Написать время речи жестикуляции. Жесты оратора

Ораторское мастерство – это не только речь, но и жесты. Они являются одним из главных 3 приемов успешного выступления . Насколько широкими они должны быть? Это зависит от ситуации и аудитории.

Размер жеста

Мелкие жесты – это те, где задействованы только пальцы.

Небольшие начинаются от запястья.

Средние – от локтя.

Широкие жесты – это те, в которых задействованы руки от самого плеча.

Валерий Карпин жестикулирует у кромки футбольного поля. Чтобы игроки его заметили, он использует широкие жесты, подходящие для этой ситуации.

Как оратору выбрать размер жеста?

Жесты, эффективные для одной аудитории, могут оказаться неэффективными для другой. Нужно учитывать такие факторы, как:

  1. Расстояние между вами и аудиторией
  2. Зрительные оси между вами и аудиторией
  3. Особенности культуры и ситуации

Пример оратора, который не соизмеряет свои жесты с ситуацией и расстоянием. Он почти касается шеи собеседника. Это может произвести негативное впечатление.

Так, сидя за столом в зале заседаний, вам нужно будет использовать мелкие и небольшие жесты. Читая лекцию в аудитории – широкие.

Зрительные оси

Это воображаемая линия между вами и взглядами зрителей. Если вас хорошо видно, можно использовать весь спектр жестов вплоть до мелких. Если что-то мешает обзору, жесты должны быть шире.

В помещении, плохо приспособленном для публичных выступлений, зрительные оси нарушены. Люди заслоняют обзор друг другу.

Особенности культуры и ситуации

Их следует учитывать. К примеру:

– Культура ваших слушателей может требовать более сдержанной жестикуляции. Остерегайтесь широких жестов, если не знакомы с культурными особенностями аудитории.

– Благодаря хорошему обзору вы можете использовать любые жесты, даже опускать руки до уровня пояса.

– Ноги теперь тоже видны, и можно прохаживаться по сцене или притопывать, чтобы подчеркнуть какую-то мысль.

– Иногда используется видеосистема, транслирующая ваше увеличенное изображение. Тогда будут эффективны любые жесты, и мелкие, и широкие.

Эту речь невозможно забыть. Секреты ораторского мастерства Пожарская Александра

Мастер на сцене: жесты, мимика, постановка на публике, движения, контакт глаз

Для начала интересный пример: ученые провели эксперимент, цель которого была выяснить, насколько первое впечатление, произведенное на слушателей, сильно и насколько оно подтверждается в дальнейшем при знакомстве с человеком. Пример из книги Р. Чалдини (студенты + профессор).

Таким образом, то, ЧТО мы говорим, помогает воздействовать на сознание слушателей. А то, КАК мы говорим, т. е. наши паравербальные и невербальные параметры, напрямую воздействует на подсознание. А в споре сознательного и бессознательного, как известно, выигрывает последнее.

Поэтому особое внимание важно обращать на так называемую постановку на публике и телесные параметры.

В этом разделе мы разберем каждый из них в отдельности.

1. Основная позиция оратора.

2. Жесты и база рук.

3. Контакт глаз.

4. Движения. Теперь рассмотрим подробнее то, что используется в любом типе коммуникации. И в который раз выпустим Мастера на сцену, чтобы оценить, насколько он преуспел в ораторском мастерстве. Уже давно его ученики заметили, что Мастер весьма уверенно и свободно ведет лекции. И никак не могли понять, в чем же дело? А дело все как раз в жестах Мастера и в том, как он появляется на публике.

Основная поза оратора

Поза, которую принимает оратор во время выступления, влияют на его восприятие публикой, ибо, как известно, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Поэтому тренируем основную позу оратора, чтобы тело ее запомнило. Прямо сейчас встаем перед зеркалом и начинаем.

Ноги на ширине плеч

«Оратор – подопри гора» с широко расставленными ногами смотрится слишком авторитарно. Вместе с тем «оратор – оловянный солдатик» со слишком маленьким расстоянием между ногами смотрится неустойчиво, а потому неуверенно.

Носки врозь на 30–35 градусов

Носки внутрь характеризуют оратора как неуверенного в себе. Носки наружу слишком широко – походка Чарли Чаплина.

Колени прямые, пружинящие

Ноги, с одной стороны, не должны быть слишком согнутыми в коленях (оратор, от страха стекающий на пол), а с другой – не должны быть напряженными (как кузнечик – коленками назад). В идеале колени должны быть чуть-чуть расслабленны.

Одна нога на полступни впереди другой. Вес тела на 60 % на выставленной вперед ноге

Таким образом демонстрируются ваш интерес к слушателям, обращенность к ним. Если же вес тела перенести на отставленную назад ногу, то сложится впечатление отстраненности от них.

