Краткая история развития основных идей общего землеведения. История развития землеведения: античный период и средневековье

Идеи землеведения уходят корнями в глубинные пласты формирования географических знаний. Первые представления об ойкумене и есть начало землеведения. Пифагор и Аристотель сформировали и дали доказательство идеи шарообразности Земли. Эратосфен показал размеры планеты. Варен выделил «земноводный круг» в качестве объекта географии. А. Гумбольдт понимал природу Земли как единое целое. К. Риттеру принадлежит приоритет утверждения в науке термина «землеведение» (ErdKunde), хотя он понимал его содержание скорее как страноведение. Зональную структуру природных комплексов Земли обнаружил В.В. Докучаев.

Термин «землеведение» утвердился в отечественной географии благодаря переводу П.П. Семеновым на русский язык «Землеведения» К. Риттера. Долгое время в западноевропейской и русской географии «землеведение» и «география» рассматривались практически в качестве синонимов. В учебниках землеведения, например А. Зупана, основное внимание уделялось рассмотрению свойств атмо-, гидро- и литосферы, в пособии А.Н. Краснова, в дополнение к ним, еще и биосферы. И до сей поры, хотя сформулировано представление об объекте и задачах общего землеведения, структура многих учебников, в частности Л.П. Шубаева, Н.П. Неклюковой, С.С. Судаковой, основана на характеристике отдельных сфер Земли, почти без описания того общего, что объединяет земные сферы в единый комплекс.

Впервые сущность фактора, который пронизывает атмо-, гидро- и литосферу, связывает эти сферы в единую систему круговоротов и определяет их общие свойства, раскрыл В.И. Вернадский. Этот фактор - «живое вещество», а область его проявления - «биосфера».

Предпосылки формулирования учения о биосфере как о планетной оболочке складывались постепенно. Термин «биосфера» ввел в науку австрийский геолог Э. Зюсс для обозначения глобального мира обитания животных и растений. Но еще Ламарк понимал многостороннюю связь живых организмов со средой обитания. Глубокую связь между мертвой и живой природой обосновал В.В. Докучаев. По-новому представил биосферу Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), крупнейший естествоиспытатель XX в., самобытный философ, основоположник ряда научных направлений, в том числе биогеохимии.

С детства Вернадскому было свойственно высокое чувство общественной справедливости и свободомыслия. Он стал одним из организаторов партии конституционной демократии в России. Вернадский обладал удивительной прозорливостью. За 10 лет до открытия радиоактивности он писал о возможности «извлечь из природы» силы, способные не только «удесятерить» мощь человека, но и проявиться в «отталкивающем, путающем обличье». За 35 лет до испытания первой атомной бомбы Вернадский писал, что открываются «источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению». В 1922 г. Вернадский писал о неминуемом использовании атомной энергии и задавался вопросом: «Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которая неизбежно должна дать ему наука?» (Перельман, 1996. С. 318-319). Вопрос этот не потерял актуальности и в наше время.

В Петербургском университете и в почвенных экспедициях Вернадский прошел школу Докучаева, специализировался по минералогии и кристаллографии, в 1912 г. был избран действительным членом Академии наук. Как настоящего гения Вернадского волновали проблемы страны и проблемы мироздания. В 1915 г. под председательством Вернадского при Академии был образован Комитет по изучению естественных производительных сил, знаменитый КЕПС, - зародыш ряда академических институтов. В 1916 г. появилось понятие о «живом веществе», Вернадский заложил основы учения о биогеохимии.

В 1926 г. Вернадский опубликовал книгу «Биосфера», в которой обосновал стройное учение об этой специфической оболочке. «Биосфера - это область планеты, наиболее богатая, вероятно, действенной энергией, резко различного характера. В ней господствуют проявления живого вещества и космической силы... стратосфера, метаморфическая... оболочка, гранитная оболочка... это - былые биосферы» (Вернадский, 1965. С. 34, 35). Биогенная миграция атомов определяет сущность большинства систем биосферы. В ходе геологической истории в результате работы живого вещества возникла современная азотно-кислородная атмосфера. Живыми организмами обусловлен химический состав гидросферы, особенности рек и озер и даже, в определенной степени, Мирового океана. Огромные мощности карбонатных пород, углей и других углеводородных ископаемых являются непосредственными свидетельствами былого развития жизненных процессов. «На земной поверхности, - писал Вернадский, - нет химической силы более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным результатам, чем живые организмы, взятые в целом». Продуктом жизни является свободный кислород атмосферы. Он образовался в результате фотосинтеза. Не было бы кислорода, не происходили бы окислительные процессы. Значит, не было бы глин, песков, почв, не было бы сульфатов, гипсов, озерных солей. За период геологической истории растения очистили атмосферу от углекислого газа, и он оказался в значительной степени запрятанным в земных недрах. Атмосфера, гидросфера и литосфера - это не только среда обитания организмов, это части единого непрерывно развивающегося целого - биосферы. Вот в чем суть учения о биосфере. Живое вещество есть геологическая функция биосферы. Заключительным результатом эволюции биосферы является человек.

О природопреобразовательной роли человека Вернадский начал писать еще в студенческие годы. В 1888 г. он написал в реферате: «Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу; сила эта все возрастает, и предела ее возрастания не видно». Позже, в 1920 г. Вернадский записал: «Вся наша культура, охватывая всю поверхность земной коры, является созданием научной мысли и научного творчества». В 1925 г. в Париже он говорил о человеке как о планетной силе. «Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» (Николаев, 1996. С. 15, 18). Для обозначения «очеловеченной биосферы» Вернадский использовал термин «ноосфера», то есть сфера разума, предложенный французскими учеными Е. Ле Руа и П. Тейяр де Шарденом, наполнив его более богатым содержанием. Вернадский подготовил книгу «Научная мысль как планетное явление», опубликованную лишь в 1977 г.

