Годовые диктанты по русскому языку (7 класс). Диктанты по русскому языку на тему осень (7 класс)

Сборник диктантов по русскому языку для 7-8 классов

Лесная жизнь .

Тихо в зимнем лесу. Ледяным сном скованы могучие ели. Под тяжелыми шапками снега низко склонились ветви. Снег падает с них совершенно беззвучно,а ветка помашет ему вслед и снова замрет. В лесу настолько тихо, что слышен звон в ушах после быстрого перехода на лыжах. Ничто не мешает сидеть на поваленном дереве и думать в этой звенящей тишине. Зимний притихший лес-это рабочий кабинет натуралиста. Хотя и тихо в зимнем лесу,но внем много жизни.


Ночные обитатели только в сумерках начинают свою жизнь. Она интересна, но невидима для нас под покровам темноты.Но следы зверей на снегу записываются в Снежной книге леса.

Словарная работа: Скованы, беззвучно, вслед, поваленном, притихший.

Любовь к природе.

Любовь к природе не может быть только созерцательной. Она связана с бережным отношением к ней,с личной ответственностью каждого за ее сохранность с созиданием.Любовь к природе – это любовь к родине,к своему народу.


Это наше мировоззрение,наша мораль,весь образ нашей жизни.

Беречь и приумножать богатства нашей родной земли-долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит,будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники,плескаться рыба в чистой воде рек и озер,будет ли над нами синева неба.

Словарная работа: созерцательной, ответственностью, сохранность, приумножать, отдельности, плескаться

Книги Пушкина .

Книги Пушкин любил с детства. Еще будучи мальчиком,он забирался в кабинет отца и проводил там бессонные ночи за чтением книг.

У Пушкина была необыкновенная память.Своими знаниями литературы и языка он всегда удивлял товарищей по учебе.Больщую любовь к книгам поэт сохранил на всю жизнь и относился к ним бережно. Отправляясь в путешествие, Александр Сергеевич часто брал с собой книги и очень сердился,если после возвращения находил среди них испорченные экземпляры.Перед смертью тяжело раненный поэт лежал на диване в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. После него собрались его близкие друзья поэты и писатели.

Словарная работа: бессонные, необыкновенная, отправляясь, экземпляры, окруженный

Юные натуралисты.

Многих ребят интересует, чем занимаются юные натуралисты. Они защищают и берегут родную природу.

Юннаты украшают цветами города и поселки. На склонах оврагов,на пустырях сажают леса,ухаживают за ними. На своих пришкольных участках юннаты выращивают пщеницу, овес и ячмень,свеклу и кукурузу,овощи и фрукты. Они получают урожаи,которые отмечаются почетными медалями на выставках.

Ребята помогают взрослым животноводам выращивать жеребят и телят,овец и кроликов. Они ухаживают за ними так же старательно,как и их старшие товарищи. А кто каждую весну в садах, парках и лесах развешивают скворечники? Все это делают юные натуралисты.

Словарная работа: Защищают, на склонах, пустырях, выращивают, животноводам, скворечники.

Притча

Когда-то в старину на берегу Сырдарьи жил один бай. Однажды случилось наводнение и все добро бая вместе со скотом унесло течением. Сам бай умел плавать и чудом уцелел. Наблюдавший за ним молодой жигит посмеялся над стариком. Прошло время, случилась сильная засуха,и тот самый молодой человек тоже остался с единственной уздечкой в руках. Скот его пал,все родные умерли с голоду,а сам он бродяжничал в поисках пропитания. Наконец добрался он до жилья. Встретила его женщина,открыла ему дверь юрты, усадила на почетное место и предложила пищу.

Спустя некоторое время в юрту вошел старик. Юноша узнал бая, над которым когда-то посмеялся, и устыдился своего поступка.

Словарная работа: Сырдарьи, наблюдавший, уздечкой, бродяжничал, устыдился.

О приветствиях

Знаете ли вы, сколько на свете способов приветствия? Спортсмен поднимает руку,приветствуя болельщиков. Эстрадный певец кланяется. Это профессиональные приветствия. А есть еще обычные.Независимо от национальности, люди при встрече желают друг другу всего хорошего. Англичане спрашивают о делах,а арабы желают мира. Это самое древнее приветствие, возникло оно в кочевые времена. Чтобы показать мирные намерения,встречный издали поднимал руку, показывая,что в ней нет оружия.Но всей ладонью здороваются не везде. Жители Африки протягивают и пожимают обе руки. Зато на островах Океании пологают,что достаточно поздороваться только средним пальцем. У каждого народа свои традиции и обычаи.

Словарная работа: Болельщиков, кланяется, профессиональные, кочевые, островах, традиции.

