Краткая биография бодлера. Шарль пьер бодлер

Шарль Бодлер - знаменитый критик, поэт и классик французской литературы. Участник Революции 1848 года. Считается предшественником французского символизма. В этой статье вам будет представлена его краткая биография. Итак, приступим.

Детство

Шарль Бодлер, биография которого известна всем любителям родился в Париже в 1821 году. В будущем он будет называть брак собственных родителей «несуразным, старческим и патологическим». Ведь отец был старше матери на целых тридцать лет. Франсуа Бодлер рисовал картины и с детства прививал сыну любовь к искусству. Он часто ходил с Шарлем в различные галереи и музеи, а также знакомил его с коллегами-художниками. Франсуа скончался, когда мальчику едва минуло шесть лет. Через год мать Шарля вновь вышла замуж. Её избранником стал генерал Олик, с которым у будущего поэта сразу не сложились отношения. Второй брак матери нарушил Шарля. У него развивался классический Из-за этого будущий поэт совершил в юности множество шокирующих для общества поступков.

Учёба

В возрасте 11 лет Шарль Бодлер, биография которого есть сейчас во многих литературных энциклопедиях, переехал вместе с семьёй в Лион. Там его определили в пансион, а после - в Королевский колледж. В 1836 году семья вернулась обратно в Париж, и Шарль поступил в лицей Позже мальчика выгнали оттуда за проступок. В 1839 он шокировал родителей заявлением о том, что хочет посвятить свою жизнь литературе. Тем не менее Шарль всё же поступил в школу Хартий, но появлялся там очень редко. Будущего поэта больше всего влекла студенческая жизнь Латинского квартала. Именно там он наделал кучу долгов и получил наркотическую зависимость. Но самым щедрым «подарком» Латинского квартала стал сифилис. Именно от него Бодлер и умрёт спустя четверть века.

Путешествие

Видя, как сын «катится» по наклонной, родители решили взять ситуацию в свои руки. Индия - вот куда по наставлению отчима должен был отправиться на корабле Шарль Бодлер. Плавание продлилось всего два месяца, так как судно попало в шторм, доехав лишь до острова Маврикий. Там поэт попросил капитана отправить его обратно во Францию. Всё же короткое путешествие оказало определённое влияние на творчество Бодлера. В его будущих произведениях будут прослеживаться морские запахи, звуки и тропические пейзажи. В 1842 году Шарль Бодлер, биография которого была насыщена разными событиями, достиг совершеннолетия и обрёл право на владение наследством. Полученные 75 тысяч франков позволили молодому человеку вести беззаботную жизнь светского денди. Спустя два года половина наследства была растрачена, и мать в судебном порядке установила опеку над оставшимися финансами.

Участие в революции

Бодлера глубоко оскорбило её поведение. Он рассматривал поступок матери, как посягательство на собственную свободу. Ограничение в деньгах отрицательно повлияло на его жизнь. Шарлю нечем было заплатить кредиторам, которые будут преследовать поэта до конца дней. Всё это усилило бунтарские настроения молодого человека. В 1848 году поэт Шарль Бодлер проникся духом Февральской революции и принял участие в баррикадных боях. Его мнение по данному вопросу изменил декабрьский переворот 1851 года. Молодой человек почувствовал к политике отвращение и полностью потерял к ней интерес.

Творчество

Литературная деятельность поэта началась с написания критических статей о французских живописцах (Делакруа и Давиде). Первое опубликованное сочинение Шарля называлось «Салон 1845 года». Огромное влияние на молодого поэта оказали произведения Эдгара По. Шарль Бодлер, книги которого ещё не издавались, писал о нём критические статьи. Также он переводил сочинения По. Причём интерес к творчеству этого автора Бодлер сохранил до конца жизни. С 1857 по 1867 год в периодической печати вышло довольно много стихотворений в прозе, написанных Шарлем. Уже после его смерти их собрали в единый цикл «Парижский сплин» и опубликовали в 1869 году.

Психоделические опыты

Герою этой статьи принадлежит самое внятное для того времени описание человека. Также существует гипотеза, что есть ряд произведений, которые, находясь под воздействием психотропных препаратов, написал Шарль Бодлер («Разрушение» и др.). Но она является неподтверждённой.

С 1844 по 1848 поэт был постоянным посетителем «Клуба гашишистов», основанного Жозефом-Жаком Моро. В основном Шарль употреблял давамеск. Другой член клуба - Теофиль Готье рассказывал, что Бодлер не принимал его на постоянной основе, а делал это лишь для экспериментальных целей. Да и сам гашиш был поэту отвратителен. Впоследствии Шарль пристрастился к опиуму, но в начале 50-х смог преодолеть эту пагубную привычку. Позже он создал цикл из трёх статей под названием «Искусственный рай», где подробно описал свои психоделические опыты.

Два произведения, которые сочинил Бодлер Шарль («Поэма о гашише», «Вино и гашиш»), были полностью посвящены каннабиноидам. Герой этой статьи считал интересным воздействие данных веществ на организм, но был против их приёма для стимуляции творческой деятельности. По мнению поэта, вино могло сделать человека общительным и счастливым. Наркотик же изолировал его. «Вино, скорее, превозносит волю, а гашиш просто её уничтожает» - именно так говорил Шарль Бодлер. Соответствия этим словам, можно отыскать в тематических статьях поэта. Хотя там он старался рассуждать максимально объективно, не впадая в морализаторство и не преувеличивая психотропные эффекты гашиша. Именно поэтому большая часть читателей доверяла сделанным им выводам.

