Колонна траяна кто изображен на верхушки. Колонна траяна в риме - отражение великих побед

К олонна Траяна - абсолютная "колонная" мировая классика))) простите за каламбур))))
Название получила потому что находится на форуме Траяна. Эта колонна, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками, самая знаменитая колонна в мире. По ее образу строили колонны и в Риме и Париже (колонна Наполеона) и в других странах.

Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна.

Интересно что о ходе войны с даками узнали именно с барельефов колонны, так как документов о ней никаких не было.

Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь — женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.

Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую четкость и размеры и расположены одна над другой.

В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

Апостола Петра с ключами туда присунули значительно позже, в 1588г. Сделал это Сикст V.

Скинуть бы его оттуда, да поставить законного императора.

Император Ульпий Траян был родом изь Испании. Это был один из самых успешных правителей Рима. ВНИМАНИЕ!!! Он начал свою карьеру простым легионером и стал императором Римской империи исключительно благодаря своим заслугам!

Траян прославился как талантливый полководец, который сумел расширить пределы Римской Империи до максимальных размеров, а также как реформатор и организатор внутренних дел империи.

Сам Траян на колонне изображен около 90 раз (в Википедии утверждают что 59 раз) причем везде он не один а в гуще легионеров. Кроме легионеров изображены и побежденные императором даки.

Изначально колона Траяна была увенчана золотым римским орлом, а после смерти императора на ней была установлена его статуя. В 1588 году по приказу папы Сикста Пятого на колоне была установлена статуя апостола Петра, венчающая колону и по сей день.

Вид на площадь Венеции.

(С) Википедия и другие сайты.

Одним из наиболее известных исторических памятников Рима, дошедших от эпохи античности до сегодняшнего дня, является Колонна Траяна. Покрывающий ствол Колонны 190-метровый рельефный фриз воспроизводит по крайней мере полторы сотни эпизодов Дакийских войн императора Траяна . Здесь изображены более двух с половиной тысяч фигур римских и дакийских воинов, их оружие, доспехи и снаряжение. Колонна является важнейшим источником информации о состоянии военного дела в Римской империи в высшей точке её подъёма, но в наши дни понемногу разрушается.

Колонна Траяна

Сегодня Колонна возвышается над улицей Императорских форумов, на месте, где в прошлом находился Форум Траяна. Как сама Колонна, так и окружавший её монументальный архитектурный ансамбль были воздвигнуты в ознаменование побед, одержанных Траяном над даками в 101–102 и 105–106 годах. Строительство Форума было начато почти сразу по окончании войны и финансировалось из огромной захваченной у даков военной добычи. Большинство работ завершили в пятилетний срок. К их окончанию в 112 году был приурочен выпуск специальной монеты с изображением Колонны.

Форум Траяна, частью архитектурного ансамбля которого была Колонна. Её высота позволяла монументу оставаться высотной доминантой Форума и просматриваться из-за заслонявшей её массивной базилики Ульпия. Позади Колонны - храм Траяна

Архитектурный проект Форума и практическое осуществление работ поручили архитектору Аполлодору из Дамаска, одному из немногих античных зодчих, которого мы знаем по имени. Прежде Аполлодор зарекомендовал себя в качестве блестящего военного инженера. Именно он навёл для войск Траяна гигантский, больше километра в длину, мост, по которому легионы пересекли Дунай и вторглись в Дакию. Кроме того, он был автором сочинений по механике и полиоркетике (искусству осады). Траян высоко ценил Аполлодора, однако в правление Адриана (117–138), завидовавшего его дарованиям, тот был сперва сослан, а затем казнён по ложному обвинению.

Аполлодор задумал Колонну как трофей, памятник победам, одержанным Траяном. Её строительство знаменовало приношение Юпитеру Феретрию «тучных доспехов» (spolia opimia ) царя даков. Полная высота сооружения изначально, скорее всего, равнялась 38 м (100 римских футов), что в немалой степени определялось громадными размерами стоявших вокруг зданий Форума Траяна, которые не должны были заслонять Колонну. На её вершине на каменном постаменте была воздвигнута 3-метровая статуя императора. Ярко блистая позолотой на солнце, она была доминантой всего архитектурного ансамбля Форума.

