Проклятые короли краткое содержание. "Проклятые короли" (Дрюон): описание и анализ цикла романов

Список всех книг

  1. «Железный король» (Le Roi de fer ) (1955)
  2. «Узница Шато-Гайара » (La Reine étranglée ) (1955)
  3. «Яд и Корона» (Les Poisons de la Couronne ) (1956)
  4. «Негоже лилиям прясть» (La Loi des mâles ) (1957)
  5. «Французская волчица» (La Louve de France ) (1959)
  6. «Лилия и лев» (Le Lis et le Lion ) (1960)
  7. «Когда король губит Францию» (Quand un roi perd la France ) (1977)

Обобщённый сюжет

Действие романов происходит во времена правления последних пяти прямых потомков королей из династии Капетингов и первых двух королей из династии Валуа , от Филиппа IV до Иоанна II .

Согласно легенде, истоки всех бед, обрушившихся на Францию того времени, таятся в проклятии, которому Великий магистр ордена тамплиеров подверг короля Филиппа IV Красивого, осудившего его на смерть.

  1. «Железный король» (Франция, 1314 год. Взойдя на костёр, Великий магистр Ордена тамплиеров Жак де Моле проклял своих палачей - папу Климента V , короля Филиппа Красивого, его министра Гийома Ногарэ и всё их потомство до тринадцатого колена. Первый удар судьбы - «дело» о прелюбодеянии невесток короля, инициированное английской королевой Изабеллой с подачи главного интригана романа - Робера Артуа , в результате которого Бланка и Маргарита Бургундские заточены в Шато-Гайар , а Жанна, супруга принца Филиппа, графа Пуатье , отправлена в монастырь, затем смерть папы, смерть Ногарэ и смерть Железного короля - Филиппа Красивого.
  2. «Узница Шато-Гайара» (о бездарном правлении Людовика X Сварливого , о попытках нового короля развестись с женой, сватовство к Клеменции Венгерской и смерть Маргариты).
  3. «Яд и корона» (в этой части романа ещё теснее переплетаются история нравов и история королевского дома: путешествие принцессы Клеменции Венгерской из Неаполя в Париж, королевская свадьба, неудачный поход короля Людовика во Фландрию, операции банкирского дома Толомеи и смерть самого Людовика от рук графини Маго Артуа, у которой он с подачи Робера Артуа отобрал её графство).
  4. «Негоже лилиям прясть» (о беспощадной борьбе, которую ведут, чтобы добиться регентства, три родственника покойного короля Людовика - его брат граф де Пуатье, дядя - граф де Валуа и кузен - герцог Бургундский, не брезгуя никакими средствами; также изображена история избрания папы римского Иоанна XXII).
  5. «Французская волчица» (переносит нас в Англию, которой правит бездарный король Эдуард II , а его жена, дочь Филиппа Красивого Изабелла, живёт в страхе).
  6. «Лилия и лев» (приводит читателя к началу Столетней войны)
  7. «Когда король губит Францию» (в заключительной части романа Дрюон последовательно развивает мысль о роковой роли посредственности, волею случая очутившейся у кормила власти. Последняя часть написана в форме монолога Эли де Талейрана , кардинала Перигорского , который едет на встречу с императором, чтобы добиться заключения мира между Англией и Францией).

Железный король

Действие книги начинается с 1314 года .

В то же время во Франции окончен семилетний процесс над орденом тамплиеров . Великий магистр Ордена Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ приговорены к сожжению на костре. Во время казни Великий Магистр проклинает своих губителей - короля Филиппа , папу римского Климента V и хранителя королевской печати Гийома де Ногаре , а также весь их род до тринадцатого колена.

Во время своего визита во Францию королева Изабелла разоблачает своих невесток перед королём. Вина жён Людовика и Карла , Маргариты и Бланки Бургундских , очевидна, и обеих приговаривают к пожизненному заключению в крепости Шато-Гайар , предварительно обязав присутствовать при казни своих любовников, братьев д’Онэ. Жену Филиппа , среднего сына короля , Жанну Бургундскую , приговаривают к ссылке, так как её вина не доказана, однако, скорее всего, она знала о прегрешениях Маргариты и Бланки и при этом выступала в роли сводницы.

Последующие события невольно заставляют вспомнить проклятие Великого Магистра. Сначала умирает папа Климент , затем Гийом де Ногарэ (он отравился испарениями от отравленной свечи, которую ему подсунул бывший рыцарь-тамплиер Эврар). А потом на охоте в возрасте сорока шести лет умирает пышущий здоровьем король Филипп .

