Мировой экономический кризис - на пути ко второй мировой войне. Урок "на пути ко второй мировой войне"

Главный узел противоречий был завязан ещё в конце Первой мировой войны, Версальская система давала все преимущества США, Великобритании, частично Франции. Германия и Россия были унижены, расчленены, Италия и Япония были недовольны результатами, хотелось большего. Созданы совершенно искусственные страны – Эстония, Латвия, Литва, Чехословакия, Польша. Созданы такие границы, которые постоянно приводили к территориальным спорам. Уже в 20-х годах в Венгрии, Болгарии, Греции, Италии, Португалии были установлены авторитарные и фашистско-нацистские режимы – это была попытка стран выжить в условиях жесткого кризиса, в 30-е годы к ним присоединились ещё несколько подобных режимов - в Испании, Германии, Финляндии.

Мир разделился на три группировки: в капиталистическом лагере выделилась «ось» Токио-Берлин-Токио (позднее к ним присоединились ещё несколько стран), «демократические» государства – Франция и Англия, с перспективой присоединения к ним США. И оба блока были антисоветскими и антикоммунистическими, для них СССР был врагом.

Япония уже не одно десятилетие вынашивала план «Великой Японии» и делала в этом направлении реальные шаги: в конце 19 столетия война с Китаем и захват ряда территорий, включая Формозу-Тайвань; в 1904-1905 гг. война с Российской империей, захват у неё Курильских островов, Южного Сахалина, получение под свой протекторат Корейского полуострова; в 1931 году захват Маньчжурии, создание зависимого государства Маньчжоу-го, плацдарма для дальнейшей экспансии против Китая и удара по СССР; в 1933 году вышла из Лиги Наций; в 1937 году нападение на Китай, захват огромных территорий Китая.

Гитлер уже через несколько дней после прихода к власти заявил: «Цель всей политики в одном: снова завоевать политическое могущество. Для этого должно быть нацелено всё государственное руководство (все органы!). Строительство вермахта – важнейшая предпосылка для достижения цели – завоевания политического могущества». Все в Третьем рейхе – экономика, идеология, пропаганда, общественно-политическая жизнь и даже мистические поиски - было направлено на подготовку к внешней экспансии, завоевательным войнам. В октябре 1933 года Германия вышла из Лиги Наций, в марте 1935 года, нарушив Версальские обязательства, ввела всеобщую воинскую повинность, и началось создание полумиллионной армии (было 100 тыс.). Гитлер в августе 1936 года издаёт меморандум о экономической подготовке к войне, в нём указывалось, что в четырёхлетний срок народное хозяйство страны должно быть готово к войне. Гитлер планировал сокрушить Францию, присоединив к Германии Северную Францию, Голландию, Данию, Швецию. На Востоке собирались завоевать жизненное пространство, проведя на захваченных территориях «беспощадную германизацию».

Германские военные уже с 1935 года разрабатывали планы войны: против Франции (план «Рот»), против Австрии («Отто»), против Чехословакии (план «Грюн»). Весной 1936 года вооружённые силы Германии заняли демилитаризованную Рейнскую область, летом 1936 года, вместе с итальянскими вооружёнными силами, поддержали мятежников в Испании. На стороне мятежников воевало до 150 тыс. итальянцев и около 50 тыс. немцев.

Готовилась к экспансии Италия: в 1934 году принят закон «О военизации итальянской нации», создаются планы о превращении Средиземного моря в «итальянское озеро», планы подчинения государств Балканского полуострова воле Рима. В 1935 году итальянская армия захватывает Эфиопию, укрепив позиции Рима в Африке и одновременно на стратегическом пути Средиземное море - Красное море - Индийский океан. В 1937 году Италия вышла из Лиги Наций.

Франция и Англия вели хитро-мудрую политику «умиротворения» агрессоров, планируя столкнуть Германию и её союзников с СССР и потом добить ослабевшего победителя или договориться с ним о разделе «добычи». Финансово-промышленные круги США, Англии, Франции, так называемый «финансовый интернационал», оказывали финансово-экономическую, технологическую помощь Германии, направляя её агрессию на Восток, делая Германию лидером «крестового похода» Европы против «большевизма».

Первый военный союз был создан в октябре 1936 года – «ось Берлин-Рим», Берлин признал захват Римом Эфиопии, намечены планы помощи мятежникам в Испании, разграничены «сферы влияния» на Балканском полуострове и в бассейне Дуная. В этом же году подписали «Антикоминтерновский пакт» между Токио и Берлином, в 1937 году к нему присоединился Рим. Этот союз имел антисоветскую направленность, стороны договорились, что, если одна из стран нападёт на СССР, другие обязались не помогать Советскому Союзу.