Поэтические поверья

Иногда поэтические поверья переходят непосредственно в басни, притчи,иносказания. К их числу принадлежит поверье о том, что медведи были некогда людьми. Люди эти жили в лесу,ни с кем не знались и были негостеприимны. Однажды к ним зашел какой-то старец,и, простояв у ворот,проклял недобрых хозяев, велев им жить в берлогах. Собака, по такой же сказке,также была человеком,но ее обратили в пса за неумеренность и жадность в еде. Пчела просила себе смертоносное жало для человека. Оно ей было дано,но только с обратным условием: оно смертоносно для нее же самой.

Словарная работа: непосредственно, негостеприимны, недобрых,неумеренность, смертоносное.

В летний день

День выдался душный и жаркий. Жажда мучила не только людей,но и птиц. Вот стайка воробьев расположилась на крыше умывальника,прикрепленного к столбу возле дома. Из крана капля за каплей вытекала вода,бесмушно падая на пыльную траву. Один из воробьев, уцепившись за краник,ловил клювом падающие капли и жадно глотал.Напившись,он вспорхнул и улетел. На его место с крышки умывальника тут же слетел другой воробей.И так по очереди, потихоньку чиркая и поторапливая друг друга,утоляли жажду птицы. Неожиданно с крыши сарая к умывальнику ринулся большой ярко-рыжий воробей.Столкнув с крана воробьиху,он быстро стал глотать капли. Птицы ринулись на рыжего,который вскоре обратился в бегство

Словарная работа: воробьев, прикрепленного, уцепившись, вспорхнул, поторапливая, чиркая.

На закате

Склонилось солнце. С юга дохнул мягкий,ласковый ветерок. И ветерок, и золотые лучи угасающего солнца нежно ласкают тело. Весь день оно опьянялось густым ароматом щедрого лета, и теперь вечерний ветерок бархатным дыханием своим освежает его,бодрит и радует. А солнце садится все ниже и ниже, становится огромным и красным.С востока надвигаются сиреневые сумерки,воздух становится гуще,стихает ветерок,и великий покой ложится на землю. Солнце стало уже багровым. Лучи его ослабевают, и все более сгущаются сумерки. И вот солнце сошлось с землей,опутав ее легкой золотой паутиной своих последних лучей.

Словарная работа: угасающего, опьянялась, щедрого, гуще, опутав, паутиной

Одинокий сайгак

Одинокий сайгак,сиротливо пасущийся в безлюдной степи Саурана, внезапно скинул голову,огляделся в тревоге по сторонам. Но было спокойно вокруг: по-прежнему висел в небе жаворонок,ни ветерка над разморенной зноем землей.

Но едва опустил голову сайгак,едва склонился над кустиком молодой полыни,как дрожь пробежала по спине. Казалось,из-под земли донесся зловещий гул и разлился по бескрайней степи,как потоп. Сайгак в испуге отпрыгнул в сторону,оглянулся. Может быть,в этот миг ему представлялось,что неведомое чудовище устремилось к нему с рычанием и свистом. Земля под ногами у сайгака содрогалась. Обеспамятев от ужаса,дикое животное помчалось куда глаза глядят,срезая копытами полынь..

Словарная работа: пасущийся, разморенной, полыни, зловещий, чудовище, обеспамятев.

Весь лес был полон шепота

Среди высоких, стройных кокосовых пальм и могучих хлебных деревьев пышно разрослись банановые деревья. Молодые побеги бамбука шелестели и рассказывали волшебные сказки. А в чаще резвились,бегали насекомые, горя,словно самоцветные камни. Огромные бабочки порхали с ветки на ветку и,когда раскрывали свои крылья,сверкали всеми цветами радуги. Обезьяны с криками цеплялись за лианы,которые,словно толстые канаты,перекидывались с пальмы на пальму. Бегали проворные ящерицы,мелькнул хамелеон,который легко изменял свой цвет из синего в ярко-красный. И все это шептало,все говорило на своем языке.

Словарная работа: кокосовых, порхали, крылья,обезьяны, цеплялись, ящерицы, хамелеон.

Императорский дворец

Императорский дворец был сделан из драгоценного фарфора. В целом мире не нашлось бы более хрупкого дворца. В саду росли чудесные цветы.К самым лучшим из них были привязаны серебрянные колокольчики,которые все время звенели.Из сада можно было попасть прямо в густой лес. В его чаще таились глубочайшие озера,а доходил он до самого синего моря. Корабли проплывали над нависшими над водой кронами деревьев,и в их ветвях жил маленький соловей,который пел так чудесно,что его заслушивался даже бедный рыбак. Со всех концов света стекались в столицу императора путешественники. Все они дивились на великолепный дворец и на сад, но, услышав пение соловья,говорили: «Вот это лучше всего!».

