Иван шишкин рожь описание картины. Сочинение: описание картины И. Шишкина "Рожь"

Рожь (1878), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Этот шедевр Шишкина экспонировался на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Наряду с "Рожью" тогда было показано несколько замечательных работ соратников Шишкина по Товариществу передвижных художественных выставок, в частности - всем известные "Вечер на Украине" Куинджи, "Кочегар" Ярошенко, "Протодьякон" Репина. Но, по общему мнению, все они уступали картине Шишкина; это мнение сформулировал Крамской в письме к Репину: "Я буду говорить в том порядке, - писал он, - в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина "Рожь"".
Тему для этого произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин нашел на родине, во время поездки в Елабугу, совершенной в 1877 году вместе с дочерью. На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал "Эта" - этот набросок и стал основой полотна. Его содержание, его основная идея тоже раскрыта самим художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов; надпись гласит: "Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство". Эти назывные предложения в концентрированном виде передают нам тогдашнее ощущение Шишкина.

Давайте остановимся перед маслом «Рожь»: уши, возбужденные свежим ветром, море шипов, соседняя дорога, которая идет далеко, к гигантским соснам, которые поднимаются на заднем плане, задумываются об огромности Русская земля, с их полей, создает обобщенный, эпический образ русской природы.

Истина его образов и сила его эпического обобщения давали пейзажи Шишкина подлинно популярный и демократический характер. Не зря картины Ивана Шишкина на выставках всегда привлекали внимание общественности. Художник Иван Крамский, подчеркивая реализм своих работ, одновременно отметил, что художник «строит пейзаж, театральный, предлагает определенное естественное зрелище».

К концу 1870-х годов наиболее дальновидные передвижники осознали, что на тотальной критике не построишь здания новой общественности; в этой ситуации живопись затосковала по положительному идеалу, причем ближе всего к решению этой задачи оказался как раз пейзаж. "Рожь", в сущности, является зримым выражением указанной тоски и блестящей попыткой решить поставленную задачу. Вспомним еще раз собственный комментарий Шишкина: "Божия Благодать. Русское богатство". Дорога, популярный прежде символ скорбного пути русского народа, здесь кардинально переосмыслена, превратившись в дорогу к счастью, в дорогу в чаемое Беловодье, о котором рассказывает столько русских легенд, - при этом конкретику и, что ли, обеспеченность этого пути указывают и подтверждают характерные пейзажные детали.
Надо сказать, что "Рожь" Шишкина - не единовременное озарение художника. Она готовилась всем его предшествующим опытом; отголоски настроения, наполняющего картину, мы найдем уже в первой по-настоящему оцененной публикой работе, написанной за девять лет до "Ржи", - это "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869). Уже там была громко заявлена и талантливо решена тема "национального блага", тема "благодарения жизни". В полотне "Рожь" она нашла дальнейшее истолкование.

Это также видно на холсте «Завтра в сосновом лесу», где художник столкнулся с различными темами: старые деревья лежали и тедди, которые прыгали над ними. Причина естественного вращения в Натуре, реле поколений очень поэтична в пейзаже Шишкина. Из его кисти появились образы, которые стали символами России, «обширные русские пространства с золотой рожьей, реками, лесами и русской удалённостью».

Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. Его картины - сотни холстов - обширны в своих идеях и эпопеях по своему содержанию, расширяют обширность русской земли, подтверждают величие и неподражаемый восторг русской природы. Тесное исследование, сопоставимое с ученом за его заботой и тщательностью, изложило его талант и выделило его как одного из лучших озеленителей.

Мотив дороги
На полотнах многих русских художников присутствует дорога - как один из символов национальной жизни. Смысловая музыка этого мотива всякий раз определяется контекстом картины.
Не найти русского пейзажиста (да и, пожалуй, вообще русского художника), который бы не писал проселочную дорогу, затерявшуюся в безбрежье широких полей. Дорога в данном случае выступает почти метафизическим знаком национальной жизни, обрастая массой подсмыслов и музыкальных обертонов: тут и устремленность к горизонту, за горизонт, мистическая углубленность, и вечное странничество, и... Этот ряд определений можно продолжать до бесконечности.
Конкретный же смысл всякий раз определяется в зависимости от "декораций", в которые дорога помещена. Герой нашего выпуска пишет дорогу - в соответствии с идеологией собственного творчества - предельно просто, в номинации "мудрая наивность". У его сподвижника, А. Куинджи, поражавшего современников "невозможными" цветовыми и световыми эффектами, дорога часто смотрится таинственно и символично. А И. Левитан в знаменитой "Владимирке" неожиданно для самого себя "отрабатывает" социальную тематику, заключенную как в колорите и композиционных деталях, так и в обозначении "дороги скорби", вынесенном в название работы.

Перед нашими микрофонами Софья Жрапова, которая живет в деревне лесных рабочих в Возии, уединенное место в провинции Вольда, известное своими обширными лесами. Хорошо, и в конкордии София жила со своим мужем, лесным инспектором Валентином и с пятью его детьми: одним мужчиной и четырьмя девочками. Они построили дом на берегу реки Монца, у них была корова, овец и цыплят. Но двадцать пять лет назад, в семье Крахова, случилось несчастье: молния убила мужа. Вдова осталась с пятью детьми. София подняла все, дети получили среднее образование.

