История 18 начало 20 века. История России (кратко)

В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий.

Главным центром научной деятельности была академия наук. 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями. Образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г.Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И.Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П.Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»).

В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В.Растрелли в Петербурге и Д.В.Ухтомский в Москве.

М.Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко.


Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

Начало 19 в. стало временем подъема русской культуры. В его основе лежали факторы сближения России с Европой, рост национального самосознания, связанный с событиями 1812 г., возникновение оппозиционных течений в обществе.

В 1802 г. образовано Министерство народного просвещения. Основаны университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Киеве. Открылись высшие специальные учебные заведения, технические инженерные институты и лицеи, в которых готовились государственные чиновники. В России была создана 4-ступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между учебными заведениями различных уровней.

Начало века характеризуется развитием книгопечатания и издательства периодической литературы. В 1850 г. в России издавались общественно-политические и литературные журналы: «Вестник Европы», Чизд. Н.М.Карамзин), «Северный вестник» (изд. Н.С.Глинка), «Телескоп» (изд. Н.И.Надеждин), «Московский телеграф» (изд. Н.А.Полевой), «Отечественные записки» (изд. А.А.Краевский), «Современник» (изд. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов).

Мировое признание получили научные труды русских ученых. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Н.И.Пирогов впервые применил эфирный наркоз в хирургии.

Признанным стилем в русском изобразительном искусстве долгое время оставался классицизм. Однако в 19 в. традиции классицизма стали сочетаться с романтизмом.

В музыке произошла смена идейно-эстетических направлений, шел процесс внедрения народных мелодий и русской национальной тематики. Путь через романтику к реализму прослеживается в произведениях А.С.Даргомыжского. А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, М.И.Глинки.

В архитектуре наступила пора позднего классицизма, проповедующего монументальность, строгость и простоту - Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Большой театр (А.А.Михайлов, О.И.Бове). Архитектор К.А.Тон стал родоначальником русско-византийского стиля (Б.Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя).

В ходе продолжающейся модернизации гуманитарного образования основное внимание обращается на отбор содержательной части учебной дисциплины «История России» («Отечественная история»). Конкурсы на достойные учебники для средней и высшей школы показали, что эта задача решается более или менее удовлетворительно. Однако неразрешенной проблемой до сих пор остается разработанность дидактических подходов и содержаельное оформление учебников.

Предлагаемое пособие включает:

Текстовой материал – по основным темам курса;

Вопросы и задания (1-й уровень) – репродуктивные вопросы, требующие восприятия знаний из только что прочитанных текстов;

Вопросы и задания (2-й уровень) – продуктивные вопросы, требующие самостоятельного обоснования изучаемого материала;

Проблемные задачи (3-й уровень) – теоретические или реальные противоречия, требующие творческого поиска информации прочитанных текстов и приобретенных ранее знаний;

Практические задания, выполнение которых предполагает применение исторического опыта к проблемам современности;

Первоисточники (фрагменты) и вопросы к ним – для подтверждения достоверности и убедительности изучаемого материала;

Стихи (фрагменты) – для усиления эмоционального восприятия исторических сведений;

Сатирические отступления – для придания историческим событиям большей художественности;

Рубрики «Стоит подумать», «Поразмышляем вместе» и т.п. – для активного осмысления в диалоговой форме (читатель – автор) спорных, альтернативных вопросов, возникающих по ходу чтения текста;

Схемы (структурные и логические) и таблицы – для аккумулирования исторических знаний для восприятия и понимания в более доступном виде;

Дефиниции к терминам, несущим высокую смысловую нагрузку (размещены по ходу текста) – с целью непрерывного и осознанного чтения отрезка текста;

Опорные конспекты (условные обозначения-сигналы, отражающие необходимую для усвоения информацию – для обобщения знаний и более эффективного использования зрительной памяти обучаемых и др.

Изложение истории в предлагаемом пособии рассчитано, по замыслу автора, на четыре уровня усвоения и осмысления исторического материала с целью преподавания курса будущими учителями: для учащихся 8–9 классов; учащихся 10–11 классов; изучающих историю по программе гуманитарных школ (классов); студентов. Такой подход и специально разработанная авторская методика учитывают разные уровни образования и обучения, реальные способности обучаемых, цели и задачи изучения и преподавания истории.