Словарная работа: хрупкого, глубочайшие, нависшими, деревьев, путешественники.

Знайка из цветочного города

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками называли их потому,что они были очень маленькие. Каждый был ростом с огурец. В городе у них было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки,ромашки,одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов…

В одном доме на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей. Самым главным из них был Знайка. Его называли Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому,что читал разные книги.Эти книги лежали у него на столе, под столом, на кровати, под кроватью. В его комнате книги лежали везде. От чтения книг Знайка сделался очень умным.

Словарная работа: коротышки, маргаритки, одуванчики, под кроватью, сделался.

Метро

Представить себе сегодняшнюю Москву без метро все равно,что вообразить ее без Кремля. Между тем Московский метрополитен на восемь веков моложе самого города. Первая линия метро приняла пассажиров пятнадцатого мая тысяча девятьсот тридцат пятого года а первый проект строительства метро был предложен городу еще в тысяча девятьсот второмгоду,но был отклонен. Только в тысяча девятьсот тридцать первом году к планам строительства метро было решено вернуться. Сегодня в Москве метро протянуло свои линии по всему городу.Пассажиры проезжают в день сотни километров,входят и выходят на десятках станций. Так что представить себе Москву без метро никак невозможно?

Словарная работа: вообразить,метрополитен, пассажиры, строительства.

Белка

Белка-удивительно забавное животное. Она легко привыкает к человеку,любит погрызть орешки, бегать и крутить колесо. В природе она очень подвижна.

Белка- зверек запасливый. Наестся вдоволь, потом в домик таскает орехи и семена.В сутки белке нужно десять — двадцать граммов белого хлеба, двадцать граммов колотых орехов,двадцать граммов сухих фруктов и по пять граммов различных семечек. Воду белка пьет часто, поэтому неплохо поставить в клетку блюдечко и налить сырого молока. Детеныши у белки рождаются через тридцать пять – тридцать шесть до семи бельчат. Наблюдать за белкой и бельчатами одно удовольствие.

Словарная работа: погрызть, пьет, наестся вдоволь, блюдечко, детеныши.

Деревья осенью

Осенью березки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом.

Кончается чудесный сухой сентябрь, дни мои отрываются от меня как с дерева листики улетают. Ветер разлетелся, липа вздохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванулся со всей силой и тогда разом слетели вся листья и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки. Осинкам холодно. В солнечной зоне осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные деревца. Они как будто вышли погреться на опушку,как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и садятся на завалинку.

Словарная работа: скрыться, вздохнула, рванулся, разноцветные, погреться, на опушке.

Лесная столовая

Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик расположился на пеньке,подставив спинку солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудьями.Приготовили они лакомства для птиц:крупу,хлебные крошки,а специально для синицы повесили на ветки кусочки сала.Многие птицы и звери сюда спешат,и целый день в лесной столовой шум.

Словарная работа: рябчик, подставив, свиристелей, снегирь, кормушки, желудьями, лакомства.

Белые страницы

Свежий снег со следами зверей принято называть белой книгой. Издается она один раз в году,когда на первой пороше первые звери отпечатают строчки своих следов. Новый снегопад — новая страница. Новые рассказы о лесных делах пишут на ней лесные жители.Тут и мирные встречи, и любовь, и кровавые драмы.

Нет снегопада. А каждый зверь все пишет, да так много,что потом не распутаешь. И всякий норовит поперек чужой строчки написать свое. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги.

Словарная работа: строчки, пороше, норовит, поперек, страницы.

Предисловие

Сборник диктантов содержит материалы для проведения итоговых работ по русскому языку для учащихся 7-8 классов школ с казахским языком обучения.

В сборнике дано несколько контрольных диктантов,что позволяет учителю выбрать текст с учебного материала учащихся конкретного класса.

Сборник составлен в соответствии с программой по русскому языку для 7-8 классов и представляет собой комплексное пособие, которое позволит учителю в известной мере реализовать современные требования к формированию правописной грамотности и речевых умений учащихся.

Сборник может быть использован учителями в качестве дидактического материала на уроках русского языка.

Нормы оценок письменных работ по русскому языку

Критерии оценки диктанта

При оценке диктанта следует учитывать следующие параметры:

  • грамотность написания текста
  • аккуратность работы

Критерии оценки выполнения грамматических заданий

При оценке выполнения заданий к текстам следует учитывать следующие параметры:

Норма оценок, и норма количество слов.

5 класс – 50-60 слов

6 класс- 60-70 слов

7 класс- 70-90 слов

8 класс-90- 110 слов

9 класс – 110- 120 слов

10 класс – 120-130 слов

11 класс – 130-140 слов

Норма оценок за диктант

Предисловие ……………… 1-2 стр.