В конце жизни Вернадский написал статью «Несколько слов о ноосфере», в которой определил место человека и его роль в мироздании. «Человечество как живое вещество неразрывно связано... с биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту... В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление... Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера" (Вернадский, 1965. С. 324, 327, 328). Размышляя, Вернадский записал: «...создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история... Человек впервые реально понял, что он житель планеты, и может - должен - мыслить и действовать... в планетном аспекте... Научная мысль есть часть структуры - организованности биосферы - и ее в ней проявление; ее создание в эволюционном процессе жизни является величайшей важности событием в истории биосферы, в истории планеты» (Вернадский, 1973. С. 32, 41). «Гениальный Вернадский соединил Космос, супер геосферу, биосферу, живое вещество и человека в единую систему, и в общем виде представленная им картина мира выглядит более убедительно, чем даже более поздние разработки других авторов. Ученый писал о космической организованности, в которой, по его выражению, нет случайности. Человечество и цивилизацию он считал закономерным результатом развития Космоса, проявлением его организованности и поэтому верил в возможность установления баланса между природой и человеком» (Горшков, Мочалова, 1998. С. 5).

Пространственные параметры биосферы В.И. Вернадского почти совпадают с географической оболочкой, ассоциируемой значительным числом географов с основным объектом географии. Учение о географической оболочке развивал А.А. Григорьев.

Землеведение в настоящее время является фундаментальной наукой, основой для развития других физико-географических дисциплин, в частности — почвоведения, ландшафтоведения, биогеографии, космического землеведения, геологии, метеорологии, океанологии, климатологии и других. Землеведение изучает строение планеты Земля, ее непосредственное окружение, а также географическую оболочку — среду деятельности человека. В настоящее время в окружающей среде наблюдается быстрое развитие негативных процессов, в частности, изменение климата, возрастание загрязнения и др.

Проблемы взаимоотношений человеческого общества и природы в наши дни как никогда актуальны. Для грамотного контроля за происходящими процессами необходимо прежде всего знать строение нашей планеты и законы, управляющие ее развитием. Земля — наш общий дом, а от современных действий человеческого общества будут зависеть качество и комфортность проживания нашего и будущих поколений.

Как наука Землеведение прошло длительный путь исторического развития. Проблемы строения Земли волновали ученых с глубокой древности. Уже в древнем Китае, Египте, Вавилоне составлялись изображения поверхности Земли. Планы города Вавилон, побережья Средиземного моря сохранились до сих пор. Землеописание, т. е. география (от. гео — греч. «Земля» и графил — «описание») активно разрабатывалось в Древней Греции. Многих ученых античного периода интересовал вопрос о форме Земли. Высказывались различные идеи, в частности, что Земля находится на трех слонах, которые стоят на черепахе, плавающей в океане, и другие.

Выдающийся древнегреческий ученый Аристотель (384- 322 гг. до н. э.) в труде «Метеорологика» высказал гениальные идеи о строении Земли, ее шарообразной форме, о существовании разных «сфер», проникающих друг в друга, круговороте воды, морских течениях, зонах Земли, причинах землетрясений и т. д. Современные идеи землеведения во многом подтверждают его догадки.

Многих ученых интересовал также вопрос о размерах Земли. Наиболее точные измерения были проведены Эратосфеном Киренским — древнегреческим ученым (около 276-194 до н.э.). Им были заложены основы математической географии. Он впервые вычислил окружность Земли по меридиану, и, что удивительно, полученные цифры близки современным вычислениям — 40 тыс. км. Эратосфен впервые употребил термин «географика».

Античная география выполняла в основном описательные функции. Значительную роль в развитии этого направления сыграли работы древнегреческого географа и астронома Клавдия Птоломея (около 90-168 до н. э.). В своем труде «Руководство по географии», включающем восемь томов, он предлагает различать географию и хорографию. География имеет дело с изображением всей известной части Земли и всем, что находится на ней. Хорография занимается подробным описанием местности, т. е. своего рода краеведением, по современным понятиям. Птоломей составлял различные карты, и именно его считают «отцом» картографии. Им были предложены несколько новых картографических проекций. Наибольшую известность принесла ему идея о геоцентрическом устройстве мира, считавшая центром мироздания Землю, вокруг которой вращаются Солнце и другие планеты.

Считается, что труды Птоломея завершают античный период в развитии географии, занимавшейся тогда в основном описанием вновь открытых земель.

В эпоху Великих географических открытий (XVI-XVII вв.) проявилось другое направление — аналитическое.

Началом формирования землеведения как самостоятельной научной дисциплины считается выход в свет в Голландии «Всеобщей географии» Бернхарда Варениуса в 1650 г. В этой работе представлены достижения в области астрономии и создания гелиоцентрической системы мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер). Наряду с этим обобщены результаты Великих географических открытий. Предметом изучения землеведения, по Б. Варениусу, является земноводный круг, состоящий из земли, воды, атмосферы, проникающих друг в друга. Однако значение человека и его деятельности было исключено.

Ведущей идеей этого периода был анализ взаимосвязей между различными частями природы. В разработке этой идеи большое значение имели работы Александра фон Гумбольдта (1769-1859), выдающегося немецкого ученого-энциклопедиста, натуралиста, путешественника. Есть мнение, что труды Б. Варениуса являются началом развития общего землеведения, а достижения Гумбольдта — это одна из замечательных вершин. А. Гумбольдт много путешествовал, изучал природу Европы, Центральной и Южной Америки, Урала, Сибири. Именно в его трудах доказано значение анализа взаимосвязей в качестве основной идеи всей географической науки. Анализируя взаимосвязи рельефа, климата, животного мира и растительности, А. Гумбольдт заложил основы географии растений и географии животных, учения о жизненных формах, климатологии, общего землеведения обосновал идею вертикальной и широтной зональности. В его работах «Путешествие в равноденственные области Нового света», т. 1-30 (1807-1834) и «Космос» развивается идея о земной поверхности как особой оболочке, где не только существует взаимосвязь, но и взаимодействие земли, воздуха, воды, наблюдается единство неорганической и органической природы. А. Гумбольдт впервые употребляет термины «жизнесфера», что по смыслу соответствует современному «биосфера», и «сфера разума», соответствующий «ноосфере».

