Когда закончится реконструкция Новорижского шоссе? Бывшая промзона «ЗИЛ ». Набережная района Капотня

Москва. Раннее утро. Восток столицы. Ставшая традиционной пробка на ш. Энтузиастов. Народ спешит на работу. Этот автоапокалипсис продолжается уже несколько лет. Кто-то привык, кто-то не может смириться. Уже много раз писали в СМИ, вывешивали плакаты, обсуждали на форумах и в сетях и ничего!.. Ничего не происходит уже несколько лет. Это в действительности, а по документам и заявлениям в СМИ идет реконструкция многострадального шоссе. Только картинка никак не меняется. Все те же ямы, ухабы, острова посреди дороги из бетонных блоков и унылые заборы из зеленых сеток.

Автору этих строк довелось поработать около года водителем. И мне приходилось бывать в этой части города в разное время суток. Увы, шоссе Энтузиастов энтузиазма мне не прибавило. Толчея на дороге присутствует почти всегда. Когда мне приходилось заикаться об этой дороге перед коллегами по рулю, то в ответ я слышал тяжкие вздохи, проклятья, видел сокрушенные покачивания головой. Так вот за время моей работы водителем реконструкция никак не улучшила положения на шоссе. Только ухабов и аварий стало больше.

Не лучше ситуация складывается и для пешеходов. В целом выглядит все неплохо, однако все еще встречаются заповедные места со спонтанными строительными складскими площадками, ограждениями, ограничивающими пешеходную зону и местами, где тротуар превращается в тропу с чавкающей грязью (см. фото).

Обычно все капитальные реформы, изменения, преобразования делаются с целью улучшить настоящее положение или избежать ухудшения. Так принято во всем мире, только не в России! Ремонт дорог в нашей стране сродни добыче нефти. Строить хорошо и надолго и во время — это не в наших традициях, просто потому что неудобно воровать выделенные деньги. Поэтому строители часто меняют проект, кладут асфальт, снимают его, снова кладут. Им на руку протесты жителей прилегающих районов и автовладельцев. Потом оказывается, что из-за изменения проекта не хватило денег, реконструкция приостанавливается или замораживается и так до бесконечности.

Все прекрасно это понимают, как понимают, что терпение не бывает вечным даже у Бога. Памятуя об этом, руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев сообщил: «Реконструкция Шоссе Энтузиастов завершится к следующему Дню города, при этом возможно, что некоторые участки трассы будут открыты уже весной 2017 года». Но верить в точные даты обещанные строителями в наше время это все равно что поклониться сатане. И Бочкарев дал понять , что не все так однозначно: «Мы надеялись, что можно будет все сделать более менее быстро, но не получилось. Тем не менее мы приложим максимум усилий, чтобы сдать этот объект ко Дню города 2017 года, вероятно, что-то откроем для движения уже весной».

Как, когда и при каких обстоятельствах закончится этот дорожно-строительный кошмар, сказать трудно. При подготовке материала к этой статье я лично объездил на машине и обошел пешком все проблемные зоны этого объекта и лишь в единичных случаях я видел вялотекущие работы. Остальные ремонтные зоны просто пустовали и в лучшем случае были огорожены. Это видно и по фотографиям, размещенным на различных сайтах и форумах. При этом объем недоделок просто поражает. При таких темпах слова Бочкарева о сроках сдачи могут оказаться простым сотрясением воздуха.

Анализируя с какими проблемами столкнулись строители во время реконструкции, понимаешь что все они могли быть учтены еще на этапе подготовки. Шоссе Энтузиастов окружают промышленные зоны с крупными предприятиями. Чтобы вынести коммуникации надо провести межевание участка федеральной собственности, решить, какую часть оборудования предприятия демонтировать, перевести в реестр освобожденных территорий, затем – в собственность города Москвы. Только потом на этой площади. Но Россия сильна задним умом, поэтому проблемы в строительстве решаются по мере их возникновения, включая проектно-сметную документацию . Все равно без этой дороги, пролегающей через промзоны и предприятия никуда не деться. И в бюджете деньги так или иначе найдут.

Все же хочется верить, что московские власти обратят внимание на такой тяжёлый долгострой, стенания автомобилистов и жителей. Дорога — не здание, которое может стоять недостроенным годами. От этого объекта напрямую зависит комфорт и благополучие столицы, а не только показатели автомобильного трафика. Шоссе Энтузиастов должно стать нормальной дорогой оправдывающей свое название, а не возможным источником дохода коррумпированных кругов.