Провозвестник символизма

«Цветы зла» - вот сборник стихов, благодаря которому прославился Шарль Бодлер («Гимн красоте» - одно из самых известных его произведений, которое туда входило). Он был издан в середине 1857 года. Против типографов, издателя и автора сразу возбудили уголовный процесс. Их обвиняли в кощунстве и непристойности. В итоге целых шесть произведений изъял из своего сборника Шарль Бодлер («Гимн красоте» не входил в их число), а также заплатил 300 франков штрафа. Убранные стихи будут опубликованы в Бельгии в 1866 году (во Франции цензуру на них снимут лишь к 1949 году). В 1861 году было опубликовано 2-е издание «Цветов зла», куда вошли тридцать новых произведений. Также Бодлер решил поменять содержание, разделив его на шесть глав. Теперь сборник превратился в своеобразную автобиографию поэта.

Самой длинной стала первая глава «Идеал и Сплин». В ней Бодлера «разрывают» противоборствующие мысли: с целью обрести внутреннюю гармонию, он молится и Сатане (животное начало) и Богу (духовное начало). Вторая глава «Парижские картины» переносит читатели на улицы столицы Франции, по которым Шарль бродит целые сутки напролёт, терзаясь своими бедами. В третьей главе Бодлер пытается успокоить себя с помощью наркотиков или вина. В четвёртой главе «Цветов зла» описываются бесчисленные грехи и искушения, перед которыми Шарль не смог устоять. В пятой главе поэт яростно бунтует против собственного удела. Последняя глава под названием «Смерть» - это конец странствий Бодлера. Описанное в ней море становится символом освобождения души.

Любовная лирика

Жанна Дюваль стала первой девушкой, для которой начал писать Шарль Бодлер. Стихи о любви посвящались ей регулярно. В 1852 году поэт временно расстался с этой роковой мулаткой, которая постоянно доводила его до самоубийства неверностью и злобными выходками. Новой музой Бодлера стала Апполония Сабатье, работавшая ранее натурщицей и дружившая со многими художниками. Её с поэтом связывали исключительно платонические отношения.

Болезнь

В 1865 году Шарль Бодлер, биография которого была представлена в этой статье, уехал в Бельгию. Жизнь там казалась скучной. Тем не менее поэт провёл в этой стране почти два с половиной года. Здоровье Шарля постоянно ухудшалось. Однажды он потерял сознание прямо в церкви и упал на каменные ступени.

В 1866 году поэт тяжело заболел. Свой недуг Шарль описывал врачу так: наступило удушье, путались мысли, возникало ощущение падения, кружилась и болела голова, проступал холодный пот, появилась апатия. О сифилисе по понятным причинам он не упоминал. Шли дни, и здоровье Шарля постепенно ухудшалось. В начале апреля его доставили в Брюссельскую больницу в тяжёлом состоянии. Но после приезда матери Бодлера перевезли в гостиницу. Поэт выглядел ужасно: отсутствующий взгляд, перекошенный рот, невозможность произносить слова. Болезнь быстро прогрессировала и доктора говорили, что должно произойти какое-то чудо, чтобы выздоровел Шарль Бодлер. Смерть поэта наступила в конце августа 1867 года.

  • В течение 17 лет Бодлер переводил на французский произведения Эдгара По. Шарль считал его своим духовным братом.
  • Поэт застал грандиозный период перестройки столицы Франции, инициатором которой был барон Осман.
  • В Париже поэт проживал примерно по 40 адресам.

Шарль Бодлер - цитаты

  • «Развлекаться не так скучно, как работать».
  • «И почему женщинам разрешают заходить в церковь? Интересно, о чём они говорят с Богом?».
  • «Жизнь можно сравнить с больницей, где каждый пациент пытается перебраться на более удобную кровать».
  • «Женщина является приглашением к счастью».
  • «Самая сложная работа - это та, которую никак не решаешься начать. Она становится для тебя кошмаром».

БОДЛЕР, ШАРЛЬ-ПЬЕР (Baudelaire Charles-Pierre) (1821–1867), крупнейший французский поэт 19 в.

