Имя главной героини романа мать. Cочинение «Характеристика Ниловны в романе Горького «Мать

Изучая краткое содержание по главам романа Горького «Мать», можно понять, почему это произведение впервые было издано в США. На автор опубликовал его лишь в 1907–1908 гг., оно имело большие изменения, касающиеся цензуры. Оригинал без изменений русские читатели смогли увидеть уже после .

Вконтакте

История создания

Хотя работа над произведением происходила в середине 1906 года, первые наброски были сделаны еще в 1903. К середине октября из Америки Горький переезжает поближе к Росси и – в Италию, где заканчивает первую редакцию. История создания романа связана с тесным знакомством автора и рабочих-сормовцев. В качестве материала для создания романа «Мать» послужили действия, происходящие на Сормовском заводе, в Нижнем Новгороде.

Он стал свидетелем подготовки к майской демонстрации и суда над ее участниками. Близкое общение с трудовым коллективом предприятия в 1901–1902 гг. позволило Горькому собрать материал, послуживший основанием для создания романа , где главный герой Павел Власов и его друг Андрей Находка переживают аналогичные события.

Важно! Внимание автора уделяется силе протестующего угнетенного класса, называемого пролетариатом. Он отображает его борьбу и в других ранних произведениях. Например, пьеса «Мещане», раскрывающая образ рабочего революционера или «Враги», отображающей события первой русской революции.

Семья главного героя

Образ Павла Власова в романе Горького «Мать» начинается с описания героя в 14-летнем возрасте. Отца главного героя звали Михаил, он был фабричным слесарем, которого недолюбливали коллеги. Грубый, сварливый характер, отражающийся на близких: жена и ребенок периодически избивались. Перед смертью, придя домой с работы, он решил проучить сына, потаскать за волосы. Павел схватил тяжелый молоток – отец побоялся трогать юношу. После инцидента Михаил замкнулся, а когда умер от грыжи, никто не сожалел.

После этого Павел продолжает работать на фабрике. Внезапно он меняется, по праздникам начинает ходить гулять, приносит и читает запрещенную литературу. Матери объясняет свое поведение желанием знать правду, за которую могут отправить на каторгу, посадить в тюрьму.

Каждую субботу в доме героя собираются революционеры. Они занимаются чтением книг, поют запрещенные песни, характеризуют государственный строй, обсуждают жизнь рабочих.

Мать понимает: «социалист» – страшное слово, однако симпатизирует товарищам сына. Ниловне всего 40 лет, но автор описывает ее пожилой женщиной, сломленной тяжелым беспросветным бытом, сложной судьбой.

Развитие сюжета

Максим Горький в романе «Мать» раскрыл материнскую любовь Ниловны : она сближается с друзьями сына, при этом отношения с Павлом становятся лучше. Среди гостей, посещающих дом, автор выделяет нескольких:

  • Наташа – молодая девушка из богатой семьи, оставившая родителей, приехавшая работать учительницей;
  • Николай Иванович – начитанный, умный мужчина, всегда может найти интересную тему и рассказать рабочим;
  • Сашенька – дочь помещика, ушедшая из семьи ради идеи;
  • Андрей Находка – молодой человек, выросший сиротой.

Пересказ краткого содержания романа Горького «Мать» раскрывает жизнь революционеров. Ниловна чувствует, что Павел и Сашенька любят друг друга , однако, для блага революции, молодежь отказывается создавать семью, так как это может отвлечь от важного дела. Андрей Находка понимает, что такое материнская любовь: хозяйка дома относится к нему как к родному. Вскоре Власовы приглашают его жить с ними, и тот соглашается.

