Какие силы движут человеком в его деятельности. Альфрид Лэнгле Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций

На днях, задумался над причинами почему люди делают что либо. Много книг написано на эту тему, много преподают в институтах по теории мотивации человека. Тем не менее общего понимания до сих пор так и не сложилось, и как я понимаю - не только у меня.

Для начала я попробовал выделить два базовых аспекта которые побуждают людей к действию. За основу взял теорию Страха и Жадности, как наиболее распространенную в современном обществе. Попытался выделить основные двигатели действий людей. Что в итоге получилось - вопрос спорный но мне кажется весьма интересным.

Итак аспекты мотивации к действию.

1. Разум (он же логика), включает в себя следующие не всегда осознаваемые составляющие:

Страх (страх потерять - жадность, страх страдания - боль). Заставляет нас сделать что-то либо не делать ничего лишь бы страха не было.

Гордость (желание быть лучшим согласно или вопреки установленным обществом правилам достижения или обладания) на самом деле это тоже страх быть последним - ее антитеза. Заставляет нас что-то сделать вопреки страху неудачи.

2. Сердце - "иррациональная логика" поведения человека:

Необъяснимое желание (например оправдание поступков как "просто я так хочу", я "люблю"). Мы просто делаем что-то. Ничто не заставляет нас так поступать, но очень хочется и мы это делаем. Мы имеем хобби не просто так но и разумом их объяснить нельзя. Кто - то катается на коньках, кто-то лазает по скалам, кто-то экспериментирует с едой, причем эти увлечения - не разумны с точки зрения логики. Они нам просто нравятся и мы этим занимаемся.

Причем заметьте что радость от жизни мы получаем в основном от действий по сердцу, а не по разуму. Захотелось сделать - сделал и радуешься.

Люди в основной массе своей разучились чувствовать сердце и жить в согласии с ним - разум заглушает все необъяснимые желания, И это поощряется установленными нормами современных обществ которые идут по Европейскому пути развития. Это не хорошо не плохо, это так есть сейчас и мы все играем в эту игру.

Казалось бы, ситуация безысходная для сердца, и все в итоге придет к тому что со временем разум победит неразумность поведения. (кстати - такое может быть только насильственно. Так как никто по доброй воле не сможет предать любовь и свое сердце. Только под давлением извне.) Именно от этого и происходят все религиозные войны, разум одних против веры других и наоборот. Тогда как в массе люди забывают что любой человек верит в то что хочет, но есть она...

Истинная Любовь - чувство которое разум не победит никогда, как бы ни пытался. И не просто физическое влечение, а именно Любовь. Не зависимость, а наполненность. Цельность внутри вне зависимости от наличия человека рядом.

В этом кстати и есть метафоричное описание авраамического грехопадения Адама и Евы. Плод познания выбросил человека из Рая на землю. Разум - вот что сначала создает все наши проблемы а потом худо-бедно пытается решить их.

Заметьте сами за собой, что приносит вам больше всего печали - дайте угадаю - ваши же собственные мысли и то что мы думаем по поводу этих мыслей и так далее:)

Постоянно думаем - "а что если?" "А что он хотел этим сказать?" "А что потом?" И еще сотни тысяч мыслей ежедневно посещают и тревожат наш разум. Мы же, в зависимости от нашего состояния, выбираем какие из них мы будем думать, а какие нет, забывая о варианте - "не думать."

Мы постоянно находимся в мыслях - а не здесь и сейчас, тем самым пропуская мгновение жизни. Мы продумываем и придумываем страхи и возможности. Вместо того чтобы действовать здесь и сейчас.

Разум - это всего лишь часть человека, но не он целиком. Это кстати и есть суть восточных учений о просветлении.

Просветленный человек - он умеет просто быть в мире, принимая свое единство с ним. Без мыслей. И действовать в соответствии с сердцем.

Вы спросите - как можно жить по сердцу? Мне думается, что это значит - не пытаться объяснить свои желания если они приходят. А просто принимать и достигать их. В таком ключе - вся суть, объясняющая почему, при том что инструментов удовлетворения потребностей у людей все больше - живут они все более несчастно.

Все более упорядочивая процессы жизни в обществе, мы все более утрачиваем возможность жить вне общества, становясь тотально зависимым от него. Причем не только технологически, но и традиционально. А в комбинации эти два проявления жизнедеятельности людей формируют мощный инструмент управления массами людей. За кажущимся внешним порядком общества - царит хаос в сердцах людей.

