Потерянная экспедиция франклина discovery смотреть онлайн. «Террор» во льдах: главные тайны погибшей экспедиции Франклина

Американский писатель Дэн Симмонс - один из тех авторов, которым удаются произведения абсолютно любого жанра. На его счету монументальные научно-фантастические романы о поисках Бога в мире будущего, шпионские триллеры о противостоянии разведок в эпоху Второй мировой войны и просто крутые детективы.

При этом у книг Симмонса есть одна отличительная черта: в них почти всегда присутствуют реальные исторические личности. Английский поэт XIX века Джон Китс в фантастическом мире «Песен Гипериона». Писатель Эрнест Хэмингуэй в шпионском триллере «Колокол по Хэму» и Чарльз Диккенс в «Друд, или Человек в чёрном». А ещё 129 членов команды двух британских кораблей «Эребус» и «Террор», что в 1845 году отправились на поиски Северо-Западного прохода и пропали. О них у Симмонса в 2007 году вышел объёмный роман «Террор».

На днях телеканал AMC запустил в эфир первый эпизод одноимённого сериала по мотивам романа. Отличный повод вспомнить, про что была книга и насколько Симмонсу удалось приблизиться к разгадке тайны исчезновения двух кораблей.

После того, как корабли Христофора Колумба упёрлись в земли Америки в конце XV века мореплаватели решили не сдаваться и всё-таки найти короткий путь из Европы в Азию. Искали в основном на севере, из-за чего этот гипотетический путь и получил своё название - Северо-Западный проход. Экспедиций по его обнаружению было много, благодаря чему мореплаватели очень подробно изучили побережье того, что сейчас называется Северной Америкой. Однако пройти через льды современной Канады из Атлантического океана в Тихий им всё никак не удавалось.

Но мореходы не теряли надежду раз за разом отправлялись в опасные экспедиции. Благодаря этому, к середине XIX века в канадской Арктике остался неисследованным лишь небольшой участок площадью порядка 180 тысяч квадратных километров. Это примерно как четыре Московских области. Предполагалось, что где-то в этом неизведанном районе и находится заветный Северо-Западный проход. Именно туда отправились корабли «Эребус» и «Террор».

И «Эребус», и «Террор» относились к так называемым «бомбардирским кораблям» - то есть их строили для войны. В XVIII веке такие суда, как правило, использовались для артобстрела приморских крепостей.

«Террор» был спущен на воду в 1813 году и успел поучаствовать в Англо-Американской войне 1812-1815 годов. Его, например, использовали в боях в Коннектикуте и в Джорджии. «Эребус» же впервые вышел в плавание в 1826 году, поэтому войну не застал.

Оба корабля разрабатывались с большим запасом прочности - они должны были выдерживать чудовищную отдачу трёхтонной мортиры. Поэтому когда английскому Адмиралтейству понадобились прочные корабли для исследования Антарктики, выбор остановился на этих двух судах.

Оба корабля могли идти под парусом, однако перед экспедициями их дополнительно оснастили локомотивными двигателями, позволявшими двигаться со скоростью 7,5 километров в час.

Чтобы команды не мерзли, на обоих кораблях сделали систему отопления - трубы с паром. Кроме того, деревянные корпуса укрепили металлом, а под гребные винты и рули инженеры добавили специальные бронированные ниши, в которых они могли укрываться ото льда.

В 1840 году корабли отплыли из Тасмании на юг и вскоре достигли Антарктиды. После этого на карте самого южного континента появились два новых географических объекта - вулканы Эребус и Террор.

Оба корабля два раза были в Антарктиде, где неплохо показали себя, поэтому впоследствии Адмиралтейство и направило их в канадскую Арктику на поиски Северо-Западного прохода. Думали чиновники над этим недолго.

Северо-Западный проход. Фото: arcticecon.files.wordpress.com А вот над чем подумать пришлось, так это над тем, кто возглавит экспедицию. Кандидатов хватало, но все они отсеивались один за другим. Сначала хотели отправить человека, организовавшего одну из самых первых экспедиций на Северный полюс - Уильяма Перри . Но он отказался. Тогда должность командующего предложили сэру Джеймсу Россу, который, кстати, за пару лет до этого и водил «Эребус» с «Террором» в Антарктиду. Но ему запретила жена.

Перебрав ещё несколько «неподходящих» кандидатур, - один слишком молод, у другого неподходящее «ирландское» происхождение - чиновники решили назначить командующим опытного полярного исследователя Джона Франклина. Ему в тот момент было 59 лет.

Франклин руководил экспедицией с корабля «Эребус», а непосредственными капитанами были два человека, до этого претендовавшие на роль командующего. «Эребусом» правил молодой Джеймс Фитцджеймс, а «Террором» - ирландец Френсис Крозье, который, кстати, до этого уже командовал кораблём во время экспедиции в Антарктиду.

Слева направо: командующий Джон Франклин, капитан Френсис Крозье, капитан Джеймс Фитцджеймс. В жизни и в сериале

Оба корабля отплыли от берегов Англии в мае 1845 года. Изначально на борту было 134 человека - среди них 24 офицера. Впоследствии пятерых за неподобающее поведение отправили обратно на берег, поэтому итоговый состав команды обоих кораблей насчитывал 129 человек.

В августе 1845 года «Эребус» и «Террор» попались на глаза двум китобойным кораблям. Это было в море Баффина - к западу от Гренландии. После этого их больше никто не видел.

Экспедиция была рассчитана на несколько лет - запаса еды хватило бы на три года сытой жизни во льдах: 55 тонн муки, 8 тысяч консервных банок с овощами, мясом и супом. Поэтому в Англии не сразу хватились двух пропавших кораблей - лишь в 1848 году была начата поисковая операция. Искали и на воде, и на суше. И в 1850 году поиски частично увенчались успехом.

Сохранившееся во льдах тело одного из моряков экспедиции Франклина, найденное на острове Бичи

На маленьком островке Бичи были найдены могилы трёх членов пропавшей экспедиции, умерших вскоре после того, как «Эребус» и «Террор» попали в канадскую Арктику. Забегая вперёд, скажем, что спустя больше ста лет, в 1984 году, учёные эксгумировали их тела, чтобы исследовать. Оказалось, что незадолго до смерти они болели туберкулёзом и пневмонией. Кроме того, в мёртвых тканях наблюдалось повышенное содержание свинца, что свидетельствовало о свинцовом отравлении.

