Где появлялся дух главного героя шинель. «Башмачкин

В этой статье будет рассказано о создании повести и об одном из великих писателей, прозаиков и критиков XIX века.

«Шинель» краткое содержание и краткий пересказ.

О повести «Шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, а опубликована 1842 году. Это рассказ о простом канцелярском советнике и просто «маленьком человеке».

В литературе это произведение считается «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Оно наполнено глубоким смыслом, а главный герой вызывает искреннее сочувствие. Сюжет развивается в Петербурге.

Повесть не разделена по главам и на прочтение уходит около часа.

Это повесть о «маленьком человеке», нуждающемся в понимании со стороны окружающих. Рассказ о бесчеловечии, безразличии и жестокости людей. Отчасти повесть о каждом человеке общества того времени, и о каждом человеке в наше время.

История создания повести «Шинель»

Эта повесть – некогда услышанный Николаем Васильевичем анекдот про чиновника, потерявшим своё ружье, на которое копил долгое время.

Эта повесть последняя из цикла «Петербургские повести».

В 1842 году «Шинель» была закончена, а фамилия героя была изменена на Башмачкина.

Жанр произведения — история с привидениями, драма.

Кто написал «Шинель»

Эту повесть написал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — великий русский классик, драматург, критик и публицист, автор поэмы «Мертвые души» и сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», вошедших в школьную программу.

Своё детство Н.В. Гоголь провёл в Сорочинцах (Полтавская губерния). Родился в небогатой семье дворян Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Всего было 12 детей, однако многие умерли в раннем возрасте, а Николай Васильевич был первым выжившим ребенком и третьим по счету.

Как можно отметить по его первым произведениям, годы его детства и местность, где он жил, наложили свой отпечаток на его первые произведения. « », «Ночь перед Рождеством», «Майская Ночь», «Вечер накануне Ивана Купала» и другие произведения, вошедшие в сборники, несут в себе характер и множественные пейзажи Украины того времени. Также можно отметить гоголевский язык и его манеру написания.

После переезда в Петербург Гоголь становится чиновником, но со временем он понимает, что такая работа не для него и отдается творчеству. Заводятся новые знакомства в литературных кругах, что помогает Гоголю развиваться.

В Питере в 1842 году и появится на свет повесть «Шинель», вошедшая в третий том собрания сочинений.

Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести

Главным персонажем рассказа является Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник и титулярный советник, который с первых строк описания вызывает сочувствие, печаль, а порой и даже небольшое отвращение.

Описание: скромный, не имеющий целей в жизни, кроме одной — накопить на новую шинель.

Нельзя сказать, что он был недоволен своей работой, наоборот, он находил удовольствие в переписывании бумаг и находил это занятие приятным, особенным, погружаясь в свой особенный уединенный мир. Даже приходя домой, Башмачкин садился за переписывание бумаг.

Скудно зарабатывает, всего 400 рублей в год. Этого еле хватает даже на пропитание. Маленький, лысоватый человек с «геморроидальным цветом лица», беззащитный и одинокий. Терпящий издевательства и полное безразличие со стороны более молодых чиновников.

Другие персонажи «Шинели»

Кратко о других персонажах. Помимо Башмачкина, в повести есть ещё два персонажа — Григорий или кратко Петрович, и «значительное лицо» или «генерал».

В прошлом Петрович крепостной крестьянин, а ныне портной, злоупотребляющий алкоголем.

Именно к нему придет Акакий Акакиевич за помощью. Жена бьёт его за пьянство, но только в таком состоянии он уступчив.

«Значительное лицо» или «генерал». Второстепенное лицо, но играющее не последнюю роль в этой повести. С богатырской внешностью, в возрасте, солидный и строгий.

Краткий пересказ повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Зачастую, в школах с учеников требуют ведение читательского дневника, где рекомендуется в основном записывать краткое содержание произведения или характеристики героев. Далее будет приведен краткий пересказ произведения.

