Поэт философ общественный деятель николай огарев. Огарев, николай платонович

Николай Платонович Огарёв (1813-1877) - поэт, публицист, русский революционер.
Родился в богатой дворянской семье Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее воспитание, поступил вольнослушателем в Московский университет.
Был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности при Московском университете. Там же сдружился с А. И. Герценом, который являлся его дальним родственником. В 1831 г. Огарёв был выслан к отцу в Пензу, но через два года вернулся в Москву и в 1834 г. был признан, вместе Герценом и Сатиным, виновным в хранении революционной литературы. Герцен был сослан в Пермь, Сатин - в Симбирск, Огарёв, из внимания к его отцу, пораженному апоплексическим ударом, снова в Пензу. Чтобы не огорчать близких, Огарёв стал бывать довольно часто в пензенском «свете» и женился на родственнице пензенского губернатора М.Л. Милославской. Она оказала роковое влияние на жизнь Огарёва, благодаря мотовству и скандальным похождениям в период их пребывания за границей в 1840-1846 годах, где Огарёв слушал курс лекций в Берлинском университете.
В 1846, после смерти первой жены, Огарёв поселился в своем пензенском имении, где женился на дочери пензенских помещиков Н.А. Тучковой. В 1850 был вновь арестован, но вскоре, освобождён.
В 1856 г. Огарёв окончательно покинул Россию, эмигрировав в Великобританию. Здесь, примкнув к деятельности Герцена, Огарёв вместе с ним стал во главе русской эмиграции, возглавил Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол». Разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права посредством крестьянской революции. Развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценом. Участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860-1861), в пропагандистской кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева (1869-1870).
Получив в наследство населенные имения, сторонник уничтожения крепостного права, Огарёв тотчас же решил освободить своих крестьян. Что наряду с его деловой непрактичностью в конечном итоге привело его к полному разорению.
Огарёв - автор нескольких поэм и множества стихотворений (в основном романтических). Стихотворения Огарёва долго имелись в России только в очень неполных 3 изданиях (М., 1856, 1859 и 1863). Лондонское издание 1858 г. гораздо полнее, хотя и не вследствие цензурных причин; значительно большая часть напечатанных здесь впервые стихотворений вполне цензурна. Но и это издание было весьма неполно. Много стихотворений Огарёва напечатано в воспоминаниях Татьяны Пассек и второй жены Огарёва, Тучковой-Огарёвой, а также в «Русской Старине» 1890-х годов и в переписке Огарёва («Из переписки недавних деятелей»), в «Русской Мысли» 1890-х годов и только в 1904 г. издано в 2 томах исчерпывающее «Собрание Стихотворений Огарёва».
В 1865 г., в связи с переездом из Лондона Вольной русской типографии, Огарёв поселился в Женеве; в 1873 переехал в Лондон. Конец жизни Огарёва был очень печален. Больной, без всяких средств, запутавшись в своих отношениях и со второй женой, которая стала подругой Герцена, он жил на небольшую пенсию, сначала от Герцена, а после смерти последнего - от его семьи.
Скончался Николай Платонович Огарёв в 1877 году в Гринвиче (близ Лондона). Прах его ныне покоится на московском Новодевичьем кладбище.

В семье богатого помещика - поэт, публицист.

Раннее детство прошло в пензенской деревне отца, где он общался с крепостными крестьянами. В автобиографических «Записках русского помещика» (70-е гг.) Николай Платонович писал, что он воспитывался на чувстве «ненависти крепостного человека к барству».

В 1841-42 и 1842-46 Николай Платонович Огарёв выезжал за границу.

С осени 1846, почти безвыездно жил в пензенском имении Старое Акшено, а затем на купленной им Тальской писчебумажной фабрике (Симбирская губерния).

В середине 40-х гг. отпустил на волю своих крепостных - белоомутских крестьян.

