, свойственной людям в деятельности среди чужой среды, каждый день предлагали новые неожиданные мысли), было еще много лиц второстепенных, находившихся при армии потому, что тут были их принципалы.
В числе всех мыслей и голосов в этом огромном, беспокойном, блестящем и гордом мире князь Андрей видел следующие, более резкие, подразделения направлений и партий.
Первая партия была: Пфуль и его последователи, теоретики войны, верящие в то, что есть наука войны и что в этой науке есть свои неизменные законы, законы облического движения, обхода и т. п. Пфуль и последователи его требовали отступления в глубь страны, отступления по точным законам, предписанным мнимой теорией войны, и во всяком отступлении от этой теории видели только варварство, необразованность или злонамеренность. К этой партии принадлежали немецкие принцы, Вольцоген, Винцингероде и другие, преимущественно немцы.
Вторая партия была противуположная первой. Как и всегда бывает, при одной крайности были представители другой крайности. Люди этой партии были те, которые еще с Вильны требовали наступления в Польшу и свободы от всяких вперед составленных планов. Кроме того, что представители этой партии были представители смелых действий, они вместе с тем и были представителями национальности, вследствие чего становились еще одностороннее в споре. Эти были русские: Багратион, начинавший возвышаться Ермолов и другие. В это время была распространена известная шутка Ермолова, будто бы просившего государя об одной милости – производства его в немцы. Люди этой партии говорили, вспоминая Суворова, что надо не думать, не накалывать иголками карту, а драться, бить неприятеля, не впускать его в Россию и не давать унывать войску.
К третьей партии, к которой более всего имел доверия государь, принадлежали придворные делатели сделок между обоими направлениями. Люди этой партии, большей частью не военные и к которой принадлежал Аракчеев, думали и говорили, что говорят обыкновенно люди, не имеющие убеждений, но желающие казаться за таковых. Они говорили, что, без сомнения, война, особенно с таким гением, как Бонапарте (его опять называли Бонапарте), требует глубокомысленнейших соображений, глубокого знания науки, и в этом деле Пфуль гениален; но вместе с тем нельзя не признать того, что теоретики часто односторонни, и потому не надо вполне доверять им, надо прислушиваться и к тому, что говорят противники Пфуля, и к тому, что говорят люди практические, опытные в военном деле, и изо всего взять среднее. Люди этой партии настояли на том, чтобы, удержав Дрисский лагерь по плану Пфуля, изменить движения других армий. Хотя этим образом действий не достигалась ни та, ни другая цель, но людям этой партии казалось так лучше.
Четвертое направление было направление, которого самым видным представителем был великий князь, наследник цесаревич, не могший забыть своего аустерлицкого разочарования, где он, как на смотр, выехал перед гвардиею в каске и колете, рассчитывая молодецки раздавить французов, и, попав неожиданно в первую линию, насилу ушел в общем смятении. Люди этой партии имели в своих суждениях и качество и недостаток искренности. Они боялись Наполеона, видели в нем силу, в себе слабость и прямо высказывали это. Они говорили: «Ничего, кроме горя, срама и погибели, из всего этого не выйдет! Вот мы оставили Вильну, оставили Витебск, оставим и Дриссу. Одно, что нам остается умного сделать, это заключить мир, и как можно скорее, пока не выгнали нас из Петербурга!»

Views: 2165

(1)В суровые военные годы во время бомбёжки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. (2)Маленького росточка, но очень полная, она, как колобок, выкатывалась на пост и направляла людей в укрытие, подбадривая отставших тонкой трелью свистка.

(З)Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. (4)А мы, дети, в ней просто души не чаяли. (5)В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал её облику особый колорит.

(6)Весь подъезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, переехавшим в наш дом с больной матерью и полуслепой бабушкой. (7)3а свою короткую жизнь подросток успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань. (8)С согласия его матери бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. (9)Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. (10)Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника.

(11)Результат превзошёл все ожидания. (12)Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарён и артистическим талантом. (13)В течение года он выучил все роли и с лёгкостью подменял отсутствующих актёров. (14)Закончив после войны режиссёрское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссёром.

(15)Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели - получения новых знаний. (16)Уроки радости - таков был стиль её преподавания. (17)И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну.

(18)Рядом с ней даже бомбёжка была не так страшна. (19)Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой - а иначе и быть не могло…

(20)Шёл август 1941-го, и немцы подвергли наш город жестоким бомбовым атакам. (21) Августовская ночь была тёмной и тёплой. (22)Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. (23)«Где мой свисток, ищите!» - бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. (24)Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. (25)Наверняка этот злосчастный свисток болтался у неё за поясом или на шее. (26)«Твоих рук дело, Анка?» - накинулась на Меня бабушка, ведь я всегда была причиной беспорядка в доме. (27)Наконец свисток был найден - он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки.