Книга А. Гумбольдта «Картины природы» никого не может оставить равнодушным, поскольку в ней сочетаются достоверные факты и высокохудожественные описания природы. Его считают основоположником художественного ландшафтоведения.

Основателем первой кафедры географии в Берлинском университете является живший в одно время с А. Гумбольдтом Карл Риттер (1779-1859). В своих широко известных трудах по землеведению он рассматривал Землю как жилище рода человеческого, существующего благодаря силе Божественного провидения.

К. Риттер ввел в науку термин «землеведение». Он пытался количественно определить пространственные соотношения между разными объектами.

В многотомном труде «Земля и люди. Всеобщая география» Э. Реклю (1830-1905) достаточно подробно описывает большинство стран мира. Он считается основоположником современного страноведения.

Из учебных пособий по землеведению, выходивших в XIX в., следует отметить работы Э. Ленца (1851), А. Рихтгофена (1883), Э. Ленда (1851). Однако эти авторы исключали из своих работ биогеографию.

В России в XVIII-XIX вв. развитие географических идей связано с именами выдающихся ученых М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, С. П. Крашенинникова.

Материалистический подход к изучению явлений и процессов в природе особенно ярко наблюдался в трудах М. В. Ломоносова (1711 — 1765). В работе «О слоях земных» (1763) он изложил законы формирования рельефа Земли, в целом соответствующие современным представлениям.

В XIX-XX вв. в России выходили труды по географии П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, В. А. Обручева, Д. Н. Анучина и др.

С 80-х годов XIX в. на передовых позициях в области общего землеведения оказалась Русская географическая школа. В работах В.В.Докучаева (1846-1903) «Русский чернозем» (1883) и А. И. Воейкова (1842-1916) «Климаты земного шара» вскрывается на примере почв и климата сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки.

В. В. Докучаев в конце XIX в. открыл закон мировой географической зональности. Это было выдающееся теоретическое обобщение. В. В. Докучаев полагал, что зональность является всеобщим законом природы. Этот закон распространяется как на органическую, так и неорганическую природу. Естественно-исторические зоны, существующие на земном шаре, являются пространственным выражением этого закона. Зеркалом закона мировой географической зональности являются почвы, отражающие взаимодействие живой и неживой природы. Год выхода монографии «Русский чернозем» — 1883 г. — считается годом рождения новой самостоятельной науки — почвоведения. В. В. Докучаев стал основоположником научного почвоведения. В его труде «Русский чернозем» доказывается, что почва — это самостоятельное естественно-историческое тело, возникшее вследствие взаимодействия пяти факторов почвообразования: 1) материнской породы; 2) климата; 3) рельефа местности; 4) живых организмов (микроорганизмов, растений, животных); 5) возраста страны. Впоследствии присоединился еше один фактор — хозяйственная деятельность человека. В. В. Докучаев пришел к выводу, что необходимо изучать не только отдельные факторы, но и закономерные связи и взаимодействия между ними. Он показал, что с почвенными зонами тесно связаны сельскохозяйственные области. Отсюда следует, что в каждой зоне сельское хозяйство имеет свои особенности и свои методы решения производственных задач.

Вместе с В. В. Докучаевым самостоятельно работали его ученики и последователи: А. Н. Краснов, В. И. Вернадский, Г. И. Танфильсв, Г. Н. Высоцкий, К. Д. Глинка, С. А. Захаров, Л. И. Прасолов, Б. Б. Полынов и др. В 1894 г. в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева) была создана кафедра почвоведения, которую возглавил В. Р. Вильяме (1863-1939). В его учебнике «Почвоведение», выдержавшем пять изданий, обосновывается идея тесной связи знаний о почвах с запросами земледелия. Ученик В. В. Докучаева и ботаника А. Н. Бекетова (Петербургский университет) А. Н. Краснов (1862-1914) в 1889 г. организовал кафедру географии в Харьковском университете, занимался изучением степей и зарубежных тропиков, создал Батумский ботанический сад. А. Н. Краснов обосновал черты научного землеведения, отличающие его от старой географии, в частности отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы, изучение генезиса (происхождения) явлений, а также изучение изменяющейся природы, а не статичной. Он создал первый русский учебник по общему землеведению для университетов. В учебнике А. Н. Краснов развивает новый взгляд на географию как науку, изучающую не отдельные явления и предметы, а географические комплексы — пустыни, степи и др.

Таким образом, на протяжении столетий — от Аристотеля до Докучаева — предмет изучения физической географии усложнялся от двумерной земной поверхности до объемной географической оболочки с тесными связями между компонентами, ее составляющими.

В учебнике «Курс физической географии» II. И. Броунов четко сформулировал идею о том, что наружная оболочка Земли состоит из четырех сферических составляющих: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы, проникающих друг в друга: отсюда задачей физической географии является изучение этого взаимодействия. Его идеи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие физической географии.

Мысль о том, что именно природная оболочка Земли является основным предметом изучения физической географии, развивалась постепенно, начиная с А. Гумбольдта.

Однако, что такое оболочка Земли, какие компоненты входят в нее, каковы ее границы, было неясно. Впервые эти вопросы были рассмотрены Андреем Александровичем Григорьевым (1883- 1968) в 1932 г. в статье «Предмет и задачи физической географии».

В этой статье А. А. Григорьев впервые предложил термин «физико-географическая оболочка», в частности, он полагал, что «земная поверхность представляет качественно особую вертикальную физико-географическую зону или оболочку, характеризующуюся глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса». В 1937 г. выходит монография А. А. Григорьева, в которой он лает подробное обоснование географической оболочки как основного предмета физической географии, рассматривает границы географической оболочки и методы ее изучения.