Романтические мотивы раннего творчества Огарёва, созвучные развитию всей прогрессивной литературы 30-х гг., и прежде всего лирике Лермонтова , отвечали настроениям передовых людей его времени, болезненно переживавших поражение декабристского движения и наступление реакции. В стихотворениях поэта конца 30-х гг. в то же время ощутимы сильные тенденции к реалистическому изображению действительности, показу простых, обыденных явлений жизни. Здесь и яркие бытовые зарисовки:

«Моя лампада», 1838;

«Ночь», 1839,

и правдивые картины родной природы

«Осеннее чувство», 1839,

и образы, почерпнутые из устной народной поэзии

«Песня», 1839.

В 1840 в «Отечественных записках» и «Литературной газете» впервые появились стихотворения Огарёва:

«Старый дом»,

«Кремль»,

«Деревенский сторож»,

переводы из Гейне) и сразу обратили на поэта внимание читателей и критики. Ранние реалистические стихотворения Огарёва высоко оценил Белинский , усматривая в них залог будущего идейного развития поэта. «В душе этого человека есть поэзия»,- восклицал критик под впечатлением стихотворения «Деревенский сторож» (1840).

Глубокое воздействие на поэзию Николая Платоновича оказало поэтическое наследие декабристов, и прежде всего Рылеева . Живой всесторонний интерес к деятельности дворянских революционеров 20-х гг. был присущ поэту на протяжении всей его жизни. Как и Герцен, он рано осознал себя наследником декабристских традиций. Тема декабризма стала одним из основных мотивов его поэзии - от раннего стихотворений

«Я видел вас, пришельцы дальних стран...» (1838)

до стихотворения Огарёва-эмигранта

«Памяти Рылеева» (1859),

«И, если б мне пришлось прожить еще года...» (1861),

«Героическая симфония Бетховена» (1874) и другие.

Вольнолюбивый пафос передовой русской поэзии 20-30-х гг. XIX в., гражданские мотивы творчества Пушкина , Рылеева, Одоевского, Лермонтова органически определили ведущие, основные принципы эстетики Огарева. Весьма характерно в этом отношении его стихотворение «На смерть поэта» (1837), вызванное гибелью Пушкина и близкое своей страстной обличительной силой, как и яркой эмоциональной окрашенностью, знаменитому стихотворению Лермонтова.

Отзвуки гражданской поэзии декабристов слышны в ранней поэме Огарёва «Дон» (1838-39, опубликовано в 1888). В поэзии поэта отразился важнейший исторический момент в развитии русской революции - кризис первого, дворянского периода и затем наступление периода разночинского, или буржуазно-демократического. Подобно Герцену, он не видел тогда революционного народа в России и не мог верить в него. Ощущение безнадежности борьбы передового русского общества, чувство бессилия, доходящего порой до полного отчаяния,- эти настроения романтической и философской лирики молодого Огарёва, тесно переплетаясь с мотивами протеста и обличения существующего строя, отражали тягостное сознание поэтом своей оторванности от народа, одиночества.

Проявления этого «гамлетовского» направления в поэзии Огарёва решительно осуждал Белинский. Однако настроения тоски и обреченности в поэзии Огарёва, ее отвлеченно-философские, условные образы преодолевались поэтом.

В идейно-политической борьбе 40-х гг. Николай Платонович, вслед за Белинским и Герценом, решительно размежевался с буржуазно-дворянскими либеральными кругами, отстаивал передовые общественные идеи, выстраданные демократическими кругами России под гнетом царизма, в напряженной борьбе с реакцией.

Почетное место принадлежит Огарёву в развитии русской материалистической философии. Философские искания поэта после кратковременного увлечения идеалистическими и мистическими учениями завершились стройной материалистической системой взглядов на природу. «Разум взял свое,- писал Огарёв еще в начале 40-х гг.,- мистицизм растаял, как воск на свечке» (письмо к М. Л. Огаревой, 1841). Поэт оценил революционное значение диалектического метода: в поэме «Юмор» (1840-41) он писал о передовых философских идеях, что, «если б понял их народ, наверно б был переворот». Непосредственное участие Огарёва в общественно-политических исканиях русской передовой мысли 40-х гг. явилось могучим источником социального оптимизма его поэзии, принимавшей ярко выраженный реалистический характер. Правдивые, реалистические зарисовки жизни русской деревни, образы крепостных крестьян в стихотворениях и поэмах Николая Платоновича этого периода предвосхищали поэзию Некрасова . «Сколько реализма в его поэзии и сколько поэзии в его реализме!» - говорил о стихотворениях Огарёва Герцен. Стихотворения:

«Деревенский сторож»,

«Кабак» (1841),

«Дорога» (1841),

«Изба» (1841-42) и многие другие показывают, что социальные и эстетические искания Огарёва уже в начале 40-х гг. не только не замыкались в кругу романтически абстрактных проблем его ранней философской лирики, но решительно вели поэта к широким реалистическим обобщениям. В своих стихотворениях поэт отразил напряженную идейную борьбу, активным участником которой он был, мучительные поиски передовой русской общественной мыслью правильной революционной теории («Монологи», 1844-47; «Искандеру», 1846; «Друзьям», 1840-41, и другие).

О несомненном углублении реализма в творчестве Николая Платоновича Огарёва, связанном с ростом его революционных настроений, свидетельствовали его поэмы 40-50-х гг.: начальные части

повести в стихах «Деревня» (1847),

«Господин» (конец 40-х гг.),

Поэма «Юмор» проникнута патриотической верой в свою страну и народ, культом юношеской дружбы, любовью к родным пейзажам, знакомым с детства образам родины. Но гнев и ненависть поэта вызывают картины бесправия народа, «аристократов рабский круг», весь «политический быт» николаевской России. Через всю поэму проходит призыв к революционному действию. Выдающийся памятник революционных настроений русской интеллигенции прошлого, поэма «Юмор» поныне сохраняет свое большое историческое и художественное значение.

В стихотворной повести «Деревня» поэт рассказал о своих неудачных попытках хозяйственных «преобразований» на основе утопических проектов организации фабрики с вольнонаемным трудом крепостных крестьян. Убедившись в невозможности в условиях крепостнического строя осуществить свои планы, герой поэмы Юрий, по существу, приходит к мысли о революционной эмиграции.

Резкое сатирическое изображение «лишнего человека», русского помещика Андрея Потапыча, содержала повесть в стихах «Господин». Как бы предваряя по своему характеру поэму Некрасова «Саша», повесть «Господин» свидетельствовала о растущем критическом отношении Огарёва к дворянской интеллигенции.

Глубоко правдивыми картинами народного быта была отмечена поэма «Зимний путь», имевшая большой успех в русских литературных кругах.

Реакционные и либеральные буржуазно-дворянские критики стремились представить Огарёва поэтом «безвременья», наступившего после поражения декабристского движения, как «чистого лирика», чуждого общественной жизни и политической борьбы своего времени.

Против явного искажения места поэзии Огарёва в развитии русской литературы выступил Чернышевский на страницах «Современника» (1856). Статья Чернышевского, посвященная сборнику стихотворений Огарёва, глубоко анализировала историческое значение поэзии и всей деятельности поэта. Жизнь и произведения Огарёва, писал Чернышевский, принадлежат истории. Чернышевский ставит в своей статье задачу показать в поэзии Огарёва «отпечаток школы, в которой воспитывался его талант». Произведения поэта рассматриваются им как отражение идейной жизни передового русского общества 30-40-х гг. Высокая оценка поэзии Николая Платоновича тесно связывалась Чернышевским с признанием больших революционных заслуг Герцена и Огарёва перед русской литературой и освободительным движением. Он называет поэта «одним из представителей своей эпохи»; именно поэтому ему «принадлежит почетное место в истории русской литературы - слава, которая суждена очень немногим из нынешних деятелей».

Усиление реакции после поражения революции 1848 в Западной Европе привело к новым преследованиям поэта со стороны царского правительства.

В феврале 1850 Огарёв по доносу пензенского губернатора был арестован по обвинению в участии в «коммунистической секте» и доставлен в Петербург; «обвинение в коммунизме не подтвердилось», как было сказано в отчете III отделения, но за поэтом был снова установлен полицейский надзор.

