Нимф привороженный. Или Академическая практика

Глава 1

По амфитеатру разнесся гулкий звон гонга, возвещавший о начале торгов. Было раннее утро, и половина собравшихся еще клевала носом. Людям пришлось проделать долгий путь, чтобы попасть на этот аукцион. Их успела утомить дорога, да и солнце с самого утра палило так, что на камнях можно было жарить яйца. Зрителями были мужчины: толстые, тощие, страшные, как сама смерть. Красавцев среди них не было, а если и были, то, наверное, именно они прятали лица за тканевыми масками.

Господа, мы начинаем! - вслед за гонгом слуха мужчин коснулся хорошо поставленный голос вышедшего на арену распорядителя.

Загорелый мужчина в летах, с роскошным тюрбаном на голове, облаченный в белые свободные одежды, был бессменным распорядителем и владельцем аукциона наложниц вот уже двадцать лет. Его звали Аллонд Вайпер. Это имя в разумах очень многих было накрепко связано с образом беспринципного жестокого дельца, не желающего замечать преграды на пути к своим целям. Распорядитель терпеливо дожидался, пока ненавистные ему клиенты разлепят заплывшие жиром глаза и одарят его своим вниманием. Ненависть - ненавистью, но эти самые клиенты приносили деньги, и деньги немалые. Поэтому стоило делать вид, словно он боготворит каждого.

Мои дорогие друзья, я приветствую вас! И сегодня хочу предложить вашему вниманию настоящую сокровищницу! Целую россыпь бриллиантов, рубинов и сапфиров. Вы убедитесь, что давно не видели подобных девушек. Каждая из них может стать подлинным украшением любого гарема, прекрасным подарком и послушной игрушкой.

Мужчина заметил, как клиенты оживились после его слов, чувствуя уверенность в том, что шоу их не разочарует, и готовясь расстаться со своими денежками. Вайпер не сомневался в результатах аукциона потому, что в этот раз наемники доставили ему действительно первоклассный товар.

Лот первый - несравненная Аиша!

Публика загудела при виде выведенной в центр полукруглой арены чернокожей девушки, облаченной в алые прозрачные шаровары и такой же по цвету лиф из широкой шифоновой ленты. По шоколадным плечам была рассыпана копна угольно-черных волос в мелкий завиток. Девушка едва стояла на ногах, покачиваясь в такт слышимой лишь ею музыки. Недавно эта красавица пыталась напасть на охранника, и перед торгами ее пришлось успокаивать настойкой из редких грибов, вызывающих причудливые видения. Поэтому внимательный зритель мог заметить, что девушка, глядящая прямо перед собой пустым невидящим взглядом, не осознает, кто она и где находится.

Аиша будет прекрасной любовницей. Эта малышка неукротима в постели, она может утомить даже самого искушенного любовника. - нахваливал Вайпер свой товар, зная, что девушка действительно неукротима хоть в постели, хоть за пределами оной, а сил и здоровья у нее хватит, чтобы расквасить нос первому, кто будет претендовать на роль ее любовника.

Он видел, как наливаются кровью эти девичьи глаза, как вытягивается зрачок и при малейшей опасности ноготки превращаются в острые когти, но надеялся, что его клиенты давно научились укрощать подобных строптивиц.

Начальная цена - двести золотых.

Толпа возмущенно выдохнула, ведь за подобную сумму можно построить неплохой дом или обзавестись гаремом из сотни привлекательных наложниц. Но распорядитель знал, что за эту девицу можно выручить и гораздо большую сумму. Тут из толпы кто-то крикнул:

Разденьте ее! Такие деньжищи можно выложить, только поглядев на товар целиком!

Толпа согласно загалдела, и Вайпер кивнул одному из своих помощников, чтобы тот исполнил это пожелание. Молодой человек с закрытым черной маской лицом подошел к девушке и кинжалом срезал лиф наряда. Тут же начали сыпаться предложения:

Двести пятьдесят!

Вдоль рядов сновало несколько человек с флажками, останавливаясь рядом со сделавшим последнюю ставку, чтобы Вайпер мог видеть потенциального покупателя. По желанию он мог остановить торги в любой момент, немедленно оформив покупку, или, если клиент не слишком нравился (казался неплатёжеспособным, имел скверную репутацию или просто появился впервые), торги вполне возможно было намеренно затянуть.

Четыреста! - предложил толстяк из третьего ряда правого сектора. Выкрикнув, он снял чалму с лысой, как колено, головы и носовым платком вытер стекающий по лбу пот.

Распорядитель улыбнулся ему и кивнул - лорд Соганз был давним и достаточно надежным клиентом.

Продано! Поздравляю, уважаемый, с ценным приобретением.

Тот же помощник, что срезал лоскуты ткани с настолько впечатлившей всех груди, завернул девушку в шелковистую белую ткань и увел с арены. После того, как в конце торгов клиенты оплатят свои покупки, девушки будут переданы новым владельцам.

Следующей на арену вывели рыжеволосую девицу с пышными формами, цена которой была существенно ниже. Впрочем, и желающих купить ее было не слишком много.

Так, одну за одной, зрителям представляли разномастных девушек, пока после очередного лота арена не оказалась пуста.

А сейчас перед вами появится звезда сегодняшних торгов, - таинственно произнес Вайпер. - Она могла бы стать достойной звания наложницы любого из императоров, но достанется одному из вас.

