Как сделать что ничего не отвлекало. Пoчта и icq

Умение сосредотачиваться – важная часть арсенала успешного человека. Научившись сосредоточиваться, концентрироваться на той или иной цели, определенном виде деятельности, вы имеете очень хороший шанс достичь в этом успеха.

В этой статье мы:
А) Обсудим, почему умение сосредотачиваться так важно.
Б) Разберемся, какие факторы мешают нам сосредоточиться.
В) Поразмыслим, как устранить факторы мешающие концентрироваться.
Г) И наконец, выработаем общую стратегию, которая поможет нам научиться сосредотачиваться.

В чем роль умения сосредотачиваться?

(Возможно, вы тут же закричите про себя: да как это в чем роль?!!! И так понятно!!! Давай ближе к делу!!! Наберитесь немного терпения: давайте разберемся со всем по порядку. Мы ведь хотим научиться сосредотачиваться, верно? Значит, не нужно отвлекаться, нужно читать по порядку. Ну-с, заканчиваю затянувшееся вступление.)

Ученые-физиологи установили, что работоспособность человека изменяется в процессе работы. Первые десять-пятнадцать минут – это так называемый период врабатывания, следующие 20-30 минут – оптимальная работоспособность, еще спустя некоторое время наступает истощение.

Как обстоит дело с работоспособностью и эффективностью работы в эти периоды?

Врабатывание: повышается
Средняя фаза: наиболее высокая
Истощение: понижается

Учитывая это, работать следует периодами где-то по часу, чтобы, во-первых, произошло хорошее врабатывание, затем вы ударно потрудились и немного потренировались бороться с легким утомлением. Потом нужно сделать паузу, отдохнуть немного и приниматься за новый цикл.

Думаю, не надо объяснять, что, отвлекаясь, мы нарушаем естественный ход этого цикла. Отвлекаясь раз в 15 минут, мы рискуем никогда не достигнуть максимальной работоспособности – а значит, не видать и приличных результатов. Какая уж тут эффективная работа…

Как видите, человек чисто физиологически (то есть если рассматривать его как этакого «биоробота»:)))) должен работать с сосредоточением, не отвлекаясь.

А что с точки зрения психологии? Несложно догадаться. Дело, которое нас увлекает, дело, которое захватывает нас, занимает все помыслы (то есть то, на котором вы сосредоточены) делается гораздо легче, сам процесс работы доставляет вам удовольствие – работать интересно!
Итак, едва ли не первая заповедь человека, который хочет добиться успеха в том или ином деле: продуктивность требует сосредоточения на одном предмете!

Что мешает нам сосредотачиваться?

1. Внешние факторы, препятствующие сосредоточению
— шум, музыка
— соседи и коллеги, лезущие с вопросами
— аська и телефон
— еще что-то, что требует вашего внимания, конкурирует за внимание с делом, которое надо сделать.

2. Внутренние факторы, которые мешают сосредоточиться (ВНИМАНИЕ!!!)
— общее плохое самочувствие
— отсутствие четкого плана деятельности
— неуравновешенное эмоциональное состояние
— незаинтересованность в работе

Списки можно продолжать. Кстати, если вы действительно хотите как следует научиться сосредотачиваться, советую здесь свернуть окно браузера, открыть листок ворда или блокнота и написать небольшой список под заголовком «Что мешает мне сосредотачиваться». Подчеркиваю – не вообще мешает, а что мешает именно вам делать конкретное дело, сосредотачиваться на определенной работе.

У меня получился вот такой список:
1. У меня есть более интересные дела (полазать в Сети, погонять свежую игрушку). Я этого не делаю, но мыслями постоянно возвращаюсь.
2. Работа не доставляет мне удовлетворения.
3. Я занимался ей вчера и она просто нагоняет скуку – затягивает рутина.

Тем не менее, я понимаю, что делать ее необходимо. Здесь мы не обсуждаем то, как заставить себя делать то или иное дело (победа над ленью и приобретение мотивации – тема отдельного разговора).

Вот так, плавно, мы подобрались к главному.

Как же все-таки сосредоточиться?

Как научиться не отвлекаться, заниматься своим делом эффективно, сосредотачиваться на важных вещах и не терять время попусту?

Теперь постараюсь быть краток;))) Все, что написано выше можно считать введением, здесь же самая суть.

1. Обеспечиваем себе хорошее рабочее место. Попросить родных и близких вас не тревожить, если работаете дома, мягко дать понять коллегам, что не очень любите, когда вас отрывают. Объясните им, что сами отвлекаетесь каждый час и готовы обсудить с ними все, что им угодно. Можете также между делом объяснить им, почему так важно (для вас и для них) сосредотачиваться на работе.