Могила одного из погибших моряков на острове Бичи. Фото: www.pbase.com В 1859 году членам поисковой операции повезло ещё раз - на острове Кинг-Уильям, который находится примерно в 700 километрах к югу от острова Бичи, была найдена пирамида, сложенная из камней. В ней - листок с двумя сообщениями. Первое было написано в мае 1847 года группой из двух офицеров и шести матросов, сошедших на берег. Второе - в апреле 1848 года капитаном «Террора» Френсисом Крозье. В первом сообщении говорилось, что корабли провели прошлую зиму у острова Бичи, что экспедицией по-прежнему командует Джон Франклин и что всё хорошо.

Та самая записка. В рукописном тексте сообщается, что всё хорошо. На полях - запись, сделанная годом позже. Настроение у команды уже другое: всё плохо. Печатный текст на разных языках сообщает, что всякий, кто найдёт эту записку должен передать её представителям Адмиралтейства в Лондоне

Во второй записке, написанной на полях первой, говорилось, что «Эребус» и «Террор» были заперты во льдах неподалёку от острова Кинг-Уильям, и командам пришлось покинуть их. К тому моменту из 129 человек в живых оставалось 105. Под руководством капитана Френсиса Крозье они разбили лагерь на суше.

Также в ней говорилось, что командующий экспедицией Джон Франклин умер 11 июня 1847 года. Причина смерти неизвестна, равно как и место захоронения. Впоследствии выяснилось, что из 105 человек, сошедших на берег под командованием Крозье выжить тоже никому не удалось. Их кости, найденные гораздо позже в различных частях острова Кинг-Уильям, свидетельствовали о том, что в какой-то момент моряки отчаялись настолько, что дошли до каннибализма.

Консервные банки с «Эребуса» и «Террора», найденные по пути их следования. Фото: Sarah Hewitt, bbc.com Тайна исчезновения двух кораблей волновала человечество на протяжении всего XIX и XX веков. В 2014 году исследователи нашли под водой рядом с островом Кинг-Уильям остатки корабля «Эребус». А в сентябре 2016 года в тех же краях был найден и «Террор». Команда одного из кораблей заметила старинную мачту, выглядывавшую из воды. «Террор» был почти цел, причём часть его кают оказалась запечатана на зиму.

Все что осталось от «Террора»

О том, что же случилось с «Эребусом» и «Террором» ходит много версий. Самая реалистичная на данный момент - плохая подготовка к экспедиции. Провизия собирались в спешке, из-за чего еда во многих консервных банках оказалась отравлена свинцовым припоем. Кроме того, свинец поступал в организм матросов с водой из опреснительных систем кораблей. Массовое отравление тяжёлым металлом усугубила начавшаяся эпидемия цинги.

Эта болезнь возникает из-за нехватки в организме витамина «С» и может привести к мучительной смерти. На «Эребусе» и «Терроре» было больше четырёх тонн лимонного сока, чтобы уберечь команду от этой напасти, однако из-за долгого хранения он потерял свои целебные свойства. Сказалась и неопытность команды: из 129 человек, только командующий Джон Франклин, капитан Френсис Крозье, да пара лоцманов бывали за полярным кругом.

Несмотря на свежие открытия, в этой истории ещё достаточно пробелов - и Дэн Симмонс в романе «Террор» попытался заполнить их. Получилось или нет, сказать сложно. Автор основательно поработал с источниками, досконально изучив уклад жизни на корабле XIX века, застрявшем во льдах. Из-за этого порой кажется, что читаешь не художественное произведение, а чьи-то мемуары.

Словно моряк, не раз побывавший за полярным кругом, Симмонс щедро делится нюансами подобных экспедиций. Просторная шуба из шкуры животного, надетая на голое тело спасёт от холода лучше, чем непромокаемая шинель, фуфайка, свитер и несколько слоёв шерстяных рубах под ней. Свежее сырое мясо спасёт вас от цинги. Но печень белого медведя в еду не годится, так как она ядовита. А добраться до человеческого мозга проще, если пробить ложкой нёбо во рту мертвеца…

Но назвать роман историческим язык не поворачивается, потому что там, где в реальности не хватает фактов, Дэн Симмонс прибегает к помощи мифологии гренландских эскимосов.

По сюжету, «Эребус» и «Террор» не просто застряли во льду, но и стали добычей некоего существа, похожего на огромного белого медведя. Оно ловко плавает под водой, без усилий прогрызает металлические переборки и способно одним махом разорвать человека на куски. И что самое жуткое, монстр явно разумен.

В книге Симмонс почти до самого финала сохранял имя и природу этого существа в тайне. Мутант? Некая разновидность белого медведя? Переодетые эскимосы? Но в сериале AMC секрет раскрывается в первой же серии в самой первой сцене: «Его зовут Туунбак. Он сделан из плоти и чар».

Они расставляют ловушки, но монстр оказывается хитрее, превращая каждую новую встречу с ним в резню. Можно было бы обвинить Дэна Симмонса в пошлости: взять и превратить богатый исторический материал в историю в духе «Чужого».

Однако Туунбак у автора - это не столько монстр, сколько аллегория на Арктику, которая убивает людей, не готовых к встрече с ней. Туунбак в «Терроре» почти всегда стоит за кулисами. Он убивает матросов, но не является главной причиной гибели экспедиции.

«Эребус» и «Террор» были обречены задолго до встречи с ним. Лёд, который постепенно сминает застрявшие в нём корабли, нехватка еды, отравленные консервы и цинга - вот истинные враги людей. Моряки не знают, как охотиться на моржей и тюленей, не могут добыть себе свежего мяса, чтобы наесться. День за днём голод делает их слабыми, а запущенная цинга рвёт кровеносные сосуды, обрекая на мучительную смерть.

Моральный дух команды падает. На пороге неминуемой смерти чины и положение в обществе уже не имеют никакого значения. Начинается борьба за власть. На поверхность поднимаются самые подлые и низкие люди, а какой-нибудь подлый помощник конопатчика внезапно оказывается властелином душ и судеб.