Все воодушевлённо зашумели и заерзали, но новую девушку не спешили выставлять на всеобщее обозрение.

Я попрошу остаться лишь тех, кто готов расстаться с суммой большей, чем две тысячи золотых, все остальные могут удалиться.

Поднялась новая волна шума - смесь возмущения и негодования. Такая цена - неслыханное дело! Совершенно невозможно, чтобы за какую-то девку просили, как за несколько деревень или небольшой городок.

Если никто из присутствующих не готов, то, в таком случае, я закрываю торги, - подождав с минуту, продолжил распорядитель, зная, что большая часть уйдет, но несколько человек, невзирая на возмущение, останутся хотя бы для того, чтобы удовлетворить свое любопытство.

Нет! Я сказал: нет, нет и нет! - кричал мой отец, - Никогда, слышишь, никогда моя дочь не полетит к людям!

Наитир, но ведь у Валисы направление на практику. Она не сама выбирала, ее направила комиссия Объединенной Академии, - пыталась успокоить моего отца мама.

Ты не понимаешь! - бушевал мой отец, а вокруг стал сгущаться торнадо. Потому что когда нимф сердится, то он образовывает воронку.

Как-то в далеком детстве я сунула свой любопытный нос в воздушный вихрь, и меня закружило так, что папа еле вытащил оттуда. - Э-то лю-ди! - эту фразу папа произнес по слогам, - У них нет магии, их жизнь быстротечна!

Наитир, дорогой, но ведь там живет Бартис, - пыталась мягко убедить мама папу.

Тем более! - взревел папа. - Валиса! Чтобы я не видел тебя рядом ни с одним нимфом!

Пап, но ведь ты ниф, - я думала этот довод разумный, но оказалось, ошибалась.

К Бартису не подходить близко на день полета! - продолжал реветь дальше отец.

Ты поняла деточка? - тут же встряла моя умная мама, - Ты можешь отправляться на практику к людям, но к Бартису не приближаться ближе, чем на день полета.

Выданное мной пламя опалило крылышки птичке, и она обиженно чирикнула.

Не получается! - чуть не плача произнесла.

Еще раз! - махнула рукой, в которой держала яблоко, Эолана. - С яблоком же получилось. Правда теперь его есть нельзя, но главное у тебя стало получаться!

Эхэхэ! - вздохнул купидон Апполоша над нами и подпер розовую щечку пухленькой ручкой.

Утешала меня подруга и заодно учительница по курсу Приворотов в Объединенной Академии нимфа любви Эолана.

Птица феникс обиженно топталась и поглядывала на горе испытательницу, то есть на меня. Эолана пыталась научить меня приворотам. Нимфе любви такое умение дается от рождения, а мне дракону, легче было испепелить любого нимфа, чем приворожить, что я сейчас наглядно и демонстрировала.

Задача по курсу была простая - сконцентрировать магию любви и послать заряд в испытуемого. С четвертым яблоком получилось, оно теперь было насыщенно приворотной магией. Потом мы перешли к живым объектам, выбрав для этой благородной цели птицу феникс, которая может восстанавливаться после огня. Моя приворотная магия все время трансформировалась в огонь по непонятной для меня причине.

В очередной раз, подпаленный феникс отрастил перья и стал краше прежнего, он только из-за этого и согласился терпеть над собой эту пытку. В естественной природе ему несколько лет пришлось бы ждать такой окраски, а еще пару моих приворотов и жених будет просто загляденье.

Мы сидели на толстой ветке огромного дерева, который рос у реки. "Тут безопасно" - пояснила мне Эолана. Очередной столб пламени, выданный мной в феникса, вновь подтвердил это решение.

Не получается! - в сердцах сказала я и надулась, сложив руки на груди.

Эх! - снова выдал молчаливый свидетель моих научных трудов купидон Апполоша.

А ведь у меня практика! Мне нужно было отправляться в человеческое государство, найти объект и приворожить. Дело пустяковой, но не для меня. Чувствую, это задание специально подсунула нимфа-преподавательница по флористике, когда я случайно подпалила ее гербарий.

Но я же не нарочно! Мы рассматривали прекрасный сборник сухих трав. Но ведь я дракон, а потому чувствую все запахи острее. Сборник старый, засушенные листья пахли остро. А тут мы дошли до Руты душистой. Обоняние перехватило, нос зажала, да остановиться не смогла. Чихнула от всей своей драконьей души. Пламя слизало пол гербария. Да так ровненько, что оставшиеся листики не пострадали.

Как же она меня колотила молниями! Я хоть и превратилась в дракона, но мои чешуйки долго еще остывали в речке, куда залезла после наказания. Сижу в воде отмокаю, а нимфа-преподавательница меня распекает за утрату бесценного гербария. А я возьми и уточни:

Половины гербария.

Вот тогда-то и прозвучали грозные слова нимфы-преподавательницы: "Устрою тебе практику! Запомнишь эти пол гербария!"

Я еще так надеялась, что родители не согласятся и папа меня отмажет от этой практики, но мудрая мама вмешалась и теперь мне вся судьба лететь в человеческое государство и привораживать существо без магии. Да он от такого приворота сгорит не хуже феникса. Эолана оптимист по жизни, меня уверила, что за последний день до практики научит тому, чему не смогли научить меня великие умы в Объединенной Академии за десять лет.

