Отличительные черты фольклора. Основные фольклорные жанры

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает - "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народнопоэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.

Как народные явления задокументированы в их собственной среде

Он не забывает и не отвергает исторический, поскольку он является традиционным фольклорным, его связь с прошлым постоянна и по своей сути. Он также заинтересован в фольклорных выражениях, которые ушли в небытие или заблуждаются, теряя свою актуальность. Обращайте внимание на культурные отношения сообщества с более широким кругом современного общества страны, поскольку фольклор в основном состоит из ассимиляции элементов, излучаемых престижными центрами и городами. И наоборот, прогнозы фольклора доказывают, что фольклор часто приходит к интеграции превосходной, грамотной культуры в ее художественных, промышленных, социальных и т.д. выражениях. Для достижения этой цели всеобъемлющей документации ясно, что исследователь должен скрупулезно подготовить и соблюдать максимальное освящение как важный этап своей работы: так называемое полевое исследование.

Фольклор - сложное синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств - словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки - история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания.

Технически собранные, точные, достоверные, полные данные являются условием для проведения более поздних исследований и принятия законных выводов. Любые из этих поездок или экскурсий требуют ряда задач, исследований и предыдущего управления, которые, в свою очередь, должны соответствовать их методу и точному методу. Предпосылкой является то, что до тех пор, пока та же предварительная экскурсия не будет предпринята после того, как фольклорист исчерпал средства и возможности информации относительно места назначения, его жителей и его традиционной жизни.

Наука, изучающая Ф. (фольклор), называется фольклористикой. Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор - особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения .

Фольклор - это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Это означает, что ранее была составлена ​​библиография, то есть зарплата, каталог или файл того, что было опубликовано на темы, представляющие интерес для региона и его фольклора. Это будет методологическая основа для изучения существенных аспектов этих аспектов, более связанных с его целью, таких как, например, география человека и картография; местная история и археология, когда это необходимо; антропологические, этнографические и лингвистические данные. Кроме того, записи, тарелки, фотографии и фильмы.

Литературные произведения, мемориалисты и путешественники поднимают известные проблемы. Разумеется, они не предлагают исследователю такую ​​же гарантию, как технические материалы, но их нельзя отбрасывать из-за предрассудков. Фольклорист в поисках людей. Фольклор - это наука о традиционной жизни людей, которую необходимо частить до достижения идеала познания всех аспектов материального и духовного мира сообщества. Для этого вам нужно оставить классные комнаты и библиотеки в поисках «народных». Имейте в виду, что расширение Аргентины в несколько раз выше, чем в Франции.

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность - стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos - соединение). Синкретическое состояние - это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Как следствие, экскурсия по исследованию требует ранее путешествующих огромных расстояний для достижения «базы операций» самого расследования. И удобными и богатыми ресурсами городами, безусловно, не будет деревня, деревня, деревня или любое сельскохозяйственное, лесное, морское или горнодобывающее предприятие. Доказательством эффективности предыдущей подготовки, достигнутой фольклористом, было бы то, что вещи, человеческий элемент и географическая и культурная среда не будут новыми, необычными, экзотическими, а скорее признают вокруг характерных черт, ожидаемых его исследованиями. предварительный.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор - народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней - и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".

Целесообразно установить первые контакты с людьми, которые из-за своей позиции и уровня культуры действительно не интегрируют «народ», но обычно являются главными ключами, чтобы расчистить путь, руководство, предотвратить определенные условия местной сцены и рекомендовать тех, кто будет завтра настоящие осведомители.

Сама деревня - это, как правило, великолепная область работы; но по-прежнему необходимо путешествовать, чтобы начать с «базы операций» последний этап поездки, который становится действительно опасным и сложным. Транспортировка, как всегда, представляет собой трудную проблему, будь то на задворке мула или в курятниках ветхих кампаний; но для фольклориста неудобства и риски не учитываются, и по пути он получает непреодолимый урок. Омнибус и сельские курьеры - это театр невыразимых досадок, всегда преодолеваемый таким переполнением сердечной спонтанности, искренней солидарности, праздничной сонарнерии, с которой люди квалифицируют свою коллективную жизнь.