(28)Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка вихрем помчалась на пост, а мы побежали в наше укрытие недалеко от дома. (29)Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем - его вырыли оставшиеся в доме жильцы. (ЗО)Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищёнными. (31)Прижимаясь друг к другу под оглушительный грохот рвущихся снарядов и плач детей, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.

(32)Неожиданно мама начала смеяться. (33)«Линочка, что с тобой?» - опасливо спросила соседка. (34)Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. (35)Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы» про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. (36)Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. (37)Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. (38)Смеялись до слёз - громким, довоенным смехом.

(39)Когда мы вышли из нашего убогого укрытия, мы бросились к нашему, к счастью, уцелевшему, дому. (40)Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слёзы радости, оттого что увидела нас живыми и невредимыми. (41)Она обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чём не бывало сказала:

- Кости целы - мясо наживём! (42)Живы будем - не помрём!

(43)С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят. (44) Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу.

(45) И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. (46)Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, - смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти.

(По Г. Галлер)

Галина Галлер (род. в 1964 г.) - журналист, врач, научный работник.

Как незаурядный человек может повлиять на характеры людей, на их настроение и мировоззрение? Именно этой сложной проблеме посвящён текст Г. Галлер.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, журналист рассказывает историю о том, как сильно одна бабушка по имени Зинаида Ильинична изменила трудного подростка. Автор текста особо подчёркивает, что этот тринадцатилетний мальчик, которого звали Иван, «за свою короткую жизнь успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань». Автор с восхищением говорит о том, что Зинаида Ильинична, решив устроить Ивана в театр юного зрителя на подработку, полгода «горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции», затем «научила работать над собой с помощью дневника», и со временем Иван сумел выучить все роли, а после войны он стал «заслуженным артистом и режиссёром». Но не только на этого мальчика сумела повлиять Зинаида Ильинична. Автор с нескрываемым уважением говорит о том, что во время военных действий эта женщина активно подбадривала людей, вселяла в них уверенность в том, что всё будет хорошо. Поэтому автор текста призывает читателей ценить таких людей, как Зинаида Ильинична.

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что незаурядный человек способен очень сильно повлиять на характер и мировоззрение людей, изменив их к лучшему, такой человек может вселить в окружающих надежду даже в очень трудных жизненных ситуациях.

Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждена в том, что выдающаяся личность обладает талантом оказывать сильное благотворное влияние на систему взглядов человека на мир и его место в нём, на его характер, пробуждать в людях надежду в очень тяжёлые жизненные моменты.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». В этом произведении представлена легенда о Данко. Однажды завоеватели прогнали его племя в страшный лес, где люди стали гибнуть. Впав в отчаяние, они хотели уже сдаться врагу, но бесстрашный Данко остановил их. Он убедил своё племя идти через лес, ведь у леса есть конец, как и у всего в этом мире. Люди вдохновились его словами и отправились в путь, который был очень труден и долог. Обессилев, люди озлобились на Данко. Им стыдно было признаться в своей слабости, поэтому они во всём обвинили его. Когда Данко сказал им, что они не сумели сохранить силы на долгий путь, они взбесились ещё больше и захотели его убить. Данко понял, что они как звери. Сначала в душе его закипело негодование. Но чувство жалости, чувство любви к людям победило. В глазах его загорелись искры. Люди подумали, что он рассвирепел, и окружили его, чтобы легче было его убить. Но смелый и благородный Данко, чьи чувства были переполнены любовью к людям, крикнул: «Что сделаю я для людей?!», разорвал себе грудь и вынул оттуда горящее сердце. Люди, как зачарованные, смотрели на него. Данко сказал: «Идём!». И теперь они шли за ним, шли, не глядя ни на какие трудности. И вот наконец вышли из этого леса. Вот как сильно Данко изменил настроение своих соплеменников, вот как он вселил в них решительность и веру в светлое будущее! Таким образом, незаурядный человек способен оказывать очень благоприятное влияние на состояние окружающих, воодушевлять их, изменять их жизненные взгляды в лучшую сторону даже при очень трудных обстоятельствах.

