Николай бестужев декабрист. Декабристы братья бестужевы

Число искусств и ремесел, коими владел Н.А. Бестужев... исчислению не поддается, ибо... ...он вообще полагал, что за два-три дня можно любому делу обучиться – и домостроительному, и актерскому, и зубоврачебному, и ювелирному, и литографскому, и какому угодно. В Бурятии до сей поры, я точно знаю, о нем легенды ходят как о добром чародее, и, говорят, один старик к могиле его лет тридцать носил кое-какие съестные припасы, чтобы "не тужил улан-орон" (то бишь красное солнышко) Бестужев.

Натан Эйдельман Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине

Автопортрет (1837–39 годы)

Николай Александрович Бестужев, по основному образованию морской офицер, был человеком необычайно разносторонним. Он известен также как литератор, критик, историк флота, переводчик, путешественник, изобретатель, этнограф, декабрист. Но сразу оговорюсь: меня он интересует прежде всего, как рисовальщик и живописец, поэтому об остальных его многочисленных талантах, увлечениях, участии в восстании на Сенатской площади будет сказано в лучшем случае вскользь.



Портреты Прасковьи Михайловны и Александра Федосеевича Бестужевых
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ

Мой герой родился 24 апреля 1791 года в семье дворянина Александра Федосеевича и Прасковьи Михайловны Бестужевых. Он был старшим из восьми детей. До 10 лет Николай получал домашнее образование, которое в те времена предполагало не только изучение нескольких иностранных языков, литературы, основ наук и искусств, но и уроки рисования. К тому же его отец Александр Федосеевич был собирателем книг, минералов, редкостей Помпей и Геркуланума, эстампов, живописных полотен. Наш дом был богатым музеем в миниатюре... Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывавшими детское любопытство, пользуясь во всякое время доступом к отцу... слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами и мастерами, мы невольно... всасывали всеми порами нашего тела благородные элементы окружающих нас стихий , – писал один из братьев Бестужевых. В доме отца бывали все лучшие художники и сочинители тогдашнего времени. Не мудрено, что Николай с детства проникся интересом и любовью к живописи, наукам и литературе. Выйдя в отставку с военной службы, А.Ф. Бестужев был назначен на должность правителя канцелярии при президенте Академии художеств графе А.С. Строганове. Это дало возможность братьям Николаю и Александру брать уроки рисования и живописи у лучших профессоров академии, хотя официальными воспитанниками её они не были.


Автопортрет
Гуашь, Кронштадт, 1814–15 годы

В 1802 году Николай был определён в одно из лучших учебных заведений Петербурга – Морской кадетский корпус, откуда вынес не только глубокие знания по морскому делу, но также познакомился с основами физики и астрономии, овладел немецким, французским и английским языками. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем, затем служил во флотском экипаже, расквартированном в Кронштадте. В войне 1812 года и Заграничных походах русской армии ему поучаствовать не удалось. Более десяти лет Николай Бестужев отдал служению флоту, совершил несколько заграничных плаваний, став в 1822 году историографом флота, совместив служебную и литературную сферы деятельности.


Александр Бестужев
Гуашь, Петербург, 1823–24 годы
Николай БЕСТУЖЕВ

После окончания Морского корпуса и до восстания 1825 года. Николай Бестужев продолжал время от времени заниматься миниатюрной живописью, он писал много портретов и сам обрамлял их в изящные рамки. Но, к сожалению, до нашего времени дошло всего несколько работ. Эти портреты были ещё далеки от совершенства, в них нарушались пропорции, колорит был не всегда выразительным. Однако, как отмечали современники, сходства он сумел добиться.



Николай Бестужев, автопортрет
Гуашь, Петербург, 1825 год

Николай Александрович был знаком с приёмами письма гуашью (акварельными красками, растёртыми с белилами), которая давала непрозрачные глухие тона. Кроме этого, он освоил очень кропотливую и тонкую технику миниатюры на слоновой кости французского живописца Жана-Батиста Изабе (лёгким пунктиром и маленькими точками, сливавшимися в общий тон, создававшими впечатление живого и нежного свечения кожи), которая требовала тщательной обработки и отделки.

Николай и Александр Бестужевы нередко выступали в печати со статьями, посвящёнными академическим выставкам, размышлениями о художниках и проблемах изобразительного искусства. Непосредственно перед восстанием на Сенатской площади, Николай Бестужев стал членом Общества поощрения художников, где должен был курировать ту часть издания знаменитых происшествий , в которой изображались морские сражения.

В 1824 году Бестужев вошёл в состав тайного Северного общества и стал одним из активных его участников. 26 декабря 1825 года в чине капитан-лейтенанта он вывел на Сенатскую площадь Гвардейский морской экипаж и оставался с ним до трагического исхода мятежа. Именно Николая Александровича руководители восстания предложили поставить во главе восставших войск после самоустранения Сергея Трубецкого, но он отказался, так как здесь, на сухом пути, в командовании войсками совершенно не имеет понятия. Николай был осужден вместе с братом Михаилом по второму разряду на вечные каторжные работы, срок которых был сокращен впоследствии в З приема до 13 лет. Ссылку братья Бестужевы вместе с другими осужденными декабристами отбывали сначала в Чите, затем в Петровском Заводе.


Ворота читинского острога
Николай БЕСТУЖЕВ

В Читинский острог братья Бестужевы прибыли в конце декабря 1827 года. Именно здесь, в Чите, родилась у Николая Александровича мечта увековечить облик своих соратников, участников восстания, созданием портретной галереи декабристов.


Портрет Любиви Ивановны Степовой

По прибытию в Читу Николай Александрович нарисовал портрет Любови Ивановны Степовой, первой и единственной своей возлюбленной. Это была миниатюра на слоновой кости, выполненная по памяти гуашью. Поистине ювелирная работа: кончиком тонкой кисти пунктиром написаны лицо, локоны, кружевной чепец, воротник, передана сложная фактура ткани. С этой миниатюрой Бестужев не расставался до конца своих дней.



Мария Волконская с сыном Николенькой, 1826 год
Пётр СОКОЛОВ

Достать в тюремных условиях тонкие полупрозрачные пластинки слоновой кости было проблематично. Поэтому Николай Бестужев, прибыв в Читинский острог, начал изучать азы акварельной живописи. Но видимых успехов достичь не удавалось. Только после того, как в руки Бестужеву попали портреты, выполненные очень известным и модным в то время портретистом и новатором в области "чистой акварельной" живописи Петром Фёдоровичем Соколовым, дело сдвинулось с мёртвой точки. Эти портреты привезли с собой декабристы или их жёны. Портреты Петра Соколова послужили для Николая Александровича школой акварельной живописи, с их помощью он постигал не только тончайшую технику мастера, но и выбор своеобразной колористической гаммы для каждой работы. Взяв их за образец, Бестужев большую часть коллекции выполнил акварелью, выиграв, по словам брата Михаила, как во времени, так и в эффекте.