2. Работаем периодами по часу, с перерывом 10 минут. Такая организация работы наилучшим образом способствует сосредоточению. Возможно, сначала будет тяжело не отвлекаться в течение целого часа – терпите, выработка умения сосредотачиваться так просто не дается.

3. Обеспечиваем себе нужный психологический настрой. Нужно удалить все внутренние факторы, которые мешают сосредоточиться. Почувствуйте, что работа для вас действительно важна. Сконцентрируйтесь на результатах, которые она приносит (зарплата, должностной рост, положение в обществе).

4. Всегда имейте четкий план работы: вы должны знать, сколько, что и когда вы должны сделать. Это поможет сосредоточиться не просто на работе, но на результате и вы будете к нему стремиться, потому что после достижения цели на день (необязательно на день) вы получите вознаграждение. Сделал дело – ступай в аську смело!=)))

5. Начинайте работу как можно раньше!!! Приступайте к запланированным делам с самого утра или с самого прихода на работу. Пусть между началом работы и пробуждением не будет никаких отвлекающих дел. Не позволяйте себе проверять почту, едва сев за компьютер. Не открывайте аську или ридер. То, как вы начнете день, отразится на всем его протяжении. Стоит задать рабочий, деловой тон – и сосредотачиваться станет гораздо легче (Для меня этот пункт оказался наиболее эффективным. Возможно, дело в том, что он пришел с опытом, а не был выведен логически. Поэтому советую не только читать и применять мои или чьи-то еще советы, но и стараться найти свои методики, наблюдая за собой и ставя эксперименты).

6. Еще один секрет лично от меня, продолжение предыдущего. Сосредотачиваться на важных делах нужно не тогда, когда вы садитесь за стол, а еще в постели. Подумайте о своей работе, постарайтесь вызвать в себе позитивные эмоции по отношению к ней. Скажите себе, что будете делать ее с интересом, с жаром, с увлеченностью. Что проявите креатив и по-настоящему небанальный подход, который оценят коллеги и клиенты.

P.S. Заметьте, в этой статье мы говорили о том, как научиться сосредотачиваться, о том, что мешает сосредоточиться на работе и т.д. – вроде бы узкая тема, этакой лайфхак, который укладывается в стандартные рекомендации вроде «10 способов выкрутить электрическую лампочку» («10 советов как сосредоточиться на работе»))))), а в итоге оказалось, что эта «узкая тема» теснейшим образом связана с мотивацией, здоровым образом жизни (чтобы сосредотачиваться нужно иметь хорошее самочувствие – см. выше), планированием и тайм-менеджментом.

Отсюда главный вывод: если хотите быть успешными в целом, а не только уметь хорошо вкручивать лампочки, то надо постоянно видеть подобные взаимосвязи и, оптимизируя одну сферу своей жизни, мимоходом наводить порядок в остальных. Ну и, конечно, не полагаться только на чьи-то советы. Даже на мои;))))) Думайте и экспериментируйте! И да, еще комментируйте;)) Если есть что сказать о сосредоточении и не только – добро пожаловать в коменты!

Также может пригодиться.

Как же часто, мы решаем все изменить. Начинаем планировать свой рабочий день, но все равно что-то идет не так. И мы отчаявшись бросаем и продолжаем жить по старому.

Что же нам мешает выполнять свой план?

Как не отвлекаться и четко сделать все что запланировал?

Знакомые вопросики?

А теперь давайте вспомним, Ваш вчерашний рабочий день. Вы составил план, выбрали приоритетные дела и довольные пришли на работу, готовые горы свернуть.

Но тут, приходит неожиданное электронное письмо, друг звонит и делится очередной победой на любовном фронте, проверка одноклассников не может помешать выполнить ваши дела, Ведь это всего - то 5 минуток.

И все, вы зря потратили вчерашний вечер на планирование. Потому что рабочий день подошел к концу, а вы успели сделать только 40% от намеченного. Оптимизация времени хромает!

Надеюсь, вы уже увидели основную причину , наших неудач. Это прерывания и постоянные отвлечения . Любое отвлечение заставляет Вас переключить внимание с одного дела на другое, чтобы потом заново перестроиться нужно 30 минут. Вот и считайте!

Кажется, ну 5 минут поговорил с коллегой, но поставил пару 5 на фотки в одноклассниках, а эти минутки накапливаются и БАХ!!! рабочий день кончился.

С этим надо бороться. Если хотите успевать больше, читайте дальше...

Пошаговая инструкция: Как не отвлекаться и выполнить свой план на 100%?

1.Запишите, на что вы отвлекаетесь в течение рабочего дня.

2.Примерно прикиньте, сколько времени это у вас отнимает.

