Конспект занятия "Водоёмы родного края". Конспект НОД «Путешествие по водоемам родного края

Юдина Людмила Николаевна, МБОУ «Гимназия №2» г.Белгород

Тема: Водоемы родного края

Цель: создание условий для знакомства детей с водоемами Белгородского края.

Задачи : (предметные) содействовать формированию представлений учащихся о водоемах нашего края, о значении водоёмов и их охраной.

(метапредметные) способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

б) познавательных-учить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

в) коммуникативных – учить строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

Личностные УУД: формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.

Оборудование: карточки с названиями водоёмов, карта Белгородской области, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, справочная литература о Белгородской области

Ход занятия

1.Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека.

2.Целеполагание.

Каждой группе раздаются карточки с загадками.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

Отгадайте загадки и скажите, о чем пойдет речь на занятии? Чему мы должны научиться? Что нового узнать?

Игра. (Работа с карточками)

На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

(Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

1 раздел: «Виды водоёмов»

Задания для групп:

1 группа: Эта группа работает с картой Белгородской области и составляет список естественных и искусственных водоёмов.

2 группа: На схеме реки подписать её части. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова найти объяснения слов: исток, устье.

3 группа: Пользуясь планом описания реки, составить рассказ-описание одной из рек Белгородской области. Можно пользоваться справочной литературой

План описания реки:

1. Название.

2. К какому виду водоёмов относится (естественному или искусственному).

3. Где находится исток реки.

4. Какое течение: быстрое или медленное.

5. Притоки.

6. Куда впадает река.

4 группа: Собрать «рассыпавшееся» стихотворение о воде.

Ручеек и речка

Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.

С каждым днем он среди скал
Путь длинее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.

Говорит: «Привет, родня!
Не прогонишь ты меня?»
Речка очень удивилась:
«Мы-родня? Скажи, на милость,

Почему ты так решил?
Может, просто поспешил?
Мы с тобой совсем чужие,
Очень разные стихии».

Но сказал ей ручеек:
«Неужели невдомек,
Мы же оба из воды.
Наши водные следы

Уж давно переплелись.
Наконец-то мы нашлись!»

4.Физминутка «Речка»

К речке быстрой мы спустились,(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.(Наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой(Прыжки на месте)

И отправились домой.(Ходьба на месте)

5. Продолжение работы в группах

2 раздел: «Значение водоёмов и их охрана».

Задания для групп:

1 группа: Рассмотреть картинки. Дать название каждой картинке, на которой изображена роль водоёма в природе и жизни людей:

Водоемы- источник и хранилище пресной воды

Водоемы- дом для животных и растений,

Водоемы – место отдыха человека

Водоемы- украшение нашего края

2 группа: Составить памятку поведения на водоемах

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

4. Никогда не ныряй в незнакомом месте!

5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки.

3 группа: Нарисовать экологические знаки, которые можно установить на берегу реки.

4 группа: Записать экологические проблемы водоёмов Белгородского края

6.Итог занятия

– Какие водоемы есть в нашем крае? (Пруды, реки, родники . и т. д.)

– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)

– Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )

7.Рефлексия.

Что понравилось, с какими трудностями встретились?

Что узнали на занятии нового?

Литература и интернет-ресурсы:

1) В. Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», Москва, «Аквариум», 2006г

2) http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875

3) http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/10

Цель: Создать условия для ознакомления с различными видами водоемов родного края.

Обучающие:

  • повторить части реки;
  • учить различать водоёмы;
  • познакомить с разнообразием водоёмов родного края;

Развивающие:

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
  • воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.

Оборудование: карточки с отгадками, нити голубого и синего цвета, презентация «Водоемы родного края», рисунки капельки воды, листы бумаги, цветные карандаши.

Универсальные учебные действия:

Личностные: понимать важность соблюдения правил поведения в природе, обретение чувства любви к природе, родному краю.

Регулятивные: проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные:

  • Общеучебные
: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи, осуществлять поиск информации, собственных наблюдениях объектов природы.
  • Логические
  • : перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты, определять причины событий.

    Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

    2. Активизация мыслительной деятельности.

    Сегодня край наш будем изучать.
    Выводы делать и рассуждать.
    А чтобы урок пошел каждому впрок,
    Снова в работу включайся, дружок!
    Новое всем предстоит узнавать.
    Друзьям об этом потом рассказать.

    А начинаем мы с разминки.

    – Кругом вода, а с питьем беда? (Море .)

    – Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не уйдешь. (Болото. )

    – Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит. (Река .)

    Стоит корыто
    Полно воды налито. (Озеро или пруд .)

    Летом в зной угостит водой ледяной. (Родник .)

    – Какое общее название можно дать нашим отгадкам. (Это водоемы .)

    – Что такое водоем? (Большое углубление, заполненное водой .)

    – Какой водоем будет лишним в данной группе:

    Река, болото, море, пруд, озеро, родник. (Море – соленая вода .)

    – Кто думает иначе? (Пруд – это искусственный водоем .)

    – Какое значение в природе имеют водоемы? (Водоемы дают воду для питья и полива, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарство, место отдыха. Все живые существа нуждаются в воде. )

    – Молодцы! И мы продолжаем путешествие.

    3. Постановка цели.

    – Ребята, знаете ли вы, какие водоемы есть в нашем селе Семьяны? (В селе есть пруды, речка .)

    – Какую учебную задачу мы поставим сегодня перед собой на уроке? (Нам нужно узнать какие еще водоемы есть в Семьянах, как они называются. )

    (Приложение 1 , Слайд 1 )

    4. Новый материал.

    1) родник.

    – Ребята, а где можно взять самую чистую и холодную воду? (Самую чистую и холодную воду мы можем взять в роднике). Слайд 2

    – Родник нам даст чистую воду, а вода это источник жизни на Земле. Поэтому родники еще называют – …… (Родники также называют источниками .)

    – У нас в Семьянах есть источник, который называют Святым. Как вы думаете почему? Слайд 3. (Он находится рядом с церковью .)

    – Вода в нем не только чистая, но и святая т.к. считается, что протекает под церковью.

    – Роднику мало места. Слайд 4 .И он превращается в ручеек. Чем больше ручьев соединяется вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется….. (исток ).

    Игра «Ниточки».

    Дети берут ниточки, это ручейки. Когда они соединяются вместе, образуется река. Место соединения – исток.

    Какая река протекает в нашем селе? Слайд 5 (В селе Семьяны протекает небольшая речка – Семьянка .)

    – Почему ее так назвали?

    (Обучающиеся высказывают свои предположения: так называется наше село. Жило 7 семей, село стоит на семи ямах и т.д.)

    – Слово «Семьяна» состоит из двух самостоятельных компонентов, что в переводе с древнемарийского языка: «яна» – река, «Сем» – черный. Поселение на реке стали называть – Семьяны, а сама речка уже по нему – Семьянка.

    Сама речка небольшая. Длина около 20 километров, имеет один левый приток Малая Семьянка (Евлашка).

    Раньше (лет 30 назад) в Семьянке водилось много рыбы, женщины ходили на реку полоскать белье. А по берегам было много колодцев. С каждым годом речка мелет и становится похожа на небольшой ручей.

    В какой водоем впадает Семьянка? (река Сура). Слайд 6.

    А река Сура уже впадает в реку…. Слайд 7

    – Как называется место впадения реки в другой водоем?

    (Место впадения называется устье.)

    3). Физкультминутка.

    «Речка волнуется…»

    Речка волнуется раз,
    Речка волнуется два,
    Речка волнуется три,
    Речная фигура
    На месте замри.

    – Человек всегда селился около воды. Почему? (Вода – источник жизни, нужна для хозяйства, питья, дает еду. )

    – И если воды недостаточно он научился создавать водоемы. Водоемы, которые создал человек, мы называем… (искусственные ).

    – Какие искусственные водоемы есть в нашем селе? (Пруды ). Слайд 8

    – Какие пруды нашего села знаете вы?

