Грамматические категории имен прилагательных в русском языке. Имя прилагательное

§ 1303. Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа (о категории степени сравнения см. § 1307 ). Все эти категории у прилагательного – словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются.

Категория рода прилагательного - это словоизменительная категория, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение прилагательного к существительному (или местоимению-существительному) в составе определительного словосочетания. Категория рода представлена тремя рядами форм: мужского, женского и среднего рода. Формы мужского рода указывают, что названный прилагательным признак принадлежит предмету (или лицу), который назван существительным мужского рода; формы женского рода указывают, что признак принадлежит предмету (или лицу), который назван существительным женского рода; формы среднего рода указывают на принадлежность признака предмету, названному существительным среднего рода. Таким образом, морфологические значения рода у прилагательных выявляются только в сочетании с определяемыми существительными и служат синтаксическим выявлением значения рода определяемого существительного.

Сочетаясь с существительными – названиями лиц, прилагательные в форме муж. или жен. р. указывают на пол лица. Функция указания на пол лица целиком сосредоточивается в прилагательном в следующих употреблениях: 1) при сущ., принадлежащих к нулевому скл.; 2) при личных и возвратном местоимениях и 3) при сущ. общего рода (сирота ) и названиях лиц по роду занятий, должности типа врач , доктор , инженер ,исполнитель (см. § 1139 ). Во всех этих случаях форма рода у прилагательного выполняет семантическую функцию: род соотносит названный прилагательным признак с лицом мужского или женского пола: 1) известный конферансье ; таинственный инкогнито ; моя визави ; 2) Я совсембольна ; Ты еще молод ; Протекли за годами года , И слепому и глупому мне Лишь сегодня приснилось во сне , Что она не любила меняникогда (Блок); Меня , и грешную и праздную , Лишь ты одна не упрекнешь (Ахм.); Смотрела маленькая женщина нанезнакомого меня (Евтуш.); Я многое еще не совсем понимаю . Ни вокруг себя , ни в себе . А врать , как другие , даже самой себе нехочу (Нилин); 3) хорошая врач ; сама председатель сказала (подобные сочетания допускаются в газ., разг., поэт. речи).

Примечание. Мужской род прилагательного в сочетаниях типа хороший врач , известный поэт , талантливый дирижер , прекрасный товарищ сам по себе не указывает еще на пол называемого лица; он может только обозначать, что сущ. врач , поэт , дирижер , товарищ – муж. р.; например: С . Юнович , тончайший колорист , создалаживописную сферу без живописи (газ.); Память об отважном воине , замечательной спортсменке бережно хранят советские люди (газ.).

§ 1304. Прилагательные последовательно обозначают одушевленность или неодушевленность тех существительных, с которыми они сочетаются. Это свойство прилагательных проявляется в формах вин. п. ед. ч. муж. р. и вин. п. мн. ч. всех родов. Форма вин. п. ед. ч. муж. р. и мн. ч. всех родов у прилагательных, определяющих одушевл. существительные, совпадает соответственно с формой род. п. ед. ч. муж. р. или род. п. мн. ч. (Я увидел знакомого студента ; Я знала этого юношу ; Он поймал больших окуней ; Мы приобрели красивых птиц ), а у прил., определяющих неодушевл. сущ., форма вин. п. ед. ч. муж. р. и мн. ч. всех родов совпадает с формами им. п. ед. ч. муж. р. или им. п. мн. ч. (Яувидел знакомый дом ; Он нашел красивые камни ; Библиотека приобрела новые книги ).

В том случае, если прилагательное сочетается с несклоняемым сущ., падежные формы прилагательного указывают на отнесенность признака к одушевленному или неодушевленному предмету: Зоопарк приобрел взрослого шимпанзе , австралийского эму и красивых , больших какаду ; Ониприобрели изящное бра , льняные драпри и вьетнамские жа- люзи .