Тут можно было бы вспомнить «Под куполом» Стивена Кинга или его же «Мглу». Но герои Симмонса не заперты в изолированном от мира месте. Они вольны пойти куда угодно, благо арктический воздух даже воду превратил в твердую поверхность. Средств для выживания тоже предостаточно, ведь выживают же в этих краях эскимосы.

Однако надо точно знать, в какую сторону идти и что делать, чтобы выжить, потому что малейшая ошибка равносильна смерти. Но с этим то как раз и проблемы. Эскимосы, которые могли бы научить, то и дело гибнут от пули белых людей. А попытка предупредить командование о том, что надо поворачивать, иначе скоро льды сомкнутся, игнорируется из-за тщеславия.

В жизни командующий Джон Франклин был уважаемым полярным исследователем, но в романе Дэна Симмонса он изображён недалеким человеком, который держится на высокой должности только за счёт своих былых достижений.

Он принимает неверные решения, а в момент наивысшей опасности думает лишь о том, какими словами потом будет рассказывать о своём чудесном спасении на каком-нибудь званом ужине. Именно его Дэн Симмонс обвиняет в том, что «Эребус» и «Террор» застряли во льдах.

Одно неверное решение Франклина стало катализатором всех бед, которые выпали на долю команды двух кораблей. Оно, а не монстр, стало причиной гибели экспедиции. Создатели сериала прекрасно уловили эту мысль. Поэтому первая серия сосредоточена на решениях Джона Франклина. Монстр Туунбак тоже присутствует, но пока он - лишь зловещий силуэт вдалеке, замеченный одним из матросов.

В романе Дэна Симмонса десятки персонажей, а события охватывают несколько лет. Это огромное полотно с тысячью мельчайших деталей. Радует, что авторы сериала решили не идти по пути упрощения.

Первый эпизод внушает надежду, что мы получим не менее подробную картину гибели экспедиции Франклина, чем у Симмонса. Остаётся только надеяться, что чувство меры им не изменит и они не превратят историю о выживании в хоррор про людей и монстра.

#террор #сериалы #книги #истории #мнения

Сериал 2018 года «Террор» по бестселлеру фантаста Дэна Симмонса - мистический триллер. Реальная история пропавшей полярной экспедиции Джона Франклина, лежащая в основе сюжета, без всякой мистики считается самой мрачной загадкой Арктики. Разгадывают ее уже 170 лет.

Кадр из сериала «Террор». 2018 год

Покидая Британию в мае 1845 года, сэр Джон Франклин не имел причин опасаться, что два корабля под его началом поплывут так, как их назвали. «Террору» (в переводе с английского - «ужас») и «Эребусу» (от греческого Ἔρεβος - «мрак», божество тьмы и область в античной преисподней) - бывшим военным кораблям - имена давали на страх врагам.

Суда оснастили перед экспедицией по последнему слову техники. На них поставили мощные паровые двигатели, корпуса укрепили сталью. Запасов провизии должно было хватить на три-четыре года, а если сокращать рацион, то на все пять. Возглавляли экспедицию знаменитые полярники - сам Франклин и капитан «Террора» Фрэнсис Крозье. Сэр Джон надеялся войти в историю как первооткрыватель Северо-Западного прохода из Европы в Азию между арктическими льдами и Северной Америкой.


Отплытие «Эребуса» и «Террора». Иллюстрация из газеты The Illustrated London News . 1845 год

«Эребус» и «Террор» пропали без вести. Экспедиция Джона Франклина обернулась самой крупной катастрофой в мировой истории изучения Арктики: из 129 человек не вернулся никто. Расследование этой трагедии продолжается: последние важные открытия были сделаны в 2014–2016 годах.


Поисковая экспедиция Фредерика Сватки (1878–1880). Иллюстрация из газеты The Illustrated London News . 1881 год

XIX век: по горячим следам

«Какие могут быть разговоры о 1849 годе?!» - восклицала жена капитана Франклина леди Джейн, убеждая чиновников британского адмиралтейства в кратчайший срок снарядить поисковую экспедицию. Тщетно дожидаясь вестей от мужа, она отправляла письма в различные инстанции, написала даже американскому президенту. Сулила вознаграждение тем, кто добудет информацию о судьбе сэра Джона и его людей. Одна поисковая экспедиция вернулась ни с чем, затем другая…

В 1850 году адмиралтейство под давлением супруги и друзей пропавшего капитана организовало масштабную поисковую кампанию. В общей сложности семь английских и американских экспедиций прочесывали Арктику по воде и по суше. Появились находки: следы первой зимовки экспедиции Франклина 1845–1846 годов на острове Бичи и там же могилы троих ее участников.

В 1854 году врач и путешественник Джон Рей в ходе поисков на полуострове Бутия встретил аборигенов-инуитов, которые рассказали, что встречали белых людей, а позже нашли их уже мертвыми. Эскимосы продали Рею несколько вещей с «Эребуса» и «Террора». Отчет путешественника был напечатан в лондонской Times и вызвал бурю общественного негодования. Рассказывая об умирающих от голода полярниках, инуиты упомянули о каннибализме, и Рей не стал об этом умалчивать. Писатель и журналист Чарлз Диккенс раскритиковал «дикие россказни шайки варваров». Возмутилась и леди Джейн.

В том же году адмиралтейство официально объявило сэра Джона и его людей погибшими, чтобы прекратить поиски. Но леди Франклин не сдавалась. Она прибегла даже к спиритическим сеансам как единственному известному тогда виду оперативной связи. Организовала несколько поисковых экспедиций на собственные средства и деньги, собранные по подписке. Одна из них, под предводительством Фрэнсиса Макклинтока, исследовала остров Кинг Уильям и обнаружила записку в жестяной капсуле, вложенную в гурий - пирамиду из камней. «Все хорошо», - гласило сообщение, оставленное 28 мая 1847 года на бланке адмиралтейства. Приписки на полях были сделаны 11 месяцев спустя, 25 апреля 1848-го, капитанами Джеймсом Фицджеймсом и Фрэнсисом Крозье: корабли застряли во льдах полтора года назад, за это время умерло 24 человека, из них 9 офицеров. Сэр Джон Франклин скончался 11 июня 1847 года, и экспедицию возглавил Крозье. «Эребус» и «Террор» оставлены три дня назад, принято решение двигаться на юг, к реке Бак - вероятно, в надежде спуститься по ней к торговому посту Компании Гудзонова залива. До цели люди так и не добрались.