Раскрутка сюжета и очередное представление образа Павла Михайловича Власова в романе Горького «Мать» начинается эпизодом, называющимся «болотная копейка» . Краткое содержание заключается в следующем: руководство фабрики облагает и без того небольшую зарплату рабочих дополнительным побором. Предназначаться он будет для обживания болотных земель, расположенных неподалеку от стен предприятия. Главный герой решает уделить этому внимание и пишет заметку в городскую газету. Отнести текст в редакцию вызывается мать изменника. Сам он в это время возглавляет митинг, проходящий на заводе. Однако директор с первого слова успокаивает толпу и отправляет всех по рабочим местам. Павел понимает, что люди не доверяют ему из-за юного возраста. Ночью жандармы уводят Павла в тюрьму.

Мать изменника

О чем произведение Горького «Мать», становится ясно по первым главам. Главная проблематика заключается в раскрытии образа и духа рабочих, борющихся против действующей власти и поборов. После прочтения романа имя, которым звали мать главного героя, вряд ли бы запомнилось, если бы не последующие события, в которых она оказывается на первом плане сюжета романа. Постепенно анализируя смысл книги по главам, мотивация поступков пожилой женщины становится ясна: это материнская любовь.

Сразу после ареста к Ниловне приходит товарищ сына и просит оказать помощь. Дело в том, что всего арестовано 50 человек, но доказать непричастность к митингу можно только продолжением распространения листовок . Мать изменника сына соглашается носить бумаги на завод. Она начинает доставлять на фабрику обеды для рабочих, которые готовит знакомая женщина, пользуется она тем, что старуху не обыскивают. Через некоторое время главные герои, Андрей Находка и Павел Власов, освобождаются.

Внимание! В романе Максима Горького «Мать» образ главных героев изображен так, что после выхода из тюрьмы они не пугаются, а продолжают заниматься подпольной деятельностью.

Снова арест

Рабочие готовятся к празднику Первое мая. Планируется пройти шествием по улицам города и произнести речь на заводской площади. Павел не может ни о чем думать, кроме того, что возглавит шествие, неся в руках красное знамя свободы.

Однако жандармы и солдаты перегораживают демонстрантам путь и разгоняют процессию. Многие оказываются за решеткой , и Власов среди них.

Ниловна присутствовала при аресте сына, она все видела. Тот, кто написал «Мать», прекрасно понимал, что творится в материнском сердце. Дальнейшее развитие событий характеризуется спонтанными и необдуманными действиями пожилой женщины: она поднимает обрывок знамени, которое нес ее единственный сын, и уносит домой.

После описанных событий старуху забирает Николай Иванович (такие условия между ним, Андреем и Павлом были оговорены заранее). В сердце матери горит пламя желания лучшей жизни и одновременной обиды за судьбу сына, поэтому она ведет активную подпольную деятельность :

  • разносит подпольные книги, журналы;
  • беседует с людьми, слушает рассказы;
  • убеждает их присоединиться.

Путешествуя по губернии, Ниловна видит, как бедно живет простой народ, не имеющий возможности пользоваться огромными богатствами родной земли. Возвращаясь обратно, мать спешит на свидание с Павлом. Друзья переживают за лучшего товарища, пытаются устроить побег, инициатором которого становится Сашенька. Герой отказывается от помощи, объясняя свои действия желанием выступить с речью перед судом.

На суде

Максим Горький написал о суде Павла как о печальной картине прошедшего времени: речи адвоката, судьи, прокурора воспринимаются как одна. Слова Павла Власова прозвучали громко и смело. Он не стал говорить слов оправдания, молодой человек пытался объяснить находящимся, кто они – люди нового времени . Хотя их называют бунтовщиками – они социалисты. Лозунг состоит из простых, понятных слов:

  • Власть народу!
  • Средства производства – народу!
  • Труд – обязателен для всех граждан!

Судья негативно отнесся к заявлениям молодого революционера и выносит приговор: «Все задержанные высылаются на поселение в Сибирь». Мать скептично относится к приговору для сына, осознавая решение суда лишь спустя некоторое время. Ниловна не верит в возможность разлучения с единственным Павлом на долгие годы.