Родился в Париже 9 апреля 1821. Сын Жозефа-Франсуа Бодлера (1759–1827), управляющего делами Сената, и Каролины Аршенбо-Дюфэ (1793–1871). Отец умер, когда сыну шел седьмой год. Его воспитывал отчим – офицер французской армии Жак Опик (1789–1857), сделавший впоследствии блестящую военную (генерал), дипломатическую (посол в Мадриде) и политическую (сенатор) карьеру. В 1832 семья переехала в Лион. В 1833 Шарль поступил в лионский Королевский коллеж; жил в пансионе. По возвращении семьи в Париж в 1836 продолжил образование в Лицее Людовика Великого; снова помещен в пансион, суровый режим которого отчим считал необходимым для воспитания непокорного пасынка. В 1837 написал свое первое стихотворение Несовместимость (Incompatibilité ). В апреле 1839 исключен из Лицея за отказ выдать товарища, но уже в августе сдал экзамены на бакалавра. В 1839–1841 слушал лекции по праву в Сорбонне. Сблизился с парижской богемой. В июне 1841 отправлен родителями, желавшими оторвать его от этой среды, в морское путешествие в Индию, однако в сентябре прервал плавание и несколько месяцев прожил на о. Маврикий. В феврале 1842 вернулся в Париж. В апреле 1842, по достижении совершеннолетия, унаследовал отцовское состояние в 75 тыс. франков. C 1843 начал сотрудничать в литературных журналах, в первую очередь как автор обзоров и рецензий о культурной жизни Парижа. Познакомился с ведущими писателями и поэтами Франции Оноре де Бальзаком , Жераром де Нервалем , Теофилем Готье , Сент-Бёвом , Виктором Гюго и Пьером Дюпоном. Богемный образ жизни и страсть к коллекционированию живописи вовлекли его в огромные траты. За два года промотал треть отцовского состояния; в июле 1844 по решению семейного совета над ним была установлена опека. Остро переживал унижение; в июне 1845 совершил попытку самоубийства, в конце 1845 окончательно порвал с отчимом. В том же году состоялся его первый литературный дебют: в журнале Художник (Artiste ) был опубликован сонет Даме креолке (A une dame créole ), сочиненный еще в период его пребывания на о. Маврикий. Тогда же он заявил о себе как о тонком ценителе живописи, написав эссе о художественном салоне 1845; с этого времени стал одним из ведущих литературных и художественных критиков своего времени. В 1846 вступил в Общество литераторов; в январе 1847 опубликовал в издаваемом Обществом Бюллетене свою первую поэму в прозе Фанфарло (La Fanfarlo ). Значительно расширил круг своих знакомств: помимо поэтов и писателей, в него вошли художники (Делакруа, Курбе, Домье, Мане), известный фотограф Надар и будущий издатель его поэтических сборников Пулэ-Маласси. Во время Февральской революции 1848 сражался на баррикадах против королевских войск. В дни государственного переворота Наполеона III (декабрь 1851) участвовал в уличных боях. В 1850-е активно пропагандировал во Франции творчество Эдгара По (переводы, исследования). 25 июня 1857 Пулэ-Маласси выпустил его поэтический сборник Цветы Зла (Freurs du Mal ), вызвавший громкий скандал. По решению властей тираж был арестован. 21 августа 1857 «за оскорбление общественной морали» был приговорен трибуналом департамента Сена к штрафу в 300 франков и к запрету шести наиболее «безнравственных» поэм. В то же время Виктор Гюго горячо приветствовал «могучий талант» Бодлера. В конце мая 1860 было опубликовано собрание кратких художественно-философских эссе Искусственный рай (Paradis artificiels ). В феврале 1861 вышло второе издание Цветов Зла , последнее при жизни поэта, в состав которого были включены тридцать пять новых стихотворений; оно удостоилось восторженного отзыва А.Ч.Суинберна . Однако попытка осуществить третье издание Цветов зла натолкнулась на отказ ведущих издательских домов Леви, Гарнье и Этцеля. В ноябре 1861 выдвинул свою кандидатуру во Французскую академию, но уже в январе 1862 снял ее, посчитав свой поступок недостойным поэта. В феврале 1864 журнал Фигаро (Figaro ) опубликовал шесть поэм в прозе под заглавием Парижский сплин (Spleen de Paris ). Спасаясь от кредиторов, в апреле 1864 уехал в Брюссель, надеясь заработать чтением лекций о Делакруа, Готье и Искусственном рае , однако не имел успеха у бельгийской аудитории. Тяжело болел; в 1865 у него обнаружились явные симптомы паралича речи. После сердечного приступа в марте 1866 мать увезла его в Париж и поместила в больницу доктора Дюваля. 31 августа 1867 после долгой агонии скончался на ее руках. Похоронен 2 сентября на кладбище Монпарнасс в Париже. В последний путь его провожала лишь небольшая группа друзей (П.Верлен, Т. де Банвиль).

В 1868 издательский дом Леви, приобретший у Пулэ-Маласси права на публикацию произведений Бодлера, выпустил третье издание Цветов Зла , дополненное его последними стихотворениями, и сборник статей об искусстве Эстетические редкости (Curioosité esthétiques ), в 1869 – собрание литературных эссе Романтическое искусство (Art romantique ) и Маленькие поэмы в прозе (Petits poèmes en prose ), а затем сделанные им переводы Эдгара По.

Цветы зла Бодлера были реабилитированы только спустя восемьдесят два года после смерти поэта: Уголовная палата Кассационного суда 31 мая 1949 отменила приговор трибунала департамента Сена от 21 августа 1857.

Бодлера называют «последним романтиком». Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу – основное содержание его произведений. Однако он существенно отличается от своих предшественников и современников. Его главная книгаЦветы зла – представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер бесстрашно погружается в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования (смерть, ночные кошмары, унижающая нищета, запретная любовь, опьянение и пр.). Он не приемлет существующий порядок вещей и посягает даже на его основу – Бога, безразличного к страданиям людей; Бодлер желает разрушить этот порядок и ниспровергнуть установленные от века ценности (Отречение Св.Петра , Авель и Каин ). Восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе (Литания Сатане ). В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. Поэт – тот же изгой, «прóклятый», «сосланный с небес на землю» (Альбатрос ), чья участь особо драматична, ибо ему дан дар познания и прозрения. Предназначение искусства он видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине (Маяки ).