3.Выберите самое сильное отвлечение.

4.Теперь контроль и еще раз контроль! Вы должны избавиться от этого отвлекающего фактора.

5.Ну, допустим почту можно проверять два раза в день, первый раз в 11.00 часов дня, после того как вы выполните самые важные дела из вашего плана. Второй раз 16.00.

Как не отвлекаться при чтении интересует, наверное, всех читателей. Каждый человек хотя бы раз отвлекался от чтения книги. Все закономерно, если теряется интерес к делу, то мозг человека переключается на другие дела. Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить что произойдет если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Как не отвлекаться при чтении - борьба с шумами

На продуктивность чтения сильно влияют внешние шумы. Внешние шумы, как одиночные, так и непрерывные, оказывают очень большое отрицательное влияние на продуктивность чтения. Речь пойдет уже не просто о понижении уровня внимания при чтении, как было выше, но о переключении внимания с текста на другой объект.

Очень часто внешние шумы отвлекают от чтения: они раздражают или, наоборот, увлекают до такой степени, что книга порой откладывается в сторону. С особенным удовольствием мы переключаем свое внимание от книги (и при малейшей возможности готовы это сделать), если нам не нравится материал, над которым мы работаем. Отвлекаясь на внешние шумы постоянно, читатель привыкает к работе с расслабленным вниманием, воспитывает в себе невнимательность.

Фактор внешнего шума и его влияние на запоминание текста

Фактор внешнего шума во время работы с книгой является объективным (ведь мы не можем изменить, например, шумовые условия в читальном зале), но и субъективным одновременно: Вы можете измениться сами, научившись не реагировать на шум как на помеху при чтении. Для того чтобы “не слушать шумы”, нужно научиться не оценивать шумы, которые Вы слышите, не перерабатывать их.

Если Вас от чтения отвлекает шум за стеной, Вы уже не можете сосредоточиться и откладываете книгу. Попробуйте включить телевизор, и он отвлечет Вас от мешавших недавно шумов, Ваше раздражение сменится приятным состоянием. Вы забудете о раздражавшем Вас шуме, отвлечетесь от него и, даже выключив телевизор, еще какое-то время не будете обращать внимание на шум, хотя он будет продолжаться. Можно слышать шум, но не слушать его. Таким образом, неприятное было заменено приятным. Временное переключение внимания защитило Вас от воздействия шума.

Как отключить внешние раздражители при чтении книг

Одним из способов, позволяющих отключиться от посторонних шумов, научиться не реагировать на них во время чтения, является метод теннисного шарика, разработанный в Школе рационального чтения.

Этот метод основан на принципе двойного переключения внимания. Метод теннисного шарика, как показывает практика, является универсальным: практически все, кто его использовал, приучаются отвлекаться от внешних шумов и перестают их слушать. Если читатель с помощью метода теннисного шарика натренировал себя до автоматизма, то борьба с шумом будет вестись уже на подсознательном уровне, не отвлекая сознание от осмысления содержания читаемого текста. Такому читателю достаточно 1-3 секунд, чтобы избавиться от досадного шума во время чтения. После этого все внимание вновь сосредоточено на чтении.

Быстрое чтение. Как не отвлекаться при чтении

Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения, запишитесь на очные курсы, однако, вы можете научиться скорочитать и самостоятельно.

Улучшите методику чтения и вы будете тратить меньше времени на исследование документов. Следуйте советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Сверх медленное чтение. Преследуется детальное изучение документа - например, исследование юридических документов.
  • Неспешное чтение - к примеру, художественного произведения.
  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о прочитанном документе
  • Скорочтение.

Как скрочитать в режиме скорочтения текст

Действуя в соответствии с этой схемой, вы уменьшите время на поиск нужной информации.

  • Прочтите внимательно введение.
  • Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в тексте.
  • Просмотрите фрагменты текста, которые вам показались важными.
  • Прочтите предметный указатель. Уясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в книге. Подумайте, на сколько содержание книги похоже на содержание ранее изученных документов
  • Составьте отзыв по тексте или письмо автору.
  • Прочтите примеры автора. На сколько примеры повторяются? Не создается ли впечатление, что автор текста позаимствовал содержание документа
  • Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите оглавление. Составьте общее представление о содержании книги до момента его чтения.

Если изучаете текст справочного характера, то требуется изучать избранные места. Поэтому описанная стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы и статьи

Во первых, следует просмотреть места в тексте, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть статьи будет ясной уже с первого абзаца.

  • Изучите изложение текста, обзор, первые несколько абзацев, вводную часть.
  • Изучите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Изучите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Сканирующее чтение. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные слова, а сразу фразы.

диагональным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на обычное чтение.