Сидя за переписыванием бумаг, более молодые чиновники постоянно мешали и подбрасывали бумажки к нему на стол и всячески издевались. Но однажды один из молодых чиновников, в очередной раз решивший посмеяться над Башмачкиным, остановился, услышав его слова «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», которые долетели до его сердца.

Человек живет в своей должности, и даже приходя домой, после скудного ужина, он садился писать и переписывать документы. Описывается петербургский вечер, отображающий всю серость и слякоть и то, что видит Акакий Акакиевич. Эта зарисовка показывает и саму жизнь Башмачкина — такую же серую и тусклую без развлечений и целей.

Он зарабатывает всего четыре сотни рублей в год, чего ему едва хватает. На улице холодно, и герой старается как можно быстрее добежать до работы в прохудившейся «тощенькой шинелишке». Он обращается к Григорию, а в сокращении к Петровичу за помощью. Как было уже написано Петрович в прошлом крепостной крестьянин, а ныне портной. Описание дома Григория вызывает некое отвращение.

Придя к нему домой и поднявшись наверх, Акакий Акакиевич в ходе разговора понимает, что Петрович трезв, и договориться с ним не получиться.

Григорий не поддался уговорам Башмачкина починить его старую шинель и обязался сшить новую, не понимая сколько значила для Башмачкина эта шинель. Ведь она дорога не только как память, но и по цене.

В итоге попытка снизить цену или уговорить починить старую шинель не увенчалась успехом.

Одержимый мыслями о шинели он заходит к Петровичу поговорить о ней. И вот шинель сшита. Акакий Акакиевич идет в департамент в новой шинели. Башмачкин слышит много похвалы в свою сторону, ведь шинель не остается незамеченной сослуживцами.

Они требовали задать по такому случаю вечер и устроить празднество, но Башмачкина спасает другой чиновник, у которого были именины, он и позвал всех на ужин.

После работы Башмачкин возвращается домой. Пообедав, его путь ложится к чиновнику имениннику. Но Акакий Акакиевич надолго там не задерживается - увидев, что час поздний, возвращается домой.

Недолго Башмачкин носил свою шинель. Идя этим же вечером домой по темной улице, он наталкивается на двух людей с усами, которые благополучно отнимают у Башмачкина его шинель.

Расстроенный, он идет на следующий день на работу. Не найдя помощи у пристава, по настоянию коллег он обращается к «значительному лицу» или «генералу». Но и там не находит помощи.

Спустя несколько дней Акакий Акакиевич умирает в припадке горячки. Призрак Башмачкина обитал возле Калинкина моста, там, где с него сняли шинель, и сдирал со всех проходящих мимо их шинели.

«Значительное лицо» узнает о смерти Башмачкина и искренне этому удивляется. И однажды, проходя поздно вечером по этому мосту, генерал почувствовал, что кто-то ухватился за воротник.

Повернувшись, он узнает Акакия Акакиевича. Тот в свою очередь снял шинель с генерала, и с тех пор дух Башмачкина никто не видел.

Н. В. Гоголь родился 1 апреля 1809 года в Сорочинцах Полтавской области и происходил из старинного дворянского рода. Этот настоящий русский классик известен всему миру своими ни с чем не сравнимыми литературными шедеврами. Повесть Гоголя «Шинель» - один из них. Впервые это произведение было напечатано в 1842 году в третьем томе Полного собрания сочинений Николая Гоголя.

Гоголь, «Шинель». Тема

У А. С. Пушкина в «Станционном смотрителе» впервые была раскрыта тема «маленького человека» с подлинной правдивостью и человечностью. За ним были написаны произведения «Записки сумасшедшего» и «Шинель» Гоголя. Краткое содержание сюжета не всегда может дать полный объем представлений о жизни чиновника низшего ранга, забитого и униженного государственным строем. Ведь на то время это было весьма распространенным явлением.

Повесть Гоголя «Шинель» в образе Акакия Акакиевича представила ту последнюю грань обмеления создания Божьего до такой степени, что вещь, причем самая ничтожная, для человека становится источником непередаваемой радости и горького уничтожения. Этот образ Гоголь сначала описывал больше в комическом или даже сатирическом виде, но потом стала прослеживаться жалость к своему несчастному герою.