Весной 1856 Николай Платонович навсегда уехал из России и присоединился в Лондоне к Герцену. Он принимает самое горячее участие в деятельности Вольной русской типографии. В. И. Ленин видел великую революционную заслугу Герцена в организации вольной русской прессы за границей. Поэт с полным правом делит с Герценом эту заслугу. Именно ему принадлежала мысль о создании «Колокола», стихами поэта открывался первый лист знаменитой газеты (1857); по инициативе Огарёва выходило приложение к «Колоколу» - «Общее вече» (1862-64).

В начале 60-х гг. Николай Платонович деятельно участвовал в организации тайного революционного общества в России, играл видную роль в создании и деятельности «Земли и воли» 60-х гг. Он настойчиво искал возможности совместной работы с «молодыми эмигрантами» из революционных разночинцев. Период жизни в эмиграции ознаменовался в идейном развитии Огарёва переходом на позиции революционной демократии.

Стихотворения, поэмы и публицистические статьи поэта содержали резкую критику буржуазно-мещанских отношений на Западе. В буржуазном строе он усматривает «новый вид рабства, при котором для большинства народонаселения гражданская свобода равна нулю» («Русские вопросы. Крестьянская община», 1858). Буржуазия, по мысли Николая Платоновича, развивалась «на счет народа», «противопоставив свою власть капитала его нищенству». Свобода труда, свобода приобретать, широко рекламировавшаяся буржуазной пропагандой, «оказалась больше насмешкою, чем правом». Буржуазное развитие, приходит он к выводу, «привело человеческое общество к нечеловеческому образу» («Русские вопросы. Крестьянская община»). Наблюдая картины буржуазной действительности в ряде европейских государств, поэт-демократ вынес из своих впечатлений глубокое убеждение в великом предназначении родного народа. Однако вера поэта в революционную силу народных масс России вскоре после отъезда в эмиграцию приобрела ярко выраженный народнический характер. Именно утопическая теория «русского социализма», одним из создателей которой, наряду с Герценом, был Огарёв, должна была, по его мысли, указать России путь избавления «от всех страданий западного развития». «Внутреннюю ткань» русского народа, в силу которой Россия могла бы прийти к «свободному устройству», то есть к социализму, Огарёв Н.П. усматривал в крестьянской общине и в общинном землевладении.

Историческое значение революционной проповеди поэта определялось боевым демократизмом, которым была пронизана вся деятельность поэта-эмигранта. Вслед за Герценом он разоблачает грабительский характер прославляемого либералами «освобождения крестьян» и так называемой крестьянской реформы. «Старое крепостное право,- писал Огарёв в «Колоколе»,- заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут!» («Разбор нового крепостного права», 1861). Известия о жестоком усмирении крестьянских волнений в России вызывают у поэта гневную характеристику Александра II как «убийцы и палача». «Разрыв с этим правительством,- утверждает Огарёв,- для всякого честного человека становится обязательным». Борьба Огарева Н.П. на страницах «Колокола» с «робкой», «золотушной» мыслью русских либералов была отмечена в статье В. И. Ленина «Памяти Герцена»».

Стихотворения и поэмы Огарёва Николая Платоновича периода его эмиграции призывают к решительной борьбе с самодержавием, причем важнейшей движущей силой этой борьбы поэт начинает рассматривать революционный протест самого народа.

В конце 50-х - начале 60-х гг. поэт пишет поэму «Забытье», завершавшуюся популярной впоследствии песней о народном восстании в России.

Тема борьбы революционного народа в поэзии и публицистике Огарёва 60-70-х гг. занимает ведущее место. Его поэтические послания к революционной молодежи «Михайлову», 1862;

«Сим победиши», 1863, и другие),

Стихотворения

«Свобода» (1858),

«До свиданья» (1867),

«За новый год» (1876), обращения к Герцену-Искандеру получали широкое распространение в России, в частности в русском революционном подполье, нередко печатались в виде листовок и оказали значительное влияние на демократическую поэзию 60-х гг.

