Что отвечает за эмоции. Структуры мозга и эмоции

Механизмы возникновения эмоций и их влияние на функции организма сложны. Они развивались в процессе эволюции, способствуя оптимальному решению важных с биологической точки зрения задач.

Материальная основа мира человеческих чувств, эмоций - нервная система состоит из головного и спинного мозга, а также нервных проводников двух видов. Одни берут начало в тканях внутренних органов, в мышцах, коже и т. д., где имеются как бы микроминиатюрные датчики, воспринимающие сигналы о ходе жизненных процессов в тканях и раздражениях внешней среды (температурных, болевых, тактильных). Эти сигналы - импульсы передаются в «верхние этажи», в мозговые центры.

Оттуда тоже идут сигналы - либо к внутренним органам (по вегетативным волокнам), либо к мышцам (по двигательным).

Вегетативная нервная система регулирует обмен веществ и жизнеобеспечение органов и систем тела. Одни ее волокна (симпатические) передают импульсы, которые зарождаются в высших симпатических центрах. Они расширяют зрачок, повышают тонус кровеносных сосудов, усиливают сердечную деятельность и тормозят двигательную активность (перистальтику) желудочно-кишечного тракта.

Волокна другого типа (парасимпатические) берут начало в высших парасимпатических центрах и оказывают противоположное действие. Они суживают зрачок, снижают силу и частоту сердечных сокращений, усиливают перистальтику желудка и кишечника, а также активность выделения пищеварительных ферментов.

Это, так сказать, низшие отделы нервнорегуляторного аппарата. Они подчинены высшим регуляторным центрам в головном мозге.

Ни симпатические, ни парасимпатические высшие центры не определяют нервно-психическую деятельность. Но ее интенсивность, напряженность и направленность определенным образом влияет на состояние и реакции внутренних органов сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Особенно тесны и очевидны связи между вегетативными функциями органов и эмоциональным фоном жизни. В настоящее время установлено, какие отделы головного мозга ответственны за формирование эмоций.

Самая древняя его часть - мозговой ствол. В его структуре имеется так называемый промежуточный мозг, состоящий из таламуса и гипоталамуса. Вместе с другими образованиями ствола эта часть головного мозга называется подкоркой, так как ее покрывает сверху эволюцитонно более молодой отдел - кора или мантия.

Это высшее координирующее и регулирующее образование организма, своеобразный командный пункт. Средоточие эмоций - подкорка (гипоталамус и некоторые другие образования), а в качестве высшего интегратора импульсов - кора головного мозга. И в то же время высшие вегетативные (симпатические и парасимпатические) центры органически входят в те отделы мозга, которые ответственны за возникновение эмоций, являясь как бы частью аппарата эмоций.

От инстинктов к эмоциям

Внешняя среда оказывала решающее влияние на эволюцию всего живого. Это выражалось не только в том, что под воздействием отдельных ее факторов (радиации, других физических или химических агентов) в организмах возникали новые свойства (мутации). Они появлялись и при других обстоятельствах, например в результате разнообразных комбинаций наследственного вещества при скрещивании. Возникшие новые свойства могли закрепиться в последующих поколениях или исчезнуть без следа. Роль сортировщика, браковщика этих свойств в процессе эволюционного развития играла все та же внешняя среда.

Если новое качество в конкретных условиях существования повышало приспособительные возможности организма, то в последующих поколениях обладателей этого качества становилось все больше и больше. Оно могло облегчать способ защиты или добывания пищи, обеспечивать многочисленное и жизнеспособное население или способствовать заселению неосвоенных пространств планеты.

Если новое качество снижало приспособляемость, то обладатели этого качества, как менее приспособленные, быстро погибали в борьбе с внешней средой. Внешняя среда как бы производила отбор наиболее удачных вариантов и давала им «зеленую улицу».