«Шинель», Гоголь. Герои

Рассуждая о героях и действующих лицах этого произведения, очень хочется отметить тот факт, что все они описаны очень точно, подробно и колоритно, причем каждый по-своему, начиная с самого главного героя, а потом хозяйки вартиры, портного Петровича и его жены и заканчивая главным начальником - «значительным лицом». И, что самое интересное, никто не вызывает неприязнь, а наоборот, к ним чувствуется симпатия, принятие и понимание. В этом тоже есть главное достоинство повести «Шинель» Гоголя, краткое содержание которой можно будет прочитать ниже.

Сюжет

В департаменте Петербурга числился на службе титулярный советник. Был он очень бедный, совсем не красавец, низенького роста, подслеповатый, несколько рыжеватый, лысоватый и с морщинистым лицом. Его звали Акакий Акакиевич Башмачкин. Так назвала его мать после долгих раздумий в честь его отца.

Должность Акакия была совсем незначительной, и поэтому молодые чиновники очень часто подтрунивали над ним и разыгрывали. В общем, обычно такое происходит с теми, кто не может «кусаться».

Этот герой очень ревностно и, можно сказать, с любовью выполнял свою работу. Он вручную очень красиво и аккуратно переписывал бумаги. За это ему платили жалование в размере 400 рублей в год.

Петрович

Дальше Н. В. Гоголь «Шинель» наполняет тем роковым стечением обстоятельств, которое имеет свойство нарушать обычную и соразмеренную жизнь человека. Акакий Акакиевич обнаруживает, что его шинель совсем прохудилась и на плечах, и на спине, она уже буквально сквозила от дырок и совершенно пришла в негодность.

Тогда он отнес ее к портному - бывшему крепостному мужику Петровичу, жившему по соседству, который, несмотря на свой кривой глаз и рябое лицо, очень хорошо умел чинить вещи. Правда, после того как получил отпускную, стал сильно попивать, за что его очень бранила жена, которая тоже не была красавицей.

Однако Петрович, внимательно осмотрев старую шинель, заявил, что она уже не подлежит ремонту, и надо покупать новую. Титулярному советнику не удалось уговорить его взяться за почин своей одежки.

Мечта

Нужно сказать, что Акакий Акакиевич изъяснялся в основном какими-то предлогами и частицами, которые особо не имели значения. Сильно расстроенный он вышел на дорогу и от этого побрел совсем не в ту сторону. Он понимал, что без новой шинели ему не обойтись, и тогда он стал на всем судорожно экономить и копить деньги.

По вечерам он не пил чай, не зажигал свечи, редко сдавал белье прачке, ходил на цыпочках, чтобы совсем не стерлись ботинки, а чтобы не изнашивать одежду, носил демикотоновый халат. Привыкнуть ему к ограничениям было не так-то и легко, но со временем дело пошло на лад. По вечерам он голодал, но зато у него была духовная пища, из его головы никогда не выходила мысль о новой шинели. Само ее существование сделало его жизнь полнее, Акакий как будто бы даже женился на ней и словно чувствовал, что рядом с ним появился другой человек, который стал скрашивать его одиночество. Он стал решительнее, у него появился блеск в глазах. Но ни на минуту он не переставал мечтать о новой шинели и часто заходил к Петровичу поговорить о сукне, о том, где его купить и по какой цене. После него Акакий всегда возвращался домой довольный и с хорошим настроением.

Премия

На этом событии строится новый виток сюжета повести «Шинель» Гоголя. Краткое содержание дальше продолжим рассказом о неожиданном и счастливом для героя событии - директор назначает ему премию в 60 рублей. В департаменте как будто догадались, что у Акакия есть еще скопленных 20 рублей. И теперь он может заняться пошивом долгожданной шинели. Они отправились с Петровичем в лавки и купили самое лучшее сукно и подкладку. На воротник вместо куницы купили кошку.