В марте 1938 года Третий рейх аннексировал Австрийскую республику, не встретив никакого мирового противодействия. В Берлине не скрывали своих планов в отношении Австрии, но попытки австрийского правительства в 1937 году получить поддержку во Франции и Англии провалились. За день до вторжения вермахта австрийские власти вновь обратились к Парижу и Лондону за помощью, но в Париже ответили, что ничем помочь не могут, Лондон ответил, что не даст никаких гарантий и даже совета. В конце сентября 1938 года «демократические» державы сдали свою протеже – Чехословакию. Даже Гитлер не ожидал такой легкости, говоря, что такое бывает лишь раз в . Он считал, что Англия и Франция воевать не будут за Чехословакию, но саму Чехословакию придётся подчинять военным путём.

Осенью 1938 года начался «данцигский кризис» с целью дипломатического нажима на Варшаву, немецкие СМИ развязали кампанию под общим лозунгом: «Данциг должен быть немецким»; военное руководство Рейха разрабатывает план захвата города. В следующем году Берлин потребует вернуть Данциг Германии и позволить провести в Восточную Пруссию шоссе и железную дорогу через так называемый «польский коридор».

В марте 1939 года вермахт захватил Чехословакию, Чехия стала частью Германской империи, Словакия превратилась в вассальное государство, был захвачен Мемель (Клайпеда). В апреле этого же года Италия напала на Албанию.

Западные правительства продолжали политику «умиротворения», но чтобы не оттолкнуть союзников – 31 марта Лондон заявил, что «гарантирует» независимость Польши, а затем Греции, Румынии, Турции. Эти «гарантии» дала и Франция. Одновременно велись тайные переговоры с Берлином, были заключены соглашения о ненападении. Поэтому Гитлер понимал, что «гарантии» Парижа и Лондона – это блеф, обман. С Советским Союзом велись переговоры, но для «отвода глаз», а не с целью заключить реальный военный союз.

3 апреля 1939 года начальник штаба верховного командования вермахта (ОКВ) Кейтель направил командующим сухопутными, военно-воздушными, морскими силами предварительный план войны с Польшей, план «Вайс» - «Белый план». 28 апреля 1939 года Берлин расторг польско-германский пакт о ненападении и англо-германское морское соглашение.

СССР вёл тяжёлую борьбу, направленную на то, что бы спасти Европу от сползания в Мировую войну, много усилий потратил на создание системы «коллективной безопасности». Предлагал военную помощь Чехословакии, Польше, Румынии, они её отвергли. Предлагал создать военный союз с Францией и Англией, этим заставив Гитлера остановить агрессию. Только когда в Кремле поняли, что войну не остановить, начали проводить политику, направленную на оттягивание момента вступления СССР в войну, на расширение «периметра безопасности», отодвигая границу на запад, подальше от Минска, Киева, Ленинграда и Москвы. Учитывала Москва и опасность с Востока – в 1938 году шли бои у Хасана, в августе 1939 года шла настоящая война на границах Монголии. Договор с Берлином наносил сильнейший удар по планам Токио, в Японии произошла смена правительства. Токио всё больше стал склоняться к мысли, что надо развивать экспансию на Юг, а не на Север. СССР одержал стратегическую победу, вызвав охлаждение в отношениях Берлина и Токио. Наносился удар и по плану Парижа с Лондоном – «умиротворить» Германию за счёт Советского Союза.

Берлин также был не против заключить пакт о ненападении с СССР, планируя сначала решить вопрос с Западным фронтом, а только потом ударить по Союзу. К тому же не допустить союза Парижа и Лондона с Москвой, который бы перечеркнул многие планы.

Источники :
История дипломатии. Тома 3-4. М., 1959-1979.
Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза. Документы, материалы. М., 1987.
Японский милитаризм. Военно-историческое исследование. М., 1972.

Мировой экономический кризис обострил международные отношения, привёл к появлению очагов новой войны. Однако лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть мирового сообщества не хотела её. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, всё зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал сам экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями надо было сообща. Однако в ходе кризиса выявилась неспособность к совместным действиям. Почти одновременно США установили самые высокие в американской истории таможенные пошлины, а Великобритания девальвировала свою валюту - фунт стерлингов - и попыталась установить такой обменный курс, который создал бы условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Восторжествовало стремление решать экономические проблемы не сообща, а по одиночке, когда каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других. В итоге возросло экономическое соперничество; способность к совместным действиям была подорвана.