Душа, сердце желает, а разум пытается понять и объяснить желание - пришедшее не от него, а от души. Ладно если получится понять самому хотя бы на уровне, хочу потому что хочу. Но мы в обществе часто должны оправдываться перед другими его представителями (общества) за свои желания и поступки. А уж им в современном обществе сказать что хочу просто так - значит выглядеть полным безумцем. (Вот тут мне чуть непонятно почему так - Коллективный страх перемен? Страх отстать? Страх дать кому то обогнать себя?)

Хотя, есть у нас среди активностей весьма базовые исключения - например шоппинг. Но тут мы почему то пытаемся объяснить почему нам что-то просто понравилось. Как ребенок находит - красивый камушек - и берет его. Просто он понравился, и лишь потом мы объясняем почему он нам понравился словами. НО, Зачем?

Потому что оправдываемся за то что потратили деньги(?) Свои или чужие. Перед собой, другими. Иначе боимся либо себя не понять, либо не быть понятыми другими. Считая, что непонимание вызывает отторжение.

И заметьте, именно удовлетворение таких необъяснимых приносит нам настоящую радость.

Захотелось - обнять, пойти, сказать, сделать - делаешь и получаешь удовольствие. Без всяких потому что. И Получаешь частичку счастья... Соедини эти частички по всей жизни и получишь счастливую жизнь...

НО, Когда же нужен разум? А ведь он и вправду нужен... Мне видится что только, и только для решения конкретных задач в рамках исполнения веления сердца. Это инструмент - не более.

Пример - хочу на тот берег реки, соц страты, отношений и т.д. Спрашиваем разум - Как это сделать? Получаем варианты ответов. Далее выбираем тот вариант который понравился больше остальных. Ну просто он больше нравится. Без потому что.

Начинаем действовать, но сначала - выключаем разум. Все.

Это вся функция разума для человека.

Если не согласны - готов обсудить детальнее.

Мы звоним в службу спасения, просим милостыню, воруем и грабим, мы берем кредиты и не возвращаем их, мы сидим на шее родителей или получаем баснословные гонорары за те вещи, которые в природе человеческой не способствуют ни развитию, ни поддержанию жизни. Мы привыкли скидывать нагрузку со своих плеч всеми возможными способами.

Именно поэтому в трудной ситуации человек не может принять верное решение. Он пасует там, где любое животное продолжало бы двигаться. И речь идет не о тех случаях, когда человек тонет в море, летит со скалы или загнан в угол разъяренным медведем. Речь идет о простых ситуациях, когда больше само ощущение неприятностей вызывает ужас, но физически нас никто и пальцем не трогает.

Мы приходим в ярость, если на шоссе нас кто-то подрезает, мы звереем, когда кто-то что-то сказал неприятное в нашу сторону, а ведь это всего лишь лай собаки на ветру.

Человеку свойственно обманывать даже самых близких людей, он стремится быть один среди толпы знакомых и друзей, быть независимым от друзей, чтобы этим же друзьям закатить банкет. Логики нет, это природное свойства человека - превратить все вокруг в свое благо, в свое удовольствие и выразить посредством этого себя и свою индивидуальность.

Мы готовы крушить свою и чужие жизни ради денег, ради оправдания своей слабости. Пассажир "Титаника" готов был отдать все деньги ради места в шлюпке, и этот трюк мог "прокатить" раньше, чем тот, кто получал взятку понял бы, какая это была бессмыслица. И эта пауза - суть денег. Мы в любой ситуации указываем на них, ведь это абсолютный безжалостный демон.

Таким образом, нам стоит задуматься и пересмотреть ценности. Переоценить деньги, покончить с государством, которое свободно распоряжается нашими жизнями, придумывая глупейшие законы в то время, как человек стал грамотным как в духовном плане так и в плане гражданского самосознания.

Мы должны перестать создавать нелепых идолов, сокрушаться из-за нелепой чепухи вроде поражения сборной по футболу, обратить внимание на гармоничное развитие человеческой расы, чтобы каждый мог получить от этого реальную выгоду.

Источник -

Потребности.
- Желания.
- Инстинкты.
- Страх.
--Стремление к гармонии и порядку.
- Любовь.
- Забота о ближнем.
- Стремление от хаоса к порядку.

Люди без страха - это не только герои по зову сердца, это и те, кому терять нечего - они не боятся ни смерти, ни потерять работу, ни голода, ни быть отвергнутым обществом. Слава Богу, таких немного, потому границы хаоса не станут безграничными.

Желания есть у всех, не у всех есть возможности. Думать-мало, говорить-бесполезно, следует действовать. Но, это отдельная тема для рассуждений.

