"Песня про купца Калашникова": анализ, образы героев, основные особенности поэмы. Царь Иван Грозный

Лермонтовская поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена исторической теме: в ней автор переносит читателя в те времена, когда страною управлял Иван Грозный. Эти времена известны современникам, как самые жестокие для народа, так как в тот период происходит расцвет опричнины. Он отмечен в истории России и как время разгулявшегося произвола опричников и полнейшего беззакония.

Несмотря на то, что поэма все-таки посвящена царю, на первый план автор выводит образ молодого купца. Автор детально точно описывает те времена, когда живет его герой. Читатель может увидеть из лермонтовской поэмы, как боится и запуган простой народ, даже знатные люди старались избегать любого общения с царскими опричниками. Поэт детально и полно описывает атмосферу этого времени.

В природе тоже отражается это время: солнце не сияет, тучки синие на небе. И он тут же переходит к образу царя, престол которого высок и недосягаем: за столом сидит грозный царь. А когда Иван Васильевич видит Кирибеевича, своего верного слугу, то начинает гневаться. А причина в том, что его верный приближенный ничего не ест и не пьет.

Страшен в гневе Иван Грозный! Он и палкой своей царственной стучит по полу, да еще и с такой силой, что железный наконечник этой трости даже пол из дуба пробил. Узнал царь и причину такого поведения своего верного опричника. Оказалось, что он влюблен. Рассказал опричник, что девушку эту зовут Аленой Дмитриевной, что она прекрасна. Но вот утаивает Кирибеевич от царя, что девушка, которая ему нравится, уже замужем. Ее муж - купец Степан Калашников.

Царь дает советы опричнику о том, чтобы послать девушке подарки: «яхонтовый» перстень, жемчужное ожерелье. По мнению самодержавца, это поможет влюбить в себя девушку. Это оскорбление Кирибеевич может нанести дочери купца лишь только потому, что он опричник и верный царский слуга, а ведь для него закон не писан. Поэтому молодой опричник так прямо заявляет о своей любви. Молодой и горячий характер Кирибеевича не дает ему возможности задуматься и поразмышлять над тем, каковы будут последствия его поступка, ведь объект его чувств - молодая жена другого человека.

Кирибеевич нанес обиду девушки, опозорил ее. Он ведь и обнимал ее, и даже попробовал поцеловать прямо на глазах толпы и соседей девушки. Он даже сорвал фату, которую муж ей подарил. Молодая женщина тут же пожаловалась мужу, прося у него защиты. Взволновалась кровь и у молодого купца Калашникова, разгневался он и решил молодого царского опричника, который жену его оскорбил, обидел и опозорил, вызвать на бой. Решил купец наказать обидчика на Москве-реке на глазах у всех людей и даже пригласил самого царя. Был выбран бой на кулаках.

Перед тем, как отправиться на кулачный бой, купец обращается к своим братьям и берет с них клятву о том, что они отомстят за его смерть и не оставят обидчика и убийцу не отомщенным. И автор показывает, как честен и благороден купец, и как низко пал царский слуга. Ведь среди царского войска процветает разбой и низость, а купец свято охраняет свою семью, жену и свой знатный род, которым гордится. И этот бой нужен главному герою не для того, чтобы похвастаться своей силой, а чтобы защитить честь своей семьи. Поэтому этот честный и благородный персонаж готов сражаться до последнего.

За то, что защищал купец свою семью, он и поплатился жизнью. Начинался бой с того, что вышли два молодца на мост над московской рекой. А народная толпа расступилась и дала им дорогу. Вышел сначала купец, готовый сражаться до смерти, и поклонился он всему народу, царю и Богу, выражая всем свое почтение. Потом появился и бледный опричник, который стал бледен, услышав имя Степана.

Победитель - купец Калашников, так как он боролся за правое дело, отомстил он обидчику своей семьи и за поруганную честь жены. Но в чем причина такого боя никому не сознался Степан Калашников, так как это затрагивало чести его жены. Даже самому царю он не признался. Разгневался на него Иван Васильевич за убийство его верного слуги. Но приказал тогда царь Грозный отрубить голову и купцу. Молодой купец пошел на плаху с гордым видом, понимая свою правоту. И умер купец позорной и страшной смертью. Детально Михаил Лермонтов описывает в поэме сцену казни.