Примерно в это же время Л.С. Берг развивает учение В. В. Докучаева о географических зонах и разрабатывает учение о ландшафтах. Ряд ученых в конце 1940-х годов развернули дискуссию, пытаясь противопоставить учение А. А. Григорьева и Л. С. Берга. Однако в фундаментальной работе С. В. Калесника «Основы общего землеведения» (1947, 1955) было доказано, что эти два направления не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Качественно новый этап в изучении географической оболочки наступил после запусков искусственных спутников Земли, полета 12 апреля 1961 г. Юрия Алексеевича Гагарина, выведения многочисленных лабораторий в ближний и дальний космос. Это дало возможность изучать географическую оболочку со стороны. Всех космонавтов восхищала красота Земли, наблюдаемая из космоса, и вместе с тем очевидным стало глобальное загрязнение человеком ее поверхности. Сохранение чистоты географической оболочки стало насущной задачей человечества, а теория охраны окружающей человека среды — основой современного землеведения.

Сегодня — это одна из основных отраслей в системе географических наук, изучающая закономерности географической оболочки, ее пространственно-временную организацию и дифференциацию; круговорот веществ, энергии и информации; ее функционирование, динамику и эволюцию. Современное землеведение исследует геосферы, слагающие географическую оболочку, следит за их состоянием, составляет региональные и глобальные прогнозы ее развития.

Все эти задачи землеведения решаются на базе как традиционных и новых методов географических исследований (картографического, статистического, геофизического и др.), так и новейших достижений геоинформатики, дистанционного зондирования, космического землеведения.

Развитие общего землеведения как науки неотделимо от развития географии. Поэтому задачи, стоящие перед географией, являются в той же мере и задачами общего землеведения.

Всем наукам, в том числе и географии, свойственны три ступени познания:

– сбор и накопление фактов;

– приведение их в систему, создание классификаций и теорий;

– научный прогноз, практическое применение теории.

Задачи, которые ставила перед собой география, изменялись по мере развития науки и человеческого общества.

Античная география в основном имела описательную функцию , занималась описанием вновь открытых земель. Эту задачу география выполняла до Великих географических открытий 16–17 вв. Описательное направление в географии не потеряло своего значения и в настоящее время. Однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление – аналитическое : первые географические теории появились в античное время. В этот период появились первые географические труды Геродота, Пифея, Аристотеля, Эратосфена, Гиппарха, Страбона и несколько позднее Птолемея.

Аристотель (философ, ученый, 384–322 до н.э.) – основоположник аналитического направления в географии. Его труд «Метеорологика», по существу курс общего землеведения, в котором он говорил о существовании и взаимном проникновении нескольких сфер, о круговороте влаги и образовании рек за счет поверхностного стока, об изменениях земной поверхности, морских течениях, землетрясениях, зонах Земли. Аристотель одним из первых предположил, что форма Земли – шар. Эратосфену (275–195 до н.э.) принадлежит первое точное измерение окружности Земли по меридиану – 252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км.

Большую и своеобразную роль в развитии общего землеведения сыграл древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90–160 н.э.), живший в период расцвета Римской империи. К. Птолемей различал географию и хорографию. Под первой он подразумевал «линейное изображение всей ныне известной нам части Земли, со всем тем, что на ней находится», под второй – подробное описание местностей; первая (география) имеет дело с количеством, вторая (хорография) – с качеством. К. Птолемеем были предложены две новые картографические проекции, на которых нанесена градусная сетка и показано большое количество географических объектов, за что его заслуженно считают «отцом» картографии. «Руководство по географии» (в основе геоцентрическая система мира) К. Птолемея из 8 книг завершает античный период в развитии географии.

В течение длительного периода средневековья (раннего III – XI вв и позднего XI – XV вв) в разных государствах и регионах развитие географии и накопление сведений о Земле были неодинаковыми. Больше других пострадала Европа, где церковь преследовала науку и отвергала многие полученные ранее знания из области естествознания, например, о шарообразности Земли, установленные очертания материков и т.д. В то же время средневековая география стран Центральной и Восточной Азии активно развивалась под влиянием торговли, строительства городов, издания книг и карт. К значительным трудам этого времени относятся работы Масуди, Бируни. Идриси, Ибн-Баттуты. Наиболее интересные сведения были собраны Марко Поло о Китае, Индии, Цейлоне и Аравии (1271-1295) и Афанасием Никитиным об Иране и Индии (1466-1478).

Переход от феодальных отношений к капиталистическим, развитие товарного производства, поиски новых торговых путей явились основными предпосылками эпохи Великих географических открытий XV-XVII вв. Основные вехи этой эпохи:

Открытие Америки экспедициями Х. Колумба (1492-1504);

Открытие Васко де Гама морского пути в Индию (1497-1498);

Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1520);

Открытие Сибири и Дальнего Востока походами Ермака (1581), И. Москвина (1639), С. Дежнева (1648), Е. Хабарова (1650-1653).

Поиски северо-западного и северо-восточного путей в Индию (экспедиции Дж. Кабота, Г. Гудзона, А. Баренца).

Помимо открытий достижениями географии являлось широкое использование навигационных приборов и карт. Изобретение книгопечатания привело к появлению печатных карт и атласов. Повышению точности карт способствовало использование картографических проекций, основные заслуги в разработке которых принадлежат фламандскому картографу Г. Меркатору (1512-1594). Основными центрами развития географии были Венеция, Флоренция, Нидерланды. Известные европейцам территории земного шара в результате Великих географических открытий увеличились в шесть раз. Было изучено 60 % всей суши, а также практически вся акватория Мирового океана.