Из общей высоты Колонны в 38 м на её ствол приходится 29,78 м, а его диаметр достигает 3,695 м. Ствол установили на массивном 5,29-метровом пьедестале, украшенном рельефами и снабжённом посвятительной надписью. По углам пьедестала изначально установили статуи четырёх орлов, держащих в когтях ветви лавра. Внутри постамента у входа находился вестибюль, а от него лестница вела вниз, к небольшой часовне. Здесь после смерти Траяна в 117 году поместили золотую урну с его прахом, а позже и урну с прахом его супруги Помпеи Плотины. Другая лестница, вырезанная внутри пустотелого столба Колонны, вела от входа на самый наверх. Она состояла из 152 ступеней и совершала одиннадцать оборотов против часовой стрелки, по 14 ступеней в каждом. Освещение при подъёме обеспечивали 43 узкие световые щели. Лестница выводила на огороженную поручнями площадку 4,34×4,34 м у высокого постамента статуи Траяна, откуда открывался великолепный вид на Форум.


Внутреннюю часть постамента Колонны превратили в часовню, где установили золотые урны с прахом самого Траяна и его жены. Ступени справа от входа ведут к винтовой лестнице в толще Колонны

Рельефный фриз

Украшением монумента являются рельефы. Три из четырёх поверхностей пьедестала покрыты мраморными панелями с изображением оружия, доспехов и других трофеев, взятых у варваров. Всего на рельефе изображено 542 предмета, это один из самых богатых образчиков художественного жанра. Покрывающий ствол Колонны рельефный фриз для своего времени был революционным изобретением. Впоследствии ту же идею воплотили в сооружениях императоров Антонина Пия (138–161) и Марка Аврелия (161–180). Из более современных памятников можно назвать Вандомскую колонну Наполеона, воздвигнутую в честь победы при Аустерлице.

Рельефный фриз наподобие папирусного свитка 23 раза спиралью огибает ствол Колонны Траяна, а его длина составляет 190 м. Рельефная лента увеличивается от 1 м в ширину у основания колонны до 1,2 м в верхней части. Общая площадь рельефа 284 м². Изображения перетекают одно в другое, создавая непрерывное повествование. При публикации рельефов ленту разбили на 155 отдельных эпизодов. Некоторые эпизоды оказываются изображены несколько раз, как бы с разных углов зрения. Всего на рельефе присутствуют 2 662 человеческие фигуры, каждая размером от 60 до 75 см, то есть менее чем в половину реального роста, а также лошади, вьючные животные, повозки, корабли, технические и фортификационные сооружения и т.д. Первоначально рельеф был раскрашен, но до нашего времени следы красок не сохранились. Время от времени предпринимаются попытки их реконструкции, но, как правило, они оказываются весьма спорными.


Одна из недавних попыток «раскрасить» рельефы Колонны Траяна

Рельефы Колонны воспроизводят события двух победоносных военных кампаний Траяна против даков. Нижняя половина иллюстрирует первую (101–102), а верхняя половина - вторую (105–106). Сюжеты обеих кампаний разделены фигурой крылатой Победы, пишущей на щите имя победителя. Ключевое событие - пересечение Дуная римской армией, причём божество реки аллегорически изображено в виде бородатого старца, с изумлением взирающего на сооружённый поперёк реки наплавной мост, по которому маршируют солдаты в полном военном снаряжении. Показано торжественное отбытие Траяна из Рима на фронт к действующей армии, плавание по Адриатическому морю и обращение к солдатам с приветственной речью. Римская армия вторгается во вражескую страну, солдаты рубят деревья, прокладывают пути, строят укрепления. Немалую часть общей поверхности рельефа составляют батальные сцены, в которых римские войска сражаются с даками и их союзниками. В эпизодах второй кампании представлено жертвоприношение, которое Траян совершает перед каменным мостом через Дунай. Показан сам мост - архитектурное чудо, созданное гением Аполлодора. Римские солдаты жгут и разоряют страну даков, собирают хлеб на полях, угоняют их скот и захватывают пленных. Царь даков Децебал с отчаянием взирает на гибель объятой пламенем столицы Сармицегетузы. Затем мы видим сцену гибели Децебала. Его голову и правую руку доставляют Траяну. Страна полностью захвачена, уцелевшие даки спасаются бегством.


Праздничное открытие монумента. Как видно на реконструкции, Колонна стояла на заднем дворе базилики Ульпия, между двух корпусов библиотек. Это было не самое выгодное место экспозиции, однако с высоких галерей расположенных рядом строений публика могла легче различать рельефы верхней части Колонны, которые сегодня практически недоступны для невооружённых глаз

Реальность и художественный вымысел

По меткому определению Моммзена, рельефы Колонны Траяна - это «высеченная в камне книжка с картинками о Дакийской войне» . Изучению и интерпретации изображений посвящено немало научных трудов. Учёные высказывали разные суждения относительно достоверности лиц и событий, изображённых на рельефе, о их последовательности и хронологии, путях следования римских армий, об идентификации противников римлян. Единство толкования так и не было достигнуто.