Николай Николаевич Раевский
Пётр СОКОЛОВ, Николай БЕСТУЖЕВ по оригиналу П.Ф. Соколова

По портретам Раевского, Марии Волконской, четы и детей Муравьёвых, Бестужев изучал манеру письма Соколова, переписывая их не единожды, пытаясь точно скопировать шедевры Соколова. До наших дней дошла копия портрета Николая Николаевича Раевского, отца Марии Волконской, сделанная Бестужевым с портрета Соколова. Вероятнее всего это первая акварель, выполненная им в остроге. Видно, что она ещё далека от идеала: помимо недостаточного сходства, отсутствует прозрачная лёгкость мазка, отличающая работы Петра Фёдоровича.



Никита Муравьёв, 1824 год
Пётр СОКОЛОВ



Александрина Муравьёва, 1825 год
Пётр СОКОЛОВ

Портрет жены Александрины Никита Муравьёв получил в каземате Петропавловской крепости 28 декабря 1825 года. В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживвает , – вспоминал Муравьёв. Он увёз его в Сибирь и не расставался до самой смерти. Эту работу Соколова Николай Бестужев копировал не один раз по просьбам друзей.

Откуда краски, спросите вы. Во-первых, в Читу два ящика акварельных красок привезли братья Борисовы, один из которых был любителем-натуралистом и неплохо владел акварелями, изучая флору и фауну и создавая целые альбомы птиц, бабочек, растений и т.д. Но в дальнейшем, на протяжении многих лет Николай постоянно получал из Санкт-Петербурга и Москвы все необходимые для живописи принадлежности благодаря заботам Александры Григорьевны Муравьёвой и её свекрови, Екатерины Фёдоровны Муравьёвой, которая несколько раз в год отправляла деньги и целые обозы с необходимым, тщательно выполняя каждую просьбу невестки. Именно Александрина постоянно выписывала для Бестужева (и других живописцев-декабристов) перья, карандаши, бумагу, краски для миниатюр на слоновой кости, гуашь и акварельные. Причём большинство работ художника находятся до сих пор в отличной сохранности. Даже бумага, которая стареет очень быстро, подвергаясь воздействию искусственного освещения и солнечного света, по мнению экспертов, не пострадала, она совершенно чистая, без пятен времени, плесени и т.д. То есть товар поставлялся отменного качества.



Иван Абрамов



Андрей Ентальцев, Александр Бригген



Василий Тизенгаузен, Алексей Черкасов

А первыми декабристами, портреты которых были исполнены Бестужевым, стали осуждённые по седьмому разряду, т.е. приговорённые к году каторжных работ с последующей отправкой на поселение. Они должны были покинуть Читу в апреле 1828 года, поэтому Николай Влександрович должен был работать быстро. Основную свою задачу художник видел в сохранении для потомков живых черт участников декабрьского восстания на Сенатской площади. По свидетельствам очевидцев это было основным достоинством первых портретов, в остальном они ещё оставались далеки от совершенства.



Николай Лисовский, Владимир Лихарев, Сергей Кривцов



Павел Фомич Выгодовский (Дунцов)

В коллекции осталось только 10 работ, портрет Захара Чернышёва, родного брата Александрины Муравьёвой, утрачен. Скорее всего он был подарен сестре, которая переслала его другим сёстрам и он затерялся. Вообще Николай Бестужев писал портреты своих товарищей в двух экземплярах. Один портрет оставался у него, другой он отдавал переходившему на поселение декабристу.

По словам Михаила Бестужева из всей коллекции акварельных портретов соузников в Чите было нарисовано не много, и те не могли быть первыми в художественном отношении, много было тому причин. Во-первых, недостаток в помещении освещения, во-вторых недостаток материалов и, в-третьих, в опытности акварельной живописи. Но не указана ещё одна немаловажная причина; дело в том, что Николай Бестужев работал закованным в кандалы, которые узники насили постоянно, и день, и ночь, их снимали только на время мытья в бане и в церкви. Окончательно оковы были сняты только в конце 1828 года. Под каждой работой есть собственноручная подпись изображённого (не везде она видна из-за паспарту), таким образом к портретам была приложена ещё и коллекция автографов.



Артамон Захарович Муравьёв, 21 преля 1828 года


Иван Александрович Анненков
Читинский острог, 1828 год

Затем были созданы три портрета, написанные непосредственно в остроге. Декабристы позировали художнику в своих камерах, Артамон Муравьёв изображён на фоне тюремной стены, а Иван Анненков – тюремного окна.



Пётр Иванович Фаленберг

Сначала Бестужев планировал создать галерею, изобразив декабристов в тюремной обстановке, чтобы было понятно, что на портрете запечатлён узник. Но затем он отказался от этой идеи, так как таким образом трудно было избежать однообразия. По этому образцу был задуман и портрет подполковника Петра Фаленберга, но он остался незаконченным. Эта акварель долгое время лежала у художника в архиве (и без автографа). Когда же он принялся комплектовать галерею, то вырезал подпись из письма Фаленберга, приклеил на лист и включил незаконченный портрет в основное собрание.



Екатерина Трубецкая
Миниатюра на слоновой кости, 1828 год

В Чите жили восемь жён декабристов: Александрина Муравьева, Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Полина Анненкова. Некоторым из них пришлось оставить своих детей на попечение родственников в европейской России: Волконской одного, Фонвизиной двоих, Муравьёвой троих, а Давыдовой – шестерых. Портреты этих славных женщин также создавал Николай Бестужев.


Мария Волконская на фоне тына Читинского острога
Акварель Николая Бестужева, 1828 год
На стене висит уже знакомый нам портрет отца – Николая Николаевича Раевского кисти Петра Соколова.



Мария Волконская на фоне тына Читинского острога, 1828 год

Николай Бестужев писал в эти годы портреты жён декабристов, в частности Александрины Муравьёвой, но, все они были отосланы родственникам в Европу и следы их утеряны. Не раз создавал он также портреты Марии Волконской (но сохранилось только два их них, на фоне тына Читинского острога) и Екатерины Трубецкой.



Юлиан Люблинский, 1828 год

Из осуждённых по шестому разряду, срок заключения которых подходил к концу июля 1829 года, в Чите находился всего один Юлиан Казимирович Люблинский (Мотошнович). Этот портрет интересен тем, что в нём художник попытался уже не просто передать сходство человека, но и стремился показать его характер, переживания и настроение.



Сергей Трубецкой, 1828–30 гг.
репродукция с утраченного портрета Трубецкого.
Этот акварельный портрет считался одним из лучших, созданных Бестужевым в Чите.



Иван Пущин, 1828–30 годы



Сергей Волконский
Рисунок с утраченного акварельного портрета Н. Бестужева, 1828–30 гг.