Большое художественное значение имели поэмы Огарёва Николая Платоновича лондонского периода:

«Сны» (1857),

«Ночь» (1857),

«Тюрьма» (1857- 58),

Патриотический пафос поэзии поэта, органическое единство его поэтической и революционной биографии обусловили художественное своеобразие творческого наследия поэта. В реалистических картинах его стихотворений и поэм запечатлен путь русского освободительного движения 40-70-х гг. XIX в. Его излюбленными жанрами были стихотворения-послания, обращения или поэма-исповедь, рассказ характерны самые названия:

«Другу Герцену»,

«К друзьям»,

«Грановскому»,

«Монологи»,

«Раздумье»,

«Исповедь лишнего человека»,

«Рассказ этапного офицера» и другие.

Своеобразие этих жанров открывало перед ним возможность непосредственного разговора с читателем, усиливая тем самым агитационно-пропагандистское звучание его поэзии. Из прозы Огарёва Н.П. наиболее значительны сохранившиеся отрывки из повестей 40-х гг.

«Гулевой»,

«История одной проститутки»,

«Саша», написанных в стиле «натуральной школы», и автобиографические записки, относящиеся к 50-70-м гг. и написанные под явным воздействием мемуаров Герцена «Былое и думы». В лучших своих страницах - «Кавказские воды», фрагменты из «Моей исповеди», «Записки русского помещика» и других - воспоминания Огарёва стали исповедью поколения, яркой летописью его идейных исканий.

Большое значение имела литературно - критическая деятельность Огарёва Развернувшаяся в годы его революционной эмиграции, она отвечала задачам борьбы русской демократии за идейное, целенаправленное искусство. Статьи-предисловия Огарёва к лондонскому изданию «Дум» Рылеева (1860) и к сборнику «Русская потаенная литература XIX столетия» (Лондон, 1861), статья «Памяти художника» («Полярная звезда» на 1859 г., кн. V), написанная в связи со смертью А. А. Иванова, содержали развернутое изложение его эстетических воззрений и взглядов на русский: историко-литературный процесс. Продолжая традиции передовой русской эстетической мысли, Николай Платонович глубоко связывал развитие литературы, возникновение великих произведений искусства с общественными условиями. Он верил в великое будущее передовой русской литературы, неразрывно связавшей свою судьбу с революционным движением народных масс.

В апреле 1865 Огарёв Н.П. переехал в Женеву, куда была перенесена деятельность Вольной русской типографии. Здесь прошло около десяти лет его жизни, исполненной напряженной издательской работы, составлению многочисленных прокламаций, брошюр и листовок.

В сентябре 1874 Николай Платонович Огарёв возвращается в Англию. Поэт занял почетное место в истории русской литературы и общественной мысли как крупный деятель освободительного движения нашего народа, талантливый поэт и публицист русской революционной демократии, философ - материалист.

В 1913 столетие со дня рождения поэта большевистская «Правда» писала: «Огарев ценен как поэт, у которого наряду с грустной лирикой столько бодрых призывов и веры в несомненно грядущую яркую, свободную, счастливую жизнь для всех людей».

Умер 31.V(12.VI).1877 г. в Гринвиче в Англии.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

ОГАРЁВ Николай Платонович
(24.11.1813, Санкт-Петербург - 31.05.1877, Лондон)

Поэт, публицист, революционный деятель.

Детство провел в родовом имении отца – с. Старое Акшино (ныне территория Республики Мордовия ). Будучи студентом Московского университета , а затем служащим Московского архива иностранных дел, летом 1832-1833 гг. приезжал в Пензу и с. Чертково , ныне Бессоновского района , чтобы навестить больного отца, и вслед за ним губернатор получил секретное отношение об учреждении за прибывшим «строжайшего секретного надзора» . Летом 1834 г. Огарев как один из организаторов революционного кружка, «за прикосновенность к делу о пении в Москве несколькими молодыми людьми пасквильных стихов» , «переписку, наполненную свободомыслием» , был арестован и после 9 месяцев тюремного заключения сослан в Пензенскую губернию под надзор полиции и наблюдение отца.