Так, казнив купца, царь постарался восстановить справедливость. Степан Калашников был убит, похоронен он был не вместе со всеми, потому что его казнили как разбойника. Но даже несмотря на то, что он похоронен безымянно, память о нем осталась лишь только добрая, и поэтому его могила вызывает в душах и сердцах людей только печаль и грусть.

Стиль лермонтовской поэмы - песня, в которой идет сюжетное повествование. Ведется рассказ от лица певцов-гусляров, которые прославляют славный и отважный поступок купца Степана Калашникова, а вот царское решение казнить победителя кулачного боя осуждается.

Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович.

Купец Степан Парамонович - один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.

Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою...» и идет домой к молодой жене и детям.

Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».

А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.

По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников - созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.

Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ - образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».

Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного...»

Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.

Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.

И подумал Степан Парамонович:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.

Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».

Образ купца Степана Парамоновича - это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

. Открытый урок.

Литература.

Тема. Концепция героической личности в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Цели.

1.Ознакомить учеников с историей создания «Песни…».

3.раскрыть содержание конфликта между героями «Песни…».

5.Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Ход урока .

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырского духа, ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе – «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство).Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, повторы.

«Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов и тиранства»()

3.Краткая историческая справка о времени правления Ивана Грозного .

4. Анализ текста.

1 блок вопрсов

Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

Какое значение имела опричнина для уклада русской жизни?

2 блок вопросов

Каким предстаёт перед нами купец Калашников?

По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду?

«Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица», то есть явления природы подсказывают и герою, и читателю, что впереди будут тревожные события.

Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой?

Нарушился порядок в доме, потому что нет ещё жены.

В чём подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго её встречает?

Он сурово разговаривает с женой. Но давайте вспомним законы того времени: жена должна бала беспрекословно подчиняться мужу. Доказательством того является книга “Домострой”.Послушайте “Поучение мужа жене”:“Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием, жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всём ему покоряться и что муж накажет, то с любовью примати и со страхом внимати, и творити по его наказанию. А коли ослушается жена мужа, тот может побить её плёткою”. Раньше брак заключался в церкви, считалось, что муж с женой должны быть верны друг другу до гробовой доски. Не случайно Калашников так строго разговаривает с Алёной Дмитриевной.

Не на то пред святыми иконами
Мы с тобою жена обручалися,
Золотыми кольцами менялися.

Как объясняет Алёна Дмитриевна своё долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?

В семье Калашниковых было счастье до тех пор, пока опричник Кирибеевич не разрушил его, оскорбив Алёну Дмитриевну.

Не случайно она обращается именно к мужу с просьбой защитить её.

На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У кого просить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка.

Муж для неё “красно солнышко”, его немилости она боится больше, чем “смерти лютой”.

Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником? У кого ищет помощи?

Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи - в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание “бусурманскому сыну”, это и не страх “злых охульников”: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич - опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам - и семья смирялась с фактом своего бесчестья.

3 блок вопросов

Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?

Кирибеевич - верный опричник, “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича - в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на скоморошьем пиру свою “думу крепкую”, обнажить душу перед толпой. Выходя на бой, он кланяется только царю - не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой - потеха в царскую угоду: “Лишь потешу царя нашего, батюшку”. Но это не мешает Кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от Иоанна, что Алёна Дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой.

Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алёне Дмитриевне?

Отличительная черта натуры Кирибеевича - желание покрасоваться, “нарядом похвастаться”, “показать удальство своё”. Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, “царскому опричнику”:

У ворот стоят у тесовых
Красны девушки да молодушки,
И любуются, глядя, перешёптываясь,
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается.

Соблазняя Алёну Дмитриевну, Кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: “Станут все тебе завидовать…” Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.

Как и положено опричнику, Кирибеевич лишён честного имени - он “бусурманский сын”, без роду, без племени, не случайно Лермонтов величает Калашникова по имени-отчеству, а Кирибеевича - только Кирибеевичем.

Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.

«Песня…» - ответ Лермонтова бескровной, ничтожной современности. Белинский справедливо заметил: “Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в историческое прошедшее”. Но и в современной Лермонтову действительности были те, кто “жадною толпой” стояли у трона, были и “невольники чести”. В достойную великую эпоху, как и в “железный” девятнадцатый век, как и в наше время, конфликт чести и бесчестия, независимой гордой личности и “лукавого рабства” не утрачивает своей остроты.

Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?

4 блок вопросов

Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет?

Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?

Каковы ваши впечатления об Иване Грозном?

5.Рефлексия. Работа в группах.

1 группа . Проанализируйте сцену, когда герои кланяются перед боем. Кому и чему кла няется каждый из них? Почему?

Носитель чести в «Песне...» - московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последне го ”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям

2 группа . Почему Калашников не открыл царю всей правды?

Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке - безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании - любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь.

3 группа . Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введён грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд?

В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник - промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память:

Пройдёт стар человек - перекрестится,
Пройдёт девица - пригорюнится.
А пройдут гусляры - споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем

6.Итог урока

7 Домашнее задание

Кодекс чести русича

Шаповалов Владислав

В работе ученик исследует поэму М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова" и отвечает на проблемный вопрос темы. Автор работы считает, что Калашников следует правилу "Кесарю-кесарево, Богу - богово". Он не может перед всеми раскрыть интимные стороны своей жизни. Герой готов лишиться жизни, но не потерять честь.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение-

Средняя образовательная школа № 13

Почему Калашников не объясняет

Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?

(по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

выполнил ученик 7 а класса

Шаповалов Владислав

Учитель Шаталова О.В.

Клин, 2013

Введение ………………………………………………………………………. с. 3

Основная часть

§ 1. Сюжет и композиция произведения …………………………………. …с. 4

§ 2. Характеристика главных героев поэмы ……………………. …………..с. 6

§ 3. Анализ ключевых сцен поэмы: сцены кулачного боя на Москве-реке и диалога царя Грозного с купцом Калашниковым……..… ………………….с. 8

§ 4. Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича…………………………………………………………………. с. 11

Заключение …………………………………………………………………... с. 13

Использованная литература ……………………………………………… с. 15

Введение

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - одно из известных произведений Лермонтова, в котором он затрагивает проблемы чести, долга, человеческого достоинства. Эти проблемы актуальны во все времена. Современному читателю особенно интересно, как Лермонтов решает эти проблемы на страницах своего произведения, поэтому автор работы решил исследовать ключевые идеи указанного текста.

Цель работы : исследовать текст поэмы М.Ю.Лермонтова и представить ответ на проблемный вопрос: « Почему Калашников не объясняет Ивану

Грозному причину гибели Кирибеевича?»

Задачи работы:

  • изучить текст поэмы Лермонтова;
  • исследовать сюжет и композицию произведения;
  • представить характеристику главных героев поэмы;
  • анализировать ключевые сцены поэмы: сцену кулачного боя на Москве-реке и диалог царя Грозного с купцом Калашниковым;
  • представить ответ на проблемный вопрос: «Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?»

Основная часть

§ 1. Сюжет и композиция произведения.

В основе произведения лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе Иване Грозном, многие из которых к XIX веку сохранились и были записаны.

Сюжет поэмы вполне распространённый для романтического произведения и на первый взгляд достаточно прост. Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алёне Дмитриевне. На что царь Иван Грозный повелел ему посвататься к своей возлюбленной и даже предлагает ему драгоценности, чтобы он преподнёс их в дар любимой женщине. Иоанн намеревается устроить свадьбу Кирибеевича и Алёны Дмитриевны. Однако Кирибеевич не говорит о самом главном, о том, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым. Он отправляется на свидание к Алёне Дмитриевне в церковь, где она была на вечерней молитве.

Далее действие переносится в лавку к Степану Парамоновичу. В этот день не пошла у него торговля и он собирается уходить. Однако придя к себе домой, купец не застаёт молодую супругу дома, а детей находит заплаканными. Только поздним вечером оскорблённая и простоволосая Алёна Дмитриевна возвращается к взволнованному мужу и рассказывает ему о том, что надругался над ней молодой опричник Кирибеевич и опозорил её перед честным людом прямо на улице. Она падает в ноги к мужу и просит его защитить её доброе имя.