Прямая осанка

Представьте себе елочную игрушку, подвешенную к потолку. Все тело выпрямляется. Подбородок – на уровень допустимой надменности. Взгляд параллельно полу.

Распрямляем плечи

Представьте, что вы сбрасываете тяжелую шинель (мужчины) или дорогую шубу (женщины). Для этого приподнимаем плечи вверх, затем отводим их назад и потом снова бросаем вниз.

Ищем комфортную позу

А теперь давайте поищем плюс-минус 2–3 см и скорректируем получившуюся позу под себя. При этом важно, чтобы вам было комфортно и слушатели воспринимали вас адекватно!

Жесты

Каковы свойства хороших жестов?

Во-первых, они должны быть симметричными . Неинтересно и странно смотреть на человека, у которого руки, к примеру, не задействованы. Симметрия – это использование обеих рук для жестикуляции.

Для большей убедительности пользуемся жестами обеих рук, при этом открытость тоже играет важную роль. Поэтому 80 % времени на сцене и на переговорах ладони должны быть открытыми. Закрытые жесты свидетельствуют о неуверенности и скрытности. И мы не будем верить человеку с закрытыми жестами. С помощью слов соврать можно, но тело не обманывает. Приходя на переговоры, держите ладони открытыми.

Фиксация – также качество хороших жестов. Жесты не должны портить речь переговорщика. Некоторые люди сильно размахивают руками не в соответствии с речью, тогда как фиксация жестов – это пауза между ними. Кроме того, жесты должны соответствовать словам . Когда мы говорили выше о несоответствии языка слов языку тела, мы выяснили, что верят больше телу, поэтому широко разведенные руки при словах «при минимуме затрат» неадекватны, равно как и «Здравствуйте, дорогие дамы (жест в сторону мужчин) и господа (жест в сторону женщин)!»

Широта жестов свидетельствует о нашей уверенности, равно как широта движений. Существует такое понятие, как освоение пространства . Неуверенный в себе оратор старается минимизировать движения по сцене и жесты, бочком-бочком пробирается на кафедру, за которую затем хватается как за спасательный круг, становясь фоном. При переговорах также важно, как, к примеру, мы садимся на стул: полностью или на самый краешек, перемещаемся ли в пространстве свободно и уверенно, используем ли широкие жесты.

И наконец, очень важно не только жестикулировать, но и давать рукам возможность отдохнуть, предоставлять им так называемый аэродром – использовать базу рук как один из параметров позы на публике.

Удачные базовые положения рук: руки вдоль тела, руки в «замке», руки «домиком» на уровне живота, одна ладонь лежит на другой на уровне живота, одна ладонь на другой или на кулаке, при этом ладони развернуты к животу и др.

Контакт глаз

Еще один параметр, который играет решающую роль в установлении контакта с публикой.

Если оратор не задействует этот важнейший параметр, то создается ощущение, что он не открывается своим слушателям, не заинтересован в них, не сможет «зацепить» внимание и удерживать его долго.

Каковы же основные правила привлечения внимания слушателей с помощью взгляда?

Равномерный охват. Без мертвых зон.

Давайте вспомним, дорогие читатели, какие части аудитории выпадают из поля зрения чаще всего. Правильно, галерка и фланги, однако существуют индивидуальные предпочтения оратора, например выпадать могут также женщины в центре. Некоторые смотрят выборочно только на знакомых или на поддерживающие лица; слабый пол чаще смотрит на мужскую часть аудитории, сильный – на женскую.

Итак, важно охватывать взглядом ВСЮ аудиторию, чтобы среди слушателей не было «любимчиков» и «изгоев». А также важно распределять внимание равномерно по времени, т. е. переключать внимание с одного фланга на другой, с первых рядов на последние постоянно!

Длительность контакта

Сколько же по времени тогда смотреть на одного слушателя в зале и когда переключать внимание? Обычно аудитория дает самые разные ответы, однако средняя длительность контакта с одним человеком – 2–3 секунды. Ключевым параметром является фраза «смотрим до контакта», т. е. до тех пор, пока между вами и вашим слушателем не пробежит некая искорка понимания (внешне: короткий кивок, улыбка, искра в глазах), что явится сигналом к переключению на следующего.

Смотрим хаотически

Иногда, понимая, что необходимо охватить взглядом всех, оратор начинает «расстрел» зала: стреляет глазами справа-налево и наоборот. Первый – пошел, второй – пошел… Нет, так не пойдет, это странновато и неестественно, а публика между тем вычисляет «схему» взаимодействия и начинает засыпать то в одном, то в другом конце зала. Естественным является хаотическое переключение внимания – ведь тогда сложно угадать, на кого в следующий момент посмотрит оратор.