Промышленная революция в капиталистических странах Европы, активная торговля колониальных держав (Португалии, Испании, Англии, Франции, Голландии), а также успехи науки оказывали большое влияние на дальнейшее развитие географии. Продолжались крупные экспедиции с открытием Австралии и многих островов Тихого океана (Дж. Кук), изучением севера Евразии, Камчатки, Сахалина (П. Крузенштерн и Ю. Лисянский, В. Беринг, И. Прончищев, Д. Лаптев, С. Челюскин, Г. Шелихов), открытием Антарктиды (Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев). Крупные успехи были достигнуты в изучении внутренних частей Азии (Н. Пржевальский, П. Семенов-Тяньшанский, В. Обручев), Африки (Д. Ливингстон, Г. Стэнли, В. Юнкер, Е. Ковалевский, Н. Вавилов), Южной Америки (А. Гумбольдт, А. Веспутчи).

На рубеже XVI и XVII вв. начинают оформляться контуры землеведения. В 1650 году в Голландии Бернхард Варений (1622–1650) публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчет времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую картину мира. Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями – землей, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география. Отдельные области – предмет частной географии.

В XVIII–XIX вв., когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции : географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории. Через полтора столетия после Варения развертывается научная деятельность А. Гумбольдта (1769–1859). А. Гумбольдт – ученый-энциклопедист, путешественник, исследователь природы Южной Америки – представлял природу как целостную, взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга его состоит в том, что он вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосвязей между растительностью и климатом, он заложил основы географии растений; расширив диапазон взаимосвязей (растительность – животный мир – климат – рельеф), обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. В своем труде «Космос» Гумбольдт сделал первый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность (предмет географии) как особую оболочку, развивая мысль не только о взаимосвязи, но и о взаимодействии воздуха, моря, Земли, о единстве неорганической и органической природы. Ему принадлежит термин «жизнесфера», по своему содержанию аналогичный биосфере а также «сфера разума», получивший много позже название ноосфера.

В одно время с А. Гумбольдтом работал Карл Риттер (1779–1859), профессор Берлинского университета, основатель первой кафедры географии в Германии. К Риттер ввел в науку термин «землеведение», стремился количественно оценить пространственные соотношения между различными географическими объектами. К. Риттер создал научную школу, в которую входили такие крупные географы, как Э. Реклю, Ф. Ратцель, Ф. Рихтгофен, Э. Ленц, внесшие значительный вклад в понимание географических особенностей отдельных частей Земли и обогатившие содержание теоретического землеведения и физической географии.

Развитие географической мысли в России в XVIII-XIX вв. связано с именами крупнейших ученых – М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, С.П. Крашенинникова В.В. Докучаева, Д.Н. Анучина, А.И. Воейкова и др. М.В. Ломоносов (1711–1765) в отличие от К. Риттера был организатором науки, великим практиком. Он исследовал солнечную систему, открыл атмосферу на Венере, изучал электрические и оптические эффекты в атмосфере (молнии). В труде «О слоях земных» ученый подчеркнул важность исторического подхода в науке. Историзм пронизывает все его творчество, независимо от того, говорит ли он о происхождении чернозема или о тектонических движениях. Законы формирования рельефа, изложенные М.В. Ломоносовым, до сих пор признаются учеными-геоморфологами. М.В. Ломоносов является основателем МГУ.

В.В. Докучаев (1846–1903) в монографии «Русский чернозем» и А.И. Воейков (1842–1916) в монографии «Климаты земного шара, в особенности России» на примере почв и климата вскрывают сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки. В конце 19 ст. В.В. Докучаев приходит к важнейшему теоретическому обобщению в общем землеведении – закону мировой географической зональности, он считает зональность всеобщим законом природы, который распространяется на все компоненты природы (в том числе и неорганические), на равнины и горы, сушу и море.

В 1884 г. Д.Н. Анучин (1843–1923) в МГУ организует кафедру географии и этнографии. В 1887 г. кафедру географии открывают в Петербургском университете, год спустя – в Казанском. Организатором кафедры географии в Харьковском университете в 1889 г. стал ученик В.В. Докучаева А.Н. Краснов (1862-1914), исследователь степей и зарубежных тропиков, создатель Батумского ботанического сада, в 1894 г. стал первым в России доктором географии после публичной защиты диссертации. А.Н. Краснов говорил о трех чертах научного землеведения, отличающих его от старой географии:

– научное землеведение ставит задачей не описание разрозненных явлений природы, а отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы;

– научное землеведение интересует не внешняя сторона явлений природы, а их генезис;

– научное землеведение описывает не неизменную, статичную природу, а природу изменяющуюся, имеющую свою историю развития.

А.Н. Краснов – автор первого русского учебника для университетов по общему землеведению. В методологическом введении к «Основам землеведения» автор утверждает, что география изучает не отдельные явления и процессы, а их сочетания, географические комплексы – пустыни, степи, области вечных снегов и льдов и т.п. Такой взгляд на географию как науку о географических комплексах был новым в географической литературе.

Наиболее четко мысль о наружной оболочке Земли как предмете физической географии была высказана П.И. Броуновым (1852–1927). В предисловии к курсу «Общая физическая география» П.И. Броунов писал, что физическая география изучает современное устройство наружной земной оболочки, состоящей из четырех концентрических сферических оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Все эти сферы проникают одна в другую, обуславливая своим взаимодействием наружный облик Земли и все происходящие на ней явления. Изучение этого взаимодействия – одна из важнейших задач физической географии, делающая ее вполне самостоятельной, отличающей ее от геологии, метеорологии и др. родственных наук.

В 1932 г. А.А. Григорьев (1883–1968) выступает со статьей «Предмет и задачи физической географии», в которой говорится о том, что земная поверхность представляет собой качественно особую вертикальную физико-географическую зону или оболочку. Она характеризуется глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса. Несколько лет спустя А.А. Григорьев (1937) обоснованию географической оболочки как предмета физической географии посвящает специальную монографию. В его же работах нашел обоснование и основной метод исследования ГО – балансовый метод, в первую очередь радиационный баланс, баланс тепла и влаги.