    Игра «Угадай-ка»

    – Я буду показывать пруд, а вы должны назвать его. Слайд 9-12

    Историческая справка.

    Аршинов пруд – получил название по прозвищу мужчины, который жил рядом с прудом. Аршин – мера длины равная 71см.

    Большинство прудов имеют название по месту расположения: Чечулинский, Школьные, Лопатинский, Рябинки, Мелешный, Первые и Вторые елочки, Гузнинский.

    Сколько прудов можно встретить в окрестностях нашего села? (16)

    5) Тревога.

    – Мы любим отдыхать на прудах, но… Слайд 13

    – Назовите причины загрязнения водоемов. (Бытовое загрязнение: мусор после отдыха людей, мытье машин вблизи водоемов. )

    – В старину пруды чистили. Для этого разрывали плотины, выпускали воду, очищали дно от грязи и ила, освобождали родники. Затем плотину засыпали землей, и свежая родниковая вода быстро заполняла углубление.

    Во многих прудах родники засорились, пруды зарастают водорослями и травой, становятся болотами. Слайд 14

    – Что мы называем болотами? (Болото – переувлажненный участок суши .)

    5. Закрепление.

    Класс делится на две группы.

    Общее задание для групп:

    нарисовать схему реки, пруда. Назвать сходство и отличия этих водоемов.

    1-я группа. Раскройте значение местных водоемов для человека и животных. (рисунок)

    2-я группа. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).

    6. Итог урока.

    – Какие водоемы есть в нашем селе? (Пруды, болота, река, родники .)

    – На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)

    – Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )

    Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!

    7. Домашнее задание.

    Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Водоемы родного края».

    8. Рефлексия.

    Ученики получают нарисованную капельку воды.
    Если было интересно – капелька улыбается.
    Не было интересно, скучно – капелька грустит.

    Конспект открытого урока

    по курсу «Я и мой мир» ,

    проведённого в рамках районного семинара

    по правоведению для директоров школ Ломоносовского района

    тема: «Водоёмы родного края»

    3 класс

    Цели и задачи урока:

    1. Познакомить учащихся с разнообразием водоёмов нашего города.

    2. Дать начальное представление о географической карте города и его окрестностей как чертеже больших пространств.

    3. Развитие у детей пространственных представлений, наблюдательности.

    4. Познакомить детей с мерами охраны и разумного использования воды.

    5. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину.

    Оборудование урока:

    1. Плаксин А. А. «Материалы для бесед по краеведению с детьми», Ломоносов, 1995 г.

    2. Физическая карта России.

    3. Фотографии водоёмов города и окрестностей.

    4. Карточки из белого картона для индивидуальной работы.

    5. Иллюстрации с изображением обитателей водоёмов.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть: ручка, карандаш, цветные карандаши, лист белого картона, книга А. А. Плаксина «Материалы для бесед по краеведению с детьми».

    2. Повторение изученного материала.

    Кроссворд на доске:

    1 о

    2 и

    3 в

    4 т

    1) Пусты поля,

    Мокнет земля,

    Дождь поливает.

    Когда это бывает?

    2) Не колючий, светло-синий,

    По кустам развешан…

    3) Неизвестно, где живёт…

    Налетит – деревья гнёт.

    Засвистит по речке дрожь.

    Озорник, а не уймёшь.

    4) Нахмурится, насупиться,

    В слёзы ударится –

    Ничего не останется.

    Иней, ветер, туча – дайте общее название. (Явления природы).

    Наблюдали ли вы эти явления природы в городе Ломоносове? Расскажите, где и когда.

    Какие изменения происходят в нашей местности осенью по сравнению с летом?

    Какое слово спряталось в нашем кроссворде? (Нева).

    Что это такое?

    Где протекает эта река? (в Санкт – Петербурге)

    А в Ломоносове есть реки?

    Какая река протекает в нашем городе? (Кароста, ранее она называлась Раста).

    3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

    Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с нашей рекой, узнаем о ней и её друзьях много нового. Как вы думаете, кто друзья Каросты? (Ответы и предположения детей).