От сердца к сердцу

На тренинге я провожу интересный эксперимент: внезапно перестаю двигать телом и головой и задействую ТОЛЬКО контакт глаз, т. е. двигаю только глаза вправо и влево. Слушатели сразу замечают такое поведение и оценивают его как «неискреннее, холодное, безразличное» и т. п. А один молодой человек, сидевший на тренинге без очков, вообще терялся, на него ли я смотрю или нет.

Затем я подключаю поворот головы, но публику не устраивает и это.

И в итоге я начинаю разворачиваться всем корпусом – слегка влево или вправо при контакте глаз со слушателем. Тогда публика замирает: так вот в чем дело-то!

А молодой человек, забывший очки, улыбается: «Теперь-то я вижу, когда ты смотришь на меня».

Итак, используем контакт от сердца к сердцу, чтобы еще эффективнее взаимодействовать со слушателями!

Усиливаем контакт

Как сделать контакт глаз еще более запоминающимся?

Добавляем следующие параметры:

Жест + взгляд.

Смотрим на человека и делаем жест в его сторону.

Приближение + взгляд.

Приблизиться к той или иной части аудитории, контактируя с ней глазами.

Риторический вопрос + взгляд.

Задаем вопрос в зал, при этом глядя на одного из слушателей.

Особые случаи

Отвечая на вопросы, смотрим на всех! Примерное распределение внимания между задавшим вопрос и залом таково: 30 % (тому, кто задал вопрос) на 70 % (в зал). Помните: отвечая на вопрос одного, мы с вами даем интересную информацию и другим.

В зале большой начальник?

Чуть больше внимания ему. Без лести. По ситуации.

Большая аудитория в 100, 200, 1000 человек?

Делим ее на сектора и хаотично переключаем внимание, охватывая весь зал!

И наконец, движения по залу – основа основ при произведении эффекта на публике.

Задачи передвижения

Доказано, что движущийся объект привлекает внимание в 7 раз сильнее, чем статичный. А задач оратора – стать центром внимания, фигурой, а не фоном. Соответственно важно двигаться на сцене!

Итак, первая задача передвижений – удержать внимание слушателей.

Вторая – сбросить избыточное волнение, ведь на сцене часто дрожат колени. Начинаешь двигаться – и волнение как рукой снимает!

Поднять энергетику выступления

Помним о том, что если оратор подустал и публика засыпает – необходимо менять энергетику выступления. Как? Прежде всего с помощью движений!

Вовлечь «трудного» слушателя

Наверняка все мы помним студенческие времена, когда опытный преподаватель приближался в галерке, на которой чаще всего перешептываются, шуршат записками и т. п., и аудитория сразу затихала. Итак, удержать внимание «трудного» слушателя можно, просто приблизившись к нему.

Захват выгодной позиции

С помощью движений мы можем укрепить сильные позиции на сцене. Например, за кафедрой выступал успешный оратор – значит мы встаем туда же и вещаем сразу после него с этого же места. Если же с той же самой кафедры вещал занудный лектор, то мы перемещаемся в другую часть сцены.

Обозначение перехода к следующей части выступления

Завершая фразу и определенную логическую цепочку рассуждений, мы перемещаемся в пространстве, перешагивая с одного места на другое. И таким образом подаем сигнал о переходе.

Как правильно передвигаться по сцене?

1. Правило 20 % на 80 %. 80 % времени оратору необходимо стоять, а не метаться как тигр в клетке.

2. Лицом к аудитории. Ни в коем случае не двигаемся спиной или боком к аудитории, только под углом 45 %, сохраняя при этом зрительный контакт.

3. Разнообразие траекторий и скорости. Однообразное маятникообразное движение скорее усыпит слушателей, нежели развеселит или заинтересует их.

4. Фиксация в конечных точках. Важно останавливаться в основной позе оратора в основных конечных точках. Иначе возникает ощущение нестабильности или пританцовывания. Фиксация – это спокойное выступление из одной точки в течение 10, 20, 130 секунд.

5. Не пятимся назад!

6. Не переплетаем ноги!

7. Не вторгаемся в личное пространство слушателей!

Подсказки:

Легализация.

Естественность.

Подытожим

Параметры постановки на публике:

Основная позиция оратора.

Жесты (в том числе база рук).

Контакт глаз.

Передвижения.

