Карл дениц адмирал. История семьи карла деница

- (DÖnitz) (1891 1980), немецкий гросс адмирал (1943). В 1936 43 командующий подводным флотом, в 1943 45 главнокомандующий ВМС. В мае 1945 рейхсканцлер и верховный главнокомандующий. Приговорён Международным военным трибуналом в Нюрнберге к… … Энциклопедический словарь

Дёниц, Карл - ДЁ/НИЦ Карл (1891 1980) немецкий государственный и военно политический деятель, контр адмирал (1936), гросс адмирал (1943). Окончил Военно морское училище в Киле. С 1912г. служил на лёгком крейсере Бреслау, на котором во время 1 й мировой войны… …

Дёниц, Карл - (Doenitz) (1891 1981), гросс адмирал, командующий военно морским флотом Германии с 1943, преемник Гитлера (май 1945), создатель и руководитель подводного флота Германии. Родился 16 сентября 1891 в Грюнау, близ Берлина, в семье инженера оптика,… … Энциклопедия Третьего рейха

Дёниц (Dönitz) Карл (р. 16.9.1891, Грюнау, близ Берлина), военно морской деятель фашистской Германии, гросс адмирал (1943). В 1936‒43 командующий подводным флотом, с 30 января 1943 главнокомандующий ВМФ. 1 мая 1945, согласно завещанию А. Гитлера … Большая советская энциклопедия

- (Carl) Иноязычные аналоги: англ. Carl, Charles Связанные статьи: начинающиеся с «Карл» все статьи с «Карл» … Википедия

Карл Дёниц - см. Дёниц, Карл … Морской биографический словарь

16 сентября 1891 24 декабря 1980 рейхспрезидент Третьего рейха Место рождения … Википедия

Карл Дёниц 16 сентября 1891 24 декабря 1980 рейхспрезидент Третьего рейха Место рождения … Википедия

Karl Carstens … Википедия

Книги

  • Лекции по аналитической механике , Карл Густав Я. Якоби. Карл Густав Якоб Якоби считается сегодня важнейшим немецким математиком первой половины XIX века после К. Ф. Гаусса и наряду с П. Г. Дирихле. Как представитель чистой математики он создал…
  • Подводный флот Рейха , Дёниц, Карл. Мемуары гросс-адмирала Дёница рассказывают о стремительном становлении германского подводного флота, знаменитых морских битвах и жизни подводников. Основное внимание автор уделяет тактике…
  • Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935-1945 , Карл Дениц. В своих воспоминаниях главнокомандующий морскими силами Германии гросс-адмирал Карл Дёниц подробно рассказывает о морских сражениях Второй мировой войны. Он излагает свое видение вторжения…

Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе.


Дёниц Карл. Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера-оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он рано остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно-морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно-морское училище в Мюрвике, затем для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера “Бреслау” и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса “Бреслау” участвовал в блокаде Черногории. К началу мировой войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года “Бреслау” подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонт, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер-лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

С 1 октября 1916 по январь 1917 года Дёниц проходил подготовку в Германии. Затем его направили на Адриатическое море. На подводной лодке U-39 капитан-лейтенанта Вальтера Фольстмана Дёниц хорошо себя зарекомендовал и был откомандирован в Киль на курсы командиров подводных лодок. В январе 1918 года его назначили командовать на Средиземном море UC-25, минным заградителем, который можно было использовать и в торпедном варианте. В первом походе молодой командир потопил пароход, затем проник на рейд порта Аугуста (Сицилия) и торпедировал итальянский угольщик. На обратном пути лодка села на мель, и пришлось просить помощи австрийцев. Тем не менее кайзер наградил моряка орденом Дома Гогенцоллернов. После ремонта в июле Дёниц поставил мины у острова Корфур и торпедами атаковал 4 судна, из которых одно выбросилось на берег, а другие, вероятно, потонули. Наблюдать их гибель моряк не мог: приходилось уходить от эскорта, которым англичане сопровождали конвои.

В награду за успешное крейсерство Дёница назначили командовать более современной UB-68. 4 октября 1918 года командир атаковал британский конвой, потопил транспорт “Упэк”, но при погружении из-за неопытности экипажа лодка провалилась на глубину свыше предельной. Дёниц приказал продуть цистерны, поставить рули в горизонтальное положение и дать ход. Лодку выбросило на поверхность в центре конвоя, где ее атаковали британские эсминцы. Погрузиться не удалось (кончился сжатый воздух). Обер-лейтенант приказал экипажу оставить лодку и затопить ее. Большинство экипажа подобрали английские корабли.

Чтобы быстрее вернуться на родину, попавший в лагерь для офицеров в Ридмайере у Шеффилда Дёниц симулировал сумасшествие настолько натурально, что лагерное начальство поверило и репатриировало его. В июле 1919 года обер-лейтенант вернулся в Германию и служил на военно-морской базе в Киле. Дёниц оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Так как договор запрещал Германии иметь подводные лодки, в 1920 году Дёниц стал командиром миноносца Т-157 в Свинемюнде (Померания), в 1921 году был произведен в капитан-лейтенанты. Через два года он вернулся в Киль экспертом минно-торпедно-разведывательной инспекции, участвовал в разработке новой глубинной бомбы.

Осенью 1924 года, после окончания курсов штабных офицеров, Дёница направили в Берлин. Он участвовал в разработке нового военно-морского устава и положения о воинских преступлениях. В 1928 году Дёниц продолжил службу штурманом крейсера “Нимфе” на Балтике, в ноябре был назначен командиром 4-й миноносной полуфлотилии. Располагая 4 миноносцами, моряк на маневрах отрабатывал тактические приемы, подобные последующим действиям подводных лодок. На осенних маневрах он отличился, “разгромив” конвой условного противника, и обратил на себя внимание контр-адмирала Вальтера Гладиша, который руководил тайной подготовкой подводной войны. С конца 1930 по 1934 год Дёниц служил в Вильгельмсхафене, занимался внутренней безопасностью. В начале 1933 года командированный в британские и голландские колонии моряк побывал на Мальте, Красном море, в Индии, на Цейлоне, в Батавии на Яве, в Сингапуре. В октябре его произвели в фрегаттен-капитаны. В 1934 году Дёниц совершенствовал английский язык в Англии, а по возвращении стал командиром легкого крейсера “Эмден”.

После прихода к власти Гитлера с его планом немедленного начала военно-морской экспансии Дёниц вернулся в подводный флот. 1 февраля 1935 года фюрер приказал начать строительство подводных лодок, через 6 недель отказался соблюдать статьи Версальского договора. 8 июня Дёница назначили “фюрером подводных лодок”. Он возглавил 1-ю подводную флотилию, которая к сентябрю насчитывала 11 малых подводных лодок. 1 октября моряка произвели в “капитаны цур зее”.

Опираясь на собственный опыт, а также на зарубежные труды по стратегии подводного флота, Дёниц по сути создал немецкую теорию ведения подводной войны. Он сам руководил конструированием подводных лодок, заботился о совершенствовании двигателей, писал руководства по обучению моряков-подводников. У него были две основные военные концепции. Во-первых, Дёниц убеждал вышестоящих начальников, что главной целью подводных лодок должны быть не военные, а торговые суда, чтобы нарушать снабжение противника. Вторая концепция, сыгравшая особенно значительную роль в ведении подводной войны, сводилась к тому, что подводники должны действовать устойчивыми группами, которые Дёниц называл “волчьи стаи”. По его настоянию началась постройка подводных лодок 7-й серии, пригодных для действий в океане. Деятельность Дёница поддерживал командующий флотом Ральф Карлс. Однако адмирал Редер, сторонник крейсерской войны против Великобритании, писал отрицательные резолюции на записках Дёница, утверждавших, что подводные лодки способны выиграть войну.

Дёниц поставил целью создать флот из 300 лодок, но эту работу замедляла ограниченность ресурсов стали, на которые претендовали также обычный флот и армия. К началу Второй мировой войны у Дёница было всего 56 лодок, из которых меньше половины могли вести боевые действия в Атлантическом океане. Тем не менее уже к концу сентября потери союзного тоннажа достигли 175 тысяч тонн, а U-47 Прина по плану Дёница в ночь на 14 октября потопила линкор “Ройал Оук” в гавани Скапа Флоу. Встречавший лодку гросс-адмирал Редер прямо на пирсе произвел Дёница в контр-адмиралы.