Материал подготовил Вадим Пустовой

Сезонный ремонт дорог в столице набирает обороты. Рабочие уже снимают один слой асфальта за другим на МКАД, Третьем транспортном кольце, появилась дорожная техника и на других магистралях. По какому принципу отобрали именно эти дороги для ремонта? Почему порой совершенно ровный асфальт меняют на такой же, только новый? А главное, когда закончатся все эти перекрытия и сужения проезжей части, без которых не обходится ни один ремонт, разбирался корреспондент "РГ".

С таким размахом в прошлом году укладывали новый асфальт на Тверской улице - ее даже пришлось перекрыть. В этом году по программе "Моя улица" благоустроят вторую часть магистрали - от Пушкинской площади до Белорусского вокзала. Фото: РИА Новости

Ночной дозор

Нынешний ремонт, говорят дорожники, плановый, сезонный. Стартует он из года в год в одно и то же время, с наступлением тепла. Ремонтируют дороги, гарантийный срок покрытия у которых истек - обычно он составляет три года. Пока гарантия действует, за любые неровности на асфальте отвечает подрядчик, который его укладывал. Когда гарантия подходит к концу, асфальт обычно меняют на новый.

Интенсивность движения на московских дорогах и климат, при котором за зиму температура десятки раз переходит через ноль, другого выбора не оставляют. Дорожная рубашка изнашивается за это время основательно. И даже если это не сразу заметно на глаз, без ремонта все равно не обойтись.

Основные работы в центре города планируется завершить до начала сентября

В этом сезоне мы планируем обновить 18 млн кв. м асфальта, что на 3 млн больше, чем в прошлом году, - рассказал журналистам первый замруководителя ГБУ "Автомобильные дороги" Раис Чигликов. - Основные работы в центре города планируем завершить до начала сентября. В целом ремонт стандартно продлится полгода, закончится он к середине октября.

Около 10 млн кв. м дорожного покрытия заменят рабочие ГБУ "Автомобильные дороги", в том числе 1,6 млн "квадратов" капитально отремонтируют в рамках программы "Моя улица" на Садовом и Бульварном кольце, а также улицах исторического центра. Там работы идут уже вовсю, причем не только ночью, но и днем, поэтому основные пробки из-за ремонта собираются в центре. Там, где идет замена асфальта с истекшим гарантийным сроком, работы ведутся ночью и проблем автомобилисты испытывают минимум.

Откосы зальют клеем

Никаких особых изменений в технологиях ремонта в Москве в этом году не предвидится. На магистралях укладывают щебеночно-мастичный асфальтобетон, способный выдерживать большие нагрузки и сопротивляться деформации.

Рабочие не просто снимают старый слой асфальта и кладут новый, но и меняют бордюрный камень, приводят в порядок люки, наносят дорожную разметку.

Из новшеств можно отметить пилотный проект по ремонту откосов дорог полиуретановым защитным составом. Откосы - это участки земли, прилегающие к трассам под наклоном. Из-за дождя и талых вод они размываются, что постепенно разрушает дороги, поэтому ремонтировать их нужно вовремя. Полиуретановым составом прошлой осенью впервые покрыли новые георешетки, засыпанные щебнем на двух участках МКАД, - полиуретан затвердел и крепко связал конструкцию по типу мощного клея. За зиму обновленные откосы сохранили форму и прочность.

Полиуретановый состав выдерживает температуры от -80 до +110 градусов и сохраняет прочность даже при водном потоке скоростью 30 км/час, - объясняют в ГБУ "Автомобильные дороги".

По новой технологии уже начали укреплять откосы на Бутовской развязке (внутренняя сторона МКАД, 34-й км). Вскоре работы стартуют и на четырех других участках: съезде с 37-го км МКАД на проезд Карамзина, развязке на пересечении кольцевой дороги и Рябиновой улицы, съезде с Дмитровского шоссе (82-й км МКАД), а также развязке на пересечении Боровского и Киевского шоссе.

Перекресток наискосок

В последнюю очередь на отремонтированных участках дорог появляется новая разметка. Пока же ее наносят на улицах, где ремонта и не будет - у школ, поликлиник и других соцучреждений. Позже возьмутся и за трассы, пешеходные переходы и остановки общественного транспорта.