Похоже, что проклятие Великого Магистра начинает сбываться…

Узница Шато-Гайара

После неожиданной смерти своего отца Филиппа IV Людовик X Сварливый становится королём Франции. Карл Валуа, преследуя свои политико-династические цели, предлагает ему жениться на своей родственнице - Клеменции Венгерской . Заинтересованный предложением дяди, король Людовик X направляет в Неаполь посольство под руководством бывшего камергера своего отца графа Юга Бувилля; при этом в качестве помощника, казначея и переводчика при графе состоит племянник капитана ломбардцев Парижа, банкира Спинелло Толомеи - Гуччо Бальони. Помимо сватовства, на послов возлагается задача поиска и подкупа кардиналов, которые, благодаря закулисным интригам первого министра королевства Ангеррана де Мариньи, до сих пор не договорились об избрании папы на авиньонский престол.

В это время Маргарита и Бланка Бургундские находятся в заключении в очень нелёгких условиях. Однако у Маргариты появляется возможность перейти из тюрьмы в монастырь: Робер Артуа предлагает ей написать признание в том, что её дочь, принцесса Жанна - незаконнорождённая, тогда Людовик бы мог получить развод и повторно вступить в брак, поскольку по законам того времени прелюбодеяние не было достаточным поводом к расторжению брака. Однако она не верит в то, что её действительно освободят, и, подумав, отказывается.

При дворе идёт активная борьба за власть двух кланов - дяди Людовика Карла Валуа и самого влиятельного человека в государстве после короля - первого министра королевства Ангеррана де Мариньи. Когда королева Маргарита соглашается на признание и пишет письмо королю, но оно попадает к Мариньи, и тот его уничтожает. В итоге, когда правда выплывает наружу, Маргарита погибает в Шато-Гайаре от руки Лорме, слуги Робера Артуа. Мариньи-младший, епископ Бовэзский Жан, шантажируемый при помощи компрометирующих документов, полученных от ломбардских банкиров Парижа, чтобы спастись самому, предаёт своего родного брата, и того отправляют на виселицу по обвинению в казнокрадстве , несмотря на то, что незадолго до этого на судебном процессе Ангерран успевает опровергнуть все обвинения в свой адрес перед комиссией, созданной королём.

Король Людовик, ставший теперь вдовцом, наконец официально делает предложение Клеменции Венгерской и направляет в Неаполь свадебное посольство за своей невестой в составе всё того же Юга Бувилля и Гуччо Бальони.

Яд и корона

После кончины короля Филиппа Красивого проходит полгода. Клеменция Венгерская по пути к жениху попадает в бурю, позже случается ещё несколько происшествий, которые она толкует как плохие предзнаменования. Посланный в составе миссии графа Бувилля в Неаполь Гуччо Бальони падает при попытке сойти на берег и попадает в больницу для бедных.

Людовик Сварливый затевает поход во Фландрию, поскольку граф Нэверский дерзко отказался исполнять свой вассальный долг перед королём. Собранное королевское войско, тем не менее, так и не доходит до границ Фландрии и ввиду погодных условий застревает в грязи, а король, найдя благовидный предлог, возвращается обратно и женится на Клеменции.

Филипп Пуатье возвращается в Париж. Во время его остановки в замке Фонтенбло туда приезжают Карл Валуа и Карл де ла Марш , чтобы задержать Филиппа в замке и выдвинуть на пост регента Карла Валуа. Граф Пуатье ночью покидает Фонтенбло и с верными людьми без боя занимает замок Сите. Людовик д’Эврё выдвигает кандидатуру графа Пуатье на пост регента. На ассамблее при поддержке последнего живого потомка Людовика Святого , Роберта Клермонтского , Филипп Пуатье в обход Карла Валуа становится регентом. Там же утверждается древний салический закон .

Экранизации

Эпопея экранизирована дважды - в 1972 и 2005 годах. По поводу мини-сериала 2005 года см. Проклятые короли (мини-сериал, 2005)

Примечания

Ссылки

  • Официальный веб-сайт минисериала по мотивам книг (фр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Проклятые короли" в других словарях:

    Проклятые короли (франц. Les rois maudits) – франко итальянский мини сериал (2005) режиссера Жозе Дайан по одноименной эпопее Мориса Дрюона, состоящий из 5 серий длительностью 90 минут. Сериал транслировался в том числе и на российском… … Википедия

Помню, летом между пятым и шестым классом, случайно попалась мне первая, вторая и пятая книги цикла, школьная программа литературы на следующий класс была прочитана, и я взялся за них. Скажу сразу, книжки эти были не для детей, тогда они мне запомнились как немыслимо кровавые, с подробным описанием казней, невыносимо жестокостью судьбы по отношению к персонажам, особенно к отношениям Гуччо и Мари, это было жестче Ромео и Джульеты. И лишь спустя лет десять я вспомнил об этом цикле и решил его перечитать восполняя пробелы третьей, четвертой и шестой книгами.

Что я могу сказать теперь? Они оказались не такими кровавыми как мне запомнились, но во всем остальном - да. И в первую очередь эти книги запоминаются сценами смерти.

