Классный час "загадка русского характера". Классификация загадок, их основные виды

Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

Высказывания про загадки

Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

Функции загадки

Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

Структура загадки

Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

«Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об основной теме произведений Ю.Казакова: верность своему предназначению и исполнение долга перед жизнью.

  1. Формировать умение анализировать произведения малых эпических форм.
  2. Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, понимание авторской позиции.
  3. Воспитывать чувства любви и уважения к культуре Севера, людям, северным традициям.

Предварительная работа:

Ход урока

1. Слово учителя. Постановка цели урока:

Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя Юрия Павловича Казакова, к его рассказу “Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся понять размышления молодого писателя-студента о главной героине: “…Отчего же так таинственно близка и важна мне её жизнь, почему так неотступно слежу я за ней, думаю о ней, расспрашиваю её?”

– ЧТО так заворожило его в образе 90-летней старухи?

– Какую тайну в её характере хотел раскрыть писатель?

– Вот вопросы, на которые мы должны найти ответы на нашем уроке. И вслед за автором попытаться разобраться, в чём же загадка характера поморки.

Найти ключевое слово , характеризующее образ главной героини.

2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.

– Обратимся к композиции рассказа.

Оформление доски:

– Какой увидел писатель природу и быт северной деревни, рыбаков?

Работа с текстом.

  • Т.О. Перед нами широкая панорама северной деревни, без прикрас и восхищения...

/тускло, хмуро, пусто. ../

– Какое слово связывает эти две главы? / пусто /

– Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?

/рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не оживляют дом их веселые голоса…/

/огромный, темный, чистый “до блеска” /

– Какие детали в доме уже указывают читателю на характер хозяйки?

/… “суровые скатерти” /

– Что чувствуется в словах писателя, описывающего быт и дом?

/восхищение, уважение тем, в какой идеальной чистоте содержит дом 90-летняя старуха/

Итак, характер хозяйки уже предопределён, подготовлен описанием дома, вычищенного до блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.

– Теперь мы можем начать разговор о главном о личности героини.

– В центре рассказа образ русской женщины:

– Объясните значение слова “образ”.

Литературный словарь В.В. Агеносова: “Образ – это действующее лицо, главный объект повествования… Читатель узнаёт о нём через диалог, действие, описание” – научное определение берётся за основу.

Ф. Абрамов:Художественный образ в произведении искусства – это единство внешнего и внутреннего. Гармония тела и души…”.

– Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать в произведении?

/Образ поморки…, гармонию, единство через речь, судьбу, портрет/

3. Анализ образа главной героини. 2 глава.

А). Портрет.

– Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? / …древней старухой/

/…жутко! Как стара! /

– Почему уже в следующем абзаце резко меняется и настроение, и описание героини?

– Назовите, с помощью каких художественных средств автор рисует портрет поморки? Приведите примеры. /Приводятся примеры антитезы, сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной лексики, рядов однородных членов…/

Самостоятельная работа в парах (заполнение таблицы).

– Для понимания характера Марфы сравним её в молодости и старости:

Запись в тетрадях:

В молодости В старости
1.Глаза – глаза сияли

2.Лицо – щеки горели, горяча, хороша, красавица была…

3.Фигура – стройное, сильное тело

4.Характер – веселая, заводила на любом празднике.

5.Отношение к жизни, к труду – неутомимо-талантлива, яростно-неуёмная и в работе, и в отдыхе.

Тусклые, выцветшие. Древнее, тёмное. Сгорбленная, ноги набрякли.

Сердце “утИ шилось”, сурова, немногословна.

Всем помогает, всё время что-нибудь делает…

Старость – “как один тёмный осенний вечер”.

(Печальная метафора)

– Какой вы её увидели?

    портрет является отражением характера героини.

Портретные зарисовки – это первый шаг к пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть приоткрывается его тайна.

Судьба.

– Что мы узнали о её жизни?

/– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
– работа в колхозе ради трудодней,
– смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей. /

– Зачитайте, как прощалась с ними.