Экспедиция Фрэнсиса Макклинтока находит останки людей Франклина. Иллюстрация из журнала Le Voleur . 1877 год

XX век: новые технологии

Северо-западная оконечность арктического острова Кинг-Уильям вдруг стала оживленным местом. Стрекотали вертолеты, пехотинцы Канадских вооруженных сил ставили палатки, переговаривались по рациям, проклиная плохую связь и погодные условия, обходили с миноискателями побережье. Целью проекта «Франклин», затеянного Департаментом национальной безопасности к столетию государственности Канады в августе 1967 года, было найти могилу пропавшего капитана и два его корабля. Поиски проходили в нескольких точках Канадского Арктического архипелага и на материке. Летчики осматривали окрестности с воздуха, водолазы обшаривали морские глубиныТехнический прогресс XX столетия предоставил поисковикам уйму новых средств, однако ничего существенного так и не обнаружили.

В конце века судьбой пропавших полярников заинтересовались антропологи и криминалисты. Остатки стоянок и кости моряков, найденные в разных местах острова Кинг-Уильям и на материке еще путешественниками XIX века, свидетельствовали, что бросивший корабли отряд вскоре распался на группы. Каждая искала способ выжить, но погибли все. В 1980-е годы профессор Университета Альберты Оуэн Битти с сотрудниками попытался установить причины смерти по сохранившимся останкам. Анализы выявили нехватку витамина C, характерную для больных цингой, а также заметно превышенное содержание свинца в костях и волосах. То есть ослабленные болезнями, терзаемые холодом люди, едва тянувшие за собой тяжелые лодки с провиантом, вероятно, страдали еще и от последствий хронического отравления свинцом: головных болей, обмороков, паралича, вплоть до комы. Битти решил, что виной тому скрепленные свинцовым припоем жестянки с консервами. Впрочем, в организме моряков этот металл начал накапливаться задолго до плавания. В те времена в городах Европы свинца хватало повсюду: в красках, тканях, лекарствах, водопроводных трубах. Любой британский матрос существовал в таких же условиях, однако почему тогда участники других экспедиций преодолевали тяжелые переходы и оставались в живых? Археолог Уильям Бэттерсби предположил, что люди Франклина получали убойную даже по викторианским меркам дозу свинца из-за опреснителей воды из этого металла, установленных на «Эребусе» и «Терроре».

Консервы, однако, сыграли в судьбе экспедиции роковую роль. Предприниматель Стефан Голднер поставлял их для Британского королевского флота около года, когда получил заказ на особо крупную партию для плавания Франклина. Бизнесмен не рассчитал мощность своей фабрики. Он не укладывался в сроки и торопил работников, которым при этом платил гроши. Те воровали мясо, наполняли банки субпродуктами и гнилью, запаивали их кое-как и сокращали время термической обработки. Свинцовый припой попадал в еду, а через дыры в швах банки проникал воздух, пища портилась. В 1850-е годы по результатам проверок Голднера лишили контрактов с флотом, но люди Франклина оказались в числе первых пострадавших. Возможно, на изнурительный поход полярники решились как раз потому, что значительная часть консервов, на запасы которых они так рассчитывали, не годилась в пищу и пережить следующую зиму на кораблях, застрявших в бедном дичью месте, не было шансов. Между тем ученые доказали, что инуиты не солгали Рею: люди Франклина ели своих мертвых.


Кадр из сериала «Террор». Фрэнсис Крозье (третий слева) - Джаред Харрис, Джеймс Фицджеймс (крайний справа) - Тобайас Мензис

XXI век: хорошо забытое старое

Давным-давно белые чужаки, явившись на больших кораблях, разозлили духов, говорили инуиты. И было несколько очень холодных, голодных лет подряд… Краевед Луи Камукак с острова Кинг-Уильям годами собирал легенды и воспоминания стариков об экспедиции Франклина. В этих рассказах обнаружились сведения, где могли затонуть ее корабли. По крайней мере, один был замечен намного южнее острова Кинг-Уильям. Камукак предположил, что искать надо у западного берега полуострова Аделаида. Возможно, инуитские названия островков в тех местах - это подсказки: Умиакталик означает «здесь есть лодка», а Кивевок - «где что-то затонуло». Другой исследователь, Дэвид Вудман, тщательно изучил полученные от эскимосов сведения в дневниках поисковых экспедиций XIX века и счел убедительными указания на окрестности острова О’Райли в том же районе. Там, рассказывали инуиты, они видели корабль с белыми людьми, а позже посещали его, уже опустевший, в надежде найти полезные вещи…


Памятник лейтенанту Жозефу-Рене Белло и другим погибшим в поисках экспедиции Франклина. Остров Бичи

1 сентября 2014 года в заливе Куин-Мод собралась целая флотилия: семь кораблей от государственных и частных организаций были готовы к кропотливым поисковым работам. Вертолет Канадской береговой охраны приземлился на одном из островков, и внимание пилота привлек ржавый кусок металла, лежащий на покрытой лишайником скале. Археологи определили, что это деталь шлюпбалки - устройства для подъема и спуска шлюпок с борта корабля. Значит, и сам корабль может быть совсем рядом! На следующий день гидролокатор, спущенный с водолазного судна, нащупал на дне крупный объект. Вскоре ученые подтвердили: это «Эребус». Он, судя по всему, больше сотни миль дрейфовал со льдами на юг, пока не застрял снова. Возможно, с людьми на борту; тогда получалось, что кто-то из участников экспедиции Франклина смог вернуться к кораблям.

Подсказка, где искать «Террор», появилась неожиданно. Инуит Сэмми Когвик, новый сотрудник частной организации «Фонд арктических исследований», тоже занимавшейся поиском кораблей сэра Джона, вдруг припомнил, как несколько лет назад ездил на рыбалку и видел торчащий изо льда шест, который вполне мог оказаться мачтой. По словам Сэмми, дело было у острова Кинг-Уильям в заливе Террор - названном, по совпадению, в честь пропавшего корабля. В результате 12 сентября 2016 года после двух с половиной часов поиска там-то «Террор» и обнаружили. «Судя по местоположению находки и состоянию останков корабля, - сообщил основатель фонда Джим Бэлсилли, - весьма вероятно, что моряки с „Террора“ спешно законопатили его, переместились на „Эребус“ и уплыли на юг». Дэвид Вудман предположил, что оставить корабль во второй раз полярники решились из-за нехватки рабочих рук: люди продолжали умирать от голода и болезней.