Когда была готова шинель, это был самый торжественный день в жизни Акакия. Петрович принес ее поутру, как раз перед выходом на работу в департамент. Шинель была совершенна и в пору. Акакий был доволен. Когда он пришел в департамент, все вдруг узнали о его новой шинели и стали его сначала приветствовать, а потом даже поздравлять. А один чиновник так вообще пригласил всех к себе в гости, чтобы обмыть новую одежду Акакия, ну и, по совпадению, отметить свои именины.

Новая шинель

Счастливый Акакий Акакиевич шел в гости по оживленным городским улицам, любовался собой и богатыми людьми, которые гуляли по городу.

Для Акакия это была самая большая вечеринка, хоть он поначалу и отказывался туда идти. Время пролетело очень быстро и весело, он хорошо поел, выпил вина и шампанского и к полуночи отправился домой. Он шел назад уже по безлюдным улицам. Ему было неспокойно на душе, он как будто бы заранее предчувствовал беду.

И вдруг к нему подошли люди с усами. Один из них припугнул его кулаком. Воры стянули с бедного чиновника его новую шинель и побежали прочь. Без чувств он упал в снег. Через некоторое время он очнулся и побрел домой, сжавшись от морозного ветра и горя.

На другой день он явился на работу в старом капоте, бледный и практически обессиленный. Коллегам стало его очень жалко, они даже хотели насобирать ему эту сумму, но, поистратившись на другие вещи, они собрали самую малость.

Тогда они посоветовали ему отправиться к «значительному лицу», чтобы тот помог ему с поисками украденной шинели и поторопил городских приставов с расследованием кражи. Однако при аудиенции это «значительное лицо» по нелепости, создавая свою важность, накричало на него, да так, что тот, еле помня себя, вышел из кабинета.

То ли стресс, то ли холод так сильно повлияли на Акакия Акакиевича, что тот в скором времени сильно заболел, а потом в горячке так и помер.

Узнав о произошедшем, «значительное лицо» очень встревожилось, и совесть стала совсем заедать его. Он стал часто думать о бедном титулярном советнике.

Эпилог

И вот повесть «Шинель» Гоголя, краткое содержание главных событий которой было описано выше, заканчивается тем, что с момента смерти главного героя по Питеру пошли слухи о появившемся возле Калинкина моста призраке умершего чиновника, который якобы набрасывается на прохожих и стаскивает с них пальто, шинели и шубы. И угомонить мертвеца не представляется никакой возможности.

И вот как-то раз мимо моста проезжало это самое «значительное лицо», на которое напал мертвец и сорвал с него шинель. Более привидение никогда в этих местах не появлялось.

Великий мистик Н. В. Гоголь «Шинель» писал, иногда даже не разделяя грань между мистикой и реальной жизнью. Благодаря этому, его эпилог получил моралистическое значение. После смерти своего героя он дарит ему еще несколько веселых и шумных дней как бы в награду за непримечательную и скучную жизнь. Это выглядит как специальный ход автора для того, чтобы показать, как пробудилась совесть «значительного лица», и как оно после встречи с мертвецом встало на путь покаяния и человеколюбия.

Сочинение

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего». Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя «Шинель», из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

«Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня…» Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ «маленького человека» в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления «Шинели» стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в «маленьком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.

Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. «Маленький» этот человек еще и потому, что его духовный мир, его желания и мечты также до крайности мелкие и убогие. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих бытовых интересов.

Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. «Значительное лицо» так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на «уникальность» созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел героя. В этом обобщении образа «маленького человека» – гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде люди жестоки и равнодушны друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость общества к «маленькому человеку» и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как кажется на первый взгляд, людей.

«Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.» Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так «затаптывается» человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.

Гоголь призвал общество взглянуть на «маленького человека» с пониманием и жалостью. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» – напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачки-ным, остановился, пораженный его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». И молодой человек содрогнулся, увидев, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…».

Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Oy успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.

Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи ее «значительным лицом» заключается в том что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановника, Башмачкин становится в свода глазах и в глазах миллионов таких же, Kiaf он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить НЕ бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть «маленького человека» чиновничьему Петербургу.

Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же, как и в других видах искусства, жизни «маленького человека» открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкук им истину, что жизнь и «извивы» душ «обыкновенных людей» ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира. Демократизация в изображении действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.

В своей повести Гоголь сконцентрировал основное внимание на судьбе личности «маленького человека», однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от своего социального и материального положения, а лишь с учетом личных качеств и достоинств.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»

«Все мы вышли из гололевской "Шинели"» - что значит эта фраза и кто ее произнес? Эти слова часто приписывают Достоевскому, тогда как произнес их французский писатель и дипломат Эжен Мельхиор де Вогюэ. Характеристика Акакию Акакиевичу Башмачкину автором дана была на первый взгляд однозначная: маленький человек, способный мечтать лишь о новой шинели. Но почему герой Гоголя стал одним из самых значимый и важных персонажей в русской литературе?

Повесть «Шинель» была написана на основе «канцелярского анекдота». Некий чиновник долго копил на ружье, потеря которого стала для него настоящей трагедией. «Шинель» - повесть о жалком, забитом чиновнике. В ней есть типичный гоголевский юмор, но вместе с тем это глубокое произведение, пронизанное гуманизмом.

Башмачкина дана в первом абзаце повести. Это был ничем не примечательный человек, титулярный советник. Здесь стоит сказать несколько слов о чине Башмачкина.

В дореволюционной России существовала классификация званий. Каждому чину соответствовало определенное значение и статус. Титулярный советник имел немного возможностей продвинуться по карьерной лестнице. Жалование ему причиталось небольшое. Так, Башмачкин получал в год 400 рублей, чего едва хватало на скудное питание и проживание в скромной петербургской квартире. Можно сказать, что Башмачкин нищенствовал, как и сотни подобных ему мелких чиновников.

Важнее титулярного советника был коллежский. Беда в том, что этот чин был для Акакия Акакиевича недосягаем. Коллежским советником мог стать человек с дворянским происхождением. Гоголевский герой, по всей видимости, был разночинцем.

Характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина: скромный, ничем не примечательный чиновник, не имеющий выдающихся способностей, честолюбия и каких-либо устремлений в жизни. Таких, как он, называли «вечными титулярными советниками». Башмачкин был обречен занимать незначительную должность в департаменте. Но это его отнюдь не огорчало.

Любимое дело Башмачкина

Акакий Акакиевич с утра до вечера выполнял несложную работу: переписывал бумаги. Он это занятие очень любил, о другом и не мечтал. Башмачкин брал работу на дом. В спешке ужинал, и снова садился за переписывание бумаг. Однажды один сердобольный начальник доверил ему более значимое задание. Нужно было не только переписать документ, а еще поменять название и несколько глаголов. Но Башмачкин не справился. Весь вспотел, перенервничал, затем произнес: «Нет уж, дайте мне что-нибудь переписать».

Характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина дополнит описание внешности. Он был небольшого роста, лысоват, с геморроидальным цветом лица. Этот человек очень давно работал в департаменте. Так давно, что молодым чиновникам казалось, что он таким и появился на свет - с лысиной и в вицмундире.

"Зачем вы обижаете меня?"

Эта фраза стала ключевой в образе Акакия Акакиевича Башмачкина. Характеристику маленького человека первым дал Пушкин в повести «Станционный смотритель». Что это за тип литературного персонажа? Это образ социально незащищенного человека, несчастного, одинокого, жалкого.

В департаменте Башмачкина не уважает даже сторож. Начальники небрежно бросают на стол ему бумаги, даже не удосуживаясь произнести: «Перепишите, пожалуйста». Над гоголевским титулярным советником потешаются молодые чиновники. Правда, один из них однажды, услышав от Башмачкина фразу: «Зачем вы обижаете меня?», был глубоко поражен. В этих словах он услышал «Я брат твой». Молодой чиновник впредь не позволял себе грубых шуток в адрес Башмачкина. А образ маленького несчастного человека он еще долго не мог забыть.

