Мой конек выражение. «Пятнашка «коньком» – не мой конек

Летом мы редко заглядываем в календарь и не задумываемся, какой сегодня праздник. Ведь каждый теплый денечек – уже радость. Между тем, в июле есть почти официальный повод для гуляний - Ивана Купала. Стародавний праздник в славянской культуре имеет несколько названий: Иванов день, Купальская ночь, Ярило, Травник. Классики русской литературы - Гоголь и Есенин - описывали его в произведениях. И не зря этот день упоминают и воспевают великие люди. Древние традиции, посвященные природе, солнцу, любви, очаровывают, заинтересовывают, манят волшебством по сей день.

Ивана Купала: значение и история праздника

Наши пращуры чествовали летнее солнцестояние - 23-24 июня - рубеж, после которого ночь становится длиннее, зима ближе. День, с которого великое светило медленно, но теряет силы, на смену теплу незаметно подкрадываются холода. Торжество персонифицирует Купала. Одни источники называют его славянским богом плодородия, другие – фольклорным персонажем, возникшим по недоразумению летописцев.

В старину люди верили, что именно в этот день четыре стихии - вода, огонь, земля и воздух, а также растения, обладают необыкновенными очищающими и излечивающими свойствами.

Но, вместе с тем, цикл купальских праздников считали и самым опасным периодом года. По поверьям, нечисть набирала силу, могла являться людям, шкодить и заманивать к себе. Особенно боялись ночи на Ивана Купала, в которую русалки, водяные, лесные духи, ведьмы обретали невиданную мощь.

Так было до крещения Руси. Клирики поступили мудро, они не искоренили полностью древние обычаи, а приурочили праздник к рождеству Иоанна Предтечи (7 июля). Образ святого ассоциируют с ритуальным купанием, очищением, омовением. Паства далеко не сразу осознала филигранную разницу между привычными устоями и церковными обрядами. Прошли века, смысл языческих верований забыт, но древние обычаи до сих пор практикуют в глубинке и весело возрождают в больших городах.

Традиции на Ивана Купала

Особенное место в традициях на Ивана Купала принадлежит легендам о папоротнике. Ведь только раз в году, в ночь на Купайлицу, на непродолжительное время распускается необыкновенный цветок. Счастливчику, который, несмотря на трудности и ухищрения лесных духов, сумеет найти его и сорвать, повезет в любви и богатстве. Но мероприятие считали опасным: в дебрях, у каждой тропинки, камешка, деревца, ожидали встречи с ведьмой или лешим, потому на поиски цвета папоротника отправлялись лишь настоящие смельчаки.

Волшебство июльского праздника Ивана Купала завораживает чистотой и поэтичностью, но в нем есть и практические моменты. Например, люди верили, что в купальскую ночь растения приобретают магические свойства, потому в комнатах больных развешивали множество цветов, которые к утру должны были избавить человека от хвори. Целители до сих пор считают «правилом хорошего тона» пополнить запасы лечебных трав на год вперед именно в этот период. Знахари читают заговоры и молитвы Иоанну Крестителю, прося святого защитить от порчи, кровотечений, болезней головы.

Внимание, существует современная разгадка легенды, даже две.

Бытует мнение, что волшебные цветы путали с мерцанием светлячков. Жучки пугаются шороха шагов, и садятся они далеко не на все папоротники. Вот почему не каждый храбрец мог сорвать чудо.
В соответствии с другой теорией, летом, когда жарко и душно, некоторые папоротники источают ядовитые запахи, вызывающие галлюцинации.

Другая красивая традиция связана с кострами. И в наше время в ночь на Ивана Купала разжигают очищающий огонь, вокруг которого танцуют, водят хороводы, в него кидают одежду больных людей, прыгают через него. Ловко и высоко перепрыгнешь - весь год будешь здоров и счастлив, а если зацепит пламя, то наоборот, будут сопутствовать неудачи. Пары, взявшись за руки, перескакивают огонь, чтобы в будущем им сопутствовали любовь и взаимопонимание. Хозяева скота проводят животных между кострами, чтобы те не болели и не умирали.

Народ верил, что в этот день водяные и русалки покидают пруды, реки, озера, а сама вода становится целебной. Потому люди купались, набирались жизненной энергии. Если же естественного водоема поблизости не было, то растапливали бани и парились в них.

Почивать в объятиях Морфея в купальскую ночь не принято, ведь русалки, лешие и другая нечистая сила на пике активности, потому им не трудно утащить за собой спящего. Порог дома обязательно закидывали колючей крапивой, препятствуя попаданию ведьмы в сени, а коней запирали в стойле, чтобы их не похитили для поездки на шабаш, откуда ни одна лошадь не возвращалась.

Вы скажите – сказка, мы согласимся. Но какая красивая!

Как гадать на Ивана Купала?

Ворожба – занятие богопротивное, но захватывающее и молодежь, и даже людей степенных. Все хотят узнать судьбу, выяснить: исполнится ли желание, когда появится долгожданная любовь. В летний солнцеворот на вопросы отвечают высшие силы и сама природа.