Из книги Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе автора Козлов Дмитрий Александрович

Из книги Блестящая презентация. Как завоевать аудиторию автора Вайссман Джерри

Минимизируйте движения глаз с помощью параллелизма Когда все пункты списка аналогичны или сходны по значению (как, например, в перечнях продукции, свойств товара, товарных выгод), их взаимосвязь сразу ясна аудитории. Тем не менее, подготавливая такие перечни, обращайте

Из книги Особенности визуальной обработки автора Мельников Илья

Из книги Читай как aгент cпецслужб автора Мельников Илья

«Хорошие» и «плохие» движения глаз В результате опытов специалисты, которые анализировали, фотографировали и классифицировали движения глаз различных читателей, пришли к выводам, что для хороших читателей характерно:1. Меньшее количество движений, совершаемых глазами

Из книги Как пробудить уверенность в себе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Жесткие переговоры. Победа любой ценой автора Мельник Людмила Степановна

2. Мимика Бровки домиком, как у кота из мультфильма о Шреке, жалобно опущенные уголки рта, просящие или бегающиеглаза перечеркивают информационный посыл слов: «Мы – серьезная компания». В то же время свирепый вид и опушенные глаза явно не говорят собеседнику о готовности

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Из книги Читаем лица. Физиогномика автора Шварц Теодор

Мимика Мимика у каждого человека неодинакова. У кого-то она очень подвижная, у кого-то, наоборот, мало-выраженная или монотонная.Очень подвижная мимика обычно встречается у активных, темпераментных, легко-возбудимых людей. Они привыкли впитывать в себя информацию как

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Из книги Искусство полемики. Как дискутировать энергично, убедительно, уверенно автора Херринг Джонатан

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Глава 7. Золотое правило 7: Учитесь спорить на публике Многие споры возникают в ходе личной беседы, но иногда и в более официальной обстановке. Например, когда вы защищаете предложение на собрании или обращаетесь к группе людей. Вот несколько советов на такие случаи.Как

Из книги Мать и дитя. Первый год вместе. Путь к обретению телесной и душевной близости автора Оксанен Екатерина

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

1) Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

2) Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

4) Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

5) Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

В последнее десятилетиие в нашу жизнь ворвалось слово "имидж". В переводе с английского - образ, престиж, репутация. Это оценка морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных качеств человека окружающими людьми. Имидж - самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.Для создания своего авторитета в социальной среде необходимо многое менять в индивидуальном облике.Первый этап формирования имиджа должен быть связан с повышением самооценки. Поэтому первым делом следует научиться уважать самого себя, сформировать личность, создать свое "Я".После того, как человек научиться уважать свою физическую красоту, убедиться в своей привлекательности в глазах окружающих, далее следует перейти ко второму этапу: к воспитанию хороших манер, к умению быть доброжелательным, обаятельным, приветливым, вызывать доверие аудитории и получать удовольствие от межличностного общения.Однако имидж формируется не только внешними чертами человека, но и личностными качествами: предприимчивостью, смелостью, творческим типом характера, целеустремленностью. Имидж является неотьемлемой чертой в профессиональной деятельности любого человека. Не маловажную роль он играет и в юридической практике.В настоящее время нередки случаи, когда окончившие юридический вуз лица по успехам своей профессиональной деятельности располагаются в ином ранговом порядке, нежели это было во время учебы.Успехи в юридической деятельности, особенно связанные с общением, руководством людьми в особых ситуациях, определяются не только академической оценкой полученных знаний и способностей к обучению, но и целым рядом других личностных качеств, которые в учебном процессе, как правило, не реализуются и не проверяются.Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требуют не только задатков, признания и образования, но и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Таковы, в первую очередь, профессия судьи, прокурора, а также следователя, арбитра и некоторых других. Сложный и ответственный труд этих людей предьявляет к личности работника повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считаются престижными, об этом свидетельствуют конкурсы в юридические вузы и другие специальные учебные заведения, готовящие кадры для правоохранительных органов.Труд юристов весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большинства людей других профессий.Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезмерным разнообразием решаемых задач.Во-вторых, вся юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии регулируется правом, и это накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании своей деятельности любой работник мысленно сопоставляет свои будущие действия с нормами законодательства, которые регламентируют эти действия.Практически для всех этих профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, заключающая в общении в условиях правового регулирования, а также эмоциональная напряженность.По существу, для всех юридических профессий характерен творческий аспект труда, который вытекает из перечисленных характеристик.