– Благодаря чему так пронзительны эти строки?

/ нагнетают впечатление повторы, восклицательные предложения…/

– Когда светлеет лицо Марфы?

/ воспоминания о внуках, их открытки… Внуки продолжат род /

– А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? / в труде /

Докажите (текст).

– В этом перечислении заключено отношение автора к героине. Какое оно?

/опять восхищение/

– Чем же восхищается писатель?

/ трудолюбием,…труд приносит ей радость и удовлетворение /

Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что были у её прабабки, бабки, матери – ничто не изменило устоев в северных деревнях.

И такая жизнь у многих и многих вековух по всей России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо переносить удары судьбы.

Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении кроется разгадка её характера?

Речь.

– Последняя составляющая образа героини – её речь, что можно отметить?

/…почти безмолвна, немногословна, всего несколько фраз/

– Прочитайте диалог писателя со старухой.

– Как вы считаете, почему такая немногословность?

/ из-за трудной судьбы, гибели родных людей, суровый климат, войны, голод..., суровый и сильный характер / , проанализировав образ, подведём итог, в чём же вы увидели “единство внутреннего и внешнего” героини?

– Опираясь на композицию, смогли ли мы понять образ, характер 90-летней поморки?

– А почему для Ю.Казакова её характер был загадкой, её жизнь тайной?

/ молодой городской житель, студент /

4. Анализ 3 главы.

Важную роль в понимании характера Марфы играет 3 глава.

Что мы можем отметить с первых строк? /меняется настроение, мотив /

– Какая тема здесь поднята? / смерти, старости, тоски по прошлому, одиночества (одна из составляющих характера)

– Найдите в тексте, как Марфа воспринимает смерть.

/...это торжественная перемена, знак, предзнаменование. …умирать ей не страшно/

Именно эта непоколебимая уверенность и вера в справедливость жизни, в необходимости смерти делает её стойкой и спокойной.

– Но “скоро эти грустные мысли уходят”,– пишет Юрий Казаков.

Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует героиню?

/ на думы о завтрашнем дне,… дожить до Михайлова дня…/

– Меняются думы: меняется настроение рассказа. Что появляется?

/ надежда, желание жить /

– И в этих изменениях можно увидеть причину её долголетия, истоки её силы как физической, так и духовной. Как их формулирует автор?

/ – некогда умирать. – не все дела ещё переделаны на земле…/

Б).

– А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте / на берегу моря… /

– Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на берег бушующего моря?

/ она ждёт, как в молодости, рыбаков, ведь они все ей родные… мотив веры, надежды /

  • Т.Е. Её одинокая фигура на фоне бушующего моря – это символ женской верности, стойкости, любви ко всем людям.

– А что, по-вашему, ещё является важным источником силы и душевной красоты старой поморки? / молитва /

  • Услышав её сквозь сон, писатель начинает понимать, в чём загадка характера Марфы – это в её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с жизнью предков, казавшейся ему прежде такой далекой и чужой.

(Учащиеся читают отрывки).

– О чём просит Марфа? /спасти и защитить всех, кто в море/ Эта молитва раскрывает глубину и истинную любовь к людям.

– Найдите в тексте, какие неожиданные чувства испытал автор в эту ночь?

И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это вечные непреходящие ценности, которые так бережно сохраняются в доме поморки.

Итак, Ю. Казакову удалось создать цельный и яркий образ старой поморки. Монументальность, величие этого образа у меня ассоциируется с ликами святых, с иконописью, наполненной внутренней силой и красотой. Святая, одно слово – поморка!...

– А вы не находите сходства?

/ наклон головы, платок, глаза, суровость и драматизм…/

  • Вот она гармония души и тела.

5. Итог урока.