Вы видели, как 7 июля в селах девушки плетут венки и пускают их по реке. А знаете, что обозначает сие действие? Символу круговорота в природе придают следующие значения:

  • быстро отплывает, не тонет - удачное замужество, долгая жизнь;
  • чей венок отдалится дальше других, та будет самой счастливой;
  • травы расплелись – не быть невестой в текущем году;
  • утонет заветный круг – жди обмана от коварного суженого.

Венки кидают и через костер. Женихи стараются схватить плетения любимых на лету, обретая таким способом новый статус – суженый. А из обладательниц венков, упавших в огонь, раньше выйдет замуж та, чей сгорит первым.

По обычаям, гадая на желание, кидают небольшой камушек в реку или таз с водой. После считают расходящиеся круги: четное количество – положительный ответ, нечетное – нежелательное развитие событий. Аналогично ворожат на кленовом листе. Важно только выбрать деревце именно этой породы. Подумайте о сокровенном и поднимите приглянувшийся листок. Четное количество острых углов символизирует исполнение желания, и наоборот.

Следующее простое гадание - на двух ромашках. Девушки обрывают стебли, а цветам дают имена (свое и возлюбленного), пускают их в реку. Плывущие рядом ромашки обещают паре совместное будущее, расходящиеся – к ссоре.

На исполнение желаний проще всего гадать по созревшему одуванчику: нужно сорвать цветок и подуть. Если вся белая шапка улетит, задуманное сбудется в скором времени, половина – результат позитивный, но не скорый, если же останется большая часть семян, увы, исход неблагоприятный.

В интересном гадании на Ивана Купала участвуют лошадки. Необходимо подумать о будущем, глядя на животное, а потом некоторое время проследить за его поведением:

  • опустит голову – проблемы в любовных отношениях;
  • махнет слева направо - в жизни присутствует лживый человек;
  • ударит копытом - желание сбудется;
  • переступит с ноги на ногу – пора собираться в путь.

Да, праздник Ивана Купала утратил былое значение и красоту. Но в деревнях и селах все еще следуют традициям: разжигают костры, прыгают через них, устраивают хороводы, пускают венки по воде.

Самая радостная ночь в июле - ночь на Ивана Купалу. Традиции этого дня и по сей день живы в памяти людей. Чего же остерегались предки в это время и как защищали себя от нечистой силы?

Праздник Ивана Купалы имеет очень древние корни. Его первоначальное языческое название восстановить очень трудно. Когда-то он отмечался 24 июня, но с принятием нового григорианского календаря Купалу стали праздновать 7 июля .

Славянская и христианская история праздника Купалы

Иван Купала в сознании наших предков был приурочен к астрономическому событию, которое, как считали славяне, имело огромную силу и энергетику. Этим событием было летнее солнцестояние. У славян был распространен и сильно развит культ солнца, ведь тепло было жизненно необходимо им для занятий земледелием. Отсюда и другие названия праздника, например, Ярилин день или просто Ярило.

Православная церковь прилагала очень много усилий, чтобы запретить этот праздник, но он настолько полюбился народу, что обряды проводились даже в 19-ом веке. Более того, народные гулянья и фестивали устраивают в некоторых городах и в наши дни.

В православии в это день отмечается рождение Иоанна Предтечи. Таким образом праздник Ивана Купалы постепенно приобрел и христианские черты. Ученые предполагают, что образ Купалы был связан с образом Иоанна Крестителя, и языческое празднование, посвященное Солнцу, которое очень чтили славяне, соединилось в их представлении с другим светлым образом. В то же время, множество верований в низших мифологических существ, таких как русалки, ведьмы, домовые и лешие, подкрепляли значимость и необходимость обрядов. А обряд омовения, принятый в христианстве, был близок и понятен нашим предкам.

Традиции Ивана Купалы

Как считают некоторые ученые, традиции этого праздника в наиболее исторически точном варианте сохранились в Белоруссии. Они во многом живы до сих пор в памяти всех тех народов, которые когда-то были восточными славянами. Народные предания связывают Купалу с тремя силами — это огонь, вода и травы.

Вода. К традиционным верованиям относились, например, прогулки русалок по земле. Считалось, что в летний период они выходили из воды. Для них специально украшали лентами березы, делали качели из их веток. По этой причине старались искупаться на Купалу до темноты. В более теплых, южных регионах, массово купались в реках и озерах, ближе к северу, где прохладнее, могли топить с этой целью бани. Ведь там можно было не переживать, что человек попадет под дурное влияние утопленниц.

Вода имела очень большое обрядовое значение. Интересно, что по сути ночь на Ивана Купалу и сами празднества приходятся не на само 7 июля, а в ночь на этот день, то есть, с 6 по 7 число. А в народном календаре 6 июля назван Аграфеной Купальницей, что явно не просто случайность.

Целый день перед Иваном Купалой занимала подготовка к ночному веселью. Также во многих местах молодежь обливала друг друга мутной водой или грязью, а потом все дружно шли отмываться в реке. Поскольку энергетика этого дня так высока, можно провести заговор на воду для привлечения женской сексуальности.

Огонь. Вторая, не менее важная стихия этого дня. Жгли огромные костры, при этом добывая огонь трением дерева о дерево. Вокруг костров водили хороводы, через них прыгали, очищая себя от возможных недугов и защищая от нечистой силы. Считалось, что женщина или девушка, которая не выйдет к костру и не станет через него прыгать, почти наверняка ведьма. Такую очищающую силу приписывали пламени.