Вообще Морис Дрюон - это герольд смерти. Он реальное воплощение «голоса, тех кого нет». Он в роли Великого уравнителя, на протяжении шести книг, собирает жертвы, а потом забирает их убийц. Мы видим последние минуты великих людей их собственными глазами, и страшно представить сколько раз «умирал» сам Дрюон когда писал все это. Тень смерти нависает над каждым и в этой гнетущей темноте они вспоминают всю свою жизнь. Все чего достигли и что не смогли сделать, они вспоминают близких друзей или врагов, которые были еще ближе, их надежды на будущее рушатся и лишь проклятье срывается с обожженных губ, и лишь сожаление мелькает в последнем взгляде.

«Смотрите, вот король Франции, ваш верховный суверен, самый несчастный человек во всем своем королевстве, ибо не найдется ни одного среди вас, с которым я не поменялся бы своей участью. Смотрите, дети мои, на своего государя и обращайтесь всем сердцем к богу дабы уразумели вы, что все смертные лишь игрушки в его руках»

Но жизнь продолжается, и кто-то радуется смерти ушедшего, не подозревая, что он следующий, и в этом «величайшая ирония» - поступки должные возвеличить тебя, приводят к неминуемому финалу, на который ты совсем не рассчитывал. И каждый виток судьбы идет путем проклятья, и рушит столпы возведенные Железным королем, и губит династию, и впереди лишь реки крови Столетней воны, которая породит уже своих героев.

Никогда смерть не была такой величественной, как в «Проклятых королях».

Оценка: 10

Казалась бы, сухая, на страницах школьных учебников, под пером Дрюона история расцветает, наполняется цветом, доказывая, что реальность может быть куда интересней чем любая выдумка. Думаю, освещай писатели так другие исторические события, глядишь и люди знали бы историю не в пример лучше, потому что от чтения этого цикла оторваться невозможно, а прочитанное прочно укрепляется в памяти. Отдельного моего восхищения достойна последняя книга, целиком написанная в виде монолога кардинала Эли де Талейрана. Представляю, насколько сложной это было задачей. Впрочем, стиль Мориса Дрюона был великолепен на протяжении всего цикла, и последняя книга выглядит этакой вишенкой на торте, во всех смыслах: и в плане литературного мастерства автора, и в плане подведения логической черты под событиями цикла.

Отдельно хотелось бы отметить бережное отношения автора к историческим персонажам, и даже сопереживание им: написав о смерти своего любимого героя, Робера Артуа, Дрюон хотел оставить написание цикла и последняя книга увидела свет лишь спустя семнадцать лет после этого.

Примечательно, что сам Джордж Мартин отзывался об этом цикле как о «оригинальной Игре Престолов», рассказывая, что является горячим поклонником Мориса Дрюона и «Проклятых королей», которые стали одним из главных источников его вдохновения при создании знаменитого цикла романов «Песнь льда и огня».

Оценка: 10

Скажу кратко, для меня цикл «Проклятые короли» Мориса Дрюона является эталоном исторического романа. Этому, на мой взгляд, способствует удачно выбранный исторический период, великолепный язык книг и особенно способность автора описывать события так, будто но сам был их свидетелем.

На мой взгляд, автор очень удачно выбрал тему. Речь идет о событиях, которые в общих чертах известны любому школьнику (а еще - спасибо Дэну Брауну, без «Кода да Винчи» - ну никак!), а с другой - незаслуженно забытых и неосвещенных подробно в учебниках истории. Первый роман цикла начинается с расправы, учиненной над орденом Тамплиеров, инициированной французским королем Филиппом Красивым и Папой. Якобы, магистр Тамплиеров проклял своих палачей до 13 колена. Но это - всего лишь легенда, предисловие, а история повествует о реальных невзгодах и злоключениях правителей Франции, погрязших во грехе, интригах, борьбе за власть, соперничестве и жадности, рассказывает о сильных эмоциях и непростых характерах, о борьбе за выживание и гонку за властью.

Очень атмосферное и многогранное произведение. Великолепный цикл исторических романов!

Оценка: 10

«Проклятые короли» – пример эталонного исторического романа. Дрюон, работая над своим произведением, удивительно глубоко изучил историю Европы и, обладая тонким чувством слова, удивительно доходчиво изложил её в виде своих книг.

Дрюон, выступая в роли безымянного рассказчика, максимально абстрагируется от собственных эмоций. На удивление точно он описывает происходящие события со стороны исторических личностей, которым довелось жить в период распада французского величия. Пожалуй, единственные персонажи, отношение к которым Дрюону не удалось скрыть, были Филипп Длинный и Робер Артуа. И если нелюбовь к первому видится читателю лишь из повествования, в котором максимально коротко описано правление этого неплохого короля, то об отношении к Роберу автор заявляет прямо в тексте. Артуа для него любимый персонаж. Но, увы и ах, историческая проза безжалостна к привязанностям писателей. Вот так необычно смерть Робера Артуа стала точкой в истории проклятых которой. И кто в последних книгах вспомнит о проклятии, которое бросил с костра в адрес монархов Франции Жак де Моле? Цикл книг «Проклятые короли» как нельзя лучше демонстрирует, к чему приводит череда бездарностей на троне.