Рукопожатие . Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информированным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так, что она оказывается повернутой вниз своей ладонью, это властное рукопожатие. Такое рукопожатие свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнером.Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, - это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимо в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения.Рукопожатие, при котором руки партнеров остаются в одинаковом положении, обозначает, что оба партнера испытывают друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.Пожатие прямой, не согнутой рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение состоит в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.Жест, называемый «перчаткой», означает, что его инициатор честен и ему можно доверять. Такой жест применяется только по отношению к хорошо знакомым людям. Пожатие с применением обоих рук выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру. Для передачи избыточных чувств используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера.Жесты и позы . В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. Движение рук и тела передают много сведений о человеке.Во-первых , в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).Во-вторых. Позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передать точную информацию. Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака». Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы. Этот жест демонстрирует желание пойти на встречу и установить контакт. Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте. О желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие иуверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак , то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то следует постараться сменить тему разговора.Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции, причем нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник на пределе, и если не принять оперативных мер,снижающих напряженность, то может произойти срыв.Жест,когдаруки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук , является достаточно популярным среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый – о негативном отношении (скрещенные руки), второй – о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках. Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки» . Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.Жест «пощипывание переносицы» , который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз – собеседник как бы рассматривает что-то вдали, как бы пытаясь найти там ответ на свой вопрос.Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) – это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений). Прикосновение к носу или его легкое потирание – также знак сомнения. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос потому, что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш собеседник опускает веки,то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами. Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите следующее: необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.Жест «почесывание уха» свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с прикосновением к уху, - потягивание мочки уха – говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам. В том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу. Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации следует чем-то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время , обычно связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь надевает очки, то это означает, что он хочет еще раз «взглянуть на факты».Жест «расхаживание» служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь «протянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решения.Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест «закладывание рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «возьми себя в руки». Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это. Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест «закладывание рук за голову». Многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними.Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, Это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всем согласен.Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов проявляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.Помимо рассмотренных ранее поз и жестов существуют и другие, которые не менее красноречиво передают то или иное внутреннее состояние собеседников. Так, с помощью потирания ладоней предаются позитивные ожидания. Сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое негативное отношение к услышанному.Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека. Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными. Рассмотрим мимические реакции, которые позволяют нам определить, обманывает нас собеседник или нет

.Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.
Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи.
Благозвучие речи - это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.
Полетность голоса - это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.
Подвижностью голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.
Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ:

lВступление - привлечь внимание слушателей , подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.

lОсновная часть - сообщить информацию ; обосновать ее.

lЗаключение - суммировать сказанное ; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

lВСТУПЛЕНИЕ - способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу . Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом. Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия.

Поэтому можно блеснуть, но не ослеплять вступлением.

. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. основная часть - то основное, что хотите сказать, доказать, передать, в чем убедить. В главной части последовательно развертывается тезис на основе взаимодействия со слушателями.ТЕЗИС - это то основное положение, которое учитель собирается доказывать или защищать.

Достояние искусства оратора:

«Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить к своим поучениям; изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали из частных доказательств; наконец, замкнуть это все воспламеняющим или успокаивающим заключением» (Цицерон).

Достояние искусства оратора:

То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление и, видимо, их будут помнить дольше всего»


Похожая информация.


Жесты - полноценное средство коммуникации. С помощью жестов мы можем общаться, не зная языка, усиливать смысл сказанного, передавать чувства, когда слов не хватает. Научившись понимать язык жестов, вы начнете лучше разбираться в людях.

Язык жестов - самый древний. На нем люди изъяснялись раньше, чем научились говорить и писать, - так считают некоторые ученые.

Однако любопытно, что люди жестикулируют преимущественно тогда, когда говорят, и очень редко, когда слушают . Это говорит о том, что жесты - неотъемлемая часть речи. Попытаемся поговорить на волнующую нас тему со связанными руками - и мы тут же начнем выразительнее «жестикулировать» , помогать себе головой и телом.

Благодаря жестам мы можем понять людей разных национальностей, не зная их языка. Правда, здесь следует быть осторожными, потому что один и тот же жест в разных культурах может иметь противоположное значение . Если мы в ответ на предложение болгарина утвердительно кивнем головой, он поймет это как отказ, а если покачаем головой из стороны в сторону, решит, что мы согласны.

Жест «Ок», когда большой и указательный палец образуют кольцо, будет неприличным в , и . Обидятся и французы, поняв его как «Ты полный ноль, ничтожество».

Подняв в знак одобрения большой палец вверх в или Иране, мы жителей этих стран. Для них он будет означать то же, что и выставленный вверх средний палец в Европе.

В Австралии, Ирландии и Великобритании не стоит показывать жест в виде буквы V, означающий победу, если ладонь направлена на человека, - он поймет его, как «Иди отсюда!».

Темпераментные латиноамериканцы, итальянцы, испанцы, французы активно жестикулируют при разговоре - для них это норма. У северных народностей человека, чересчур размахивающего руками во время беседы, могут назвать невоспитанным, хотя он может быть просто сильно взволнован и возбужден. Правда, в этом случае от него хочется держаться подальше до тех пор, пока он не остынет.

«Тот, кто лжет на языке слов, выдает себя на языке жестов, на которые он не обращает внимания», - говорил немецкий философ Освальд Шпенглер.

Многие люди даже не догадываются, как много их жесты могут рассказать о них самих и об их намерениях наблюдательному человеку.