Рождение великой империи

§ 1. Первоначало

Петр Великий – первый император России. До него, как вы помните, начиная с Ивана Грозного правители России носили звание «царь».

Петр I был величественен во всем. Почти трехаршинный рост (аршин = 71 см), «целой головой выше любой толпы», недюжинная мощь в руках – ломал подковы и сворачивал в трубки серебряные тарелки, сплющивал между ладонями чаши из серебра, с размаху перерезал ножом кусок сукна на лету, ловко выхватывал из огня щипцами кусок железа весом в несколько пудов (пуд = 16 кг) и без особого напряжения поднимал его на наковальню. Однажды, будучи в Амстердаме (Нидерланды), во время сильного ветра одной рукой остановил ветряную мельницу – так ему захотелось рассмотреть невиданное для России устройство с вращающимися крыльями. Ходил царь быстро, сопровождающие его лица вынуждены были переходить на бег, имел страсть к бешеным скачкам на двуколке. Не любил чванство (тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь) и почитания «восточного» типа: запретил падать перед ним на землю или на колени, приказал просто кланяться при встрече.

«Царь, а, пойди же ты, освоил 14 рабочих ремесел!» (Такое заключение сделали немецкие принцессы после встреч с ним.) Как заправский плотник, столяр, токарь владел топором, долотом, пилой, токарным станком. Успехи в ремеслах и отсутствие таковых у его окружения поселили в нем уверенность, что теперь он способен делать все. Петр даже считал себя хорошим стоматологом и занимался зубоврачебной практикой. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами – памятник его личного стамотологического действа.

Петр работал, любил, ненавидел – все горячо, без остатка, до дна. Эта страсть распространялась и на его веселье. Он был хлебосол, но порой для многих его угощение становилось «хуже демьяновой ухи». Не будучи пьяницей, царь заставлял некоторых сановников и иноземцев пить «до усмерти». Установил, чтобы на ассамблеях (балах, общественных собраниях) от спиртных напитков не отказывались даже дамы – на западный манер. По словам историка В.О. Ключевского, «в тот век пили много везде в Европе, не меньше, чем теперь, а в высших кругах, особенно придворных, пожалуй, даже больше. Петербургский двор не отставал от своих заграничных образцов». В Англии, к примеру, чтобы побороть пьянство, уже тогда было создано движение за трезвость.

Петр был неприхотлив и прост в бытовой жизни. Царская прислуга, в 10–12 дворян, у многих вельмож вызывала, молчаливо, конечно, презрение малым числом, не знатностью («худородностью») и мизерным для царского уровня жалованьем – на всех 1000 руб. в год. Общие расходы двора не превышали 60 000 руб. в год, в то время как до него эта сумма выливалась в сотни тысяч руб., а после него – в миллионы и десятки миллионов.

Судьбой первому императору России было отведено всего около 53 лет жизни. С его могучим организмом он мог бы жить и нести пользу Отечеству еще долгие годы, но перенапряжение умственных и физических сил и некоторые излишества в повседневной жизни постепенно разрушали его здоровье. Петр болел, и не особо доверяя врачам, сам лечил себя такими чудовищными, но, по его мнению, чудодейственными препаратами, что и в фантастических видениях могут явиться далеко не каждому – потреблением мокриц, червей и им подобных тварей. Окончательно государь слег осенью 1724 г., после одного случая. Русский бот в море сел на мель. Петр бросился в ледяную воду и, стоя в ней по пояс, помогал спасать солдат, в результате чего сильно простудился.

От телесных болезней Петр мучился гораздо меньше, чем от рано постигших его болей души. Всю жизнь без остатка он положил на алтарь Отечества, от чего безмерно утомился. Особенно горько было сознавать, что у него совсем мало оказалось единомышленников, искренне радеющих за судьбу России. Царь порой бился, как рыба об лед, а многие замыслы, малые и великие, так и не переросли в желаемые преобразования, поскольку их исполнение на всех уровнях шло ни шатко, ни валко, а многому откровенно чинились всевозможные препятствия.