На территории нынешних Белоруссии и Украины молодые девушки и парни прыгали через костры вместе, держась за руки. Это было старинным купальским гаданием на любовь : если руки у молодых разомкнутся, то брак между ними окажется не самым успешным. Если же они вместе преодолели препятствие, то семья из них получится достаточно благополучной и крепкой.

Травы. Не менее важным обрядом считался сбор трав. Верили, что они наделены особенной силой именно в ночь на Ивана Купалу. Поскольку праздник ассоциировался с расцветом лета и самыми теплыми днями, считалось, что и растения находятся в самом соку. На Купалу начинается сбор целительных трав, в это время настаивают лекарственные настои, сушат и заготавливают под них сырье.

Самое известное народное поверье на Купалу — конечно, цветение папоротника в эту ночь. В природе папоротник не цветет, но народная молва упрямо утверждает: счастливец мог заполучить загадочный цветок, и тогда тот дарует ему волшебную силу. Цветок папоротника в силах указать на клад, научить ведовству, одарить силами, но для этого его необходимо было успеть сорвать его в полночь.

На Купалу сильны и другие травы. Например, отгоняющие злых духов полынь и крапива. Во многих деревнях их рвали и втыкали возле окон, порогов и дверей, чтобы нечистая сила не пробралась в дом. А из красивых и ярких цветов плели венки.

Крайне важной традицией было поминание предков. Иногда для этого девушки собирались вместе и под песни и толокли ячмень. Впоследствии за день до Ивана Купалы из него делали кашу, которой кормили нищих и делили между собой и семьей. Иногда от подобной складчины отказывались, и семья делала такое кушанье только на себя. Называлось оно обетной кашей.

И в 20-ом веке Купалу помнят и нередко отмечают. Особенно положительно влияет возросшая энергетика трав на составление всевозможных настоев или, к примеру, тонизирующего сбора . Поэтому если у вас есть дача, на которой растут чистотел, мята, ромашка или другие полезные травки, не пропускайте Купалу 7 июля. И не забывайте нажимать на кнопки и

Это восточнославянское название древнего праздника, отмечаемого большинством народов Европы. В языческие времена он был связан с летним солнцестоянием и обозначал середину лета, но после распространения христианства все обряды начали связывать с днем рождения Иоанна Крестителя, который традиционно отмечается 24 июня. Однако Русская православная церковь живет по юлианскому календарю, и Рождество Иоанна Предтечи празднуется ей 7 июля. В связи с этим на Руси праздник полностью утратил свое древнее астрономическое значение, но несмотря на это, все же сохранил многие языческие обряды. Само название - Иван Купала является славянской интерпретацией имени Крестителя. Так как крещение совершается водой, то и имя Иоанна для всех христиан всегда было нераздельно связано с купанием в реках и озерах.

Обычаи и обряды на праздник Ивана Купала

Основные обряды праздника, большинство из которых проводится ночью, связаны с водой, огнем и травами.

По народным поверьям, накануне Ивана Купалы из воды выходит вся нечисть, а потому непременным атрибутом праздника было массовое купание. Вода в этот день считалась целебной и наделялась магическими свойствами.

По окончании купания, на берегах водоемов разжигали огромные костры. Люди верили, что в эту ночь вода объединяется с огнем в единую мощную природную силу, дарующую всем живым существам крепкое здоровье и волю к жизни.

Огонь для купальского костра обязательно должен быть «живой», то есть добытый путем трения, часто после окончания праздника, его уносили домой и сохраняли в домашних очагах. Вокруг костра всю ночь кипела жизнь - люди пели песни, устраивали различные игры и водили хороводы, а самой распространенной забавой были прыжки через огонь. Это был своеобразный обряд очищения, считалось, что перепрыгнув через костер, человек избавлялся от болезней и становился недосягаем для нечистой силы на весь будущий год.

Многочисленные обряды в этот день связаны и с целебной силой растений . Одним из главных символов дня Ивана Купала был цветок Иван-да-марья, символизировавший союз воды и огня. Все травы, собранные в этот день, обладали сильнейшей магической силой, их засушивали, бережно хранили и использовали в течение всего года.

Но, пожалуй, самым известным растением, связанным с праздником, считается папоротник. По народным поверьям, он цветет только раз в году - именно в ночь на Ивана Купалу. Тому, кто найдет цвет папоротника открываются тайные магические знания - он начинает понимать язык животных, видеть все зарытые в земле клады, и открывать все замки и засовы. Он также обретает возможность по своему желанию принимать любое обличье, становиться невидимым и даже повелевать нечистой силой.

Однако сорвать цветок не так просто, все черти и русалки в эту ночь становятся особенно опасны, и всячески стараются помешать человеку обрести над ними власть.

Гадания на Ивана Купалу

Также как и зимой на Святки, в ночь на Ивана Купалу девушки гадали на своего суженого. Самым популярным было гадание на венке - сплетенный из трав и цветов венок пускали по воде - если он поплывет, девушку ждет скорое замужество, а если утонет - придется ждать еще год. Та, чей венок дольше всех продержится на поверхности воды - проживет самую долгую жизнь.

В полночь необходимо было сорвать пучок травы, и положить его под подушку. Утром травы вынимали и внимательно рассматривали, если в пучке присутствовало двенадцать различных растений - быть скорому замужеству.