Для разметки проезжей части используют холодный пластик и термопластик, на который наносят микроскопические стеклошарики, отражающие свет. Благодаря этому разметка хорошо видна ночью.

Вырастет этим летом число удобных диагональных переходов - к 10 уже существующим добавится еще 19. Их нарисуют на перекрестках в 8 округах столицы, больше всего (сразу 5) появится в центральной части города.

Благодаря таким переходам пешеходы могут перейти перекресток наискосок и не стоять на светофоре дважды.

Конкретно

Где уже начался сезонный ремонт дорог

МКАД, внешнее кольцо, участки на протяжении от 0 до 11 км, от 3 полос до всей ширины.

МКАД, внешнее кольцо, 33-35 км, 5-я полоса.

МКАД, внешнее кольцо, 36-41 км, 4-я и 5-я полосы.

МКАД, внешнее кольцо, 50-51 км, 4 полосы и переходно-скоростная полоса (ПСП).

МКАД, внешнее кольцо, 52-й км, 5 полос.

МКАД, внешнее кольцо, 67-72 км, 3 полосы.

МКАД, внешнее кольцо, 74-76 км, 3 полосы.

МКАД, внешнее кольцо, 76-78 км, 4-я и 5-я полоса.

МКАД, внешнее кольцо, 98-104 км, 1-я и 2-я полосы, ПСП.

МКАД, внешнее кольцо, 104-106 км, 5 полос.

МКАД, внутреннее кольцо, 0-1 км, 3 полосы.

МКАД, внутреннее кольцо, 1-2 км, на всю ширину.

МКАД, внутреннее кольцо, 17-18 км, 5-я полоса.

МКАД, внутреннее кольцо, 22-24 км, 4-я полоса.

МКАД, внутреннее кольцо, 55-57 км, 4-я и 5-я полосы.

МКАД, внутреннее кольцо, 60-63 км, на всю ширину.

МКАД, внутреннее кольцо, 103-105 км, на всю ширину.

МКАД, внутреннее кольцо, 106 и 108 км, на всю ширину.

ТТК, от ул. Автозаводкая до ул. Велозаводская, внутреннее и внешнее кольцо, на всю ширину.

ТТК, от Волгоградского пр-та до ул. Велозаводская, внутреннее кольцо, включая дублер.

ТТК, развязка с улицей Русаковская.

ТТК, Рижская эстакада, внешнее и внутреннее кольцо.

Варшавское шоссе, от Б. Тульской ул. до Балаклавскогго пр-та, в двух направлениях.

проспект Вернадского, боковые проезды от Университетского пр-та до Косыгина ул.

проспект Вернадского, от Метромоста до Университетского пр-та.

Волоколамское шоссе, прямой ход от Волоколамского тоннеля до дома N 14.

Ленинградский проспект, Ходынский тоннель, в область, включая развороты над тоннелем и разворот в центр.

Ленинградский проспект, дублер от Ходынского тоннеля до пересечения с Авиационным пер., в область.

Ленинградский проспект, от Авиационного пер. до дома N 80, в область.

Ленинградское шоссе, от Ленинградского тоннеля до Войковского путепровода (за исключением моста Победы).

проспект Андропова, от Трофимова ул. до Каширского шоссе (за исключением Метромоста).

Пролетарский проспект, от Кавказского б-ра до Кантемировской ул.

ул. 1905 года, от Звенигородского шоссе до Мантулинской ул.

Ярославское шоссе, дублеры, полностью

Закончить работы на этих участках должны в конце мая - начале июня.

В Новой Москве продолжаются работы по реконструкции Калужского шоссе - главной магистрали на присоединенных территориях. Все работы на объекте ведет группа компаний "АРКС" .

Своему новому статусу главной магистрали Новой Москвы четырехполосная дорога уже не отвечает. А с учетом того, что в скором времени население на присоединенных территориях вырастет до 1,5 миллиона человек, модернизация и обновление "Калужки" стали крайне актуальными.

"Пропускная способность Калужского шоссе после реконструкции должна вырасти в 2,5 раза, что позволит успешно справиться с постоянно увеличивающимися транспортными потоками", – отметили в ГК "АРКС". В первую очередь, реконструкция шоссе призвана создать все необходимые условия для автобусов и троллейбусов. Специально для общественного транспорта были возведены дополнительные полосы в каждом направлении.

