От чего зависят умственные способности. От чего зависит уровень IQ? Что такое эмоциональный интеллект

Количественная оценка интеллекта – одно из величайших достижений психологи, но и одно из наиболее противоречивых. Проверка интеллекта впервые была проведена во Франции в 1897г психологом А. Бинетом для выявления детей, которым нужно специальное обучение. Впоследствии, особенно после первой мировой войны, подобные тестирования очень распространились, их использовали для разных категорий людей и, конечно же, самих вариантов тестов было создано достаточно много с разными акцентами. Это первый камень преткновения, раз нет единого, универсального теста, то не понятно – что же оцениваем. Не говоря уже о самих дебатах, что же считать интеллектуальными способностями как таковыми. Но, справедливости ради, результаты разных тестов одного и то же человека хоть и могли отличаться конечной цифрой, но, тем не менее, хорошо коррелировали. В 1927 году Ч. Спирман предложил оценивать т.н. «общий фактор» (general factor), называемый g (Spearman’s g ). Именно его используют большинство исследователей, изучающих вклад биологических, наследственных и социальных факторов в уровень интеллекта. И хотя продолжаются дебаты об объективности g, большинство психометрических исследователей соглашаются, что этот показатель чувствителен к индивидуальным различиям в способностях к обучению и способности находить решения проблемных вопросов, прогнозирует успеваемость, занятость, доход на протяжении жизни.

Активно изучается роли наследственности, биологических и социальных факторов в развитии интеллектуальных способностей. Что первично, а что вторично – вокруг результатов исследований идут не шуточные дебаты. Прежде всего, из-за того, что окончательного ответа еще нет.

Даже то, что геном человека секвенирован, не позволяет дать ответ на вопрос о генетическом контроле всех признаков человека. Особенно это касается сложных, полигенных признаков, к которым относятся и поведение в целом, и интеллект в частности. Можно выделить две группы проблем: 1. стратегия секвенирования не совершенна и не позволяет быстро получать результативные данные; 2. функционирование многих генов модифицируется функцией других генов и факторами среды – даже их определение по отдельности не даст полной картины. Возможно, количество вовлеченных генов очень велико. Пока очевидно, что современные технологии не способны полностью решить вопрос наследования сложных признаков человека.

Тем не менее, определенные данные есть и начали их собирать еще до проекта геном человека. Успешно используются такие методические подходы – 1. изучение монозиготных близнецов (МБ) воспитанных в одинаковых условиях, сравнение с сибсами (родными братьями и сестрами) и дизиготными близнецами (ДБ); 2. данные о МБ воспитанных в разных условиях; 3. сравнение показателей усыновленных детей и родителей, как приемных, так и биологических.

Подсчитали, что сильнее всего корреляция уровня IQ монозиготных близнецов – 0,72, родных братьев и сестер – 0,29, родителей и детей – 0,22. Показатели IQ усыновленных детей с их биологическими сибсами тоже коррелирует – 0,34, а с родителями усыновителями – 0,19. То есть, получается только 20-35% наблюдаемой разницы в IQ обусловлены внешними факторами.

Однако, наследственность не означает неизбежность, потому что среда может определить влияние на генетическую изменчивость. Например, в исследовании 320 пар близнецов, которые родились в 1960-е годы, обнаружили, что факторы окружающей среды сделали гораздо больший вклад в определение IQ детей из бедных семей по сравнению с семьями более высокого социально-экономического статуса. Наследуемость IQ среди беднейших была всего 0,10 и 0,72 – для семей с высоким статусом. Так же есть данные, что у усыновленных детей IQ выше, чем у их сибсов, оставшихся с родными родителями. А, как известно, усыновляют обычно семьи с более высоким социально-экономическим положением. Получается, наследственности не так уж важна?

Нет, конечно, наследственность играет важную роль в определении IQ. Но не надо ошибочно интерпретировать ее, подразумевая как что-то врожденное и неизменяемое. Словно не стоит пытаться обдумывать тактику воспитания детей, давать им образование или повышать уровень своего и т.п. Даже если не касаться социально-психологических аспектов, а остановиться только на биологических – можно обозначить несколько статистически значимых для уровня IQ факторов, на которые возможно влиять, а значит, использовать.