Верфи выпускали лишь 2 подводные лодки в месяц. Вернувшиеся из похода субмарины нечем оказалось заменить. В октябре потопленный тоннаж составил 125 тысяч тонн, в ноябре - 80 тысяч тонн и в декабре - 125 тысяч тонн. Общие потери судов союзников составили до 31 марта 1940 года 343 610 тонн, что Великобритания, располагавшая тоннажем в 24 млн. тонн и спускавшая 200 тысяч тонн судов ежемесячно, могла выдержать. Использование подводных лодок в норвежской операции и неполадки с взрывателями торпед уменьшили в апреле потопленный тоннаж до 80 тысяч тонн. Только когда после падения Франции подводные лодки Дёница стали выходить из французских портов, время их боевого патрулирования увеличилось и резко возрос уничтожаемый тоннаж, составив за 7 месяцев 343 судна водоизмещением 1 млн. 754 тыс. 501 тонна, что уже начало угрожать безопасности Великобритании, которая не успевала компенсировать потери.

В августе 1940 года вице-адмирал Дёниц перенес штаб-квартиру в Париж, откуда было удобнее руководить подводниками. Он вел скромную, размеренную жизнь, заботился о быте моряков, встречал их после походов, давал возможность отдохнуть и снять нервное напряжение, за что его любили и называли “Папа Карл” или “Лев”.

Лишь к концу 1940 года число выпускаемых ежемесячно подводных лодок возросло с 2 до 6. На 1 сентября 1941 года еще насчитывалось только 57 подводных лодок, считая негодные. Англичане же организовали охрану конвоев, начали использовать противолодочные самолеты дальнего действия, и потери германских подводников стали расти.

Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе. Когда все же пришлось 10 субмарин направить на Средиземное море, это ухудшило возможность проведения операций в Атлантике. Тем не менее подводники и другие военные силы топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи.

Объявление Гитлером войны США после Пёрл-Харбора резко ухудшило положение Германии, ибо германский флот не был в состоянии справиться с мощью американской промышленности. Тем не менее, Дёниц сделал все, что возможно, для усиления сопротивления. Сфера деятельности немецкого подводного флота расширилась. Американцы не продумали систему защиты своего судоходства. Уже 15 января 1942 года Дёниц приказал уничтожать американские суда у берегов Америки; к 10 мая были потоплены 303 судна (2 015 252 тонны). Но в июле американцы начали формировать конвои. Отправка части лодок к берегам Норвегии в начале 1943 года привела к тому, что у американских берегов одновременно действовали лишь 10-12 субмарин. Дёниц чувствовал свое бессилие, и Гитлер в утешение произвел его в марте 1942 года в адмиралы. Когда Редер оставил службу, Гитлер 30 января 1943 года назначил Дёница главнокомандующим Кригсмарине с чином гросс-адмирала. Сверх того, моряк продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота на новом этапе войны. Теперь преимущество на море и на суше перешло к союзникам. Подводные лодки стали обнаруживать с помощью радаров, союзники научились раскрывать немецкие шифры и определять места расположения “волчьих стай”.

Дёниц переехал в Берлин. Он отговорил Гитлера от истребления надводного флота и старался использовать корабли, чтобы препятствовать хотя бы части кораблей английского флота. Но все же он больше продолжал руководить действиями подводников, которыми теперь командовал адмирал Эберхард Гот. В марте 1943 года “волчьи стаи” потопили 120 судов (627 300 тонн), потеряв 11 лодок, и Гитлер наградил гросс-адмирала Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Но потери подводников росли из-за действий корабельной и базовой авиации американского и английского флотов на выходившие в море и возвращающиеся лодки. В мае германские подводники потопили 56 судов, но и сами лишились 41 субмарины.

В последние годы войны Дёниц старался строить как можно больше подводных лодок и использовать их в районах, где операции были менее опасны, но приводили к хорошим успехам (Карибское море, район Азорских островов). Он торопил развитие научных исследований, пытался противопоставить усилиям союзников шноркели, позволявшие подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи под водой. Продолжалось усовершенствование двигателей и торпедных систем. Но лодки 21-й серии, способные, по мнению главнокомандующего, добиться победы, начали вступать в строй слишком поздно. Немецкие подводники, которые почти выиграли битву за Атлантику в 1942 году, в следующем - уже не смогли эффективно ограничить грузопотоки через океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка атаковать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно использовать субмарины уже не могли принести успех. Из 820 лодок, участвовавших в “битве за Атлантику” с 1939 года, погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32, главным образом в конце войны.

Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и временами выступал с пропагандистскими заявлениями в духе Геббельса. Он присутствовал на последнем дне рождения Гитлера. Видимо, потому фюрер перед смертью и назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс-адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прекратить войну с Западом и как можно больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.

Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союзные эксперты признавали, что американский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения. Сам гросс-адмирал ссылался на то, что действовал по приказу. В конце концов он получил 10 лет тюремного заключения - самый мягкий из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Срок он отбывал в Шпандау. После освобождения 1 октября 1956 года Дёниц выхлопотал адмиралтейскую пенсию и жил с супругой в достатке. После смерти 2 мая 1962 года жены он жил в Аумюле один. Почти все время моряк посвятил писательской деятельности, написав книги “10 лет и 20 дней” (1958), “Моя захватывающая жизнь” (1968), “Германская военно-морская стратегия во Второй мировой войне” (1968). Он скончался 24 декабря 1980 года в Аумюле и 6 января 1981 года был похоронен. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию.

На тот период развития Третьего рейха, который мы сейчас рассматриваем, приходится лишь небольшая часть деятельности Карла Деница в качестве руководителя кригсмарине, поскольку гросс-адмирал Эрих Редер ушел в отставку только 30 января 1943 года.

Мне бы хотелось отметить еще раз, что попытки из Редера-«Рionerа» сделать Редеpa-«Kurier’a» привели не только к отставке гросс-адмирала, но и к более неприятным для Германии явлениям: многочисленным поражениям на море, напряженности в отношениях между высшими офицерами и развалу военно-морского надводного флота. Дениц тоже нельзя было без натяжек принять за идеальный образец ни типа «Kurier», ни типа «Wachmann», но еще задолго до его прихода к власти роль ВМФ в войне оказалась уже настолько приниженной, что его деятельность не имела решающего значения.

Карл Дениц (Doenitz) родился под Берлином в местечке Грюнау 16 сентября 1891 года. Его отец - Эмиль Дениц, инженер-оптик йенской фирмы Карла Цейсса, рано овдовел и к воспитанию двух сыновей относился очень серьезно, отдавая им всю оставшуюся нежность и заботу. В их роду не было аристократов, поэтому в мирное время Деницы никогда не связывали свои судьбы с армейской службой. Другое дело военно-морской флот - здесь сыну почтенного бюргера можно было дослужиться и до офицерских погон.

Юный Карл окончил считавшееся тогда очень престижным «Стоическое учебно-воспитательное заведение». Поскольку особый интерес он проявлял к истории и естественным наукам, увлекался живописью и рисованием, читал мемуары полярного исследователя Нансена и знатока Азии Свена Гедина, то и сам захотел стать «первооткрывателем». Эту мечту поощрял и отец, проводивший почти каждый свой отпуск на островах Северного моря. Поэтому не было ничего удивительного в том, что в один прекрасный день 1910 года Карл Дениц поступил в военно-морское училище города Киля, которое к тому времени заканчивал его будущий начальник Эрих Редер.

В то время в системе подготовки будущих морских офицеров существовал железный принцип: каждый должен был знать все виды службы как на суше, так и на борту корабля. Дениц хорошо изучил и полюбил все, что касалось его будущей профессии, будь то кораблевождение, связь, артиллерия или минно-торпедное дело. Он был слаб только в знании уставов, считавшихся одной из самых важных дисциплин. Позднее, будучи уже референтом в министерстве вооруженных сил, Карл Дениц исправится и наверстает упущенное.

