История on-line. Гром-камень

Как были построены такие памятники как Стоунхедж, Великие Пирамиды Гизы, крепость Саксайуаман и другие древние сооружения? Многие ученые полагают, что в некоторых случаях только для того, чтобы доставить массивные глыбы на место строительства, потребовались бы десятки тысяч рабочих.

Однако невысокий человек из Латвии настаивает, что эти древние сооружения были построены намного меньшими усилиями, благодаря применению строительного секрета, который утерян в веках. Он даже утверждает, что смог применить эту технику на практике, при строительстве таинственного Кораллового замка.

В 25 лет Эдвард Лидскалнин был помолвлен с девушкой, которая была на 10 лет моложе его - Агнесе Скафе, которую он ласково прозвал «милая шестнадцатилетка». К несчастью, за ночь до свадьбы невеста Эдварда изменила своё решение и бросила его. Как ни удивительно, но Лиедскалныньш решил построить действительно волшебный замок в память о своей потерянной любви.

После такого жестокого разочарования и перенесенного туберкулеза Лидскалнин эмигрировал из родной Латвии в США. Он обосновался во Флориде-Сити, где реализовал свой проект одного из наиболее впечатляющего и загадочного сооружения, которое когда-либо было построено одним человеком: Коралловый замок, или как его называет Лидскалнин - «Парк Каменных ворот».

Замок, сооружённый полностью из камней, которые Лидскалнин в одиночку перенес, обработал и установил - впечатляющая постройка, которая полностью построена из гигантских глыб, вес некоторых из них превышает 30 тонн. После 28-летней одинокой работы и использования простых инструментов, собственноручно изготовленных Эдвардом (блок и лебёдка), Коралловый замок воплотился в реальность.

В 1936 г. Лидскалнин решил переместить структуру в соседний Хомстид и нанял грузовик для перевозки камней - единственный случай, когда он прибег к помощи. Постоянно стремясь к сохранению своего секрета, Лидскалнин настоял, чтобы водитель на ночь покинул свой грузовик, дабы он мог самостоятельно загрузить огромные глыбы. Водитель усомнился в его словах, но к следующему дню Лидскалнин, как и обещал, загрузил камни в большой трейлер для перевозки.

Человек-загадка

Сооружение Кораллового замка окутано тайной. Каким образом один человек мог переместить огромные камни для строительства этого массивного сооружения? Хотя Лидскалнин никогда подробно не раскрывал свои строительные секреты, он оставил записки, которые наводят на мысли о серии экспериментов с использованием магнитных полей Земли. Неужели ему удалось открыть способ преодоления гравитации?

Лидскалнин уклонялся от прямых вопросов о строительстве Кораллового замка, но утверждал, что обладает техникой, которая когда-то была известна древним строителям - техника, подобная той, что использовалась для сооружения великих Египетских пирамид. Он частенько повторял, что эта методика очень простая, если знаешь её секрет.

Одна из наиболее потрясающих особенностей Кораллового замка - каменный блок весом в 9 тонн, который используется в качестве ворот на входе в замок. Лидскалнин установил этот огромный камень с такой точностью, что его можно открыть легким прикосновением. В 1986 г., 30 лет спустя после смерти Лидскалнин, потребовался ремонт ворот . Была задействована бригада из шести человек с краном, грузоподъёмностью в 20 тонн, чтобы переместить каменную глыбу. Но, не смотря на использование техники, этой команде не удалось установить ворота с прежней точностью.

Интерьер Кораллового замка сам по себе демонстрирует утонченную художественность, и чудо инженерной мысли. Замок официально считается историческим памятником, и был преобразован в открытый музей для всех, кто хочет им полюбоваться или желает внести свой вклад в раскрытие загадки о том, как жил и работал эксцентричный латыш. Коралловый сад декорирован столами и стульями, а солнечные часы точны до минуты - свидетельство удивительных способностей Лидскалнин.

Говорят, что его никогда не видели работающим в Коралловом замке, однако соседи сообщали, что работа в его мастерской сопровождалась странным пением поздними вечерами. Какого рода технологию использовал Лидскалнин и почему он хотел сохранить в секрете такое удивительное открытие? Действительно ли он обладал теми же самыми строительными секретами, что использовались в древнем мире? Нам остаётся только догадываться, поскольку тайна строения была унесена им с собой.

Версия на английском

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Лабораторная работа № 1

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

Цель работы : исследовать изменение со временем температуры остывающей воды, построить график изменения температуры с течением времени, сравнить количества теплоты отданное остывающей водой за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания.

Приборы и материалы : сосуд с горячей водой (70 о С – 80 о С), секундомер, термометр.

1.Какое движение называют тепловыми?

2.Какое состояние называют тепловым равновесием?

3.Какое свойство тел положено в основу измерения температуры?

4.Какую энергию называют внутренней?

5.От чего зависит и от чего не зависит внутренняя энергия?

6. Изменилась ли внутренняя энергия

камня при перемеще нии его из положения 1

в поло жение 3? Почему?

7. У первого сосуда стенки сплошные,

а второй сосуд имеет двой ные стенки,

между которыми находится воздух.

В каком из сосу дов вода остынет быстрее?

Поче му?


Порядок выполнения работы

1. Определите цену деления и абсолютную погрешность термометра.

2. Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания. Результаты измерений занесите в таблицу

Время, t, мин.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Температура, t, °С

3. По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени.

t, °С

0 t, мин

4. Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания.

5. Сделайте вывод о том, равномерно ли остывает вода в области более высоких и более низких температур. В области каких температур вода остывает быстрее?


Лабораторная работа № 2

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Цель работы : определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Приборы и материалы : калориметр, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан, холодная и горячая вода.

Примечание : Калориметр – прибор, позволяющий измерять количество теплоты, выделяющейся и поглощающейся в процессе теплопередачи. Он устроен таким образом, чтобы максимально уменьшить теплообмен с внешними телами, не находящимся в калориметре. Простейший калориметр состоит из двух сосудов, один из которых – алюминиевый – вставлен в другой. Между сосудами образуется воздушный промежуток. Алюминиевый сосуд имеет блестящую поверхность, что уменьшает излучение энергии. Так же сокращает потери энергии слой воздуха, обладающего плохой теплопроводностью, между сосудами.

Правила техники безопасности.

Осторожно! Горячая вода! Будьте осторожны при работе с горячей водой. Не разливайте воду – возможны ожоги. Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости!

Тренировочные задания и вопросы

1.Какую физическую величину называют количеством теплоты?

2.От каких величин зависит количество теплоты, переданное телу при нагревании?

3. Если мензурки 1 и 2 получат одинаковое

количество тепло ты, то в какой из них

темпера тура воды станет выше? Поче му?

4.Опишите процесс теплообмена,

происходящий при погружении в калориметр

с горячей водой тела, имеющего комнатную

Температуру.

5.На рисунке приведены графики зависимости

температуры от времени при нагревании двух

жидкостей одинаковой массы на одинаковых нагревательных приборах. Чем различаются процессы нагревания этих жидкостей и почему?

t, °С

0 t, мин

Порядок выполнения работы

1.Отмерьте мензуркой 100 мл холодной воды.

2.Измерьте термометром температуру холодной воды t 1 .

3.Отмерьте мензуркой 100 мл горячей воды. Перелейте во внутренний стакан калориметра горячую воду.

4.Измерьте термометром температуру горячей воды t 2

5.Перелейте в калориметр с горячей водой холодную воду. Осторожно помешивая воду, измерьте температуру полученной смеси t.