Вот теперь сижу, учусь.

После несчитанного преображения феникса в расфуфыренного красавца, Эолана погрустнела. Энтузиазм поутих и мы задумались. Я думала о погубленной практике, потому что если я буду продолжать привораживать людей, то выкошу там у них все население, в смысле мужскую часть. Эолана не знаю о чем думала, но в задумчивости стала есть яблоко с моим приворотом.

Вижу выход! - вдруг радостно сообщила мне подруга.

Какой? - безнадежно спросила ее.

Найдешь моего дядю Бартиса! - я запротестовала. - Не торопись. Во-первых, он нимф любви, и если приворожится, то потом сам легко с себя приворот снимет; во-вторых, у него есть магия и когда ты перестараешься с огнем, он легко может поставить защиту и останется целым! - Торжествующе произнесла мне Эолана.

Мне папа запретил к нему приближаться на день полета, - напомнила ей.

И что? Подууумаешь! - протянула подруга. - Не говори, что собираешься с ним встретиться. А когда приворожишь, твой папа первым будет от радости ручки потирать. У них там какие-то давние счеты.

Какие? - любопытство взяло верх.

А! Я не вдавалась в подробности! - беззаботно махнула ручкой Эолана, догрызая мое яблоко.

Эл, яблоко, - в ужасе покосилась на свое произведение приворотного искусства.

Мда, засада, - потерла щечку подруга. - Как же это я успела все съесть?

Приворожила, - сделал вывод купидон Апполоша и снова вздохнул.

Эолана судорожно сглотнула.

К кому? - спросила она, скорее обращаясь к купидону.

А я знаю? - печально вздохнул Апполоша. - Ты вон отличницу спрашивай, - кивнул он на меня.

Какое заклинание говорила? - теперь Эолана пытала меня.

Уже ищу! - доложила ей.

У меня все строго научно, как папа учил. Отработала заклинание, поставила пометку - "получилось - не получилось". В основном стояли синие стрелочки "не получилось". И только одно красное сердечко.

Вот! - торжествующе потрясла перед ней своими записями.

Заклинание относилось к легким, срок не больше месяца, но вот условие было - первый на кого упадет взгляд вечером этого дня. Мы задумчиво посмотрели друг на друга.

До вечера еще далеко. Сниму! - беспечно махнула рукой Эолана.

Тут есть инструкция, - зашуршала страничками.

Я нимфа любви и преподавательница! - гордо выпрямилась передо мной Эолана.

Ну да, ты можешь, - печально вздохнула. Мне бы столько уверенности в приворотах!

Тут легкий ветерок приподнял подол легкого платья, открывая коленки, быстрым движением опустила ткань на место, от резкого жеста мои записи полетели в воду.

Великие создатели! - спрыгнула в воду.

Эолана слетела вниз, зависла над водой и стала забирать из моих рук мокрые листы, подниматься к ветке и передавать мудрому Апполоше, который со вздохом принимал очередную порцию. Так суетились, что не заметили, как пара страничек поплыла по течению.

Держи их! - крикнул Апполоша с ветки.

По воде мне их было не догнать, а вот Эолана легко запорхала за беглыми страничками над поверхностью воды, скрывшись за ветками раскидистого дерева, росшего прямо на берегу реки.

Через некоторое время мы с Апполошей услышали вскрик Эоланы и мужской недовольный голос:

Нимфа, что вы делаете здесь вечером?

Купидон Апполоша как не сидел с печальным видом на дереве. Скорость была сверхзвуковая. Потому что совместный звук: "А!" от Эоланы и неизвестного был одновременный. То, что мой умница купидон что-то натворил, сомневаться не приходилось.

Выбралась на берег и побежала в сторону катаклизма, узнавать, что там случилось. Картина, представшая передо мной, меня потрясла. Я не знала плакать или смеяться. Эолана стояла пришпиленная стрелой купидона к нимфу. Причем взгляд обоих отличался кардинально друг от друга. Если Эолана под действием моего приворота смотрела с восхищением и обожанием на мужчину, то нимф скорее готов был оторвать крылышки Эолане, купидону и всей летающей живности вокруг. Я еще судорожно вспоминала пункт Всемирной конвенции, запрещающий жестокое обращение с легкокрыми представителями миров.

Я не хотел, - печально оправдывался Апполоша. - Она сама вытянулась. Я лишь побежал, чтобы помочь, - читай: "поглазеть", - а лук сам выстрелил.

Сам? - нахмурилась на своего помощника.

Ну, почти, - тут же засмущался правдивый купидон. На его порядочность всегда можно было рассчитывать. - Зацепился я... за ветку. Дернул, а стрела полетела. А вытянулась она сама, прямо в полете.

И глазки голубенькие невинного ребенка на меня смотрят и хлопают, готовые заплакать в любой момент.

Ваш подопечный? - Строго спросил нимф.

Мой, - приголубила расстроенного купидона.

Пусть стрелу вытащит, - строго, но уже чуть спокойнее произнес нимф.

Апполош, вытаскивай, - распорядилась. - Не будут же они так стоять тут.

Розовощекий карапуз подлетел и с сосредоточенным видом потянул стрелу на себя. Нимф крякнул, но устоял. Эолана легко вздохнула и упала в обморок к ногам обнаженного красавца нимфа.

Помогите! - закричал Апполоша. - Да помогите же ей!

