Об индексе воцерковлённости В.Ф. Чесноковой и его совершенствовании

Выступление Алины Багриной 19 сентября 2012 года на социологическом факультете МГУ. В центре внимания оказалась статья «Тесный путь не туда» кандидата социологических наук профессора Белгородского университета Сергея Лебедева и аспиранта того же вуза Виктора Сухорукова . Основная мысль статьи – совершенствование определения критериев воцерковленности православных (В – Индекс Валентины Чесноковой).

В 1990-е годы в В.Ф. Чеснокова сотрудничала с Фондом Общественное Мнение, где под её руководством были проведены одни из первых всероссийских социологических исследований религиозности населения. Она фактически ввела и операционализировала в отечественной социологии религии понятие «воцерковленности», разработала «Индекс воцерковленности» населения (В-индекс), методику проведения исследований религиозности населения, основанную, прежде всего, на изучении религиозного поведения, которое гораздо легче поддается фиксации и анализу, чем показатели религиозности сознания. В работе «Тесным путем. Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века» (2005) В.Ф. Чеснокова на полученном эмпирическом материале показала многофакторный процесс изменения религиозности населения в постсоветской России с 1992 по 2002 год, дала свое понимание этого явления. В этой же работе представлена разработанная ею методика изучения ценностных установок личности.

Основная наша задача – это совместный поиск истины, отметил Сергей Лебедев . Критика В — индекса — это совершенствование идеи. Критика В-индекса состоит из двух подходов: количественного и качественного. По мнению Лебедева, шкала первой переменной (частота посещения храма) в индексе Чесноковой не согласуется с действительными церковными правилами. Докладчик напомнил, что согласно правилам Антиохийского собора, а также 9 Апостольскому правилу верующий, не посетивший три воскресных богослужения подряд без уважительной причины, не допускался в церковную общину.

«Поэтому, необходимо заменить верхнюю позицию шкалы «раз в месяц и чаще» на «не менее трех раз в месяц», — отметил Лебедев. Шкала в вопросе В-индекса о Таинствах исповеди и причащения, по мнению исследователя, также недоработана и не соответствует церковным постановлениям.

Оценка молитвенной практики в жизни православного представляется немного смешанной, а именно, смешивается частота и тип молитвы. Кроме этого, необходимо в вопросе о посте изменить слово «стараюсь», на слово «соблюдаю».

Аспирант Белгородского университета Виктор Сухоруков подошел к модернизации В-индекса с другой стороны. По его мнению, математически индекс искажает реальную картину распределения респондентов по группам верующих. По его словам, «Индекс воцерковленности на самом деле является индексом невоцерковленности, потому что наиболее воцерковленную группу он описывает хуже всего, а наименее воцерковленную – лучше».

В заключении, исследователи отметили, что в самом В-индексе Чесноковой можно усмотреть желание преувеличить число православных в стране, выставить их в наиболее «благоприятном» свете.

Направление критики, предложенное Лебедевым и Сухоруковым, представляется не очень убедительным из-за возможной подмены понятий, подчеркнула координатор исследовательской службы «Среда» Алина Багрина . Подмены часто возникают от неаккуратного отношения к словам. В.Ф. Чеснокова предлагает именно «индекс воцерковленности», она не говорит об «индексе религиозности» или об «индексе веры». Поэтому критика С.Д. Лебедева и В.В. Сухорукова, связанная с искаженной репрезентацией качественного содержания веры в В-индексе, не совсем уместна. Индекс описывает именно то, о чем он говорит, а не что-то другое; индекс описывает воцерковленность. В одной из своих лекций Сергей Аверинцев говорил о важности соблюдения правил церковной жизни: Да, устав непременно должен соблюдаться, — за одним исключением, — когда закону Божиему противоречит закон любви. Ради любви к ближнему можно и ДОЛЖНО нарушить любое церковное правило. Примерами таких нарушений полны Жития святых. В этой связи под большим вопросом оказывается утверждение авторов о том, что « воцерковленному верующему нельзя отклоняться примерно так же, как членам КПСС нельзя было отклоняться от генеральной линии партии» . В сравнении Церкви с политической партией есть глубокий трагизм, выходящий за рамки рассматриваемой статьи.

Главное впечатление от предложенной авторами критики – движение научной мысли в сторону фундаментализма при определении критериев православной воцерковленности. Впрочем, нельзя не признать, что объявленная авторами попытка «модернизировать индекс воцерковленнности» заслуживает внимания — за свою смелость.