Заговоры на Ивана Купалу

Существовали очень сильные заговоры, которые принято было читать в купальскую ночь. Чаще всего это были заговоры на любовь. Считалось, что это волшебное время просто создано для исполнения всех самых сокровенных желаний, и многие несчастные влюбленные надеялись, что их горести вскоре закончатся. Чтобы приворожить любимого, необходимо было глядя на огонь купальского костра произнести необходимые слова:

«Огонь жарко горит, ночь ярко осветит,
тайну любви мне поможет открыть, (имя) к себе приворожить.
Едва с ним мы за руки возьмемся, страстной любовью нальемся.
Огонь нашу любовь скрепить, наши сердца навек соединит».

Чтобы приворот окончательно вступил в силу, тот, на кого он направлен должен был перепрыгнуть через костер.

За помощью в любовных делах можно было обратиться и к другой великой стихии - воде. Для того чтобы обрести счастье в любви, необходимо было уговорить своего избранника искупаться, и перед тем как он войдет в воду, произнести определенные магические слова.

«Вода, вода! Тела и души наши омой, сердце (имя) для любви открой.
Чтоб как только он в тебя окунулся, враз ко мне душой и телом обернулся.
Как мы вместе в тебя войдем, так по жизни вместе пройдем».

Также очень сильны были заговоры на удачу. Чаще всего они произносились во время хороводов вокруг костра и были обращены к могущественной силе Огня. Однако удачи во всех делах можно было попросить и у Солнца. Для этого специальный заговор читался на восходе, в момент появления его первых утренних лучей.

«Солнце ясное, Солнце красное, на небо взойдет, мне великую удачу принесет.
Я его лучи первый увидал, я теперь самым удачливым стал.
Будет у меня все получаться, будет мое счастье прибавляться».

Сила воды и огня на праздник Ивана Купала могла помочь и в денежных делах. Самый простой, но очень действенный ритуал - накануне купальской ночи наполнить какую-либо посуду водой из ближайшего водоема и положить туда горсть монет. Утром этой водой нужно умыться, приговаривая строго определенные слова, и тогда ближайшие несколько месяцев будут очень успешными во всех финансовых делах. Бросить горсть монет можно было и в огонь, также сопровождая свои действия особым заговором.

«Огонь могучий, дар мой забери, мне в делах удачу подари.
Чтобы мое богатство прибавлялось, чтоб любое дело удавалось.
Чтоб в мои руки денежки плыли, чтобы замыслы мои удачливыми были.
Коль исполнишь все, как говорю, тебя щедро отблагодарю».

Народные поверья, суеверия и приметы на Ивана Купалу

С праздником Ивана Купала связано большое количество примет и поверий, вот лишь некоторые из них:

Рано утром женщины собирали росу. Считалось, что купальская роса обладает целебной силой, ею умывались, чтобы избавится от болезней глаз, и ей же опрыскивали всю мебель в доме, чтобы целый год его обитателям не досаждали клопы.

В Ивановой росе замачивали лечебные травы, а через некоторое время их вынимали и тщательно высушивали. Считалось, что после такого ритуала растения обретали волшебные свойства и их применяли для борьбы со всевозможной нечистью, болезнями, а иногда даже для приворотов и разжигания любви.

Еще одним мощным средством против самых разных болезней считалось масло, собранное в купальскую ночь на муравьиных кучах.

Символ праздника - цветок Иван-да-марья также обладал магическими свойствами, и помещенный в углы дома, надежно защищал его от воров.

Как и многие праздники, сохранившиеся с языческих времен, праздник Ивана Купала носил и некоторый эротический оттенок. Исключительно в предпраздничную ночь допускалась свобода в интимных отношениях. В народе верили, что случайная связь в это время не греховна, а наоборот, способна очистить человека от скверны.

Но главным символом очищения, все же, считался купальский костер. Удачный прыжок через огонь предвещал счастье, крепкое здоровье и скорую свадьбу. В очищающем огне сжигали одежду, снятую с больных детей, считалось, что вместе с ней сгорят и все их недуги. А в отдельных случаях мимо купальских костров проводили скотину, чтобы уберечь все поголовье от мора.

Бытовали и очень забавные поверья, к примеру, чтобы исполнилось заветное желание, в праздник необходимо было перелезть через двенадцать заборов чужих огородов.

А вообще считалось, что любого, кто принимает участие в обрядах и ритуалах праздника Ивана Купалы в будущем году ожидает удача, и он обязательно обретет свое счастье и найдет настоящую любовь.

Праздник Ивана Купалы в наши дни

Древний праздник, наполненный символами и странными обрядами, сохранился до наших дней, и сегодня его отмечают не только славяне. День Ивана Купалы празднуют жители стран Балтии и Скандинавии, а также испанцы, португальцы и англичане.

И несмотря на то что в подавляющем большинстве стран, языческие обряды купальской ночи осуждаются официальной церковью, люди очень любят этот праздник. Даже сейчас многие верят в очищающую силу огня и воды, и каждый в тайне мечтает отыскать в темноте заветный цветок папоротника.

Легенда о Купале

Разлучённый в детстве со своей родной сестрой, Купала встречает красивую девушку. Не зная о том, что это его родная кровь, он впоследствии женится на ней. А закончилось это всё трагически: брат и сестра, узнав о том, что они родственники, покончили с собой, утопившись.