Проблематика романа Горького «Мать» затрагивает последние главы произведения. Суд выносит приговор: обвиняемые ссылаются на поселение. Сашенька собирается ехать следом за возлюбленным, Ниловна планирует приехать, если у сына появятся внуки.

Однако во время перевозки напечатанной судебной речи Павла в соседний город пожилая женщина узнает во взгляде молодого человека знакомые черты.

Он присутствовал в здании суда, рядом с тюрьмой. Парень шепчет сторожу, тот подходит к матери, называет ее воровкой. Последняя, в свою очередь, называет обвинение ложью, протягивая окружающим листовки с речью сына. Подоспевший жандарм хватает женщину за горло, в ответ слышится хрип и восклицания людей, видящих это зрелище.

Постепенно следуя по главам, женщина не осознает: из обычной матери, сын которой находится в заключении, она превратилась в мать изменника. Краткое содержание сюжета произведения не позволяет полностью окунуться в круговорот проблем, нахлынувших на простую русскую героиню. Проблематика романа Горького «Мать» затрагивает широкую популярность революционных идей среди рабочего класса .

В качестве изображенного предмета автор показывает жизнь обычного человека, становящегося личностью, способного думать и размышлять. Произведение является социально-политической книгой, толкающей на выявление перспективной идеи зарождения упорной борьбы с угнетающим классом.

Краткое изложение романа Горького «Мать»

Разбор романа Максима Горького «Мать»

Вывод

Отдельно следует упомянуть, что главные герои романа Горького «Мать» были придуманы после знакомства с революционерами, из-за которого автору пришлось эмингрировать в Америку. Значение романа заключается в том, что автор писал для миллионов , он старался сделать так, чтобы его произведения были просты и понятны. Но, несмотря на это, после того как роман был написан и издан, Горький не был доволен своим произведением, так же, как и многими другими.

Появление романа М. Горького «Мать» вызвало острую полемику в критике. В журнале «Русская мысль» была опубликована статья Д. Философова «Конец Горького». Критик отмечал неубедительность художественного образа главной героини – Пелагеи Ниловны. Писатель возразил - и не из авторского самолюбия, как писал он сам, но ссылаясь на реальные прототипы повести - Петра Заломова, осужденного в 1902 году за первомайскую демонстрацию в Сормове, и его мать Анну Кирилловну Заломову, которая включилась в революционную борьбу вместе с сыном.

Роман М. Горького построен таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман «Мать» - это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении - наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было начать жить по-другому. Она много выстрадала и ко многому привыкла. Бедность, пьяный и грубый муж, но «все так живут». В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую женщину. Она учит сына сторониться людей, ибо они «ненавидят друг друга». В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей.

Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду и видит людей веры и самопожертвования, преданных делу будущего. Сначала она потрясена их неверием в Бога, она чувствует, что многого не понимает, но она все преодолеет силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном.

Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенного в своей правоте. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа.

Таким образом, смысл заглавия «Мать» расширился, приобретая значение символа.

Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!»

На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу. Писатель показывает возрождение Ниловны, рисуя тип человека из народных глубин: «Казалось, тысячи жизней говорят ее устами».

Велика заслуга Горького, создавшего в романе «Мать» образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы. В романе Горький создает образ женщины-революционерки, для которой все борцы за правду - ее дети.

    Действие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их...

    Роман М.Горького "Мать" - одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На его страницах перед нами предстает русское революционное движение, как движение народных масс, героических в своем порыве. Роман...

  1. Новое!

    В центре повествования - мать Павла Власова Пелагея Ниловна. Произведение построено таким образом, ҹто Ниловна является уҹастником или свидетелем всех описанных событий. Если роман "мать" - это произведение о муҹительном...

  2. В 1909 году М. Горький записывает: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не Павла Власова в качестве...