— результаты всероссийского репрезентативного опроса 56 900 россиян (анкета: служба СРЕДА, полевые работы: Фонд «Общественное мнение», 2012) по вопросам вероисповедания, религиозных практик, мировозррения и национальности в открытом доступе в формате интерактивной карты Российской Федерации с наглядным распределением результатов по регионам

Валентина Фёдоровна Чеснокова (псевдоним Ксения Касьянова ; 28 июня (19340628 ) , Томск - 27 июня , Москва) - российский социолог , культуролог .

Биография

В. Ф. Чеснокова родилась 28 июня 1934 года в г. Томске в семье военного. Закончила исторический факультет, затем аспирантуру Ленинградского университета по специальности «история СССР ». Работала в Нарьян-Маре , на Дальнем Востоке , в Новосибирске , в Москве .

В 31 год, работая старшим преподавателем во Владивостокском отделении МИНХ им. Плеханова, уже готовясь к защите диссертации, она совершила поступок, поставивший крест на успешной научной карьере - заказала панихиду по умершей матери, и за это была уволена с работы по идеологической статье . В 1967 году она смогла вернуться к научной деятельности в Новосибирском , куда её приняла Т. И. Заславская . Здесь началось знакомство Валентины Фёдоровны с социологией. В 1973 году она переезжает в Москву, четырьмя годами позже становится старшим научным сотрудником , где проработала до выхода на пенсию в 1990 году .

Работала с Валерия Абрамкина , . Часть её работ печаталось под псевдонимом Ксения Касьянова .

Научная деятельность

В. Ф. Чеснокова занималась переводами Т. Парсонса , Ч. Кули , Б. Малиновского , Ф. Знанецкого , что было тогда делом первостепенной важности для только зарождавшейся советской социологии.

Первой начала научную разработку темы русской культуры на основе новых методологических подходов. Ввела в оборот понятие «социального архетипа», на основе анализа тестов MMPI (Миннесотский многофакторный личностный опросник) выявила определённую модель поведения, обусловленную устойчивыми личностными качествами, свойственную русской этнической культуре и на этой основе реконструировала ценностную систему, социальные нормы и санкции , которые являются определяющими для русской культуры. Результаты этих исследований изложены в книге «О русском национальном характере». Книга была написана в конце 1970-х годов и окончательно завершена в 1983 году , появилась в самиздате под псевдонимом Ксении Касьяновой. Впервые опубликована в 1994 году (М ., Институт национальной модели экономики), переиздана в 2003 году .

В 1990-е годы В. Ф. Чеснокова сотрудничала с Фондом Общественное Мнение , где под её руководством были проведены одни из первых всероссийских социологических исследований религиозности населения. Она фактически ввела, операционализировала в отечественной социологии религии понятие «воцерковленности» , разработала «Индекс воцерковленности» населения (В-индекс), методику проведения исследований религиозности населения, основанную прежде всего на изучении религиозного поведения, которое гораздо легче поддаётся фиксации и анализу, чем показатели религиозности сознания, зондаж которых нередко оказывается с методической точки зрения довольно сомнительным . В работе «Тесным путём. Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века» (2005) В. Ф. Чеснокова на полученном эмпирическом материале показала многофакторный процесс изменения религиозности населения в постсоветской России с 1992 по 2002 год, дала своё понимание этого явления. В этой же работе представлена разработанная ею методика изучения ценностных установок личности.

Последняя из больших опубликованных работ В. Ф. Чесноковой, книга «Язык социологии» (2009), - это цикл лекций по истории зарубежной социологической науки. История социологических идей представлена здесь через портреты крупнейших социологов мира.

Книги

  • Ксения Касьянова. О русском национальном характере. - М .: Институт национальной модели экономики, 1994. - 368 с. - 5000 экз. - ISBN 5-900520-01-3 . (в пер.)
  • Ксения Касьянова . О русском национальном характере. - М .: Академический Проект, Деловая книга, 2003. - 560 с. - 3000 экз. - ISBN 5-8291-0203-X , ISBN 5-88687-139-X .
  • Чеснокова В. Ф. Тесным путём: процесс воцерковления населения России в конце XX века. - М .: Академический Проект, 2005. - ISBN 5-8291-0359-1 .
  • Чеснокова В. Ф. Язык социологии. - Издательство ОГИ, 2010. - ISBN 978-5-94282-593-5 .
  • Чеснокова В. Ф. Поэма о первом дне Великого Поста. - Издательство «Флинта», 2000. - ISBN 5-8934-9287-0 , 978-5-8934-9287-3.

Напишите отзыв о статье "Чеснокова, Валентина Фёдоровна"

Примечания

Литература

  • Синелина Ю. Ю. Для многих она стала духовным учителем // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2010. - № 4 . - С. 53-54 .