Калашников, зная о тягчайшем оскорблении жены, принимает незамедлительное решение: он решает отмстить оскорбителю за поруганную жену в честном кулачном бою . На следующий день по случаю праздника на Москве-реке устраивались кулачные поединки, посмотреть на которые приехал сам царь со своей свитой. Калашников смело вышел из толпы навстречу обидчику - любимцу Грозного. И вот схлестнулись в кулачной битве удалой купец Калашников и молодой опричник Кирибеевич. Первый удар в грудь Степану Парамоновичу нанёс царский воин. Получив удар в грудь, купец Калашников немного оправился и хватил Кирибеевича кулаком в левой висок, убив его наповал.

Царь, видя, как его любимый воин пал замертво от руки удалого купца, в гневе расспрашивает Степана Парамоновича, специально ли или случайно он умертвил противника и если преднамеренно, то за что. Конечно же он не может сказать, что послужило убийству опричника, но признаётся: «Я убил его вольной волею». Царь приказал казнить Калашникова лютой позорной казнью: удалому купцу отрубают голову. Перед смертью купец просит царя не оставить семью. Его просьбу царь исполняет: вдове и детям он назначает казенное содержание, а братьям разрешает торговать беспошлинно.

Композиция поэмы такова: произведение состоит из вступления и 3 частей. 1 часть – завязка (любовь Кирибеевича к Алене); 2 часть – развитие действия (встреча Кирибеевича с Аленой, рассказ Алены о своем позоре);

3 часть – кульминация и развязка (вызов Калашникова на кулачный бой и гибель опричника, смерть купца Калашникова).

§ 2. Характеристика главных героев поэмы.

Все герои «Песни…» - прежде всего яркие, самобытные, могучие личности. Кирибеевич, который идёт против порядка, так как полюбил замужнюю женщину. Причём как воин привилегированной части общества - опричнины - он чувствует свою абсолютную безнаказанность. И царь Иван IV, который прямо или косвенно потворствует своему любимцу в его «атаке» на мать семейства и добропорядочную жену.

Центральная фигура в поэме - удалой купец Калашников - является олицетворением героического национального начала, и в то же время обнаруживает способность к бунту, явился выразителем народных представлений о правде, чести, достоинстве.

Кирибеевич – натура сильная и страстная. Его любовь к Алене Дмитриевне поглощает все его думы. Он совершает подлый поступок – оскорбляет честную жену, но мы понимаем, что чувство сильнее его и совладать с ним ему тяжело, поэтому он и решается на встречу с Аленой. Как будто бы Кирибеевич – отрицательный герой, но автор так не думает. Об этом свидетельствуют следующие строчки:


Закачался, упал замертво;


Будто сосенка во сыром бору

Об отрицательном герое не скажут «сосенка» и не будут употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Степан Калашников – человек с высокой честью. Как только он узнал о том, что Кирибеевич оскорбил его жену, он сразу решил защитить Алену, своих детей, свое честное имя. Он решается на кулачный бой с опричником. Калашников понимает, что может погибнуть, но это не останавливает его: честь дороже жизни.

Алена – идеальная жена, честная и верная. Она ничего не скрывает от мужа и видит в нем защиту и опору. Степан и Алена представляют на страницах поэмы идеальных супругов.

Иван Грозный представлен в поэме как идеальный царь: он по-доброму разговаривает со своими подданными, дает им советы, искренне интересуется их жизнью. У Калашникова он спрашивает, почему купец убивает опричника. И если бы Степан все честно рассказал, царь помиловал бы его.

§ 3. Анализ ключевых сцен поэмы: сцены кулачного боя на Москве-реке и диалога царя Грозного с купцом Калашниковым.

Третья часть текста поэмы интересна двумя ключевыми эпизодами: здесь представлена сцена кулачного боя между Калашниковым и Кирибеевичем, а также диалог купца Калашникова с царем Иваном Грозным.

Рассмотрим первый ключевой эпизод, безусловно, важный в понимании идеи текста – сцену кулачного боя между Калашниковым и Кирибеевичем. Начинается картина с пейзажа:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

Финальные вопросы отрывка задают тревожные ноты. И вот в присутствии царя начинается кулачный бой. Верней, не начинается, потому что против Кирибеевича, который первый ищет соперника, никто не решается выйти. Опричник самоуверен, не ждет сильного отпора. И вот выходит Калашников, говорит Кирибеевичу о честности и позоре, о причинах боя: он хочет защитить честь семьи:

А родился я от честного отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...