В эти же годы Л.С. Бергом (1876–1950) закладывались основы учения о ландшафте и географических зонах. В конце 40-х годов предпринимались попытки противопоставить учения А.А. Григорьева о физико-географической оболочке и физико-географическом процессе и Л.С. Берга о ландшафтах. Единственно правильную позицию в развернувшейся дискуссии занял С.В. Калесник (1901–1977), показавший, что эти два направления не противоречат друг другу, а отражают разные стороны предмета физической географии – географической оболочки. Данная точка зрения нашла воплощение в фундаментальном труде С.В. Калесника «Основы общего землеведения» (1947, 1955). Работа во многом способствовала широкому познанию географической оболочки как предмета физической географии.

Продолжающаяся дифференциация географии привела к детальным разработкам ее отдельных частей. Появились специальные исследования ледникового покрова и его палеогеографического значения (К.К. Марков), геофизического механизма дифференциации земной поверхности по географическим зонам и высотной поясности (М.И. Будыко), истории климата на фоне изменений географической оболочки в прошлом (А.С. Монин), ландшафтных систем мира в их единстве и генетических различиях (А.Г. Исаченко), ландшафтной оболочки, как части географической оболочки (Ф.Н. Мильков). В эти годы был установлен периодический закон географической зональности Григорьева–Будыко, выявлена огромная роль биоорганического вещества в формировании специфических геологических образований далекого прошлого (А.В. Сидоренко), появились новые направления географии – космическое землеведение, глобальная экология и т.д.

Планета Земля как объект землеведения. Подходы к изучению связей и отношений в окружающем мире Землеведение – это раздел физической географии, который занимается изучением природы поверхности Земли и включает также физико-географическое страноведение, ландшафтоведение, геофизику и геохимию ландшафтов. Объектом его исследования служит географическая оболочка – целостная непрерывная оболочка Земли, среда жизнедеятельности человека, охватывающая нижние слои атмосферы, верхние толщи литосферы, почти всю гидросферу и всю биосферу, в которой происходит глубокое взаимопроникновение и активное взаимодействие ее составных частей (отдельных оболочек, или геосфер), рассматриваемая как единое целое, как динамическая система. Все сферы взаимопроникают друг в друга и взаимодействуют между собой. Единая неразрывная географическая оболочка неоднородна и имеет очень сложное строение. Наибольшей сложностью отличается слой самого тесного контакта всех внешних оболочек Земли. Это объясняется тем, что компоненты географической оболочки (горные породы и образованный ими рельеф, а также вода, воздух, почва, живые организмы и сам человек) – в результате неодинакового развития ее различных участков образуют сочетания разной сложности и разной величины. Такие исторически сложившиеся сочетания природных компонентов называются природными или физико-географическими комплексами (тайга, степь, саванна, джунгли и т.д.). Географическая оболочка состоит, как мозаика, из множества относительно самостоятельных, простых и сложных, мелких и крупных природных комплексов, сама, являясь, самым крупным природным комплексом. Землеведение изучает ее пространственно-временую организацию, пространственную дифференциацию, круговороты вещества, энергии и информации, функционирование, динамику и эволюцию, а также роль человеческого общества в трансформации географической оболочки. Следовательно, предметом выступает выявление закономерностей и взаимосвязей основных компонентов географической оболочки, а именно ее оболочек атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы. Ф-ции и задачи географии: 1) познавательная, информативная – как устроен мир; 2) установление законов и закономерностей пространственно-временной организации ландшафтной оболочки Земли; 3) конструктивная – оптимизация территориальной организации общества; 4) географические прогнозы; 5) обеспечение сохранения среды обитания человека, сохранение ландшафтного разнообразия; 6) учебно-воспитательная.

География в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества

География – система естественных и общественных наук о природе, населении и хозяйстве Земли. Изучает структуру, функционирование и эволюцию ландшафтной сферы Земли, взаимодействие и распределение в пространстве-времени ее отдельных частей – природных и природно-общественных геосистем и компонентов.

Ф-ции и задачи географии: 1) познавательная, информативная – как устроен мир; 2) установление законов и закономерностей пространственно-временной организации ландшафтной оболочки Земли; 3) конструктивная – оптимизация территориальной организации общества; 4) географические прогнозы; 5) обеспечение сохранения среды обитания человека, сохранение ландшафтного разнообразия; 6) учебно-воспитательная.
Система географических наук: физ. география и эк. география (картография, страноведение, география океана, историч. география).Физ: общая физич. география, ландшафтоведение (региональная физ. геогр.), палеография. Эк. география: общая соц-эк геогр., регион.соц-эк геогр., политич. география.

Отраслевые науки: топография, геоморфология, климатология, гидрология, гляциология, лимнология, география почв, биогеография, география промышленности, география с/х, география транспорта, география населения, география сферы обслуживания, география культуры, география поведения.

Прикладные геогр. дисциплины: медицинская геогр, мелиоративная геогр, рекреационная геогр, военная.


Античная география

В античное время значительно расширился географический кругозор людей. Этому способствовали, например, походы Александра Македонского на Ближний и Средний Восток, в Индию и Среднюю Азию (4 в. до н.э.). В походах принимали участие ученые, происходил сбор коллекций. Еще до Александра Македонского в 5 в. до н.э. Геродот совершал важные географические открытия и составлял карты. Он, в частности, побывал на северном побережье Черного моря.

В 6 в. до н.э.Пифагор впервые предположил, что Земля имеет шарообразную форму. В 4 в. до н.э. Аристотел ь доказал это, наблюдая лунное затмение (круглая тень) и расширение видимости при поднятии на большую высоту.

В античное время появились первые гидротехнические сооружения, существовала мелиорация и ирригация. Таким образом, уже в то время человек научился управлению режимом рек и др. видам воздействия на природу.

Ю.Г. Саушкин называет первым географом Древней Греции Гекатея ( 6-5 вв. до н.э.), который создал первые прозаические описания дальних стран.

