Поэту 1830 анализ. «Поэт», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

/ / / Анализ стихотворения Пушкина «Поэту»

Тема поэта и общества красной нитью проходит через все творчество Александра Сергеевича Пушкина. Великий русский гений долгие годы пытался найти ответ на вопрос о предназначении поэта и его роли в обществе.

В 1830 году Александр Сергеевич пишет стихотворение «Поэту». Стоит отметить, что это были трудные времена для Пушкина, его работы подвергались цензуре, общество с презрением воспринимало его творчество. В стихотворении «Поэту» Александр Сергеевич, сквозь образ «непонятого поэта» пытается дать отпор своим недоброжелателям и для себя самого ответить на вопрос о том, каким же должен быть настоящий поэт.

Уже с первых строк Пушкин призывает не идти на поводу у широких масс, ведь их любовь скоротечна. То, что сегодня вызывало всеобщее ликование, забудется уже завтра. По мнению Пушкина, поэт должен быть «твердым, спокойным и угрюмым».

Стоит отметить, что стихотворение «Поэту» глубоко личностное. В нем образ «непонятого поэта» тесно переплетается с образом самого Пушкина. Всю свою жизнь русский гений был верен своей идее, он не писал заказных работ и никогда не просил «наград за подвиг благородный». Александр Сергеевич говорит, что настоящий поэт сможет самостоятельно оценить свои работы, найти в них изъяны и недостатки.

В стихотворении «Поэту» Пушкин сравнивает поэта с царем и призывает жить в одиночестве. Александр Сергеевич был убежден, что только душевная гармония может позволить создать настоящий литературный шедевр. Одиночество может укрыть поэта от «детской резвости» толпы и позволит «усовершенствовать плоды любимых дум».

Стихотворение «Поэту» имеет форму сонета. Оно состоит из двух четверостиший и трех трехстиший. Каждая строфа является самостоятельной и содержит в себе определенные умозаключения поэта.

Так, в первой строфе Пушкин говорит о том, что поэт не должен идти на поводу у толпы и писать только то, что нравится широким массам. Во второй строфе Александр Сергеевич говорит о том, что поэт должен найти душевную гармонию для создания своих произведений. В третьей строфе Пушкин пишет о том, что поэт самостоятельно может оценить свои работы. В четвертой строфе русский гений делает вывод о том, что выполнив три предыдущих условия, поэт сможет спокойно творить, не смотря на «брань» и «плевки на алтарь».

Как и многие поэты, А. С Пушкин обращался в своем творчестве к теме поэта и поэзии. И это стихотворение наиболее ярко выразило авторское видение на предназначение поэта.

В стихотворении можно выделить две части.

В первой из них мы видим поэта в обыденной жизни. Он погружен в заботы светской жизни и среди прочих обывателей не только ничем не выделяется, но и «всех ничтожней», душа его погружена в «хладный сон». Однако уже тут, автор говорит, что поэт носит на себе божественную отметку, ему покровительствует сам Аполлон. Для акцентирования внимания на божественном покровительстве автор использует такую фигуру речи, как инверсию (пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»). Когда поэт лишен необходимости писать, не чувствует вдохновения – его лира молчит, он растворен в суете.

Вторая часть – противопоставлений первой. В ней мы видим, как меняется жизнь поэта, когда его касается «божественный глагол». Поэт словно просыпается ото сна, обостряются все чувства. Поэту становятся чужды прежние занятия и забавы. Он противопоставляется остальным людям, он становится проводником божественного видения. И даже если с его видением, стихами не согласны, то он все равно не «клонит гордой головы» перед лицом общества и власти. Так, в стихотворение входит еще одна тема – поэта-пророка, которая разовьется в более позднем творчестве автора.

Отчужденность от толпы и одиночество поэта подчеркиваются в окончании стихотворения. Меняется сам поэт, он больше не ничтожен, он исполняет свое предназначение, и поэтому меняется его мироощущение и видение его другими. При описании изменившегося поэта автор использует такие эпитеты, как «суровый», «гордый». Это одновременно его возвышает над другими людьми, но и отделяет, противопоставляет его окружающим. Он становится одиноким. Именно поэтому ему лучше творится в одиночестве среди «Широкошумных» дубрав или на берегу. Душа поэта переполнена («и звуков… полн») и требует одиночества и покоя, чтобы мысли смогли облечься в слова.