Записи на полях.

Делайте заметки во время чтения. Записывайте вопросы автору текста. Вы не теряете время. Благодаря записям и сформулированным вопросам, изученный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не требуется больше возвращаться.

В процессе чтения книги отмечайте маркером важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Ищите альтернативы чтению

Метод "ТЕННИСНОГО ШАРИКА"

Одной из самых распространенных помех углубленному чтению является внешний шум. Разговор соседей в читальном зале, плач ребенка в электричке, звук работающего телевизора за стеной мешает глубоко погрузиться в смысл читаемого, особенно если приходиться читать что-то необходимое, но мало интересное. Как правило, попытки не обращать внимание на внешний шум являются не только безуспешными, но, наоборот, приводят к тому, что после долгой борьбы с шумом читатель начинает анализировать слышимое, отвлекаясь от чтения. ("Все время говорят о болезнях, как будто не о чем больше говорить!", "Что же родители не обращают внимание на плачущего ребенка!" и т.п.). Постепенно раздражение читателя растет, и ему уже приходится справляться с собственным состоянием.

Существует эффективный способ борьбы с подобными помехами чтению - метод "теннисного шарика".

Метод "теннисного шарика" построен на использовании определенных процессов, происходящих в мозгу человека.

Можно представить себе мозг человека в виде площадки, на которой горят костры - очаги возбуждения, вызванные анализом различной информации, одновременно поступающей в мозг: читатель осмысливает содержание абзаца - это большой костер (осмыслению уделяется большая часть внимания), в комнате, где происходит чтение, жарко - это второй костер, но маленький, т.к. на восприятие этого уделяется столь малая часть внимания, что читатель почти не ощущает повышенной температуры. С приближением обеденного времени появляется и все больше и больше разгорается еще один костер, связанный с ощущением голода, и т.д. Подобные маленькие костры (малые части внимания) загораются от всех ощущений и мыслей, связанных с одеждой, обувью, удобством позы, освещением, физическим или психическим утомлением и пр. Величина костров-очагов внимания регулируется на подсознательном уровне, поэтому читатель, несмотря на все свое желание сосредоточиться, переключает все же внимание на шум, отвлекаясь от чтения. Так в данный момент основное внимание переключается с осмысления текста на шум как на основной очаг возбуждения мозга. При этом соблюдаются следующие условия:

    1. Чем более активно протекают мыслительные процессы, тем больше общая сумма частей внимания, уделяемых на одновременный анализ всех раздражителей (внешних и внутренних) т.е. тем больше число костров.
    2. Увеличение внимания на одни раздражители сопровождается уменьшением внимания на другие (одни разгорающиеся костры забирают энергию и огонь других, уменьшая их).
    3. Разрастается та часть внимания (разгорается тот костер), которая направлена на актуальное именно в данный момент событие. Например, если во время чтения Вы вспомните, что сейчас по телевизору идет передача, которую Вы обязательно хотели посмотреть, то успех дальнейшего чтения будет зависеть от того, что Вы сочтете более важным (актуальным) в данный момент.

Следовательно, если на площадке с большим костром (вызванным осмыслением читаемого) появляется маленький костер (соответствующий по величине раздражению из-за мешающего шума, и этот костер не будет погашен, то возможно, он разгорится, вбирая в себя энергию от большого костра, и даже может затушить большой костер. Чтобы этого не случилось и применяется метод "теннисного шарика".

Суть метода заключается в следующем: поймав себя на том, что невольно начинает прислушиваться к внешнему раздражителю, читатель мысленно:

    1. Надевает на голову скафандр;
    2. Представляет себе слышимый шум в виде теннисных шариков, летящих от источников шума;
    3. Представляет себе отскакивание ударяющихся о скафандр шариков и слышит звук цоканья от ударов.

Все это необходимо проделывать во время чтения, не переставая осмысливать содержание текста. В результате часть внимания постепенно переключается с внешнего раздражителя (шума) на теннисные шарики, а затем на осмысление читаемого, т.е. происходит двойное переключение внимания. Как только Вы начнете тренироваться, руководствуясь этим методом, на первых же этапах работы Вы ощутите положительные сдвиги.

Метод "теннисного шарика" (МТШ) работает следующим образом: с появлением маленького, но опасного костра (т.е. как только начинается отвлечение от чтения на внешний шум) читатель искусственно создает новый и достаточно большой костер, вызванный отскакиванием теннисных шариков от скафандра (т.е. значительное внимание начинает уделяться внушению представления скафандра и отскакивающих от него шариков, а также внушению, что читатель слышит звук их цоканья). В результате актуальности этого процесса на данный момент новый костер начинает разрастаться за счет перекачивания энергии от других костров. Это приводит к уменьшению, а затем и затуханию костра, соответствующего внешнему шуму.