И со всего размаху влетел в спину нимфа. Тот покачнулся и неуверенно присел к Эолане.

Давайте я, - присела рядом, видя нерешительность мужчины.

Я нимф жизни. А вы? - строго посмотрел на меня он.

Дракон, - ответила ему.

Тогда отойдите и не мешайте, - его решительность заставила чуть отодвинуться.

Нимф наклонился и стал делать Эолане искусственное дыхание. Боковым зрением увидела, как Апполоша в воздухе стал танцевать. Вид у него был радостный и победный. Он двигал бедрами и руками из стороны в сторону.

Только я открыла рот, чтобы спросить, что это значит, как он тут же приложил палец к губам. Эолана пришла в себя, а нимф положив руки под грудь подруге, залечивал ранку от стрелы моего шкодливого купидона.

Марэус! - сладко вздохнула подруга и посмотрела на него сквозь длинные ресницы.

Эолана, - томно проговорил нимф и вот тут я его узнала.

Это был наш преподаватель из Объединенной академии, он отвечал за спортивную жизнь всех студентов. Возраст у него был около шестисот лет. Нрав строгий, резкий. Никаких поблажек никогда никому не делал. В первый раз услышала от него мягкую интонацию.

Валиса, нам пора, - сообщил мне купидон и потянул в сторону.

А как же Эолана? - спросила своего помощника.

Я ее отнесу домой, - произнес Марэус и поднял мою подругу на руки.

Та благодарно прижалась к его груди и прикрыла глазки. Я же смотрела на это безумство приворотов и хлопала глазами, не в силах сообразить, что в такой ситуации надо делать. Вот был бы на моем месте папа, он бы разложил все на научные составляющие и сделал правильные выводы.

Я же выводов сделать не могла. Не правильных, не неправильных. А потому просто смотрела, как мускулистый и полностью обнаженный мужчина, прижимая к груди мою подругу, летел сторону совершенно противоположную дому Эоланы.

Получилось! - крикнул довольный Апполоша и принялся снова танцевать свой зажигательный танец.

Все мы так или иначе документируем свою жизнь через социальные сети, блоги или даже личные дневники. Многие наслышаны о терапевтическом эффекте дневника и думают, что знают, как вести его правильно, чтобы выжать из интуитивного самоанализа максимум пользы. На самом деле с письменными практиками всё немного сложнее: не любые записи обладают терапевтическим эффектом, не все системы ведения дневника могут подойти конкретному человеку (некоторые могут даже навредить), ну и задачи у них тоже разные. Чтобы понять, с чего начать ведение полезного дневника, в чём отличие разных методик и какие правила соблюдать, чтобы себе не навредить, мы подготовили короткую справку.

Маша ВОрслав

Кто и зачем
придумал вести дневник


До того, как у человека появились современные средства связи, письмо было его главным средством коммуникации - не только с внешним миром, но и с собой. Дневники вели по-разному и о разном: японские фрейлины фиксировали внутреннюю кухню императорского двора, квакеры - от своих духовных изысканий, пассажиры «Мэйфлауэра» - тяготы трансатлантического плавания. Через многовековую пропасть все эти письмена объединяет психологическая составляющая: независимо от содержания дневника его побочным свойством всегда была проекция внутреннего состояния автора. В зависимости от того, насколько дисциплинированным, красноречивым и честным был пишущий, вырисовывался его более или менее четкий портрет. О том, что он может быть не только интересен посторонним читателям (в случае с мемуарами или биографиями), но и полезен для глубокого самоанализа, одним из первых задумался американский социальный работник и психотерапевт Айра Прогофф, который разработал доступную систему терапии и самопомощи (в известных пределах).

В 50-е годы прошлого века, то есть в начале своей карьеры, Прогофф решил отталкиваться от идей глубинной психологии и изучил траектории ее выдающихся приверженцев. Больше всего его заинтересовал подход Юнга: тот в отличие от Зигмунда Фрейда, Отто Ранка и Альфреда Адлера считал, что любой клиент обладает достаточными ресурсами для самопознания и самопомощи. Но Юнг настаивал на необходимости дорогой аналитической терапии, которую мог позволить далеко не каждый, и осязаемом участии психотерапевта (по мнению Прогоффа, харизма врача только мешает человеку понимать собственную уникальную систему символов и рефлексов, на существовании которой настаивал Юнг). Гуманистический подход Прогоффа подтолкнул его к поискам такой духовной практики, которая позволила бы даже небогатому человеку получить психологическую помощь. Кроме этого ему было важно максимально увести в тень фигуру врача, чтобы в ходе терапии человек опирался именно на свои ресурсы и руководствовался собственными оценками.

Что такое метод
Прогоффа и зачем он нужен


Ничего подобного Прогофф не нашел, поэтому пришлось выдумывать свою систему. За годы практики и преподавания он понял, чего недостает личным дневникам, чтобы не только сглаживать сиюминутные эмоции, но и стать ядром терапии (предшественники считали дневник лишь вспомогательным инструментом). По мнению Прогоффа, личный дневник часто является лишь площадкой для фиксации произошедшего, а не способом самопознания. «Когда дневник связан только с конкретной целью (поиском новой работы например), он теряет смысл после ее достижения. С ним можно комфортно пережить конкретный период, но не исследовать свою личность», - объяснял терапевт. Метод интенсивного ведения структурированного дневника помогает рассмотреть жизнь человека как единую историю, осознать свой прошлый опыт и оценить будущие перспективы. Иными словами, разобраться в отношениях и рабочих проблемах, справиться со стрессом и понять, как жить дальше, - после травмирующей ситуации и вообще.