Потребности подобны желанию, но их проще удовлетворить. Обычно, социум держится на биологических и моральных потребностях. С одной стороны, так удобно системе, с другой - это удерживает от хаоса жизни.

Инстинкты есть у всех, как минимум: размножаться, выживать, совершенствоваться. Для того, чтобы совершенствоваться, нужна упорядоченность понятий, вещей, правил и социума в целом.

Например, дорожное движение. Эта система отражает как нельзя лучше состояние социума в целом - порядка в нём или хаоса. Возьмите для примера некоторые страны, в которых главенствует хаос в большей степени, нежели порядок: Египет, Китай, Индия... Не стану перечислять все страны, где ездить за рулём автомобиля без соответствующей подготовки местных "правил дорожного движения", крайне опасно для жизни с первых минут пребывания на проезжей части.
И возьмём наши правила дорожного движения - всё ясно и понятно, а для кого не понятно, существует ГАИ. Чтобы как можно реже сталкиваться со служителями правопорядка, следует хорошенько выучить правила дорожного движения и, соответственно, дорожные знаки.

Они являются самыми необходимыми средствами для обеспечения безопасности движения, особенно в тёмное время суток, которое в свою очередь в наших регионах в зимнее время начинается практически после обеда. Особенно важную роль играют предупреждающие знаки при ремонтных работах: ограждения, барьеры, светодиодные предупреждающие знаки, ремонтные (сигнальные) фонари. Если вы живёте в новом, ещё не обустроенном районе новостройки, обратитесь к специалистам на сайте bestmash.ru - они всегда готовы разработать для Вас проектную документацию, связанную с организацией движения на участке дороги или парковки, нанесением необходимой дорожной разметки и установки соответствующих знаков. У них для этого имеются все необходимые материалы, потому, выполнение заказа будет просто молниеносным!

Стремление к гармонии и порядку является самой главной составляющей социума и скоро большинство людей придёт к тому, что "разрушать" не так интересно, как "созидать". Пока что, к сожалению, об этом мы только задумывается, но ничего решительного не предпринимаем.

Любовь была, есть и будет самым прекрасным, на чем держится мир, желания, инстинкты, потребности, стремления и сама гармония. Всё прекрасное движет любовью: и забота о ближнем, и стремление от хаоса к порядку, и совершенствование, и безграничность.

Зигмунд Фрейд, Карл Юнг

Опасные желания. Что движет человеком?

© ООО «Издательство «Алгоритм», 2014

3. Фрейд. Как рождаются желания

Эдипов комплекс

Исследуя первые психические образования сексуальной жизни у ребенка, мы берем обычно в качестве объекта ребенка мужского пола, маленького мальчика. Мы полагали, что у маленькой девочки дело должно обстоять аналогичным образом, но все же как-то иначе. В каком пункте развития следует искать этой разницы – это с определенностью установлено не было.

Ситуация эдипова комплекса является первым этапом, который мы с уверенностью распознаем у мальчика. Он нам легко понятен, так как в нем мальчик фиксируется на том самом объекте, к которому он в предшествующих периодах младенчества и ухода был уже привязан с помощью своего либидо, не имевшего еще генитального характера. Тот факт, что он учитывает при этом личность отца, как стоящего на его пути соперника, которого он хочет устранить и место которого он хочет занять, вытекает непосредственно из реальных соотношений. Эдиповская установка мальчика относится к фаллической фазе и погибает вследствие страха кастрации, т. е. вследствие нарцистического отношения к гениталиям. Трудность понимания вытекает из того усложняющего обстоятельства, что самый эдипов комплекс у мальчика имеет двоякую установку, активную и пассивную, соответственно бисексуальному расположению. Мальчик хочет также заменить отцу в качестве любовного объекта мать; мы называем это женственной установкой.