Праздник Ивана Купалы - это народный языческий праздник, отмечаемый в России, Беларуси, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До Крещения праздник Ивана Купалы был приурочен ко дню летнего солнцестояния (22 июня по старому стилю). Церковь, как и в случае с языческой Масленицей, не захотела отнимать у народа любимый летний праздник. Поэтому с принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24 июня по старому стилю. А с переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля, так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие летнему солнцестоянию. Кстати, во многих местностях праздновали этот праздник не один день, а два. 6 июля по церковному календарю — Аграфена Купальница (день памяти мученицы Агриппины). А 7 июля — Иван Купала (Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников. Корни его уходят в эпоху язычества. У наших предков существовало божество Купала, олицетворяющее летнее плодородие. А плодородие — это не только хороший урожай, но и плодородие человеческих отношений. Это создание семьи и рождение детей. Именно поэтому Иван Купала был наиболее популярен у незамужних девушек и неженатых парней.

В основе народных обрядов праздника лежит почитание воды и солнца. Существовал всенародный обычай в Иванов день купаться. Хотя в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день именинник — сам водяной. А он не любит, когда люди лезут в его царство, и может отомстить, утопив всякого неосторожного. А ещё в день Ивана Купалы купались в росе. Считалось, что Иванова роса делает кожу чистой и молодой. Если же ею окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться домашние насекомые.

Есть несколько народных примет, связанных с этим днём: «На Иванов день солнце на восходе играет», «Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов», «На Ивана ночь звёздная — много будет грибов», «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться».

Очищающие костры — главная особенность купальской ночи. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет — тот будет счастливее. Через костры прогоняли домашнюю скотину, чтобы защитить от болезней. Матери сжигали в купальских кострах сорочки болезненных детей, чтобы им было послано здоровье. По поверьям, в купальскую ночь нельзя спать. В эту ночь оживает всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. А к спящему человеку легче подобраться и навредить. Чтобы уберечь от злых духов животных, наши предки выкапывали чертополох и вешали над входом в хлев.

6 июля, на Аграфену Купальницу, обязательно мылись в банях. Русская парная баня — это совершенно уникальное явление. Совмещая в себе стихии огня и воды, баня олицетворяла стремление к очищению через огонь и воду. В день Аграфены Купальницы на весь год заготавливали веники для бани.

С днём Ивана Купалы люди связывали и свои представления о несметных богатствах природы. Народ ждал не только богатого урожая, но и помощи в поисках сокровищ. Так рождались самые невероятные легенды. Самая известная из них повествует о том, что в день Ивана Купалы расцветает папоротник: цветок его огненно-красного цвета и цветёт он только один час. А кто найдёт цветок, тому и клад достанется, что под ним зарыт. Сейчас всем известно, что папоротник никогда не цветёт и цвести не может по биологическим причинам. Но простим нашим предкам их наивность, тем более что они оставили нам в наследство такой красивый праздник и множество легенд, с ним связанных.

Другое название дня Ивана Купалы — Иван Травник. Поэтому для праздника характерны многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают, считая особенно целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для «разжигания» любви.

В старые времена в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки с зажжёнными лучинками или свечками и опускали их на воду. Если венок утонул — значит, милый друг разлюбил. У кого венок дольше всех проплывёт, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживёт долгую-предолгую жизнь!

Хочется рассказать ещё об одном мистическом персонаже купальской ночи. Это русалки. Существует поверье, что в эту ночь русалки принимают человеческий облик и могут заворожить юношей, которые отправились на поиски папоротника.

Кстати, водятся русалки и в зарубежных водоёмах, только зовут их несколько иначе. В Греции это сирены, в Сербии — вилы (крылатые красавицы, способные убивать взглядом), в Германии — ундины, в Ирландии — мерроу, выходящие на берег в образе маленьких лошадок.

Как же отпраздновать этот день, если ты живёшь в большом городе и нет поблизости места, где жгут костры, и водоёма, куда можно опустить венок?

Вечером, после ужина можно устроить шуточное гадание. Для этого надо приготовить карточки с нарисованными на них цветами или просто с их названиями и расшифровкой: какой цветок что означает. Кто-то из домашних садится спиной к столу, где разложены карточки. Другой член семьи поднимает карточку со словами: «Кому этот цветок?» Сидящий спиной называет имя кого-либо из присутствующих.

Гадание по цветам

Боярышник — есть надежда на любовь.

Василёк — в тебя влюбятся.

Вьюнок — он тебя никогда не полюбит.

Гвоздика (красная) — страстная любовь.

Георгин — признательность.

Жасмин — ничего не значащее заигрывание.

Колокольчик — не верь ему, обманет.

Лютик — на свидании всё прояснится.

Маргаритка — застенчивая любовь.

Мята — тебя любят очень сильно.

Незабудка — боится тебя потерять.

Ноготки — вы расстанетесь.

Роза (белая) — любит сильно, но не подаёт виду.

Роза (красная) — тоскует по тебе.

Ромашка — он сомневается в своей любви.

История праздника Ивана Купала. Обряды праздника Ивана Купала. Приметы праздника Ивана Купала. Купальные песни. Традиции праздника Ивана Купалы.