    Верно, это озёра, пруды, ручьи, болота, залив. Попробуйте объединить всё названное общим понятием. (Предположения детей).

    Прочитайте на доске тему сегодняшнего урока:

    В о д о ё м ы

    4.Работа над новым материалом.

    На доске: карта России.

    Посмотрите на карту. Это карта нашей Родины – России.

    Как найти на карте водоёмы? (Они показаны синим цветом).

    А как найти сушу? (Жёлтый, зелёный, коричневый цвет).

    Положите перед собой лист белого картона. На нём уже кое-что обозначено, чтобы вам легче было работать. Мы будем путешествовать по карте вместе.

    Найдите у себя на листе большую синюю точку. Это начало нашей реки –

    ИСТОК. Напиши это слово над точкой.

    Где же исток Каросты? Угадай.

    «Все обходят это место:

    Здесь земля как будто тесто,

    Здесь осоки, кочки, мхи…

    Нет опоры для ноги». (Болото)

    В болоте, как в копилке, всегда есть запас воды, а это очень важно, ведь многие ручейки и реки берут своё начало в болотах. Наша Кароста берёт своё начало в Сюрьевском болоте. Там её исток.

    «К маме-речке бегу

    И молчать не могу.

    Я сын её родной,

    А родился весной». (Ручей)

    (Стихотворение К.Рязанова «Ручей» из материалов для бесед по краеведению А.А. Плаксина читает ученик).

    « Под елью пушистой, высокой, зелёной,

    Лесной ручеёк протекает студёный.

    То звонко журчит он, как будто с травою,

    Ведёт разговор свой, то смолкнет порою.

    В лесу разливается тихая трель.

    В ручье отражается стройная ель.

    Он путника в полдень прохладой встречает

    И влагою жажду его утоляет.

    Вода ключевая прозрачна до дна,

    Она даже летом всегда холодна».

    Куда же привёл нас ручей? Это мы после физкультминутки и узнаем.

    Физкультминутка.

    «Рыбки весело плескались

    В чистой, свеженькой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке».

    Итак, куда же привёл нас ручей? (К пруду).

    (Стихотворение В. Морозова «Пруд» читает ученик).

    «Вот пруд. Красивее на свете

    Никто из нас, пожалуй, не встречал.

    И на него глядим мы, словно дети,

    Попавшие впервые на причал.

    В него глядятся сосны, ветки ив,

    В нём – облака и солнце. И этот пруд,

    Пожалуй, потому-то и красив,

    Что всё вот это отражено тут».

    Место, где ручей или река впадает в пруд, озеро или море называется УСТЬЕ.

    Подпиши, раскрась. Пруд тоже раскрась. Каким цветом?

    Как называется этот пруд? (Красный).

    Подпиши название с большой буквы.

    Более верное название пруда – Верхний, т.к. есть ещё и Нижний. Пруд был сооружён людьми одновременно со строительством дворцов и парков в 18 веке. На прудах катались на лодках, а вода летом расходовалась в парках для фонтанов и водопадов.

    Кто водится в пруду? Угадай. Рассмотри иллюстрации.

    1) Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой. (Рыбы)

    2) Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает. (Щука)

    3) На муху, по верху, со дна ли

    Меня поймаешь ты едва ли. (Налим)

    Кто водится по берегам пруда и в камышах?

    «Вдоль по речке, по водице

    Плывёт лодок вереница.

    Впереди корабль плывёт

    За собою всех ведёт.

    Вёсел нет у малых лодок,

    А кораблик больно ходок.

    Вправо, влево, взад, вперёд

    Всю ватагу поведёт». (Утка с утятами)

    Кроме Красного пруда в наших парках много водоёмов. Какие вы видели?

    Пруд «П», пруд Китайского дворца, Фигурные пруды, пруды у городских домов. Зачем они? (Для тушения пожаров – пожарные пруды).

    Физкультминутка.