Без сомнения, в годы читинской каторги Николай Александрович очень много рисовал своих друзей и товарищей. Родственники декабристов, узнав о работах Бестужева, просили прислать их портреты, так что художник был завален заказами, которые охотно выполнял. Однако таких портретов сохранилось очень немного, они разошлись по рукам. В основное собрание, которое Бестужев комплектовал и хранил у себя, он старался включить лишь те портреты, которые писал накануне выхода узников из тюрьмы, поэтому большая часть его работ, не вошедших в эту галерею, до нас не дошла.



Василий Ивашов, конец 1820 годов



Иван Шимков, конец 1820 годов



Александр Бестужев
Портрет сделан по памяти, 1828 год


Александр Бестужев, 1828-1830 годы

Кроме этого, находясь в Читинском остроге, Николай Бестужев по просьбе своего младшего брата Александра (будущего А. Марлинского), который, минуя каторгу, из Шлиссельбургской крепости был отправлен на поселение в Якутстк, писал его портреты по памяти. Как и просил Александр, чтобы ...усы вниз и без бакенбард...


Вид Читы, снятый из-под горы.
Акварель Н.А. Бестужева. 1829–1830 гг.


Вид Читы, снятый из-под горы, 1829–1830 годы

Николай Александрович в Читинском остроге писал не только портреты декабристов, но и пейзажи с натуры. Особенно он любил наблюдать сибирскую природу летом, создал целую серию акварельных пейзажей Читы и её окрестностей, находя поэтические красоты в этой бедной, ничтожной деревушке .


Возвращение декабристов со съёмки плана окрестности Читы.
Акварель Н.А. Бестужева, 1828 год

По прибытию на которгу, узники пытались найти способ обойти суровый тюремный режим и получить возможность бывать на природе. Вскоре им было разрешено вести топографические работы (инструменты и приборы были изготовлены всё тем же Николаем Александровичем и Петром Ивановичем Фаленбергом)


Итогом этой деятельности стал этот план Читинского острога, выполненный Петром Фаленбергом в 1830 году.


Портрет коменданта Станислава Романовича Лепарского и его сестры Изабеллы, 1829–1830 гг.

В 1829 году Бестужеву удалось добиться у коменданта тюрьмы С.Р. Лепарского разрешения заниматься пейзажной живописью, то есть рисовать вне острога. Во время работы при живописце должен был находиться конвойный, но это не мешало ему создавать простые, выразительные и правдивые читинские пейзажи. Очень много своих акварелей Бестужев подарил Лепарскому в знак своей признательности.



Чита. Сад при комендантской квартире
Слева Николай Бестужев за работой, 1829–30 гг.


Внутренний двор Читинского острога. Акварель Н.А. Бестужева. 1829–1830 годы



Второй Читинский острог и парники С.Г. Волконского.

В Чите некоторые декабристы (Волконский, П. Борисов, Кюхельбекер, Розен) занимались изучением земледелия и сельского хозяйства; они сажали огороды, строили парники и разводили цветники. Чтобы облегчить их труд, Николай Александрович спроектировал и построил машину для поливки растений.



Главная улица в Чите. Слева дом Е.И. Трубецкой, направо дом А.Г. Муравьевой.


Единственная улица в Чите, дом княгини Е. Трубецкой, коменданта и А. Муравьевой, 1829-1830 годы




Дом штаб-лекаря Д.З. Ильинского в Чите. Чёртова могила. Дом и сад коменданта С.Р. Лопарского, 1829–1830 годы

Бестужев зарисовал виды тюремного двора, улицы селения, дома коменданта острога и жён декабристов, парники и цветочные клумбы, устроенные декабристами, места их отдыха. Почти все многочисленные пейзажи с натуры Николай Бестужев щедро раздаривал товарищам. А те в свою очередь отправляли их домой. По этим рисункам можно было составить представление о том, как жили декабристы и их жёны в Читинском остроге.


Церковь в Чите, 1829–30 годы


Церковь в Чите
Акварели Н.А. Бестужева, 1829–1830 годы

А это именно та церковь, в которой в феврале 1828 года состоялось венчание Ивана Анненкова и Полины Гебль: Это была любопытная и, может быть, единственная свадьба в мире. На время венчания с Анненкова сняли железа и сейчас же по окончании обряда опять надели и увели обратно в тюрьму. (Н.В. Басаргин.)


Читинский острог. Чёртова могила


Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата, участника восстания Семёновского полка
На акварели художник изобразил себя и плац-майора Читинского острога Осипа Лепарского
Акварель Н.А.Бестужева, 1829–1830 годы


Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата – участника восстания Семёновского полка


Река Чита - место купания декабристов, 1829–30 годы




Берега реки Ингоды в Чите

Многие живописные ландшафты, созданные Бестужевым, сохранились благодаря стараниям Александры Ивановны Давыдовой, которая собрала альбом Сибирь из акварелей с изображениями видов Читы, Петровского Завода, пейзажами местностей, через которые шли декабристы, переходя из одной тюрьмы в другую. Из 29 акварелей, 12 принадлежат кисти Николая Бестужева.

Но большая часть портретной галереи участников восстания на Сенатской площади была создана Никалаем Александровичем в другой тюрьме – Петровском заводе, куда узники были переведены в 1830 году. Но об этом в следующий раз.

Произведения

Избранная проза / Сост., вступ. ст. и примеч. Я.Л. Левкович. - М.: Сов. Россия, 1983. - 336 с.

Из содерж.: Левкович Я. Н.А. Бестужев. - С. 3-18; Левкович Я. Примечания. - С. 319-334.

Шлиссельбургская станция: (Черновые наброски) / Публ. и коммент. Б.Н. Капелюш // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1972 год / ИРЛИ; Отв. ред. К.Д. Муратова. - Л.: Наука, 1974. - С. 72-77.

Бурятское хозяйство; Гусиное озеро; Очерки забайкальского хозяйства // Декабристы о Бурятии: Статьи, очерки, письма / АН СССР. Сиб. отд-ние Бурят. филиал. Ин-т обществ. наук; Отв. ред. П.Т. Хаптаев и С.Ф. Коваль, сост., авт. предисл. и примеч. В.Б. Бахаев. - Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 1975. - С. 57-160, 223. - Библиогр.: С. 228-230.

Биогр. справка - с. 61.

Из содерж.: Бестужев Н.А. Воспоминание о Рылееве. - С. 62-89; 14 декабря 1825 года. - С. 184-189.

[Стих.] // Декабристы: Антология в 2 т. / Сост. Вл. Орлов. - Т. 1. Поэзия. - Л.: Худож. лит., 1975. - С. 380-382, 431-433 (биогр. заметка), 481 (примеч.)