Метод Прогоффа заключается в том, чтобы регулярно вести дневник, тематически разделенный на четыре части (к слову, тетрадь должна быть не сшитой, а на кольцах, чтобы в любой момент можно было добавить страницы туда, где необходимо). Если хорошо расслабиться перед письмом и не отвлекаться, получится зафиксировать не только рациональные рассуждения, но и «сумеречные» наблюдения - то есть те, которые приходят на ум любому человеку, когда тот занят монотонной деятельностью вроде бега или вязания. Прогофф считал «сумеречное восприятие» очень важной частью терапии, позволяющей получить более полное представление о прошлом и настоящем. В своей первоначальной форме метод предполагал обязательное участие квалифицированного фасилитатора , регулирующего групповые письменные практики. Фасилитаторов и по сей день готовят в центрах дневниковой терапии (The Center of Journal Therapy , Therapeutic Writing Institute например), но благодаря тому, что Прогофф в конце концов издал руководство «At a Journal Workshop », сегодня вести структурированный дневник может каждый, не прибегая к помощи центра. Правда, в таком случае нужно быть особенно бдительным и отслеживать свое психологическое состояние самому: погрустить пару-тройку часов после письма вполне нормально, но если с каждым погружением в себя становится хуже, стоит обратиться к психотерапевту (это правило - общее для любых письменных практик).

Чем отличаются
письменные практики


Большинство письменных практик направлены не на анализ всей жизни, а на решение насущных проблем. Иными словами, если в ваши планы не входит дисциплинированное самопознание, но нужно разобраться в эмоциях или понять, почему старая травма бередит душу, метод Прогоффа не подойдет, зато можно обратиться к идеям других психотерапевтов.

Отдельного внимания заслуживают околотерапевтические сервисы, предлагающие писать от 280 знаков до 750 слов в день. По сути, они ничем не отличаются от обычного личного дневника, кроме чуть более сложной системы мотивации. Но 750 слов - это три страницы текста и достаточно большой объем, чтобы пишущий успел погрузиться слишком глубоко в собственные переживания. Терапевты предупреждают, что неструктурированное, не ограниченное по времени и тематически письмо опасно для наиболее травмированных людей: обычно они не могут распознать момент, когда стоит остановиться и больше не погружаться в болезненную тему. Психотерапевт Кейтлин Адамс заметила это и предложила некоторым своим клиентам простую схему: в качестве письменной практики им нужно было всего лишь закончить предложение вроде «Прямо сейчас я хочу…», «Мой самый большой страх - это…», «Сегодня я чувствую…». Если у пишущих было желание раскрыть мысль, Кейтлин отмеряла 5 минут - ровно столько, по ее мнению, достаточно, чтобы записи оказали терапевтический эффект, не поставив под удар психику. Это правило может взять на вооружение каждый, кто хочет обрести привычку вести дневник, но опасается его депрессивного эффекта. Дневник - не место для выжимания из себя больше и «лучше», и даже короткие регулярные записи будут полезны для анализа характера.

Заменяет ли
дневник психотерапию


Дневник может быть как центральным, так и вспомогательным элементом психотерапии. Полезность изложения мыслей на бумаге (или в текстовом редакторе) вряд ли будет отрицать хоть один психотерапевт, но выстраивать вокруг него всю свою работу будет не каждый. В любом случае тем, кому действительно необходима помощь специалиста, даже самого структурированного дневника будет недостаточно (но, возможно, именно он покажет, что что-то не так, и подтолкнет записаться к врачу). В идеале любому человеку стоит время от времени обращаться к психологам и психотерапевтам хотя бы для того, чтобы убедиться, что всё хорошо, но если такой возможности нет, можно попробовать изучить себя самостоятельно - при условии соблюдения всей необходимой техники безопасности.

Как выбрать методику
и как себе не навредить


майндмэппинг тоже можно использовать для дневника (в ситуациях, когда требуется классное решение или незамыленный взгляд, такие карты - самое то). При самостоятельном поиске с осторожностью стоит подходить разве что к тем источникам, что рекомендуют ничем не ограниченное письмо (free writing): отсутствие любых указаний по теме или времени может быть небезопасно в тех случаях, когда автор дневника пытается проработать травмировавшую ситуацию или находится в угнетенном состоянии.

Рекомендации к ведению дневников везде более-менее одинаковы. Важно помнить, что дневник нужен только для того, чтобы сделать вам лучше, - то есть любое длительное ухудшение настроения будет достаточной причиной, чтобы перестать писать (по крайней мере, на время) или выбрать другую технику. Писать нужно в спокойном состоянии, в месте, где вас не будут беспокоить, и в то время, когда вы не будете переживать о незавершенных делах. Одно из самых главных требований любой дневниковой методики - честность с самим собой, так что нелишним будет позаботиться о том, чтобы ваш дневник никто никогда не нашел. Из требования честности проистекает еще одно важное: личный текст не должен быть идеальным со стилистической точки зрения, он может содержать ошибки, пропущенные знаки препинания и иностранные слова, главное - чтобы он максимально точно передавал то, что вы хотели бы зафиксировать.