Значение питания нельзя переоценить в контексте очень многих вопросов. Оказывается и в контексте IQ. Дети вскормленные грудным молоком демонстрируют IQ на 6 пунктов выше, и этот эффект сохраняется всю жизнь. Не компенсированный железо дефицит на протяжении первого года жизни негативно влияет на формирование интеллекта – на 8 пунктов ниже, чем у детей с нормальным уровнем железа крови. И очень значимым является йод, поступающий с пищей беременной, кормящей матери и на протяжении всей жизни. Следует использовать только йодированную соль. Особенно плохо, если у беременной развился гипотиреоз, но не был обнаружен, а значит, не было терапии. К сожалению, анализ для определения уровня гормона ТТГ, не относится к обязательным, врач может не упомянуть о его необходимости. Сделать его лучше всего на 7-8 неделе беременности (ну, или как можно раньше) и если значение больше 2,5 (а в бланках могут быть нормы для не беременных) – идти к эндокринологу на консультацию. Ну, и конечно же, препарат фолиевой кислоты должна принимать каждая женщина, планирующая беременности и после ее наступления. Кстати, другие витамины не так важны, их можно получать благодаря разнообразному питанию. Фолиевая кислота обеспечивает правильное формирование нервной системы и мозга.

Ну, а уж связь между строением мозга и интеллектом, наверное, наиболее очевидна. Но насколько полно понимание такой связи? Важно понимать, что причинные взаимосвязи между интеллектом и характеристиками мозга работают в обоих направлениях. С одной стороны врожденные свойства какой-то части мозга могут определять способности человека. Однако, с другой стороны, деятельность человека, формирование навыков – увеличивает размер конкретной области мозга. Два примера. У лондонских таксистов гиппокамп (ответственный за ориентацию в пространстве) увеличен пропорционально времени, которое они работают таксистами. После 3 месяцев регулярного жонглирования увеличивается объем серого вещества в теменной области, но после долгого перерыва – уменьшается.

Люди объективно отличаются уровнем интеллекта. И, скорее всего, так будет всегда, поскольку Природа не терпит одинаковости. Но интеллект не определяется исключительно генами. Можно говорить о значении взаимодействия генов и среды обитания. А можно предположить, что обогащенная среда (прежде всего, нашими знаниями) поможет каждому максимально развить свой заложенный потенциал.

Все хотят, чтобы у них после многолетних усилий выросли умные и здоровые дети. Это залог счастливой и благополучной жизни. Но что должны делать родители, чтобы выросли люди с высоким интеллектом? Могут ли они на это повлиять, выбирая правильного генетического партнера, или им необходимо с детства кормить детей только лососем и черникой?

Роль генов в развитии интеллекта

Как ни крути, но все знания, умения и умственные способности, в то числе и интеллект храниться в головном мозге. Как и любой орган человеческого тела, его клетки и структура развиваются согласно унаследованной от родителей программе. В то же время нельзя найти определенный нервный центр, отвечающий за интеллект или единственный ген или их четкую комбинацию, заведующий способностью к решению различных задач. Исследователи человеческого мозга даже не смогли определиться, можно ли назвать интеллект целостной системой или его определяет набор различных функций, если да то каких и насколько каждая составляющая важна.

В любом случае деятельность головного мозга, его строение и функционирование предопределены генами, следовательно, интеллект должен передаваться по наследству, умные и здоровые дети должны рождаться у таких же родителей. Казалось бы, это утверждение подтверждает статистика однояйцевые близнецы, в 86 случаях из 100 имеют одинаковое умственное развитие и уровень интеллекта. Ответ на вопрос, отчего зависит IQ, найден. Однако та же статистика утверждает, что если близнецов разделить, и отдать на воспитание в разные семьи, то показатель одинаковости интеллекта снижается до 72%. Кстати, тут нужно отметить, что в современном мире детей отдают на воспитание в благополучные семьи. Вероятность, что один из близнецов попадет в отличное окружение, а второй к клиническим идиотам-психопатам очень низкая, и это надо учитывать. Возможно, если бы приемные семьи более отличались уровень интеллекта близнецов росших в разных семьях, различался бы гораздо больше.

Дальше больше люди с высоким уровнем интеллекта, как правило, появляются в одной семье. В половине случаев уровень интеллекта детей из одной семьи рожденных от тех же родителей после взросления находится на одном и том же уровне, близком к уровню отца и матери. Однако после перемещения одного из малышей в приемную семью показатель совпадений снижается до 22%. В то же время интеллектуальные способности усыновленного ребенка отличаются от уровня приемных родителей, а также сестер и братьев. Все эти данные позволяют утверждать, что если гены влияют на появление людей с высоким уровнем интеллекта, то не настолько, чтобы этот показатель был ведущим.


