Конспект занятия "Водоёмы родного края". Конспект НОД «Путешествие по водоемам родного края
Юдина Людмила Николаевна, МБОУ «Гимназия №2» г.Белгород
Тема: Водоемы родного края
Цель: создание условий для знакомства детей с водоемами Белгородского края.
Задачи : (предметные) содействовать формированию представлений учащихся о водоемах нашего края, о значении водоёмов и их охраной.
(метапредметные) способствовать формированию УУД:
а) регулятивных – создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать природные объекты;
б) познавательных-учить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
в) коммуникативных – учить строить сообщения в соответствии с учебной задачей;
Личностные УУД: формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.
Оборудование: карточки с названиями водоёмов, карта Белгородской области, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, справочная литература о Белгородской области
Ход занятия
1.Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Учащиеся делятся на группы по 4 человека.
2.Целеполагание.
Каждой группе раздаются карточки с загадками.
1) Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
3) Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
4) В голубеньких рубашках
Бегут по дну овражка. (Ручьи)
Отгадайте загадки и скажите, о чем пойдет речь на занятии? Чему мы должны научиться? Что нового узнать?
Игра. (Работа с карточками)
На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?
(Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ
река пруд
озеро канал
1 раздел: «Виды водоёмов»
Задания для групп:
1 группа: Эта группа работает с картой Белгородской области и составляет список естественных и искусственных водоёмов.
2 группа: На схеме реки подписать её части. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова найти объяснения слов: исток, устье.
3 группа: Пользуясь планом описания реки, составить рассказ-описание одной из рек Белгородской области. Можно пользоваться справочной литературой
План описания реки:
1. Название.
2. К какому виду водоёмов относится (естественному или искусственному).
3. Где находится исток реки.
4. Какое течение: быстрое или медленное.
5. Притоки.
6. Куда впадает река.
4 группа: Собрать «рассыпавшееся» стихотворение о воде.
Ручеек и речка
Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.
С каждым днем он среди скал
Путь длинее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.
Говорит: «Привет, родня!
Не прогонишь ты меня?»
Речка очень удивилась:
«Мы-родня? Скажи, на милость,
Почему ты так решил?
Может, просто поспешил?
Мы с тобой совсем чужие,
Очень разные стихии».
Но сказал ей ручеек:
«Неужели невдомек,
Мы же оба из воды.
Наши водные следы
Уж давно переплелись.
Наконец-то мы нашлись!»
4.Физминутка «Речка»
К речке быстрой мы спустились,(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись.(Наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.(Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:(Круговые движения руками)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой(Прыжки на месте)
И отправились домой.(Ходьба на месте)
5. Продолжение работы в группах
2 раздел: «Значение водоёмов и их охрана».
Задания для групп:
1 группа: Рассмотреть картинки. Дать название каждой картинке, на которой изображена роль водоёма в природе и жизни людей:
Водоемы- источник и хранилище пресной воды
Водоемы- дом для животных и растений,
Водоемы – место отдыха человека
Водоемы- украшение нашего края
2 группа: Составить памятку поведения на водоемах
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.
4. Никогда не ныряй в незнакомом месте!
5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки.
3 группа: Нарисовать экологические знаки, которые можно установить на берегу реки.
4 группа: Записать экологические проблемы водоёмов Белгородского края
6.Итог занятия
– Какие водоемы есть в нашем крае? (Пруды, реки, родники . и т. д.)
– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)
– Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )
7.Рефлексия.
Что понравилось, с какими трудностями встретились?
Что узнали на занятии нового?
Литература и интернет-ресурсы:
1) В. Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», Москва, «Аквариум», 2006г
2) http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875
3) http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/10
Цель: Создать условия для ознакомления с различными видами водоемов родного края.
Обучающие:
- повторить части реки;
- учить различать водоёмы;
- познакомить с разнообразием водоёмов родного края;
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- способствовать развитию логического мышления, речи, воображения
- формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
- воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.
Оборудование: карточки с отгадками, нити голубого и синего цвета, презентация «Водоемы родного края», рисунки капельки воды, листы бумаги, цветные карандаши.
Универсальные учебные действия:
Личностные: понимать важность соблюдения правил поведения в природе, обретение чувства любви к природе, родному краю.
Регулятивные: проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные:
- Общеучебные
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!
2. Активизация мыслительной деятельности.
Сегодня край наш будем изучать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Снова в работу включайся, дружок!
Новое всем предстоит узнавать.