Приведу ещё один пример, который показывает, как хорошо может харизматичная личность воздействовать на мировоззрение людей, на их настроение. Известно, что Иисус Христос, которого христиане считают сыном Божиим, проповедовал высокие духовно-нравственные ценности. В частности, он учил людей любить и ценить друг друга. И очень многие люди приняли его убеждения, стали следовать за ним. И, хотя с момента смерти Иисуса Христа прошло более двух тысяч лет, в мире по-прежнему существует огромное количество приверженцев христианства, которое на данный момент является мировой религией. Вне всяких сомнений, христианство, отвечающее на важнейшие жизненные вопросы, оказывает большое влияние на мировоззрение людей, вселяет в них надежду на вечное блаженство. Во многих ситуациях именно эта надежда поддерживает и ободряет людей в те моменты, когда они находятся в тяжёлой жизненной ситуации (например, потеряв близкого, христианин надеется на то, что сможет встретить покойного в раю, и благодаря этому он находит в себе силы жить дальше). И Иисус Христос сделал очень многое для того, чтобы христиане так относились к жизни. Следовательно, незаурядная личность имеет талант вдохновлять и подбодрять людей, оказывать благотворное влияние на их восприятие мира даже в тех случаях, когда эти люди стоят лицом к лицу с серьёзными испытаниями.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что существуют такие люди, которых мы называем незаурядными или харизматичными, и яркое отличие таких людей от других заключается в том, что они способны даже в очень непростых ситуациях крайне хорошо влиять на характер, настроение и даже мировоззрение других людей.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?


Лев Михайлович Галлер родился в ноябре 1883г. в Выборге. Получив традиционное для небогатой дворянской семьи воспитание, ещё в детстве «заболел» морем и в 1902г. поступил в специальный класс морского корпуса. На мировоззрение будущего адмирала в ходе учёбы большое влияние оказали действия российского флота в русско-японской войне.

В Морском корпусе горячо обсуждались статьи Н.Л. Кладо, А.Н.Щеглова и других авторов, остро переживали гибель С.О. Макарова, «Варяга», неудачи в войне. Многое из пережитого и понятого в то время осталось в памяти на долгие годы службы, которая началась после выпуска в феврале 1905г. назначением на Балтийский флот. Начиналась служба в обстановке грядущей революции, потери престижа военно-морского флота после поражения в войне, волнений в матросской среде. В этих трудных условиях своей службой Л.М. Галлер являл пример честного служения России, уважения к тем, с кем связала судьба.

Уже тогда, многое передумав, Лев Михайлович определил для себя принципиальные вопросы ответственности военного руководителя любого ранга за порученное дело. Это стало стержнем всей его дальнейшей службы – высочайшая ответственность, работа по 16-18 часов в сутки, стремление глубоко разбираться в сложных вопросах самому и только на этом основании ставить задачи подчиненным. Все указанные качества закреплялись в длительных плаваниях, учениях, на артиллерийских стрельбах и в ходе подготовки к грядущей войне. Такой самоотверженный подход к службе сказался и на служебном росте. Первую мировую войну он встретил уже в должности старшего артиллериста линкора «Андрей Первозванный», одного из новейших кораблей Балтийского флота.

Первое боевое крещение старшего лейтенанта Галлера – флагманского артиллериста бригады линкоров – состоялось в августе 1915г. в бою линкора «Слава» с двумя немецкими линкорами «Нассау» и «Позен». После боя Лев Михайлович писал отцу: «Вспоминая те часы под огнем, скажу Вам честно, что страха не испытывал, работал как на учебной стрельбе, помогая управляющему огнем….». Затем были революционные события начала 1917г. и Моонзундское сражение, в котором Л.М. Галлер, уже капитан 2 ранга, участвовал как старший офицер линкора «Слава». Был и последний бой «Славы» в начале октября и назначение командиром эсминца «Туркменец - Ставропольский» за неделю до вооруженного восстания в Петрограде. Л.М. Галлер не принял идеи революции, но выбор определился пониманием необходимости служения Родине и народу.

Сложный период революции, выхода России из мировой и гражданской войны закалил его, дал новый опыт. В январе 1918г. Л.М. Галлер подписал контракт «военного флота Российской Федеративной Республики» и указал: «Обещаю честью и верно служить в военном флоте…». Представители советской власти доверяли Льву Михайловичу, что подтверждалось назначениями по службе – в апреле 1918г. временное командование линкором «Андрей Первозванный», в феврале 1919г. командиром крейсера «Баян», а уже 2 апреля того же года вновь командиром на «свой» линкор. Новому командиру здесь всё знакомо и привычно. 17 апреля 1920г. Л.М. Галлер вступил в обязанности начальника штаба действующего отряда кораблей (ДОТ), в состав которого входил, почти весь Балтийский флот. С приходом нового начальника штаба на кораблях отряда развернулась систематическая учёба, подготовка к летней кампании.

Военная страда на Балтике закончилась в июле, возникли новые проблемы восстановления флота и поддержания его в боеготовом состоянии. В это время руководство флотом не было стабильным. Командовавший с октября 1920г. минной дивизией Галлер, уже в январе 1921г. временно возглавил штаб флота. 15 апреля Л.М. Галлер был утвержден в должности начальника штаба флота Балтийского моря. Первые месяцы на новом посту были сопряжены с необходимостью скорее залечить раны войны, особенно заботила сложная минная обстановка. Многие корабли были не укомплектованы, регулярно в море ходили только тральщики.