6.Рассчитайте количество теплоты Q 2 , отданное горячей водой по формуле: Q 2 = с m 2 (t 2 - t )

Q 1 , полученное холодной водой по формуле: Q 1 = с m 1 (t - t 1 )

8.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Масса холодной

воды,

m 1 , кг

Начальная температура холодной воды,

t 1 , ºС

Температура полученной смеси,

t , ºС

Количество теплоты, полученное холодной водой,

Q 1 , Дж

Масса горячей

воды,

m 2 , кг

Начальная температура горячей

воды,

t 2 , ºС

Количество теплоты, отданное горячей водой

Q 2 , Дж

9.Постройте график зависимости количества теплоты от температуры холодной и горячей воды (на одном графике).

10. Сравните количества теплоты Q 1 и Q 2 и сделайте соответствующие выводы.

Лабораторная работа № 3

Измерение удельной теплоёмкости твердого тела

Цель работы : научиться измерять и сравнивать с табличными данными удельную теплоемкость металлического цилиндра.

Приборы и материалы : тело на нити, калориметр, стакан с холодной водой, термометр, весы, разновес, измерительный цилиндр(мензурка), сосуд с горячей водой.

Правила техники безопасности.

Осторожно! Горячая вода! Будьте осторожны при работе с горячей водой. Не разливайте воду – возможны ожоги. Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости!

Тренировочные задания и вопросы

1.Какую физическую величину называют удельной теплоемкостью вещества?

2.Кубики из алюминия нагрели на 1 °С. Какое количество теплоты нужно для этого?


3. В чугунном котелке нагревали воду. Какой

график зависи мости количества теплоты от

времени построен для воды, а какой для

котелка?

4.В двух непрозрачных сосудах вода

находилась при той же температуре.

Затем сосудам сообщили равные

количества теплоты, и температура в

них повысилась. В каком из сосудов

воды больше? Почему?


Порядок выполнения работы

1.Налейте во внутренний стакан калориметра 100 мл воды комнатной температуры.

2.Измерьте температуру воды в калориметре t 1 .

3.Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой. Измерьте её температуру (эта температура и будет начальной температурой цилиндра t 2 ).

4.Измерьте температуру воды t в калориметре после опускания цилиндра.

5.С помощью весов определите массу m 2 металлического цилиндра, предварительно осушив его салфеткой.

6.Результаты измерений занесите в таблицу.

Масса воды в калориметре,

m 1 , кг

Начальная температура воды,

t 1 , º C

Масса

цилиндра,

m 2 , кг

Начальная температура цилиндра

t 2 , º C

Общая температура воды и цилиндра

t , º C

7.Рассчитайте количество теплоты Q 1 , которое получила вода при нагревании: Q 1 = с 1 m 1 (t - t 1 )

8. Количество теплоты Q 2 , отданное металлическим цилиндром при

охлаждении: Q 2 = с 2 m 2 (t 2 - t )

9. Так как Q 1 = Q 2 , то с 1 m 1 (t - t 1 )= с 2 m 2 (t 2 - t ) => c 2 =

10.Сравните полученное значение удельной теплоемкости цилиндра с таблицей и определите, из какого материала сделан цилиндр.

11.Найдите абсолютную и относительную ошибку измерений.

Отсюда абсолютная погрешность измерения удельной теплоемкости равна:

12.Окончательный результат запишется следующим образом: с=с 2 ±Δс 2 .

13.Сделайте соответствующие выводы.

Лабораторная работа № 4

Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра

Цель работы : определить относительную влажность воздуха.

Приборы и материалы : термометр демонстрационный, термометр лабораторный, стакан с водой комнатной температуры, кусок марли, психрометрическая таблица.

Правила техники безопасности.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана!

Тренировочные задания и вопросы

1.Какой пар называют насыщенным?

2.Каково важнейшее свойство насыщенных паров?

3.Что показывает относительная влажность воздуха?

4.От чего и как зависит относительная влажность воздуха?

5.Заполните таблицу, используя психрометрическую таблицу.

t сухого

t влажный

Δt

φ

°C

°C

°C

%

Порядок выполнения работы

1.С помощью демонстрационного термометра измерьте температуру воздуха в классе – t сух термометр лабораторный.

2.Оберните резервуар термометра лабораторного марлей так, чтобы кончик ткани свободно свисал вниз, и закрепите его ниткой.

3.Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в стакане.

4.Наблюдая за показаниями термометра, запишите самое низкое показание термометра, это значит t влаж .

5. Результаты измерений занесите в таблицу.

Место проведения опыта

Показание сухого термометра

Показание влажного термометра

Разность показаний термометров

Относительная

влажность воздуха

t сух , °С

t вл , °С

Δ t , °C

φ, %

Кабинет

Коридор

Улица

6. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха.

7. Соответствует ли полученное значение санитарным нормам?

Лабораторная работа № 5

Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках

Цель работы : научиться собирать простейшую электрическую цепь, пользоваться амперметром, измерять силу тока на различных участках цепи, и убедиться на опыте в том, что сила тока в различных последовательно соединённых участках цепи одинакова на любом участке цепи.

Приборы и материалы : лабораторный источник питания, электрическая лампочка, амперметр, ключ, соединительные провода.

Правила техники безопасности.

Тренировочные задания и вопросы

1.На рисунке изображена электрическая цепь. Из каких элементов состоит эта цепь? Нарисуйте схему электрической цепи.



2.На рисунке изображены шкалы амперметров.

Какова цена деления каждого прибора? Каковы

пределы измерения этих приборов? Каковы

показания приборов?



3.Какова сила тока в лампах?

4.Что означает выражение: «сила тока – физическая величина»?

5.Какое явление используется для установления эталона единицы силы тока?

6.Как включают амперметр в схемах электрических цепей?

Порядок выполнения работы

1. Возьмите амперметр в руки, обратите внимание на знаки «+» и «-», подставленные у зажимов прибора.

Внимание! Нельзя присоединять амперметр к зажимам источника без какого-либо приемника тока, соединенного последовательно с амперметром. Можно испортить амперметр!

Клемму амперметра со знаком + обязательно соединяют с проводником,

который идет от полюса со знаком + источника тока.

2. Рассмотрите шкалу амперметра. Определите:

Цену деления амперметра. Предел измерения амперметра. Погрешность измерения амперметра

3.Соберите электрическую цепь по рисунку 1. Запишите показания амперметра. Нарисуйте схему соединения приборов в цепь


4. Включите амперметр так, как показано на рисунках 2 и 3. Зарисуйте схемы соединения цепи. Снимите показания амперметра в обоих случаях.



5.Запишите показания амперметра в таблицу:

№ опыта

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Показания амперметра

I , A

6. Сравните результаты измерений силы тока в трех опытах и сделайте соответствующие выводы

Лабораторная работа № 6

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Цель работы : научиться включать вольтметр в цепь, измерять напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей, и сравнить его с напряжением на конце каждой спирали.

Приборы и материалы : лабораторный источник питания, два резистора, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Оберегайте приборы от падения.

Тренировочные задания и вопросы

1.Что характеризует напряжение?

2.Как называется прибор для определения напряжения и как он включается на участке цепи?

3. Определите цену деления шкалы вольтметра,

изображенного на рисунке. Каков предел

измерений этого прибора? Чему равно на пряжение

на электрической лампочке?

4.Перечертите схему электрической цепи и

проставьте на схеме символы соответствующих

приборов.

5. Внимательно рассмотрите схемы на рисунке. Все ли в них пра вильно? Если обнаружите ошибки, укажите их и начертите правиль ные схемы цепей.


Порядок выполнения работы

1.Рассмотрите шкалу вольтметра. Определите основные характеристики прибора: предел измерения вольтметра, цена деления шкалы вольтметра, погрешность измерения вольтметра

Внимание! Клемму вольтметра со знаком + обязательно соединяют с клеммой проводника, которая идет от полюса со знаком + источника тока. Никогда не ставьте вольтметр последовательно с источником тока и другими элементами электрической цепи. Испортите амперметр!