В 1912 году его переводят в военно-морскую школу в Мюрвике, а по ее окончании в звании лейтенанта цур зее Деница назначают вахтенным офицером на легкий крейсер «Бреслау», который курсировал по Средиземному морю, участвуя в международной блокаде Черногории. Началом первой мировой войны для моряков «Бреслау» стала яростная атака английской эскадры. Немцы с трудом оторвались от нападавших и соединились с турецким флотом, который направлялся в Черное море для атак на русские порты. В мае 1915 года этот германский крейсер ворвался в Новороссийскую гавань, потопил все русские корабли, стоявшие вдоль пирса, и взорвал нефтехранилище. Однако через два месяца на рейде в Босфорском проливе «Бреслау» подорвался на мине, и его отправили на ремонт. Команду списали на берег, и дальнейшая служба Деница проходила сначала на фронте в качестве стрелка и воздушного корректировщика, а затем в штабах.

На следующий год его повысили в звании и направили переучиваться на офицера подводного флота. Курсы длились всего четыре месяца, и в конце января 1917 года Де-ниц получает назначение на субмарину U-39 в качестве торпедного офицера. По воспоминаниям самого Деница, дежурства возле торпедного аппарата оказались для него более плодотворными, чем заучивание теоретических истин на курсах. Через год он получает под свое командование подводную лодку UC-25 водоизмещением 417 тонн, которая была больше минным заградителем, чем торпедной субмариной.

Оказавшись на средиземноморском рейде, Дениц показал себя во всей красе. Уже через неделю после выхода в море он потопил грузовой пароход, а затем ворвался на внутренний рейд сицилийского порта Аугуста и потопил громадный итальянский углевоз, который принял по ошибке за английскую плавучую мастерскую «Cyclops». За этот подвиг кайзер лично вручил капитану орден дома Гогенцоллернов. В следующем походе Дениц торпедирует еще четыре вражеских корабля. Большего ему достигнуть не удается, поскольку его субмарина не способна нести более 5 торпед. Ему дают новую подлодку UB-68. Она больше и быстроходнее, хотя и менее устойчива при погружении.

В октябре 1918 года это становится причиной трагедии. Дениц атакует британский конвой, сопровождавший 4000-тонный транспорт, мастерски торпедирует противника, но при погружении оказывается беспомощной мишенью для окружавших его эсминцев. Трое из экипажа утонули, остальные вместе с командиром попали в плен. Дениц оказывается в лагере для офицеров неподалеку от Шеффилда.

Здесь молодой офицер проявляет свойственную ему изобретательность и оригинальность мышления. Он понимает, что рано или поздно всех их отпустят домой, но в отличие от многих других его всерьез беспокоит дальнейшая судьба на родине. Он прекрасно осознает, что после войны в Германии окажутся тысячи никому не нужных и безработных офицеров. Чтобы не затеряться в этой толпе, ему необходимо вернуться на родину одним из первых. И он начинает изображать сумасшедшего.

Часами он сидит на площадке и бессмысленно переставляет пустые консервные банки. Своей цели он добивается: лагерное начальство, признав его психически ненормальным в результате контузии, отправляет в Германию на одном из первых кораблей. Вернувшись домой в июле 1919 года, Дениц мгновенно излечивается от «результатов контузии» и поступает служить на военную базу в Киле.

Служба на базе оказалась довольно монотонной, и Дениц мучительно ищет контактов с теми, кто вопреки условиям Версальского договора готовит развитие будущего военно-морского флота Германии. Он переводится на торпедный катер и дослуживается до звания капитан-лейтенанта, а в 1923 году поиски увенчиваются успехом и его возвращают на берег в Киль участвовать в разработке новой серии глубинных бомб. Затем начинается штабная работа в Берлине под командованием Редера. Идут активные разработки нового военно-морского устава и положения о воинских преступлениях. Любопытно, что уже эти документы явно окрашены антикоммунистическими и пронацистскими настроениями их разработчиков, хотя Дениц старается держаться особняком и с политикой не связываться. Впрочем, в 1924 году вряд ли кто еще мог с уверенностью сказать, какая политическая карта станет козырной через десяток лет, а наш капитан-лейтенант всегда стремился играть наверняка.

Такая тактика нейтралитета вскоре принесла плоды. Когда депутаты рейхстага принялись обсуждать так называемый «скандал Ломана» (подробнее о нем см. в разделе о Редере) и рассекретили производство подводных лодок на турецких верфях, правительство вынуждено было произвести полное обновление генерального штаба. Почти всех отправили в отставку - Деница назначили командиром 4-й торпедной полуфлотили. Под его началом оказались 4 торпедных катера и 28 офицеров, командовавших шестьюстами моряков. Фактически это были не контролируемые рейхстагом маневры с неопределенным сроком и графиком. Только осенью 1929 года о подводной армии «вспомнили». Оценивал ее деятельность контр-адмирал Вальтер Гогенцоллерн, который официально числился вторым заместителем начальника штаба, а фактически отвечал за тайную подготовку германского подводного флота. Оценку Деницу он поставил очень высокую. Да и было за что. В процессе предыдущих тренировок капитан-лейтенант наработал массу новых тактических приемов, которые и использовал теперь, с блеском «потопив» конвой условного противника.

Как боевого офицера, проявившего выдающиеся способности, Деница переводят в штаб Североморского региона, где он занимается… руководством службы внутренней безопасности.

Видимо, к тому моменту будущий контрадмирал далеко просчитал будущее и свое, и своей страны. Во всяком случае, начальством его политические пристрастия воспринимаются однозначно. Он активно боролся против коммунистов и вскоре заслужил командировку сначала в кругосветное путешествие, а затем в Великобританию для совершенствования своего английского языка. По возвращении Деницу поручают командовать легким крейсером «Эмден».

К власти приходят нацисты. В марте 1935 года Адольф Гитлер денонсирует Версальский договор и поручает кригсмарине вплотную заняться активным производством субмарин. 6 июня Карла Деница назначают «фюрером подводных лодок». К осени его повышают в звании, отныне он - капитан цур зее, и ему подчиняются 11 небольших субмарин водоизмещением в среднем по 24 тонны.

Однако радоваться капитану не приходится. В руководстве кригсмарине собрались люди, которые видят в субмаринах только своеобразное транспортное средство, позволяющее секретно перебросить в нужное место солдат или грузы. Все попытки Деница открыть им глаза на новые возможности использования подводных лодок проваливаются, поскольку адмиралы очарованы мечтами о «больших кораблях».

Дениц разработал тактику «волчьих стай» - систему приемов совместных действий нескольких подводных лодок. Для этого ему требовалось множество 600-тонных субмарин. Но помощников Редера интересовало совсем другое: водоизмещение не менее 2 тысяч тонн. По их мнению, такая массивность делала лодки более износоустойчивыми. Все аргументы Деница в пользу других качеств: незаметности, неуязвимости для глубинных бомб и дешевизны изготовления при массовом производстве - пропадали втуне. Контрадмирал Редер не верил в возможность блокады Великобритании силами 300 легких и средних субмарин.

Дениц всегда знал, что произойдет завтра. Иногда он просчитывал развитие того или иного процесса на несколько лет вперед. Во всяком случае, о войне с Англией, в отличие от генерального штаба, он знал заблаговременно. Поэтому сразу же после польской кампании он начал атаки на британский флот и его порты. Он лично планировал такую крупную операцию, как прорыв в Скапа-Флоу (в «спальню флота Ее Величества»). Он выходил встречать каждую, буквально каждую субмарину, возвращавшуюся из боевого похода. Он лично проверял условия быта и жизни своих моряков. Разумеется, он пользовался у них любовью, доверием и признательностью. Подводники были готовы за него идти на самое дно. Сначала у него было всего 57 субмарин. Производство их до 1940 года не превышало двух единиц в месяц, что не мешало воспитанникам «папы Карла» топить ежемесячно по 50–60 вражеских кораблей.

После 1940 года Германия стала производить по 6 субмарин в месяц. Однако англичане научились защищаться от подводных атак. Они разработали систему пеленгаторов, которые за несколько миль определяли приближение германских подлодок, и сделали несколько сотен специальных самолетов, прицельно сбрасывающих на подводного противника глубинные мины. Сначала потери Деница стали соизмеримы с потерями противника, а затем и превысили их. К тому же дело сильно тормозилось вмешательством высших генералов флота и самого фюрера, которые имели дурную привычку в самый неожиданный момент посылать боевые экипажи субмарин на ненужную гибель. Так, например, в мае 1942 года, в разгар охоты деницовских моряков на американские транспортные суда, Гитлер приказал командировать 20 субмарин для разведки к берегам Норвегии. Дениц чуть ли не бунт устроил по этому поводу, но фюрер настоял на своем, а чтобы успокоить строптивого капитана, произвел его в адмиралы. В другой раз главнокомандующему пришло в голову отправить 30 субмарин в Средиземное море, хотя из-за сильного течения в Гибралтарском проливе эти подлодки в Атлантику уже никогда не могли вернуться.

