Оппозиция «сложносочинённые - сложные бессоюзные предложения. Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение

"Дворянское гнездо" - одно из самых замечательных художественных созданий Тургенева. В этом романе очень сжатая композиция, действие протекает в краткие сроки - немногим более двух месяцев, - при большой композиционной строгости и стройности. Каждая сюжетная линия романа уходит в далекое прошлое и вычерчивается весьма последовательно.
Действие в "Дворянском гнезде" развивается медленно, как бы соответствуя медленному течению жизни дворянской усадьбы. При этом четко мотивируется каждый сюжетный поворот, каждая ситуация. Если в "Ру-дине", в силу двойственности отношения писателя к герою, кое-где ощутимы противоречивость и сбивчивость, то в "Дворянском гнезде" все поступки, симпатии и антипатии героев вытекают из их характеров, миросозерцания и обстоятельств их жизни. Развязка романа глубоко мотивирована характерами и воспитанием главных героев, а также сложившимися обстоятельствами их жизни.
О событиях романа, о драме любимых им героев Тургенев повествует спокойно в том смысле, что он вполне объективен, видя свою задачу в анализе и верном воспроизведении жизни, не допуская никакого вмешательства в нее воли автора. Свою субъективность, свою душу Тургенев проявляет в том удивительном лиризме, который составляет своеобразие художественной манеры писателя. В "Дворянском гнезде" лиризм разлит как воздух, как свет, особенно там, где появляются Лаврецкий и Лиза, окружая глубоким сочувствием печальную историю их любви, проникая в картины природы. Иногда Тургенев прибегает к авторским лирическим отступлениям, углубляющим те или иные мотивы сюжета. В романе больше описаний, чем диалогов, и автор чаще говорит, что происходит с героями, чем показывает их в поступках, в действии.
Тургенев ведет своих героев дорогой испытаний. Переходы Лаврец-кого от безнадежности к необычайному подъему, рожденному надеждой на счастье, и снова к безнадежности создают внутренний драматизм романа. Такие же перипетии испытала и Лиза, на мгновение отдавшаяся мечте о счастье и тем сильнее затем почувствовавшая себя виноватой. Вслед за рассказом о прошлом Лизы, заставляющим читателя от всей души пожелать ей счастья и радоваться ему, Лизу вдруг постигает страшный удар - приезжает жена Лаврецкого, и Лиза вспоминает, что она не имеет права на счастье, которое все же "было... так близко".
В воссоздании картин нравов и быта Тургенев показывает обстановку, окружавшую героя, в соответствии с его характером, с внутренним миром. Так, светлая, чистая, белая комнатка Лизы со скромным горшком цветов гармонирует с ее обликом. Обаяние Лизы не во внешней, а во внутренней красоте: она полна нравственной чистоты и одухотворенности. Лаврецкого поразило при первом знакомстве с Лизой ее бледное, свежее лицо, глаза и губы, такие серьезные, и взгляд, чистый и невинный". Детали одежды Лизы - белое платье, белая лента. Во внешнем ее облике Тургенев выделяет "бледные руки": "Ее плечи начали слегка" вздрагивать, пальцы бледных рук крепче прижались к лицу", "дрожь ее рук становилась видимой", "Марфа Тимофеевна не могла нацеловаться этих бедных, бледных, бессильных рук". Весь образ Лизы становится как бы бесплотным, "прозрачным", по удачному выражению Салтыкова-Щедрина.
Всю жизнь Лизы Тургенев как бы переносит внутрь ее души. Внешне она всегда сдержанна, и только неуловимые, еле заметные движения выдают ее волнение, передают ее чувства. Этим приемом Тургенев усиливает впечатление особой эмоциональности, присущей Лизе, создает ощущение борьбы, которая происходит между обуревающими ее чувствами и постоянным стремлением к сдержанности ("все тело ее слегка затрепетало"), диктуемой нравственным сознанием. "Лиза подняла на него свои глаза. Ни горя, ни тревоги они не выражали: они казались меньше и тусклей. Лицо ее было бледно; слегка раскрытые губы тоже побледнели". Но и Лиза не может скрыть своих страданий, резко изменяющих и внешний облик. "Внезапный перелом в ее судьбе потряс ее до основания; в два каких-нибудь часа ее лицо похудело", она стала "бледнеть и сохнуть".
Если в "Рудине" Тургенева Главным образом привлекала сфера умственной жизни и духовного развития русского общества, то в "Дворянском гнезде", при всем внимании писателя к некоторым проблемам начала 40-х годов, связанным с западничеством и славянофильством, его главный интерес сосредоточился на жизни души и сердца героев романа. Отсюда эмоциональный тон повествования, преобладание в нем лирического начала.

Сочинительные союзы связывают

− однородные члены предложения;

− простые предложения в сложносочинённом предложении;

однородные предложения в составе сложноподчинённого предложения.