Каждую пятую прогулку с собакой человек приносит в дом яйца токсокар, выяснили российские ученые. Посвященная этому была опубликована в журнале Veterinary Parasitology.

В организме человека из яиц токсокар вылупляются личинки, которые могут проходить через стенку кишечника в кровоток и разноситься кровью в органы и ткани, вызывая различные формы заболевания в зависимости от того, где они оседают.

Наиболее тяжелые случаи наблюдаются при попадании личинок в глаза или мозг.

Токсокароз может быть чрезвычайно опасен для человека. В марте 2018 года японские врачи описали в журнале BMJ Case Reports случай заражения токсокарами, который чуть не привел к слепоте.

Если бы они добрались до глаз мужчины, то он бы мог ослепнуть.

Куда плачевнее закончилась история австралийского подростка, на спор проглотившего . Слизень оказался заражен червем Angiostrongylus cantonensis, который поразил мозг юноши и привел к более чем году комы и почти полному параличу. Спустя десять лет после заражения он скончался в больнице, сказав матери на прощание, что любит ее.

Порция «целебного» супа из пораженных грибом гусениц обходится любителям экзотики почти в $700.

С 1990-х годов спрос на гриб уверенно рос за пределами Китая, несмотря на отсутствие клинических доказательств его эффективности. По данным исследователей из Стэнфордского университета, гриб приносит предприимчивым торговцам до $11 млрд в год. Сбор пораженных гусениц идет такими темпами, что популяция гриба не успевает пополняться.

Ситуацию осложняет то, что для гриба комфортен прохладный климат, а глобальное потепление оставляет ему все меньше экологических ниш.

Заражение печеночными сосальщиками приводит к поражению печени и желчевыделительной системы, печеночным коликам и холицеститу.

В первые недели заболевание сопровождается лихорадкой, кашлем, сыпью на коже, потерей аппетита и болями в животе.

Исследователи установили, что присутствие печеночных сосальщиков в почве на пастбищах Великобритании возросло за последние десятилетия с 48% до 72%. Печеночные сосальщики недолго живут вне организма хозяина, но высокая влажность почвы и повышение температуры увеличивают срок их жизни.

Кажется, пора открывать в нашем блоге юридическую консультацию. Мы получили несколько писем с просьбой рассказать о правилах предоставления академического отпуска в 2015 году , разъяснить законодательные нюансы. Чтобы написать подробную статью о том, как получить академический отпуск, редакция Студланса обратилась к юристу.

Пост мы решили написать в виде вопросов и ответов, касающихся академотпуска. Если что-то осталось непонятным – спрашивайте в комментариях, мы передадим ваши вопросы юристу и продолжим тему!

Ответы даны по состоянию законодательства на 2015 год.

Что такое академический отпуск?

Академический отпуск – это период, на который образовательное учреждение даёт студенту временное разрешение прекратить получение образования (высшего или среднего профессионального). Академический отпуск предоставляется на основании уважительных причин, которые делают полноценное обучение невозможным. Учащийся, получивший академический отпуск, не считается отчисленным.

Академический отпуск предоставляется:

— студентам;
— курсантам;
— аспирантам;
— адъюнктам;
— ординаторам;
— ассистентам-стажёрам.

Какие законы регламентируют порядок предоставления академического отпуска?

Академический отпуск предоставляется на основании п. 12 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Этот базовый законодательный акт, который устанавливает право обучающихся на получение академотпуска.

Конкретные положения предоставления академа установлены подзаконным актом – Приказом Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» .

У Приказа есть Приложение – «Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся» . Это и есть основной документ, определяющий решение большинства вопросов, связанных с академом.

Но для решения некоторых частных вопросов необходимо обратиться к другим источникам. Так, тесно связаны с получением академа по причине беременности вопросы предоставления отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Этот вопрос в Приказе Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 не раскрывается, поэтому решается на основании уже упомянутого ФЗ «Об образовании».

Вопросы, связанные с отсрочкой от армейского призыва на время академотпуска, регламентируются ст. 24 закона «О воинской обязанности и военной службе» .

Вопросы, касающиеся выплаты стипендии, регулируются Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1000 .

Как взять академический отпуск?

Алгоритм получения академа следующий:

  1. Вы собираете документы, подтверждающие уважительные обстоятельства, по которым приходится прерывать учёбу.
  2. Пишете заявление на имя ректора учебного заведения.
  3. Прикладываете к заявлению документы, обосновывающие вашу просьбу.
  4. Подаёте заявление с документами в ректорат.

Какие документы необходимы для оформления академического отпуска?

Чтобы оформить академический отпуск, нужно предоставить вместе с заявлением документы, доказывающие, что студент не может посещать занятия. В зависимости от возникших обстоятельств, это могут быть:

— медицинские справки 027/У и 095/У;
— повестка из военкомата;
— другие документы (например, подтверждающие болезнь родственника, приглашение на учёбу за рубежом и т. д.).

На каких основаниях может быть предоставлен академический отпуск?

В заявлении на предоставление академотпуска обязательно указывается, на каком основании студент просит о перерыве в обучении. Обстоятельства, на основании которых предоставляется академический отпуск, можно разделить на условные и безусловные.

К безусловным обстоятельствам относятся:

— медицинские показания, препятствующие продолжению обучения и подтверждённые заключением врачебной комиссии (включая беременность);
— служба в армии по призыву.