§ 1305. Категория числа прилагательных – это словоизменительная синтаксически выявляемая морфологическая категория, представленная двумя рядами морфологических форм: падежными формами ед. ч. (муж., жен. и сред. р.) и мн. числа. Категориальные морфологические значения ед. и мн. ч. прилагательных повторяют одноименные морфологические значения определяемого сущ. и выражаются системами падежных флексий: большой стол большие столы ; интересная книга интересные книги ; зеленое поле зеленые поля ; красноезнамя красные знамена . В том случае, если признак принадлежит предмету или лицу, названному несклоняемым сущ., формы ед. и мн. ч. прилагательного указывают на морфологическое значение числа этих существительных: розовый фламинго розовые фламинго ; трудное па трудные па ; компетентное жюри компетентные жюри .

Местоимен. прилагательные многие , немногие , все (в знач. (в полном составе, без исключения) : все люди на земле , все точки ), некоторые (в знач. (не все, часть) : некоторые люди полагают , некоторые улицы асфальтированы ) соединяются только с сущ. во мн. ч. Прил. каждый иодин (в количественном знач.) соединяются только с сущ. в ед. ч. (каждый дом , одна страна ) и не сочетаются с сущ. во мн. ч. Исключение составляют сочетания со словами pluralia tantum (щипцы , ножницы , сутки , каникулы , см. § 1151 ): эти слова могут обозначать как один предмет, явление, временной отрезок, так и ряд предметов, явлений, временных отрезков (одни щипцы , одни сутки , одни каникулы и каждые щипцы ,каждые сутки , каждые каникулы ).

Форма мн. ч. прил. каждый соединяется со счетно-количественными сочетаниями (два часа , пять человек ): каждые два часа , каждые пятьшагов , каждые пятнадцать лет , каждые пять человек . Форма мн. ч. одни с такими сочетаниями не соединяется (об окказ. употреблении см. § 1296 ). В сочетаниях с сущ. и местоим.-сущ. во мн. ч. словоформа одни выступает в знач. (только) : одними вами доволен , об них одних думаю ;Остались мне одни страданья , Плоды сердечной пустоты (Пушк.) (см. об этом также § 1366 ).

В соединении со словами pluralia tantum формы прилагательных с флексиями мн. ч. не указывают на множественность определяемых предметов в том случае, если при сущ. нет лексического указания на количество: большие сани – возможно "одни" и "несколько" саней; новыеочки – возможно и "одни" и "несколько" очков. На множественность предметов в определительных сочетаниях со словами pluralia tantum указывают только счетные слова: две пары новых ножниц ; несколько крестьянских саней ; в течение пяти долгих суток ; сгребали сенонесколькими граблями .

§ 1306. Категория падежа – это словоизменительная категория прилагательного, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов падежных форм в составе словосочетания и обозначающая согласование данного прилагательного с определяемым им существительным. Категория падежа прилагательного организуется шестью рядами падежных форм, каждый из которых обозначает, что данная форма прилагательного определяет собою сущ. в соответствующем падеже: форма красивому обозначает, что прил. красивый определяет собою сущ. муж. или сред. р. ед. ч. в форме дат. п. (красивому дому или красивому месту ); форма красивую обозначает, что прил. красивый определяет собою сущ. жен. р. ед. ч. в форме вин. п. (красивую девушку ); форма красивыми обозначает, что прил. красивый определяет собою сущ. в тв. п. мн. ч. (красивыми домами , красивыми местами , красивыми девушками ).

Средством выражения падежных значений у прилагательных служат падежные формы ед. и мн. ч.; в ед. ч. – формы муж., сред. и жен. р., во мн. ч. – формы мн. ч., общие для прил. муж., сред. и жен. р. В том случае, если прилагательное определяет собою несклоняемое существительное, падежные формы прил. ед. и мн. ч. служат синтаксическим выражением значений падежа и числа этого существительного:Нет осеннего пальто ; Обратился к известному конферансье ; Принят на определенное амплуа ; Располагает неопровержимым алиби ; Событияв негритянском гетто ; На озере живут розовые фламинго .

§ 1307. Категория степени сравнения у прилагательных – это словоизменительная морфологическая категория, образуемая двумя рядами противопоставленных друг другу форм с морфологическими значениями положительной и сравнительной степени. В формах положительной степени заключено морфологическое значение, представляющее названный прилагательным признак вне сравнения по степени его проявления. Форма положит. степени характеризует признак предмета непосредственно и безотносительно к его проявлению в других предметах: веселый , сильный , сладкий , твердый . В формах сравнительной степени (компаратива) заключено морфологическое значение, указывающее на большую – по сравнению с чем-либо – степень признака: веселее , сильнее , слаще , тверже ; Погода была прекрасная ,еще прекраснее , чем прежде (Тург.).