2. Соберите электрическую цепь по рисунку 1. Запишите показания вольтметра.


3.Соберите электрическую цепь по рисунку 2. Запишите показания вольтметра. Нарисуйте схему соединения приборов в цепь.


4. Соберите электрическую цепь по рисунку 2. Запишите показания вольтметра. Нарисуйте схему соединения приборов в цепь.


5.Результаты измерения напряжения запишите в таблицу.

№ опыта

Опыт 1 (U 1 )

Опыт 2 (U 2 )

Опыт 3 (U)

Показания вольтметра,

U, В

6. Вычислите сумму напряжений U 1 + U 2 на обеих спиралях и сравните её с напряжением U . Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 7

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника

Цель работы : убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах. Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра

Приборы и материалы : лабораторный источник питания, два резистора, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, реостат.

Правила техники безопасности.

Тренировочные задания и вопросы

1.От каких величин зависит сопротивление проводника?

2.Как вы понимаете утверждение о том, что удельное сопротивление меди равно 0,017 ?

3. Пользуясь графиком, определите

сопротивления провод ников 1 и 2.

Сделайте вывод о характере зависимости

между сопротив лением проводника и

углом наклона графика.

4.Как математически выразить закон Ома?

5.Какая зависимость существует между

силой тока и сопротивлением на участке цепи с постоянным напряжением?

6.Вольтметр, присоединенный к горящей электрической лампе накаливания, показывает 120 В, а амперметр – силу тока в лампе 0,08 А. Чему равно сопротивление этой лампы? Начертите схему электрической цепи?

7. При напряжении на концах проводника 12 В сила тока 2 А. Какова сила тока при напряжении 3 В?

Порядок выполнения работы

1.Соберите цепь, последовательно соединив источник питания, амперметр, резистор, реостат, ключ. Начертите схему этой цепи.


2. .При трех положениях реостата произвести измерения силы тока в цепи и напряжения на концах первого резистора.

3.При трех положениях реостатах произвести измерения силы тока и напряжения на концах другого резистора.

4.Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Сила тока I, А

Напряжение U, В

Сопротивление R, Ом

Первый резистор

Второй резистор

5.Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника по данным каждого отдельного измерения. Результаты вычислений занесите в таблицу.

6. По данным измерений постройте график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах для двух резисторов.

7. Сделайте вывод о том, как зависит сила тока от приложенного напряжения и зависит ли сопротивление проводника от приложенного напряжения к проводнику и силы тока в нем

Лабораторная работа № 8

Регулирование силы тока реостатом

Цель работы : научиться включать в цепь реостат и регулировать с его помощью силу тока в цепи.

Приборы и материалы : лабораторный источник питания, ползунковый реостат, ключ, соединительные провода, амперметр.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Оберегайте приборы от падения. Реостат нельзя полностью выводить из нагрузки, т.к. сопротивление его при этом становится равным нулю!

Тренировочные задания и вопросы

1.Каково назначение реостата в электрической цепи?

2.Почему в реостатах используют проволоку с большим удельным сопротивлением?

3.Как на схемах электрических цепей принято обозначать реостат?

4. Обмотка реостата, изготовленная из константановой проволоки длиной 16 м, имеет сопротивление 40 Ом. Вычислите сечение этой проволоки.

Порядок выполнения работы

1.Рассмотрите внимательно устройство реостата и установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее.

2.Составьте цепь, включив неё последовательно амперметр, реостат на полное сопротивление, источник питания и ключ. Начертите схему этой цепи


3.Замкните цепь и отметьте показания амперметра.

4.Уменьшайте сопротивление реостата, плавно и медленно передвигая его ползунок (но не до конца!). Наблюдайте за показаниями амперметра.

5.Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Положение ползунка реостата

Полное сопротив- ление реостата

Сопротив- ление реостата уменьша- ется

Среднее положение ползунка реостата

Сопротивление реостат увеличивается

Сила тока

I , A

6. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 9

Измерение работы и мощности тока в электрического тока

Цель работы : научиться измерять работу и мощность электрического тока.

Приборы и материалы : лабораторный источник тока, электрическая лампа, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Оберегайте приборы от падения.

Тренировочные задания и вопросы

1.Как можно выразить работу через такие физические величины?

2.С помощью каких приборов можно измерить работу, совершаемую электрическим током?

3.Расчитайте мощность тока в

электродвигателе, используя

показания приборов, изображенных

на рисунке. Как она изменится при

перемещении ползунка реостата вправо?

4.Запишите формулы для расчета

мощности, в которые входят

а)сила тока и сопротивление;

б)напряжение и сопротивление.

5. В электрические цепи, изображенные на рисунке, включены одинаковые лампы, но в первой цепи - последовательно, а во второй - параллельно. При каком соединении этих ламп мощность тока в них будет больше? Напряжение на источнике тока в обеих цепях одинаково.


Порядок выполнения работы

1. Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно. Параллельно лампе подключите вольтметр. Начертите схему электрической цепи.


2.Измерьте силу тока и напряжение на лампочке. Запишите результаты измерений в таблицу с учетом погрешности.

3.Вычислите мощность тока в лампе. Результаты вычислений занесите в таблицу.

Сила тока

Напряжение

Мощность

Работа

Стоимость

I+ΔI, А

U+ΔU, В

P, Вт

А, Дж

Руб, коп

4.Измерьте время горения лампы а вашем опыте и вычислите работу тока в лампе. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

5.Расчитайте стоимость электроэнергии, израсходованной вами во время выполнения лабораторной работы.

6.Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 10

Сборка электромагнита и испытание его действия

Цель работы : научиться собирать электромагнит из готовых деталей и изучить принцип его действия; проверить на опыте от чего зависит магнитное действие электромагнита.

Приборы и материалы : лабораторный источник тока, реостат, амперметр, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка, детали для сборки электромагнита, железный гвоздь.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Оберегайте приборы от падения. Реостат нельзя полностью выводить из нагрузки, т.к. сопротивление его при этом становится равным нулю!

Тренировочные задания и вопросы

1.Вокруг чего существует электрическое поле?

2.Вокруг чего существует магнитное поле?

3.Как можно изменить магнитное поле катушки с током?

4.Что называют электромагнитом?

5.При замыкании ключа северный

полюс стрелки N повернулся к

ближнему к нему концу катушки.

Какой полюс у этого конца катушки

при замыкании цепи?

6. Как изменится действие

магнитного поля катушки на

стрелку при смещении

ползунка реостата влево? вправо?


Порядок выполнения работы

1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи.

2. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки. Измерьте расстояние от катушки до стрелки ℓ 1 и силу тока I 1 в катушке. Результаты измерений запишите в таблицу 1

3. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние ℓ 2 I 2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1.

Таблица 1

Катушка

без сердечника

ℓ 1 , см

I 1 , А

ℓ 2 , см

I 2 , А

4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние ℓ 3 от катушки до стрелки и силу тока I 3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в таблицу 2.

5.Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое расстояние ℓ 4 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 4 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 2.

Таблица 2

Катушка

с сердечником

ℓ 3 , см

I 3 , А

ℓ 4 , см

I 4 , А

6.Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие

электромагнита на стрелку.

7.Из готовых деталей соберите электромагнит. Катушки соедините между собой последовательно так, чтобы на их концах получились разноименные полюсов. С помощью магнитной стрелки установите расположение полюсов электромагнита. Начертите схему электромагнита и покажите на ней направление тока в его катушках.

8.Сделайте соответствующие выводы.

Лабораторная работа № 11

Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

Цель работы : познакомиться на модели электродвигателя постоянного тока с его устройством и работой.

Приборы и материалы : модель электродвигателя, лабораторный источник питания, ключ, соединительные провода.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Не прикасайтесь руками к вращающимся деталям электродвигателя.