Так учитывая истощение природных ресурсов и быстрый рост народонаселения, Япония давно искала пути для обеспечения своего будущего. В 1931г. она аннексировала обширную северо-восточную китайскую провинцию Манчжурию. В феврале 1933 года Япония демонстративно вышла из Лиги Наций. Однако предусмотренные на этот случай санкции против Японии так и не были введены.

Вооруженный конфликт у озера Хасан явился прямым продолжением вторжения Японии в Манчжурию, а затем в Северный и Центральный Китай. Японская сторона свои действия объясняла тем, что пограничная зона в районе озера Хасан является продолжением маньчжурской территории. Это противоречило соглашению России с Китаем 1886г. Япония свои необоснованные притязания решила утвердить силой.

29 июля 1938г. японцы вторглись на советскую территорию и заняли высоту Безымянная. 6-9 августа сопротивление японской пехоты было сломлено и советская территория очищена от захватчиков. Однако японские милитаристы продолжали свои провокации. Весной 1939г. Япония начала военные действия в районе реки Халхин-Гол, пытаясь захватить территорию Монгольской Народной Республики. Согласно Протоколу о взаимной помощи 1936г., советские и монгольские войска 20 августа 1939г. перешли в наступление. Ожесточённые бои продолжались 129 дней. 16 сентября по просьбе Японии боевые действия были прекращены.

События у реки Халхин-Гол имели важное военно-политическое значение. Они предотвратили попытки создать очаг войны на дальневосточных границах СССР. Однако опасность войны в этом районе сохранялась.

США были единственной державой, обладавшей достаточно сильным военным потенциалом, чтобы противостоять экспансионистским планам Японии, и надеялись, что они сохранят нейтралитет. Пока американские дипломаты предпринимали попытки отстоять мир в этом регионе, японцы планировали, нападение на Тихоокеанский флот США, который к тому времени перебазировался в Перл-Харбор.

В 1940 году Япония оккупировала французский Индокитай, а вскоре ей представилась возможность расширить свой контроль в Азии и на Тихом океане. Появился прецедент безнаказанности агрессора. Стремление Японии подчинить себе Китай прямо противоречило решениям Вашингтонской конференции, подтвердившей территориальную целостность Китая.

В 1935 году этим воспользовалась Италия. Она считала себя обделённой результатами первой мировой войны и не скрывала своих захватнических планов. Её взоры привлекала -Эфиопия - одно из двух оставшихся независимыми государств Африки. Италия не сочла возможным даже скрывать свои намерения. 3 октября 1935 года итальянские войска с территории Эритреи и Сомали вторглись в Эфиопию.

Лига Наций объявила Италию агрессором. Но положенных в этом случае санкций Италии в полной мере испытать не пришлось. США и Англия объявили нейтралитет и запретили экспорт оружия в обе страны, поставив тем самым агрессора и жертву на одну доску. Захват Эфиопии и Лиги Наций был завершен.

Обнаружив общность интересов, Германия, Италия и Япония начали быстрое сближение. В ответ на решения 7 конгресса Коминтерна, Германия и Япония подписали в 1936 году Антикоминтерновский пакт, в 1937 году к нему присоединилась Италия. Это ещё не был военный союз. Стороны обязались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести против него совместную борьбу. В приложении к договору они давали друг другу обещание в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение Советского Союза.

Во второй половине 30-х годов угроза новой войны продолжала нарастать. В 1937 году фашистские государства Германия и Италия объединились с милитаристской Японией в военно-политический блок, получивший название «Антикоминтерновский пакт», и развернули активную подготовку к войне за новый передел мира. Политика этого агрессивного блока создавала опасность не только для Советского Союза, но угрожала интересам и других стран. Несмотря на это, правящие круги Великобритании, Франции и США пытались использовать Германию и Японию для борьбы против Советского Союза. Именно эту цель преследовала политика «умиротворения» фашистских агрессоров, проводимая правительствами Великобритании и Франции при поддержке США. Пользуясь их попустительством, Германия и Италия действовали всё более нагло.

Германия превратилась в сильнейшее государство Центральной Европы. Все малые страны этого региона поняли, что ни Лига Наций, ни Англия, ни Франция не могут гарантировать их суверенитета, и были вынуждены идти на поклон к Германии. Созданные Францией союзы восточноевропейских государств, нацеленные на поддержание неприкосновенности границ, оказались бездейственными без поддержки самой Франции. Гитлер же окончательно уверовал в свою безнаказанность. В этом смысле Мюнхен стал поражением Англии и Франции и приблизил начало войны.