Уходя в отставку, гросс-адмирал Редер предложил Гитлеру две кандидатуры на свое место: адмирала Карла Деница и генерал-адмирала Рольфа Карлса. Трудно сказать, что предпринял бы последний, если бы выбор фюрера пал на него. Но главой кригсмарине назначили Карла Деница. Первое, что сделал новый главнокомандующий ВМФ 30 января 1943 года, - это уволил всех, кто мог бы составить ему конкуренцию на этом посту, и прежде всего Рольфа Карлса. Германский флот такой решительный шаг не усилил, зато укрепил позиции самого Деница.

Второй поступок бывшего «вождя субмарин» был не менее парадоксален: он уговорил Гитлера не уничтожать надводный флот, когда фюрер собирался отправить его на переплавку. Правда, аргументация нового гросс-адмирала была своеобразной. По его предложению, имеющиеся германские крейсеры должны были отвлечь на себя значительную часть военно-морских сил противника. Странно было слышать такое от человека, который по-отечески заботился о своих субмаринах, об их экипажах, встречал их после каждого похода, провожал к месту отдыха, обеспечивал всем необходимым! И тот же человек предлагал теперь использовать огромные военные корабли с их экипажами в качестве живых мишеней для отвлечения сил врага! Такая подставка своих под удары противника могла длиться довольно долго, но ведь конечный результат - гибель моряков и кораблей - был очевиден каждому, в том числе и фюреру, и гросс-адмиралу. Сложный человек был Карл Дениц!

Реализации его идей постоянно мешали руководители кригсмарине во главе с главнокомандующим Редером, причем эти помехи тщательно и целенаправленно организовывались, а потом одобрялись и благословлялись фюрером. И, несмотря на это, как ни удивительно, среди высшего офицерского состава самым ярым фанатиком нацизма был именно Карл Дениц! Даже Геббельс с его патологической страстью к рациональному оправдыванию любых действий Гитлера не мог сравниться с этим сухим штабистом, обрушивавшимся на оппонентов на Нюрнбергском процессе, где, казалось бы, такое поведение могло ему только повредить. И этот человек с ранней юности до самой смерти утверждал, что политика его абсолютно не интересует!

Возглавив ВМФ, Дениц, разумеется, попытался решить все проблемы, связанные с подводной войной. Но время ушло, многое уже решить было невозможно. В марте 1943 года его субмарины, усиленные дополнительными торпедными установками, потопили 120 кораблей противника. Германии это стоило одиннадцати подлодок. В апреле счет был: 64 корабля на 15 субмарин. В мае союзники предприняли целенаправленную атаку на германский подводный флот. Были задействованы последние достижения науки и техники (бомбардировщики, стартовавшие с авианосцев поблизости от баз субмарин, усовершенствованные радары, глубинные бомбы и т. п.). Атакующие потеряли 56 судов общим водоизмещением около 300 тысяч тонн, но Германия лишилась 41 подводной лодки. Такая пиррова победа заставила все же Деница увести свои «волчьи стаи» из Атлантики.

Гросс-адмирал меняет стратегию. Во-первых, все производственные силы бросаются на то, чтобы выпускать до 25 субмарин в месяц. Во-вторых, «стаи» отводятся в более безопасную для них акваторию - в Карибское море. В-третьих, активизируются научные исследования, направленные на усиление подводного флота в борьбе с хорошо оснащенным противником. Но время упущено. Когда заканчивается разработка субмарины типа XXI, которая могла бы изменить соотношение сил на море, море для Германии оказывается закрытым.

Усилия гросс-адмирала становятся судорожными, граничащими с истерикой. Он бросает свои субмарины в атаку на противника, не считаясь с потерями. Сотни моряков, о которых он столько заботился в недалеком прошлом, теперь гибнут в ожесточенных схватках. За время высадки союзных войск во Франции погибли 82 субмарины, успевшие потопить всего 21 вражеский корабль. Всего в «битве за Атлантику» из 820 подлодок погибло 780, а из 39 тысяч моряков - 32 тысячи, причем большинство погибло за последние два года.

29 апреля 1945 года Гитлер объявил, что своим преемником назначает Карла Деница. На следующий день фюрер покончил с собой, и Мартин Борман сообщил Деницу телеграммой о его назначении. В ответ последовала восторженная клятва: «Мой фюрер! Моя преданность вам беспредельна. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы прийти к вам на помощь в Берлин. Если, однако, судьба повелевает мне возглавить рейх в качестве назначенного вами преемника, я пойду этим путем до конца, стремясь быть достойным непревзойденной героической борьбы немецкого народа».

Гросс-адмирал еще полагал, что фюрер жив. Любопытно, что никаких действий, направленных на то, чтобы бросить какие-либо силы «на помощь в Берлин», Дениц так и не предпринял, хотя успел поработать над составом правительства и дальнейшей стратегией. А она была такова: военные силы отводить как можно быстрее на запад, чтобы они там могли сдаваться американцам или англичанам, на востоке вести отвлекающие маневры, а мирное население призвать к восстановлению страны. Последнее предусматривало скорее психологический, чем практический эффект: нужно было что-то противопоставить охватившему всех немцев ужасу поражения.

23 мая в Мюрвике англичане арестовали последнего главу Третьего рейха вместе с остатками его правительства.

Позиция Деница на Нюрнбергском процессе напоминала искаженное отображение позиции Кейтеля. Дениц тоже считал, что обсуждать приказы Гитлера бессмысленно, но не потому, что он к ним не имел отношения, а потому что это приказы гениального фюрера. Вторая позиция оказалась не менее деформированной: «Я , - провозглашал Дениц, - солдат, честно выполнявший приказы, поэтому ответственности за них не несу ». В утверждении такой концепции ему активно помогал его адвокат Генрих Кранцбюллер, бывший юрист кригсмарине, исполнявший обычно роль судьи.

Кто становится солдатом, - приводил он цитаты из уставов, - тот телом и душой принадлежит своему командиру. Он не должен решать, справедливо или несправедливо дело, за которое он идет в бой. Его враги выбраны не им, а для него. Его долгом является повиноваться, а не спрашивать.

Дениц ни слова не возразил.

Адмиралы стран-победительниц неожиданно выступили в защиту своего коллеги. Они убедительно доказывали, что их собственная практика ведения войны была не менее жестокой, но тому причиной особенности морских сражений, а не жестокосердие гросс-адмирала Деница. В результате такого демарша международного воинства Дениц был приговорен только к 10 годам заключения. Отбывал наказание он в тюрьме Шпандау, где, как и в далекой юности, часами возился с банками; правда, теперь в них была рассада. Гросс-адмирал очень увлекся овощеводством и совершенно отгородился от своих бывших сослуживцев. Свой срок он отсидел полностью и, освободившись, вернулся к жене, с которой и жил до ее смерти в 1962 году. После выхода на свободу он много писал, выпустил два тома мемуаров и монографию о стратегии кригсмарине во время войны. Овдовев, он пристрастился к религии, посещал все церковные службы, приготовил собственную могилу.

6 января 1981 году Карл Дениц умер, оплакиваемый десятками оставшихся в живых товарищей по оружию.

Подводя итоги этого раздела, можно достаточно легко определить социопсихологический тип Карла Деница. Аналитическое мышление, стремление выстраивать свои представления о мире в виде жестких автономных моделей, острое восприятие перспективы процесса и при этом страстное нежелание поддаваться чужому давлению, настаивание на своем - все это свидетельствует о том, что у Карла Деница имеются все характерные признаки типа «Робеспьер» по классификации Юнга. Эти качества проявляются у него на протяжении всей его жизни. А вот поведение Деница в качестве военачальника несколько разнообразнее. В начале карьеры это активный офицер, самостоятельный в решениях, предпочитающий действовать на свой страх и риск, не заботясь о том, как на его подвиги будет смотреть начальство, и не желающий знать уставы. Оценка со стороны для него настолько неважна и не имеет ни малейшей ценности, что он решается даже на такой рискованный шаг, как симуляция сумасшествия в плену. Как она реализовывалась, к какому результату привела - это не так уж существенно. Для нас важнее сам факт того, что подобная идея могла прийти ему в голову и стать основой конкретного плана. Отношение к подчиненным - подчеркнуто заботливое, по-отечески теплое, иногда даже выходящее за рамки принятых норм. Умение не только просчитать перспективу, но и использовать эти расчеты в своих действиях. Постоянные споры с руководством по поводу неправильных, с его точки зрения, приказов.