Трактирная лестница; Шлиссельбугрская станция. Истинное происшествие; Воспоминание о Рылееве; 14 декабря 1925 года // Декабристы: Антология в 2 т. / Сост. Вл. Орлов. - Т. 2. Проза. Лит. критика. - Л.: Худож. лит., 1975. - С. 267-343, 423-426 (примеч.).

// Литературно-критические работы декабристов / Вступит. статья, сост., подгот. текста и примеч. Л.Г.Фризмана. - М.: Худож. лит., 1978. - С. 138-140, 322-323 . - (Рус. лит. критика).

Биогр. справка - с. 322.

Ответы на вопросы, предложенные в первой книжке "Благонамеренного" // "Их вечен с вольностью союз": Лит. критика и публицистика декабристов / Сост., вступ. ст. и коммент. Волка С.С. - М.: Современник, 1983. - С. 198-199, 347. - (Б-ка "Любителям рос. словесности": Из лит. наследия). - Указ. имен: С. 359-366.

Трактирная лестница; Отчего я не женат! // Русская романтическая повесть: (первая треть XIX в.) / Сост., общ. редакция, вступ. ст. и коммент. В.А. Грихина. - М.: Изд. Москов. ун-та, 1983. - С. 415-445. - (Университетская библиотека).

Мартышка и бритва; К улетевшему гению // Поэзия и письма декабристов / Сост., вступ. ст. и примеч. Фомичева С.А. - Горький: Волго-Вятск. книж. изд-во, 1984. - С. 233-235. - (Сельская б-ка Нечерноземья).

[Стих.] // Поэты-декабристы: Стихотворения / Вступ. ст. Н.Я. Эйдельмана, сост. и биогр. справки Н.Г. Охотина. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 355-357. - (Б-ка "Рус. муза").

Биогр. справка - с. 411

Гуго фон Брахт: Происшествие XIV столетия // Русская историческая повесть: В 2 томах / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Ю.А. Беляева. - М.: Худож. лит., 1988. - Т. 1. - С. 134-145.

Трактирная лестница // Тот дивный мир. XVIII-XIX вв. / Сост. Н.Д. Ткаченко. - М.: Сов. Россия, 1991. - С. 101-112.

Русский в Париже 1814 года // Русская историческая повесть первой половины XIX века / Вступ. ст. Носова Н.Е. - М.: Правда, 1986. - С. 531-714.

Опыт истории Российского флота / Глав. архивное упр. Центр. гос. архив воен.-мор. флота; Подгот. к изд. И.А. Лившиц и Г. Е. Павлова. Науч. ред. С.Б. Окунь. - Л.: Судпромгиз, 1961. - 172 с.; портр. - Библиогр. в конце книги.

Из содерж.: Павлова Г.Е. Декабрист Николай Бестужев и его "Опыт истории российского флота". - С. 5-29.

Полностью публ. впервые (ЦГАВМФ, ф. 315, оп.1, д. 41). Портрет.

Письма

Н.А. Бестужев - И.П. Корнилову // Декабристы о Бурятии: Статьи, очерки, письма / АН СССР. Сиб. отд-ние Бурят. филиал. Ин-т обществ. наук; Отв. ред. П.Т. Хаптаев и С.Ф. Коваль, сост., авт. предисл. и примеч. В.Б. Бахаев. - Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 1975. - С. 223. - Указ. имен: С. 228-230.

Биогр. справка (крат.) - с. 61.

Письмо С.Г. Волконскому // "Их вечен с вольностью союз": Лит. критика и публицистика декабристов / Сост., вступ. ст. и коммент. Волка С.С. - М.: Современник, 1983. - С. 236-237, 351. - (Б-ка "Любителям рос. словесности": Из лит. наследия). - Указ. имен.: С. 359-366.

Зильберштейн И.С. Прощание с Родиной: (Письма Николая и Михаила Бестужевых о Петербурге и Москве) // Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. - М., 1975. - Т. 34, № 6. - С. 542-544.

Отр. писем Н.А. Бестужева к брату Павлу 1835 г., сестре Елене б/д, отр. писем М.А.Бестужева к сестре, июль 1842 и б/д (без ссылок на архивы или публ.).

Биографические материалы

Писатели-декабристы в воспоминаниях современников : В 2 т. / Сост. и примеч. Иезуитовой Р.В., Левкович Я.Л., Мушиной И.Б. - М.: Худож. лит., 1980. - Т. 2. - (Сер. лит. мемуаров). - Библиогр.: С. 431-484.

Из содерж.: Бестужева Е.А. К биографии Николая Александровича Бестужева. - С. 190-192; Бестужев М.А. Из "Воспоминаний о Н.А. Бестужеве". - С. 193-212; Штукенберг А.И. Из "Мемуаров". - С. 213-216.

Голубева О.Д. "Умнейший человек среди заключенных" // Голубева О.Д. Автографы заговорили... - М.: Книжная палата, 1991. - С. 34-37.

Автограф Н.А. Бестужева на его книге "Плаванье фрегата Проворного в 1824 году", подаренной им Я.Д. Казимирскому (РНБ).

Даревская Е.М. Несколько дополнений и уточнений о дочери Н.А. Бестужева и ее семье // Сибирь. - 1983. - № 4. - С. 115-127.

Бахаев В. Декабристы Бестужевы и их письма // Байкал. - Улад-Удэ, 1971. - № 5. - С. 153-157.

Бестужев М.А. [Алексеевский равелин] // Алексеевский равелин: Секрет. гос. тюрьма России в XIX века / Сост. А.А. Матышев. - Л.: Лениздат, 1990. - Кн. 1. - С. 52-78. - (Голоса революции).

См. автопортр. Б. и др. портр. его работы.

Коваль С.Ф. Страничка из жизни декабристов Михаила и Николая Бестужевых на поселении в Селенгинске // Труды Бурятск. комплекс. науч.-исслед. ин-та / АН СССР. - Сер. историко-филологическая. - Улан-Удэ, 1961. - Вып. 6. - С. 161-175.

Обзор переписки братьев Бестужевых с И.П. Корниловым; публ. отрывков писем к Корнилову - июль, дек. 1951, авг., дек. 1952, апр. 1853 (ГПБ, арх. Корнилова).

Шостакович С.В. Неизвестные портреты работы декабриста Н.А. Бестужева // Ангара. - 1961. - № 3. - С. 127-130.

О портр. семьи Трапезниковых (Иркутск).

Глушанков И. Бестужев в науке: (К 140-летию со дня восстания на Сенатской площади) // Байкал. - 1965. - № 6. - С. 138-142 .

Зильберштейн И.С. Парижские находки: Мать четырех декабристов // Огонек. - 1967. - № 3. - С. 19-20.

О родителях Н. Бестужева (см. их портр. работы В.Л. Боровиковского).