Кроме того, улучшаются условия и для автолюбителей. Как отметили в Центре организации дорожного движения Москвы, скорость на обновленной магистрали вырастет на 20%. К примеру, сейчас от участка от деревни Сосенки до поселка Минзаг проезжают порядка 35 тысяч автомобилей в сутки. После окончания реконструкции Калужского шоссе эта цифра возрастет не менее чем на 12 тысяч.

Не менее важной задачей является формирование транспортных связей между прилегающими к трассе кварталами, отметили в ГК "АРКС". "Для этого обустраиваются дороги-дублеры вдоль главного хода. Они позволяют значительно разгрузить магистраль, ведь жителям близлежащих микрорайонов не нужно выезжать на основное шоссе, проезжать несколько километров, а затем вновь сворачивать на внутриквартальный проезд", – сказали в компании.

Первый этап работ на магистрали был закончен еще в мае прошлого года. Строители реконструировали основной ход шоссе от Московской кольцевой автодороги до деревни Сосенки. Было возведено и модернизировано около 26 километров дорог, в том числе восемь из них – основная трасса "Калужки", а также 4,5 километра съездов транспортных развязок, 12 километров боковых проездов.

На участке появились четыре транспортных тоннеля общей длиной более 2,5 километра, три моста через реку Сосенку и столько же эстакад. Не забыли и о пешеходах: для их безопасности были построены два надземных и пять надземных переходов.

В декабре прошлого года в рамках второго этапа реконструкции шоссе ГК "АРКС" завершила работы на участке от деревни Милорадово до наукограда Троицк – всего 14 километров. Здесь появились новые эстакады, мосты и шумозащитные экраны.

Первая эстакада расположилась на пересечении с подъездом к дому отдыха "Архангельское", ее длина превышает 32 метра. Вторая является разворотной, она располагается у моста через реку Десна. Длина эстакады – 76,02 метра.

Третью эстакаду строители возвели в непосредственной близости от активно развивающегося района Новые Ватутинки. Среди остальных двух она самая протяженная – более 307 метров. Несмотря на то, что по условиям контракта участок должен был быть сдан в 2018 году, строители успели закончить его до конца 2017 года.

В настоящее время продолжаются работы по возведению обхода Ватутинок. Благодаря бессветофорному движению по основному ходу и выезду со старого Калужского шоссе на новое, в этом районе значительно улучшится транспортная ситуация. "На начальном и конечном отрезках обхода будут построены двухуровневые транспортные развязки, откроются четвертая и пятая эстакады. Также будет возведен мост через реку Пахра", – отметили в строительной компании.

Продолжаются работы и по обеспечению безопасности и комфорта для пешеходов, а также тишины и спокойствия для жителей расположенных поблизости домов. Проектом реконструкции участка предусмотрено возведение трех подземных и восьми надземных переходов, а также 30 шумозащитных экранов. Их установка началась буквально на днях.

настоящий момент полностью завершены бетонные работы, и мы приступили к остеклению фасадов четырех надземных пешеходных переходов через Калужское шоссе в районе поселка Князево, поселка Десна, СТ Ракитки и в районе 34-го километра магистрали", – заявила пресс-секретарь ГК "АРКС" Ирина Васильева.

Не останавливаются работы по монтажу металлоконструкций надземных пешеходных переходов в районе поселка Заречный. Завершены бетонные работы у реки Десна и 36-го километра, ведется подготовка к монтажу и остеклению фасадов. Кроме того, полностью выполнены бетонные работы на всех подземных пешеходных переходах.

Полностью реконструкция Калужского шоссе должна завершиться уже в октябре 2018 года. Жители Новой Москвы получат первоклассную магистраль, полностью соответствующую современным стандартам безопасности. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, благодаря обновленной "Калужке" Новая Москва становится неотъемлемой частью столицы.

В Новой Москве продолжаются работы по реконструкции Калужского шоссе - главной магистрали на присоединенных территориях. Все работы на объекте ведет группа компаний "АРКС" . Строители поэтапно превращают "Калужку" в безопасную, комфортную и удобную дорогу. Dni.Ru решили выяснить, как продвигаются работы в настоящий момент.