Бодлер открывает для поэзии не только новые области (а вместе с ними и «запретные» пласты языка), но и новый эстетический принцип: изображение «жестокой реальности» («atroce réalité») в совершенной поэтической форме; он стремится «извлечь красоту из Зла» («extraire la beauté du Mal»). Его поэзию отличают скульптурная отделанность каждой поэмы, точность и емкость слова и образа, строгость рифмы, величавость и звучность стиха. Его излюбленная форма – сонет, ограниченные размеры которого позволяют максимально насыщать текст мыслью и передать «красоту обработанного металла». Заглавие сборника Цветы зла предельно емко отражает смысл его творчества. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем – отрицательной действительности и мира прекрасного – говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения Бодлера.

Бодлеру принадлежат также два прозаических сборника. В Искусственном рае он исследует проблему воздействия на человека возбуждающих средств – вина, гашиша и опиума; произнося хвалу вину, он в то же время осуждает использование наркотических возбудителей; художник, от природы одаренный поэтическим воображением, не нуждается в искусственном генерировании образов. Маленькие поэмы в прозе – экспериментальная книга, включающая как переводы на прозаический язык стихотворных текстов, так и оригинальные поэмы в прозе. В стремлении установить более интимное общение между поэтом и читателем Бодлер размывает «условные» просодические барьеры, расширяя тем самым поэтический инструментарий.

Теоретические взгляды Бодлера представлены в Эстетических редкостях и Романтическом искусстве. Исследуя творчество близких ему по духу художников и писателей, в первую очередь Эжена Делакруа и Эдгара По, он формулирует свое понимание романтизма как «искусства современности», т.е. «самого актуального выражение прекрасного», характеризующегося «глубиной, духовностью и стремлением к бесконечному» («intimite, spiritualite, aspiration vers infini»); романтизм – не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования» («manière de sentir»).

В истории французской литературы творчество Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии (символизм , импрессионизм, сюрреализм).

Новейшие издания на русском языке: Цветы зла; Обломки; Парижский сплин; Искусственный рай; Эссе, дневники; Статьи об искусстве . М., 1997; Парижский сплин: Стихотворения в прозе . СПб., 1998; Проза . М., 2001.

Евгения Кривушина

– автор странного выражения «проклятые поэты». К таковым он относил прежде всего себя. В этот список также входили несколько одиозных авторов и, конечно, Бодлер. Последний оказал влияние на мировую литературу, в том числе и на становление представителей русского символизма. Творчество Шарля Бодлера было основано на контрастах. Жизнь его представляла собой мучения, бесплодные попытки найти баланс между иллюзорным поэтический миром и реальностью.

Детство и юность

Будущий поэт, критик и эссеист родился в 1821 году во французской столице. Ранний период в биографии автора «Цветов зла» был безоблачным. Когда Шарль появился на свет, отцу было уже за 60. Матери – 28. Каролина Аршанбо была бесприданницей. Однако замужество за немолодым и состоятельным человеком привлекло ее не только возможностью выбраться из нищеты. Франсуа Бодлер был обходителен, обладал аристократическими манерами и оригинальным складом ума.

Отец Шарля вышел из крестьян. Участвовал в революционных событиях. Эпоха открыла новые пути для представителей низших сословий. Франсуа Бодлер получил университетское образование. Работал в сенате, медленно, но верно поднимался по социальной лестнице.

Бодлер-старший часто водил сына по старинным достопримечательностям. Уже в раннем возрасте в мальчике пробудилась любовь к искусству. Отец умер, когда Шарль был еще ребенком. Первую психологическую травму поэт получил в детстве, со смертью отца. Он не только потерял близкого человека, но и познал муки ревности.


Мать вдовствовала всего год. На этот раз избранником Каролины стал 39-летний офицер, не смысливший ничего в литературе и искусстве. Это был человек сдержанный, дисциплинированный, образованный. Но ему не удалось найти подход к пасынку. Шарля отправили в Лион, в интернат при Королевском колледже.

Первые стихотворения Бодлера относятся к парижскому периоду. После выпуска из интерната он уехал в столицу, где продолжил образование. Ранние произведения наполнены чувством разочарованности, тоски. В 1841 году лирик закончил обучение. Отчим настаивал на юридической карьере. Однако Шарль уже тогда знал, что жизнь его будет связана с литературой. Родители убедили его отправиться в Индию, надеясь, что таким образом спасут юношу от «пагубного пути».

Литература

Вояж продолжался меньше года. Бодлер, так и не достигнув берегов Индии, побывал на острове Реюньон. Морские пейзажи оказали на молодого лирика сильные впечатления, а позже отразились в поэтическом творчестве.


В начале литературного пути Бодлер черпал вдохновение в событиях конца 40-х. Поэт не остался в стороне от нарастающего революционного движения. Наряду с рабочими сражался на баррикадах летом 1848 года, публиковал статьи в радикальной парижской газете. Позже он назовет это наваждением. А с годами начнет испытывать почти физическое отвращение к политике.

Первые стихотворения Шарль Бодлер напечатал 1843 году. Расцвет творческих сил пришелся на начало 50-х. Главным предметом изображения в поэтических произведениях стала бездуховность, столкновение идеалов с серой действительностью. В 1957 году вышел в свет сборник, вызвавший резонанс в обществе, «Цветы зла».