Даревская Е.М. А.Д. Старцев - сын Н.А. Бестужева // Сибирь и декабристы / Гл. ред. Мейлах Б.С.. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. - Вып. 2. - С. 132-159.

Бараев В. "В потомках ваше племя оживет..." // Дружба народов. - 1980. - № 12. - С. 181-190.

О судьбе братьев Бестужевых и их потомках. О Н.Бестужеве - с. 184-192.

Тоддес Е.А. Бестужев Н.А // Русские писатели, 1800-1917: Биогр. слов./ Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН; Науч. изд-во "Большая росс. энциклопедия"; Гл.ред. Николаев П.А., редкол.: Баскаков В.Н. и др.. - Т. 1. А - Г. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 258-260. - (Сер. биогр. словарей: Рус. писатели, 11-20 вв.).

Тугутов Р.Ф. Декабристы братья Бестужевы в Кяхте. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во; 1964. - 19 с

Из содерж.: Личные вещи братьев Н. и М. Бестужевых, экспонируемые в Кяхтинском краеведческом музее им. В.А. Обручева.- С. 14-17.

Воспроизв. портретов работы Н.А. Бестужева и его автопортрета.

Зильберштейн И.С. Художник-декабрист Николай Бестужев. - 3-е изд., доп.; 2 изд., доп.: 1977. - М.: Изобраз. искусство, 1988. - 677 с.: илл.. - Библиогр. в примеч.: с. 569-640. Указ. ил.: с. 641-655. Указ имен: с. 655-674.

Подробная биография. Отр. писем Б к родным, друзьям и знакомым из разных архивов и др. архив. материалы. Портрет.

Фатьянов А. Д. Художник-декабрист Н. А. Бестужев, его предшественники, современники и последователи в Иркутске // Сибирь. - 1976. - № 4. - С. 122-126.

Даревская Е. М. О некоторых деталях пребывания декабристов в Сибири // Сибирь. - Иркутск, 1986. - 1/86. - С. 112-119.

О возможном участии Н. Бестужева в отделке здания первого Иркутского театра; о поисках реликвий Бестужевых в Селенгинске.

Бараев В. В. Древо: декабристы и семейство Кандинских. - М.: Политиздат, 1991. - 268 с.

Н.А. Бестужев в Сибири; его потомки.

Литература о нем

Вильчинский В.П. У истоков русской маринистики. Братья Бестужевы. Даль // Вильчинский В.П. Русские писатели-маринисты / ИРЛИ АН СССР. - М.; Л.: Наука, 1966. - С. 11-69.

Рец.: Осьмаков Н. Русские писатели-маринисты// Вопр. лит.- 1967.- № 4.- С. 225-226.

О Н. Бестужеве - с. 11-23.

Бобина Т.И. Декабристский этический идеал в романе Н.А. Бестужева "Русский в Париже 1814 года" // Этические принципы русской литературы и их художественное воплощение / Пермск. пед. ин-т; Отв. ред. В.Е. Кайгородова. - Пермь, 1989. - С. 27-33. - Библиогр.: с. 33.

Клибанов А.И. Неизвестные письма Н.А. Бестужева // Проблемы истории русского общественного движения и исторической науки / АН СССР. Отд. истории. Ин-т истории СССР; Отв. ред. Е.М. Жуков. - М.: Наука, 1981. - С. 40-47.

Публ. 4 писем Б. к Я.Д. Казимирскому - с. 43-46: б/д (февр.-март 1838), дек. 1838, б/д, 9 окт. 1842 (Красноярский музей, рукоп. собрание; копии - ГБЛ ОР, ф. 648).

Архипова А.В. Литературное дело декабристов / ИРЛИ АН СССР; Отв.ред. Левин Ю.Д. - Л.: Наука, 1987. - 190 с. - Указ. имен: с. 186-189.

О Бестужеве см. по указателю.

Натанов Н. Николай Бестужев: портрет Рылеева // Прометей. - М., 1967. - Т. 2. - С. 346-347.

О портр. Рылеева работы Б., хранящ. в ОР ГПБ (ф.179, альбом Н.В. Гербеля) .

Эйдельман Н. Селенгинск - Лондон // Байкал. - Улан-Удэ, 1967. - № 4. - С. 114-119.

История публикации "Воспоминаний о Кондрате Федоровиче Рылееве" Н. Бестужева в "Колоколе" Герцена в 1861-1862.

Азадовский М.К. Страницы истории декабризма / Подгот. Благоволиной Ю.П. и др. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. - 491 с. - Указ. имен: с. 450-489.

Из содерж.: Николай Бестужев - этнограф.- С. 55-75; Областные слова селенгинского округа в записи декабриста Н.А. Бестужева.- С. 166-171; Мемуары Бестужевых как исторический и литературный памятник.- С. 231-315.

Кузнецова М.В. Кто автор перевода Д. Байрона в очерке Н.А. Бестужева "Об удовольствиях на море"? // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе: Мат-лы 6 Тверск. межвуз. конф. ученых-филологов и школьных учителей / Тверск. ун-т. - Тверь, 1992. - С. 147-148.

Атрибуция Бестужеву стихотв. перевода отрыв. из 4 песни "Чайльд-Гарольда" и басни "Мартышка и бритва".

Демин Э. Охотничий мир Николая Бестужева // Байкал. - 1985. - № 4. - С. 132-135.

Дугар-Нимаев Ц.-А. "Гусиное озеро" Н. Бестужева // Дугар-Нимаев Ц.-А. Живут в душе народа. - Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 1979. - С. 129-142.

Тиваненко А.В. Археологические увлечения Н.А. Бестужева // Сибирь и декабристы / Отв. ред. и сост. С.Ф. Коваль. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. - Вып. 5. - С. 114-120.

Бахаев В.Б. Этногрфические исследования декабристов в Бурятии // Бахаев В.Б. Общественно-просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии. - Новосибирск, 1980. - С. 134-147.

О деятельности Бестужева и его очерке "Гусиное озеро" - с. 137-147.

Полетаева Л.Г. Бурятская тема в творчестве Н. Бестужева // Сибирь - Америка: взаимодействие этносов и культур в политэтнических регионах / Забайк. гос. пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского и др.; Отв. ред. Т.В. Воронченко. - Чита: ЗабГПУ, 1999. - С. 39-43.

Краеведческие исследования Бестужева; указание на соавторство П.А. Кельберга (врача и краеведа) в создании очерка Бестужева "Гусиное озеро".

Справочные материалы

Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. - М., 1956-1960.

Русская интеллигенция . Автобиографии и биографические документы в собрании С.А.Венгерова: Аннотир. указ. в 2 т. / ИРЛИ РАН; Под ред. В.А. Мыслякова. - Т. 1. А-Л. - СПб.: Наука, 2001. 640 с. (448).

Островская А.В.