В этом году Новой Москве исполнится уже семь лет. Присоединенные территории активно развиваются: строится жилье, социальная инфраструктура, реализуются крупные транспортные проекты.

Один из них – реконструкция Калужского шоссе. Своему новому статусу главной магистрали Новой Москвы четырехполосная дорога уже не отвечала. А с учетом того, что в скором времени население на присоединенных территориях вырастет до 1,5 миллиона человек, модернизация и обновление "Калужки" стала крайне актуальным вопросом.

"Пропускная способность Калужского шоссе после реконструкции должна вырасти в 2,5 раза, что позволит успешно справиться с постоянно увеличивающимися транспортными потоками", – отметили в ГК "АРКС". В первую очередь, реконструкция шоссе призвана создать все необходимые условия для автобусов и троллейбусов. Специально для общественного транспорта были возведены дополнительные полосы в каждом направлении.

Кроме того, улучшаются условия и для автолюбителей. Как отметили в Центре организации дорожного движения Москвы, скорость на обновленной магистрали вырастет на 20%. К примеру, сейчас от участка от деревни Сосенки до поселка Минзаг проезжают порядка 35 тысяч автомобилей в сутки. После окончания реконструкции Калужского шоссе эта цифра возрастет не менее чем на 12 тысяч.

Не менее важной задачей является формирование транспортных связей между прилегающими к трассе кварталами, отметили в ГК "АРКС". "Для этого обустраиваются дороги-дублеры вдоль главного хода. Они позволяют значительно разгрузить магистраль, ведь жителям близлежащих микрорайонов не нужно выезжать на основное шоссе, проезжать несколько километров, а затем вновь сворачивать на внутриквартальный проезд", - сказали в компании.


Первый этап работ на магистрали был закончен еще в мае прошлого года. Строители реконструировали основной ход шоссе от Московской кольцевой автодороги до деревни Сосенки. Было возведено и модернизировано около 26 километров дорог, в том числе восемь из них – основная трасса "Калужки", а также 4,5 километра съездов транспортных развязок, 12 километров боковых проездов.

На участке появились четыре транспортных тоннеля общей длиной более 2,5 километра, три моста через реку Сосенку и столько же эстакад. Не забыли и о пешеходах: для их безопасности были построены два надземных и пять надземных переходов.


В декабре прошлого года в рамках второго этапа реконструкции шоссе ГК "АРКС" завершила работы на участке от деревни Милорадово до наукограда Троицк – всего 14 километров. Здесь появились новые эстакады, мосты и шумозащитные экраны.

Первая эстакада расположилась на пересечении с подъездом к дому отдыха "Архангельское", ее длина превышает 32 метра. Вторая является разворотной, она располагается у моста через реку Десна. Длина эстакады – 76,02 метра.

Третью эстакаду строители возвели в непосредственной близости от активно развивающегося района Новые Ватутинки. Среди остальных двух она самая протяженная – более 307 метров. Несмотря на то, что по условиям контракта участок должен был быть сдан в 2018 году, строители успели закончить его до конца 2017 года.


В настоящее время продолжаются работы по возведению обхода Ватутинок. Благодаря бессветофорному движению по основному ходу и выезду со старого Калужского шоссе на новое, в этом районе значительно улучшится транспортная ситуация. "На начальном и конечном отрезках обхода будут построены двухуровневые транспортные развязки, откроются четвертая и пятая эстакады. Также будет возведен мост через реку Пахра", – отметили в строительной компании.

Продолжаются работы и по обеспечению безопасности и комфорта для пешеходов, а также тишины и спокойствия для жителей расположенных поблизости домов. Проектом реконструкции участка предусмотрено возведение трех подземных и восьми надземных переходов, а также 30 шумозащитных экранов. Их установка началась буквально на днях.


"В настоящий момент полностью завершены бетонные работы, и мы приступили к остеклению фасадов четырех надземных пешеходных переходов через Калужское шоссе в районе поселка Князево, поселка Десна, СТ Ракитки и в районе 34-го километра магистрали", – заявила пресс-секретарь ГК "АРКС" Ирина Васильева.

Не останавливаются работы по монтажу металлоконструкций надземных пешеходных переходов в районе поселка Заречный. Завершены бетонные работы у реки Десна и 36-го километра, ведется подготовка к монтажу и остеклению фасадов. Кроме того, полностью выполнены бетонные работы на всех подземных пешеходных переходах.