А.С. Пушкиным использована тоническая система стихосложения, с четырехстопным ямбом.
Среди художественных средств, используемых А.С. Пушкиным в данном произведении, выделяются:

Сравнения («душа… как орел»);
- эпитеты («святая», «божественный», «народного», «гордой», и т.д.);
- метафоры («молчит его… лира», «душа вкушает… сон» и др.).

Анализ стихотворения Поэт Пушкина 9, 10 класс

Александр Пушкин написал произведение, жанр которого – стихотворение, под названием «Поэт» в 1827 году. Именно его мысли побудили его написать такое произведение, которое он назвал по смыслы и сюжету – «Поэт». Ведь именно такие были мысли Пушкина – он думал о своем предназначении, о его смысле жизни своей на этой земле, возле этого общества. Такие мысли долго его не покидали, пока он не решился написать такое стихотворение.

Это стихотворение очень хорошо показывает чувства и внутренние скрытые мысли поэта до этого времени. Эта тема стала весьма популярной, так как тема вообще поэтов – очень интересна, и о ней много можно говорить. Кроме того, Пушкин постоянно в своих произведениях затрагивает такую необычную тему. Именно в этом стихотворении, если смотреть по сюжету – то писатель показывает своего героя – поэта - как недоступно человека, очень творческого, доя которого обычная жизнь среди простых людей – это не показатель его настоящей жизни, это также – оковы, которые сковывает его творчество, мешая его красотам появиться и воплотиться в творческих произведениях. Пушкин описал, что чувствует поэты, когда им сковывают руки. Это было написано качественно и очень трогательно.

Пушкин вообще считает тему взаимоотношений людей - очень важной, а потому она также обсуждается. И он, как поэт, так и как человек, хочет сделать жизнь людей – более яркой и насыщенной. Но вместе с тем, произведение получается весьма грустным и даже – пессимистичным. Хотя без этого произведение не смогло бы показаться таким вдумчивым и очень правильно написанным обо всем. Автор также разделил все произведение на две части, которые очень разные. Одна – печальная, а другая – раскрывает поэта как человека уже с вдохновением и полного радости и творчества.

9, 10 класс

Анализ стихотворения Поэт по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Дон Пушкина

    Произведение входит в кавказский цикл сочинений поэта, созданных им во время его путешествий по казачьим станицам.

    Главной лирической героиней произведения, в основу которого положен сюжет, заимствованный из творчества европейских поэтов, является чистая и непорочная девушка по имени Светлана.

Стихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества.

Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена). Каждая строфа содержит в себе отдельную мысль.

Посмотрите, как противопоставляются поэт и толпа: “суд глупца” и “царь”. С одной стороны – “смех толпы”, “в детской резвости”, а с другой – “тверд, спокоен и угрюм”. Стоит обратить особое внимание на слово “угрюм”: несмотря на то, что А. С. Пушкин призывает не обращать внимания на мнение толпы, подобное отношение, непонимание ранят его, и он это осознает.

Стихотворение призывает не допускать кого-либо в свое творчество, не поддаваться мнению и пожеланиям окружающих: “Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум”. Повтор “свободною” – “свободной” подчеркивает необходимость творить самостоятельно. А творчество поэта сравнивается со служением поэзии, как божеству: “алтарь, где твой огонь горит”. Как и в оде “Пророк”, в сонете “Поэту” поэт изображен как некое иное, высшее существо: он – “царь”, ему дан высший дар, толпа же в “детской резвости” его не понимает, однако поэт снисходителен к ней.

Я хочу отметить, что это стихотворение ни в коем случае не призывает перестать творить для толпы, оно лишь говорит, что творчество не должно подчиняться ее мнению, моде, то есть поэт должен творить самостоятельно, но для народа.