Кадр из сериала «Террор». В роли сэра Джона Франклина - Киаран Хайндс

Изучение сенсационных находок продолжается. Между тем франклинологи все еще мечтают отыскать могилу самого сэра Джона. А инуиты верят, что остров Кинг-Уильям проклят и населен злыми духами и что, возможно, проклятие будет снято, если останки капитана предадут земле на его родине.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

След экспедиции

Места важнейших находок


1. Остров Бичи. Место первой зимовки (1845–1846), где в 1850 году найдены могилы трех людей Франклина. В 1984-м останки эксгумировали и исследовали. У умерших были обнаружены признаки туберкулеза, пневмонии, а также повышенное содержание свинца в организме.


Могилы с острова Бичи. Здесь лежат кочегар Джон Торрингтон, матрос Джон Хартнелл и рядовой Уильям Брейн

2. Пелли-Бей . Здесь Джону Рею в 1854 году инуиты продали несколько артефактов с «Эребуса» и «Террора» и первые сведения о встрече с людьми Франклина.


«Отчет с Виктори-Пойнт » озадачил исследователей тем, что годы зимовки на острове Бичи указаны неверно. Возможно, явная ошибка свидетельствует о расстройстве памяти, характерном для отравления свинцом

3. Виктори-Пойнт. Здесь экспедиция Фрэнсиса Макклинтока в 1859 году обнаружила «Отчет с ВикториПойнт», важнейшую находку поисковиков XIX века.

4. Залив Эребус . Наибольшее скопление артефактов экспедиции и останков ее участников. Здесь люди Макклинтока нашли повернутую носом на север лодку с останками двух матросов, ружьями, 40 фунтами шоколада и множеством лишних в походе предметов: книг, шелковых платков, гребней и т. д.


Документы Пеглара. Бумажник с удостоверением на имя Гарри Пеглара, старшины фор-марсовых с «Террора», вместе с записной книжкой с обрывками заметок, гребнем, щеткой и монетами найден при скелете в остатках формы стюарда. Историк Ричард Сириекс предположил, что стюард Томас Армитидж, и раньше служивший с Пегларом, мог быть другом моряка и хранить его вещи при себе

5. Мыс Гершель . Здесь экспедицией Макклинтока в 1859 году обнаружены останки с бумагами на имя Гарри Пеглара.

6. Лагерь Крозье с могилой лейтенанта Джона Ирвинга, третьего помощника капитана «Террора». Обнаружены в 1879 году экспедицией Фредерика Сватки.


Матросский сапог, найденный в бухте Голода в 1879 году

7. Бухта Голода . Самая южная точка, где найдены останки людей Франклина, продвигавшихся по суше. Погибшие лежали под перевернутой лодкой. Обнаружены в 1879 году экспедицией Сватки.

8. Острова Тодд с останками нескольких людей Франклина. Первыми кости обнаружила в 1869 году экспедиция Чарлза Холла.


Колокол с «Эребуса» Поднят с корабля в ноябре 2014 года

9. Залив Квин-Мод . Здесь в 2014 году нашли «Эребус».

10. Залив Террор . Здесь в 2016 году нашли «Террор».

Фото: EVERETT COLLECTION / LEGION-MEDIA , DIOMEDIA (X2), EVERETT COLLECTION, MARY EVANS (X2) / LEGION-MEDIA , DIOMEDIA (X3), AFP / EAST NEWS, EVERETT COLLECTION, IMAGEBROKER / LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES

В мае 1845 года сэр Джон Франклин отправился на поиски Северо-Западного морского пути, который, как давно предполагали, соединяет Атлантический и Тихий океаны к северу от Канады. Через почти полтора столетия ученые обнаружили тела трех участников этой экспедиции. В августе 1984 года ученые, за четыре дня пробившись сквозь почти полутораметровый слой гравия и вечной мерзлоты, вскрыли первую из трех могил, оставшихся на острове Бичи при входе в пролив Веллингтон на крайнем севере Канады после арктической экспедиции, предпринятой в середине прошлого века. То, что они увидели, изумило их: в скованной льдом земле, не оттаивающей даже под летним солнцем, лежало прекрасно сохранившееся тело молодого человека, умершего 138 лет назад. Он и два его товарища, похороненные рядом, были членами экипажей кораблей «Эребус» и «Террор», которые пришли в Арктику под командованием сэра Джона Франклина. Весной 1845 года два нагруженных всем необходимым корабля Франклина, чье отплытие сопровождалось большим шумом, покинули Англию. Целью Франклина было отыскать легендарный Северо-Западный проход морской путь из Атлантики в Тихий океан между арктическими островами Канады и пройти по нему. Поход закончился печально, на острове Бичи были найдены и опознаны останки лишь троих из участников плавания. Экспедиция Франклина, финансировавшаяся и оснащенная Британским адмиралтейством, должна была дать ответ на вопрос, уже 350 лет занимавший англичан: возможно ли пройти по открытой воде к северу от Американского континента и найти таким образом новый торговый путь с востока на запад? Панамский канал будет построен только спустя несколько десятилетий, и единственный морской путь из Атлантического океана в Тихий пролегал в обход Южной Америки, мимо опасного, грозящего штормами мыса Горн. Не выгоднее ли было бы в смысле времени и расстояния обойти с севера Канаду и Аляску, чтобы затем через Берингов пролив попасть в Тихий океан? Эта привлекательная идея волновала англичан с конца XV века. Джон Кабот (на самом деле этот современник Колумба был итальянцем по имени Джованни Кабото), находившийся на службе у английского короля Генриха VII, в 1497 году пересек северную Атлантику; открытие им острова Ньюфаундленд позволяло Англии предъявлять права на Северную Америку. Позднее другие, в том числе португальцы, французы и голландцы, пытались отыскать северный путь в Тихий океан. Имена Генри Гудзона (Хадсона), Уильяма Баффина и других остались на географических картах, но никому из них не удалось доплыть до западного побережья Америки. В первом из трех походов, совершенных в 18191825 годах, Уильям Эдвард Парри был близок к победе, совсем немного не дойдя до моря Бофорта к северу от Аляски. Наконец в 1844 году было объявлено о еще одной попытке открыть Северо-Западный путь. Но кто возглавит отплывающую на следующий год экспедицию, которая должна также исследовать неизвестные районы севера Канады и нанести их на карту? Когда сэр Джон Франклин предложил свои услуги, лорды Адмиралтейства заколебались. Они не сомневались в его способностях и упорстве, как и в знании северных заполярных областей. Но их смущал возраст отмеченного многими наградами морского офицера: 59 лет. «Нет, нет, джентльмены. Вы ошибаетесь, спокойно поправил их Франклин. Мне всего лишь 58». Ему доверили командование экспедицией. Родившийся 16 апреля 1786 года, Франклин с детства мечтал о море. В 14 лет он записался во флот, а в 19 сражался в Трафальгарской битве. Льды Арктики он впервые увидел, участвуя в плавании на Шпицберген, и этот поход во многом определил его жизнь. С этого времени он был одержим идеей отправиться в арктические районы Канады. По заданию Адмиралтейства в 1819 году Франклин начал исследовать земли вдоль северного побережья Северной Америки к востоку от реки Коппермайн. Через три с половиной года невероятных лишений он вернулся на родину, но уже в 1825 году снова отправился в страну вечных льдов. На этот раз он спустился по реке Маккензи до моря Бофорта, чтобы обследовать западную часть северного берега континента. Когда он составил карту арктического побережья протяженностью в сотни километров и опубликовал записки о жизни индейцев и эскимосов, он, можно сказать, стал национальным героем и в 1829 году за заслуги перед родиной получил дворянское звание. Позднее его назначили губернатором штрафной колонии на австралийском острове Тасмания, и ему пришлось выполнять совершенно иные обязанности. Зов Арктики