Средствами выражения морфологических значений степеней сравнения служат для положит. степени вся совокупность форм прилагательных, в которых выявляются знач. рода, числа и падежа, а для сравнит. степени – особая неизменяемая форма компаратива: добрее , красивее ,прилежнее , прохладнее , тише , хуже . Об описательных способах выражения сравнения см. § 1342 .

Формы компаратива употребляются в сочетании с род. п. имени или в объединении с союзом чем : лисицы хитрее волков лисицы хитрее ,чем волки . Однако нормально и абсолютивное (без зависимой словоформы) употребление компаратива. При этом, если зависимая словоформа не подразумевается, то в компаративе сопоставляются разные состояния одного и того же предмета: Гвоздики недаром лукаво глядят , Недаром ,о розы , на ваших листах Жарчее румянец , свежей аромат : Я понял , кто скрылся , зарылся в цветах ! (Тютч.); Память о солнце в сердцеслабеет , Желтей трава , Ветер снежинками ранними веет Едва , едва (Ахм.).

Примечание 1. Прилагательные с суф. -ейш -, -айш - (глупейший , честнейший , глубочайший , жесточайший ), иногда называемые превосходной степенью, по своему значению большой степени проявления признака соотносительны с другими прилагательными с аналогичным значением типа большущий , здоровенный , превеселый ,наилегчайший , распрекрасный . Они не выражают особого морфологического значения и представляют собою словообразовательные типы (см. § 788 , п. 2в).

Примечание 2. Значение большой степени проявления признака может быть выражено также описательным способом с помощью сочетаний слова самый с формой прил. в положит. степени (самый красивый , самый смелый ), а также с помощью сочетаний местоимен. прил. весь в форме род. п. ед. ч. сред. р. (всего ) или в форме род. п. мн. ч. (всех ) с формой прил. в сравнит. степени: серьезнее всего , громче всех ; Ты на свете всех милее , Всех румяней и белее (Пушк.); В теперешнее время полезнеевсего отрицание мы отрицаем (Тург.).

Прилагательное отвечает на вопрос «какой?», а также «какое?», «какая?», «какие?», «чей?» и является самостоятельной частью речи. В нашем языке прилагательные могут изменяться по падежам, числам и родам, а также имеют краткую и полную формы. В предложении эта часть речь обычно выступает в роли определения или, реже, сказуемого.

Разряды прилагательных

Лексико-грамматические разряды прилагательных - единственный морфологический признак данной части речи, который остается неизменным. Традиционно по грамматическим характеристикам и значению прилагательные делят на три разряда: относительные, притяжательные и качественные. Однако это не единственная классификация, которую дает современная лингвистика. Так, в «Русской грамматике», изданной в 1980 году, предлагается два вида классификаций прилагательных: первая основана на характере называемого вторая - на характере обозначения признака.

Классификации

Согласно первому варианту классификации, лексико-грамматические разряды имен прилагательных делятся на два вида: относительные и качественные. При этом относительные подразделяются на местоименные, порядковые и относительные, которые могут быть притяжательными и непритяжательными.

Согласно второй классификации, прилагательные подразделяются на местоименные и знаменательные. Затем знаменательные делятся на относительные и качественные, а уже относительные делятся на порядковые и собственно относительные, которые бывают притяжательными и непритяжательными.

Что касается школьной программы, то в ней представлена классификация, согласно которой, выделяется три разряда: притяжательные, относительные и качественные. В этой статье мы дадим развернутое пояснение именно этой классификации, включив дополнительно порядковый разряд.

Качественные прилагательные

Качественное прилагательное - это член предложения, который указывает на признаки предметов, проявляющиеся в меньшей или большей степени.

Их лексическое значение очень разнообразно и может обозначать:

  • свойства предметов: сладкий, упругий, длинный и проч.;
  • цвет: розовый, блеклый, тусклый и др;
  • физическую характеристику живых существ: молодой, низкий, статный, худой и т. д.;
  • черты характера и душевные качества: милый, строгий, злой, честный, обидчивый и т. п.