Тренировочные задания и вопросы

1.На каком физическом явлении основано действие электрического двигателя?

2.Каковы преимущества электрических двигателей по сравнению с тепловыми?

3.Оъясните, почему вращается рамка с током, помещенная в магнитное поле.

4.Где используется электрические двигатели постоянного тока?

5.Рассмотрите модель электродвигателя. Укажите на рисунке основные его части.





Порядок выполнения работы

1.Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, модели электродвигателя, ключа и реостата, соединив все последовательно. Начертите схему в тетради.

2. Приведите двигатель во вращение. Если двигатель не работает, найдите причины и устраните их.

3. Измените направление тока в цепи. Наблюдайте за вращением подвижной части электродвигателя. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 12

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений

Цель работы : научиться получать и исследовать различные изображения, даваемые линзой, в зависимости от положения предмета относительно линзы.

Приборы и материалы : собирающая линза, экран, электрическая лампочка, линейка, лабораторный источник питания, ключ, соединительные провода.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Не трогайте линзу руками и не прикладывайте линзы к глазам.

Тренировочные задания и вопросы

1.Что называют: 1)оптическим центром линзы; 2)главной оптической осью; 3)главным фокусом линзы; 4)фокусным расстоянием?

2.Перечертите рисунок в тетрадь, покажите, на нем области тени и полутени.

3.Сравните оптические плотности граничащих сред в случаях, приведенных на рисунке.



4.Постройте изображения, даваемые линзами и охарактеризуйте изображения.




Порядок выполнения работы

1.Определите фокусное расстояние линзы. Для этого при помощи линзы получите на экране четкое изображение окна. Расстояние от линзы до изображения равно фокусному расстоянию. Определите оптическую силу линзы.

2.Поместите горящую электрическую лампочку на расстоянии d, большем, чем двойное фокусное расстояние линзы. Получите четкое изображение лампочки. Измерьте расстояние от линзы до изображения f, размеры лампочки и размеры ее изображения. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние от предмета до линзы

Характеристика изображения

Размеры предмета

Размеры изображения

Расстояние от линзы до изображения

Действительное или мнимое

Увеличенное или уменьшенное

Обратное или прямое

d>2F

d=2F

3.Поместите лампочку на расстоянии, равном двойному фокусному, между фокусным и двойным фокусным и меньше фокусного. В каждом случае получите изображение и выполните те же измерения.

4.Для каждого случая постройте ход лучей в линзе.

d < F


F < d < 2 F


d =2F


d > 2 F


5.Вычислите увеличение линзы в каждом случае. Увеличение линзы равно отношению размера изображения H к размеру предмета h:

6.Сделайте соответствующие выводы.

Как известно, все в нашем мире обладает сознанием, даже воздух и камни. Рассмотрим 3 примера минералов:

Камни-гремлины:

Оригинал взят у asaratov в Трованты - живые камни Румынии...

В центре и на юге Румынии, вдали от городов, встречаются удивительные камни. Местные жители даже придумали им специальное название - трованты. Эти камни могут не только расти, но и... размножаться.

В большинстве случаев камни эти имеют округлую или обтекаемую форму и лишены острых сколов. На вид они мало чем отличаются от любых других валунов, коих в этих местах множество. Но после дождя с тровантами начинает твориться нечто невероятное: они, словно грибы, принимаются расти и увеличиваться в размерах.

Каждый тровант весом всего лишь несколько граммов может со временем вырасти и потяжелеть более чем на тонну. Молодые камни растут быстрее, с возрастом же рост трованта замедляется.

Состоят растущие камни по большей части из песчаника. Их внутреннее строение тоже весьма необычно: если распилить камень пополам, то на срезе, подобно спилу дерева, можно разглядеть несколько возрастных колец, сосредоточенных вокруг небольшого твердого ядра.


Несмотря на всю уникальность тровантов, геологи не спешат относить их в разряд необъяснимых для науки явлений. Согласно мнению ученых, растущие камни хоть и необычны, но их природа поддается объяснению. Геологи утверждают, что трованты - результат длительного процесса цементации песка, происходившего миллионы лет в недрах земли. На поверхности такие камни оказались в ходе сильной сейсмической активности.

Нашли ученые и объяснение росту тровантов: камни увеличиваются в размерах благодаря большому содержанию различных минеральных солей, находящихся под их оболочкой. Когда поверхность намокает, эти химические соединения начинают расширяться и давить на песок, отчего камень «растет».


Размножение почкованием

Тем не менее есть у тровантов одна особенность, которую геологи объяснить не в состоянии. Живые камни, помимо того что растут, способны еще и размножаться. Происходит это так: после того как поверхность камня намокнет, на ней появляется небольшая выпуклость. Со временем она разрастается, когда же вес нового камня становится достаточно большим, он отламывается от материнского.

Строение у новых тровантов такое же, как и у других, более старых камней. Внутри также присутствует ядро, в чем и заключается основная загадка для ученых. Если рост камня хоть как-то можно объяснить с научной точки зрения, то процесс деления каменного ядра не поддается никакой логике. В целом процесс размножения тровантов напоминает почкование, отчего некоторые специалисты всерьез задумались над вопросом, не являются ли они неизвестной доселе неорганической формой жизни.


Местные жители уже не одну сотню лет знают о необычных свойствах тровантов, но особого внимания им не уделяют. Раньше растущие камни использовались в качестве строительных материалов. Трованты часто можно встретить и на румынских кладбищах -большие камни устанавливают в качестве надгробий по причине их необычного внешнего вида.

Отмечена за некоторыми тровантами и еще одна фантастическая способность. Подобно знаменитым ползающим камням из калифорнийского заповедника Долина Смерти, они порой передвигаются с места на место.

Музей под открытым небом

Сегодня трованты - это одна из тех достопримечательностей Центральной Румынии, поглазеть на которую съезжаются туристы из всех стран мира. В свою очередь, находчивые румыны изготавливают из небольших тровантов сувениры и украшения, а потому у каждого гостя есть возможность привезти с собой из путешествия частичку каменного чуда. Многие владельцы камней-сувениров утверждают, что памятные изделия из тровантов, намокнув, начинают расти, а еще они порой самовольно перемещаются по дому, что производит достаточно жуткое впечатление.


Самое большое скопление растущих камней зафиксировано в румынском жудеце (области) Вылча. На его территории встречаются трованты всевозможных форм, размеров и цветов. В связи с большим интересом туристов в 2006 году вылчинскими властями в деревне Костешть был создан единственный во всей стране музей тровантов под открытым небом. Его площадь составляет 1,1 гектара. На территории музея собраны самые необычные по виду растущие камни со всей округи. Желающие за небольшую плату могут ознакомиться с экспозицией и приобрести небольшие образцы в качестве сувениров.

Русские сородичи

Камни, подобные румынским тровантам, встречаются и в других странах мира. Есть нечто похожее и у нас в России. Вот уже несколько лет на территории Колпнянского района Орловской области в деревне Андреевка и ее окрестностях из-под земли, словно по волшебству, на поверхности появляются округлые каменные глыбы. Их можно увидеть на полях, огородах, возле домов и на приусадебных участках.
Орловские растущие камни на вид напоминают слипшийся песок, но это обманчивая хрупкость. На самом деле камни эти очень прочны, и для того чтобы отколоть от них даже небольшой фрагмент, необходимо приложить большие усилия.

Размеры камней сильно разнятся. Встречаются в окрестностях Андреевки как небольшие растущие камни, так и огромные глыбы по нескольку метров в длину, напоминающие строительные плиты.
Понять природу этого явления пытаются и геологи, и краеведы. У местных жителей растущие камни пользуются большой популярностью. Их наделяют мистическими свойствами, считают, что валуны, растущие из-под земли, богаты животворящей силой матери-земли. Кое-кто даже перевез несколько камней и украсил ими дорогу к местным святым источникам. Другие сооружают из камней декоративные рокарии на своих приусадебных участках и используют их в качестве отделочных материалов для домов.