Не встречая реального противодействия, в марте 1938 г. Гитлер осуществил аншлюс (присоединение к Германии) Ав-стрии . Западные державы рассматривали поглощение Австрии не как акт нацистской агрессии и ревизию Версальского договора, а как шаг на пути «умиротворения» Германии.

Следующей жертвой стала Чехословакия. Воспользовавшись не-решённостью национальных проблем в этой стране, фюрер потребо-вал передачи Германии Судетской области , в основном населённой немцами. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась международная конференция глав правительств Германии, Италии, Англии и Фран-ции, на которой западные страны фактически предали своего союз-ника — Чехословакию, согласившись на отторжение от неё промыш-ленно развитых Судетов. Потеряв пограничные укрепления и склады вооружений, чехословацкая армия лишилась возможности оказывать серьёзное сопротивление агрессору. В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали Чехию , а в Словакии было создано марионеточное го-сударство. Аншлюс Австрии и захват Чехословакии возвестили пра-вительствам и народам Европы о приближении войны и необходи-мости действенных мер для блокирования германской агрессии.

21 марта 1939 г., спустя неделю после аннексии Чехии , Германия предъявила Польше ультимативные требования о передаче ей «воль-ного города» Данциг и предоставлении экстерриториального права на строительство автострады и железной дороги в Восточную Прус-сию через принадлежавший Польше «Данцигский коридор». В тот же день на борту крейсера «Дойчланд» А. Гитлер направился в ли-товский порт Мемель (Клайпеду) с требованием вернуть этот город Германии. Польша отвергла ультимативные требования, Литва же вынуждена была отдать Клайпеду. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, заключённый в 1934 г. Англо-франко-со-ветские переговоры о взаимной помощи в случае гитлеровской аг-рессии также начались 21 марта. Эти переговоры велись вяло, без стремления к достижению скорейшего результата. Гитлер же дейст-вовал быстро и решительно, на опережение.

Насыщенными событиями оказались и два следующих месяца. 15 апреля Ф. Д. Рузвельт обратился к А. Гитлеру и Б. Муссолини с призывом в течение 10 лет воздержаться от нападения на перечис-ленные в обращении 31 государство. Кроме того, президент США выступил с инициативой созыва международной конференции по вопросам разоружения и мирного сотрудничества. Предложение поддержали Великобритания, Франция и СССР, но конференция была сорвана Германией и Италией. В свою очередь, уже через два дня СССР предложил Великобритании и Франции заключить трой-ственный союз о взаимопомощи. Но эти страны, действуя само-стоятельно, заявили о готовности помочь Польше в случае нападе-ния на неё, а также выступили гарантами независимости Румынии и Греции. Хотя реально выполнить эти обязательства двум самым сильным державам Западной Европы без союза с СССР было прак-тически невозможно.

Германия продолжала вести агрессивную политику: она денон-сировала англо-германский договор о военно-морском флоте, предъявила повторный ультиматум Польше и подготовила план во-енных действий против неё. В мае между Германией и Италией был заключён военно-политический договор. Нападению Японии в районе реки Халхин-Гол подверглась Монголия. СССР, согласно своим обязательствам, оказал ей помощь. Военный конфликт на Дальнем Востоке приобрёл масштабный характер.

В августе события стали развиваться с невероятной быстротой. В Москву была направлена англо-французская военная делегация, которая, однако, не обладала должными полномочиями для заклю-чения конкретного по взаимным обязательствам договора. Перего-воры, которые продолжались с 11 по 21 августа, зашли в тупик. Гер-манское и советское политическое руководство начали искать пути к сближению. С целью развязать себе руки для агрессии против Польши Гитлер решил нейтрализовать СССР . И. В. Сталин, разуве-рившись в возможности заключения договора с Великобританией и Францией, но убеждённый в близости империалистической войны, решился на сговор с Гитлером. Материал с сайта

В результате 23 августа 1939 г. гитлеровским министром ино-странных дел Иоахимом Риббентропом и советским наркомом ино-странных дел В. М. Молотовым был заключён договор о ненападе-нии . С формальной точки зрения в этом документе не было ничего предосудительного. Однако все понимали, что договор открывал «зелёную улицу» гитлеровской агрессии против Польши. Более того, между Германией и СССР было достигнуто соглашение о разделе сфер влияния в Европе — так называемый секретный протокол , со-гласно которому СССР претендовал на часть Польского государст-ва, включавшую Западную Украину и Западную Белоруссию, т. е. на земли, отошедшие к Польше по Рижскому договору 1921 г. Герма-ния признавала особые интересы СССР в Прибалтике, Финляндии и Бессарабии, вошедшей в состав Румынии в 1918 г.

НА ПУТЯХ КО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ


1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

2. Причины недооценки опасности миру

3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.