Даже в преклонном возрасте к 60 годам страсть путешественника-исследователя у Франклина нисколько не угасла. Когда в 1844 году ему представилась возможность отправиться в Арктику, он тут же за нее ухватился. Он был полон решимости еще раз бросить вызов крайнему северу, бороться с арктическими льдами, холодом и штормами во имя достижения цели, которую поставила перед ним его страна: открытия морского пути, связывающего Атлантический и Тихий океаны. В Англии все были убеждены в успехе этого предприятия, которому предшествовала очень тщательная подготовка. Парусники «Эребус» и «Террор» были переоборудованы в пароходы с гребными винтами подобные суда впервые отправлялись в Арктику. На борт погрузили запасы продовольствия на три года. Экипажи в общей сложности 129 человек набирались по результатам специальных испытаний. Под восторженные крики лондонцев 19 мая 1845 года корабли спустились по Темзе и вышли в открытое море; экспедиция Франклина началась. Поступившее вскоре донесение было созвучно всеобщей эйфории. «Мы уверены в успехе, сообщал сэр Джон. Следующая остановка в Гонконге в Китае». Затем китобойное судно встретило «Эребус» и «Террор», шедшие западным курсом, в море Баффина между Гренландией и Канадой. Но после того, как корабли вошли в пролив Ланкастера, их следы потерялись. Прошел год, потом еще один, а от экспедиции не было никаких известий. Но в то время, когда возможности связи были ограниченны, это молчание не воспринималось как нечто необычайное. По прошествии же третьей зимы, к весне 1848 года, всех в Англии с новой силой стал волновать вопрос: «Где же всетаки сэр Джон Франклин?»

Вознаграждение

Адмиралтейство объявило о вознаграждении в 20 000 фунтов тому, кто найдет пропавшую экспедицию и спасет людей. Леди Франклин добавила к этой сумме 3000 фунтов из собственных средств. Так началась одна из самых крупных спасательных операций в истории: на 40 поисковых отрядов в течение 10 лет было затрачено четыре миллиона долларов. Несколько кораблей направились в море Баффина, где в последний раз видели «Эребус» и «Террор», и далее по маршруту, по которому мог двигаться Франклин. Другие суда вели поиски с запада, войдя через Берингов пролив в море Бофорта к северу от Аляски, где должна была появиться экспедиция, продвигаясь к Тихому океану. Каждый поисковый отряд оставлял по пути следования запасы продовольствия и записки под сложенными из камней приметными знаками. Кроме того, обращения к экспедиции Франклина писали на ошейниках, которые надевали на песцов их специально отлавливали, а затем отпускали. В суровом, неприветливом краю поисковые отряды бороздили сушу и море, превзойдя величайшие подвиги, совершенные к тому времени в ходе исследований Арктики. Были открыты новые острова, нанесены на карту береговые линии, исследованы проливы. На карте исчезло множество белых пятен. Не обнаружили только следов экспедиции Франклина ни кораблей, ни людей, ни хотя бы их останков. Первый след Шел уже 1851 год. Члены экипажа корабля, бросившего якорь у острова Бичи, высадились на берег и нашли там хорошо оборудованный склад склад Франклина! Это был первый след. Видимо, здесь сэр Джон и его люди провели зиму 1845/46 года, свою первую зимовку после отплытия из Англии. Неподалеку нашли могилы трех участников экспедиции. На одном надгробном камне стояло имя Джона Торрингтона, унтер-офицера с «Террора», в двух других могилах покоились матрос Джон Хартнелл и солдат морской пехоты Уильям Брейн, оба с «Эребуса». (Эти три могилы были вновь обнаружены и вскрыты в 1984 году.) Но не удалось найти ничего, что говорило бы, куда Франклин направился дальше. В январе 1854 года участники пропавшей экспедиции под командованием сэра Джона Франклина были официально объявлены погибшими. Не было никакой надежды на то, что отыщутся еще какие-то следы, а тем более что кто-то остался в живых. Но спустя девять месяцев в Англию вернулся врач компании «Гудзонов залив» Джон Рэй, и оказалось, что он может пролить новый свет на трагедию.