Впрочем, о значении, наследственности (мутациях), изменчивости и естественном отборе все слышали, читали, и повторять здесь о них нет смысла. Важно лишь: подчеркнуть, что под влиянием ЭВОЛЮЦИИ у живых организмов появились определенные формы реагирования на внешние раздражители.

Наиболее простые из них - инстинкты. Это закодированная и передающаяся из поколения в поколение программа деятельности организма под воздействием тех или иных факторов. Инстинкты материнства, защитный, половой и другие - это устойчивые наследственные реакции. Они наблюдаются у высокоорганизованных животных или же представляют собой программу всей жизни у насекомых.

Жизнь пчелы, как и муравья, запрограммирована от начала и до конца. Программа определяет размножение и сохранение потомства, добывание пищи, защиту и т. д. Но эта программа слишком жестка, непластична, она не способна приспосабливать организм ко всему многообразию внешних воздействий. У высших млекопитающих в процессе эволюции в наследственном веществе были запрограммированы главные, наиболее важные для сохранения жизни реакции. Кроме того, у них в процессе эволюции развился аппарат экстренного реагирования на те или иные воздействия внешней среды. Это аппарат эмоций. Он и обеспечивает высокую приспособляемость в зависимости от характера воздействий внешней среды. Таким образом, аппарат эмоций является системой биологического приспособления, дополняя и уточняя запрограммированные реакции в конкретных условиях действия внешней среды. Эмоции возникают не сами по себе. Они возникают под влиянием деятельности коры головного мозга. Кора головного мозга получает информацию о состоянии внешней и внутренней среды организма. Путем анализа и синтеза она делает заключение о их состоянии и только в случае необходимости (опасность/ повреждение целостности организма или угрозы ему, недостаток пищи и пр.) включает аппарат эмоций.

Вот примерная схема возникновения одной из простейших эмоций - ощущение голода. Когда организм израсходует поступившие с пищей питательные вещества, он начинает испытывать неприятные, беспокойные чувства, которые мы называем голодом. Механизм их появления таков. Дефицит питательных веществ и особенно глюкозы в крови раздражает нервные окончания. Импульсы передаются в подкорковые образования головного мозга (таламус и гипоталамус), а затем в кору. Кора после анализа импульсов и оценки состояния внешней среды (отсутствие пищи) делает заключение и посылает разряды в образования подкорки, названные нами аппаратом эмоций. Здесь и зарождаются неприятные ощущения. Возбуждение из аппарата эмоции вновь направляется в кору головного мозга и изменяет ее деятельность. Прекращаются все виды деятельности, кроме одной, направленной на поиски, добывание пищи. Так формируется поведенческий акт под влиянием аппарата эмоций. У хищного животного, допустим, это будет розыск и охота за жертвой. Можно видеть, что поведенческая реакция является адекватной состоянию организма. Механизм возникновения других простейших эмоций (страх, боль, ярость) такой же. Он не имеет принципиальных различий у человека и животных.

Эмоции, однажды возникнув в результате какой-либо мотивации, существуют до тех пор, пока целенаправленные действия не устранят вызвавшую их причину. В случае голода это будет насыщение, в случае опасности - уход от нее или победа над врагом и пр. При этом отрицательные эмоции сменяются положительными.

Между прочим, на этом основана выработка условно-рефлекторных связей, а следовательно, и обучение, накопление жизненного опыта. Аппарат эмоций у человека достиг чрезвычайно высокой степени развития, что обусловлено воздействием социальной среды. Мир его эмоций не ограничивается элементарными физиологическими реакциями, как у животных. У человека появились эмоции высшего порядка - это его чувства, вызванные социальной средой, воспитаним, они имеют решающее значение в возникновении эмоций у человека.

Еще несколько слов о положительных эмоциях. Положительные эмоции всегда доставляют удовольствие. Ученым известно, что любые эмоции тонизируют, усиливают деятельность коры головного мозга. В процессе обучения положительные эмоции имеют огромное значение. Было показано, что в том случае, когда обучающемуся нравится предмет, его усвоение происходит гораздо быстрее, чем в случае безразличного отношения к предмету.