Безусловно, прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет, не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Как фольклорист использует эти потрясающие лаборатории! Сколько аспектов дано документу! Когда поездка достигает счастливого окончания, размещение является проблемой, которая возникает как преемник транспортировки. В отсутствие скромного или скромного пансионата мы должны полагаться на гостеприимство креольской деревни. Внутренняя среда, с ее богатыми деталями, разворачивается в первую очередь перед глазами фольклориста. Они не уделяют внимания и памяти регистрации нескольких аспектов: объектов и установок; распределение работы в соответствии с семьей; роль пожилых людей и степень подчинения детей, среди многих примеров.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки - целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т.е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания". Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре - исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию - т.е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю - т.е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность - важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Только объекты обманывают, если их функция не проверяется. Чтобы это знать, нужно многократно проникать во внутренний, психологический мир тех, кто уклоняется от всякого расследования с заядлым отступлением характера. Наряду с случаями конфликта и катастрофы другие счастливее. Они были оставлены вне времени, и их собственная изоляция спасла их. Они страдают от забывчивости, но избегают уничтожения. В них отмечается, что они живут в замедленной, но нормальной стадии, в процессе их эволюции. Места, подобные этому, - это истинные оазисы путешественников, а не только географические, но духовные.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Вариант (лат. variantis - меняющийся) - каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione - непредвиденно, внезапно) - создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках .

Исследователь находит в семьях ранчо, часто многочисленные, совершенно интегрированные, в юридическом, социальном и этическом смысле. Яркая функциональная гармония, с которой они сформировали жизненный образ, соответствует характеристикам окружающей природы. Это не содержит секретов для них. Знание окружающей среды и мастерство деревенских методов являются эмпирическими, что не означает скудные, ни левые, ни поверхностные. Индивидуальное и коллективное поведение соответствует идеалам жизни и общепринятым нормам, возможно, не аргументированным или выраженным, но интуитивно понятным и практичным с прямотой.

Для того, чтобы определить чем же отличается фольклор от литературы рассмотрим, что собой представляет понятие литературы в целом.

Литература (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) -- в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов .

Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. У неё есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками.

Популярные выражения культа часто наивны, а иногда и фетишистские и суеверные, хотя твердость веры и благочестивое и милосердное отношение, которые придают сияние этим темным существованиям, завидны. Другие достоинства, вытекающие из этого важного центра, облагораживают сосуществование: стационарное лечение, солидарность в несчастье и боль, сотрудничество на работе, взаимное уважение между членами семьи и обществом. После жалких появлений изношенной одежды и ветхого ранчо, трезвая вежливость в лечении, джентльменский джентльмен в отношениях, удивляет.

К литературе относятся авторские тексты (в том числе и анонимные, то есть такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, то есть написанные группой лиц -- иногда довольно многочисленной, если речь идёт, к примеру, об энциклопедии, но все-таки определённой). То, что текст принадлежит определённому автору, создан им, важно в данном случае не с юридической точки зрения и не с психологической (автор как живой человек, сведения о котором читатель может попытаться извлечь из читаемого текста), а потому, что наличие у текста определённого автора обеспечивает этому тексту законченность: автор ставит последнюю точку, и после этого текст начинает существовать сам по себе. История культуры знает типы текстов, существующие по другим правилам, -- например, фольклорные: из-за отсутствия авторства сам текст окончательно не закреплён, и тот, кто в очередной раз его пересказывает или переписывает, волен вносить в него изменения, порой довольно существенные.

Когда есть повод, в пении, в танце, в художественных произведениях его рук появляется, как безупречный цветок среди скал, изысканное чувство прекрасного, которое кажется рожденным чудом. Это сосуществование, хотя и мимолетное и случайное, если повторять снова и снова в нескольких городах и бесчисленных ранчо, кажется мне важным условием для того, чтобы интегральный метод приносил плоды.

Чтобы сделать этот урожай более безупречным и полным, исследователи рассчитывают на помощь руководств и технических вопросников, и они обычно организуют опросы как дополнительный ресурс. Содержание, использование и организация этих элементов, общих в научной практике, потребуют длительных объяснений, выходящих за рамки этой книги.