И одновременно будет уменьшаться костер, соответствующий осмыслению читаемого, что является нежелательным, но вынужденным. После регулировки силы костров в течение некоторого времени читатель сознательно акцентирует внимание на процессе чтения (т.е. начинает раздувать костер, соответствующий усвоению читаемого, за счет костра, соответствующего представлениям скафандра и шарика). Таким образом, через какое-то время внимание все больше переключается на осмысление читаемого и все меньше остается на теннисные шарики и тем более на внешний шум.

Таким образом, хотя регулирование очагов возбуждения происходит в мозгу на уровне подсознания, все же путем тренировок, отрабатыванием определенных упражнений можно достигнуть переключения основного внимания на нужный для Вас объект.

Метод "теннисного шарика" позволяет:

    1. Переключать внимание с основного раздражителя на отработанные представления до прекращения осмысления раздражителя.
    2. Перевести сконцентрированное на этих представлениях внимание на основную работу:

Для применения МТШ необходимо сначала отработать умение быстро и легко вызывать:

    1. Ощущение скафандра вокруг головы;
    2. Представление теннисных шариков, летящих к скафандру от источника шума;
    3. Представление ударяющихся и отскакивающих от скафандра шариков;
    4. Восприятие звука цоканья ударяющихся о скафандр шариков.

Этому можно научиться поэтапно следующим образом:

I этап

Научитесь быстро вызывать и устойчиво поддерживать ощущение скафандра вокруг головы путем многократного представления этого скафандра в своем сознании. Скафандр или оболочка может быть любого цвета, размера и формы, выберите для себя то, что Вам больше нравится, но есть два непременных условия: он должен быть прозрачным и легким.

II этап

Научитесь представлять теннисные шарики, летящие от источника шума и растворяющиеся в голове. Шарики должны быть легкими, любого цвета и небольшими по размеру. Они должны лететь медленно. Как только один шарик, долетев до головы, растворится в ней, тут же из источника шума вылетает другой шарик. (Например, если Вам мешают своими разговорами читатели за соседним столом, то нужно представить шарики, вылетающие из того места, где сидят эти люди). Где и как конкретно рождаются эти шарики - не имеет значения. Шарики должны вылетать независимо от громкости шума и его периодичности (например, если Вам мешает скрип двери, то как только раздается очередной, Вы тут же представляете летящий от двери шарик. После растворения шарика в Вашей голове, Вы представляете следующий шарик, летящий оттуда же, независимо от того, продолжает в данный момент скрипеть дверь или нет).

III этап

Соедините два предыдущих представления и добавьте слуховые ощущения. нужно представить скафандр и шарики, вылетающие из источника шума, долетающие до скафандра и отскакивающие от него, и при этом услышать четкое цоканье от воображаемого удара шарика по скафандру. Далее проследите за отскочившим шариком до исчезновения его в бесконечности и также представьте полет очередного шарика и т.д.

Можно не заставлять отскакивать первые шарики, а пропустить их через скафандр и, только начиная, например, с пятого, представить их отскакивание.

Первым и вторым этапами можно овладевать попеременно в течение двух недель. И только после того, как Вы научитесь четко представлять скафандр и шарики по отдельности, можно приступать к их совмещению и тренироваться еще в течение двух недель.

Есть, конечно, и такие читатели, которые могут плодотворно работать и при любом шуме. Некоторые из них даже считают, что читать лучше под музыку или при включенном радио или телевизоре.

Специалисты, основываясь на экспериментальных данных, считают, что каждый должен работать в тех условиях, к которым он привык. Но все же они для достижения наибольшей производительности умственного труда советуют создавать тишину, но не абсолютную, а относительную. Легкий гул, шелест страниц в читальном зале (конечно, при отсутствии болтовни за соседним столом) способствуют наилучшему усвоению текста. Показано, что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом монотонном шуме.

Умение изолировать внимание от внешних шумов может стать еще одним Вашим требованием повышения культуры чтения.

ФОТО Getty Images

Мышление современного человека уже давно называют «клиповым». Американский психиатр Эдвард Хэлловэлл в 1994 году ввел понятие «ситуационно обусловленный дефицит внимания» (СОДВ). Вот некоторые из его симптомов:

  • неспособность сосредоточиться на чем-то одном,
  • частое переключение с одного дела на другое,
  • страх упустить что-то важное, иногда доходящий до паники,
  • растущая тенденция избегать всякого мышления и импульсивное принятие решений,
  • ощущение попусту потраченного времени в конце рабочего дня.