Исследователи подчёркивают, что Колонна прежде всего является памятником искусства. Создававшие её художники не посещали театр военных действий, не видели ни дакийских крепостей, ни жилищ, ни оружия даков - они опирались, главным образом, на устные сообщения очевидцев. Содержание и соотношение различных сцен отражает заложенную в монумент идеологическую функцию. Замечено, что собственно батальные сюжеты составляют лишь 21% изображённых сцен. Гораздо больше внимания художник уделил переходам армии (29%), строительным работам (12%), переговорам (9%), жертвоприношениям (7%) и другим относительно мирным сценам. Основной акцент в произведении, таким образом, сделан не на завоевание, а на умиротворение и цивилизацию Дакии.


Диаграмма даёт хорошее представление о соотношении основных жанровых сцен рельефа Колонны

Одна из наиболее часто изображаемых фигур - император Траян. Это неудивительно, учитывая, что Колонну воздвигли ещё при жизни императора, и, как это следует из надписи, она была персональным подарком Траяну, преподнесённым от имени сената и римского народа. В общей сложности Траян появляется в различных частях рельефа 58 раз. Фигура императора изображена с несомненным портретным сходством. Он показан отважно пересекающим море, обращающимся к воинам с речью, принимающим посольства, приносящим жертвы и, конечно же, наблюдающим за ходом военных действий. Показанные на рельефах события связаны с присутствием в них Траяна, даже если речь идёт лишь о церемониях. Те события, которые происходили в его отсутствие, остались за границами повествования.

Помимо самого Траяна на рельефах Колонны запечатлены его приближённые и военачальники: Лаберий Максим, Лициний Сура, Клавдий Ливиан, будущий император Адриан - всего 106 человек. Из числа врагов римлян обращает на себя внимание драматическая фигура дакийского царя Децебала.


Траян в окружении своих офицеров

Изображения как исторический источник

Изображения на рельефах выполнены с замечательным реализмом. Среди них мы видим римских легионеров (622 фигуры) и солдат вспомогательных когорт (461 фигура), не только пехотинцев, но и всадников (82 фигуры). Кроме римлян представлены их союзники, включая легковооружённых конных мавров (12), обнажённых по пояс германцев (25), сирийских лучников (17) и балеарских пращников (10). Кроме вооружённых воинов скульптор изобразил солдат в повседневной одежде, рабочих, моряков, обозных слуг (229 фигур). На другой стороне Колонны представлены вооружённые косами даки (660), их германские союзники (54), сарматские катафрактарии (9), а также невоенное население, в основном беженцы. Чаще всего изображаются римские знаменосцы (129) и музыканты (25).

Путём сопоставления с литературными, эпиграфическими и другими источниками могут быть идентифицированы пять разновидностей римских штандартов: преторианский значок (60), орёл легиона (15+2), значок центурии (32), значок с изображением императора (1) и кавалерийский вексиллум (16). Среди даков легко идентифицируются драконосцы (21) и носители вексиллумов (10). Скульптор со знанием дела изобразил детали военного снаряжения солдат, палатки и лагерные укрепления, повозки, корабли и даже метательные машины, используемые обеими сторонами. Для многих поколений историков рельефы Колонны Траяна служили и продолжают служить ценным источником информации для изучения военного снаряжения эпохи.

Верхняя часть Колонны со смотровой площадкой у подножия статуи Траяна

Вместе с тем в работах современных исследователей подчёркивается, что здесь мы имеем дело с художественным произведением, в котором сами изображения, а также их детали зачастую определяются сложившимися канонами жанра. Это, в частности, касается единообразного военного снаряжения римских легионеров, всех как один облачённых в пластинчатый панцирь (lorica segmentata ) и снабжённых щитами прямоугольной формы (scutum ) . Хотя, как пишет Вегеций, отдельные римские легионы различались изображениями на щитах, создававшие рельефы Колонны художники изобразили на всех прямоугольных щитах лишь два варианта орнамента: или лавровый венок, или пучок молний с орлиными крыльями. Ни по форме щитов, ни по виду военного снаряжения невозможно проследить различие между солдатами преторианской гвардии и легионерами.

По контрасту с «римлянами» солдаты вспомогательных когорт все одеты в кольчуги и носят продолговатые щиты овальной формы. Гербовые изображения на щитах хотя и более разнообразны в сравнении со щитами легионов, но также весьма стереотипны и лишь варьируются внутри небольшого количества общих форм. В действительности снаряжение солдат отличалось гораздо бо́льшим разнообразием даже в пределах одних и тех же отрядов. Легионеры, изображённые на современном Колонне Трофее из Адамклисси, в большинстве своём носят кольчугу. Остатки пластин панциря обнаружены при раскопках в местах дислокации вспомогательных частей. Не представлены на рельефах Колонны и некоторые предметы снаряжения, которые, как нам известно, римляне носили в это время: наручи и поножи.