С предыдущим свойством связано и другое: к литературе относятся письменные тексты и не относятся устные. Устное творчество исторически предшествует письменному и прежде, в отличие от письменного, не поддавалось фиксации. Фольклор всегда был устным (вплоть до XIX века, когда начали появляться его письменные формы -- например, девичьи альбомы).

В общих чертах идеальным субъектом был бы пожилой человек, который сохранял полное наслаждение своими умственными способностями и особенно памятью, уроженкой этого места и проживал в ней в течение долгого времени и хорошо навязывался тем, что передается устной традицией, Все это не только подкрепляет подлинность информации, но также показывает, в какой степени и в силу каких обстоятельств случайный сотрудник может быть воспринят как представитель человеческой группы, с которой он живет, в качестве переводчика чувства сообщества и верного хранителя традиционное наследие В этом смысле престарелые и особенно женщины предпочитают информаторов фольклористов, потому что считают их живыми связями между настоящим и прошлым.

К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетические и синкретические, то есть такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного. Песня или опера сами по себе не являются частью литературы.

В свидетельствах старейшин, техник должен различать то, что соответствует текущему фольклору, совпадать с другими текущими данными и тем, что стало историческим фольклором. Так много или более ценно, чем пожилые люди, когда речь идет о таких видах, как истории, игры, раунды и т.д. двойная проверка в бабушке и дедушке и внуках показывает в феномене состояние традиционного и в то же время в силе, с предполагаемым импульсом к продолжению в последующем поколении.

Во всех случаях, будь то случайный или квалифицированный информатор, вы должны записывать личные данные и, в частности, любую ссылку, которая характеризует вашу личность, ваш тип и уровень культуры, ваше укоренение в этой области и взаимопонимание с традиционным течением.

Следует добавить ещё один критерий, относящийся уже не к структуре литературных текстов, а к их функции.

К литературе относятся тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т.п. Данный критерий кажется простым и очевидным, но на самом деле и он вызывает целый ряд сложностей.

Способы действия фольклориста в кампании. Личный модуль играет преобладающую роль, и темперамент, идиосинкразия, не всегда адаптируются к технике. Отношение фольклориста, безусловно, имеет решающее значение. Равномерность, сердечность без суеты, искренняя щедрость, простота и продуманный дух для всех непредвиденных обстоятельств являются высоко оцененными условиями. Терпение и усмотрение являются кардинальными достоинствами. Соотечественники с большей вероятностью узнают о том, что делает незнакомец, чем отвечать о своей собственной жизни.

С одной стороны, личная переписка может становиться фактом литературы (художественной или научной), если её ведут значительные авторы: недаром собрания сочинений и писателей, и учёных включают раздел писем, и в этих письмах подчас содержатся важные и ценные для литературы и науки сведения; то же относится и к школьным сочинениям будущих писателей, учёных, политиков. С другой стороны, остаётся проблематичным статус художественного творчества авторов-дилетантов, чьи тексты остаются достоянием их самих и узкого круга их друзей и знакомых: правомерно ли рассматривать как явление литературы стихотворное поздравление, сочинённое группой служащих ко дню рождения своего начальника? Новые сложности в этом отношении возникли с появлением интернета и распространением сайтов со свободной публикацией, где свои произведения может обнародовать любой желающий.

Благожелательный интерес к конкретным проблемам каждого собеседника открывает много дверей и предрасполагает к симпатии тех, кто начинается как информанты и заканчивается как ласковые друзья. Можно считать, что исследователь потерпел неудачу, говорит Эванс-Притчард, «если в момент прощания с жителями региона штраф с вылетом не существует с обеих сторон». Мы должны помнить, что фольклорист не является социальным, миссионерским или политическим реформатором. Его цель - не изменять образ жизни местных жителей, они не что иное, как документирование, и в этом смысле это скорее студент, чем учитель.

Под словом "литература" также подразумевают целый ряд и ход событий, правильного построения текста, интересный сюжетный ход, развитие сюжета. У литературы есть завязка (бывают вступление, эпилог), кульминация, развязка .

Итак, давайте систематизируем всё вышесказанное, сопоставив основные тезисы в таблице.

Таблица 1

Сопоставление понятий «фольклор» и «литература»

Фольклор

Литература

Это словесное устное творчество (передается по памяти из уст в уста).

Это письменное творчество.