Роль семьи в воспитании умных и здоровых детей

Можно было бы предположить, что умные и здоровые дети в будущем, когда вырастут, превратятся в людей с высоким интеллектом. Хочешь, чтобы ребенок стал высокоинтеллектуальным, занимайся с ним как можно больше. Однако в Университете штат Флориды в результате исследований пришли к выводу, что в возрасте 18-21 год уровень интеллекта, вообще, не зависит от того, сколько внимания уделяли родители развитию любимого малыша в детстве.

Однако воспитание таких качеств, как целеустремленность, способность брать ответственность, самодисциплина и аккуратность помогают детям вырастать людьми с высоким интеллектом.

Влияние окружения на появление людей с высоким уровнем интеллекта

Многочисленные исследования показывают, что если выяснять, отчего зависит IQ, нельзя не учитывать окружение и уровень жизни. Полученное человеком образование, круг общения, культурная среда и питание – это не только способ растить умных и здоровых детей, но и возможность получить в итоге высокоинтеллектуального взрослого.

Как правило, люди, не закончившие школу, отличаются от своих одноклассников, получивших диплом о среднем образовании, уровнем интеллекта не в лучшую сторону. В то же время выпускники ВУЗов умнее своих ровесников, закончивших только школу.

Одним из факторов доказывающих, что гены почти не влияют на уровень интеллектуальных способностей, являются африканцы. Традиционно считалось, что выходцы из африканских стран менее способны к обучению, чем европейцы. Однако по мере улучшения уровни жизни разница между уровнями интеллекта между представителями разных рас, очень быстро исчезает.

Развитие интеллектуальных способностей – сфера деятельности

Очень часто ведущим фактором в формировании интеллектуальных способностей называют память. Существует даже множество тренингов направленных на ее развития, однако, ученые доказали, что это не то фактор, который отвечает на вопрос, от чего зависит IQ. Гораздо больше на развитие интеллекта влияет повседневная деятельность. Люди, работающие в сферах, где постоянно требуется прилагать умственные усилия, реже страдают старичком слабоумием. Результаты тестов IQ и других, анализирующих умственные показатели, гораздо выше, чем у работников низкоквалифицированного труда.

Влияние социума и культуры на появление людей с высоким интеллектом

В немалой мере на развитие умственных способностей влияют культурные традиции место проживания. Среди жителей англоязычных стран, где личный потенциал и индивидуальные качества человека являются наиболее значимыми в его общественной ценности более высокий показатель IQ, чем в испаноговорящих странах. В испаноязычных традициях большая роль отводится родственным отношениям и благополучию семьи. Если в постсоветских странах немалое внимание уделяется высшему образованию, то в Азии люди отдают предпочтение таким качествам, как умение договариваться, деловая хватка и способности к торговле. Это все не просто влияет на интеллектуальные способности населения в общем, но и заставляет индивидуумов развивать свою личность в нужных для достижения более высокого положения в обществе направлениях.

Личные убеждения

Как не странно, самовнушение и личные убеждения влияют на интеллект не меньше, чем другие факторы. В Университете штата Мичиган провели занятное исследование. Одной группе студентов сообщили, что гении обладали превосходными генетическими данными, вторая категория учащихся, принимавших участие в эксперименте, считала, что успех зависит от личных усилий и упорного труда. Участники второй группы показывали более высокие результаты в учебе и лучше проходили тесты. Во многом на это повлияло, то, что они прикладывали больше усилий для саморазвития.


Важность питания

Истощенный организм показывает худшие показатели в любых исследованиях. Мозг является одной из самых чутких и энергозатратных систем человеческого тела. Чтобы он хорошо развивался необходимо правильное питание с момента зачатия. Будущим матерям необходимо следить, чтобы в рационе было достаточно: белковых продуктов, витаминов, йода и фолиевой кислоты. Недостаток этих компонентов может привести к слабоумию у новорожденных.

Взрослым для нормальной работы мозга нужно есть пищу с высоким содержанием лецитина, йода, полиненасыщенных кислот, витаминов. Это не приведет к повышению интеллекта само по себе, но поможет сохранить умственные способности.

Можем ли мы стать умнее?

В настоящее время ученые предполагают, что интеллектуальные способности зависят от наследственности на 70%, все остальное – это влияние окружающей среды и воспитание. Есть некоторые исследователи указывающие, что гены могут влиять на 85%. Однако точно установить это невозможно, так если рассматривать от чего зависит интеллект, то можно понять, что на него влияет множество факторов. Но все же, наследственность дает человеку потенциал, а будут люди обладать высоким интеллектом или нет, зависит от самореализации.