Действительность представлялась поэту хаотичной и бесформенной. В отличие от романтиков, которых тоже не устраивала реальность, Бодлер не тешил себя иллюзиями, не грезил сказочным миром. В человеческой душе он видел фрагмент гниющей реальности. В стихотворениях, вошедших в скандальный сборник, автор обнажил собственные пороки. Бодлер стал первым поэтом, выступившим с критикой не так в адрес общества, как в адрес самого себя.

«Гимн красоте», вошедший в знаменитый сборник, не воспевание прекрасного. Красоту в этом произведении автор представил притягательной, чарующей, но беспощадной. Этот контраст нашел отражение в композиции стихотворения. Главный элемент здесь – антитеза.


В «Благословлении» поэт говорит о страшном зле в этом мире – о скуке. Произведения из «Цветов зла» подверглись многочисленным истолкованиям. Многозначительный философский смысл стихотворений поэта-декадента – извечная тема литературных споров. Цензоры, современники Бодлера, сочли отдельные произведения откровенно непристойными. Читатели и критики встретили их с восторгом.

Спустя две недели после публикации сборника начался процесс против автора. Бодлера обвинили в богохульстве, нарушении нравственных норм. Поэт вынужден был оплатить штраф, который удалось сократить благодаря обращению к императрице. Среди стихов, вошедших в книгу, вызвавшую переполох в обществе: «Альбатрос», «Падаль», «Идеал», «Флакон», «Бездна», «Самообман».

Созданные им образы одновременно притягательные и отталкивающие. Цитата, демонстрирующая пессимистичность французского поэта, – «Человек должен низко пасть, чтоб поверить в счастье». Еще одна книга основоположника декаданса, изданная в 1957 году, – «Поэма в прозе». Но она уже не имела такого широкого успеха.

«Парижский сплин» – сборник, увидевший свет в 1960 году. В книгу вошли стихотворения в прозе («Толпы», «Старый паяц», «Чужеземец», «Игрушка бедняка»). «Мое обнаженное сердце» – собрание дневниковых записей. Обе книги поэт не завершил. Болезнь, неудачи в личной жизни лишили его последних сил.


Бодлер – первый литератор, уделивший в своём творчестве внимание воздействию гашиша на сознание человека. В конце 40-х он посещал клуб, участники которого активно принимали запрещенные сегодня препараты. Сам же употреблял гашиш всего несколько раз в жизни. Теофиль Готье утверждал, что сомнительное счастье гашишиста у Бодлера вызывало отвращение. Правда, в начале 50-х поэт распробовал опиум. Но от этого пристрастия ему удалось избавиться.

Об опыте применения психотропных препаратов он написал несколько статей, вошедших в книгу «Искусственный рай». Эссе о вине и гашише было написано в 1951 году. Спустя семь лет Бодлер посвятил воздействию наркотического средства еще одно произведение. Он полагал, что на сознание человека препарат оказывает интересное действие. Однако его применение несовместимо с творческой деятельностью. Иного мнения он придерживался относительно вина. Поэт утверждал, что алкоголь делает человека открытым, одухотворенным, счастливым.

Личная жизнь

В биографии Шарля Бодлера неизменно упоминается имя Жанны Дюваль. Актриса стала музой французского поэта. Он посвятил ей множество произведений: «Шевелюра», «Балкон», «Танцующая змея». Обворожительная креолка вдохновила его и на создание стихотворения «Падаль» из сборника «Цветы зла». Они познакомились в начале 40-х, но семья Бодлера не приняла Жанну. Мать сделала всё, дабы разлучить их. Однажды поэт-декадент даже предпринял попытку суицида.


Бодлер не расставался с Дюваль до конца жизни. Он человеком был расточительным, ввязывался в сомнительные проекты. Родственники выплачивали ему ежемесячно сумму, которая быстро иссякала. Большую часть жизни Бодлер провел в нищете. К тому же, как и Жанна, страдал сифилисом.

Смерть

В середине 60-х Шарль Бодлер покинул Париж. Последние годы своей жизни провел в Бельгии. Состояние ухудшалось, болезнь стремительно разрушала тело больного. Однажды на улице он потерял сознание. В апреле 1866 года Бодлера госпитализировали, но вскоре перевезли в гостиницу. Разум автора «Цветов зла» постепенно угасал. Поэт перестал вставать с постели, не произносил ни слова.


В 1867 году Бодлера поместили в лечебницу для душевнобольных. 31 августа он скончался. Могила великого французского поэта находится на легендарном парижском кладбище, ставшем последним пристанищем для знаменитейших французов, – в Монпарнасе.

Библиография

  • 1847 - «Фанфарло».
  • 1857 - «Цветы зла».
  • 1857 - «Поэмы в прозе»
  • 1860 - «Парижский сплин»
  • 1860 - «Искусственный рай»
  • 1864 - «Мое обнаженное сердце»

Цитаты

«Обожаю девок и ненавижу философствующих дам».
«Женщина противоположна денди. А значит, она отвратительна».
«Довод в пользу Бога. Ничто не существует бесцельно».
«Суеверие – вместилище всяческих истин».
«Робеспьера ценят только за то, что он произнес несколько красивых фраз».