Через три месяца после описанного происшествия Петр Великий скончался.

Кончина Петра I в католической Европе была встречена не везде по-христиански. Датчане, к примеру, забыв о милосердии, радовались, многие бурно отмечали это событие. Посол России в Дании А.П. Бестужев-Рюмин с обидой докладывал в Петербург: «Генерально все здесь о том великую радость восприняли»; не только знатные, но и «все подлые с радости опилися было». Кощунствуя, так они мстили покойному царю, поскольку при жизни он отменил незаконные пошлины при прохождении русских кораблей через их проливы, поддерживал политических противников Дании, выдал дочь Анну Петровну за Карла Фридриха, чье владение было захвачено Данией и на этой основе возникли новые противоречия и т.д.

В некоторых странах Запада сознательно вводили в заблуждение своих граждан: открыто писали, что Петр умер не своею смертью, его будто бы отравила жена Екатерина.

XVIII столетие в мировой истории - это время больших изменений в социально-общественном устройстве и мировоззрении. Неслучайно его называют «веком просвещения». Идеи Дидро, Руссо, Радищева и Вольтера способствовали утверждению духа свободолюбия, побуждали к борьбе с религиозной косностью и догматизмом.

Новые веяния стали ощутимы в культурной жизни всех европейских стран. Образование, наука, философия, искусство несли на себе отпечаток идей просветителей. Культура России 18 века также переживала небывалый подъем, обусловленный несколькими факторами.

Этапы развития

В исторической науке культуру Московского царства принято называть «древней» или «средневековой». Петровские реформы и создание Российской империи коренным образом изменили не только общественно-политическое устройство русского государства, но и его культурную жизнь.

На рубеже XVII-XVIII веков ослабло влияние православной церкви, до этого старавшейся оградить страну от «еретического» воздействия Запада. Поэтому развитие культуры 18 века в России шло уже по общеевропейскому пути. Одним из самых больших достижение этого периода стало появление светского искусства, никак не связанного с церковным мировоззрением.

В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:

  1. Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
  2. 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
  3. Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).

Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.

Достижения в сфере просвещения

На развитие культуры России в 18 веке огромное влияние оказали перемены в области образования, заботу о котором Петр I возвел в ранг государственной политики. С этой целью в годы его правления были открыты новые учебные заведения:

  • навигацкая школа;
  • артиллерийская;
  • медицинская;
  • инженерная;
  • горнозаводские училища на Урале;
  • цифирные школы, где обучались дети подьячих и дворян.

Приемники царя-реформатора продолжили его дело, учредив таким образом Шляхетский и Пажеский корпуса, Смольный институт, Академию наук и Московский университет. К концу столетия в России уже насчитывалось 550 учебных заведений. Свой вклад в дело просвещения внесла и первая газета «Куранты», а затем «Ведомости». Кроме того, в стране возникло книгоиздательское дело, и благодаря просветителю Новикову Н. появились первые библиотеки и книжные лавки.

Научная деятельность и изобретательство

Среди российских ученых поначалу преобладали приглашенные из-за рубежа специалисты. Однако уже в 1745 г. на должность профессора Академии наук был избран Ломоносов, а в последующие годы ряды русских академиков пополнили Крашенинников С., Лепехин И., Румовский С. и др. Эти ученые оставили заметный след в развитии:

  • химии;
  • географии;
  • биологии;
  • истории;
  • картографии;
  • физики и других отраслей научных знаний.

Изобретатели также внесли огромный вклад в историю культуры России 18 века. Например, Никонов Е. создал водолазный костюм и примитивную подводную лодку. Нартов А. разработал новую технологию чеканки монет и изобрел токарный станок, а также машину для сверления пушечных дул.

От барокко до реализма

В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.

Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.

К достижениям в области литературы следует отнести:

  • появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
  • упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
  • написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).

В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.

Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма - стиля, получившего развитие в следующем столетии.

На смену иконописи

До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры. Основоположником русской живописи считается Лосенко А. Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.