Есть в данном цикле и занятное заключение, исторический очерк, который подводит черту под историей катастроф, обрушившихся на Францию в первой половине четырнадцатого века. И заключение это обличено в целый роман, повествование которого ведётся от имени Перигорского кардинала. Однако и здесь автор показал себя мастером слова. Несмотря на различие в стиле повествования и сюжет, стоящий особняком от цикла, книга отлично вписывается в цикл.

Оценка: 10

Магнум Опус, подобного которому удается создать далеко не каждому автору. Невероятная глубина и масштабность, тщательная проработка во всем - автор щедро сыплет деталями: характеров, быта, событий, мест. нет ничего, чтобы мелькнуло в его книгах просто вскользь, всему он отводит место, всех одаривает должным раскрытием.Кропотливость такой работы просто поражает.

«Проклятые короли» описывают целую эпоху, скореедаже стык эпох, полжив в основу произведения сильнейшу и влиятельнейшую державу того времени, поднявшуюся в новозарожденном абсолютизме. Англичане тщетно пытаются усмирить непокорную Шотландию, Русь готовится встретить Батыево нашествие, испанский король водружает свое знамя над Гибралтаром, указывая, что Реконкиста уже лизка к завершению - а возведенная Филлипом Красивым абсолютная монархия рушится, повергая страну в хаос по причине того, что выстроенная вокруг единственного могучего правителя вся конструкция рушится, как только правитель сменяется слабым наследником.

Произведение Дрюона - это то, без чего немыслимы жанры не только совремнного исторического романа, но и современного фэнтези, а инструменты и решения можно найти во многих других, несмежных жанрах.

Оценка: 10

Отличный цикл, низкий поклон автору за колоссальную работу, которую пришлось ему выполнить при написании. Уж и представить сложно, сколько пришлось перелопатить воспоминаний, биографий, справочников, со сколькими историками проконсультироваться. Весь цикл неразрывно связан между томами, не вижу возможности прочтения одиночных романов - вопросов останется тьма, хотя Дрюон регулярно напоминает и пересказывает какие-то события из более ранних томов. Для любителей экшена, постоянных событий и интриг - самое то, наверное. Мне не хватило описания быта, вооружения, каких-то нюансов нравов, традиций. Еще из минусов и того, что я не люблю (на мой вкус) отметил такой прием, когда персонажу для идентификации выделена одна яркая отличительная черта, которая всегда упоминается и используется по ходу действия. Если персонаж представлен сентиментальным, он будет рыдать каждый раз, по поводу и без. Если у него всегда закрыт один глаз, то в кульминации диалога он будет непременно открываться, чего «никто никогда не видел», но происходит это регулярно)). И такой чертой он наградил бОльшую часть своих героев.

В целом, очень познавательно, увлекательно, цельно. Рекомендую.


«В Проклятых королях» есть всё. Поверьте, Старки и Ланнистеры ничто иное как Капеты и Плантагенеты. Это первоначальная «Игра престолов».

Американский фантаст решил создать своё подражание французскому новеллисту. И нельзя не признать, у него это неплохо (хотя и несколько затянуто) получилось. Но оригинала он всё-таки не превзошел.

Цитата:

В трагическую годину История возносит на гребень великих людей; но сами трагедии - дело рук посредственностей.

В начале XI века Франция была наиболее могущественным, самым густонаселенным, самым жизнедеятельным, самым богатым государством во всем христианском мире, и недаром нашествий ее так опасались, прибегали к ее третейскому суду, искали ее покровительства. И уже казалось, что вот-вот для всей Европы настанет французский век.

Как же могло так случиться, что сорок лет спустя эта самая Франция была разгромлена на полях сражений страной, население которой было в пять раз меньше; что знать ее разбилась на враждующие между собой партии; что горожане взбунтовались; что ее народ изнемогал под непосильным бременем налогов; что провинции отпадали одна за другой; что шайки наемников отдавали страну на поток и разграбление; что над властями открыто смеялись; что деньги обесценились, коммерция была парализована и повсюду царила нищета; никто не знал, что принесет ему завтрашний день. Почему же рухнула эта держава? Что так круто повернуло ее судьбу?

Посредственность! Посредственность ее королей, их глупое тщеславие, их легкомыслие в делах государственных, их неумение окружить себя нужными людьми, их беспечность, их высокомерие, их неспособность вынашивать великие замыслы или хотя бы следовать тем, что были выношены до них.

Не свершиться ничему великому в области политической все скоротечно, если не будет людей, чей гений, свойства характера, воля смогут разжечь, сплотить и на править энергию народа.

Все гибнет, когда во главе государства стоят, сменяя друг друга, скудоумные люди. На обломках величия распадается единство.

Франция - это идея, сочетающаяся с Историей, в сущности, идея произвольная, но она с тысячного года усвоена особами царствующего дома и с таким упорным постоянством передается от отца к сыну, что первородство в старшей ветви скоро становится вполне достаточным основанием для законного вступления на престол.