И СБЛИЖЕНИЕ АГРЕССОРОВ

После подписания в 1919 г. Версальского мирного договора , подводившего итоги Первой мировой войны, главнокомандующий союзными войсками маршал Ф. Фош сказал: « Это не мир, а перемирие на двадцать лет ».

В годы экономического кризиса 1929–1933 гг . ускорилось дальнейшее разрушение и произошел развал Версальско-Вашингтонской системы.

Усилилось соперничество ведущих капиталистических стран. Постоянно росло стремление навязать свою волю другим странам силовым путем.

На международной арене появились державы, готовые в одностороннем порядке идти на слом существовавшего на тот период международного положения, это Япония, Италия, Германия.

Главные события в Европе разворачивались в Германии, которая готовилась к радикальному слому существующего миропорядка.


ЯПОНИЯ

Первой новую крупную войну начала Япония.

Девизом японских империалистов были слова " Кровь и железо " - они стремились завоевать мир, намечая следующую последовательность действий: сначала Китай, Индокитай, потом вся Юго-Восточной Азия, Индия… Монголия, советский Дальний Восток.

18 сентября 1931 г. Япония вторглась в Маньчжурию и за два года оккупировала ее.

Хирохито - император Японии

с 1926 по 1945 г.


ИТАЛИЯ

Планы создания «Великой Италии» - завоевание значительной части Африки, Азии, Латинской Америки, а также черноморское побережье Советского Союза.

Война против Эфиопии была явной авантюрой, и не потому, что жертва агрессии располагала внушительной мощью, а потому, что военные возможности итальянского фашизма были ограничены.

Эта война показала несостоятельность Лиги Наций , членами которой были и Италия, и Эфиопия, в урегулировании международных конфликтов.

В этой войне итальянскими войсками широко применялось запрещенное химическое оружие: иприт и фосген .


ГЕРМАНИЯ

Поворотным моментом в политической жизни европейских стран стал приход к власти в Германии в 1933 г. нацистов.

Главную задачу германской экономической политики Гитлер видел во включении всех граждан Германии в производственный процесс и обеспечении их всем необходимым. Однако внутренние экономические ресурсы Германии не позволяли разрешить данную проблему.

В связи с этим германский фюрер сделал вывод: «Окончательное решение проблемы заключается в расширении жизненного пространства, а также в расширении сырьевой и продовольственной базы нашего народа. Задача политического руководства заключается в том, чтобы однажды достичь решения проблемы». А Гитлер


7 марта 1936 года фашистские ба­тальоны без сопротивления заняли Рейнскую демилитаризованную зону.

В 1936 году испанские фа­шисты во главе с Франко подняли мятеж , который был подготовлен и поддержан фашистскими государствами - Италией и Германией. Объявив политику невмешатель­ства, Англия и Франция фактически выступили на стороне фашистов.

В марте 1938 года состоялся аншлюс (присоединение), а точнее захват Германией Австрии.


ОЧАГИ ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ В МИРЕ И СБЛИЖЕНИЕ АГРЕССОРОВ

ЯПОНИЯ

ГЕРМАНИЯ

ИТАЛИЯ

1935 г. – оккупация Эфиопии

1933 г. – выход из Лиги наций;

1934 г. – создание военной авиации;

1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;

1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.

1931 г. – оккупация Маньчжурии;

1933 г. – выход из Лиги наций .

октябрь 1936 г договор между Германией и Италией о военном сотрудничестве

ноябрь 1936г Германия и Япония заключили Антикоминтерновский пакт

ноябрь 1937 г

к пакту присоединилась Италия

1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»


Лига Наций - международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919-1920 годах.

В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников.

Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете.

Прекратила своё существование в 1946 году.

Дворец Наций в Женеве - штаб-квартира Лиги с 1938 года


ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ В З0-Е ГОДЫ

Создание системы коллективной безопасности

Политика умиротворения

ГЕРМАНИЯ

Э. Даладье - премьер – министр Франции

с 1938-1940 годы

М.М.Литвинов - нарком иностранных дел СССР с 1936-1939 годы

Невилл Чемберлен , Премьер министр Англии

с 1937-1940 годов


ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ И ПОЛИТИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Политика коллективной

безопасности

Политика умиротворения

ГЕРМАНИЯ

АНГЛИЯ

ФРАНЦИЯ + СССР

13.03.1938 – Аншлюс Австрии

1934 г. – принятие СССР в Лигу наций

1935г .– советско-французский договор

1936г .– советско-чехословацкий договор

30.09.1938 – Мюнхенское соглашение

ФРАНЦИЯ


СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1933 год – приход к власти в Германии фашистов

Новый курс» СССР во внешней политике

  • Отход от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, готовых в любой момент начать войну против СССР.