Эмоциональный комплекс (положительный или отрицательный) имеет видимый и невидимый компоненты. К видимым компонентам эмоций относятся речь, мимика, жесты и вообще двигательные реакции, к невидимым компонентам - изменение деятельности внутренних органов и систем. В первую очередь изменяется тонус вегетативной нервной системы, за ним - деятельность сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции и обмена веществ. Невидимые компоненты неуправляемые, а видимые компоненты можно подавить усилием воли. Воспитанием можно добиться подавления внешнего компонента эмоций, но не внутреннего. Тем же воспитанием можно добиться того, что эмоции вообще не возникнут при действии тех или иных факторов социальной среды. Так, например, люди, привыкшие трудиться, либо не испытывают при этом никаких эмоций, либо у них появляется ощущение удовлетворения. Если человек не приучен к труду, труд у него всегда порождает отрицательные эмоции.

Американские психологи обнаружили, что пациенты с двусторонними повреждениями вентромедиальной префронтальной коры при решении сложных моральных дилемм руководствуются только рассудком, тогда как у здоровых людей важную роль при этом играют эмоции. В воображаемых ситуациях исследованные пациенты не видят разницы между убийством, совершаемым заочно (например, путем нажатия кнопки), и собственноручным, тогда как здоровым людям разница представляется огромной. Прекрасно различая добро и зло на сознательном уровне, такие пациенты не способны к сопереживанию и никогда не испытывают чувства вины.

Эрик Кандел , получивший в 2000 году Нобелевскую премию за исследования молекулярных механизмов памяти, в юности увлекался психоанализом и стал нейробиологом в надежде выяснить, в каких отделах мозга локализуются фрейдовские «эго», «суперэго» и «ид» (что ему, впрочем, не удалось). Полвека назад подобные мечтания казались наивными, однако сегодня нейробиологи вплотную подошли к выявлению биологических основ самых сложных аспектов человеческой психики.

Статья американских психологов и нейробиологов, опубликованная в последнем номере журнала Nature , сообщает о важном успехе в деле изучения материальной природы морали и нравственности, то есть того аспекта психики, который Зигмунд Фрейд называл «суперэго» (сверх-я). Фрейд считал, что суперэго функционирует в значительной мере бессознательно и, как выясняется, был совершенно прав.

Традиционно считалось, что мораль и нравственность проистекают из здравого осознания принятых в обществе норм поведения, из выученных в детстве понятий о добре и зле. Однако в последние годы получен ряд фактов, свидетельствующих о том, что моральные оценки имеют не только рациональную, но и эмоциональную природу. Например, различные нарушения в эмоциональной сфере часто сопровождаются изменениями представлений о морали; при решении задач, связанных с моральными оценками, возбуждаются отделы мозга, отвечающие за эмоции; наконец, поведенческие эксперименты показывают, что отношение людей к различным моральным дилеммам сильно зависит от эмоционального состояния. Впрочем, до сих пор никому не удавалось экспериментально показать, что какая-то область мозга, специализирующаяся на эмоциях, действительно необходима для формирования «нормальных» суждений о морали.

Авторы статьи исследовали шестерых пациентов, которые в зрелом возрасте получили двусторонние повреждения вентромедиальной префронтальной коры (ВМПК). Известно, что этот отдел мозга осуществляет эмоциональную оценку поступающей в мозг сенсорной информации, особенно той, что имеет «социальную» окраску. ВМПК также регулирует эмоциональные реакции организма (например, учащение пульса при виде фотографии, изображающей чьи-то страдания).