В Пензе он был определен на должность актуариуса в канцелярию губернатора А. А. Панчулидзева , здесь встретился с его племянницей М. Л. Рославлевой , которая стала его женой. В 1835-1839 гг. ссыльный жил в губернском центре и Старом Акшине , создал несколько стихотворений, в т. ч. «На смерть поэта» , посвященное памяти А. С. Пушкина , «С моей измученной душою...» , «Удел поэта» , «К друзьям» , «Смутные мгновенья» , «Шекспир» . Находясь в Черткове, написал стихотворение, посвященное А. А. Тучкову и памяти отца.

В конце мая 1841 г. Огарев уехал за границу, а по возвращении жил в Старом Акшине , много писал, проводил опыты по внедрению вольнонаемного труда на крепостной фабрике, работал над проектом об основах народного образования, занимался медицинской практикой. Он вновь жил в Пензе, посещал с. Долгоруково (Яхонтово ), ныне Иссинского района - имение инсарского уездного предводителя дворянства А. А. Тучкова . Его дочь Наталья Алексеевна стала впоследствии второй женой поэта. На местном материале написаны поэмы Огарева «Юмор» , «Зимний путь» , «Господин» , стихотворения «Деревня» , «Кабак» , «Деревенский сторож» , «Дорога» . В Пензенской губернии происходит и действие антикрепостнической повести «Гулевой» . Все это время Огарев и его друзья А. А. Тучков , Н. М. Сатин , И. В. Селиванов находились под надзором полиции, подвергались аресту и допросу в 3-м Отделении.

Лишь в апреле 1856 г. поэт навсегда покинул Россию, в Лондоне стал соредактором А. И. Герцена по изданиям, выпускаемым Вольной русской типографией . В «Колоколе» печатались его статьи, посвященные Пензе и губернии: «О тайных обществах и их объединении» , «Русские вопросы» , воззвания «Всему народу русскому, крестьянскому от людей ему преданных поклон и грамота» , «Братья солдаты! Одумайтесь - пока время» .

Огарев умер в Лондоне и был похоронен в пригороде Гринвича .

1 марта 1966 г. его прах был доставлен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище .

О. М. Савин.

________________________________________

Есть имена, которые судьба и история связали незримыми нитями. В этом ряду - Маркс и Энгельс, Сартр и Камю, Герцен и Огарев. И это - при весьма непростых личных взаимоотношениях. Крепкая дружба и единомыслие нередко оказывались выше личных пристрастий или антипатий. И даже когда фигура одного заслоняла фигуру другого - что ж, талант дается человеку от Бога или от природы. Герцен, конечно, был куда талантливее Огарева, хотя и, по язвительному замечанию , как будто сразу родился эмигрантом. А Николай Платонович последовал за верным другом туда же, в Англию…

Биография Николая Огарева

Николай Огарев был выходцем из богатой дворянской семьи, родился он 24.11.(6.12.) 1813 года. Получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Впрочем, его детство было омрачено трагедией - в два года он потерял мать. Мальчик рос натурой сентиментальной и впечатлительной. Чтение входило в круг его любимых занятий. Благодаря дядьке-гувернеру произошло судьбоносное знакомство Огарева с Герценом, продолжавшееся, как говорится, до гробовой доски. Притянулись полюса: один - энергичный и деятельный, другой - рассудочный и мечтательный. Сильнейшее впечатление на обоих оказало выступление декабристов.

Юноши возомнили себя продолжателями дела первых дворянских революционеров, даже дали клятву никогда не изменять своим идеалам. Несмотря на то, что оба были еще в «младых летах», а молодости вообще свойственно горячо откликаться на все, что кажется честным и справедливым, и Огарев смогли пройти раз выбранным путем до конца, что уже само по себе вызывает уважение. Огарев постигал азы наук на правах вольнослушателя в Московском университете. Там возник студенческий кружок, настроенный оппозиционно по отношению к монархической власти в России.