(1821—1867)

Шарль Бодлер родился в Париже в семье состоятельного чиновника. Ранняя смерть отца и вторичное замужество матери омрачили детство впечатлительного, нервного ребенка. Позже бунтарские настроения, которые поэт разделил с поколением 40-х годов, обострили семейный конфликт, привели к тому, что отчим — генерал, человек реакционных взглядов, приобрел в глазах Бодлера смысл символа, знаменующего собой все то, что было поэту ненавистно в Июльской монархии. Приняв решение с оружием в руках бороться за республику, поэт считал, что по ту сторону баррикад стоит генерал Опик. И однако ему не удалось разрубить гордиев узел своих отношений с семьей, с буржуазным обществом. Это явственно сказалось в ходе и особенно на исходе событий, связанных с революцией 1848 г.

Судьба Бодлера в 1848—1852 гг. весьма драматично отразила участь той части французской интеллигенции, которая разделила гнев и иллюзии народа, вместе с ним сражалась за свержение трона, возлагала утопические надежды на республику, сопротивлялась узурпации власти Луи Бонапартом, натолкнувшись, наконец, на горечь и унижение капитуляции. Бодлер был на левом фланге. Он не только участвовал в баррикадных боях февраля и затем сотрудничал в республиканской прессе. Он вступил в организованное Бланки «Центральное республиканское общество», а когда в июне 1848 г. парижский пролетариат вышел сражаться за свои права, поэт стал участником баррикадных боев. В это время Бодлер пишет статьи о необходимости сблизить искусство с жизнью, отрицает созерцательность и противопоставляет ей активность в утверждении добра. В августе 1851 г. Бодлер печатает статью о рабочем поэте Пьере Дюпоне, в чьих песнях «прозвучали, как эхо, все горести и надежды нашей революции». Эта статья безусловно выражает тогдашние идеи Бодлера о миссии поэта. Идеи эти устойчивы. О том свидетельствует появившаяся в январе 1852 г. статья «Языческая школа» — памфлет против собратьев по перу, равнодушных к политической борьбе своего времени, занятых лишь узко профессиональными вопросами. Одновременно Бодлер отстаивает идею «современного искусства». Эта мысль встречается у него не впервые. Уже в статьях, написанных до 1848 г., он говорил о необходимости для художника быть современным. Теперь, однако, этот тезис уточняется, приобретает новый социальный оттенок, о чем свидетельствует не только статья о Дюпоне, но и опубликованный вслед за статьей «Языческая школа» и в том же периодическом издании («Театральная жизнь» за февраль 1852 г.) стихотворный диптих — «Два сумеречных часа» (впоследствии поэт разделил его на два стихотворения — «Вечерние сумерки» и «Предрассветные сумерки»).

Предметом поэзии здесь является современный Париж, представляемый в разных ракурсах и поворотах. Парижская улица дана то в ее общих характерных очертаниях, то в привычных бытовых эпизодах, в сценках, увиденных через оконное стекло, в беглых портретах прохожих Картина многолика, многосоставна. Городской пейзаж, приземлению будничный, насыщенный грубыми деталями, перерастает в символ, полный волнующих загадок, побуждающий поэта тревожно искать, задумываться о мире, им воссозданном. Лиризм диптиха сложен: мрачное открытие грязного, отвратительного сочетается с ощущением полноты жизни, могущества ее природных начал, их взаимопереходов, контрастов. Поэт живописует, вопрошая, хотя и не ставит прямых вопросов, как не дает и прямых ответов. Важна композиция диптиха. Он начинается с упоминания о тех, кто имеет право на отдых после дневных трудов. Это — рабочий, ученый. В конце диптиха утренний Париж уподоблен труженику, берущему в руки орудие труда. День принадлежит созиданию — таков оптимистический смысл движения авторской мысли, воплощенный композицией диптиха. Но предмет изображения — не труд, не созидание, а повседневность, подчеркнуто бездуховная, чуждая воспарениям сердца или ума. Когда через несколько лет, готовя книгу «Цветы зла», поэт разобьет диптих и разъединит стихотворения даже композиционно, эта тенденция усилится. Но и в 1852 г. она чувствуется достаточно определенно, означая конец революционного периода деятельности Бодлера.

Нельзя, однако, сказать, что отказ от недавнего прошлого давался легко. В конце 1852 г. опубликована поэма «Отречение святого Петра» — парафраза известной евангельской легенды об отступничестве Петра, который не признался схватившей Иисуса страже в знакомстве с ним. В противовес легенде, Бодлер не говорит о малодушии Петра, а трактует его поступок как жест протеста против покорности жертвы палачам. В финале поэмы поэт с печалью констатирует, что не ценит этот мир, «где действие не в ладу с мечтой». Но вместе с тем он хотел бы расстаться с жизнью, «держа в руке меч, и погибнуть от меча», т. е. принять смерть в бою.