Кроме того, качественные прилагательные иногда могут образовывать антонимические пары. Например, широкий - узкий, низкий - высокий, злой - добрый и т. д.

Образование

Качественное прилагательное - это такое прилагательное, которое образуется по собственным законам:

  • С помощью суффиксов: -ив, -чив, -ов, -лив, -аст, -ист. Например: шаловливый, серебристый, игривый.
  • Образуются формы, отражающие субъективную оценку: темноватый, беленький, добренький, легонький.

Кроме того, от подобных прилагательных могут образовываться:

  • Отвлеченные имена существительные с помощью суффиксов: -изн(а), -есть, -ость, -от(а). Например: свежий - свежесть, белый - белизна, глухой - глухота, строгий - строгость.
  • Наречия, оканчивающиеся на -е, -о, -и. Например: свежий - свеже, красивый - красиво, зверский - зверски.

Грамматические свойства

Некоторые лексико-грамматические разряды прилагательных обладают своими грамматическими особенностями. В частности качественные прилагательные:

  • обладают степенью сравнения: красивый - страшнее, более страшный (сравнительная степень); страшнейший, самый страшный, наиболее страшный ;
  • сочетаются с такими наречиями, как: весьма, крайне, очень и проч.;
  • формы имен прилагательных могут быть краткими и полными, однако свойственна эта грамматическая особенность только качественным прилагательным.

Именно этими грамматическими признаками качественные прилагательные отличаются от других разрядов прилагательных.

Относительные прилагательные

Продолжаем рассматривать лексико-грамматические прилагательных. На очереди относительные прилагательные, характеризующиеся тем, что служат для обозначения признаков предмета с помощью указания на отношение его к животному, человеку, действию, другому предмету, числу, времени, действию.

Например: детский стол - стол для детей; металлическая вилка - вилка из металла; завтрашний день - день, который будет завтра; северное село - село на Севере и проч.

У относительных прилагательных отсутствуют характерные для качественных. Однако у относительных есть собственные признаки, по которым их довольно легко отличить от прилагательных других разрядов. Так, они имеют синонимы среди существительных: городская улица - улица города, школьное здание - здание школы.

Притяжательные прилагательные

Лексико-грамматические разряды прилагательных включают, согласно школьной классификации, и притяжательные. Так называют имена прилагательные, которые выражают признаки предметов с помощью называния принадлежности предметов владельцам, которым может быть и лицо, и животное. Подобные прилагательные образуются при помощи присоединения суффиксов -инн, -ин, -ов, - ев, -ск, -й, -инск, -евск/-овск.

Делятся на ряд групп.

I группа

Вне зависимости от разряда прилагательное отвечает на вопрос «какой, какая, какое», поэтому этот параметр является бесполезным при определении разряда данной части речи. Однако существуют другие признаки, большая часть которых изложена в этой статье. Что же касается групп притяжательных прилагательных, то они выделаются в зависимости от суффиксов. Итак, рассмотрим I группу.

Прилагательные этой группы называются адъективами. Они образуются при помощи суффиксов -нин, -ин, -ев, -ов. Например: папин, дедов, сестрин. Употребляются они исключительно в именительном падеже, в краткой форме и обладают особым склонением.

Образуются подобные прилагательные путем присоединения к основе существительных, которые называют животных и лиц, указанных выше суффиксов. На сегодняшний день они употребляются очень редко. А вместо них используется родительный падеж принадлежности существительных. Например: пальто сестры, портфель брата.

II группа

Для того чтобы быстро определять лексико-грамматические разряды прилагательных, необходимо выучить представленные здесь правила. Вот очередное из них.

Ко 2-й группе относятся притяжательные прилагательные с суффиксами -й/-ий. Например: волчий, лисий. Обозначают они не индивидуальную принадлежность, а общеродовую. Образуются такие прилагательные от существительных, которые называют животных и лица. Например: волчья стая, птичий гомон, девичья гордость. В некоторых учебниках подобные прилагательные относят к относительно-притяжательным (об этом разряде подробнее написано ниже).

Ряд прилагательных с подобными суффиксами используется в переносном значении и входят в состав устойчивых сочетаний. Например: походка, волчий аппетит.