Новая работа давала возможность разработать более совершенную организацию Морских сил Балтийского моря. Было обосновано решение отказаться от деления на дивизии и перейти к дивизионам, но фактически реформу провели лишь через год. Но все предложения Льва Михайловича по организации боевой подготовки флота, планы оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий на случай войны возражений не встретили и сразу стали проводиться в жизнь.

В это период, рассматривая возможности флота, Л.М. Галлер, как и многие другие руководители и ученые, участвовал в дискуссии «Какой РСФСР нужен флот». Он с самого начала занял реалистическую позицию: использовать те силы, что есть, восстанавливать все корабли, которые не устарели и могут быть использованы для обороны морских рубежей. Он исходил также из понимания слабости флота на Балтике, не говоря уже о практическом его отсутствии как реальной боевой силы на других театрах.

Вот поэтому в основу осенних маневров флота им был положен бой на минно-артиллерийской позиции против превосходящих корабельных сил противника. Вести его должны были наши линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки. Помощник главкома всеми вооруженными силами по морским делам Э.С. Панцержанский был доволен маневрами: флот показал, что на Балтике у РСФСР есть реальная морская сила. Успех маневров в эту кампанию 1922г., кроме всего, был обеспечен полным взаимопониманием Начальника морских сил Балтийского моря М.В. Викторова и Л.М. Галлера. В то время это было принципиально важно.

Интересная встреча состоялась у Л.М. Галлера летом 1925г. на линкоре «Марат». На борту находился М.В. Фрунзе. Нарком хотел в непринужденной обстановке выяснить у командования флота нужды Морских Сил, поговорить о новом кораблестроении. Здесь впервые Лев Михайлович высказался о необходимости комплексного (сбалансированного) развития флота. Предполагалось иметь в его составе крупные корабли, лёгкие силы, подводные лодки и катера. Речь шла и о необходимости строительства носителей самолётов – авиаматок, а также о ведущей роли во флотах всех крупных держав линкоров. Михаил Васильевич Фрунзе был собеседник внимательный, много уточнял и записывал. Вскоре после похода он писал: «…мы строим и построим сильный Балтийский флот. Ядро его у нас уже есть. Наша походная эскадра – неплохое начало. Республика позаботится, чтобы это начало увенчалось лучшим концом». Лев Михайлович многого ждал от нового наркома, считая, что страна теперь имеет мыслящего военного лидера, понимающего нужды армии и флота и видящего перспективы их развития. К сожалению, преждевременная смерть М.В. Фрунзе сорвала эти планы.

С октября 1925г. Галлер находился на полугодичной учёбе в Военно-морской академии на Курсах усовершенствования высшего командного состава (КУВНАС). Появилась возможность в спокойной обстановке многое переосмыслить, ознакомиться с новейшими материалами учёных академии по военному искусству, более глубоко изучить опыт применения флотов в Первой мировой войне.

В апреле 1926г. Л.М. Галлер вновь назначен начальником штаба Морских сил Балтийского моря. Время было спокойное, обстановка на флоте деловая, что позволило быстро втянуться в работу. Правда, надо отметить, что для Галлера в любой обстановке никогда не было мало работы. В одной из последних аттестаций того времени о нём говорилось: «Энергичный, инициативный, хороший администратор. Прекрасно ориентируется в обстановке. Скромен, дисциплинирован. Работает, не считаясь со временем, на совесть. Пользуется исключительным авторитетом и уважением у начальников и подчиненных. Вежлив и ровен, активен в общественной работе. Аттестуется на наморси» (начальник морских сил).

Конец того года ознаменовался принятием программы военного кораблестроения. Это была первая программа новой власти. Пусть кораблей планировалось построить не очень много, но Лев Михайлович оценил её как переломный момент в истории отечественного флота.

После завершения осенних маневров Галлер был вызван в Москву, где Начальник морских сил РККА Р.А. Муклевич предложил ему перейти на должность командира дивизии линкоров. Считали, что с поступлением новых кораблей для дивизии она фактически превратится в эскадру. Сила действительно была внушительной линкоры «Марат», «Парижская коммуна» и «Октябрьская революция». Была надежда вернуть ещё два линкора, уведенные белыми в Бизерту, но переговоры результатов не дали.

И в новой должности Галлер не изменил себе. Всю свою энергию и знания опять посвящал главному – боевой учебе. Особое внимание при этом уделял отработке организации взаимодействия линкоров с артиллерией фортов, с самолётами и лёгкими силами, в том числе и с торпедными катерами, а также бою на минно-артиллерийской позиции. Все теоретические положения, закрепленные в действующих руководящих документах, проверялись на учениях и маневрах.