В повести Гоголя есть два образа Башмачкина: внешний и внутренний. Первый - замкнутый, нелюдимый чиновник, старательно переписывающих бумаги. Внутренний человек в образе Акакия Акакиевича Башмачкина совсем другой. Он жизнерадостный, открытый. Достаточно вспомнить состояние чиновника после приобретения шинели.

Цель Башмачкина

Отдельного внимания заслуживает предмет одежды, название которого вынесено в заглавие повести. Шинель здесь не просто вещь, которая, если она сшита хорошо и добротно, спасает от суровых петербургских морозов. Это образ, символизирующий социальное положение чиновника. У Башмачкина была худая шинель, которая вовсе не спасала от непогоды. Потом он, наконец, решился заказать новую. Для человека, который получает в год жалованья в размере четырехсот рублей, это совсем непросто.

Описание Башмачкина Акакия Акакиевича, представленное выше, дополнит манера изъясняться. Чиновник был крайне косноязычен. Имел обыкновение выражать свои мысли предлогами и наречиями. Часто совсем не заканчивал фразу, произносил нечто вроде: «это совершенно того… право».

Нечто подобное он изверг в доме Петровича, портного, который уже не раз штопал ему старую шинель. Тот отказал в очередной раз ставить заплаты и посоветовал сшить новую. Так у Башмачкина появилась цель.

Он начал копить на новую шинель. Акакий Акакиевич перестал пить чай по вечерам, не зажигал свечей, ступал осторожнее, дабы не испортить подметки на сапогах, прачке отдавал свое белье все реже. Дома ходил в халате, чтоб не сносить костюма и застраховать себя от возможных трат.

Он так долго мечтал о новой шинели, что всей душою полюбил ее. Еще до того, как накопил на сукно и работу портного. Каждый день он отправлялся к Петровичу, дабы обсудить обновку. Шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина стала не просто вещью, а любимой подругой, почти живым существом.

Счастливый чиновник

Итак, Башмачкин несколько месяцев голодает: копит на новую шинель. Наконец, она готова. Петрович приносит поутру Акакию Акакиевича обновку. Чиновник в совершенно праздничном настроении отправляется в департамент. Удивительным образом там все узнают о новой шинели Акакия Акакиевичя, о том, что старой, которую, к слову сказать, называли капотом, уже не существует. Башмачкина поздравляют, к нему проявляют внимание, чего за многие годы работы в департаменте никогда не было. Более того, начальник приглашает Акакия Акакиевич на именины.

Трагедия Башмачкина

Но счастье маленького чиновника было кратковременным. В новой шинели он отправляется на именины к столоначальнику. Здесь его снова поздравляют с обновкой, уговаривают выпить. После двух бокалов шампанского жизнь Акакию Акакиевичу представляется в радужных красках. Однако он помнит, что уже поздний час, пора домой. Башмачкин незаметно покидает дом столоначальника. По пути домой встречает грабителей, которые снимает с него шинель.

Смерть чиновника

На следующий день Башмачкин отправился в департамент во всем известном капоте. Многие его жалели, советовали обратиться к одному значительному лицу: быть может, он поможет разыскать грабителей, которые похитили новую шинель. Акакий Акакиевич так и поступил. Но значительное лицо было лицом весьма грозным, по крайней мере хотело казаться таковым. Начальник не стал слушать Башмачкина, напротив, накинулся на него так, что тот едва духа не лишился прямо в его кабинете.

Призрак

Когда чиновника не стало, никто этого не заметил. О его смерти в департаменте узнали лишь спустя четыре дня после похорон. Башмачкины встречались, конечно же, не только среди чиновников XIX века. Подобные люди, загнанные, несчастные, незащищенные, есть и сегодня.