Эратосфен , живший в 3-2 вв. до н.э., впервые ввел термин география. Под ней Эратосфен понимал современную физическую географию (термин «экономическая география» был введен в 1745 г. М.В. Ломоносовым). Эратосфен сделал географию точной наукой, изобретя градусную сеть, измерив Землю через дугу меридиана (он определил длину экватора с ошибкой всего на 310 км). Эратосфен также установил единство Мирового океана.

Римский ученый, грек по национальности,Страбон (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.) систематизировал знания накопленные путешественниками и учеными-географами за 4 века. 17 тт. его собрания сочинений были посвящены географии. Этот труд можно считать итогом всей географии античного периода. Одной из важнейших задач географии Страбон считал освоение территории. Однако главным он считал установление различий местностей, описание материков и морей и объяснение этих различий (хорологический подход). Страбон положил начало страноведению.

Птолемей четко разделял понятия географии и хорографии (в его понимании – страноведение). Под географией он понимал общую географию и картографию. Хорография, должна устанавливать особенности отдельных местностей, география – давать общие описания Земли. Птолемей ввел в науку понятие географической и картографической генерализации.


История землеведения. Вклад М.В.Ломоносова в развитие географии

Ученые Древней Греции уже за несколько веков до н.э. пришли к заключению о шарообразности Земли (Пифагор первым предположил, Аристотель – доказал). Тогда же была высказана идея о вращении Земли вокруг своей оси. Многие вопросы общ.землеведения отражены у Аристотеля (4 в. до н.э.) в его «Метеорологии» (взаимосвязь «сфер», круговорот влаги и образование рек за счет поверхностного стока, изменения земной поверхности, морские течения, землетрясения, зоны Земли). Эратосфен (3 в. до н.э.) впервые точно измерил окружность Земли по меридиану (252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км). Завершает античный период в развитии географии Птолемей (2 в. до н.э.) со своим «Руководством по географии», различал географию и хорографию, предложил 2 картографические проекции, его считают «отцом» картографии.

В 1650 г. Бернхард Варений в Голландии публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчет времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты ВГО и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую систему мира (Коперник, Галилей, Бруно, Кеплер). По Варению, предмет географии – земноводный круг (земля+вода+атмосфера).

Александр Гумбольдт (18-19 в.) – одна из вершин в развитии общего землеведения – ученый-энциклопедист, путешественник, исследователь природыЮж. Америки. Он представлял природу как целостную взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга: вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосвязей между растительностью и климатом, заложил основы географии растений, обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. Первым предложил употреблять изотермы в климатических характеристиках. Главный труд: «Космос» (остался незавершенным) – новый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность как особую оболочку, развивал мысль о взаимодействии воздуха, моря, земли, о единстве неорг. и орг. природы. Ввел термины «жизнесфера» и «сфера разума». Книга «Картины природы» - очерки о тропической природеЮж. Ам – выступает как основоположник художественного ландшафтоведения.

Карл Риттер (19 в.) – основатель первой кафедры географии в Германии. Земля – «жилище рода человеческого». В его представлении Земля и человек – дело божественного провидения.

М.В. Ломоносов (1711-1765) в 1763 г. в работе «О слоях земных» изложил законы формирования рельефа Земли, не расходящиеся с современными представлениями геоморфологов.

Рихтгофен (19 в.) – немецкий геоморфолог, исследователь Китая, автор эоловой гипотезы происхождения лёсса. В труде «Задачи и методы современной географии» определяет предмет географии как твердую земную поверхность, преобразованную взаимодействием с водой, воздухом и населяющими ее организмами. Общую географию делит на физ. геогр., биогеогр. и антропогеогр.

С 80-х годов 19 в. на передовые рубежи в области теории общего землеведения выходит русская география. Докучаев в «Русском черноземе» и Воейков в «Климатах земного шара, в особенности России» на примере почв и климата вскрывают сложный механизм взаимодействия компонентов геогр. оболочки. Докучаев приходит к важнейшему теоретическому обобщению в общем землеведении – закону мировой геогр. зональности. Считает, что этот закон распространяется на все компоненты природы, пространственным выражением закона называет естественно-исторические зоны, а зеркалом, отражающим взаимодействие живой и мертвой природы – почвы.

В 1884 г. Анучин в МГУ организует кафедру географии и этнографии. Позже кафедру географии открывают в Петербурге и Казани.

В 1889 г. организатором кафедры географии в Харьковском университете стал Краснов – ученик Докучаева. Прочитал лекцию «География как новая университетская наука». Говорит о трех чертах научного землеведения, отличающих его от старой географии: 1) научное землеведение ставит задачей не описание разрозненных явлений природы, а отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы; 2) научное землеведение интересует не внешняя сторона явлений природы, а их генезис; 3) научное землеведение описывает не неизменную, статичную природу, а природу, изменяющуюся, имеющую свою историю развития. Краснов – автор первого русского учебника для университетов по общему землеведению. Утверждает, что география изучает не отдельные явления и процессы, а их сочетания, географические комплексы.

В 1910 г. Броунов писал.что физическая география изучает современное устройство наружной земной оболочки, состоящей из четырех концентрических сферических оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.

Всеобщее признание географической оболочки как предмета физической географии относится к послеоктябрьскому периоду развития географии.

В 1932 г. Григорьев выступает с примечательной статьей «Предмет и задачи физической географии». Пришел к выводу, что земная поверхность представляет качественно особую вертикальную физико-географическую зону, или оболочку, характеризующуюся глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса. В его же работах нашел основание основной метод исследования геогр. оболочки – балансовый метод, в первую очередь радиационный баланс, баланс тепла и влаги. В эти же годы Бергом закладывались учения о ландшафте и географических зонах.

В 50-х годах в развитии общего землеведения наступил качественно новый этап. В 1957 г. – запуск первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. Гагарин первым из людей поднялся в Космос. Перед космонавтами предстала зримой уязвимость геогр. оболочки от антропогенных воздействий, отчтеливо проявился глобальный масштаб следов загрязнения ее человеком. Велением времени стала охрана геогр. оболочки. Наблюдения из космоса убедили в реальности геогр. оболочки как единого целого, функционирующего в результате взаимодействия литосферы, гидросферы и биосферы.