7 июля - Иван Купала. Иван цветной. Иванов день

Рождество Иоанна Крестителя, известное в народе более как день Ивана Купалы, принадлежит к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого в обряды, действа, требовала особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

Начнем, как всегда, с поговорок и примет, принадлежащих купальскому дню:

Иван Купала делит год пополам.

На Иванову ночь звездно — много будет грибов.

Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые.

Сильна роса на Ивана — к урожаю огурцов.

Ивановские дожди лучше золотой горы.

Ивановские дожди вызывают у земледельца неоднозначную оценку — они очень нужны хлебам, но опасны для травы, уже скошенной или ожидающей сенокоса. Многие ивановские поговорки, легко заметить, повторяют сампсоньевские (10 июля / 27 июня) или на свой лад варьируют ту же тему нужного и вредного дождя.

До Иванова дня дождь в засек (т. е. к урожаю хлеба), после Иванова дня дождь из засека.

Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо.

Когда сено гнило, тогда в сусеке мило.

Сено черно, так каша бела.

Травы черны — лошади кормны (сено погибло, а овес хорош).

В ряде мест на Купалу открывали большой покос. Это скорее знаковое, ритуальное начало сенокосной страды. По-настоящему заготовка сена начиналась сразу после праздника.

Пройти до солнышка два прокоса — ходить не будешь босо.

До солнышка пройди три прокоса, ходить будешь в сапогах, а не босо.

На Иван-день жито должно выколоситься, а не заколосится, так это плохая примета.

На Иван-день колосок, так на Ильин-день (2 августа / 20 июля) колобок в хороший год (пинеж.).

Коли на Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (южн.).

На Иванов день цвет, на Ильин-то день — хлеб (карел.).

За два-три дня до Ивана Купалы появляется мед или после в такой же период (воронеж.).

Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела).

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой.

Ивана Купалу называли «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня было принято купаться, и такого рода купанию приписывалась магическая и целебная сила. Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне опасались купаться, так как, по их представлениям, в это время считался именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

Ранним утром вологодские бабы «черпали росу»; для этого брали чистую скатерть и бурак, с которым и отправлялись на луг. Здесь скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Точно так же черпали росу и в Пензенской губернии, хотя здесь она служила не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

Накануне Ивана Купалы вологодские крестьянки обязательно мыли у колодца или на реке «квашенки» — кадушки, в которых приготавливали тесто для ржаного хлеба.

В селениях по Енисею хозяйки в ночь на Ивана Купалу выносили на двор кринки. «Чтобы корова давала больше молока, чтобы с молока был больше снимок (сливки) и чтобы из него выходило больше сметаны», нужно «дать охватить кринки ивановской росой» [Власова, 66].

Один из довольно распространенных купальских обрядов — обливание водой всякого встречного. «Деревенские парни, — писал орловский корреспондент в середине XIX века,— одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток» [Максимов, 390]. Но всего охотнее, разумеется, обливали девушек: парни врывались даже в дома, силой вытаскивали и выносили девиц на улицу и здесь старались с ног до головы окатить их водой и грязью. В свою очередь, и девушки не оставались в долгу. Пытаясь отомстить парням, они тоже бежали на реку за водой. В результате начиналась общая свалка, полная веселья, смеха, криков, шуток. Кончалось дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, причем и парни, и девушки оставались в одеждах (в рубахах).

Во многих местах было принято устраивать баню не на Аграфену Купальницу, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники. Например, в Верхокамье именно в день Ивана Купалы «обязательно стремились помыться и попариться больные старообрядцы» [Чагин, 117]. На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, украшали рога недавно отелившихся коров.

Довольно распространенной была вера в то, что до Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе будут умирать дети у той, которая не остереглась искуса.

В Пошехонском уезде Ярославской губернии верили в то, что если на Иванов день перелезть через 12 огородов, тынов (т.е. оград), любое желание исполнится.

Выделенность, особость, судьбоносность купальского дня выражалась по-разному. К примеру, у русско-украинского населения Киргизии девушки шили и вышивали специальную купальскую сорочку, которую надевали лишь раз в году, когда шли в церковь накануне Рождества Иоанна Крестителя. Вечером сорочку сжигали или прятали до следующего года [Маслова, 120].

Подобное соединение, точнее, неразделение верований и обычаев, уходящих корнями в дохристианскую культуру и порожденных христианством, вообще характерно для больших календарных праздников. Еще один «говорящий» пример: жители Забайкалья старались днем или в ночь на Ивана Купалу взять немного земли из-под монастыря Святого Варлаама, будучи уверены в том, что эта земля, растворенная в воде, хорошо помогает при весенней лихорадке [Власова, 74, 75].

Но главной особенностью купальской ночи были очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше — тот будет счастливее. Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте, или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков.

В Старой Ладоге ивановские костры исстари разжигали на горе Победище, расположенной при впадении местной речки в Волхов. «Там сей огонь,— писал И. П. Сахаров, — добытый при трении из дерева, известен под именем живого, лесного, царя огня», обладающего очистительной, целебной, вообще магической силой [Сахаров, 282].

«Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа,— писал один из этнографов XIX века,— и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».

В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни.

Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал (или пели, выкрикивали все хором):

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Диги-дон, диги-дон,

Убегай скорее вон!

