Краеведение определение. Краеведение

Слово "краевед" ассоциируется у современного человека со школьным курсом географии. Довольно часто дополнительные занятия по изучению особенностей родного края и разнообразные кружки этой тематики носят название «Юный краевед». Однако значение термина гораздо обширнее и не ограничивается стенами образовательного учреждения.

Значение термина

Краевед - это человек, который занимается детальным изучением местности, на которой он проживает или, одним словом, краеведением. Корни этого термина (край ведать) русские. Под краеведением подразумевается всестороннее детальное изучение определенного района страны, включая историю родного края, геологические особенности местности, экологию, разнообразие биологических видов, этнический состав и т. д. Краеведами могут быть как деятели науки, исследовательские интересы которых представлены на данной территории, так и специалисты разных уровней и профессий.

Краеведением называется отдельная дисциплина в школьной программе, которая предоставляет учащимся возможность ближе познакомиться с природой, культурным и историческим наследием родного края (региона проживания). Поэтому краевед - это ученик, который ведет активную деятельность по изучению и накоплению знаний о своей малой родине, популяризации информации о ней. Результатом обычно служит создание тематического музея в стенах школы.

История возникновения термина

Слово "краевед" вошло в повседневную жизнь благодаря развитию краеведения, которое, в свою очередь, имеет деления на виды по форме, организации и содержанию. Естественно, что деятельность краеведа - это прямая взаимосвязь между содержанием (историческим, географическим, биологическим, литературным и этнографическим) и формой (организация на уровне государства, общества или школы).

Многое зависит от выбранной специфики изучения края или территории. Например, историк-краевед в большей степени будет изучать существующие древние документы и различного рода описания давних лет для воссоздания полной картины прошлого. Этнограф-краевед будет интересоваться декоративно-прикладным искусством и устными народными традициями, которые бережно хранятся и передаются следующим поколениям.

Важность работы краеведа

Легко ли трудиться на поприще краеведения, и стоит ли эта работа внимания? Существуют определенные трудности в изучении конкретных регионов приезжими специалистами. Поэтому история родного края исследуется, восстанавливается и хранится земляками. Важность такой работы очевидна. Ведь краевед - это изыскатель всевозможной информации о родной земле, а также человек, который использует разнообразные источники и методики их изучения, но на этом его функции не заканчиваются. Следующим важным и ответственным этапом работы является осмысление значимости добытой информации, понимание ее места в исторической ретроспективе. И конечно же, нельзя забывать о роли краеведения и его вкладе в изучение мировой цивилизации.

Научное видение мира

Краеведение - одно из немногих научных направлений, которое придерживается принципа комплексности. Ведь сведения, получаемые при изучении предметов и явлений, затрагивают такие области, как история, искусство и иные науки. Исследование конкретной местности позволяет вычленить роль перечисленных областей знания в определенный исторический отрезок времени. Отличительной чертой краеведения является детальное изучение жизни отдельно взятых людей и немногочисленных представителей каких-либо этносов. Оно не делится на «специальное» (описанное предназначенными для этого терминами) и «общее» (или популярное), и обеспечивает научность знаний о малых регионах.

Краеведение и формирование личности школьников

Педагогика всегда использовала огромный воспитательный потенциал краеведения. Поскольку деятельность краеведа связана не только с оценочным суждением, но и требует от человека проявления культуры исследования предмета, а также ответственности за выводы исследования. Проведение изыскательских работ требует от человека определенного уровня подготовки и знаний во многих научных областях, таких как биология, география, история, физика и химия, а также искусствоведение.

Учащиеся под руководством более опытных взрослых учатся изыскательской деятельности: сбору различных сведений, проведению тематического опроса, работе с информационными источниками и т. д. Общение с людьми разных возрастных категорий и мировоззрений позволяет ребятам изучать на практике разнообразие и богатство окружающего мира. А составление «дерева рода» позволит не только установить родственные связи между предками, но и ответить на вопрос «кто я?», что немаловажно для подростков.