В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:

  • Левицкий Д.
  • Боровиковский В.
  • Антропов А.
  • Рокотов Ф.

В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.

В камне и металле

Отход изобразительного искусства от церковного догматизма дал невероятный толчок развитию ваяния. В этой области культура России 18-19 веков достигла высот мирового уровня. Античные статуи украшали парки и сады Петербурга, фонтаны - дворцовые комплексы, лепнины и рельефы - рациональную простоту фасадов.

Именно в России полностью проявился многогранный талант Растрелли К. Среди его творений, дошедших до нас, стоит упомянуть парадные бюсты, статую Анны Иоанновны и памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком. Наряду с Растрелли творил и русский скульптор Зарудный Иван.

Со второй половины 18 столетия ваяние в России стало еще более востребованным, как того и требовал стиль барокко. Скульптурами изобиловали фасады дворцов, общественных зданий, а рельефы активно использовались для украшения их интерьеров. Как и в живописи, в ваянии того периода активно развивался портретный жанр, в который внесли большой вклад почти все талантливые русские скульпторы:

  • Шубин Ф.
  • Гордеев Ф.
  • Прокофьев И.
  • Козловский М.
  • Щедрин Ф.
  • Мартос И.

Разумеется, одним из самых выдающихся достижений русской скульптуры 18 века стало создание «Медного всадника» по поручению императрицы Екатерины Второй.

Театральные подмостки

Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.

При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера - ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.

С музыкой связано появление театра и русской оперы, первая из которых «Цефал и Прокрис» была поставлена в 1755 г. Но самым выдающимся произведением той эпохи искусствоведы считают оперу «Орфей и Эвридика» композитора Фомина Е. Кроме него, музыку сочиняли:

  • Березовский М.
  • Хандошкин И.
  • Бортнянский Д.
  • Пашкевич В. и др.

В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра - предшественника известного на весь мир Большого театра.

Русское барокко и классицизм

В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.

Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.

Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля - классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:

  • Троицкий и Князь-Владимирский соборы.
  • Здания Академии наук и Смольного института.
  • Александровский и Пеллинский дворцы.

Итоги

Конечно, кратко о культуре России в 18 веке и ее достижениях очень сложно говорить, настолько они многогранны и многочисленны. Но все-таки невозможно спорить с тем, что это было время великого перелома, чему в немалой степени способствовали петровские реформы. Влияние западного искусства, позволившего русской культуре стать светской, расширив сферу духовной деятельности, предопределило направления ее развития в следующем веке.

Страница 1 из 2

Наиболее полная справочная таблица основные даты и события истории России 19 век. Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события России 19 век

Присоединение Картли-Кахетинского царства к России

1801, 11 мар.

Дворцовый переворот. Убийство императора Павла I

Царствование императора Александра I

Учреждение Негласного комитета для подготовки реформ, состоявшего из «молодых друзей» императора

Министерская реформа. Замена коллегий министерствами. Учреждение Комитета министров

Основание Дерптского университета

1803, 20 фев.

Указ о «вольных хлебопашцах»

Присоединение Мегрелии (Мингрелии), Имертии, Гурии и Гянджинского ханства к России

Первое русское кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева»

Основание Казанского университета. Принятие единого университетского устава; введение автономии университетов

Русско-персидская война

Указы, запрещающие работорговлю на Кавказе

Основание Харьковского университета. Основание Московского общества испытателей природы

Участие России в 3-й и 4-й коалиционных войнах против Франции

Поражение русско-австрийских войск в сражении с французскими войсками под Аустерлицем

Постройка российских фортов на Аляске и в Калифорнии

Русско-турецкая война

(7 – 8 фев.)