В 2014 году был открыт ген интеллекта, он влияет на производство белка, укрепляющего нейтронные связи. Но в то же время уверенность в влиянии генетики снижает умственные способности.

Невероятные факты

Мы изучали человеческий интеллект на протяжении многих веков, но до сих пор у нас очень мало ответов на вопросы о том, как мы думаем, что мы думаем и почему мы можем думать.

Мужчины умнее женщин или наоборот? Тесты IQ говорят правду или все очень предвзято? Большой мозг – большой интеллект?

Ниже рассмотрены 10 теорий о человеческом интеллекте, которые либо были опровергнуты, либо подвержены резкой критике.

Однако, любая из опровергнутых теорий в один прекрасный день может быть доказана.

Интеллект и наследственность

10. Наследственность



Если вы родились у умных родителей, означает ли это, что вы тоже будете умным? Некоторые исследователи говорят, что да, некоторые отрицают. Верно то, что наследственность влияет на наш интеллектуальный фактор (IQ), который измеряет наши когнитивные способности по сравнению со сверстниками.

Но не стоит забывать и об окружающей среде, а также о роли культуры в формировании нашего интеллекта. Существуют ли гены интеллекта? Никто не знает наверняка, а информация различного рода исследований варьируется, говоря о наличии 40-80 процентов генов, ответственных за интеллект.

Гены против воспитания – это спорная область исследования, а проводимые сегодня эксперименты помогут понять не только функционирование нашего разума, но и особенности человеческого характера, поведения, и даже основу некоторых психических заболеваний.

В этой теории важным моментом является тот факт, что человеческий разум не зависит от расы, и что наследственность не является единственным фактором, определяющим интеллектуальный потенциал личности.

9. Краниометрия



Ученые 19 века полагали, что измерение черепа и лицевой структуры человека – это хороший способ измерить и его интеллект. Когда эта теория только появилась хирург Поль Брока (Paul Broca) предположил обратно пропорциональную связь: чем меньше отношение длины предплечья к длине плеча, тем выше уровень интеллекта.

Когда он не сумел доказать, что белые – это самая умная раса, основываясь только на длине руки, он обратился к измерению черепа и лицевых структур, чтобы определить сколько мозга могло бы поместиться внутри черепа человека. Это он посчитал более точным способом определения интеллекта.

Краниометрия говорила о том, что чем крупнее кости черепа, тем больше сам череп и мозг в нем расположенный, а, следовательно, и выше интеллект. Краниометрия умерла в начале 20 века, потому как ее постоянно критиковали за расовые предрассудки и отсутствие фактических оснований для подобного рода заявлений.

Однако, ученые, интересующиеся данной теорией, помогли обнаружить мозговые речевые центры, а также помогли выявить концепции интеллектуального фактора, известного нам сегодня как IQ.

8. Первичные умственные способности



В первой половине 20 века психолог Л. Терстоун (L. Thurstone) выдвинул идею о том, что основа человеческого интеллекта – это семь компонентов. Его теория отличалась от других бытовавших в то время и утверждавших, что интеллект человека основан на одном факторе, не определенном каком именно.

Среди задействованных компонентов психолог отмечал следующие – ассоциативная память, способность к счету, скорость восприятия, способность логически мыслить, пространственная визуализация, вербальное понимание и владение словом.

В то время, как его теория об этих семи компонентах не выдержала испытание временем, работа крайне популярна в области психометрии (наука, занимающаяся количественным исследованием психологических измерений).

7. Порядок рождения



Исследователи уже давно изучают, каким образом порядок рождения влияет на все то, от чего зависит ум человека. Однако, одно из последних исследований, опубликованное Американской психологической ассоциацией, пришло к выводу, что нет прямой связи между уровнем интеллекта и порядком рождения в семье.

Ранее ученые полагали, что первенцы всегда набирают больше пунктов при прохождении тестов на IQ. Объяснялось все тем, что у них нет конкуренции за родительское внимание, поэтому у них больше времени узнавать новую и полезную информацию.

Дети, рожденные вторыми или последними, как полагалось, обладали меньшим количеством родительского внимания, а, следовательно, набирали более низкое количество баллов. В последнем исследовании специалисты сравнили братьев и сестер, но, не касаясь при этом вопроса очередности рождения. Они обнаружили, что действительно отсутствует значимая связь между очередностью рождения и уровнем интеллекта.