К примеру, приходит человек на - хочет работать начальником отдела продаж. И приносит с собой , где написано, какой он эффективный и . Смотрит на него рекрутер и видит, что сидит тот, поджав под себя ноги и скрестив на груди руки. «Да у него проблемы с общением!», - думает рекрутер и вежливо отказывает.

Или же подходит к нам знакомиться новый сосед. На его лице улыбка, но мы замечаем руки, сжатые в кулаки. «Э, да он не такой доброжелательный, каким хочет казаться!», - делаем мы вывод.

На наш вероятный конкурент, здороваясь, крепко жмет нашу руку. Да так, что его ладонь оказывается сверху. «Хочет доминировать, показывает, кто здесь главный», - понимаем мы.

С помощью одних жестов мы можем вызвать у людей антипатию и оттолкнуть их от себя, а с помощью других - заслужить репутацию человека интересного и , с которым можно дружить и вести дела.

Зная язык жестов, мы сами сможем лучше разбираться в людях, понимать их поступки и предугадывать их действия, ведь далеко не все из них могут контролировать свои жесты так, как речь. Слова могут говорить одно, а жесты - совсем другое.

Вышесказанное относится к жестам неосознанным, подсознательным , которыми большинство людей не управляет. И именно эти жесты могут нам многое сказать о собеседнике. (Ведь существует еще язык осознанных жестов , с помощью которых общаются люди глухонемые.)

Существуют и ритуальные жесты . Один из них - рукопожатие. Этим простым жестом можно выразить многое: тот, чья рука окажется сверху, наверняка займет в переговорах главенствующее положение, он - негласный победитель; а тот, чья рука будет внизу, уже почти проиграл.

Австралийский писатель и бизнес-тренер , автор книги «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам», советует: чтобы с самого начала поставить себя в равное положение с партнером и не допустить, чтобы он доминировал, руку для рукопожатия нужно протягивать, держа ладонь вертикально. В этом случае ей легко управлять, и при необходимости ее положение можно подкорректировать. Кроме того, при рукопожатии нужно чувствовать давление руки партнера и своей рукой оказывать давление такой же силы.

Благодаря рукопожатию мы можем составить впечатление о человеке уже в первые минуты знакомства с ним.

О чем расскажут жесты

Знать, как толковать тот или иной жест, требуют от топ-менеджеров крупных компаний, а на Западе - и от менеджеров среднего звена.

  • О человеке, который во время разговора не знает, куда деть свои руки, словно они ему мешают, можно сказать, что он стесняется, нервничает, чувствует себя неловко.
  • Рассматривает свои прыщи и царапинки - занят своими мыслями, ушел в себя.
  • Дергает себя за ухо или кончик носа, крутит кончик усов или волос - настроен скептично, сомневается.
  • Почесывает грудь и живот - весьма самоуверен.
  • Качает или трясет ногой, постукивает рукой по столу, играет пальцами, крутит в руках разные предметы, щелкает суставами - нетерпелив, не может сосредоточиться или ему скучно.
  • Тому, кто довольно-таки часто трет виски, лоб, потягивается, вытягивает ноги и руки, не хватает жизненной энергии. Он пассивен и мечтателен.
  • Грызет ручку? Находится в состоянии внутреннего конфликта, чего-то опасается.
  • Руки сцеплены за спиной, подбородок устремлен вверх? Перед нами человек, привыкший командовать, авторитарный.
  • Руки сжаты в кулаки? Настроен агрессивно, но себя сдерживает.
  • Поставил локти на стол, а переплетенными пальцами или кулаками прикрыл рот? «Закрылся» от окружающих.

Алана Пиза, написавшего «Язык телодвижений», называют «мистер язык тела». Он знает все о том, как разгадать мысли и чувства людей по их жестам. Он же рассказывает, «Как научиться говорить на языке телодвижений» и даже как его подделать и «сказать неправду, не раскрыв себя».

Опытные ораторы пользуются этими приемами и с помощью жестов располагают к себе слушателей, вызывая у них те или иные эмоции.

Итак, жесты должны быть мягкими, «округлыми». Движения рук - симметричными, широта жестов обеих рук - примерно одинаковой . Ошибка - жестикулировать одной рукой, когда вторая засунута в карман или висит вдоль туловища. Широкий жест покажет, что оратор - человек, уверенный в себе. Зажатый - что он стеснительный и закомплексованный.

Однако и здесь нужна мера. Излишне широкие и активные жесты у ораторов, которые возбуждены и плохо владеют собой. К широким жестам уместно прибегать перед большой аудиторией. В маленькой компании активная жестикуляция будет выглядеть как нелепое размахивание руками. Впрочем, в странах, где живут люди с горячим темпераментом, этим никого не удивишь.