Занятие краеведением часто служит плодотворной почвой для возрождения местных обычаев, увлечения ремеслами, а также возобновления традиций в растениеводстве, животноводстве и охране окружающей среды.

ТЕМА УРОКА:
«».

Цель: сформировать представление о краеведении

Задачи:

Образовательная:

Изучить основные понятия краеведения как науки

Развивающая:

развитие умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять различные понятия

Воспитательная:

повысить интерес к изучению малой Родины, формировать научное мировоззрение

Оборудование: физическая карта Казахстана,карта СКО, карта Есильского района, карта с.Александровка

Методические приемы:

Формы работы: индивидуальная

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока

I . Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы начинаем изучение нового для вас предмета «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки! Тема сегодняшнего урока: « Что изучает предмет краеведение? ».

II . Изучение нового материала

Актуализация знаний и умений:

Ребята, а как вы считаете, что такое краеведение?

По определению академика С.В.Колесника, краеведение- это такая дисциплина, которая всесторонне изу­чает малые территории. В своих исследованиях краеведение использует данные других наук, например геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и т.д.

Под малой территорией подразумевается административ­ный район, сельсовет, колхоз, небольшой город, сельское посе­ление и т. п. При этом все изучаемые факты, явления и процес­сы прослеживаются в данном крае в комплексе, т. е. во всех их причинно-следственных связях.

Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. На этой территории явственнее ска­зывается зависимость исследуемых явлений от чисто местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возмож­ность детальнее выяснить особенности природы, а также жиз­ни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние, местных различий и приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в географическое или даже страноведческое. С этим связана и другая особенность краеведения: исследо­вание должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время. В анализе такой динамики убедительно проявляется взаимозависимость всех компонентов изучаемого природного и культурного микроландшафта, и вместе с тем открывается путь к прогнозу возможных или ожидаемых изменений в связи с перспективами более крупного района (область, группа областей), в состав которого входит исследуемый микрорайон.

Небольшую территорию, как объект краеведения, можно разделить на четыре ступени:

    Усадьба;

    Деревня (улица);

    Район (область);

    Область (край)

Изучение малых территорий не только не заслоняет знакомство с "большой историей", то есть с историей отечества, и даже всей человеческой цивилизации, а, наоборот, облегчает это знакомство через познание жизни нескольких поколений любой семьи, в том числе, и, прежде всего - своей.

Для каждого представляется возможность наиболее полно выявить взаимосвязь своей местности, так называемой "малой родины", с другими регионами отечества, и через личную сопричастность глубже осознать значение исторических событий любого масштаба, воспитать в себе чувство гражданственности и высокой нравственности.

Когда говорится о всестороннем изучении края, то, преж­де всего, имеется в виду:

    изучение природы и всех ее элементов (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, жи­вотный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии; естественные процессы в жизни природы, не­которые из них частично обусловлены человеческой деятель­ностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, из­менение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т. д.);

    историческое прошлое и демография (этнография города и селения, топонимика и т. д.);

    экономическая жизнь, связь между природной средой и хо­зяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хо­зяйственное строительство и т. д.;

    культурная и духовная жизнь, и творческая деятельность населения (народное искусство, фольклор, архитектура, худо­жественные промыслы).

Краеведение имеет две ветви: историческую и природоведческую. В историческом краеведении рассматривается история общества, в природоведческом – история природы.

III . Закрепление изученного материала

Что будет являться объектом исследования в нашем предмете?

Ребята, а теперь скажите, что вы знаете о своем родном крае?

IV . Домашнее задание

Записи в тетрадях

Краеведение

краеве дение , краеведения, мн. нет, ср. изучение какого-нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п. , производимое преимущественно местными силами.