6. Единственный интеллект



Некоторые люди утверждают, что идея единственного интеллекта (концепция, на которой строятся многие теории, включая и концепцию общего интеллекта – фактор G) обязательно должна быть в этом списке. Другие говорят, что ей тут не место. Но вот почему данная идея находится в этом списке.

Недавнее исследование показало, что существует такая вещь, как интеллект вообще, но она не зависит от того, какие результаты человек показывает по тем или иным тестам по сравнению с населением в целом.

Получение информации о том, как работает человеческий интеллект (или не работает) до сих пор проходило через тип тестирования, называемый психометрией. Но теперь, новое исследование, опубликованное в американских "Трудах национальной академии наук", полагает, что конкретные области мозга и различные сетевые пути вовлечены в создание такой системы, как интеллект, и это является шагом к доказательству биологической основы интеллекта.

5. Табула Раса



Табула Раса – это теория о том, что люди изначально рождаются с "пустыми" умами. Философы и психологи активно выступают за эту теорию на протяжении уже многих веков. В рамках нее предполагается, что когда мы рождаемся, наш ум свеж и пуст, полон потенциала и ждет, чтобы наполниться личным жизненным опытом и эмоциями.

В наши дни по-прежнему спорят на тему того, что же играет более важную роль в формировании интеллекта – генетика или воспитание? Разве мы обычные творения природы? Какую роль играет наша окружающая среда?

Исследования, проведенные в последние десятилетия, специально изучали близнецов, разлученных при рождении, потому как они являются носителями одинакового генетического материала, но окружающая среда, воздействующая на них, различная.

В итоге, ученые пришли к выводу, что человеческий разум, наряду с другими индивидуальными чертами, такими как, гендерная идентичность, - это комбинация генов, наследуемых нами, а также наш личный опыт и окружающая среда.

Тест на интеллект

4. IQ тесты



IQ тесты, или тесты на коэффициент интеллекта, обычно используются для оценки когнитивных способностей человека, его интеллекта и достижений. Стандартные IQ тесты, такие как Стэнфорд-Бине (для одаренных детей) или SAT, измеряют когнитивные навыки человека по сравнению с общей массой населения.

Несмотря на то, что такие тесты по-прежнему крайне популярны среди обычных людей, важно отметить, что они подвергаются широкой критике. Так, критики утверждают, что подобные тесты имеют своего рода смещение по признаку пола, расы, социально-экономического статуса и культурного наследия.

Такие тесты зачастую основаны на устаревших представлениях о том, что мощь нашего интеллекта – это нечто установленное при рождении, и что интеллект остается неизменным с течением жизни.

IQ тесты все еще используются, но не стоит принимать их результаты слишком серьезно. Многие психологи спорят о том, что все тесты подобного рода слишком предвзяты.

3. Триархическая теория интеллекта



Когда Роберт Стернберг (Robert Sternberg) разработал триархическую теорию человеческого интеллекта, он пошел против всех теорий, которые предполагают, что у людей есть общий фактор интеллекта (фактор G) или стандартные умственные способности. Стернберг не считал интеллект академическим фактором.

Вместо этого, он предположил, что у людей есть то, что называется практическим интеллектом, который отличается от академического, но при этом, равен ему по значимости.

Теория состоит из трех суб-теорий: контекстуальной, компонентной и эмпирической. Контекстуальная – это взаимодействие интеллекта с опытом внешнего мира, компонентная – это связь интеллекта с внутренним миром, эмпирическая – это способность адаптироваться к ситуации и выполнять определенные задачи.

Эмпирическая, в свою очередь, подразделяется на то, как вы справляетесь с новыми задачами и впечатлениями, и на то, как вам удается с хорошо известными задачами справляться.

Критики триархической теории утверждают, что автор скорее описывает набор практических навыков, чем объясняет систему функционирования интеллекта. Они также говорят о том, что Стернберг пренебрегает предоставлением информации относительно непосредственных наблюдений.

Виды интеллекта

2. Теория множественного интеллекта



В отличие от Табулы Расы, которая предполагает, что люди рождаются с "пустыми" умами, теория множественного интеллекта говорит о том, что человеческий разум состоит из нескольких типов интеллекта.