Потренироваться симметричным жестам, когда обе руки одинаково активны, можно с помощью упражнения «левша». Из названия понятно, что мы должны представить себя левшой, и всю работу, которую раньше выполняла правая рука, теперь будет делать левая. Это упражнение полезно и для образования новых нейронных связей. Главное, не лениться, и тогда вскоре мы сможем левой рукой управлять даже компьютерной мышкой.

Жесты должны быть открытыми - ладони развернуты в сторону слушателей. Ошибка - держать их тыльной стороной к ним или прятать руки за спину, в карманы. Закрытые жесты с давних времен на уровне подсознания воспринимаются как опасность: кто знает, что там в руках - может, камень. Открытый жест показывает - мне скрывать нечего, вот я тут, перед вами, весь как на ладони.

Упражнения для тренировки жестов

Сделать свои жесты понятными, яркими и образными помогут следующие упражнения.

1. Отгадай слово

Здесь нужна компания как минимум из трех-четырех человек. Один человек придумывает слово (или фразу - например, пословицу) и «показывает» его с помощью жестов. Остальные должны угадать, что это за слово;

2. Зеркало - подражаем опытному оратору

В интернете, на том же можно найти множество выступлений ораторов с выразительной жестикуляцией. Например, того же , или , или . Смотрим запись и «обезьянничаем» - копируем мимику и жесты нашей модели. Этому упражнению советуют уделять не менее получаса в день;

3. Мягкие жесты

Сначала разминаем запястья каждой руки, трясем ими, расслабляем, а затем выписываем кистями рук восьмерки и делаем волны;

4. Поглаживающие движения

Касаемся всех предметов мягко, ласково, словно берем в руки не чайник, и не книгу, и не чашку, а маленького хрупкого котенка;

«Оратор, не знающий, что делать с руками, должен заткнуть себе ими рот», - «Пшекруй».

Может быть, проще отказаться от жестов вообще, если так сложно жестикулировать правильно? Но тогда нужно быть готовым к тому, что большую часть нашего выступления, к которому мы старательно готовились, слушатели не запомнят. Без подкрепляющей жестикуляции они усвоят процентов 40, а с ней - все 80.

Вряд ли и мы произведем на них впечатление. И нам не суждено будет стать оратором, собирающим полные залы. «Если вы думаете, что это будет легко, просто забудьте об этом. И никогда даже не пытайтесь стать успешными», - говорит мотивационный оратор Эрик Томас. - «Когда вы хотите преуспеть так же, как дышать, тогда вы преуспеете».

Эта статья о жестах и жестикуляции оратора.

Куда девать оратору руки?

А действительно, куда руки девать?
Хочется их спрятать за спину, сложить на груди или засунуть в карманы. А Вам?
Как-то я прочитал хорошую восточную притчу. Может, Вы ее знаете:
Ученик спросил Учителя:

– О, Мудрейший, скажи мне, как правильно сидеть?
– Так же, как и стоять.
– А как же правильно стоять?
– Так же, как и лежать.
– Но как?
– Когда лежишь – просто лежи, когда стоишь – просто стой, когда сидишь – просто сиди…

Красивый образ, не правда ли? Мне этот образ помогает объяснять ученикам, куда девать руки.

Для чего нужны жесты?

Да, для чего они нужны?

– Для многого. Жесты – та же речь, только без звука.

невербальная речь.

Функций у жестов много. Например, жесты :

– привлечение и удержание внимания публики

– инструмент обращения к людям в аудитории

– инструмент воздействия оратора на публику

– способ занять руки

– способ сбросить излишнее волнение

– прекрасно заполняют паузы

– показатель уверенности оратора

Многие ораторы не умеют делать жесты. Совсем. Или же совершают много разных ошибок в жестикуляции.

Посмотрите это видео, чтобы знать, какие жесты не желательно совершать при выступлениях:

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Одна из главных функций жестов – привлечение и удержание внимания.

Подсознательного внимания публики. И это тоже мы будем изучать, но позже.

Юный оратор. Отработка жестов.

Есть такие животные, которые видят и реагируют только на движущиеся объекты (рептилии, например)

Человек, конечно, создание более совершенное. Но на любые движения и перемещения реагирует всем своим восприятием.
И когда оратор является источником движений, внимание зрителей сосредоточено исключительно на выступающем. Причем, люди порой сами не замечают, как внимательно слушают. Увлекаются.

Жесты оратора

Обращаю ваше внимание, что мы рассматриваем жесты не только, как средство передачи информации. Жесты – это более универсальный инструмент оратора.

Как уже отмечалось выше, главенствующая задача жеста – привлечь и удержать подсознательное внимание зрителя. А уж все остальное второстепенно.

У хорошего оратора руки всегда работают. Но зачастую это даже не заметно, потому как жесты «видит» подсознание.

Жестикуляция помогает усваивать информацию.