– Так в чём же тайна, загадка характера старой поморки? /…в самой сути её характера, в главном в её характере…/

  • В 90-летней Марфе Юрий Казаков увидел и подчеркнул то лучшее, что отличает истинно поморский женский характер, а именно…
  • Учащиеся перечисляют – учитель записывает на доску самые точные определения в нужном порядке:

    “ Чувство собственного достоинства, величие духа , уверенность в своих силах, вера в высшую справедливость, связь с прошлым и будущим, суровость и стойкость , духовная и нравственная сила, ясность души , извечное терпение, одиночество, трудолюбие.”

    Появляется запись на доске:

    уровость
    В еличие духа, вера
    Я сность души
    Т рудолюбие
    О диночество
    С тойкость
    Т ерпение
    Ь
  • Итак,
  • у нас получилось ключевое слово, точно и ёмко характеризующее Марфу.

    И эту же характеристику мы слышим из уст её земляков. Подтвердите словами из текста. Её святость очевидна, не поэтому ли она окружена уважением людей? Докажите. (текст ).

    Это ключевое слово было для молодого писателя загадкой, но в нем же он нашёл и разгадку. И именно утверждение святости героини – главный итоговый штрих созданного писателем образа, так заворожившего его. Это нравственный ориентир не только для автора, но и для нас, читателей.

    Сочинение

    Гоголь предостерегал от понимания своих персонажей как карикатурных и гротесковых: «...никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа». И «оттого еще глубже сердечное содрогание» зрителя. Сам писатель считал, что самым сложным и «трудным» в комедии является образ того, кого приняли за ревизора. «Хлестаков сам по себе ничтожный человек... Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание, но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо». Хлестаков вначале даже не догадывается, что его приняли не за того, кем он является. Он живет минутой и всецело отдается «приятности» нового положения. И его главное качество: стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге.

    По замыслу Гоголя, «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти, верит тому, что говорит». Хлестакову начинает казаться, что он действительно делал то, что так красноречиво описывает (и департаментом управлял, и во дворец ездил, и «с Пушкиным на дружеской ноге»). Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего» других. Упиваясь неожиданным счастьем, Хлестаков не отдает себе никакого отчета в своих поступках, у него «легкость необыкновенная в мыслях». У чиновников он берет взаймы деньги - и эта просьба неожиданно для себя срывается у него с языка. Его поведение лишено всякой логики, он попеременно влюбляется в жену и дочку городничего и просит руки Марьи Антоновны, совершенно забыв, что только что объяснялся в любви ее маменьке.

    Хлестаков - гениальное открытие Гоголя. В заостренной форме раскрыты неумеренные и необоснованные претензии, стремление казаться «чином выше», способность «блистать» при полнейшей умственной и душевной пустоте и легкомыслии; «микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» (Белинский) - черты, столь свойственные дворянской и бюрократической России. В головокружительном превращении ничтожества в значительную «персону» сказалась бессмыслица общественных порядков, культ «чина». Характер существующих отношений в соединении со страхом, который испытывают чиновники, заставляет всех поверить нелепой логике Добчинского и Бобчинского: «Помилуйте, как не он! И денег не платит, и не едет - кому же быть, как не ему?.. Ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел... и даже заглянул в тарелки наши полюбопытствовать, что едим?» Поэтому так глубок комизм сцены в гостинице, когда городничий уверяется, что приезжий чиновник - «тонкая штучка», и восхищается его блестящей игрой: «А? - и не покраснеет! - говорит городничий в сторону.- О, да с ним нужно ухо востро». Но все дело в том, что именно здесь Хлестаков простодушно высказывает о себе всю правду.

    Парадоксальность центральной ситуации в том, что всеобщий страх творит нечто фантасмагоричное, создает мнимого ревизора. Хлестаков не имеет ничего общего с традиционными комедийными плутами и играет роль ревизора бессознательно. Она ему как бы подсказана, навязана перепуганными чиновниками. Но именно в этой роли Хлестаков является центром комедии. В итоге же под видом могущественного ревизора оказывается «сосулька», «вертопрах», пустышка. В связи с этим Ю. В. Манн говорит о «миражной интриге» «Ревизора», развеявшей, превратившей в ничто стремления и ожидания целого города. Его правители обманулись фантомом собственного воображения; используя курьезное заявление городничего, можно сказать, что они «сами себя высекли», но при этом остались нераскаянными. Комедия Гоголя и здесь свободна от назидательности.