Сражение русских и французских войск при Прёйсиш-Эйлау

Поражение русских войск в сражении с французскими войсками под Фридландом

Свидание Александра I с Наполеоном в Тильзите. Тильзитский мир между Россией и Францией: признание Россией всех завоеваний Наполеона, обязательство присоединиться к континентальной блокаде против Великобритании

Назначение М. М. Сперанского главой Комиссии о составлении законов

Основание Сибирского казачьего войска

Русско-шведская война. Присоединение (по Фридрихсгамскому миру, подписанному в сентябре 1809) Финляндии к России

Созыв императором Александром I Боргосского сейма представителей финляндских сословий. Образование Великого княжества Финляндского в составе Российской империи

Проект реформ М. М. Сперанского, предусматривавший постепенный переход к монархии конституционного типа

Запрещение помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь (действовало до 1822)

Учреждение государственного совета (с совещательными функциями)

Начало организации военных поселений

Присоединение Абхазии

Открытие Царскосельского лицея

Бухарестский мир между Россией и Турцией. Присоединение Бессарабии к России

Вторжение «Великой армии» Наполеона в Россию. Начало Отечественной войны русского народа

Смоленское сражение. Соединение армий М. Б. Барклая-де-Толли и П. И. Багратиона

Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армией

Бородинское сражение

Военный совет в Филях (близ Москвы). Решение о сдаче Москвы

Вступление войск Наполеона в Москву. Начало Московского пожара

1812, сен. – окт.

Тарутинский маневр Кутузова

Отступление Наполеона из Москвы

Победа русских войск в сражении с корпусом И. Мюрата под Тарутином

Сражение под Малоярославцем

Разгром остатков «Великой армии» Наполеона при переправе через р. Березина

Заграничные походы русской армии в Европу

Победа русско-австро-прусской армии над французскими войсками в сражении под Лейпцигом («Битва народов»)

Гюлистанский мир с Персией. Присоединение территории Северного Азербайджана и Дагестана к России

Вступление союзных войск (в т.ч. русских под командованием императора Александра I) в Париж. Отречение Наполеона и ссылка его на о. Эльба

Открытие Публичной библиотеки в Петербурге

Парижский мирный договор. Возвращение Франции к границам 1792

Венский конгресс

Постройка в России первого парохода

Подписание итоговых документов Венского конгресса. Герцогство Варшавское разделено между Россией, Австрией и Пруссией

1815, 14 (26) сен.

Акт о создании священного союза, подписан русским императором Александром I, австрийским императором Францем I и прусским королем Фридрихом Вильгельмом III (позднее к союзу присоединились почти все европейские монархи)

Второй Парижский мирный договор , предусматривавший 5-летнюю оккупацию Франции войсками союзных держав (прекращена досрочно в 1818)

Дарование императором Александром I Конституции Царству Польскому

Создание «Союза спасения» - первой тайной «декабристской организации»

Отмена крепостной зависимости в прибалтийских губерниях

Образование Астраханского казачьего войска

Строительство шоссейной дороги Петербург-Москва

Кавказская война. Завоевание Северного Кавказа

Сооружение линии кордонов по р. Сунжа на Северном Кавказе

Образование «Союза благоденствия» - тайного «декабристского» общества

Основание Петербургского университета (?)

Волнения в Чугуевских военных поселениях

Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды

Волнения в Семеновском полку

Образование тайных Северного и Южного обществ

Образование тайного Общества соединенных славян

Снятие ограничений с крестьянской торговли

Царствование императора Николая I

Восстание в Петербурге, подготовленное членами Северного общества («Восстание декабристов»)

Восстание Черниговского полка, подготовленное членами Южного общества

Петербургский протокол России и Великобритании с требованием к Турции предоставить автономию Греции

Составление Полного свода законов Российской империи

Учреждение Корпуса жандармов и Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии (орган тайной полиции). Ужесточение цензуры («чугунный» устав)

Русско-персидская война

Казнь декабристов М. П. Бестужева-Рюмина, П. Г. Каховского, С. И. Муравьева-Апостола, П. И. Пестеля, К. Ф. Рылеева

Аккерманская конвенция между Россией и Турцией. Признание Турцией присоединения Сухуми к России, восстановление автономии Дунайских княжеств, признание автономии Сербии

Лондонская конвенция между Россией, Великобританией и Францией об автономии Греции и совместных действиях против Турции

Взятие Эривани русскими войсками под командованием И. Ф. Паскевича

Наваринское сражение. Уничтожение соединенной англо-русско-французской эскадрой турецкого флота

Основание Гельсингфорского университета

1828, 10 (22) фев.