Уральская Историческая Энциклопедия

Краеведение

наука, науч.-популяризаторская деятельность, а также форма обществ. движения, направленная на комплексное изучение своего края и распространение знаний о нем, осуществляемая преим. местными силами. Краеведческое движение является важной ч. обществ. жизни и культуры. На У. К. зародилось в сер. XVIII в. Основы К. заложили своими трудами П.И.Рычков, И.И.Лепехин, П.С.Паллас. Во второй пол. XIX в. на У. зарождаются краеведческие об-ва разного типа: Оренб. отдел РГО (1867), УОЛЕ (1870), предшественники совр. краеведческих муз. - Уфимский (1864), Тобольский (1870). Особую роль в К. движении на У. сыграло УОЛЕ, к-рое в течение длительного времени представляло собой единственный науч. ц. У. Одно из крупнейших в России, об-во было широко изв. за ее пределами. Оно внесло весомый вклад в изучение природы, экономики, истории и распространение естественнонауч. знаний об У. Большой заслугой УОЛЕ является основание муз. (1870) (Свердл. объединеный ист.-краеведческий муз.) и открытие Сибирско-Ур. науч.-пром. выставки (1887). В 1890 по инициативе Н.Н. Новокрещенных, П.Н.Серебренникова и др. была основана Перм. комиссия УОЛЕ, на базе к-рой образовался Перм. науч.-пром.муз., после принятия устава в 1901 ставший самостоятельным краеведческим учреждением. До открытия ун-та в Перми (1916) Науч.-пром. муз. являлся ц. науч. и краеведческой мысли и культ.-просветительской деят.

Большую краеведческую работу вели созданные в 80-е XIX в. ученые архивные комиссии: Оренб., Перм., Уфимская. В конце XIX - нач. XX в. на У. зародились новые краеведческие муз. и об-ва: Обдорский муз. Тобольского окр. (1895), Общество любителей истории, археологии, этнографии Чердынского края (1899), Осинский муз. (1911), Красноуфимский муз. (1912), Перм. церковно-археол. об-во (1915), Кружок по изучению Сев. края при Перм. ун-те (КИСК) (1916).

В первые гг. сов. власти активизировалось возникновение новых краеведческих муз. и об-в. Причиной роста краеведческих учреждений явилось закономерное слияние двух тенденций: деятельности общественности в дорев. период и назревшая необходимость спасти и сохранить достояние нац. культуры, оказавшееся бесхозным в результате рев. и гражд. войны.

Большое значение для К. и муз. дела региона имел 1 съезд муз. деятелей У. и Приуралья, состоявшийся в апр. 1921 в Екат. по инициативе УОЛЕ. Делегаты обсудили вопросы, связанные с восстановлением муз. после гражд. войны. На II У. обл. краеведческом съезде в окт. 1924 было образовано Ур. обл. бюро К. (УОБК), чем положено нач. объединения краеведческих орг-ций региона. До 1930 УОБК находилось в подчинении Главнауки Наркомпроса РСФСР, а затем сектора науки этого наркомата. Пред. УОБК избран Я.А.Истомин, уч. секр. - Л.М.Хандросс. В Башк. было создано обл. бюро К. при Акад. ц. Башнаркомпроса.

В 1928 на У. действовало 115 краеведческих орг-ций. Сильные краеведческие об-ва были созданы в Нижнем Тагиле, Перми, Чердыни, Шадринске, Челяб. Активное участие в краеведческом движении принимали свердловчане А.А.Анфиногенов, В.Л.Батманов, Б.В.Дидковский, А.А. Берс, пермяки Д.М.Бобылев, В.А.Кондаков, А.С.Лебедев, И.Г.Остроумов, В.Н.Серебренников, шадринец В.П.Бирюков, челябинец И.Г.Горохов, тагильчанин А.П.Словцов, чердынец И.А.Лунегов, березниковец И.Ф.Коновалов. Бирюков, Горохов и Лунегов являлись чл. Ц. бюро К.