III группа

К третьей группе относят полные формы прилагательных, которые обозначают принадлежность вещи некоему лицу. Образуются они при помощи суффиксов -овск, -ск, -инск. Например: пушкинский рассказ, чеховская драма, есенинская поэзия.

Ряд лингвистов считает, что к этой группе можно отнести и прилагательные, которые были образованы от наименований населенных пунктов и служат для обозначения принадлежности к ним. Например: московский завод, орловская площадь. Однако это противоречит логике, так как притяжательные прилагательные указывают на принадлежность вещи одушевленному существу. Но вот прилагательные, которые обозначают признаки вещи по ее принадлежности к другому предмету, называются относительными. Поэтому словосочетания «городской парк», «вечерняя газета» и «ленинградская улица» будут указывать на относительность прилагательных.

Лексико-грамматические разряды прилагательных: таблица

Разряд

Значение

Примеры

Качественные

Характеристика предмета (общая)

Прекрасное утро

Характеристика предметов по весу, величине, запаху и проч.

Большой дом, тяжелый ящик

Характеристика живых существ и людей

Верный пес, проверенный друг

Относительные

Материал, из которого был сотворен предмет

Металлическая доска, деревянный дом

Назначение вещи

Школьный портфель

Отношение предмета к количеству, месту, времени и проч.

Утренняя газета, вечерний поезд

Притяжательные

Принадлежность вещи лицу

Папина машина, Димина книга

Принадлежность предмета животным

Медвежий хвост, заячья лапа

В школьных курсах русского языка изучаются лексико-грамматические разряды имен прилагательных, кратко представленные в этой таблице.

Порядковые прилагательные

Прилагательные этого разряда обозначают признаки предмета через его отношение к количеству и числу. Образуются они от числительных, обозначающих количество. Пример: пять - пятый, восемьдесят семь - восемьдесят седьмой. Отличительная особенность образования порядковых прилагательных заключается в том, что в составных конструкциях изменяется только вторая часть словосочетания. Например, в тысяча восемьсот пятьдесят втором (году).

Проницаемость лексико-грамматических разрядов прилагательных

Одно и то же прилагательное может относиться к различным разрядам. Такое явление называется проницаемостью. Рассмотрим основные виды прилагательных, которые могут принадлежать к разным разрядам.

  • Качественно-относительные - относительные прилагательные, обретающие качественные значения. Например: золотая ложка (ложка из золота) - золотые руки (характеризует умелого человека).
  • Относительно-качественные - качественные прилагательные, у которых развилось дополнительное относительное значение. Например: глухой человек (обозначает качество) - глухой звук (относительное значение, обозначающее фонетический признак).
  • Качественно-притяжательные - притяжательные прилагательные, которые выступают в роли качественных. Например: волчье логово (принадлежит волку) - волчий обычай (жестокие правила, качественное значение).
  • Относительно-притяжательные - притяжательные прилагательные, которые употребляются в роли относительных. Например: медвежья берлога - медвежья шуба.
  • Притяжательно-относительные - это прилагательные, образованные с помощью суффикса -ск, употребляемые в относительном значении. Например: есенинские стихи - Есенинские чтения.

Таковы основные лексико-грамматические разряды прилагательных.

Лекция №6 Прилагательное. Категории прилагательного

Определение . Прилагательное – это часть речи, называющая признак предмета, обладающий условной устойчивостью, без указания на развитие признака вор времени. Прилагательное выделяется на основе трех критериев: значения, формы и функции.

Прилагательное обладает обобщающим грамматическим значением , и это – значение признака, свойства или состояния.

Прилагательное обладает определенными грамматическими формами . К ним относят:

а) специфические суффиксы, устанавливающие морфологический статус прилагательного как части речи на словообразовательном уровне: -full,- less, -able…

б) словоизменительные формы для передачи грамматической категории степеней сравнения.

Степени сравнения – это категория, передающая различную интенсивность признака в сопоставлении с предметами, обладающими теми же признаками. Степени сравнения образуются двумя способами: синтетическим (-er, -est) и аналитическим (more, the most).