    Исток

    -_- _

    Красный

    Пруд Нижний

    Кароста пруд Кароста

    Устье

    Финский

    Залив

    Итак, пруд плавно переходит в речку Каросту. О чём они разговаривают? Давайте послушаем инсценировку рассказа А.А. Плаксина «Разговор реки и пруда». Участвуют два ученика.

    «Однажды река, вытекая из пруда, прежде чем спрыгнуть на ступеньки водопада, оглянулась на него и говорит:

    Река: Чем мы с тобой похожи, Пруд? А вот чем, я сама не разберусь.

    Пруд: Вот чудачка, чего уж тут не понять! Вода у нас одинаковая, только называют нас по-разному.

    Река : Ну, нет! Не только это. И у тебя, и у меня есть дно, усеянное камнями, и берега, заросшие деревьями и кустами, в которых гнездятся птицы.

    Пруд : Зато ты многим от меня отличаешься. Ты длинная, но узкая, а я широкий, солидный. У тебя два берега – правый и левый, а у меня кругом одни берега.

    Река : Теперь я поняла, что мы с тобой мало похожи друг на друга. Ты домосед, всё время на одном месте, а я свободная, бегу по свету, любуюсь берегами, всё вижу, всё знаю!

    Пруд : Ты никак не можешь напиться, уже сотни лет я отдаю тебе воду, а тебе всё мало! Ты бежишь, шумишь, бурлишь, а я всегда спокоен. Видишь, как я на тебя не похож.

    Река : Ты прав, пруд! Мы разные! Прощай, пруд, я тороплюсь к морю!

    В чём сходство реки и пруда?

    Чем отличается река от пруда?

    Почему река всегда в движении?

    Чем отличаются берега этих двух водоёмов?

    Раскрась речку, подпиши название.

    Большая ли наша река?

    Можем ли мы по ней плыть?

    Какое у неё дно?

    По пути в Каросту впадает много ручейков. Это её притоки. Они пополняют воды реки. Вода красновато-бурого цвета, т.к. она несёт из болота частички перегнивших слежавшихся растений – ТОРФ.

    Есть ли на реке водопады? (Да.)

    Где они находятся?

    Они естественные или их создал человек? (Были естественные, но человек «одел» их в камень).

    Есть ли на Каросте мосты? (Да.)

    Сколько их, как вы думаете? (Предположения детей).

    Через Каросту перекинуто 11 мостов! Из них 5 на территории парка, 2 на Иликовском шоссе, 4 на территории города. В городе – в бетонном желобе – от наводнений.

    Покажи на карте место, где Кароста впадает в более крупный водоём. Как оно называется? (Устье).

    Куда же впадает Кароста?

    Раскрась и надпиши: Финский залив.

    Исток

    Устье

    Красный

    Пруд Кароста Нижний

    Пруд Кароста

    Устье

    Финский

    Залив

    Город Ломоносов расположен вдоль южного берега Финского залива. А какой он: большой или маленький, глубокий или мелкий?

    Финский залив – это часть Балтийского моря, которое в свою очередь является частью Атлантического океана. В районе г. Ломоносова глубины 2-4 метра, т. Е. относительно неглубоко. Вода солёная, но не такая, как в море, т.к. в залив впадает много пресноводных рек. По заливу перевозят грузы на судах. Пассажиров – паромы. Построена дамба для защиты от наводнений.

    Фото: Гавань - ранее и теперь.

    А где люди берут воду для приготовления пищи? (Раньше – из колодцев или у водовоза. А сейчас?)

    В водопровод вода поступает из Варварицких ключей и Невского водопровода, т.к. тот был старый, а население увеличилось. Экономно расходуйте воду!

    Как вы можете помочь в охране водоёмов? (Предположения детей).

    4. Подведение итогов, обобщение.

    Какая река протекает через город Ломоносов и его парки?

    Где она начинается?

    Для каких целей люди сооружают пруды?

    Для чего в парках? В городе?

    Чем похожи река и пруд?

    Чем отличаются?

    Какие пруды нашего города вы знаете?

    Откуда берётся вода в кранах ваших домов?