(No Ratings Yet)

  1. Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма – литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе...
  2. В творчестве Тютчева любовная лирика занимает особенное место. За свою жизнь поэт пережил немало романов, испытал сильнейшие чувства. Личный опыт лег в основу великолепных стихотворений. Большую часть из них литературоведы...
  3. В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской...
  4. Пророк – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в 1826 году. Главным героем произведения является сам поэт, который ищет смысл жизни, и смысл своего творчества. В первых строчках, поэт описывает свое...
  5. В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной...
  6. “Демон” – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, в котором поэт описывает свою жизнь, полную скептицизма и разочарований, написанный в один из самых тяжелых периодов его жизни – в 1823 году. Главным...
  7. В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение “Деревня” , в котором автор анализирует не только собственную...
  8. Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей...
  9. Александр Пушкин вырос на русских народных сказках и преданиях. К тому же, эстетика села ему была знакома не понаслышке, ведь детские годы поэта прошли в родовом поместье Михайловское. Став взрослым,...
  10. Стихотворение “Узник” , написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в...
  11. Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому богу Вакху, который покровительствует виноделию, поэт посвятил огромное количество своих...
  12. В произведениях этого автора, способных передать весь спектр чувств, испытываемых поэтом. Еще со времен своей лицеистской юности Пушкин искренне верил в то, что каждый человек изначально рождается свободным. Однако именно...
  13. Стихотворение А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет…” можно отнести к философской лирике. Здесь мы видим раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о...
  14. Одно из самых знаменитых лирических стихотворений Александра Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” Было создано в 1925 году, и имеет под собой романтическую подоплеку. Посвящено оно первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн...
  15. Пребывая в южной ссылке Александр Пушкин впервые увидел Черное море и был пленен его красотой. Вдали от дома поэт чувствовал себя одиноко и постоянно пребывал в угнетенном состоянии. Все попытки...
  16. Пушкин Неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание...
  17. Давайте рассмотрим теперь Стихотворение А. С. Пушкина “Узник” . Я не буду писать сейчас что-либо вроде сочинения, я только напишу основное, что может привести к вас к размышлениям. Мое воображение...
  18. Период, к которому относится написание стихотворения “Зимний вечер”, является одним из самых сложных в жизни Александра Пушкина. В 1824 году поэт добился возвращения из южной ссылки, однако не подозревал, что...
  19. Александр Пушкин слыл ловеласом и постоянно в кого-нибудь влюблялся. Некоторые его романы были предметом светских сплетен и длились годами. Другие оставались тайной даже для тех женщин, которых боготворил поэт, и...
  20. Александр Пушкин, с детства воспитанный на русских сказках и преданиях, был человеком достаточно суеверным и придавал вещам, его окружающим, довольно важное значение. Одним из таких культовых предметов в жизни поэта...
  21. После Южной ссылки Александр Пушкин был вынужден провести почти два года под домашним арестом, став негласным узником родового поместья Михайловское, где роль надзирателя добровольно взял на себя отец поэта. Единственным...
  22. Стихотворение Пушкина “Туча” проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча “наводит унылую тень”. Стихотворение “нетерпеливое”: и поэт, и природа, словно ждут, когда...
  23. Любовная лирика Пушкина Насчитывает несколько десятков стихотворений, написанных в различные периоды и посвященных нескольким женщинам. Чувства, которые испытывал поэт к своим избранницам, поражают своей силой и нежностью, перед каждой женщиной...
  24. А. С. Пушкин не раз обращался к теме назначения поэта на земле. В этом стихотворении он довольно дерзко проводит границу между поэтом и обычными людьми – между пророком, одаренным божьим...
  25. Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
  26. Александр Пушкин – один и первых русских поэтов, который сумел органично вплести в свое творчество сюжеты народных сказок и преданий. С самого детства он обожал слушать удивительные истории, которые рассказывала...
  27. Восстание декабристов в 1825 году заставило Александра Пушкина переосмыслить роль поэзии в общественной жизни. Автор пришел к выводу, что стихи способны стать довольно мощным оружием в руках поэта, если в...
  28. Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в...
Анализ стихотворения Пушкина “Поэту

«Поэту» Александр Пушкин

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Анализ стихотворения Пушкина «Поэту»

Сонет «Поэту (Поэт! Не дорожи любовию народной…)» был написан А. С. Пушкиным 7 июля 1830 года. Известно, что причиной создания послужили придирки, опубликованные в журналах «Московский телеграф» и «Северная пчела». Прежде на страницах этих изданий печатали доброжелательные рецензии на произведения Пушкина. Теперь же поэт очень остро ощутил, сколь переменчивы взгляды критиков и как капризна публика.