Друзьям об этом потом рассказать.
А начинаем мы с разминки.
– Кругом вода, а с питьем беда? (Море .)
– Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не уйдешь. (Болото. )
– Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река .)Стоит корыто
Полно воды налито. (Озеро или пруд .)
Летом в зной угостит водой ледяной. (Родник .)
– Какое общее название можно дать нашим отгадкам. (Это водоемы .)
– Что такое водоем? (Большое углубление, заполненное водой .)
– Какой водоем будет лишним в данной группе:
Река, болото, море, пруд, озеро, родник. (Море – соленая вода .)
– Кто думает иначе? (Пруд – это искусственный водоем .)
– Какое значение в природе имеют водоемы? (Водоемы дают воду для питья и полива, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарство, место отдыха. Все живые существа нуждаются в воде. )
– Молодцы! И мы продолжаем путешествие.
3. Постановка цели.
– Ребята, знаете ли вы, какие водоемы есть в нашем селе Семьяны? (В селе есть пруды, речка .)
– Какую учебную задачу мы поставим сегодня перед собой на уроке? (Нам нужно узнать какие еще водоемы есть в Семьянах, как они называются. )
(Приложение 1 , Слайд 1 )
4. Новый материал.
1) родник.
– Ребята, а где можно взять самую чистую и холодную воду? (Самую чистую и холодную воду мы можем взять в роднике). Слайд 2
– Родник нам даст чистую воду, а вода это источник жизни на Земле. Поэтому родники еще называют – …… (Родники также называют источниками .)
– У нас в Семьянах есть источник, который называют Святым. Как вы думаете почему? Слайд 3. (Он находится рядом с церковью .)
– Вода в нем не только чистая, но и святая т.к. считается, что протекает под церковью.
– Роднику мало места. Слайд 4 .И он превращается в ручеек. Чем больше ручьев соединяется вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется….. (исток ).
Игра «Ниточки».
Дети берут ниточки, это ручейки. Когда они соединяются вместе, образуется река. Место соединения – исток.
Какая река протекает в нашем селе? Слайд 5 (В селе Семьяны протекает небольшая речка – Семьянка .)
– Почему ее так назвали?
(Обучающиеся высказывают свои предположения: так называется наше село. Жило 7 семей, село стоит на семи ямах и т.д.)
– Слово «Семьяна» состоит из двух самостоятельных компонентов, что в переводе с древнемарийского языка: «яна» – река, «Сем» – черный. Поселение на реке стали называть – Семьяны, а сама речка уже по нему – Семьянка.
Сама речка небольшая. Длина около 20 километров, имеет один левый приток Малая Семьянка (Евлашка).
Раньше (лет 30 назад) в Семьянке водилось много рыбы, женщины ходили на реку полоскать белье. А по берегам было много колодцев. С каждым годом речка мелет и становится похожа на небольшой ручей.
В какой водоем впадает Семьянка? (река Сура). Слайд 6.
А река Сура уже впадает в реку…. Слайд 7
– Как называется место впадения реки в другой водоем?
(Место впадения называется устье.)
3). Физкультминутка.
«Речка волнуется…»
Речка волнуется раз,
Речка волнуется два,
Речка волнуется три,
Речная фигура
На месте замри.
– Человек всегда селился около воды. Почему? (Вода – источник жизни, нужна для хозяйства, питья, дает еду. )
– И если воды недостаточно он научился создавать водоемы. Водоемы, которые создал человек, мы называем… (искусственные ).
– Какие искусственные водоемы есть в нашем селе? (Пруды ). Слайд 8
– Какие пруды нашего села знаете вы?
Игра «Угадай-ка»
– Я буду показывать пруд, а вы должны назвать его. Слайд 9-12
Историческая справка.
Аршинов пруд – получил название по прозвищу мужчины, который жил рядом с прудом. Аршин – мера длины равная 71см.
Большинство прудов имеют название по месту расположения: Чечулинский, Школьные, Лопатинский, Рябинки, Мелешный, Первые и Вторые елочки, Гузнинский.
Сколько прудов можно встретить в окрестностях нашего села? (16)
5) Тревога.
– Мы любим отдыхать на прудах, но… Слайд 13
– Назовите причины загрязнения водоемов. (Бытовое загрязнение: мусор после отдыха людей, мытье машин вблизи водоемов. )
– В старину пруды чистили. Для этого разрывали плотины, выпускали воду, очищали дно от грязи и ила, освобождали родники. Затем плотину засыпали землей, и свежая родниковая вода быстро заполняла углубление.