В 1929г. Галлеру было поручено организовать перевод на Черное море линкора «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн». Лев Михайлович со всей ответственностью приступил к подготовке сложного перехода, связанного с выходом в океан. Переход предстоял длительный и трудный. Но даже в этих условиях Л.М. Галлер находил время для самообразования. Его беспокоила дискуссия «о малом флоте» и «малой войне». Не отрицая оборонительного боя на минно-артиллерийской позиции, Галлеру импонировало стремление к активным действиям, а в будущем создание океанского флота. В этом «флоте Галлера» гармонично сочетались корабли всех классов, подчёркивалась важность иметь свою (морскую) авиацию. Надо признать, что большое влияние на взгляды Л.М. Галлера оказывали признанные специалисты военно-морской академии М.А. Петров и В.А. Белли. Прибытие в Севастополь состоялось 18 января 1930г. Истинное значение передачи двух мощных кораблей Морским силам Чёрного моря в полной мере проявилось в годы Великой Отечественной войны.

Возвращение в дивизию целиком поглотило внимание Галлера много, как всегда, работавшего. Соединение пополнялось новыми кораблями, что требовало в каждом конкретном случае разрабатывать документацию, осуществлять боевую подготовку, готовить командиров и штабы. В этой работе Галлер был незаменим не по должности, а по отношению к делу. Было и на кого опереться, особенно на командиров линкоров В.И. Иванова и Н.Н. Несвицкого.

Весной 1932г. Л.М. Галлер вступил во временное исполнение должности начальника Морских Сил Балтийского моря вместо убывшего на ТОФ В.М. Викторова. Флот вступал в этап перевооружения на новую технику и её освоения. Галлер как никто другой понимал необходимость разработки новых тактических приёмов, разработки оперативно-тактических документов для новых соединений и проверки всего наработанного на учениях в море.

К этому времени в целом уже сложились взгляды на задачи Морских Сил, на способы ведения морского боя. Однако близость границ с Финляндией предъявляла высокие требования к готовности сил. По-новому виделись действия своих сил на минно-артиллерийской позиции. Теперь следовало их вести в форме операции, всесторонне используя подводные лодки, торпедные катера и авиацию. Тогда уже Галлер видел трудности использования крупных кораблей за пределами Финского залива, понимая, что без прикрытия авиацией они могут быть уничтожены силами потенциального противника. Понимал он важность проведения десантных действий, учитывая и свой опыт 1919г.

Внедрение в практику соединений всего нового требовало напряженной работы органов управления Морских Сил, большую часть которой, особенно связанную с разработкой оперативных документов, Лев Михайлович брал на себя.

В июле Галлер был окончательно утвержден в должности, продолжая готовиться к осенним маневрам. Присутствующие на учениях наркомвоенмор К.Е Ворошилов и командующий военно-морскими силами страны В.М. Орлов высоко оценили уровень подготовки балтийцев.

В 1933г. начальником штаба был назначен И.С. Исаков, который стал Галлеру хорошим помощником. Он отлично знал Балтику, имел отличную подготовку и был прекрасным штабным работником. Много лет на разных должностях им пришлось работать вместе. А здесь, на Балтике, им приходилось решать вопросы базирования сил, строительства и судоремонта, перевода части кораблей на Север по Беломоро-Балтийскому каналу. Часто приходится бывать Галлеру и в Москве. Авторитет Льва Михайловича очень высок. Его награждают орденом Красного Знамени, приглашают на обсуждение новой программы военного судостроения. Сбываются надежды на создание большого флота, а отсюда и планы по его базированию, боевой подготовке, новым формам использования сил.

С января 1935г. Галлер стал именоваться командующим Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ). В сентябре Галлеру было присвоено звание флагман флота 2 ранга, соответствующее адмиралу. В декабре он был награжден орденом Красной Звезды. Работа продолжалась.

Лев Михайлович постоянно размышлял о будущей возможной войне, рассматривая в качестве угрозы теперь уже флот фашистской Германии. О своих взглядах по этому вопросу он подробно информировал нового командующего Ленинградским военным округом Б.М. Шапошникова, с которым был знаком ещё с 1925г. Многое уже тогда объединило этих двух незаурядных людей. Главным было преданность делу, увлеченность, поиск нового. Любовь к книге и военной истории. Объединял и замечательный трёхтомный труд Шапошникова «Мозг армии», на первом томе которого было автором написано: «Уважаемому Льву Михайловичу - с признательностью». Эта новая встреча укрепила их отношения.

Вообще, по оценке самого Галлера, в новом (1936) году работа шла хорошо. Особое удовлетворение доставляло укрепление флота, строились новые корабли, базы, аэродромы и многое другое. Этот год оказался последним в командовании Балтийским флотом. В конце его Л.М. Галлер был переведен в Москву на должность заместителя командующего ВМС РККА. Инициатором назначения явился командующий Морскими Силами В.М. Орлов. По традиции Галлер немедленно включился в работу и даже жил в своём кабинете, чтобы не ограничивать продолжительность рабочего дня. Включаясь в разработку новой программы кораблестроения, принятия новых образцов оружия и вооружения, он глубже понял необходимость чётко сформулированной военной доктрины и глубокого военно-политического анализа обстановки. К сожалению, ясности в этих вопросах было недостаточно, хотя шла война в Испании.