Ссылки

  • на сайте
  • // «Культура», 22 и 29 октября 1994 г.
  • // «ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания»
  • на сайте
  • на сайте Полит.ру
  • на сайте

Отрывок, характеризующий Чеснокова, Валентина Фёдоровна

Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.
Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе.
Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску.
Выйдя на большую дорогу, французы с поразительной энергией, с быстротою неслыханной побежали к своей выдуманной цели. Кроме этой причины общего стремления, связывавшей в одно целое толпы французов и придававшей им некоторую энергию, была еще другая причина, связывавшая их. Причина эта состояла в их количестве. Сама огромная масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы людей. Они двигались своей стотысячной массой как целым государством.
Каждый человек из них желал только одного – отдаться в плен, избавиться от всех ужасов и несчастий. Но, с одной стороны, сила общего стремления к цели Смоленска увлекала каждою в одном и том же направлении; с другой стороны – нельзя было корпусу отдаться в плен роте, и, несмотря на то, что французы пользовались всяким удобным случаем для того, чтобы отделаться друг от друга и при малейшем приличном предлоге отдаваться в плен, предлоги эти не всегда случались. Самое число их и тесное, быстрое движение лишало их этой возможности и делало для русских не только трудным, но невозможным остановить это движение, на которое направлена была вся энергия массы французов. Механическое разрывание тела не могло ускорить дальше известного предела совершавшийся процесс разложения.
Ком снега невозможно растопить мгновенно. Существует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег.
Из русских военачальников никто, кроме Кутузова, не понимал этого. Когда определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, тогда то, что предвидел Коновницын в ночь 11 го октября, начало сбываться. Все высшие чины армии хотели отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления.
Кутузов один все силы свои (силы эти очень невелики у каждого главнокомандующего) употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению.
Он не мог им сказать то, что мы говорим теперь: зачем сраженье, и загораживанье дороги, и потеря своих людей, и бесчеловечное добиванье несчастных? Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска? Но он говорил им, выводя из своей старческой мудрости то, что они могли бы понять, – он говорил им про золотой мост, и они смеялись над ним, клеветали его, и рвали, и метали, и куражились над убитым зверем.
Под Вязьмой Ермолов, Милорадович, Платов и другие, находясь в близости от французов, не могли воздержаться от желания отрезать и опрокинуть два французские корпуса. Кутузову, извещая его о своем намерении, они прислали в конверте, вместо донесения, лист белой бумаги.
И сколько ни старался Кутузов удержать войска, войска наши атаковали, стараясь загородить дорогу. Пехотные полки, как рассказывают, с музыкой и барабанным боем ходили в атаку и побили и потеряли тысячи людей.
Но отрезать – никого не отрезали и не опрокинули. И французское войско, стянувшись крепче от опасности, продолжало, равномерно тая, все тот же свой гибельный путь к Смоленску.

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.
Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск – Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
Но вдруг в 1812 м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, – невозможно.
После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн

"Язык социологии" представляет собой изложение концептуально-теоретических подходов к социологической науке в исторической ретроспективе и знакомит с главными направлениями деятельности выдающихся социологов прошлого, с их вкладом в социологическую науку. Книга адресована не социологам-профессионалам, а простым читателям, которые хотят понять, как функционирует общество, в котором они живут.

Наука социология. Основные характеристики парадигмы.
Предлагаемый курс лекций адресован не социологам-профессионалам, а просто людям, которые хотят понять, как функционирует то общество, в котором они живут. Поэтому основные социологические понятия, концепции и методы будут рассмотрены весьма серьезно и тщательно.

В отличие от многих других наук, постепенно отделявшихся от общего конгломерата различных областей знания, называемых обычно философией, социология возникла (или отделилась от философии) в точно определенный момент и имеет своего единоличного основателя. Ее сконструировал как науку французский философ Огюст Конт (1798-1857) в своем «Курсе позитивной философии», который он читал и издавал с 1830 до 1842 г. Хотя историки науки не считают О. Конта глубоким мыслителем, скорее хорошим систематизатором и популяризатором знания, главные характеристики социологии как науки он определил четко.