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежала вперед, а водящий пытался догнать. Пойманный становился с водящим в конец, образуя последнюю пару, а оставшемуся приходилось «гореть», то есть ловить кого-то из очередной убегающей пары.

В каждой местности имелись свои припевки в этой игре, да и называлась она не везде «горелки»: где-то — «жив курилка», где-то «огарыш» и пр.

Вот несколько припевок, записанных во Владимирской губернии:

Гори, гори жарко.

Едет Захарка,

Сам на кобыле,

Жена на коровке,

Дети на тележках,

Слуги на собаках.

Погляди-ка вверх —

Там несется пест!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу-гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Если «горевший» не разъединял бежавшую пару, его дразнили:

Ярка, не ярка,

Баран, не баран,

Серая овечка не женится,

Дай сенца — объягнится.

Почти все европейские народы свято верили в то, что ночь на Ивана Купалу — время таинственное, полное чудес и необыкновенных событий, время, когда случаются всякого рода метаморфозы, окружающий мир предстает в особом свете и качестве: деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестя листьями; беседуют друг с другом животные и даже травы, видимыми становятся духи леса, воды, воздуха, и человеку может быть понятен их язык; сама земля ведет себя почти по-сказочному: приоткрывает тайну своих недр (на месте кладов зажигаются огоньки, в горах появляются расщелины с камнями-самоцветами, на поверхность выходят самородки золота или открываются месторождения других металлов, алмазов и пр.), заставляет расцвести волшебный цветок папоротника, выводит человека на неведомую, скрытую в обычные дни от людских глаз поляну, где растут волшебные травы, и т. д., и т. п.

По поверьям крестьян, в купальскую короткую ночь нельзя спать прежде всего потому, что надо обязательно встретить солнечный восход. Не присутствовавшего при этом ожидают всякие несчастья, более того, он может навлечь и на остальных (на семью, деревню) невзгоды.

Как уже говорилось, купальская ночь — опасное время, так как становится чрезвычайно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, мертвецы.

Иванов день — остерегайся проказов нежити (домовых, водяных, леших, русалок).

Не случайно в Забайкалье день Ивана Купалы назывался «Иван-колдовник».

По распространенному поверью, ведьмы собираются на Лысой горе под Киевом и празднуют там свою ночь. Оставшиеся на местах отбирают у коров молоко, портят хлеба; водяные стремятся утащить человека под воду; леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу и пр. Верований, высказываний на эту тему огромное множество по всей России. Ограничимся лишь несколькими примерами.

В день Ивана Купалы слепая змея медянка (медяница) получает зрение на целые сутки и потому делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь, хотя во все остальные дни года она абсолютно безвредна [Завойко, 1914; 130].

Воронежцы опасались русалок именно в день Ивана Купалы, когда они с особенным старанием пытались завлечь человека и, защекотав, «унести в свое водяное жилище» [Власова, 456].

По поверьям жителей архангельских сел, лешего увидеть трудно, но в этот день его не только можно узреть, но и заключить с ним договор. Для этого в ночь на Ивана Купалу надо пойти в лес, срубить там осину так, чтобы она упала вершиной на восток, и, встав на ее пень, наклониться и посмотреть между ног тоже на восток, затем произнести: «Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою; покажись таким, каков я!» И появится леший в обличье мужика. Если человек готов в обмен на свою душу заключить с ним договор, леший обязуется помогать ему во всем, но предупреждает, что рассказывать об этом нельзя ни одной живой душе [Власова, 305].

Крестьяне Варнавинского уезда Костромской губернии верили, что в каждом селе существует своя колдовка — стрига, которая в купальскую полночь, приняв облик женщины, одетой во все белое, уходит в поле стричь колосья на чужих полях, лишая хозяев этих полей урожая. Поймать стригу бывает очень трудно, поскольку она способна превращаться в животных и птиц.

Колдуны и ведьмы в эту ночь нападали и на скот. Чтобы обезопаситься от их злокозненных действий, хозяева «снимали с телят ошейники и привязку (веревку или ремень для привязи теленка у места доения), прятали подойник и стульце для дойки и с воскресной молитвой обходили двор кругом. Ворота закрывали тоже с молитвой» [Власова, 258]. В некоторых селениях юга и юго- запада России в купальскую ночь совершали символическое сожжение конского черепа или чучела, изображающего ведьму.

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром, который в этот период приобретает (или с особенной силой проявляет) чудодейственные качества.

Иванов день пришел — траву собирать пошел.

Иван Купала — хорошие травы.

Потому именно на Купалу знающие люди отправляются за травами и цветами. Определенные растения собирают днем, какие-то ночью, а некоторые только по утренней росе. Когда рвут травы, говорят: «Земля мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» В Нижегородском и Вятском краях уже в наше время записаны поэтические обращения к земле и вскормленным ею травам: «От Бога травка, от земли корешок, от солнышка цветок. На что ты угодна, на что пригодна, на то я тебя и беру. Земля мати, благослови травку брати» [Нижегород. заг., 52; Вят. ф-р НК, 112]. Если собирают растения, употребляемые от порчи, то произносят: «Отец-небо, Земля-мать, благослови свою плоду рвать! Твоя плода ко всему пригодна: от скорбей, от болезней и от всех недугов — денных и полуденных, ночных и полуночных, от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы! Поди же ты, колдун и колдуница, еретик и еретица, на сине море! На синем море лежит бел-горюч камень. Кто ж этот камень споднимет, кто океан-море выпьет и кто в океане-море весь песок пересчитает, тот может сделать колдовство и художество над всяким рабом и над всякою рабою, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Этот или похожие на него заговоры были хорошо известны в разных местах России и неоднажды записывались фольклористами и этнографами [см., например, Майков, 101—102].

Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их для «разжигания любви» или для «отсушки».

Девушки Онежского уезда Архангельской губернии выходили искать «ивановский борщ» — растение, имеющее, по их мнению, большую целительную силу. Девушки отправлялись целыми компаниями, в сопровождении парней, так что поиски травы превращались в ухаживания с обниманиями, поцелуями, беготней и пр. [Калинин, 302].

Ночью, до восхода солнца, рвали цветы иван-да-марья. Верили, если их положить в углы избы, то вор не войдет в дом: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цвета растения) будут разговаривать друг с другом, а вору будет казаться, будто говорят хозяин с хозяйкой.

В ночь с Аграфены на Ивана, советовали знающие старики в Ачинском округе Енисейской губернии, «до восхода солнца, чтоб никто тебя не видел, рви чернобыльник; под корнем найдешь уголь; он от многих болезней облегчение доставляет — от брюха, тошноты и пр. Если увидят тебя за этим делом — уголь уйдет в землю» [Макаренко, 65].

Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать плакун-траву, сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх [Степанов, ИЗ]. Терлич-трава употребляется для привораживания парней девушками: они носят ее у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич, хлогщев покличь!» Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Ее заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать- земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!» Травка зяблица помогает от ребячьего крика и от бессонницы; высушенным расперстьицем присыпают больные места на теле — порезы, нарывы, опухоли. Пастушью сумку издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой. На случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-и-мачеху, душицу, багульник. Всего не перечислишь...

Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах и о наделении того, кому посчастливится заполучить цветок папоротника, волшебными, сверхъестественными качествами и способностями.

Говорили, что с цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в Ивано-Купальскую полночь, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть: невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет завладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворятся перед ним — стоит только приложить к замку чудный цветок; невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка» [Степанов, 111, 112].

В слободе Сагуны Острогожского уезда Воронежской губернии рассказывали такую историю: «Пастух пас быков недалеко от лесу и заснул. Проснувшись уже ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на папороть, которая только что расцвела. Пастух, не замечая травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым, сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке, и не разуваясь целую неделю, пастух в это короткое время скопил много денег и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытрясать землю из башмака и вместе с нею вытряхнул и цвет папороти. С этого времени потерял свое счастье: потерял деньги и не стал узнавать будущего» [Яковлев, 1905; 271].

В разных местах принято было в день Ивана Купалы выходить в луга и на поля — радоваться травостою, зеленеющим хлебам и в соответствии с традицией выражать свои чувства и надежду на хороший укос и урожай гуляньем «у травы».

В селе Нименча на Поморском берегу Белого моря в Иванов день молодежь «водила круги»: «молодицы и девушки шли по лугу „косыми столбами" и пели „луговые песни", шесть концов села исполняли двенадцать песен». Здесь же подростки устраивали свою игру, которая называлась «выпахать луг» [Бернштам, 1978; 54]. Нечто похожее происходило в Верхокамье и Верхотурье (на Среднем Урале), где, по словам Г. Н. Чагина, «с Иванова дня по Петров день крестьяне выходили в поле, проверяли посевы, травы. <...> молодежь большой толпой с пивом и песнями обходила свои поля, иногда играла кругами, радовалась посевам, если они были хорошими. Чтобы избавиться от злых духов, <...> стреляли на полях» [Чагин, 117].

КУПАЛЬСКИЕ ПЕСНИ

Девки, бабы —

На Купальню!

Ладу-ладу,

На Купальню!

Ой, кто не выйдет

На Купальню,

Ладу-ладу,

На Купальню!

Ой, тот будет

Пень-колода,

Ладу-ладу,

Пень-колода!

А кто пойдет

На Купальню

Ладу-ладу,

На Купальню!

А тот будет Бел береза!

Ладу-ладу,

Бел береза! (Псковская губ.)

Девицы цветы щипали Сохнут, сохнут парени,

Да у Ивана пытали: За грядами сидючи,

«Что это за цветы? —» На девицей смотрючи.

«Это цветы Купалы, Что девицы хороши,

Девицам — умывалы, А парени — голыши:

А пареням — воздыханья!» Не мают копейцы про души!

(Томская губ.)

Пойдем, девки,

Пойдем, девки,

Кругом жита,

Кругом жита.

Наше жито,

Наше жито

Свячённое,

Свячённое!

В нашем жите,

В нашем жите

Ведьма сидит,

Ведьма сидит.

Иди, ведьма,

Иди, ведьма,

У Сеньково,

У Сеньково,—

«Иди, ведьма,

Иди, ведьма,

С нашего жита,

С нашего жита.

Тама жито,

Тама жито

Не свячёно,

Не свячёно!» (Смоленская губ.)

Зарождалися три ведьмы



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...