Пациенты были тщательно обследованы квалифицированными психологами и невропатологами, причем обследование проводилось «вслепую»: врачи не знали, какие научные идеи будут проверяться на основе их заключений. Оказалось, что у всех шестерых сохранен нормальный уровень интеллекта (IQ от 80 до 143), память и эмоциональный фон (то есть не выявлено каких-либо патологических колебаний настроения). Однако у них оказалась резко понижена способность к сочувствию. Например, они почти не реагировали (на физиологическом уровне) на «эмоционально нагруженные» картинки, изображающие различные катастрофы, покалеченных людей и т. п. Более того, все шесть пациентов, как выяснилось, практически не способны чувствовать смущение, стыд и чувство вины. При этом на сознательном уровне они отлично понимают, что хорошо, а что плохо, то есть принятые общественные и моральные нормы поведения им хорошо известны.

Затем испытуемым предлагали вынести свое суждение по поводу различных воображаемых ситуаций. Ситуаций было всего 50, и они делились на три группы: «внеморальные», «моральные безличные» и «моральные личные».

Ситуации из первой группы не требуют разрешения каких-либо конфликтов между разумом и эмоциями. Вот пример такой ситуации: «Вы купили в магазине несколько горшков с цветами, но в багажник вашей машины они все не помещаются. Совершите ли вы два рейса, чтобы не испачкать дорогую обивку заднего сиденья?»

Ситуации из второй группы затрагивают мораль и эмоции, но не вызывают сильного внутреннего конфликта между утилитарными соображениями (как добиться максимального «совокупного блага») и эмоциональными ограничениями или запретами. Пример: «Вы дежурите в больнице. Из-за аварии в вентиляционную систему попал ядовитый газ. Если вы ничего не предпримете, газ попадет в палату с тремя пациентами и убьет их. Единственный способ их спасти — это повернуть особый рычаг, который направит ядовитый газ в палату, где лежит только один пациент. Он погибнет, зато те трое будут спасены. Повернете ли вы рычаг?»

Ситуации третьей группы требовали разрешения острого конфликта между утилитарными соображениями о наибольшем общем благе и необходимостью совершить своими руками поступок, против которого восстают эмоции. Например, предлагалось собственноручно прикончить какого-нибудь незнакомого человека, чтобы спасти пятерых других незнакомцев. В отличие от предыдущего случая, где смерть приносимого в жертву вызывалась «безличным» поворачиванием рычага, здесь нужно было своими руками толкнуть человека под колеса приближающегося поезда или задушить ребенка.

Полный список всех ситуаций можно прочесть (Pdf, 180 Кб).

Ответы шести пациентов с двусторонним повреждением ВМПК сравнивались с ответами двух контрольных групп: здоровых людей и пациентов с сопоставимыми по размеру повреждениями других участков мозга.

Суждения по поводу «внеморальных» и «моральных безличных» ситуаций во всех трех группах испытуемых полностью совпали. Что же касается третьей категории ситуаций — «моральных личных» — то здесь выявились контрастные различия. Люди с двусторонним повреждением ВМПК практически не видели разницы между «заочным» убийством при помощи какого-нибудь рычага и собственноручным. Они дали почти одинаковое количество положительных ответов в ситуациях второй и третьей категорий. Здоровые люди и те, у кого были повреждены другие участки мозга, соглашались ради общего блага убить кого-то своими руками в три раза реже, чем «заочно».

Таким образом, люди с поврежденной ВМПК при вынесении моральных суждений руководствуются только разумом, то есть «утилитарными» соображениями о наибольшем совокупном благе. Эмоциональные механизмы, руководящие нашим поведением порой вопреки сухим рассудочным доводам, у этих людей не функционируют. Они (по крайней мере в воображаемых ситуациях) легко могут задушить кого-нибудь своими руками, если известно, что это действие в конечном счете даст больший выход «суммарного добра», чем бездействие.