Бестужев Николай Александрович (13 апр. 1791, г. С.-Петербург – 15 мая 1855, с. Селенгинск Верхнеудинского уезда Ирк. губ.), капитан-лейт. флота, историк, писатель, художник-акварелист, рисовальщик, живописец, декабрист.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье офицера, позже правителя канцелярии Академии художеств. Воспитывался в Морском кадетском корпусе (1802-1809). По окончании учебы был зачислен в штат Морского корпуса воспитателем и преподавателем, в 1813 г. переведен во флот мичманом (с 1814 - лейтенант). В 1820 г. назначен помощником смотрителя Балтийских маяков в Кронштадте. В 1821-1822 гг. организовал литографию при Адмиралтейском департаменте, за что был награжден орденом Св.Владимира 4 ст. (1823). Весной 1822 г. прикомандирован к Адмиралтейскому департаменту ("без выключки из флота") для написания истории русского флота. В 1824 г. произведен в капитан-лейтенанты. В июле 1825 г. назначен директором Адмиралтейского музея.

Наказание отбывал в Шлиссельбурге, Чите и Петровском Заводе. Здесь Б. создал галерею портретов своих товарищей по заключению. В «каторжной академии» прочел курс истории рус. флота. Организовал мастерскую и обучал декабристов ремеслам. В 1839 Б. вместе с братом Михаилом и К. П. Торсоном обращен на поселение в с. Селенгинск Верхнеудинского уезда Ирк. губ. Сюда к братьям позже приехали три сестры. Занимались хлебопашеством и овцеводством, ремеслами, открыли школу для рус. и бурят. детей. Большое внимание Б. уделял изучению быта и нравов местного населения, природных условий края (статьи «О бурятском хозяйстве», «Гусиное озеро»), экон. и полит. положения страны («О свободе торговли и вообще промышленности»). Поскольку занятия не могли дать достаточных средств, Б. вынужден был надолго отлучаться из дома для написания портретов. Гражд. жена – бурятка Сабилаева. Имел двоих детей.

В кон. 1841 по приглашению близкого друга, д-ра И. С. Персина, Б. приехал в Иркутск и пробыл здесь почти год, написав 72 портрета, в т. ч. чл. семей ген.-губернатора Руперта, купцов Трапезниковых, Сукачевых, Наквасиных, Басниных и др. Ок. полутора месяцев Б. провел в . В 1855 познакомил ген.-губернатора Муравьева с простейшей конструкцией ружейного замка, над к-рым трудился несколько лет. Здесь же был изготовлен опытный образец, отправленный в Петербург. В этот приезд им были написаны детские портреты – внука С. Г. Волконского и детей И. С. Персина, у к-рого он проживал в Иркутске. Похоронен в Селенгинске.

Живопись

Интерес к живописи, литературе, наукам проявлял с детских лет. Рисованию обучался у преподавателей Академии художеств - Н.Н. Фоняева, А.Н.Воронихина. Член Общества поощрения художеств (с ноября 1825). Занимался литературой, с 1818 г. сотрудничал в журналах "Сын отечества", "Полярная звезда", "Благонамеренный", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др. Член Вольного общества любителей российской словесности (с 1821), в 1822 избран членом Цензурного комитета, был главным редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества. Автор книг "Записки о Голландии 1815 года" (СПб., 1821) и «Плавание фрегата "Проворного" в 1824 году» (СПб., 1825), а также частично опубликованного труда "История русского флота".

Масон, член ложи "Избранного Михаила" (1818). Член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества (1825). Член тайной организации "Северное общество" (1824), написал проект "Манифеста к русскому народу". Активный участник восстания на Сенатской площади. Был арестован в декабре 1825 г., заключен в Петропавловскую крепость. Осужден по II разряду. После приговора, в августе 1826 г., вместе с братом Михаилом доставлен в Шлиссельбург, в сентябре 1827 г. отправлен на каторжные работы в Сибирь, в Читинский острог, в сентябре 1830 г. переведен в Петровский завод. В июле 1839 г. обращен на поселение в г.Селенгинск Иркутской губернии, где жил до конца жизни с братом Михаилом и прибывшими позднее сестрами Еленой, Марией и Ольгой. Состоял в гражданском браке с буряткой Сабилаевой, имел детей – Алексея (1838-1900), крупного сибирского купца и промышленника, и Екатерину (в замужестве Гомбоева, умерла в 1929-1930 в Харбине в возрасте около 90 лет). Дети жили в семье селенгинского купца Д.Д.Старцева и носили его фамилию. Бестужев умер в Селенгинске, где и похоронен.

В течение всего пребывания в Сибири активно занимался изобразительным искусством. Исполнял интерьеры тюремных камер, виды Читы, Петровского завода и другие пейзажи. Создал обширную портретную галерею декабристов и сибиряков. Выезжал писать портреты в Кяхту (ноябрь 1840 - февраль 1841), в Верхнеудинск (конец 1842), дважды был в Иркутске: в январе - октябре 1842 г. и в феврале – апреле 1855 г. В результате двух посещений написал около 80-90 портретов. В связи с ухудшением зрения в последний период своего творчества стал переходить к масляной живописи (с первой половины 1840-х). Во второй половине 1840-х гг. исполнял работы (расписал алтарь и написал несколько икон) для построенного в 1846 г. Селенгинского собора, вскоре сгоревшего. До сегодняшнего дня сохранилось более двухсот произведений Бестужева, находящихся в Москве - в Гос. Историческом музее, Российской гос. библиотеке, Гос. музее А.С.Пушкина, Гос. архиве Российской Федерации, Гос. Литературном музее, Гос. Третьяковской галерее; в Петербурге - в Институте русской литературы, Всесоюзном музее А.С.Пушкина, Гос. Эрмитаже, Музее Революции, Российской национальной библиотеке, Музее Н.А.Некрасова; в Туле - в областном краеведческом музее; в Иркутске - в областном художественном музее ("Портрет П.П.Сукачева", 1842, "Портрет П.С.Трапезниковой", 1842) и областном краеведческом музее ("Портрет И.С.Сельского", 1847 (?)); в Кяхте - в краеведческом музее, а также в частных собраниях Москвы, Петербурга и Иркутска (собрание Б.С.Шостаковича - "Портрет Н.П.Трапезникова, 1842, "Портрет П.Н.Трапезникова, 1842, "Портрет А.И.Трапезниковой", 1842, "Портрет М.П.Беттихер с дочерью", начало 1850-х (?)).