Конечно, немалую роль играла тут и удача, словно бы судьба решила побаловать эту только еще складывавшуюся нацию и послала ей целую династию несокрушимо крепких правителей. От избрания первого Капетинга вплоть до кончины Филиппа Красивого лишь одиннадцать королей в течение трех с четвертью веков сменили друг друга на троне, и каждый оставил после себя потомство мужского пола.

О, конечно, не все эти владыки были орлами. Но почти всегда вслед за бесталанным или неудачливым принцем сразу же вступал на престол, словно была на то милость Небес, государь высокого полета, или же великий министр правил за немощного монарха.

Совсем еще юная Франция чуть не погибла, попав в руки Филиппа I - человека, наделенного мелкими пороками и, как выяснилось впоследствии, неспособного вершить государственные дела. Но вслед за ним появился неутомимый Людовик VI Толстый, которому при вступлении на престол досталась урезанная держава, так как неприятель стоял всего в пяти лье от Парижа, и который оставил ее после своей смерти не только восстановленной в прежних размерах, но и расширил территорию Франции вплоть до самых Пиренеев. Безвольный, взбалмошный Людовик VII ввергает государство в гибельные авантюры затеяв заморский поход; однако аббату Сугерию, правящему именем короля, удалось сохранить единство и жизнеспособность страны.

И наконец, на долю Франции выпадает неслыханная удача, да не одна, а целых три подряд, когда от конца XII века до начала XIV ею правили трое одаренных или даже выдающихся монархов, и каждый восседал на престоле в течение достаточно долгого срока: процарствовали они - один сорок три года, второй сорок один год, третий двадцать девять лет - так, что все их главные замыслы успели претвориться в жизнь. Три короля, отнюдь не схожие меж собой ни по природным данным, ни по своим достоинствам, но все трое на голову, если не больше, выше заурядных королей.

Филипп Август, кузнец Истории, начинает выковывать подлинное единое отечество, присоединив к французской короне близлежащие и даже лежащие не слишком близко земли. Людовик Святой, вдохновенный поборник веры, опираясь на королевское правосудие, устанавливает единое законодательство. Филипп Красивый, великий правитель Франции, опираясь на королевскую администрацию, создает единое государство. Каждый из этой троицы меньше всего думал о том, чтобы угождать кому бы то ни было; прежде всего они стремились действовать, и действовать с наибольшей пользой для страны. Каждому выпало на долю испить полной чашей горькое пойло непопулярности. Но после их кончины их оплакивали куда больше, чем ненавидели, высмеивали или чернили при жизни. И главное - то, к чему они стремились, продолжало существовать.

Отечество, правосудие, государство - основа основ нации. Под эгидой этих троих зачинателей идеи королевства Французского страна вышла из полосы неопределенности. И тогда, осознав себя самое, Франция утвердилась в западном мире как неоспоримая, а в скором времени и главенствующая реальность.

Двадцать два миллиона жителей, надежно охраняемые рубежи, легко созываемое воинство, присмиревшие феодалы, строго контролируемые административные районы, безопасные дороги, оживленная торговля. Какая другая христианская страна могла теперь сравниться с Францией и какая из христианских стран не поглядывала на нее с завистью? Конечно, народ роптал под слишком тяжелой государевой десницей, но он возропщет еще сильнее, когда из-под твердой десницы попадет в слишком вялые или слишком сумасбродные руки.

После кончины Филиппа Красивого вдруг все разом расползлось. Длительная полоса удач в наследовании трона пресеклась.

Все трое сыновей Железного Короля по очереди сменялись на престоле, не оставляя после себя потомства мужского пола. В предыдущих книгах мы уже рассказывали о многочисленных драмах при королевском дворе Франции, разыгрывавшихся вокруг короны, перепродававшейся на аукционе тщеславных притязании.

На протяжении четырнадцати лет четыре короля сходят в могилу; было от чего встать в тупик. Франция не привыкла так часто устремляться в Реймс. Словно молнией сразило ствол капетингского древа. И мало кого утешило то, что корона перешла к ветви Валуа, ветви, но существу, суетливой. Легкомысленные хвастуны, непомерные тщеславны, все в показном, и ничего внутри, отпрыски ветви Валуа, всходившие на престол, были уверены, что им стоит улыбнуться, чтобы осчастливить все королевство.

Их предшественники отождествляли себя с Францией. А вот эти отождествляли Францию с тем представлением, каковое составили сами себе о собственной персоне. После проклятия, принесшего непрерывную череду смертей, - проклятие посредственности.

Первый Валуа - Филипп VI, прозванный «королем-подкидышем», короче говоря, просто выскочка, - за десять лет так и не сумел утвердить свою власть, потому что к концу этого десятилетия его кузен Эдуард III Английский завел династические распри: он предъявил свои права на престол Франции, и это позволило ему поддерживать и во Фландрии, и в Бретани, и в Сэнтонже, и в Аквитании все те города и всех тех сеньоров, что были недовольны новым государем. Будь на французском престоле монарх порешительнее, англичанин наверняка так и не осмелился бы на этот шаг.