Туркманчайский мир между Россией и Персией. Присоединение Восточной Армении к России

Русско-турецкая война

1829, 2 (14) сен.

Адрианопольский мир между Россией и Турцией. Переход к России устья Дуная и Черноморского побережья Кавказа (от Кубани до Поти). Право прохода русских судов через проливы. Признание автономии Греции, Сербии, Молдавии и Валахии

Первая Всероссийская мануфактурная выставка

Польское восстание

Эпидемия холеры. «Холерные бунты» в ряде губерний

Деятельность кружка Н. В. Станкевича в Москве

Деятельность кружка А. И. Герцена и Н. П. Огарева в Москве

Восстание в военных поселениях Новгородской губернии

Выдвижение министром народного просвещения графом С. С. Уваровым формулы «Православие, самодержавие, народность», ставшей основы теории «официальной народности»

Замена Конституции Царства Польского «Органическим статусом», ограничившим автономию Польши в рамках Российской империи

Запрет продажи крепостных с публичного торга

Манифест о введение в действие (с 1835) «Свода законов российской империи»

Ункяр-Искелесийский договор между Россией и Турцией об оборонительном союзе

Основание Киевского университета

Имамат Шамиля в Дагестане и Чечне

Новый университетский устав. Упразднение университетской автономии

Открытие первой в России железной дороги (между Петербургом и Царским Селом)

Реформа управления государственными крестьянами (реформа графа
П. Д. Киселева). Учреждение Министерства государственных имуществ

Хивинский поход генерала В. А. Перовского

Денежная реформа графа Е. Ф. Канкрина. Введение серебряного рубля в качестве основы денежного обращения

«Картофельные бунты» государственных крестьян

Отмена Литовского статута, действовавшего с 1588. Распространение на западные губернии общероссийских законов

Закон об обязанных крестьянах, в соответствии с которым крестьяне могли с согласия помещика получать личную свободу и землю в наследственное пользование

Создание Шестого отделения Собственной его императорского величества канцелярии по вопросам управления Закавказьем

Деятельность в Петербурге кружка М. В. Петрашевского

Деятельность в Киеве тайного Кирилло-Мефодьевского, выступавшего за отмену крепостного права и создание славянской федерации

Начало полемики между «западниками» и «славянофилами»

Мобилизационные мероприятия русской армии в связи с революцией во Франции. Учреждение негласного комитета по наблюдению за цензурой

Приказ императора Николая I о возвращении всех русских подданных из Франции. Запрет на публикацию в печати сообщений из Европы

Создание комитета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений («Бутурлинский комитет»)

Поход русской армии под командованием И. Ф. Паскевича для подавления революции в Венгрии, предпринятый по просьбе австрийского правительства

Экспедиция капитана Г. И. Невельского на Дальний Восток, исследование устья Амура, основание Николаевска (1850). Объявление Приамурья и Сахалина владениями России

Конец XVIII - начало XIX века - эпоха стремительного развития литературы. На хронологически небольшом отрезке истории оказались сконцентрированы основные проблемы века восемнадцатого и поставлены вопросы, которые предстояло решать веку девятнадцатому. Сложность литературной ситуации объясняет возникновение в отечественном литературоведении множества терминов для характеристики явлений данного периода: барокко, классицизм, постклассицизм, неоклассицизм, просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм, романтизм, ампир, романтический эллинизм.

Значительное место в литературе этого периода занимает тема античности Древняя Греция, Рим постепенно перестают быть только условным фоном для разговора о современности. При этом осознание исторической, географической и национальной конкретности античной культуры странным образом не удаляет её от современников, а приближает, включая в круг самых острых общественных, политических, эстетических проблем.

Неоклассицизм требовал иного, чем у классицистов, отношения к античности. Исторический взгляд на греческую культуру делал античные произведения не абсолютным, а конкретно-историческим идеалом, поэтому подражание грекам получило иной смысл: в восприятии античного искусства на первый план вышла не его нормативность, а свобода, обусловленность правил, которые позже станут каноном, реальной жизнью народа.