Оглавление
Лекция 1
Наука социология. Основные характеристики парадигмы 7
Лекция2
Фердинанд Теннис. Община и общество 24
Лекция 3
Макс Вебер. Социальное действие 51
Лекция 4
Макс Вебер. Протестантская этика 79
Лекция 5
Макс Вебер. Секты. Легитимный порядок 105
Лекция 6
Чарлз Кули. Первичная группа. Теория общественного мнения 129
Лекция 7
Эмиль Дюркгейм. Общественное сознание. Социологический метод 158
Лекция 8
Флориан Знанецкий. Ценности и установки 192
Лекция 9
Флориан Знанецкий. «Науки о культуре». Метод личных документов 226
Лекция 10
Юзеф Халасинский. Формирование национального самосознания 258
Лекция 11
Питирим Сорокин. Построение социального пространства 290
Лекция 12
Концептуальное освоение социального пространства 324
Лекция 13
Говард Беккер. Социально-нормативные структуры и проблемы модернизации. Анализ аномии и способы ее преодоления 358
Лекция 14
Культура и субкультура 385
Лекция 15
Талкотт Парсонс. Попытка создания общей теории 422
Лекция 16
Талкотт Парсонс. Структура социального действия 455
Лекция 17
Роберт Мертон. Теория среднего уровня. Референтные группы 483
Лекция 18
Построение исследования 509
Послесловие 536
Цитируемая литература 539.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Язык социологии, Курс лекций, Чеснокова В.Ф., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Язык социологии. Курс лекций. Чеснокова В.Ф.

М.: 2010. - 544 с.

"Язык социологии" представляет собой изложение концептуально-теоретических подходов к социологической науке в исторической ретроспективе и знакомит с главными направлениями деятельности выдающихся социологов прошлого, с их вкладом в социологическую науку. Книга адресована не социологам-профессионалам, а простым читателям, которые хотят понять, как функционирует общество, в котором они живут.

Формат: pdf

Размер: 4,9 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

Оглавление
Лекция 1
Наука социология. Основные характеристики парадигмы.. 7
Лекция2
Фердинанд Теннис. Община и общество 24
Лекция 3
Макс Вебер. Социальное действие 51
Лекция 4
Макс Вебер. Протестантская этика 79
Лекция 5
Макс Вебер. Секты. Легитимный порядок 105
Лекция 6
Чарлз Кули. Первичная группа. Теория общественного мнения 129
Лекция 7
Эмиль Дюркгейм. Общественное сознание. Социологический метод 158
Лекция 8
Флориан Знанецкий. Ценности и установки 192
Лекция 9
Флориан Знанецкий. «Науки о культуре».
Метод личных документов 226
Лекция 10
Юзеф Халасинский. Формирование национального самосознания 258
Лекция 11
Питирим Сорокин. Построение социального пространства 290
Лекция 12
Концептуальное освоение социального пространства 324
Лекция 13
Говард Беккер. Социально-нормативные структуры и проблемы модернизации. Анализ аномии и способы ее преодоления 358
Лекция 14
Культура и субкультура 385
Лекция 15
Талкотт Парсонс. Попытка создания общей теории 422
Лекция 16
Талкотт Парсонс. Структура социального действия 455
Лекция 17
Роберт Мертон. Теория среднего уровня. Референтные группы 483
Лекция 18
Построение исследования 509
Послесловие 536
Цитируемая литература 539

Предлагаемый курс лекций адресован не социологам-профессионалам, а просто людям, которые хотят понять, как функционирует то общество, в котором они живут. Поэтому основные социологические понятия, концепции и методы будут рассмотрены весьма серьезно и тщательно.
В отличие от многих других наук, постепенно отделявшихся от общего конгломерата различных областей знания, называемых обычно философией, социология возникла (или отделилась от философии) в точно определенный момент и имеет своего единоличного основателя. Ее сконструировал как науку французский философ Огюст Конт (1798-1857) в своем «Курсе позитивной... философии», который он читал и издавал с 1830 до 1842 г. Хотя историки науки не считают О. Конта глубоким мыслителем, скорее хорошим систематизатором и популяризатором знания, главные характеристики социологии как науки он определил четко.
«Парадигмой» науки в настоящее время называют ее общую модель, включающую общепризнанные в данной науке представления о том, какими должны быть общие подходы, теории, методы исследования и элементы мировоззрения (называемые иногда мифологией науки). Предметом социологии с самого начала было названо общество. Мы начнем разбор основных элементов парадигмы социологии именно с «мифологии науки», или элементов мировоззрения.
Наиболее сильное влияние на мировоззрение ученых и всего общественного сознания того времени оказывала философия Просвещения, возникшая в XVII в. в Англии и распространившаяся в Европе в XVIII в. В 40-е гг. XIX в., когда Огюст Конт формировал главные характеристики новой науки, философия уже постепенно переставала быть главной властительницей дум. Тем не менее многие понятия и способы мышления этого направления благополучно дожили до нашего времени, поскольку многие элементы такой философии проникли в глубинные слои общественного сознания и держатся довольно цеп- ! ко в так называемом обыденном сознании людей. Наиболее точное определение этого направления общественной мысли дал Иммануил Кант в своей статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение». Он считал, что Просвещение - это историческая эпоха в развитии человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. А успешное развитие и применение разума возможно лишь при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человеческого рода.