Римская армия на рельефах Колонны Траяна

Та же художественная интерпретация характерна для изображений фигур противников римлян. Подавляющее большинство даков показаны сражающимися без доспехов и с непокрытыми головами. Для защиты они используют продолговатые овальные щиты, изображения на которых идентичны орнаменту римских щитов. Основным оружием даков служит «коса» (falx ) - изогнутый клинок на длинной рукояти, за которую брались двумя руками. В этом виде дакийские «косы» вполне достоверно изображены на рельефах постамента Колонны. Однако на рельефах фриза даки вооружены неким комбинированным оружием с длинным изогнутым клинком, которое они держат одной рукой. По-видимому, этот образ был сознательно выбран художником, чтобы избежать показа большого числа воинов, сражающихся в нехарактерной для изобразительного канона манере. На рельефах упомянутого выше Трофея из Адамклисси, автор которого гораздо менее был скован условностями, даки держат «косу» двумя руками и сражаются без щита.

Наиболее известным примером условности изображений на рельефах Колонны являются девять верховых фигур, у которых как сами всадники, так и их лошади с ног до головы покрыты чешуёй. По-видимому, эти всадники изображают сарматских союзников Децебала. Сарматские катафрактарии носили полный чешуйчатый доспех и защищали чешуйчатой бронёй своих лошадей. Зная об этом из литературных источников или со слов консультантов, но не имея представления о покрое доспехов, художник изобразил их так, как подсказывала ему фантазия.


Тацит писал, что сарматы не только сами с головы до ног покрыты чешуйчатым доспехом, но также защищают им своих коней. Кажется, художник понял его слова слишком буквально

Современное экспонирование

Хотя Колонна считается одним из наиболее сохранившихся древних памятников, за девятнадцать столетий, прошедших с момента её постройки, ветер и непогода нанесли рельефам большие повреждения. Этот процесс значительно усилился в ХХ веке, когда к неблагоприятным факторам добавилась сложная экологическая ситуация современного мегаполиса. Ещё в 1861 году по приказу Наполеона III были сделаны 125 гипсовых отливок рельефного фриза Колонны, которые ныне находятся в Музее римской цивилизации в Риме. Правда, в настоящий момент музей закрыт на ремонт, и увидеть их там весьма проблематично.

Другая полная копия рельефов, сделанная в 1874 году, находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Третья копия экспонируется в Национальном музее румынской истории в Бухаресте (1943 год). Рельефный фриз, который древние римляне рассматривали снизу вверх, в современной музейной экспозиции расположен по горизонтали в отдельных сегментах. Копии отдельных частей фриза, изготовленных в разное время и для разных заказчиков, сегодня демонстрируются в различных музеях мира, в том числе Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Нужно ли говорить, что к настоящему времени эти копии выглядят заметно лучше постепенно разрушающегося оригинала.


Рельефный фриз Колонны Траяна в Музее римской цивилизации

Ещё с конца XV века многочисленные художники зарисовывали отдельные сцены рельефного фриза и тем самым распространяли изображения, имевшие огромное влияние на искусство. Первую каталогизацию в 1576 году осуществил Франческо Вильямена, опубликовавший набор из 130 гравюр с комментариями Альфонсо Чакона. В 1672 году Пьетро Санти Бартоли выпустил свой набор гравюр с комментарием Джованни Пьетро Беллори, остававшийся наиболее авторитетным изданием вплоть до конца XIX века. Между 1896 и 1900 годами Конрад Цихориус создал наиболее полное издание каталога фотографий рельефа, которое всё ещё сохраняет своё значение в современной науке, в том числе благодаря википедии. Другими подобными публикациями были каталоги фотографий Карла Леманна-Хартлбена 1926 года, а также Франка Леппера и Шепарда Фрера 1988 года. С появлением и распространением интернета роль важнейшего источника доступных изображений выполняет сайт проекта McMaster Trajan Project , который использует фотографии, взятые из каталога Цихориуса и архива материалов Германского археологического института в Риме.