Краеведческие об-ва вели изд. деятельность. 17 краеведческих орг-ций издавали сб. ст., в к-рых публ. результаты своих науч. иссл. по геологии, ботанике, экономике, истории, археологии, этнографии, фольклору. Большую роль в гуманитарных иссл. сыграл КИСК под рук. проф. П.С.Богословского. Краеведческие об-ва вели шир. культ.-просветительскую работу: организовывали лекции, экскурсии, при УОБК действовали краеведческий кабинет и краеведческий киоск. Краеведческие орг-ции поддерживали тесную связь с краеведческими муз. Бирюков основал Шадринское науч. хранилище, первый комплексный муз. У.

С конца 1920-х краеведческая деятельность по всей стране, в т. ч. и на У., искусственно направлялась лишь на помощь соц. стр., приверженцы ист. К. подвергались репрессиям. Деятельность краеведческих об-в также ослабила их реорг-ция: вместо обществ. орг-ций на местах стали создаваться бюро К. с адм. методами рук-ва. Несмотря на это краеведческая работа на У. продолжалась: с 1931 по 1934 проводились геол. походы, организовывались фенологические наблюдения.

В 1935 УОБК было преобразовано в Об-во изучения Свердл. обл. (ОИСО). Кружок мичуринцев при ОИСО был инициатором осн. ботанического сада, лесохимическая секция положила нач. подсобному х-ву У., в лаб. лесохимической секции получен терпингидрат для мед. целей. В 1937 указом СНК краеведческие орг-ции были ликвидированы по всей стране. Мн. краеведы подвергались репрессиям.

С 1939 по 1946 на У. действовали обл. советы К. при краеведческих муз. В период ВОВ в работе советов К. участвовали нек-рые видные ученые, эвакуированные на У. Их влияние сказалось на укрупнении тем - они приняли преим. ураловедческий характер, получили теоретическое направление. В 1960 при исполкомах Советов созданы советы К. С конца 1960-х краеведческая деятельность сосредоточилась в осн. в краеведческих муз. и краеведческих отделах публичных библ. С 1973 большую роль в объединении К. У. играют Бирюковские чтения, орг. в Челяб. С 1990 в Перми проводятся Смышляевские чтения. В 1980-е во мн. гг. У. созданы краеведческие объединения: клуб знатоков г., об-во ур. К. в Свердл., "Перм. К", "К. Прикамья", краеведческие об-ва в Челяб., Кургане и др. В 1989 в Свердл. организована ассоциация краеведов У.

Лит.: Куренков Н.А. Основные этапы развития советских обществ краеведов на территории Свердловской области за 50 лет (1917-1967) // Наш край. Свердловск, 1971; Каримов К.К. Наука Башкирии в строительстве социализма. Уфа, 1986; Тагильцева Н.Н. Краеведческое движение и становление музейного дела на Урале (1924-1936) // Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. М., 1987; Зорина Л.И. Онисим Егорович Клер. М., 1989.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

краеведение

краеведения, мн. нет, ср. изучение какого-н. края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т. п., производимое преимущественно местными силами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

краеведение

Я, ср. Изучение отдель-ных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических oсoбенностей.

прил. краеведческий, -ая, -ое. К музей. К. кружок.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

краеведение

    Совокупность различных - географических, этнографических, экономических и т.п. - знаний о каком-л. крае (3).

    Всестороннее изучение отдельных частей страны, обычно силами местного населения.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

краеведение

изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи.

Краеведение

всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. ≈ комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое К. ≈ отдельные разделы: географическое К., историческое К., этнографическое К., топонимическое К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод К. ≈ сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. К. имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветельное значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе.

Самодеятельное общественное движение краеведов зародилось ещё в дореволюционной России. Большую роль в развитии добровольного общественного К. сыграли Вольное экономическое общество (с 1765) и особенно Русское географическое общество (с 1845). Известны крупные краеведческие исследования, например Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные с деятельностью этих и др. научных обществ.