Полученные результаты говорят о том, что в норме моральные суждения формируются под влиянием не только сознательных умозаключений, но и эмоций. По-видимому, ВМПК необходима для «нормального» (такого же, как у здоровых людей) разрешения моральных дилемм, но только в том случае, если дилемма включает конфликт между рассудком и эмоциями. Фрейд полагал, что суперэго локализуется частично в сознательной, частично — в бессознательной части психики. Несколько упрощая, можно сказать, что вентромедиальная префронтальная кора и генерируемые ею эмоции необходимы для функционирования бессознательного фрагмента суперэго, тогда как сознательный морально-нравственный контроль успешно осуществляется и без участия этого отдела коры.

Авторы отмечают, что сделанные ими выводы не следует распространять на все эмоции вообще, а только на те, которые связаны с сочувствием, сопереживанием или чувством личной вины. Некоторые другие эмоциональные реакции у пациентов с повреждениями ВМПК, напротив, выражены сильнее, чем у здоровых людей. Например, у них понижена способность сдерживать гнев, они легко впадают в ярость, что тоже может отражаться на принятии решений, затрагивающих нравственность и мораль (см.: Michael Koenigs, Daniel Tranel. Irrational Economic Decision-Making after Ventromedial Prefrontal Damage: Evidence from the Ultimatum Game // The Journal of Neuroscience , January 24, 2007, 27(4): 951-956).

Практически все заболевания имеют психосоматическую природу. Все наши расстройства вытекают из прошлых угроз для выживания, связанных с болью, страхом и относительной бессознательностью. Это и есть то, что называется жизненным опытом или опытом предков. Эта информация хранится в нашем подсознании.

Когда в настоящем происходит что-то, хоть отдаленно схожее с прежними стрессовыми ситуациями, мы выбираем модель поведения не осознанно, а подсознательно — начинаем реагировать рефлекторно. Ведь во время стресса нам некогда размышлять о новых моделях поведения, особенно, если есть те, которые когда-то помогли выжить в похожей ситуации. То есть, фактически мы реагируем не на то, что происходит с нами сейчас, а на то, что происходило когда-то с нами или нашими предками. И именно поэтому наши действия зачастую не приносят желаемого результата.

В отличие от животных, которые реагируют на реальную ситуацию, в которой они находятся, человек реагирует и на то, что он сам придумывает. Наше тело начинает действовать, как только мы подумали о чем-то, и, если нет соответствующего проявленного действия, в теле остается напряжение. Такое состояние называется синдромом незавершенных движений. На его поддержание организм тратит значительный ресурс. С течением времени незавершенные состояния накапливаются, и появляется хроническая усталость и различные заболевания, имеющие психосоматическую природу.
Все наши эмоции начинаются с тела. Энергетика тела первой реагирует на все происходящее с нами. Потом подключается сердечно-сосудистая и нервная системы, мышцы тела. И только потом мозг начинает управлять нашей реакцией, модифицируя инстинктивную реакцию до приемлемого вида в соответствии с социальными нормами и правилами. Если реакция адекватна внешнему воздействию, т.е. оно полностью отреагировано, все системы и органы возвращаются в «исходное» положение.

Если человек длительное время находится в стрессовой ситуации, ему приходилось себя сдерживать или испытывать страх и другие эмоции, не имея возможности полностью и адекватно их отреагировать, такие эмоции называют «застрявшими». В теле при этом образуются зоны, обладающие повышенной чувствительностью к внешним воздействиям и определяющие поведенческий стереотип. Причем, у каждого есть 1-2 «любимых эмоции», которыми он и откликается на все происходящее — он всегда боится или всегда злится, или всем всегда недоволен и т.д. . Как правило, эти реакции не соответствуют происходящему, не приносят желаемого результата. .