Сонет имеет классическую форму, которую можно представить в виде схемы abab abba ccd eed. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Автор выступает от первого лица, обращаясь к коллеге по литературному цеху. Первое же предложение настойчиво требует внимания собеседника: «Поэт! не дорожи любовию народной.»

Такое громкое заявление кажется абсурдным при поверхностном взгляде. Мы привыкли, что именно признание – это то, ради чего трудится любой творческий человек. Для этого он делится своими достижениями с обществом – публикует произведения, устраивает выставки работ и т. д. Но А. С. Пушкин призывает не попадаться на удочку народной похвалы. Он предостерегает, что симпатия публики временна. Кроме того, среди толпы поклонников могут затесаться недалёкие люди, а их оценка не может быть приятной. Это явление поэт наделяет эпитетом «суд глупца» и советует собеседнику оставаться спокойным и твёрдым перед его лицом.

Как и в некоторых других произведениях («Поэт и толпа», «Толпа глухая») центральное место в сонете занимают отношения творца и общества. Здесь для толпы поэт использует различные эпитеты, показывающие, что его мнение о ней остаётся неизменным. С помощью выражений «смех толпы холодной», «толпа … в детской резвости» автор показывает, что общество безрассудно и бесчувственно; вместо каких-либо разумных действий и мыслей оно предпочитает разрушать всё, что кажется ему неправильным.

Толпе противопоставлен творец. Он выше всего, поэтому Александр Сергеевич произносит воодушевляющую фразу: «Ты царь: живи один.»

Рисуя образ поэта, автор прибегает к возвышенным эпитетам: «свободный ум», «взыскательный художник». Описывая работу творца, он использует такие выражения, как «плод любимых дум», «подвиг благородный». Поэт в изображении Пушкина – это светоч разума. Недаром автор применяет метафору «алтарь, где твой огонь горит». Она указывает на божественный источник поэтического вдохновения, которое так важно сохранить. Александр Сергеевич призывает поэта сосредоточиться на этом дивном даре и не обращать на происки хулителей.

Это стихотворение можно считать манифестом самодостаточности творческого человека. Оно представляет собой наставление для других литераторов. Но думается, что это произведение обращено, скорее, к самому Александру Сергеевичу. Его строки – попытка поддержать самого себя, помочь пережить нападки недовольных критиков.

Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога. Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении. Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.

Может ли обычный человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия – нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу? В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.

Произведение «Поэт» было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале «Московский вестник». В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока «молчит его святая лира» , он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету. Поэт «ничтожен» , а его душа «вкушает хладный сон» .

Во второй части стихотворения лирический герой слышит «божественный глагол» вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. «Забавы мира» и «людская молва» становятся ему чужды. «Дикий и суровый» поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.

Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь. Многочисленные празднества и балы практически не оставляли времени для творчества. Но в начале лета Пушкин прибыл в Петербург, а затем переехал в Михайловское, где снова взялся за перо. Стихотворение «Поэт» появилось уже в первом письме, которое он написал из деревни.

В нем Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения – награда и наказание одновременно. А поэт – это человек, живущий по особым правилам. Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие – «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он» .

В стихотворении Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для романтической поэзии: «народный кумир» , «гордая голова» , «пустынные волны» , «пробудившийся орел» . Идея независимости поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы. Поэтому стихотворение «Поэт» вполне логично отнести к этому литературному направлению.

Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: «детей ничтожных» , «хладный сон» , «суетного света» . Вторая часть стихотворения более оптимистична: «широкошумные дубровы» , «гордой головой» , «встрепенувшийся орел» . Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: «божественный глагол» , «святая лира» , «священной жертве» . Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом . Пушкин использовал в нем два вида рифмовки – перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой – его отношению к творчеству.

Вечная тема миссии поэта и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение «Поэт» сродни произведению Пушкина «Пророк» , написанному годом ранее.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...