Вся деревня увидела, сколько жертв это стоит. София Дмитриевна, ее соседи всегда поражены тем, как она преодолела несчастье и воспитала своих детей. Как он мог это сделать? С детства мои родители привыкли работать. Сын Валери работал двадцать пять лет инженером электровоза, дочь Галина работала двадцать лет в качестве медсестры, Елена - воспитатель детского сада, Любовь - повар в Сизма, где есть священный источник и историческая часовня, где многие туристов. Да, его жизнь была нелегкой, София Дмиревна.

Иван Шишкин. "Рожь".
1878. Холст, масло.

Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В своем творчестве Шишкин предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни – Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии (1872), Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) и другие.
В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении присущей его творчеству тщательности в передаче деталей. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). 
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как "Протодьякон" И. Е. Репина, "Кочегар" и "Заключенный" Н. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Куинджи. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Найденный на родине мотив, запечатленный в одном из карандашных набросков с лаконичной авторской надписью: "Эта", и лег в основу картины.
Само название "Рожь" в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова - двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.

И как вам удалось преодолеть трудности? Дети остались, крупный рогатый скот, фруктовый сад. Каждый день он проходил несколько миль, неся письма в некоторые, газеты другим, раз в месяц он делал пенсии пенсионерам. Вы живете в лесу. Летом он всегда в лесу, собирает ягоды и грибы, чтобы солить их. Что для вас значит лес?

И, конечно, это дает мне ягоды и грибы. Мы благодарим Софью Джрапову за ее трудолюбие и ее враждебность, за ее оптимизм и способность преодолевать трудности. Друзья, если вы еще не устали, давайте проведем некоторое время в Русском музее леса, который находится в старом дворце на Павелецкой улице.

Все рожь кругом, как степь, живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.
Так писал Некрасов после возвращения из-за границы в стихотворении "Тишина". 
Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны - великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. С детства знакомая картина родной природы. Полотно Ивана Шишкина "Рожь" одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи.
Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед, извиваясь и прячась за стеной ржи, полевая тропа. Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина совершенно иное, радостное звучание. Это светлая, "гостеприимная" дорога, зовущая и манящая вдаль.
Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о "счастии, довольстве человеческой жизни".
На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство». То же чувствует и зритель, глядя на это полотно.
"Рожь" - одна из удачнейших вещей Шишкина вообще", - писал И. Н. Крамской в своем письме к Илье Репину. Благодаря широкой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец достигает монументальности повествования. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности. Это ощущение не перебивают даже ласточки, скользящие над дорогой во ржи. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины (как, впрочем, и для многих других) не случайно. Ему хотелось показать богатырей-долгожителей - вечнозеленые хвойные деревья, а не трепещущие на ветру березы. И композиционное и чисто живописное решение картины под чинены одному - воспеванию силы и богатства родной природы. 
Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина - пейзажиста эпического склада. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения положительных идеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине "Рожь".
Иван Саввич Никитин.
Поле
1810.
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я... И сердцу и думам свобода...
Здесь мать моя, друг и наставник - природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.
Алексей Васильевич Кольцов.
Урожай
1835.
Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до земи,
Словно божий гость,
На все стороны
Дню веселому
Улыбается.
Ветерок по ней
Плывет, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.
Косарь
1836.
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!

Особенный, тихий, погожий выдался день.
Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.
Невероятная тишина царит в пейзаже.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой.
В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Парит.
И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует - быть грозе...
Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну?
Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна.
Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы.
Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания.
Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю.
И только тогда ты увидишь бездонную глубину "простоты и наивности" Шишкина. К тебе потянутся венчики полевых цветов, ты услышишь запах дорожной пыли, и вдруг дорога уведет в самую гущу нивы - туда, в благоухающее царство хлеба.
Тогда станет доступен тот мелодичный тихий звон, который издают мириады пчел и шмелей, ты почувствуешь до самой глубины сердца чары средней полосы.
Современники Шишкина, наглядевшиеся вдоволь на романтиков, упрекали Ивана Ивановича в прозаизме.
Это глубокое заблуждение...
Ведь поэзия бывает разная.
Глядя на его „Рожь", слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета...
Медленно встают из-за неоглядных далей громадины туч.
И.B. Долгополов.

Музей собирает и экспонирует памятники истории лесного хозяйства страны. Это исторические реликвии, документы, ценные коллекции, инструменты и устройства, используемые в работе лесных работников. Основное внимание в деятельности музея заключается в содействии распространению знаний о лесах в обществе, которое осуществляется посредством организации выставок и экскурсий.

Московский музей леса - это здание с различными тематическими комнатами. Это привлекает внимание, особенно Храм Лесной комнаты, в котором звучат звуки природы. В этой комнате посетитель может сидеть на пне и размышлять о окружающих ландшафтах, искать лесных животных и наблюдать за ними. В русском деревянном зале изображается развитие русской архитектуры. Договор об экономике леса показывает взаимосвязь между людьми и природой. Это не обычная коллекция гербариев и фотографий деревьев, как можно было бы предположить, но увлекательная экскурсия по истории лесного хозяйства, которая показывает неразрывную связь русского народа с лесом, экскурсию в мир жителей лесов.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...