Как можно выступить оратору с пламенной речью без жестов?

Ведь жесты действуют на зрительный канал восприятия. При этом акцентируется внимание на необходимой информации, поступающей через аудиальный канал.

Попутно жесты усиливают эмоциональность и энергичность речи, повышая эффективность сказанного слова.

Но поначалу, пока будете учиться, Вам придется делать движения не совсем Вам свойственные. Потом из этих движений вырастут Ваши жесты. Но это потом.

Как развивать жестикуляцию?

Так же, как и ездить на велосипеде. Бесполезно читать о том, как нужно ездить на велосипеде – нужно делом заняться.

Жесты – инструмент оратора.


Жесты. Упражнения по развитию жестикуляции. Тренер Болсунов Олег.

Жесты оратора должны быть естественны . Для каждого человека – индивидуальные жесты. Разные жесты для различных выступлений.

Обучение жестам оратора сложная задача (сложная, но посильная)

Функций у жестов много.

Одна из главных функций жеста оратора – привлечение и удержание внимания публики.

Но есть и другие важные функции у жестов.

Жесты оратора должны быть индивидуальны.

Жесты оратора – это не только движения рук. Движения пальцев – тоже жесты…

Жесты – это стиль оратора, имидж оратора.

Можно выступать оратору без жестов ? – Конечно же можно.

Но человек без движений кажется неестественным – это говорящая голова!

Оратор с жестами выглядит куда увереннее, естественнее, живее и энергичнее.

Жесты оратора (уверенные жесты) – хороший показатель уверенности оратора.

Как развивать жесты?

Жесты перед зеркалом. Тренер Ирина Палько

Так же, как и ездить на велосипеде.

Чтобы научиться делать жесты – нужно делать жесты! 🙂

Развитие жестов рук

Развивать жесты начинающему оратору важно и нужно.

Сначала новый навык требует усилий и сосредоточенности. Поначалу, жесты могут казаться неестественными, некрасивыми.

Скорее нелепыми. Поначалу подсознание сильно сопротивляется, возмущается: “Мне так непривычно! Так – неестественно! Это – некрасиво! Не буду я так делать!”

Как делать жесты. Обучение жестам в парах с помощью упражнений.

Спустя время, новые движения принимаются телом, а жесты становятся естественнее, они требуют меньшей сосредоточенности. Навык переходит из сознательных движений в подсознательный навык. Позже, новые жесты станут вашими родными жестами.

И частью вашего имиджа.

Обучение новому навыку требует времени и усилий. Вспомните, как долго мы учили в школе математику?

Но обучиться жестам куда быстрее и проще, чем выучить, скажем, алгебру и геометрию.

Посмотрите видео. Фрагмент занятия по развитии жестикуляции в “Школе ораторского мастерства Болсунова Олега”.

Совсем несколько кадров видео.
Занятие по жестикуляции ведет тренер риторики Палько Ирина.

Упражнений для развитии жестов рук множество. Отрабатывают жесты в паре, в группе и индивидуально перед зеркалом.

Жесты оратора – это речь


Конечно, жесты хорошо дополняют вербальную речь оратора

Речь, конечно же, невербальная речь, как писалось ранее.

Этой речью можно и нужно уметь пользоваться любому оратору.

Думаю написать книгу “Как обучиться жестам”. Но это будет толстая книжка, а толку от нее будет не так уж и много. Лучше – прийти обучаться на тренинге, в группу. Это будет и быстрее и эффективнее.

В крайнем случае – запишитесь на онлайн-обучение. Не всем техникам можно овладеть онлайн, но вот жестам – у многих получается.

Как научиться делать жесты начинающему оратору

Первое, что важно принять – что не бывает некрасивых жестов у оратора.

Обычно, сначала, со мной спорят – потом соглашаются, когда приходим к практике жестов. Объяснять и доказывать долго.

Все жесты оратора красивы.

В определенном контексте, конечно. Если жесты оратора вырвать из контекста, то всё может показаться…

Второе.

Необязательно жестом что-либо изображать или показывать. Жест оратора может быть и без смысловой нагрузки.

Тем не менее, жесты оратора можно условно разделить на удачные жесты и жесты не совсем удачные:

Неудачные жесты, которых стоит избегать оратору:

  • Резкие жесты
  • Мелкие жесты
  • Жесты в одной плоскости
  • Однообразные жесты
  • Повторяющиеся жесты
  • Жесты театральные
  • Жесты соединенных пальцев рук
  • “Зеркальные жесты”

Удачные жесты, которые стоит использовать оратору:

  • Плавные жесты
  • Широкие жесты
  • Объемные жесты
  • Свободные жесты
  • Разнообразные жесты
  • Естественные жесты
  • Индивидуальные жесты

Зеркальные жесты Трампа



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...