Диктанты.

7 класс.

Живой уголок. 3 стр.

Осенний лес 4 стр. Сказка в театре 5 стр.

В зоопарке 6 стр.

Время нежности и грусти 7 стр.

Утро 8 стр.

Лесная столовая 9 стр.

Белые страницы 10 стр.

Любовь к природе 11стр.

Книги Пушкина 12 стр.

8 класс

Зима 13 стр.

Вертолет 14 стр.

Учение-свет 15 стр.

Императорский дворец 16 стр.

Белка 17 стр.

Одинокий сайгак 18 стр.

Знайка из цветочного города 19 стр.

О приветствиях 20 стр.

Поэтические поверья 21 стр.

В летний день 22 стр.

Притча 23 стр.

Метро 24 стр.

На закате 25 стр.

Деревья осенью 26 стр.

Весь лес был полон шепота 27 стр.

Юные натуралисты 28 стр.

Лесная жизнь 29 стр

Использованная литература

1.Сборник рассказов К.Г.Паустовского. Издательство «Детская литература» 1988г.

  1. Сборник «Экологический вестник».
  1. Рассказы Тургенева И.С. «Бежин луг».
  1. Календарь.

5.Рассказы В. Розова.

Живой уголок

Во многих школах имеются живые уголки. Там обычно живут пушистый кролик, колючий еж, белая мышь. В клетке сидит маленький воробей или ласточка.

В аквариуме плавает золотистая рыбка. В стеклянном ящике среди камней прячется большая ящерица или черепаха.

Но где можно увидеть таких зверей,как лев, крокодил,слон? В каждом большом городе есть живой уголок. Это зоопарк. В зоопарке живут звери из разных стран. Белый медведь – житель полярных морей. Тигр,слон,обезьяна- жители жарких стран. В зоопарке есть волк,медведь,олень,полосатая зебра.

(По М.Ильину)

Словарная работа: В аквариуме, в стеклянном, ящерица, обезьяна, в зоопарке.

Осенний лес.

Осенний лес торжественен и печален. Он багряный и золотой.На рассвете деревья стоят по колено в тумане. День сто дня все тише птичьи голоса. Потом наступает пора листопада,самая грустная,но все же прекрасная пора. И вот лес становится прозрачным.Сосны и ели,которые еще недавно были не так заметны среди яркой зелени берез,дубов, кленов,вновь выступают на первый план во всем величии.

И вот настает безмолвный день первого снегопада. Снег осыпает мохнатые ветви,снег ложится между корней. Лес седеет, и кажется глубоким стариком,которого оставляют последние силы. Но мы знаем,что впереди новая весна. Так лес учит нас мудрой вере в постоянное обновление и возрождение жизни.

Словарная работа: багряный, вновь, безмолвный, обновление, возрождение.

Сказка в театре.

Есть такие дома в городе,где по воскресным и праздничным дням,а иногда и в будни творятся немыслимые чудеса,происходят волшебные превращения. Это в театрах показывают сказку. Сотни детей,заполняющих зал, ждут представления. У них горят уши и колотятся сердца,когда герой сказки попадает в беду. Они хором предупреждают его о грозящей ему опасности.

На сцене – необычная,яркая,праздничная обстановка,сказочные костюмы,сказочное место действия.

Сказка уже давно- в течение столетий живет в дружбе с театром.

Словарная работа: творятся, колотятся,з аполняющих зал, огрозящей опасности.

В зоопарке

Орлы завозились на своих местах,закричали гуси. Проснулись лебеди.

Как на далеком болоте, «протрубили» зарю журавли на большом пруду. Но звери еще спали в своих клетках,а олени,зубры и антилопы лежали в загонах и пережевывали жвачку. Вдруг по улице,мимо зоопарка,пронеслась пожарная машина. Заунывный сигнал сирены нарушил тишину раннего дня.

Молодая волчица в соседней клетке присела на задние лапы,подняла вверх морду и завыла. Ей откликнулся волк из другой клетки. Хором взвыли и залаяли шакалы. Закричали павлины. Шум пожарной машины давно смолк,а дикий звериный хор еще долго не стихал.

Словарная работа: пережевывали жвачку, волчица, взвыли, вверх, смолк.

Время нежности и грусти.

Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль.

Но солнце еще щедро отдает свое тепло. В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

Разнотравье превратилось в душистые скирды.Небо расчистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет,когда в нем зазвенят прощальные оклики птиц. Когда в полдень припекает солнце,замечаешь особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Полиняли краски летней поры. Невесомые паутинки поплыли над полями. Солнце выплывает теперь в глубокой тишине и посеревших от ночной прохлады.

Словарная работа: убыль, разнотравье,скирды, оклики птиц, посеревших от прохлады.