В этот период своей работы Галлер впервые задумывается о несовершенстве структуры органов руководства Морскими силами, особенно в сравнении с Генеральным Штабом, чёткую работу которого возглавил Б.М. Шапошников. Льву Михайловичу потребовалось несколько месяцев, что глубоко разобраться в проблеме и сформулировать требования к организации органов управления на современном уровне. Особо он выделял роль Штаба Морских Сил, ясно представлял его структуру и содержание работы всех составных частей. Однако сразу воплотить в жизнь новые идеи не удавалось. Продолжалась напряженная работа, приходили новые руководители, которым помощь и поддержка мудрого и опытного специалиста была крайне необходима. Такую поддержку в это время получили многие ставшие потом известными советские флотоводцы, включая и Н.Г. Кузнецова, назначенного осенью 1937г. после Испании заместителем командующего ТОФ. Вместе с молодыми военно-морскими руководителями Галлер завершал разработку очередной кораблестроительной программы, которая уже тогда могла вывести СССР в ряд великих морских держав. По ряду причин, прежде всего экономическим, программа не была принята.

Флот продолжал боевую подготовку, в ходе которой внедрялся в практику новый Временный Боевой Устав Морских Сил (БУМС-37), где уделялось много внимание тактике разнородных сил, взаимодействию с сухопутными войсками. Участвуя в разработке и внедрении в жизнь БУМС – 37, Галлер обращал особое внимание на глубокое понимание вопросов оперативного характера. Это было тем более важно, что Морские Силы ещё не имели своего Наставления по ведению морских операций. 30 декабря 1937г. Постановлением ЦИК СССР был образован Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР. Флот обретал самостоятельность и входил в непосредственное подчинение Правительству. Предусматривалось и создание Главного Морского Штаба (ГМШ), который возглавил Л.М. Галлер, являясь и заместителем Наркома (П.А. Смирнов). Были учтены все предложения, разработанные ранее Галлером.

Огромная ответственность была возложена на начальника ГМШ. Уровню этой ответственности соответствовал и уровень личности Л.М. Галлера. Подтверждения этому являлись каждодневно – постоянный напряженный труд по 18-20 часов в сутки. Продолжались и поездки на флоты, судостроительные заводы, НИИ. В марте 1939г. на должность заместителя Наркома ВМФ был назначен Н.Г. Кузнецов, которого Л.М. Галлер ввел в курс дела. С этого времени служба двух выдающихся моряков проходила вместе. Опыт плюс энергия славно послужили отечественному флоту, учитывая, что уже в апреле Кузнецов стал Наркомом. Н.Г. Кузнецов, вспоминая о своей первой наркомовской встрече с Галлером, писал: «Он пробыл у меня два часа. Мне хотелось посоветоваться с этим опытным, умным человеком….». Первой большой совместной работой стала разработка для флотов системы оперативных готовностей. Был учтен опыт адмирала Н.О. Эссена в годы Первой мировой войны и собственный опыт Кузнецова по службе на Тихоокеанском флоте. Уже в июне под руководством Галлера документы были разработаны и стали немедленно внедряться на флотах. С тех пор этот вопрос был постоянно в центре внимания Л.М. Галлера. Высшей оценкой внедренной системы было быстрое приведение флотов в полную боевую готовность накануне войны. Вклад Галлера невозможно переоценить.

Особой заботой Галлера стала разработка новых оперативных планов для Балтийского морского театра. Опасность скорой войны нависла над страной. В ноябре 1939г. началась война с Финляндией. Галлер срочно готовит документы, в которых чётко определяются задачи Балтийскому флоту. Мало того, Нарком направляет Галлера и Исакова в Ленинград на помощь командованию флотом. Пригодился их опыт и авторитет и в отстаивании интересов флота в «дискуссиях» с Мехлисом и Куликом. После окончания войны ГМШ взял на себя обобщение опыта применения КБФ и распространения его на флотах.

Главный Морской Штаб работал безукоризненно. Единственным «недостатком» Галлера была, как отмечал Кузнецов, осторожность. Особо талант Галлера проявлялся в вопросах анализа информации, на основе которой он затем разрабатывал предложения по тому или иному важному вопросу. Завершилась работа Галлера в ГМШ разработкой и принятием в ноябре 1940г. «Временного наставления по ведению морских операций». Наставление отразило основные положения оперативного искусства ВМФ, подчёркивая значительную роль авиации в действиях на море. В этом же году при переходе на новые воинские звания Галлер стал адмиралом. В октябре неожиданно для руководства ВМФ было принято решение о замене Галлера на посту начальника ГМШ Исаковым и назначении его заместителем Наркома по судостроению. Приняв в свое ведение целый ряд управлений, новую работу начал с вопросов кораблестроения, пытаясь внедрять все, что уже подтвердилось практикой войны на море.