Все это, вместе взятое характеризует Деница как военачальника типа «Pionier». Но все это полностью меняется, когда Дениц становится гросс-адмиралом и главнокомандующим кригсмарине.

Внимательнейшее отношение к суждениям начальства, покорнейшее подчинение любому волеизъявлению свыше. Он подхватывает и расхваливает авантюрные идеи фюрера: его решение удерживать любой ценой Тунис или защищать Курляндский котел в конце 1944 года силами группы «Север». Всегда брезгливо относившийся к «политиканству», после своего возвышения Карл Дениц вдруг начинает заниматься пропагандой нацистского движения, призывать к решительному наступлению и вообще вести пропаганду на флоте в духе Геббельса. Наконец, может быть, самое важное - он перестает обращать внимание на своих подчиненных; именно это становится причиной гибели тысяч германских моряков в бессмысленных атаках на вражеских десантников во Франции. Все эти черты более характерны для совершенно другого типа военачальника: «Kurier» («посланник»).

Неизвестно, стал ли причиной такой трансформации рассудочный подход талантливого плановика, или она произошла под влиянием подсознательного восприятия обстановки, но совершенно очевидно, что Дениц из «первооткрывателя» превратился в «посланника», что вполне соответствует нашим предположениям. Во втором периоде развития Третьего рейха, как и ожидалось, бретеры уходят на второстепенные роли, а на передний план выходят послушные бездумные исполнители. В случае Деница произошло обратное во времени, но не по сути: пока он был на вторых ролях, его самостоятельная активность преодолевала все препятствия на уровне отдельных операций, выход же Деница в лидеры нивелирует все его лидерские качества. Вполне возможно, что именно этим он и заслужил высокое доверие фюрера, назначившего Деница своим преемником.


| |

Карл Дёниц родился 16 сентября 1891 года в местечке Грюнау, неподалеку от Берлина. Карл, с братом, рано остались без матери, но отец постарался дать детям хорошее образование. Карл учился сначала в гимназии, затем в реальном училище города Йена. Трудно сказать, что заставило сына инженера-оптика знаменитой фирмы Карла Цейса выбрать морскую стезю. Вероятно, сказалась практичность, присущая немцам вообще и Карлу в частности.

Дело в том, что в кайзеровском флоте, людям не имеющих дворянских корней, было гораздо легче сделать военную карьеру, чем в сухопутных частях, где царили вековые прусские традиции. Хотя и на флоте было немало потомков родовитых немецких фамилий, но все же представители буржуазии и интеллигенции легче прокладывали себе дорогу в такой сфере как флот, ибо карьера флотского офицера требовала определенного образования и необходимых технических знаний.

Тот же создатель германского флота гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц (1849 – 1930), несмотря на аристократическую приставку «фон», происходил из богатой буржуазной семьи. Начальник Морского кабинета кайзера адмирал Георг фон Мюллер (1851 – 1940) был сыном профессора химии. Эта традиция соблюдалась и в дальнейшем, из 19 гитлеровских фельдмаршалов – двенадцать могли похвастаться дворянским происхождением, а у главы гитлеровской Кригсмарине гросс-адмирала Редера — отец преподавал иностранные языки в частной школе, у командующего флотом адмирала Гюнтера Лютьенса папаша был простой торговец.

Итак, юный Карл сделал свой выбор, поступив в апреле 1910 года в военно-морское училище в Киле. Зеекадет Дёниц был весьма трудолюбивым и замкнутым молодым человеком, не имевшим близких друзей и посвящающим все свое время учебе, хотя звезд с неба он явно не хватал. Таких людей ценят в армии и на флоте, и не только немецком.

В 1912 году Дёница переводят в морское училище в Мюрвике, и практику он проходит вахтенным офицером на только что, вступившим в строй, легком крейсере «Бреслау».

«Бреслау» имел водоизмещение 4 480 т, мощность турбиной установки 29 904 л. с., и развивал скорость до 27,6 узлов с запасом хода до 5800 миль. Крейсер был вооружен двенадцатью 105 мм орудиями и 2 торпедными аппаратами и располагал экипажем в 373 человека.

Осенью 1913 года Карлу Дёницу присваивают первое офицерское звание лейтенанта цур зее.

«Бреслау», где продолжал служить Дёниц, бороздил просторы Средиземного моря, когда разразилась Первая мировая война. Уйдя от преследования англичан, средиземноморская эскадра немцев в составе линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау» под командованием Вильгельма Сушона, оказалась в Турции, готовящейся вступить в войну на стороне Германии. Немецкие крейсера влились в состав флота Османской империи, где «Гебен» получил наименование «Султан Селим», а «Бреслау» превратился в «Мидилли».

Энергичный адмирал Сушон стал командовать турецким флотом, (а затем и болгарским) который в виду явного преимущества русских кораблей на Черном море, предпочитал тактику лихих набегов и беспокоящих обстрелов российских берегов.

Немецкие крейсера под турецким флагом были головной болью русских моряков. Совершив набег, немцы умело уклонялись от схваток с русскими кораблями и укрывались в Босфоре, который Дёниц называл «естественной норой, сулившей защиту».

Так во время одного из дерзких рейдов «Бреслау» ворвался в Новороссийский порт, где потопил несколько судов, уничтожив при этом нефтехранилище.

Но, в июле 1915 года в очередной раз, прячась в «естественную нору» крейсер подорвался на русской мине. Пока «Бреслау» ремонтировали, Дёниц не терял времени – он устроился в ВВС в качестве стрелка и воздушного наблюдателя и принял участие в боевых действиях на полуострове Галлиполи, где англо-французские войска проводили широкую десантную операцию с целью контроля над Дарданеллами, взятия Стамбула и соединения с русскими войсками. К сожалению, плохо подготовленная операция провалилась, союзники потеряли свыше 25 тысяч человек.

В феврале 1916 года командование присвоило Дёницу звание обер-лейтенанта цур зее, и откомандировало его в Германию, переучиваться на подводника.

После курсов переподготовки Карл Дёниц получает назначение в Адриатику на подлодку «U-39» в качестве торпедного офицера. Прекрасно зарекомендовавшего моряка вскоре вновь отправляют на переподготовку, на этот раз на курсы командиров подлодок.

В январе 1918 года Дёниц получает под свое командование устаревшую субмарину «UC-25» водоизмещением 417 тонн и приказ действовать в Средиземном море.

Новоиспеченный командир подлодки сразу потопил пароход, а затем ловко проник на внутренний рейд сицилийского порта Аугуста и пустил на дно итальянский угольщик. Радость победы омрачило лишь то, что, возвращаясь на базу, лодка села на мель, с которой ее стащил австрийский эсминец. Кайзер удостоил Дёница орденом Дома Гогенцолеров, почетной наградой отмечавшей личную храбрость офицера.

После ремонта «UC-25» снова вышла в море и вновь продолжала охоту за кораблями противника. Вскоре Дёница назначили командиром более современной субмарины, «UB-68».

4 октября 1918 года подлодка Дёница атаковала британский конвой и потопила транспорт «Упэк». Оторвавшись от судов эскорта, немецкая субмарина предприняла попытку второй атаки с перископной глубины, но, как пишет сам Дёниц «из-за заводского дефекта лодка при погружении неожиданно получила большой дифферент на нос и стремительно пошла в глубину». При этом из аккумуляторов вылился весь электролит, и в полной темноте субмарина опускалась на дно, которое в этом районе находилось на глубине 2500-3000 метров, причем корпус подлодки этой серии «Германия» В-III выдерживал давление лишь на глубине до 60-70 метров.