Литература

  1. Архив ИОХМ, личное дело Н.А.Бестужева.
  2. Барановская М.Ю. Декабрист Николай Бестужев.- М., 1954. 294 с. (указ. лит-ры).
  3. Декабристы: Биографический справочник.- М., 1988. - С.21-22.
  4. Декабристы и Сибирь: Альбом.- М., 1988.- 264 с.
  5. Зильберштейн И.С. Художник-декабрист Николай Бестужев. Изд.2, доп.- М., 1977.- 678 с.
  6. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.- Иркутск, 1986.- С.8, 31-32.
  7. Иркутск в творчестве художников: [Каталог].- Иркутск, 1961.- С.14.
  8. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.- Л., 1961. С.15, 69.
  9. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII - начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.- Иркутск, 1976.- С.12, 97.
  10. Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева: Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство.- СПб., 1993. С.249, ил.126-127.
  11. История Сибири. Т.2. Сибирь в составе феодальной России. - Л., 1968.- С.499.
  12. Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII - XX вв.- Иркутск, 1952.- С.11, 60.
  13. Каталог художественных произведений Иркутского областного художественного музея.- Иркутск, 1939.- С.4, 27.
  14. Каталог экспозиции отдела сибирского дореволюционного искусства [ИОХМ].- Иркутск, 1989.- С.13, 14.
  15. Лапшин В. Из истории искусства Сибири XIX века // Художник.- 1968.- № 11.- С.57, 60.
  16. Н.А.Бестужев в Иркутском областном художественном музее: К 150-летию восстания декабристов. 1825-1875.- Иркутск, 1975.- 12 с.
  17. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь.- М., 1997.- С.30.
  18. Принцева Г. Декабристы в памятниках изобразительного искусства. Из собрания Эрмитажа.- Л., 1967.- 84 с.
  19. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994.- С.181, 186, 480.
  20. Сибирский портрет XVIII - начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. СПб., 1994.- С.140-144, ил.29-40.
  21. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1949.- С.9, 17.
  22. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1958.- С.17, 41.
  23. Сидоров А.А. Рисунок старых русских мастеров.- М., 1956. С.251, 299, 354-355, 362, 365, 384, 411, 456, 463, 503.
  24. Снытко Л. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь.- 1988.- № 4.-С.118, 119, 120, 125.
  25. Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век.- Новосибирск, 1993.- С.7, 10, 13, 47-51, 85, 98, 99, 100, 105, ил.29-30, 35.
  26. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.- Иркутск, 1990.- С.24, 25, 33, 35, 37, 40, 158, 218, 254, 267.
  27. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища.- Иркутск, 1985.- С.15, 19, 75, 76, 78.
  28. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей.- Иркутск, 1958.- С.102.
  29. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ.- Иркутск, 1967.- С.30-33.
  30. Фатьянов А.Д. Художник-декабрист Н.А.Бестужев, его предшественники, современники и последователи в Иркутске // Сибирь. 1976.- № 4.- С.122-126.
  31. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.- Иркутск, 1995.- С.3, 35-37, 41, 54, 112, 113, 114, 146.
  32. Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. - Т.1.- М., 1970.- С.391 (указ. лит-ры).
  33. Шостакович С.В. Неизвестные портреты работы декабриста Н.А.Бестужева // Ангара.- 1961.- № 3.- С.127-130.
  34. Дневник путешествий от Читы. Л., 1926; Статьи и письма. М.; Л., 1933; Воспоминания Бестужевых. М.; Л., 1951; Избр. проза. М., 1983. Сочинения и письма / Изд. подг. С. Ф. Ковалем. Иркутск, 2003.
  35. Азадовский М. Н. Бестужев – этнограф. Иркутск, 1925; Барановская М. Ю. Декабрист Николай Бестужев. М., 1954; Зильбернштейн И. С. Художник декабрист Николай Бестужев. 3-е изд., доп. М., 1988.

    - (13 (24) апреля 1791, Петербург 15 (27) мая 1855, Селенгинск Иркутской губернии), русский политический деятель, декабрист (см. ДЕКАБРИСТЫ), потомственный дворянин; сын А.Ф. Бестужева. Морской офицер, капитан лейтенант (1824) Николай Бестужев с… … Энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович, декабрист, брат А. и М. Бестужевых. Родился в 1791 г. Учился в морском корпусе. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем. Позднее, служа при адмиралтейском департаменте, занимался … Биографический словарь

    Капитан лейтенант, брат Бестужева Марлинского, род. в 1791 г., ум. 15 мая 1855 г. в Селенгинске. Получив блестящую домашнюю подготовку, он поступил в морской корпус, из которого вынес превосходное знание математики и новых языков; кроме того, он… … Большая биографическая энциклопедия

    Николай Александрович Бестужев Род деятельности: капитан лейтенант 8 флотского экипажа, декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник Дата рождения … Википедия

    БЕСТУЖЕВ Николай Александрович - (1791—1855), русский писатель, художник, декабрист. Брат А. А. Бестужева. Путевые очерки («Записки о Голландии 1815 года», 1821), пов. «Гуго фон Брахт» (1823, ист.), «Русский в Париже 1814 года». Рассказы, стихи, басни, статьи, этнография,… … Литературный энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович - БЕСТУ/ЖЕВ Николай Александрович (1791 1855) российский морской офицер, историк российского флота, писатель, экономист, изобретатель, акварелист портретист, декабрист, капитан лейтенант (1824). Старший из четырех братьев декабристов Бестужевых. С… … Морской биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев. Михаил Александрович Бестужев … Википедия

    Михаил Александрович Бестужев (22 сентября (4 октября) 1800, Санкт Петербург 22 июня (3 июля) 1871, Москва) штабс капитан лейб гвардии Московского полка, декабрист, писатель. Михаил Александрович Бестужев … Википедия

Николай Александрович Бестужев

Автопортрет.

Бестужев Николай Александрович (1791-1855) - декабрист: с 1824 г. состоял в "Северном обществе"; на 14 декабря 1925 г. был капитан-лейтенантом. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание в Сибири - 20 года каторги; с июля 1839 г. на поселении. Занимался хозяйством, женат, имел двоих детей.

Бестужев Николай Александрович , один из руководителей декабристов, капитан-лейтенант (1824), старший из братьев Бестужевых. Окончил Мор. кадетский корпус в 1809 и был оставлен в нём воспитателем и преподавателем. В 1814 переведён на службу в Кронштадт. В 1815 и 1817 участвовал в мор. походах в Голландию и Францию. В 1820 прм. директора балт. маяков. В 1822 определён к Адмиралтейскому департаменту для составления истории рус. флота, затем смотритель мор. музея. С конца 1824 чл. Северного об-ва декабристов и его Верховной думы, выступал за респ. правление и за освобождение крестьян с землёй. В дни подготовки восстания ближайший помощник К. Ф. Рылеева . 14 дек. 1825 Б. составил проект манифеста к народу и вывел на Сенатскую площадь Гвард. экипаж. Царским судом приговорён «как преступник 1-го разряда» к вечной каторге, заменённой 20-ю годами каторги, к-рую отбывал в Нерчинских рудниках. С 1839 на поселении в Иркутской губ. Б. занимает видное место в русской военной историографии. Он впервые в труде «Опыт истории российского флота» (1822) показал на широком историческом материале организацию военно-морских сил, процесс создания кораблестроит. базы в России. Много работал в области науки и техники, обогатив их своими исследованиями о природе электричества, о необходимости стр-ва паровых судов и их применения в ВМФ. Изобрёл спасат. лодку-«бестужевку». Б. известен как живописец, экономист и писатель. Ему принадлежат «Рассказы и повести старого моряка» (1860), «Воспоминания братьев Бестужевых» (1817), трактат «О свободе торговли и промышленности» (1831).