Вечером 21 июня 1941г. Галлер с Кузнецовым принимали неотложные меры по повышению готовности флотов, не сомневаясь в скором начале войны. Теперь невозможно сказать, сколько же людей они спасли своими решениями. Флоты выдержали внезапное нападение, не потеряли ни одного корабля. В годы войны Л.М. Галлер решал широкий круг вопросов, без которых флот действовать не мог. Это обеспечение защиты кораблей от неконтактных мин, ремонт и строительство кораблей, перевод кораблей с Тихого океана и многое другое. На Галлера возлагалась и прежняя работа по руководству ГМШ, так как Исаков часто убывал на флоты на длительное время. На флотах складывалась сложная обстановка.

В 1943-1945гг. важным направлением работы была приемка кораблей от США и Англии. Все необходимые требования и документы по организации этой работы разработал Л.М. Галлер. Не упустил он и вопросов подготовки нашего личного состава в иностранных учебных центрах. Перелом в ходе войны выдвинул на повестку дня вопросы восстановления баз, судоремонтных заводов, восстановление кораблей. Новое строительство ограничивалось только катерами. Галлер постоянно настаивал на строительстве тральщиков, понимая серьёзность минной опасности. Его усилия позволили на всех наших морях своевременно приступить к тралению.

На завершающем этапе войны Л.М. Галлер неоднократно обсуждал с Наркомом будущее отечественного флота. Он в это труднейшее время пытался найти новый ответ на старый вопрос, – «какой флот нужен стране»? Уже тогда он понял необходимость для СССР океанского флота. Галлер остался верен себе – он видел в перспективе сбалансированный флот, в составе которого обязательно должны быть авианосцы. В течение 1944г. Галлер постоянно возвращался к этой проблеме и к концу года был готов документ, легший в основу предложений для первой послевоенной кораблестроительной программы.

1945г. Победа! А работа Л.М. Галлера значительных изменений не претерпела. Совместные планы с Наркомом о строительстве нового мощного флота. Не все идет, как намечено. Есть противники строительства авианосцев. Парадоксально, но судостроители пробивали программу, которая не устраивала двух ведущих руководителей ВМФ.

Следовали раздел флотов, упразднение Наркомата ВМФ, сложности в отношениях с военно-политическим руководством страны. Всё это совершенно не соответствовало взглядам Галлера. Короткое время 1947-48гг. был начальником Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. Крылова, где пригодился огромный опыт работы в этой области.

Галлер ожидал и других ударов по ВМФ, не зная, что один из них придется по нему и его товарищам - адмиралам. Этот удар справедливо получил название «суд без чести».

Завершая разговор о Льве Михайловиче Галлере, следует помнить, что талантом и самоотверженным трудом этого человека к 1941г. был создан ВМФ СССР, с честью выполнивший свой долг перед Родиной. Многое он успел и после войны сделать для ВМФ. Заслуги его отмечены 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

Парадокс нашей памяти состоит в том, что имена некоторых людей, судивших Л.М. Галлера судом без чести, уже давно присвоены боевым кораблям ВМФ. Настала пора, празднуя 100-летие Н.Г. Кузнецова, вспомнить его соратника и единомышленника всю жизнь отдавшего нашему флоту, решить вопрос о присвоении его имени одному из крупных кораблей.

(Haller Albrecht, 1708-1777) - швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт, иностранный член многих академий Европы, в т. ч. Петербургской (с 1776 г.). Изучал медицину в Тюбингенском и Лейденском ун-тах. В 1727 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1727-1728 гг. совершенствовался в Париже и Кембридже. В 1729 - 1736 гг.- муниципальный врач и хранитель городской библиотеки в Берне. В 1736-1753 гг. преподавал анатомию, физиологию, ботанику и медицину в Геттингенском ун-те, организовал там Королевское научное об-во (1751), основал анатомический театр и ботанический сад. С 1753 г. до конца жизни жил в Берне, где занимался научной и литературной деятельностью.