Люди, изображенные в романе «Мать», разделены на два лагеря, до конца враждебных друг другу. Они стоят на противоположных сторонах баррикады классовой борьбы: с одной стороны - рабочие, революционная интеллигенция, пришедшая к рабочему классу и при-несшая ему революционную теорию марксизма, крестьянство, организуемое рабочим классом и объединяющееся с ним для борьбы; с другой стороны - представители господствующих, эксплуататорских классов: директор фабрики, лавочники, жандармский офицер, издевающийся над матерью, становой пристав, избивающий Рыбина, судьи, защищающие власть фабрикантов. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Павла Власова в романе Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Они все вместе противостоят революции, полны ненависти к ней, стремятся задушить ее в самом зародыше.

В борьбе за освобождение крепнут и растут лучшие черты человеческого характера. Сжато и сильно рисует Горький этот рост рабочего человека вместе с ростом революционного движения.

Каждый образ, связанный с рабочей средой, выполняет в романе свою особую роль, имеет свое особое значение. Отец Павла Власова принадлежит к наиболее отсталым представителям старшего поколения рабочих. Он сломлен жестокой капиталистической эксплуатацией, которая высосала из него все жизненные силы. Представительница этого поколения и Ниловна - мать Павла. Лишь связь с революционной молодежью, пример сына помогают ей найти подлинную цель жизни, присоединиться к делу борьбы за ее переустрой-ство.

Любовно рисует Горький образы самоотверженных революционеров- Павла Власова и его товарищей по борьбе: рабочих Андрея Находку, Самойлова, Сизова, Николая Весовщикова и многих других.

Рабочий революционный кружок, участниками которого были Павел Власов, Андрей Находка, Сизов и другие рабочие, ставил большие политические задачи. Горький его явно противопоставляет распространенным в конце 90-х годов социал-демократическим кружкам, на которых сказывалось буржуазное влияние «экономизма». Как и в революционном кружке сормовских рабочих, с которым был связан Горький, работа кружка Павла Власова имела боевой, большевистский характер. Агитация среди крестьянства, расширение револю-ционного влияния на широкие массы рабочих, укрепление связи с руководящими социал-демократическими подпольными организациями, листовки, выпускаемые не только с целью борьбы против злоупотреблений на фабрике, но и против всей системы капитализма и самодержавия, изучение революционного движения за рубежом - все это говорит о политических революционных задачах, которые ставил перед собой рабочий кружок, изображенный в романе «Мать».

Павел Власов - представитель нового поколения рабочих. Простой рабочий паренек, мечты которого ограничены хорошей одеждой, воскресными развлечениями в кругу товарищей, - таков Павел в начале романа. Но знакомство с идеями социализма преображает его, открывает высокую цель - служение народу. Эта цель будит все силы его могучего духа.

Первая неудавшаяся попытка в деле с «болотной копейкой» поднять рабочих против «хозяев» не разочаровывает Павла ни в правоте своего дела, ни в силах рабочих и в их способности к борьбе. Он приходит домой «сумрачный, усталый, странно обеспокоенный». Ему обидно не за рабочих, а за себя. «Не поверили мне, не пошли за моей правдой, - значит - не умел я сказать ее!..» - говорит он матери. А когда мать, желая утешить, тихонько сказала: «Ты - погоди! Сегодня не поняли - завтра поймут...», он с глубоким убеждением восклицает: «Должны понять!»

Глубокая уверенность в правоте своего дела, целеустремленность всей жизни к борьбе за правое дело, убежденность в конечной победе - наиболее характерные черты Павла Власова.

Когда солдаты, присланные для разгона и подавления первомайской демонстрации, возглавленной Павлом, двинулись на толпу, он с глубоким убеждением восклицает: «Товарищи!.. Солдаты такие же люди, как мы. Они не будут бить нас. За что бить? За то, что мы несем правду, нужную всем? Ведь эта правда и для них нужна. Пока они не понимают этого, но уже близко время, когда и они станут рядом с нами, когда они пойдут не под знаменем грабехсей и убийств, а под нашим знаменем свободы. И для того, чтобы она поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. Вперед, товарищи! Всегда - вперед!»