В теле человека существует 4 пары ключевых зон (справа и слева):

  1. На голове. Если вы положите свои ладони на лицо справа и слева так, чтобы нижние части ладоней располагались на уровне мочки уха, то под ними окажутся эти ключевые зоны.
  2. В грудной клетке. В них находятся легкие, бронхи, сосуды легких.
  3. Под диафрагмой. В них находятся:
  • слева: почка с надпочечником, селезенка, поджелудочная железа (тело и хвост), левая часть желудка, левая доля печени, артерии этих органов
  • справа: почка с надпочечником, правая доля печени, желчный пузырь, 12-перстная кишка, головка поджелудочной железы, сосуды этих органов
  1. В области таза. В них находятся: подвздошные артерии, тазовые нервные сплетения, придатки (у женщин), отделы толстого кишечника, находящиеся в этих областях.

Ключевые зоны активны почти всегда, но в разной степени — в зависимости от времени суток, ситуации, солнечной активности, состояния магнитного поля земли. Активность этих зон связана с состоянием человека и эмоциями.

Устойчивое сочетание этих активных зон соответствует определенным моделям поведения :

  • активность всех правых зон (D1, D2, D3, D4) – «спаситель» — «я лучше знаю, как должно быть, других вариантов быть не может, я добьюсь этого и заставлю других это делать, но результат не соответствует ожиданиям»
  • активность всех левых зон (S1, S2, S3, S4) «жертва» – «мне страшно, я не справлюсь с этим, я виноват в этом (или обижен за это), я не хочу об этом слышать (видеть это)»
  • «диагональ перфекциониста» (S4, D3, D2, D1) – «мне страшно, но я должен это сделать, я знаю как, но делаю недостаточно хорошо»
  • «диагональ прокрастинатора» (D4, S3, S2, S1) – «не сейчас (не буду делать), не смогу, я виноват, не хочу этого видеть»
  • (D4, D3, S2, S1) «капризный»– «у меня нет выхода (других вариантов), я злюсь, обижаюсь и не хочу этого видеть»
  • (S4, S3, D2, D1) «заботливый родитель» – «мне страшно, они делают все не так, я лучше знаю как, не вижу желаемого».

Вы сами можете определить, какие зоны активны у вас, и скорректировать их .

Для этого можно встать перед зеркалом и посмотреть, какая из зон на каждом уровне притягивает ваше внимание. После этого просто понаблюдайте те зоны, на которые вы обратили внимание, начиная с нижних активных ключевых зон. Подробнее

На физическом уровне активность ключевых зон сопровождается сосудистым спазмом и застоем жидкости в активной зоне. Длительная (постоянная) активность одной ключевой зоны вызывает изменения в тканях сосудов и органов, находящихся в ней, что становится причиной различных заболеваний. Часто причиной головных болей, хронических заболеваний горла и носоглотки является активность ключевых зон тазовой области, а причиной боли в суставах ног – активность правой поддиафрагмальной области. Искривления позвоночника могут быть вызваны активностью ключевых зон, находящихся в грудной клетке или в поддиафрагмальной области, причем искривление часто бывает направлено в сторону активной зоны. В то же время, активность ключевых зон головы может вызывать боли в пояснице и в области крестца. Простатит, миомы, бесплодие часто вызываются активностью ключевых зон тазовой области.

Активность ключевых зон также может быть следствием травм, в том числе, и очень старых. Например, при серьезных травмах ног (вывихи, переломы, разрыв связок, сильные ушибы) организм, оберегая больное место, переносит большую часть нагрузки на здоровую ногу. И даже после того, как последствия травмы были устранены, нормальное распределение нагрузок не всегда полностью восстанавливается, появляется дисбаланс правой и левой сторон тела. В результате может повыситься активность ключевых зон, которые постоянно испытывают повышенные нагрузки в результате компенсации последствий травмы. Таким образом, старая травма, о которой все давно забыли, тоже может определять поведенческие стереотипы.

Вы, наверное, понимаете теперь, почему лечение больного места (если боль не связана с прямой травмой) часто бывает не очень успешным, а заболевание (боль) периодически возвращается или превращается в хроническое.