После Великой Октябрьской социалистической революции К. стало массовым, объединив большие научные и культурные силы. Советское К. получило целенаправленный характер, обусловленный едиными задачами общества в коммунистическом строительстве. В период своего становления советское К., например, проявило себя в организации массовых походов по изучению природных богатств для использования их в хозяйстве края; в период Великой Отечественной войны 1941≈45 краеведы выявляли местные ресурсы для нужд обороны. В послевоенный период массовым стало школьное К. (музеи, комнаты боевой и трудовой славы, кружки и отряды «Красных следопытов»). Определённым вкладом в К. являются походы молодёжи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Школьное К. ≈ наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно-воспитательного характера.

В современных краеведческих исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн), культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, хозяйственных достижений, опыта передовиков производства, пропаганда знаний о своём крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, краеведческих кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев.

Значительную роль в развитии К. принадлежит краеведческим музеям. Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров.

Общественное К. в первые годы Советской власти возглавлялось Центральным бюро К. Ныне коллективы краеведов объединяются, например, в краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения в Педагогическом обществе РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках, секциях, обществах и комиссиях при некоторых культурно-просветельных учреждениях (краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).

Краеведческую работу проводят туристы, нередко выполняя задания хозяйственных и научных организаций. Краеведческой работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведческую литературу и карты, а также методические и библиографические пособия по К. (см. Краеведческая библиография).

Для обеспечения теоретическими и практическими знаниями кадров, деятельность которых связана с К., в учебные планы некоторых вузов (факультетов) введены специальные курсы: в институтах культуры ≈ курс краеведческой библиографии, в педагогических институтах ≈ практикум по К. В системе народных университетов созданы специальные университеты и факультеты К. На факультетах общественных профессий вузов имеется специальность К.

К. в социалистических странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) ≈ общественное движение, направленное на познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Например, в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории; на основе непосредственных наблюдений местных объектов строится географическое образование в Болгарии и Польше.

В ряде капиталистических стран К. рассматривается как одно из условий обучения в школах. В Великобритании, например, изучение курса «местной географии» (Local Geography) в школе проводится на протяжении всего курса географии.

Лит.: Лярский П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение, М., 1967.

К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов.

Википедия

Краеведение

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем, а также энтузиасты из местного населения.

Примеры употребления слова краеведение в литературе.

Быть может, краеведение потому так и интересовало их, что оба родились и выросли и этом городе.

И если это верно, то краеведение , как общее дело, возможно только через кооперацию.

В музее краеведения Полина Исидоровна намеревалась встретить порог второго Пятилетия, был декабрь.

В музее краеведения , перед которым тщательно к празднику были разметены снега, зажгли большое количество электрических ламп -- там заседала новая комиссия.

И глубоко за полночь последним разбудили Ивана Авдеевича Грозу, сказали, чтоб сейчас же собирался в музей краеведения , проводили.

У него имелись особые основания задеть Таню, свою партнершу по парте, соседку по интернату, друга и союзника во всем, что касалось краеведения , походов в горы, взглядов на жизнь и еще многого другого, о чем не пишут и не говорят вслух.

Я знаю людей, которые спасли себя, занявшись медициной, краеведением или сельским хозяйством.

Видите ли, - говорит Белов, - я занимаюсь краеведением , в частности народным творчеством.

Его обширные познания в области этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически вошли в книги.

Публичная библиотека - это не единственное место, где можно получить информацию, и если вас интересовало краеведение , события последних лет, лучше не ходить в библиотеку.

Крепса, поддержанной Мурманским обществом краеведения , Мурманский окружной совет и земельный отдел ходатайствовали перед Ленинградским облисполкомом о создании в западной части бассейна озера Имандра - на обширной площади Чуна- и Монче-тундры - заповедника широкого научного профиля.

Пять тысяч лауреат перевел в Иркутск, на пополнение библиотеки музея краеведения , пять тысяч - Кяхтинскому краеведческому музею, пять тысяч - в Томск, на материальную помощь студентам горного отделения.