Кирибеевич понимает, кто перед ним, понимает причину боя, боя не на жизнь, а на смерть.

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло...

Первый удар Кирибеевича заставил Калашникова пошатнуться, из груди, где висел крест, кровь закапала. Но Калашников наносит ответный удар и убивает опричника.

Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная …

Калашников победил, защитил честь семьи, правда на его стороне. Но читатель испытывает сочувствие и к опричнику: его погубила его непобедимая страсть и привычка достигать невозможного.

Степану предстоит диалог с Иваном Грозным, потому что убит любимый опричник царя. Это второй ключевой эпизод третьей части. Иван требует объяснений от купца, за что он убил опричника, но Иван не дает ответа царю.

«Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольною волей,
А за что, про что - не скажу тебе,
Скажу только богу единому».

Степан Калашников готов держать ответ только перед Богом. Иван соглашается с его позицией и казнит купца.

§ 4. Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?

Почему же Степан Калашников не объясняет царю причину гибели Кирибеевича, ведь в момент диалога с царем решается главный вопрос – жить ему или умереть? Кажется, что он должен спасти свою жизнь любыми способами, тем более, что правда на его стороне, – он защищает оскорбленную жену, опозоренную семью.

Степан – личность, обладающая высокими нравственными качествами. У купца, человека недворянского круга, имеется кодекс чести: имей совесть, защити обиженного, служи опорой жене и детям. Мы заметили, что в образе Степана реализуются христианские взгляды на жизнь. Купец – глубоко верующий человек. Крест, висящий у него на груди, спасает его во время кулачного боя. Он из тех людей, которые не могут спасти свою жизнь любым способом. Жизнь для Калашникова немыслима без незапятнанной чести. Поэтому он принимает решение умереть.

Существует известная поговорка: «Богу – Богово, царю – царево». На страницах «Песни» это высказывание реализовано в полной мере. Степан не может открыть царю свою личную жизнь, не хочет еще раз упомянуть имя жены, не хочет рассказать о её позоре, не хочет, чтобы этот позор лёг на имя его детей и преследовал его семью и дальше. Это слишком личная история, поэтому только перед Богом готов Степан открыть эту боль. Царю же он может дать ответ только в пределах его государственного влияния, но не личного. Купец мог спасти свою жизнь, рассказав всю историю, и Иван, как справедливый царь (такова народная точка зрения на царя Грозного), помиловал бы Степана. Но герой принимает другое решение. В последней сцене Степан в человеческом отношении превосходит царя. Таким образом, именно Степан Калашников является главным героем «Песни», именно с этим человеком связывает Лермонтов истинную честность и высокие требования к себе и к людям.

Заключение

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - одно из известных произведений Лермонтова, в котором он затрагивает проблемы чести, долга, человеческого достоинства.

Сюжет текста прост. Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алёне Дмитриевне. Однако Кирибеевич не говорит о самом главном, о том, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым. Он отправляется на свидание к Алёне Дмитриевне в церковь, где она была на вечерни . Молодой опричник Кирибеевич опозорил её перед честным людом прямо на улице. Она падает в ноги к мужу и просит его защитить её доброе имя. Калашников, зная о тягчайшем оскорблении жены, принимает незамедлительное решение: он решает отмстить оскорбителю за поруганную жену в честном кулачном бою . Калашников убивает Кирибеевича. Царь Грозный требует ответа о причинах гибели Кирибеевича.

При исследовании сюжета поэмы М.Ю.Лермонтова возникает основной проблемный вопрос: « Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?» После кулачного боя решается главный вопрос для Калашникова – жить или умереть.

Степан – личность, обладающая высокими нравственными качествами. У купца, человека недворянского круга, имеется кодекс чести: имей совесть, защити обиженного, служи опорой жене и детям. Мы заметили, что в образе Степана реализуются христианские взгляды на жизнь. Жизнь для Калашникова немыслима без незапятнанной чести. Поэтому он принимает решение умереть.