Во многих прудах родники засорились, пруды зарастают водорослями и травой, становятся болотами. Слайд 14
– Что мы называем болотами? (Болото – переувлажненный участок суши .)
5. Закрепление.
Класс делится на две группы.
Общее задание для групп:
нарисовать схему реки, пруда. Назвать сходство и отличия этих водоемов.
1-я группа. Раскройте значение местных водоемов для человека и животных. (рисунок)
2-я группа. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).
6. Итог урока.
– Какие водоемы есть в нашем селе? (Пруды, болота, река, родники .)
– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)
– Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )
Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!
7. Домашнее задание.
Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Водоемы родного края».
8. Рефлексия.
Ученики получают нарисованную капельку воды.
Если было интересно – капелька улыбается.
Не было интересно, скучно – капелька грустит.
Конспект открытого урока
по курсу «Я и мой мир» ,
проведённого в рамках районного семинара
по правоведению для директоров школ Ломоносовского района
тема: «Водоёмы родного края»
3 класс
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с разнообразием водоёмов нашего города.
2. Дать начальное представление о географической карте города и его окрестностей как чертеже больших пространств.
3. Развитие у детей пространственных представлений, наблюдательности.
4. Познакомить детей с мерами охраны и разумного использования воды.
5. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину.
Оборудование урока:
1. Плаксин А. А. «Материалы для бесед по краеведению с детьми», Ломоносов, 1995 г.
2. Физическая карта России.
3. Фотографии водоёмов города и окрестностей.
4. Карточки из белого картона для индивидуальной работы.
5. Иллюстрации с изображением обитателей водоёмов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть: ручка, карандаш, цветные карандаши, лист белого картона, книга А. А. Плаксина «Материалы для бесед по краеведению с детьми».
2. Повторение изученного материала.
Кроссворд на доске:
1 о | |||||||
2 и | |||||||
3 в | |||||||
4 т |
1) Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
2) Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан…
3) Неизвестно, где живёт…
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь.
4) Нахмурится, насупиться,
В слёзы ударится –
Ничего не останется.
Иней, ветер, туча – дайте общее название. (Явления природы).
Наблюдали ли вы эти явления природы в городе Ломоносове? Расскажите, где и когда.
Какие изменения происходят в нашей местности осенью по сравнению с летом?
Какое слово спряталось в нашем кроссворде? (Нева).
Что это такое?
Где протекает эта река? (в Санкт – Петербурге)
А в Ломоносове есть реки?
Какая река протекает в нашем городе? (Кароста, ранее она называлась Раста).
3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи
Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с нашей рекой, узнаем о ней и её друзьях много нового. Как вы думаете, кто друзья Каросты? (Ответы и предположения детей).
Верно, это озёра, пруды, ручьи, болота, залив. Попробуйте объединить всё названное общим понятием. (Предположения детей).
Прочитайте на доске тему сегодняшнего урока:
В о д о ё м ы
4.Работа над новым материалом.
На доске: карта России.
Посмотрите на карту. Это карта нашей Родины – России.
Как найти на карте водоёмы? (Они показаны синим цветом).
А как найти сушу? (Жёлтый, зелёный, коричневый цвет).
Положите перед собой лист белого картона. На нём уже кое-что обозначено, чтобы вам легче было работать. Мы будем путешествовать по карте вместе.
Найдите у себя на листе большую синюю точку. Это начало нашей реки –
ИСТОК. Напиши это слово над точкой.
Где же исток Каросты? Угадай.
«Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осоки, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги». (Болото)
В болоте, как в копилке, всегда есть запас воды, а это очень важно, ведь многие ручейки и реки берут своё начало в болотах. Наша Кароста берёт своё начало в Сюрьевском болоте. Там её исток.
«К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я сын её родной,
А родился весной». (Ручей)
(Стихотворение К.Рязанова «Ручей» из материалов для бесед по краеведению А.А. Плаксина читает ученик).
« Под елью пушистой, высокой, зелёной,
Лесной ручеёк протекает студёный.
То звонко журчит он, как будто с травою,
Ведёт разговор свой, то смолкнет порою.
В лесу разливается тихая трель.
В ручье отражается стройная ель.
Он путника в полдень прохладой встречает
И влагою жажду его утоляет.
Вода ключевая прозрачна до дна,
Она даже летом всегда холодна».