А. Галлер был одним из первых ученых, применивших метод физиол, эксперимента. Им установлены свойства мышечных волокон - упругость, способность реагировать сокращением на раздражение соответствующего нерва и на непосредственное раздражение мышцы. В связи с этим он утверждал, что характерным свойством любого раздражителя является способность «заставлять организм переходить от покоя к движению», отмечал зависимость реакции от силы раздражителя. А. Галлер один из первых дал описание функций целостного организма, обратил внимание на взаимозависимость строения и функций отдельных систем и органов; дополнил учение У. Гарвея, уточнив связь различных органов системы кровообращения; установил, что пульс артерий и капилляров соответствует сокращениям сердца; описал механизм внешнего дыхания, роль желчи в эмульгировании жиров; впервые высказал мысль об автоматизме сердца; описал ряд ранее неизвестных анатомических образований (areus lumbocostalis med. et lat., rete testis и др.). Составленные им анатомические таблицы («Icones anatomicae», 1743-1756) долгое время являлись лучшим пособием по изучению анатомии. А. Галлер установил, что в двигательных актах организма необходимо различать «периферию» и «центр». Он изучил развитие зародыша цыпленка; правильно отметив несовершенство теории эпигенеза (см.), не сумел, однако, оценить ее прогрессивной направленности, пытался обосновать теорию преформизма (см.). Им разработана классификация растений, основанная на их внешнем виде и строении плодов.

Не утратили значения, хотя и незавершенные, библиографические работы А. Галлера, из к-рых были изданы «Bibliotheca medica», «Bibliotheca botanica», «Bibliotheca medica par botanica», «Bibliotheca anatomica», «Bibliotheca chirurgica» (по 2 тома каждой) и «Bibliotheca medicinae practicae» в 4 томах. B них дано описание всех крупных трудов в области медицины и ботаники с биографическими справками об авторах.

Литературные произведения А.Галлера посвящены теоретико-познавательным вопросам, в решении к-рых он стоял на позициях агностицизма.

Общественно-политические взгляды А. Галлера, особенно в последние годы жизни, отличались крайним консерватизмом. В частности, он резко выступал против идей франц. просветителей.

Сочинения: Icones anatomicae, fasc. 1-8, Got-tingoe, 1 743 -1756; Primae lineae physiologiae, Gottingoe, 1747, 1751; Opuscula sua anatomica de respiratione, de monstris, aliague minora recensuit amendavit, auxit, aligua inedita novasgue icones addidit, Gottingoe, 1751; Elementa physiologiae corporis humani, Lansanrte-Berne, 1757- 1766; Bibliotheca anatomica, Tiguri, 1774 - 1777.

Библиогр.: История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, т. 1, с. 156, М., 1954; Me й e p-Ш т e й н e г Т. и ЗудгофК. История медицины, пер. с нем., с. 362, М., 1925; M e р к у л о в В. Л. Альрехт Галлер как исследователь и создатель первой физиологической школы в 18-ом столетии, в кн.: Из истории биол., под ред. С. Р. Микулинского, в. 4, с. 160, Mv Г973, библиогр.

Вера в лучшее - это величайший дар, позволяющий человеку менять судьбы людей в лучшую сторону.

Автор поднимает важную и волнующую проблему о том, как важно верить в хорошее, и вселять эту веру в окружающих. Зинаида Ильинична является безусловным примером для подражания. Она обычный человек: мама, бабушка, учитель, соседка. Но очень нужный каждому из нас: «…соседи любили за доброту и уме¬ние со¬ве¬том или нуж¬ным сло¬вом под¬бод¬рить че¬ло¬ве¬ка». Бывают в жизни каждого человека такие моменты, когда нужно что бы кто-то помог тебе добрым советом, просто поверил в тебя. Именно так было в случае с Иваном: «Ре¬зуль¬тат пре¬взошёл все ожи¬да¬ния». Поверив в Ванечку, Зинаида Ильинична подарила и ему эту веру. И даже во время войны, ее оптимизма хватала на всех окружающих.

Г. Галлер пишет с восхищением, теплотой и любовью о своей бабушке. Воспоминания о ней пропитаны истинным восхищением силы этой женщины: «Рядом с ней даже бомбёжка была не так страш-на». А так же уважением к ее подвигу, рискуя своей жизнью, она была на посту, от начала и до конца. Даже спустя многие годы воспоминания о ней живы, и в минуты уныния заставляют улыбнуться.

Я согласна с мнением автора. Очень важно иметь такого рядом человека, который в трудную минуту подарит лучик надежды, и конечно важно быть самому таким человеком. Свое мнение я готова подтвердить примерами из художественной литературы.

Во-первых, философская повесть Вольтера «Кандид и оптимизм».

Главный герой произведения проходит через многие испытания на пути к своей возлюбленной. Но согласно наставлениям своего учителя, не теряет оптимизм не смотря ни на что.

Во-вторых, произведение М. Горького «Детство». Бабушка главного героя Акулина Ивановна так же является всеобщим источником хорошего настроения. Она всегда готова прийти на помощь и помочь добрым советом.

Прочитанный текст заставил меня задуматься о многом. В первую очередь конечно о важности в жизни каждого человека веры в добро, и в лучшее. Ведь делать добрые дела не так сложно как может показаться, но как же приятно видеть счастливых и улыбающихся людей, и знать что это твоя заслуга.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...