Автор теории Говард Гарднер (Howard Gardner) рассказывает, что человеческий интеллект – это наша способность создавать и поддерживать ценности, решать проблемы и расширять свои знания путем решения этих проблем. Он предполагает, что есть девять типов интеллекта, которые вместе создают уникальность каждого человека:

Телесный/кинестетический интеллект

Экзистенциальный интеллект

Межличностный интеллект

Внутриличностный интеллект

Лингвистический интеллект

Логический/ математический интеллект

Музыкальный интеллект

Натуралистский интеллект

Пространственный интеллект

Несмотря на то, что эта теория не была опровергнута и до сих пор не устарела (разработана в 1983 году), она все еще нуждается в проверке.

Кто умнее: мужчина или женщина?

1. Пол и интеллект



Мужчины с Марса, женщины с Венеры? В то время как мужчины и женщины думают по-разному, нет никаких доказательств того, что один пол с рождения умнее другого.

Исследователи обнаружили, что когда речь заходит об интеллекте, то у людей есть два типа мозга: в мозге первого типа содержится большее количество серого вещества (центр обработки информации), в мозге второго типа больше белого вещества (так называемая "соединительная ткань" центра обработки информации). Исследования показали, что женский мозг содержит в 10 раз больше белого вещества, а мужской мозг в 6,5 раз больше серого вещества.

Что это означает? В то время как мужчины и женщины обладают различными типами мозговой ткани, общая производительность равна, просто мы по-разному преуспеваем в решении различных типов задач.


Ученые выяснили, что чтение сказок на ночь, постоянные беседы с ребенком, активная забота о его образовании и прочие проявления родительской заботы никак не сказываются на уровне его интеллектуального развития. Их многолетние наблюдения за развитием усыновленных детей позволили им сделать вывод, что на уровень IQ и другие когнитивные показатели влияют лишь генетические факторы. Результаты исследования и рекомендации для родителей были опубликованы в журнале Intelligence.

«Авторы предыдущих исследований в этой области, кому удалось найти намеки на то, что родительская забота влияет на уровень интеллекта у детей, скорее всего, ошибаются в этих утверждениях, так как они не учитывали влияние передачи генов на IQ ребенка. На самом деле, родители, чей уровень интеллекта выше среднего, и без напоминаний со стороны заботятся о развитии ребенка, что скрывало факт генетической передачи их интеллекта детям», - объясняет автор этого открытия, психолог Кевин Бивер из университета Флориды в Гейнсвилле (США).

Бивер и несколько психологов из университетов США, Канады и Саудовской Аравии проводили на протяжении последнего десятилетия крайне необычный эксперимент с целью выявить, какие факторы могут влиять на интеллектуальное развитие детей. В отличие от большинства других психологов, они следили не за обычными детьми, а за беспризорниками, которые были усыновлены или удочерены в младенческом возрасте бездетными семейными парами.

Подобный прием, как надеялись ученые, должен был помочь им разрешить спор почти вековой давности - зависит ли то, насколько хорошо реализует себя ребенок в интеллектуальном плане, только лишь от генетических факторов или качества его воспитания и образования, или же и от того, и от другого. За все это время психологам, генетикам и нейрофизиологам так пока и не удалось найти однозначных доказательств в пользу справедливости одной из этих теорий. Сегодня ученые склоняются к тому, что и генетические, и социальные факторы влияют на интеллектуальный рост ребенка в равной степени

Авторы статьи решили убрать один из факторов в этом уравнении с двумя неизвестными, исключив влияние генетики на уровень IQ. Для этого проанализировали результаты масштабного проекта по наблюдению за здоровьем подростков и молодых людей Add Health, который они проводили совместно с правительством США с конца 80-х годов прошлого века. За последние 20 лет в нем приняли участие около 15 тысяч школьников и их родителей. Среди участников эксперимента были и примерно три сотни приемных детей.

За это время социальные службы США успели замерить уровень IQ у детей в детсадовском возрасте и в первые годы их учебы в школе, а также в 18 или 26 лет. Сами ученые провели серию интервью и анкетирования среди родителей, интересуясь тем, как они воспитывали и играли с приемными сыновьями и дочерями. В этом году Бивер и его коллеги решили подвести итог эксперимента и сопоставили то, насколько высоким был IQ у детей с тем, насколько сильно родители заботились об их будущем.

Оказалось, что качество воспитания абсолютно никак не влияло на то, насколько хорошо и быстро развивались интеллектуальные способности у детей. Уровень IQ школьников и молодых людей не зависел ни от уровня образования или уровня достатка их приемных родителей, ни от того, насколько хорошо они заботились о них в детстве, ни от уровня контактов между ними, ни от их готовности вкладывать деньги в интеллектуальное развитие ребенка.