Куда же привёл нас ручей? Это мы после физкультминутки и узнаем.
Физкультминутка.
«Рыбки весело плескались
В чистой, свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке».
Итак, куда же привёл нас ручей? (К пруду).
(Стихотворение В. Морозова «Пруд» читает ученик).
«Вот пруд. Красивее на свете
Никто из нас, пожалуй, не встречал.
И на него глядим мы, словно дети,
Попавшие впервые на причал.
В него глядятся сосны, ветки ив,
В нём – облака и солнце. И этот пруд,
Пожалуй, потому-то и красив,
Что всё вот это отражено тут».
Место, где ручей или река впадает в пруд, озеро или море называется УСТЬЕ.
Подпиши, раскрась. Пруд тоже раскрась. Каким цветом?
Как называется этот пруд? (Красный).
Подпиши название с большой буквы.
Более верное название пруда – Верхний, т.к. есть ещё и Нижний. Пруд был сооружён людьми одновременно со строительством дворцов и парков в 18 веке. На прудах катались на лодках, а вода летом расходовалась в парках для фонтанов и водопадов.
Кто водится в пруду? Угадай. Рассмотри иллюстрации.
1) Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбы)
2) Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
3) На муху, по верху, со дна ли
Меня поймаешь ты едва ли. (Налим)
Кто водится по берегам пруда и в камышах?
«Вдоль по речке, по водице
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль плывёт
За собою всех ведёт.
Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперёд
Всю ватагу поведёт». (Утка с утятами)
Кроме Красного пруда в наших парках много водоёмов. Какие вы видели?
Пруд «П», пруд Китайского дворца, Фигурные пруды, пруды у городских домов. Зачем они? (Для тушения пожаров – пожарные пруды).
Физкультминутка.
Исток
-_- _
Красный
Пруд Нижний
Кароста пруд Кароста
Устье
Финский
Залив
Итак, пруд плавно переходит в речку Каросту. О чём они разговаривают? Давайте послушаем инсценировку рассказа А.А. Плаксина «Разговор реки и пруда». Участвуют два ученика.
«Однажды река, вытекая из пруда, прежде чем спрыгнуть на ступеньки водопада, оглянулась на него и говорит:
Река: Чем мы с тобой похожи, Пруд? А вот чем, я сама не разберусь.
Пруд: Вот чудачка, чего уж тут не понять! Вода у нас одинаковая, только называют нас по-разному.
Река : Ну, нет! Не только это. И у тебя, и у меня есть дно, усеянное камнями, и берега, заросшие деревьями и кустами, в которых гнездятся птицы.
Пруд : Зато ты многим от меня отличаешься. Ты длинная, но узкая, а я широкий, солидный. У тебя два берега – правый и левый, а у меня кругом одни берега.
Река : Теперь я поняла, что мы с тобой мало похожи друг на друга. Ты домосед, всё время на одном месте, а я свободная, бегу по свету, любуюсь берегами, всё вижу, всё знаю!
Пруд : Ты никак не можешь напиться, уже сотни лет я отдаю тебе воду, а тебе всё мало! Ты бежишь, шумишь, бурлишь, а я всегда спокоен. Видишь, как я на тебя не похож.
Река : Ты прав, пруд! Мы разные! Прощай, пруд, я тороплюсь к морю!
В чём сходство реки и пруда?
Чем отличается река от пруда?
Почему река всегда в движении?
Чем отличаются берега этих двух водоёмов?
Раскрась речку, подпиши название.
Большая ли наша река?
Можем ли мы по ней плыть?
Какое у неё дно?
По пути в Каросту впадает много ручейков. Это её притоки. Они пополняют воды реки. Вода красновато-бурого цвета, т.к. она несёт из болота частички перегнивших слежавшихся растений – ТОРФ.
Есть ли на реке водопады? (Да.)
Где они находятся?
Они естественные или их создал человек? (Были естественные, но человек «одел» их в камень).
Есть ли на Каросте мосты? (Да.)
Сколько их, как вы думаете? (Предположения детей).
Через Каросту перекинуто 11 мостов! Из них 5 на территории парка, 2 на Иликовском шоссе, 4 на территории города. В городе – в бетонном желобе – от наводнений.
Покажи на карте место, где Кароста впадает в более крупный водоём. Как оно называется? (Устье).
Куда же впадает Кароста?
Раскрась и надпиши: Финский залив.