Полностью реконструкция Калужского шоссе должна завершиться уже в октябре 2018 года. Жители Новой Москвы получат первоклассную магистраль, полностью соответствующую современным стандартам безопасности. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, благодаря обновленной "Калужке" Новая Москва становится неотъемлемой частью столицы.

Группа компаний "АРКС" – один из лидеров строительного рынка Московского региона. В числе крупнейших объектов – реконструкция Каширского шоссе, транспортная развязка МКАД с магистралью Вешняки-Люберцы, реконструкция Дмитровского шоссе, а также ряд других крупных городских проектов.

Если вы давно не были на ВДНХ , то уже возле входа можете подумать, что погулять по выставке не получится. Входная арка обтянута строительными лесами и зеленой сеткой, огорожена центральная аллея к павильону № 1.

Сегодня стройка - завтра история, - лирично скажут в пресс-службе ВДНХ. - На самом деле, на Выставке работают павильоны, кафе, проводятся мероприятия. Есть некоторые неудобства, но это временно.

14 фонтанов и 37 павильонов

Реставрация павильонов началась еще три года назад, а в 2017–2018 годах планируется масштабная реставрация 14 фонтанов и 37 исторических павильонов, которые по большей части не ремонтировались со времен их постройки. Капитальный ремонт с реставрацией фасадов проведут в "Зеленом театре" и павильоне "Космос".

Большинство фонтанов не реставрировались более 60 лет. Работы нужны и легендарным фонтанам «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос» в запрудной зоне ВДНХ. Нужно полностью обновлять системы водопровода и водоотведения, а также заново создать некоторые исторические декоративные элементы, - рассказали на ВДНХ.

Парк аттракционов

Вот-вот начнется строительство тематического парка аттракционов. Он расположится в южной части ВДНХ. Парк будет круглогодичным. Проектом занимается итальянская компания, которая построила знаменитый Диснейленд в Париже .

В новом парке будет пять уникальных аттракционов. На всей территории появятся стеклянные башни, которые будут архитектурно повторят объекты ВДНХ - как будто параллельная Москва . Здесь же создадут канатную дорогу, по которой будут передвигаться «летающие» автобусы, трамваи, дирижабли. А также можно будет полетать над Москвой на гигантских бабочках или отправиться в путешествие на «Метро времени». Билеты на аттракционы будут от 300 рублей.

И главной фишкой обновленного ВДНХ станет самое высокое в Европе 140-метровое колесо обозрения, которое будет на 5 метров выше знаменитого London Eye в Великобритании . Открытие парка планируется осенью 2018 года.

Новые павильоны и музеи

После реконструкции на месте заброшенных хозяйственных построек на ВДНХ построят новые павильоны. На пересечении Сиреневой аллеи и Окружной дороги в конце 2017 года откроется павильон «Макет Москвы».

Он будет представлять собой овальное здание с панорамным остеклением и внутренним залом, в котором можно будет посмотреть на 9 000 миниатюрных зданий, улицы и площади Москвы. Внутри этого павильона будет зона для проведения лекций, мастер-классов и воркшопов .

Также на площади Промышленности создадут павильона госкорпорации «Росатом», где будет крупнейший музей, посвященный развитию атомной отрасли в России . Строители попробуют внести в архитектуру идею "отсутствия видимых границ" и создадут огромную стеклянную "витрину".

Продолжаются работы по созданию 11 музеев, среди которых Государственный центральный музей кино в павильоне № 36, центр«Космонавтика и авиация» в павильоне «Космос», музейно-просветительская площадка международного уровня, посвященная истории, настоящему и будущему русской письменности в павильоне № 58 «Земледелие», Музей пчелы в павильоне № 28 и другие. Также прямо внутри парадного входа ВДНХ появится музей, посвященный истории и развитию Выставки.

КСТАТИ

Откроют 11 музеев

Среди них:

Государственный центральный музей кино в павильоне № 36,

Центр «Космонавтика и авиация» в павильоне «Космос»,

Музейно-просветительская площадка международного уровня, посвященная истории, настоящему и будущему русской письменности в павильоне № 58 «Земледелие»,

Музей пчелы в павильоне № 28 и другие,

Музей, посвященный истории и развитию выставки (внутри парадного входа ВДНХ).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...