Необычность тровантов порой приводит к возникновению весьма смелых и, на первый взгляд, неправдоподобных мнений и гипотез, признавать достоверность которых официальная наука не спешит. Ряд исследователей, как уже говорилось, полагает, что трованты -представители неорганической формы жизни. Принцип их существования и строение не имеют ничего общего с теми же характеристиками уже изученных видов флоры и фауны. При этом растущие камни могут оказаться как коренными жителями нашей планеты, тысячелетиями незаметно существовавшими бок о бок с человеком, так и представителями неземных форм жизни, попавшими на землю с метеоритами или завезенными пришельцами.

Вполне возможно, что люди ищут иные формы жизни не там, где следует, настоящие пришельцы давно уже среди нас, а мы их попросту не замечаем.

Михаил КУЗЬМИН
"Тайны ХХ века " май 2012

Оригинал взят у masterok в Ползающие камни Долины Смерти

Ну вот еще одна всем известная загадка, а может быть и не загадка, но тумана и таинственности напущено уже достаточно:-) Давайте разберемся...

Движущиеся камни (англ. Sailing stones), также называются скользящие или ползущие камни — геологический феномен, обнаруженный на высохшем озере Рейстрэк-Плайя в Долине Смерти в США. Камни
медленно двигаются по глинистому дну озера, о чём свидетельствуют длинные следы, остающиеся за ними. Камни передвигаются самостоятельно без помощи живых существ, однако никто никогда не видел и не фиксировал перемещение на камеру.

Камни приходят в движение всего один раз за два или три года, причём большая часть следов сохраняется 3-4 года. Камни с ребристой нижней поверхностью оставляют более прямые следы, а камни, лежащие на плоской стороне, блуждают из стороны в сторону. Иногда камни переворачиваются, что отражается на размере их следа.


До начала XX века явление объяснялось сверхъестественными силами, затем в период становления электромагнетизма возникло предположение о воздействии магнитных полей, которое, в общем-то, ничего не объясняло.

В 1948 году геологи Джим Макалистер и Аллен Агню нанесли на карту расположение камней и отметили их следы. Немного позже сотрудники Службы национальных парков США составили детальное описание места и журнал Life опубликовал фотографии с Рейстрэк-Плайя, после чего начались спекуляции на тему того, что заставляет камни двигаться. Большинство гипотез сходилось на том, что ветер при влажной поверхности дна озера по крайней мере отчасти объясняет феномен.

В 1955 году геолог Джордж Стэнли из университета Мичигана опубликовал статью, в которой утверждал, что камни слишком тяжелы, и местный ветер не в состоянии их передвинуть. Он и его соратник предложили теорию, согласно которой в ходе сезонного затопления высохшего озера на воде образуется ледяная корка, способствующая движению камней.



Кликабельно 4000 рх

В мае 1972 года Роберт Шарп (Robert Sharp, Калифорнийский технологический институт) и Дуайт Кэри (Dwight Carey, Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе) начали программу мониторинга перемещения камней. Тридцать камней с относительно свежими следами были промаркированы, а их расположение было отмечено колышками. За 7 лет, на протяжении которых фиксировалось положение камней, учёные создали модель, согласно которой в дождливый сезон в южной части озера скапливается вода, которая распространяется ветром по дну высохшего озера, смачивая его поверхность. В результате твёрдая глинистая почва сильно размокает и коэффициент трения резко снижается, что позволяет ветру сдвинуть с места даже один из самых крупных камней (его назвали Karen), который весил около 350 килограммов.


Также были протестированы гипотезы перемещения с помощью льда. Вода, распространяющаяся под воздействием ветра, по ночам может покрываться ледяной коркой, и расположенные на пути воды камни будут вморожены в слой льда. Лёд вокруг камня мог увеличивать сечение взаимодействия с ветром и помогать перемещать камни вдоль потоков воды. В качестве эксперимента вокруг камня шириной 7,5 см и весом 0,5 кг был создан загон диаметром 1,7 м.

Расстояние между опорами забора варьировалось от 64 до 76 см. Если вокруг камней образовывался слой льда, то при движении он мог зацепиться за опору забора и замедлить движение или изменить траекторию, что отразилось бы на следе от камня. Однако подобных эффектов не наблюдалось — в первую зиму камень прошёл рядом с опорой забора, переместившись за огороженную территорию на 8,5 м в направлении северо-запада. В следующий раз внутрь загона были помещены 2 более тяжёлых камня — один из них через пять лет переместился в том же направлении, что и первый, однако его компаньон за период исследований не сдвинулся с места. Этот факт свидетельствовал о том, что если ледяная корка имеет влияние на движение камней, то она должна быть мала.


Десять из промаркированных камней сдвинулись в первую зиму исследований, причём камень A (который называли Mary Ann) прополз 64,5 м. Было отмечено, что многие камни также передвигались в следующие два зимних периода, а летом и в иные зимы камни стояли на месте. Под конец исследований (спустя 7 лет) всего два из 30 наблюдаемых камней не поменяли своего местоположения. Размер самого маленького из камней (Nancy) составлял 6,5 см в диаметре, причём этот камень переместился на максимальное суммарное расстояние 262 м и на максимальное расстояние за одну зиму — 201 м. Наиболее массивный камень, перемещение которого было зафиксировано, весил 36 кг.



Кликабельно 1600 рх

В 1993 году Пола Мессина (Paula Messina, Университет штата Калифорния в Сан-Хосе) защитила диссертацию на тему движущихся камней, в которой было показано, что в целом камни не двигались параллельно. По мнению исследователя, это подтверждает то, что лёд никак не способствует движению. После изучения изменений координат 162 камней (которые проводились с помощью GPS), было определено что на перемещение валунов не влияют ни их размер, ни их форма. Оказалось, что характер движения в большой степени определяется положением валуна на Рейстрэк-Плайя. Согласно созданной модели, ветер над озером ведёт себя очень сложным образом, в центре озера даже образуя вихрь.


В 1995 году группа под руководством профессора Джона Рейда отметила высокую похожесть следов зимы 1992-93 года со следами конца 1980-х. Было показано, что по крайней мере некоторые камни двигались с потоками покрытой льдом воды, причём ширина ледяной корки была около 800 м, о чём свидетельствовали характерные следы, процарапанные тонким слоем льда. Также было определено, что граничный слой, в котором ветер замедляется из-за контакта с землёй, на таких поверхностях может быть всего 5 см, что означает возможность воздействия ветров (скорость которых зимой доходит до 145 км/ч) даже на совсем невысокие камни.

Теории, которая объясняла бы, почему стоящие рядом камни могут передвигаться в различных направлениях, когда другие стоят на месте, пока нет. Также непонятно, почему камни «раскиданы» по всему дну озера, тогда как регулярные ветра перемещали бы их к одному из краёв озера.

В некоторых местах нашей планеты, в том числе и в России, издавна находили огромные камни-валуны, которые вдруг снимались с «насиженных мест» и начинали самостоятельно двигаться.

Таков легендарный Синь-камень под Переславлем-Залесским, почитаемый с язычества и до наших дней. Легенда гласит, что в конце XVII века закопанный глубоко да еще придавленный земляным курганом Синь-камень то безмятежно спал по полгода, то вдруг выстреливал, как пушечное ядро. Его топили в Плещеевом озере, но через полвека он самым невероятным образом вернулся на пригорок, где находится и сегодня, привлекая к себе паломников и туристов.