Вся жизнь Павла - движение вперед трудным путем революционной борьбы. Он знает, чем грозит ему вступление на этот путь. Он готов отказаться от личного счастья, он предупреждает мать, что впереди его ждет тюрьма, быть может и смерть.

Готовясь к демонстрации, Павел решает сам нести знамя. На предложение уступить другому это право он отвечает решительным «нет!» Во время демонстрации Андрей Находка выходит вперед, чтобы заслонить своим телом идущего со знаменем Павла от солдатских штыков, но Павел бросает ему: «Рядом! Не имеешь права! Впереди - знамя!»

Павел Власов - человек огромной внутренней красоты и силы; мужество, воля, благородство, способность к подвигу - все эти лучшие человеческие качества у Павла и его товарищей подчинены самой высокой цели - служению родному народу. Они находят выс-шее счастье в самоотверженной революционной борьбе.

Среди товарищей Павла Горький показывает различных по уровню развития и стойкости в борьбе рабочих.

Андрею Находке не хватает воли и собранности Павла, он не до конца осознал всю суровость тех испытаний, которым должен подвергнуть себя всякий вступивший на путь революции. Николай Весовщиков - молодой рабочий, только что пришедший в ряды борцов за революцию. В нем еще нет партийной дисциплинированности, он способен на анархические, необдуманные поступки, которые могут вредить общему делу. Партийное руководство со стороны таких стойких и выдержанных революционеров, как Павел Власов, помогает ему стать настоящим бойцом революции.

О времени, когда развертываются события романа, В. И. Ленин писал: «Мы переживаем крайне важный момент в истории русского рабочего движения... Последние годы характеризуются поразительно быстрым распространением социал-демократических идей среди нашей интеллигенции, а навстречу этому течению общественной мысли идет самостоятельно возникшее движение промышленного пролетариата, который начинает объединяться и бороться против своих угнетателей, начинает с жадностью стремиться к социализму».

На живом примере деятельности Павла, его товарищей и идущих рука об руку с ними Саши; Наташи, Николая Ивановича и Софьи Горький осветил в своем романе эту важную сторону революционного движения и показал связь рабочих с революционной интеллигенцией, которая несла в рабочую массу учение Маркса.

В романе отразились различные моменты революционной борьбы рабочего класса: подпольная работа (кружки самообразования, печатание и распространение прокламаций, нелегальных изданий, конспиративные собрания, революционная пропаганда в деревне, среди крестьян), использование экономических столкновений рабочих с предпринимателями для политической борьбы (выступление против сбора «болотной копейки»), призыв к стачке, организация демонстраций, использование царского суда как трибуны для революционной пропаганды.

В романе отчетливо показана руководящая роль партии в рабочем движении. В Павле Власове и его товарищах, в Егоре Ивановиче и Софье мы видим большевиков - по их поведению, по тому, как разрешают они важнейшие вопросы руководства революционным движением рабочих и крестьян. В освещении этих вопросов в романе прежде всего сказалась большевистская позиция самого Горького.

По-большевистски решен в романе очень важный вопрос об участии и роли крестьянства в назревшей революции. Ленин в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) писал: «Последовательным борцом за демократизм может быть только пролетариат. Победоносным борцом за демократизм он может оказаться лишь при том условии, если к его революционной борьбе присоединится Масса крестьянства».

Горький в романе «Мать» раскрыл, что рабочее движение оказывает свое влияние и на крестьянство. В ряде образов крестьян - Рыбина, Игната, Ефима, Савелия, Татьяны, Степана и Петра Рябинина - изображена растущая в крестьянстве сила сопротивления угнетателям.

Характерно отношение крестьян к избиению Рыбина становым приставом: «Толпа враждебно загудела, закачалась, надвигаясь на станового, он заметил это, отскочил и выхватил шашку из ножен. «Вы так? Бунтовать? A-а?.. Вот оно что?..» - кричит пристав. Вместо арестованного Рыбина агитационную литературу у Ниловны забирает Петр Рябинин. «Книжки нам требуются... Место всему найдем!.. Случай так сказать, удивительный!.. - говорит он. - В одном месте порвалось, в другом захлестнулось! Ничего! Л газета, мамаша, хорошая, и дело свое она делает - протирает глаза!»