От известного всем синдрома дефицита внимания (СДВ) СОДВ отличается тем, что не обусловлен генетически, а приобретается нами при неправильных условиях труда и вполне устраним в отпуске или в выходные дни. Что же необходимо поменять в своей жизни, чтобы стать более сосредоточенным и больше успевать на работе? В своей новой книге «Не отвлекайте меня» Эдвард Хэлловэлл дает несколько практических советов.

Разгрузите мозг

Для того чтобы научиться концентрироваться на текущих проблемах, нужно для начала разгрузить мозг от множества других задач, которые мы держим в голове все одновременно. Среди них могут быть как глобальные задачи типа «составить годовой отчет», так и мелкие, например, «купить зерна кофе для кофемашины», «записаться к врачу», «найти хорошего репетитора для ребенка». Итак, первым делом выпишите все ваши задачи на листок и четко распишите, что и когда вы будете выполнять. Вы должны полностью освободить «оперативную память» вашего мозга, для того чтобы сконцентрироваться на ближайшей цели.

Создайте структуру

Представьте, что было бы с нашим телом, если бы у нас не было скелета? Оно бы превратилось в бесформенной кусок плоти. Точно так же и с нашими мыслями и целями: если они не имеют точной структуры, для нас это становится невыносимо. Именно поэтому нужно обязательно завести ежедневник и все планировать. Когда мы расписываем свои задачи и расставляем приоритеты, у нас возникает ощущение, что мы можем контролировать свою жизнь. А знаете, какой самый простой способ создать структуру? Сделать уборку. Вам гарантированно будет легче сосредоточиться на своих задачах, если вокруг вас будет чистота и порядок.

Учитесь говорить «нет»

Тем, кто не умеет или боится отказывать людям, важно понять: своим решительным «нет» вы в действительности делаете доброе дело просителю. Ведь если мы помогаем человеку только из-за неумения отказать, то вряд ли эта помощь будет на 100% качественной. Если коллега хочет повесить на вас очередную внеурочную работу, просто скажите ему: «Я подумаю» или: «Я с радостью исполнил бы вашу просьбу, если б у меня было время, но, к сожалению, ситуация складывается так, что я не смогу сделать работу достаточно качественно и быстро».

Избавьтесь от электронного рабства

Выделите время в своем ежедневном распорядке, которое вы будете проводить вне электронных устройств, и сообщите коллегам о том, в какие часы вы будете недоступны. Чаще звоните, а не пишите людям, с которыми обещали связаться: живое общение дарит больше эмоций. Составьте список не очень больших дел, до которых никак не дойдут руки. Например, позвонить старому другу, открыть книжку, которую вы купили еще 7 месяцев назад, или добраться-таки до верхней полки шкафа и разобрать ее. Заглядывайте в этот список (а не в телефон) всякий раз, как только у вас появится свободная минута.

Сосредоточьтесь здесь и сейчас

  • Выключите все приборы и гаджеты на время, нужное вам для того, чтобы сосредоточиться и подумать.
  • Доверьтесь себе. Мы лучше всего справляемся с чем-либо, когда делаем это так, как сами считаем нужным. Если вы не знаете, чего хотите, просто прислушайтесь к интуиции, и ваше подсознание, скорее всего, поведет вас в правильном направлении.
  • Сделайте перерыв. Если вы чувствуете, что ваши мысли начинают путаться, остановитесь и дайте себе передохнуть. Встаньте, пройдитесь, выпейте стакан воды, потянитесь. Для отдыха иногда может хватить и 60 секунд.
  • Возьмитесь за что-нибудь трудное. Люди максимально сосредоточиваются, принимая вызов, когда дело хорошо знакомо, но заставляет напрягать все силы. Достаточно часто невозможное вдруг оказывается вполне реальным.
  • Обратитесь за помощью. Не считайте это признаком слабости. Наоборот, такое решение говорит, что у вас пока еще достаточно сил, чтобы не растеряться и попробовать найти правильный путь.
  • Берегите свое время. Одно из самых верных правил современной жизни гласит: если вы не сможете правильно распорядиться временем, у вас его отнимут. Ревниво оберегайте свое время. Не отдавайте его никому, и никому не позволяйте им распоряжаться, если в том нет большой необходимости.
  • Закройте глаза. Если вы чувствуете, что утратили сосредоточенность, откиньтесь на спинку стула и закройте глаза. Это нехитрое действие, как ни удивительно, позволяет восстановить ясность видения.
  • Нарисуйте картинку. Зрительные образы освобождают мышление. Начертите диаграмму, составьте таблицу, покройте страницу прихотливыми зигзагами, запишите на ней какие-нибудь короткие фразы или нарисуйте стрелки. Лучше всего пользоваться для этого цветными карандашами или фломастерами. Возможно, что вскоре вы представите себе именно то, что искали в состоянии повышенной сосредоточенности.
  • Разговаривайте с собой. Если вы вдруг упустили нить мысли и растерялись, попробуйте вслух порассуждать о предмете, которым вы занимаетесь. Громкая речь вовлекает в мышление новые области мозга, которые не участвуют при рассуждениях «про себя». Ваш голос рассеет туман.
  • Делайте то, что помогает вам. Не думайте о стратегиях, которые принято применять. Некоторым людям хорошо работается под музыку или в шумном помещении. Кто-то лучше сосредоточивается, когда ходит и даже бегает. Одним лучше думается рано утром, а другим - поздно ночью. Некоторые предпочитают размышлять на морозе, а другие - в финской сауне. Кому-то хорошо думается на голодный желудок, кому-то - во время еды. Не существует правильных способов - есть способы, лучшие для вас.