В 1790-х годах в литературе «час настал великих перемен» (по выражению В.Л.Пушкина). Под пером Николая Михайловича Карамзина (1766–1826) меняется самое представление о целях и задачах литературы

С Карамзина начинается непродолжительная эпоха господства «чувствительной» словесности. Внимание писателей-крамзинистов обращено к «душе», к внутреннему миру человека, к его колебаниям, сомнениям, мимолетным переживаниям. Они любят оттенки и переходы, а не трагическую резкость контрастов между добром и злом, восторгом и ужасом, высоким и низким. С литературой классицизма произведения Карамзина и его последователей роднит задача воспитания читателя. Это уже не прямая дидактика, а урок чувствительности, гуманности и тонкого вкуса, преподаваемый автором на собственном примере.

Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях ”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва в общем-то писатели на рубеже рубеже XVIII–XIX вв. все чаще стремятся не научить, а запечатлеть в слове образ сложного и противоречивого мира Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча.

творчество Крылова(1769–1844). Начинал он как комедиограф и журналист-сатирик, изобличающий общественные пороки, а потом в «шутотрагедии» «Трумф, или Подщипа» (1800) жестоко посмеялся над всей системой ценностей эпохи Просвещения и русского классизма в частности. Позднее в басне – самом дидактичном из «низких» классических жанров – Крылов сумел дать картину мира, несводимую к простым идеям и нравоучениям

Крылов и Карамзин перешагнули в XIX век. Один – в своих баснях, другой – в великой»Истории Государства Российского». Они стоят на самом рубеже новой эпохи. Государственно и общественно полезная словесность XVIII в. на них заканчивается. В литературе наступает время вопросов нравственных, религиозных и исторических, время преодоления культурного конфликта, начатого петровского реформами.

Начало XIX-го столетия в литературном отношении представляет резкую противоположность с концом XVIII века

Литература XIX века, кажется, сразу проявилась во всей зрелости. Если литературу предшествующего века Белинский называл словесностью, то в XIX в. нашел литературу как выражение духовного самосознания народа. Неслучайно ее определяют как классическую, т. е. образцовую. Но таковой она становится, наследуя достижения предыдущих культурных эпох и развивая достигнутое.

Для начала 19в характерно сосуществование четырех литературных направлений. Из прошлого века еще живут классицизм и сентиментализм . Новое время формирует новые направления: романтизм и реализм.

Романтизм , возникший на рубеже веков, в русской литературе развивается в результате 1) влияния европейского романтизма, 2) пробуждения народного самосознания в Отечественной войне 1812 г. 3) формирования идеологий и эстетики декабризма. Как новый художественный метод романтизм утверждает проблему национальной самобытности

Для романтического мироощущения характерен неразрешимый конфликт мечты, идеала с действительностью. Различие, между сторонниками романтизма по существу сводятся к содержательному воплощению мечты (идеала). Характер романтического героя соответствует авторской позиции: герой

К новым литературным направлениям относится реализм. Само его название противостоит романтизму (роман-книга, романтический, т. е. книжный

Общепринятая точка зрения сформулирована Соколовым.

ранний русский романтизм −1801-1815 гг.; представители - Жуковский и Батюшков;

гражданский романтизм - 1816-1825 гг.; представители - поэты-декабристы;

утверждение реализма начинается с 1825 г., т. к. к этому времени в русской литературе реализм представлен творчеством Пушкина («Борис Годунов», «Евгений Онегин») и творчеством Грибоедова («Горе от ума»).

-о неоклассицизме преимущественно на рубеже XVIII-XIX веков, ибо возвращение к античности в различные эпохи продиктовано разными причинами

В отечественном литературоведении существуют разные точки зрения на русский Ренессанс , одна из них - задачи Возрождения выполняла эпоха рубежа XVIII - XIX вв. Именно тогда в европейской литературе получает воплощение национальное самосознание, которое позволяет осваивать многообразную жизнь нации, утверждает суверенную человеческую личность, в литературе вырабатывается литературная форма национального языка и на его почве возникают классические формы национального искусства слова Не раз обращалось внимание и на ренессансный характер творчества А.С. Пушкина



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...