Умный знает и спросит, а глупый не знает и не спрашивает.

В этом предложении союз и соединяет однородные сказуемые, а союз а - простые предложения в составе

сложносочинённого.

По значению сочинительные союзы делятся на 4 разряда:

1) соединительные : И, ДА (в значении И), НИ-НИ, И - И, НЕ ТОЛЬКО - НО И, КАК - ТАК И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Большие белые облака плыли тихо и высоко, и жаркий летний день лежал неподвижно на безмолвной земле.

Лицо её было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.

Только волны плещут в бешеной скачке, да злобно ревёт перекат.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет...

2) противительные: А, НО, ДА (в значении НО), ЗАТО:

Не легли ещё тени вечерние, а луна уж блестит на воде.

Дома новы, но предрассудки стары.

Страна огромна, да дороги не столь часты.

3) разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО - ТО, НЕ ТО - НЕ ТО, ИЛИ - ИЛИ, ТО ЛИ - ТО ЛИ:

Д а, я могу жить только так, или я не могу жить вовсе. (А. Фадеев)

То тут, то там изредка вспорхнёт вспугнутая нами птица или зацокает бекас.

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.

То ли от своей учёности, то ли от природной наивности Дима совсем не понимал шуток.

4) Сопоставительные (градационные) союзы : КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И, ЕСЛИ НЕ...ТО, ХОТЯ И...НО, НЕ СТОЛЬКО...СКОЛЬКО, НЕ ТО ЧТО...А, НЕ ТО ЧТОБЫ...А И др. Эти союзы всегда двойные, объединяют они два однородных члена или две части сложносочинённого предложения, которые сопоставляются друг с другом, в каком-либо отношении сравниваются, причем значение это передается часто с помощью градации: значимость второго компонента сочиненного ряда по отношению к первому усиливается, нарастает или, наоборот, ослабляется.

По утрам в нашей избе было не то что дымно, а как-то хмарно;

Утро было не столько холодное, сколько сырое и туманное.

В зону переходности, которую образует эта оппози­ция, входят следующие группы сложных предложе­ний.

I. Предложения, в которых союзную функцию вы­полняют частицы-союзы только, лишь, даже и др. : Кругом тихо и безлюдно, только волны с глухим шумом бьются о гранитный берег.

(М. Яковлев.) Ти- шина стоит предгрозовая, только в небе ласточки снуют. (А. Яшин.)

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь Слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена. (И. Бунин.)

Жители привыкли к ядрам, залетавшим на их дворы; даже приступы Пугачёва уж не привлека­ли общего любопытства. (А. Пушкин.)

В этих предложениях частицы имеют усилитель­ное значение. Они выделяют слова: только волны, только ласточки, лишь Слову, даже приступы Пу­гачёва.

II. Предложения, части которых соединяются по­вторяющейся частицей-союзом ни-ни и союзом-час­тицей и-и: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (Н. Гоголь.)

При повторе частицы ни-ни приобретают значе­ние сочинительных союзов, а союзы и-и приобрета­ют значение частиц.

III. Предложения с частицами-союзами же, тоже, также: Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо. (А. Фет.) Лицо его было худощаво, щё­ки ввалились, цвет же их отливал какою-то нездо­ровою желтизной. (Ф. Достоевский.) 1

Сердце уж не стучало - оно тоже притаилось. (В. Некрасов.) Лицо её было бледно; слегка раскры­тые губы тоже побледнели. (И. Тургенев.) Степан ждал её у накрытого стола; она также не ужинала без него. (Г. Николаева.)

В первом предложении выделительно-ограничи­тельное значение в частице-союзе же поддерживается наличием частицы только с аналогичной семанти­кой.

Однако значение частицы-союза же сложнее: со­юзная функция проявляется в выражении противи­тельно-сопоставительных отношений между частями сложного предложения. В этом предложении слово и имеет значение союза-частицы .

Частицы-союзы тоже, также зъщеляют (подчёр­кивают) предшествующие слова и уподобляют содер­жание второй части содержанию первой части слож­ного предложения.

Же, тоже и также - частицы-союзы. Их основ­ное назначение - функция частицы, что и обусловли­вает их интерпозицию. Союзная функция этих слов вторична.

Предложения со словами же, тоже, также по тра­диции относят к ССП, а сами слова квалифицируют как сочинительные союзы.

IV. Предложения с частицей-союзом так*. Вы мо­ложе меня, свежей силою, на вас меньше грехов на- копилося, так авось господь вас помилует! (М. Лер­монтов.) Хоть я и гнусь, но не ломаюсь: так бури мало мне вредят. (И. Крылов.)

Ведёрко, полное росы,

Я из лесу принёс,

Где ветви в ранние часы

Роняли капли слёз.