Отчеты хранились в Штабе туризма и краеведения - специально выделенной нам большой комнате, - и теперь любой отряд, собираясь в поход, пользовался ими и получал у дежурного консультанта нужную информацию.

Как-то Александр Александрович Остапец-Свешников, тогда молодой кандидат, а ныне - доктор педагогических наук и президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения , сказал мне: - Возможно, ты делаешь интересное и нужное дело.

Основой обращения к этой теме, помимо личного интереса, стало изучение подходов и опыта краеведческой работы во Владимиро-Суздальском регионе, в том числе анализ позитивных результатов этой деятельности, а также причин общественной недооценки ее роли в современном мире. Высказываемые здесь соображения построены на общении и обсуждении этих вопросов с краеведами нашего региона и анализе социальных тенденций в сельской местности.

В работе сделана попытка рассмотрения краеведения как общественно-консолидирующего явления, касающегося многих сфер жизнедеятельности человека и социальных групп и имеющего интегрирующую патриотическую идеологию.

Одной из ключевых целей краеведческой деятельности следует считать сохранение важных основ и ценностей прошлого и настоящего в будущем. В данном случае мы не будем акцентироваться на вопросах методологии краеведения, а остановимся на малозаметных, но важных основах этого понятия.


Краеведение и история

Как правило, понятие «краеведение» в первую очередь ассоциируется с историческими знаниями о данной местности, с их поиском и сохранением для следующих поколений. Некоторые относят краеведение к научному течению, что подразумевает наличие методологии, то есть принципов и подходов к изучению этого предмета. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что до недавнего времени краеведение было и во многом до сих пор остается уделом энтузиастов-любителей, действующих по своим интересам, правилам и возможностям.

Важным в представлении о краеведении является то, что предмет его изучения - это не только прошлое, а также настоящее и даже, в определенном смысле, будущее. То, что мы делаем сегодня, по сути, не являясь историей, уже завтра станет ею. И любое дело, которое сегодня связано с данным регионом (краем), завтра станет историческим событием этого края. В этой связи несправедливо ассоциировать краеведение исключительно с предметом истории (науки о прошлом). Хотя историческая методология в полной мере может использоваться и в вопросах краеведения. При этом известно, что предметами краеведения также являются объекты природы, географии и других сфер, не связанных с историей.

Можно выделить еще одну отличительную особенность в сравнении двух предметов - это традиционная политизированность истории в угоду той или иной правящей конъюнктуре, в то время как краеведение аполитично и пытается искать подлинный ответ на вопрос «как это было на самом деле?».


Краеведение и обществознание

Важным аспектом в краеведении является неотделимость изучения края от жизнедеятельности человека. Фактически, краеведение, в части изучения различных сторон жизни человечества на всех этапах его развития, можно справедливо отнести к региональному обществознанию.

Дословно «ведать» означает «знать». Поэтому знание края подразумевает и знание местных проблем, включая социальные и культурные проблемы. Один из основоположников современного отечественного краеведения Сигурт Оттович Шмидт отождествлял понятия «краеведение» и «краелюбие». То есть краеведом является не только тот, кто ищет в архивах новые исторические сведения, но и тот, кто обустраивает свой дом, свое село, восстанавливает храм, участвует в общественной жизни региона и даже просто помогает соседу, так как сплоченность, общее дело, дружба - важные опоры и основы краеведения, залог его развития.