В своем романе Горький говорил о неудержимом росте в народе солидарности с рабочим классом. Безмолвное сочувствие видит Ниловна в глазах людей, окруживших ее плотным кольцом в момент ареста: «...глаза ее не угасали и видели много других глаз - они горели знакомым ей смелым, острым огнем - родным ее сердцу огнем». И призывно звучат слова матери, обращенные к собравшемуся народу: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!»

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Павла Власова в романе Мать – художественный анализ. Горький Алексей Максимович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Роман Горького был опубликован в 1907 году, когда после поражения первой русской революции в стране наступила реакция, свирепствовал жестокий черносотенный Подъем революционного движения в начале 900-х годов, героические события 1905 года дали Горькому чрезвычайно богатый материал для создания революционного романа. Революционное Роман «Мать» сыграл огромную роль в истории русского революционного рабочего движения; он стал настольной книгой и для революционеров всего мира,
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Сочинение

Роман Горького называется «Мать», и уже это говорит о том, что Ниловна является, наряду с Павлом, его центральным персонажем. Если «Мать» - это во многом произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном процессе превращения человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении - наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны к новому сложен и противоречив. Человеку, тем более женщине, испытывавшей особенно тяжелый гнет, прожившей большую часть жизни в страхе и покорности, не так просто было понять правду новых людей, не так просто было освободиться от старого. В образе Ниловны показано сложное взаимосплетение разноречивых чувств и стремлений. Едва ли не главную роль, особенно в первой части романа, играет преодоление старых представлений - веры в бога, неверия в людей и страха перед ними. Ибо прошлое учило её, что люди ненавидят друг друга, во всяком случае - должны ненавидеть, по законам собственнического мира. Страх перед людьми стал для нее привычным чувством. И только иные люди - не такие, каких знала до сих пор мать,- смогли привить ей иные чувства, иную веру.

Узнав товарищей Павла, Ниловна задумалась над тем, что они говорили, «и привыкла соглашаться с их мыслями». Но это лишь первые шаги по новой, непроторенной дороге. Соглашаясь, она еще «в глубине души не верила, что они могут перестроить жизнь по-новому и что хватит у них силы привлечь на свой огонь рабочий народ». Но вот она увидела, какое беспокойство у властей вызвали листовки, которые распространял Павел и его друзья, и к опасению матери за участь сына прибавилась гордость за него. И это уже не только материнское чувство.

Слушая речь Павла на митинге по поводу «болотной копейки», наблюдая уважительное отношение к нему со стороны рабочих, мать постепенно стала привыкать к мысли, что эти смелые люди сумеют сплотить вокруг себя рабочий народ. И опять же - не простым материнским утешением были слова Ниловны подавленному неудачей Павлу: «Сегодня не поняли - завтра поймут».

После ареста Павла, доставляя на фабрику листовки, Ниловна увидела, с какой жадностью читают рабочие горячее слово правды. Она все чаще слышит от простых людей пугавшие её когда-то слова - «бунт», «социалисты», «политика», и вера её в революционеров окрепла, более того - она слилась с верой в народ. Одновременно, поверив в народ и его руководителей, Ниловна окончательно поверила в возможность победы революции. Это открытие преобразило её.

И вот на первомайской демонстрации она - рядом с сыном. Писатель фиксирует внимание на очень важной зрительной детали: мать неотрывно смотрит? на Павла и знамя над ним, с гордостью говорит: «Который несет знамя - это мой сын!» Кажется, что в этот момент она ничего не видит - только знамя революции и рядом с ним - сына. А после разгона демонстрации Ниловна поднимает обломок древка с лоскутом красного знамени и уносит с поля боя. И люди, «повинуясь неясной силе, тянувшей их за матерью, не торопясь шли за нею». В этой символической сцене, завершающей первую часть романа, мать предстает как соратница революционеров, поднявшая уроненное в бою знамя.