Чувство страха, как и любая другая сильная эмоция, вызывает существенный всплеск активности организма. Это проявляется выделением различных гормонов, обуславливающих повышение артериального давления, частоты сердечных сокращений и мышечного тонуса, учащение дыхания, изменение восприятия, и другие, менее заметные эффекты. Наряду с этим происходят изменение активности отдельных частей головного мозга. Изменение гормонального фона у человека, испытывающего страх, мною было подробно описано в статье . Сейчас мне хотелось бы сосредоточиться на том, в каких частях и отделах мозга изменения наиболее существенны.

Какая часть мозга отвечает за страх

За эмоции вообще, и за страх в частности, отвечает главным образом лимбическая система. Это довольно древняя часть мозга, у эмбриона она формируется сразу же вслед за стволом. Лимбическая система получила такое название из-за своей формы - она кольцеобразно огибает верх ствола, образуя подобие лимба. Анатомически она связывает спинной мозг с головным, являясь как бы посредником между рефлекторной частью человеческого существа и высшими психическими функциями, локализованными в коре головного мозга.

В процессе эволюции зачатки лимбической системы (неостриатум) уже появляются у рептилий, хотя собственно лимбической системой такие образования назвать сложно. Поэтому у амфибий и рептилий эмоциональная жизнь крайне скудна, если вообще можно говорить о таковой. Зато у них достигло совершенства то образование, которое иногда называют «рептильный мозг». Эти существа наделены совершенным набором реакций на опасность, еду и сексуального партнера, что делает их неплохими специалистами по выживанию на примитивном уровне.

С развитием лимбической системы у эволюционно более совершенных животных эмоции становятся богаче и тоньше, давая им новые инструменты, в том числе и новые страхи. Более развитая эмоциональная сфера дает возможность заботиться о потомстве, что существенно повышает шансы на выживание. На еще более высоком уровне эмоции позволяют осуществлять сложную внутривидовую коммуникацию, что делает возможным стайный образ жизни. Но с развитием эмоций появляются новые, неведомые рептилиям, оттенки и разновидности страха. Например, беспокойство об оставленных на время детенышах. Или страх опуститься на более низкую ступень в иерархии сообщества.

Если же говорить о страхе как таковом, то его центром в мозгу можно считать миндалевидное тело (амигдала, амигдолярный комплекс, миндалина). Оно является частью лимбической системы и представляет собой два образования, находящихся внутри серединных височных долей. Вообразив мозг прозрачным, мы увидим их как бы свисающими по бокам пояса, образуемого лимбической системой. Рассуждая совсем уж просто и схематично, можно сказать, что страх находится глубоко в висках.

Действие центра страха в мозгу

Поскольку страх служит ключевым элементом в выживании, миндалевидное тело анатомически связано со всеми крупными отделами мозга. Амигдала непрерывно получает сигналы от обонятельных, тактильных, зрительных и слуховых анализаторов, придирчиво исследуя их на предмет возможной угрозы. И если таковая замечена, запускается механизм испуга. Для этого используются связи с гипоталамусом, который начинает продуцировать кортиколиберин - гормон, вызывающий чувство тревоги и заставляющий отвлечься от дел и сосредоточиться на опасности. Сигнал, передаваемый от миндалевидного тела к голубому пятну в стволе мозга приводит к секреции всем известного норадреналина. Также идут сигналы к полосатому телу, центральному серому веществу и другим центрам нервной системы, отвечающим за двигательную сферу. Отсюда влияние на тонус мышц, сердечный ритм и даже на кишечник, который, как известно, может дать весьма курьезную реакцию на опасность.