Еще больше советов о том, как сохранять внимательность, быть сосредоточенным и добиваться большего, читайте в книге «Не отвлекайте меня!» .

Эдвард Хэлловэлл (Edward M. Hallowell) - психиатр, всемирно известный эксперт по СДВГ (синдрому дефицита внимания и гиперактивности), автор нескольких бестселлеров по версии The New York Times. Выпускник Гарвардского колледжа и медицинской школы Тулейнского университета в Новом Орлеане. Основатель центра умственного и эмоционального здоровья The Hallowell Center. Работал в Гарвардской медицинской школе с 1983 по 2004 год, выступает по всему миру с лекциями о синдроме дефицита внимания и современном ритме жизни. С момента выхода его книги «Не отвлекайте меня!» («Driven to Distraction») в 1994 году было продано более миллиона экземпляров.


Работа в офисе связана с постоянно отвлекающими факторами – телефонными звонками, присутствием болтливых коллег, наличием Интернета. Принято считать, что Интернету принадлежит второе место в этом списке. На первом месте бесспорный лидер – болтовня коллег, телефонные звонки занимают почётно третье место, есть и другие отвлекающие причины, влияющие на эффективность работы, их довольно много, а среди них в лидерах – хохот коллег.

Те или иные факторы отвлекают от дела больше 90% офисных сотрудников, половина этих работников считает, что точно перестанут отвлекаться, если их рабочее место будет находиться в отдельном кабинете. Трудно утверждать, что так и будет на самом деле, потому что эффективность труда сотрудников уже работающих в собственных кабинетах тоже остается далеко от желаемой – они все равно отвлекаются. В это время они больше всего внимания уделяют Интернету – свободный выход в сеть отвлекает 40% обладателей уединённого личного пространства, а чуть ли не 30% из них пишут отвлечённые письма, не имеющие отношения к их основной работе. Но что можно сделать, чтобы не отвлекаться во время работы?

Приведём 7 советов как перестать отвлекаться на работе , следование которым поможет избегать непродуктивной траты времени. Каждый совет – это простое правило, соблюдать которое нетрудно, но если любое из них покажется вам сложным, тогда спросите себя – не слишком ли вы ленивы?

Первое – Пунктуальность в отношении собственного времени

Определяйте для каждой задачи конкретное время на исполнение и старайтесь сделать её до конца к намеченному сроку. Обычно сами себе мы ставим не конкретные, а абстрактные цели, их можно было бы обозначить как «сделаю сегодня», «во время работы», «сделать в течение дня» . При такой установке любой человек обязательно хоть что-то, да не успеет сделать и этому как минимум две причины.

Во-первых, плохая организация собственного времени.

В приведённых формулировках нет конкретики, таким образом, когда мозг получает установку для целого ряда небольших дел «сделать в течение дня» , для него это означает, что каждое из дел следует делать не сейчас, а вообще сегодня. А раз дело небольшое и не требует многочасовой работы, значит, его можно сделать чуть позже, ведь до конца дня ещё есть время – «успею» , посещает голову «гениальная» мысль, и вот в этот момент и начинают главенствовать различные отвлекающие факторы. Как пример, «письма не по делу» , «болтовня с сотрудниками» и другие, каждый раз что-то «важное» из отвлекающих факторов крадёт у вас время. Чтобы , нужно уменьшить значение и количество отвлекающих факторов, в идеале – избавиться от них совсем.

Если мы перегружаем себя работой, то получаем тот же эффект, как и при плохой организации, то есть обязательно что-то не успеваем. Посмотрите, может быть, вы слишком много пытаетесь сделать в одно и то же время.