Страшные свидетельства

Рэй привез детали часов, компасов, серебряные ложки и вилки, а также небольшую тарелку, на которой было выгравировано «сэр Джон Франклин». Все эти вещи он купил у эскимосов примерно в 500 километрах южнее острова Бичи. Эскимосы рассказали ему, что весной 1850 года на острове Кинг-Уильям они встретили белых людей с лодкой и санями, которые шли в сторону материка. Не зная эскимосского языка, они объяснили знаками, что их корабли раздавило льдами и что они ищут какую-нибудь еду. Эскимосы продали им небольшого тюленя. Летом того же года, как узнал Рэй, другие эскимосы нашли несколько могил и более 30 трупов на материке и еще пять на прибрежном острове. В официальном докладе Рэя Адмиралтейству приводились мрачные факты: «...судя по изуродованному виду некоторых трупов и по содержимому котелков, очевидно, что наши соотечественники были доведены до крайности и, стремясь продлить свое существование, дошли до каннибализма». Похоже на рассказ из книги ужасов. Но участвовал ли Франклин в этом заключительном акте трагедии? Этот вопрос, как и многие другие, оставался без ответа. Тем не менее для Адмиралтейства дело было закрыто, все поиски прекратились, а доктору Рэю выплатили 10 000 фунтов в качестве вознаграждения. Последние поиски

Хотя было ясно, что все участники экспедиции Франклина погибли, леди Франклин решила в последний раз предпринять поиски, чтобы найти «каждого из них, останки погибших, их дневники, записки, последние написанные ими слова». На то, что осталось от ее состояния, она купила оснащенную гребным винтом и парусами паровую яхту «Фокс» и поручила командование поисковой партией капитану Фрэнсису Леопольду Мак Клинтоку, ходившему на розыски сэра Джона еще с первым отрядом в 1848 году. Первого июля 1857 года, через девять лет после начала первой спасательной операции, Мак Клинток отправился в новое опасное путешествие. Могло ли крохотное суденышко с экипажем из 25 человек выполнить задачу, с которой не справились гораздо более крупные и намного лучше снаряженные суда? Отряд Мак Клинтока, состоявший только из добровольцев, половина из которых уже плавала в Арктике, был настроен на победу. Их несокрушимая уверенность в успехе помогла им не только выиграть битву с могучей ледяной стихией, но и проникнуть в так долго остававшуюся неразгаданной тайну исчезновения экспедиции Франклина. Поиски отряда Мак Клинтока должны были сосредоточиться в районе южнее пролива Беллот, разделяющего полуостров Бутия и остров Сомерсет. По сведениям Рэя, следовало искать именно там или на близлежащем острове Кинг Уильям. Однако, едва достигнув моря Баффина, «Фокс» оказался скованным паковым льдом. За восемь месяцев яхту снесло к югу примерно на 1600 километров. Когда судно наконец освободилось из ледового плена, Мак Клинток взял курс на остров Бичи, чтобы установить памятную табличку в том месте, где ранее были обнаружены склад и могилы участников экспедиции Франклина. Затем, обогнув остров Сомерсет, он вошел в пролив Пил. Но этот путь оказался непроходимым. Тогда Мак Клинток попытался достичь своей цели с востока. К началу второй зимы плавания он подошел к проливу Беллот, но войти в него не смог. Не в силах ждать весны, Мак Клинток приказал вести поиски, используя собачьи упряжки, таким образом он и его люди обследовали большую часть полуострова Бутия и обошли вокруг Кинг Уильяма. 20 апреля 1859 года они встретили эскимосов, у которых были вещи с «Эребуса» и «Террора» и которые могли наконец поведать о судьбе кораблей Франклина. Один из них раздавило льдами у северо-западного берега острова Кинг Уильям; второй, получивший серьезные повреждения, участники экспедиции вытащили на берег, но затем бросили. Другая поисковая группа Мак Клинтока, возглавляемая лейтенантом У. Р. Хобсоном, сделала важную находку в Виктори Пойнт, на северо-западном берегу Кинг Уильяма. Под сложенным из камней знаком они обнаружили записку, подписанную лейтенантом Грэмом Гором и датированную 28 мая 1847 года. В ней говорилось, что к исходу второй зимы все идет хорошо и что Франклин по-прежнему руководит экспедицией. Но год спустя капитаны Фитцджеймс и Крозиер приписали печальный постскриптум: «Корабли "Террор" и "Эребус" оставлены экипажами 22 апреля , так как с 12 сентября 1846 года они были скованы льдом... Сэр Джон Франклин скончался 11 июня 1847 года, а общее число умерших в экспедиции составляет на сегодня девять офицеров и 15 матросов... Завтра, 26го, отправляемся к реке Грейт Фиш». Вскоре Хобсон нашел небольшую лодку, установленную на сани, а в ней два скелета. Поблизости были разбросаны часы, книги, туалетные принадлежности и то, что Мак Клинток назвал «множеством предметов того или иного рода, поразительно разнообразных и таких, которые можно было бы счесть мертвым грузом, но на что-то все же годных и, весьма вероятно, способных надорвать силы тех, кто тянул сани». Отсюда, судя по всему, 105 остававшихся в живых спутников Франклина тронулись в путь на юг. навстречу смерти.

Последний поход экспедиции Франклина

Наконец стало возможным установить, что случилось с экспедицией сэра Джона Франклина. В июле 1845 года, через два месяца после отплытия из Англии, «Эребус» и «Террор», как сообщил китобой, последним видевший их, вошли в пролив Ланкастер. Пролив Барроу все еще был скован льдами, и Франклин стал искать свободный проход севернее и нашел его в проливе Веллингтон. Но он слишком сильно отклонился на север, в то время как должен был следовать на запад, поэтому он вернулся, чтобы переждать зиму 1845/46 года на острове Бичи. Весной плавание продолжилось. Поскольку пролив Барроу не до конца очистился ото льда, Франклин решил пройти южнее, вдоль западного берега острова Сомерсет и полуострова Бутия к острову Кинг Уильям. Но куда плыть теперь, дальше на юг или на запад? На карте экспедиции Кинг Уильям был обозначен не как остров, а как часть полуострова Бутия, поэтому Франклин, должно быть, подумал, что у него нет иного выбора, как двигаться на запад. Эта ошибка на карте стала началом катастрофы. Оба корабля пошли на запад, в район многолетних льдов, которые к 12 сентября 1846 года сковали суда и больше их не выпустили. 28 мая 1847 года лейтенант Гор, на санях обследовавший местность, оставил записку, что с экспедицией все в порядке. Спустя две недели Франклин умер. В течение второй зимы, проведенной в ледовом плену к северу от Кинг Уильяма, несколько человек скончались от испорченной пищи. 22 апреля 1848 года, как сказано в постскриптуме к записке Гора, 105 оставшихся в живых людей бросили корабли, чтобы предпринять отчаянную и безуспешную попытку достичь континентальной Канады. Они решили двигаться к реке Грейт Фиш, откуда они могли бы выйти к одной из факторий компании «Гудзонов залив». Еще лет десять ходили упорные слухи, что некоторые из людей Франклина все-таки не погибли и, потеряв надежду на спасение и возвращение на родину, остались жить среди дружественно настроенных туземцев. Постепенно они приняли образ жизни обитателей Севера, и лишь грустные голубые глаза выдавали в них чужеземцев. Но обнаружить этих «белых туземцев» так и не удалось. Похоже, что все участники экспедиции Франклина погибли, не выдержав суровых условий холодного Севера.