Существует определенный взгляд на сочетания «more/ the most + прилагательное» как аналитические формы прилагательного ввиду их кажущегося параллелизма с морфологическими степенями сравнения. Однако, данное сочетание «more/ the most + прилагательное» нельзя рассматривать как аналитическую форму по следующим причинам:

1) эти слова сохраняют лексическое значение:

a) имеется возможность противопоставления словам less, the least

б) существует возможность повтора more для придачи экспрессивности: e.g. more and more difficult

2) эти слова имеют синтаксическую весомость: more, the most сохраняют обстоятельственные отношения с прилагательным: e.g. more attractive (how?)

Исходя из этого, если признавать данные сочетания аналитическими, то и:

1) сочетания «less/the least + прилагательное» тоже следует рассматривать в качестве аналитической формы прилагательного, но в этом случае нарушается параллелизм с морфологической системой степеней сравнения, не имеющей форм со значением уменьшения степени.

2) существуют элятивные сочетания (превосходной, высокой степени качества вен сравнения с чем- либо) e.g. a most important point. Если данное сочетание аналитическое, то и сочетание «наречие + прилагательное» также следует рассматривать в качестве аналитического, в чем нет смысла, так как они явялются свободными сочетаниями: a most important point, a very important point, an extremely important point.

Признак функции . По синтаксической функции прилагательное занимает позицию препозитивного и постпозитивного определения и предикативного члена.

Существуют прилагательные, которые выступают только в одной из этих позиций: например, только препозитивные прилагательные: monthly, daily; выступающие только в постпозиции: bent on, worth. E.g. There a light glowed, warm, tawny, against the stark brightness of the night. В функции предикатива могут употребляться: glad, sorry, ill и т.д. Также прилагательные способны выступать в синтаксических функциях, свойственных существительным: подлежащего и дополнения. В данном случае происходит процесс субстантивации, с постепенным превращением в его в существительное.

Субстантивация может быть полной и частичной .

При полной субстантивации прилагательное переходит в разряд существительного и приобретает следующие признаки: 1) оформляется с помощью артиклей и 2) может иметь форму множественного числа: e.g. a native, natives.

При частичной субстантивации прилагательное может оформляться определенным артиклем the и приобретает значение собирательности или значение абстрактного существительного. Прилагательное при этом не переходит в разряд существительного. E.g. the poor, the rich, the good.

Лексико – грамматические разряды прилагательного . Субклассификации различны, наиболее распространена в отечественной англистике классификация прилагательных, согласно которой они делятся на: качественные и относительные , иногда выделяют количественные. Качественные передают признак непосредственно, у относительных признак выявляется через отношение к предмету, месту, времени.

Профессор Иванова И. П. предложила рассматривать качественные и относительные прилагательные как зависимые грамматические значения, поскольку они получают свое грамматическое выражение от степеней сравнения. Качественные образуют степени сравнения, за исключением прилагательных, обладающих абсолютным качеством (dead, blind). Относительные же не могут образовать степени сравнения.

Наряду с качественными прилагательными выделяют количественные , типа: numerous, much, few, many. Но это спорно, так как они являются количественными местоимениями.

В зарубежной классификации выделяется две группы прилагательных:

1. Описательные (descriptive adjectives), e.g. a bright person

2. Ограничительные (limitive adjectives), e.g. a tall tree

В основе этой классификации лежит роль прилагательного по отношению к определяемому им существительному.

Кроме того, имеется подразделение прилагательных на две группы (по Г.Суиту):

1. Определяющие (attributive) e.g. a great man

2. Квалифицирующие (qualifying) e.g. great stupidity

При рассмотрении прилагательного как части речи возникают следующие трудности :

Спорным считается вопрос выделения из класса имен прилагательных класс слов категории состояния (words of category of state).

В отечественной англистике имеется два подхода относительно слов категории состояния:

  1. К словам категории состояния следует относить все слова, передающие значение состояния, а не только оформляющиеся префиксом а-. Здесь находятся слова:alive, glad, sorry, существительное a pity, существительное с предлогом at school, а также наречия. При таком подходе границы данного класса слов становятся размытыми, а состав слов, входящих в данную часть речи, расширяется.
  2. Более строгий подход предполагает выделение слов категории состояния в отдельную часть речи на основе трех признаков: 1) обобщающего грамматического значения состояния, 2) морфологического показателя префикса – а-, 3) синтаксической функции – предикатива. Например, alive, asleep. awake, afraid… В таком случае, если имеются все три признака, можно говорить о словах категории состояния как отдельной части речи.