В Ф. произведениях могут соединяться различные виды искусств - словесный, музыкальный, театральный, изобразительный.

Так же, к определению литературы, в широком смысле, можно отнести словесное искусство в общем.

Исполнитель и слушатель.

Писатель и читатель.

Имеет ряд специфических особенностей:

а) синкретизм - слитность с другими видами духовных искусств;

в) традиционность - тесно связан с народным бытом и обрядами; народен по содержанию, по стилю, по происхождению);

г) вариативность - любое Ф. произведение бытует в большом количестве вариантов;

д) импровизация - создание Ф. произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения.

Основные особенности литературы:

а) социальная значимость лит. текстов;

б) к литературе не относятся тексты синтетические и синкретические;

Таким образом, мы выяснили, что Ф. имеет множество специфических особенностей, которые отличают его от литературного творчества. Но есть и ряд общих черт, по которым можно отнести Ф. к особому типу литературы.

Учитывая всё это, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор - это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни" .

Фольклор, как и литература, - искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр - тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т.д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром - тип художественной формы. История фольклора - это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора - естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества .

В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений:

Эпические,

Лирические

Драматические.

При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, роман и т.д.). Литературные жанры и фольклорные жанры отличаются по составу. В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки.

Лирические фольклорные жанры -- это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки.

К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького).

Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги богатырей, исторические песни -- события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках -- Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях -- жена, муж, свекровь.

От литературы фольклор отличается и особой системой выразительных средств. Например, для композиции (построения) фольклорных произведений характерно наличие таких элементов, как запев, зачин, присказка, замедление действия (ретардация), троичность событий; для стиля -- постоянные эпитеты, тавтологии (повторения), параллелизмы, гиперболы (преувеличения) и т.д.

Фольклор разных народов имеет много общего в жанрах, художественных средствах, сюжетах, типах героев и т.д. Это объясняется тем, что фольклор как вид народного искусства отражает общие закономерности общественного развития народов. Общие особенности в фольклоре разных народов могут возникать благодаря близости культуры и быта или длительным экономическим, политическим и культурным связям. Большую роль также играют сходство исторического развития, географическая близость, передвижения народов и т.д. .

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05
  1. 1.Черты фольклора

">Основные признаки фольклора

">фольклора присущи устная форма распространения (передача между людьми способом прямой контактной коммуникации) Его функционирование связано с традиционными обрядами, обычаями, трудовыми занятиями, досугом определенными переживаниями, настроениями В этом процессе происходит и именно создания фольклора Начинается оно в каждом конкретном случае от определенных творчески одаренных индивидуальностей, имена которых в мы нуло почти полностью потерялись Лишь в некоторых случаях народные легенды или написанные источники сохранили наименование авторов отдельных песен, например, девушки-казачки Маруси Чурай с XVII в и казака Клим овский с XVIII в, которому приписывается создание широкоизвестной песни «Ехал казак за ДунайДунай".

">В новее время таких авторов произведений, ставших фольклорными, зафиксировано более Однако чтобы индивидуальный произведение приобрел статус фольклорного, он, во-первых, должен создаваться в духе народной традиции, на ародних предпочтений и определенной потребности, во-вторых, непременно испытать в процессе распространения шлифования, обработки, переработки - даже очень существенной Не составляют исключения и произведения известных писателей, переход пять в виде песен, поговорок, пословиц, рассказов в устный народный оборот и часто испытывают при этом заметных изменений по сравнению с первоначальным авторским текстом итоге, проблема авторства мало интересует устную народную традицию, исполнителей тех или иных произведениирів.

">Итак, характерный признак фольклора - его анонимность, т.е. потеря авторства в процессе бытования, что является одновременно и процессом коллективного создания, добавления \"к чужому прекрасного своего лучшего\"

">Ярким выражением коллективности процесса в фольклоре и свободного отношения к тексту является наличие разновидностей тех или иных произведений - их вариантов Собирателями фольклора записанные в разных местностях многочисленные и варианты широко популярных и менее известных песен, сказок, легенд, преданий, пословиц и т.п. Вариативность фольклорных произведений хорошо примечательна даже в обычном быту Сами исполнители из народа нередко констатируют, что эта песня или сказка иная \"в нас\", чем \"в соседнем селе\" или даже на другом конце села Вариантность или даже многовариантность - один из главных признаков фольклора - касается все х его родов, видов и форм: стихотворных, поэтических и прозаических (повествовательныхних).