Филипп Валуа не только не сумел предотвратить грозящей стране опасности

Куда там, флот его погиб у Слюйса по вине назначенного им лично адмирала, без сомнения назначенного лишь потому, что адмирал ровно ничего не смыслил ни в морских делах, ни в морских сражениях; а сам король в вечер битвы при Креси бредет по полю боя, преспокойно предоставив своей кавалерии крушить свою же собственную пехоту.

Когда Филипп Красивый облагал народ новым налогом, что вменялось ему в вину, то делал он это, желая укрепить обороноспособность Франции. Когда Филипп Валуа потребовал ввести еще более тяжелые подати то лишь для того, чтобы оплатить свои поражения.

За последние пять лет его правления курс чеканной монеты будет падать сто шестьдесят раз; серебро потеряет три четверти своей стоимости. Тщетно старались установить твердые цены на продукты питания, они достигли головокружительных размеров. Глухо роптали города, страждущие от никогда раньше не виданной инфляции.

Когда беда раскинет свои крыла над какой-нибудь страной, все смешивается и природные катастрофы сопрягаются с людскими ошибками.

Чума, великая чума, пришедшая из глубины Азии, обрушила свой бич на Францию злее, чем на все прочие государства Европы. Городские улицы превратились в мертвецкие предместья - в бойню. Здесь унесло четвертую часть жителей, там - третью. Целые селения опустели, и остались от них среди необработанных полей лишь хижины, брошенные на произвол судьбы.

У Филиппа Валуа был сын, но его, увы, пощадила чума.

Францию отделяли еще только две-три ступени от полного упадка и разорения, но с помощью Иоанна II, по недоразумению прозванного Добрым, эти ступени будут пройдены.

Эта череда сменяющих друг друга на троне посредственностей чуть было не уничтожила в средние века государственный строй, исходящий из посылки, что сама природа способна породить в лоно одного и того же семейства держателя верховной власти. Но разве народы чаще выигрывают в лотерее избирательных урн, чем в лотерее хромосом? Толпы, ассамблеи, даже ограниченные группы избирателен ошибаются так же часто, как ошибается природа; Провидение так или иначе скуповато на величие.

Морис Дрюон

Жила-была в советское время серия исторических романов, за которые народ бился в очередях почти так же, как за Дюма. Впрочем, мы зря перешли на паст-симпл, серия благополучно живет и сейчас. Правда, знают о ней куда меньше. А жаль, «Проклятые короли» Дрюона заслуживают если не вечной, то очень долгой памяти.

Морис Дрюон (1918-2009) даже не просто известный французский писатель. Таких в истории было множество. Он известный французский писатель, бывший одно время также министром культуры. Предки Дрюона имеют российское происхождение. Они эмигрировали еще до революции. Сам Морис принадлежал к тому поколению французов, которое испытало самый жгучий стыд от поражения в 1940-ом. Ему тогда было 22 года — золотой возраст молодого военного. В момент нашествия немцев Морис являлся кадетом офицерской школы. Кадеты были практически единственными, кто принял безнадежный бой, когда армия уже бежала. Этим событиям посвящена повесть «Последняя бригада», о котором мы еще поговорим.

Сегодня же мы будем говорить о самом значимом труде Дрюона — о серии исторических романов «Проклятые короли». Серия из 6 книг написана в 1955-60 гг, в 1977-ом к ним добавлена седьмая книга. В основе сюжета лежит история заката династии Капетингов, восхождение династии Валуа и начало Столетней войны, имевшей, как известно, в том числе и династическую подоплеку. Автор пытается разобраться, как так могло случиться, что могущественное государство Филиппа IV подкатилось к краю пропасти. Одним лишь вмешательством Англии этого объяснить нельзя.

Для любителей Средневековья очень важно разобраться в событиях, предшествовавших Столетней войне. Ведь практически любой автор исторических книг о войне так или иначе обращается к ним.


Король Филипп Красивый

Первый роман «Железный король» сюжетно сконцентрирован лишь на 1314-ом годе — том самом, когда сожгли вождей тамплиеров. Собственно, с них-то всё и начинается. Народная легенда гласит, что истоком всех бед Франции послужило проклятие тамплиеров. Возведенный на костер Великий магистр Жак де Молэ проклял тех, кто приложил руку к гибели Ордена — папу Климента V, министра Гийома де Ногарэ и короля Филиппа IV. Да и род короля до тринадцатого колена. Не будет спойлером сказать, что проклятие сбывается. Правда, не столько дланью Господней, сколько руками людей.