Деление романа на две части во многом связано с духовным ростом Ниловны, и это не противоречит сказанному выше: ведь в образе матери раскрыто обновление всего народа революцией. Если в конце первой части Ниловна еще верит в Христа, то уже в первой главе второй части Горький рассказывает о символическом сне матери, который раскрыл ей глаза на попов и церковь. Поп во сне Ниловны предстал как охранитель старых порядков, она видела его рядом с солдатами, направившими на нее штыки. И, проснувшись, она первый раз в жизни не помолилась. Хорошо передано психологическое состояние женщины, которая освободилась не от простого, а от духовного бремени: «в сердце было пусто». Если б Горький сказал - «легко», это было б фальшью, ибо для Пелагеи Ниловны нелегко расстаться с религией, потому она и почувствовала пустоту.

Как видим, духовный перелом произошел не скоро, процесс преодоления старого был длительным и трудным, но с этого момента Ниловна окончательно связала свою судьбу с соратниками Павла. Она непосредственно включается в революционную борьбу, через нее осуществляется связь с деревней. От той ‘; робкой, запуганной женщины, которая даже ходила боком, какой показана Ниловна в начале романа, не осталось и следа. Апофеозом матери-революционерки явилась её предельно лаконичная, страстная речь на вокзале во время ареста - призыв к народу объединиться для решительной схватки с царизмом.

Образ Ниловны - большая удача Горького. Можно без преувеличения сказать, что вся мировая литература даже попытки не делала показать такой колоссальный духовный рост простой женщины. Лишь после горьковского романа мы увидели подобное у М. Андерсена-Нексе, А. Зегерс, Ж. Амаду и других писателей. Горький увидел такую женщину в гуще народа и раскрыл её характер как символ воскресения народной массы. Не так просто было заметить таких людей среди женщин, тем более не просто было показать Ниловну как типическое явление. Даже критик-большевик В. Боровский подверг сомнению не только революционность Ниловны, но и само существование таких матерей, обнаружив во взгляде на роман Горького понимание типического как массовидного, сформировавшегося. (Заметим, что в статье о Бунине (1911), размышляя о герое «Деревни» Тихоне Красове, Боровский правильно трактовал проблему художественного обобщения). В статье «Максим Горький» (1910) критик писал: «Возрождение Ниловны и вся её деятельность определяется всецело и исключительно любовью к сыну» ‘. На этом основании Боровский отказывается считать Ниловну революционеркой, рассматривая её только как мать, и этим объясняет даже неудачу (!?) романа: «…центр внимания переносится с действительных непосредственных деятелей на деятеля посредственного»

Действительно, Ниловна вступила в борьбу из любви к сыну. Это был первый стимул. Но вскоре самым важным становится для нее дело Павла и его товарищей, дело всего народа. Иногда первым толчком к революционной деятельности Ниловны считают арест сына. Однако мы уже видели, что еще до ареста Павла она становится его помощником, еще до ареста она увидела его правду. Непосредственно к «делу» Ниловна приобщается как боец, заменивший выбывшего из строя, хотя и вступила она на этот путь с естественной для новичка, тем более женщины, робостью и неуверенностью.

Горький в своих произведениях часто прибегает к приему лейтмотивов. В раскрытии духовного мира Ниловны этот прием использован особенно интересно. Обращение писателя к одному и тому же слову, описание одного и того же чувства матери на разных этапах её пути помогает показать внутреннее движение характера, поскольку чувство приобретает новое содержание, слово наполняется новым смыслом.