    Как нужно охранять водоёмы?

    Карта водоёмов города Ломоносова остаётся у вас на память об уроке.

    5. Домашнее задание.

    Нарисуй один из водоёмов нашего города и подготовь о нём рассказ.


    Галина Славовна Локк
    ОД «Водоемы родного края» (старшая группа)

    ОД «Водоемы родного края »

    старшая группа

    Воспитатели : Лисицкая Р. В., Локк Г. С.

    Программное содержание :

    Образовательные : закреплять и уточнить знания детей о природе родного края . Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники , реки, пруды, дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

    Развивающие : развивать представления о жизни наших предков, о связи времен о наследии. Развивать память, речь, сообразительность, внимание, мышление. Интерес к экспериментальной деятельности.

    Воспитательные : Воспитывать экологическую культуру. Любовь к красоте родной природы , бережное отношение детей к природным ресурсам , взаимоуважение.

    Оборудование : макет реки «Оскол» , глобус, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

    Оборудование для экспериментирования : подносы для экспериментирования на каждого ребенка, губки, стаканы одноразовые, сеточки для фильтрования, ватные диски. Гуашь черная, трава сухая, стакан песка, бассейн детский, изготовленные из цветной бумаги цветы (лилии, кувшинки) .

    На столе стоит глобус, детям предлагается внимательно его рассмотреть. Уточнить, глобус-модель нашей земли.

    Воспитатель : Как вы думаете, почему на глобусе так много голубого цвета (это вода) каким цветом на глобусе изображена суша (дети находят участки суши и показывают их)

    Чего больше на нашей планете – воды или суши? Назовите знакомые вам водоемы (моря, океаны, реки)

    (рассматривание слайдов с изображением различных водоемов : реки, моря, моря, океаны, водопады , пруды)

    Поднимем руки вверх, к солнцу, пусть оно наполнит вас любовью ко всему живому на Земле, к нашей прекрасной Родине. Поделимся друг с другом своим теплом (дети берутся за руки, образуя круг) .

    Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие, в те далекие времена, когда жили наши предки. Ребята, а как вы думаете – кто такие предки. (-)

    Молодцы, правильно – это наши прабабушки прадедушки.

    А как называлось место, где селились наши предки (п. Чернянка, Белгородской области) .

    А сейчас посмотрите на карту нашей области и скажите, какие водоемы есть у нас ? (реки, пруды)

    Звучит музыка, слышится пение птиц.

    А как вы думаете, где мы с вами оказались, знакомо вам это место (река Оскол)

    (подойти к макету)

    Наши предки поселились на берегу прекрасной реки Оскол. Название реки произошло от старинного слова «осколина» .

    На крутой возвышенности меловой горы открывается величественная панорама рек, полей, лесов.

    В честь реки названы города, которые находятся в нашей Белгородской области рядом с нашим поселком, они вам знакомы (г. Новый Оскол и г. Старый Оскол ) .

    В старину дубовые леса подступали реке Оскол. Река была насыщена плотинами, водяными мельницами. Полноводный Оскол перевозил грузы молол зерно.

    (слайды плотина, водяные мельницы)

    Летом и зимой наши предки организовывали игры и гулянья на реке, кулачные бои.

    В годы войны люди заселяли берега Оскола, спасая себя, ловили рыбу, раков.

    Сейчас река Оскол мелеет, зарастает болотной растительностью, становится грязной.

    (Слайд)

    Почему это происходит с рекой, что может загрязнять воду (отходы производства заводов и предприятий , мусор оставленный человеком)

    Какой река должна быть? (чистой, полноводной, с благоустроенными местами отдыха, водных экскурсий, комфортная среда для развития флоры и фауны)

    Молодцы!