Условными являются:

семейные обстоятельства;
— иные обстоятельства.

Тут уже руководство учебного заведения решает, насколько уважительными являются причины, побуждающие студента прерывать учёбу.

Студент, помни: проблемы со сдачей сессии не являются обоснованием для академа! Если ты «забил» на учёбу, позаботься об очень убедительных, желательно – безусловных обоснованиях для получения академотпуска. В ректорате обязательно выяснят, как ты учишься, и если заподозрят в попытке избежать заслуженного отчисления – могут проигнорировать семейные и особенно «иные» причины твоего заявления.

Нужно ли как-то подтверждать обоснования, указанные в заявлении на получение академического отпуска?

Обязательно. На слово в ректорате вам не поверят, даже если вы принесёте заявление на костылях или продемонстрируете явные признаки девятого месяца беременности. Обратите внимание, что даже в случае безусловных медпоказаний справки должны быть оформлены по правилам (формы 027/У и 095/У).

Как говорится, «без бумажки ты букашка». С вузовской бюрократией невозможно бороться, придётся играть по её правилам.

Где скачать образец заявления на академический отпуск?

Заявление на академический отпуск пишется по обычному стандарту. Указывается:

— должность и ФИО руководителя учебного заведения;
— данные о заявителе (включая информацию о факультете, специальности, группе);
— по центру ставится слово «Заявление»;
— с новой строки излагается просьба о предоставлении академотпуска;
— указываются обоснования для его предоставления с перечислением прилагаемых документов;
— ставится дата составления заявления;
— завершает документ подпись заявителя.

Образец заявления на академический отпуск вы можете на нашем сайте.

Какова продолжительность академического отпуска?

Максимальная длительность академа – два года . Чаще всего студенту предоставляется год. Если проблемы, которые привели к прерыванию обучения, не исчезли, можно взять ещё один академотпуск.

Сколько раз можно брать академический отпуск?

Академ можно брать столько раз, сколько захочется (но при условии предоставления веских обоснований). Закон не ограничивает студента в количестве академических отпусков.

Можно ли продлить академический отпуск?

Строго говоря, академотпуск не продлевается, при необходимости просто берётся новый. Но в разговорной речи и даже в юридических консультациях часто говорят о продлении академического отпуска, так что можно использовать и это выражение.

Следует только помнить четыре важные вещи:

— при необходимости продления пишется новое заявление о предоставлении академотпуска;
— к заявлению снова прикладываются документы, подтверждающие наличие уважительных обстоятельств, вынуждающих студента прерывать обучение (то есть вся процедура проходится заново);
бюджетное место гарантированно сохраняется только при первом академе;
— отсрочка от призыва распространяется только на первый академотпуск.

Кто принимает решение о предоставлении академического отпуска?

Это решение принимает руководитель учебного заведения (как правило, ректор). Принять решение может также уполномоченное должностное лицо. В любом случае, на принятие решения законодательством отводится 10 дней с момент получения заявления о предоставлении академотпуска.

Могут ли отказать в предоставлении академического отпуска?

Руководство учебного заведения вправе отказать заявителю, если сочтёт обстоятельства, побудившие его сделать перерыв в обучении, недостаточно убедительными.

Как взять академический отпуск по медицинским показаниям?

Академический отпуск по болезни получить достаточно просто, поскольку медпоказания считаются наиболее объективными основаниями для перерыва в учёбе. Но не каждая болезнь может обосновать необходимость академа. Решение о том, может ли студент продолжать обучение или ему требуется перерыв для восстановления здоровья, принимает врачебная комиссия.

Документы, которые требуются для рассмотрения данного вопроса:

1) справка о временной нетрудоспособности (по форме 095/У);
2) выписка из истории болезни (по форме 027/У).

С этими документами следует обратиться к руководству учебного заведения, которое даст направление на прохождение медкомиссии. Обычно комиссию проходят в студенческой поликлинике. Если медицинско-экспертная комиссия признаёт необходимость перерыва в учебном процессе, вуз предоставляет студенту академ.

Предоставляют ли академический отпуск по немедицинским показаниям?

Да, такая возможность существует. Академ можно получить:

— в случае желания пройти службу в армии по призыву;
— при семейных обстоятельствах, вынуждающих студента отложить продолжение образования;
— в иных случаях, когда объективные причины препятствуют продолжению обучения.

Понятие «иные обстоятельства» очень широко, но следует учитывать, что вуз может счесть их недостаточными для предоставления академического отпуска. Например, приглашение на работу или учёбу за рубеж может быть расценено и как уважительная, и как неуважительная причина – в зависимости от позиции ректората. Бывает, что студентам даже предоставляется академ для того, чтобы они смогли поучаствовать в телевизионном шоу. Но это – добрая воля руководства учебного заведения, а никак не правило.

Заметим также, что студентам, которые хорошо учатся, академ по иным обстоятельствам получить проще. Если у студента наблюдаются проблемы с учёбой, в ректорате могут счесть заявление на предоставление академа попыткой увильнуть от сессии.

Можно ли взять академический отпуск по беременности?

Беременность относится к медицинским показаниям и является безусловным обстоятельством, обосновывающим получение академического отпуска. Чтобы уйти в академический отпуск по беременности, необходимо:

— получить справку по форме 095/У и выписку из амбулаторной карты женской консультации о постановке на учёт по причине беременности;
— обратиться с этими документами в деканат или ректорат учебного заведения;
— получить направление на прохождение медицинско-экспертной комиссии (обычно она проводится на базе студенческой поликлиники);
— пройти комиссию;
— решение комиссии приложить к заявлению на предоставление академотпуска.