">разновариантность фольклорных произведений обусловлена??и такой специфической чертой народно творчества, как импровизационность, есть сотворчество в процессе выполнения Исполнитель не просто повторяет готов и текст, поэтические формы, а нередко приспосабливает их к определенной ситуации, события, человек - импровизирует Импровизационность присуща всем формам народной словесности, в частности характерна для похоронных причитаний и коротких песенных форм - припевок к танцам, песенных диалогов, когда исполнитель должен быстро среагировать и уместно ответить на ту или иную песенную фразу, строфу, поговоркику.

">Еще одной специфической особенностью фольклора является его устность - устная форма создания, бытования, синхронное и диахронном передачи, то есть распространение произведений фольклора в определенное время и его разновременных передан ния от поколения к поколению Значительная роль при этом принадлежит памяти Именно в памяти носителей фольклора, его индивидуальных и коллективных исполнителей зафиксировано весь многоплановый объем фольклорной др. формации, ее сюжеты, тексты, формы, стабильные стереотипы Из этого вытекает и определяющее функциональное значение памяти в утверждении традиции народной устной словесности Недаром в науке существует мнение, что фольклор - это искусство памятью"яті.

">Итак, характерными особенностями устного народного творчества, что отличает ее от других участков народной культуры, в частности от такой около родственной с ней сферы художественной словесности, как литература является устность и значимость памяти в создании, бытования и передаче фольклорных произведений, коллективный характер народного творчества, неопределенность индивидуального авторства - анонимность: связь п обутунання и развития с определенными народными традициями, устоявшимися стереотипами, эстетическими нормами, формами, критериям - то есть традиционность в сочетании с пополнением в процессе выполнения дополнительными элементами - импровизационность, чем в свою очередь обуславливается и такая специфическая черта, как разновидность текстов, мелодий большинства фольклорных произведений - их вариантность.

">В новее время, в наши дни признаки фольклорности меняются Скажем, распространение фольклорных произведений может происходить не только в устной, но и в письменной форме, а также с помощью современных средств коммуникаций ции - прессы, радио, телевидению Чаще фиксируется авторство, поскольку создатель может записать свое произведение, и в письменном виде он попадает в фольклорный оборот Сюда же нередко входят и произведения литературно го происхождения, в частности авторов, которые творят в духе фольклорной поэтики В этом процессе новейшего фольклоротворення может более или менее отчетливо прослеживаться соотношения и созависимости инд ивидуального и коллективного, традиционного и нового Непременным условием вхождения произведения к фольклору - его фольклоризации - это его жизнь, бытования по законам устной традиции, законами, уже независимых ни от первоначального создателиворця.

">Фольклор живет, действует в широком народной среде, по его активном участии время в этом процессе исключительно важная роль принадлежит личности исполнителей и так называемых носителей фольклора - одаренных певцов, сказителей, мудрых, остроумных людей, имеющих в памяти значительный репертуар народных песен, сказок, преданий, легенд, поговорок, пословиц, загадок, анекдотов и умеют ярко донести их д в широкой аудитории И сегодня нередко наблюдаем, что в том или ином коллективе, группе выделяются люди, которые умеют петь, что-то рассказать интересное, остроумное, хорошо владеют народным словом когда-то ь роль и значимость таких людей были намного весомее Они жили в каждом селе, были желанными в каждом группе, выполняли функции запевал, лидеров молодежных общин, вечеринок, различных уроч стостей и развлечений, наделялись достоинствами обрядовых чинов: свадебных старост, старших свах, дружбе, их ценили, уважали Такие талантливые личности, в частности народные певцы, кобзари, лирники, сказочники часто выступали активными соавторами фольклора Например, знаменитые исполнители украинских народных дум и исторических песен - кобзари - наверное, как считают исследователи, были также их основными создателяморцями.

2. Зимние календарные праздники в системе традиционной культуры праздника русского народа

">Зимние календарные праздники и обряды в русской тр. Кул. ">
Декабрь – первый месяц зимы. Студень. Студенец. Зазимник. Грудень.

* декабрь год кончает, зиму начинает.