Очевидно, что накопленные знания об этом мире не смогли бы появиться ранее, жить сегодня и продолжить существование завтра без человека, без нас. Если настоящее невозможно без прошлого, а будущее, соответственно, без настоящего, то получается, что будущее невозможно без прошлого. Другими словами, если сегодня не востребовать и не сохранить прошлое, то завтра будет невозможно восстановить ассоциацию общества с этим прошлым, которым станет и настоящее - мы сегодня. Приведем пример. Находилось на севере Юрьев-Польского уезда, а может быть, еще княжества, сельцо Ратьково. Сельцо небольшое, место интересное, огороженное оврагами. Был там когда-то даже храм - собор Иоанна Предтечи. Много столетий жили там люди, десятки, сотни тысяч людей со своими судьбами и историей, передавали из поколения в поколение память о прошлом, о своих предках. И вот прошло уже более 40 лет, как случилось ему исчезнуть. Последних уроженцев Ратькова сегодня почти не осталось, там уже не родились их дети, и где-то, в других местах, сейчас живут их внуки и правнуки. Что для каждого из них значит бывшее сельцо, которое уже 40 лет назад стало частью колхозного поля? Помнит ли кто-то из них о том, что их прабабушка или прадедушка родились и жили в этом селе? Но вероятный ответ несет в себе не только то, что забыта история какого-то там сельца Ратькова и многих тысяч его бывших жителей, но и то, что никому эта история в будущем будет не нужна и не интересна, так как не будет людей, связанных с этим местом, ассоциирующих себя именно с ним. Таких сел и деревень в России уже десятки тысяч. И в наше время к ним добавляется еще около тысячи ежегодно. Так во времена прогрессивного развития информационного пространства так же прогрессивно умирает историческое наследие великих масштабов, история миллиардов людей.

Можно сказать, что если человек перестает ассоциировать себя с землей, с конкретным местом на этой земле, то тем самым он становится своего рода «космополитом», то есть гражданином «всего мира», без отечества, не имеющим связи с конкретным местом и без обязательств сохранения этого места. Его отношение к окружающему обществу, где бы он ни находился, становится как минимум нейтральным. Фактически, нынешнее уничтожение сельского мира в России - многотысячелетнего уклада жизни человека - в будущем может стать причиной уничтожения российской государственности вообще и русской самоидентичности в частности. А отказ от прошлого сегодня может стать первым шагом к предательству завтра.


Краеведение и религия

Связь краеведения с религией состоит не только в уважении общих ценностей. В текстах Священного Писания содержатся уникальные краеведческие сведения - подробные историко-географические описания древних стран, народов, их культуры и обычаев. Кроме этого, Библия содержит многочисленные родословные росписи, подчеркивающие важность знания истории рода - одного из ключевых аспектов краеведения. «Авраам родил Исаака…» - первая известная генеалогическая запись. А родословная Иисуса Христа в Новом Завете описывается даже два раза.

В христианских регионах значимая доля всей сохранившейся краеведческой информации об истории населенных пунктов связана с деятельностью сельских приходов и монастырей. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры - уникальное собрание различных исторических документов, а коллекции метрических приходских книг - ценнейший источник знаний о жизни наших предков. Более того, первыми краеведами, оставившими значимое краеведческое наследие, были именно священники. Это были люди, понимавшие ценность не только наследия прошлого, но и сохранения информации о современности и ее подлинности. К счастью, такие люди были и в нашем регионе. Упомянем о некоторых из них и их известных работах. Ананий Федоров - ключарь Суздальского Богородничного Рождественского монастыря («Сказание о Богоспасаемом граде Суждале», ок. 1770), Василий Гаврилович Добронравов и Василий Маркович Березин («Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», 1896), Алексей Александрович Бобров («Гавриловский Посад за 200 лет назад по писцовым книгам», 1893), Михаил Ефимович Лавров («Автобиография сельского священника М.Е. Лаврова», 1900) и др.

Сегодня тоже можно привести примеры подвижнической краеведческой деятельности среди священнослужителей. В нашем регионе это священник Александр Юрьевич Парфенов - автор книги «Ростов Великий» и Виталий Юрьевич Базанов (игумен Гермоген) - создатель краеведческого музея. В этой связи вспоминается высказывание одного из наших коллег, что «в церквях было бы больше людей, если бы среди священников было больше краеведов».