Кликабельно 1600 рх

В Тибете монахи древнейшего Северного монастыря вот уже полтора тысячелетия составляют жизнеописание так называемого Камня Будды. На валуне, по преданию, отпечатались его ладони. Весит эта святыня 1100 килограммов. При этом самостоятельно без чьей-либо помощи поднимается на гору высотой 2565 метров и спускается с нее по спиралевидной траектории. Каждый подъем-спуск точно укладывается в 16 лет.

Что касается других подобных загадок, - продолжает Алексей Махинов, - то за границей, в Калифорнии, например, ими озабочены целые институты. Но пока не разобрались. Лишь предполагают, что дело в сочетании природных условий. Не исключено, что камни двигаются просто по ветру.

Кое-где тоже может включаться природный механизм. Например, мощные морские приливы. Как в Тугурском заливе Охотского моря. Там ежедневные колебания уровня моря достигают 9 метров. Представляете, силища! Я сам видел борозду от камня. Он был немалый - высотой более метра. Море тащило валун за собой полтора километра. Потом отступило, а он остался.

В начале сего года мировую науку обогатила одна экстравагантная теория. Согласно исследованиям французских биологов Арнольда Решара и Пьера Эсколье камни - это живые существа со сверхмедленным процессом жизнедеятельности. Они дышат (чувствительные приборы зафиксировали слабую, но регулярную пульсацию образцов), двигаются. И все - чрезвычайно неспешно: один вдох за две недели, один миллиметр за несколько дней. Кроме того, утверждают ученые, камни меняются структурно, то есть имеют возраст - бывают старыми и молодыми.

Еще одно объяснение движения камней может заключаться, по мнению ученых, в суточных колебаниях температуры. Любое тело (в том числе и исследуемые камни) при нагревании расширяется — это вы должны помнить еще из школьного курса физики. Научно установленный факт, что в летние месяцы освещаемые солнцем стены домов увеличиваются (как бы наклоняются) в южную сторону, что является одной из причин разрушения зданий.

Вот и движущиеся камни якобы днем разогреваются и расширяются в южную сторону, а с наступлением ночной прохлады сокращаются, причем быстрее с северной стороны, где были меньше прогреты. То есть медленно ползут в южную сторону.
А из-под земли камни якобы движутся вверх к солнцу и теплой поверхности. Однако данную теорию быстро признали несостоятельной - ведь следуя ей абсолютно все камни на земле должны упорно год за годом ползти в одном направлении, но очень медленно. А этого почему-то не происходит.

Вспоминали ученые и наличие удельного веса камней и архимедовых сил, которые могут заставлять валуны всплывать и медленно передвигаться в зыбких или сыпучих почвах. Упоминались в исследованиях и такие факторы как изменение гравитационных полей, геомагнитные свойства планеты, вибрации, проседания и прогибания почвы... Однако внятно и доступно объяснить, в чем именно тут дело, пока не получается.

А совсем недавно к исследователям феномена движущихся камней присоединились и астрономы. Дело в том, что подобные объекты удалось обнаружить даже в космосе! Вернее, на открытом несколько лет назад астероиде Эрос , где нашлись россыпи валунов, абсолютно не характерных для почвы астероида, которые к тому же постоянно меняют свое расположение. Тоже ползают, значит.

Пока этот факт туманно объясняют какими-то необычайно подвижными почвами небесного тела с очень маленькой гравитацией. Может, и земные блуждающие камни — пришельцы из космоса (например, метеориты)?
Одним словом, несмотря на обилие фактов и множество теорий остается констатировать сухой факт: на сегодняшний день загадка камней-бродяг так и не разгадана. Существующие на данный момент версии пока не могут удовлетворить серьезных ученых. Поиски разгадки проявления жизни безжизненных вроде бы объектов продолжаются.


Кликабельно

Млечный Путь над Долиной Смерти



Кликабельно



Кликабельно 4000 рх




Кликабельно 5000 рх, панорама


Кликиабельно 4000 рх



Кликабельно 2000 рх


ПЕРЕМЕЩЕНИЕ МЕГАЛИТОВ - ПРОФАНАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Древняя столица Китая, сегодня окруженная современным Пекином, в которой на протяжении почти 500 лет правили 24 императора династий Мин и Цин. Город лежит на 40-й широте в точке её пересечения с меридианом и точно сориентирован по оси север - юг. Но сейчас не об этом.

В 15 - 16 веках, для строительства Запретного города было добыто и перевезено к месту работ, огромное количество камня различных размеров. Причем наиболее большие монолиты были доставлены из карьера расположенного за 70 км от стройки. Самый крупный из этих «камушков», справедливо названный «Большой резной камень», сегодня весит более 200 тонн, а когда был целым, весил около 300 тонн.

Камни представляют собой огромные монолитные плиты длиной более 10 метров и шириной около 4-х, покрытые по всей поверхности искусной резьбой. Таких плит больше десятка.

Плиты уложены между лестницами, ведущими наверх к императорскому дворцу. По сути, всё сооружение представляет собой ступенчатую пирамиду с храмом на вершине. Некоторые ступеньки лестниц, кстати, также вырезаны из монолитного куска породы, по 5 ступенек в секции. Представьте, каков был отход при изготовлении. Сложить лестницу из отдельных блоков без ущерба для внешнего вида, было бы в разы проще.

Вся огромная территория Запретного города вымощена прямоугольными каменными блоками, различного размера. Не брусчаткой, а именно блоками, каждый из которых был добыт в карьере, обработан, доставлен и уложен.

Можно сказать, что Запретный город - это сплошной камень. Стены, набережные, площади и даже ограждения, всё сделано из камня и покрыто резьбой, причем в гигантских масштабах

Стена в Запретном городе Фото mathias.b

Стена пирамиды Пернатого Змея в

Некоторые резные элементы древней китайской столицы поразительно напоминают такие же в другой древней столице, только на другом континенте.

Недавно на страницах уважаемого сайта - livescience.com попалась статья, сообщающая, что китайскому инженеру Цзян Ли из Научно-Технологического университета удалось обнаружить некие документы, 500 летней давности, сообщающие некоторые сведения о способе перемещения гигантских монолитов.

Инженер перевёл древний текст и выяснил, что огромные плиты весом более 130 тонн перевозились «группой мужчин старше 28 лет» на санях, скользивших по льду. По мнению Ли этот факт косвенно подтверждают другие находки. Павда не уточняется какие.

Рабочие через каждые 500 метров рыли колодцы и добывали воду, которой затем поливали лёд. Это делало поверхность ещё более скользкой и упрощало движение саней.

Для того, чтобы понять для чего китайцы пользовались санями через 3000 лет после изобретения колеса, Цзян Ли и его соавторы по исследованию из Принстонского университета посчитали затраты энергии необходимой для движения саней.

По их расчетам около 50-ти человек, поливая дорогу, могли тащить 123-х тонный монолит по пересеченной местности из карьера, который находился в 70-ти километрах от Запретного города.

При этом, исследователи установили, что средняя скорость с которой тащили камень по мокрому льду должна была составлять около 8 см в секунду. Такая скорость необходима для того, чтобы жидкая вода, которой поливали дорогу, не успевала замёрзнуть.

Исследователи предположили, что в целом, строители предпочитали перемещать камни на санях по гладкой ледяной дороге, а не на каталках. Старинный документ, который перевёл Ли говорит о том, что у древних прорабов были даже дебаты по поводу того, как перевозить блоки для постройки Запретного Города, на санях или на колесах.

Древние строители понимали, что при использовании саней, потребуется гораздо больше работников, времени и средств, чем, если бы мулы тащили повозки. Но сани рассматривались ими как более безопасное и надежное средство для медленной перевозки тяжелых грузов.

Неправильно думать, что такого уровня проекты, как Запретный город осуществлялись без необходимого уровня планирования и организации - утверждают ученые.