Лодка опустилась на глубину свыше 90 метров. За это время команде удалось продуть весь балласт и дать задний ход, переложив рули. Затем субмарину как пробку выбросило на поверхность, и она оказалась в центре британского конвоя. Из-за неисправностей лодка потеряла способность к погружению, и под артиллерийским огнем британских кораблей Дёниц отдал приказ покинуть лодку. Лодка затонула, семеро немецких подводников погибло, а остальных подобрал британский миноносец. На этом военно-морская карьера Карла Дёница в Первую мировую войну закончилась.

В лагере для военнопленных офицеров близ Шеффилда Дёниц много размышлял, и как человек практичный хорошо понимал, какое будущее ждет Германию. В результате поражения Германия находилась в глубочайшем экономическом кризисе, и 28-летний моряк знал, чем он быстрее окажется на родине, тем у него больше шансов получить работу. Поэтому Карл симулировал сумасшествие и был отправлен в Германию «по болезни» в первую очередь. Этот поступок вызвал осуждение со стороны его коллег, так как в то время понятие «честь офицера» еще имело определенный вес. Это было наподобие побега Тухачевского, отпущенного на прогулку из немецкого лагеря под честное слово. Вроде бы молодец, утер нос врагу, но осадок остался.

В итоге практичный Карл выиграл, оставшийся, в числе немногих счастливчиков, в кадрах германских ВМФ.

Согласно Версальскому договору Военно-морской флот Германии мог иметь:

6 линкоров (водоизмещением не более 10 000 т.);

6 легких крейсеров (водоизмещением не более 6000);

по 12 эсминцев и миноносцев, а также некоторое количество вспомогательных судов. Подводные лодки и военно-морская авиация были запрещены. Количество моряков ограничивалось 15 тысячами человек. При этом число офицеров не должно было превышать 1 500 человек.

Дёниц, который за годы войны, по его собственным словам, «стал ярым подводником», вынужден был служить на военно-морской базе в Киле, затем командиром торпедного катера на побережье Померании. В 1921 году он получает звание капитан-лейтенанта и через два года возвращается в Киль, в качестве эксперта минно-торпедно-разведывательной инспекции.

В 1924 году Дёниц оканчивает курсы штабных офицеров и переводится в Берлин, в военно-морское командование. Он принимает живейшие участие в работе по воссоздание германского флота, в обход запретительных статей Версальского договора.

В 1927 году сведенья об этом просочились в печать, что вызвало большой скандал и потребовало парламентского расследования. «Скандал Ломана», названный так по имени капитана цур зее Вальтера Ломана, в чьем распоряжение находились секретные денежные фонды вызвал отставку министра обороны, а также стоил поста главе военно-морского командования адмиралу Хансу Адольфу Ценкеру. Новым командующим военно-морскими силами Германии стал адмирал Эрих Редер.

Карл Дёниц, причастный к «делу Ломана», был переведен на Балтику, штурманом крейсера «Нимфа». Когда шум, вызванный скандалом, поутих. Дёница назначают командиром 4-й торпедной полуфлотилии. Ярый служака и трудоголик, Дёниц отличился в маневрах 1929 года и вскоре был переведен в штаб Североморского района. В начале 1933 года Дёниц совершает длительное загранплаванье. Он побывал на Мальте, в Красном море, Индии, Цейлоне, Батавии, Яве, Сингапуре.

Силы, жаждущие реванша, 30 января 1933 года привели к власти Гитлера, и милитаризация страны пошла полным ходом. Война с Британией не за горами, и в 1934 году Карл Дёниц отправляется в Англию, совершенствоваться в английском языке. По возвращению он получает под свое командование легкий крейсер «Эмден», и вновь готовиться к заграничному походу, планируя посетить Японию, Китай, Голландскую Индию и Австралию.

Но летом 1935 года Гитлер отказывается выполнять статьи Версальского договора и подписывает англо-германское морское соглашение, согласно которому Германия обязывалась ограничить свое морское вооружение 35 процентами английского. Для подводных лодок было установлено соотношение в 45 процентов.

И в сентябре 1935 года фрегатен-капитан, что соответствовало званию капитана 2-го ранга в советских ВМФ, Карл Дёниц, вместо заграничного похода, принял под свое командование, только что созданную 1-ю флотилию подводных лодок «Веддиген». Свое название флотилия получила в честь капитан-лейтенанта Отто Веддинга, который, командуя подлодкой «U-9», в сентябре 1914 года потопил три британских крейсера.

Конечно, флотилия возникла не на пустом месте, секретные разработки по созданию подводного флота велись весь период между двумя мировыми войнами. Поскольку вся подготовительная работа была проведена заранее, то после отказа Гитлера от условий Версальского договора, первые немецкие подлодки быстро сошли со стапелей. В сентябре 1935 года Германия уже располагала 11 небольшими подлодками, которые и составили костяк будущего подводного флота третьего рейха.

Дёниц, повышенный в чине до капитана-цур-зее, что соответствовало званию капитана 1-го ранга в советских ВМФ, стал во главе подводных сил рейха. Он именовался фюрером подводных лодок – Fuerer der Unterseebote (FdU), с началом войны его должность была переименована в командующего подводными силами.

Руководство немецких ВМФ, впрочем, как и флотское командование других морских держав, предпочитало уделять внимание строительству крупных корабле, считая подводные лодки малоэффективным оружием.

Но Дёниц, ясно представлял какую роль могут сыграть подводные лодки в предстоящей войне и, разместив свой штаб на плавучей базе «Хай» в Киле, приступил к активной работе по созданию подводного флота.

Обладая боевым опытом в действиях как подводных, так и надводных кораблей, капитан-цур-зее разработал новую тактику применения подлодок. В годы Первой мировой войны субмарины в одиночку нападали на конвои противника, и затем долго уходили от кораблей охранения, не всегда имея возможности повторить атаку. По замыслу Дёница теперь подводные лодки должны были действовать группами, и подобно волчьим стаям нападать на караваны судов. Пока корабли охранения, как сторожевые псы, отгоняли одни лодки, другие, выбирали добычу пожирней, и пускали ее на дно.

Через год создается 2-я флотилия подводных лодок с базой в Киле, на следующий год ещеодна, и в итоге перед Второй мировой войной под командованием фюрера Дёница находилось 7 флотилий, насчитывающих в своем составе 57 подводных лодок разного типа.

К этому времени Британия располагала также 57 подлодками, Франция – 78 субмаринами, у фашистской Италии их было 68 штук, у Японии – 63.

Советский Союз, согласно данным, приведенным в книге Адмирала флота Н. Г. Кузнецова «Курсом к победе», к лету 1941 года имел: на Балтике – 20 подлодок, на Черном море – 47, на Северном флоте – 15 субмарин. Еще какое-то количество подлодок находилось на Тихоокеанском флоте, откуда 6 субмарин с началом войны были отправлены на Северный флот.

3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии, а уже 4 сентября командир «U-48» Герберт Шульце у берегов Шотландии отправил на дно корабль «Ройял Септр», который стал первым из 2603 (по другим данным 2759) кораблей союзников потопленных немецкими субмаринами. «Ройял Септр» открыл личный счет Шульце, который за войну потопил 26 судов, общим водоизмещением 171 122 т., и стал шестым по результативности подводником третьего рейха.

Но на самом деле первым пострадавшем судном стал английский лайнер «Атения» торпедированный 3 сентября в 9 часов вечера в двухстах милях к западу от Гебридских островов. На судне находилось 1400 пассажиров, из которых погибло 112 человек, в том числе 28 американцев.

Гибель «Атении» вызвала серьезную озабоченность командования военно-морского флота и лично Гитлера. Смерть граждан США могла привезти к вступлению в войну Соединенных Штатов, что Гитлер считал преждевременным, а адмиралы, лучше представляющие экономическую мощь США, крайне нежелательным.

И вообще подводные лодки против торговых судов должны были действовать соответственно правилам призового права, заключенного в 1936 году в Лондоне и положений Гаагской конвенции. Согласно этим правилам судно должно быть остановлено и подвержено досмотру, вследствие его национальной принадлежности или характера груза допускалось потопление судна, при этом подводная лодка должна была обеспечить безопасность экипажа, причем априори считалось, что спасательных шлюпок самого суда недостаточно.