Литература :

  1. Coulston, J.C. All the Emperor"s Men: Roman Soldiers and Barbarians on Trajan"s Column / J.C. Coulston. - Oxford, 2007.
  2. Lepper, F. Trajan"s Column. A New Edition of the Cichorius Plates. Introduction, Commentary and Notes / F. Lepper, Sh. Frere. - Gloucester: Alan Sutton Publishing, 1988.
  3. Cichorius, С. Die Reliefs der Traianssäule. Erster Tafelband: «Die Reliefs des Ersten Dakischen Krieges». Tafeln 1–57 / С. Cichorius. - Berlin: Verlag von Georg Reimer, 1896.
  4. Cichorius, С. Die Reliefs der Traianssäule. Zweiter Tafelband: «Die Reliefs des Zweiten Dakischen Krieges». Tafeln 58–113 / С. Cichorius. - Berlin: Verlag von Georg Reimer, 1900.
  5. Pogorzelski, R. Die Traianssäule in Rom. Dokumentation eines Krieges in Farbe / R. Pogorzelski. - Mainz, 2012.
  6. Coarelli, F. The Column of Trajan / F. Coarelli. - Roma, 2000.
  7. Рубцов, С.М. Легионы Рима на Нижнем Дунае: военная история римско-дакийских войн (конец I - начало II века нашей эры) / С.М. Рубцов. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.

Новая эпоха в римском искусстве открылась с приходом императора Ульпия Траяна, выходца из Испании. Свою карьеру Траян начал с простого легионера, он вел непрерывные войны: в Дакии - на территории современной Румынии, в северной Аравии, в Парфии. Колоссальная добыча, однако, не могла компенсировать обеднение

Италии, разорение ее земледельцев. При Траяне усилился сенат, с которым император стремился не вступать в конфликты, и вся ориентация культуры стала республиканской.

В 100 году нашей эры Плиний Младший писал в панегирике Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце». Однако здесь образ оказался точнее слова.

На мраморном портрете Траяна из Остии гениальная рука мастера в каждой черте оставляет печать громадного ума, воли, силы духа. Старый ветеран, каким нередко изображали Траяна, превращается в императора, властелина - и не спасает ни внешняя простота стиля, ни мнимое возвращение к наружной скромности республиканцев (характерна короткая прическа с челкой). Можно утверждать совсем другое: никогда прежде образ императора не поднимался на такую высоту. Но никогда и Рим не был так могуч, как при Траяне. При нем он приобрел самые обширные границы в своей истории. Впоследствии их могли только удерживать и сохранять, но не расширять.

Траян много строил. Возможно, при нем были сооружены два прекрасных моста в Испании - акведук в Сеговии и мост в Алькантаре. Эти мосты, очень пропорциональные, основанные на точном инженерном расчете, несмотря на свою суровость, овеяны поэзией, тонким чувством природы. У моста в Алькантаре был найден храмик и обломок надписи архитектора: «Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим».

Но в самом Риме лучшим памятником эпохи Траяна остался его Форум - последний императорский форум. Сооружался он по проекту выдающегося архитектора, судя по имени, сирийца - Аполлодора Дамасского.

Форум Траяна разительно отличается от старого римского. Официально-строгий, симметричный, парадный, он прославлял военные подвиги императора. На Форум входили через триумфальную арку, что сразу настраивало на торжественный лад, и попадали на окруженный колоннадой квадратный двор. В центре его стояла позолоченная конная статуя императора. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой: весь двор был выложен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора. Сзади площадь замыкалась не простым портиком, а боковой стеной базилики Ульпия. На Форуме не было храма в честь высших богов. Почитался, как бог, сам Траян. Статуи пленных даков, в виде атлантов, среди бронзовых щитов, оружия и прочих трофеев, напоминали о неземном величии правителя Рима.

Напоминала об этом и посвященная ему колонна, сооруженная в 113 году. Ее верхушка с позолоченным орлом, позднее замененная шестиметровой статуей Траяна, и цветными рельефами виднелась над золоченой кровлей базилики между зданиями двух библиотек - латинской и греческой. Колонна, древний образ «мировой оси», обособляется от стен и выходит на форум. Римский правитель и есть та ось, на которой держится мир, - могучая, пестрая, разноязыкая империя.

Подобно арке Тита, колонна Траяна была и гробницей - в ее Цоколе стояла золотая урна с его прахом, и его надгробием, и летописью его эпохи. На высоту 38 метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию.

На колонне Траян фигурирует 90 раз, и везде он - в гуще народа. Колонна - это подробный и точный рассказ о военных подвигах императора. На спирально развернутом вокруг ствола большой триумфальной колонны фризе, как на гигантской ленте, последовательно представлены эпизоды двух военных кампаний по завоеванию Дакии. На длинном, двухсотметровом, полотне ленты помещено свыше двух с половиной тысяч фигур. Непрерывность рассказа о событиях первой и второй войны в Дакии нарушается одной-единственной паузой - фигурой крылатой Победы со щитом, на котором она пишет имя победителя. Это повторение темы Победы из Брешии, выполненной незадолго до этого. Если греческая Ника представляла собой крылатого гения, вестника благорасположения богов, то римская Победа изображалась в виде задумчивой, пишущей женщины. Это сама История, отмечающая факты и сохраняющая память о них для потомков.