Относительно доисторического периода эдипова комплекса у мальчика нам еще далеко не все ясно. Мы знаем из него идентификацию с отцом, связанную с нежными побуждениями и лишенную еще характера соперничества в отношении к матери. Другим элементом этого предшествующего периода является, по моему мнению, не отсутствующая ни в одном случае мастурбаторная манипуляция с гениталиями, онанизм в раннем детстве; более или менее насильственное подавление его со стороны воспитателей активирует кастрационный комплекс. Мы предполагаем, что этот онанизм связан с эдиповым комплексом и означает отреагирование его сексуального возбуждения. Неизвестно, берет ли он свое начало в этих соотношениях или же он возникает самопроизвольно, как деятельность, связанная с определенными органами, и лишь впоследствии присоединяется к эдипову комплексу; вторая возможность является гораздо более вероятной. Возникает еще вопрос о роли ночного недержания мочи и об отвыкании от этого вследствие вмешательства воспитания. Мы предпочитаем простой синтез, согласно которому ночное недержание мочи является результатом онанизма, а подавление его оценивается мальчиком как торможение его генитальной деятельности, т. е. в смысле угрозы кастрации; но неизвестно, будем ли мы правы в каждом отдельном случае. Наконец, анализ дает нам возможность смутно узнать о том, что подслушивание коитуса между родителями в очень раннем детском возрасте может вызвать первое сексуальное возбуждение и стать в силу своего последующего влияния исходным пунктом для всего сексуального развития. Онанизм, равно как и обе установки эдипова комплекса, присоединяется впоследствии к получающемуся в результате подслушивания впечатлению. Однако мы не можем предположить, что такое подслушивание коитуса имеет всегда место, и сталкиваемся здесь с проблемой «первофантазий». Если, таким образом, в доисторическом периоде эдипова комплекса у мальчика есть так много невыясненного, то следует проверить и решить, всегда ли существует один и тот же путь и не приводят ли самые различные предварительные стадии к центральному пункту одной и той же конечной ситуации.

Зигмунд Фрейд

* * *

Эдипов комплекс маленькой девочки скрывает в себе проблему глубже, чем эдипов комплекс мальчика. Первоначально мать являлась для обоих первым объектом; мы не должны удивляться, если мальчик сохраняет этот объект и в эдиповом комплексе. Но каким образом девочка отказывается от него и выбирает в качестве объекта отца? При разрешении этого вопроса я имел возможность установить некоторые положения, которые могут пролить свет именно на доисторический период эдиповского соотношения у девочки.

Каждый аналитик имел возможность изучить женщин, которые с особой интенсивностью и упорством сохраняли свою привязанность к отцу и желание получить от отца ребенка, – желание, в котором эта привязанность получила свое высшее выражение. Можно с полным основанием предположить, что это фантастическое желание было также и движущей силой их инфантильного онанизма, и тогда легко получается такое впечатление, что мы находимся здесь перед элементарным, не поддающимся дальнейшему разложению фактом детской сексуальной жизни. Однако подробный анализ этих именно случаев показывает нечто другое, а именно, что эдипов комплекс имеет в данном случае долгий доисторический период и является до некоторой степени вторичным образованием.

По замечанию старого детского врача Линднера, ребенок открывает доставляющую удовольствие генитальную зону – пенис или клитор – во время сладострастного сосания. Я хочу оставить открытым вопрос о том, действительно ли ребенок пользуется этим новоприобретенным источником удовольствия для замены недавно потерянной материнской груди, на что могут указывать позднейшие фантазии. Короче говоря, генитальная зона когда-нибудь открывается, и у нас нет, по-видимому, никакого основания подвести первые манипуляции с ней под психическое содержание. Однако ближайшим моментом в начинающейся таким образом фаллической фазе является не связь этого онанизма с объектными привязанностями эдипова комплекса, а чреватое тяжелыми последствиями открытие, выпадающее на долю маленькой девочки. Она случайно обнаруживает большой, легко заметный пенис у брата или сверстника, распознает его как преувеличенный аналог своего собственного маленького и скрытого органа, и ею овладевает зависть к пенису.

Интересна противоположность в поведении обоих полов: в аналогичном случае, когда маленький мальчик впервые видит генитальную область девочки, он ведет себя нерешительно, прежде всего, он мало интересуется; он ничего не видит или отрицает свое восприятие, ослабляет его, ищет подтверждений, которые привели бы это восприятие в соответствие с его ожиданием. Лишь впоследствии, когда на него оказывает свое действие угроза кастрации, тогда это наблюдение становится для него многозначительным: воспоминание о нем или новое наблюдение вызывает в нем взрыв устрашающего аффекта и вынуждает его поверить в действительность угрозы, к которой он до сих пор относился иронически. Из этого соотношения вытекают две реакции, которые могут зафиксироваться, а затем каждая из них в отдельности или обе вместе или в совокупности с другими моментами могут надолго определить его отношение к женщине: боязнь изуродованного существа или презрение к нему, вызванное чувством превосходства. Но это развитие происходит уже в будущем, хотя и не очень отдаленном.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т.п.).

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

Мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
. мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
. стремление получить одобрение других людей;
. стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
. мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т.е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

1. значимость достижения успеха;
2. надежда на успех;
3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
4. субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

Вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т.п.);
. материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
. социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
. лишение свободы;
. физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.

Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов.

Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами . Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

От количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
. от актуализации ситуативных факторов;
. от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции . Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...