    Какие обитатели живут в наших водоемах ? (птицы, рыбы)

    (беседа сопровождается с показом слайдов)

    Как вы думаете, в какой воде, легче живется птицам, рыбам, растениям? И почему(-)

    Вы бываете с родителями у водоемов ? А вам там нравиться находиться, что вы видите вокруг? (-)

    Да, я тоже, к сожалению, видела, как некоторые люди оставляют после себя мусор, а остатки этого мусора после дождя попадают в воду и загрязняют ее. Предлагаю вам пройти в лабораторию провести опыт и посмотреть, как это происходит :

    Опыт :

    На чистую губку из пипетки капнуть капельки чернил, а затем, изображая дождь, полить из лейки на губку воду. Затем над емкостью с чистой водой выжать губку (вода стала грязной) . Или в стакан (немного воды) поместить мелкие бумажки, сухую траву, немного песка и из лейки долить воды (дождь) .

    Вот так в природе, когда после дождя остатки мусора попадают в воду, она становится грязной и мутной.

    Динамическая пауза

    Речка очень широка (дети широко разводят руки в стороны)

    Речка очень глубока (приседают, коснувшись руками пола) .

    Рыбки там живут друзья (имитация рыбок)

    А вот воду пить нельзя (разводят руки в стороны, приподнимают плечи) .

    Как вы думаете, почему человеку нельзя пить воду из реки (в ней много микробов, ее нужно очищать с помощью водоочистительных станций ).

    Опыт по очистке воды.

    Подойдите, пожалуйста, к столу, что вы видите? Какие предметы нам пригодятся для фильтрации воды.

    (Ответы детей)

    Сначала мы будем фильтровать грязную воду через сетку. Наливаем воду тонкой струей из стакана через сетку – фильтр в другой стакан (дети выполняют вместе с воспитателем) .

    Ребята, посмотрите на фильтр, какой он стал? (На нем мусор, соринки)

    А вода стала чистой? (Нет)

    Попробуем фильтровать воду другим способом, через ватные диски. Так же переливаем воду из стакана в стакан через ватный диск и фильтруем. Какая стала вода? Почему? (Вода стала чище, ватные диски плотные) .

    В результате мы с вами очистили воду от мусора. Если вода в водоемах чистая там обитают рыбы и растения.

    Предлагаю вам сделать наши водоемы чистыми и красивыми – продолжать изготовлять знаки, которые буду помогать людям вести себя правильно в природе (Дети выставляют знаки возле макета) .

    Мы любим лес в любое время года

    Мы слышим речек медленную речь…

    Все это называется природой

    Давайте вместе всегда ее беречь.

    На этом наше путешествие заканчивается.

    Ребята, если вам понравилось путешествие, вы можете поместить в воду цветы лилии и кувшинки, и увидим, что же произойдет с ними в чистом водоеме .

    Публикации по теме:

    Конспект занятия «Природа родного края» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального.

    Конспект НОД «Стихи поэтов родного края» Ход НОД В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм и подумать, о чем же.

    Конспект занятия «Дикие животные нашего края». Старшая группа Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о диких животных нашего края, их приспособлении к условиям жизни. Упражнять детей в образовании.

    Конспект занятия «Герб Воронежского края» (старшая группа) Конспект занятия «Герб Воронежского края» (Старшая группа) ЦЕЛь: формировать элементарные представления о происхождении и функциональном.

    Конспект занятия «Природа родного края» (подготовительная группа) Природа родного края Содержание: 1. Закрепить и расширить у детей представление о природе родного края. 2. Учить детей отвечать полными,.

    Непосредственная образовательная деятельность «Красота чувашского края в узорах «масмака» (старшая группа) Образовательные задачи: Образовательная область «Познание»: - продолжать знакомить с изделиями чувашского декоративно -прикладного искусства;.

    Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» Конспект подготовительная группа: «Пещеры и водоемы родного края» Цели: Развитие познавательного интереса и расширение представлений об.

    Занятие-прогулка «Природа родного края» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25» Прогулка


    На поверхности земли часто встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя.


    Р У Ч Е Й В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей. В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей.


    Р Е К А В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур. В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур.


    О З Е Р О Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли». Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».


    М О Р Е Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю. Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю.


    О Х Р А Н А В О Д О Ё М О В В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы. В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...