Итак, глубокое разочарование в возможности действием утвердить идеалы, недавно еще вдохновлявшие его, сочетается с упорством в бунте против мрачных сил, которые одержали верх и торжествуют. Подобная мятежность пройдет через все последующее творчество Бодлера. Хотя он навсегда отходит от былых революционных увлечений и отворачивается от политики, как таковой, один из разделов строго продуманной по композиции поэтической книги «Цветы зла» (1857) получил название «Бунт». Помимо «Отречения святого Петра», в этот раздел вошли поэмы «Авель и Каин» и «Литании Сатане». Триптих написан в традициях романтизма, с его приверженностью к христианской символике, трактуемой свободно, часто полемично по отношению к церковному канону. Здесь Сатана и Каин предстают прежде всего как бунтари. Бросается в глаза и антибуржуазная тенденция, особенно сильно выраженная в поэме «Авель и Каин», по-видимому, созданной сразу же после июньского восстания 1848 г. Поэт делит людей по полюсам богатства и нищеты, праздности и труда, благоденствия и страданий. Его сочувствие «расе Каинов», т. е. тем, кто трудится и голодает, несомненно. Более того, финал поэмы — предсказание ниспровержения земной и небесной иерархии.

Сам факт публикации этой поэмы в двух прижизненных изданиях книги «Цветы зла» (1857, 1861) очень важен для понимания умонастроений Бодлера после 1852 г., так как показывает, что поэт не вовсе зачеркнул идеалы и надежды своей молодости. Однако характер стихотворений, написанных после 1852 г., изменился. Усилилась субъективность творческого поиска. Поэт настаивает на особом, очень важном значении правды, которую он, в силу своего таланта и особой организации души, может поведать людям. Но какова эта правда? Бодлер высказывался на этот счет не слишком внятно. Когда в 1857 г. «Цветы зла» были объявлены аморальной книгой и организован суд над ней, поэт писал, что в целом его стихи преисполнены «отвращением ко злу», но позже в набросках для предисловий ко второму и третьему изданиям подчеркивал, что его увлекала возможность «извлечь красоту из зла». Где же истина? По-видимому, в первом случае Бодлер стремился защититься от пристрастных судей, а во втором — отдавал дань склонности к эпатажу, характерному для друзей его юности, «малых романтиков», среди которых он особо выделял Теофиля Готье.

Известно, что после 1852 г. Бодлер сблизился с Готье и гораздо спокойнее, чем раньше, даже сочувственно относился к культу совершенной, неподвижно величавой красоты, отличающей эстетику Готье. Однако главное направление творческих исканий автора «Цветов зла» не совпадало с принципами будущих кумиров парнасской школы. Даже отказавшись от многих идеалов молодости, Бодлер остался верен требованию быть современным, выдвинутому им в 40-х годах. Причем на этом новом этапе творчества особый акцент приобретает сформулированное им еще в статье «Салон 1846 года» толкование современности прежде всего как современной манеры чувствовать. Отдельные стихи и целые разделы книги «Цветы зла» свидетельствуют о широте той сферы чувств, которую она захватывает. Поэта привлекают проблемы эстетики, философии, социальной жизни, пропущенные через эмоциональный мир человека. Он не отвергает свой былой опыт, даже если отчужденно относится к событиям и явлениям, ранее его живо волновавшим. Таков уже упомянутый раздел «Мятеж», столь непосредственно связанный с участием Бодлера в революции 1848 г. Если рассматривать «Цветы зла» в аспекте биографии автора, то можно сказать, что он опирается на «память души», не считая возможным исключить из сферы «современных чувств» те, что возникают в связи с перипетиями политической и социальной жизни. Но не случайно эта сторона в его книге не доминирует. В 1852—1857 гг. в бодлеровской концепции «личность — общество» акценты смещаются. Его теперь волнует не их прямое столкновение, а глубины и тайны, причем интимный мир человека предстает как «волнение духа во зле» (так охарактеризована книга в письме поэта к адвокату, защищавшему на суде «Цветы зла»).

Естественно, что «Цветы зла» давали основание для сопоставлений с личной биографией автора. Они есть уже в открывающем книгу философско-эстетическом цикле стихотворений, где концепция поэтического творчества предстает как непрестанное борение антиномий не только абстрактно-интеллектуального порядка, но и плана личного, как столкновения грубого диктата реальности, сгибающего и уродующего творца. Еще очевиднее биографические моменты в интимной лирике. И тем не менее Бодлер глубоко прав, настаивая на необходимости разделять лирического героя и автора «Цветов зла». Ставя целью обнаружение сущности современной жизни, поэт не просто воссоздает пережитое. Он сгущает противоречия и трагизм реальности. А поскольку социальный и политический аспект отодвинут на второй план, моральный начинает превалировать. И в этой связи порой возникают поразительные парадоксы. Много сил души отдано воссозданию ее темных сторон. Поэт убежден, что бросает в лицо буржуа неприглядную правду о его подлинной сущности. Но издевательство над внешней благопристойностью порой переходит в сатанинский смех над сутью человека, даже в мучительство и самоистязание. А рядом стихотворения, исполненные добрых, высоких чувств, устремленные к идеалу. Лирический герой Бодлера предстает человеком, утратившим гармонию и единство душевной жизни. Это противоречие, если читать книгу «Цветы зла» как целое, является ее главным трагическим конфликтом, с горечью воспринимаемым автором. В разделе «Сплин и идеал» есть стихотворение «Гэаутонтимо-руменос», где об этой антиномии говорится в прямой форме. Там же констатируется ее безысходность. Но это стихотворение все же лишь частный случай: «Цветы зла» — книга опровержений и вопросов, а не деклараций и четких ответов. Этому соответствует выраженное в критических статьях Бодлера 50-х годов требование писать свободно, не связывая себя стереотипом — классическим или романтическим.