Одним из лейтмотивов в изображении Ниловны является мотив страха и его преодоления. И вот присмотритесь - что происходит с робкой женщиной по мере приобщения к делу сына. Вначале она всего боялась, «всю жизнь в страхе жила», её привычным состоянием было «тревожное ожидание побоев», поэтому всегда была напряжена, двигалась как-то боком… И вот - первый новый порыв. Мать узнает, что Павел включился в борьбу: «Она выпрямилась, насторожилась, ожидая чего-то важного», и «ей стало страшно - за сына». Но тут же к чувству страха присоединяется чувство гордости. А вскоре новое содержание приобретает и чувство страха - писатель все чаще употребляет слово «тревога».

Итак, страх за сына трансформируется в тревогу за сына, за его товарищей, за общее дело. Страх же перед врагами сменяется чувством презрения к ним. Особенно хорошо чувства матери переданы в сцене суда. В Павле и его соратниках по партии Ниловна увидела подлинную жизнь, духовное здоровье. Те же, кто судил, воспринимаются ею как мертвецы, и она испытывает к ним омерзение. Именно после суда она делает важный для себя итог: «Теперь уж - не страшно…»

Другие сочинения по этому произведению

Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" - реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать»

Сочинение


Герои этого романа - представители новой исторической силы - рабочего класса, вступившего в решающую фазу борьбы со старым миром во имя создания социалистического общества. «Мать» - роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной несправедличым строем, убожеством окружающей жизни. Раскрыть эту тему можно было бы особенно широко и убедительно именно на примере такого человека, как Ниловна. Это женщина, на которой вымещает свои бесчисленные обиды муж, и к тому же она мать, живущая в вечной тревоге за сына.

Хотя ей только сорок лет, она уже чувствует себя старухой. Рано почувствовала себя старой, не испытав по-настоящему ни радостей в детстве, ни светлых мгновений в юности, вообще не ощутив приветности, благодати жизни. Мудрость приходит к ней, в сущности, после сорока лет, когда перед нею впервые открывается смысл человеческого существования, собственное предназначение, красота родной земли.

В той или иной форме такое духовное воскрешение переживают многие герои романа. «Человека надо обновить», - говорит Рыбин. Если грязь появится сверху, ее можно смыть, а как же изнутри очистить человека? И вот оказывается, что борьба за справедливость способна очистить и обновить души людей. Железный человек, Павел Власов постепенно освобождается от излишней суровости и от боязни дать выход своим чувствам, особенно чувству любви; его друг Андрей Находка - наоборот, от излишней размягченности; сын воров Весовщиков от недоверия к людям, от убежденности, что все они враги друг другу; связанный своими корнями с крестьянской массой Рыбин - от недоверия к интеллигенции и игнорирования культуры, от взгляда на всех образованных людей как на господ-белоручек.
А все то, что происходит в душах героев, окружающих Ни-ловну, затрагивает, конечно же, и ее душу, но понимание многих обычных вещей ей дается с особым трудом. Она с малых лет приучена к тому, чтобы не доверять людям, опасаться любых их проявлений, скрывать от них свои мысли и чувства.

Она и сына этому учит, увидев, что тот вступил в спор с привычной для всех жизнью: «Только об одном прошу - не говори с людьми без страха! Опасаться надо людей - ненавидят все друг друга!» Дальше Ниловна признается: «Всю жизнь в страхе жила, вся душа обросла страхом!» Много раз охватывал Ниловну липкий страх по всякому поводу, но его все больше и больше заглушали ненависть к врагам и осознание высоких целей борьбы.

Это, пожалуй, даже целая поэма о борьбе со страхом и победе над ним, о том, как человек с воскресшей душой обретает бесстрашие, о втором - духовном - рождении человека, вступившего в борьбу за обновление мира.

Другие сочинения по этому произведению

Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" - реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"... Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать" «Мать» новаторское произведение М. Горький Рождение нового человека в огне революционной борьбы «Мать», как произведение реализма Жизненный путь Ниловны Образ и характеристика Михаила Рыбина в романе «Мать» «Когда человек может назвать мать свою и по духуродной – это редкое счастье»

Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...