Что же было достигнуто? Трагедия Франклина вновь разожгла интерес мореплавателей и исследователей к Арктике, беспрецедентные по масштабу поиски позволили составить карты бескрайних просторов канадского севера. Один из первых отрядов, во главе которого стоял капитан Роберт Мак Клур, сумел найти путь по северным морям, ради открытия которого отдал жизнь Франклин. Но победа оказалась призрачной, а жертвы напрасными. Выяснилось, что использовать Северо-Западный морской путь как коммерческий маршрут невозможно, потому что большую часть года он скован льдами. Норвежцу Руалю Амундсену удалось стать первым, кто проплыл из одного океана в другой, хотя это путешествие и заняло почти три года. Но, как сообщил Амундсен, его маршрут был так извилист и узок, что им мало кто сможет пользоваться, разве что торговцы пушниной и миссионеры. Однако и позднее Арктика звала искателей приключений. Это были в основном бесстрашные герои, которые, часто в одиночку, преодолевали суровые тяготы: голод, тоску, обморожения и гангрену во имя достижения недостижимой цели. Имя сэра Джона Франклина сегодня увековечено в названии целого района Северо-Западных территорий Канады, по которому он прошел, а также в названиях озера, залива и пролива. А имя леди Франклин, его верной жены, носит мыс на острове Виктория, что находится в середине Северо-Западного морского пути, который так отважно искал ее муж.

На днях оказывается обнаружили пропавший более 150 лет назад британский корабль "Террор", который в последние годы получил широкую известность благодаря блестящему роману Дэна Симмонса посвященному трагедии "Террора" и "Эребуса". Про сам роман вот здесь , а ниже про обнаружение "Террора".

Обнаружен корабль «Террор»

Новость конечно не космическая, но так как меня всегда интриговала эта история, не могу пройти в стороне. Канадская экспедиция нашла «Террор» — тот самый корабль из знаменитой пропавшей экспедиции Джона Франклина. Если кто не знает про эту эпопею — в принципе, на Википедии об этом в принципе достаточно подробно написано. Ну а может кто-то читал роман «Террор» Дэна Симмонса, по мотивам которого AMC скоро выпустит сериал.Итак, в 1845 году суда королевского военно-морского флота «Эребус» и «Террор» отправились на покорение Северо-Западного прохода и исчезли. Долгие годы судьба экспедиции оставалась неизвестной. Лишь в 1859 была найдена записка, из которой следовало, что 12 сентября 1846 года (т.е. ровно 170 лет назад) корабли были затерты во льдах у острова Бичи. К весне 1848 года из 129 членов экспедиции в живых осталось 104. Из записки следовало, что офицеры и команда решили покинуть корабли и отправиться на юг к реке Бака. Что было потом, до сих пор остается предметом споров. Точно известно лишь, что никто из моряков так и не добрался домой.


Многочисленные спасательные экспедиции, пытавшиеся разгадать тайну экспедиции Франклина, нашли останки некоторых членов экипажа, шлюпку, их вещи, а также собрали большую коллекцию рассказов инуитов, из которых сложилось общее представление о последних днях экспедиции, которое можно описать как: умирающие от голода, холода и болезней люди + каннибализм,. Также, сохранилось предание о том, что инуиты поднялись на борт большого корабля, внутри которого нашли улыбавшегося мертвеца. Многие сомневались в достоверности подобных рассказов, но в 2014 году исследователи действительно обнаружили «Эребус» именно там, где об этом говорили инуитские легенды — и намного южнее района его предполагаемой последней стоянки.


Найти же «Террор» помогло… селфи. Один из местных жителей, поведал главе экспедиции историю о том, как шесть лет назад во время поездки на снегоходе он увидел торчащий изо льда одного из заливов кусок дерева, похожий на мачту. Он сделал с ним селфи, но когда вернулся домой, обнаружил, что фотоаппарат пропал. Он списал все на злых духов, по местным легендам населяющие эти места и погубившим экспедицию Франклину. Есть духи злые духи или их нет — науке об этом неизвестно, а вот «Террор» действительно оказался в месте не получившегося селфи.

Корабль лежит на глубине 24 метра, в и отличии от сильно поврежденных останков «Эребуса» находится в прекрасном состоянии. Исследователи говорят о том, люки корабля закрыты, снасти укомплектованы, уцелела металлическая обшивка, видны следы того, что якорь был спущен. В каюте капитана сохранились стекла в трех из четырех иллюминаторах, в столовой удалось заснять две бутылки вина, столы и пустые стеллажи.

По этой ссылке видео, заснятое подводным роботом.


«Террор» покоится в 30 милях к северу от «Эребуса». Учитывая состояние и положение судна, общепринятую версию гибели экспедиции возможно придется пересмотреть. Если исключить вариант того, что брошенные корабли были отнесены льдами на юг, где потом и затонули, можно предположить следующее. Поняв, что никто из них не дойдет живым до реки Бака, уцелевшие члены экспедиции (по крайней мере какая-то их часть) вернулись на «Террор» и «Эребус» и предприняли отчаянную попытку вырваться из ледяного плена. Через некоторое время они по каким-то причинам «Террор» и перебрались на «Эребус», сумев преодолеть еще некоторое расстояние. Будь это сюжетом голливудского фильма, наверно они бы вырвались из льдов, после чего их бы чествовали как героев. Но увы, в жизни далеко не все заканчивается хэппи-эндом. Возможно, дальнейшее изучение «Террора» поставить окончательную точку в одном из самых знаменитых исчезновений в истории.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...