    Цель урока:

    сформировать у учащихся
    представление об основной теме произведений
    Ю.Казакова: верность своему предназначению и
    исполнение долга перед жизнью.

    Формировать умение анализировать
    произведения малых эпических форм.

  • Развивать эмоциональное восприятие
    художественного текста, образного и
    аналитического мышления, понимание авторской
    позиции.
  • Воспитывать чувства любви и уважения к культуре
    Севера, людям, северным традициям.
  • Предварительная работа:

    Ход урока

    1. Слово учителя. Постановка цели урока:

    Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя
    Юрия Павловича Казакова, к его рассказу
    “Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся
    понять размышления молодого писателя-студента о
    главной героине: “…Отчего же так таинственно
    близка и важна мне её жизнь, почему так
    неотступно слежу я за ней, думаю о ней,
    расспрашиваю её?”

    – ЧТО так заворожило его в образе 90-летней
    старухи?

    – Какую тайну в её характере хотел раскрыть
    писатель?

    – Вот вопросы, на которые мы должны найти
    ответы на нашем уроке. И вслед за автором
    попытаться разобраться, в чём же загадка
    характера поморки.

    Найти ключевое слово , характеризующее
    образ главной героини.

    2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.

    – Обратимся к композиции рассказа.

    Оформление доски:

    – Какой увидел писатель природу и быт северной
    деревни, рыбаков?

    Работа с текстом.

    Перед нами широкая панорама северной
    деревни, без прикрас и восхищения…

    /тускло, хмуро, пусто. ../

    – Какое слово связывает эти две главы? / пусто
    /

    – Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?

    /рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не
    оживляют дом их веселые голоса…/

    /огромный, темный, чистый “до блеска” /

    – Какие детали в доме уже указывают
    читателю на характер хозяйки?

    /… “суровые скатерти” /

    – Что чувствуется в словах писателя,
    описывающего быт и дом?

    /восхищение, уважение тем, в какой идеальной
    чистоте содержит дом 90-летняя старуха/

    характер хозяйки уже предопределён,
    подготовлен описанием дома, вычищенного до
    блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.

    – Теперь мы можем начать разговор о главном
    о личности героини.

    – В центре рассказа образ русской женщины:

    – Объясните значение слова “образ”.

    Литературный словарь В.В. Агеносова:

    “Образ
    – это действующее лицо, главный объект
    повествования… Читатель узнаёт о нём через
    диалог, действие, описание” –
    научное
    определение берётся за основу.

    Ф. Абрамов:

    “Художественный образ в
    произведении искусства – это единство внешнего
    и внутреннего. Гармония тела и души…”.

    – Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать
    в произведении?

    /Образ поморки…, гармонию, единство через
    речь, судьбу, портрет/

    3. Анализ образа главной героини. 2 глава.

    А). Портрет.

    – Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? /
    …древней старухой/

    /…жутко! Как стара! /

    – Почему уже в следующем абзаце резко меняется
    и настроение, и описание героини?

    – Назовите, с помощью каких художественных
    средств автор рисует портрет поморки? Приведите
    примеры. /Приводятся примеры антитезы,
    сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной
    лексики, рядов однородных членов…/

    Самостоятельная работа в парах (заполнение
    таблицы).

    – Для понимания характера Марфы сравним её в
    молодости и старости:

    Запись в тетрадях:

    В молодости В старости
    1.Глаза – глаза сияли

    2.Лицо – щеки
    горели, горяча, хороша, красавица была…

    3.Фигура – стройное, сильное тело

    4.Характер – веселая, заводила на любом
    празднике.

    5.Отношение к жизни, к труду –
    неутомимо-талантлива,
    яростно-неуёмная и в работе,
    и в отдыхе.

    Тусклые, выцветшие. Древнее, тёмное.
    Сгорбленная, ноги набрякли.