Утро

Над самой кручей широкого оврага находилась небольшая березовая роща. Молодые деревья росли очень тесно. Негустая тень ложилась от мелких листьев на мягкую и тонкую траву.

Только что вставшее утро затопляло всю рощу не ярким, а мягким светом. Везде блестели росинки,кое- где внезапно загорались и редели крупные капли.Все дышало свежестью и необыкновенной торжественностью первых мгновений утра, когда все уже так светло и так безмолвко. Только и слышались с дальнего поля рассыпчатые голоса жаворонков.

От мокрой земли пахло здоровым, крепким запахом.

Чистый легкий воздух переливался прохладными струями. От всего веяло славным летним утром.

Словарная работа: вставшее, необыкновенной торжественностью, рассыпчатые, струями.

Деревья осенью.

Осенью березки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом. Кончается чудесный сухой сентябрь, дни мои отрываются от меня, как с дерева листики, и улетают. Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванулся со всей силой, и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки. В солнечной зоне осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные деревца.

Словарная работа: скрыться, вздохнула, выдохнула, рванулся, ветвях.

Учение-свет.

Когда вы вырастите вы должны успеть и сделать больше, чем успели мы. Ставьте перед собой задачи и обязательно добивайтесь их решения. Безвольный, ленивый и изнеженный человек ничего не сможет достигнуть. Можно и даже надо увлекаться многими вещами, но нужно успешно сочетать увлечения с главным своим делом. Для вас это учение.

И в любом своем занятии надо стремиться дойти до сути,не плавать по поверхности. Ищите ее уже сейчас, когда еще вы учитесь в школе.

И еще не бойтесь трудностей и не пасуйте перед ними, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер и происходит рождение человека.

Каждому из вас, ребята, хочу пожелать: ищите большую цель в жизни.

Словарная работа: добивайтесь, безвольный, увлечения, стремиться, изнеженный.

Зима.

Осень уступает свои права зиме. Западный ветер обжигает лицо,иглами колет пальцы,насквозь пронизывает тело. Невольно дуешь на руки,потираешь лицо,топаешь на месте ногами- все для того,чтобы согреться.

Земля окаменела.Когда-то нежно журчавшие ручейки и речка застыли в ледяном безмолвии. Все вокруг окуталось снежным пухом. Зима круто вступила в свои права. С непривычки мы сильно продрогли.Поеживаясь, прячем руки в рукава. Спасаясь от пронизывающего ветра, жмемся к стенам домов. Но это продолжается недолго.

Словарная работа: насквозь, невольно, поеживаясь, спасаясь, пронизывающего, жмемся.

Вертолет.

Послышалось стрекотание и в небе появилась гигантская стрекоза.

Над ее большой головой и тонким хвостом мелькали прозрачные крылья. Вот стрекоза снизилась, и голова оказалась кабиной, а прозрачные крылья большим винтом.

Большой воздушный винт не только поднимает машину,но и поддерживает ее. Внутри машины сидят люди.Вертолет может летать горизонтально, боком,назад.А если вдруг двигатель откажет,винт будет сам вращаться от потока воздуха и плавно опустит машину на землю.

Вертолет нужен всем. Вертолет нужен везде.Он первый помощник геологов, рыбаков,полярников.

Словарная работа: стрекотание, мелькали, горизонтально, поддерживает, вращаться, на льдинах.

В сборнике представлены тексты для диктантов, взятые из произвний различных жанров, интересны в содержательном и познавательном плане и направлены на воспитание у учащихся высоких моральных качеств.

Учительница русского языка и литературы Серикбаева М.

Тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием для обучающихся 7-х классов рассчитаны на весь учебный год.

Контрольный диктант по итогам I четверти

2010-2011 учебного года

Волки

О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о Растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей.4 Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль.4 Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали Заболевших Животных.

(112 слов) (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Произведите :

В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей.4 (1 вариант); Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль.4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: пустынных, заболевают, находящиеся(1 вариант); копытной, погибают, преследовавшие (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: растерзанных (1вариант), заболевших(2 вариант).

Пёстрая лента

Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев.4 Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел.

Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь четверть восьмого. “Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон”, – сказал он. Я удивленно спросил: “Что случилось?”. Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждет в приемной. Я быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную.

Дама, Одетая в черное, поднялась при нашем появлении.4 Она подняла вуаль, и мы увидели ее Посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина.

(125 слов) (По А. К. Дойлу.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев.4 (1 вариант); Дама, одетая в черное, поднялась при нашем появлении.4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: апрельское, проснувшись, разбудил (1 вариант); будничных, просматривая, блестела (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: посеревшее (1вариант), одетая(2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием

По итогам II четверти 2011-2012 учебного года

Снег

Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.