Введение. Введенские ранние морозы. На введение зима вводится. Начинались первые зимние ярмарки, а с ними вместе и первые санные выезды на гуляния. Обычай "казать молоду"- вывозить молодую, по первому году жену для показа всему народу обязательно соблюдался в этот день.
">22 декабря- Анна. Зимнее солнцеСтояние ">

Колядки – до середины января (зимние святки). Ряженые ходят с песнями и шутками-прибаутками по дворам, выпрашивая угощения.
">^ 25 дек. – Спиридон поворот. Спиридон-солнцеворот ">. "солнце – на лето, зима- на мороз."

;text-decoration:underline">просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень, ">

">Овсень – ">новый год, сень, синь – сияние, ов (про)-приставка – малое. Малое ">начало нового сияния ">. Представления о возрождении солнечного света. В другом значении – сеять, семя, ">начало ">жизни. Святки – зимний солнцеворот, открывают народный солнечный год. Длились 12 дней, по числу месяцев года.

">^ Рождественский Сочельник 24 декабря/ ">6 января ">Жгут костры «греют умерших предков». Кликание коляды, Овсеня и Плуга (возглашаются хвалебные песни плугу)
">Рождество 25 декабря/ ">7 января "> - день зимнего солнцеворота, пробуждение солнца после зимы. Уход старого года и начало нового, рождение нового солнца, Граница между старым и новым – «лазейка для нечисти».– начало святок.(песни – Коляда, Виноградие (виноград –

сад – благополучие), Щедровка, Авсень) В фольклоре – колядования, молодёжные игрища, аграрная магия (весенняя обрядность), ">гадания ">(наиболее обширные – связь с разгулом нечистой силы ">) ">, ряженье, поминовения предков. Богатая коляда. Обрядовые бесчинства. ">Колядование "> - обрядовый обход группами деревенских жителей во время святок, исполнение колядок. Песни аграрной направленности, величальные хозяевам, прославление Христа (после принятия христианства) ">Колядовщики ">– «выходцы из иного мира», предки. Подаяние им – жертвоприношение предкам. Костюмы: животных, «нечисти», представителей некрестьянской, чужой среды (барыня, фельдшер ит.д.) Святочные игры эротического характера. Преобладают две темы: брак и похороны ">. Эротизм "> - остаток древнего обряда, т.к.древняя языческая семантика праздника в обновлении Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы, Ярилы. Смысл языческих святочных игр – прощание с умирающим годом и радость от рождения нового. Позднее приуроченность эротических игр к святкам объяснялась также приближением мясоеда – времени сватовства и свадеб. Святки делились на две части: ">Святые вечера и Страшные вечера ">.

Святые Вечера – от кануна Рождества до Васильева Вечера (Щедреца - Щедрого Вечера), Страшные вечера от Васильева дня до Крещения. Рождественская ель (позднее, из Европы) – символ райского дерева, увешанного яблоками и орехами (плодами). ">Необмолоченный сноп Дед, ">солома и сено на столе, хождение по домам с плугом, посыпание зерном, гадания об урожае, зерно(символ зачатия) – всё говорит о посеве, жатве, обилии плодов желаемых в наступающем году. трапеза (узвар, каша – родины, мёд, кутья – похороны)

По церковному календарю:

">Рождество Христово "> – двунадесятый праздник. Иисус Христос – «Солнце правды». Был рождён Девой Марией, непорочно зачавшей от Святого Духа. Славление Христа – обрядовый обход

крестьянских дворов с поздравлениями и пожеланиями благополучия, пели «Рождество» - рождественский тропарь. Молодёжь «славила» со звездой (в честь звезды, которая привела волхвов к колыбели иисуса) или вертепом (кукольный механический театр, изображающий сцену Рождества Христова.
">^ Васильев день 1 / ">14 января "> Страшные (Ворожные, страстные) Вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня – середина святочных праздников, День Нового солнечного года.. Постная коляда. Аграрные колядки, пик святочных гаданий, обильные трапезы. Особое блюдо: «кесаретский» зажаренный поросёнок. (св. Василий – покровитель свиней). Кесаретский поросёнок – пережиток древнего славянского ритуала жертвоприношений богам в обмен на благополучие. С этого дня разрешение есть свинину. От Васильева дня до Крещения было много магических обрядов, т.к. особо «буйствовала» нечистая сила. Обряд посыпания знаменует весеннее осеменение Матери-Земли, вступающей в брачный союз с «просветлённым» (богиней Весной) Небом. Зёрна – символ оплодотворяющего семени, дождя и солнечных лучей. (Такие же посыпания на свадьбах). СЕЯТЬ-СВЕТИТЬ-ОВСЕНЬ. Овсень – бог, возжигающий солнечное колесо, дарующий свет миру (Афанасьев)
Оканчиваются Рождественские святки.