2. Стремление создать систему коллективной безопасности в Европе

в союзе с демократическими странами против Германии и Японии.

1933 год – установление дипломатических отношений с США.

1934 год – вступление СССР в Лигу Наций.

1935 год – договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией .

1935-1936 гг . – осуждение СССР агрессивных действий Германии и Италии.


ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ

В условиях нарастания военной опасности, необходимо с самого начала предотвратить их и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок.

В принципе это означало уступки на все территориальные притязания Гитлера, что и произошло с Австрией, а потом с Чехословакией.

29 сентября 1938 года Великобритания, Франция, Германия и Италия подписали в Мюнхене соглашение о передаче чехословацкой Судетской области Германии .

Аншлюс Австрии Германией начался 11 марта 1938 года с ввода на территорию страны немецкой армии, перед которой австрийские войска сразу же капитулировали.


РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛИТИКИ УМИРОТВОРЕНИЯ В 1938 г.

  • К 1938 году нацисты практически добились всех ограничений установленных Версальским договором.
  • По сравнению с 1933 годам численность германских вооружённых сил выросла в 25 раз
  • Благодаря англо–германскому морскому соглашению , у Германии появился достаточно мощный военно-морской флот.
  • Германия имеет боевую авиацию, а сухопутные силы оснащаются бронетехникой.

ПРОТИВНИКИ ПОЛИТИКИ УМИРОТВОРЕНИЯ

«Вам предложили войну или бесчестье, вы выбрали бесчестье, но получите и войну»

«Мыслями о мире, вымощена дорога в ад войны»

Уинстон Черчилль – министр Англии, избран в 1940.

Сторонник сближения с Россией, противник Германии


СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (также известен как пакт Молотова-Риббентропа ) - межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза.

Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны.

Участники соглашения также отказывались от союзных отношений с другими державами, «прямо или косвенно направленных против другой стороны».

К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства» и Бессарабии в сферу интересов СССР. Литва и запад Польши был отнесен в сферу интересов Германии.


ЗНАЧЕНИЕ ПОДПИСАНИЯ ПАКТА

  • Пакт дал возможность СССР подготовиться к войне
  • Пакт помог избежать СССР войны на два фронта (урегулированы отношения с Японией).
  • Срыв попыток Англии и Франции втянуть в войну СССР
  • Возможность Германии начать захват первого бастиона в Европе - Польшу.


ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА…

самая кровопролитная , самая жестокая, охватившая 61 государства мира ,

80% населения Земли.

Число погибших составило 65-66 миллионов человек, из них 27 миллионов советских людей.

МОЖНО ЛИ БЫЛО ЕЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ?


Люди, которые... признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, - эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью.

Толстой Л. Н.

Информационный лист 1.

Вопросы:


«Информационный лист № 2»

Информационный лист № 2.

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист № 3 на пути к второй мировой»

Информационный лист 3.

:

Во всяком случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

Вопросы:

    На какой срок заключался?

Просмотр содержимого документа
«Основной рабочий лист группы»

Основной рабочий лист группы

Состав группы

Просмотр содержимого документа
«Урок на конкурс методических разработок ВГ АПКРО»

Урок по всеобщей истории, истории новейшего времени

11 класс

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

45 минут.

Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда Джевело Т.В.

Учебник: Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.«Всеобщая история.

XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень». Издательство «Дрофа», 2012г.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – групповая, общеклассная.

Цель : обобщить и систематизировать полученные учащимися знания по теме международных отношений в 30-е годы XX века с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

- Обучающие:

1. Выявить причины и последствия появления политики умиротворения и коллективной безопасности и появления стран-агрессоров.

2. Установить причины второй мировой войны;

- Развивающие:

1. Содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи,

определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты.

2. Способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;

- Воспитательные:

1. Способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока : компьютер, презентация по теме, задания для групп, лента на партах.

Подготовка урока: класс разбивается на 3 учебные группы. Каждая из них получает задания по исследованию проблем международных отношений 30-х годов XX века.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организацион-

ный этап. Мотивация

Вступительное слово

Тема нашего урока – На пути ко второй Мировой войне (1 слайд). В 2013 году исполнилось 74 года от момента начала самой кровопролитной и самой жестокой войны.

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (2 слайд)

Фронтальная беседа.

Работа по схеме.

Что обозначают символы I, II на схеме?

Каковы их хронологические рамки?

Как называется система международных отношений, которая существовала в этот период?

Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами?