Автор не останавливается только на 1314-ом. Он должен показать, в каком состоянии оставил Францию Филипп IV. Это начало реформ перехода от феодализма к централизации, развитие ремесел, торговли, робкие начала народного представительства. Разумеется, феодалы против, но народ, он, несмотря на тяжесть налогов, стоит за короля. В любом случае, в начале XIV века Франция являлась сильнейшим государством Европы. И уж точно не заштатной островной Англии бросать ей вызов.

Но что один король может создать, то другие вполне могут и загубить. Мало ли таких примеров в истории. Филипп Красивый, «Железный король» тверд, порой жесток, но честен и даже нелицемерно добродетелен. Всё, что он делает, делается исключительно на благо государства. И его заботит не вопрос своей кончины, а то, на кого он оставит Францию. Наследник Людовик слаб как здоровьем, так и духом. Вся надежда на «старую королевскую гвардию», на министров, которых воплощают Ногарэ и Мариньи. Но Ногарэ проклят, и проклятье настигнет его еще раньше, чем Филиппа, а Мариньи состоит в глухой вражде с крупными феодалами, вождем партии которых является брат короля Карл Валуа.


Жак де Молэ

Проклятие тамплиеров остается проклятием, но центральное место в жизни Железного короля в романе занимает семейная драма, которая в итоге привела к угасанию династии. Это в принципе тоже не спойлер, поскольку всё известно из истории. Кстати, Дрюон не позволяет себе вольностей в отношении героев и событий. В этом он куда аккуратнее таких мэтров как Дюма. Уж те привирать красного словца ради были куда как горазды. Прочитав их, в истории можно только запутаться, прочитав Дрюона, вы в ней разберетесь и усвоите.

Итак, семейная драма. Было у короля три сына и все трое… нет, не дураки (хотя и не умные), а рогоносцы. Их обманули жёны. В том самом смысле, да-да. По итогам разбирательства принцесс отправляют в заточение. Но, что очень важно, развода при этом не оформляется. Ну не было тогда так же легко развестись, как сейчас. Для этого надо иметь карманного папу Римского. А тот, как известно, тоже проклят и почил в Бозе.

И что же означает это обстоятельство? А вот что: после короля остаются три принца, но у всех троих в данный момент нет наследников. Судьба династии повисает на волоске. Тогда, правда, об этом еще не беспокоились. Во-первых, их самих трое, во-вторых, мужики они еще молодые, как-нибудь да разберутся еще со своими проблемами. Но разберутся ли? Вот об этом мы узнаем из следующих романов серии.


Казнь тамплиеров

Цитата:

«Костер разгорелся с новой силой, и Жоффруа де Шарнэ, приор Нормандии, охваченный пламенем, уже напоминал обуглившийся ствол, который потрескивал в огне, покрывался пузырями, обращаясь постепенно в пепел, рассыпаясь пеплом.

Многие женщины теряли сознание. Другие сломя голову бросались к берегу, нагибались над протокой и даже не боролись с приступами рвоты, хотя король сидел чуть ли не напротив. Толпа, охрипшая от крика, примолкла, и кое-кто уже уверял, что совершится чудо, ибо ветер упорно дул все в том же направлении и пламя еще не коснулось Великого магистра. Нет, неспроста его так долго не берет огонь, неспроста костер с его стороны не желает гореть.

Но вдруг верхние поленья осели, и пламя, получив новую пищу, взмыло вверх, к ногам Жака де Молэ.

Внезапно завесу пламени прорвал голос Великого магистра, и слова его были обращены ко всем и к каждому и беспощадно разили каждого. И так неодолима была сила этого голоса, что казалось, принадлежит он уже не человеку, а идет из нездешнего мира. Жак де Молэ снова заговорил, как нынче утром, на паперти собора Парижской Богоматери.

«Проклятые короли» («Les rois maudits») — цикл исторических романов Мориса Дрюона, французского писателя, публициста и общественного деятеля. Цикл состоит из семи романов: «Железный король» (1955 г.), «Узница Шато-Гайяра» (буквально — «Королева в неволе», 1955 г.), «Яд и корона» (1956 г.), «Негоже лилиям прясть» (буквально — «Право мужчин», 1957 г.), «Французская волчица» (1959 г.), «Лилия и лев» (1960 г.); «Когда король губит Францию» (буквально — «Когда король теряет Францию», 1977 г.). В 1965 г. автор переработал первые шесть романов, придав им композиционно-стилистическое единство и объединив их в цельное, завершенное через 12 лет произведение.