Краеведение и политика

Можно сказать, что краеведение в полной мере охватывает собой известное понятие «патриотизм», исключая при этом неизбежные общественно-политические разобщения. Например, сегодня идеи патриотизма зачастую склоняются в сторону национал-патриотизма или «исторического» патриотизма, когда патриотизм ассоциируют с конкретным историческим периодом или государственным лидером. Это может привести к превращению патриотизма в разрушающий радикал-патриотизм. Патриотизм в истинном смысле (любовь к отечеству, забота о нем, преданность ему) представлен именно в краеведении. Достаточно посетить интернет-ресурсы краеведческой тематики (к примеру, «Наше Ополье»), чтобы увидеть совершенный паритет в общении и делах людей разных политических взглядов, разной веры, потомков «белых» и «красных», крестьян и помещиков, священников и атеистов. Таким образом, одним из важных принципов краеведения является общественное согласие, чего не может, к примеру, достичь ни одно современное политическое движение.

Более того, краеведение обобщает в себе идеи всех основных политических течений. Например, «либерализм» (уважение к человеку) полностью созвучен с важностью роли личности в краеведении. Биографическим исследованиям выдающихся земляков посвящено множество краеведческих работ. Также, в не меньшей степени, краеведение использует идеи консерватизма, например, в части вопросов сохранения культурных традиций регионов, социальных и религиозных ценностей, исторических памятников.

В этой связи очень странным выглядит практически полное отсутствие внимания современного политического мира к такому консолидирующему, созидательному и патриотичному явлению, как краеведение. По всей видимости, это связано с отсутствием понимания сути этого вопроса, силы и правды его идей. Краеведы, как правило, представляются пожилыми и чудаковатыми дедушками и бабушками, которые с самозабвением штудируют в архивах пыльные книги. На самом деле, среди краеведов сегодня часто можно встретить энергичных молодых людей с новыми идеями. А упомянутые дедушки и бабушки - это преданные своему делу люди, являющиеся, по своей сути, истинными патриотами. Можно даже сказать, что краевед - это своего рода образец морального облика современного россиянина, подлинный герой нашего времени, имеющий ценности, не измеряемые деньгами и властью. Достаточно поинтересоваться личностями краеведов в регионах, чтобы увидеть, что это в подавляющем большинстве порядочные и уважаемые люди.

Среди итогов наших рассуждений можно отметить, что идеи краеведения уникальны своей широтой и не могут быть охвачены ни одной наукой или структурной отраслью в сфере жизнедеятельности человека. Они создают возможности разрешения ряда проблем общества, в том числе отношений и конфликтов людей внутри него. И здесь важно понимание личного, непосредственного отношения к краеведению практически каждого человека, которому не безразлична судьба его родины, его страны. Изучаешь историю края - краевед, участвуешь на любом уровне в общественных делах края - опять краевед, помнишь, где жили бабушка и дедушка, - тоже краевед.

Эти соображения, на самом деле, вполне очевидны, но, к сожалению, их обсуждение непопулярно. Даже современные подходы в изучении истории сразу лишают ребенка понимания своего места в этом мире. Какое отношение он имеет к исчезнувшим цивилизациям? Такое же, как к несуществующей деревне Ратьково, исчезнувшей где-то между Владимирской и Ивановской областями. Другое дело, если начать изучение прошлого с первого шага, со своего дома, села, района, области, своих родителей, бабушек, дедушек, всех других наших предков, неразрывно связанных с развитием всей истории человечества. Но этого нет. Надеюсь, пока нет.

Поддержка идей краеведения означает поддержку исторических ценностей (память о значимых событиях, предках, выдающихся личностях, традициях, малых и больших поселениях); заботу о настоящем (созидание, бережное отношение к окружающему миру и обществу, к земле и природе); участие в формировании будущего (сохранение прошлого в настоящем). Эти ценности являются вечными. По крайней мере, до нашего времени они дожили.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...