Эти слова развивались в английском языке со времени среднеанглийского периода. Источниками их появления послужили: сочетания существительного с предлогом: on life – alive; в единичных случаях послужила форма причастия 2 с префиксом 3

«Сложные прилагательные» - Проверь себя. Сложные прилагательные. Слитно *вело- мото- фото-кино- зоо- гидро- агро-аэро- *пятилетний *голубоглазый (голубые глаза). Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Словарный диктант задание: записать сложные прилагательные,раскрыв скобки. Дефис * с северо-восточный з в юго-восточный ю * светло-голубой (сложные цвета) (и) * выпукло - вогнутый.

«Безударные окончания прилагательных» - Определяем ударное или безударное окончание. Петрова М.В. Какое окончание нужно вставить в прилагательное из словосочетания: с чудесн… сиренью. Закрепление материала. От существительного ставим вопрос к прилагательному. Определи род, число и падеж прилагательного из словосочетания: о прекрасном рисунке.

«Прилагательное 6 класс» - Число. Диалог «Сорока и Заяц». Определения. Села ___________ Алёнушка на ______________ камень. Признак предмета. Степени сравнения. Алёнушка Алёнушка была _____________ сестрой. Дождевой (вода, капля, облака, осень, погода, сезон). Старая (берёза) - красива - величественна -. А 2. В каком предложении вместо слова РОСПИСЬ нужно употребить ПОДПИСЬ?

«Имя прилагательное 5 класс» - С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф.Тютчева. Мини-спектакль. Мы с вами летим!.. Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал. Почему? Цели урока: Работа над стихотворением. Лето уходило… Но все сложилось иначе. Интегрированный урок русского языка и литературы. Сколько времен года пролетает перед нами и какие?

«Род имён прилагательных» - Проверь. 1. Способ определения рода у имен прилагательных. Расшифруй слова брз пльт квр. Проблема. Тема урока Род имен прилагательных. Как определить род имен прилагательных? 1.У существительных 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.). 2. Способ определения рода у имен существительных. Знаем. Не знаем. Береза пальто ковер.

«Степени сравнения прилагательных» - 1В. Спишите, употребив прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени. Образуйте простую и сложную форму сравнительной степени от следующих имен прилагательных. 2В. Образуйте, по возможности, от данных в скобках прилагательных сравнительную или превосходную степень. Материалы к уроку русского языка в 6 классе

1. Имя прилагательное – это
самостоятельная часть речи, которая
обозначает признак предмета и
отвечает на вопросы: какой? чей?
2. Имена прилагательные изменяются
по родам, падежам и числам.
3.
В
предложении
имена
прилагательные бывают определениями
и сказуемыми.

Разряды имён прилагательных по значению

1.
Качественные (1.Обозначают качество
предмета. 2.Могут быть в большей или меньшей
степени.) Пример: тёплый дом.
2.
Относительные (1.Обозначают материал, из
которого предмет изготовлен или указывают на место,
время, назначение.
2.Не могут быть в большей или меньшей степени.)
Пример: алюминиевая ложка.
3.
Притяжательные (1.Обозначают
принадлежность кому-либо.
2.Отвечают на вопрос: чей?
3.Не могут быть в большей или меньшей степени.)
Пример: лисий след.

Полные и краткие прилагательные

Прилагательные могут быть полными и краткими.
Полные прилагательные имеют окончания из двух или трёх
букв: умный, умного.
Краткие прилагательные имеют нулевое окончание или
окончания, состоящие из одной буквы: умна, умно, умны.
Чаще всего краткие прилагательные в предложениях - сказуемые,
а полные - определения.
У кратких прилагательных на конце после шипящих ь
не пишется: хорош, горяч, пахуч.