Творчество Дрюона неразрывно связано с событиями новейшей истории Франции. Истинный патриот, активный участник Сопротивления, писатель придерживался консервативных взглядов и глубоко переживал утрату Францией статуса одной из ведущих колониальных держав мира, потерю внешнеполитической самостоятельности и разрушение вековых религиозно-нравственных устоев. Подобно тому, как в романе «Сильные мира сего», удостоенном Гонкуровской премии (1948 г.), Дрюон стремился на примере разложения и вырождения богатой, знатной семьи раскрыть подлинные, скрытые процессы, приведшие страну к катастрофе 1940 г., — здесь он обратился к событиям первой половины XIV в. для того, чтобы найти в далеком прошлом пример превращения богатой и процветающей Франции в опустошенное и разоренное государство, само существование которого было поставлено под угрозу. «В нашу эпоху <...> человек испытывает все более острую необходимость вернуться к истокам, он охотно вопрошает прошлое, чтобы обрести там вечные человеческие ценности и получить хотя бы частичные ответы на тревоги сегодняшнего дня», — писал автор цикла «Проклятые короли» Ф.С. Наркирьеру, объясняя причины своего обращения к полузабытому жанру исторического романа, расцвет которого пришелся на середину XIX в., когда произведения Вальтера Скотта и А. Дюма-отца оказывали огромное воздействие на современников. В 1930 — начале 1950-х гг. французские литераторы использовали исторические сюжеты либо для пропаганды социалистических идей («Робеспьер» Р. Роллана, «Кровавые дни Парижа» Ж. Кассу), либо для создания низкопробных приключенческих книжек («Милая Каролина» Ж. Лорана); редкие авторы ставили перед собой задачу воспроизведения картин ушедших эпох для освещения наболевших вопросов современности, как Маргерит Юрсенар в «Воспоминаниях Адриана» (1951 г.) и Морис Дрюон.

«Проклятых королей» Дрюона часто сравнивают с романами Дюма-отца; можно найти некоторое сходство в стиле и литературной манере этих писателей: интригующий, захватывающий сюжет, обилие диалогов, краткость описаний и т.д. Но, в отличие от классика жанра, Дрюон не романтизирует своих персонажей, которым не свойственны благородные, возвышенные чувства; действующие лица обычно руководствуются корыстью, властолюбием или похотью. Другое, принципиальное отличие «Проклятых королей» заключается в том, что Дрюон стремился максимально приблизиться к исторической правде и никогда не позволял себе вольного обращения с фактами. Писатель тщательно изучал средневековые хроники и тесно сотрудничал с профессиональными историками; среди персонажей почти нет выдуманных, «введенных» автором лиц, и в начале каждого романа (кроме последнего) дается краткий перечень участников предстоящих событий с указанием их званий и должностей (в «Лилии и Льве» — также и биографий).

Хронологически «Проклятые короли» Дрюона охватывают период с начала 1310-х до середины 1350-х гг., а истоки всех бед, обрушившихся тогда на Францию (постоянная смена королей, обнищание народа, чума и неудачное начало Столетней войны с Англией), согласно легенде, таятся в проклятии, которому подверг Жак де Молэ, Великий магистр ордена тамплиеров, французского короля Филиппа IV Красивого. Дрюон рисует перед нами неоднозначный, многокрасочный образ этого правителя: сплотивший страну и укрепивший ее могущество, король сумел подчинить как властительных баронов, так и самого римского папу, вынудив его переехать в Авиньон. Но, движимый алчностью, обуреваемый гордыней, Филипп IV решил прибрать к рукам богатства тамплиеров, заставив папу обвинить орден в ереси. Неправедное, затянувшееся на семь лет судилище завершилось казнью, и перед тем, как его полностью поглотило пламя костра, престарелый глава ордена выкрикнул страшные, грозные, пророческие слова. Рассказав в первом романе о последовавшей вскоре кончине «железного» короля, Дрюон в последующих пяти книгах описывает, как сбывается проклятие и на протяжении 14 лет вымирают дети и внуки Филиппа IV; на троне сменяются бездарные и недолговечные правители (Людовик X Сварливый, Клеменция Венгерская, Карл IV), верхушка знати одержима жаждой власти и занята интригами (особенно колоритна и зловеща фигура графа Робера д’Артуа), а честные и порядочные люди (Ангерран де Мариньи, ломбардские банкиры и др.) не могут противостоять бесчинствам монархов и претендентов на престол, и страна постепенно приходит в упадок. Завершающий цикл романа резко отличается от остальных — действие переносится из 1328 г. в 1350-е гг. и доводится вплоть до пленения короля Иоанна Доброго в битве при Пуатье — одной из самых позорных страниц в истории Франции; изложенные от лица перигорского кардинала события теряют динамизм и сопровождаются горестными рассуждениями о судьбах Франции и ее народа.

Предваряющий каждую книгу пролог отражает авторские взгляды на историю и политику. Особо следует выделить философски-обобщающее вступление к последнему роману, в котором писатель прямо указывает на посредственность и скудоумие властей предержащих как главную причину разорения страны; при этом Дрюон не различает форму правления, считая, что демократия вовсе не гарантирует народу зашиты от «проклятия посредственности»: «Но разве народы чаще выигрывают в лотерее избирательных урн, чем в лотерее хромосом?».

По мотивам цикла «Проклятые короли» Дрюона во Франции был снят телефильм (1973 г.); зрителям запомнился Жан Пиа, сыгравший роль Робера д’Артуа.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...