Скульптор изображает события войны, не подразделяя их на эпизоды, не заостряя внимания на кульминационных моментах. Быть может, у него нет определенного плана, и он изображает происшедшее так, как оно приходит ему на ум. На высоком цилиндрическом стволе колонны, символизирующей прочность и величие империи, разворачивается оживленное, но не резкое движение света и тени. События лишь слегка волнуют неподвижную гладь невозмутимой поверхности истории. Слишком пристальное внимание к отдельным фигурам, возможно, замедлило бы ход повествования. В намерения художника, по-видимому, как раз и входило не отвлекать внимание зрителя на детали, чтобы сделать сразу понятным реальный смысл этого военного дневника, через который красной нитью проходит не столько тема военной славы, сколько бесконечная смена дней с их мучениями и надеждой.

Обобщенная пластика отвечает требованиям скорей психологического, чем визуального восприятия: ведь для обозрения колонны требуется немало времени. Волнообразное движение краев ленты рельефа следует ходу соподчиненных друг другу эпизодов. Это одновременно и земля для изображенных сверху, и небеса для изображенных снизу событий. Скульптор неослабно следит за их непрерывным движением, определяющим пространственные и световые константы. Повествование в свою очередь развивается волнообразно. Оно то убыстряется, то замедляется, но никогда не останавливается. Несмотря на свой триумфальный характер, оно не щадит никого. Победы и неудачи, жестокость варваров и насилие римлян находят в нем одинаковое отражение. Художник ставит своей целью не изображение того, что он видел или видит, а того, что он знает или о чем слышал.

Пространство у него никогда не выступает в виде пейзажа, запечатленного во всем разнообразии и пестроте. Это просто место, где происходят те или иные события. Зрителю важно знать, что перед легионами разлилась река, которую надо перейти вброд, что дальше высится крепость, которую предстоит взять, или растет лес, который надо срубить, чтобы сделать частокол для лагеря. Но скульптор изображает не течение реки или ее берега, а волну, захлестывающую легионеров, не крепость, а часть стены, с которой осажденные взирают на нападающих. Обычные пропорции здесь уже ни к чему. Для правдоподобия штурм крепости следовало бы изобразить с высокой стеной, с копошащимися у ее подножия и выглядывающими сверху фигурками. Скульптор же пренебрегает подлинными пропорциями и изображает стену в виде чуть более высокой, чем сами фигуры, ограды. Сражающиеся выглядят гигантами на фоне ее, потому что роль их в повествовании гораздо важнее.

Свет также поставлен в зависимость от повествования: словно луч фонаря скользит по поверхности фигур, выхватывая или сглаживая те или иные подробности. В любой скульптуре (особенно если она должна находиться под открытым небом) степень освещенности зависит от погодных условий, наклона и отражающей способности поверхности. Обрабатывая тем или иным способом поверхность (придавая ей гладкость, шероховатость, неровность и т. д.), скульптор обуславливает ее способность принимать, поглощать, направлять, отражать или рассеивать свет, то есть проделывает работу, аналогичную той, которую выполняет художник с помощью красок. Элемент колоризма, хотя и не выраженный в красочном разнообразии, включается таким образом в пластическую структуру формы. Подобное, в том числе и колористическое, выявление образа становится тем более необходимым, что художник не представляет визуальную действительность, а передает в зрительных образах услышанный им рассказ. При этом он использует весь богатый опыт работы с натуры эллинистического искусства, не потому что он помогает ему видеть, а потому, что помогает сделать наглядными изображаемые факты, повысить их доходчивость.

Кем же был и откуда происходил этот первый выдающийся мастер древнеримской скульптуры? Это был явно не римлянин, и происходил он не из Греции и не из Малой Азии, откуда приезжали многие мастера, работавшие в Риме. Р. Бьянки Бандинелли, воссоздавший образ этого мастера, дал глубокий анализ атмосферы, пронизывающей созданную им художественную историю эпохи Траяна. «Новой и высоко поэтической особенностью этого повествования явилось человеческое, почти простонародное, так сказать, сострадание к побежденным, понимание постигшего их несчастья, ибо им больше всего симпатизирует сам художник - достигший наибольшего совершенства и новизны именно в сценах несения и оплакивания убитых или раненых предводителей варваров, а также бегства населения, изгоняемого из родных и насиженных мест».