Немцы официально заявили, что не имеют к гибели «Актинии» ни какого отношения, а затем нагло обвинили англичан в потоплении собственного лайнера, с тем, чтобы спровоцировать вступление в войну США. Но «Актинию» пустила на дно субмарина «U-30» под командованиемобер-лейтенанта Лемпа.

Вернувшуюся на базу «U-39» встречал Дёниц, который на самолете доставил Лемпе в Берлин.Дело решили хранить в строжайшей тайне. Все записи в вахтенном журнале были уничтожены по личному указанию Дёница. Командира субмарины, вместе с частью экипажа, взяв подписку о неразглашении, перевели на подлодку «U-110», которая погибла 9 мая 1941 года.

Довольно быстро о правилах борьбы против торговых судов воюющие стороны забыли, так как останавливать торговые суда идущие в плотном охранении было чистым самоубийством. Да и одиночные суда успевали радировать о всплывшей субмарине противника, и вызывали корабли и самолеты противолодочной авиации, и подлодка из охотника превращалась в добычу. Поэтому, вместо замысловатых статей благородных конвенций подводники руководствовались простым и ясным принципом: — «Топи всех».

Немецкая подводная лодка U-218 выходит из Киля

В результате действий немецких подлодок против торгового судоходства за период с 3 сентября 1939 года по 28 февраля 1940 года было потоплено 199 судов общим водоизмещением 701 985 тонн.

В октябре 1939 года за успешно спланированную и проведенную операцию в Скапа-Флоу Дённиц становится контр-адмиралом.

Скапа-Флоу, прекрасная гавань у берегов Шотландии с акваторией свыше 120 квадратных миль была главной базой британского королевского флота. Гавань тщательно охранялась, но подводной лодке «U-47» под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина в ночь с 13 на 14 октября 1939 года удалось найти проход в боновых заграждениях, и торпедировать линкор «Ройял Ок» водоизмещением 30 тысяч тонн. Через 23 минуты линкор развалился на части и затонул. Из 1 280 членов экипажа погибло 834 человека во главе с командующим флотом метрополии адмиралом Блэнгроувом.

Благополучно вернувшуюся домой подлодку встречал сам глава Кригсмарине гросс-адмирал Редер, который вручил каждому члену экипажа Железный крест 2 класса. Команду и ее командира принял Гитлер, лично наградивший Прина Рыцарским крестом. Впоследствии подводники стали награждаться Рыцарским крестом, когда общий тоннаж потопленных ими судов достигал 100 тысяч тонн.

Прин, в чьем послужном списке уже числились торпедированные французский пароход и два английских торговых судна, стал героем рейха. Но в марте 1941 года британские глубинные бомбы прервали карьеру этого удачливого подводника, потопившего с начала войны 28 судов.

Подвиги подводников Кригсмарине, благодаря усилиям Дёница, геббельсовская пропаганда превозносила наряду с ассами Геринга. Дёниц, которого подводники «за глаза» звали «папа Карл», проявлял поистине отеческую заботу о своих подчиненных. Он старался встречать каждую лодку, вернувшуюся из похода, ходатайствовал о награждениях отличившихся, отправлял подводников на отдых в лучшие санатории. И хотя сам адмирал вел вполне размеренную жизнь, подчиненную строгой самодисциплине, он не имел ни чего против шумных пирушек вернувшихся моряков.

Влияние Дёница, благодаря успехам подводного флота заметно выросло. Не будучи членом нацистской партии, он фактически разделял национал-социалистические убеждения и являлся ярым сторонником Гитлера. Радость от успехов омрачало лишь производство подводных лодок – две штуки в месяц.

Летом 1940 года в связи с падением Франции подводный флот рейха получил новые базы, расположенные гораздо ближе к коммуникациям британского флота. И потери англичан заметно возросли – в июне 1940 года – 58 кораблей (284113 т), в июле – 38 (195825 т), в августе – 56 (267618). Всего за семь месяцев Британией было потеряно 343 корабля общим водоизмещением 1754501 тонн.

Торговые суда, перевозившие десятки тонн груза, созданного усилиями тысяч рабочих оказались беспомощными перед «волчьими стаями». Самолеты, танки, пушки, стрелковое оружие, военное снаряжение, горючие, тысячи тонн продовольствия в считанные минуты шли на дно благодаря одному удачному торпедному залпу. С такими потерями Великобритании грозила катастрофа.

После войны Уинстон Черчилль писал: «Единственная вещь, которая по настоящему тревожила меня в ходе войны – это опасность, исходящая от немецких подводных лодок. Дорога жизни, проходившая через границы океанов, находилась в опасности».

Во время заседаний Нюрнбергского трибунала многие подводники прибыли, чтобы выступить в защиту Деница. Одним из них был капитан 1 ранга Винтер, бывший командир 1-й флотилии подводных лодок. Он подготовил письмо, которое подписали многие командиры лодок. Бывшие офицеры призывали суд следовать велениям «человеческой и воинской совести». В письме говорилось, что гросс-адмирал Дениц никогда не отдавал приказа убивать моряков с торпедированных судов. Он только приказал командирам лодок после атаки оставаться под водой, чтобы уклониться от вражеских противолодочных сил. «В течение 5 лет самой жестокой войны мы узнали, что за человек Дениц. Никогда он не требовал от нас чего-то бесчестного.»

Свои десять лет гросс-адмирал отбыл в Шпандау «от звонка до звонка». Выйдя на волю, он разыскал жену, выхлопотал себе адмиральскую пенсию и зажил безбедно, пописывая мемуары. В последующие годы вышли его книги: «Десять лет и двадцать дней» (1958), «Моя захватывающая жизнь» (1963). «Германская военно-морская стратегия во 2-ой мировой войне» (1968).

Он ни в чем не раскаялся – скандалил, требуя от немецкого правительства похоронить себя с воинскими почестями. После смерти жены в 1962 году, Дёниц стал ярым католиком и зачастил в церковь. Престарелый адмирал умер в возрасте 89 лет в местечке Аумюль близ Гамбурга, известное тем, что здесь провел последние годы «железный канцлер» Отто Бисмарк.

В последний путь гитлеровского гросс-адмирала провожали такие же обломки третьего рейха.

После второй мировой войны Черчилль высказал как-то такую мысль, что если бы немцы все поставили на одну карту, а именно на подводную войну, то Англия могла бы и проиграть ее. Адмирал сэр Эндрю Каннингем подтверждал, что если бы немцам удалось выиграть битву за «Western Approaches», то его страна могла бы проиграть войну. Что еще раз подтверждает правоту гросс-адмирала Карла Деница.

Воспитанник кайзеровского ВМФ, выходец из буржуазно-консервативной семьи, Дениц был не в состоянии даже подумать о том, что глава государства склонен к преступлениям, что он даже сам приказывает их совершать. Из лучших побуждений он требовал от своих офицеров и матросов, часто переходя в пафос, обязательной верности фюреру, государству, требовал не жалеть своей жизни за родину. Исходя из принципа главенства политики, он продолжал пребывать в убеждении, что ведение войны — это дело солдата, а когда ее начинать и заканчивать — это вопросы политического руководства.

http://www.warfleet.ru/doniz.html

Библиография:

Бишоп К. Подводные лодки Крисмарине 1939 – 1945. Справочник-определитель флотилий. /Пер. с англ./ — М.: Эксмо, 2007.

Дёниц К. Подводный флот рейха. /Пер. с немец./ – Смоленск: Русич. 1999.

Залесский К. А. Вожди и военачальники третьего рейха. Биографический энциклопедический словарь. – М.: Вече, 2000.

Залесский К. А. Кто был кто в Первой мировой войне. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.

Кузнецов Н. Г. Курсом к победе. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир», 2003.

Митчем С., Мюллер Дж. Командиры «Третьего рейха». /Пер. с англ./ - Смоленск: Русич, 1997.