Всё это, безусловно, так, но историки по-прежнему не вникают в неудобный технический аспект вопроса. Перемещение таких грузов, на такие расстояния, на санях представляется, мягко говоря, маловероятным. Такой способ мог бы подойти для перевозки небольших блоков, но ни как не годится для стотонных глыб.

Ни какие сани не выдержат вес в 100, а тем более 200 тонн. Даже если полозья сделать из нескольких брёвен и прямо на них уложить монолит, под таким весом через определённое количество метров от брёвен или от дороги нечего не останется.

Стотонный камень в любом случае раздавит дерево и превратит его в труху. По этой же причине не получится перекатывать такие глыбы.

Даже если полозья сделать из стального швеллера, который конечно выдержит такой вес, то перемещать его не получиться, т.к. покрытие дороги мгновенно придет в негодность и сани в него просто зароются.

Именно поэтому несостоятельна версия строительства пирамид при помощи пандуса, который необходимо было бы изготовить из материала такой же плотности, как и перемещаемые по нему грузы. То есть - из камня. Так же, как рельсы и колёса вагона, которые по ним ездят, изготовлены из одного материала.

На таких машинах перевозят трансформаторы весом 270 тонн.

Сегодня для перевозки грузов такого веса разрабатывается специальная техника, несущие узлы которой делают из особо прочных материалов. Для подъёма используют специальные краны и стальные тросы. Ни какие верёвки не выдержат стотонный вес. Опять же цеплять трос не за что, а приподнять плиту нечем. См. статью « ».

Так же непонятно, как древние строители преодолевали на ледяной дороге спуски и подъёмы. Особенно если учесть, что плиты представляют собой очень тяжелые, тонкие и длинные каменные полоски, которые очень хрупки. Малейший перекос может расколоть камень.

Как известно из курса школьной физики - лёд под давлением плавится, и именно за счёт этого достигается эффект скольжения. Все мы наблюдали, как массивные предметы, под своей тяжестью постепенно врастают (погружаются) в лёд. Теперь представьте себе, как быстро растает лед под 120 тонным мегалитом.

Также вызывает сомнения лютая зима на 40-й широте, которая проходит посередине Средиземного моря. В прошлом году, например, в Пекине была зафиксирована самая низкая температура за 26 лет наблюдений минус 4.6 градуса. Эта температура на 4,1 градуса Цельсия ниже, чем средняя температура в декабре за все годы наблюдений. Таким образом, средняя температура зимой в Пекине около нуля. Хотя конечно, 500 лет назад всё могло быть и по-другому.


ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

Решение. При равноускоренном движении модуль ускорения остаётся постоянным. Этому соответствует график В .

Правильный ответ: 3.

А2. Под действием равнодействующей силы, равной 5 Н, тело массой 10 кг движется

1) равномерно со скоростью 2 м/с
2) равномерно со скоростью 0,5 м/с
3) равноускоренно с ускорением
4) равноускоренно с ускорением

Решение. По второму закону Ньютона тело будет двигаться с ускорением . Движение будет равноускоренным.

Правильный ответ: 4.

А3. Комета находилась на расстоянии 100 млн. км от Солнца. При удалении кометы от Солнца на расстояние 200 млн. км сила притяжения, действующая на комету

Решение. По закону всемирного тяготения сила гравитационного притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами. При удалении кометы на вдвое большее расстояние сила притяжения уменьшилась в 4 раза.

Правильный ответ: 2.

А4. При взвешивании груза в воздухе показание динамометра равно 2 Н. При опускании груза в воду показание динамометра уменьшается до 1,5 Н. Выталкивающая сила равна

Решение. Изменение кинетической энергии груза при этом равно суммарной работе действующей силы () и силы тяжести ():

Правильный ответ: 2.

A6. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Период колебаний равен

Решение. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории имеет вид:

где p - давление газа, n - концентрация молекул, - их средняя кинетическая энергия. Давление газа зависит и от концентрации молекул, и от их средней кинетической энергии.

Правильный ответ: 3.

А8. Теплопередача всегда происходит от тела с

Решение. По второму началу термодинамики теплопередача всегда происходит от тела с большей температурой к телу с меньшей температурой.

Правильный ответ: 3.

A9. В каком из процессов перехода идеального газа из состояния 1 в состояние 2, изображенном на рV- диаграмме (см. рис.), газ совершает наибольшую работу?

Решение. Для таяния льда ему необходимо передать некоторое количество теплоты. Вода, находящаяся в одном водоёме с тающим льдом, имеет температуру 0 °C и отдать энергию льду не может. Теплота забирается у воздуха, при этом его температура уменьшается.

Правильный ответ: 1.

А11. Лёгкий незаряженный шарик из металлической фольги подвешен на тонкой шёлковой нити. При поднесении к шарику стержня с положительным электрическим зарядом (без прикосновения) шарик

Решение. Свободные электроны в металлическом шарике, притягиваясь к положительно заряженному стержню, перераспределятся и создадут в ближней к стержню части шарика избыток электронов, а в дальней части шарика - недостаток. Отрицательно заряженная часть шарика, находясь ближе к стержню, будет сильнее притягиваться, чем положительно заряженная часть шарика отталкиваться. В целом шарик притягивается к стержню.

Правильный ответ: 1.

A12. При увеличении напряжения U на участке электри­ческой цепи сила тока I в цепи изменяется в соответ­ствии с графиком (см. рис.). Электрическое сопротивле­ние на этом участке цепи равно

1) 2 Ом
2) 0,5 Ом
3) 2 мОм
4) 500 Ом

Решение. Электрическое сопротивление равно отно­шению напряжения к силе тока. В данном случае наблюдается прямо пропорциональная зависимость между ними, поэтому для расчёта можно выбрать любую точку:

Правильный ответ: 4.

А13. При силе тока в электрической цепи 0,3 А сопротивление лампы равно 10 Ом. Мощность электрического тока, выделяющаяся на нити лампы, равна:

Решение. Линии магнитного поля направлены от северного полюса магнита к южному (слева направо). По правилу «левой руки» расположим левую руку так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь (ладонью влево), сомкнутые пальцы смотрели в направлении движения электронов (к себе). Тогда оттопыренный большой палец будет смотреть вверх. Поскольку электроны заряжены отрицательно, то действующая на них сила Лоренца направлена вниз. Электронный луч сместится из точки О в направлении Г .

Правильный ответ: 4.

A15. Постоянный магнит вводят в замкнутое алюминиевое кольцо на тонком длинном подвесе (см. рис.). Первый раз - северным полюсом, второй раз - южным полюсом. При этом

Решение. По правилу Ленца индукционный ток направлен так, чтобы своим магнитным полем препятствовать причине вызвавшего его. В обоих случаях кольцо будет отталкиваться от вводимого магнита.

Правильный ответ: 1.

A16. Катушка квартирного электрического звонка с железным сердечником подключена к переменному току бытовой электросети частотой 50 Гц (см. рис.). Частота колебаний якоря

1) равна 25 Гц
2) равна 50 Гц
3) равна 100 Гц
4) зависит от конструкции якоря

Решение. Катушка, подключённая к переменному току частотой 50 Гц, является переменным магнитом, у которого 50 раз в секунду в части, расположенной ближе к якорю, северный полюс сменяет южный полюс. Металлический якорь одинаково притягивается как к северному полюсу электромагнита, так и к южному, поэтому, сменяя друг друга, эти полюса 100 раз в секунду притягивают якорь. Частота его колебаний равна 100 Гц.

Правильный ответ: 3.

А17. Скорость распространения электромагнитных волн

Решение. Скорость распространения электромагнитных волн имеет максимальное значение в вакууме.

Правильный ответ: 1.