Гоголь завершил историю фантастическим финалом. Его герой, в награду за неприметную жизнь, после своей смерти еще прожил несколько дней. Вскоре по Петербургу пошли слухи о призраке. Это был мертвец-чиновник, который искал пропавшую шинель. Он наводил страх на горожан, а исчез лишь после того, как встретил того самого генерала, наведшего на него страх незадолго до смерти. Призрак снял со значительного лица шинель, после чего исчез навсегда. Начальник, человек, по сути, не злой, еще долго не мог простить себе смерти Башмачкина.

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники - «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

В повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Г оголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и Г.П. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и - жизнь после смерти.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название - повесть - оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» - это не просто обличительносатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека - жертвы общественной системы - доведена до логического конца.

Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX века, фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея

«Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» - писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести - Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая - духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая - произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

Основные герои

Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства - если он не родился дворянином) - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное - 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий -- смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.

Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть - это подготовлено всей повестью, тут - вся ее суть, все ее целое.

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.

Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его приведение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого... анекдота», - так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков.

Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия - походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть"шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.

Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом - сюжет у него всегда бедный, скорее - нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить немного, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», - писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Г оголя».

Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», - отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься во все тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз - аллегория гоголевского Петербурга.

Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования - все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».

Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Великий русский критик В.Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.В. Гоголь. По словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя».
Герцен навал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского): «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в Московском «Современнике». На новой сценической площадке театра, получившей название «Другая сцена», предназначенной в первую очередь для постановки экспериментальных спектаклей, режиссером Валерием Фокиным была поставлена «Шинель».

«Поставить гоголевскую «Шинель» - это моя давняя мечта. Я вообще считаю, что есть три главных произведения у Николая Васильевича Г оголя - это «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», - сказал Фокин. Первые два я уже поставил и мечтал о «Шинели», но никак не мог начать репетировать, поскольку не видел исполнителя главной роли... Мне казалось всегда, что Башмачкин - это необычное существо, не женского и не мужского рода, и кто-то здесь должен был такое играть необычный, и действительно актер или актриса», - рассказывает режиссер. Выбор Фокина пал на Марину Неелову. «В репетиции и в том, что происходило в процессе работы над спектаклем, я понял, что Неелова - это единственная актриса, которая вот смогла сделать то, что я задумаю», - говорит режиссер. Премьера спектакля состоялась 5 октября 2004 года. Сценография повести, исполнительское мастерство актрисы М. Нееловой были оценены зрителями и прессой очень высоко.

«И вот снова Гоголь. Снова «Современник». Когда-то давным-давно Марина Неелова сказала, что иногда представляет себя белым листом бумаги, на котором каждый режиссер волен изобразить все, что пожелает - хоть иероглиф, хоть рисунок, хоть долгую заковыристую фразу. Может, кто и кляксу сгоряча посадит. Зрителю, который заглянет на «Шинель», возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неелова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое, вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу».


«В этом ряду открывшая новую сцену фокинская «Шинель» выглядит просто академической репертуарной строкой. Но только на первый взгляд. Отправляясь на спектакль, вы можете смело забыть о своих прежних представлениях. Для Валерия Фокина «Шинель» - это вовсе не то, откуда вышла вся гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку. Его «Шинель» принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий Акакиевич Башмачкин - это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик, не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина, а какое-то странное существо среднего рода. Для создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане. Такого универсального актера, вернее, актрису режиссер нашел в Марине Нееловой. Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть какие-нибудь знакомые черты блестящей примы «Современника». Напрасно. Марины Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего героя. Сомнамбулические, осторожные и вместе с тем неловкие стариковские движения и тонкий, жалобный, дребезжащий голосок. Поскольку текста в спектакле почти нет (немногочисленные фразы Башмачкина, состоящие в основном из предлогов, наречий и других частиц, которые решительно не имеют никакого значения, служат скорее речевой или даже звуковой характеристикой персонажа), роль Марины Нееловой практически превращается в пантомиму. Но пантомиму поистине завораживающую. Ее Башмачкин уютно устроился в своей старой гигантской шинели, как в домике: копошится там с карманным фонариком, справляет нужду, устраивается на ночлег».

Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...