«Все это не означает того, что я советую родителям не читать сказки на ночь и не помогать им найти свое место в мире. Я не говорю, что уровень интеллекта жестко задается в момент зачатия или рождения и больше никогда не меняется - многое зависит от окружающей обстановки во время роста и взросления, но не от того, насколько хорошо родители заботятся о детях. Тем не менее, если мы всерьез говорим о том, что воспитание может улучшить когнитивные способности детей, то мы просто обманываем себя», - заключает Бивер.

1. От качества нейро-физиологической работы мозга и, возможно, особенностей его строения. Обильное снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей утомляемости, а в целом - большей интеллектуальной работоспособности. В тех случаях, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается раннее утомление при напряженной умственной работе, а соответственно, и меньшая ее продуктивность.

В 1996 г. было установлено, что теменная доля мозга А. Эйнштейна, определяющая склонность к математике, музыке и зрительному восприятию, была на 15 % шире, чем у обычных людей. Может быть, в этом состояла причина выдающихся способностей ученого в области физики и математики?

2. От доминирующего вида деятельности. Анализируя структуру жизнедеятельности человека, нетрудно заметить существование видов деятельности, не развивающих, а наоборот, тормозящих развитие способностей. Например, человек имеет незаурядные математические способности, но вынужден заниматься тяжелым физическим трудом. Очевидно, что эта деятельность не будет способствовать развитию его способностей.

3. От имущественного положения семьи. Было показано, что если у детей в первый год жизни отмечаются умственные или двигательные дефекты, то детям из малоимущих слоев в дальнейшем труднее наверстать свое отставание, чем детям из средних слоев.

С другой стороны, оказалось, что школьная успеваемость юных негров и метисов, родившихся в материально неблагополучных семьях, но с первых месяцев жизни воспитанных в обеспеченных семьях представителей белой расы, существенно выше, чем успеваемость у цветных детей, выросших в их родной среде.

Исследования, проведенные во Франции, тоже показали, что IQ детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя, примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями.

4. От числа детей в семье. Можно было бы предположить, что умственное развитие ребенка будет тем гармоничнее, чем больше у него братьев и сестер. Однако на самом деле, как показала работа исследователей, это совсем не так. Оказалось, что чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта. Кроме того, было обнаружено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Самые высокие баллы были получены старшими детьми из семей, где было лишь двое детей, а самые низкие - самыми младшими в семьях с девятью детьми. Разница в IQ между этими двумя крайними группами составляла около 10 баллов. По-видимому, существует тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно долгого времени. Разумеется, что это осуществимо только в небольших семьях, которые наиболее обычны в средних и привилегированных слоях общества. Чем младше ребенок, тем меньше у него шансов впитать интеллектуальную программу взрослых.


5. От целенаправленного развития. В 1967 году Хебер и его сотрудники отобрали для изучения 40 новорожденных негритят из самых неблагополучных пригородов Милуоки (штат Миссури). У их матерей были явные интеллектуальные дефекты, а отцов в большинстве случаев в семье не было. Половина этих детей была оставлена со своими матерями без какого-либо вмешательства экспериментаторов, а 20 детей воспитывались по специальной программе, в ходе которой их семьи получали рекомендации по уходу за детьми, а также постоянную помощь психологов. В возрасте 2,5 лет эти дети были взяты в учреждения, где они вплоть до поступления в школу (в 6 лет) получали специальное образование из расчета 35 часов в неделю.

Когда спустя три года Хебер протестировал всех детей, оказалось, что те из них, которые воспитывались по специальной программе, получили баллы более высокие или такие же, как обычные дети их возраста (независимо от цвета кожи). У детей, оставшихся в семьях и служивших контрольной группой, интеллектуальный уровень был значительно ниже среднего. Разница в IQ (коэффициенте интеллекта) между опытной и контрольной группами составляла 20-30 баллов.

6. От общения с ребенком. Положительная психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка, по крайней мере, большее, чем правильное питание или физический уход. Доказано, что у детей, воспитанных в учреждениях, где общение сведено к минимуму (на 10 детей приходилась только одна воспитательница), уже со второго года жизни отмечается значительное отставание в двигательной и речевой сфере. Напротив, если дети росли у родителей, которые постоянно стимулировали их психику, давая им возможность общаться с разными людьми, манипулировать с новыми предметами и осваивать умения и навыки, то они развивались гармонично и неуклонно прогрессировали.