В «Цветах зла» чувствуется намерение расширить сферу поэзии, отведя в ней заметное место безобразному, отвратительному. Знаменитое стихотворение «Падаль» стало эпатирующим благонамеренную публику манифестом подобных устремлений. Но поэтика книги отнюдь не исчерпывается этим стихотворением. Отрицая классиков и романтиков, Бодлер одновременно обращается к их опыту, как, впрочем, и к опыту Бальзака или Эдгара По, Байрона, Гойи, Делакруа, художников Возрождения. Выражая свое представление о красоте в нескольких стихотворениях философско-эстетического цикла, которым открывается первый раздел «Цветов зла», поэт словно бы противоречит себе; он восхищен то спокойной величавостью и бесстрастием («Красота»), то движением и устремленностью ввысь («Воспарение»), то сложностью, зыбкостью, взаимопроникновением и переходами различных форм («Соответствия»). Эта нестабильность эстетического кредо отражает, с одной стороны, присущую Бодлеру в этот период абсолютизацию красоты, как таковой, а с другой — его поиски новой изобразительности, ярко проявившиеся в стремлении запечатлеть непосредственность ощущения («Экзотический аромат»), переживания («Гармония вечера») и одновременно передать через мгновенное и преходящее вечные и универсальные сущности. В искусстве слова Бодлер делает открытия, сопоставимые с открытиями живописцев-импрессионистов, а с другой стороны — вновь и вновь обращает свой взор к классицистическому типу художественного творчества, беря у него не только общую тенденцию, но и частности: строгость композиции, традиционность строфики, ритмического строя, рифмы. «Странный классик тех областей, которые сами по себе к классике не относятся», — сказал о Бодлере его современник Арсен Уссей.

Эта оценка, которая вполне могла бы быть отнесена к «Цветам зла», высказана по поводу книги поэм в прозе «Парижский сплин», созданных Бодлером в последние годы творчества (1857—1866). Об этом произведении говорят как о новом этапе развития французской просодии, утвержденном вскоре Рембо, а затем символистами. Бодлер, по сути дела, уже давал теоретическое обоснование верлибру, когда писал о «чуде поэтической прозы, музыкальной помимо ритма и рифмы, достаточно гибкой и скандированной, чтобы адаптироваться к лирическим движениям души, к прихотливости мечтаний и к скачкам мыслей». Но лирическая непринужденность бодлеровских поэм в прозе сочетается с их афористичностью как целого. В них всегда есть «мораль» как сюжетообразующий элемент, причем финальный вывод обычно ее не исчерпывает. «Парижский сплин» является своеобразной репликой французской моралистике XVII—XVIII вв., хотя о прямом подражании Ларошфуко или Лябрюйеру говорить рискованно. Зато есть убедительные доказательства влияния творчества Гюго, восхищение которым выражено в статьях начала 60-х годов. В «Парижском сплине» возникают образы обиженных, слабых, брошенных на дно большого города людей. Сострадание к ним является одним из ведущих мотивов бодлеровских поэм в прозе. Тема Парижа, и прежде всего Парижа бедняков, усиливается и в стихотворениях. Во втором издании «Цветов зла» (1861) появляется раздел «Парижские картины», где есть совсем новые стихотворения, в том числе посвященные Гюго, — «Семь стариков» и «Старушки»; потерянность человека, согбенного годами и нищетой, изображена там с огромным чувством. В этот период завязалась переписка Бодлера и Гюго. Изгнанник восхищался талантом своего корреспондента, говорил о их творческой близости, но и спорил с ним, защищая идею прогрессивного развития человека и человечества, зовя Бодлера вперед, в будущее. Но Бодлер считал этот путь для себя заказанным, ибо социальная несправедливость казалась ему теперь вечной, а прогресс он отождествлял с буржуазным преклонением перед производством материальных ценностей.

В тесной связи с этим возникает у позднего Бодлера идеал поэта — одинокого аристократа духа, способного благодаря таланту и особому складу души постичь суть окружающего его человеческого множества. Этот образ он создал в поэме «Толпы» и обосновал в одной из своих последних статей «Живописец современной жизни» (1859—1860). Но примечательно, что незадолго до того в стихотворении, получившем название «Эпиграф к осужденной книге» (сентябрь 1861), поэт с тревогой и сомнением обращался к близкому ему духовно читателю: «Жалей меня... Иль проклят будь!», тем обнаруживая условность позы холодного наблюдателя и свою потребность в сочувствии и понимании людей.

ВОСПАРЕНИЕ

Превыше туч, над всем земным ненастьем,

Превыше вод, лесов, долин и гор,

Превыше звезд, в космический простор,

С мужским невыразимым сладострастьем

Лети, мой дух, все выше, все вперед

И, как пловец, от счастья замирая,

Стремися вдаль, где ни конца, ни края,

Вослед кометам свой направь полет —

Туда, где свет, где воздуха избыток,

Где нет миазмов гиблой суеты,

Но где в огне текучей пустоты

Твой чистый, твой божественный напиток.

Среди забот и скуки бытия,

Чей гнет мы терпим только от бессилья,

Блажен, кого невидимые крылья

Уносят в лучезарные края,

Чья может мысль, туда, в простор небесный,

Как жаворонок, взмыть в единый миг,

Кто видит сверху жизнь и кто постиг



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...