A18. На рисунке показаны направления падающего и преломленного лучей света на границе раздела «воздух-стекло». Показатель преломления стекла равен отношению

1)
2)
3)
4)

Решение. По закону преломления света и с учётом того, что показатель преломления воздуха равен единице, получаем:

.

Правильный ответ: 4.

А19. Энергия фотона равна

1)
2)
3)
4)

Решение. По формуле Планка энергия фотона равна . Частота фотона связана с его длиной волны соотношением . Выразив частоту фотона и подставив формулу Планка, получаем:

Правильный ответ: 1.

А20. Атом водорода находился в нормальном состоянии. При первом столкновении с другим атомом, он перешел в возбужденное состояние, а при следующем столкновении был ионизирован. Энергия системы «ядро - электрон» имела

Решение. Энергия системы «ядро - электрон» в любом из связанных состояний меньше, чем в ионизированном.

Правильный ответ: 3.

А21. Ракета массой стартует вертикально вверх с поверхности Земли с ускорением . Если силами сопротивления воздуха при старте пренебречь, то сила тяги двигателей ракеты равна

1)
2)
3)
4)

Решение. На ракету действуют две силы: сила тяжести (mg ), направленная вниз, и сила тяги (F ), направленная вверх. По второму закону Ньютона:

Правильный ответ: 3.

А22. На Землю упал из космического пространства метеорит. Изменились ли механическая энергия и импульс системы «Земля - метеорит» в результате столкновения?

Решение. Импульс системы «Земля - метеорит» в отсутствии внешних сил не изменился, а её механическая энергия уменьшилась: часть механической энергии в результате столкновения перешла в тепловую.

Правильный ответ: 2.

A23. При переходе из состояния А в состояние В (см. рис.) температура идеального газа

Решение. Давление, объём и температура идеального газа связаны уравнением Менделеева - Клапейрона: . Из рисунка видно, что при переходе из состояния А в состояние В объём и давление газа возросли в 2 раза, следовательно, температура увеличилась в 4 раза.

Правильный ответ: 2.

А24. Идеальному газу сообщили количество теплоты 400 Дж. Газ расширился, совершив работу 600 Дж. Внутренняя энергия газа при этом

Решение. По первому началу термодинамики количество теплоты, переданной системе, идёт на изменение её внутренней энергии и совершение ею работы: . Откуда .

Правильный ответ: 4.

А25. Плоский конденсатор зарядили и отключили от источника тока. Как изменится энергия электрического поля внутри конденсатора, если увеличить в 2 раза расстояние между обкладками конденсатора? Расстояние между обкладками конденсатора мало как до, так и после увеличения расстояния между ними.

Решение. Энергия электрического поля внутри конденсатора равна

При увеличении в 2 раза расстояния между обкладками плоского конденсатора его ёмкость уменьшается в 2 раза. Заряд на обкладках не изменился. Если увеличить в 2 раза расстояние между обкладками конденсатора, энергия электрического поля внутри конденсатора увеличится в 2 раза.

Правильный ответ: 2.

А26. В трёх опытах на пути светового пучка ставились экраны с малым отверстием, тонкой нитью и широкой щелью. Явление дифракции происходит

Решение. Явление дифракции происходит при наличии препятствия с размерами сравнимыми или превышающими длину волны. Во всех трёх опытах размеры препятствий превышаю длину световой волны.

Правильный ответ: 4.

А27. Волновыми свойствами

Решение. Согласно экспериментально подтверждённой гипотезе Луи де Бройля все частицы вещества, подобно свету, обладают волновыми свойствами.

Правильный ответ: 3.

А28. При попадании теплового нейтрона в ядро урана происходит деление ядра. Какие силы разгоняют осколки ядра?

Решение. Ядро заряжено положительно, осколки ядра тоже. Одноимённо заряженные тела отталкиваются друг от друга за счёт электромагнитного взаимодействия.

Правильный ответ: 2.

А29. Из 20 одинаковых радиоактивных ядер за 1 мин испытало радиоактивный распад 10 ядер. За следующую минуту испытают распад

1) 10 ядер
2) 5 ядер
3) от 0 до 5 ядер
4) от 0 до 10 ядер

Решение. Радиоактивный распад - случайный процесс. Вероятности того, что за следующую минуту испытают распад 0 ядер, 1 ядро, 2 ядра, ..., 10 ядер, отличны от нуля и сравнимы друг с другом.

Правильный ответ: 4.

А30. Два электрона движутся в противоположные стороны со скоростями 0,9с и 0,8с относительно Земли (с - скорость света в вакууме). Скорость v второго электрона в системе отсчёта, связанной с первым электроном, равна

1) 1,7c
2) c
3)
4) 0,1c

Решение. По закону сложения скоростей

Правильный ответ: 3.

Часть B

В1. Автомобиль движется по выпуклому мосту. При каком значении радиуса круговой траектории автомобиля в верхней точке траектории водитель испытает состояние невесомости, если модуль скорости автомобиля в этой точке равен 72 км/ч?

Решение. Поскольку движение происходит по искривлённой траектории с постоянной по модулю скоростью, то у автомобиля есть тангенсальное ускорение (), направленное в верхней точке вниз. По второму закону Ньютона это ускорение вызвано равнодействующей сил: силы тяжести (mg ), направленной вниз, и силы реакции опоры (N ), направленной вверх:

В состоянии невесомости , поэтому . Тангенсальное ускорение связано со скоростью радиусом кривизны соотношением:

Значит, радиуса круговой траектории автомобиля в верхней точке траектории равен

.

B2. Рассчитайте количество теплоты, сообщен­ное одноатомному идеальному газу в процессе A В С , представленном на рV-диаграмме (см. рис.).

Решение. У одноатомного идеального газа внутренняя энергия равна . Вос­пользовавшись первым началом термодинами­ки и уравнением Менделеева - Клапейрона, получаем:

Количество теплоты, сообщенное газу за весь процесс, равно:

Ответ: 650.

В3. В катушке сила тока равномерно увеличивается со скоростью 2 А/с. При этом в ней возникает ЭДС самоиндукции 20 В. Какова энергия магнитного поля катушки при силе тока в ней 5 А?

Решение. Энергия магнитного поля катушки равна:

где I - сила тока в катушке, а L - её индуктивность, которая связывает ЭДС самоиндукции со скоростью изменения силы тока соотношением:

.

Выразив индуктивность из последнего равенства и подставив его в выражение для энергии, получаем:

Ответ: 125.

В4. Изображение предмета, расположенного на расстоянии 40 см от рассе­ивающей линзы, наблюдается на расстоянии 24 см от линзы. Найдите модуль фокусного расстояния рассеивающей линзы. Ответ выразите в сантиметрах (см).

Решение. Фокусное расстояние можно определить, воспользовавшись формулой линзы:

,

где - расстояние от предмета до линзы, - расстояние от изображения до линзы, взятое со знаком «минус», поскольку рассеивающая линза даёт мнимое изображение. Фокусное расстояние для рассеивающей линзы () отрицательно:

В5. На фотографии представлен спектр излучения водорода в видимой части спектра. Цифры на числовой оси - длины волн в нанометрах (нм).

Решение. Энергия фотона равна:

Из рисунка видно, что минимальная длина волны фотонов в видимой части спектра равна . Их энергия максимальна и равна

Часть C


C1. Два тела, массы которых соответственно и , скользят по гладкому горизонтальному столу (см. рис.). Скорость первого тела , скорость второго тела . Какое количество теплоты выделится, когда они столкнутся и будут двигаться дальше, сцепившись вместе? Вращения в системе не возникает. Действием внешних сил пренебречь.

Решение. Суммарный импульс системы, равный , остаётся неизменным. Поскольку тела двигаются перпендикулярно друг другу, величина суммарного импульса равна



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...