">^ Крещение 6 / ">19 января ">. У язычников – ">водокрес - ">, религиозные омовения у язычников на праздник Коляды, вызванные мыслью об освобождении вод с поворотом солнца, превращение их в живые потоки, несущие обновление и силу плодородия Завершение святочных праздников, искра небесного огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. В христианстве день изгнания нечистой силы и очищения людей от грехов. Открывается небо – будет услышана молитва. Крещенское водосвятие – очищение вод от нечисти, заполнившей мир в дни новолетия (святок). Особенно старательно очищались от грехов в крещенской проруби Иордани те, кто участвовал в ряженьях и игрищах. Обряды освящения скотины. В крещенский сочельник – поминовение усопших. В этот день устраивались смотры невест. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье.» После этого дня наступает мясоед. (20 января) Начало свадеб.

;text-decoration:underline">Февраль ">

;text-decoration:underline">– ;text-decoration:underline">сеченъ, снежень, бокогрей, у малоруссов – лютый ">

В народе его называли бокогрей, основываясь на том, что скотина выходит в феврале из хлевов обогревать бока. В наших летописях его называли: свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до масленицы.
">^ Сретение 2 / ">15 февраля. ">Двунадесятый церковный не переходящий праздник. Сретение- слово славянское что означает "встреча".

Сретение считается границей мужду зимой и весной. " на сретение зима с летом встречались" В народном календаре – встреча зимы и лета. В это время иногда случались первые громы. ">. "> «На Громницу зима с летом (весной) встретились». «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». Приметы о будущем урожае. Обычай «закармливать кур» , подготовка и починка летней сбруи, ездовой и пахотной. Обрядовое блюдо для починок – «семейная саломата». «Приехала саломата на двор, расчинай починки». Женщины совершали обряд «семенное» - выставляли на 3 морозные утренние зари семена для будущего посева. Так же «зорнили пряжу» "> ">выставляли первый моток пряжи «на зорю», чтобы пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. Первое закликание весны.

">Сочельник (Сочевник)

">
Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения.

Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, а также кушанье, состоящее их зёрен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский Сочельник. Сочнями же назывался вид лепёшек на конопляном масле, а так же сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без неё (пряженики). Постные и пресные сочни изготовляли к Рождеству, поэтому название «Сочельник» относится, прежде всего, к кануну Рождества Христова.

Сочни или тесто для них нередко использовалось девушками для святочных гаданий. В ночь на Рождество Христово или в день самого праздника с сочнем спрашивали имя суженого на улице, в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих, и по внешнему виду первого встречного судили о будущем.

В Сочельник, рождественский и крещенский, обычно готовились к празднику: с особенной старательностью мыли в доме полы, стены и потолок, аккуратно всё прибирали, обтирали иконы от пыли, украшали красный угол. В это время обязательно соблюдали строгий пост, то есть полностью отказывались от пищи до момента обрядовой трапезы в полночь. Неотъемлемой частью Сочельника являлись домашние моления, а так же посещения служб в церкви.

">Святки

">
Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6 января) и, завершаясь в день Крещения.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Вместе с тем на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, включающие ритуальную пищу, которую после ужина оставляли на столе для появляющихся в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза.

Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году.

В традиционной культуре вкушение обрядовой пищи осмысливалось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, и соответственно к вечному обороту жизни. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех покойных предков, которые по народным представлениям являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. М., 1986 г., с. 56.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действиями, к которым был причастны все члены деревенской общины.

В первый день Рождества совершался обряд Славление Христа. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в Новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в Рождественский Сочельник или рано утром на Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики, исполняя поздравительные песни хозяевам домов, за что получали вознаграждения обильным угощением.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...