Вскоре последовали репрессии. Обоих друзей подвергают сначала аресту, затем административной высылке. Так Огарев оказывается в Пензе, подле тяжело больного отца. Там же он знакомится с первой женой - Марией Львовной, ставшей одним из главных проклятий его жизни - слишком уж несхожими по характеру они окажутся. В 1856 году Огарев навсегда покидает Россию и воссоединяется с Герценом. Вскоре следует очередная семейная драма - вторая жена Огарева, Наталья Алексеевна, уходит именно к самому преданному другу - Герцену. Огарев ни словом, ни намеком никогда не упрекнул ни ее, ни друга - таков уж он был по характеру: мягкий, добрый, прощающий, даже когда невыносимо больно.

Одиночество Огарева скрасила Мэри Сатерленд, женщина из самых низов английского общества. Умер Огарев в 1877 году.

Творчество Николая Огарева

У Огарева, пожалуй, нет того самого одного стихотворения или даже нескольких строчек, строф, которые прославили бы его имя и поставили в один ряд с первоклассными русскими поэтами. Да, писал он по преимуществу лирические стихотворения, которые навеяны были романтическими увлечениями юности. В каком-то смысле Огарев оказался «литературным старовером», опоздавшим родиться, ибо эпоха романтизма уже заканчивала свой век. Многое из написанного - дань увлечению немецким романтизмом. Отчасти Огарев заново переписывает , ибо почти нигде любовь у него не выражена в настоящем времени: она уже прошла, отбушевала, но еще тревожит душу, питает ее сладким ядом воспоминаний.

Благодаря» советским критикам Огарев снискал репутацию самого мрачного русского поэта. Огаревым написано несколько поэм. Наиболее известная из них - «Юмор». В эмиграции он много занимался публицистикой, издал сборник русской «потаенной» литературы, снабдив его пространным предисловием. Активно сотрудничал как в «Колоколе», так и в «Полярной звезде».

  • В марте 1966 года прах Николая Огарева был доставлен в Россию и захоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
  • На Кавказе Огареву посчастливилось познакомиться с некоторыми из боготворимых им декабристов. Наиболее сильное впечатление на него произвел Александр Одоевский.

(1813-1877) - дворянский революционер, публицист, мыслитель и поэт, соратник А. И. (см.); наряду с Герценом был одним из самых выдающихся общественных деятелей дворянского периода в истории русского революционно-освободительного движения 30-40-х годов XIX в. Огарёв оставался активным участником революционной борьбы и в последующий, разночинский, период освободительного движения в России - в 50-60-х годах.

В самом начале избранного им трудного и опасного пути Огарёв встретил своего единомышленника, товарища и друга- А. И. Герцена, с которым прошёл рука об руку весь свой жизненный путь. Как и Герцен, Огарёв воспитывался на русской литературе, на идеях и традициях русских революционеров: (см.), Рылеева, (см.). Огарёв и Герцен вместе учились в Московском университете. Им удалось объединить вокруг себя тесный кружок дворянской молодёжи.

Деятельность этого кружка привлекла внимание царских жандармов; в 1834 г. Огарёв и Герцен были арестованы и сосланы. В 1840 г. Огарёв выступил в печати со своими поэтическими произведениями, проникнутыми освободительными идеями, глубоким сочувствием к порабощенному народу. (см.) писал, что в поэзии Огарёва «нашёл себе выражение важный момент в развитии нашего общества», т. е. освободительное движение, что «Огарёв имеет право занимать одну из самых блестящих и чистых страниц в истории нашей литературы». С любовью и часто будет произноситься имя Огарёва, писал Чернышевский, и «позабыто оно будет разве тогда, когда забудется наш язык».

В 1847 г. Огарёв впервые выступил с публицистическими статьями по вопросам социального устройства России, в которых высказывал свои антикрепостнические и демократические убеждения. В 1850 г. он подвергся вторичному аресту, но царские жандармы не могли обосновать против Огарёва обвинения в создании «коммунистической секты». Он был освобождён, после чего в 1856 г. эмигрировал за границу. Вместе с Герценом он издавал «Колокол», «Общее вече» и др., был соредактором этих изданий, печатал в них свои статьи и стихи. Последние 20 лет жизни Огарёв посвятил публицистике и пропаганде революционной теории.