«Во времена Траяна, - подчеркивает все тот же Бьянки Бандинелли, - великий художник, унаследовавший лучшие традиции эллинистического искусства, впитывает и переплавляет в горниле своих художественных поисков некоторые особенности древнеримского провинциального искусства и создает новый художественный язык, который отождествляется нами с наиболее типичными проявлениями искусства того времени и который, должно быть, представлял, с одной стороны, завершение более чем вековых мучительных исканий, а с другой - начало нового периода. Этот период, отличающийся от предшествующего, получил в истории Древнего Рима название позднеантичного. Этим названием обычно обозначают искусство, начинающееся с конца II века нашей эры и просуществовавшее до эпохи императора Константина и даже более позднего времени. Памятником, открывающим этот поздний период, является колонна Антонина. Но колонна Антонина ведет свое происхождение непосредственно от колонны Траяна, и та по праву может считаться памятником, возвещающим начало позднеантичного периода в истории Древнего Рима».

В сущности, демократизм и республиканские идеалы времени Траяна тоже были видимостью, оболочкой. Траян опирался не на народ как таковой, а в основном на армию. И его Форум, и колонна ясно говорят, что в лице Траяна правитель Рима резко возвысил себя над остальными, создал вокруг себя ореол непобедимой, божественной силы. Но его сила была не мания величия вроде Нероновой, а сила дальновидного и мудрого полководца.

Рим – столица современной Италии и могущественной древней империи. Многовековая история оставила на этих землях множество памятников, которые привлекают сюда миллионы туристов. Одной из красивейших и величественных достопримечательностей является Колонна Траяна в Риме, расположенная на одноименной площади. Она служила не только украшением, но и летописью важнейших военных событий Римской Империи.

История строительства

Колонну Траяна построили в честь римского императора. Траян сделал головокружительную карьеру от простого легионера до правителя могущественного государства. Благодаря талантливому полководцу и реформатору территория Римской Империи существенно увеличилась, а государство значительно укрепило свое влияние.

Кроме активной внешней политики и строительства крепостей, император возводил акведуки, мосты и другие гражданские сооружения. В честь мудрого правителя в Риме построили последний императорский форум. В отличие от предыдущих, он представлял собой экспозицию оружия и побед Траяна. Попасть на площадь можно было через Триумфальную арку, а в самом центре находилась огромная колонна имени великого императора. Проект форума и колонны создан архитектором Аполлодором Дамасским. Закончили возводить монумент к 113 году нашей эры.















Спустя несколько лет, в 117 г., Траян скончался. Урну с его пеплом установили в прямоугольном основании памятника, превратив её в усыпальницу.

Архитектурные особенности

Общая высота Колонны Траяна составляет 38 м, а диаметр достигает 4 м. Предполагаемая масса обелиска равна 40 т. Всю колонну можно разделить на три составных компонента:

  • пьедестал;
  • колонну;
  • капитель.

Внутри прямоугольного основания обелиска вырублен небольшой зал. В нем, кроме останков самого Траяна, хранился прах его верной спутницы (Помпеи Плотины). Надписи на стенках пьедестала сохранились с древних времен и привлекают историков стилем письма. Попасть в зал и к винтовой лестнице можно через бронзовую дверь, которая занимает одну из четырех стен пьедестала.

Основным строительным материалом является каррарский мрамор – весьма ценная и редкая порода. Колонна не является монолитным сооружением. Она состоит из 20 строительных блоков, внутри которых имеется пустота. Внутренняя часть представляет собой винтовую лестницу со 185 ступенями. По этой лестнице можно подняться на смотровую площадку капители. Одновременно наверху может находиться до 15 посетителей. По всей высоте сооружения прорублены миниатюрные окошки, похожие на бойницы. Их насчитывается около 40 штук.

В качестве декора основная часть колонны покрыта лепниной, которая напоминает ленту. Длина этой импровизированной ленты составляет 190 м. На каждом из 23 витков изображены батальные сцены из сражений, которыми руководил Траян.

Колонна расположена в небольшом дворике форума и находится по соседству с латинской и греческой библиотеками, а также древней базиликой. Создается впечатление, что строили её для созерцания вблизи, так как с соседних улиц видна только верхушка монумента.

Барельефы Колонны Траяна

Основным украшением колонны являются искусные рельефы. В них до мельчайших подробностей проработана каждая деталь. Кроме художественной ценности они представляют интерес для историков, потому что живо иллюстрируют бои римских солдат с даками, малоизученным народом.

Вся лента разделена на две части, между которыми расположено изображение Ники (богини победы). Каждая из частей посвящена отдельному военному походу императора (101-102 гг. и 105-106 гг.). Вокруг щита с именем победителя расположены трофеи, которые он получил. Уникальность этого сооружения заключается в том, что оно, подобно летописи, подробно описывает важные события в истории Римской Империи. Почти полное отсутствие текста только упрощает восприятие информации для тех, кому неизвестен язык или непонятны древние буквы.