В 30-е годы прошлого столетия Скилс занимался малолетними детьми в одном из сиротских пансионатов штата Айова. Этих младенцев считали умственно отсталыми, и они целые сутки напролет оставались одни в своих кроватках. При этом они были отделены друг от друга высокими занавесками, и поскольку воспитателей в пансионате не хватало, вся их психическая стимуляция сводилась к немногочисленным контактам с нянями во время ухода и кормления.

Скилс решил попробовать поместить 13 таких детей в другие условия, а именно в заведение для умственно неполноценных женщин. При этом он полагал, что детей, по крайней мере, будут баюкать и ласкать. Именно это и произошло: очень скоро женщины приняли этих младенцев как своих. С этого момента развитие детей с каждым днем начало меняться. У них сформировалась речь, и вскоре их интеллект достиг нормы.

Одна из сотрудниц Скилса поддерживала связь с этими бывшими детьми около 40 лет, и она сообщала, что все они стали полноправными членами общества. Многие из них обзавелись семьей и имели детей, а четверо получили высшее образование. Что касается остальных 12 детей, которые остались в прежних условиях в пансионате, то они так и не достигли нормального интеллектуального уровня, и всего несколько лет назад треть из них еще жила в специальных заведениях.

7. От положительных эмоций. Можно рассчитывать на то, что, приведя в порядок эмоциональную жизнь человека, мы даем возможность его интеллекту развиться до высшего доступного ему уровня. В одном эксперименте, проведенном в США, некоторое число умственно отсталых детей соединили в виде опыта с приемными матерями-девушками из ближайшего дома молодых правонарушителей. Каждый из детей обрел, таким образом, материнскую любовь и заботу, которой он был лишен в своей прежней жизни.

Под этим эмоциональным воздействием у детей повысился уровень интеллекта. Вместе с тем, повысился уровень интеллекта и у «матерей», поскольку у них тоже заполнился пробел в эмоциональной жизни: у каждой теперь был ребенок, которого можно было любить. Возможность любить и быть любимым благотворно подействовала на самочувствие и интеллект обеих сторон, что понятно каждому, кто когда-нибудь любил и был любим.

Профессиональная пригодность и профессиональный отбор. Исследование различных видов специальных способностей проводится психологами главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором. Е.А. Климов разделил все профессии на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:

· природа (растения, животные);

· техника (машины, материалы);

· человек, группы людей;

· знаковая информация (книги, языки, коды, модели);

· художественные образы (искусство).

При решении задач профориентации целесообразно при помощи тестов определить склонности молодого человека к перечисленным типам профессий. Подумайте и скажите, к какому типу профессий относится профессия оперативного работника.

Профессиональная пригодность - совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В понятие профессиональной пригодности входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. Профессиональная пригодность не врожденное качество, она формируется в процессе самой трудовой деятельности человека.

Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Е.А. Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности человека.

Первая - непригодность к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой.

Вторая - годность к той или иной профессии или группе их. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний.

Третья – отсутствие противопоказаний, и имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий.

Четвертая – призвание человека к данной профессиональной деятельности - высший уровень профессиональной пригодности.

Для успешного выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом характеристик. В науке они получили название профессионально важных качеств (ПВК). ПВК, указывает А.В. Карпов, - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью. А.К. Маркова считает, что ПВК, с одной стороны, являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой - они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием. Важным итогом современных исследований явилось установление того, что любая профессиональная деятельность реализуется на базе системы ПВК.

Профессиональный отбор – это специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. При осуществлении профессионального отбора пользуются:

Технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач;

Медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний;

Перечнем требований профессий к индивидуальным особенностям людей.

Сводный документ такого рода называется профессиограммой. Он включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психограмма разрабатывается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

В профессиональный отборе выделяют четыре компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. Сущностью психологического компонента профессионального отбора, равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются.

Система психологического отбора включает обоснованный и экспериментально проверенный комплекс социальных диагностических методик, необходимые технические средства и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов.

Психологи установили, что успешность выполнения любой деятельности зависит от наличия не какой-то одной, а от сочетания различных способностей. Недостающая способность, писал Б. М. Теплов, может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека способностями. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях. По мнению Е. П. Ильина, компенсация способностей может осуществляться через приобретаемые человеком знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность.

Проверьте себя!

1. Что такое задатки?

2. Какие вы знаете классификации способностей?

3. Дайте характеристику общих способностей человека.

4. Каковы уровни развития способностей?

5. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

6. Что такое интеллект и что его определяет?

7. Что такое профессиональная пригодность?

8. Что такое ПВК?

9. Что такое профессиональный отбор?



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...