Ведёрко полное набрать

Не пожалел я сил,

Так и стихов моих тетрадь

По строчке я копил. (С. Маршак.)

Функциональным омонимом частицы-союза так является местоимение-наречие так, служащее для выражения сравнительно-уподобительных отноше­ний в тексте.

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк, иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви Слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою! (М. Лермонтов.)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме ОППОЗИЦИЯ «СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ - СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»:

  1. Своеобразие бессоюзного сложного предложения (структура, семантика, средства связи). Классификация бессоюзных сложных предложений. Бессоюзные сложные предложения типизированной и нетипизированной конструкции.
  2. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении (употребление запятой, точки с запятой, двоеточия, тире). Связь пунктуации с семантикой бессоюзного сложного предложения.
  3. 34. Многочленные бессоюзные сложные предложения с различными видами отношений между предикативными частями. Сложные синтаксические конструкции.
  4. 24. Сложное предложение как единица синтаксиса. Грамматическое значение и структура сложного предложения. Сложные случаи при классификации предложения как простое-сложное.
  5. Специфика сложносочиненного предложения. Классификация сложносочиненных предложений
  6. Своеобразие грамматического значения сложного предложения. Особенности средств связи в сложном предложении. Принципы классификации сложных предложений (основные типы сложных предложений по средствам связи и грамматическому значению).
  7. ВОПРОС 29. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М: АСТ, 2009; Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Саратов, 1994).

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев) - Ни , ни ; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) - И , и ; [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - , да ;

б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ]. (И. Гончаров) - [ ], и ; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ]. (М. Булгаков) - , и .

в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - , и ; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена ] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - , и ; [Становилось жарко ], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - , и ; [Свободных мест не было ], и [им пришлось стоять ] (В. Распутин) - , и .

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит ] (Н. Языков [ ], иль , иль ; То [солнце тусклое блестит ], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)

То , то ; Не то [светало ], не то [темнело ] (Ю. Герман) - Не то , не то (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются ], а [люди могут обмануться ] (А. Грибоедов) - , а ; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - , [же ]; [Они , конечно, не знают меня], да \я-то их знаю ] (Ф. Достоевский) - , да ; [Федя никогда не плакал ], зато [находило на него временами дикое упрямство ] (И. Тургенев) - , зато ; [Она не двигалась ], только [чуть-чуть шевелились брови ] (В. Распутин) - , только ; [Был уже весенний месяц март ], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) - , однако . (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)

4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [ Cm не то что жесток , но [он слишком де ятельного характера ] (Л. Толстой) - не то что , но ; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели , заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только , но и .

5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком ], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - , да и ; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - , да и ; [Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ] (И. Тургенев) - ., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).

6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось , правду сказать, неважно] (В. Короленко) - , то есть ; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев ] (М. Салтыков-Щедрин) - , а именно .

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

Схема разбора сложносочинённого предложения

1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Образец разбора сложносочинённого предложения

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада } (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

То \падал как будто туман ], то [вдруг припускал косой, крупный дождь ] (Л. Толстой).

То , то .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

[Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).

И , и .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
а) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
б) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:
- явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);
- явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).
В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:
- временные отношения: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);
- причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
- действие и его результат: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

Примечание. Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также - в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое. Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна; Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.
В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.
С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.
Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении:Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом;Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.
В значении противительных союзов употребляются частицы же, только. Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.
Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
, и .

И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне.
[ и ].

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
, но .

Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу.
[ , но ].

Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.
, , а .

В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь.
[ , а ].

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.
, или , или , и [ , ].

Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах.
[ или и ].

Упр. 1. Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное.

Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

1. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2. Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3. По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4. После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

Упр. 2. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.

1. За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2. Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3. Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4. Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5. В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).

Упр. 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.

Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.
Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.
Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов - этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

(По А. Куприну.)

Тестовые задания

1. Какая схема отражает строение сложносочиненного предложения?
а) или , или .
б) , (что...).
в) ; .
г) (если...), .

2. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
а) что, если, когда
б) зато, однако
в) потому что, в связи с тем что, оттого что
г) как, хотя

3. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
а) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
б) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
в) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
г) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

4. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?
а) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.
б) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
в) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.
г) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

5. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?
а) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
б) Не то птица летит, не то дождь шумит.
в) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
г) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.

6. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны двойным соединительным союзом?
а) Бунин был невероятно любопытен, и ему нужно было всегда, во всех подробностях знать окружающую его жизнь.
б) Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов чашечки стояли, вытянувшись вверх.
в) Инспектор с сосредоточенной злобой ходил по классу, ни слова не говоря, а это был дурной тон.
г) Не только я не мог переносить этого циркового представления, но и моя сестра с тоской, обидой и жалостью глядела на дрессированных животных.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...