Исток
Устье
Красный
Пруд Кароста Нижний
Пруд Кароста
Устье
Финский
Залив
Город Ломоносов расположен вдоль южного берега Финского залива. А какой он: большой или маленький, глубокий или мелкий?
Финский залив – это часть Балтийского моря, которое в свою очередь является частью Атлантического океана. В районе г. Ломоносова глубины 2-4 метра, т. Е. относительно неглубоко. Вода солёная, но не такая, как в море, т.к. в залив впадает много пресноводных рек. По заливу перевозят грузы на судах. Пассажиров – паромы. Построена дамба для защиты от наводнений.
Фото: Гавань - ранее и теперь.
А где люди берут воду для приготовления пищи? (Раньше – из колодцев или у водовоза. А сейчас?)
В водопровод вода поступает из Варварицких ключей и Невского водопровода, т.к. тот был старый, а население увеличилось. Экономно расходуйте воду!
Как вы можете помочь в охране водоёмов? (Предположения детей).
4. Подведение итогов, обобщение.
Какая река протекает через город Ломоносов и его парки?
Где она начинается?
Для каких целей люди сооружают пруды?
Для чего в парках? В городе?
Чем похожи река и пруд?
Чем отличаются?
Какие пруды нашего города вы знаете?
Откуда берётся вода в кранах ваших домов?
Как нужно охранять водоёмы?
Карта водоёмов города Ломоносова остаётся у вас на память об уроке.
5. Домашнее задание.
Нарисуй один из водоёмов нашего города и подготовь о нём рассказ.
Галина Славовна Локк
ОД «Водоемы родного края» (старшая группа)
ОД «Водоемы родного края »
старшая группа
Воспитатели : Лисицкая Р. В., Локк Г. С.
Программное содержание :
Образовательные : закреплять и уточнить знания детей о природе родного края . Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники , реки, пруды, дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Развивающие : развивать представления о жизни наших предков, о связи времен о наследии. Развивать память, речь, сообразительность, внимание, мышление. Интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитательные : Воспитывать экологическую культуру. Любовь к красоте родной природы , бережное отношение детей к природным ресурсам , взаимоуважение.
Оборудование : макет реки «Оскол» , глобус, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
Оборудование для экспериментирования : подносы для экспериментирования на каждого ребенка, губки, стаканы одноразовые, сеточки для фильтрования, ватные диски. Гуашь черная, трава сухая, стакан песка, бассейн детский, изготовленные из цветной бумаги цветы (лилии, кувшинки) .
На столе стоит глобус, детям предлагается внимательно его рассмотреть. Уточнить, глобус-модель нашей земли.
Воспитатель : Как вы думаете, почему на глобусе так много голубого цвета (это вода) каким цветом на глобусе изображена суша (дети находят участки суши и показывают их)
Чего больше на нашей планете – воды или суши? Назовите знакомые вам водоемы (моря, океаны, реки)
(рассматривание слайдов с изображением различных водоемов : реки, моря, моря, океаны, водопады , пруды)
Поднимем руки вверх, к солнцу, пусть оно наполнит вас любовью ко всему живому на Земле, к нашей прекрасной Родине. Поделимся друг с другом своим теплом (дети берутся за руки, образуя круг) .
Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие, в те далекие времена, когда жили наши предки. Ребята, а как вы думаете – кто такие предки. (-)
Молодцы, правильно – это наши прабабушки прадедушки.
А как называлось место, где селились наши предки (п. Чернянка, Белгородской области) .
А сейчас посмотрите на карту нашей области и скажите, какие водоемы есть у нас ? (реки, пруды)
Звучит музыка, слышится пение птиц.
А как вы думаете, где мы с вами оказались, знакомо вам это место (река Оскол)
(подойти к макету)
Наши предки поселились на берегу прекрасной реки Оскол. Название реки произошло от старинного слова «осколина» .
На крутой возвышенности меловой горы открывается величественная панорама рек, полей, лесов.
В честь реки названы города, которые находятся в нашей Белгородской области рядом с нашим поселком, они вам знакомы (г. Новый Оскол и г. Старый Оскол ) .
В старину дубовые леса подступали реке Оскол. Река была насыщена плотинами, водяными мельницами. Полноводный Оскол перевозил грузы молол зерно.
(слайды плотина, водяные мельницы)
Летом и зимой наши предки организовывали игры и гулянья на реке, кулачные бои.
В годы войны люди заселяли берега Оскола, спасая себя, ловили рыбу, раков.
Сейчас река Оскол мелеет, зарастает болотной растительностью, становится грязной.