Степени сравнения прилагательных

Сравнительная
простая
Образуется с
помощью
суффиксов: -ее-, -ей-, е-, -шеНапример:
красивее
составная
Превосходная
простая
составная
Образуется
прибавлением
слов: более,
менее
Образуется с
помощью
суффиксов: -айш-, ейш-
Образуется
прибавлением
слов:
наиболее,
наименее,
самый
Например:
более
красивый
Например:
Например:
красивейший наиболее
красивый

Правописание суффиксов к и ск прилагательных.
Суффикс -к- пишется:
1) В прилагательных, имеющих краткую форму;
Например: резкий (резок), низкий (низок).
2)
В
прилагательных,
образованных
от
некоторых
существительных с основой на -к, -ч, -ц;
Например: ткацкий (ткач), рыбацкий (рыбак),
немецкий (немец).
В других прилагательных пишется суффикс -ск-.

Правописание суффиксов прилагательных

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
нн пишется:
1)В прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от
существительных с основой на н. Например: сон - сонный, конь - конный,
весна - весенний.
2)В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-.
Например: соломенный, революционный.
Исключение: ветреный.
3)В кратких прилагательных, образованных от полных, имеющих два н.
Например: длинная дорога - дорога длинна.
н пишется:
1)В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -ян-, -ан-.
Например: гусиный, кожаный, серебряный.
Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.

Правописание не с прилагательными

Слитно
Раздельно
1) Если слово не
употребляется без не;
Например: невзрачный,
небрежный.
1)Если в предложении есть
противопоставление.
Например: не трудный, а
лёгкий.
2)Если слово с не можно
заменить близким по
значению словом без не.
Например: небольшой
(маленький), невесел
(грустен).
2)Когда перед не есть слова:
вовсе, отнюдь, ничуть,
далеко.
Например: далеко не
красивый.

Словообразование прилагательных с помощью сложения основ

1.Если
сложное
прилагательное
образовано
от
подчинительного словосочетания, то оно пишется
слитно.
Например: вагоноремонтный завод – ремонт вагонов,
средневековый замок – средние века.
2.Если
сложное
прилагательное
образовано
от
сочинительного словосочетания, то оно пишется через
дефис.
Например: плодово-ягодный джем (плодовый и ягодный),
шахматно-шашечный турнир (шахматный и шашечный).
3.Через
дефис
пишутся
сложные
прилагательные,
обозначающие
сочетания
цветов
или
оттенки
цвета,
обозначающие стороны света.
Например: тёмно-зелёный, ярко-жёлтый, юго-западный,
северо-восточный.

10. Упражнения для закрепления выученного материала

1.Спишите, обозначая условия выбора ь.
Могуч(?), дремуч(?), шалаш(?), товарищ(?),
ноч(?), помощ(?), молодёж(?), реч(?), печ(?),
стереч(?), доч(?), мяч(?), карандаш(?), ключ(?),
нож(?), мелоч(?), кирпич(?), похож(?), горяч(?),
можеш(?), говориш(?), стрич(?), думаеш(?),
дач(?), рощ(?), береч(?).

11. Упражнения для закрепления выученного материала

2.Спишите, обозначая условия выбора слитного
или дефисного написания сложных
прилагательных.
(Сельско)хозяйственный,
(физико)математический, (русско)английский,
(стале)литейный, (средне)вековый, (зеленовато)серый,
(десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный,
(трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный,
(северо)западный, (древне)русский,
(фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный,
(двух)комнатный, (бледно)розовый.

12. Упражнения для закрепления выученного материала

3.Спишите, обозначая условия выбора н и нн.
Революцио...ый, орли...ый, восторже...ый,
овся...ый, обеде...ый, оловя...ый, кожа…ый,
деревя...ый, звери...ый, торфя...ой, стари...ый,
экскурсио...ый,
письме...ый,
стекля...ый,
авиацио...ый, песча...ый, костя...ой, оси...ый,
обыкнове...ый, ю...ый, багря...ый, румя...ый.
.

13. Упражнения для закрепления выученного материала

4.Спишите, обозначая условия выбора слитного
или раздельного написания не.
(Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный
ответ; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)строгий
человек; (не)мягкий, а твёрдый; совсем (не)удобная
дорога; (не)глубокий овраг; (не)чаянная встреча;
(не)брежный почерк; отнюдь (не)единственное
решение; (не)робкий, а смелый; (не)внимательный
ученик; (не)громкий, но понятный; (не)плохая книга.

Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...