    Сердце “утИ шилось”,
    сурова, немногословна.

    Всем помогает, всё время что-нибудь делает…

    Старость

    “как один тёмный осенний
    вечер”.

    (Печальная метафора)

    – Какой вы её увидели?

      портрет является отражением характера
      героини.

    Портретные зарисовки – это первый шаг к
    пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть
    приоткрывается его тайна.

    Судьба.

    – Что мы узнали о её жизни?

    /– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
    – работа в колхозе ради трудодней,
    – смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей.
    /

    – Зачитайте, как прощалась с ними.

    – Благодаря чему так пронзительны эти строки?

    / нагнетают впечатление повторы,
    восклицательные предложения…/

    – Когда светлеет лицо Марфы?

    / воспоминания о внуках, их открытки… Внуки
    продолжат род /

    – А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? /
    в труде /

    Докажите (текст).

    – В этом перечислении заключено отношение
    автора к героине. Какое оно?

    /опять восхищение/

    – Чем же восхищается писатель?

    / трудолюбием,…труд приносит ей радость и
    удовлетворение /

    Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что
    были у её прабабки, бабки, матери – ничто не
    изменило устоев в северных деревнях.

    И такая жизнь у многих и многих вековух по всей
    России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо
    переносить удары судьбы.

    Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении
    кроется разгадка её характера?

    Речь.

    – Последняя составляющая образа героини – её
    речь, что можно отметить?

    /…почти безмолвна, немногословна, всего
    несколько фраз/

    – Прочитайте диалог писателя со старухой.

    – Как вы считаете, почему такая
    немногословность?

    / из-за трудной судьбы, гибели родных людей,
    суровый климат, войны, голод…, суровый и сильный
    характер /

    Проанализировав образ, подведём итог, в
    чём же вы увидели “единство внутреннего и
    внешнего” героини?

    – Опираясь на композицию, смогли ли мы понять
    образ, характер 90-летней поморки?

    – А почему для Ю.Казакова её характер был
    загадкой, её жизнь тайной?

    / молодой городской житель, студент /

    4. Анализ 3 главы.
    – Важную роль в понимании характера
    Марфы играет 3 глава.

    Что мы можем отметить с первых строк? /меняется
    настроение, мотив /

    – Какая тема здесь поднята? / смерти, старости,
    тоски по прошлому, одиночества (одна из
    составляющих характера)

    – Найдите в тексте, как Марфа воспринимает
    смерть.

    /…это торжественная перемена, знак,
    предзнаменование. …умирать ей не страшно/

    Именно эта непоколебимая уверенность и вера в
    справедливость жизни, в необходимости смерти
    делает её стойкой и спокойной.

    – Но “скоро эти грустные мысли уходят”,–
    пишет Юрий Казаков.

    Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует
    героиню?

    / на думы о завтрашнем дне,… дожить до
    Михайлова дня…/

    – Меняются думы: меняется настроение рассказа.
    Что появляется?

    / надежда, желание жить /

    – И в этих изменениях можно увидеть причину
    её долголетия, истоки её силы
    как физической,
    так и духовной. Как их формулирует автор?

    / – некогда умирать. – не все дела ещё
    переделаны на земле…/

    Б).

    – А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте /
    на берегу моря… /

    – Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на
    берег бушующего моря?

    / она ждёт, как в молодости, рыбаков, ведь они
    все ей родные… мотив веры, надежды /

    Её одинокая фигура на фоне бушующего моря
    – это символ женской верности, стойкости, любви
    ко всем людям.

    – А что, по-вашему, ещё является важным
    источником силы и душевной красоты старой
    поморки? / молитва /

    • Услышав её сквозь сон, писатель начинает
      понимать, в чём загадка характера Марфы – это в
      её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с
      жизнью предков, казавшейся ему прежде такой
      далекой и чужой.

    (Учащиеся читают отрывки).