Существует известная поговорка: «Богу – Богово, царю – царево». Степан не может открыть царю свою личную жизнь, не хочет еще раз упомянуть имя жены, не хочет рассказать о её позоре, не хочет, чтобы этот позор лёг на имя его детей и преследовал его семью и дальше. Это слишком личная история, поэтому только перед Богом готов Степан открыть эту боль. Царю же он может дать ответ только в пределах его государственного влияния, но не личного. Купец мог спасти свою жизнь, рассказав всю историю, и Иван, как справедливый царь (такова народная точка зрения на царя Грозного), помиловал бы Степана. Но герой принимает другое решение. В последней сцене Степан в человеческом отношении превосходит царя. Таким образом, именно Степан Калашников является главным героем «Песни», именно с этим человеком связывает Лермонтов истинную честность и высокие требования к себе и к людям.

Использованная литература

1. Андроников И.Л. Образ Лермонтова/ Сочинения в двух томах. Том первый. – М.: Правда, 1988 – с. 5 - 720 с.

2. Лермонтов М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова/ Сочинения в двух томах. Том первый. – М.: Правда, 1988 – с. 515 - 720 с.

3. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Мануйлов В. А. - М.: Сов. Энцикл., 1981. - с. 342 - 746 с.

4. Эйхенбаум Б. М. Литературная позиция Лермонтова // О прозе. О поэзии / О. Эйхенбаум. - Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1986. - С. 144. - 456 с.

В полном заглавии поэмы в определенной последовательности названы её главные герои и косвенно обозначено время действия. Песню о них сложили и спели гусляры — народные певцы. Это их глазами мы увидели события давно минувших столетий.

Историческую основу для «Песни про купца Калашникова» Лермонтов, скорее всего, взял из « Истории государства Российского» Н. Карамзина. Возможно, он знал и фольклорные песни об Иване Грозном.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», анализ которой мы проведем, переносит читателя к XVI в., времена царствования Ивана Грозного, который часто был жестоким и безжалостным к своему народу. Для подавления возможного неповиновения Иван Грозный создал особое войско — опричнину.

«Песня...» привязана к конкретному времени. Царский и купеческий быт, картины жизни Москвы - всё это приметы эпохи. Но показаны они без подробностей, иногда косвенно. Например, Кирибеевич, желая привлечь внимание Алёны Дмитревны, с гордостью сообщает ей, что он не «душегуб лесной», а из «славной семьи Малютиной». А она «испугалась... пуще прежнего», потому что кто же не знал имени главного опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, известного своей жестокостью?

Но не эпоха и не деяния Ивана Грозного как государственного мужа в центре внимания поэта. Его интересуют характеры эпохи. Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников - все они разные, и все они ветви одного дерева, выросшего на почве российской истории XVI в.

Образ Кирибеевича в "Песне про купца Калашникова"

В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ - в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.

Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою... сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.

Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца. Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек... яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.

Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.

Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.

Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.

Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».

Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.

Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»

Наказал Кирибеевича Калашников. Купец - человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» - распространенный вид русского хлеба. Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый - зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена. Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».

Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться... за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.

Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.

«Родился я от честнова отца». — А ты?

«Жил я по закону Господнему ». — А ты?

«Не позорил я чужой жены ». — А ты?

Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».

Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями. Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии. Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.

Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.

Образ Ивана Васильевича в «Песне про купца Калашникова»

На страже царь Иван Васильевич. По какому праву? По праву хранителя православных законов: «Как возговорил православный царь». То есть, подчёркивается, что он не только царь — государственный муж, но и тот, кто служит Богу. Он его наместник на земле. Поэтому-то он «Иван Васильевич», а не «Иван Грозный». И царь признаёт над собой верховность Бога. Он принимает слова Калашникова: «Скажу только Богу единому», почему убил Кирибеевича. Поступая с Калашниковым по справедливости, что не соответствовало обычаям реального Ивана Грозного, царь косвенно, через оказание милостей семье Калашникова, признает его правоту.

А как люди? Они запомнили Калашникова? Запомнили. Именно поэтому «Песня...» заканчивается не казнью героя, а поклонами его «могилке» «пройдет стар человек — перекрестится», «пройдёт молодец — приосанится».

Основные особенности «Песни про купца Калашникова»

Почему Михаил Юрьевич назвал поэму «Песней...»? В названии отмечена форма, в которой история царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова дошла до слушателей. И ещё, если эти события стали песней и её поют и разносят по свету, это означает, что она уже вошла в память народа, стала его духовным достоянием.

Основные особенности «Песни про купца Калашникова» следующие:

​ ​



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...