В обоих случаях позитива не наблюдается. Чтобы выйти из этого положения, определяйте для каждой задачи конкретное время для исполнения – 10-20 или 30 минут, определите, приблизительно, сколько времени вам потребуется на выполнение конкретной задачи и старайтесь уложиться в этот срок. Если задача большая, разбейте её на части и для каждой определите конкретное количество времени. Давайте себе обещание, что сделаете каждый фрагмент работы за отведённое время и выполняйте его. Когда станете успевать, у вас появится удовлетворение от сделанного и обострится желание делать ещё больше.

Второе – чистота на рабочем месте

Никакие посторонние предметы вообще не должны находиться на рабочем столе. Эффективность работы тем выше, чем меньше отвлекающих факторов.


Советы, как навести порядок на рабочем месте

Источник:


Ваше рабочее пространство не должно содержать всего, что будет отвлекать от текущей работы. Когда вы работаете над поставленной задачей, то на столе могут находиться только те предметы, которые необходимы для выполнения именно этой конкретной задачи, всё остальное будет лишним. Если ваша задача должна выполняться на компьютере, то кроме монитора, клавиатуры и мышки на столе не должно быть ничего, ели это невозможно сделать на 100%, тогда предметы, которые останутся на столе лучше всего расположить в самом дальнем углу.

Третье – Приоритеты

Чтобы мы ни делали, по важности наши дела разделяются приблизительно в соотношении . Это означает, что к 20% относятся наиболее значимые, которые приводят к конкретным результатам, а к 80% - менее важные дела, которые можно делать во вторую очередь. Если не сделать дела, относящиеся к 20%, то желаемый результат достигнут не будет, поэтому именно эти задачи следует считать приоритетными и выполнять в первую очередь. Умение перестать отвлекаться на работе во время выполнения самых важных задач, будет характеризовать вас как ответственного и перспективного сотрудника, которому можно поручить, в том числе и управленческие роли, вам будет легче продвигаться по карьерной лестнице.

Приоритетные задачи определить довольно легко – все они выглядят трудными, и их хочется отложить на потом. Но именно при выполнении приоритетных задач заметно движение к цели.

Четвертое – оградитесь от лишнего шума

Когда в офисе много сотрудников они генерируют дополнительные шумы, это разговоры, смех, ходьба, работающая оргтехника, телефонные звонки – всё, что непременно будет отвлекать от работы. Чтобы избежать шумов, можно закрыть уши наушниками, или пересесть на отдалённое, если это позволяет начальство, наиболее тихое место.

Пятое – делайте одно дело за раз и не отвлекайтесь

В офисной суматохе сложно сосредоточиться, внимание рассеяно и мы, постоянно отвлекаясь, берёмся то за одно дело, то за второе, а в минутку затишья стараемся делать несколько дел одновременно. Перестать отвлекаться на работе можно сосредоточением на одной конкретной задаче.

Поставьте для себя четкую цель, допустим так: «в ближайшие 15 минут, я занимаюсь составлением отчёта и больше ничем» , и, во что бы то ни стало, стремитесь выполнить поставленную цель. Кто бы ни старался вас отвлечь, конечно, кроме начальства, с минимум слов и движений дайте понять, что вы очень заняты и при этом выполняйте только ту конкретную задачу, которую перед собой поставили.

Окончились 15 минут, вздохните удовлетворённо и приступайте к следующим 15 минутам сосредоточения над другой конкретной задачей. Таким образом, вы добьетесь большей эффективности, чем делая все дела сразу.

Шестое – перерывы в работе для разгрузки

Человек не способен трудиться без устали, ведь даже безжизненные машины не могут работать беспрерывно, поэтому нам необходим отдых. Отдых от одной задачи заключается в переключении на другую. Если все ваши задачи должны делаться на компьютере, значит нужно таким образом организовать свое время, чтобы тело не находилось в одном положении более 50 минут, то есть нужно делать перерывы со сменой позиции. Например, сходить попить воды, на доклад к начальнику, или просто, постоять минуту возле рабочего стола. Этот импровизированный минутный перерыв можно использовать для ответа на вопрос коллеги, который он задавал в тот момент, когда вы трудились над конкретной задачей и не могли отвлекаться.

Эффективность работы возрастает благодаря тому, что физическое движение разгоняет кровь, которая несёт свежее питание к мозгу, что способствует скорости реакции и ясности мысли. Поэтому делайте краткосрочные перерывы, но с обязательным физическим движением.

Седьмое – сохраняйте здоровье

Хорошей работоспособности способствует хорошее самочувствие, которое неразрывно связано с крепким здоровьем. На эту тему говорится очень много, но главное – не забывайте основные постулаты теории здорового образа жизни, к которым относятся:

Здоровый сон
Разнообразное питание
Физическая активность
Отсутствие вредных привычек.
Режим сна и бодрствования.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...