Ширер У. Крах нацистской империи. /Пер. с англ./ — Смоленск: «Русич», 1999. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Би ография адмирала Карла Деница

Карл Дениц (рожд. 16 сентября 1891 г. — смерть 24 декабря 1980 г.) - немецкий государственный и военно-политический деятель, гросс-адмирал, командующий немецким подводным флотом, главнокомандующий ВМФ Третьего Рейха.
Происхождение. Обучение. Начало службы
Карл Дениц родился в 1891 году в Грюнау под Берлином, в семействе инженера-оптика Эмиля Деница, работавшего в известной фирме Карла Цейса. Дети рано остались без матери. По окончании гимназии Карл Дениц учится в реальном училище. 1910 год — юный Дениц поступил в военно-морское училище в Киле, закончив его он был зачислен на службу.
1912 год — Карл Дениц получил назначение на легкий крейсер «Бреслау» на должность вахтенного офицера, а осенью следующего года Деница произвели в лейтенанты.
Первая мировая война
Начало Первой мировой войны «Бреслау» встретил в Средиземном море. Уйдя в Турцию, крейсер соединился с оттоманскоим флотом и воевал в Черном море против русской эскадры. Неоднократно крейсер принимал участие в рейдах на русские морские базы. Но нападение немецких крейсеров не осталось безнаказаным. 1915 год — «Бреслау» подорвался на мине. 1916 год — Деницу было присвоено звание обер-лейтенанта и его отозвали на родину.
В Германии Карл переучился на офицера подводника и в 1918 г. получил под командование подводную лодку UC-25. Субмарина Деница была направлена в Средиземное море.
К тому времени надежды немецкого командования на то, что при помощи подводной войны удастся подорвать мощь британского флота, рухнули. Англичанами была разработана надежная система конвоев. Мощные глубинные бомбы несли смерть немецким подводным лодкам. Тем не менее Дениц смог торпедировать 5 неприятельских судов, что было довольно неплохим результатом. За успешные действия Дениц был награжден орденом Дома Гогенцоллернов и переведен на более современную субмарину. 1918 год, 4 октября — экипажу подлодки, которой командовал Дениц, пришлось сдаться в плен. Впрочем, поврежденная подводная лодка была затоплена и не досталась врагу.

Возрождение подводного флота Германии
1919 год — Карл Дениц, возвратившись в Германию, продолжил службу в надводном флоте, потому как по условиям Версальского договора немецким ВМС запрещалось иметь подводные лодки.
Возрождение немецкого подводного флота началось лишь в 1935 г., когда Адольф Гитлер приказал начать строительство подводного флота, отказавшись выполнять условия Версальского мирного договора, которые ограничивали военные возможности Германии. 1936 год — Гитлер произвел Деница в контр-адмиралы и назначил командующим подводными силами, насчитывавшими к тому времени всего 11 небольших подводных лодок.
Командующий подводным флотом
В качестве командующего подводным флотом адмиралу Деницу сразу довелось вступить в борьбу со сторонниками «больших кораблей». Командующий смог доказать, что Великобритания крайне зависима от морской торговли и поэтому уязвима. Потеря торгового флота крайне тяжело может отразится на состоянии экономики и как следствие вооруженных сил. Одним из эффективнейших средств уничтожения транспортных кораблей являлись как раз подлодки. Адмирал смог убедить руководство ОКМ в том, что у подводного флота есть будущее.
1938 год — Карлу Деницу понадобились подлодки океанского типа для действий на коммуникациях противника. После долгих споров адмирал в очередной раз добился своего и получил разрешение на строительство субмарин такого типа, в дальнейшем сыгравших ключевую роль в действиях германских ВМС в Атлантике.
Гросс-адмирал Редер, увлеченный крупными надводными кораблями, вовсе не уделял внимания строительству подводного флота. В отличие от своего начальника Дениц полагал, что 300 подводных лодок способны выиграть войну с Англией.

Вторая мировая война
Несмотря на все усилия Деница, к началу Второй мировой войны в его распоряжении было только 56 субмарин, из которых лишь 22 были пригодными для действий в океане. Тем не менее к концу первого месяца войны Дениц на деле смог доказать, что подводный флот является довольно эффективным орудием ведения войны.
Даже при сравнительной слабости подводных сил, германский военный флот с энтузиазмом начал войну против Англии. Основные усилия немецких ВМС были направлены на уничтожении английского торгового флота. Первыми жертвами немецких подводных лодок стали корабли, возвращавшиеся в свои страны - Англию и Францию. Эти суда не имели вооружения и не могли бороться с субмаринами. Однако в скором времени торговые корабли начали получать вооружение и гидролокаторы. Кроме этого, англичане перешли к системе охранения транспортных судов боевыми кораблями и самолетами; нередко конвои проводились в стороне от обычных морских коммуникаций.
После падения Франции адмирал получил новые базы, находящиеся гораздо ближе к британским коммуникациям. Путь немецких подлодок сократился в три раза. С июня по декабрь Англия испытывала огромные затруднения. Было потеряно 343 судна. Все порты на южном и восточном побережье Великобритании были парализованы.

Серьезные затруднения были и у Германии. К тому времени у Деница оставалось только 57 субмарин, многие с разными повреждениями, полученными ото льда и глубинных бомб. Начинал сказываться крайне низкий темп производства подлодок. Лишь к концу 1940 г. производство подводных лодок было доведено до шести в месяц. На протяжении первых 12-ти месяцев войны вступило в строй всего 29 новых подлодок, тогда как было потеряно 28.
К концу 1941 г. обстановка складывалась в пользу Германии, которая за два года потопила столько кораблей, сколько британские и канадские верфи производили за 4. Но после нападения японцев на Перл-Харбор фюрер объявил войну Америке. После вступления американцев во Вторую мировую войну для нацистского подводного флота наступили тяжелые дни.
Но Америка не была в полной мере готова к войне. Первое время американские корабли ходили в одиночку, без эскорта, с горящими огнями. 1942 год, 15 января — Дениц приказал топить корабли противника у берегов США.
В начале 1943 г. Редер вышел в отставку. Карлу Деницу было присвоено звание адмирала флота и 30 января его назначили главнокомандующим ВМФ. Но к тому времени флот уже был на грани поражения. Быстро возрастали потери, а количество и тоннаж потопленных кораблей союзников неуклонно снижались. 1943 год, март — немецкие подлодки потопили 120 судов противника, но сами потеряли 11 подводных лодок. В следующем месяце 15 подлодок не возвратилось на базу, а в мае союзники потопили 41 немецкую субмарину. Карл Дениц отдал приказ о выведении подлодок из Атлантического океана. В следующие три месяца было потоплено 60 торговых судов противника, немцы потеряли 79 подлодок.

Последнее сражение с участием немецких субмарин развернулось у французских берегов в дни высадки союзного десанта. В бою принимало участие 36 подлодок, больше половины которых погибло. Всего же за лето 1944 г. немецкие ВМС лишились 82 подводных лодок, потопив лишь 21 корабля противника. Общие потери немецких подлодок, с 1939 по 1945 гг. принимавших участие в «битве за Атлантику», составили 781 субмарина. А из 39 тыс. личного состава подводников не возвратилось домой 32 тыс. моряков.
В завещании, написанном 29 апреля 1945 г., фюрер назначил своим преемником Деница. О новом назначении Дениц узнал 30 апреля из радиограммы. Взяв на себя номинальное руководство Германией, Дениц перестал подчиняться директивам из Берлина. 2 мая он перенес столицу рейха в Мюрвик под Фленсбургом. Адмирал приложил все усилия, чтобы прекратить войну с Западом. Все остававшиеся суда были направлены в балтийские порты, находившиеся еще под контролем Третьего рейха. Войска получили приказ прикрывать эвакуацию мирного населения, а потом до последней возможности отступать на Запад.

Нюрнбергский процесс
23 мая по приказу Дуайта Эйзенхауэра, согласованному с советским командованием, правительство Деница было расформировано и арестовано. В скором времени Карл Дениц предстал перед Международным военным трибуналом. Его обвиняли в ведении тотальной подводной войны, не предусмотренной международным законодательством. Однако нацистскому адмиралу в какой-то степени помог американский адмирал Нимиц, заявивший об аналогичных действиях флота США.
В результате Деница осудили как военного преступника и приговорили к 10-ти годам тюремного заключения. 1956 год — он был освобожден из тюрьмы Шпандау. После освобождения бывший адмирал поселился в небольшом городке в Западной Германии.
Смерть
Карл Дениц умер от сердечного приступа 24 декабря 1980 г. Его похоронили 6 января 1981 г. на кладбище Вальдфридхоф без военных почестей. Многие бывшие военнослужащие и иностранные военно-морские офицеры присутствовали на похоронах, чтобы отдать ему дань уважения. Но им запрещалось присутствовать в военной форме на похоронах.
Ю. Лубченков



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...