Не прошло и часа, как преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.

В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег.

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Действительные

Страдательные

Морфологический разбор слова

Не успевшую

Нарушаемая

Морфемный разбор слов

Озарённое, потерявшие

Накрывшее, блестящую

Синтаксический разбор предложения

Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев.

В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге.

Карта Острова Сокровищ

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.

Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона.

(122 слова) (По Р. С. Белоусову.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Морфологический разбор

Оказавшийся

Раскрашена

Выпишите из текста 2 причастия с разными орфограммами и объясните их

Действительные

Страдательные

Морфемный разбор слов

Затерянной, неослабевающим

Придуманного, напоминавшего

Синтаксический разбор предложения

Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия.

Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего

По контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.

Контрольный диктант по итогам 3 четверти 2011-2012 учебного года

В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тиши­ну, которая царит в нем. Особенно хорошо в густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Кое-где проглядывают клочья неба.4 Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся каки­ми-то гигантскими руками. Фантастический характер придают картине леса громадные папорот­ники, которые топорщатся перистыми листьями. Мяг­кий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое осве­щение, падающее косыми полосами сверху.

Как-то немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых за­рослях.4 В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел. Изредка ухает филин, вдалеке над­рывается кукушка.

(119 слов) (По Д. Н. Мамину-Сибиряку.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, где-нибудь, немного (I вариант); изредка, кое-где, вдалеке (II вариант).

2. Выполните морфологический разбор наречия: Кое-где (I вариант); кАк-то (II вариант).

3. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые вхо­дит наречие, объясните его правописание: из 1-2 абзаца (I вариант); из 3-4 абзаца (II вариант).

4. Произведите синтаксический разбор пред­ложения:

Между древесными стволами, обросшими в тече­ние десятилетий седым мхом и узорчатыми лишая­ми, Кое-где проглядывают клочья неба. (I вариант);

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых за­рослях. (II вариант).

Короткое северное лето

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже по­теряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрас­таясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбе­гали на улицу, ставили ушаты под потоки, под про­ливным дождем радостно перекликались друг с дру­гом. По лужам носились босоногие ребя­тишки, всю весну высидевшие дома.4

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся легким паром полям с проклю­нувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла на солнце березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой.4

(118 слов) (По Ф. Абрамову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите три словосочетания “глагол + сущест­вительное с предлогом”, укажите значение предло­гов (из двух первых абзацев - I вариант; из последних абзацев - II вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: клубясь, курящимся, перекликались (I вариант); разрас­таясь, отжившим, носились (II вариант).

3. Обозначьте орфограммы в словах: в течение (лета), неуверенно, вдали(I вариант); из-за мути, медленно, несмотря на ливень (II вариант).

4. Произведите синтаксический разбор предложе­ния:По лужам носились босоногие ребя­тишки, всю весну высидевшие дома. (1 вариант); Играла на солнце березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой. (2 вариант)

    Нужно скачать сочинение по теме » Комплект диктантов по русскому языку в 7 классе ?

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

Лесной ручей

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.


Контрольный диктант №2

по теме «Причастие»

Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.

(По Е. Спагненбергу)


Тест по теме «Причастие»

  1. 1.В каком слове ударение падает на последний слог?

а)Пролит

б)Отнято

в)Взято

г) Заперта

  1. 2.Пишется одна буква н .

а)Ошибка исправле..а

б) Построе..ые дома

в)Избалова..ый ребенок

г) Броше..ый камень

  1. 3.Пишется буква я.

а) Подстрел..нный

б) Просе..нный

в) Промасл..нный

г) Напо..нный

  1. 4.Необходимы запятые.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

  1. 5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а)Совершенного вида

б)Несовершенного вида

в) Возвратного

  1. 6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а)Бече вка – е в корне слова (бечева)

б)Подожже нный – страдательное причастие прошедшего времени

в)Сгуще нка – е под ударением в суффиксе существительного

г)Плащо м – о под ударением в окончании существительного


Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Зазимок

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.

(По А. Рыжову)


Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а)Сильно не/доумевая

б)Не/припомнив сюжета

в) Дом не/построен

г)Не/написанное вчера письмо

  1. 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а)Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б)Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в)Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г)Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. 3.Пунктуационная ошибка в предложении.

а)Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б)Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в)Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г)Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

  1. 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а)Варить, варивший, варившись

б)Положить, положив, положенный

в)Устроить, устроив, устроивший

г)Привезти, привезший, привезенный

  1. 5.Ошибка в определении морфологических признаков.

а) Пробежав

б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

  1. 6.Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а)Средство связи предложений – однокоренные слова

б)Тип речи – рассуждение

в)Способ связи предложений – параллельный

г)Стиль речи – публицистический

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)


Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.