Использованы материалы Советской военной энциклопедиию

БЕСТУЖЕВ Николай Александрович , декабрист, капитан-лейтенант (1824). Окончил Морской кадетский корпус (1809), оставлен в нем воспитателем и преподавателем морской тактики и практики. В 1820 переведен на службу в Кронштадт. Участвовал в плаваниях в Голландию и Францию (1815 и 1817). В 1819-1824 помощник директора балтийских маяков и начальник Морского музея. В 1822 переведен в Адмиралтейский департамент историографом русского флота. С конца 1824 член Северного общества декабристов и его Верховной думы, выступал за республиканское правление, освобождение крестьян и наделение их землей. В дни подготовки восстания ближайший помощник К. Ф. Рылеева. 14(26) декабря 1825 составил проект Манифеста к русскому народу и вывел на Сенатскую площадь Гвардейский экипаж. Приговорен «как преступник 2-го разряда» к вечной каторге, замененной 20 годами каторги, которую отбывал в Нерчинских рудниках. С 1839 на поселении в Иркутской губернии. В Сибири занимался просвещением населения, ремеслами, сделал {80} несколько изобретений (особой точности хронометр, прибор для регистрации землетрясений, спасательную лодку, названную «бестужевкой», усовершенствовал ружейный прицел). Бестужев известен как военный историк, живописец (в Чите создал портретную галерею жен декабристов), экономист и писатель. В 1822 издал труд «Опыт истории Русского флота». В своих работах обосновывал необходимость строительства паровых судов, сделал попытку проследить развитие русского военного искусства, установить закономерности этого процесса в связи с экономическим развитием страны.

Использованы материалы кн.: Военный Энциклопедический Словарь. М., 1986.

БЕСТУЖЕВ Николай Александрович (13.4.1791 - 15.5.1855). Капитан-лейтенант 8 флотского экипажа (брат предыдущих).
Родился в Петербурге. Воспитывался в Морском кадетском корпусе, куда поступил - 22.3.1802, гардемарин - 7.5.1807, мичман - 29.12.1809, зачислен в штат Морского корпуса подпоручиком - 7.1.1810, переведен во флот мичманом - 14.6.1813, лейтенант - 22.7.1814, с 1820 в Кронштадте, назначен помощником смотрителя Балтийских маяков - 15.6.1820, в 1821-1822 организовал литографию при Адмиралтейском департаменте, за что 7.2.1823 награжден орденом Владимира 4 ст., весной 1822 прикомандирован к Адмиралтейскому департаменту («без выключки из флота») для написания истории русского флота, за отличие по службе произведен в капитан-лейтанты - 12.12.1824, в июле 1825 назначен директором Адмиралтейского музея, с 1807 совершал плавания по Балтийскому морю, в 1815 плавал в Голландию, в 1817 - во Францию, в 1824 на фрегате «Проворный» в качестве историографа - во Францию и Гибралтар.
Прозаик, критик. Член-сотрудник Вольного общества любителей российской словесности - 28.3.1821, действительный член - 31.5, в 1822 избран членом Цензурного комитета, был главным редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества, член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества - 12.9.1825, член Общества поощрения художников (1825), с 1818 сотрудничал в журналах («Сын отечества», «Полярная звезда», «Благонамеренный». «Соревнователь просвещения и благотворения» и др.). Художественное образование получил дома и посещая вольнослушателем классы Академии художеств (учителя - А.Н. Воронихин и Н.Н. Фонлев). Масон, член ложи «Избранного Михаила» - 1818.
Его исторические исследовани, результатом которых было сочинение «Опыт истории российского флота», и служба в Морском музее была поводом появления в кругу друзей шуточного прозвища «Мумия».
Член Северного общества (1824), написал проект «Манифеста к русскому народу», активный участник восстания на Сенатской площади.

Арестован 16.12.1825 в с. Косном в 8 верстах от Кронштадта в доме фейерверкера Белорусова, в тот же день в 10 часов вечера доставлен в Петропавловскую крепость, закован в «ручные железа» и помещен в №15 дома Алексеевского равелина («присылаемого при сем сего Николая Бестужева посадить в Алексеевский равелин под строгий арест, дав писать, что хочет»).
Осужден по II разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу вечно. Дальнейшая судьба совершенно совпадает с судьбой брата Михаила. Приметы: рост 2 аршина 6 1/2 вершков, «лицом чист, смугловат, волосы на голове и бровях темнорусые, глаза серые, нос посредственный, острый, на бороде и бакенбардах волосы рыжеватые, на шее на левой стороне ниже уха был ранен, бородавки природные на лбу и на левой стороне на шеи».
Умер в Селингинске, где и похоронен. Художник-акварелист, создавший портретную галерею декабристов. Изобретатель.

ПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД
Акварель Н.А. Бестужева. 1830-е гг.

Гражданская жена бурятка Сабилаева, у них двое детей: Алексей (1838 - 1900), крупный сибирский купец и промышленник, выполнял дипломатические поручения, и Екатерина (в замуж. Гомбоева, ум. в 1929 - 1930 в Харбине в возрасте около 90 лет); жили в семье селенгинского купца Д.Д. Старцева и носили его фамилию.

ВД, II, 57-98; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 8? 49.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/

Далее читайте:

Бестужев Александр Феодосьевич (1761-1810), российский просветитель-демократ, отец Николая Александровича.

Бестужев Александр Александрович (1797-1837), декабрист, брат Нколая Александровича.

Бестужев Михаил Александрович (1800-1871), декабрист, брат Нколая Александровича.

Бестужев Петр Александрович (1804-1840), декабрист, брат Нколая Александровича.

И. И. Горбачевский. Записки. Письма . Издание подготовили Б. Е. Сыроечковский, Л. А. Сокольский, И. В. Порох. Издательство Академии Наук СССР. Москва. 1963. (см. письма Бестужеву).

Литература:

Павлова Г. Е. Декабрист Н. Бестужев - историк русского флота. М., 1953;

Баpановская М. Ю. Декабрист Николай Бестужев. М., 1954;

Пештич С. Моряк, декабрист, историк русского флота.- «Воен.-ист. журн.», 1966, № 4.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...