Можно ли продлить академический отпуск, чтобы воспитывать ребёнка до трёх лет?

В Приказе Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» нет специальных указаний о предоставлении академа в целях воспитания ребёнка. Но п. 12 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает соблюдение прав женщины, касающихся получения отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет (согласно общим положениям действующего законодательства).

Как же на практике продлить академотпуск? Алгоритм прост:

1) получаете первый академ по беременности (на два года);
2) по истечение срока первого академа подаёте заявление на второй – уже по семейным обстоятельствам (ещё на два года).

Дают ли академический отпуск по семейным обстоятельствам?

Да, это достаточно частая причина для получения академа. Например, обоснованием может послужить необходимость воспитания ребёнка, уход за тяжелобольным родственником и даже сложное материальное положение в семье. Все эти и иные семейные обстоятельства должны подтверждаться документально.

Но учтите, что руководство учебного заведения имеет право отказать студенту. При принятии решения учитываются сложившиеся обстоятельства в жизни студента, анализируется объективность причин, побуждающих прервать обучение. Решение в каждом случае принимается индивидуально: одному студенту могут дать академ, а другому, при тех же обстоятельствах – отказать. Например, к отказу может привести подозрение, что студент всего лишь пытается решить проблемы с сессией.

Иногда вуз предлагает альтернативное решение вопроса: например, при сложном материальном положении, вынуждающем студента работать, ему могут посоветовать перевестись на заочное отделение.

Существует ли академический отпуск для службы в армии?

Казалось бы, зачем студенту дневного отделения брать академ для службы по призыву? Закончишь вуз или будешь отчислен – тогда и отслужишь. Тем не менее, в ряде случаев студенты предпочитают сделать перерыв в образовательном процессе и отслужить в армии – как правило, в целях дальнейшей карьеры. В этом случае можно взять академ на основании повестки из военкомата, а затем вернуться в вуз.

Можно ли взять академический отпуск на первом курсе?

Вы можете взять академ на любом этапе обучения. Законодательство не ставит в этом вопросе ограничений, поскольку проблемы со здоровьем или иные обстоятельства, препятствующие обучению, могут возникнуть когда угодно.

Следует только помнить, что к студентам, берущим академический отпуск на 1 курсе, руководство вуза относится с особым вниманием и особо пристально анализирует обоснование заявления. Учитывая, что до , можно понять ректорат! Так что не стоит надеяться, что академ спасёт при плохой учёбе.

Можно ли взять академический отпуск на пятом курсе?

Да, можно взять академический отпуск и на 5 курсе. Например, если пятикурсница забеременела или пятикурсник оказался в больнице со сложным переломом, вуз обязательно пойдёт навстречу. Но к пятикурсникам, как и к первокурсникам, предоставляющим заявление на академ, ректорат приглядывается с повышенным вниманием: нет ли тут попытки смухлевать из-за недописанного диплома?

Дают ли академический отпуск в аспирантуре?

Аспиранты, как и студенты, имеют право на получение академотпуска, поскольку обучение в аспирантуре является частью образовательного процесса.

Можно ли получить академический отпуск при наличии академической задолженности?

В большинстве случаев – невозможно. Но вуз может пойти навстречу студенту в случае явно объективных причин для получения академотпуска. Например, если имеющий задолженности студент получил сильную травму в период дополнительной сессии, ему могут предоставить академ на условиях сдачи «хвостов» после его окончания. Или, как вариант, дать академотпуск с переводом на курс ниже.

Платят ли стипендию в период академического отпуска?

Этот вопрос регулируется особым подзаконным актом – Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» .

Согласно пп. 13 – 14 этого Приказа, основаниями для прекращения выплаты стипендии (как государственной академической, так и социальной) являются:

— отчисление из учебного заведения;
— академическая задолженность;
— получение оценки «удовлетворительно» во время сессии.

Академический отпуск в число причин, по которым выплата стипендии прекращается, не входит. Само по себе нахождение в академе не образует академической задолженности. Так что если вы получили в процессе сдачи предыдущей сессии по всем предметам только «хорошо» и «отлично», а теперь взяли академ, стипендию будут платить.

Выплачивают ли какие-либо денежные компенсации во время академического отпуска?

Студент, получивший академ на основании медпоказаний, получает дополнительные денежные выплаты согласно специальному подзаконному акту – Постановлению Правительства «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» . Правда, денежные выплаты в период академического отпуска невелики – всего 50 рублей в месяц.

Для получения компенсационных выплат необходимо предоставить завление с соответствующими документами в ректорат (можно указать этот момент в заявлении на предоставление академотпуска). Компенсация начинает выплачиваться со дня предоставления академа, если обращение за ней поступило не позднее 6 месяцев со дня предоставления отпуска. Если студент спохватился через полгода, выплаты поступят не более чем за 6 месяцев со дня месяца, в котором подано заявление о назначении компенсации.

Студентки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, получают ежемесячное пособие согласно ФЗ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями) .

Предоставляется ли студенту общежитие на время академического отпуска?

Сложный вопрос. Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» отсылает нас к ст. 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . А там написано, что общежитие студенту предоставляется…

… при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...