а) Обнаруж..те

б) Навзнич..

в) Сбереч..

г)Горюч..

  1. 2.Дефис не пишется.

а) По..видимому

б)Нежданно..негаданно

в) Кое..что

г) На..лету

  1. 3.Пишется о .

а)Справ..

б) Издавн..

в)Досыт..

г) Затемн..

  1. 4.Пишется одна н .

а)На улице безветре..о.

б)Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в)Эта девушка несдержа..а.

г)Все возбужде..о спорили.

  1. 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.

а)Стало тише на опушке леса.

б)Все жалобней выл щенок.

в)Брат выше сестры.

  1. 6.Найти неверное утверждение:

а)Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б)Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в)Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г)Наречие никогда не выступает в роли определения.


Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)


Контрольная работа

по теме «Союз»

  1. 1. Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная 4 . Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и 3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л. Толстой)

  1. 2. Тест

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов

2. Найдите сочинительный союз:

г) потому что;

3. Найдите подчинительный союз:

в) так как;

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

  1. 3. Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)


Контрольный диктант

№7 по теме «Частица»

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

7 класс


Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Шел Васютка по тайге, следил за памятками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За ним пойдут другие люди. Собьют мох, притопчут траву, отпечатают следы — и получится тропинка. Лесные тропинки узкие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем. На самой вершине старой взлохмаченной ели Васютка увидел кедровку.
На мху валялись шишки. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка.
Вдруг впереди Васютки что-то захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел большую черную птицу. (116 ел.) (В. Астафьев.)

Грамматическое задание

1. Сделайте синтаксический разбор предложений. (по вариантам) .
2. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»

Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Когда впервые слушаешь увертюру этой оперы, кипучая, стремительная музыка сразу увлекает. Она начинается энергично, ликующе. Это настроение праздника, в котором участвует множество людей.

Потом появляется мягкая, проникновенная мелодия виолончелей. Мы услышим её в арии Руслана.

На пути Руслана встречаются неожиданные препятствия. Мы узнаём об опасности по таинственным, напряжённым созвучиям, характеризующим в опере Черномора. Потом возникают тихие, таинственные перезвоны колокольчиков. Чередуются необычные, какие-то прозрачные созвучия. Сады Черномора - это заколдованное царство, где всё застыло, подчинилось власти злого колдуна. И снова прежняя колючая мелодия. Шествие Черномора, окружённого свитой покорных рабов, продолжается.

В конце звучит музыка торжествующей радостью. Черномор побежден. В опере прославлено мужество людей, преодолевших насилие и вероломство. (120 слов.)

Грамматическое задание

Выпишите 4 слова с разными орфограммами, обозначьте условия их выбора.

Произведите синтаксический разбор предложения (по вариантам) (I вариант: В опере прославленно мужество…; II вариант: Шествие Черномора…)

Контрольный диктант №3 по теме «Причастие»

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно - розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Грамматическое задание

1 вариант - Мальчики, утомлённые…

2 вариант - Их головы спрятались…

Укажите состав слов:

1 вариант - колышущегося, пропитанная

2 вариант - тянувшаяся, плещущееся

Морфологический разбор одного причастия.

Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие»

С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

В старом парке, который начинается за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.

Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая.

Спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нем. Потом, не торопясь, похаживают по сверкающему снегу, чертят на нем замысловатые бороздки и следы крестики.

От слова «снег» птице название дано — «снегирь». И неспроста снегири — первые вестники зимы. (По Л Баркову.) (100 сл.)

Грамматическое задание

Разберите предложения по членам:

1 вариант - Прихотливо извиваясь

2 вариант - По временам птицы ныряют…

Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов:

1 вариант - купаясь

2 вариант - не торопясь

Контрольный диктант №5 по теме «Наречие»

Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. У Васютки даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой.

От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.

Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.

Пароход все приближался и приближался.

На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.

(В.Астафьев.)

Грамматическое задание

1. Подчеркните наречия как члены предложения.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

1 вариант - 2-е предложение;

2 вариант - 1 -е предложение.

3. Разберите два наречия как часть речи.

4. Озаглавьте текст.

Контрольный диктант №6 по теме «Наречие»

КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ

Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лог завернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь витютень тяжело поднялся с земли и, сверкнув
белыми сгибами крыла, скрылся за кустами.

Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно,
что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться,
либо убежать.

Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишь
столько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в тесной глухомани.

Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно вести себя.

Грамматическое задание

Найдите наречия, укажите, каким членом предложения они являются, обозначьте в них изученные орфограммы.

Два наречия (на выбор) разберите как часть речи.

Задание выполняется по вариантам: 1 вариант - первая половина текста, 2 вариант - вторая.


Контрольный диктант №7 по теме « Предлог. Союз»

Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.

Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.

В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лед, как будто камешек из рогатки.

В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают их в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запасают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать также быстро скрывает его в теплом гнездышке на своем животе.

(120 слов)

Грамматическое задание

Озаглавьте текст.

Постройте схемы предложений:
I вариант - «Ученые специально приезжали…»
II вариант - «В полярную ночь…».

Произведите морфологический разбор одного предлога и одного союза.

Контрольный диктант №8 по теме « Служебные части речи»

Слепой пёс.

Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном - запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но все- таки сдерживался.

Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно, спокойно и быстро.

Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака . Постепенно он изучил все запахи города и прекрасно ориентировался . А каких только не было запахов ! Но, где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.

Это был удивительный пес. (127 слов)

Грамматическое задание

Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Чувство его…

2 вариант - Постепенно он изучил…

В сложном предложении обозначьте грамматические основы.

Частицы заключите в прямоугольник, укажите разряд.

Итоговый контрольный диктант №9

Живые огни.

Среди ночи выбрался я из палатки и остановился пораженный: ночь цвела огнями! Огнями всех мыслимых расцветок!
Над головой высоко зеленый листок луны, вокруг него - серебряные брызги росинок-созвездий…
Тут и там вдруг перечеркивают глубинную черноту неба таинственные капельки падающих метеоритов. Даже чудится, будто, падая, звякают они, расшибаясь о камни ущелий. И когда вспышки далеких пастушьих костров на склонах представляются искрами, высеченными звездой.
Над черными копнами кустов мерцают искорки светляков. Точь-в-точь искры над буйным костром, когда в него тычут палкой!
Из чащи куста светят глаза непонятные, какие-то неуловимые и неверные. То вдруг нальются розоватым туманом, то вдруг холодно позеленеют, как будто накаляются и остывают. В кустах затаился барханный кот.
Праздник ночных огней. Звезды, горящие, как глаза, мерцающие так же, как звезды. (124)

Грамматическое задание

Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является:

1 вариант - Даже чудится…
2 вариант - Звёзды, горящие…

Сделайте фонетический разбор слов:
1 вариант - цвела;
2 вариант - кустов.

3. Разберите слова по составу:
1 вариант - выбрался, пораженный, созвездий;
2 вариант - затаился, неуловимые, высоко

Сборник диктантов по русскому языку для 7 класса

Контрольный диктант №1

Осень – причудливая волшебница. Приходит она и расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и лёгкого морозца.

Хорошо побродить в городском парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от неё пошёл полыхать клён.* Он прикоснулся к берёзке, и вспыхнула она жёлтым костром.** Но обнажатся деревья, и погаснет это разноцветье.

Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».

Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (122 слова.)

(По А. Иллюминаторской.)

Грамматическое задание

1. Сделать морфологический разбор слов: загорелась (1 вариант), приходит (2 вариант).

2. Сделать морфемный разбор слов: расстилает, загорелась (1 вариант); обнажатся, побродить (2 вариант).

3. Составить схему отмеченного предложения: * (1 вариант), ** (2 вариант).

(Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011, с. 28.)

Контрольный диктант №2

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ.И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Контрольный диктант №3

Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. Обеспокоенный капитан вышел на мостик.

Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение.

Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Еще мгновение - и бушующее море поглотило бы судно.1 Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное - все живы.1 (129 слов)

Контрольный диктант №4

Чудесная ночь

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

Шепот, шорохи, таинственный перезвон - признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

(По А. Иллюминаторской)

Контрольный диктант №5

Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.

Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце - вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.2

Ива - неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю - примется, пустит корни, начнет расти.2

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль. (129 слов)

Контрольный диктант №6

Сначала они долго продвигались по равнине. Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимавшейся куда-то вверх. Ветер, вода и просто минувшие века немало потрудились над ней. Во многих местах отчетливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.
Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее. Граница вечных снегов спускалась низко, и задолго до нее деревья редели, потом совсем пропадали. Под стеной тянулась едва-едва заметная дорога. Она, по-видимому, старалась не прижиматься вплотную к стене. 3 Но упрямая жизнь все-таки повсюду брала свое. Даже по самой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесенных издалека ветром или птицами.
Вдали дорога взбиралась в верх горы, следуя изгибам каменного откоса. (123 слова)

(По М. Семеновой )

Контрольный диктант №7

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются.(125 слов)

(Н. Ефимова)

Контрольный диктант №8

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

Контрольный диктант №9

С. И. Ожегов - известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. 4 Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова - настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)

Итоговый контрольный диктант № 10

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному.

Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый.

С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну

Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.

| (120 слов) (По И.А. Бунину)

Грамматические задания

1. Синтаксический разбор предложения

2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфологический разбор причастия.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...