    – О чём просит Марфа? /спасти и защитить всех,
    кто в море/

    Эта молитва раскрывает глубину и истинную
    любовь к людям.

    – Найдите в тексте, какие неожиданные чувства
    испытал автор в эту ночь?

    И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы
    стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это
    вечные непреходящие ценности, которые так
    бережно сохраняются в доме поморки.

    Итак, Ю. Казакову удалось создать
    цельный и яркий образ старой поморки.
    Монументальность, величие этого образа у меня
    ассоциируется с ликами святых, с иконописью,
    наполненной внутренней силой и красотой.
    Святая, одно слово –
    поморка!…

    – А вы не находите сходства?

    / наклон головы, платок, глаза, суровость и
    драматизм…/

  • Вот она гармония души и тела.
  • 5. Итог урока.

    – Так в чём же тайна, загадка характера старой
    поморки? /…в самой сути её характера, в главном
    в её характере…/

  • В 90-летней Марфе Юрий Казаков увидел и
    подчеркнул то лучшее, что отличает истинно
    поморский женский характер, а именно…
  • Учащиеся перечисляют – учитель записывает на
    доску самые точные определения в нужном порядке:

    “ Чувство собственного достоинства, величие
    духа
    , уверенность в своих силах, вера в
    высшую справедливость, связь с прошлым и будущим,
    суровость и стойкость , духовная и
    нравственная сила, ясность души , извечное терпение,
    одиночество, трудолюбие.”

    Появляется запись на доске:

    Уровость
    В еличие духа, вера
    Я сность души
    Т рудолюбие
    О диночество
    С тойкость
    Т ерпение
    Ь

    В чем загадка характера Хлестакова? 10. Манн считает, что «Хлестаков - первое из художественных открытий Гоголя...». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова

    Ответы:

    Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж глуп, безволен и не имеет никаких устремлений. Он совершенно серый, ничем не примечательный человек. Если от такого человека чего-то ждать заранее, как-то представлять себе его, то он будет казаться существом загадочным и недоступным пониманию. Такие люди не имеют света внутри себя, они светят отражённым светом, любые фантастические представления о них зеркально возвращаются обратно, будто бы соответствуя истине. Внутрь Хлестакова нельзя проникнуть, потому что у него есть только внешнее. Если человек напуганный припишет ему какое-либо значение и роль, то увидит своё же представление о нём, но будет считать, что сам Хлестаков подтверждает его догадки. Хлестаков совершенно пассивен, от него нет никаких проявлений, личностных флюидов, за его реальную личность невозможно зацепиться, потому что фактически она отсутствует. Но недаром говорится, что свято место пусто не бывает. Пустота Хлестакова послушно заполняется тем содержанием, которое ему приписывают. Чиновники накручивают фантастические образы, и все эти образы отражаются от незамутнённого зеркала абсолютной поверхностности Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен. Образ Хлестакова в «Ревизоре» - это действительно художественное открытие Н.В. Гоголя. Он учит нас, что к любому событию или явлению надо подходить без предубеждения, без заранее сформированного мнения. Если наше представление о ситуации или человеке с самого начала строится на наших собственных измышлениях, то ситуация обязательно станет неконтролируемой и непонятной. Если мы будем упорствовать в своих заблуждениях и искать им подтверждения, то эта ситуация или человек станут таинственными, засасывающими в себя нашу энергию, мы станем зависимы от них и послушны им. Любая бессмысленность, абсурд, нелепость могут стать тогда для нас источником фатальной зависимости и привести к тяжёлым последствиям. Ещё хорошо, если предмет или человек не будут иметь собственных целей, производя такое впечатление, но часто этим приёмом пользуются сознательно, заманивая в секты или занимаясь вымогательством. Хлестаков не пользуется сознательно выгодой своего положения, он и не задумывается, в чём оно состоит, только перед самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого, но за кого именно, - он так и не понял. Всё происходящее с Хлестаковым происходит как бы помимо его воли и, тем не менее, к вящей его выгоде.



    Последние материалы раздела:

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

    В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...