По всем поверхностям нанесены контуры более 2 500 человек. Персонажи не только воюют, но и сооружают переправы, заботятся о раненых, переносят вещи. Каждый человек изображен очень реалистично. Можно разобрать мимику и детали обмундирования. Ленту можно использовать в качестве достоверного источника информации об оружии и средствах передвижения римлян.

Силуэт императора встречает 59 раз. Чтобы выделить его из общей массы, фигура правителя расположена выше остальных. Кроме реалистичных солдат, использованы аллегорические образы. Так, ночь изображена в виде девушки с вуалью, а Дунай представлен немощным стариком.

Хронологически действия развиваются по ленте снизу-вверх. Некоторые картины не следует воспринимать дословно. Одно дерево может означать целую рощу, а один солдат – большую армию.

Пробы с поверхности памятника показали, что несколько веков назад все рельефы были расписаны яркими красками. Некоторые утверждают, что миниатюрное оружие солдат имело бронзовое покрытие. Увы, но солнце и время не пощадили красочные барельефы и сегодня перед взорами туристов предстает однотонная скульптура с ажурной лепниной.

Статую на вершине Колонны Траяна несколько раз заменяли. Еще при жизни императора на ней восседал орел, который символизировал непобедимость. После смерти правителя на вершину колонны поместили его скульптуру. С конца XVI века с высоты птичьего полета на форум смотрел уже Апостол Петр. Других модификаций во внешнем облике монумента не произошло.

Пока Траян правил Римом, в границах города не был похоронен ни один человек, независимо от его состояния и титула. Останки самого императора поместили в основании обелиска, превратив его в надгробный памятник. Это захоронение стало первым в пределах древнего города.

Внимательно изучить все рисунки и полюбоваться красотой барельефов с земли довольно трудно. Чтобы туристы могли по достоинству оценить красоту колонны, на крышах библиотек оборудовали смотровые площадки.

Колонна императора Траяна предстает нашим взорам почти в неизменном виде, чем могут похвастаться лишь немногие достопримечательности.

Колонна Траяна сегодня

Построенная в эпоху наибольшего расцвета Римской Империи, колонна Траяна безболезненно перенесла многочисленные упадки и войны. А вот последнее столетие оказалось довольно тяжелым для неё. Постоянное воздействие выхлопных газов отрицательно влияет на покрытие, а недавно ученые заметили небольшое отклонение от вертикальной оси.

Если сравнить фотографии и рисунки колонны, которые сделаны за последние 50-100 лет, можно увидеть, как появляются новые трещины и выбоины на её поверхности.

Посетить форум Траяна и полюбоваться на прекрасную колонну можно в любое удобное время. Плата за вход на площадь не взимается. К сожалению, доступ внутрь колонны (на винтовую лестницу и смотровую площадку) для туристов закрыт.

Как добраться

Колонна расположена в центре форума Траяна, недалеко от площади Венеции. Чтобы добраться на автомобиле или такси, следует прибыть по адресу Via dei Fori Imperiali. Можно доехать на метро до станции Колизей и прогуляться к монументу. Медленная пешая прогулка от остановки до достопримечательности займет менее получаса.

Одна из самых грандиозных площадей в Риме - форум Траяна. Именно сюда была перенесена вся политическая структура древнего Рима из Римского форума. Новый форум отличала продуманная композиция, роскошь, детали, обилие украшений, статуй. А главным украшением стала колонна Траяна.

Колонна Траяна в Риме: история и описание

Форум был построен в честь победы императора Траяна над даками. Архитектором этого сооружения стал Аполлодор из Дамаска. Площадь, имеющая размеры 116 на 95 метров была замощена цветным мрамором. Вход на нее шел через триумфальную арку, изображенную на ряде римских монет. С трех сторон были расположены портики, со статуями известных римских деятелей. С четвертой стороны находилась базилика - здание, предназначенное для политических мероприятий. За базиликой находились две библиотеки - греческая и латинская, между которыми как раз и была установлена знаменитая колонна Траяна.

План форума

Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 30 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.

Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VI веке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Существует предание, что хотя Траян и был язычником, его характер и дела полностью соответствовали христианской вере. Римский папа Григорий Велина однажды задумался, что такой благочестивый человек как Траян, не познав истинной веры, сейчас пребывает в чистилище. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Голос ему ответил, что услышал молитвы. Но в качестве платы за изменение установленного порядка папе были предложены два варианта - либо ему будет суждено отбыть два дня в чистилище, либо он до конца своих дней будет жить с вечными болями и страданиями. Папа Римский Григорий выбрал второй вариант, но в память об этих событиях как раз и была установлена статуя св. апостола Петра, у которого находятся ключи от рая.

Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.

Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.

В настоящий момент колонна Траяна продолжает украшать площадь и радовать глаз туристов.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...