Валентина Фёдоровна Чеснокова (псевдоним Ксения Касьянова ; 28 июня 1934, Томск - 27 июня 2010, Москва) - российский социолог, культуролог.

Биография

В. Ф. Чеснокова родилась 28 июня 1934 года в г. Томске в семье военного. Закончила исторический факультет, затем аспирантуру Ленинградского университета по специальности «история СССР». Работала в Нарьян-Маре, на Дальнем Востоке, в Новосибирске, в Москве.

В 31 год, работая старшим преподавателем во Владивостокском отделении МИНХ им. Плеханова, уже готовясь к защите диссертации, она совершила поступок, поставивший крест на успешной научной карьере - заказала панихиду по умершей матери, и за это была уволена с работы по идеологической статье. В 1967 году она смогла вернуться к научной деятельности в Новосибирском Институте экономики и организации промышленного производства СО АН, куда её приняла Т. И. Заславская. Здесь началось знакомство Валентины Фёдоровны с социологией. В 1973 году она переезжает в Москву, четырьмя годами позже становится старшим научным сотрудником НИИ культуры, где проработала до выхода на пенсию в 1990 году.

Работала с центром содействия реформе уголовного правосудия Валерия Абрамкина, Институтом национальной модели экономики. Часть её работ печаталось под псевдонимом Ксения Касьянова.

Научная деятельность

В. Ф. Чеснокова занималась переводами Т. Парсонса, Ч. Кули, Б. Малиновского, Ф. Знанецкого, что было тогда делом первостепенной важности для только зарождавшейся советской социологии.

Первой начала научную разработку темы русской культуры на основе новых методологических подходов. Ввела в оборот понятие «социального архетипа», на основе анализа тестов MMPI (Миннесотский многофакторный личностный опросник) выявила определённую модель поведения, обусловленную устойчивыми личностными качествами, свойственную русской этнической культуре и на этой основе реконструировала ценностную систему, социальные нормы и санкции, которые являются определяющими для русской культуры. Результаты этих исследований изложены в книге «О русском национальном характере». Книга была написана в конце 1970-х годов и окончательно завершена в 1983 году, появилась в самиздате под псевдонимом Ксении Касьяновой. Впервые опубликована в 1994 году (М., Институт национальной модели экономики), переиздана в 2003 году.

В 1990-е годы В. Ф. Чеснокова сотрудничала с Фондом Общественное Мнение, где под её руководством были проведены одни из первых всероссийских социологических исследований религиозности населения. Она фактически ввела, операционализировала в отечественной социологии религии понятие «воцерковленности», разработала «Индекс воцерковленности» населения (В-индекс), методику проведения исследований религиозности населения, основанную прежде всего на изучении религиозного поведения, которое гораздо легче поддаётся фиксации и анализу, чем показатели религиозности сознания, зондаж которых нередко оказывается с методической точки зрения довольно сомнительным. В работе «Тесным путём. Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века» (2005) В. Ф. Чеснокова на полученном эмпирическом материале показала многофакторный процесс изменения религиозности населения в постсоветской России с 1992 по 2002 год, дала своё понимание этого явления. В этой же работе представлена разработанная ею методика изучения ценностных установок личности.

Последняя из больших опубликованных работ В. Ф. Чесноковой, книга «Язык социологии» (2009), - это цикл лекций по истории зарубежной социологической науки. История социологических идей представлена здесь через портреты крупнейших социологов мира.

Книги

  • Ксения Касьянова. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 1994. - 368 с. - 5000 экз. - ISBN 5-900520-01-3. (в пер.)
  • Ксения Касьянова. О русском национальном характере. - М.: Академический Проект, Деловая книга, 2003. - 560 с. - 3000 экз. - ISBN 5-8291-0203-X, ISBN 5-88687-139-X.
  • Чеснокова В. Ф. Тесным путём: процесс воцерковления населения России в конце XX века. - М.: Академический Проект, 2005. - ISBN 5-8291-0359-1.
  • Чеснокова В. Ф. Язык социологии. - Издательство ОГИ, 2010. - ISBN 978-5-94282-593-5.
  • Чеснокова В. Ф. Поэма о первом дне Великого Поста. - Издательство «Флинта», 2000. - ISBN 5-8934-9287-0, 978-5-8934-9287-3.


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...