(Слайд)
Почему это происходит с рекой, что может загрязнять воду (отходы производства заводов и предприятий , мусор оставленный человеком)
Какой река должна быть? (чистой, полноводной, с благоустроенными местами отдыха, водных экскурсий, комфортная среда для развития флоры и фауны)
Молодцы!
Какие обитатели живут в наших водоемах ? (птицы, рыбы)
(беседа сопровождается с показом слайдов)
Как вы думаете, в какой воде, легче живется птицам, рыбам, растениям? И почему(-)
Вы бываете с родителями у водоемов ? А вам там нравиться находиться, что вы видите вокруг? (-)
Да, я тоже, к сожалению, видела, как некоторые люди оставляют после себя мусор, а остатки этого мусора после дождя попадают в воду и загрязняют ее. Предлагаю вам пройти в лабораторию провести опыт и посмотреть, как это происходит :
Опыт :
На чистую губку из пипетки капнуть капельки чернил, а затем, изображая дождь, полить из лейки на губку воду. Затем над емкостью с чистой водой выжать губку (вода стала грязной) . Или в стакан (немного воды) поместить мелкие бумажки, сухую траву, немного песка и из лейки долить воды (дождь) .
Вот так в природе, когда после дождя остатки мусора попадают в воду, она становится грязной и мутной.
Динамическая пауза
Речка очень широка (дети широко разводят руки в стороны)
Речка очень глубока (приседают, коснувшись руками пола) .
Рыбки там живут друзья (имитация рыбок)
А вот воду пить нельзя (разводят руки в стороны, приподнимают плечи) .
Как вы думаете, почему человеку нельзя пить воду из реки (в ней много микробов, ее нужно очищать с помощью водоочистительных станций ).
Опыт по очистке воды.
Подойдите, пожалуйста, к столу, что вы видите? Какие предметы нам пригодятся для фильтрации воды.
(Ответы детей)
Сначала мы будем фильтровать грязную воду через сетку. Наливаем воду тонкой струей из стакана через сетку – фильтр в другой стакан (дети выполняют вместе с воспитателем) .
Ребята, посмотрите на фильтр, какой он стал? (На нем мусор, соринки)
А вода стала чистой? (Нет)
Попробуем фильтровать воду другим способом, через ватные диски. Так же переливаем воду из стакана в стакан через ватный диск и фильтруем. Какая стала вода? Почему? (Вода стала чище, ватные диски плотные) .
В результате мы с вами очистили воду от мусора. Если вода в водоемах чистая там обитают рыбы и растения.
Предлагаю вам сделать наши водоемы чистыми и красивыми – продолжать изготовлять знаки, которые буду помогать людям вести себя правильно в природе (Дети выставляют знаки возле макета) .
Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природой
Давайте вместе всегда ее беречь.
На этом наше путешествие заканчивается.
Ребята, если вам понравилось путешествие, вы можете поместить в воду цветы лилии и кувшинки, и увидим, что же произойдет с ними в чистом водоеме .
Публикации по теме:
Конспект занятия «Природа родного края» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального.
Конспект НОД «Стихи поэтов родного края» Ход НОД В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм и подумать, о чем же.
Конспект занятия «Дикие животные нашего края». Старшая группа Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о диких животных нашего края, их приспособлении к условиям жизни. Упражнять детей в образовании.
Конспект занятия «Герб Воронежского края» (старшая группа) Конспект занятия «Герб Воронежского края» (Старшая группа) ЦЕЛь: формировать элементарные представления о происхождении и функциональном.
Конспект занятия «Природа родного края» (подготовительная группа) Природа родного края Содержание: 1. Закрепить и расширить у детей представление о природе родного края. 2. Учить детей отвечать полными,.
Непосредственная образовательная деятельность «Красота чувашского края в узорах «масмака» (старшая группа) Образовательные задачи: Образовательная область «Познание»: - продолжать знакомить с изделиями чувашского декоративно -прикладного искусства;.
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» Конспект подготовительная группа: «Пещеры и водоемы родного края» Цели: Развитие познавательного интереса и расширение представлений об.
Занятие-прогулка «Природа родного края» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25» Прогулка
На поверхности земли часто встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя.
Р У Ч Е Й В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей. В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей.
Р Е К А В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур. В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур.
О З Е Р О Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли». Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».
М О Р Е Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю. Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю.
О Х Р А Н А В О Д О Ё М О В В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы. В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.