Океанография переросла в физическую географию Мирового океана, связанную с физ. геогр. материков едиными ландшафтно-географическими закономерностями. Установлен планетарный характер срединно-океанических хребтов, выявлены изприрода и роль в тектонической жизни земной коры в свете новой глобальной тектоники – тектоники литосферных плит. По-новому стала рисоваться структура океанических течений. Много открытий принесло изучение глубоководной фауны, которая оказалась богаче и разнообразнее, чем предполагалось. Также активному изучению подвергся ледовый вариант ландшафтной сферы. В Антарктиде круглогодично работают научно-исследовательские станции. С помощью искусственных спутников Земли получены характеристики верхних слоев атмосферы. Здесь обнаруживается система экранов, защищающих географическую оболочку от непосредственного воздействия солнечного ветра, рентгеновского и УФ-излучений, что позволило Ермолаеву различать геогр. пространство.

Современный этап в развитии общего землеведения совпадает по времени с ландшафтным этапом в развитии физ. геогр. Начало ландшафтному этапу было положено Первым Всесоюзным совещанием по вопросам ландшафтоведения в 1955 г.

Вклад Ломоносова в разивитие географии : С 1758 г. возглавлял им же созданный Географический департамент Петербургской АН. Организация географ.исследований России и обобщение полученных сведений, составление «Атласа Российского». Впервые предложил термин «экономическая география» в 1761 г. Благодаря Ломоносову в географических исследованиях основным методом стал экспедиционный, стали делаться точные измерения. Исторический подход к изучению природных явлений. Работы по демографии (1761 - «О сохранении и размножении Российского народа» - предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направл. на увеличение народонаселения России путем повыш. рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство). Автор «Географических запросов» (30 вопросов по губерниям) – 1761 г., «Экономический лексикон российских продуктов». В «Рассуждениях о большой точности моского пути» (1759) предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. В работе «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану» отметил важность для России освоения Северного морского пути.

Объект и предмет исследования, задачи и функции общего землеведения. Литература.

Землеведение – это теория географической оболочки как целостной системы возникновения и формирования собственно земных образований, являющихся носителем географической и иной разнообразной информации развития материи, что имеет принципиальное значение для естествознания в целом и географии в частности, позволяя использовать положения землеведения в качестве методологической основы общего и частотного географического анализа.

Географическая оболочка (вся газовая, водная, каменная окружающая нас среда, где происходят разнообразные явления и процессы, и функционируют живые организмы), т.е. её состав, структура, свойства, особенности формирования и развития, является объектом изучения общего землеведения.

Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.

Основной задачей является познание географической оболочки, ее структуры и пространственной дифференциации.

Первой задачей является изучение всех составляющих географической оболочки: атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы как целостного понимания географической оболочки. Эта задача обусловливает теоретическое содержание занятий, которые включают в себя сведения из отраслевых физико-географических наук (метеорологии и климатологии, океанологии и гидрологии суши, геоморфологии), данные о биосфере и учение о географической оболочке в традиционном понимании (собственно землеведение). Невозможно также обойти и основные положения астрономии, описывающие место Земли в Космосе.

Вторая задача – экологизация всей физико-географической информации о нашей планете, т.е. рассмотрение её сквозь призму сохранения и устойчивого развития географической оболочки и всех её составляющих (особенно биосферы) как среды для биоты и жизнедеятельности человека.

История развития землеведения: античный период и средневековье.

Античная география в основном имела описательную функцию, занималась описанием вновь открытых земель. Эту задачу география выполняла до Великих географических открытий 16-17 вв. Описательное направление в географии не потеряло своего значения и в настоящее время. Однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление – аналитическое: первые географические теории появились в античное время. Аристотель (философ, ученый, 384-322 до н.э.)– основоположник аналитического направления в географии. Его труд «Метеорологика», по существу курс общего землеведения, в котором он говорил о существовании и взаимном проникновении нескольких сфер, о круговороте влаги и образовании рек за счет поверхностного стока, об изменениях земной поверхности, морских течениях, землетрясениях, зонах Земли. Эратосфену (275-195 до н.э.) принадлежит первое точное измерение окружности Земли по меридиану – 252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км.


Большую и своеобразную роль в развитии общего землеведения сыграл древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90-168 н.э.), живший в период расцвета Римской империи. Птолемей различал географию и хорографию. Под первой он подразумевал «линейное изображение всей ныне известной нам части Земли, со всем тем, что на ней находится», под второй – подробное описание местностей; первая (география) имеет дело с количеством, вторая (хорография) - с качеством. Птолемеем были предложены две новые картографические проекции, его заслуженно считают «отцом» картографии. «Руководство по географии» (в основе геоцентрическая система мира) Птолемея из 8 книг завершает античный период в развитии географии.

Средневековая география основывается на догмах церкви.

В 1650 году в Голландии Бернхард Варений (1622-1650) публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчет времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую картину мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер). Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями – землей, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география. Отдельные области – предмет частной географии.

В 18-19 вв., когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции: географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории. Через полтора столетия после Варения развертывается научная деятельность А. Гумбольдта (1769-1859). А. Гумбольдт – ученый-энциклопедист, путешественник, исследователь природы Южной Америки – представлял природу как целостную, взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга его состоит в том, что он вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосвязей между растительностью и климатом, он заложил основы географии растений; расширив диапазон взаимосвязей (растительность - животный мир – климат - рельеф), обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. В своем труде «Космос» Гумбольдт сделал первый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность (предмет географии) как особую оболочку, развивая мысль не только о взаимосвязи, но и о взаимодействии воздуха, моря, Земли, о единстве неорганической и органической природы.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...