Моделирование ситуации: (на каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте?

Как чувствуют себя те, у кого мало места?

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными?

А что испытывают те, у кого места много?

Какие государства вышли победителями из первой мировой?

А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока.

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. И в этом вам помогут различные исторические материалы, которые лежат у вас на столах. Работая с ними в ваших группах, а также слушая мой рассказ, вы сможете понять, можно ли было предотвратить вторую Мировую войну. Вся наша работа будет идти по этому плану.

Садятся по группам, заранее сформированным.

Возможные ответы:

(Первая и вторая мировые войны).

(1914-1918, 1939-1945 г.г.) Версальско-вашингтонская система

(мировой экономический кризис)

(различие в положении победителей и побежденных)

(некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты)

(Германия и Италия)

(Англия, Франция, США)

Что привело ко второй мировой войне? Почему она началась?

Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение агрессоров. (5 слайд)

В начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

Перед вами три государства: Япония, Германия и Италия. (5 слайд до конца), а также информация о том, какие завоевания они совершили. Посмотрите на слайд и скажите – виновны ли эти страны в нарушении условий Версальской системы?

1931 год – Япония оккупировала Маньчжурию, подбираясь всё ближе к Китаю и главное к России. Лига Наций рекомендовала вывести японские войска из Манчжурии по просьбе Китая, но Япония в ответ на это в феврале 1933 года демонстративно вышла из Лиги Наций, а санкции против нее так и не были введены.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году в Германии был установлен тоталитарный режим с расистской идеологией. Страны Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм, т.е. для них СССР был опаснее на тот момент, чем Германия. Может быть, поэтому страны Запада не отреагировали на выход Германии из Лиги наций в 1933 году. В 1934 году было принято решение о создании военной авиации, на следующий год в Германии была введена всеобщая воинская повинность; в 1936 году вооруженные силы Германии вошли на территорию Рейнской демилитаризованной зоны.

В 1935 году Италии захватила Эфиопию. Сделала она это, потому что в свое время, Японию никто не наказал за Маньчжурию. Лига наций объявила Италию агрессором.

Обнаружив общность интересов Германия, Италия, Япония начали быстрое сближение. В 1936 году Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», в 1937 году присоединилась Италия. Это ознаменовало создание союза, стремившегося к переделу мира, но это должным образом не было оценено в странах демократии. А в секретном дополнительном соглашении они давали друг другу обязательства в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение нашей страны.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят слайд, отвечают на вопросы:

Да, виновны

- нарушение мира

- совершение агрессии

- милитаризм

- создание союза, цель которого передел мира

(Параграф № 6, с.56 учебника)

(Параграф № 8 учебника, с. 66-71)

3. Особенности международ-

ных отношений начала 30-х годов

В чем же были особенности международных отношений 30-х годов? Чем они отличались от тех отношений, которые были накануне первой мировой войны?

Узнаем, перейдя ко второму нашему вопросу. (6 слайд)

Прочитайте и обсудите в группе исторические данные на информационном листе № 1.

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Посмотрите, какие были особенности МО в 30- е гг. (6 слайд до конца)

Работа в группе. Обсуждение.

Ответы на вопросы. Беседа

Работа с информационным листом № 1

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Переходим к следующему вопросу.

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

Активным сторонником политики умиротворения был премьер-министр Великобритании Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии, не смотря на возможные жертвы.

Политика коллективной безопасности была предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

    В 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

    В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);

    В 1936 году подписан договор с Чехословакией;

    В 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Теперь давайте выясним, каков был итог осуществления этих двух политик. Прочитайте данные на информационном листе № 2 и ответьте на вопрос.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Слушают учителя. Затем выполняют задание на информационном листе № 2

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Ответ Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Параграф № 8, страница 73, параграф № 9, с.76-78 учебника

Работа с информационным листом № 2

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

И, наконец, узнаем, какова же была внешняя политика СССР в 30- е годы. Переходим к четвертому вопросу.

Для СССР большая угроза исходила от Японии. Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта: с одной стороны – Германия, а с другой – Япония. Поэтому с одним из этих государств надо было заключать договор о ненападении. И этим государством стала Германия. Она тоже боялась войны на 2 фронта, так как хотела захватить Польшу, а той уже были предоставлены гарантии защиты от Англии и Франции. И тогда германии пришлось бы с ними воевать. Кроме того – Польша граничит с СССР, поэтому Германии пришлось бы воевать еще и с ним.

Так и произошло сближение Германии и СССР в 1939 году.

21 августа 1939 года Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении. (8 слайд до конца)

Сейчас вы изучите в группе основные условия этого договора. А затем мы вместе с вами их обсудим.