Но все не так просто. Одной из функций миндалевидного тела является формирование эмоциональной памяти, особенно на комплексы сигналов, предшествующих возникновению опасности. А ведь опасность может быть не только непосредственной, в виде приближающегося хищника. Студенту, который не может на экзамене решить задачу, вроде бы ничего не угрожает - уютная, тихая, светлая и теплая аудитория, все мирно и доброжелательно. Но, тем не менее, он может в этот момент испытывать страх. А безликая информация об изменении котировок акций некоторых вообще может довести до инфаркта. Это значит, что в формировании эмоциональной памяти задействованы не только сигналы от рецепторов, но и связи с самыми молодыми частями мозга, отвечающими за наиболее сложные психические процессы.

Опыты по воздействию на центры страха в мозгу

Начнем с описания естественных экспериментов, которые на людях иногда ставит сама природа. Есть болезнь Урбаха-Вите, полностью убирающая страх у человека. Это довольно редкая патология, со времени ее открытия в 1929 году в мире насчитывается менее трех сотен зафиксированных случаев. Эта болезнь разрушает амигдалу, а также часто вызывает огрубление слизистых оболочек и кожи, или дает уплотнение тканей в районе самой амигдалы, что может спровоцировать эпилептические припадки. В остальном болезнь Урбаха-Вите не опасна и прямо не ведет к преждевременной смерти, хотя может ускорить ее наступление из-за потери бдительности.

Самым известным больным на сегодняшний день является женщина, проживающая в США, в штате Айова. Ее миндалевидное тело было полностью разрушено в подростковом возрасте, что дало возможность нормально сформироваться ее эмоциональной сфере, за исключением чувства страха, которого она не испытывает вообще. С одной стороны это, конечно, приятно, и некоторым отсутствие страха даже покажется очень желанным эффектом, но на самом деле это не так. Никакая болезнь не может быть лучше здоровья. Эта женщина многократно попадала в ситуации, когда ее страх молчал, и она оставалась жива только по чистой случайности.

Заслуживают внимания и эксперименты по формированию фобий. Группе добровольцев демонстрировали картинку, вслед за которой они получали удар током. После некоторого количества показов опыт закреплялся, и испытуемые начинали чувствовать страх при виде картинки. Аппаратными методами было установлено роль лимбической системы и миндалевидного тела в формировании фобии. Но главное не это. Возникшую фобию у всех удалось вылечить чисто психологическими способами. А это наглядно показывает возможность и даже необходимость лечения фобий без деструктивного применения лекарственных препаратов. То есть фобия это не столько болезнь, сколько результат научения. И лечить ее нужно не прямым воздействием на мозг, а переучиванием, то есть когнитивно-поведенческими методами.

Интересны и военные разработки по подавлению страха. В основном это фармакология, и разработки засекречены, но достоверно известно, что препараты для подавления страха существуют. Многие читатели этих строк, которые страдают от страха, наверняка предпримут попытки разузнать что-либо о таких препаратах. Сразу предупреждаю: это дорога в никуда. Кариес не лечится обезболивающими уколами, точно так же страх не лечится военными таблетками. Их дают, чтобы солдат рисковал, умирал и калечил свой мозг ради выполнения боевой задачи. Оно вам надо?

Чувство страха, наряду с гневом и сексуальным чувством, является одной из первых эмоций, которые испытало живое существо. Это без преувеличения прекрасное чувство позволяет избегать опасности раньше, чем она проявилась в полной мере и превратилась в боль, не оставляя шансов на спасение. Именно чувство страха явилось одним из первых результатов аналитической работы примитивного мозга, наделив организм новым мощнейшим инструментом выживания. Поэтому неудивительно, что отдел мозга, который отвечает за страх, расположен в одной из самых эволюционно старых его частей. Берегите свой страх так же, как он бережет вас. Радуйтесь и гордитесь, что у вас есть волшебный механизм страха, позволяющий вам выживать значительно эффективнее, чем тем, у кого он ослаблен или поломан. А если есть проблемы со страхом, то не следует полагаться на таблетки. Вместо этого надо прибегнуть к надежным и безвредным психологическим методам коррекции.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...