В ту пору, когда жил и боролся Огарёв, все общественные вопросы сводились к борьбе против крепостничества и самодержавия. Этой борьбе и была посвящена деятельность Огарёва. Он призывал к немедленному уничтожению всякого крепостного права - помещичьего и казённого; настаивал на передаче земли в общее владение крестьянским общинам и на установлении артельной обработки земли. Огарёв выступал против всякой сословной розни, против касты чиновников. Он требовал введения равноправия и установления такого государственного строя, при котором выборные и ответственные перед обществом люди будут управлять страной. В то же время Огарёв резко критиковал формальный характер буржуазной демократии в странах Западной Европы и Америки.

Пути и средства к осуществлению выработанной им социально-политической программы представлялись Огарёву в разные периоды его деятельности различными. В середине 30-х годов он высказывался за крестьянскую революцию, затем, после воцарения Александра II, рекомендовал путь мирных реформ. После реформы 1861 г. Огарёв одним из первых заявил, что «народ царём обманут», что «старое крепостное право заменено новым». В этот период он снова и окончательно вернулся к идее крестьянской революции. В 1861-1862 гг. Огарёв входил в центральный комитет тайного общества «Земля и воля»; он разработал программу этого общества, участвовал в налаживании его практической деятельности. В 60-х годах Огарёв выступил с критикой либералов и старался сблизиться с учениками Чернышевского, с «молодой эмиграцией».

Огарёв искал правильных теоретических основ научного понимания общественного развития, Общественная жизнь, по его мнению, является живым потоком, процессом. «История,- говорил ои,- не развивается по программе; она идёт вперёд своими неизбежными результатами из существующих обстоятельств». Важными факторами истории Огарёв считал общественный характер жизни людей, их потребности в пище и удобствах жизни, производительную деятельность людей, экономику общества.

Но, находясь на позициях идеалистического понимания истории, он видел содержание исторического процесса в совершенствовании сознания людей, которое определяет в конечном счёте прогресс всех областей жизни общества. Развитие общества осуществляется, по мнению Огарёва, в борьбе нового со старым. Новое в общественной жизни стоит в прямом противоречии с исторически сложившейся формой прошедшего. Целью борьбы против самодержавно-крепостнического порядка Огарёв, так же как и Герцен, считал установление социализма. Утопический социализм у Огарёва был тесно связан с верой в крестьянскую общину и крестьянские трудовые артели.

В своей материалистической философии, к которой он пришёл в середине 40-х годов, Огарёв исходил из признания реального мира, окружающего человека, из признания вечно существующей и постоянно изменяющейся природы, материи. Основываясь на данных современного ему естествознания, он утверждал, что человеческий ум отражает закономерности развития природы и общества.

Он доказывал, что ощущения- источник наших знаний. Огарёв резко выступал против идеализма, который «с пренебрежением отвергает факт, если ои ему противоречит». Вместе с тем он критиковал эмпириков, которые довольствуются лишь наблюдением фактов, пренебрегая теоретическим обобщением их. Огарёв доказывал, что никогда и нигде убеждения не были свободны от практических интересов различных сословий и групп. «Я за партию в философии»,- говорил он. Огарёв резко бичевал идеологов консервативного помещичьего сословия за то, что их философия играла на руку царскому правительству и реакции и что она поддерживала старые условия общественных отношений, практически для них выгодные. Для философских воззрений Огарёва в целом характерны черты ограниченности, свойственные всему до марксовскому материализму: неспособность до конца преодолеть метафизический подход к действительности, идеалистическое толкование истории и т. п.

Огарёв был пламенным патриотом своего отечества, стойким защитником интересов народных масс. Как и его друг и соратник Герцен, Огарёв сыграл значительную роль в подготовке русской революции.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...