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ? (слайд 9, 10)

Слушают учителя. Работают в группе с информационным листом № 3.

Отвечают на вопросы.

Параграф № 9, с.78

6. Заключение. Рефлексия

И так, подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота – это попытка обеспечить безопасность страны путем договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

Началась вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Слушают учителя.

Рефлексия.

Ответы на вопросы:

можно ли было предотвратить вторую Мировую войну?

В чем были причины второй Мировой войны?

(слайд 12)§ 8,9; вопросы: В чем были причины второй Мировой войны? Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Записывают домашнее задание

Приложение № 1

Информационный лист 1.

Особенности международных отношений начала 30-х годов

Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

Вопросы:

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Приложение № 2.

Информационный лист № 2.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

Реализация политики умиротворения.

В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия - родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Крах политики умиротворения.

Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Приложение № 3.

Информационный лист 3.

« Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны

Статья 6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет».

Из Секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, 23 августа 1939 г. :

«По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе.

Эти беседы привели к соглашению в следующем:

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР.

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии Нарев, Висла и Сан

Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства и каковы будут границы этого государства, будет окончательно решен в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

    Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

    Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный».

Вопросы:

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?

Приложение № 4.

Основной рабочий лист группы

Состав группы

1____________________________________

2 ___________________________________

3 ___________________________________

4 ___________________________________

5 ___________________________________

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

2. Особенности международных отношений начала 30-х годов

3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

    В чем были причины второй Мировой войны?

    Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Список использованной литературы:

    Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

    Гуревич А. Я. История 20 века в поисках метода. М., 1999.

    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999.

    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

Просмотр содержимого презентации
«На пути ко второй мировой войне»


Мировой экономический кризис


Что привело ко второй мировой войне? Каковы были ее причины? Можно ли было ее предотвратить?

П О Ч Е М У?

Мировой экономический кризис


  • 1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров
  • 2. Причины недооценки опасности миру
  • 3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности
  • 4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Очаги военной опасности в мире и сближение агрессоров

Япония

Германия

Италия

  • 1931 г. – оккупация Манчьжурии;
  • 1933 г. – выход из Лиги наций.
  • 1933 г. – выход из Лиги наций;
  • 1934 г. – создание военной авиации;
  • 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;
  • 1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.
  • 1935 г. – оккупация Эфиопии.
  • 1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»

  • небольшая группа стран стремилась к войне;
  • приоритет внутренних проблем перед внешними;
  • отсутствие понимания целостности и неделимости мира;
  • изоляционизм США;
  • недооценка опасности нацистских планов Гитлера.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Политика коллективной безопасности

Политика умиротворения

Германия

Франция + СССР

Англия

1934 г. – принятие СССР в Лигу наций 1935 г. – советско-французский договор 1936 г. – советско-чехословацкий договор

  • 30.09.1938 – Мюнхенское соглашение
  • 13.03.1938 –
  • Аншлюс Австрии

Франция


Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Англия + Франция

СССР

Германия

  • 15.03.1939 г. – оккупация Чехии, Моравии;
  • 21.03.1939 г. – захват Данцига (Польша);
  • 22.03.1939 г. – оккупация Мемеля (Литва)

Апрель 1939 г. – предоставление гарантий военной помощи гос-вам, граничившим с Германией.

11.08.1939 г. – начало англо-франко-советских переговоров

21.08.1939 г. – телеграмма Гитлера Сталину

23.08.1939 г. – Пакт о ненападении

Выгоды,

полученные Германией

Выгоды,

полученные СССР


Выгоды, полученные Германией от заключения договора о ненападении

  • Возможность начать захват первого бастиона на востоке (Польши)
  • Ликвидация угрозы войны на нескольких фронтах –

Выгоды, полученные СССР от заключения договора о ненападении

  • Выигрыш во времени для укрепления обороны страны

1 год 10 месяцев

  • Расширение советской территории – на 460 тыс. кв. км
  • Перенос на Запад границ СССР – на 200-350 км
  • Ликвидация угрозы войны на два фронта
  • Срыв попыток Англии и Франции втянуть СССР в войну с Германией – август-сентябрь 1939 года

  • самая кровопролитная,
  • самая жестокая,
  • охватившая 61 государство мира - 80% населения Земли.
  • Число погибших составило 65-66 миллионов человек,

из них 27 миллионов советских людей

Можно ли было ее предотвратить?


  • Ответить на вопросы:
  • В чем были причины Второй Мировой войны?
  • Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?
  • Составить хронологию событий первого периода войны 1 сент.1939 - 22 июня1941
  • § 8, 9


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...